При проведении проверок инспекторами гпн. Как проходят пожарные проверки: важно знать. С чего начинается проверка

Нарушение пожарной безопасности (ПБ) приводит к самым серьезным последствиям. Именно по этой причине компании часто проверяются на предмет ПБ. Проверками занимается государственный пожарный надзор. В ходе контрольных мероприятий устанавливается соответствие деятельности фирмы всем нормативным актам. Ответственность за пожарную безопасность в нежилом помещении несет как его собственник, так и арендатор. Если будут обнаружены правонарушения, на лицо накладывается немалый штраф. По этой причине рекомендуется тщательно готовиться к проверкам.

Основания для контрольных мероприятий

Плановые проверки осуществляются раз в три года. Основания для них:

  • Ввод в эксплуатацию новой постройки.
  • Изменение класса пожарной безопасности.
  • Предыдущая проверка была проведена более трех лет назад.

Некоторые учреждения проверяются чаще из-за повышенной важности пожарной безопасности. Это образовательные и социальные учреждения, субъекты здравоохранения. Частота контрольных мероприятий в данном случае установлена Постановлением Правительства от 23.11.2009 г. №944. Субъекты, специализирующиеся на предоставлении дошкольного образования, могут проверяться раз в год.

Рассмотрим основания для организации внеплановой проверки:

  • Завершение срока выполнения положений предписания, выданного пожарным надзором раньше.
  • Введение специального противопожарного режима.
  • Ввод в эксплуатацию помещения после строительства здания.
  • Завершение капитального ремонта.
  • Поступление жалоб.
  • Стало известно, что компания нарушает правила ПБ.

Основная особенность проверки – выездной характер. То есть инспекторы приезжают в компанию сами.

Разновидности пожарных проверок

Проверки подразделяются на виды в зависимости от периодичности их проведения:

  • Плановые. Проводятся редко и вне зависимости от наличия правонарушений. Компания может быть идеальной с точки зрения безопасности, но проверять ее будут в любом случае.
  • Внеплановые. Назначаются при наличии конкретных обстоятельств. К примеру, компания ввела в эксплуатацию новое помещение. Оно должно быть проверено на предмет пожарной безопасности. О контрольном мероприятии руководитель уведомляется за 24 часа.

Контрольные мероприятия подразделяются на виды в зависимости от характера их проведения:

  • Документарная. В этом случае осуществляется проверка документов, связанных с пожарной безопасностью.
  • Выездная. Инспекторы осматривают помещения компании.

И о плановой, и о внеплановой проверке руководитель узнает незадолго до ее проведения. У сотрудников просто не остается времени на принятие мер по устранению нарушений. Поэтому к мероприятию нужно готовиться заблаговременно.

Какие компании освобождены от проверок

Существует Постановление Правительства №294, действующее до завершения 2018 года. Согласно ему, субъекты малого и среднего бизнеса освобождены от плановых контрольных мероприятий. То есть проверки осуществляются только при поступлении жалоб на компанию. Однако данные льготы не относятся к помещениям, где предполагается массовое скопление людей. В частности, это:

  • Образовательные учреждения.
  • Субъекты здравоохранения.
  • Цеха, промышленные предприятия.
  • Места организации культурно-массовых мероприятий.

Данные исключения связаны с повышенной опасностью для большого количества людей.

Что проверяется при проверке пожарной безопасности

Существуют нормативные акты, регулирующие именно пожарную безопасность. Они устанавливают определенные требования по отношению к компании. Фирма проверяется на соответствие этим требованиям. Пожарный надзор проверяет следующие аспекты:

  • Наличие приказа управленца о назначении сотрудников, ответственных за соблюдение пожарной безопасности, и исполнение положений этого документа.
  • Приказ управленца о назначении инструктажа специалистов касательно вопросов пожарной безопасности.
  • Приказы о периодичности инструкций и тренировок.
  • Порядок отключения электроэнергии в ситуации возгорания.
  • Помещения, которые предназначены для курения, отдыха, хранения материалов.
  • Финансовый план на организацию пожарной безопасности.

Надзорные органы проверяют наличие табличек с указанием аварийных выходов, доступность последних, наличие огнетушителей.

Перечень проверяемых документов

Рассмотрим бумаги, которые, скорее всего, будут проверены надзорными органами:

  • Приказы о назначении ответственных лиц, утверждении плана обучения пожарной безопасности.
  • Инструкции по действиям при возгорании, по проверке рабочего места по окончании дня, по эксплуатации техники.
  • Журналы по вводному инструктажу, пожарной безопасности на рабочем месте, контролю над состоянием помещения.
  • Учет инструментов, нужных для тушения возгорания.
  • Разрешение на осуществление деятельности, аренду.
  • Сертификаты на технику, инструменты для тушения возгораний.

Полный перечень бумаг, касающихся пожарной безопасности, можно уточнить у представителей противопожарных структур.

Противопожарные требования к помещениям

К нежилым помещениям предъявляются следующие требования:

  • Наличие инструментов для тушения возгораний.
  • Наличие схем эвакуации, расположенных на видных местах.
  • Наличие табличек, обозначающих пути эвакуации при пожаре, расположение огнетушителей, кранов.

Все обозначения предназначены для обеспечения успешной эвакуации при возгорании.

Требования к прилегающим участкам

Противопожарные требования предъявляются не только к самим помещениям, но и к прилегающим к ним территориям. Рассмотрим эти требования:

  • Отсутствие мусора и прочего сора, который может легко воспламениться.
  • Незагороженные эвакуационные выходы.
  • Качественное освещение.

На прилегающих территориях нельзя разжигать костры ближе 50 метров от зданий.

Длительность контрольных мероприятий

Общая длительность проверки должна составлять не более 20 дней. Продолжительность мероприятий для субъектов малого бизнеса (число сотрудников не больше 100) составляет не более 50 часов в год, для микропредприятий (число сотрудников не больше 15) – 15 часов.

Результаты контрольных мероприятий

По завершении мероприятия составляется акт. Один из его экземпляров передается руководителю компании. Также проставляются отметки в журнале пожарных проверок. Если журнал отсутствует, оформляется акт. В нем прописывается следующая информация:

  • ФИО инспектора.
  • Информация о компании, которая проверяется.
  • Дата мероприятия.
  • ФИО участников проверки.
  • Список обнаруженных недочетов.

Если выявляются нарушения пожарной безопасности, оформляется предписание. В документе прописываются перечень недочетов, а также сроки, отпущенные на их исправление. Если руководитель не исполнит предписание, он будет привлечен к административной ответственности. Решение надзорного органа можно обжаловать. На протяжении 15 дней разрешается подать свои возражения в орган ЕПН. Обжаловать решение в суде можно в течение 3 месяцев.

Нарушения, которые часто выявляются в ходе проверки

Рассмотрим нарушения, которые часто обнаруживают во время контрольных мероприятий:

  • Наличие в помещениях взрывоопасных и огнеопасных веществ.
  • Хранение бумаг около потенциальных очагов возгорания.
  • Курение в неположенных местах.
  • Загораживание эвакуационных выходов.

Нарушения могут быть легкими и тяжкими, рецидивными (то есть повторяющимися несколько раз). Руководителя также могут наказать за правонарушения, которые стали причиной причинения вреда людям. Штраф для ЮЛ за недочеты в области пожарной безопасности составляет от 90 000 до 500 000 рублей.

27 января 2017 года вступил в силу Приказ МЧС России от 30.11.2016 N 644, в котором представлен новый Административный регламент исполнения МЧС функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности.

Что устанавливает новый регламент? Документ в основном посвящен вопросам организации и проведения плановых и внеплановых проверок органами пожарного надзора. Установлены предмет надзора, права и обязанности ревизоров и проверяемых лиц, основания для проведения проверок, порядок, сроки их проведения, досудебный порядок обжалования решений и действий контролеров и др. В документе также частично затронуты вопросы организации и проведения мероприятий по профилактике нарушений требований пожарной безопасности.

Каково главное нововведение в порядке «пожарных» проверок? Главное нововведение заключается в том, что государственный пожарный надзор в России теперь будет осуществляться на основе риск-ориентированного подхода.

Что такое риск-ориентированный подход?

Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и проведения государственного контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения плановых проверок зависит от того, к какой категории риска или классу опасности относится деятельность юрлица (ИП) или используемые этим лицом производственные объекты. Проще говоря, чем рискованнее, опаснее деятельность организации (ИП), тем чаще ее будут проверять в плановом порядке.

Зачем понадобились эти изменения?

Предполагается, что внедрение риск-ориентированного подхода позволит уменьшить затраты госструктур на контрольные мероприятия. Проверяемые лица также смогут сократить соответствующие издержки, и кроме того будут избавлены от избыточного давления со стороны государственного аппарата. Процесс перехода системы госконтроля на риск-ориентированный подход был запущен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 N 806. Этим документом установлены правила отнесения деятельности юрлиц (ИП) и используемых ими объектов к определенной категории риска или определенному классу опасности, приведены виды проверок, которые необходимо осуществлять с применением риск-ориентированного подхода. В перечень попали и проверки, проводимые Госпожнадзором.

Но ведь сейчас действуют «надзорные каникулы» для малого бизнеса?

Действительно, на трехлетний период (с 2016 по 2018 гг.) установлен мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства. Интересно, что «надзорные каникулы» были введены Федеральным законом от 13.07.2015 N 246-ФЗ, который ввел и такое понятие, как риск-ориентированный подход. Согласно этому закону риск-ориентированный подход при осуществлении госконтроля в обязательном порядке применяется с начала 2018 года. Однако Правительству РФ дано право досрочно определить те виды деятельности, в которых указанный подход может применяться раньше установленной даты. Правительство воспользовалось этим правом и «запустило» риск-ориентированный подход в систему «пожарных» проверок.

Как часто будут проходить «пожарные» проверки по новым правилам? Периодичность плановых проверок зависит от присвоенного класса риска, например:

  • для категории высокого риска - один раз в 3 года;
  • для категории значительного риска - один раз в 4 года;
  • для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 7 лет;
  • для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 10 лет;
  • для категории низкого риска - плановые проверки не проводятся.
Эти сроки установлены в приложении N 9 к регламенту МЧС.

Как будет определяться класс риска?

При присвоении объектам различных категорий риска учитываются тяжесть возможных негативных последствий несоблюдения на объекте противопожарных требований. Так, например, объекты дошкольного, начального и среднего образования, детские лагери считаются объектами высокой категории риска, а офисные здания высотой менее 15 метров или кафе, рассчитанные на 50 человек - объектами умеренного риска. Порядок ведения перечней таких объектов установлен п. 28-30 регламента МЧС.

Каким образом проверяемое лицо может узнать о грядущей проверке?

О проведении плановой проверки лицо, в отношении которого она проводится, должны уведомить не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала (п. 59 регламента МЧС). Копию документа могут направить либо по почте заказным отправлением, либо с помощью электронной почты, причем отправлен должен быть электронный документ, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью.

Как долго может продолжаться проверка?

По общему правилу, срок проведения как плановой, так и внеплановой проверки не может превышать 20 рабочих дней (п. 26 регламента МЧС). По результатам проверок должен быть составлен акт.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение пожарной безопасности? За непосредственно нарушение требований пожарной безопасности в зависимости от характера правонарушения организацию могут оштрафовать на сумму от 150 тыс. до 500 тыс. рублей (ст. 20.4 КоАП РФ), а за неисполнение в срок предписания пожарного инспектора - на сумму от 70 тыс. до 80 тыс. рублей (часть 12 ст. 19.5 КоАП РФ).

Законодатели сочли необходимым устранить ряд правовых пробелов в области обеспечения пожарной безопасности. С этой целью они приняли Федеральный закон от 28.05.2017 № 100-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Меры, предусмотренные этим законом, в значительной степени касаются изменения полномочий государственных и негосударственных органов в данной сфере. В то же время ряд изменений непосредственно относится к хозяйствующим субъектам в части проведения проверок соблюдения ими пожарной безопасности и наказаний за ее несоблюдение.

Что проверяет МЧС?

Так, в ч. 2 ст. 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» до сих пор было указано, что предметом проверки в области пожарного надзора является соблюдение на объекте защиты, используемом (эксплуатируемом) организацией в процессе осуществления своей деятельности, на на подземных объектах, при ведении горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и взрывчатых материалов промышленного назначения требований пожарной безопасности.

Теперь дополнительно к этому предметом проверки стало соответствие пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Очевидно, речь идет о требованиях, перечисленных в разд. V и VI данного закона.

Впрочем, за нарушение норм этого закона органы контроля и ранее выносили предписания (см., например, Постановление АС ВВО от 06.06.2016 № Ф01-1968/2016 по делу № А82-12662/2015, ФАС ПО от 30.07.2014 по делу № А12-26929/2013, ФАС СЗО от 05.06.2014 № Ф07-3211/2014 по делу № А56-38196/2013, АС ЦО от 11.04.2017 № Ф10-947/2017 по делу № А09-8744/2016), но теперь обращение к названному закону при проверках пожарной безопасности полностью узаконено.

Кроме того, проверки будут производиться теперь не на объектах защиты вообще, а в зданиях, сооружениях, на транспортных средствах, технологических территориях или используемых (эксплуатируемых) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности.

В Федеральном законе № 69-ФЗ так и не разъяснено понятие «объект защиты», но оно есть в ч. 15 ст. 2 Федерального закона № 123-ФЗ. Объект защиты – продукция, в том числе имущество граждан или государственное или (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

Получается, что теперь пожарной проверке могут подвергнуться объекты, используемые (эксплуатируемые) организациями и гражданами в процессе осуществления своей деятельности независимо об обязательности установления для этих объектов требований пожарной безопасности. Важен лишь факт использования этих объектов, причем из новой нормы закона неясно, идет речь об использовании на момент проверки или об использовании в прошлых либо будущих периодах.

Обращает на себя внимание также появившаяся возможность проверки отдельных земельных участков, которые используются в деятельности граждан или юридических лиц.

Новые сроки для проведения плановых проверок

Исходя из ч. 4 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ до сих пор основанием для включения плановой проверки лица в ежегодный план проведения плановых проверок являлось истечение:

1) трех лет со дня:

    окончания проведения последней плановой проверки;

2) одного года и более со дня окончания проведения последней плановой проверки объекта защиты, используемого (эксплуатируемого) организацией, осуществляющей деятельность в отдельных сферах деятельности.

Но теперь, как и в отношении некоторых других направлений госконтроля, периодичность проведения плановых проверок устанавливается Правительством РФ в Положении о федеральном государственном пожарном надзоре (далее – Положение) в зависимости от присвоенной объекту защиты, территории или земельному участку определенной категории риска.

Для отдельных сфер деятельности в отношении любого государственного или муниципального контроля, в том числе в части пожарной безопасности, такая периодичность устанавливается, как и ранее, в соответствии с ч. 9 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О юридических лиц и при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Имеются в виду здравоохранение, образование, социальная сфера, теплоснабжение, электроэнергетика, и повышение

В настоящее время действует перечень таких видов деятельности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944. В отношении указанных в нем видов деятельности в части пожарной безопасности проверки проводятся:

Наименование вида деятельности

Периодичность проведения плановой проверки

Оказание амбулаторно-поликлинической помощи

Не чаще одного раза в 2 года

Оказание стационарной и санаторно-курортной медицинской помощи

Дошкольное и начальное общее образование

Не чаще одного раза в год

Основное общее и среднее (полное) общее образование

Деятельность детских лагерей на время каникул

Один раз перед началом каникул

Предоставление социальных услуг с обеспечением проживания

Не чаще одного раза в год

Что касается других видов деятельности, в отношении которых при проведении пожарных проверок теперь применяется риск-ориентированный подход, то хозяйствующим субъектам следует обращаться к п. 20 – 29 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре.

Читайте также

  • Соблюдение трудового законодательства: проверки упорядочиваются

Используемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями производственные объекты, являющиеся объектами защиты, подлежат отнесению к одной из категорий риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности (далее – Правила).

Главные государственные инспекторы по пожарному надзору (их заместители) относят объекты защиты к категориям риска в соответствии с критериями, указанными в приложении к Положению. В зависимости от установленной ими категории риска периодичность проверок составляет:

И основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок теперь будет являться истечение в году проведения проверки установленного для соответствующей категории риска периода времени с даты:

    ввода объекта защиты в эксплуатацию или изменения его класса функциональной пожарной безопасности;

    окончания проведения последней плановой проверки.

В отношении объектов защиты, отнесенных к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся. К такой категории объект относится, если решение в отношении него не принималось. Кроме того, государственный инспектор может изменить категорию объекта защиты, если тот стал соответствовать иным критериям, указанным в приложении к Положению, собственник (правообладатель) объекта защиты вправе подать заявление об этом.

Также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель могут подать запрос о предоставлении им информации о присвоенной используемым ими объектам защиты категории риска, а также сведений, использованных при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

На МЧС России размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация об объектах, отнесенных к категориям высокого и значительного рисков, содержащаяся в перечнях объектов защиты:

Сведения об объектах высокого и значительного риска:

в – http://82.mchs.gov.ru/document/4583489;

– в – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Perechen_obektov_zashhity_na_territorii.

Ежегодные планы проведения плановых проверок:

по Республике Крым – http://82.mchs.gov.ru/Deyatelnost/Napravlenija_dejatelnosti/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat;

– по Севастополю – http://92.mchs.gov.ru/dejatelnost/Nadzornaya_deyatelnost_i_profilaktichesk/Plani_provedenija_proverok_i_ih_rezultat.

О внеплановой проверке

Напомним также, что может быть проведена и внеплановая проверка пожарной безопасности. В соответствии с ч. 5 ст. 6.1 Федерального закона № 69-ФЗ для этого должны иметь место следующие основания:

    истечение срока исполнения организацией или гражданином выданного органом государственного пожарного надзора предписания об устранении выявленного нарушения требований пожарной безопасности;

    наличие решения органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении особого противопожарного режима на соответствующей территории;

    поступление в орган государственного пожарного надзора сведений от организаций или граждан, владеть, пользоваться или распоряжаться объектом защиты, о вводе объекта защиты в эксплуатацию после строительства, технического перевооружения, реконструкции, капитального ремонта или об изменении его класса функциональной пожарной опасности;

    поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений разных лиц, информации от должностного лица органа пожарного надзора, из СМИ о фактах нарушений требований пожарной безопасности в определенных ситуациях (теперь также – о несоответствии объекта защиты, территории или земельного участка, пожарно-технической продукции требованиям Федерального закона № 123-ФЗ);

    наличие приказа (распоряжения) (заместителя руководителя) органа государственного пожарного надзора о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента РФ или Правительства РФ либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Обратите внимание: получается, что теперь одним из оснований для внеплановой проверки органом пожарного надзора может оказаться поступление некой информации от должностного лица этого же органа. Причем при наличии такого основания внеплановая выездная проверка может быть проведена незамедлительно, то есть без предварительного уведомления организации или гражданина и с извещением органа прокуратуры в течение 24 часов с начала проверки, а не заранее (ч. 12 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Согласно изменениям, внесенным в ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ, организовать обучение мерам пожарной безопасности организации теперь обязаны не только в отношении работников, но и вообще лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях.

Большие штрафы от МЧС

Хозяйствующим субъектам необходимо уделять особое внимание обеспечению противопожарной безопасности и готовиться к проведению проверок в этой сфере. Федеральным законом № 100-ФЗ уточнены размеры наказаний за нарушения в этой области (ст. 20.4 КоАП РФ), теперь они таковы:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Юридические лица

Нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.32* и 11.16** и ч. 6, 6.1 и ст. 20.4 КоАП РФ (ч. 1)

Предупреждение или штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 6 000 до 15 000 руб.

Штраф в размере от 20 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб.

Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима (ч. 2)

Штраф в размере от 2 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб.

Штраф в размере от 200 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека (ч. 6)

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб.

Штраф в размере от 350 000 до 400 000 руб.

Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека (ч. 6.1)

Штраф в размере от 600 000 до 1 000 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Неисполнение производителем (поставщиком) обязанности по включению в техническую документацию на вещества, материалы, изделия и оборудование информации о показателях пожарной опасности этих веществ, материалов, изделий и оборудования или информации о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, если предоставление такой информации обязательно (ч. 7)

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб.

* Нарушение правил противопожарной безопасности в лесах.

** Нарушение требований пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте.

Если в отношении хозяйствующего субъекта уже было вынесено предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, но оно оказалось не выполнено, то в соответствии с ч. 12 – 14 ст. 19.4 КоАП РФ нарушитель будет наказан так:

Нарушение

Граждане

Должностные лица

Индивидуальные предприниматели

Юридические лица

В общем случае

Штраф в размере от 1 500 до 2 000 руб.

Штраф в размере от 3 000 до 4 000 руб.

Штраф в размере от 70 000 до 80 000 руб.

На объектах защиты, на которых осуществляется деятельность в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания

Штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.

Штраф в размере от 5 000 до 6 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 90 000 до 100 000 руб.

Повторное невыполнение

Штраф в размере от 4 000 до 5 000 руб.

Штраф в размере от 15 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок до 3 лет

Штраф в размере от 40 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Штраф в размере от 150 000 до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

должностные лица

По поводу расчета пожарного риска. Инспектор проверяет только правильность исходных данных. Например, если в расчете у вас указано 2 эвакуационных выхода, а на самом деле он один (второй например не является эвакуационным, а вы этого не знали), такой расчет не принимается и при проверке не учитывается. Сам расчет, его ход, все формулы в нем инспектор не проверяет. Если претензий к входящим данным нет, расчет считается соответствующим и учитывается при проверке.

2) выполнение организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности;

Наиболее ёмкий пункт. Инспектор проверяет выполнение всех предъявляемых требований пожарной безопасности к объекту защиты. Соответственно, для каждого объекта это свои требования. В зависимости от того чем меньше и проще объект, тем требований к нему меньше и наоборот.

3) наличие организационно-распорядительных документов по организации обучения мерам пожарной безопасности, а также знания требований пожарной безопасности в пределах компетенции;

4) готовность персонала организации к действиям в случае возникновения пожара;

Для объектов с массовым пребыванием и (или) с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения. Проверит выполнение п.12 и п.13 Противопожарного режима в РФ.

12. На объекте с массовым пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также проведение не реже 1 раза в полугодие практических тренировок лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте.

13. На объекте с круглосуточным пребыванием людей, относящихся к маломобильным группам населения (инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, люди с недостатками зрения и дефектами слуха,

а также лица преклонного возраста и временно нетрудоспособные), руководитель организации организует подготовку лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте, к действиям по эвакуации указанных граждан в случае возникновения пожара.

Может, попросить (потребовать) провести тренировочную эвакуацию, опросить ответственных лиц на предмет знаний своих обязанностей и порядка действий в случае пожара.

5) правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов;

Здесь все просто. Инспектор проверит выполнение требований пожарной безопасности к производству, территориям. К примеру, проверяя порядок организации производства инспектор выясняет, нет ли нарушений ТПБ в производстве. Соответственно, необходимо выяснить, какие требования предъявляются к конкретному технологическому процессу и выполнить их. Требования могут быть организационные (бумаги, документы, ...) и конструктивные (требования к объему помещения, пределу огнестойкости, обработке огнезащитными составами, ...). Похожая ситуация и с остальными пунктами, пример действий:

1. Четко определите объект, к которому должны предъявляться ТПБ.

2. Выясните все требования предъявляемые к нему.

3. Выполните их.

Правила поведения людей может означать разработку инструкций по типу "там-то курение, розжиг костров и т.п. запрещается", "после работы привести помещение в чистоту и порядок, убрать горючие отходы, и т.д.". Это маленькие инструкции, обычно на одном листе, разрабатываются например для помещений, складов, производственных процессов. В общем, думаю, ясно.

6) создание и содержание подразделений пожарной охраны в соответствии с установленными нормами;

Пункт очень обширный и достаточно редкий, думаю не стоит в него углубляться.

7) наличие лицензии у юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

Если ваша деятельность подлежит лицензированию, вам в помощь и .

Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров;

Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

Что относится к деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:

1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем (элементов систем) дымоудаления и противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов

7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ

8. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах

9. Устройство (кладка, монтаж), ремонт, облицовка, теплоизоляция и очистка печей, каминов, других теплогенерирующих установок и дымоходов

10. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций

11. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения

8) наличие у организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

В файле содержится информация о сертифицированной продукции в Системе сертификации в области пожарной безопасности в РФ (ССПБ) по состоянию на 21.11.2011 года

Информация о выданных Сертификатах соответствия и Декларациях о соответствии продукции требованиям технического регламента о требованиях пожарной безопасности (ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ) размещена на сайте GOST.RU

10) наличие у изготовителей (поставщиков), лиц, осуществляющих реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, в технической документации на вещества, материалы, изделия и оборудование сведений о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними;

По каждой продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, необходимо иметь сведения о показателях пожарной опасности и мерах пожарной безопасности при обращении с ними. Требование относится к изготовителям, поставщикам, продавцам.

11) выполнение обязательных для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требований к пиротехническим изделиям и связанным с ними процессам производства, перевозки, хранения, реализации, эксплуатации, утилизации (при наличии продукции, являющейся объектом технического регулирования) и правил их идентификации в целях защиты жизни и (или) здоровья человека, имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно их назначения и безопасности.

проверка соблюдения всех требований, предъявляемых к пиротехническим изделиям и... далее по тексту.

Во время проведения плановой проверки:

1) осуществляется анализ сведений, содержащихся в документах, устанавливающих правообладателя объекта защиты, права и обязанности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, документах, используемых при осуществлении деятельности и связанных с исполнением требований пожарной безопасности, исполнением предписаний, постановлений и представлений должностных лиц органов ГПН. К указанным документам относятся:

Правоустанавливающие документы на объект защиты, учредительные документы;

Документы распорядительного характера (приказы, распоряжения о назначении лиц, ответственных за противопожарное состояние объекта защиты, - должностные инструкции);

Декларация пожарной безопасности;

Имеющиеся в органе ГПН предписания об устранении нарушений и (или) предписания по устранению несоответствия;

Материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;

Техническая документация, связанная с вопросами энергоснабжения, водоснабжения, установок систем предотвращения пожаров и противопожарной защиты, договоры на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию систем предотвращения пожара и противопожарной защиты;

Технологическая документация, наличие и ведение которой регламентируется техническими регламентами, правилами противопожарного режима, иными нормативными правовыми актами и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности;

Договоры аренды территорий, зданий, помещений, объектов, агрегатов, в том числе договоры лизинга, иные гражданско-правовые договоры, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения объектом защиты на законных основаниях, а также договоры на выполненные работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности, для определения лиц, несущих ответственность за обеспечение пожарной безопасности объекта;

Лицензия юридического лица или индивидуального предпринимателя, выполнявшего на объекте защиты работы, подлежащие лицензированию в области пожарной безопасности;

Сертификаты соответствия (декларации соответствия) на выпускаемую и (или) реализуемую продукцию;

2) оценка соответствия деятельности уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, требованиям пожарной безопасности, с проведением следующих мероприятий по контролю (одного или в совокупности):

обследования объекта защиты (визуального осмотра);

Отбора образцов продукции, проб и их исследования, испытания, измерения;

Проведения экспертиз и расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения требований пожарной безопасности с фактами причинения вреда.

Проведение указанных мероприятий осуществляется в присутствии уполномоченных должностных лиц органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка.

Если возникли вопросы или замечания, пишите их в комментарии

Что проверяет инспектор и как оформляются результы?

Что должен проверять инспектор на предприятии?

Представитель пожарного надзора проверяет противопожарное состояние объекта и выполнение ранее рекомендованных противопожарных мероприятий:

* осматривает территорию объекта, оборудование, здания, сооружения (в том числе строящиеся и реконструируемые);

* проверяет подъездные дороги, наличие пожарной техники и ее состояние, исправность автоматических установок пожаротушения, приспособлений пожарной сигнализации, средств связи, надежность функционирования внешнего и внутреннего противопожарного водоснабжения и т.д.

Как должны быть оформлены результаты проверок?

По результатам проверки инспектор составляет документ – предписание – с указанием мер необходимых для устранения нарушений требований пожарной безопасности.

Предписание должно быть обоснованным и ссылаться на нормативные акты. Ни одно из требований, заявленных устно, не является обязательным к выполнению.

Предписание состоит из двух разделов. В первом указываются меры из предыдущего предписания, не принятые в течение установленного срока. Второй раздел содержит перечень новых рекомендаций с указанием сроков их осуществления. Документ подписывается инспектором, проводившим обследование и руководителем предприятия.

Предписание составляется минимум в двух экземплярах. Один экземпляр остается в органе пожарного надзора для контроля. Второй в течение пяти рабочих дней после проверки передается предприятию для выполнения. Предписание необходимо подписать, подтверждая его получение и согласие со сроками выполнения указанных в нем требований.

Важно помнить:

Получив от инспектора предписание по результатам проверки, проверьте:

* перечислены ли все выявленные нарушения;

* указана ли норма законодательства, нарушенная предприятием;

* действует ли эта норма на сегодняшний день;

* применима ли она к вашему предприятию;

* установлен ли срок устранения нарушений.

Если таких данных в предписании нет, требования инспектора будут считаться необоснованными.

Предписание с необоснованными требованиями можно обжаловать в вышестоящем органе или у должностного лица государственного пожарного надзора в течение 10 дней после получения.

Можно ли устранить нарушения другим способом, не указанным в предписании?

При выявлении нарушения инспектор указывает в предписании не сами нарушения, а меры по их устранению. Такая практика является оправданной, поскольку многие руководители предприятий не знают, какие противопожарные меры нужно осуществить в конкретных случаях. Поскольку в предписании инспектор указывает только один способ для устранения нарушений, который не всегда бывает оптимальным, советуем уточнить есть ли альтернативные решения проблемы.

Пример. Инспектор обследовал малярный участок цеха, отнесенный по уровню взрывопожарной опасности к категории "А". При проверке выяснилось, что здесь работает 6 человек, а из помещения ведет только один выход. Следовательно, имеет место нарушение пункта 4.3.1 "Правил пожарной безопасности в Украине" и пункта 2.26 СНиП 2.09.02-85* "Производственные здания". В таком случае инспектор готовит постановление о прекращении работы малярного участка, а в предписании отмечает, что необходимо оборудовать второй эвакуационный выход из помещения в течение такого-то срока.

Естественно, что для выполнения предписания предприятию потребуются значительные дополнительные расходы средств и немало времени. Между тем устранить нарушения можно другими, менее затратными путями.

Первый способ – уменьшить количество работников до 5 человек: в таком случае помещение с одним выходом будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.

Второй способ – изменить категорию помещения ("А" вместо "В"), то есть вместо взрывопожароопасных лаков и красок использовать более безопасные материалы, благодаря дополнительной вентиляции увеличить кратность воздухообмена, использовать меньшее количество легковоспламеняющихся жидкостей и таким образом сократить возможную площадь их разлива. При снижении категории существенно смягчаются противопожарные требования, в том числе и в отношении эвакуации (в помещении может быть один выход).

Важно знать:

Если нарушение требований пожарной безопасности связано с количеством работников, площадью, расстоянием, величиной давления и т. п., обычно существует несколько альтернативных способов его устранения.

Какие вопросы нужно задать инспектору при получении предписания?

Руководитель, получивший предписание, должен выяснить следующие вопросы:

* суть каждого нарушения;

* требования какого конкретно нормативного акта по пожарной безопасности нарушены, является ли данный акт действующим на сегодняшний день и распространяется ли он на обследованное помещение;

* влияет ли выявленное нарушение на безопасность эвакуации людей при пожаре;

* можно ли выявленное нарушение квалифицировать как административное правонарушение;

* какие меры могут способствовать устранению нарушения;

* требования по срокам устранения выявленных нарушений.

Такой анализ ситуации позволяет выявить наиболее важные нарушения и выбрать оптимальный способ для их устранения. В случае несогласия с рекомендациями предписания аргументировано обжалуйте необоснованные требования.

Какие санкции может наложить инспектор?

Штрафы. Если в результате проверки выявлены административные нарушения, инспектор может составить постановление об административном взыскании. Такое постановление можно обжаловать в течение 10 дней в вышестоящем органе или в течение месяца – в суде.

Вышестоящий орган (должностное лицо) государственного пожарного надзора обязан проверить законность и обоснованность вынесенного постановления в течение 30 дней и принять соответствующее решение.

Если вы не согласны с принятым решением, то можете обжаловать его в суде в течение месяца с даты принятия решения.

Меры пресечения. Постановление о применении мер пресечения (например, о приостановлении работы предприятия или отдельного участка) можно обжаловать в вышестоящем органе или у должностного лица органа пожарного надзора в течение 5 рабочих дней со дня получения постановления.

Важно знать:

Инспектор не имеет права выносить постановление об административном взыскании или о применении предупредительных мер (например, о приостановлении работы предприятия). Такие Постановления выносятся только руководителем соответствующего органа пожарного надзора.

Важно знать:

Подача жалобы не отменяет действия самого постановления до момента принятия соответствующего решения судом.

Какие бывают проверки 1 г., 9 мес. назад

Репутация : 0

Виды проверок и периодичность их проведения

Целью пожарно-технических обследований и проверок является контроль соблюдения требований пожарной безопасности. Проверки могут быть плановые и внеплановые (целевые).

Плановым обследованиям и проверкам подлежат все предприятия, учреждения, организации. Периодичность таких проверок зависит от того, к какой группе объектов отнесено предприятие.
Периодичность планового пожарно-технического обследования

Группа Виды объектов Периодичность планового пожарно-технического обследования
Первая - промышленные и складские объекты категории "А" и "Б" по взрывопожарной опасности
- объекты категории "В" с площадью 500 м 2 и больше;
- объекты с массовым пребыванием людей и высотные дома,
- здания центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления,
- другие объекты, которые определяются соответствующим приказом начальника территориального органа госпожнадзора.
Раз в год
Вторая - промышленные и складские здания, которые принадлежат к категории "В" площадью меньше 500 м 2,

Сельскохозяйственных предприятия и фермерского хозяйства, на которых задействованные наемные работники,
- объекты торговли (кроме малых архитектурных форм),
- здания повышенной этажности,
- предприятия бытового обслуживания, подземного и многоэтажного гаражного кооператива и тому подобное, которые не вошли в групы I и III, перечень которых утверждается руководителем местного органа госпожнадзора.
Раз в три года
Третья - все государственные, ведомственные и кооперативные жилые дома (кроме домов повышенной этажности и высотных),
- дачные, садовые и гаражные кооперативы (кроме многоэтажных и подземных),
- другие малые архитектурные формы и тому подобное.
Раз в пять лет

Внеплановые проверки не проводятся, если предприятие заключило со страховой компанией договор о страховании гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении возможного ущерба.

Пожарно-технические обследования и проверки проводятся в присутствии руководителя (собственника) предприятия или его представителя, который должен быть заранее проинформирован о дате проведения проверки (!).

В каких случаях на предприятии не должна осуществляться плановая проверка?

Инспектор не имеет права проверять предприятие в текущем году, если:

* плановая проверка уже осуществлена в этом году;
* в этом году уже проведена экспертиза вашего объекта органами пожарного надзора;
* предприятие заключило договор страхования гражданской ответственности перед третьими лицами о возмещении последствий возможного ущерба. В таком случае ущерб, нанесенный третьим лицам из-за несоблюдения вами требований пожарной безопасности, полностью компенсирует страховая компания.

Внеплановые проверки проводятся для контроля выполнения решений (предписаний, постановлений) представителей

К приходу пожарного инспектора надо вооружиться!!!

Бизнесменам, к которым приходит пожарный инспектор, надо встретить его, вооружившись сводом законов. Если плановая проверка в вашем офисе проводится чаще раза в год – это незаконно.

Осуществлять государственный пожарный надзор, согласно кодексу об административных правонарушениях РФ, имеют право только государственные инспекторы по пожарному надзору, все другие должностные лица пожарной службы не имеют таких полномочий.

Требования пожарной безопасности для различных организаций могут различаться. В зависимости от использования, все объекты делятся на три группы по взрывопожароопасности. Первая группа – это промышленные и складские помещения категории "А" взрывопожароопасности и категории "В" при площади более 500 кв. м. Вторая группа – категория "В" при площади менее 500 кв. м. Третья группа – все государственные, ведомственные, жилые дома (кроме домов повышенной этажности и высотных) и другие малые архитектурные формы. Для каждой группы установлена своя частота проверок пожарными инспекторами. Плановые проверки проводятся: первая группа – не реже одного раза в год, вторая группа – один раз в три года, третья группа – один раз в пять лет.

Действующее законодательство предусматривает плановые пожарные проверки на любых объектах не чаще одного раза в год. Если плановая проверка в вашем офисе проводится чаще, это незаконно. Но это касается только тех объектов, где не зафиксировано нарушений.

Проверки и обследования проводятся на основании письменного распоряжения руководителя подразделения Государственной пожарной службы. В распоряжении обязательно должны быть указано название организации, а также точные сроки, в какой период должна быть проведена проверка.

Самые распространенные нарушения пожарной безопасности – отсутствие огнетушителей, несоответствие класса огнетушителей категории помещений или недостаток их количества, а также загромождение или блокировка пожарных выходов.

Если у инспектора нет достаточных доказательств того, что нарушены правила пожарной безопасности, то оформляется определение о возбуждении административного расследования, а протокол оформляется после его завершения, если, конечно, подтвердится факт нарушения. В других случаях протокол, составленный позже, считается недействительным. Административное расследование не может длиться более одного месяца. В исключительных случаях его могут продлить еще на один месяц в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ.

На практике инспектор часто не оформляет протокол сразу, а выписывает предписание, а уж потом, как правило, через месяц, а то и позже, если предписание не выполнено, налагает штраф. По закону в такой ситуации пожарные могут наказать фирму только за неисполнение предписания, а не за нарушение правил пожарной безопасности, выявленное в ходе предыдущей проверки. За неисполнение предписаний инспектора предусмотрены следующие штрафы: для юридических лиц – от 50 до 100 МРОТ, для предпринимателя или руководителя фирмы – от 5 до 10 МРОТ (часть 1 ст. 19.5 КоАП РФ).

Установленной законом формы протокола нет, он может быть составлен и от руки. Однако, оформляя протокол, инспектор должен строго придерживаться правил, установленных в ст. 28.2 КоАП РФ – должны быть указаны дата и время составления, данные лица, составившего протокол, данные нарушителя, свидетели, время и место совершения нарушения, суть нарушения и др. В протоколе обязательно должна стоять подпись нарушителя, подтверждающая, что ему разъяснили его права и обязанности. Также в нем обязательно следует указывать сведения о нарушителе, о том, что он совершил, а также предусматривающую ответственность за такое нарушение статью КоАП РФ. Если протокол составлен неправильно, главный государственный инспектор по пожарному надзору может дать проверяющим три дня на его исправление. Если и после исправлений в протоколе нет обязательных реквизитов, инспектор по пожарному надзору оштрафовать нарушителя уже не может.

Протокол подписывают пожарный инспектор и нарушитель. Если нарушителем является предприниматель или сотрудник фирмы, подписать протокол могут только они. Если протокол подписан неуполномоченным лицом, он недействителен. В течение суток после составления протокола инспектор должен отправить его главному пожарному инспектору по пожарному надзору или его заместителю. Главный государственный инспектор по пожарному надзору рассматривает протокол на открытом заседании в течение 15 дней с момента его составления. Вы можете присутствовать при этом лично или прислать своего представителя (по доверенности). Результаты рассмотрения недействительны, если о его времени и месте вас не известили. Если вы присутствовали на заседании, то копию постановления с результатами рассмотрения дела вам вручат сразу, если нет, вам вышлют ее по почте в течение трех дней.
Если вы не согласны с постановлением, то в соответствии с законом у вас есть 10 дней, чтобы обжаловать его в суде. Оплатить штраф вы должны в течение 30 дней с момента истечения срока обжалования. Но вы сможете всего этого избежать, если будете знать о своих обязанностях, правах, и с самого начала будете соблюдать все требования правил пожарной безопасности.