Состав и рекомендуемая площадь основных помещений общеобразовательной школы. Новые нормы санпин для школьников

Проектирование школьных зданий и помещений. Характеристики классных помещений. Помещения специального назначения. Помещение многоцелевого назначения. Кабинеты физики и химии. Помещения для групповых занятий. Помещения общественного назначения. Помещения вспомогательного назначения. Виды классов. Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания. Противопожарная защита. Защита от шума. Отопительные установки. Рекомендуемая температура школьных помещений. Установки энергоснабжения. Освещённость школьных помещений. Помещения для занятий трудом, мастерские, склады материалов. Помещения административного назначения. Проекты школьных зданий.

Классные помещения

Размеры классных помещений устанавливаются из расчета 2 м2 на одного учащегося, но минимальная площадь классного помещения должна быть ≥ 60 м2.

При стационарной расстановке классной мебели с расстоянием ее от классной доски ≥ 2 м расстояние от доски до последнего ряда стульев или скамей не должно превышать 9 м.

Устройство вешалок или гардеробов для верхней одежды в классных помещениях не разрешается. Устройства ступеней в классных помещениях следует избегать; возвышение перед классной доской (подиум) должно быть по возможности на всю ширину помещения. В специальных школах (для детей-инвалидов) устройство ступеней и подиумов в классных помещениях не разрешается.

Согласно гамбургским требованиям, к школьным зданиям для обучения 25 учащихся желательно иметь помещение размером 6,5 х 8 м, высотой 3,6 м. Дополнительно необходима площадь на открытом воздухе тех же размеров (со свободно передвигаемыми столами и стульями).

Помещения специального назначения:

помещение многоцелевого назначения (площадью примерно 80 м2), используемое в качестве резервного или комбинированного классного помещения и оборудованное эпидиаскопом и шторами для затемнения, с небольшим подсобным помещением для хранения проекционной аппаратуры;

кабинеты физики и химии;

специальные помещения с расположенными на наклонной плоскости постепенно возвышающимися рядами рабочих мест; высота верхнего прохода ≥ 0,25 м; ширина прохода между рядами рабочих мест 0,9 м. Площадь помещения ≥ 80 м2. Глубина помещения ≥ 8 м. Следует предусматривать демонстрационный стол с раковиной для стока кислот.

Следует предусматривать присоединения к газовой, водопроводной и электрической сетям с централизованной блокировкой.

По условиям безопасности такие помещения должны иметь раздельные выходы (не менее двух) в коридор.

Кабинеты физики и химии должны быть непосредственно соединены со своей лаборантской (площадью ≥30 м2), которая располагается за спиной учителя.

Помещения для групповых занятий должны, кроме входа из классных помещений и специализированных кабинетов, иметь еще и вторые входы (возможно допускается через гардеробную).

Помещения для практических занятий используются преимущественно только для указанной цели. Помещения для практических занятий по физике и химии, рассчитанные на 40 и более рабочих мест, требуют устройства раздельных выходов и установки быстродействующих спринклеров, а также устройства таких полов, физические характеристики которых не благоприятствуют накоплению электрических зарядов.

Помещения общественного назначения

Актовый зал предназначается для проведения собраний и демонстрации кинофильмов; предусматривается возвышение для проведения гимнастических упражнений (1,2 м над уровнем пола). Рядом с актовым залом предусматриваются помещения для переодевания. Площадь актового зала рассчитывается, исходя из нормы 0,6 м2 на одного учащегося. В актовых залах не допускается устройство сгораемой облицовки стен и перекрытий; ряды стульев закрепляются неподвижно.

Устройство в школах помещений общественного назначения с числом мест 200 и более регламентируется требованиями, предъявляемыми к помещениям для общественных собраний. Если школьные помещения общественного назначения намечается использовать для проведения внешкольных мероприятий, то при проектировании следует предусматривать устройство дополнительных уборных и гардеробных.

Библиотека, читальный зал . Площадь помещения библиотеки ≥ 25 м2. В читальном зале следует устраивать звукопоглощающее, бесшумное покрытие пола. Освещенность мест для чтения должна быть ≥ 500 лк.

Рекреационные залы и дворы . Площадь помещения для пребывания учащихся во время плохой погоды назначается из расчета ≥ 0 0,5 м2 на одного учащегося. Это помещение может быть открытым только с одной стороны (по возможности, со стороны рекреационного двора). На открытой стороне, если пол зала выше уровня земли на 0,5 м и более, требуется устройство перил. В таком зале покрытие пола должно быть стойким к атмосферным воздействиям и безопасным для хождения. Высота рекреационных залов и проходов ≥ 2,25 м.

1. Целесообразные разбивки оконных проёмов, отвечающие размерам парт (столов). М 1: 200.

2. Размеры школьных классов, согласно Строительным правилам. М 1: 200.



3. Сопоставление различных требований к учетным помещениям в отношении их габаритов. М 1: 400.

4. Обычная ширина классных помещений, установленная исходя из ширины скамей. М 1:200.

5. Обычная расстановка школьной мебели (раздельная)

6. Расстановка рядами;



7. Расстановка при занятиях ручным трудом;

9. Расстановка на открытом воздухе в солнечные дни;

8. Расстановка при беседах.

Различают следующие виды классов : обычные классы, подобные упоминавшимся, и специализированные кабинеты. Классы делятся также на основные (стационарные) и «кочующие». При системе стационарных классов каждый учащийся имеет свое постоянное классное помещение, которое он покидает лишь изредка (уроки гимнастики, пения, занятия по труду и т.п.). При системе «кочующих классов» учащиеся меняют классные помещения, а учитель имеет свое постоянное классное помещение.


1. Классы с двусторонним освещением (с одной стороны оконные проемы над гардеробной и коридором). Благодаря местному расширению коридора обеспечен непосредственный доступ в два класса и расположенное между ними помещение для хранения учебных пособий. Архитекторы Норке, Розенберг. Мардаль.

2. Блок, состоящий из класса, класса на открытом воздухе и помещения для ручного труда. Типовое решение. Архитектор Нейтра.


3. «Пилообразная» планировка плана. Возможны взаимные помехи занятий. Архитектор Карбонара;

4. Класс дополнительно освещен сзади через высокорасположенное окно, недоступное для посторонних взглядов. Расширение коридора перед каждым классом, используется для размещения гардеробной и кладовой. Архитектор Карбонара;


5. Шестиугольные классы с изолированными помещениями для ручного труда треугольной в плане формы. Архитектор Брехбюлен.

6. Шестиугольные классы без коридора со входом через гардероб-тамбур; имеется проход под навесом. Архитекторы Готтвальд, Вебер.


7. Четыре класса с двусторонним освещением на каждом этаже. Классы имеют боковые треугольные ниши для проведения групповых занятий. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

8. Два класса с двусторонним освещением на каждой лестничной клетке многоэтажного здания. Архитектор Шустер.

Окна. Площадь окон должна составлять от 1/5 до 1/2 площади пола. В помещениях для занятий должно быть обеспечено постоянное проветривание без сквозняков (например, проветривание через щели).

Требуемая кратность обмена воздуха: в помещениях для занятий и практических упражнений - четырехкратный обмен воздуха, в электрокухнях - шестикратный, в кухнях другого типа и в помещениях для химических опытов - десятикратный обмен воздуха.

Коридоры (рис, 4 - 6). При наличии одного класса ширина коридора должна быть ≥ 2 м. При односторонней застройке ширина коридора должна быть ≥ 2,5 м; при двусторонней ≥ 3 м. Расстояние от полотна открытой двери до противоположной стены коридора (С) должно быть ≥1м,

на 0,7 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 100 -500 чел.;

на 0,5 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором 500 -1000 чел.;

на 0,3 м на каждые 100 чел. при обслуживании коридором свыше 1000 чел.

Для зала вместимостью 1200 человек свободная ширина коридора С составит 5 0,7 + 5 0,5 + 2 0,3 = 6,6 м, что соответствует устройству двух коридоров шириной ≥ 3,3 м каждый.

Высота коридора должна быть 2,2 м. Желательная отделка стен коридоров, допускающая их мытье на высоту ≥ 1,3 м. Нормальная ширина коридоров 2,5 м. Ширина поперечных проходов и коридоров у помещений административного назначения 1,5 м.

Минимальная ширина коридоров не может быть сокращена за счет конструктивных элементов или встроенного оборудования. Коридоры должны иметь естественное освещение и вентиляцию. В коридорах, являющихся путями аварийного выхода, не разрешается устройство ступеней.

Тамбуры . Тамбуры должны отделяться от примыкающих к ним лестничных клеток и коридоров дверями, открывающимися в направлении аварийного выхода.

Двери . Ширина дверных проемов должна соответствовать максимальной интенсивности движения через них, но в любом случае должна быть не менее 1 м. Все двери должны открываться наружу.

В школьных зданиях с двусторонней застройкой коридоров двери противоположных помещений должны быть расположены «вразбежку», со взаимным смещением на две и более ширины дверного полотна.

Лестницы (рис. 7 и 8). Нормальная ширина лестничных маршей 1,25 м, но не более 2 м. Относительная величина подъемов (уклон лестницы): высота подступенков 17 см, ширина проступей 29 см; устройство забежных ступеней не допускается.

Перила устанавливаются на высоте 0,9 м; они не должны иметь открытых концов; перила и поручни для инвалидов должны быть непрерывными (рис. 7).

Проемы, ведущие из лестничных клеток к коридорам и другим помещениям, должны быть защищены от проникания дыма.

Остекления, устраиваемые на высоте 2 м и более, должны быть стойкими к механическим воздействиям. Лестничные клетки должны иметь прямое естественное освещение; на первом этаже должен быть устроен непосредственный выход наружу.


1. Окно классного помещения. Фасад М 1: 100.

2. Разрез по окну: обычное решение (а) и по швейцарским нормам (б).


3. Окно классного помещения. План М 1: 100.

5. Коридор, застроенный с двух сторон. Необходимые расстояния между дверями.

6. Коридор с односторонней застройкой. Требуемая ширина.

7. Разрез. М 1: 50.

8. План. При ширине >2м посередине маршей следует устраивать двойные поручни.

Помещения вспомогательного назначения

Гардеробные . Их размещение в учебных помещениях не допускается по гигиеническим соображениям. Возможно размещение гардеробов в коридорах (гардеробы-ниши).

Уборные следует располагать вблизи рекреационных дворов и рекреационных залов; в случае устройства больших централизованных уборных необходимо дополнительно предусматривать отдельные уборные на этажах. В специальных школах (для детей- инвалидов) уборные должны быть на каждом этаже. Уборные устраиваются раздельно для мальчиков и девочек, а также для учащихся и учителей; вытяжные воздуховоды из уборных не следует располагать под окнами помещений, где возможно длительное пребывание учащихся и учителей. Проход к уборным допускается исключительно через шлюзы с постоянным проветриванием (поперечное проветривание). Перегородки в уборных на высоту до 2 м следует торкретировать, они должны иметь моющуюся отделку или облицовку.

Двери уборных должны запираться изнутри с возможностью открывания их снаружи торцовым ключом.

Нормы расчета санитарных приборов:

на 40 учащихся (мальчиков): 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м;

на 20 учащихся (девочек) 1 унитаз;

на 15-20 учителей: 1 унитаз, 2 писсуара или желоб длиной 1 м; на 5-10 учительниц: 1 унитаз.

Конструктивное решение и инженерное оборудование школьного здания

Противопожарная защита . Несущие стены, колонны, прогоны и перекрытия должны быть огнестойкими.

Облицовку стен и потолков в учебных помещениях и мастерских следует выполнять из несгораемых материалов.

Школьные здания с шестью и более классами должны иметь два отдельных выхода (двери открываются наружу).

По согласованию с соответствующими органами противопожарного надзора следует устанавливать устройства пожарной сигнализации и пожаротушения. В остальных случаях для школ с пятью и менее классами или рабочими помещениями следует иметь ручной огнетушитель.

Защита от шума . Учебные помещения и мастерские должны быть защищены от шума посредством таких конструктивных мероприятий, которые обеспечивают достаточную звукоизоляцию и хорошие акустические качества.

Следует избегать появления в здании источников шума. Существующие источники шума следует снабжать звукоизоляцией.

Полы должны быть надежными и легко очищаемыми. В учебных помещениях покрытия полов должны иметь минимальное число швов; при хождении не должно возникать ощущение охлаждения ног.

Отопительные установки . Система центрального отопления должна обеспечивать равномерное нагревание воздуха в помещениях; следует предусматривать возможность ее легкого регулирования. В основном рекомендуется применять системы отопления, способные быстро реагировать на изменение внешних условий.

Радиаторы должны легко очищаться; система их размещения в здании должна эффективно противодействовать таким влияниям, как холод и сквозняки.

Температура в помещениях:

умывальные, душевые и гардеробные 22°С;

помещения для занятий и практических упражнений, административные и общественные помещения и относящиеся к ним коридоры 20°С;

все остальные помещения 15°С.

При радиационной системе отопления максимальная температура теплоизлучающих конструктивных элементов должна быть 35°С.



1. Вешалка для верхней одежды с запирающейся цепочкой, продеваемой через пальто и т.п., и вешалка с крючками, размещенными вразбежку;

2. Разрез по школьному коридору М: 100;

3. Гардеробная, расположенная между двумя классами М 1: 200;

4. План коридора М 1: 100;



5. Одностороннее расположение кабин уборных. Двери открываются наружу;

6. Уборные с писсуаром;

7. Двустороннее расположение кабин уборной;

8. Уборная в угловой части здания. Проветривается свежим воздухом, идущим из окна в умывальной. Двери кабин открываются внутрь (более рационально);

9. Одностороннее расположение кабин уборной;

10. Уборная с писсуаром;

11. Двустороннее расположение кабин уборной;м

12. Американские душевые и уборные в школьных зданиях: для девочек (вверху), для мальчиков (внизу).

Вентиляционные установки не должны быть шумными и не должны служить причиной возникновения сквозняков. Каналы и шахты должны быть из несгораемых материалов. Огонь, дым, пыль, запахи и шумы не должны проникать из очага их возникновения в другие помещения и не должны оказывать вредного воздействия на строительные элементы и конструкции.

Установки энергоснабжения . В школьном здании, у его входов и на дорогах школьного участка должно быть обеспечено достаточно интенсивное электрическое освещение.

Школьное здание должно быть оснащено электрической аварийной сигнализацией (звонком), даже при наличии сигнальной установки. При числе классов, равном 10, обязательно наличие аварийного освещения на путях эвакуации.

Освещенность рабочих мест в учебных помещениях и лаборантских должна быть 250 лк, за исключением случаев, когда требуется большая освещенность в связи с выполнением работ специфического характера (см, отдельные описания помещений).

Чертежный зал . Площадь чертежного зала около 100 м. Зал по возможности должен быть ориентирован на север и оснащен эпидиаскопом и шторами для затемнения; при зале должно быть вспомогательное помещение для хранения чертежей и моделей.

Глубина зала в зависимости от освещения должна быть 6 - 8 м. Длина зала в зависимости от числа занимающихся в нем учащихся устанавливается в пределах 10 - 16 м (таким образом, площадь чертежного зала примерно равна площади двух классных помещений).

Поскольку чертежи, укрепленные на демонстрационной доске достаточно различимы лишь с расстояния, не превышающего 9 - 11 м, в чертежном зале могут одновременно заниматься не более 25 учащихся. Исходя из этого оптимальная длина чертежного зала должна составлять 11,6 м.

Площадь оконных проемов должна быть равна 1/4 площади пола.

Зал для музыкальных занятий (рис. 3, 4). Этот зал располагают в стороне от учебных помещений. Его площадь равна площади 1,5 -2 обычных классов; ряды мест желательно располагать с подъемом (ступенями).

В качестве зала для музыкальных занятий во многих случаях может быть использован чертежный зал, оборудованный столами с откидными досками, при условии, что он отвечает акустическим требованиям (обычное соотношение сторон помещения 2:3).

Учебная кухня (рис. 8 и 10). Проход в учебную кухню должен быть предусмотрен только через шлюз (возможно используемый в качестве гардеробной), препятствующий прониканию запахов. Места вытяжки нельзя располагать под окнами учебных помещений. Учебная кухня должна быть непосредственно связана с кладовыми и комнатами для переодевания. В учебной кухне предусматриваются кухонные ниши с доступными с трех сторон столами, под которыми размещены шкафчики для хранения кастрюль, посуды и столовых приборов. Глубина помещений учебных кухонь 5 м и ≥ 8 м.

Помещение для ручного труда площадью ≥ 70 м2 должно иметь розетки для подключения швейных машин, а также для местного освещения у швейных машин.

Площадь оконных проёмов должна составлять 2/5 площади пола. Естественное и искусственное освещение рабочих мест ≥ 500 лк.

Учебная прачечная должна иметь непосредственный выход наружу. Выпускной кран в полу следует оснащать затвором, препятствующим распространению неприятных запахов; в помещении необходимо предусмотреть устройства для отвода газов и дыма.

Помещение гладильной должно находиться вблизи учебной прачечной с входом из коридора; при входе размещают контрольные лампы, сигнализирующие о включении и отключении электрических утюгов.

Помещение машбюро предусматривается в тех случаях, когда для данной цели не могут быть использованы другие помещения. Площадь помещения около 50 м2.

Тёмную комнату (проявочную) площадью 20 м2 целесообразно разделять на отсеки (для проявления, увеличения фотоснимков и наведения высокого глянца).

Мастерские (являющиеся источниками сильного шума) не должны мешать проведению учебных занятий в классах. К школьным мастерским предъявляются те же требования, что и к кустарным и ремесленным мастерским.

Склад материалов, используемых в этих мастерских, должен иметь по меньшей мере трудносгораемые ограждающие конструкции, а при хранении легко воспламеняющихся материалов - несгораемые конструкции.

1. Чертёжный зал;

2. Чертёжный зал с отдельными столами;



3. Зал для музыкальных занятий с откидными скамьями;

4. Откидная скамья местами для пяти чертёжников. План и разрез по a - b.

5. Переплётная мастерская;

6. Деревоотделочная мастерская;



7. Мастерская для занятий ручным трудом;

8. Учебная кухня;

9. Учительская;

10. Аксонометрия учебной кухни на рис.8.

Помещения административного назначения.

Кабинет директора школы следует располагать рядом с учительской, обеспечивая хороший обзор рекреационного двора. Площадь кабинета в зависимости от числа учащихся 25-30 м2. При кабинете должна быть предусмотрена приемная площадью около 25 м2.

Учительская не должна выходить окнами на рекреационный двор. Минимальная освещенность каждого рабочего места в учительской должна составлять 500 ж.

В учительских и примыкающих к ним гардеробных необходимо устанавливать умывальники. Кроме того, следует предусматривать достаточную резервную площадь для размещения учительской библиотеки.

Площадь учительской (в зависимости от числа классов) около 60 м2. В некоторых случаях возможно размещение в непосредственной связи с учительской рабочей комнаты площадью около 20 м2.

Комната коменданта школы , помещения для хранения уборочного инвентаря и умывальные для уборщиц.

Расположение: обязателен обзор зоны главного входа в школу. В некоторых случаях предусматриваются помещения для хранения и очистки уборочного инвентаря (с водоразборным краном и раковиной); в больших школах такие помещения устраиваются на каждом этаже. Необходимо одно помещение умывальной для уборщиц.

Кабинет школьного врача . Площадь кабинета должна обеспечивать возможность свободной установки одного шкафа и одной кушетки (носилок).

Техническое оснащение; рукомойник со смесителем и две розетки. Желательна непосредственная связь кабинета врача с приемной и комнатой для переодевания (для проведения массовых медицинских осмотров).

Комната для хранения учебных пособий . Площадь около 20 м2.

«Мокрые помещения » - умывальные и душевые - следует размещать вблизи бойлеров, с проходом через раздевальные. На высоту до 1,8 м обязательна облицовка стен глазурованными плитками или же их равноценная окраска. Для устройства полов следует применять рифленые керамические плитки или же керамические плитки с выступами. Отвод пара должен осуществляться без возникновения сквозняков.

Служебная квартира коменданта школы в принципе должна быть изолирована от учебной зоны, однако из нее должен быть виден школьный участок и в особенности вход на территорию школы.


1. План 2-гр этажа. Классы, расположенные по периметру здания, имеют одностороннее освещение;

2. План 1-го этажа с вестибюлем (финский проект). Центрально размещенный актовый зал с лестницами, ведущими на 2-й этаж (см. рис. 1), служит одновременно и гимнастическим; по периметру здания размещены специализированные кабинеты и помещения вспомогательного назначения;


3. Народная школа Munkegard в Дании с 20 нормальными классами, попарно размещенными в одноэтажном здании с небольшими озелененными двориками. В северной части здания двухэтажный блок со специализированными кабинетами. Архитектор Арне Якобсен.

1 - кабинет металлообработки; 2 - мастерская; 3 - библиотека; 4 - читальный зал; 5- комната для занятий рукоделием (для девочек); 6 - озелененный дворик; 7 - гардеробная; 8 - класс; 9 - дворик для занятий на открытом воздухе; 10 - внутренний двор; 11 - учительская; 12 - уборная; 13 - кладовая; 14 - актовый зал; 15 - фойе; 16 - сцена; 17 - архив; 18 - контора администрации; 19 - крытый переход; 20 - двор; 21 - гимнастический зал; 22 - сушилка; 22 - раздевалка; 24 - душевая, умывальная; 25 - уборная для мальчиков; 26 - умывальная для мальчиков; 27- уборная и умывальная для девочек: 28 - место для контейнеров с мусором; 29 - детский сад.


1. (Входной) (1-й) этаж здания народной школы, верхние этажи которого решены по типу, предложенному Шустером. Архитекторы Крамер, Зейдель, Хаузман.

1 - библиотека; 2 - хранение учебных пособий; 3 - учительская; 4 - кабинет директора; 5 - приемная; 6 - класс; 7 - гардеробная; 8 - ванная; 9 - детская; 10 - кухня; 11 - спальня родителей; 12 - жилая комната; 13 - терраса; 14 - комната для переодевания; 15 - фойе; 16 - уборная; 17 - помост; 18 - гимнастический зал; 19 - умывальная; 20 - комната преподавателя гимнастики; 21 - храненле гимнастических снарядов и инвентаря;

2. План верхней галереи (к рис. 3).

3. Народная школа с центрально расположенным актовым залом (Хельсинки). Вход в школу расположен под гимнастическим залом. План 1-го этажа и разрез. Архитектор Я. Ярви.


4. Начальная школа в Ратерсвиле с 20 нормальными классами. Внутренний двор окружен с северной стороны гимнастическим залом и специализированными кабинетами (шумные помещения), с востока и юга - классами, и с запада зоной помещений церковного назначения (отдельная зона). Каждая из свободно расположенных на участке групп учебных помещений имеет свой открытый рекреационный зал. Архитекторы Хэфели, Мозер, Штейгер.

Народные школы с числом классов более трех кроме классных помещений должны иметь одну комнату для хранения учебных пособий площадью 15 - 20 м2, служащую одновременно учительской (в некоторых случаях предусматривается отдельный кабинет для директора школы).

При необходимости предусматриваются специальные классы для черчения, пения, ручного труда, шитья, обучения приготовлению пищи, а также душевые.

В школах с числом классов более пяти необходим, кроме того, гимнастический зал площадью около 200 м2 с комнатой для хранения спортивного инвентаря и принадлежностей при нем, раздевальной и подсобными помещениями общей площадью 100 м2, всего 300 м2.

Двухкомплектная народная школа (в больших городах) состоит из 1 2 х 16 нормальных классов и 2 х 4 классов размером 2/3 нормального класса; площадь классов (37 1/3 класса размером 54 м2) составляет всего 2000 м2.

Кроме того необходимы следующие помещения:

для занятий по черчению и труду
2 х 1 чертежных зала с встроенными шкафами (площадь одного чертежного зала равна площади двух классных помещений) 2 x 2 = 4 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при зале 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 умывальные 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 x 2 помещения для занятий по труду 4 х 1 1/3 = 5 1/3 класса
2 х 1 помещения для профессиональной ориентации 2 x 1 = 2 класса
2 х 1 кладовые для хранения материалов 2 х 1/3 = 2/3 класса
для музыкальных занятий
2 х 1 зала для пения (по 108 м2 каждый) = 216 м2
2 х 1 помещения для хранения нот 2 х 1/3 = 2/3 класса
библиотеки, учительские и конторские помещения
2 х 1 библиотеки для учителей 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 библиотеки для учащихся 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 комнаты для заседаний и учебных занятий 2 х 1 1/3 = 2 2/3 класса
2 х 1 комнаты для учительниц 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 помещения гардеробных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 кабинета директора 2 х 2/3 = 1 1/3 класса
2 х 1 кабинета для заместителя директора 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 приемных 2 х 1/3 = 2/3 класса
2 х 1 швейцарских 2 х 1/3 = 2/3 класса
2x3 комнаты для.хранення учебных пособий 6 х 1/3 = 2 класса
прочие помещения
1 школьная кухня 1 1/3 класса
1 помещение для хранения продуктов при кухне 1/3 класса
1 мойка 2/3 класса
1 учебная прачечная 1 класс
2 помещения для хранения велосипедов 100 м2
уборные для мальчиков 4 класса
уборные для девочек 4 класса
для учителей 1/3 класса
для учительниц 1/3 класса
1 кабинет школьного врача 1/3 класса
1 изолятор 1/3 класса
2 комнаты молодежного клуба 1/3 класса
2 х 1 вспомогательных помещения при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
2 уборные при клубе 2 х 2/3 = 1 1/3
Кроме того, 2 гимнастических зала и т.д......

Потребность в площадях для других народных школ устанавливается в зависимости от их типа и величины.

Средние школы (шестиклассные), кроме 6 классов, рассчитанных на 40 - 48 учащихся, каждый должны иметь: аудиторию с расположением мест амфитеатром и киноустановкой; 1 темную комнату; 1 помещение для хранения пособий по физике и химии; 1 кабинет биологии, одновременно являющийся рабочей комнатой; 1 чертежный зал; 1 учительскую; актовый зал, одновременно используемый для музыкальных занятий; гимнастический зал; библиотеку; 3 мастерские (слесарную, столярную, переплетную) и кладовую для хранения материалов.


1. Школьное здание с большой общей комнатой. Благодаря сокращению площади коридоров и переходов образована большая общая комната, предназначенная для хорового пения, игр, бесед, просмотра диафильмов и т.п. В комнате имеются ниши для занятий ручным трудом и рукоделием. Блоки классов выше, чем блок общей комнаты, что дает возможность их двустороннего освещения и сквозного проветривания. Разработан «Рабочей группой 4» Вена. М 1:500;

3. Объединённая в единый двухъярусный; зал помещения внутренних коммуникаций школы используются в качестве общешкольных помещений. Архитектор Шадер.

2. Школа с классами старшей ступени (на 2-м этаже), классами младшей ступени, детским садом и буфетом (на 1-м этаже). Архитектор Э. Нойферт. 1 - холл; 2 - учительская; 3 - классы; 4 - класс на открытом воздухе; 5 - конторские помещения; 6 - буфет; 7 - кухня: 8 - детский сад: 9 - гардеробная; 10 - уборная.

Гигиенические и технические требования к разным школьным помещениям имеют своей задачей поставить в наилучшие условия учебно-воспитательную работу в учебных помещениях и правильно организовать использование остальных помещений.

Выполнение гигиенических требований является прежде всего необходимым в отношении основных учебных помещений - классов.

В любом здании школы под классы отводятся лучшие, наиболее просторные, светлые и благоустроенные комнаты. Для предупреждения напряжения зрения и слуха классы делаются длиной не более 9 м. Ширина класса устанавливается для старших классов не менее 6,1 м, для младших - не уже 5,9 м (в связи с меньшей длиной парт).

Вход в класс должен находиться против стола учителя. Классы с входом сзади неудобны вследствие запутанного графика движения детей при входе и выходе. При наличии двери в передней стене учитель не видит входящих в класс; вместе с тем эта дверь обусловливает сдвигание стенной классной доски влево, ближе к окнам, Где написанное на доске сильно отсвечивает ученикам.

Учебные лаборатории физики, химии и биологии предназначаются для занятий учащихся с V класса (естествознание) и по X класс включительно. Они состоят из самого кабинета, подсобной лаборантской комнаты для подготовки демонстраций и для хранения оборудования (материалов) и вспомогательных комнат, например, живого уголка при лаборатории биологии, и т. п. Живой уголок ориентируется на южную половину горизонта. Длина кабинета делается не более 10 м, ширина может доходить до 8 м (при двустороннем освещении).

Лаборантскую комнату удобнее всего иметь рядом с кабинетом, впереди его. Лаборантская комната соединяется дверями с лабораторией (сбоку от классной доски) и с коридором. Размеры - от 16 кв. м и более.

Опыт строительства и эксплуатации школьных зданий показывает, что весьма удобным является расположение учебных лабораторий одна под другой, в виде блока или крыла здания.

Физкультурный зал надо иметь в каждом здании семилетней и средней школы. Минимальным является зал в 128 кв. м, длиной в 16 м и шириной в 8 м; на 1 ученика в нём приходится 3 кв. м. Зал в 162 км. м (18 х 9) более удовлетворяет гигиеническим требованиям; в нём на 1 ученика приходится 4 кв. м площади. Высоту малого зала дают обычно в 4 м, большого - в 5 м. Окна в зале делают с обеих длинных сторон; для лучшего проветривания окна устраиваются на большой высоте, и рамы их затягиваются металлической сеткой (для безопасности при игре в мяч). Комнаты для переодевания и душевые необходимы при каждом благоустроенном физкультурном зале. Наличие душевых с горячей водой помогает сочетать физкультуру с водными процедурами, что важно для укрепления здоровья учащихся и для воспитания гигиенических навыков.

При отсутствии физкультурного зала занятия по этому предмету проводятся в рекреационных помещениях (специально убираемых влажным способом перед занятиями) и на воздухе - под навесом или на открытом месте школьного участка.

Рекреационные помещения и коридоры имеют своим назначением предоставить детям возможность отдохнуть между занятиями. Они предназначаются для проведения учащимися перемен сообразно своему желанию (в движении, беседе, игре) и делаются просторными. Шум, возникающий при совместном пребывании в одном рекреационном помещении большого количества детей, возбуждает и утомляет их. Поэтому лучше всего каждое помещение для отдыха отводить на 3-4 и ни в коем случае не более чем на 6 классов. Рекреационные помещения бывают двух типов: в виде отдельных помещений или в форме расширенного коридора в 4-6 м шириной.

Площадь рекреации на 1 ученика должна быть в 0,75 кв. м и во всяком случае не менее 0,65 кв. м.

Коридоры длиннее 50-60 м недопустимы в школьных зданиях.

Вестибюль-раздевалка обязателен для любого здания школы. Хранение верхней одежды детьми в коридорах и классах недопустимо, так как при этом загрязняются помещения и имеется возможность разнесения инфекционных заболеваний. У входа в здание или в самой раздевальной должен быть тамбур, благодаря которому при открывании наружной двери холодный воздух не проникает в вестибюль, где раздеваются дети, но предварительно в тамбуре смешивается с нагретым воздухом тамбура. Кроме того, тамбур препятствует возникновению сквозняков. Средний размер площади на 1 ученика в вестибюле принимается в 0,25 кв. м. Вестибюль должен иметь достаточное естественное освещение.

Библиотека - книгохранилище в большой школе состоит из помещения книгохранилища с раздаточной и отдельной комнаты-читальни. В небольших школах устраивают лишь помещение для книгохранилища. В этом случае важно располагать его рядом с классным помещением с тем, чтобы обе комнаты сообщались между собой. Таким образом, соседнее с книгохранилищем помещение может быть во внеурочное время использовано как читальня.

Учительскую следует располагать в наименее шумном месте школы. Размер её должен быть от 2 кв. м на учителя и во всяком случае не менее 12 кв. м.

Буфет или столовая - весьма необходимое для школьного здания помещение, так как дети нуждаются в горячем питании на протяжении занятий в школе. Для буфета или столовой отводится отдельное помещение, размер которого зависит от типа школы. Помещение раздаточной объединяется обычно с комнатой для подогрева пищи или при буфете-столовой делают самостоятельную кухню. Желательно иметь обособленное помещение для мытья посуды. Работу буфета (столовой) и постоянное снабжение детей кипячёной питьевой водой весьма облегчает установка водонагревателя. Для небольших школ является обязательным наличие кубовой.

Чтобы сократить переходы детей по зданию и вместе с тем предупредить засорение школы при переноске дров для топки плиты, отходов и тому подобного, буфеты правильнее всего делать в первом этаже двухэтажного и во втором этаже четырёхэтажного здания. В кухню или кубовую желательно иметь вход непосредственно с лестничной клетки.

Устройство в школьных зданиях застеклённых веранд или (в южных местностях) полузакрытых навесов на территории участка делают возможным проведение части занятий (в течение значительного отрезка учебного года) на открытом воздухе и организацию для некоторых учащихся «продлённого дня» при школе с питанием и отдыхом на воздухе. Все эти мероприятия имеют существенное значение для здоровья учащихся. Такую же цель преследует устройство при школе солярия и душа.

Во избежание занесения инфекции и угрозы закрытия школы для карантина (например, во время эпидемии гриппа), а также вследствие ряда других причин, размещение в здании школы квартир является недопустимым, кроме квартиры директора и сторожа; эти помещения должны иметь отдельные двери и не сообщаться с помещением школы.

Весьма важно, чтобы каждый учитель мог свободно читать план здания школы и разбираться в нём. Это несложно, но и требует знакомства с условными обозначениями, принятыми при составлении планов.

Внимание! Данный материал о требованиях, предъявляемых к строительству школ в 50-80-е года 20-го века .


Планировочные требования, состав помещении школ


Состав помещений школьных зданий принимается в соответствии со спецификой содержания образования, вместимостью и требованиями организации учебно-воспитательного процесса.

Все группы помещений должны быть расположены в здании по возможности изолированно друг от друга, но в то же время удобно связаны между собой горизонтальными и вертикальными коммуникациями.

Учебные помещения включают классные помещения, учебные кабинеты с лаборантскими, лаборатории с лаборантскими, кабинет технических средств обучения (ТСО), кабинет начальной военной подготовки.

Классные помещения, кабинеты и лаборатории следует объединять в учебные секции, в которые входят 3... 4 (допускается до 6) классных помещения или кабинеты и лаборатории (определяется в зависимости от количества потоков), рекреация и санитарные узлы (допускается объединение санитарных узлов для двух учебных секций) (IV...X классов).

Секции образуют блоки для учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Рекреационные помещения, предназначенные для одной группы, не должны быть проходными для учащихся других групп. Учебные секции для подготовительного и I-III классов должны быть обособленными.

Классы и кабинеты являются основными помещениями школьного здания, определяющими во многом его качества. Учебный класс в общеобразовательной школе рассчитывают на размещение 40 учащихся на одно- или двухместных партах и рабочего места учителя. Площадь класса принимают, исходя из нормы 1,25 м2 на одного учащегося, площадь специализированного кабинета, исходя из нормы 1,5 м2 на место.

В настоящее время в отечественной проектной практике применяют три типа классных помещений: продольный класс размером 9X6 со сплошным ленточным остеклением вдоль наружной стены, выполняемый в любых конструкциях;

Поперечный класс размером 6X9 со сплошным остеклением вдоль наружной стены и дополнительным подсветом, применяемый только при конструкции с поперечными несущими стенами;

Квадратный класс, размеры сторон которого колеблются от 7,2 до 8,0 м, со сплошным остеклением и устройством дополнительного подсвета со стороны рекреации используют для строительства школьных зданий каркасной конструкции или с поперечными несущими стенами (рис. 1).

Применение поперечного класса оправдано при меньшей наполняемости класса, когда рабочая зона составляет квадрат 6X6 м. Если в классе размещают 40 учащихся, создаются неблагоприятные условиях для восприятия классной доски с первых крайних парт.

Во всех видах классов окна должны располагаться слева от сидящих учащихся, площадь окон должна быть не менее 25% от площади пола. Наличие окон или верхних фрамуг в противоположных стенах, даже если эти окна будут выходить в рекреацию, или дополнительного подсвета сверху способствует более равномерной естественной освещенности, увеличивает ее интенсивность, позволяет лучше проветривать помещение.

Вход в класс следует располагать со стороны доски около кафедры преподавателя. Количество классов со входом со стороны задних парт («оборотный класс») не должно превышать 25% от общего количества классных помещений.

В классных помещениях необходимо иметь следующую мебель и оборудование: двух-или одноместные парты или столы по количеству учащихся, стол учителя, встроенные шкафы для хранения учебных пособий, книг и тетрадей, подвесную классную доску.

Современные классы и кабинеты оборудуют подставкой для диа- и кинопроектора у задней стенки класса и устанавливают телевизор. Возможен вариант, когда телевизор и часть шкафов расположены за классной доской, которая решается как дверца шкафа.

Рис. 1. Типы классных помещений:
а - продольный; б - поперечный; в - квадратный

Усложнение учебных программ, интенсификация учебного процесса потребуют особых условий для организации пространства классных помещений и учебных кабинетов. Постепенно будут осуществляться их модернизация и совершенствование.

Лаборатории физики и электротехники, химии, биологии должны иметь площадь 66...72 м2. Их оборудуют специальными ученическими лабораторными столами, демонстрационным столом-кафедрой и встроенными шкафами.

Лаборантские комнаты (площадью 18 м2) располагают смежно с соответствующими лабораториями со стороны демонстрационного стола и соединяют с ними дверями. Из химической лаборантской необходимо устраивать второй выход в коридор, на лестницу или другое смежное помещение. Между лабораториями и лаборантскими физики и химии следует устраивать вытяжные шкафы.

Рис. 2. расстановка оборудовании в лаборатории физики:
1 - лабораторные столы; 2 - демонстрационный стол; 3 - секционные шкафы; 4 -помост; 5 - классная доска; 6 - стол для проектора; 7 - стол учителя; 8 - стол лаборанта; 9 - электрораспределительный щит; 10 - рабочий стол; 11 - умформер

Рекреационные помещения являются существенным элементом учебной секции. Здесь учащиеся отдыхают во время перемен; в школах продленного дня рекреации, кроме того, служат для проведения внеклассной работы (кружков, игр и т. п.).

По форме рекреационные помещения могут быть коридорного и зального типов. Последняя более удобна. Рекреация коридорного типа должна иметь ширину не менее 2,8 м. В зальных рекреациях с торцовым освещением глубина не должна превышать трех ее высот. Одна рекреация обслуживает 2...6 классных помещений и принимается площадью 24 м2 на один класс.

Оптимальной рекреационной системой для наших средних школ является развитая система, в которой автономные рекреационные пространства связаны с главным общешкольным рекреационным пространством.

Санитарные узлы делают на каждую или две смежные секции раздельно для мальчиков и девочек; удобно располагать их у лестниц, однако устраивать входы в уборные и умывальные из лестничных клеток запрещается. Входы в санузлы необходимо делать из рекреаций.

Санитарные узлы проектируют из расчета: для мальчиков - один унитаз и один писсуар на 40 человек и один умывальник на 60 человек; для девочек - один унитаз на 30 человек и один умывальник на 60 человек. Их общую площадь принимают из расчета 0,1 м2 на одно ученическое место. Унитазы следует размещать в открытых кабинах размером 0,8Х 1,0 м, разделенных перегородками-экранами высотой 1,75 м.

Информационно-технический центр школы - это центр по подаче информации и управлению учебным процессом. В его состав входят радиоузел, фотолаборатория, инвентарная для хранения технических средств обучения (ТСО) и аппаратуры. К числу новых помещений, связанных с ТСО, относятся кабинеты технических средств обучения (КТСО), учебные кабинеты с обучающими машинами, лингафонные кабинеты. Традиционная библиотека войдет в него как один из составных элементов. Кроме чтения книг, хранимых в книгохранилище в школьной библиотеке, необходимо обеспечить возможность работы ученика с другими средствами хранения информации - магнитофонными лентами, микрофильмами, слайдами и т. д. Вероятно, доля этих материалов будет со временем возрастать, как будет возрастать и роль информационно-технического центра.

Помещения для трудового обучения - это учебные мастерские для мальчиков IV...VIII классов по обработке металла и дерева с инструментальной при них, кабинет для девочек IV...VIII классов по изучению обработки тканей и кулинарии, мастерская для практикума IX...X классов с лаборантской. Эти помещения следует располагать на первом этаже (допускается размещение в цокольном этаже при наличии естественного освещения). В мастерской по обработке дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу или через коридор, в который нет выхода из классных помещений.

Учебно-спортивные помещения - спортивный зал, раздевальни, душевые и уборные-разделены для мальчиков и девочек, комната инструктора и снарядная для хранения спортивного инвентаря.

Размеры и количество спортивных залов определяются вместимостью школ. Для школ вместимостью до 18 классов включительно принимается зал размером 9X18 м; 18...33 классов-12Х24 м; на 44 класса - два спортивных зала размером 12X12 и 12X24 м; на 66 классов - 12Х 12 и 15X30 м.

Спортивные залы следует размещать изолированно от учебных секций в удобной связи со спортивным ядром, расположенным на участке школы.

Снарядную размещают в непосредственной связи с залом, между снарядной и залом устраивают дверь или проем шириной не менее 2 м и высотой не менее 2,2 м. Раздевальни должны быть связаны с залом непосредственно или через непроходной коридор. При каждой раздевальне должны быть душевая на два рожка и уборная с одним унитазом и умывальником в шлюзе.

Помещения культурно-массового назначения - это универсальный зал для малышей и актовый зал. Пги условии дифференциации учащихся на возрастные группы в крупных школах возникает необходимость устройства отдельного многофункционального зала для младших школьников, который мог бы служить для физкультурных занятий, проведения собраний, занятий художественной самодеятельности, игр и т. д. Площадка такого зала должна быть размером 12X12 м. При зале необходимы помещения для хранения инвентаря, раздевальни (возможно, киноаппаратная).

Актовый зал - киноаудиторию в учебное время используют для демонстрации учебных кинофильмов, проведения лекций, уроков пения; внеурочное время - для различных собраний, показа художественной самодеятельности и кинофильмов, для проведения торжественных вечеров. Количество мест в зале определяется из расчета 20...25% общего количества ученических мест, а площадь -0,6 м на одно место. При актовом зале должны быть предусмотрены эстрада, киноаппаратная на два проектора, радиоузел, уборная и умывальня.

В крупных школах спортивный и актовый залы рекомендуется выделять в отдельный блок с устройством вестибюля с гардеробом. При этом блок зальных помещений должен быть удобно связан с основными помещениями школы.

Столовую проектируют в школах на 360 учащихся и больше. В школах с меньшим количеством учащихся устраивают буфеты.

Пищеблок включает следующие помещения: обеденный зал, кухню, овощной и мясо-рыбный цехи, моечную, охлаждаемую камеру, кладовую овощей и сухих продуктов, загрузочно-тарную, гардеробную, бельевую, душевую и санитарный узел персонала.

Обеденный зал проектируют с расчетом питания всех учащихся в четыре посадки (смены), т.е. по две посадки в течение двух перемен. При этом площадь зала определяют по норме 0,65 м2 на одно место. Перед обеденным залом необходимо предусмотреть умывальники (один на 20 мест в зале).

Пищеблок рекомендуется располагать на первом этаже с удобным подъездом к загрузочной-тарной со стороны хозяйственного двора. Допускается размещение в цокольном этаже при заглублении не более чем на 1,5 м от уровня тротуара.

Складские и бытовые помещения для персонала допускается размещать з подвальном этаже при обязательном устройстве отдельного выхода наружу.

Вспомогательные помещения - вестибюли и гардеробы - проектируют по-разному: единый вестибюль для всей школы с обидим гардеробом; раздельные вестибюли со своими гардеробами для разных возрастных групп, рассредоточенные гардеробы для разных классов, размещаемые на первом этаже или по этажам в рекреациях.

Площадь вестибюля с гардеробом с самообслуживанием принимают из расчета 0,25 м2 на одного учащегося. Из них на вестибюль-0,1 м2, на гардероб-0,15 м2. При наличии обслуживающего персонала площадь гардеробной рассчитывают по общей норме.

Выбор схемы расположения вестибюлей и гардеробов зависит от вместимости школы, ее типа, климатических условий строительства. Так, в малой школе рационально устройство одного вестибюля с гардеробом, в крупной школе следует устраивать отдельные вестибюли и гардеробы для младших и старших школьников. В районах с теплым климатом возможно устройство гардеробов непосредственно в рекреациях, что создает благоприятные условия для прогулок во время перемен.

Гардеробы для преподавателей выделяются из общей площади гардеробов. Их вместимость определяют из расчета два места на одно классное помещение.

В вестибюлях проектируют тамбуры: в наиболее холодных климатических подрайонах IA, 1Б и 1Г стремя дверями; в I (кроме указанных выше подрайонов), II и III климатических районах - с двумя дверями, в IV с одной.

Кабинет директора и канцелярию необходимо размещать смежно и вблизи главного входа в школьное здание. Учительская должна быть удобно связана с учебными помещениями. В крупных школах разрешается проектировать несколько помещений учительских, связанных с возрастными группами учащихся. Кабинет заведующего учебной частью удобно размещать рядом с учительской.

Для своих детей родители стремятся приобретать качественные, надежные вещи. От правильного выбора зависит здоровье и успеваемость ребенка. Ведь если мебель, где приходится делать уроки, неудобная, малыш не сможет высидеть здесь достаточное количество времени. Ему будет тяжело учить уроки дома. Именно поэтому так важно подходить к процессу ответственно.

Выбирая размеры для школьника, необходимо ознакомиться с рекомендациями специалистов. Существуют определенные нормы, позволяющие приобрести оптимальную мебель. Проводя довольно длительное время за письменным столом, школьник должен сидеть правильно. От этого напрямую зависит здоровье его спины, зрения, а также комфорт и работоспособность. За неудобным столом ребенок долго не высидит. Это будет мешать сконцентрироваться на учебном материале. Как выбрать оптимальные размеры подскажут специалисты.

С чего начать?

На втором месте по значимости выступает качество материалов. От этого показателя зависит долговечность изделия, комфорт его для школьника. Соответствие представленной мебели интерьеру комнаты должно не ускользнуть из зоны внимания покупателя, но тем не менее это второстепенный вопрос. Главное, чтобы стол нравился ребенку. В процессе выбора родители должны уделить внимание и качеству крепежа. Дети очень подвижны, поэтому стол должен быть крепким, добротным.

Это одна из самых дорогостоящих покупок, которую необходимо сделать родителям первоклассника. Но письменный стол, подобранный правильно, эксплуатируется несколько лет.

Популярная форма стола

Изучая стандартные размеры письменного стола для школьника, необходимо обратить внимание на форму. Существует несколько популярных вариантов исполнения представленной мебели. Первая форма является самой давней. Но она до сих пор в тренде. Это прямоугольные столы с небольшим количеством ящиков.

Далее следует уделить внимание такой разновидности, как компьютерный стол. Ныне у многих школьников есть соответствующая оргтехника. Столы при этом обладают специальным местом для монитора, дисков, выдвижной панелью для клавиатуры.

Если размер комнаты позволяет, можно приобрести Г-образную разновидность. На одной стороне ребенок может выполнять письменную работу, а на другой - работать на компьютере.

Еще одним популярным принципом конструкции является стол-трансформер. Его подстраивают под рост ребенка, поэтому такое изделие эксплуатируют дольше, чем обычные разновидности детской мебели.

Изготовление столов

Размеры письменного стола для школьника регламентирует ГОСТ 11015-71. Он выделяет группы детей в соответствии с их ростом. Всего существует 5 категорий, которые маркируют буквой или цветом. Чтобы проще было разобраться в принципах, которые применяются при изготовлении столов, необходимо рассмотреть таблицу их размеров для школьников.

При изготовлении мебели для школьников придерживаются представленных стандартов. Это позволяет обеспечивать детей комфортными столами. Утомляемость в этом случае значительно снижается. Это позволяет обеспечить до 85 % детей подходящей мебелью для продуктивного обучения.

Один из вариантов чертежей с размерами представлен далее. Все параметры подбирают в соответствии с указанным ГОСТом.

Габариты стола

Чтобы родителям было проще подобрать правильные габариты мебели, необходимо рассмотреть чертеж письменного стола с размерами для школьника (представлен далее). Чтобы ребенок мог свободно разложить на нем свои тетради, учебники, ширина рабочей зоны должна быть не менее 60 см, а длина - 120 см.

I - длина стола (120 см).

II - ширина стола (60 см).

Если на обычном прямоугольном столе будет стоять ноутбук или компьютер, необходимо учитывать габариты техники. Мебель при этом будет еще шире и длиннее. В этом случае правильно организовать помогут специальные разновидности столов. Важно также правильно подбирать их высоту.

Расстояние от пола до столешницы должно соответствовать росту ребенка. Чтобы он не сутулился, парта должна быть достаточно высокой.

Но если этот параметр превышает норму, ножки маленького ученика не будут доставать до пола. Это очень неудобно. Существуют и другие размеры, на которые обращают внимание при выборе.

Параметры стола

Выбирая размеры письменного стола для школьника по ГОСТу, необходимо обращать внимание на ряд других параметров. Следует отметить, что парту подбирают одновременно со стулом. Когда ребенок будет сидеть за ней, его ноги должны стоять на полу. Колени при этом должны быть согнуты под углом 90º.

Свободного места под столом должно быть достаточно. Если здесь есть ящички, расстояние для ног ребенка должно быть в длину 45 см, а в ширину - не менее 50 см.

Также необходимо обращать внимание на угол наклона столешницы. Идеально, если он составляет 30°. Если же мебель без уклона, необходимо приобретать подставку под книги, тетради.

Как проверить правильность выбора

Оптимальный размер письменного стола для школьника следует подбирать вместе с ребенком. Необходимо попросить малыша присесть на стульчик. Локти лежат свободно. При этом плечи не должны быть приподняты. Ноги стоят на полу. Расстояние от них до столешницы должно быть 15 см.

Если высота подобрана правильно, поверхность мебели будет находиться на уровне солнечного сплетения ребенка.

Есть еще один простой тест, позволяющий оценить правильность высоты мебели. Когда школьник сядет за стол, нужно попросить его положить руки перед собой. Далее кончиком среднего пальца ребенок должен достать до глаза. Если это условие выполняется, выбор правильный.

Дополнительная комплектация

Различными дополнительными элементами могут обладать письменные столы для школьников. С размерами помогут определиться перечисленные выше правила. Но габариты мебели зависят еще и от ее комплектации.

Чтобы избежать хаоса на рабочем месте, потребуются различные полочки, ящички. Могут входить в комплект также разные тумбочки. Такие дополнительные элементы должны быть на колесиках. Это позволит свободно передвинуть тумбочки при необходимости.

Полки над столом могут быть открытыми. Ящики в столе также необходимы. Некоторые дверцы можно закрывать на ключ. Это даст возможность ребенку чувствовать свое личное пространство, хранить какие-то свои секретики.

Обзор недорогих моделей

В поисках лучших вариантов мебели необходимо рассмотреть обзор удобных письменных столов для школьника. Среди недорогих разновидностей (от 6 до 10 тыс. руб.) следует выделить такие модели, как «Дельта-10», «ДЕМИ», R-304, Grifon Style R800.

Это довольно качественные варианты мебели для школьников. Их отмечают как лучшие в низкоценовом сегменте множество покупателей. Материалы, из которых сделаны представленные столы, безопасны для ребенка.

Желая эксплуатировать мебель долгое время, стоит купить «ДЕМИ». Ее можно подстроить под рост ребенка. Если малыш сутулится, сидит неправильно, можно отдать предпочтение столу R-304. В нем есть специальный вырез, корригирующий осанку. Если на столе будет стоять компьютер, лучше купить R800.

Обзор средних и дорогих столов

Изучая размеры письменного стола для школьника, следует обратить внимание на дорогие и средние по стоимости изделия. Их цена стартует с отметки 11 тыс. руб. До 15 тыс. руб. будут стоить такие популярные модели, как Direct 1200M, Comstep-01/BB, ортопедический Conductor-03/Milk&B, Mealux BD-205. Это стильные, красивые модели с широким спектром функций. Их подбирают в соответствии с потребностями ребенка.

Пользователи отмечают, что оптимальным соотношением цены и качества отличается стол-трансформер Moll Champion. Его стоимость составляет около 35 тыс. руб. Столешница разделена на три функциональные зоны. Это удобная во всех отношениях мебель. Долговечность и комфорт подтверждают многочисленные отзывы пользователей.

Выбирая размеры письменного стола для школьника, родители стремятся купить самую удобную мебель. Кроме габаритов, для этого необходимо обратить внимание на форму. Линии должны быть плавными, обтекаемыми.

Поверхности качественной мебели не имеют зацепок, неровностей. Стол не должен пахнуть лаком или другими химическими веществами. Слишком мягкая поверхность будет недолговечной. Это характерно для некачественного пластика. Поэтому лучше отдать предпочтение пусть более дорогим, но добротным материалам.

Также необходимо продумать гармоничное расположение мебели в интерьере. Очень важно создать правильное освещение. Поэтому первоначально необходимо поставить стол так, чтобы на него попадало достаточное количество дневного света. Также необходимо поставить лампу. Это обязательный атрибут рабочего стола школьника. Некоторые модели уже имеют соответствующие места для подключения лампы.

Подойдя ответственно к процессу выбора, можно купить качественную, долговечную мебель. За таким столом ребенку будет удобно выполнять домашнюю работу. Он не будет сутулиться, быстро уставать. Если эта вещь действительно нравится юному школьнику, он сможет проводить за столом достаточное количество времени. А от этого зависит его успеваемость. Стол - это личный уголок ребенка. Поэтому к выбору этого предмета интерьера необходимо подходить максимально ответственно.

Номера мебели,

Группа роста, мм

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья

по ГОСТу

оранжевый

фиолетовый

свыше 1750

В каждом классе (учебном кабинете) следует иметь парты или столы и стулья нескольких групп в зависимости от потребности. Запрещается использовать табуреты и скамейки.

Школьники должны сами знать необходимые для них группы мебели. Для этого рекомендуется в вестибюле школы вывесить цветную мерную линейку, на которой соответственно группам мебели наносят цветные полосы.

Цвет Высота от пола, мм

оранжевый от 1000 до 1150

фиолетовый от 1150 до 1300

желтый от 1300 до 1450

красный от 1450 до 1600

зеленый от 1600 до 1750

голубой более 1750

По этой линейке школьники могут самостоятельно измерить свою длину тела и определить маркировочный цвет необходимой мебели.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Ширина рабочего места за столом должна равняться сумме двух предплечий с кистями плюс 3-4 см на свободу посадки. Крышка стола состоит из горизонтальной и наклонной частей. Рабочая поверхность должна иметь уклон в 30 0 . Наклонное положение крышки стола облегчает аккомодационную работу глаз при письме и чтении, так как при этом расстояние между глазом и любой строкой книги почти одинаково, и степень аккомодации глаз при чтении постоянная.

Высота стула должна равняться длине голени с прибавлением 2 см на высоту каблука. Рельеф сидения должен соответствовать форме бедра и ягодиц, сиденье должно иметь небольшой наклон назад. При такой форме сиденья учащийся не соскальзывает вперед. Глубина (передне-задний размер) сиденья должен равняться не менее 2/3 и не более ¾ длины бедра. При меньшей глубине сиденья уменьшается площадь опоры, и посадка учащегося становится менее устойчивой и более утомительной. При глубине сиденья более ¾ бедра край сиденья сдавливает сосудисто-нервный пучок в подколенной ямке.

Зная длину тела школьника (данные находятся в индивидуальной карте – форма № 26) и, прибавив к ней 2 см на каблук, можно определить необходимую для него группу парты или стола, стула.

Расстановка мебели и рассаживание учеников. Расстановка столов должна быть, как правило, трехрядной, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой мебели.

При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:

    между рядами двухместных столов – не менее 60;

    между рядами столов и наружной продольной стеной – не менее 50-70 см;

    между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены, - не менее 50;

    от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100;

    от демонстрационного стола до учебной доски – не менее 100;

    от первой парты до учебной доски – не менее 240;

    наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски – 860;

    высота нижнего края учебной доски над полом – 70-90;

    расстояние от классной доски до первого ряда столов в кабинетах квадратной или поперечной конфигурации при четырехрядной расстановке мебели - не менее 300;

    угол видимости доски от края доски длиной 3,0 м. до середины крайнего места обучающегося за передним столом должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II - III ступени образования и не менее 45 градусов для обучающихся I ступени образования.

Самое удаленное от окон место занятий не должно находиться далее 6,0 м. В школах, расположенных в I климатическом районе расстояние столов (парт) от наружной стены должно быть не менее 1,0 м.

При установке конторок дополнительно к основной ученической мебели их располагают позади последнего ряда столов или первым рядом от стены, противоположной светонесущей, с соблюдением требований по размерам проходов и расстояний между оборудованием. Данная расстановка мебели не распространяется на учебные помещения, оборудованные интерактивными досками.

Парты, столы и стулья расставляются в классе по номерам: меньшие – ближе к учебной доске, большие – дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. В случае достаточной коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Школьников с ревматическими заболеваниями, часто болеющих (ангина, острые воспаления верхних дыхательных путей), необходимо рассаживать дальше от наружной стены.

Не менее двух раз за учебный год обучающихся, сидящих на крайних рядах, 1 и 3 ряда (при трехрядной расстановке парт), меняют местами, не нарушая соответствия мебели их росту.

Оборудование учебных кабинетов также должно отвечать определенным требованиям. Оборудование кабинетов иностранного языка: стол преподавателя с пультом управления и тумбой для проекционных аппаратов; подставка под магнитофон и проигрыватель; секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения наглядных пособий и технических средств обучения, лингафонные рецептивные установки.

Кабинеты физики и химии должны быть оборудованы специальными демонстрационными столами, в которых предусмотрены пульты управления проекционной аппаратурой, подача воды, электричества, канализация. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол размещают на подиуме.

В зоне учащихся устанавливаются двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее) с подводкой воды, электроэнергии, сжатого воздуха (лаборатория физики).

Кабинет химии и лаборантская должна быть оборудованы вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

В настоящее время в школе используются классные доски нескольких видов: для письма мелом, фломастером, мелом с нотным станом (музыкальные), для объявлений (пробковые).

Удобными являются доски, изготовленные на основе стального эмалированного листа. В зависимости от цвета эмали используются доски для письма мелом (зеленого цвета) и фломастерами сухого стирания (белого цвета). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Стеклоэмалевые доски могут иметь от 1 до 7 рабочих поверхностей, быть стационарными, переносными, одного цвета и комбинированными, а также разных размеров.

Учебные помещения и кабинеты могут быть оборудованы интерактивными досками. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.

Оборудование кабинетов информатики должно соответствовать гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы и профилактики травматизма.

Столярные мастерские оборудуются верстаки, расставленными либо под углом 45 0 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева, расстояние между ними должно быть не менее 80 см в переднее-заднем направлении. В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков – не менее 1 м, двухместных – 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 – 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением. Инструменты, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту обучающихся. В слесарных и столярных мастерских и кабинетах обслуживающего труда устанавливаются умывальники и электрополотенца.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды.

Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами. Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности. В существующих зданиях при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.