Русские школы за рубежом. Русские школы-пансионы в Европе (RBSM). Объединенный Венский институт — ОВИ

версия для печати

Наши школы за рубежом У большинства людей словосочетание "русские школы за рубежом" вызывает откровенное недоумение. Многие считают, что нет никакого смысла ехать за границу и тратить огромные деньги на то, что можно получить бесплатно дома. А если и уезжать за рубеж, то к чему учиться по российской программе и получать родной аттестат?
Есть несколько причин, которые заставляют одних создавать русские школы за рубежом, а других - отдавать туда детей. Например, вы переселились за границу, но хотите, чтобы ваш ребенок знал русскую культуру и не забывал родной язык. Или оказались там временно, и вашему ребенку ни к чему на короткий срок менять школьную программу. Или просто хотите, чтобы сын или дочь учились в русской школе (и, возможно, продолжили образование в России), но при этом находились в комфортной и благоприятной среде. ПРОШЛОЕ
Не так давно было всего два типа русских школ за границей: посольские и русские гимназии. И в тех, и в других обучение велось на русском и русскими людьми, но одни и те же предметы подавались с совершенно разных позиций, а программы обучения значительно отличались. Последние существенно зависели от того, кем, в какой стране и когда школы были созданы.
В посольских школах учились дети дипломатов, сотрудников посольств, и советских людей, находящихся в стране по заданию государства. Школы располагались в непосредственной близости от наших посольств или прямо в них и были недоступны для детей эмигрантов из России. По системе же обучения школы почти ничем не отличались от обычных советских. Особенность у них была только одна - местоположение на территории "враждебных" капиталистических государств. Пребывание в западной стране, безусловно, накладывало отпечаток на учеников - они больше видели, больше знали и были относительно свободны.
Учиться в посольских школах можно было и экстерном, что многие и делали. Некоторые из посольских школ были основаны еще при царе, после революции они видоизменились и подстроились под советский режим. Само собой разумеется, что школы продолжают существовать и сейчас, они стали доступны и детям бывших идеологических противников. Другое дело, что теперь неизвестно, где больше новизны и свободы - в консервативных посольских школах за границей или в новаторских - в России.
Второй тип русских школ за границей - гимназии, основанные эмигрантами первой волны. Гимназии долгое время оставались центрами русской культуры и образования за рубежом. Некоторые издавали свои литературно-художественные журналы. Эти школы считались очень хорошими как по составу учителей, так и учеников. Но сменилось не одно поколение, внуки тех первых эмигрантов из России ассимилировались, и русские школы им оказались не нужны. Сохранились они там, где был приток новых эмигрантов, но большей частью школы были все-таки закрыты или перепрофилированы.
Второе дыхание открылось с приходом в Россию перестройки. Страна стала доступной, а русский язык начал пользоваться популярностью. В школах, колледжах и университетах стало модно открывать русские отделения. Здесь изучали язык, литературу, историю, культуру.
Русские отделения изначально создавались для своих. Если же в таких школах и появлялись наши соотечественники, то случайно. Постепенно ажиотаж вокруг России и всего русского утих, и, как следствие, русские отделения стали видоизменяться: иностранцев становилось все меньше, а русских - больше. Русские отделения для иностранцев постепенно превращались в школы для русских детей. Одновременно с этим в местах, где небедные граждане бывшего СССР активно покупали недвижимость и куда ищущие лучшей доли ехали на ПМЖ, стали появляться русские школы. Их открывали и содержали наши соотечественники (бывшие и настоящие). В первую очередь они были рассчитаны на детей переселенцев, но стремились еще и привлечь школьников из России. Такие школы были созданы в Чехии, Испании, на побережье Франции и Италии, в США, Канаде, на Кипре и Мальте. НАСТОЯЩЕЕ
Сейчас бум на русские школы за рубежом стал понемногу проходить. Как, впрочем, и бум на покупку недвижимости и переселение за границу. Если уж родители посылают своего ребенка учиться в другую страну, то делают это целенаправленно, как правило, четко представляя его дальнейшую карьеру. Почти всегда конечная цель - зарубежный университет и престижная высокооплачиваемая работа.
С переменой отношения к русским школам поменялись и их функции. На данный момент существует несколько типов русских школ за рубежом.
Первый - школы для детей эмигрантов. Они почти всегда играют роль "ступеньки", "временного убежища" для школьников, которые в недостаточной мере владеют иностранным языком. Здесь легче адаптироваться, приспособиться к непривычной жизни и подучить язык страны. Преподавание в школе ведется на русском языке и русскими учителями. Параллельно преподается местная программа. Школьник через некоторое время "доучивается" до определенного уровня, а потом меняет русскую школу на иностранный колледж.
Эти школы в основном небольшие, один преподаватель ведет несколько дисциплин. Как правило, такие школы недолговечны. К тому же многие из них не имеют права выдавать российский аттестат зрелости. Это право нужно заслужить, то есть получить аккредитацию Министерства образования РФ. А это целая проблема: комиссия министерства должна выехать на место и определить, соответствует ли учебная программа школы принятым в России стандартам. Но даже если и соответствует, аккредитацию школа получит только после трех выпусков. И если родители хотят, чтобы у их детей был российский аттестат зрелости, выход один: дети учатся там по российским программам, параллельно получая западное образование, а потом приезжают сюда и сдают экстерном выпускные экзамены. Сейчас в Москве 32 школы-экстерната. Правда, надо сказать, что для многих учеников российский аттестат зрелости не является конечной целью: практически никто не доучивается до выпуска.
Тип второй - русские школы для детей, родители которых живут в России. Услугами этих школ пользуются и те, кто работает в стране по контракту 2-3 года. По возвращении в Россию ребенок не будет испытывать неудобств от того, что отстал от своих сверстников и забыл родной язык. В этих школах учебная программа "идет в ногу" с программой государственной российской школы. Плюс к этому углубленно изучается язык страны, в которой школа находится.
Две таких школы расположены на Мальте, одна - на Кипре. Школы созданы сравнительно недавно. Местоположение обусловлено мягким климатом и отсутствием криминала. Еще один плюс: второй государственный язык на обоих островах - английский.
Эти школы - зарубежные филиалы российских. По окончании последнего класса каждая выдает аттестат зрелости той школы Москвы, подразделением которой является. Начали выходить на зарубежный рынок образования и отечественные частные школы. Например, в Чехии появился филиал московской школы "Диалог".
Есть еще одна разновидность русских школ за рубежом. Она создается на основе партнерского соглашения о сотрудничестве между российской школой и иностранным учебным заведением. За границу едут сформированные группы (классы) вместе с преподавательским составом и учатся там по нашей обычной программе. Некоторое время назад школы проводили такие эксперименты в Турции, Греции, Египте, на Кипре. Иногда российский организатор просто снимал помещение (например, гостиницы) и работал там по своему плану.
Подобная школа открылась в этом году в Англии. Программа называется Top level 2000 (см. №6(7), 1999) и рассчитана на российских школьников 9, 10, 11 классов. Они будут учиться на базе языкового центра Yes по программе российской средней школы. Единственное отличие - углубленное изучение английского языка. Для начала берется всего 45 человек. По окончании учебы школьники получат российский аттестат 129 школы города Москвы и диплом центра английского языка Yes.
Возможен и такой вариант: школа просто выписывает преподавателей из России для русских детей, обучающихся в ней. Так делают уже некоторые частные колледжи, в частности британские, в которых образовались целые русские общины. Учат в основном русскому языку и литературе. Все остальное - по местной программе. Считается, что иностранные дети в обычных зарубежных школах ориентированы на интеграцию и дальнейшую жизнь в стране.
Встречаются и нестандартные русские школы за рубежом. Например, несколько лет назад в Новой Зеландии открылась камерная школа для девочек, а в Испании - русская теннисная школа (см. №6(7), 1999).

Определены приоритетные цели и задачи госполитики РФ в отношении общего образования на русском языке в международном образовательном пространстве. Президент РФ Владимир Путин утвердил Концепцию "Русская школа за рубежом" (далее – Концепция) . Документ размещен на официальном сайте главы государства.

Так, целями госполитики РФ в указанной сфере определены:

  • обеспечение доступа к российскому образованию и образованию на русском языке для проживающих за рубежом русскоязычных россиян, иностранцев и лиц без гражданства;
  • создание условий проживающим за рубежом соотечественникам, иностранным гражданам и лицам без гражданства для получения общего образования в соответствии с ФГОСами в рамках межправительственных соглашений;
  • совершенствование условий для становления и формирования личности обучающегося на основе российских культурных традиций и моральных ценностей, развития интересов и способности к социальному самоопределению;
  • формирование у новых поколений в процессе обучения за рубежом уважения к правам и свободам человека и позитивного отношения к современной России.

Для достижения указанных целей планируется предоставлять за рубежом качественное общее образование на русском языке, оказывать господдержку организациям, осуществляющим образовательную деятельность в сфере общего образования на русском языке в иностранных государствах. Кроме того, предполагается обеспечивать востребованность российского образования, развивать культурное и эстетическое воспитание обучающихся, основанное на российских традициях, а также на нравственных нормах, включая любовь и уважение к России, ее духовным ценностям.

Русскими школами за рубежом признаются специализированные структурные образовательные подразделения в загранучреждениях МИД России, осуществляющие образовательную деятельность, российские образовательные организации (их филиалы), образовательные организации, созданные в соответствии с международными договорами РФ, иностранные организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным или дополнительным программам полностью или частично на русском языке или в соответствии с ФГОСами.

При этом господдержка русских школ за рубежом намечена по четырем основным направлениям:

  • информационная поддержка (обеспечение таких школ информацией нормативно-правового, образовательного, научного, просветительского, культурно-эстетического характера). Такая поддержка будет оказана с использованием ресурсов Интернета, телевидения, печатных и электронных СМИ и специализированного интернет-портала "Русская школа за рубежом";
  • методическая поддержка (включая предоставление русским школам за рубежом доступа к российским образовательным технологиям, методам обучения и воспитания, разработку современных учебно-методических комплексов, организацию использования российских цифровых образовательных ресурсов и т. д.);
  • материально-техническая поддержка (предусматривает меры по улучшению учебных помещений, совершенствованию учебной, компьютерной техники, специализированного ПО, созданию современных учебно-методических комплексов, обеспечению учебниками, книгами и электронными образовательными ресурсами и др.);
  • организация профессионального образования и дополнительного профессионального образования для работников русских школ за рубежом (в том числе, предоставление таким работникам возможности получения профобразования, дополнительного профобразования в российских образовательных организациях, организация и проведение российскими специалистами выездных научно-методических мероприятий в соответствующих странах в рамках дополнительного профобразования работников русских школ за рубежом).

Определены органы власти и организации, которые будут принимать участие в реализации госполитики в отношении общего образования на русском языке за рубежом. В их числе – Правительство РФ, МИД, Минобрнауки России, Россотрудничество, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом, фонд "Русский мир" и Фонд поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом, российские образовательные организации, общественные организации и объединения, СМИ, госкорпорации, а также бизнес-структуры.

На основе Концепции предполагается разработать подпрограмму "Русская школа за рубежом" госпрограммы РФ "Внешнеполитическая деятельность", а также подпрограммы других профильных госпрограмм, иных целевых программ, отдельных проектов, мероприятий и инициатив, направленных на поддержку русских школ за рубежом.

По оценкам МИД России, только в странах СНГ в настоящее время проживает около 17 млн российских граждан и соотечественников, для которых актуально получение их детьми образования на русском языке.

Подчеркивается, что поддержка и продвижение за рубежом общего образования на русском языке является важным фактором гуманитарного и политического влияния России в мировом сообществе, служит укреплению позиций русского языка и распространению российской культуры в мире. Предполагается, что такая поддержка будет способствовать углублению и совершенствованию интеграционных процессов в мире с учетом глобализации и интернационализации, расширению возможностей для реализации новых программ и проектов в сфере международного гуманитарного сотрудничества.

Приглашаются преподаватели русских школ в США

Мероприятия будут организованы в трех городах США – Вашингтон (округ Колумбия), Портленд (Орегон) и Сакраменто (Калифорния) в период с 9 по 16 октября 2018 года. Целевая аудитория – преподаватели русских школ (или школ с русским сегментом обучения, «чартерных» школ).

С лекциями и мастер-классами выступят ведущие лекторы Высшей школы экономики (Нижегородский филиал). Вас ожидают круглые столы и лекции-презентации, знакомство с новыми методиками обучения русскому языку школьников-билингвов. Семинары бесплатные.

Задачами, решаемыми в рамках мероприятий, являются:

  • Обсуждение актуальных проблем в сфере образования на русском языке за рубежом;
  • Вопросы формирования мотивации в усложняющихся образовательных условиях;
  • Формирование представления о новых наиболее эффективных подходах и технологиях в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков;
  • Знакомство с новыми электронными образовательными ресурсами;
  • Практическое освоение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании русского как иностранного (РКИ).

ПРОГРАММА МЕРОПРИЯТИЙ

Подпрограмма г. Вашингтон (округ Колумбия)

1825 Phelps Place, NW, Washington DC

9 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол:

Почетные спикеры:

Наталья Мороз – директор Российского культурного центра в Вашингтоне

Дэн Дэвидсон – Почетный президент и директор центра исследований Американских советов по Международному образованию.

Директора русскоязычных школ и образовательных учреждений с программами преподавания на русском языке.

12.10 – 13.00 Лекция:
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация:
15.00 – 15.50 Мастер – класс:
10 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие:
12.00 – 12.50 Практикум (семинар):
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар):
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская:
Торжественное закрытие семинара, выдача сертификатов участия в семинаре.

Подпрограмма г. Портленд (Орегон)

12 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений
12.10 – 13.00 Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков
15.00 – 15.50 Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся
13 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом
12.00 – 12.50 Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла

Подпрограмма г. Сакраменто (Калифорния)

15 октября
9.30 – 10.30 Регистрация участников
10.30 – 12.00 Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений
12.10 – 13.00 Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков
15.00 – 15.50 Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся
16 октября
11.00 – 11.50 Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом
12.00 – 12.50 Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ
13.00 – 14.00 Перерыв
14.00 – 14.50 Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов
15.00 – 15.50 Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла

ОПИСАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ

ДЕНЬ ПЕРВЫЙ

Круглый стол: Основные вызовы в сфере образования на русском языке за рубежом: поиск ответов и решений.

Тематика: Современная ситуация с преподаванием русского языка и предметов на русском языке в школах региона и США в целом.

Организаторы: НИУ ВШЭ – Нижний Новгород.

Цель круглого стола – обсудить существующие проблемы и наметить пути их решения.

Основные темы обсуждения:

  • Обсуждение текущей ситуации с преподаванием русского языка в цифровой среде.
  • Положительный опыт формирования мотивации к изучению русского языка современного школьника в США.
  • Опыт внедрения новых образовательных практик и их эффективность.
  • Направления развития диалога между вузами и школами в России и за рубежом.

Прогнозируемые результаты обсуждения:

  • Обсуждение и определение наиболее проблемных зон в образовании на русском языке и поиск возможных решений.
  • Выявление в ходе дискуссии наиболее успешных образовательных практик, поиск технологий и ресурсов для более эффективного преподавания русского языка и предметов на русском языке;
  • Определение в ходе дискуссии направлений развития диалога между вузами и школами в России и за рубежом для повышения заинтересованности обучающихся.

Участники Круглого стола:

Преподаватели школ, педагогическая общественность, эксперты.

Прогнозируемое количество участников Круглого стола – не менее 50 чел.

Лекция: Формирование мотивации современных школьников к изучению русского языка и культуры: кто виноват и что делать?

Цель лекции – дать представление о способах формирования мотивации в усложняющихся образовательных условиях.

Основное содержание. Мотивация – сложный социально-психологический феномен, обладающий внешней и внутренней обусловленностью. Мотивация к изучению иностранного (русского) языка имеет широкую базу, куда могут быть включены самые разнообразные факторы: от географической близости страны изучаемого языка до мечты прочитать на этом языке тексты песен любимой группы. Большой проблемой является поддержание интереса к изучению русского языка на сложных этапах изучения грамматики… Как пробудить мотивацию и повысить ее по ходу изучения русского языка – пойдет речь в данной лекции.

Лекция – презентация: Новые технологии в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков.

Цель лекции – познакомить слушателей с новыми наиболее эффективными технологиями в преподавании русского языка, культуры и современной литературы для детей и подростков.

Мастер – класс: Использование экранизаций русской классики для развития культурологических компетенций у учащихся.

Цель: продемонстрировать слушателям возможности использования экранизаций русской классики для формирования и развития культурологической «чувствительности» учащихся.

ДЕНЬ ВТОРОЙ

Презентационное занятие: Новейшие российские образовательные ресурсы в сфере поддержки русского языка за рубежом.

Задача презентационного занятия — дать обзор современных российских электронных образовательных ресурсов, дающих представление о многообразии русского языка, типичных сложностях при его изучении, использующих игровые форматы для усвоения материала.

Практикум (семинар): Применение электронных образовательных и информационных ресурсов в преподавании РКИ.

Практикум будет посвящен работе с Национальным корпусом русского языка. Будут рассмотрены техники использования НКРЯ для составления заданий и упражнений, а также предложены практические задания на составление упражнений по разным темам.

Практикум (семинар): Использование электронных игровых ресурсов в преподавании РКИ школьникам разных возрастов.

Практикум будет посвящен изучению игрового ресурса “Верные слова”, встроенных курсов и возможностей, которые предоставляет данный ресурс.

Педагогическая мастерская: Образовательные возможности кино в преподавании дисциплин гуманитарного цикла.

Формат мероприятия предполагает знакомство с методическим подходом, использующим разнообразные возможности кино для увлекательного, повышающего мотивацию учащихся погружения в различные культурно-исторические пласты жизни России. Мастерская позволяет ознакомиться с конкретными материалами занятий.

Спикеры мероприятий:

  • Наталья Гронская – доктор политических наук, профессор департамента прикладной лингвистики и иностранных языков Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ;
  • Марина Цветкова – доктор филологических наук, профессор департамента литературы и межкультурной коммуникации, декан факультета гуманитарных наук Нижегородского кампуса НИУ ВШЭ;
  • Анастасия Бонч-Осмоловская – кандидат филологических наук, доцент школы лингвистики факультета гуманитарных наук Московского кампуса НИУ ВШЭ.

Координатор мероприятий:

  • Наталья Артемьева – руководитель консалтинговых проектов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород (e-mail: ; tel./viber/WhatsApp +79101299321).