Все о службе в церкви на Пасху: начало, сколько идет и как проходит. Все о пасхальной службе

Пасхи. Христиане особенно чтят этот праздник - главное воскресенье года, когда Иисус воскрес из . Пасха - олицетворение победы Любви и Жизни. Церковное в этот день радостное и лучезарное, как впрочем настроение всех прихожан, посещающих его.Основная часть службы длится с половины двенадцатого до четырех утра. Храмы в эту торжественную ночь, как правило, переполнены. Прихожанам, желающим попасть на богослужение, следует выходит из дома заранее, чтобы хватило места. Храм украшают белыми цветами, священники облачаются в торжественные одеяния, остальные служители церкви тоже нарядно одеты. Пение в эту ночь радостное и легкое, в церкви много свечей и в их свете таинственно золотятся оклады икон. Служба сопровождается Благовестом - особенным колокольным перезвоном.Куличи, и прочую снедь лучше освятить заранее, в субботу. Во время пасхальной службы, при большом скоплении народа, сделать это будет сложно.За полчаса до полуночи в алтарь через Царские врата священник и диакон на своих головах вносят полотно с изображением Христа в - плащаницу. Служители полагают ее на престоле. Здесь плащаница находится до отдания Святой Пасхи в знак того, что Иисус пребывал сорок дней на земле перед вознесением.С наступлением полночь в алтаре, который знаменует небо, священнослужители начинают петь стехиру. Она звучит так: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Пение стехиры происходит трижды. Второй раз ее поют тоже в алтаре, на тон выше и с отдернутой завесой. Это знак того, что судьбы человечества раньше открываются на небесах, чем на земле. Третье пение, еще более высокими голосами, начинается при выходе священников из алтаря и длится до середины. Заканчивают пение стехиры хор в середине храма и все молящиеся.Вслед за этим начинается трезвон. Из церкви выходи Крестный Ход и обходит вокруг храма с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Ход олицетворяет жен-мироносиц, которые ходили с ароматами «зело рано ко Гробу». Участники Хода останавливаются у западных храма, словно у дверей гроба, где миронсицы получили весть о воскрешении. В этот момент трезвон стихает.Настоятель церкви берет и окутывает ароматом иконы и всех молящихся. Затем он берет в свободную руку крест с трисвешником и становится лицом на . Кадилом священник начертывает перед закрытыми воротами знамение Креста и начинает Светлую утреню.Вслед за этим двери храма открываются и взору молящихся является внутренние покои, украшенные свечами и цветами. Далее следует пасхальная заутреня. Она состоит из пения канона. Затем поют стехиры и торжественно читают Евангелие. Следующим шагом является заамвонная молитва, по окончании которой на аналое, перед иконой с Воскресшим Христом, полагается хлеб, приготовленный по специальному рецепту. Этот хлеб, именуемый по-гречески , освящается молитвой и окропляется святой водой. В течении всей Светлой Седьмицы хлеб остается в храме. В завершении Пасхальной литургии раздается радостное пение, и все верующие под колокольный звон подходят к Кресту Господнему. Здесь они обмениваются праздничными приветствиями: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!»

Пасхальное богослужение

Праздничное пасхальное богослужение в церкви своими корнями уходит в глубокую христианскую древность. На протяжении многих веков в него вливались новые обряды и песнопения.

Пасхальное ночное богослужение проводится с субботы на воскресенье. Начинается служба около 23 часов и продолжается вплоть до утра. Верующие начинают собираться в храме еще задолго до службы, для них это торжественное и волнительное событие. Служба во всех храмах начинается с пасхальной полунощницы, во время чтения которой диакон и священник уносят плащаницу.

Плащаница представляет собой ткань (плат) из бархата или драпа с золотым шитьем или аппликацией с изображением процедуры положения во гроб Спасителя: над гробом обернутого в пелены тела Христа склонились Богородица, Иоанн Богослов, ученики Христа и жены-мироносицы. По краям плащаницы вышиваются или наносятся типографским способом золотые слова тропаря Великой Субботы: «Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове покрыв, положи».

Плащаница – это своеобразный символ тех пелен, в которые было завернуто тело Христа после снятия со Креста. В каждом храме есть своя плащаница. До пасхального богослужения плащаница выносится в Великую Субботу из алтаря и до воскресного богослужения находится в храме на символическом Гробе Господнем. Чтобы провести параллель с процедурой помазания тела мертвого Иисуса благовониями, плащаница смазывается ароматическими маслами. Верующие могут молиться перед плащаницей, разрешено целовать раны на теле изображенного Спасителя.

Во время пасхальной полунощницы священник с диаконом после каждения плащаницы относят ее в алтарь, в это время поется ирмос «Не рыдай Мене, Мати». Плащаница размещается на престоле, там она хранится сорок дней, вплоть до Вознесения Господня (символизируя период, после которого Спаситель вознесся на небеса).

Начинается пасхальная заутреня. Священнослужители облачаются в светлые одеяния. Храм празднично убран, горят сотни свечей, храм будто залит светом. Верующие радостны, сердца наполняются надеждой и верой.

Вот как описал атмосферу праздника в храме иеродиакон Евфимий:

Пасха священная

Вот они – святые дни

Светлыя седмицы!

Все какия у людей

Радостныя лица.

Все так весело глядят,

Все как будто братья,

С поцелуями спешат

Вас принять в объятья.

И слова: Христос воскрес!

С наших уст не сходят,

И везде колокола

Эту весть разносят.

Божий храм народа полн,

Слышны песнопенья,

Как прилив на море волн,

В славу Воскресенья.

Взглянешь на небо – и там

Солнышко играет,

А в воздушной синеве

Пташка распевает.

Вся природа в эти дни,

Сняв зимы оковы,

Вновь цветной убор весны

Одевать готова…

Всюду ныне радость, мир,

Все так полно ласки,

Всюду людям светлый пир

В дни священной Пасхи.

Во всех местах храма, и особенно перед Царскими Вратами, совершается курение фимиама, то есть сжигаются благовонные вещества. Это символизирует благодать, распространяющуюся из Гроба Христова на всех верующих.

О скором наступлении полуночи предупреждает колокольный звон. Этот благовест говорит верующим о торжественном моменте, когда наступит Воскресение Христово.

Ровно в полночь раздается пение, сначала тихое, затем громкое, стихиры: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Торжественно открываются Царские Врата. Оттуда выходят священники, начинается крестный ход вокруг храма со святынями, верующие присоединяются к нему. Колокола продолжают звонить, пение стихиры продолжается. Крестный ход рано утром вокруг храма символизирует то, как святые жены-мироносицы и апостолы направлялись в вертоград (виноградник) Иосифов, где размещалась погребальная пещера. Кроме того, крестный ход вне храма символизирует, что Христос был погребен за пределами Иерусалима.

В притворе участники крестного хода останавливаются. Двери в храм закрыты. Это означает, что Гроб Господень был задвинут камнем, закрыт.

Колокол перестает звонить. После каждения настоятелем храма духовенством и хором поется торжественный пасхальный тропарь:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав!

Вослед звучат слова молитвы:

Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут; яко тает воск от лица огня, тако да погибнут беси от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголющих: радуйся, Пречестный и Животворящий Кресте Господень, прогоняяй бесы силою на тебе пропятаго Господа нашего Иисуса Христа, во ад сшедшаго и поправшаго силу диаволю, и даровавшаго нам тебе Крест Свой Честный на прогнание всякаго супостата. О, Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Помогай ми со Святою Госпожею Девою Богородицею и со всеми святыми во веки. Аминь.

Хор поет:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Чтобы войти в церковь, священнослужитель творит крестное знамение при помощи креста и трехсвечника. Двери отворяются. Участники процессии торжественно, радостно входят в светлый храм.

Далее поется Канон святого Иоанна Дамаскина, передающий смысл и значение праздника. Во время пения песен канона священнослужители ходят по храму с крестом и кадилом, поздравляя всех присутствующих с праздником: «Христос воскресе!» Прихожане отвечают традиционно: «Воистину воскресе!»

Заканчивается утреня. Теперь все прихожане должны поприветствовать друг друга словами: «Христос воскресе!» и «Воистину воскресе!», при этом обычай предписывает целовать друг друга три раза и обмениваться крашеными и освященными яйцами. Священнослужители в алтаре также христосуются между собой. Один из священников выходит с крестом к прихожанам и произносит трогательное приветствие. Он осеняет присутствующих крестом и после уходит в алтарь.

После целования поется Огласительное слово святителя Иоанна Златоуста на Пасху. Именно это произведение Православная Церковь считает самым точным, передающим смысл праздника. Хотя оно невелико по объему, имеет огромное значение для укрепления силы духа и веры прихожан. Слово призывает отметить праздник всех, даже тех, кто не соблюдал пост. Полный его текст был приведен выше.

По окончании утрени поются пасхальные часы. Это короткое богослужение, которое читается в Пасхальную неделю утром и вечером вместо молитв. В это время Царские Врата остаются открытыми. Они не будут закрываться всю неделю. Это означает, что Иисус своей искупительной жертвой открыл для людей двери в Царство Небесное. Когда поются часы, диакон производит каждение сначала алтаря, а потом всего храма.

После звучит литургия, прославляющая Пресвятую Троицу и памятующая о смерти и воскресении Спасителя. Читается Евангелие от Иоанна. Как правило, если службу совершают несколько священников, они читают фрагменты Евангелия на разных языках: на идише, латыни, греческом, русском, церковно-славянском, английском, немецком и пр. Набор языков в данном случае не важен. Важен просто факт многоязычия. Это делается для того, чтобы показать, насколько Воскресение Христа важно для всех людей мира и что учение Его открыто для всех. Чтение Евангелия сопровождается колокольным перезвоном-перебором (бьют по всем колоколам, от маленьких до больших).

Когда литургия подходит к концу, происходит освящение пасхального хлеба – артоса, части которого затем раздаются прихожанам. После литургии можно освятить куличи, пасхи и яйца.

Всенощная на Пасху — самое значительное богослужение в году. Обычно в эту ночь в церквях много людей, почти всегда тесно и душно. Это чисто внешние обстоятельства, конечно, внутренний смысл этого праздника настолько глубок, что перекрывает все эти «неудобства».

По словам священников, Всенощная на Пасху — это наша добровольная жертва Богу. Она может быть радостной, но не может быть легкой. Отсюда вопрос: стоит ли брать с собой на Всенощную детей, как вести себя в церкви и некоторые другие вопросы.


Брать ли с собой ребенка на Всенощную на Пасху.
Идти ли в церковь с грудным малышом или ребенком — личное решение мамы. Церковных правил по этому поводу нет. Если вы уверены, что сможете с малышом на руках простоять всю ночь — воля ваша. Помните только, что суета во время Всенощной службы недопустима. Плач ребенка, его желание сходить в туалет, усталость — все это будет ведь не только вашим «достоянием», но и окружающих вас людей. Подумайте об этом.
Иное дело — если ваш ребенок «воцерковлен», то есть часто бывает с вами в церкви и вы можете рассчитывать поэтому на его стойкость. Берите его с собой, конечно — эти ночные часы дорогого стоят.

Когда можно освятить пасхальную корзину. Практически все люди идут со своими пасхальными корзинами в церковь в ночь с субботы на воскресенье. И мало кто знает, что освятить пасхальную корзину можно уже в субботу, когда людей в церквях не так много. Полнота таинства при этом не теряется, но чисто житейских хлопот, суеты – меньше.

Если вы предпочитаете все-таки для освящения своей пасхальной корзины раннее утро воскресенья – ну что же, тогда ознакомьтесь с основными правила ми поведения в церкви. Они довольно строги и нарушать их – значит, проявлять неуважение к церкви и самому главному православному празднику — Воскресению Христову.

Все начинается с молитвы. Прийти в церковь на рассвете с корзиной, набитой едой и выпивкой и, расталкивая себе подобных, постараться занять место в толпе получше и быстренько уйти домой досматривать сны – что тут от светлого праздника Воскресения Христова? Зачем это? Всенощная служба в церкви в ночь на воскресение – поразительная по своей глубине, красоте и воздействию на человека. Такой радости, которая охватывает сердце в минуты, когда впервые в этом году звучит «Христос Воскрес», пожалуй, не способно больше дать ничто. Вот совсем – ничто…

Впрочем, каждый волен принимать решение о всенощной самостоятельно. Мы же дадим правила для тех, кто хочет побыть в эту ночь в церкви вместе со всеми верующими.

На всенощную службу нужно прийти примерно к 11 часам вечера. В 22.30 – вынос плащаницы, пение стихиры в алтаре, крестный ход вокруг храма. После возвращения людей в церковь священники ведут службу согласно канонам церкви.

Во что одеться. Длинная юбка, платок, отсутствие косметики. Мобильный телефон нужно или отключить, или вообще оставить дома.

Что делать в церкви. Входя в церковь, нужно приостановиться на ее пороге (лучше – до дверей и непосредственно в храме) и трижды с поклоном перекреститься. Перед началом службы стоит зажечь несколько свечей за здравие и упокой своих близких.

Церковь – не место для встречи знакомых. Даже если, войдя в церковь, вы встретите человека, которого не видели сто лет, кричать «Привет! Ну как дела?» не стоит. Мы не позволяем себе этого в театре во время спектакля, на официальных собраниях и т. д. Церковь в эту ночь (да и всегда вообще-то) — это гораздо больше. Поговорите потом. А в церкви – минимум слов и слушание своего сердца. Стоит ли говорить, что толкаться за место, а тем более – спорить и даже почти ругаться – ну… Не надо.

Какие молитвы нужно знать наизусть. Строго говоря, всем православным людям нужно знать как минимум две молитвы назубок: «Отче наш» и «Символ веры». Эти молитвы обычно поются всеми присутствующими в храме на каждой службе. Не знающие этих слов люди чувствуют себя неловко. В ночь на воскресение во время службы не однажды будет пропето также «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав». Всего несколько слов – запомните их.

Когда креститься. Вместе со всеми, а также – когда хочется. Тут ограничений нет.

Когда уходить. Нельзя опаздывать на службу и нельзя уходить с нее раньше. Ну, нельзя… Бог не обидится, не накажет (Бог вообще никого не наказывает), но в соблюдении этого правила есть нечто от внутренней порядочности, воспитанности, если хотите – духовного уровня.

Сколько длится служба. Пять часов, с 22.30 до 4 утра примерно.

Как уйти со службы . Опять-таки: трижды перекрестившись в дверях церкви.

Ложиться ли спать после службы? Все прихожане после возвращения из церкви (а ходят туда всей семьей) обычно сразу садятся за стол – завтракать. И ничего, что всего 5 утра, никто ведь не спал всю ночь. Вся ваша семья спала? Тогда поступите так, как считаете нужным – в конце концов, все мы носим Бога в сердце. И важно не занять Его место просто обрядом, обычаем, привычкой, за которой нет ничего.
Светлого вам Христова Воскресения!

С самой зари Христианства верные проводили Пасхальную ночь в храме. По рассказу историка Евсевия, император Константин Великий превращал эту священную ночь в ликующий день. Повсему городу зажигались высокие столбы, как бы огненные лампады, так что эта таинственная ночь становилась светлее самого светлого дня.

С 8-ми часов вечера перед Плащаницей начинается чтение деяний Апостольских в ознаменование новой жизни, - жизни Церкви, искупленной Кровью Христа.

В половине 12-го ночи хор начинает петь великосубботний канон Волною морскою. Но уже совсем по иному звучат здесь эти таинственные слова. Нет уже больше скорби, душа улавливает в них радостное приближение Воскресения. Во время пения Полунощницы Плащаница уносится в алтарь и полагается там на Престоле, оставаясь там до праздника Вознесения в знак сорокадневного пребывания Воскресшего Спасителя на земле.

Все затихает в храме, погруженном в полумрак, в ожидании священной минуты.

Пасхальная Утреня

Пасхальная Утреня начинается в 12 часов ночи торжественным крестным ходом вокруг храма. Духовенство, облаченное во весь светлейший сан, с крестом, Евангелием, иконами и хоругвями, окруженное молящимися с зажженными свечами, под радостный звон колоколов, выходит из храма как бы навстречу грядущему Спасителю, с пением стихиры: Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби, чистым сердцем, Тебе славити. Ангельская песнь уже звучит в небесах, а люди еще шествуют во мраке ночи, но уже трепетно бьется сердце в предчувствии всеозаряющей радости Воскресения. Обойдя вокруг храма, крестный ход останавливается в притворе перед закрытыми дверями, как бы у входа ко гробу Господню. И вот раздается радостная весть: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав. Раскрываются двери - и весь священный сонм торжественно вступает в сияющий огнями храм. Начинается пение пасхального канона. По толкованию синаксаря (краткого чтения, положенного после 6-й песни канона, содержащего итог богослужения), слово «Пасха» значит переведение; от небытия - к бытию, из ада - на небо, от смерти и тления - к бессмертию, которое и является первоначальным и естественным состоянием человека. С воспевания Пасхи, как «переведения» человеческой жизни к ее первоначальным истокам - бессмертию, вечной жизни – -и начинается пасхальный канон.

Песнь 1

Ирмос: Воскресения день, просветимся (просияем), люди: Пасха, Господня Пасха (то есть переход в иное бытие), ибо от смерти в жизнь и от земли - к небу Христос Бог перевел, нас, поющих победную песнь.

Припев: Христос воскресе из мертвых.

Тропари: Очистим чувства и увидим Христа, сияющего неприступным светом воскресения, и, воспевая победную песнь, явственно да услышим от Него: «Радуйтесь!»

Да веселятся по достоинству (как должно, как подобает) небеса, да радуется и земля: пусть празднует (весь) мир, видимый и невидимый, ибо восстал Христос - веселие вечное.

Песнь 3

Ирмос: Приходите, (и давайте) будем пить питье новое, не из бесплодного камня чудесно изводимое, но источник нетления (бессмертия), произведенный (как дождь) из гроба Христом, в Котором мы утверждаемся.

Тропари: Ныне все наполнилось светом - небо, и земля и преисподняя, поэтому да празднует все творение восстание Христово, которым она утверждена.

Вчера я погребался с Тобою, Христе, сегодня когда восстаю с Тобою воскресшим; я распинался вместе с Тобою вчера, прославь же меня с Собою Ты. Сам, Спасе, во Царствии Твоем!

Песнь 4

Ирмос: На божественной страже богоглаголивый (т. е. пророк Божий) Аввакум да станет с нами и покажет (нам) блистающего светом Ангела, громко, пронзительно восклицающего: «Сегодня спасение миру, ибо воскрес Христос, как всемогущий». (Угнетаемый мыслью о торжестве зла, пророк Аввакум напряженно ожидал от Бога вести о торжестве правды и спасении мира.)

Тропарь: Как первенец мужского пола, родившийся от Девы, Он явился Христом, как предлагаемый в пищу называется Он Агнцем, как чуждый скверны - непорочным, нашею Пасхой, и как истинный Бог - совершенным.

Песнь 5

Ирмос: (Давайте) встанем рано утром и вместо мирра принесем Владыке (нашу) песнь, и увидим Христа - Солнце правды, изливающее на всех (лучи) жизни.

Тропари: (Умершие,) связанные узами (букв. веревками, цепями) ада, (внезапно) узрев Твое, Христе, безмерное милосердие (и как бы оживленные этим) радостными стопами устремились к свету (даже букв. топая радостно ногами, также как, например, от радости хлопают в ладоши), восхваляя вечную (т. е. действительную, истинную, наступившую раз и навсегда) Пасху.

Жизнь есть за гробом - вот высшая сущность пасхального торжества. Христос воздвиг к жизни умерших до Его пришествия, но чаявших его. Воздвиг Он умерших с верою в Него после Его пришествия, как воздвигнет и ныне умирающих и имеющих умереть в веке сем. Для них всех, для всех нас посмертное ожидание Его Второго славного пришествия есть лишь трехдневное пребывание во гробе по Примеру и образу Самого Христа. Верующий народ в пасхальные дни несет эту радостную весть и на могилы своих усопших.

Пойдем (же) со светильниками в руках навстречу Христу, выходящему из гроба, как Жениху и вместе с празднующими чинами (ангельскими) будем праздновать спасительную Божию Пасху

Песнь 6

Ирмос: Ты, Христе, сошел в самые нижние глубины земли и сокрушил вечные запоры, державшие закованных (в цепи узников) и на третий день, как Иона из кита, вышел из гроба.

Кондак

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…

С мистических высот богомыслия кондак снова приводит нас к историческому событию воскресения, а следующий за ним икос повествует нам о переживаниях святых жен-мироносиц, спешивших помазать тело живоносное и погребенное, плоть Того, Кто воскресил Адама, но Сам лежит во гробе. Как волхвы, они спешат поклониться Христу, не пеленами, а плащаницей обвитому. Их плач сменяется радостным видением Ангела, возвещающего им воскресение. За этим следует пение воскресной песни, которая повторяется на каждой воскресной утрени: Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе инаго не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши.

Песнь 7

Тропарь: Смерти празднуем умерщвление, ада разрушение, другой - вечной - жизни начало и в восторге воспеваем Виновника (этого), - Единого благословенного Бога отцов и препрославленного.

Песнь 8

Восьмая песнь напоминает нам, что радость пасхальная есть радость Евхаристии, данная Христом всему миру.

Тропари: В сей нареченный и святый день, «праздников праздник и торжество торжеств» верные приглашаются прийти приобщиться этой радости.

Приходите, приобщимся нового виноградного плода, божественного веселия, Царствия Христова.

Оглянись вокруг себя, Сион (обращение к новозаветной Церкви, Сионской горнице, где совершалась Тайная Вечеря) и посмотри: вот стеклись к тебе, как дивносияющие звезды от запада, севера, юга и востока дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки.

8-я песнь заканчивается прославлением Святой Троицы.

После 8-й песни на обычной утрени следует песнь Богородицы Величит душа моя Господа. Здесь она заменяется особыми пасхальными припевами, величающими Страдавшего, Погребенного и Воскресшего Христа. 3-й припев выражает смысл и содержание всего пасхального торжества:

Христос Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий вземляй грехи мира.

Христос есть та новая Пасха, о свершении которой Он говорил Своим ученикам на Тайной Вечери (Лк. 22, 15-16). Он есть та Жертва живая, которая должна была прекратить все ветхозаветные жертвоприношения, тот Агнец, о Котором прорицали пророки (Ис. 53:7).

В Новом Завете Апостол Павел уже определенно именует Христа «нашей» Пасхой, говоря: «Пасха наша - Христос» (1Кор. 5:7).

Так свершились чаяния, исполнились пророчества, и Пасха тайная, Пасха таинственная была открыто явлена людям.

4-й припев является архангельским приветствием Богородице: Ангел вопияше Благодатней: Чистая Дево, радуйся, и паки реку, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба; и мертвыя воздвигнувый; людие веселитеся.

Песнь 9

Божия Матерь есть новый Иерусалим, новозаветный Сион, слава Церкви, и ирмос 9-й песни соединяет воедино Ее образ с образом прославленной Христовой Церкви:

Ирмос: Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия: ликуй ныне и веселися, Сионе: Ты же, Чистая, красуйся Богородице, о востании Рождества Твоего.

В тропарях 9-й песни пасхальное ликование достигает своего высшего напряжения. Душа переполнена до краев как полная чаша и уже не находит слов для выражения своего блаженства.

Тропари: О сколь божественен, о сколь любезен, о сколь сладок Твой глас, Христе…

О Пасха великая и священнейшая, Христе! О, Мудрость, Слово Божие и Сила! Даруй нам совершеннее причащаться Тебе в вечном (незаходящем) свете Царствия Твоего.

Следующее песнопение в чеканных и сильных словах снова говорит нам о единстве Пасхи Крестной и Пасхи Воскресной.

Путь к воскресению лежит через смерть и образ этого пути дан нам Христом.

Плотию уснув, яко мертв, Царю и Господи, тридневен воскресл еси, Адама возвиг от тли и упразднив смерть: Пасха нетления, мира спасение.

В конце утрени поются торжественные пасхальные стихиры.

Стихиры: гл. 5-й

Стих: да воскреснет Бог, и расточатся врази Его.

Пасха священная нам днесь показася: Пасха нова святая: Пасха таинственная: Пасха всечестная: Пасха Христос Избавитель: Пасха непорочная: Пасха великая: Пасха верных: Пасха двери райския нам отверзающая: Пасха всех освящающая верных.

Стих: Яко исчезает дым, да исчезнут.

Приидите от видения жены благовестницы, и Сиону рцыте: приими от нас радости благовещения, воскресения Христова: красуйся, ликуй, и радуйся Иерусалиме, Царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща.

Стих: Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся.

Мироносицы жены, утру глубоку, представша гробу Жизнодавца, обретоша Ангела на камени седяща, и той провещав им, сице глаголаше: что ищете Живаго с мертвыми; что плачете нетленного во тли; шедше проповедите учеником Его.

Стих: Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь.

Пасха красная, Пасха, Господня Пасха, Пасха всечестная нам возсия. Пасха, радостию друг друга объимем. О, Пасха! Избавление скорби, ибо из гроба днесь яко от чертога возсияв Христос, жены радости исполни, глаголя: проповедите Апостолом.

Слава Отцу и Сыну и Святому духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Воскресения день, и просветимся торжеством, и друг друга объимем. Рцем: братие! и ненавидящим нас, простим вся воскресением, и тако возопиим: Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав.

После последней стихиры происходит обряд христосования, о котором в Цветной Триоди (заключающей в себе богослужение Пасхальных седмиц до Троицы) сказано: «Поем Христос Воскресе, дондеже целуют братия друг друга».

Обычай приветствовать друг друга братским поцелуем - очень древний. В древней церкви он исполнялся за каждой Литургией, а теперь от него осталось братское целование священнослужителей за каждой Литургией перед началом Евхаристического канона. При этом духовенство приветствует друг друга словами: Христос посреди нас. - И есть и будет.

Во время Пасхальной утрени верующие сначала подходят христосоваться с духовенством, а потом троекратно целуют друг друга. Слова Христос Воскресе - Воистину Воскресе не смолкают в храме в течение всей Пасхальной утрени. Между всеми песнями канона духовенство обходит храм и, проходя сквозь ряды молящихся, радостно приветствует их пасхальным восклицанием. Воистину Воскресе гремят им в ответ сотни голосов, и эти

радостные возгласы народа сливаются с ликующим пением хора.

Утреня заканчивается торжественным чтением слова святого Иоанна Златоуста.

Слово огласительное

во Святый и Светоносный день Преславного и спасительного Христа Бога нашего Воскресения (Иже во святых отца нашего Иоанна 3латоустого)

Кто благочестив и боголюбив, да насладится этим прекрасным и светлым торжеством. Кто - раб благоразумный, да войдет, радуясь, в радость Господа своего. Кто истомил себя постом, пусть получит ныне динарий. Кто от первого часа работал, пусть сегодня примет справедливую плату Кто пришел после третьего часа, пусть начнет с благодарностью праздновать. Если кто поспел к шестому часу, пусть нисколько не сомневается, ибо он ничего не теряет. Кто опоздал и к девятому часу, пусть приступит без всякого колебания. Если кто пришел только в одиннадцатом, пусть не побоится, что промедлил, ибо Владыка, будучи щедр, принимает последнего также, как и первого. Дает приют для отдыха пришедшему в одиннадцатом часу, как и работавшему с первого. И последнего милует и о первом печется, и тому дает, и этого одаряет, и дела принимает и намерения приветствует, и действие ценит и желание хвалит. Посему войдите все в радость Господа своего - и первые и вторые насладитесь наградой. Богатые и бедные, ликуйте вместе. Воздержные и ленивые, почтите, этот день. Постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь сегодня. Трапеза полна, насладитесь все. Телец велик, пусть никто не уйдет голодным. Все наслаждайтесь пиром веры; все вкусите от богатства благости. Пусть никто не рыдает о своей бедности, ибо настало царство для всех. Пусть никто не скорбит о грехах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не страшится смерти, ибо освободила нас смерть Спасителя: Тот Которого она держала в своей власти, ее угасил. Восторжествовал над адом Сошедший в ад. Горько пришлось аду, когда он вкусил Его плоти. И, прозрев это, Исаия воскликнул: «Горько пришлось аду при встрече с Тобою в преисподней. Горько пришлось, потому что он упразднен; горько, ибо подвергся поруганию; горько, ибо умерщвлен; горько, ибо разрушен; горько, ибо он был заключен в оковы. Принял тело и (внезапно) натолкнулся на Бога; принял землю, а встретил Небо; принял то, что видел и попался на то, чего не видел. Смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Воскрес Христос, - и ты повержен. Воскрес Христос, - и пали демоны. Воскрес Христос, - и радуются ангелы. Воскрес Христос, - и наступила жизнь. Воскрес Христос, - и ни одного мертвого в гробу. Ибо Христос, восстав из мертвых, - стал (воскресшим) Первенецем из усопших. Ему слава и держава во веки веков. Аминь.

Пасхальная Литургия

Часы заменяются на Пасхальной Литургии радостным пением избранных стихир из Пасхального канона. Чтения совсем нет, - все поется. Царские врата, как северные, так и южные двери алтаря остаются все время открытыми в знак того, что небо нам ныне отверсто. Закрываются Царские врата лишь в субботу на Пасхальной неделе после Литургии.

Пасхальная Литургия, совершаемая но чину святого Иоанна Златоуста, вся проникнута радостью Воскресения, о чем свидетельствует частое повторение Воскресного тропаря и других пасхальных песнопений. Вместо Трисвятого снова поется стих: Елицы во Христа крестистеся, - во Христа облекостеся, но здесь это облечение во Христа означает уже не только сораспятие с Ним, но и совоскресение, - сообразно песни канона:

«Вчера спогребохся Тебе Христе, днесь совостаю воскресшу Тебе». Вместо Апостольского чтения читается 1-я глава Деяний, повествующая о явлениях Спасителя ученикам по Воскресении, о повелении Его не отлучаться из Иерусалима и ожидать исполнения данного Им обещания о ниспослании Духа - Утешителя.

Евангельское чтение снова переносит нас в вечность. Может показаться удивительным, что Евангелие Пасхальной Литургии говорит нам не о Воскресении. На самом же деле читаемая 1-я глава от Иоанна является высшим откровением об истине, лежащей в основе всей Евангельской истории. В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Иисус Христос, страдавший и погребенный нами в зраке (образе) раба и воскресший во славе яко Бог есть 2-е Лицо Святой Троицы, от начала сущее Слово, извечно пребывающее в лоне Отчем, Им положено было начало жизни, и жизнь эта была свет

человеков. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца… и от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать (Ин. 1, 1-17). В этих словах - высшее догматическое откровение о Богочеловеке и Богочеловечестве. Евангелие это обычно читается на разных языках в ознаменование вселенскости христианства.

Литургия вся проходит в радости и легкости духовного подъема. По-новому звучит Херувимская песнь, ибо и Ангелы, воспевающие Царя царствующих, сошли ныне на землю для благовестия о Его Воскресении. По-новому звучат слова Символа: И страдавша, и погребенна, и воскресшаго в третий день по Писанием. С новым чувством мы Благодарим Господа, по-новому осознавая, что само слово «Евхаристия» означает «Благодарение».

От апостольских времен существует у христиан непреложный обычай освящать эту ночь причащением Святых Таин, ибо радость Пасхальная есть радость Евхаристическая.

Кончается Пасхальная Литургия ликующим Христос Воскресе, которым хор отвечает на все возгласы священника. Эта радость без края, это всеобщее ликование есть уже прообраз грядущего Царства Славы, данного в Откровении Апостола Иоанна: И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуиа! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и Жена Его приготовила Себя. И дано было Ей облечься в виссон чистый и светлый (Откр. 19, 6-8). Жена и невеста Агнца - Церковь Христова, украсившая Себя всеми сокровищами радости и красоты, ныне празднует и ликовствует и зовет всех придти на пресветлое Торжество Любви. И дух и Невеста говорят: прииди. И слышавший да скажет: прииди, жаждущий пусть приходит и желающий пусть берет воду жизни даром (Откр. 22:17). Эта вода жизни и есть Христос - Новая Пасха, Жертва живая, Агнец Божий, взявший грехи мира.

Близится светлый праздник – день Воскресения Христова. Многие наверняка соберутся в церковь посетить службу на Пасху – вместе с детьми, родными и близкими… Но многие ли из нас знают, как именно проходит пасхальная служба? Мы расскажем, что и как нужно делать, находясь в храме или церкви...

Вот и наступила Страстная неделя, до Светлого Воскресения Христова – остались считанные дни… По традиции, с утра в Страстной четверг верующие пекут куличи и красят яйца, вечером готовят пасху, а в субботу несут их в церковь – освящать. А в ночь с субботы на воскресенье – начинается светлый праздник Пасха…

Итак, оригинальные, яркие, причудливые , и в ночь с субботы на воскресенье многие верующие идут на Крестный ход – службу, знаменующую собой начало Пасхи и праздник Воскрешения Христа. Но не многие знакомы со всеми церковными правилами. Мы поможем вам разобраться, как правильно вести себя в церкви во время пасхальной службы и что нужно делать.

Пасха – главный христианский праздник, который знаменует победу добра над злом, жизни над смертью. Праздник Пасхи предваряет – время освобождения от грехов, страстей, пагубных привычек. Для этого предписывается воздержания в пище, в развлечениях, в эмоциях. Но даже если вы не постились, смело идите в храм и празднуйте Светлое Воскресение Христово. По традиции, в Великую субботу верующие несут в церковь куличи, крашеные яйца и другие продукты для пасхального стола, чтобы освятить их.

А в ночь с субботы на воскресенье в храмах совершается праздничное ночное богослужение, которое обычно начинается около одиннадцати вечера и длится до трех-четырех часов ночи:

  • 1 С вечера (в Великую Субботу) в храме читаются Деяния святых апостолов, содержащие свидетельство в Воскресении Христовом, после чего следует Пасхальная полунощница с каноном Великой Субботы. Начало пасхальной утрени предваряется торжественным крестным ходом вокруг храма, который следует против солнца (против часовой стрелки), что символизирует следование навстречу воскресшему Спасителю. При пении второй половины тропаря Пасхи «И сущим во гробех живот даровав» церковные двери отворяются, духовенство и молящиеся входят в храм.
  • 2 В конце утрени, при пении слов стихир Пасхи: «Друг друга обнимем, братие! И ненавидящим нас простим вся воскресением», верующие говорят друг другу «Христос воскресе!» - отвечают «Воистину воскресе!». Троекратно целоваться и дарить друг другу пасхальные яйца лучше не в храме, а после службы, чтобы не отвлекаться от молитв и не провоцировать толчею.
  • 3 Затем утреня переходит в Божественную литургию, верующие причащаются Тела и Крови Христовых. Если вы хотите причаститься, то надо заранее исповедаться и получить благословение священника.

Посещение храма или церкви в день Воскресения Христова, особенно во время пасхальной службы - обязательный "пункт" праздника для каждого верующего...

Теперь немного об общих правилах поведения в храме, которых стоит придерживаться, чтобы не чувствовать себя белой вороной и не смущать других (более сведущих в церковных делах) верующих в храме:

  • одежда должна быть чистой и опрятной. Женщинам следует надеть юбку или платье, при этом рукава должны быть хотя бы до локтя, а полы юбки – до колена или ниже. В России принято, что все девушки и женщины покрывают голову – причем не важно, платком, шляпой, шапочкой или беретом. Воздержитесь от глубоких вырезов и прозрачных тканей. Использование косметики не возбраняется в разумных пределах, но губы лучше не красить, чтобы при целовании икон и креста во время пасхальной службы не оставлять следов.
  • есть такой миф, что особам женского пола в критические дни нельзя посещать церковь , но это не так. В эти дни можно ходить в храм, можно ставить свечки и подавать записки, можно целовать иконы, но от участия в таинствах (причастие, крещение, венчание и т.д.) лучше воздержаться, однако и это не является строгим правилом. В случае, если пикантный физиологический момент вклинился в ваши планы, просто посоветуйтесь со священником – дело житейское, ничего страшного в этом нет. И уж точно – женщина может присутствовать на пасхальной службе,
  • входя в церковь, надо трижды перекреститься с поясными поклонами (троеперстием и только правой рукой, даже если вы левша). Креститься надо, сняв перчатки или рукавицы. Мужчинам при входе в православный храм следует снять головной убор.
  • во время службы на Пасху (как и во время любой другой церковной службы) нельзя громко разговаривать, пользоваться мобильным телефоном и расталкивать молящихся у икон – когда служба закончится, вы можете помолиться и поставить свечки у образов, а также подать записки о здравии и об упокоении. Из благоговения не принято целовать лики святых, изображенных на иконах.
  • во время богослужения нельзя стоять спиной к алтарю . Всем женщинам и не получившим благословения мужчинам в алтарь заходить запрещено.
  • если вы берете с собой на службу детей, объясните им, что в церкви нельзя бегать, шалить и смеяться . Если ребенок плачет, постарайтесь успокоить его, чтобы не нарушать общей молитвы во время пасхальной службы, или ненадолго покиньте храм, пока малыш не успокоится.
  • ставить свечи за упокой и за здравие вам нужно в разных местах: о здравии живущих – перед иконами святых, за упокой умерших – на панихидный столик (квадратный подсвечник с распятием), который называют «канун». Записки о здравии и об упокоении отдают служкам на свечном ящике, после чего они передаются священнику в алтарь. В эти поминания не записывают имена людей другой веры, самоубийц и некрещеных.
  • когда священник во время службы на Пасху осеняет вас крестом , Евангелием и образом, надо кланяться. Креститься надо при словах «Господи, помилуй», «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа», «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу» и других возгласах.
  • если вы что-нибудь захотите спросить , сначала обратитесь к священнику со словами «Батюшка, благословите!», а затем задайте вопрос. Принимая благословение, складывайте ладони крестообразно (ладонями вверх, правую на левую) и целуйте правую, благословляющую вас, руку священнослужителя.
  • уходя из храма по окончании пасхальной службы, трижды перекреститесь, совершите три поясных поклона при выходе из храма и при выходе за церковную калитку, повернувшись лицом к храму.

Надеемся, что эти элементарные, но очень важные правила помогут вам чувствовать себя более уверенно в православном храме в любой день, и во время службы на Пасху - в частности.

Благодарим отдел внешних церковных связей Московского Патриархата за помощь в написании статьи.