Умственные способности человека напрямую зависят от генетики. От чего зависит уровень IQ


Ученые выяснили, что чтение сказок на ночь, постоянные беседы с ребенком, активная забота о его образовании и прочие проявления родительской заботы никак не сказываются на уровне его интеллектуального развития. Их многолетние наблюдения за развитием усыновленных детей позволили им сделать вывод, что на уровень IQ и другие когнитивные показатели влияют лишь генетические факторы. Результаты исследования и рекомендации для родителей были опубликованы в журнале Intelligence.

«Авторы предыдущих исследований в этой области, кому удалось найти намеки на то, что родительская забота влияет на уровень интеллекта у детей, скорее всего, ошибаются в этих утверждениях, так как они не учитывали влияние передачи генов на IQ ребенка. На самом деле, родители, чей уровень интеллекта выше среднего, и без напоминаний со стороны заботятся о развитии ребенка, что скрывало факт генетической передачи их интеллекта детям», - объясняет автор этого открытия, психолог Кевин Бивер из университета Флориды в Гейнсвилле (США).

Бивер и несколько психологов из университетов США, Канады и Саудовской Аравии проводили на протяжении последнего десятилетия крайне необычный эксперимент с целью выявить, какие факторы могут влиять на интеллектуальное развитие детей. В отличие от большинства других психологов, они следили не за обычными детьми, а за беспризорниками, которые были усыновлены или удочерены в младенческом возрасте бездетными семейными парами.

Подобный прием, как надеялись ученые, должен был помочь им разрешить спор почти вековой давности - зависит ли то, насколько хорошо реализует себя ребенок в интеллектуальном плане, только лишь от генетических факторов или качества его воспитания и образования, или же и от того, и от другого. За все это время психологам, генетикам и нейрофизиологам так пока и не удалось найти однозначных доказательств в пользу справедливости одной из этих теорий. Сегодня ученые склоняются к тому, что и генетические, и социальные факторы влияют на интеллектуальный рост ребенка в равной степени

Авторы статьи решили убрать один из факторов в этом уравнении с двумя неизвестными, исключив влияние генетики на уровень IQ. Для этого проанализировали результаты масштабного проекта по наблюдению за здоровьем подростков и молодых людей Add Health, который они проводили совместно с правительством США с конца 80-х годов прошлого века. За последние 20 лет в нем приняли участие около 15 тысяч школьников и их родителей. Среди участников эксперимента были и примерно три сотни приемных детей.

За это время социальные службы США успели замерить уровень IQ у детей в детсадовском возрасте и в первые годы их учебы в школе, а также в 18 или 26 лет. Сами ученые провели серию интервью и анкетирования среди родителей, интересуясь тем, как они воспитывали и играли с приемными сыновьями и дочерями. В этом году Бивер и его коллеги решили подвести итог эксперимента и сопоставили то, насколько высоким был IQ у детей с тем, насколько сильно родители заботились об их будущем.

Оказалось, что качество воспитания абсолютно никак не влияло на то, насколько хорошо и быстро развивались интеллектуальные способности у детей. Уровень IQ школьников и молодых людей не зависел ни от уровня образования или уровня достатка их приемных родителей, ни от того, насколько хорошо они заботились о них в детстве, ни от уровня контактов между ними, ни от их готовности вкладывать деньги в интеллектуальное развитие ребенка.

«Все это не означает того, что я советую родителям не читать сказки на ночь и не помогать им найти свое место в мире. Я не говорю, что уровень интеллекта жестко задается в момент зачатия или рождения и больше никогда не меняется - многое зависит от окружающей обстановки во время роста и взросления, но не от того, насколько хорошо родители заботятся о детях. Тем не менее, если мы всерьез говорим о том, что воспитание может улучшить когнитивные способности детей, то мы просто обманываем себя», - заключает Бивер.

Исследования факторов интеллекта

Ученые умы периодически пытаются установить взаимосвязь интеллекта с деталями биографии и физиологическими данными его обладателя. Существует несколько направлений исследований этого вопроса. Есть ли прямая зависимость интеллекта от какого-либо фактора?

Взаимосвязь между уровнем интеллекта и генетикой

Еще в 1884 году Фрэнсис Гальтон, двоюродный брат Чарлза Дарвина, пытался установить связь между половой принадлежностью, физиологическими данными (рост, вес, объем головы) и интеллектом человека. К сожалению, его эксперименты показали отсутствие закономерностей между этими параметрами. Другой ученый, Брюс Лан, не будучи расистом, тем не менее, заявил в своем исследовании о зависимости интеллекта от расы человека. Ряд коллег, ознакомившись с результатами его ДНК-экспертиз, возразили на этот счет. Так что можете быть спокойны: неважно, что ваша кожа бела, как снег, укрывающий Хельсинки и его достопримечательности. Или же достопримечательности Хельсинки вам только снятся, а сами вы изнемогаете под жарким солнцем Алжира, вы можете в обоих случаях быть высокоинтеллектуальным человеком.

Зависимость IQ от музыкальных пристрастий

Музыка, несомненно, влияет на наше настроение, образ мыслей и самочувствие. Будущие мамы сплошь и рядом включают Моцарта своим еще не рожденным детям. На фермах проигрывание классических произведений повышает суточный удой у коров. Но влияет ли музыка на интеллект? Британские ученые считают, что влияет. По результатам их исследований, наибольший коэффициент интеллектуального развития у меломанов, предпочитающих классическую и симфоническую музыку. В Лондоне, достопримечательностью которого является эклектичная музыкальная культура, это можно проверить на практике. Но, обозревая незабываемые достопримечательности Лондона , не забудьте о том, что приверженцы тяжелого рока и металла также обладают высоким уровнем интеллекта. Не повезло только любителям стилей хип-хоп и R’N’B – по мнению ученых, их IQ наиболее низкий. Впрочем, результаты таких исследований весьма сомнительны. Не исключено, что именно музыкальный вкус зависит от интеллекта, а не наоборот.

Зависимость уровня интеллекта от питания

Долгосрочные исследования подтверждают прямую зависимость интеллектуального уровня от питания ребенка в утробе матери и в первые месяцы жизни. Если будущая мать живет, например, в Черногории или часто отдыхает в местах подобных ей, ее рацион богат и разнообразен – ребенок родится готовым к быстрому интеллектуальному развитию. Но если отдых в Черногории беременной заменяет работа в офисе, сидячий образ жизни и скудное питание, вряд ли родившийся малыш станет Эйнштейном. Наиболее полезными составляющими ежедневного питания признаны цинк, бор, кальций, магний, железо, витамины группы В и продукты с достаточным содержанием белка, но с низким процентом жирности.

Умственная деятельность отличает человека от остальных живых существ. Интеллект является одним из таких видов деятельности, который имеет уровни и коэффициент своего проявления. Развитием интеллекта необходимо заниматься, чтобы он был на достаточном высоком уровне..

Что такое интеллект?

Под интеллектом понимается познавательная деятельность, которая позволяет принимать, осмыслять и разрешать любые задачи.

Благодаря интеллекту человек может усваивать новый опыт, знания, приспосабливаться к новым обстоятельствам. В интеллектуальную деятельность человека включают:

  • Ощущение.
  • Восприятие.
  • Память.
  • Представление.

Психология интеллекта

Во все времена люди занимались изучением интеллекта. Однако основным учением стали теории Пиаже, который разделил первые направления в приспособлении ребенка к окружающей среде в виде ассимиляции (пояснение ситуации с помощью имеющихся знаний) и аккомодации (усвоение новых сведений). В психологии, по теории Пиаже, выделяют такие стадии развития интеллекта:

  1. Сенсомоторная. Проявляется в первые годы жизни, пока ребенок изучает окружающий мир. Первой интеллектуальной деятельностью ученый называл появления собственных суждений.
  2. Предшествующая операциям. Мир постепенно становится многообразным для ребенка, однако он пока способен решать простые задачи и оперировать элементарными понятиями.
  3. Конкретные операции. Когда ребенок начинает ориентироваться на собственные суждения и совершать конкретные действия.
  4. Формальные операции. У подростка уже возникают определенные представления о мире, которые обогащают его духовный мир.

Однако не у всех людей равномерно происходит развитие интеллекта. Существуют тесты, разработанные психологами, которые показывают, на каком уровне развития находится человек.

Уровень интеллекта

Чтобы решить определенные задачи, человек прибегает к таким уровням интеллекта, как конкретное и абстрактное.

  1. Конкретный интеллект позволяет выполнить повседневные задачи, используя при этом имеющиеся знания.
  2. Абстрактный интеллект позволяет оперировать понятиями и словами.

Уровень интеллекта можно измерить с помощью специального IQ теста, разработанного Г. Айзенком. Тест представлен в виде шкалы, которая разделена на деления от 0 до 160. Средним уровнем интеллекта обладает большая часть людей – это составляет 90-110. Если постоянно заниматься своим развитием, то можно повысить уровень на 10 баллов. Лишь 25% обладают высоким интеллектом (более 110 баллов). Среди них лишь 0,5% населения достигают отметки более 140 баллов. Оставшиеся 25% обладают низким интеллектом – менее 90 баллов.

Низкий коэффициент интеллекта присущ олигофренам. Средний коэффициент наблюдается у большей части населения. Высокий коэффициент отмечается у гениев.

Интеллект, по мнению психологов, всегда сохраняется на том уровне своего развития, к которому пришел человек. А. Лазурский выделил 3 интеллектуальные активности:

  1. Низкий – абсолютная неприспособленность индивида.
  2. Средний – хорошая адаптация к окружающей среде.
  3. Высокий – стремление к модификации окружающей среды.

Тесты на выявление IQ обладают большой популярностью. Однако их разнообразие не всегда является хорошим показателем. Чем более разнообразные задачи в тесте, тем лучше, что позволяет протестировать человека на развитие различных видов интеллекта.

На уровень IQ влияют такие факторы:

  • Наследственность и семья. Здесь важную роль играют достаток семьи, питание, образование и качественное общение между родственниками.
  • Половая и расовая принадлежность. Отмечается, что после 5-летнего возраста мальчики и девочки различаются в своем развитии. На это также влияет расовая принадлежность.
  • Здоровье.
  • Страна проживания.
  • Социальные факторы.

Виды интеллекта

Интеллект является гибкой частью индивида. Его можно развивать.

Гармоничным человек становится, если развивает у себя все виды интеллекта:

  • Вербальный – включает речь, письмо, общение, чтение. Для его развития необходимо изучать языки, читать книги, общаться и пр.
  • Логический – логическое размышление, рассуждения, решение задач.
  • Пространственный – оперирование зрительными образами. Развитие происходит за счет рисования, лепки, нахождения выходов из лабиринтов.
  • Физический – координация движений. Развивается с помощью танцев, спорта, йоги и пр.
  • Музыкальный – чувствование ритма, понимание музыки, сочинительство, пение, танцы.
  • Социальный – понимание поступков других людей, установление взаимоотношений с ними, адаптация к социуму.
  • Эмоциональный – понимание собственных и чужих эмоций, умение ими управлять и распознавать.
  • Духовный – самосовершенствование и мотивация самого себя.
  • Творческий – создание нового, продуцирование идей.

Диагностика интеллекта

Вопрос интеллекта беспокоил многих психологов, что позволило им заняться разработками различных тестов, позволяющих выявить уровни и качество развития интеллекта. В качестве диагностики интеллекта часто применяются:

  1. Прогрессивные матрицы Равена. Необходимо установить связь между фигурками и выбрать недостающую среди предложенных.
  2. Тест исследования интеллекта по Амтхауэру.
  3. Тест Гудинаф-Харриса. Предлагается нарисовать человека. После чего обсуждаются малопонятные элементы.
  4. Свободный тест Кеттела

Мышление и интеллект

Одним из видов интеллектуальной деятельности является мышление. Здесь человек оперирует понятиями и суждениями. Он размышляет, что и позволяет в дальнейшем видеть решение поставленных задач.

Мышление – непрерывный процесс, который постоянно меняется, в зависимости от имеющихся знаний. Оно целенаправленное и целесообразное. Человек познает нечто новое через то, что ему уже известно. Таким образом, мышление является опосредованным.

Интеллект позволяет решать задачи в уме, используя при этом имеющиеся знания и умения. Связь между данными понятиями часто сливающаяся. Однако под интеллектом воспринимается ум человека, а под мышлением – его способность к обдумыванию. Если под интеллектом часто понимается наличие у человека знаний, то под мышлением – его способность использовать эти знания и приходить к определенным выводам, суждениям.

Как развить интеллект?

Интеллект необходимо развивать, поскольку он является гибкой частью, его интеллектуальной деятельностью. На развитие влияют генетические и наследственные факторы, а также те условия, в которых человек проживает.

С рождения даются определенные задатки, которыми человек затем пользуется. Если во время развития плода или на генетическом уровне ребенку передались определенные болезни, то возможно развитие низкого уровня интеллекта. Однако рождение здорового ребенка позволяет ему в будущем обладать средним или высоким уровнем интеллекта.

Без окружающей среды человек не сможет эффективно развиваться. Без участия социума интеллект останется на низком уровне, какими бы интеллектуальными задатками человек ни был наделен. Важную роль в этом играет семья: ее материальный достаток, социальный статус, атмосфера, отношение к ребенку, качество питания, обустроенность дома и пр. Если родители не занимаются с ребенком, тогда он и не может развить в себе высокие интеллектуальные способности.

Также на формирование интеллекта влияет личность самого человека, которая определяет направленность его умственного развития.

Обычно для развития интеллекта используются различные игры на логику, память, мышление и пр. Это нарды, ребусы, головоломки, загадки, шахматы и т. д. Популярными на сегодняшний день становятся компьютерные игры с данными направленностями.

В школе ребенок обучается математике и точным наукам. Это позволяет структурировать мышление, сделать его последовательным, упорядоченным. К этому процессу можно подключить познание чего-то нового. Когда человек получает новые знания, тогда его интеллект расширяется, становится более богатым и многогранным.

При сохранении любознательности и желания самосовершенствоваться человек способствует своему постоянному развитию. Хотя, по мнению некоторых ученых, интеллект всегда сохраняется на прежнем уровне, как его ни развивай.

Что такое эмоциональный интеллект?

На сегодняшний день популярным понятием стал эмоциональный интеллект, который, по мнению некоторых психологов, играет большую роль, нежели IQ. Что это такое? Это способность человека распознавать и понимать собственные эмоции, управлять ими и направлять в нужное русло. Также сюда включается способность человека понимать чувства окружающих, управлять ими и влиять на настроение людей. Развитый эмоциональный интеллект позволяет устранять .

Практически все люди обладают тем или иным уровнем эмоционального интеллекта. Можно пройти все этапы развития, а можно застрять на одном из них:

  1. Понимание и проявление эмоций.
  2. Использование эмоций в качестве интеллектуальной мотивации.
  3. Осознание собственных и чужих эмоций.
  4. Управление эмоциями.

Что такое социальный интеллект?

Под социальным интеллектом понимается способность индивида понимать и управлять чужими эмоциями людей, чувствовать их состояние и влиять на это. Развитие данного навыка зависит от социальной адаптации человека.

Дж. Гилфорд выделил 6 факторов, которые позволяют в развитии социального интеллекта:

  1. Восприятие поведенческих сигналов.
  2. Выделение из общего потока главных поведенческих сигналов.
  3. Понимание отношений.
  4. Понимание мотивации к проявлению конкретного поведения.
  5. Понимание того, как поведение меняется в зависимости от ситуации.
  6. Предвосхищение поведения другого человека.

В формировании социального интеллекта участвует жизненный опыт человека, культурное познание и изучение, имеющиеся знания и эрудированность.

Интеллект ребенка

Еще в утробе матери начинается развитие интеллекта, что зависит от образа жизни женщины и той информации, которую она воспринимает. Интеллектуальная деятельность ребенка зависит от многих факторов: генов, питания, окружающей среды, обстановки в семье и прочего.

Главный упор делается на то, как родители общаются с ребенком, какие упражнения предлагают для развития своего интеллекта, насколько часто объясняют те или иные явления, как часто посещают различные места и пр. Сам по себе интеллект не развивается. Вначале многое зависит от того, что и как делают родители вместе с ребенком.

Итог

Интеллект позволяет человеку становиться образованным и социально приспособленным. С каждым годом он все больше начинает использовать свои интеллектуальные способности, которые влияют на память, мышление, внимание и даже речь. На их развитие влияют родители и окружающая среда. Итог зависит от того, насколько благоприятными обстоятельствами был окружен человек еще с раннего возраста.

Почему одни люди умнее других? Почему одни могут с лёгкостью освоить новый язык, написать книгу, открыть теорию относительности и придумать Tesla, а другие на это не способны? Вопросы справедливые, и на них есть ответ.

Ум - это то, как ясно мы мыслим и быстро запоминаем, насколько легко можем усвоить новую информацию и проанализировать имеющуюся. Всё это когнитивные способности мозга: память, внимание, мышление. Эти способности при рождении не отличаются у разных людей: мозг устроен одинаково и у вас, и у Илона Маска.

Однако работа мозга зависит от количества и разнообразия синапсов. Это стыки между нейронами, которые обеспечивают их деятельность. Чем больше синапсов, тем круче и быстрее работает мозг.

Илон Маск такой крутой, потому что количество синапсов в его мозгу значительно больше, чем у других. Но не потому, что он таким родился, а потому, что он работает над собой.

Количество синапсов не постоянная величина. Примерно в 25 лет это число достигает максимума, после чего происходит постепенная деградация. Это нормально: стареет не только тело, но и мозг. Поэтому так же, как мы ходим в спортзал, чтобы быть в форме, нужно тренировать мозг. Ум можно прокачать - это доказывают исследования нейропсихологов на протяжении последних 10 лет.

Что делать, чтобы стать умнее

Чтобы развить когнитивные способности, нужны тренировки. Это может быть игра в шахматы или на музыкальных инструментах, разгадывание кроссвордов и судоку, счёт в уме. Ничего феноменального, просто умственная нагрузка. Однако однотипные задачи развивают мозг только до определённого уровня.

В 1998 году один заключённый в Англии сумел запомнить точный размер и форму тюремных ключей. Из подручных материалов он изготовил дубликаты, которые подходили ко всем дверям. Но побег не удался, замысел парня раскрыли раньше. Эта история о том, что нужно тренировать все когнитивные способности. Если бы у заключённого была развита не только память, но и внимание, он оказался бы на свободе.

Последние исследования нейропсихологов показывают, что самым эффективным способом развития мозга являются когнитивные тренировки. Это простые упражнения, которые прокачивают память, внимание и мышление.

На основании этих исследований создан сервис онлайн-тренажёров «Викиум ». Пользователю предлагают пройти несложные задания, тренировка занимает 15–20 минут в день. По мере прохождения сложность возрастает.

Как выглядят тренажёры

Упражнения - это игры. На первый взгляд они кажутся простыми: найти предмет, повторить последовательность, сортировать по цветам. Тем не менее задания основаны на научных исследованиях и прокачивают когнитивные навыки.

Благодаря геймификации процесс доставляет удовольствие - играть любят все и всегда. На то и расчёт: на следующий день вы вернётесь и продолжите тренировку.

Например, тренажёр «Сигнальные лампочки» основан на тесте Корси. Применение МРТ показало, что упражнение задействует области мозга, отвечающие за наглядно-образное мышление и регуляцию внимания.


Нужно повторить, в какой последовательности загорелись лампочки. За 60 секунд надо дать как можно больше правильных ответов.

Игра «Найди число» основана на упражнении «таблица Шульте», в котором нужно как можно быстрее найти числа в порядке возрастания. Этот тренажёр развивает внимание и память.

Ещё одно задание основано на эффекте Струпа. Нужно сопоставить пары карточек и решить, совпадают ли названия цветов на левых карточках с цветами текста на правых. Игра кажется простой, но стоит попробовать, как понимаешь, что соображаешь недостаточно быстро.

Игра тренирует внимание и мышление. Чем быстрее вы отвечаете, тем более сконцентрированы. Кстати, с помощью теста, основанного на экспериментах Струпа, в США определяли советских шпионов: давали подозреваемому карточки с русским текстом. Те, кто языка не знал, отвечали за долю секунды. А если испытуемый понимал смысл написанного, скорость ответа сразу падала.

Как тренироваться

Прежде чем начать тренировки, надо пройти вводное тестирование. Сервис определит текущий уровень подготовки и подберёт персональную программу занятий. Есть отдельные курсы, развивающие внимание, творческое мышление, способность управлять эмоциями.

Можно настроить тренировки так, чтобы они развивали когнитивные навыки, необходимые в вашей профессии. Это поможет лучше справляться с текущими задачами и стать успешнее на работе. Такой формат полезен и для школьников, которые только выбирают профессию.

«Викиум» работает по freemium-модели: бесплатно доступны девять тренажёров - два на память, четыре на мышление и три на внимание. Обладатели премиум-аккаунта получают доступ ко всем упражнениям, их на сайте 44.

На «Викиуме» есть формат соревнований: участвуйте и сравнивайте свои способности с другими пользователями. Заниматься можно как с компьютера, так и со смартфона - сервис поддерживает адаптивную вёрстку веб-версии для мобильных устройств.

Итоги

Помните, как отличники в вашей школе блистали на уроках? Скорее всего, сейчас они не стали гениями, потому что больше не корпят над домашними заданиями. Чтобы быть умным, надо прилагать усилия. Сервис онлайн-тренажёров создан как раз для этого.

«Викиум» развивает ваши когнитивные способности. Ежедневные тренировки увеличат скорость реакции в полтора раза за одну неделю и улучшат память на 20% за 2–3 недели. Главное - регулярно заниматься и помнить, что ум не врождённая характеристика, а приобретаемый навык. А значит, вы не хуже Илона Маска.

IQ тест придумали специально для того, чтобы определять уровень интеллектуального развития человека. От чего же зависит его уровень? На протяжении многих лет ученые проводили исследования, направленные на определение факторов, которые влияют на уровень интеллектуального развития человека. Estet-portal собрал самые последние выводы, сделанные учеными, в одной статье. Итак, от чего же зависит эффективность работы Вашего мозга, какие факторы являются решающими в данном вопросе?

1. Курение

Израильские ученые провели исследование на основе тестов IQ. Так тест прошли 20 тысяч курящих и некурящих студентов одного из технических институтов. Возраст участников эксперимента составил от 18 лет до 21 года. Так средний уровень интеллектуального развития некурящих студентов составил 101. В то время как у курящих данный показатель был ниже и составил всего 94.

Ученые отмечают, что у студентов, которые выкуривают больше одной пачки сигарет в день, показатели теста не превышали 90. То есть уровень IQ у них ниже среднего. Подкрепили результаты этого исследования проведением такого же эксперимента с однояйцовыми близнецами. Так курящий близнец хуже справился с тестом, чем его некурящий брат.

2. Занятия музыкой в детстве

Связь между уровнем IQ и музыкальными занятиями изучали несколько различных групп исследователей. Все они пришли к выводу, что занятия музыкой в раннем детстве приводят к ускоренному развитию интеллекта ребенка. Так развитие интеллектуальных способностей у ребенка 4-6 лет ускоряется уже через месяц занятий музыкой.

Еще 10 лет назад ученые доказали, что дети которые занимались музыкой хотя бы 9 месяцев во взрослом возрасте показывают лучшее результаты проходя тесты IQ. Также отмечается, что практически все люди, которые занимают высокие должности, в раннем детстве занимались музыкой.

3. Право первенца

Как ни странно, но и в отношении уровня развития интеллекта старшие дети в семье опережают младших. Ученые говорят, что во всем виновата генетика. Стоит отметить, что в основном - это небольшое отличие на несколько пунктов. Но для статистических данных даже среднее отличие в уровне IQ между младшими и старшими детьми в семье на три пункта, имеет большое значение.

Французские ученые показали, что уровень когнитивных способностей человека напрямую зависит от его веса. Так люди с индексом массы тела более 30 имеют словарный запас на 56% меньший, в сравнении с людьми у которых этот показатель не превышает 20.

Стоит отметить, что исследование длилось на протяжении 5 лет и все это время под наблюдение находилось две группы людей по 1100 человек в каждой. Кроме основных выводов ученые сделали еще один очень важный вывод. Они отметили, что уровень интеллектуального развития у людей, индекс массы, тела которых за пять лет не опустился ниже 30, снизился на несколько пунктов.

5. Природное вскармливание

Практически параллельно в Великобритании и Новой Зеландии было проведено два исследования, которые показали связь между интеллектом и грудным вскармливанием. Так результаты обоих исследований показали, что у людей, которых с рождения кормили искусственными смесями показатель IQ в среднем ниже на 7 пунктов.

Ученые объясняют это тем, что грудное молоко не только повышает иммунитет ребенка за счет передачи ему антител матери, но и влияет на уровень интеллектуального развития. Так дети, которых кормили грудным молоком, развиваются быстрее.

6. Влияние марихуаны на интеллект

Негативное влияние наркотиков на организм человека доказывало не одно исследование. При этом три года назад в Великобритании провели исследование с участием 6 тысяч человек, которые родились в 1958 году.

Анализ уровня интеллекта показал, что люди, которые в молодости употребляли марихуану, а потом бросили - самые умные. При этом люди, которые употребляют коноплю до сих пор, показали наихудшие результаты.

Конечно, факторы, о которых мы рассказали Вам сегодня, не единственные. Существует еще масса разнообразных факторов, таких как наследственность или химический состав грудного молока матери, которые влияют на уровень интеллектуального развития человека. В любом случае, человек может сам себя развивать. Только начинать это развитие лучше с детства.