Психологическое влияние на человека. Методы психологического воздействия на человека

Хотите узнать, как психологически воздействовать на человека.

Человека нельзя воспринимать исключительно как телесное составляющее, ему присуща его психика и энергия. Имея возможность использовать определенные парапсихологические методики, вы добьетесь того, что вам будет подвластно само бессознательное начало любой личности, ее биополе и скорее всего определенные физиологические параметры.

Лучшие умы парапсихологии и эзотерики способны всегда выделить не только влияние воды, воздуха, земли или огня, но и определенную так называемую среду эфир, состоящую из полей энергетики. Имея определенные навыки, они как бы «подключаются» к нужному эфиру. Это дает им возможность посылать определенные сообщения, настраивая человека на необходимый лад.

Данной техникой способны овладеть те, кто пользуются так называемой медитационной практикой. Эксперты по парапсихологии и эзотерике считают достаточно эффективной помощь буддистской мантры для того, чтобы установить ментальную связь с Вселенной. Одна из них «Ом Мани Падме Хум».

В процессе проговаривания этой мантры, медитируя, вы получите возможность отойти от реального мира и направить посыл к миру тонких энергетических волн эфира, принимая и передавая их.

Таким образом, вы научитесь мысли и чувства передавать на расстоянии, это позволит данный медитативный прием. Сторонники нетрадиционной психофизической медицины, которые постигли высший уровень гармонии с Вселенной, уже могут проникать в сущность эфира, таким образом даже воздействовать на людей физически. Сторонники учения Рейки, к примеру, имеют способности силой мысли остановить открывшееся кровотечение или залечить рану.

Работа с энергетическими каналами

Основные моменты, начало работы:

  1. Поза, в которой вы находитесь, должна быть удобной, держите спину прямо.
  2. Начните медитировать, при этом отрешенность от окружающей реальности должна достичь максимальной фазы, посторонние мысли не должны вас беспокоить.
  3. Закройте глаза и представьте, что вас с эфиром, окружающей Вселенной связывает некий поток света. Он исходит из вашей головы и движется по направлению к Космосу, вверх.
    Затем перед вашим лицом должно как можно четче появится изображение человека, воздействовать на которого вы собрались. При этом совершенно не обязательно точно видеть его внешность, одежду, добейтесь ощущения полного присутствия данного человека рядом.
  4. Затем, когда максимально правдоподобный образ вы незримо будете ощущать, вам следует окружить его потоком света, тем, который вы представляли ранее и который шел от вас к Вселенной.

Как запустить энергетический поток

  • Сформированный в ваших мыслях абсолютно точный и предельно ясный посыл должен быть «направлен» к тому, на кого вы пытаетесь воздействовать.
  • На минутку представьте, как вы пишите письмо и вкладываете его в конверт, либо окутываете светящимся шариком или солнечным зайчиком, и бросаете по тоннелю, исходящему из вашей головы к Космосу. Это сообщение по такому же тоннелю попадает к адресату, прямо в его голову, его мысли.
  • В момент доставки послания, вы должны попытаться ощутить, что почувствовал человек, представить его эмоции, которые он испытал в этот момент, понять, какие мысли его посетили.

С помощью данной процедуры вы получаете возможность предупреждать окружающих о грозящей им опасности, поправлять их здоровье, укреплять позитивное настроение и тому подобное. Психологически воздействовать на человека и как этому научиться доступно каждому человеку, занимающемуся духовными практиками, о которых мы расскажем в следующих обзорах.

Когда человека интересует, как влиять на людей и управлять ими, многие забывают об этических аспектах, свободе проявления собственной воли, а также возможных последствиях. Поэтому прежде чем приступить к описанию различных психологических особенностей и приемов воздействия, хочется отметить негативные стороны и вынести предостережения. Так, если оказывать влияние на человека постоянно, склоняя его к определенным решениям, то фрустрируется не только его волевая функция, но также разрушается ядро самой личности, живущей противоположно своим убеждениям.

Имеет смысл задуматься, как влиять на психику человека с благоприятными последствиями, способствуя его развитию или улучшению настроения. Основное влияние оказывается не фактической информацией, преподносимой человеку, а эмоциями, возникающими в процессе взаимодействия. Реагирование не происходит само по себе, тут складывается масса факторов и в итоге можно говорить крайне неприятные вещи, вызывая к себе симпатию. Для влияния используется интонационная палитра, вербальные сигналы и определенные якоря, существующие в психике.

Сильное влияние оказывает информация, заложенная в подсознание – тогда человек будет не только слушаться и выполнять необходимые предписания, но самостоятельно выстроит слаженную линию поведения.

Психология влияния на людей

Есть много хитростей психологического восприятия, которые помогают разобраться, как влиять на других людей. Тут даже нет необходимости использовать определенные приемы и уловки, а стоит только помнить сами особенности психики и вовремя редактировать свое поведение или особенности преподнесения информации, и можно использовать случайно складывающиеся обстоятельства.

Одним из самых интересных пунктов в особенностях восприятия окружающих является то, что наличие недостатков и слабостей, не являющихся критичными для социальных норм и морали, делают человека более приятным для других. Это позволяет самому расслабиться и перестать стремиться добиться совершенства во всем – когда рядом живой человек, также хочется быть живым.

Так, если покажете усталость в конце рабочего дня, то вызовете большее доверие у коллектива, а если придете в неидеально выглаженной одежде или с пятнами краски, то в искренности ваших слов не будут сомневаться.

Идеальность вызывает напряжение и отдаление, а наличие мелких недостатков делает вас ближе к людям. С близкой и доверительной дистанции можно позволить себе гораздо больше, а информация не будет подвергаться жесткой критике.

Второй момент, позволяющий добиться расположения – обращение по имени. Собственное имя – тот звук, который человек привык слышать чаще всего, откликаясь на поведенческом и эмоциональном уровне.

Обращение по фамилии в свою очередь может заставить человека напрячься – сразу вспоминаются школьные уроки и замечания, а также рабочие совещания. Имя же является чем-то сакральным, и чем чаще вы будете так обращаться к человеку, тем спокойнее и доверительнее будет рядом с вами, а значит и многая информация, сказанная вами, сразу попадет в подсознание. Однако стоит не переусердствовать, поскольку частое обращение по имени может вызвать обратную реакцию напряжения и недоверия.

Построение своих просьб также можно корректировать относительно особенностей восприятия человека. Постарайтесь избегать прямых формулировок, вместо этого используйте вопросительные интонации. Оптимальный вариант, когда вы сами предоставляете человеку выбор, что сделать, но при этом ограничиваете его теми вариантами, которые подходят лично вам. Т.е. когда вам нужна помощь в саду и забранные из химчистки вещи, то стоит поинтересоваться, что из данных пунктов человек выбирает сделать. В таком контексте заранее убирается возможность отказаться, а количество выборов сведено до необходимых вам категорий.

Когда кажется, что человек будет сопротивляться какому-то решению или воздействию, то обсуждать с ним стоит исключительно второстепенные вопросы, не подвергая сомнению то, что необходимо вам. В случае с поездкой вы можете спорить по поводу сроков, транспорта и количества багажа, но не самого факта путешествия. Этот прием работает даже с детьми, отвлекая от конфликтного момента – утренние сборы могут включать пререкания на счет одежды и того, кто несет рюкзак, тогда мысль о том, что есть вариант не пойти в школу исключается.

Еще один вариант как добиться желаемого – просить сразу много и недоступного, а потом снижать планку на уровень необходимого. Человек, отказавший в большой просьбе, может испытывать вину, желание избавиться от которой довольно сильно, поэтому если сразу предлагаете ему возможность откупиться меньшим, согласие приходит практически мгновенно.

Люди влияют друг на друга даже пассивностью, например, длительная пауза заставляет человека рассказывать больше относительно предыдущей темы. Неловкость молчания тяжело переносится психологически, а социальные нормы требуют постоянного поддержания диалога, поэтому если вы сознательно затяните паузу, то собеседник будет вынужден ее чем-то заполнить. Для тем подобных заполнений обычно выбирается последний обсуждаемый вопрос или эмоциональные переживания собеседника.

Вообще старайтесь говорить поменьше, предоставляя другому возможность выговориться, обозначить свою позицию. Мало того, что каждый предпочитает, чтобы его слушали, так этого в нашем мире еще мало, поэтому к хорошему слушателю сразу проникаются доверием, рассказывая все больше. Даже если у вас имеется больший опыт и более точные знания по какому-то вопросу, то все равно выслушайте – вы получите информацию относительно самого человека и его жизненной концепции, а вовремя заданные вопросы помогут повернуть разговор в нужное русло.

Установить тесный контакт позволяет такая особенность, что человек чувствует, что его слушают, когда сказанное им перефразируют, возвращают ту же информацию, немного измененную по форме, но не по смыслу. Постепенно к озвучиванию текста собеседника можно добавлять свои идеи (все, что вы добавите, будет восприниматься как собственные мысли).

Это основные особенности человеческой психики, позволяющей все больше поддаваться влиянию: максимальный уровень доверия собеседнику и проявление своей свободы. Чем больше вы овладеете искусством вызывать доверие и создавать для человека возможность выбора и иллюзию контроля ситуации, тем больше власти получите не только над действиями (чему можно принудить), но также мотивационной и эмоциональной сферой (тут потребуется только вдохновение).

Способы и методы влияния на людей

Существуют определенные приемы, позволяющие влиять на дальнейшие отношения или поведение людей, причем они описаны в литературе, многократно обсуждались психологами и социологами, но все также продолжают действовать. Даже если человек давно осведомлен о моментах специального влияния, то все равно будет подвержен ему, единственное что может меняться – это степень и своевременное осознание манипулятивного воздействия, но необходимые чувства успеют возникнуть, а некоторые действия могут так и не выйти на уровень сознания.

Классика влияния – это умение сделать из врага друга при помощи просьбы. Когда договариваться бесполезно, а мериться силой бессмысленно, остаются только позитивные методы сотрудничества. Естественно прямое предложение может вызвать только настороженность или агрессию, поэтому необходимо на максимально нейтральной позиции попросить человека о некоторой услуге, являющейся пользой для вас, но довольно простой по выполнению для него. Одолжите ручку, спросите адрес, попросите помочь донести коробку до кабинета – такие маленькие вещи, сделанные с заботой, о вас сбивают программу конкурирования или неприязни.

Выбирайте слова в соответствии с тем, какого мнения человек о себе, даже если не совпадает с вашим видением ситуации. В каких-то моментах это может напоминать лесть, но если подобные речи попадут в самую точку самовосприятия, то вы можете оказаться первым человеком, оценившим другого так, как ему это всегда виделось. Поскольку каждый стремится окружить себя единомышленниками, то после точной характеристики самого человека вы можете говорить, что угодно – это тоже будет восприниматься, как истина.

Чтобы ближе войти в доверие можете попробовать отражать не только восприятие человеком мира, но и его физические проявления. Копирование позы, темпа речи и громкости голоса являются основами нейролингвистического программирования, которое действительно работает. Система построена на том, что после соответствующего копирования жестов и прочих проявлений человека, вы можете начинать вносить свои влияния, и уже он будет повторять ваши движения и мысли, как до этого специально делали вы.

Построен данный механизм на высоком уровне ощущения собственной значимости, когда другие копируют наше поведение – на животном уровне вся стая старается подстраиваться под проявления вожака. Так что при влиянии можно использовать не только логические компоненты, но также эволюционно заложенные неосознаваемые механизмы. Когда общаетесь с человеком, показывайте свое участие и понимание о чем идет его речь и ваш совместный диалог – кивайте, угукайте, повторяйте последние слова и используйте другие техники, подтверждающие ваше активное участие в общении.

Важным моментом является выбор эмоционального собеседника, когда обращаетесь с просьбой или предложением. Так, уставший человек вряд ли откажет, скорее он перенесет принятие решения на другой день – при этом шансы положительного исхода возрастают. В хорошем настроении человек быстрее соглашается на простые и понятные просьбы, где от него не требуется решать текущие моменты и думать, как лучше поступить. Поэтому если у вас есть готовый конкретный план, требующий исключительно разрешения, то выжидайте приподнятого настроения, а вот если необходимо утрясти несколько непонятных вопросов, то выбирайте вторую половину дня, когда люди уставшие.

Пробуйте начинать с малого – просьба прочесть статью или пройтись с вами в ближайший кабинет, прослушать какую-то песню или посетить бесплатную выставку. Такие действия оставляют ощущение, что человек уже что-то сделал в необходимом направлении, т.е. когда вы предложите посетить платное продолжение бесплатной лекции, он согласится быстрее. Главное в таком подходе поэтапного затягивания соблюдать паузы, растягивая каждый шаг на несколько дней или недель. Тут работают сразу два принципа – паузы, за время которой человек успеет обдумать происходящее, почувствовать себя обязанным, а также оценить уже вложенные ранее свои же усилия. Всегда проще отказаться от того, куда еще не была направлена собственная энергия, чем от ничего не стоящего процесса, куда было вложено хотя бы время.

Ищите, что выгодно человеку и начинайте с позиционирования именно его интересов, поскольку главная – это личная мотивация. Когда не получается найти ничего. Что можно дать собеседнику (эмоции, звания, чувство причастности или снятие чувства вины), то используйте два прямых воздействия, которые порой работают там, где бессильны все техники влияния. Первое – это вежливая просьба, подкупающая своей искренностью, открытостью и интеллигентностью. Многие, подвергаясь частым , как никогда ценят именно открытое обращение. Второй вариант подобного честного обращения – денежная оплата желаемого результата. Такой деловой подход способен разрешить многие конфликтные моменты и заставить сотрудничать даже бывших конкурентов.

Вряд ли кому-то хочется совершать поступки и принимать решения, подчиняясь влиянию других людей. Потеря самостоятельности и независимости пугает и кажется нам неприемлемой. И мы всеми силами отстаиваем свою свободу, выстраивая вокруг себя барьеры, совершая поступки вопреки постороннему влиянию, а иногда и здравому смыслу. Но в то же время мы совсем не прочь узнать эффективные методы, с помощью которых можно оказывать влияние на других людей.

Под влиянием в психологии понимают воздействие на психику человека с целью изменить его убеждения, взгляды, настроение и поведение. Когда речь заходит о психологии влияния, то многие представляют какие-то тайные знания и техники, позволяющие управлять другим человеком без его согласия и ведома.

Но это только один из многих мифов, которые обыватели распространяют о психологии. Нет никаких тайных знаний и запрещенных техник. Все механизмы психологического влияния знакомы каждому человеку с детства, и каждый из нас является одновременно и объектом, и субъектом влияния. Мы живем в обществе и сотнями нитей связаны с другими его членами. Прав был В. И. Ленин, несколько перефразировавший высказывание К. Маркса: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя».

Влияние как социально-психологическая необходимость

Взаимное влияние людей друг на друга – это неотъемлемая часть социальной жизни, той сложной системы взаимодействий и взаимозависимостей, которую мы называем обществом. Например, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли достойными людьми, по крайней мере, как они сами это понимают. Поэтому в процессе они оказывают влияние на детей, используя разнообразные способы и методы:

  • убеждение и принуждение;
  • поощрение и наказание;
  • личные примеры и откровенное давление.

А разве дети никак не влияют на родителей? Влияют, конечно. Даже совсем маленькие крохи иногда демонстрируют настоящий талант . Простое: «Мамочка, ты у меня самая лучшая. Я так тебя люблю», - заставит растаять любое материнское сердце. Но ведь дети говорят это совершенно искренне, да и родители, влияя на своих чад, искренне желают им добра.

Мы оказываем влияние на наших друзей, подчас довольно сильно меняя их , на своих подчиненных и начальство, да и просто на случайных знакомых, с кем довелось поговорить. Недаром же есть такая поговорка: «С кем поведешься – от того и наберешься».

Человек – часть общества, и всегда испытывает на себе его влияние. Даже оказавшись на необитаемом острове или укрывшись в глухой тайге, он от этого влияния не избавится. Потому что будет продолжать жить и воспринимать окружающий мир, руководствуясь установками и убеждениями, сформированными под воздействием других людей.

Более того, оказавшись волею злой судьбы вне человеческого влияния, ребенок никогда не вырастет полноценным человеком. Это доказывают примеры так называемых детей-маугли, воспитанных в сообществах животных. Даже взрослый человек, социального окружения, постепенно утрачивает человеческий облик.

Сферы влияния

Влияние затрагивает три сферы человеческой психики:

  • установки,
  • когниции,
  • поведение.

Установка – это ракурс восприятия какого-то события, явления, человека. Как правило, установка включает в себя эмоциональную и оценочную части. Так, рассказывая о том, как интересно учиться в школе, родители формируют у будущего первоклассника установку на позитивное отношение к школьной жизни. Или, например, во время просмотра фильма у нас может сформироваться установка, что актер, играющий злодея, – плохой человек.

Когниции – знания, убеждения, представления о мире и себе. Они тоже во многом результат психологического влияния других людей, точнее, передаваемой ими информации. Если мы уважаем источник информации (человека, СМИ, социальный институт) и доверяем ему, то распространяемые им знания становятся частью наших представлений об окружающем мире, и мы даже не будем относиться к ним критически, принимая на веру.

Сложнее изменить поведение человека, так как влияние воздействует на психические процессы, а не на непосредственно. Но можно сформировать этого изменения, создать систему стимулов, побуждающих человека к определенным действиям. В любом случае именно «настройка» поведения является главной целью влияния.

Почему мы так боимся стать объектом влияния

Если взаимовлияния – это естественная часть отношений людей, то почему же мы так боимся стать объектом воздействия?

Причина кроется в особенностях самоидентификации, то есть в как отдельного и независимого от других людей субъекта. Осознание собственного «Я», выделение себя из социума происходит у ребенка в возрасте 3 лет и является одной из главных причин . Проявляется он в демонстративной самостоятельности и неповиновении взрослым. Так, трехлетний малыш, услышав от мамы запрет ходить по лужам, может специально начать по ним шлепать, а то и вовсе сесть в грязь. Ребенок намеренно сопротивляется влиянию, стараясь доказать свою самостоятельность.

Кризис 3 лет успешно преодолевается, но утратить ощущение собственного «Я», раствориться в безликой массе, остается на всю жизнь. Поэтому мы так негативно реагируем на попытки навязать нам чужое мнение, повлиять на наши решения и поступки. И кстати, по этой же причине не замечаем собственного влияния на других людей. Ведь здесь нашей самоидентичности ничего не угрожает, скорее, наоборот – мы утверждаем собственную независимость, воздействуя на окружающих.

Виды влияния. Влияние и манипуляция

Человек постоянно находится в едином поле социального взаимодействия, где он выступает и как объект, и как субъект влияния. Воздействуют на нас не только отдельные люди, социальные группы и общественное мнение, но и явления природы, вещи, события, происходящие с нами и с другими людьми. Дождь, начавшийся перед прогулкой, может испортить нам настроение и заставить поменять планы, а вооруженный , произошедший за сотни километров от нас, способен изменить наше мировоззрение.

Но здесь мы рассматриваем влияния в сфере межличностных отношений. В социальной психологии их выделяют несколько видов.

Осознанное и неосознанное влияние

О сознательном и целенаправленном воздействии говорят, когда субъект влияния точно знает, чего он хочет достичь и как намерен изменить поведение объекта. Осознанное влияние может быть направлено и на взгляды человека, и на его эмоциональную сферу, но конечной целью все равно являются определенные поступки, действия.

Причины, по которым один человек осознанно воздействует на другого, могут быть разные. Если главной из них является получение личной выгоды, то такое влияние называют манипулированием. Но влияние может преследовать и другие цели. Например, педагогическое воздействие направлено на формирование и ребенка. На деле оно не всегда приносит пользу объекту влияния, но именно это рассматривается как основная задача воспитания.

В социальной среде в процессе взаимодействия людей постоянно происходит множество актов неосознанного влияния. Человек не только заражает своим поведением других людей, но и сам, не понимая этого, перенимает их привычки, манеры, убеждения. В первую очередь, мы неосознанно подражаем тем, кому симпатизируем и кого уважаем: своим друзьям, родителям, учителям, коллегам, киногероям. Чем более интересным, и является человек, тем больше окружающих подпадает под его влияние, хочет он этого или нет.

Открытое и скрытое влияние

Открытое влияние – это такой вид воздействия, когда объект, или как его еще называют, адресат, понимает, что на него воздействуют, побуждая, подталкивая или принуждая к каким-то действиям. Это неприятное ощущение, но в этом случае у человека есть выбор – подчиниться воздействию или уклониться от него, оказать сопротивление. Уклониться бывает совсем непросто, если оказывают влияние люди, обладающие властью. Но тем не менее адресат хотя бы может попытаться отстоять свою независимость и право на самостоятельное решение.

А вот скрытое влияние – это, с одной стороны, менее этичный вид воздействия, а с другой – наиболее эффективный. Не зная, что на него оказывают влияние, объект даже не сопротивляется и ничего не может противопоставить субъекту. Осознанное, целенаправленное и скрытое влияние – это манипулирование, самый опасный вид воздействия.

Разрушительное и созидательное влияние

Мы привыкли считать, что любое влияние – это всегда плохо, так как предполагает давление на личность. Поэтому, осознав оказываемое на нас воздействие, мы начинаем активно сопротивляться, часто делая «от противного», назло, совершаем опрометчивые поступки, ошибки, а нередко и откровенные глупости.

Но не каждое влияние разрушительно, не каждое приводит к ущемлению прав и свобод личности. Нередко оказывающий воздействие человек заинтересован как раз в том, чтобы сохранить личность своего адресата, предотвратить ошибки, которые он может совершить, помочь ему выбрать правильный путь. Родители, воспитывающие ребенка, учителя, формирующие у ученика правильную картину мира, близкие и друзья, желающие избавить дорогого им человека от – все это примеры созидательного влияния.

Приемы психологического влияния

Различные стратегии влияния на людей – продукт длительного развития общества. Большинство из них не разрабатывалось целенаправленно, как инструменты манипулирования, и используют их люди тоже часто интуитивно.

  • Психическое заражение – самый древний способ воздействия, основанный во многом на рефлекторных реакциях. Это воздействие не осознается ни субъектом, ни объектом влияния. Психическое заражение происходит на эмоциональном уровне. Самый яркий пример – паника, которая охватывает людей, подобно лесному пожару.
  • Принуждение – вид влияния, при котором используется явная или скрытая угроза. Угроза не обязательно связана с физической расправой, она может иметь отношение к материальному благополучию, ограничению свободы, лишению возможности заниматься любимым делом и т. д.
  • Просьба. В отличие от принуждения, в этом приеме угроза отсутствует. Инструментом влияния здесь является призыв к определенному действию, которое желаемо для субъекта влияния. В качестве дополнительных рычагов могут быть использованы лесть, убеждение, заискивание и т. д.
  • Убеждение – сознательное и целенаправленное влияние, главным инструментом которого являются рациональные аргументы.
  • Внушение от убеждения отличается отсутствием аргументов и апелляции к разуму. Внушение основано на нерациональном, некритическом восприятии информации, которая исходит из авторитетного источника. Большую роль во внушении играет фактор веры.
  • Пробуждение потребности к подражанию. Само подражание кому-то часто бывает неосознанно, но субъект влияния, например, учитель или родитель, может целенаправленно создавать у детей и учеников привлекательный образ, которому хочется подражать.
  • Деструктивная критика. Данный способ направлен на то, чтобы вызвать у объекта чувство неудовлетворенности собой и заставить человека изменить свое поведение.

Это основные приемы влияния, которые чаще всего используются в межличностных отношениях. Нередко они применяются в сочетании, подкрепляются авторитетом субъекта влияния, ссылками на другие еще более авторитетные источники, например, СМИ, книги, интернет и т. д.

От чего зависит успешность влияния

Если влияние столь распространенный процесс, то почему одним людям удается воздействовать на окружающих, а другие на это не способны? Дело в том, что способность к воздействию на других членов общества имеется у всех, но степень ее выраженности разная. Есть несколько категорий людей, влияние которых обладает особой силой:

  • Те, кто имеет задатки лидера и обладает даром убеждения и внушения.
  • Сильные личности, обладающие ярко выраженной харизмой, то есть исключительной в плане и , которая дополняется личным обаянием.
  • Хорошие психологи, и не обязательно профессиональные. Есть люди, очень тонко чувствующие все нюансы настроения и психического состояния своих партнеров. Они знают, за какие ниточки можно потянуть и при желании могут найти наиболее действенные каналы влияния на человека.
  • Те, кто владеет важной, значимой для людей информацией или умеющие себя представить такими информированными личностями.

Эффективность влияния зависит не только от субъекта, но и от объекта влияния. Чем менее уверен в себе человек, чем ниже его самооценка, тем легче он может попасть в зависимость от манипулятора. Поэтому чтобы научиться противостоять влиянию окружающих, нужно начать с саморазвития.


Одним из направлений психологии являются методы психологического воздействия на людей . Они включают в себя различные способы оказания влияния на окружающих, которые используются людьми в повседневной жизни в процессе построения семейных, общественных и профессиональных отношений.

Когда между индивидами происходит взаимодействие, не имеет значения, на каком уровне, оно включает в себя определенное воздействие друг на друга путем убеждений, подражаний, внушения или заражения. Причем последний способ является наиболее распространенным и используется с древних времен.

Заражение, как скрытое влияние на окружающих.

В чем же заключаются основные приемы психологического воздействия на человека путем заражения? Их действия направлено, прежде всего, на эмоциональную, бессознательную сферу восприятия индивида. Примерами заражения являются смех, который окружающие начинают бессознательно поддерживать, паника, негативные эмоции, которые провоцирует один человек, а большинство впоследствии подхватывает. Таким образом, происходит передача психических и эмоциональных настроений от одной личности к другой. То, насколько сильным будет влияние, зависит от эмоционального настроения индивида, которые является источником заражения. Для того чтобы воздействовать на большое количество людей, необходимо значительное превосходства в толпе восприимчивых к заражению лиц. Это стимулирует способность источника ощутить единство с группой индивидов, учитывая собственный высокий уровень эмоциональных ощущений.

Внушение, как скрытое влияние на окружающих.

Эта методика также направлена на эмоциональную, бессознательную сторону подсознания индивида. Основными инструментами воздействия здесь являются вербальные показатели: слова, мимика и жесты. Для того чтобы внушить человеку ту или иную информацию, необходимо предоставлять ее в форме краткого изложения, но в то же время как можно более содержательного, с использованием экспрессии.

Сам человек, который оказывает психологическое воздействие на людей путем использования внушения, не должен находиться на уровне эмоционального транса. В основе успешного внушения лежит признание авторитетности мнения источника, а для этого ему необходимо иметь здравый рассудок, проявлять уверенность в своей точке зрения и грамотно работать с возражениями и сомнениями. Результат не будет достигнут, если индивид, который пытается внушить информацию, не является авторитетом для оппонента.

Большое значение в достижении поставленной цели имеет интонация, с помощью которой внушающий подает информацию, тон должен быть уверенный, авторитетный, в разговоре необходимо задействовать значимые, весомые доводы и слова.

Каждый индивид по-разному реагирует на внушение, в виду своего уровня устойчивости к воздействию со стороны, отсутствия критического восприятие сведений, поступающих со стороны и других особенностей психики и подсознания. Намного легче оказывать психологическое воздействие на людей путем внушения, если они обладают неустойчивой внимательностью, или их нервная система расшатана и слаба.

Внушение может осуществляться в трех основных формах:

1. Человеку внушают определенную информацию в то время, когда он бодрствует;
2. Объект внушения находится в расслабленном состоянии, а именно его мышечные и психические способности;
3. Внушение с помощью гипноза.

Первый тип внушения включает в себя воздействие на подсознание объекта, когда он находится в состоянии бодрствования, и он, в свою очередь, делиться на подтипы: поведенческие элементы внушения, эмоциональные и интеллектуальные. Попробуем рассмотреть на примере каждый подтип, чтобы обрисовать полную картину того или иного внушения.

Элементы эмоционального внушения.

Для того, чтобы воздействовать на человека, внушить ему, что подаваемая информация действительно правильная, необходимо в первую очередь воздействовать на его эмоции. Например, для того, чтобы показать человеку всю суть понятий, которые вы пытаетесь ему внушить, необходимо использовать неоспоримые аргументы. Задача эмоционального внушения – преподнести сведения так, чтобы у оппонента не осталось сомнений в вашей правоте, аргументируя это визуализация, приведением примеров или другими доступными способами.

Элементы поведенческого внушения.

Воздействие на подсознание личности путем использования различных форм поведения внушающего. Допустим, человек попадает в группу людей, где наблюдается ажиотаж вокруг одного события или факта. Спустя некоторое время он сам будет увлечен объектом интереса окружающих, поддерживая ажиотажное поведение.

Элементы интеллектуального внушения.

Иногда, даже не задумываясь как воздействовать на людей и что для этого надо делать, люди неосознанно становятся внушающими. Например, вы наверняка сталкивались с тем, что неожиданно замечаете у себя привычку принимать такую же позу во время разговора, как и ваш начальник. Или ваши привычки с лучшим другом вдруг становятся практически одинаковыми, а манера общения сильно напоминает то, как общается ваш коллега. Эти люди не хотели вам что-либо внушать, но так произошло неосознанно, без умысла.

Для того чтобы внушение было эффективным, оппонент должен воспринимать сведения с минимальной критичностью. Для этого используют эмоциональную переориентацию значимости с одних сведений на другие, или свидетельства.

Методы психологического воздействия , основанные на переориентации значимости сведений, включают в себя определенные способы подачи информации. для того, чтобы достигнуть цели и внушить человеку положительное отношение к тематике внушения, можно провести аналогию с теми моментами, которые вызывают у объекта одобрение. Например, для того, чтобы стимулировать активное развитие индивида в определенном направлении, можно приводить в пример успехи и достижения других людей. Точно также можно действовать и от обратного, например, для того, чтобы переубедить человека поступать тем или иным образом, можно привести в пример ситуацию, когда кто-либо сделал аналогичный поступок и получил лишь дополнительные проблемы.

Для того, чтобы оказать психологическое воздействие на людей с помощью внушения, необходимо минимизировать критичное восприятие предоставляемой информации. Это можно осуществить с помощью приема свидетельствования. Для этого следует прибегнуть к цитатам успешных людей, привести примеры из жизненного опыта профессионалом и знаменитостей, которые могут стимулировать как положительный эффект, так и отрицательный. Выбор направления эмоционального восприятия зависит от того, чего хочет достичь человек, внушая информацию. Некоторые специалисты советуют использовать приемы психологического воздействия, основанные на подсознательном желании человека соответствовать большинству. Для этого приводится общественное мнение, как стимулятор положительного восприятия информации.

Попытки внушить определенные сведения человеку могут иметь место в тот момент, когда он находится в расслабленном состоянии. Здесь основной упор делается на то, что индивид больше сам себе начинает внушать какие-либо сведения, опираясь на воображение, как на рычаг управления состоянием собственной психики и самочувствия. Эксперты считают, что существует взаимосвязь между мышечной системой человека и его эмоциональными стрессами и переживаниями. Во время стрессовых ситуаций чувствуется повышение напряженности практически всех групп мышц, а вот когда индивид расслабляется, его накал эмоций тоже сходит на нет.

Эмоциями также можно управлять с помощью дыхания. Человек, находясь в возбужденном эмоциональном состоянии, дышит часто и неравномерно, при этом делая неглубокие вдохи. В расслабленном состоянии дыхательные процессы нормализуются, человек вдыхает воздух глубже, медленнее и ритмичнее. Это форма психологического воздействия, которая называется аутотренинг, направленная на самоконтроль и управление собственными эмоциями. Для достижения желаемого результата необходимо изучить ряд упражнений, которые помогут управлять эмоциональными проявлениями и влиять на собственное самочувствие.

Аутотренинг позволяет использовать методы психологического воздействия на людей, которые подразделяются на три основных группы.

Группа 1. Воздействие на скелетные мышцы и дыхательный процесс с целью управления центральной нервной системой.

Группа 2. Контроль психофизического состояния индивида с помощью представления, воображения и образов, сформированных с помощью чувств и эмоций.

Группа 3. Управление психофизическим состоянием с помощью внушения на основе слов и аргументированных доводов.

Именно достигнув расслабленного состояния, человеку намного лучше удается воспринимать образы, сформулированные в подсознании на основе эмоциональных и чувственных ощущений. Именно на основе визуализации этих образов индивиду удается управлять своими чувствами, психологическим состоянием, формируя собственный настрой. Для этого он может напрямую использовать образы, с целью воздействия на психологическое состояние, или же изначально влиять на самочувствие организма, а уже через него – на психические функции.

Для того чтобы оказывать скрытое влияние на психофизиологическое состояние , понадобится освоить ряд определенных тренировочных действий. Именно используя их, вам удастся намного быстрее управлять своим состоянием, ориентируясь на словесное внушение чего-либо самому себе. Таким образом, следует произносить установки вслух, как бы указывая себе, что нужно чувствовать, что делать и так далее. Например: у меня хватит сил, я справлюсь, мне не холодно и прочие. Фразу следует произносить не быстро, в ритм со своим дыханием. Вдыхая, говорите первую часть фразы, выдыхая – вторую. Для достижения эффекта повторить действие следует два и более раз.

Для того чтобы внушить индивиду информацию при помощи гипноза, сначала необходимо ввести его в гипнотический транс . Тогда человек будет полностью находиться под влиянием того, кто его гипнотизирует, что даст возможность управлять его эмоциями, поведением и ощущениями. С помощью гипноза возможно воздействие на подсознание, двигательные и мнемонические функции, личностную и чувственную зону индивида. Наука до сих пор не смогла полностью обосновать, что такое гипноз и за счет чего он действует, признавая его своеобразным способом влияния на людей.

Человек, который находится в гипнотическом состоянии, не контролирует поведение с помощью своего мозга, что стимулирует потерю управления своим поведением, восприятия ситуации и критическое понимание собственных поступков. Гипнотизируя индивида, ему могут внушить, что его органы чувств обостренно воспринимают внешние факторы воздействия, или, наоборот, восприимчивость занижена. Например, человеку может обычный шелест казаться грохотом, а сильнейший шум ощущаться, как легкий шепот. Гипнотическое состояние может стимулировать паралич голоса, ног или рук, но при этом оно позволяет управлять процессами памяти и мышления человека, направляя их на восстановление определенных моментов в памяти или их исключение из воспоминаний. Особенности психологического воздействия с помощью гипнозов заключаются в том, что человек может рассказать тайные сведения, сделать что-либо, что, не желая того или играть определенные внушенные роли в таком состоянии.

Это зачастую становится причиной использования гипноза, для осуществления обмана, получения секретной информации или выманивания материальных средств у человека. Гипноз может внести кардинальные изменения в психику, поведенческие и эмоциональные особенности индивида.

Ученые считают, что в психологическое воздействие на людей практически не подконтрольно коре головного мозга человека, ведь оно влияет на бессознательное восприятие реальности, а сознание не принимает в нем участия.

Любая форма психологического воздействия путем внушения может оказывать положительный результат, но только если осуществляется с гуманными намерениями. В некоторых ситуациях, внушение – единственный способ обратиться к человеку, допустим, когда он пребывает в состояниях аффекта, или же просто не воспринимает ту или иную информацию.

Как воздействовать на людей с помощью убеждений.

Убеждая оппонента в чем-либо, расчет делается на то, что он добровольно примет факты, которые ему преподносят. Здесь исключаются любые методы давления и принуждения, объект убеждения может, как согласиться со своим оппонентом, так и остаться при своем мнении. Ключевое направление влияния убеждений – это разум человека, что обязуют того, кто убеждает, выстраивать логические цепочки и аргументировать свои доводы. Большое значение имеет уровень развития человека в культурной и интеллектуальной области обоих участников дискуссии. То, удастся ли убедить оппонента, зависит от его личностных особенностей, настроения и расположения духа во время разговора, мнение об источнике убеждений и окружающей среды.

Легче убедить человека, который интеллектуально развит, мыслит логически, обладает покладистым и добрым характером, а в данный момент находится в отличном расположении духа. Следует уделять внимание окружающей среде: если вокруг напряженная, беспокойная и раздражительная атмосфера, то задачи психологического воздействия могут быть не достигнуты. А вот спокойная, приятная и комфортная обстановка станет отличным союзником в процессе убеждения оппонента.

Именно поэтому, большинство серьезных и важных деловых встреч проходит в расслабленной, спокойной обстановке. Но все равно намного тяжелее будет убедить личность, которая имеет сложный характер, находится в негативном настрое или ее интеллект находится на низкой стадии развития. Прежде чем приступать к убеждению индивида, надо проанализировать его личностные особенности и подобрать наиболее подходящие методы психологического воздействия. Итак, каким должен быть убедительный оппонент и его аргументы:

Необходимо учитывать индивидуальные особенности оппонента в разговоре, для того чтобы воздействовать на его подсознание;
Речь надо строить последовательно, используя логические доводы, доказательную базу, оперируя примерами и обобщениями;
В процессе убеждения надо опираться на те факты, о которых знает оппонент;
Для того чтобы убеждение действительно подействовало на человека, следует и самому быть полностью убежденным в собственной правоте. Если сам убеждающий будет преподносить информацию, сомневаясь, недоговаривая или не имея достаточного количества аргументов, ему вряд ли удастся достигнуть результата.

Как происходит восприятие и оценка убеждающего со стороны оппонента?

Для того чтобы решить для себя, как относиться к источнику сведений и к самой информации, человек сначала сравнивает предлагаемые данные со своим собственным представлением об объекте убеждения. Если возникают сомнения в правдивости, достоверности или сокрытии фактов, то приемы психологического воздействия не окажут должного эффекта, так как уровень доверия будет на низком уровне;

Очень важно, чтобы в процессе убеждения использовалась логическая цепочка доводов и аргументов, каждый из которых должен быть обоснован и объяснен. В противном случае не получится убедить человека, насколько авторитетным и статусным не было бы положение источника информации;

Очень важна общность установок и принципов обоих сторон дискуссии, в противном случае эффективность убеждений будет намного ниже. Необходимо изначально указать на существующие общие взгляды и понятия, а если же они отсутствуют, то постараться переориентировать человека с помощью примеров, фактов и общепринятых догм.

В основе убеждений всегда лежит логика, подтвержденная авторитетность, статусом и признанием излагающего лица. Эти методы психологического воздействия на людей более эффективно действуют на группу слушателей, чем во время разговора с одним человеком. Таким образом, следует логически обосновать свою правоту, используя другие мысли и мнения. В состав всех доказательств входят тезисы, довод и демонстрационная часть.

Тезисом именуется сам тематический объект убеждения, который следует четко и понятно сформулировать, подтвердив с помощью различных фактов. Например: Корень имбиря очень полезен для организма и здоровья. Так считают ведущие специалисты в области медицины, которые не раз упоминали этот факт в литературе.

Доводы – это те суждения, которые уже были признаны обществом, которые используются для того, чтобы указать на ложность или истинность тезиса.

Демонстрационная часть – это набор логических обоснований и доказательной базы, которые подразделяются на прямые, косвенные, индуктивные и дедуктивные. Индуктивными принято называть суждения, которые базируются на выводах, сделанных в процессе одной или нескольких ситуаций, которые направлены на достижение общего логического заключения. Дедуктивная доказательная база формируется на основе общих логических выводов, при этом разделяя их на отдельные, практически индивидуальные ситуации.

К сожалению, мы не можем со сто процентной гарантией предположить, как воздействовать на людей так, чтобы они прислушивались и поддерживали направление убеждения, а не воспринимали все наоборот. Есть ряд ситуаций, когда противоположенный эффект вполне ожидаем, к ним относят:

Автор убеждения не может обосновать правильность своей установки оппонентам, в том случае, если они имеют кардинально другой взгляд на объект дискуссии;
В разговоре чрезмерно много абстракций: большое количество общей информации, фактов, которые не касаются конкретного вопроса, а характеризуют общую суть проблемы.
В беседе очень часто повторяются уже сказанные ранее факты и сведения. Это стимулирует быструю утомляемость среди аудитории, возникает чувство навязчивость и, как следствие, раздражения.

Все виды психологического воздействия одинаково используются в самых разных сферах человеческой жизни: это и политические, экономические, управленческие процессы, образовательное, педагогическое, научное направление, да и множество других областей, в которых люди вынуждены контактировать друг с другом.

Использование подражания при воздействии на человека.

Еще один очень значимый инструмент психологического управления – подражание. Этот процесс базируется на сознательном или бессознательном имитировании поведенческих особенностей, личностных качеств, движений оппонента. Подражание помогает понимать друг друга на уровне поступков, чувств, действий, при этом не возникает нужда в объяснениях и размышлении над причинами.

Подражание может действовать и на благо человека, и ему же во вред. Ведь ориентируясь на то, как поступил бы в сложившейся ситуации другой человек, мы теряем возможность полноценно использовать свои мысли, чувства и ощущения в процессе принятия решения.

Сознательное подражание – это:

Позитивное эмоциональное отношение к человеку, которому подражает объект: он вызывает восхищение, уважение, стремление быть похожим;
Отсутствие должного уровня информированности о конкретном вопросе, в отличие от объекта подражания;
Положительные качества того, кому подражает человек: харизматичность, красота, обаятельность и прочее;
Подсознательная тяга к тому, чтобы иметь как можно больше сходства с человеком, принятым за кумира или идеал.

Бессознательное подражание.

Индивид неосознанно имитирует особенности своего оппонента. Причем он замечает этот факт не сразу, а объект подражания в принципе не стремится оказывать какое-либо психологическое воздействие на людей. В основе часто лежит неосознанная зависть, или эмоциональный всплеск, который вызывает общение с объектом подражания. Практически все дети подражают своим родителям, позже кумирам или сверстникам, а иногда тягу к подражанию проносят через всю жизнь. Иногда именно эффект подражания толкает людей на определенные поступки, как положительные, так и отрицательные. Например, подросток начинает курить, потому что так делают его одноклассники. Или же молодой человек начинает активно заниматься спортом, чтобы походить на своего кумира: футболиста или актера. Эти методы психологического воздействия на людей используются непроизвольно объектами подражания, ведь понятно, что у знаменитости нет цели склонить кого-либо похудеть или нарастить массу, но, тем не менее, они оказывают такое влияние на своих поклонников.

Каролина Емельянова

Как повлиять на психику человека?

Человеческая психика – это одна из тайн внутреннего мира людей. Психика – это «коктейль», состоящий из различных психических явлений и психических процессов. Хотите знать конкретно о том, что входит в этот коктейль? Эмоции, ощущения, воображение, память…. Дальше – можно не перечислять: вы, очень скоро, и сами все поймете.

Этот «коктейль» действует на человека по – разному. Все зависит от ситуации и случая. Очень часто, психику человека, используют в очень корыстных целях. Цели эти, в основном, направлены в «недоброе» русло. Иногда – наоборот.

Различные методы психологического влияния на людей

Рассмотрим все на примерах.

Что вы знаете про «эффект толпы »? Название говорит само за себя и понять, что это такое, можно даже без «углублений». Этот эффект можно наблюдать тогда, когда политические лидеры пытаются «переманить», на свою сторону, как можно больше людей. Именно благодаря такому эффекту, политики, часто, добиваются невероятных успехов в своей деятельности.

Гипноз

Его влияние на психику – безгранично. Его используют, например, в милиции, на допросе. Нельзя сказать, что постоянно, а вот в особых случаях, гипнотический сеанс – незаменим во всех смыслах. А теперь – про особый случай. К сожалению, в криминальном мире, происходят ужасно страшные вещи. Подчеркиваю: ужасно страшные. Потому что слово «нечеловеческие» - слишком мягкое, иногда. Вот, например, такой случай. Однажды, собрались, когортой, готы. Давайте, сначала, уясним, кто такие готы, если вы, вдруг, не в курсе.

Г оты – эта такая молодежная субкультура. Их внешний вид, порой, очень пугает: черные ногти, черные волосы, черная помада, косметика…. И бледная – бледная кожа. А их рюкзаки, в форме гроба…. Да, со стороны – устрашающе смотрится. Вы, наверняка, видели их. И я не стала исключением. Совсем недавно, кстати, мне удалось наблюдать за ними в очередной раз. На остановке, вечером, летом…. Вспоминаю эту готическую парочку: она – в длинном, черном плаще; он – с совершенно невероятной прической…. В общем, лучше – единственный раз увидеть «в живую», чем об этом прочесть. Я не буду говорить, хуже они или лучше представителей этой культуры. Сравнение не является «прерогативой» этой статьи. Хочу обратить внимание, ваших взглядов, на строчки, в которых я сообщу вам про готические обряды. Вернее, про один из них, который «отобьет» любое желание дальше что-то узнавать о них, и, тем более, становиться ими. Заинтригованы? Простите, не хотела вас заинтриговывать. Хотя…. В этом – вся соль, весь процесс «вовлечения» вас в прочтение информации. Возможно, вы уже, когда-то, читали то, что прочтете сейчас, так что, заранее, прошу прощения, если повторюсь.

Собрались готы, однажды, на вечеринке. Вроде, так все безобидно начиналось. Вроде, ничего не предвещало никакой беды. Все, и в самом деле, проходило так, как всегда проходит на готических «собраниях». Но тут, как «снег на голову», одна из девочек, нарушила одно из правил этой тусовки. Не буду говорить, какое именно правило было нарушено. Можете считать, что я дала клятву о «нераспространении готических тайн». В общем-то, это – неважно. Важно – следующее. За то, что девочка, которая посмела оступиться и нарушила правило, она была жестоко наказана. Ее просто съели. Не морально, не взглядами, а как обыкновенное блюдо…. Вижу ваши глаза. Я тоже плакала, как при просмотре мелодраматического сериала…. Но фильм – это одно, а реальная жизнь – совсем другое.

Естественно, этих жестоких готов, которых очень сложно назвать людьми, посадили, на много лет, в тюрьму. Но, для того, чтобы их наказать, и пришлось воспользоваться помощью гипноза. В другом случае – психика и готы отказывались (активно) признаваться в содеянном. Благодаря гипнозу, удалось сделать так, чтобы эти нелюди получили по заслугам. Конечно, самое страшное наказание для них – смертная казнь. Но, в то время, такая мера наказания, в России, была отменена.

Да, страшная тема, но – жизненная. Давайте – ка, о фильмах поговорим. Можно и о мультфильмах. Вспомнился, чего – то, японский мультик «Покемоны». Помните такой. Да – да, именно тот, в котором пробегает знаменитый Пикачу. Почему я пишу про «Покемонов»? Не подумайте, что я отношусь к числу поклонниц этого мультфильма. Но, именно с его помощью, я смогу вам показать еще один примерчик того, как можно влиять на психику.

Не буду «тянуть резину», предоставляя это право длинным сериалам, типа «Санта – Барбара». Скажу кратко: этот мультфильм «толкнул», на суицид, ни одного ребенка. История «помнит» случай, когда, маленький мальчик, лет пяти, посмотрев «Покемонов», выбросился из окна седьмого этажа. Спасти мальчика не удалось. Показ мультфильма прекратили. Однако малыша вернуть это не удалось.

Не нужно ненавидеть создателей «карманных монстров («Покемонов»). Они, создавая этот мультфильм, не ставили себе цели убивать людей. Все получилось совершенно неожиданно. Никто и предположить не мог, что такое вообще возможно.

К сожалению, этот «прием» перехватили другие люди. Они стали снимать фильмы, сюжет которых, запланировано, должен был разрушать психику людей. В основном, сюжеты фильма, повествуют о религиозных убеждениях, «навязывая» то, что та или иная вера – лучшая и единственная.

Какое сейчас время суток за окошком? Надеюсь, что – не ночь, так как, бьюсь об заклад, что вы уснете нескоро. Если, конечно, вы относитесь к восприимчивым или эмоциональным людям. Восприимчивые и эмоциональные люди, в большинстве своем, обычно, представительницы привлекательного пола. Мужчины тоже бывают «мягкими».

Берегите психику! Не позволяйте, с ней, проводить эксперименты!

Переключайтесь: