Проработка проблем, мыслей и эмоций. Методика "Стирание кармы". Работа с Эмоциями. Очищение Души от негативных переживаний Как проработать эмоции

Приветик! Сегодня представляю вашему вниманию 2 простые и действенные практики для избавления от негативных эмоций, которыми я часто пользуюсь. Они мне нравится тем, что зачастую срабатывают моментально. Однако далеко не всегда они срабатывают сразу. Иногда их проходится проделать много раз.

Суть одной практики в следующем. Берётся негативная эмоция, от которой вы хотите избавиться, затем призываются тёмные силы для того, чтобы они забрали эту эмоцию (делается ритуал отречения от негативной эмоции). И последний шаг – возвращение частички души, которая когда-то была отдана тёмным силам на это негативное качество.

Обязательное условие: у вас должно быть твёрдое желание избавиться от этого качества. Мы живём в мире, где правят силовые программы. Негативные эмоции напрямую связаны с силовыми программами. Если вы хотите пользоваться силовыми программами, то эта техника может не сработать.

Негативные эмоции, это подарки тёмных сил, но не бесплатные. Эти тёмные качества часто помогают людям в материальном мире выжить с помощью силы.

Беря какую-то силовую программу, человек взамен отдаёт частичку своей души. Чем больше силовых программ, тем больше частичек души отдано и тем больше человек становится бездушным и жестоким. Негативные эмоции питают обитателей тёмных миров.

Тёмные силы, путём добровольного обмена или через обман, забирают у человека частичку души, и взамен дают ему негативное качество, которое помогает человеку жить в этом мире. Через это негативное качество они питаются от человека энергией. Сложно сказать, зачем им нужна частичка души, но это похоже на связующее звено, через которое они получают энергию от человека.

Избавившись от негативной эмоции, вы перестаёте отдавать свою энергию в низшие миры. Ваши жизнь будет становиться более приятной, у вас будет появляться больше любви и хорошего настроения. С помощью этой простой практики, необходимо проработать все негативные эмоции.

Сначала научитесь её проделывать в спокойной обстановке дома, затем вы сможете её делать где угодно. Как только появляется любая негативная эмоция, сразу делайте эту практику отречения и благодарите того человека, из-за которого у вас появилась эта эмоция. Ведь он помог вам вскрыть в вас негативную программу, от которой вы теперь можете избавиться.

Суть второй практики — наблюдение за негативной эмоцией, «подсвечивание» её и вхождение в неё.

Практика избавления от негативных эмоций

Расслабьтесь, войдите во внутренние ощущения и подумайте, от какой негативной эмоции или качества вы хотите избавиться. Дальше произносите вслух (произносите слова из сердца, это на порядки увеличит силу практики):

Я призываю вас, тёмные силы на ритуал отречения от (называете то качество, от которого вы хотите избавится).

Я благодарю вас, тёмные силы за то, что пользовался (называете то качество, от которого вы будете отрекаться). Это качество помогало мне в этой жизни, но сейчас я выбрал путь любви, путь духовной силы. Создатель моей души, помоги очиститься от (отрекаемое качество). Высшие силы, помогите избавиться от (отрекаемое качество). Я хочу потерять силу (отрекаемое качество). И чтобы даже духа (отрекаемое качество) во мне не было.

Дальше побудьте немного в расслабленном состоянии. В это время из вас тёмные силы забирают вашу негативную эмоцию или программу. Могут появиться ощущения, что из вас что-то вытягивают. Ощущайте, что происходит. Дальше произносите:

Тёмные силы, верните мне обратно частичку моей души, которую я когда-то променял на это качество (отрекаемое качество).

Теперь наблюдайте, что тёмные силы вам отдадут. Это может быть какое-то хорошее качество, свет, любовь или что-то ещё.

Не забудьте поблагодарить Создателя души и светлые силы за помощь от избавления от негативной эмоции или качества.

Не все это могут почувствовать. Чем больше силовых программ, тем хуже чувствительность к энергиям. В данном случае это не так важно. Отречение за отречением, будут помогать вам лучше чувствовать энергии. Отпишитесь в комментариях, кто что почувствовал. Эта практика может сильно менять жизнь в лучшую сторону.

Эффективная практика № 2

Этот вариант для многих людей оказывается сильнее предыдущего, т.к. большинство людей не чувствует энергии, и боятся призывать тёмные силы, чтобы вернуть им негативную эмоцию, принимая это как магический ритуал. Если вам вариант выше не очень понятен, воспользуйтесь другой эффективной практикой.

Когда возникает негативная эмоция, начинайте ОСОЗНАННО наблюдать за ней и углубляться в неё. Войдите в неё как можно глубже. Конечно, состояние в это время ещё ухудшится, ведь вы начинаете испытывать это неприятное чувство по максиму. Оставайтесь в этом негативном состоянии и наблюдайте за ним. Затем вы заметите, что состояние начинает улучшаться.

Если вы будете продолжать практику, то эта негативная эмоция уйдёт совсем. В дальнейшем вам уже легче будет входить в этот негатив. С каждым разом он будет ослабевать и через определённое количество практик, негативная эмоция покинет вас, и вам станет хорошо.

Невозможно избавиться от негативной эмоции за один раз. Любые практики нужно повторять многократно. Терпение и труд со временем сделают своё дело. Что только я не делал, чтобы избавиться от одного своего не очень хорошего качества, которое было у меня с детства. Я даже прорабатывал его в прошлых воплощениях, когда погружался в них. Это дало эффект, но в основном результат был достигнут с помощью этих 2-х практик в течение 2-х лет. Да, это долго, но быстрее у меня не получилось. Этот негатив наверно сидел у меня даже в костях.

Избавиться от негативных эмоций поможет вам мой благотворительный тренинг « ». На тренинге идёт проработка негативных эмоций и переписывание их на положительные. Кликайте по и начинайте заниматься прямо сейчас.

Проработка проблем, мыслей и эмоций. Методика "Стирание кармы"

Карма - это весь накопленный вами опыт пребывания в материальном мире, чаще негативный - окрашенный негативными эмоциями. Вот они-то и стираются.

Теория упражнения.

Всё, что вы не приняли как есть (без попыток противостоять этому, удерживать, игнорировать, подавлять или изменять), накапливается в виде кармы, плохой или хорошей, в зависимости от испытываемых эмоций. Если вы хотите избавиться от кармы, нужно позволить ей выйти, и принять ее как есть. Иначе она останется, и цепная реакция накопления кармы будет продолжаться. В тот момент, когда вы позволяете чему-то быть как есть, это перестает вас беспокоить и оказывать на вас неблагоприятное влияние.

Предлагаем вам самый простой и эффективный способ стирания кармы.

Приятным побочным эффектом этого упражнения может оказаться избавление от сглаза, порчи, депрессии, хронической усталости, комплексов, болезней, неприятного прошлого, вредных привычек и т.д.

Это упражнение выполняется в спокойной обстановке наедине, ничто не должно отвлекать.

Понадобится лист бумаги, ручка и немного свободного времени.

1. Нужно взять листик и ручку.
2. Сверху на листе бумаги написать проблему или ситуацию, которая на данный момент беспокоит БОЛЬШЕ ВСЕГО. Очень четко и конкретно СФОРМУЛИРОВАТЬ проблему или ситуацию (например: «мне срочно нужны деньги, а с зарплатой затягивают!» или «мне уже 99, а я еще не замужем!!!»)
3. Чуть ниже написать: "Какой эта проблема кажется мне ПРЯМО СЕЙЧАС?"
4. Затем записывать ответы. Каждый ответ с новой строки.
Ответы не должны копироваться с предыдущих, обратите внимание на уточнение "прямо сейчас". Но они могут повторяться. Понимаете в чем разница? Ответы №1 и №2 могут оказаться одинаковыми, но это не повод, чтобы просто бездумно копировать их. Вы КАЖДЫЙ РАЗ задаете себе вопрос: "Какой эта проблема кажется мне ПРЯМО СЕЙЧАС?" и даете ответ, который является правильным СЕЙЧАС, а не тогда, в прошлый раз. Затем СНОВА задаете себе этот вопрос, заново, и снова пишете ответ.

Вопрос "Какой эта проблема кажется мне ПРЯМО СЕЙЧАС?" (общая проработка) можно детализировать:
"Что я думаю об этой проблеме ПРЯМО СЕЙЧАС?" (проработка мыслей)
"Что я чувствую по поводу этой проблемы прямо сейчас?" (проработка эмоций)
"Как я отношусь к этой проблеме прямо сейчас?" (проработка эмоций и позиций)

Можно чередовать эти вопросы, вместо того чтобы задавать один и тот же (основной), если так будет легче. Тогда запишите их все в столбик под сформулированной проблемой.
Словосочетание «прямо сейчас» можно заменить словом «теперь».
Здесь важна суть, а не формулировка.

И записываете ответы.
Пишете так, как пришел ответ. Например, на вопрос возник ответ: "Они все гады, козлы, придурки, вот я им сделаю!!!"
Так и пишете.
Можно сокращать, если не успеваете записывать.
К примеру, следующий ответ мог бы выглядеть так: «Ладно, они еще пожалеют». И так далее. Просто пишете все ответы, которые приходят на ум, когда задаете себе вопрос.

Обычно после нескольких минут (иногда секунд) либо становится смешно, появляется энергия в теле, либо эта ситуация просто становится АБСОЛЮТНО не важной, то есть перестает быть для вас проблемой.

Несмотря на кажущуюся простоту, упражнение дает быстрые ИЗМЕНЕНИЯ и результаты! Оно для того и создано.

Во время выполнения упражнения могут "включаться" неприятные картинки и эмоции, иногда дискомфорт или несильные боли. КОТОРЫЕ БЫСТРО ПРОЙДУТ, если продолжить ЭТО упражнение С ЭТОЙ ЖЕ проблемой!

Обычное явление при выполнении упражнения - зевота. Это нормально! Может появиться также сонливость или одурманенность. Тоже частые явления. Особенно если вы затронете ОЧЕНЬ ВАЖНУЮ, ТЯЖЕЛУЮ И СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ.

Упражнение дает также быстрое изменение ОТНОШЕНИЯ к проблеме.

Во время выполнения могут появляться странные мысли и необычные ощущения. В какой-то момент упражнение покажется вам очень глупым. Просто продолжайте.

Упражнение выполняется до экстраверсии* и исчезновения внимания на проблеме (другими словами, эта ситуация больше не воспринимается как ВАЖНАЯ, СЕРЬЕЗНАЯ и т.д.)
Экстраверсия* - это состояние, когда внимание вернулось в "здесь и сейчас"; вас больше не беспокоит эта "проблема"; вы чувствуете себя здесь и сейчас; «попустило», нет сонливости, одурманенности; бодрость; часто легкость и радость.

В этот момент выполнение упражнения нужно закончить. После этого сама ситуация в физическом мире может просто исчезнуть или разрешиться даже без вашего участия!

ВАЖНЫЙ МОМЕНТ:
когда вы работаете с проблемой, и работа не идет гладко, чувствуется значительная сонливость или одурманенность, сильные неприятные эмоции (или всё это вместе), то после каждого записанного ответа направляйте внимание на комнату. Это очень важно! НИКОГДА не теряйте контакт с моментом «здесь и сейчас»!!! После каждого записанного ответа обведите взглядом всю комнату, отмечая вещи, которые в ней находятся (если вас "вырубает" - прикасайтесь к предметам руками!!!), осознайте их существование; и когда полегчало - найдите очередной ответ и запишите его; затем снова переключите внимание на комнату; и так далее. Постарайтесь ПОСТОЯННО поддерживать хороший контакт с комнатой, с какой бы простой проблемой вы ни работали, иначе эффективность упражнения снизится, и вы займетесь мазохизмом.

Во время выполнения упражнения следует ожидать возникновения самых различных эмоций. Так и должно быть, - дайте им выйти. Вы стираете карму, и это, естественно, не всегда будет приятно. Возможно, вам придется пройти весь диапазон негативных эмоций, таких как: апатия, горе, сочувствие, ужас, страх, беспокойство, возмущение, ненависть, ярость, враждебность, злость, раздражение, антагонизм. Они могут проявляться интенсивно или поверхностно, но будут обязательно. Затем вам просто надоест, и вы почувствуете скуку к этому упражнению и ситуации. Если продолжите еще немного, перейдете в диапазон позитивных эмоций, произойдет экстраверсия, и на этом следует закончить. Не заканчивайте ДО этого момента - вы же не хотите ходить с взбудораженной кармой!

Позвольте эмоциям и мыслям выходить свободно. Никто вас не видит, и не будет читать то, что вы пишете. Все, что вам нужно делать - просто исчерпывать плохую карму; принимать всё, что выходит, как оно есть, и продолжать до экстраверсии. Экстраверсия означает, что плохая карма по этой ситуации исчерпана. После окончания работы с конкретной проблемой, исписанный лист можно сжечь или выбросить.

По какому принципу отбирать проблемы для проработки? Работайте с тем, что вас беспокоит на данный момент больше всего.

Придет время, когда вы исчерпаете проблемы, которые хотели решить, и встанет вопрос: с чем работать дальше? Можете воспользоваться предлагаемым списком возможных тем. Он неполный, но здесь, пожалуй, основные моменты:
- ваша внешность
- ваш возраст
- ваши комплексы
- близкие люди (каждый в отдельности) и люди, имеющие/имевшие влияние на вас
- вы как личность
- ваши очень ценные и очень важные материальные вещи
- ваш характер, негативные черты характера (каждая отдельно)
- ваше тело
- ваш разум
- ваши эмоции
- ваше состояние: физическое, умственное, душевное (прорабатывается в любой момент, когда состояние неоптимальное)
- ваши болезни (две трети болезней могут быть исцелены данным упражнением)
- ваши неспособности
- ваши страхи
- боль
- ваши привычки, в т.ч. вредные
- ваша карма (расчищает карму на самой теме «карма»)
- ваше прошлое
- ваше настоящее
- деньги
- ваша работа
- ваш доход
- религии, практики, техники
- материальные объекты
- Бог

Выбираете то, что вам трудно принять таким, как оно есть сейчас в вашей жизни. Если вам что-то не нравится, вы что-то хотите видеть другим, что-то доставляет вам дискомфорт, беспокойства, вызывает негативные эмоции - проработайте это!

С помощью этого упражнения можно стереть всю плохую карму. Если у вас хватит выдержки и намерения.

Вредные привычки, если они довольно сильные, нужно рассматривать комплексно. Например, если вы курите и хотите бросить, но тяга слишком велика, разбейте тему «курения» на части:
1. Сигареты (как таковые).
2. Курение (в общем, как таковое).
3. Факт, что вы курите.
4. Ощущения от курения.
5. Влияние курения на ваше тело.
6. Влияние курения на вашу жизнь.
7. Каждый курящий человек, влияющий/влиявший на вашу жизнь.
8. Ваше решение курить.
9. Бросание курить.
10. Могут быть и другие моменты, которые известны только вам.

Следует понимать, что это упражнение просто стирает плохую карму, и вовсе не обязательно отбивает тягу к курению. Более того, если вы курите, в вашей жизни есть другие факторы, побуждающие вас это делать - проработайте их. После этого упражнения вам будет легче пересмотреть проблему курения и сделать новый осознанный выбор.

Подобным же образом обрабатываются болезни. Но если вам необходима медицинская помощь - получите ее. Упражнение не заменит назревшую необходимость медицинского вмешательства.

Хотим еще раз напомнить очень важный момент: при выполнении упражнения НЕ ТЕРЯЙТЕ КОНТАКТ С МОМЕНТОМ «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС»!

Из книги Л.Голубовской "Рейки"

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат «Проработка негативных эмоций с помощью рисуночных методов»

Введение………………………………………………………………………….1

1. Изотерапия …………………………………………………………………… 2

2. Рисуночные методы и техники изотерапии ……………………..…...……... 3

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования………………….. .5

4. Методика проработки страхов с помощью рисования…...…………………7

Заключение………………………………………………………………………12

Список литературы………………………………………………………………12

Введение

Современное Российское образование ориентирует педагогов не столько на формирование у ребенка знаний, умений и навыков, а, прежде всего, на развитие ребенка. Также, при этом, сохранение психического здоровья детей ставится во главу угла. В связи с этим, арт-терапевтические методы работы стали особенно актуальны. Использование разных форм творческого самовыражения может являться одним из существенных факторов профилактики психического нездоровья ребёнка, одним из способов психологической помощи детям в преодолении различных эмоциональных и личностных проблем, в целом - более успешного решения образовательных и воспитательных задач.

Привлекательность арт-терапии для дошкольных и школьных психологов можно объяснить тем, что, в отличие от основных коррекционно-развивающих направлений, в которых используются в основном вербальные каналы коммуникации, арт-терапия использует «язык» визуальной и пластической экспрессии. Это особенно актуально при работе с детьми и делает ее незаменимым инструментом для исследования, развития и гармонизации в тех случаях, когда ребенок не может выразить словами свое эмоциональное состояние.

Смысл деятельности школьного психолога - в оказании помощи детям, испытывающим различные трудности психологической или социально-психологической природы, выявлении и профилактике этих трудностей. Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и одиночестве. Когда ребенок занимается творческой деятельностью, он выражает через создаваемые им образы свое восприятие мира и свое эмоциональное отношение к нему. А если у него существует некий внутренний конфликт, который он по каким-то причинам никак не может разрешить (то ли слов не хватает, то ли последствий боится, то ли, как часто бывает, – даже не понимает, с чем этот конфликт связан)? Внутреннее напряжение постоянно растет, а как от него избавиться - непонятно. Всё это, как правило, сопровождается негативными эмоциями и переживаниями. И тогда творчество вполне может оказаться безопасным способом этот конфликт выразить, дать выход этим чувствам.Например, сказать маме, что он злится на свою младшую сестренку, ребенок не может, так как у него уже сформирована установка, что злиться нельзя, а выразить это в рисунке, выплеснув при этом свое раздражение, ему никто не запрещает. Вот и получается, что любая творческая деятельность – терапевтична по сути, то есть помогает человеку приемлемым в социуме способом снять накопившееся напряжение. В рисунках причудливо переплетается информация, источниками которой являются как открытые, так и глубинные пласты человеческой души.

Взрослые очень хотят помочь своим детям, но часто не знают, что убеждения и нравоучения часто не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия. Когда на консультацию к психологу приходят взрослые, они заранее готовы обсуждать и решать свои трудности. Их не нужно дополнительно мотивировать на работу. А детей – нужно. Дети приходят туда, где интересно, где им нравится, где их рады видеть. Чтобы работать с ребенком, нужно сначала его увлечь и заинтересовать. Кроме того, и сами родители оценивают работу психолога по двум параметрам: сначала - понравилось ли ребенку, а только потом- какой получили результат.

Большинство детей с удовольствием рисуют. Этот приятный и не слишком травмирующий метод подходит для решения даже самых глубинных психологических проблем.

1. Изотерапия .

Рисуночные методы являются основными в одном из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии – изотерапии . Лечение и решение разнообразных проблем с помощью изобразительного искусства очень популярно и доступно многим. Человек может выразить себя, свои мысли, переживания, эмоции и чувства – все, что скрыто в его внутреннем мире – с помощью линий, форм и цветов на бумаге или холсте.

Изотерапия в целом - эффективный и действенный метод, который помогает человеку справиться с негативными эмоциями, снять нервно-психическое напряжение.

Для рисования используется широкий спектр материалов : разные краски (гуашь, акварель, акрил и др.), карандаши, уголь, пастель, восковые мелки – всё, что оставляет след на бумаге и способно создать рисунок или отпечаток. Несмотря на свою эффективность, изотерапия как отдельная методика лечения и психологической помощи появилась только около полувека назад.

Востребованность изотерапии объясняется тем, что процесс рисования как таковой дает человеку возможность разгрузиться, снять стресс, успокоиться и почувствовать удовлетворение от деятельности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста рисование является привычным способом выражения себя, отражения и осмысления своего нового опыта. При работе с ребенком изотерапия дает много информации о ребёнке и его внутреннем мире: о чём он думает, что чувствует, чего боится, кого и что любит и др. Дети в буквальном смысле «говорят» с окружающими через свои рисунки. Грамотный психолог и внимательный взрослый смогут намного быстрее и легче понять ребенка и помочь ему, используя знания изотерапии.

С помощью изотерапии взрослые и дети могут справиться с такими проблемами, как :

Выразить свои эмоции и чувства безопасным для себя и окружающих способом. Изотерапия эффективна в случаях, когда нужно освободиться от психологической зажатости, агрессивности, нервозности, неуравновешенности, ревности, страхов и др.

Низкая самооценка. По статистике от низкой самооценки и неуверенности в себе страдает больше 70% людей. Благодаря практическим упражнениям изотерапии, любой может значительно повысить свою самооценку и стать увереннее.

Проблемы с поведением.

Проблемы в отношениях и/или семейные проблемы.

Хронический стресс и психосоматические заболевания.

Кроме того, занятия изотерапией способствуют раскрытию творческого потенциала и открывают в человеке новые ресурсы и возможности.

Изотерапия, как метод психологической коррекции, помогает сделать более гармоничными эмоции ребенка, адаптирует его к учебному учреждению, способствует развитию творческих способностей.

В целом, изотерапия оказывает положительное влияние на психику детей. Благодаря рисункам, ребенок выгружает полученную информацию, обрабатывает свой опыт. Многие психологи, только мельком взглянув на рисунок ребенка, способны определить его настроение, выявить проблемы на ранней стадии и, следовательно, своевременно оказать помощь.

2. Рисуночные методы и техники изотерапии.

Рисуночные методы позволяют:

  1. Проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.
  2. Наладить отношения между психологом и ребенком. Совместное рисование может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.
  3. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками предусматривает упорядочивание цвета и форм.
  4. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия рисованием создают богатые возможности для экспериментирования со зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.
  5. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом изотерапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Многие исследователи считают рисование средством снятия напряжения, за счет возврата к примитивным формам функционирования и удовлетворения бессознательных желаний. Осуществляется это путем сознательной творческой деятельности и происходит в процессе ее сублимации через выражение в символическом виде внутренних конфликтов и неосознанных стремлений. Творчество способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознание и переживание сопутствующих им отрицательных эмоций. Это особенно важно для тех детей, которые не могут "выговориться", понять и выразить свои переживания в творчестве легче, чем рассказать о них. Рисунок нередко ускоряет и облегчает вербализацию переживаний. В процессе работы ликвидируется или снижается защита, которая есть при вербальном, привычном контакте, поэтому в результате арттерапии ребёнок осознаёт и оценивает свои переживания. зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств.

Среди распространенных рисуночных методик изотерапии, используемых дошкольными и школьными психологами выделим такие:

Проективный рисунок. Предметно-тематический рисунок – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем .

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Счастье».

Современные методы изотерапии включают в интересные задания:

«Волшебные пятна» - это рисование абстрактных пятен, ассоциирующихся у детей с конкретным предметом.

«Рисование по точкам» помогает определить такие понятия, как части и целое.

«Рисование пальцами» - помогает освободиться от неприятных эмоций.

Техники изотерапии не стремятся обучить ребенка рисованию, поэтому среди приемов можно найти такие оригинальные занятия:

Марание – пачкание в красках. Помогает избавиться от детской агрессии, гиперактивности.

Монотипия – рисование оттисков с помощью одного штампа. Приучает к терпению и трудолюбию.

Кляксография – на листке с одной стороны наносятся пятна, которые отпечатываются на вторую половину.

Рисование по мокрому листу помогает детям расслабиться, сделать более гармоничными их состояния.

Техники каракулей и раздувания краски развивают внимательность и повышает самооценку у ребенка.

3. Проработка негативных эмоций с помощью рисования.

Подробнее остановимся на методике проективного рисунка. Эта методика носит двоякий характер. С одной стороны это замечательная диагностическая методика, с другой она обладает всеми необходимыми техниками для того, чтобы оказывать психокорреционное воздействие. Проективный рисунок может использоваться как в индивидуальной форме, так и в групповой работе. Основная задача проективного рисунка состоит в выявлении и осознании трудновербализуемых проблем и переживаний, вызывающих негативные эмоции.

Проективный рисунок может быть предметно-тематическим – когда педагог-психолог дает задание нарисовать рисунок на определенную тему. Темы, предлагаемые для рисования, могут быть, самыми разнообразными и касаться как индивидуальных, так и обще групповых проблем. «Дом», «Лето», «Семья», «Кем я буду, когда вырасту», «Автопортрет», «Ситуации в жизни, в которых я чувствую себя неуверенно», «Мой обычный день», «Три желания»и т.п.

Образно-символические рисунки – картинки на тему «Добро», «Мир», «Остров счастья», «Страх» , зарисовки сновидений и возникающих во сне чувств и т.д.

Рисунки, связанные с отношениями в группе («Что дала мне группа, а я ей», «Что я ожидал, что получил от общения в группе»).

Выбор темы проективного рисунка психологом зависит от выявленных эмоциональных проблем ребенка с помощью предварительной диагностики. (Наблюдение, интервьюирование и анкетирование педагогов, родителей). Рисование позволяют погружаться в проблему настолько насколько ребенок готов к ее переживанию. Сам он, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит. После того, как ребенок закончил рисование, с ним проводится беседа по рисунку. В беседу включаются вопросы: нравится ли ребёнку то, что он нарисовал?; какие чувства возникают у него при рассматривании своего рисунка?; хотел ли бы он что либо изменить в рисунке? Предложить это сделать, если ответ утвердительный. На этом этапе у детей часто происходят свои личные озарения (инсайты) – моменты ясности и понимания своей проблемы, своих чувств. С помощью психолога он начинает осознавать, видеть и понимать пути решения своих проблем, а иногда проблема решается прямо на занятии в процессе создания рисунков. После занятий по изотерапии дети могут сохранять свои рисунки или делать с ними то, что подсказывает им интуиция. Даже одно занятие по изотерапии способно дать новый положительный опыт и открыть человеку что-то, о чем он не догадывался или не знал. А комплексный подход (серия занятий) способны вывести ребенка на новый уровень, избавиться от негативных переживаний, гармонизировать личность.

Таким образом, основными этапами коррекционного процесса с использование метода проективного рисования являются:

  1. Предварительный ориентировочный этап. Исследование ребенком обстановки, изобразительных материалов, изучение лимитов и ограничений в их использовании.
  2. Выбор темы рисования, эмоциональное включение в процесс рисования.
  3. Поиск адекватной формы выражения.
  4. Развитие формы в направлении все более полного, глубокого самовыражения, ее конкретизация.
  5. Разрешение конфликтно травмирующей ситуации в символической форме.

4. Методика проработки страхов с помощью рисования.

Разберем, как можно избавиться то страхов с помощью изотерапии. В пример, я хочу привести технику А.И. Захарова.

Принцип проработки такой негативной эмоции как страх основан на том, что повторное его переживание при отображении на рисунке приводит к ослаблению его травмирующего звучания. С другой стороны, при рисовании героических сцен ребенок может отождествлять себя с положительными и сильными, уверенными в себе героями. Он борется со злом: отрубает дракону голову, защищает близких, побеждает врагов и т.д. здесь нет места бессилию, невозможности постоять за себя, а есть ощущение силы, геройства, то есть бесстрашия и способности противостоять злу и насилию.

Рисование неотрывно от эмоций удовольствия, радости, восторга, восхищения, даже гнева, но только не страха и печали.

Рисование может выступать как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, моделирования взаимоотношений и выражения эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Однако это не означает, что активно рисующий ребенок ничего не боится, просто у него уменьшается вероятность появления страхов, что само по себе имеет немаловажное значение для психического развития.

В любом возрасте психологическим препятствием для рисования страхов может быть страх сделать что-либо неправильно, когда ребенок заранее переживает свою неудачу, то есть представляет ее, проигрывает в воображении.

В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, то есть то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный к настоящему времени эмоциональный след в памяти ребенка.

Недостаточный эффект от рисования страхов наблюдается, когда то или иное пугающее событие, например застревание в лифте, укус собаки, избиение, пожар и т.д., было недавно. По этическим соображениям нельзя просить ребенка отобразить страх смерти родителей.

Не нужно бояться некоторого оживления страхов, происходящего в процессе рисования, поскольку это одно из условий полного их устранения. Гораздо хуже, если они останутся тлеть в психике, готовые вспыхнуть в любой момент.

Страхи рисуются карандашами, фломастерами или красками. Последние больше подходят для дошкольников, так как позволяют делать широкие мазки. Фломастерами охотнее пользуются младшие школьники. Подростки 12-13 лет предпочитают карандаши, что дает возможность детализировать изображение и стирать то, что не нравится. Хотя большинство детей все предпочитают набор фломастеров, им должна быть предоставлена возможность выбора, облегчающая саму процедуру рисования.

Теперь хочется сказать несколько слов о том, кто дает задание нарисовать страх. Если это посторонний и доброжелательно настроены человек, то эффект от рисования оказывается более высоким, чем когда задание дают родители. Особенно это заметно, когда родители дискредитировали себя в представлении детей и пытаются устранить их страхи, скрывая собственные.

Роль психолога должна быть понятна ребенку, а время беседы для выявления страхов согласованно заранее. Для нее нужны не менее 20-30 минут и спокойная обстановка. Окружающих следует предупредить о недопустимости прерывания беседы. Если дети не достигли подросткового возраста, целесообразно предложить в качестве своеобразной психологической разминки поиграть немного самостоятельно.

После установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявить страхи. Начать спрашивать о страхах можно у дошкольников и в процессе самой игры, как бы между прочим вкрапливая вопросы в игровые паузы. Психолог не сидит за столом, а находится рядом с играющим, присев на корточки, если это маленький ребенок. Избежать усталости и пресыщения вопросами помогают очередная смена предметной игры и непосредственное участие в ней. В разговоре стараются не превышать голос, не делать эмоциональных или смысловых акцентов в произношении. После небольшой паузы переходят к выяснению следующего страха. После диагностики страхов желательно поиграть с ребенком в подвижные игры типа бросания мяча, пятнашек, игры в кегли. Всем этим создается жизнерадостная атмосфера, противостоящая эмоционально отрицательному воздействию страха.

В конце игры нужно обязательно отметить успехи ребенка, похвалить, пожать руку и преложить нарисовать страхи, сказав: «Нарисуй то, чего ты боишься». О необходимости рисовать себя не говорится, достаточно на первый раз, чтобы ребенок изобразил сам объект страха. Не нужно требовать от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях подсказать свои варианты. В дальнейшем, на следующих занятиях после проработки изображенного страха ребенок может продолжить рисование других страхов и вместе с психологом происходит их последующая проработка, подобно первому рисунку.

Когда дается задание, то не говориться, что это обязательно избавит от страхов, так как повышенные ожидания в отношении результатов могут послужить препятствием для преодоления страхов. Особенно нужно быть осторожным при навязчивых страхах, возникающих на фоне заостренного чувства долга, когда любые неудачи переживаются крайне болезненно и ведут к ухудшению общего состояния. Лучше всего сказать, что рисование страхов поможет их преодолению и что не важно, как они будут изображены, главное – нарисовать их все без исключения фломастерами, красками или цветными карандашами. Сам факт получения задания, таким образом, организует деятельность ребенка и мобилизует его на борьбу со своими страхами. Весьма непросто начать рисовать страхи. Иногда проходит несколько дней, пока ребенок решится приступить к выполнению задания. Так преодолевается внутренний психологический барьер – страх страха. Решиться рисовать – это значит непосредственно соприкоснуться со страхом, встретиться с ним лицом к лицу и целенаправленным, волевым усилием удерживать его в памяти до тех пор, пока он не будет изображен на рисунке. Вместе с тем осознание условности изображения страха на рисунке уже само по себе способствует уменьшению его травмирующего звучания. В процессе рисования объект страха уже не представляет собой застывшее психическое образование, поскольку сознательно подвергается манипуляции и творчески преобразуется как художественный образ. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит эмоцию страха, заменяя ее волевым сосредоточением и удовлетворением от выполненного задания. Незримую поддержку оказывает и сам факт участия психолога, давшего это задание, которому можно затем доверить свои рисунки и тем самым как бы освободиться от изображенных на них страхов.

После рисования происходит обсуждение рисунка. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, то есть конкретизирует свой страх. Раньше это было трудно осуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок достаточно свободно говорит о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра рисунка психолог говорит: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?» – и ближе к концу звучит как: «Боишься – не боишься?». Все слова произносятся ровным, но не монотонным голосом. Скорее, он имеет эмоционально приподнятый и как бы «торжественный» оттенок. Вместе с тем следует избегать искусственного внушения отсутствия страха: «Теперь не боишься?». Поскольку эта фраза носит слишком обязывающий характер, то ребенок может согласиться, лишь бы не противоречить и благополучно пережить данный момент. Если внимательно проанализировать приведенный первый раз фразу «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься ты его или нет?», то в ней и так можно обнаружить один внушающий фрагмент, а именно сочетание «…а теперь…». В какой-то мере это призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.

Такое же воздействие будет и от заинтересованности психолога привлечения самим характером изображения страха: «Как это сделано интересно, с выдумкой. Взрослый не смог бы так нарисовать. И цвета подобраны как надо, и расположение фигур подходящее» и т.п. этим немудреным способом удается повысить активность и заинтересованность ребенка в совместном со взрослыми предприятии по устранению страхов. Тем более, что после каждого рисунка, вопроса психолога и ответа ребенка выражается одобрение: «так», «хорошо», «что дальше?».

После окончания обсуждения, за рисунки, в отношении которых достигнут положительный эффект ребенка поздравляют, пожав руку, можно подарить игрушку. Далее надо сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся на все время у психолога, который, таким образом, «принял их к себе», освободив от них ребенка. Если это дошкольник, то упоминается, что страхи отныне будут "находиться" в ящике стола или шкафу, "закрыты" там навсегда, подобно джину в бутылке.

После обсуждения снова предлагается подвижная игра,которая требует выдержки и содержит некоторый риск, например игра в кегли, сражение на деревянных шпагах, стрельба присосками из пистолета или лука. Игра строится так, что бы ребенок обязательно сумел выиграть, что еще больше повышает его уверенность в себе.

С согласия детей можно поиграть некоторые из только что «снятых с повестки дня» страхов, скажем, спрыгнуть с тумбочки, пролезть через несколько стульев, воспроизвести обстановку медицинского кабинета и т.д.

Рисунки, на которых изображены оставшиеся страхи, отдаются обратно со словами: «А теперь нарисуй так, что бы было видно, что ты не боишься, и принеси мне опять свои рисунки". Это подразумевает, что нужно нарисовать не только объект страха, как в первый раз, но и обязательно себя не боящимся. Скажем, не ребенок убегает от Бабы Яги, а она от него; он уже не плачет от боли; сражается с драконом; плывет по воде и летит на самолете. Здесь очевиден эффект внушения – установки на преодоление страха в воображении путем его определенного, заданного графического изображения. Происходит мобилизация всех психических ресурсов ребенка на деятельное противодействие страхам в жизнеутверждающей, активной позиции творца. Срабатывает и феномен внешней поддержки. Ребенок уже не один на один со своими страхами – они вышли наружу, потеряли свой ореол исключительности, да и поблекли после их предыдущего изображения. К тому же психолог и родители создают психически благоприятное поле поддержки и веры в его способность справиться со страхами.

Новый сделанный дома рисунок с изображением себя как победившего страх прикрепляется к старому, и вновь организуется встреча с психологом. До нее организуется как можно больше подвижных, спортивных игр, прогулок, экскурсий и по возможности не допускаются конфликтные ситуации в семье. При встрече с психологом после разминки проводиться обсуждение задания с установкой: «Сейчас мы будем смотреть твои рисунки и спрашивать, боишься ли ты теперь или не боишься». Положительный результат каждый раз подкрепляется похвалой: «так», «хорошо», «молодец». За обсуждением следует опять игра, успехи в которой поощряются наградой в виде игрушки, книжки или значка.

Эффект устранения страхов достаточно выражен и устойчив (А.И. Захаров) и составляет 50 % при изображении страхов по типу "боюсь" и 80-85 % от оставшихся страхов – при изображении себя в активной, противостоящей страху позиции. Если ребенок и первый раз рисует себя, а не только источник страха, то эффект сразу выше. Если же автор не включает себя и на втором рисунке, где он "обязан" быть по инструкции, то это указывает или на исключительную интенсивность страха, или на его навязчивый характер, что обычно сочетается при фобии.

Возникает вопрос: а нельзя ли сразу предложить детям рисовать себя как не боящихся, сэкономить, так сказать, время? Да, можно, но эффект будет ниже и не такой стойкий. Нужно время, чтобы ребенок сам преодолел внутренний психологический барьер неуверенности и страха своих страхов, тогда произойдет постепенная дезактуализация страха в его сознании и разовьется вера в свои силы, возможности, способности.

4. Заключение.

Подводя итоги, отметим, что арт-терапия- это эффективный, доступный, безопасный, интересный метод в работе практического психолога образовательного учреждения. Говоря об использовании рисунка при проработке негативных эмоций, подчеркнем тот факт, что рисование оказывает тонизирующее, укрепляющее, успокаивающее, стимулирующее, расслабляющее воздействие на психическое и эмоциональное состояние человека. Грамотное применение рисуночных технологий изотерапии позволяет успешно помогать ребенку справляться с негативными эмоциями, разрушающими его психическое здоровье.

Литература:

  1. Д. Аллан "Ландшафт детской души"; СПб – Минск, 1997
  2. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми - СПб.: Речь, 2006
  3. А.И. Захаров "Дневные и ночные страхи у детей"; СПб, 2000
  4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., Просвещение, 1986
  5. А.И. Копытин "Основы арттерапии"; СПб, 1999
  6. А.А. Осипова "Общая психокоррекция"; М, 2000
  7. В. Оклендер "Окна в мир ребенка"; М, 1997

ПОЧЕМУ только в наших сказках есть задание «ПОЙДИ ТУДА, НЕ ЗНАЮ КУДА?…»

Чтобы получить доступ к внутреннему двигателю и навигатору нужен КЛЮЧ.
КЛЮЧ = ЭТО ЗНАНИЕ КОНОВ ЖИЗНИ + ПРОРАБОТКА НЕНАВИСТИ (негативных эмоций, напряжений, стрессов). В СЕБЕ.
Коны опубликованы на моём сайте на других страницах.

Ниже — видеоуроки по проработке неприятных эмоций в себе.

Важно уметь вовремя избавляться от груза стрессов и неприятных переживаний.

Только управление своими эмоциями даёт возможность действовать эффективно и результативно в любых условиях!

ВИДЕО УРОКИ «ЗНАНИЕ ПРЕДКОВ Введение. Понятие Ненависть. «

«1 ЗНАНИЕ ПРЕДКОВ . ПРИРОДА ЭМОЦИЙ. «

Эффективные действия (в том числе в финансовом плане) возможны только в уравновешенном состоянии.

Как подходили к эмоциям наши предки. Похоже на подход Э. Толле. Но в несколько ином ракурсе. С более детальным акцентом на проработку негатива в себе.

Счастливый человек — это уравновешенный человек…
Как поддерживали баланс энергий и эмоций внутри себя наши предки? Почему в русской традиции смеяться было грешно? Вспомните сказку П. Ершова
ПРЕДКИ ЗНАЛИ, ЧТО ЭМОЦИИ = ЗЛО
Раньше я думала, что это особая культура стыдливости.
Это же было ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ ЭМОЦИЙ. И понимание ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА.


Любая эмоция = потеря энергии. Подавлять нельзя! Избегать тоже. Алкоголизм, ЛЕнь, АПАТИЯ = неумение РАБОТАТЬ С СИЛОЙ ЭМОЦИЙ ВНУТРИ СЕБЯ.

Сам старик не мог сдержаться,
Чтоб до слез не посмеяться:
Хоть смеяться - так оно
Старикам уж и грешно.
Ершов. Конек-Горбунок.

дело не в грехе. После сильных эмоций как вы себя ощущаете? Как правило, как выжатый лимон. Видео об умении работать с эмоциями у наших предков.

Попробую объяснить. Правильная радость = от преодоления трудностей. НО! Если радость очень сильная. Например, перерастает в гордость… Или радость болельщиков футбола…. Потеря силы. Поэтому даже когда радость тоже не теряем бдительности… Работаем с потоками сил внутри.

ТЕХНИКИ ЭТИ РАБОТАЮЩИЕ. ОНИ НЕПРИВЫЧНЫ. . Именно потому, что были отняты у нас. Мы и оказались в таком … не очень хорошем положении.

Захватчикам Руси требовалось перевести энергию мысли людей в собственное пользование, » вот за счёт эмоций в том числе. Потому что мысль + эмоция как правило вместе идут.
Нас просто приучали к тому, что эмоции нужно скрывать. Мальчику нельзя плакать, смеяться громко — некрасиво.

1. Разумеется нужно плакать и смеяться. Телом, мимикой, жестами проявлять все эмоции, когда они возникают. Позволяя протекать без остатка всем эмоциям. Посмотрите как это делают дети.
Они реагируют всем телом. Когда есть такая возможность, речь Не об инфантилизме, а о мудрости ТЕЛА!
Позволяя телу высвобождать все лишнее. Выводя энергии и их качества, пропуская через себя.
Взрослым это нужно делать с осознаванием что через них проходит в это время.
2. Недопрожитые до конца эмоции складируются в теле. Блокируя течение жизненной энергии и способность чувствовать. Телесноориентированная терапия работает с такими блоками.
3. Вспомните все эмоции тревоги, обиды, вины. Даже сильная радость может быть деструктивна. Например, внезапный выигрыш в лотерею…. Психологи подтвердят, что нежданный крупный выигрыш - серьезный стресс…
3.Любовь - это чувство. Неумение прорабатывать свои эмоции (ревность, обиды, раздражение) может разрушить отношения, где есть любовь.
Чувство благодарности, разумеется очень положительное.
Кстати, благодарность, если «зацепиться» … тоже может оказаться зависимостью или еще чем то. Навязчиво отблагодарить будет желание.
Видео вот про эти зацепки, про эмоциональные качели. У каждого свои.
4. О том, что Эмоции = Зло я впервые узнала от психологов, которые работали с космонавтами на орбите. Это было ещё в советское время. Медики и психологи там были, сами понимаете, самые лучшие. Так вот. Они обучали космонавтов методам саморегуляции. Как не предаваться эмоциям, не быть в гневе, не быть в радости. Это говорили сами космонавты.
Как быть в балансе. Не роботом. А чувствовать всё, но сохраняя при этом внутренний баланс.

смеяться, плакать и т.д. телом выражать эмоции = хорошо, лучше, чем подавлять. Но сам факт, что вы накопили нервное напряжение не есть хорошо. Значит где то зажали, не проявили вовремя, ту энергию, которую следовало бы проявить.

2. Что вы получаете, работая со своими эмоциями?

Что вы получаете, работая со своими эмоциями?
Депрессия, лень, обиды, вина, ревность, раздражительность, тревожность…
Что вы получаете, высвобождая эти эмоции?

3 Инструменты при работе с эмоциями

Психологические Техники при проработке внутренних препятствий и ограничений.
Два основных навыка:
1. умение расслабляться погружением внимания в тело и телесные ощущения.
2. умение управлять вниманием. Концентрация, удержание внимания, переключаемость.
В следующих видео о самом Главном: На чём концентрируем внимание? Объект изучения, наблюдения, проработки.
Следите за следующими видео-уроками!


ПОКА НАСЕЛЕНИЕ НЕ НАЧНЁТ ОСВАИВАТЬ ПРАКТИКИ ПРЕДКОВ … НАСЕЛЕНИЕ БУДЕТ ВЫНУЖДЕНО ИГРАТЬ ПО ЧУЖИМ ПРАВИЛАМ, В ЧУЖДЫХ ДЕКОРАЦИЯХ И ТЕАТРАХ.

4. Практика очищения от негативных эмоций.

ПРАКТИКА СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ.
РАБОТА С ЭМОЦИЯМИ.
По настоящему счастливая жизнь невозможна без умения очищать сознание от неприятных переживаний.

Предлагаю вашему вниманию примерную схему очищения психики от негативных эмоций. Таких, как обида, гнев, тревога, чувство вины, а также состояний лени и апатии.

1) Принятие и осознание всех своих эмоций, чувств, состояний.
2) Принятие, осознание, наблюдение за всеми телесными ощущениями. Слушаем свое тело. Позволяем всем потокам энергий проходить через своё тело.
3) Задавание себе вопросов и слушание всех приходящих ответов. «Что во мне притянуло эту ситуацию?»
«Какие похожие ситуации притягивались ко мне этим моим качеством?» Увидеть это качество, энергию в виде энергосущности.
4) Переосознание полученного опыта и урока. «Чему научила меня эта ситуация» «Что поменять в себе?» «Как мне поменять отношение к произошедшему?» «Что новое мне следовало бы понять?»

В результате проработки неприятных эмоций вы получаете:
Новое ровное отношение к тому, что вызывало ранее неприятные переживания.
Приходит решение ЧТО вам следует ДЕЛАТЬ и появляются силы для осуществления этого решения. При этом приступать к действиям нужно незамедлительно!
Повышение самооценки за счёт проявления нового положительного качества в себе.
Важный комментарий:
Проработку эмоций и неприятных воспоминаний лучше всего делать в уединённом месте. Сидя или лёжа. Нужно целиком сосредоточиться на внутреннем мире, сохраняя по возможности расслабленное тело.
В реальной жизни внимание держим:
И на внешней ситуации. И на внутреннем мире. На своём эмоциональном состоянии и на подсказках, идущих от интуиции и знаков тела. Одновременно!
Более подробно об этом - в следующих видео.

В чем ошибка большинства медитаций и сеансов по очищению психики от негативных эмоций?

Не происходит осознавания.

Не происходит приятия своих негативных эмоций. Значит, нет управления этой силой.

Нет осознавания = урок не выучен. Значит, будет повтор.
Большинство медитаций сосредоточены на том, чтоб убрать боль. Не поняв механизма причин, который привлёк саму неприятную ситуацию.
Осознавание невозможно без того, чтобы идти в ДУШЕВНУЮ БОЛЬ и ДУШЕВНЫЙ ДИСКОМФОРТ и снова перепроживать их, высвобождая лишнее напряжение по вышеназванной (очень примерной) схеме… На релаксации! Осторожно. Бережно.
Более подробно об очищении от негативных программ и высвобождении неприятных эмоций в продолжении….

Напишите, как вы обычно очищаетесь от негативных эмоций? Что вам обычно помогает?

Еще объяснение как прорабатывать Негативные Эмоции, обиду, чувство вины, сожаления…

Самоисцеление Тела возможно!

Работа с телесными ощущениями. Работа с Симптомом болезни, избавление от БОЛИ и напряжения

Вспомогательные техники на релаксацию, остановку внутреннего диалога

Испытывать иногда гнев – нормально, если вы его не давите, а безопасно проживаете. Быть же в претензии к миру, когда хочется везде и все контролировать, и когда этого не случается – все время гневаться – вот это уже ненормально. Как ненормально и не уметь его контролировать.Контроль в том, чтобы выпускать пар безопасными для всех способами, ничего не оставляя в себе и ничего не вываливая на других.Как это сделать?

Проживаются эмоции только через тело - анализ мозгом ничего не дает. Потому что живут они в теле, и через тело же выходят. Если думать и анализировать, то головой все понимаю, но все равно бесит.

Например, у вас сложные отношения с мамой. И если вы будете только выпускать пар и кричать в подушку, ничего не меняя в своем отношении к маме, то это бессмысленно. Это то же самое, что при зубной боли пить обезболивающее и не ходить к врачу. Зубы надо лечить, верно? И отношения нужно оздоравливать. Это первично. justify;">Говорить мы будем больше всего о гневе, потому как, с ним непонятно что делать и куда его девать. И так или иначе в любых сложных переплетениях эмоций, гнева очень много. Выход из многих трудных состояний вроде чувства вины и обиды происходит через гнев. И отказываясь его проживать, мы не можем идти дальше.

Но я прошу вас разделять гнев как сиюминутную эмоцию, которая естественно появляется, когда что-то случается не так, как вы хотели (такова природа гнева), и гнева как качества характера, то есть гневливость. Испытывать иногда гнев – нормально, если вы его не давите, а безопасно проживаете. Быть же в претензии к миру, когда хочется везде и все контролировать, и когда этого не случается – все время гневаться – вот это уже ненормально. Как ненормально и не уметь его контролировать.

Контроль гнева – это не значит его не чувствовать или подавить.

Контроль в том, чтобы выпускать пар безопасными для всех способами, ничего не оставляя в себе и ничего не вываливая на других. Представьте, что гнев – это естественные отходы организма, как и переваренная еда. Что будет если счесть это дело «грязным» и перестать ходить в туалет? Запретить себе это делать? Какой итог будет? Может быть, задача наша в том, чтобы создать такой «туалет» и для эмоций – место, где мы спокойно и безопасно что-то делаем, не причиняя никому вреда?

И очень прошу вас избегать преждевременной духовности в эмоциях. Это когда внутри кипит и болит, а мы сверху это все давим словом «нельзя» и копаемся в причинах. Чаще всего мы именно так относимся к чужим чувствам, мол, я тебе сейчас расскажу, почему тебе по карме прилетело! Причины ищутся после того, как эмоция отпущена. Вам гораздо проще будет трезвой головой потом все это увидеть. Сперва – проживите. Или дайте человеку прожить, помогите ему в этом.

А теперь приступим. Я хочу разделить способы проживания эмоций на конструктивные и деструктивные. Те, что безвредны, и те, что причиняют кому-то боль.

Деструктивные способы:

Выливать на других людей, особенно тех, кто «мимо проходил».

На работе начальник достал, но ему в лицо не высказать, поэтому приходим домой – и попадает коту, который под руку, то есть под ногу подвернулся, или ребенку, который снова принес «тройку». Знакомо? И вроде бы проорешься и станет легче, но следом идет чувство вины – ведь кот или ребенок ни при чем.

Хамство.

В той же ситуации, когда начальник довел до бешенства, но гнев остался внутри, можно эту бомбу до дома не довозить, зная, что она там взорвётся. И вылить свой гнев на продавщицу, которая работает медленно и совершает ошибку, на тех, кто вам на ногу наступил или дорогу перешел, и заодно на тех, кто очень раздражает счастливым лицом. И тоже мало пользы. Даже если чувства вины не будет, негативные эмоции другого человека, на которого все это вылито, обязательно к нам вернутся однажды. Снова. Вот так и ходят они туда-сюда, пока мы друг другу хамим.

Троллинг в интернете

Этот способ кажется более безопасным и безнаказанным. Анонимная страничка без аватарки, даже если с аватаркой – не найдут и не побьют точно. Вывел начальник – можно пойти на чью-нибудь страницу и написать гадость – мол, вот какая уродина! Или написать ерунду! Или спровоцировать какой-то спор на сложную тему, поливая оппонентов грязью, тыкая их иголочкой в разные места, чтобы причинить боль. Но закон кармы и тут работает, даже если законы государства пока не везде.

Заедать сладостями

Еще один способ, который мы, кстати, часто видим в фильмах. Когда героиню бросает любимый или изменяет ей, что она делает? У меня перед глазами такая картина: плачущая девушка в кровати смотрит фильм и ест огромную банку мороженого. Вред такого мероприятия, думаю, многим ясен.

Ругаться

Еще один способ может выглядеть так: вам нахамили, и вы хамите в ответ. Муж пришел на вас наорал – и вы тоже на него орете. Вроде бы вы честны. Человек является причиной ваших негативных чувств, надо их срочно выразить. Но тем самым вы лишь раздуваете пожар, усиливаете конфликт и ничего хорошего от этого не происходит. Ссора всегда вынимает все наши силы, включая все скрытые резервы, и остаемся мы после нее опустошёнными и несчастными. Даже если спор выиграли.

Бить кого-то

Опять же – детей, собак, мужа, начальника (ну мало ли). Любого человека, который является причиной вашего гнева или просто попал под руку. Телесные наказания для детей, во время эмоционального срыва родителей, очень травмируют. Они провоцируют в ребенке и ощущение униженности, и ответную ненависть, которую ему никак не выразить. Если ударить мужа, то можно и сдачи получить, что, к сожалению, не редкость. И я встречала статистику, что примерно половина женщин, пострадавших от домашнего насилия, начинали драку первыми, не ожидая, что мужчина может дать сдачи. Это не оправдывает мужчин, но и не делает чести женщинам.

Подавлять

Есть такое убеждение, что гнев – это плохо. Чем более религиозна женщина, тем сильнее она гнев подавляет. Делает вид, что ничего ее из себя не выводит, натянуто всем улыбается и так далее. Дальше у гнева два выхода – взорваться в безопасном месте (опять же дома, на близких) – и это она не сможет проконтролировать. А второй вариант – ударить по ее здоровью и телу. Мне кажется неслучайным то, что сегодня столько людей умирает именно от рака, это болезнь непрожитых эмоций, о чем неоднократно писали многие психологи.

Бить посуду и ломать вещи

С одной стороны способ конструктивен. Лучше сломать тарелку, чем ударить ребенка. И наверняка иногда можно им пользоваться. Но если мы крушим на своем пути какие-то вещи, то нужно понимать, что потом это все нужно будет восстанавливать. Мой муж однажды в ярости уничтожил свой ноутбук. Зрелище это было страшное, и пришлось потом покупать новый компьютер. Это затратно, а значит, менее конструктивно, чем хотелось бы.

Хлопать дверью

Мне кажется, этот способ мил многим подросткам. И себя такой помню, и детей местами уже такими вижу. В принципе, не самый страшный способ. Только вот один раз я так дверью хлопнула, что в ней разбилось стекло. А так ничего особенного.

Бить словами

Чтобы человека ударить, не всегда нужны руки. Мы, женщины, хорошо умеем делать это словами. Тыкать в болевые точки, язвить, подкалывать – а потом делать вид, что мы не виноваты и ни причём. Чем больше внутри нас разной грязи, тем более острый и язвительный у нас язык. По себе помню, раньше, когда я не знала, куда свои чувства деть, я постоянно всех подкалывала. Меня многие называли «язвой», я не могла сдержаться. Мне казалось это забавным.

Чем больше я учусь проживать чувства, тем мягче становится моя речь. И тем меньше в ней всякого рода «шпилек». Потому как ничего хорошего и никому это не дает. На пару минут можно подпитать свое эго а заодно разрушить отношения и заработать кармические реакции.

Месть

Часто в порыве гнева кажется, что если мы отомстим и смоем позор с помощью крови противника, нам станет легче. Я знаю, что некоторые женщины во время ссоры с мужем назло ему занимаются с кем-то сексом, например. Благостный такой вариант, который многие считают допустимым, особенно если муж изменил. Но что в итоге? Месть лишь усугубляет конфликт и увеличивает дистанцию между нами. Месть бывает разная – тонкая и грубая. Но от любой из них пользы нет. Никому.

Секс

Не самый лучший способ разрядки, хотя она и физическая. Потому что секс – это все-таки возможность проявить любовь друг к другу, а не использовать друг друга, как тренажеры. Наше настроение во время близости очень влияет на наши отношения в целом. А случайные связи с кем попало, для разрядки, не только не полезны, но и вредны.

Шоппинг

Женщины часто в расстроенных чувствах идут в магазин. И покупают там много всего ненужного. Иной раз они даже намеренно тратят денег больше чем нужно, чтобы таким образом отомстить, например, мужу. Но получается, что в это время мы ресурсы, которые нам даются на благие дела – то есть деньги – спускаем как попало и пытаемся с их помощью навредить другому. Какой будет результат? Ресурсы кончатся. А то, на что они были потрачены, так и не пригодится. Платье, которые вы купили в гневе, впитает ваше состояние, и вам сложно будет его носить.

Список получился внушительный, не совсем радостный, но тем менее, чаще всего именно так мы и поступаем. Потому как культуры обращения с чувствами у нас нет. Нас этому не учили, об этом никогда не говорят нигде – только просят убрать свои чувства из поля зрения. И все.

Конструктивные способы проживания эмоций:

Позволить чувствам быть.

Иногда – и кстати, очень часто, для проживания чувства достаточно его увидеть, назвать своим именем и принять. То есть в момент гнева сказать себе: «Да, я сейчас очень злюсь. И это нормально». Это очень сложно всем тем, кому объяснили, что это ненормально (потому что неудобно для других). Сложно признать, что ты сейчас злишься, хотя у тебя это написано на лице. Сложно и сказать, что так тоже бывает. Сложно иногда и понять, а что это за чувство? Я помню в расстановках девушку, у которой желваки ходили ходуном, руки напрягались в кулаки, а она называла свои чувства «печалью». Научиться понимать, какое это чувство - вопрос практики и времени. Например, вы можете наблюдать за собой. В критические моменты смотреть в зеркало, чтобы понять, что у вас на лице, следить за знаками тела, наблюдать за напряжением в теле и сигналов в нем.

Топать ногами.

В традиционных индийских танцах женщина очень много топает, это не так заметно, ведь танцует она босиком. Но таким образом через энергичные движения из тела в землю уходит все напряжение. Мы часто смеемся над индийскими фильмами, где от любых событий – плохих или хороших – они танцуют, но в этом есть особая правда. Прожить любые чувства через тело. Позволить гневу пройти через тебя в то время, как ты энергично сбрасываешь его через энергичные притопы. Кстати, в русских народных танцах таких движений тоже немало.

Необязательно прямо сейчас идти на секцию танцев (хотя почему бы и нет?) Попробуйте закрыть глаза и, ощутив в теле эмоцию, с помощью топотушек «отдать» ее в землю. Конечно, лучше всего топать стоя на земле, а не на десятом этаже многоэтажки. Еще лучше, если вы можете сделать это босиком на траве или песке. Вы физически почувствуете, насколько легче становится.

И не думаете о том, как это выглядит. Идеально, конечно, если вас никто не видит и не отвлекает. Но если такого места нет – закройте глаза и топайте.

Кричать.

В некоторых тренингах практикуется такая форма очищения, как крик. Когда мы кричим в пол, с партнером, который нам помогает, так же можно кричать в подушку и в любых других вариантах. Кричится обычно какое-то важное слово. Например, «Да» или «Нет» - если оно подходит для вашей эмоции. Можно кричать просто «Ааааа!». Делаете глубокий вдох, а затем открываете рот – и опустошаете свое сердце таким образом. Так несколько раз, пока внутри не ощущается пустота.

Иногда перед этим делают некую «накачку» - сперва дышат очень-очень быстро, исключительно носом.

В этой технике есть слабые места. Например, соседи и домашние. Крик получается очень громкий. А если вы не сможете расслабиться и не переживать, то он не будет исцелять. Крик должен идти из расслабленного горла, иначе вы можете серьезно сорвать голос. Первый раз такое лучше пробовать где-то с опытными людьми, тогда эффекта будет больше.

Выговориться.

Женский способ. Для проживания любых чувств нам очень нужно поговорить об этом, рассказать кому-то. О том, как начальник обидел, а некто в автобусе обозвал. Не столько даже для того, чтоб получить поддержку (что тоже приятно), но чтобы вылить это из себя. Примерно из-за этих люди ходят в психологам, чтобы все то, что разъедает их сердце, оттуда достать. Одна знакомая, которая очень долго работает психологом, как-то делилась, что большинству ее клиентов помогает один простой способ. Она их слушает, задает вопросы, чтобы они как можно более объёмно описали ситуацию, и все. Не дает никаких рецептов, советов. Просто слушает. И часто в конце беседы у человека появляется решение. Само. Как будто пелену гнева, застилавшую глаза, сняли, и он увидел путь.

То же самое женщины делают и друг с другом, выговариваясь. Тут есть только два момента. Нельзя рассказывать никому о своей семейной жизни – о проблемах в ней. Иначе эти проблемы можно усугубить. И если вам что-то рассказывают, не стоит давать советы. Просто слушайте. Можно, кстати, организовать такой кружок, в котором женщины делятся всеми эмоциями – и потом как-то символически с ними прощаются (что часто делается в женских группах).

Опасайтесь вываливать все свои эмоции на мужа. Он просто не выдержит. Если вы выговариваетесь подругам, сперва получите их согласие на это. И не забывайте делиться и хорошим тоже (а то подруга может почувствовать себя «унитазом», который нужен только для слива негативных эмоций). Здорово, если вы можете поплакаться маме или папе, если у вас есть наставник, который вас слушает, или муж, который готов это делать.

Любые наши блоки и зажимы в теле – это непрожитые эмоции. Конечно, я не о легких поглаживаниях, а именно о глубокой работе с телом, с силовым воздействием. Качественный массаж, разминающий эти точки, помогает нам и справиться с эмоциями. В этом месте главное – как в родах – открыться боли. Надавливают вам куда-то, вы ощущаете боль – дышите и расслабляйтесь навстречу боли. Могут и слезы из глаз политься – это нормально.

Хорошему массажисту ваши слабые места сразу видны – и он точно знает, куда и как нужно надавить, чтобы снять зажим. Но часто это бывает так больно, что мы его останавливаем – и не идем дальше. Тогда массаж становится приятной процедурой отдыха, но не способствует снятию эмоций.