Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным аргументы. Равнодушие к самому себе — как тягостно равнодушие к самому себе, что значит быть равнодушным к самому себе? Произведения, где ярко показаны примеры равнодушия к самому себе. В. П. Астафьев «Лю

Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] Ильин Евгений Павлович

2.6. Равнодушие

2.6. Равнодушие

Чужая боль - дворняга грязная,

Не трогай детка, а вдруг заразная!

Не гладь! Испачкаешь ладошки.

Зачем? Иди другой дорожкой.

А детка подрастает, зная:

Так проще жить, не замечая.

Зачем тащить чужую ношу,

Делить беду? Придумал тоже!

Сам разбирай, не мне же больно,

С меня своих проблем довольно!

Делить все на свое и на чужое.

Чужую боль в упор не замечают,

Забыв одно…

Бездушье не прощают!

Илья Черт

Равнодушие - это состояние апатии к окружающему миру, людям, событиям, отсутствие беспокойства о других людях. Равнодушный - безразличный, безучастный (С. И. Ожегов), лишенный чувства сострадания, отзывчивости. В противоположность эмпатии равнодушие как свойство личности блокирует помогающее поведение человека.

Равнодушие

Безразличное отношение к проблемам, неприятностям и горестям другого человека. Сначала равнодушие возникает по отношению к совершенно посторонним людям. Потом переходит на круг поверхностных знакомств, далее захватывает приятелей человека, в итоге незаметно подминает под себя и отношения с друзьями и родными. Нередко равнодушие изначально возникает как безразличие к страданиям животного, постепенно переходя на людей.

Это как нравственно-психологическая ржавчина, которая сама по себе, без целенаправленных усилий со стороны человека, все больше и больше захватывает и разрушает его. Равнодушие идет рядом с эгоизмом и рационализмом, самоуверенностью и самовлюбленностью. Оно - первый шаг к жестокости и агрессивности. Равнодушие способно покрыть все душевное «поле» человека толстым ковром «сорняков», уничтожающим любое положительное чувство или мысль, что может привести к полнейшей нравственной и психологической деградации личности.

Алтунин А.

В равнодушии человеку становится все равно, что происходит вокруг, его ничто эмоционально не трогает, не заботит и не интересует, ничто не переживается им как ценное. Происходит обесчувствование, эмоциональная закрытость от боли другого. Равнодушие наступает тогда, когда насилие, преступность и беззаконие перестают быть единичными явлениями и становятся повседневным фоном жизни. Сначала все это вызывает эмоциональный шок, душевную боль, слезы. А потом наступает фаза апатии ко всему, что происходит вокруг.

Еще один путь, ведущий к равнодушию, - это чрезмерная сытость, пресыщенность благами.

Тот, кто не имеет сострадания, жесток.

Б. Мандевиль

Равнодушие - самая страшная болезнь души.

А. Токвиль

Равнодушие - это особый механизм психологической защиты. Если человека неоднократно отвергали или оскорбляли, то он старается избегать таких негативных эмоций. Желая защититься, он неосознанно начинает изображать равнодушие. Однако со временем это может превратиться в устойчивое отношение к внешнему миру. Реальность сужается, главной задачей человека является забота о собственном благополучии. Это талантливо показано А. П. Чеховым в рассказе «Ионыч»: в погоне за деньгами гуманный врач превратился в бездушного дельца, сострадание к больным сменилось у него раздражением и грубостью. Порой эта позиция равнодушия маскируется благородными идеями: «Нужно думать о себе, если каждый будет думать о благополучии собственной семьи, то мир станет лучше и прекраснее», но, как показывает жизнь, это не так.

В последнее время «равнодушие» - привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают. Потому что равнодушие - это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал. такого. Но так ли это на самом деле? <…> Некоторые оптимисты советуют применять сочувствие. И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они неспособны переживать и неспособны радоваться. Они неспособны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев… А им это, впрочем, все равно…

По материалам Интернета (М. Мухина. shkolazhizni.ru)

Равнодушие, маскируясь под всевозможные человеческие чувства, обманывает и само верит в свой обман. Поэтому его не сразу можно распознать. И в этом его опасность, ведь обман и разочарование причиняют людям боль, убивают веру в людей.

Не бойся друзей своих - в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих - в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных - только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства.

Бруно Ясенский

Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть.

А. П. Чехов

Равнодушие может быть проявлением алекситимии. Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чужды сострадание, сопереживание, жалость.

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер, как устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира. Большинство равнодушных - это люди, которые в детстве были обделены родительским теплом, лаской, вниманием, любовью. Ведь зачастую родители не только не обращают внимания на переживания ребенка, но и учат его скрывать свои чувства. Как следствие - у ребенка может развиться алекситимия.

Конечно, не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми; это могут быть ленивые, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но не хотят расходовать силы на другого, даже близкого человека.

Иногда наблюдаются тяжелые случаи равнодушия к окружающим, причинами которого могут быть умственная отсталость, длительное болезненное влечение к лекарственным препаратам, наркомания, алкоголизм, а также психические заболевания (например, некоторые формы психопатии). Кратковременные и излечимые формы равнодушия и апатии часто возникают после стресса (например, смерть близкого человека), у детей при насилии со стороны родителей.

Помочь избавиться от равнодушия могут психотерапевты и специальные службы психологической помощи.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

НОВОЕ РАВНОДУШИЕ В 1960-е годы профессора Тюбингенского университета в Германии обратили внимание на заметное снижение уровня чувственного восприятия и развития сознания среди своих студентов. (Подобный же спад был отмечен в США в 1966 году.) Студенты не демонстрировали

Из книги Мужские хитрости и женские уловки [Лучший справочник по распознаванию лжи! Книга-тренажер] автора Нарбут Алекс

Прием 1. Показное равнодушие Один из излюбленнейших приемов ловеласов и роковых женщин. Манипулятор показывает объекту, что тот его абсолютно не интересует. Именно – показывает! Потому что истинное равнодушие обычно скрывается под маской вежливости и даже легкого

Из книги Тайны женского мозга. Почему умницы способны на глупости автора Ризо Елена

Мужское равнодушие или женское заблуждение Мужчина не способен на резкое повышение тона. Да и жестикуляция для него нехарактерна. Единственная слабость - использование «крепкого словца», чего совсем не должно быть в женской речи. Однако вызвать эмоции у лиц мужского

Из книги Энциклопедия пороков [Оправдание изъянов и слабостей человеческой натуры] автора Пролеев Сергей В

Равнодушие Равнодушный человек - это тот, кто раз и навсегда оставил нас в покое. Боже, окружи нас равнодушными людьми!Они при любых обстоятельствах остаются невзыскательны к нашим недостаткам; они игнорируют наши слабости и ошибки; они никогда не помешают нам

Из книги Греческие богини. Архетипы женственности автора Бедненко Галина Борисовна

РАВНОДУШИЕ К ПРИЯТЕЛЬНИЦАМ Она может большую часть своей жизни заниматься своим мужем и потому не придает большого значения дружбе с женщинами. Если такая женщина еще не замужем, она общается с приятельницами, озабоченными той же идеей повышения собственного статуса в

Из книги Интроверт в экстравертном мире автора Романцева Елизавета

Равнодушие и целеустремленность Интроверт способен видеть и понимать внутренние процессы человека. Этот своеобразный лазер дан ему от рождения. И с рождения же интровертная натура может как оттачивать и настраивать этот лазер, интересуясь информацией о людях,

Из книги Любовь и секс. Энциклопедия для супругов и любовников автора Еникеева Диля

РАВНОДУШИЕ К СЕКСУ “С мужем секс так и не распробовала и только после развода поняла, с чем его едят”. Д.Е. Одна из причин равнодушия женщины к сексу - неправильное половое воспитание в детском и подростковом возрасте.В семейной педагогике традиционно принята такая

Из книги Как подобрать ключик к мужчине или к женщине автора Большакова Лариса

Победить равнодушие можно только знаками внимания Может быть, вы рассуждаете примерно так: «Он (она) уже давно не сообщает мне о своей любви, почему я должна (должен) это делать?» Такие рассуждения – очень большая ошибка, они вредят вашим отношениям. Пусть кто-то один

Из книги 4 вида любви автора Литвак Михаил Ефимович

Жестокое равнодушие к бывшим возлюбленным История Наташи ужасна. Она показывает, как равнодушие, наступившее после любви, может прокатиться катком по судьбе человека, который когда-то был тебе близок. Муж ушел из семьи, а чтобы бывшей жене было невозможно жить, оставил ее

Из книги Тридцать лет среди мертвых автора Викланд Карл

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

«Аргументация. Привлечение литературного материала» – один из основных критериев оценки итогового сочинения. Грамотно используя литературные источники, учащийся демонстрирует свою эрудицию и глубокое понимание поставленной проблемы. При этом важно не просто дать ссылку на произведение, но и умело включить его в рассуждение, проанализировав конкретные эпизоды, соответствующие выбранной теме. Как это сделать? Предлагаем вам в качестве примера аргументы из литературы по направлению «Равнодушие и отзывчивость» из 10 известных произведений.

  1. Героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» Наташа Ростова – человек с чутким сердцем. Благодаря её вмешательству подводы, предназначавшиеся сперва для переезда и нагруженные вещами, были отданы для перевозки раненых солдат. Ещё один пример небезразличного отношения к миру и людям – Платон Каратаев. Он отправляется на войну, выручая младшего брата, и, хотя борьба ему совсем не по душе, даже в таких условиях герой остаётся добрым и отзывчивым. Платон «любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь», помогал другим пленным (в частности, накормил Пьера, когда тот попал в плен), заботился о приблудной собаке.
  2. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» многие герои проявляют себя как ярко выраженные альтруисты или эгоисты. К первым, безусловно, относится Сонечка Мармеладова, которая жертвует собой, чтобы обеспечить семью, а затем отправляется в ссылку вслед за Раскольниковым, стремясь спасти его душу. Нельзя забывать и про Разумихина: он беден и живёт едва ли лучше Раскольникова, однако всегда готов прийти тому на помощь – предлагает другу работу, покупает ему одежду, даёт денег. В противовес этим благородным людям представлен, к примеру, образ Лужина. Лужин «более всего на свете любил и ценил… свои деньги»; он хотел жениться на сестре Раскольникова Дуне, преследуя низменную цель – взять бедную жену, которая была бы ему вечно обязана. Примечательно, что он даже не утруждает себя заботами о том, чтобы будущая невеста и её мать с комфортом добрались до Петербурга. Равнодушие к судьбе самых близких людей выливается в такое же отношение к миру и характеризует героя с отрицательной стороны. Как мы знаем, судьба воздала должное отзывчивым персонажам, но наказала безразличных действующих лиц.
  3. Тип человека, живущего для себя, рисует И.А. Бунин в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Герой – некий состоятельный господин, имени которого мы так и не узнаем, – отправляется в путешествие «единственно ради развлечения». Он проводит время в кругу себе подобных, а прочих людей делит на обслуживающий персонал и на досадную «помеху» его наслаждению – таковы, например, комиссионеры и оборванцы на набережной, а также обитатели жалких домишек, которые господину из Сан-Франциско приходится лицезреть по пути. Однако после внезапной гибели он сам из якобы уважаемого и почитаемого человека становится обузой, и те же люди, в преданность которых он верил, потому что «был щедр», отправляют его труп на родину в ящике из-под содовой. Этой грубой иронией И.А. Бунин иллюстрирует известную народную мудрость: как аукнется, так и откликнется.
  4. Образец самоотверженности – герой сборника рассказов М.А. Булгакова «Записки юного врача». Молодой доктор по фамилии Бомгард, недавно окончивший университет, отправляется на работу в сельскую больницу, где сталкивается с суровыми жизненными условиями, с человеческим невежеством, со страшными болезнями и, наконец, с самой смертью. Но, вопреки всему, он борется за каждого пациента; выезжает к больным и днём и ночью, не щадя себя; постоянно учится и совершенствует свои навыки. Показательно, что Бомгард – не героическая личность, он часто бывает не уверен в себе и, как все, испытывает страх, однако в решающую минуту чувство профессионального долга побеждает всё прочее.
  5. Равнодушие людей друг к другу особенно страшно, когда оно, как вирус, охватывает всё общество. Такая ситуация сложилась в рассказе В.П. Астафьева «Людочка». В нём противопоставляется жизненный путь героини и отношение к ней со стороны других, от семьи до социума в целом. Людочка – деревенская девушка, которая переезжает в город в поисках лучшей жизни. Она усердно трудится на работе, безропотно занимается хозяйством вместо женщины, у которой снимает квартиру, терпит грубости окружающей её «молодёжи», до последней минуты утешает умирающего в больнице… Она слишком не похожа на тупое, испорченное стадо людей, в окружении которого вынуждена находиться, и это раз за разом приводит её к беде. Увы, никто, даже собственная мать, не протянул ей в нужный момент руку помощи, и девушка совершила самоубийство. Печальнее всего, что для общества эта ситуация – в порядке вещей, что отражается в сухой, но страшной статистике.
  6. Образ добросердечного, отзывчивого человека – ключевой в произведении А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Судьбу Матрёны не назовёшь завидной: она вдова, схоронила шестерых детей, долгие годы работала в колхозе «за палочки трудодней», не получала пенсии и в старости осталась бедной. Несмотря на это, героиня сохранила весёлый нрав, общительность, любовь к труду и готовность помочь другому, ничего не требуя взамен. Апогеем её самопожертвования становится трагический случай на железной дороге, который заканчивается гибелью героини. Что удивительно, лицо её, не тронутое страшной аварией, было «целёхонькое, спокойное, больше живое, чем мёртвое» – совсем как лик святой.
  7. В рассказе «Крыжовник» А.П. Чехова мы встречаем героя, одержимого низменной материальной целью. Таков брат повествователя, Николай Чимша-Гималайский, мечтающий купить имение, и непременно с кустами крыжовника. Ради этого он не останавливается ни перед чем: живёт скупо, жадничает, женится на старой богатой вдове и изводит её голодом. Он равнодушен к людям, поэтому готов пожертвовать их интересами ради своих. Наконец, его мечта исполняется, он чувствует себя счастливым и не замечает, что крыжовник-то кислый – до такой степени он отрешился от реальной жизни. Это ужасает повествователя, он с пламенной речью обращается к «счастливому человеку», призывая помнить, «что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив… стрясется беда… и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других». Повествователю открылось, что смысл жизни – не в личном счастье, «а в чём-то более разумном и великом». «Делайте добро!» – так завершает он свою речь, надеясь, что молодые люди, у которых есть ещё силы и возможность что-то изменить, не пойдут по пути его брата и станут отзывчивыми людьми.
  8. Человеку с открытой и отзывчивой душой бывает непросто жить на свете. Так случилось и с Чудиком из одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Будучи взрослым мужчиной, герой мыслит и ведёт себя как ребёнок. Он тянется к людям, любит поговорить и пошутить, стремится быть со всеми в хороших отношениях, однако постоянно попадает впросак из-за того, что он не похож на «правильного взрослого». Вспомним один эпизод: в самолёте Чудик просит соседа пристегнуться, как велела стюардесса; тот воспринимает его слова с явным неудовольствием. Посадка выходит не совсем удачной: сосед Чудика падает с кресла, да так, что теряет вставную челюсть. Чудик бросается ему на помощь – но в ответ вновь получает порцию раздражения и злости. И так относятся к нему все, от посторонних людей до членов семьи. Отзывчивость Чудика и нежелание общества понять того, кто не вписывается в рамки, – две стороны одной проблемы.
  9. Теме безразличия к ближнему посвящён рассказ К.Г. Паустовского «Телеграмма». Девушка Настя, секретарь Союза художников, отдает работе все свои силы. Она хлопочет о судьбах живописцев и скульпторов, организовывает выставки и конкурсы, и никак не находит времени, чтобы повидать свою старую больную мать, живущую в деревне. Наконец, получив телеграмму о том, что её мать находится при смерти, Настя отправляется в путь, но – слишком поздно… Автор предостерегает читателей от совершения такой же ошибки, вина за которую, вероятно, останется с героиней на всю жизнь.
  10. Проявления альтруизма в военную пору имеют особое значение, так как речь часто идёт о жизни и смерти. Роман Т. Кенилли «Ковчег Шиндлера» – история о немецком бизнесмене и члене НСДАП Оскаре Шиндлере, который во время холокоста организует производство и принимает на службу евреев, тем самым спасая их от уничтожения. Это требует от Шиндлера больших усилий: ему приходится поддерживать связи с нужными людьми, идти на подкуп, подделывать документы, но результат – более тысячи спасённых жизней и вечная благодарность этих людей и их потомков – является для героя главной наградой. Усиливает впечатление от этого самоотверженного поступка тот факт, что роман основан на реальных событиях.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Чацкий, вернувшись из-за границы в Москву, оказался чужим для фамусовского общества, живу­щего по принципам лицемерия и лжи. Его поражает фальшь светского общества.

Герою чужды повадки Фамусовых и молчал иных, его разум не способен этого понять. Чацкий не боится высказывать своё мнение. Он поднимается против тол­пы. Однако бунтарь и мятежник оказывается в одино­честве.

В монологе «А судьи кто?..» Чацкий утвержда­ет право заниматься наукой, искусством: «В науки вперит ум, алчущий познаний / Или в душе его сам Бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным…», раскрывает своё отношение к мо­сковскому обществу. Обнажаются его чувства, его боль за народ, за страну. Конфликт с обществом вскрывает его истинную сущность. Он не согласен жить по заве­там отцов-лицемеров, прислуживать недостойным лю­дям, терять своё достоинство ради благ и удобств.

Фамусов выступает в роли человека, охраняюще­го это общество. Как любящий отец, как крупный чи­новник он не может допустить распространение идей, которые бы подрывали его основу. Его пугает ум моло­дого человека, он кажется ему странным. Фамусов хо­чет по-отечески «вразумить» его, «наставить на пусть истинный». Но Чацкий не согласен, он сопротивляет­ся. Он пробует отстоять свою правду и доказать, что мир богаче, чем это представляется отцу любимой, он многогранен, в нём так много того, что нужно исследо­вать и изучать.

Однако людям, не понимающим пылкость его нату­ры, сложно разгадать его мысли. Они не готовы к та­ким трудностям, им легче признать человека, который не похож на них, сумасшедшим.

Чацкий не равнодушен, он пережил личную дра­му, влюбляясь и разочаровываясь в своих чувствах. Страдая, ему всё же удалось отстоять своё право ду­мать так, как он хочет, право быть самим собой. Целе­устремлённость героя сохраняет в нём тягу к науке, к развитию и совершенствованию. Человечество всегда будет стремиться к познанию, несмотря на сопротив­ление косности, обывательщины и глупости.

Толпа не готова и не способна услышать крик и по­нять отчаяние Чацкого. Они не хотят внимать разуму, истине, боятся её услышать, они бесчувственны и рав­нодушны.

А. С. Пушкин «Станционный смотритель»

Пример дочери, забывшей о своём отце, доказыва­ет, что бывают такие равнодушные дети, которые не испытывают никаких чувств к своим родителям. Од­нако они начинают понимать, что значат для них ро­дители, только тогда, когда родных людей уже невоз­можно вернуть.

Главный герой повести Самсон Вырин пережил по­бег дочери, её равнодушие. Его существование потеряло всякий смысл, он спился и умер. Лишь через три года ав­тор узнаёт, что на могилу смотрителя приезжала барыня с барчатами, она долго горько плакала и молилась. Зна­чит, всё же в ней проснулись разум, совесть и любовь к отцу. Однако ничего в жизни уже нельзя вернуть.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»

Чувством самопожертвования и отзывчивостью к людям наделены две героини романа. Писатель пока­зывает читателю две судьбы, два цельных характера, способных отдать всё ради счастья других людей.

Чуткостью и милосердием обладают Сонечка Мармеладова и Дуня Раскольникова, они жертвуют собой во имя дорогих им людей.

Дуня Раскольникова, чтобы помочь нищенству­ющему брату, собирается выйти замуж за низкого, подлого, но богатого человека.

Соня продаёт собственное тело, зарабатывая таким образом на хлеб для своей семьи. Девушка страдает, стыдится себя и своей жизни, но отказывает себе даже в самоубийстве, так как понимает, что без неё её род­ные просто не смогут выжить.

Семья с благодарностью принимает её жертву, бо­готворит Соню, её самопожертвование вызывает со­чувствие и понимание. Чувство искренней любви Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, даёт ему наде­жду на будущее. Писатель показывает, что Раскольни­ков из чувства сострадания к ней отдаёт свои послед­ние деньги на похороны Мармеладова.

Л. Н. Толстой «После бала»

Рассказ трагичен, он построен на контрасте описа­ний воздушных, нежных переживаний героя и реаль­ности образов и событий.

Герой видит, как отец его любимой Вареньки рав­нодушно руководит избиением солдата. И эта жесто­кая бесчеловечная и кровавая сцена переворачивает его душу, уничтожает в нём былые чувства.

Л. Н. Толстой «Люцерн»

В рассказе поднимается проблема влияния музыки на душу человека, на его чувства, а также проблема че­ловеческого самодовольства, чванства, равнодушия, жадности и способности обидеть ни за что. Писатель показывает странствующего нищего певца. Перед отелем, в котором останавливались только богатые, он играет на гитаре и поёт.

В этом эпизоде автор отразил общее внутреннее вол­нение, чувство наслаждения музыкой и показал вну­тренний свет, который озарил собравшихся людей. Однако контрастом для этих эмоций становится сцена, когда после уличного концерта странствующий певец попросил у слушателей награду за доставленное удо­вольствие и ни один человек не дал ему ничего, многие равнодушно отворачивались, некоторые даже смея­лись над ним.

Писатель возмущён равнодушием людей, для Тол­стого обидеть человека было равнозначно преступле­нию. Этот небольшой эпизод смог убедить читателя не только быть добрее и благодарнее, но и помог осознать всю глубину чувств, которыми может одарить искус­ство, музыка, творчество и талант.

Н. В. Гоголь «Ревизор»

Чувство страха перед вышестоящими, зависть чи­новников приводит абсурдной и неправдоподобной ситуация, когда случайного молодого человека, оста­новившегося в небольшом провинциальном городке, принимают за ревизора.

Городничий и другие чиновники, нечестно выпол­няющие свои обязанности, заискивают перед мнимым ревизором и пытаются дать ему взятку. В результате, взяв деньги у чиновников, как ни в чём не бывало Хле­стаков безнаказанно уезжает из города.

Гоголь показывает суровую правду русской безду­ховной жизни и равнодушия общества, в котором мно­гие рассматривают свою службу только как источник дохода, иные чувства при этом их просто не интересуют.

Н. В. Гоголь «Шинель»

Автор рассказывает читателю об Акакие Акакие­виче - бедном титулярном советнике, который всегда ревностно выполнял свои обязанности. Но ведь и ма­ленький человек - это человек, и у него есть свои чув­ства и переживания. Башмачкин долго мечтал купить новую шинель, он так экономил, чтобы приобрести её! Кража шинели оказалась для Акакия Акакиеви­ча сильнейшим потрясением. Весь мир для него, каза­лось, перевернулся. Некогда покорный и запуганный Акакий Акакиевич начинает бунтовать.

Человек остался наедине со своим горем, он оказал­ся не нужным никому. Равнодушное к маленькому че­ловеку общество не хочет ему помочь, когда он обивал их пороги, просил найти воров. Его разум не выдержал этой трагедии. Когда Башмачкин умирает, никто не замечает его смерти, а на его место приходит другой мелкий чиновник. Если для общества смерть челове­ка остаётся незамеченной, то это значит, что не только сам человек виноват в этой трагедии, виновато лице­мерное и лживое общество.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Центральным образом романа является Базаров. Его равнодушный ум отвергает чувства, любовь и ис­кусство, тем самым противопоставляя себя окружа­ющим. Его «нигилизм», по мнению писателя, бросал вызов вечным истинам и ценностям человеческого духа и мысли, естественным потребностям человека. В его равнодушии к окружающему миру автор усмат­ривал вину героя и причину его гибели.

Рисуя взаимоотношения между Базаровым и Один­цовой, писатель противопоставляет равнодушие чув­ству любви.

Слова Евгения Базарова обнаруживают в нём чело­века равнодушного, отвергающего эстетическое наела- ждение природой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник».

Он живёт настоящим, пользуется всем, не задумы­ваясь о последствиях для самой природы. Когда ему было плохо, он шёл в лес и ломал ветки: природа не приносила ему ни радости, ни душевного равновесия, ни желанного успокоения. А ведь природа требует к себе бережного и внимательного отношения.

В отличие от Базарова, Аркадий Кирсанов восхи­щается природой со всем пылом молодости. Такие «но­вые люди», как Базаров, забывают о том, что приро­да - их единственный родной дом, поэтому писатель подчёркивает необходимость двухстороннего плодо­творного диалога человека и природы.

М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Лермонтов раскрывает преображение человеческой натуры. Любовь облагораживает героя. Этот равно­душный к окружающему игрок поддаётся воле чувств.

Маскарад - это демонстрация настоящих чувств и действительности, не ограниченных светским этике­том и моралью. Надев маску, человек становится более откровенным и искренним.

Чувства, которые испытывает светское общест­во, - это маскарад. Подчиняясь различным услов­ностям, люди надевают маску безучастности, делая вид, что ничего не произошло. Но Арбенин не таков. Он игрок и не подчиняется светским правилам. Он по­лагается на судьбу, ждёт, когда она предоставит ему шанс отомстить. Итог трагичен. Арбенин лишается любимой жены и своего статуса в обществе. Он теряет разум.

А. Н. Островский «Бесприданница»

В пьесе рациональные начала, основанные на рав­нодушии к окружающим, зависимости человека от де­нег, побеждают чувства. Проблема поставлена остро: она ломает жизнь и судьбу Ларисы. Поверившая в лю­бовь девушка страдает от навязчивых попыток матери, которая пытается пристроить её к богатому купцу Па­ратову.

Лариса осознаёт фальшь и лицемерие своей матери, понимает, что ей движет единственная цель - деньги. Всё естество героини сопротивляется этому. Однако Паратов предаёт её ради женитьбы на немолодой бога­той женщине. Его жизненные ценности и разум побе­ждают чувства.

И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

В рассказе писатель показал судьбу человека, кото­рый посвятил свою жизнь служению ложным ценно­стям. Он так и не испытал в своей жизни подлинных чувств, был эгоистичен и равнодушен к окружающей его жизни. Деньги и богатство стали для него богом, и только этому богу он поклонялся. Однако когда аме­риканский миллионер умер, оказалось, что истинное счастье, подлинные чувства прошли мимо него. Он умер, так и не узнав, что такое настоящая жизнь.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

В рассказе писатель изобразил крестьянку Мат­рёну, чьи сердце и душа были наполнены человечно­стью, бескорыстием, чувством сострадания и любовью ко всем, даже к незнакомым людям. Матрёна «помога­ла чужим людям бесплатно», а сама «за обзаводом не гналась»: она не заводила «добра», не старалась запо­лучить квартиранта.

Её отзывчивость проявилось в ситуации с горницей, когда она позволила разобрать свой дом, в котором прожила всю свою жизнь, на брёвна ради воспитанни­цы Киры, так как той негде было жить. Героиня жерт­вует всем ради других, ради страны, соседей, родных.

Однако после её тихой смерти в рассказе описано жестокое поведение её родных, которых захлёстыва­ет жадность. Читатель приходит к мысли о том, что благодаря своим душевным качествам именно Мат­рёна делала этот мир лучше и добрее, жертвуя собой, своей жизнью.

Е. И. Замятин «Мы»

Главный герой романа Е. И. Замятина «Мы» - Д-503. От его лица автор ведёт рассказ о жизни обще­ства далёкого будущего, в котором люди не похожи на себя, они превратились в равнодушные ко всему автоматы - машины, которые действуют по команде. Единое Государство объясняет это так: «Нет ничего счастливее цифр, живущих по стройным вечным зако­нам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблужде­ний» . Это безнравственно и жестоко.

Задача тоталитарной системы - не уничтожить полностью личность, а ограничить её со всех сторон, посадить в клетку.

Речь уже идёт не о людях, а о «нумерах». Отрица­ется всё светлое и доброе, отрицается и любовь. По­является установка: «счастливы должны быть все». «Если они не поймут, что мы несём им математически безошибочное счастье, наш долг заставить их быть счастливыми». Но это всё же живые люди, Единое Государство не может опираться только на рабскую покорность. Сделать всех равными и счастливыми не­возможно. Для этого в людях нужно убить всё челове­ческое, уничтожить душу.

И всё же главный герой успел почувствовать сча­стье: на какой-то миг он стал хозяином своей судьбы, смог делать свой выбор. Однако потом он опять превра­щается в « нумер ».

Замятин хотел предупредить современников: тота­литаризм может привести к глобальному равнодушию.

В. П. Астафьев «Людочка»

В своём рассказе «Людочка» В. Астафьев показыва­ет, что судьба Людочки характерна для тех, кто решил покинуть свой дом в деревне и переехать в город. Эти люди столкнулись с трудностями, к которым не были готовы, их встретил равнодушный ко всему город.

Писатель раскрывает трагедию «маленького чело­века». Девушка вынуждена выполнять любую работу, чтобы как-то существовать. Она оказывается зажатой в экономических рамках, сталкивается с жестокими нравами города. Она вызывает у читателя сочувствие и сострадание.

Людочка не нашла поддержки у своей матери, та оказалась равнодушной к судьбе дочери. Мать догада­лась, что с ней случилось, но не пожалела её. Герои­ня решилась на отчаянный поступок - уйти из жиз­ни и таким образом решить свои проблемы. Астафьев возмущён тем, что люди не могут чувствовать чужую боль, они эгоистичны и лицемерны. Однако не всегда это их вина.

Людочка очень нуждалась в сострадании и отзыв­чивости, но натолкнулась на равнодушие близких. Девушка была так одинока, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде. Чудовищная безжалостность и непонимание подтолкнули её к само­убийству. Эта решимость не всем свойственна, её силе можно позавидовать, но это не по-христиански, так не должно быть.

Рассказ заставляет читателя задуматься о жизни, о нравственных вопросах, необходимость быть отзывчи­вым на чужое горе.

И. А. Бунин «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…», «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Наши соотечественники, которые уезжали из Рос­сии в начале XX в. под давлением революционных преобразований, эмигранты и изгнанники, несмотря на все изломы судьбы, были обращены к России. Они не были равнодушны к её судьбе, отзывались на все её беды и радости. Переживая тяготы изгнания, они оставались верны своей родине. Их чувство безгра­ничной любви дало жизнь замечательным творениям. Это стихи И. Бунина «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…», А. Галича «А было недавно, а было дав­но, / И даже могло и не быть…», строки М. Цветаевой, К. Бальмонта, 3. Гиппиус и других.

Вынужденные покинуть родину, но не потерявшие любовь ней, многие из них всю жизнь хранили горстку родной земли и страдали от ностальгической боли по утраченному.

Стихи Бунина, написанные в эмиграции, прониза­ны чувством бездомности, одиночества и тоски:

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной…

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слёз не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

В его стихах немало трагизма, горечи, отчаянья. Хотя поэта не волнуют политические или идейные рас­при, он живёт бьющимся в его сердце, пульсирующим словом «Россия»:

У птицы есть гнездо, у зверя есть нора.

Как горько было сердцу молодому,

Когда я уходил с отцовского двора,

Сказать прости родному дому!

М. И. Цветаева «Тоска по родине!»

Марина Цветаева в стихотворении «Тоска по ро­дине!» отрешённо отзывается о потерянной родине: ведь всё равно, где ощущать одиночество, тоску, боль. Поэтесса пронесла свою любовь к родной России через все беды, выпавшие на её долю.

Тоска по родине!

Давно Разоблачённая морока!

Мне совершенно всё равно -

Где совершенно одинокой Быть…

Поэтесса теряла близких, прошла через страдания, эмиграцию, одиночество. И всё же, несмотря на отчая­ние и равнодушие, звучащие в строчках, читатель чув­ствует её веру и надежду, когда она встречает родной до боли кустик рябины.

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И всё - равно, и всё - едино.

Но если по дороге - куст

Встаёт, особенно - рябина…

И финальное умолчание в стихотворении подтвер­ждает это: решайте сами, словно говорит М. Цветаева, что для вас есть родина и где она для вас - там, вдали, растоптанная и униженная, или в вашем сердце, люби­мая и живая. Какой любовью и нежностью к Отчизне пронизаны эти строчки!

М. Цветаева хорошо понимает, что частичка роди­ны навсегда останется в её страдающей и тоскующей душе, потому что её связь с родной землёй не подвласт­на ни времени, ни расстояниям.

Эгоизм - отрицательная черта характера человека, выражающаяся в его стремлении к личному благополучию, не считаясь с благом и интересамиЭгоизм - отрицательная
черта характера человека,
выражающаяся в его
стремлении к личному
благополучию, не считаясь с
благом и интересами других
людей.

Эгоизм может быть рациональным и иррациональным. В первом случае эгоист оценивает возможные последствия своих действий и действует в соот

Эгоизм может быть рациональным и
иррациональным. В первом случае
эгоист оценивает возможные
последствия своих действий и
действует в соответствии с
целесообразностью. Во втором
случае эгоист действует
импульсивно и недальновидно.

Проявление эгоизма Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и любуется. И чтобы всё время быть для себя красивым, и для други

Проявление эгоизма
Эгоиста очень заботит его внешность, он смотрит на себя и
любуется. И чтобы всё время быть для себя красивым, и для
других тоже, ему необходимо много времени уделять
внимание себе перед зеркалом. Почти все эгоисты это
самые привлекательные люди, зацикленные на своём теле,
они не могут налюбоваться своей внешностью и знают, что
нравятся другим. Чтобы красивую внешность подчеркнуть,
они одеваются очень стильно, иногда, даже эпатажно.
Эгоистичная личность всегда старается произвести
хорошее впечатление, поэтому в своём поведении
пользуется хорошими манерами, старается создать
впечатление воспитанного человека. Также эгоистичного
человека среди других выделяет его лексикон.

Эгоизм и себялюбие: в чем разница? Себялюбие - это больше ощущение или чувство, нежели система поведения. Оно, бесспорно, является одной из с

Эгоизм и себялюбие: в чем разница?
Себялюбие - это больше ощущение или
чувство, нежели система поведения. Оно,
бесспорно, является одной из составных
частей эгоизма, и именно себялюбие – это
то, что полностью основывается на том, как
мы воспринимаем собственное Я, пользе,
которую мы приносим обществу, а также
предпочтении своих интересов желаниям
окружающих нас людей.

Эгоизм - поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде. Разумный эгоизм - убеждение в том, что прежде всего нужно де

Эгоизм - поведение, целиком определяемое
мыслью о собственной пользе, выгоде.
Разумный эгоизм - убеждение в том, что прежде
всего нужно действовать в своих собственных
интересах.
Солипсизм (иногда называемый эгоизмом) -
убеждение в том, что существуешь только ты, или
по крайней мере, только своему восприятию
можно верить.
Эгоцентризм - неспособность или неумение
индивида встать на чужую точку зрения.

10. Диагноз: эгоист. Это хорошо или плохо? В первую очередь эгоизм является порождением естественного инстинкта самосохранения. Если смотреть

Диагноз: эгоист. Это хорошо или плохо?
В первую очередь эгоизм является порождением естественного
инстинкта самосохранения.
Если смотреть с точки зрения этики, то это хорошо, потому что тогда
нужность эгоизма обуславливается ценностью человеческой жизни. Это
качество необходимо для того, чтобы осознать свои ценности и
реализовать их, исполнить свой моральный долг, который состоит в
доведении уже имеющихся умений и знаний до совершенства.
А вот смотря с этической точки зрения, эгоисты – это те, кто придают
чужой жизни меньше ценности, чем своей. В этом случае неэгоистичны
только сумасшедшие и мертвые.
Таким образом, в некоторых ситуациях можно не испытывать чувство
вины за то, что вы стремитесь достигнуть своей цели. Разумеется, если
это не превращается в привычку, ведь во всем нужно знать меру. Будьте
самодостаточным человеком, и пусть ваша самооценка не страдает от
того, что о вас думают окружающие.

11. Борьба с эгоизмом начинается с расширения сознания. Необходимо больше думать о нуждах других людей, проявлять реальную заботу и оказывать

Борьба с эгоизмом начинается с
расширения сознания. Необходимо
больше думать о нуждах других
людей, проявлять реальную заботу и
оказывать знаки внимания.
Позитивный эффект будет иметь
общественно полезный труд, и
общая направленность личности на
нужды и потребности других людей.