Мангуп кале подземный объект. Пещерный город Мангуп-Кале – каменное чудо на крымском плато. Линия обороны и укрепления

Мангуп расположен в юго-западной части предгорья Крымских гор недалеко от Бахчисарая. Общая площадь плато, на которой находится Мангуп-Кале, – около 90 гектар, абсолютная высота составляет 583,7 метров над уровнем моря. С трех сторон плато окружено вертикальными обрывами высотой до 60 метров, северный склон прорезан тремя ущельями. Мангуп-Кале – самый крупный «пещерный город» Крыма. Заселение плато началось около пяти тысяч лет назад. Первое оседлое поселение появляется здесь во второй половине третьего века нашей эры. С тех пор Мангуп был домом для разных народов Крымского полуострова, от готов и алан до караимов и турок. И он до сих пор хранит множество тайн и загадок. Информационно-туристический портал «Крым-Инфо» предлагает ознакомиться с интересной и познавательной статьей Н. Дрёмовой, опубликованной в журнале «Полуостров сокровищ», а также собственными фотографиями, сделанными в октябре 2016 года.

Миллионы лет назад на месте Мангупа существовал целый горный известняковый массив, но сохранился только один останец, над которым продолжают «трудиться» ветер и время. В Средние века природа окружающей местности была сильно изменена человеком: лес полностью вырубили, добыча камня для строительства производилась непосредственно на плато; в итоге была выбрана почти вся толща инкерманских известняков. Многочисленных путешественников, побывавших на Мангупе и оставивших описание крепости, геология интересовала в меньшей степени, чем, например, удачное для обороны положение. К примеру, турецкий странник Эвлия Челеби, проезжавший здесь в XVII веке, так делился своими впечатлениями: «Это высокая крепость, расположенная на вытянувшейся к небу белой скале. Окружность скал, на которых находится крепость, составляет 20 тысяч шагов. Это ровный луг и приятная поверхность, а со всех сторон этой горы на тысячи аршинов – ущелья, как адские колодцы. Она похожа на какой–то гриб, с тонкой ножкой и широкой поверхностью, на которой находится поле. Подойти к этой крепости невозможно, только со стороны ворот». Челеби побывал в живом городе, Мангуп тогда населяли татары, турки и караимы, зарабатывавшие на жизнь выделкой шкур – «...в Крыму знаменита телячья кожа с Мангупа». Упоминал он и о том, что многочисленные пещеры внутри и снаружи цитадели используются как склады. Путеводитель Марии Сосногоровой, изданный в конце XIX века, описывает уже руины, опустевшие улицы, тающую с каждым годом тень присутствия человека: «Тут недавно еще видны были следы христианской церкви, татарской мечети и караимской синагоги, но теперь трудно отыскать их развалины. Внимательно всматриваясь в груды мусора, образовавшиеся из прежних зданий, можно, однако, и теперь распознать, где стояли дома и как шли некоторые улицы. На каменном грунте заметны углубленные колеи, выбитые колесами. От прежних садов уцелели в двух местах кусты сирени; а в конце прошлого столетия Паллас еще видел здесь одичалые маслины и груши». Лет десять назад в мертвом городе снова объявились люди. СМИ тогда с упоением писали о современных пещерных жителях, которые удобствам цивилизации и суетному миру предпочли величественность Мангупа и единение с природой. Публика здесь, которую называли «индейцами», действительно подобралась разношерстная: встречались «идейные» философы, но все больше бомжи, наркоманы, алкоголики. Случалось, милиция отыскивала тут преступников, скрывающихся от правосудия. В одной из пещер у бывшей москвички, а затем «мангупчанки» Яны появился на свет мальчик. Ребенок рос как настоящий Маугли, бегал зимой и летом голышом, мать уверяла, что закаливание идет только на пользу малышу. Житье-бытье на Мангупе этих новых троглодитов, по собственному вкусу обустраивавших пещеры памятника истории и археологии, в конце концов закончилось – после масштабной милицейской облавы, во время которой выловили одиночек и вычистили местную «коммуну». С тех пор на плато и повывелись «индейцы» – впрочем, возможно, какая–то небольшая рассеянная популяция и обитает там летом.

У Мангупа среди всех крымских древностей одна из самых необычных летописей исследования. Собственно, раскопки (очень скромные) здесь впервые были проведены только в середине XIX века. До этого описания крепости изобиловали предположениями: строительство оборонительных стенприписывали то готам, то генуэзцам, рукотворные пещеры – таврам и скифам. К началу прошлого века памятник считался уже хорошо изученным. В довоенное время Мангуп своим вниманием археологи особо не баловали. Правда, в период Великой Отечественной, когда в Крым вошли немецкие войска, не в самое подходящее время для научных изысканий – в июле 1942 года, здесь снова появились люди с кирками и лопатами. Но эти раскопки были частью политики: археологам поставили цель собрать материал о германских племенах, некогда проживавших на полуострове. Те должны были подкрепить теорию о «неотъемлемых правах» оккупантов на Крым. Заказ участники научно–исследовательского похода выполнили и даже перевыполнили, назвав ряд крымских крепостей разного времени готскими. Специальная экспедиция нацистов изучала древний город. «Во время войны немцы водили на Мангуп экскурсии, у них было даже экскурсбюро в Бахчисарае, – рассказывает крымский краевед Павел Хорошко. – И еще там находился наблюдательный пункт: отсюда замечательно просматривались окрестности». На «хорошо изученный» Мангуп в 1967 году экспедиция под руководством известного археолога, исследователя Юго–Западного Крыма Евгения Веймарна выехала в поисках доказательств того, что памятник этот поздний, не ровня раннесредневековому средоточию экономики и культуры Эски-Кермену. Предполагалось, что именно Эски-Кермен был тем самым Доросом, столицей Готии. По словам ученого Александра Герцена, мнение о «второстепенности» Мангупа было выработано еще в 20-30-х годах прошлого века, пусть и не все ученые его разделяли. Существовала еще и гипотеза о том, что пещерные города были цепью византийских укреплений. Но против нее была сама логика: не все города были укреплены и имели стратегическое значение, и относятся они к разному времени. В общем, экспедиция 1967 года показала, что точку в исследовании Мангупа ставить рано. И сейчас, четверть века спустя, Александр Герцен, продолжающий все это время раскопки в древней крепости, уверен, что о Мангупе предстоит узнать еще много нового.

До того, как Мангуп принялись планомерно изучать, считалось, что эпоха его основания – примерно X-XI века. Но выяснилось, что люди облюбовали плато на добрых шесть столетий раньше. Вряд ли «романтики пещерной жизни» осознают, каким тяжелым было существование людей в раннем средневековье. До «преклонного» тридцатилетнего возраста доживала примерно пятая часть обитателей Мангупа. В то время, когда в экспедиции работали два молодых врача, стоматолог и судмедэксперт, была частично воссоздана «история болезней» местного населения. Ведь все невзгоды, которые приходится переживать человеку, оставляют след на его костях и зубах. Например, по ним можно узнать, как часто и в каком возрасте он голодал, какой пищей питался, чего не хватало в рационе. И останки жителей Мангупа рассказали о том, что мясо было на их столе редким гостем, что не раз приходилось туже затягивать пояса, что часто страдали они от зубной боли, и некому было ее облегчить. Кариес настолько поражал зубы, что они просто сгнивали во рту; следов удаления больных зубов не было – значит местные знахари стоматологией не занимались. Болезни сердца, ревматизм, артрит, туберкулез – это далеко не полный перечень недугов древних жителей Мангупа. Некоторые останки носили следы давних травм, которые здесь, видимо, не умели лечить: сломанные руки и ноги не вправляли, если пострадавший не умирал от заражения, то всю оставшуюся жизнь он мучился от боли в неправильно сросшейся конечности. Кости мужчин сохранили следы ранений от топоров, копий. Пожалуй, хуже жизни средневекового обитателя Мангупа было только существование женщин – они имели еще меньше шансов дожить до «преклонных» тридцати лет. Представительницы слабого пола умирали от болезней, вызванных образом жизни и тяжелой работой, питались скудно, во множестве гибли при родах.

Во второй половине VI века на Мангупе разворачивается строительство огромной византийской крепости. То, что она самая большая в Крыму (без малого квадратный километр) видят туристы: остатки башен и стен. И непонятно было: зачем же подпускать врага так близко? Но, оказывается, оборонительные стены были вынесены далеко вперед, они делали все плато неприступным, существовала целая система защитных сооружений. Населяли тогда плато, сердце той самой Готии – страны Дори, готы и аланы, союзники Византийской империи. Два века спустя город был захвачен хазарами, И Крым вошел в состав Хазарского каганата – о чем упоминается в «Житие Ионаа Готского». Позже хазар вытеснили византийцы, и Мангуп стал частью великой империи. A X-XI века, которые когда-то считались временем основания города, оказались периодом запустения. Тогда люди ушли с Мангупа, и почти четыре столетия он оставался мертвым городом. «Можно строить самые разные предположения, почему крепость оказалась покинутой, но причиной могла стать сейсмическая катастрофа, – считает Александр Герцен. – И, видимо, средств на восстановление Мангупа на тот момент не было». Но три века спустя люди снова сюда вернулись.

Княжество Феодоро, включавшее Юго-Западное нагорье и Южный берег от Ласпи до Алушты – это отдельная глава в истории Мангупа. Время основания княжества остается предметом научных дискуссий, достоверные известия о его существовании относятся к середине XIV века. Наиболее раннее из дошедших до нас описаний крепости принадлежит иеромонаху Матфею, побывавшему в Крыму в 1395 году. Свои впечатления он изложил в поэме. Обозревать ему пришлось полуразрушенный город, переживший нашествие кочевников. «Я могу поведать тебе о моих утратах, войнах, ужасах, битвах; о народах, осаждавших меня семь лет... набегах, засадах, ржании лошадей; а внутри вопли и жалобы людей, терпящих девятый год осаду, лишенных пищи. Они так страдали от мук голода, что поедали ослов, собак и кошек. Я мог бы рассказать тебе, как под тяжестью жалоб они сдали меня», – так от имени самого города рассказывал Матфей о событиях в столице Феодоро. Пока история княжеских династий, правивших Феодоро, для историков состоит из фрагментов с огромными пробелами. Популярна гипотеза о том, что первыми правителями были представители византийского рода Гаврасов. В одной из родословных записей русских князей Головиных упоминается князь Стефан Васильевич, приехавший с сыном в Москву в конце XIV века «из вотчины Судака, да из Кафы, да из Мангупа». Сказать, что в те времена княжество было процветающим – справедливо: в культурном слое того времени обнаружили немало предметов, рассказывающих, что выращивали феодориты и какими ремеслами они занимались. На Мангупе сохранились остатки княжеского дворца, построенного в XV веке. Сооружение было двухэтажным, с башней, обширным двором, из которого широкая лестница вела на второй этаж. Внутренний двор украшали колонны в греческом стиле. Дворец сопротивлялся туркам, как небольшая крепость. После штурма он, скорей всего, некоторое время служил новым хозяевам, но вскоре был заброшен. Пало княжество Феодоро в 1475 году под ударами турецкой армии, и с этого времени крепость стала владением османов. Мангуп был единственной крепостью, которая оказала невероятное сопротивление захватчикам: осада города началась в июле и длилась полгода. Жители крепости не сдались, даже когда туркам удалось прорваться через внешнюю стену. Защитники организовали прямо в цитадели кузницу, в которой изготовляли оружие. Через полгода оккупанты поняли, что крепость штурмом не взять. Турецкий военачальник стал отводить свои войска, но оставил в заса де отряд янычар. Жители города, увидев, что основные силы отступают, совершили вылазку, но воины из засады сумели прорваться в незапертые ворота и занять крепость. Турки перестроили укрепление, назвав его Мангуп-Кале (крепость Мангуп), и почти три столетия город был центром кадылыка (административно–территориальной единицы Османского государства), в состав которого входило 150 деревень. В 1774 году цитадель покинул турецкий гарнизон, а в 1792 году Мангуп оставили и его последние обитатели – община караимов.

«Основание Мангупа, судя по преданию стариков, положено какими-то женщинами, мужья которых выступили на воинственный промысел в отдаленные богатейшие страны света. Женщины эти поселились на самой вершине Баба-Кая, а рабов своих разместили в пещерах, остужающих эту возвышенность. Долго они проводили жизнь свою прилично женщинам, разлученным с мужьями, и строго обращались с рабами», – так начинается одна из мангупских легенд из «Универсального описания Крыма» Василия Кондараки 1875 года. История о бунте невольников, покусившихся на замужних дам, имеет оптимистичный для того времени хэппи-энд: вернулись храбрые мужчины-завоеватели, рабов наказали, «изменниц» истребили, и «от крови их повыростали те которых ныне собираются здесь в громадном количестве для окраски сафьянов». Классической можно считать старую легенду о дочери мангупского бея, которую пришел сватать чужестранный богатырь. Получив отказ, воин победил выставленных против него солдат, разнес часть крепости, добился, чтобы вывели к нему красавицу. Но нашел ее тщедушной, невзрачной и... жениться передумал. Павел Хорошко приводит легенду, которой любят развлекать нынешних туристов экскурсоводы – о карстовой пещере Скыр-Коба, расположенной недалеко от южного монастыря. Это рассказ о юноше, который копил деньги для женитьбы. Нашел невесту, организовал пир, нанял музыкантов и пошел в пещеру, чтобы принести драгоценности, подготовленные в подарок невесте, но обратно не вернулся. Девушка пошла искать жениха и тоже сгинула. А в пещере якобы бродит ее зрак – нет-нет, да слышат звон украшений невесты. Легенда о храбром казаке, открывшем ненадолго жадному турку сокровища Мангупа – одна из самых ранних, где упоминаются клады крепости. Потом была вереница народных сказаний о сундуках с золотом и серебром. Легенды о мангупских кладах привлекали на плато множество народа из отдаленных мест. Балаклавские греки приезжали сюда на поиски сокровищ и даже развалили одну из башен крепости. А если расспросить жителей Бахчисарайского района – многие будут клясться, что их отцы и деды чуть ли не своими глазами видели, как с Мангупа на двух полуторках вывозили золото. Впрочем, экспедиции клады находили – и драгоценности, спрятанные горожанами под стенами, и комплекты богатой конской упряжи. Но в глазах ученых ценнее всего золота – это открытие печей, в которых производилась черепица для Мангупа и окрестных городов. Или припрятанный неведомым работягой полный набор инструментов для обработки камня, а также орудия труда кузнеца и камень с надписью.

Темными ночами, особенно когда Мангуп окутывают туманы, на плато слышится детский плач. И тогда перед заплутавшим туристом из ниоткуда возникает полупрозрачная фигура ребенка в богатых одеждах – это мангупский мальчик, призрак последнего принца княжества Феодоро. Он может вывести потерявшего дорогу к людям, а может, напротив, загнать к отвесному обрыву... Вам еще не страшно? А как же свидетельства тех, кто «ощущал совсем рядом присутствие привидения», или ссылки на некие отчеты крымских спасателей о заблудившихся на плато туристах, которых якобы потом находили в состоянии тяжелейшего нервного потрясения? Ну, тогда самое время узнать правду о мангупском мальчике... С 1977 года по начало 1990-х Мангупская археологическая экспедиция получала для работы солидное подкрепление из групп учащихся Севастопольского ПТУ № 3. Годы, когда приезжало самое большое количество таких помощников, были «золотым веком благоустройства». На ПТУ тогда государство и шефы-предприятия тратились щедро, на раскопки приезжали даже со столами для пинг-понга, не говоря о роскошных палатках и кухонном оборудовании. Копали будущие трудовые кадры всего по 4 часа в день, а остальное время проводили в развлечениях: от походов до военных игр. И руководил группой мастер производственного обучения Лев Шерешев – нумизмат, поэт, творческий человек. «Однажды утром выхожу будить лагерь и застаю Льва у костра, – вспоминает Александр Герцен. – Говорит, что вот все думаю, как обормотов своих развлечь, и сочинил легенду, которая может стать основой игры, создать какой–то мистический ореол, даже немного припугнуть... И рассказал мне о мангупском мальчике, последнем наследнике погибающего княжества, которого враги загнали в пещеру, а скала расступилась и поглотила его». Легенда оказалась настолько живучей, что очевидцы, своими глазами видевшие мальчика, не переводятся по сей день. Помните пушкинскую строчку: «Нам не дано предугадать, чем слово наше отзовется»? Экскурсоводы порой уверяют, что на Мангупе находился женский монастырь. И аргументируют они это тем, что рядом Женский источник – не зря же его так века тому назад прозвали? Еще пару лет, немного фантазии – и к этому самому источнику можно водить туристок, желающих с помощью волшебной «женской» воды сохранить молодость и красоту... «В 1973 году мы вывезли на летнюю археологическую практику на Мангуп огромное количество народа, 75 человек – весь первый курс, – вспоминает Александр Герцен. – Зашла речь о том, где удобнее всего совершать гигиенические процедуры. Решили, что девушки будут ходить к ближайшему источнику, в балке Табана-Дере, а мальчики – к тому, что подальше, в другой стороне, в Гамам-Дере. Оттуда и пошло: «женский источник», «мужской источник». Обожают Мангуп и всевозможные космические контактеры, а также охотники за потусторонними сущностями. В 1986 году Александр Герцен в одно прекрасное утро, высунувшись из палатки, наблюдал почти библейское зрелище: по плато шествовала вереница одетых в какие–то балахоны беременных женщин – как в народе говорят, на сносях. Вел их мужчина, сообщивший удивленному археологу, что здесь, в балке Табана-Дере, находится уникальная купель, в которой крестили детей мангупской знати. И если женщина родит в этой купели (в моде тогда были роды в воде), то ребенок станет необычайно одаренным. Огромное корыто в балке действительно было: поилка для бычков, которых колхоз в зимнее время выгонял на Мангуп. Позже Герцену показывали газету с фотографией будущих мам у чудо-купели... Рожали-то они у подножия плато, куда и воду привезли в резервуарах, но в газете сделали упор на чудо. Так что у членов экспедиции были основания опасаться, что однажды они обнаружат в хозяйственном корыте экзальтированную роженицу.

Нашествия экстрасенсов на Мангуп случаются регулярно, с такой же частотой, как и стихийные явления. Одни ловят энергетические шары, якобы выпивающие позитивные эмоции – и даже показывают снимки с ними (впрочем, приземленные физики утверждают, что техника всего-навсего отображает известковую пыль). Другие полны желания помочь в установлении научной истины. Одна из таких групп коллективным разумом довольно удачно проникала в прошлое на Чуфут-Кале, более-менее точно датируя древние стены. Но дело-то в том, что памятник частично изучен и информацию о нем можно было почерпнуть из литературы или экскурсионных рассказов. Но решивший удостовериться в точности метода Александр Герцен завлек экстрасенсов на караимское кладбище, услышал, как каменные тумбы, поставленные Авраамом Фирковичем в середине XIX века, они причислили чуть ли не к античным изделиям – и решил, что на Мангупе эту методику использовать не стоит. Цитадель, остатки оборонительных стен, многочисленные пещеры (одну из них выдают за узилище, где содержали пленных), базилика, монастырь, каменные цистерны и зернохранилища – все это можно увидеть своими глазами. Прошлое Мангупа намного интереснее всех баек и легенд, которые были о нем выдуманы. Другое дело, что многие страницы его истории еще предстоит открывать, точнее, восстанавливать. Узнавать о том, как он рос и менялся, чем занимались люди, жившие там, какая иерархия существовала в обществе. Конечно, в феодальное время были на Мангупе свои «сливки общества»: к сожалению, могилы этих людей в большинстве своем были разграблены еще в древности. Хотя в 2005 году ученым посчастливилось исследовать нетронутое парное захоронение мужчины и женщины, чью одежду когда-то украшали богатые поясные наборы в золотоордынском стиле. Находили на Мангупе захоронения священников: по традиции им перед погребением закрывали лицо «воздухами» – тканью, вышитой золотой или серебряной канителью, и укладывали рядом некоторые предметы, свидетельствовавшие об их статусе. Один из пастырей даже оставил в наследство ученым клад из 111 серебряных монет, припрятанный в алтаре церкви. Судя по всему, это были не его личные накопления, а дар для церкви, потому что монеты явно были получены единовременно, как сегодня бы сказали, разовым траншем.

Мангуп – уникальный экскурсионный объект. Вы можете посетить одну из главных достопримечательностей Крыма в ходе тура , который мы организуем круглый год. Или совершить однодневную экскурсию к этому таинственному месту, приехав летом на отдых в . Тем же, кто только раздумывает над поездкой, рекомендуем посмотреть небольшой фильм об одной из самых главных загадок Мангупа, который называется



Страницы крымской истории будут неполными, если не упомянуть пещерный город Мангуп Кале. Когда-то это была роскошная и неприступная столица древнейшего княжества Феодоро.

Неприступная крепость заставляла с собой считаться отважных генуэзцев, турок, османов, которые, в конце концов, и сломили сопротивление. Но это было потом, а сначала был период расцвета, невероятного богатства и мастерства зодчих, сумевших покорить скальные породы и сделать их пригодными для жизни. Отправляясь в путешествие, обязательно посетите пещерный город Мангуп Кале, как добраться и что смотреть мы обязательно расскажем.

Где находится Мангуп Кале?

Невероятно притягательный Мангуп Кале – одно из самых популярных мест на полуострове. Ежегодно сюда приезжают тысячи туристов, чтобы осмотреть достопримечательность, остановиться на несколько дней, порыбачить, прокатиться на конях и как следует отдохнуть. Тут можно все, ведь Мангуп Кале – пещерный город, откуда не так просто уехать, он манит и затягивает своим покоем, тайнами и бодрит чувственной энергетикой, заставляя забыть все ненужное и напрасное.

Располагается пещерный город Мангуп на высоте 583 метров, недалеко от Бахчисарая. Ровное плато Баба-Даг, где и находится бастион, лежит в 20 км от города, добраться можно либо пройдя через береговую линию озера, затем минуя караимское кладбище, либо рядом с пещерным монастырем Благовещенским, который тоже стоит осмотреть.

Гора Мангуп

Упоминания о плато и горе встречаются в древних рукописях путешественников. Один из них был очарован красотой плато, природными богатствами местности написал, что гора Мангуп Кале – создание Аллаха, предназначенная для основания неприступной крепости. И сегодня каждый путешественник, приезжающий сюда, может сам убедиться в справедливости этих слов.

Дату образования горы точно никто не может назвать. Говорят, что прошли миллионы лет прежде, чем плато отделилось от массива гор и образовалась долина, а за нею плоскогорные равнины. Ущелья прорезали тело гор, а природа обтесала скальные массивы, вылепив из них четверку сильно выступающих мысов. Если подняться над плато на вертолете, то рисунок плоскогорья отчетливо напоминает четырехпалую лапу-ладонь.

Возможно, отсюда и пошли легенды о великане, который держал в страхе всю округу до тех пор, пока не провалился под землю, оставив на поверхности лишь свою развернутую ладонь. Но старики говорят, что это и не великан вовсе, а могучий зверь, до времени окаменевший под тяжестью людских жестокостей и придет срок – оживет чудовище, поднимется и начнет творить свой суд. И действительно, если взглянуть на плоскогорье чуть под углом, гора Мангуп Кале отчетливо напоминает огромного зверя, который лежит на боку.

Восточная окраина Мангупа называется Тешкли-Бурун (Дырявый мыс). Скалы испещрены отверстиями, через которые видно небо. Есть мыс Едли-Бурун (мыс Ветров) – тут постоянно перемещаются потоки воздуха, создавая интересные окустические эффекты, между двумя этими ущельями располагается Капу-Дере (овраг Ворот) с сохранившимися главными воротами крепости.

Самый интересный Чуфут-Чеарган-Бурун (мыс Вызова Иудеев). Почему он так называется, неизвестно, но именно третий мыс был местом поселения караимской общины. Не обошлось и без чудес – в гроте горы до сих пор жив родник с чистейшей водой! Ни один пещерный город Крыма не имеет подобной достопримечательности. Когда-то тут рядом, в ущелье Гамам-Дере (Банный овраг) была выстроена даже турецкая баня.

Завершает весь ансамбль огромный, мощный и крутой мыс Чамны-Бурун (Сосновый). Он густо порос лесом, спускающимся даже в овраг Табана-Дере (овраг Кожевников). Название не случайно, ведь выделка кож была одним из основных занятий караимов. Чуть ниже мыса виднеется вырубленная в скале ванна для замачивания кож. Возможно, место рядом с лесом было выбрано специально: кожи выделываются и дубятся с помощью сока растений и других природных ингредиентов, которые росли как раз у подножия сосновых стволов.

История пещерного города Мангуп Кале

Гора Мангуп Кале была заселена очень давно, археологи нашли тут уникальные предметы быта и орудия из камня диорита, возраст которых оценивается не менее 5 тысячелетий. Это плато заселялось людьми постоянно и обильно, видимо самые первые поселенцы и начали вырубать в скалах пещеры, чтобы охраниться от злого зверя и человека.

Так началась история Мангуп Кале. Пещерный город постепенно превратился в жилище тавров, от них остались многочисленные предметы быта, оружие и хозяйственные принадлежности. Потом началась эпоха переселения народов и на плато пришли готы-аланы. Воинствующие и непреклонные поселенцы нашли место особенно удобным и образовали многочисленные становища, села, укрупнившиеся к концу VII века.

А затем пещерный город Мангуп перешел под власть Рима и стал называться Дорос. Под этим именем поселение встречается в рукописях, отчетах и прочих документах, дошедших до наших дней. Недолго правили городом и окрестностями римляне, хазарское ханство в VIII веке буйствовало на полуострове и только на время город удалось отбить войскам Иоанна Готского. После этой несправедливости, на Мангуп были брошены все силы хазар и бастион пал, получив теперешнее называние Мангуп Кале.

Два столетия город развивался, рос и богател, пока в X веке Византийцы не обнаружили, что тут на стыке всех торговых путей располагается удобнейшая точка и не отвоевали Мангуп, сделав его столицей княжества Феодоро. Все сведения правдивы и подтверждены документальными упоминаниями и даже высечены на камне, отрытом археологами при раскопках большой Мангупской базилики.

Страшна и опасна была жизнь людей в городе: со всех сторон на укрепление поглядывали враги, набегами и разбоем пытаясь вернуть утраченные земли. Именно поэтому начали строители возводить каменные дома над скальными пещерами, и селение понемногу приобретало свой вид. Название «пещерный» ушло в прошлое, теперь это выглядело как неприступная крепость, взять набегом которую не удавалось очень долго.

Сегодня к осмотру доступно трехэтажное мощное строение, возможно бывшее местом жительства князей. По некоторым фрагментам можно догадаться о красоте фасада, изысканности декора и узорности украшениях, немного дальше есть остатки княжеской церкви уникальной восьмигранной планировки, больше таких в Крыму нигде нет. Дополняется ансамбль колодезной шахтой глубиной 24 метра, чтобы достать до источника пресной воды и дозорной башней. Мало что осталось от древнего Мангупа, но тому есть причины.

В конце мая 1475 года в Крым пришла беда в лице турко-османских войск. Знаменитые генуэзские крепости падали, как соломенные стебли: Алустон, Кафа, Чембало. Держался только Мангуп и не сдавался покорителям почти всей Европы с такими странами, как: Испания, Римская империя, Галлия, часть Азии.

Султанат был взбешен и принял решение победить Мангуп любыми силами и средствами. Пять атак несметного войска выдержал город, штурмовики откатывались от стен как мелкая галька. И только через полгода постоянной осады и с помощью военной хитрости удалось взять пещерный бастион. Когда воины ворвались в город, они обезумили: привыкнув к быстрым победам, турко-османы не терпели позора промедления и крушили все, убивая каждого на своем пути. Правда, оставили в живых маленького наследника князя из уважения к подвигу отца.

Так закончилась еще одна страница славного Мангупа. В память о боях остались пробоины в стенах многометровой толщины, укреплениях, подкопы и прочие сооружения. Когда в середине XV века плато облюбовали караимские общины, уже не было и слуха о набегах и славном прошлом города. Вплоть до XVIII века люди жили и укрепляли Мангуп, но вскоре Крым был присоединен к России и город опустел окончательно. Сегодня это развалины, оставшиеся от некогда величайшей столицы. Но до сих пор жив дух непокоренности и путешественники отчетливо ощущают повышенный эмоциональный накал здешних мест.

И не стоит отказываться от поездки, плоскогорье предлагает отменный отдых. Мангуп – это беседки, открытые ветрам и выполненные в изящном, насколько это возможно в скалах, стиле. Всем, кому не нравится безделье, предлагается отличный отдых на Мангупе. Прекрасные места сегодня также заселены и застроены. В селе Ходжа-Сала есть изумительная гостиница, базы отдыха. Магупское озеро полно рыбы и чистой воды, которая манит искупаться.

Есть возможность отправиться на экскурсию, поднявшись по Ванному или Кожевенному ущелью, проехать на лошадях или внедорожнике, тихо посидеть в беседке на Мангупе, послушать ветер, отведать вкуснейшей родниковой воды и постичь настоящую тишину, возможную только в Крыму. Кстати, озеро Мангуп Кале славится не только отменной рыбалкой, чистотой воды, но и лечебными свойствами. Вековые скальные породы накопили немало микроэлементов и полезных веществ и все это щедро дарят людям, приезжающим на отдых на Мангупе.

Как добраться?

Пещерный город Мангуп Кале на карте обозначен координатами: N 44.35397 E 33.48287, а если искать как добраться до Мангуп Кале, пригодится адрес: Бахчисарайский район, рядом с селом Ходжа-Сала. Тут до плато горы рукой подать. Вообще, место находится далековато от основных транспортных шоссе, поэтому авто не станет помехой. Если собрались своим ходом до Мангуп Кале, то вот как добраться на машине:

1. По трассе Симферополь-Севастополь до Сирени;

2. Свернуть на Танковое, на въезде сразу свернуть на Красный Мак и через Залессное добраться до Мангуп Кале.

Из Симферополя

Из Севастополя

Из Ялты

Если смотрим, как добраться до Мангуп Кале от Севастополя, то ехать по Ялтинской трассе, свернуть на Черноречье и миновать Треновку – озеро Мангуп Кале будет справа и стоит объехать толпу сборщиков «дани» в виде входной платы, они прячутся именно за озером. Альтернатива – подняться в гору через монастырь. Если есть карта, Мангуп Кале легко увидеть и просчитать количество километров от ближайшей остановки. Сюда редко ходят автобусы из Симферополя, Ялты и Бахчисарая.

1. Из Симферополя ехать на автобусе маршрут до Терновки и Родное (отправка с автостанции «Западная»).

2. Из Бахчисарая идет автобус до Хмельницкой, выходить на остановке «Мангуп», что сразу за Залессным и рядом с озером.

3. Из Ялты идет автобус (садиться на автовокзале) на Бахчисарай через Терновку.

4. Из Севастополя ехать только от станции «5-й километр» на автобусе № 37 в Терновку. А потом пешком через лесок несколько километров и откроется пещерный город Мангуп Кале.

Как добраться теперь известно, осталось лишь собраться в путь навстречу приключениям! Поверьте, пещерный город Мангуп Кале стоит того, чтобы уделить ему много внимания. Невероятная красота плато, легенды, тайны, мифы и открытия ждут своих ценителей. Не стоит недооценивать вековую память скальных оснований, они умеют и могут многое рассказать тем, кто слышит. Отправляясь в пещерный город Мангуп Кале, рассчитывая как добраться на своей машине, не беспокойтесь об остановках – тут очень продуманное место отдыха как для пеших, так и для «колесных» туристов.

Одна из самых интересных достопримечательностей Крыма — пещерный город Мангуп-Кале. Здесь великолепно все — природа, многокомнатные помещения, выдолбленные в скалах, остатки крепостных стен, и захватывающий вид на окрестности…. Поэтому отправляясь в путешествие по Крыму, обязательно найдите время на Мангуп!

Пещерный-город Мангуп-Кале на карте Крыма:

История Мангуп-Кале

Географическое расположение плато, большая территория и многочисленные естественные преграды на подходах в виде скалистых обрывов, сделали его привлекательным для поселения людей. Это подтверждают и археологические находки еще меднокаменного века. Первые укрепления на плато горы Мангуп появились в V веке, во второй его половине. Тогда это была территория Крымской Готии . Позднее, в VII веке крепость с переменным успехом переходила из рук хазаров в руки готов. В это же время крепость и получила название Мангуп .

С XIII и до середины XV века здесь (историки спорят до сих пор) была крепость княжества Феодоро . К этому времени и относятся наиболее масштабные строения, сохранившиеся в древнем городе. Судя по археологическим находкам здесь активно развивались ремесла, виноделие, скотоводство, торговля.

В 1475 году под натиском войск Османской империи пали все крепости полуострова. Наиболее долго сопротивлялась крепость Мангуп . Но все же была захвачена. Озлобленные долгой осадой и непокорностью защитников крепости, турки уничтожили все ее население. Еще триста лет в крепости размещались османские гарнизоны. Сохранились постройки того времени – часть крепостной стены и караульная башня. В 1790 году последние жители — караимы, покинули пещерный город.

Что посмотреть на Мангупе

За основательной крепостной стеной возводились самые разные строения для жизни и хозяйственных нужд. К настоящему времени неплохо сохранились пещеры, которые, вероятно, использовались для размещения воинов и обороны. На вершине плато есть небольшие каменные бассейны — тарапаны, которые служили для выжимания винограда, а заодно, возможно, и для сбора воды.

Строения, на которые обязательно нужно взглянуть, чтобы испытать удивление и восхищение умением строителей и надежностью постройки, выстоявшей на протяжении многих веков:

  1. Остатки трехэтажной крепости, в которой, предположительно, размещалась княжеская резиденция.
  2. Главные городские ворота.
  3. Фундамент восьмиугольной базилики.
  4. Пещерный комплекс с двухуровневыми пещерами.
  5. Караимское кладбище.
  6. Знаменитая пещера «Барабан».

Помимо самих построек пещерного города Мангуп-Кале, интерес представляют неповторимые виды, которые открываются с плоскогорья. Высота здесь около 250 м. У подножья горы, покрытой смешанным лесом, раскинулось искусственное молодое озеро с илистым дном и теплой водой. Вот на фото вид с Мангуп-Кале на поселок и озеро у его подножия:

На самом плато есть достаточное количество родников, но наиболее известные из них — мужской родник, расположенный в гроте Чешме-Коба, и парный ему, женский родник. Мужской родник расположен на территории самого пещерного города в районе оборонительной башни и сохранившейся крепостной стены.

Как добираться до Мангупа

Где в Крыму находится Мангуп и как туда добраться? Гора с пещерным городом расположена в Бахчисарайском районе Крыма. Турагенствами организуются многочисленные экскурсии для посещения этого места. Но вполне можно добраться туда и самостоятельно. Есть три основных пути:

  1. Автобусом Бахчисарай — Залесное до поселка Ходжа Сала. Это ближайший к Мангупу населенный пункт. Он находится у подножья и практически у начала тропы наверх. Подъем временами довольно крутой, кроме того проходит он по лесу и поэтому выход на плато воспринимается как выныривание на поверхность из глубин зеленого океана.
  2. Автобусом из Симферополя в сторону поселка Залесное или же автобусом Симферополь — Родное. Автобусы отправляются с автостанции «Западная». Выйти нужно у подножья г. Мангуп .
  3. Из Севастополя можно доехать электричкой до Бахчисарая и дальше как указано выше. Либо автобусами Севастополь — Богатое Ущелье и Севастополь – Терновка . От поселка Терновка придется пройти пешком еще около трех километров.

Мангуп-Кале также идеально подходит для посещения во время пеших туристических походов для начинающих. Дороги на подходе к плоскогорью асфальтированные и в неплохом состоянии, поэтому туда легко добраться и своим автотранспортом. Пусть не пугает вас дорога на этом видео, на Мангуп-Кале идут пешком или заказывают уазик, а к подножию подъехать можно на любом авто, там дорога хорошая.

Пещерный город Мангуп-Кале в Крыму является наибольшим памятником подобного рода среди множества других, расположенных здесь. К списку таковых, например, относится и , находящийся неподалеку и лишь немногим уступающий ему по площади. Первое поселение на горе Мангуп появилось несколько раньше многих городов в пещерах, хотя все же вопрос остается открытым и спорным: одни ученые относят его основание задолго до нашей эры, другие считают VI век н. э. более вероятной датой.

В любом случае Мангуп-Кале более всего привлекателен не своей древностью, а неописуемой красотой, окружающей его буквально со всех сторон. Возвышаясь как исполин над тремя долинами, он предстает в качестве прекрасной площадки для обзора окрестных достопримечательностей. Здесь действительно захватывает дух: во время пребывания на руинах древнего городища, от созерцания этих красот место это кажется самым романтическим и волнующим на всей планете!

Где находится городище в Крыму?

Гора Мангуп с венчающим ее пещерным городом находится в южной части полуострова, на территории Бахчисарайского района. Расположена она в 25 км к югу от , рядом с селом Ходжа-Сала.

Мангуп-Кале на карте Крыма

Спорная история появления древнего города

Официально считается, что Мангуп-Кале основали в VI веке аланы, спасавшиеся от преследования гуннов на завершительном этапе Великого переселения народов. Однако есть и другая версия, подкрепленная археологическими находками. По ней значится, что поселение на вершине горы основали тавры – почти на тысячу лет раньше.

Когда в III веке в осели готы, он начал превращаться в неприступную крепость, господствующую над долинами Ай-Тодора, Джан-Дере и Каралез. В VI столетии аланы и сарматы действительно поселились здесь, но они его не основывали, а стали лишь небольшой частью его населения.

Возвышение и падение Мангуп-Кале

С каждым новым притоком переселенцев, вместе с населением, расширяясь, рос и сам комплекс пещер. С начала VII века контроль над ним установила Византийская империя, греки называли этот важный форпост Дорос. Он был хорошо защищен, особенно после того, как мыс Тешкли-Бурун огородили в самом узком месте крепостной стеной, после чего пещерный город Мангуп-Кале в Крыму стал неприступной твердыней, где жители чувствовали себя в полной безопасности. Но уже в VIII столетия византийцы потеряли и ценнейшую из своих крепостей, и огромные территории, что вошли в состав Хазарского каганата – тогда полис и получил свое нынешнее название.

Наибольшего расцвета и возвышения он достиг в XIV-XV вв. – когда находился в статусе столицы княжества Феодоро, основанного выходцами из Византии. Для города этот период стал временем благоденствия и достатка, он расширялся, обрастал новыми оборонительными укреплениями и прекрасными зданиями, такими как княжеский дворец и базилика.
В правление династии Гаврасов Мангуп-Кале под названием стал самым богатым и влиятельным населенным пунктом на Крымском полуострове. Владения феодоритов постепенно сокращались, огромные территории завоевали татары и генуэзцы, но захватить столицу княжества никому не удавалось, несмотря на многочисленные попытки. И только в 1475 г. крепость взяли турки-османы – измором, после 7 месяцев осады.

Ожесточенные упорством местных жителей, турки после сдачи Мангуп-Кале разграбили и подожгли его, некоторое время он лежал в руинах, но крепость постепенно отстроили. Поскольку она уже не имела никакого стратегического значения после вхождения Крыма в состав Российской империи, ее забросили окончательно, затем с горы Мангуп ушли последние немногочисленные жители. Сейчас древний пещерный город имеет статус комплексного природного и исторического памятника государственного значения. На территории Мангупского плато проводится ежедневная экскурсия, довольно много людей приезжает осмотреть древние руины и насладиться неповторимым видом окрестностей, да и цены по большей части привлекают.

Чем интересен пещерный город?

Для желающих посетить наиболее живописные места Крымского полуострова самый большой его пещерный город станет настоящим подарком. К большому сожалению многих, сам он сохранился плохо – от всех его наземных сооружений остались только жалкие развалины. Но даже сейчас и лишь по фундаментам княжеского дворца, храма Константина и Елены, меньших церквей, монастырей можно судить о прошлом величии и красоте всех этих строений. Единственная сохранившаяся постройка – это средневековая трехэтажная крепость,
становившаяся резиденцией князей Феодоро в минуты опасности.

Намного лучше сохранились пещерные сооружения, церквушки, монастыри, административные и хозяйственные помещения и многое другое. Но имеются тут и свои , такие как цитадель – один из лучше всего сохранившихся пещерных объектов. Конечно же, никто не обойдет вниманием пещеру Барабан-Коба, где установлена колонна, испускающая звук, напоминающий бой барабана при ударе по ней.

Но наиболее чарующе на туристов и путешественников действуют местные пейзажи, открывающиеся с высоты почти 600 м над уровнем моря. Благодаря этому плато, возвышающееся над тремя окрестными долинами, сходящимися у его уступов, представляется отличной смотровой площадкой. С его вершины открываются картины просто потрясающие и будоражащие воображение, а красота их неописуема! Любой, кто попытается детально ее обрисовать, вскоре запинается – по причине исчерпания словарного запаса.

Как добраться до фортификации?

Крым обладает богатейшей историей! На протяжении многих тысячелетий его населяли разные народы, на его территории располагались различные государства, которые веками враждовали между собой. Настоящий рай для археологов! Тавры, греки, скифы, готы, аланы, византийцы, хазары, османы... Теперь, вот, основным населением полуострова являются русские. Наверное, через пару тысяч лет учёные-историки будут делать выводы о том, как мы жили в 2017-ом, на основании найденных на раскопках сковородок с тефлоновым покрытием и электрических зубных щёток...

Если вы хотите познакомиться с древнейшей историей Крыма, то я настоятельно рекомендую вам посетить такое знаковое место, как город-крепость Мангуп-Кале под Бахчисараем. У каждого уважающего себя крымчанина в социальной сети есть фотография, на которой он запечатлён сидящим на краю высокого обрыва. Подобные фотографии делают в окрестностях Бахчисарая. Там очень интересный рельеф - кругом высокие плато и глубокие овраги. Древние племена особенно ценили эти земли как раз за их неприступность. Мангуп - это одно из таких мест, где очень удобно было защищаться от набегов неприятеля, что и стало причиной строительства там оборонительных сооружений. А уже вокруг них возник город.

Когда я вернулся домой, мне захотелось еще несколько углубиться в историю, связанную с Мангупом, а особенно в историю существования христианского государства Феодоро . В результате вся статья стала состоять из отдельных частей: мои первые впечатления от посещения и исторические сведения, почерпнутые из книг и интернета, и впечатления после посещения.

1. Путь на вершину



Прочувствовать историю затерянного в облаках города-крепости, можно только взобравшись на Мангуп. Для современно человека, непривычного к длительным переходам, подъем на гору может оказаться нелегким. Но полученные впечатления в итоге того стоят!

Взбираться можно по одному из местных оврагов. Однако наименее крутая дорога ведет через южный склон Мангупа к главным воротам в верховье Капу-Дере. Сегодня это излюбленный путь туристов, поскольку тропа проходит мимо бьющего из-под скалы родника (его название "Мужской").



В древности гору называли Баба-Даг, что в переводе означает Отец-Гора. Величественный известняковый останец - Мангуп, возвышается среди окрестных долин. Вьющиеся по ним дороги, соединяясь и захватывая Мангуп петлей, выходят в итоге в бассейн реки Бельбек. Географическое положение Отчей горы определило ее судьбу. Находясь в 20 километрах от Бахчисарая, в центре извилистых балок, скалистых водоразделов, отдельных гор, связанных нитями дорог, Мангуп представлял собой лучшее место для строительства убежищ и крепостей. Со времен неолита люди проявляли интерес к этому месту. Бывал тут и скиф, и хазарин, и турок.

Пещерный город Мангуп - один из самых удивительных уголков Крыма, в 1996 году занесен в списки уникальных мировых исторических древностей ЮНЕСКО . К сожалению, к тому моменту, когда люди начали ценить это сокровище, вандалы успели сделать свое черное дело. Старинные росписи и мозаики утрачены, но даже в ны нешнем состоянии Мангуп является источником новых открытий и находок.

Город Мангуп-Кале, точнее то, что от него осталось, располагается на высоком плато. То есть, грубо говоря, это такая гора с ровной и плоской вершиной. На этом плато люди жили с 4-го тысячелетия до нашей эры, а древнейшие, частично сохранившиеся сооружения, были построены в 6-м веке нашей эры. Сейчас там музей под открытым небом, а единственными постоянными жителями являются монахи. На плато действует православный мужской монастырь. Тоже, кстати, очень интересное сооружение. Вырублен монастырь прямо в скале на краю обрыва. Почему-то он очень сильно напоминает какой-нибудь типичный буддийский горный монастырь.
Если в двух словах рассказывать о том, что происходило в этом месте за последние столетия, то начать, наверное, нужно с 5-го века нашей эры. Мангуп, который тогда назывался Доросом , становится столицей государства Крымская Готия. Готы, если кто не помнит, это германские племена скандинавского происхождения, христиане. Через 200 лет Готию завоёвывает Хазарский Каганат. Хазары - это тюрки. В то время ислам только-только появился, так что хазарская знать исповедовала в основном иудаизм. Как раз хазары и переименовали Дорос в Мангуп.

Возвышающееся на 584-метровой высоте над уровнем моря, плато привлекало внимание человека еще задолго до появления на нем крепости. Об этом свидетельствуют найденные археологами следы стоянок времен неолита. В III-IV веках на плато поселяются скифо-сарматы. В VI веке здесь появляются первые укрепления. Увы, от них мало что осталось.

С конца VII века Хазарский каганат распространяет влияние на всю Юго-Западную Таврику. Неприступный Мангуп, как магнит, притягивает новых хозяев полуострова. Хазары предпринимают прямой захват города-крепости в 787-м году, что вызывает восстание местного населения. Повстанцам удалось не только изгнать хазар из крепости, но и захватить укрепленные горные проходы. Тем не менее окончательная победа хазар была делом времени. Новый штурм заканчивается разрушением города и его опустошением. В IX веке проводится восстановление оборонительной системы города. В X веке появляются первые упоминания о городе с названием Мангуп. А в период с XI до середины XIV веков источники называют его Феодоро.


В этот период Мангуп и вся территория Крымской Готии переходит под власть византийцев, то есть православных греков. Статус-кво сохранялся до 13-го века, когда город становится столицей княжества Феодоро. Княжество по-прежнему зависело от Византии, но обладало определённой политической автономией. Это было многонациональное православное государство, населённое готами, аланами-сарматами, тавро-скифами, черкесами, караимами и византийцами. Разговорным языком был готский,

а для межнационального общения использовался греческий.

В средневековье этот город, Феодоро, являлся центром одноименного феодального государства. Крупное по тем временам христианское княжество занимало значительную часть юго-запада Таврики с портом Каламитой (теперь Инкерман).

Расцвет княжества приходится на время правления князя Алексея с 1420-1456-й годы. В этот период в городе Феодоро развернулось масштабное строительство: возводились укрепления, княжеский дворец, церкви. возрастает и численность населения - до 200 тысяч жителей. Это весьма значительная цифра для Крыма того времени. Немаловажное значение в развитии государства имели выдающиеся личные качества князя Алексея. Это был мудрый правитель и хороший дипломат. Он поддерживал добрые отношения с Крымским ханством и порой даже вмешивался в их борьбу за престол. Голосуя за того или иного претендента, князь тем самым укреплял и свои позиции. Так, воспользовавшись поддержкой крымских ханов, Алексей заполучил собственный порт на Крымском побережье.

В какой-то момент Каламита сделалась опасным соперником Чембало, Судака и самой Кафы (теперь Феодосия) в сфере морской торговли (морские порты генуэзцев). Сюда приходили суда из Византии и стран Средиземноморья. Генуэзцам такое положение дел не нравилось. Чтобы избавиться от конкуренции, они в 1434-м году направили войско из Кафы, которое сожгло Каламиту. Однако феодориты не пали духом. Они быстро отстроили порт, который еще долго оставался морскими воротами княжества вплоть до конца его существования.

Экономика Феодоро базировалась на сельском хозяйстве, и это не удивительно, ведь вокруг простирались плодородные долины. Население занималось хлебопашеством, садоводством, огородничеством, виноградарством. Тому есть многочисленные свидетельства - остатки виноделен с большими давильнями винограда в замках и монастырях Феодоро.

В долинах также выращивали хлебные злаки: пшеницу, ячмень и просо. Крымские археологи часто находят каменные жернова от мелких ручных мельниц, так называемые зернотерки. В пифосах XIII века также была обнаружена рубленая пшеничная и ячменная солома. Кстати, пифосы (большие керамические сосуды) - самая популярная посуда тех времен - неисчерпаемый источник интересной информации об истории Крыма. В этих красивых сосудах хранили весь собранный урожай. Пифосы складывали в ямы, которые вырубали прямо в скале или вырывали в грунте. Ямы обкладывали камнем, обмазывали глиной, и обжигали.

В садах Феодоро обильно произрастали всевозможные плодовые деревья. Но особое место занимали грецкий орех, фундук и олива, из плодов которых извлекали масло. С тех пор повсюду в южных районах Крыма на местах средневековых поселений встречаются одичавшие потомки этих растений.

Во время раскопок на Мангупе были найдены кости крупного и мелкого рогатого скота. Тягловой силой служили быки и волы, очень широко использовались ослы. Судя по костным остаткам, феодориты разводили коров.

Города и даже мелкие княжества Феодоро в XIV-XV веках отличались интенсивным развитием кузнечного дела. При раскопках Мангупа найдены любопытные железные предметы - поясные пряжки, всевозможные гвозди, подковы, ножи, наконечники стрел. На высоте было и строительное дело. Обломки колонн, капителей, наличники и прочие украшения из местного камня являются образцами архитектурного искусства. Мангупские каменотесы и строители сооружали дома, храмы и дворцы, но главным их достижением были мощные оборонительные стены с башнями.

На пике своего развития княжество Феодоро начало играть значительную роль в международной жизни всего региона. В 1472 году мангупская княжна Мария, дочь Олубея, была выдана замуж за молдавского господаря Стефана III. В 1474-м году великий князь Московский поручил послам вести переговоры о женитьбе сына на дочери князя феодоритов. Брак не состоялся из-за турецкого вторжения в Крым.

1475-й год стал роковым для Феодоро. На Крымский полуостров вторглись турки. Неприступная Кафа сдалась на шестой день осады. Только Мангуп оказал достойное сопротивление. За полгода осады турки предприняли пять штурмов! И лишь на исходе трагического года им удалось ворваться в город. Главный удар пришелся на оборонительную стену, перекрывающую устье небольшой балки, между мысом Чуфут-че-арган-буран и Таврским.
Турецкие артиллеристы установили пушки на середине противоположного мыса. Для этого им пришлось проложить специальную подъездную дорогу, орудия весили по несколько тонн. Очевидно, до этого феодориты не видывали подобного вооружения. На защитников укрепления ссыплись ядра 40-сантиметрового калибра, которые весили 100 килограммов. Однако будучи под защитой мощной стены, воздвигнутой почти за тысячелетие до описанных событий, какое-то время осаждаемые имели надежду на победу. Во время раскопок были найдены скелеты воинов-феодоритов, погребенные под каменными завалами. В остатках стен также сохранились вонзившиеся наконечники турецких стрел. Количество же собранных ядерных осколков исчисляется тысячами.

После обрушения внешних стен крепости последней защитой и оплотом гарнизона стала цитадель. Находясь в отчаянном положении осажденные, тем не менее, не собирались капитулировать. Свидетельством их отчаянного мужества является находка остатков кузнечного горна, устроенного возле ворот. Оказывается, в самый разгар боя местные кузнецы продолжали ковать наконечники стрел и копий! Чтобы прорваться, турки подтянули вплотную пушки и засыпали каменными ядрами упрямого противника. Захватив Мангуп в декабре 1475-го года, турки в отместку за «неприветливую» встречу разорили его, устроив беспощадную бойню. Князь Александр был пленен и впоследствии казнен в Константинополе. Из его родных в живых остался лишь малолетний сын, который стал впоследствии родоначальником знатной турецкой семьи.

Захваченные земли княжества Феодоро были преобразованы в турецкий кадылык . Турки, понимая стратегическое значение Мангупа, в крепости расположили гарнизон. Некоторые оборонительные сооружения и цитадель перестроили, приспособив их к использованию огнестрельного оружия. Но ни новая цитадель, ни пушки, не помогли туркам, когда пришло время и им покинуть Мангуп. Крепость служила новым хозяевам до XVIII века. После присоединения Крыма к России с плато ушли последние жители в лице немногочисленной караимской общины. В начале 90-х годов XVIII века некогда процветающий город окончательно прекратил свое существование.

В конце 15-го века Крымский полуостров завоевали турки. Княжество Феодоро сопротивлялось ожесточённее всех, но в конце концов тоже пало. Люди покинули Мангуп. Там остался лишь небольшой турецкий гарнизон. Ну, а в конце 18- го века Крым вошёл в состав России. Османы ушли, вслед за ними ушли и последние жители Мангупа - караимы, исповедовавшие одно из течений иудаизма. Согласитесь, очень насыщенная история! И это я ещё не упоминал набег на город войск Золотой Орды в конце 14-го века...

Я очень хотел съездить на Мангуп на экскурсию, но, как оказалось, место это не пользуется уж такой популярностью у туристов, так что экскурсии туда даже самые крупные турфирмы водят раза 3-4 за весь сезон по мере комплектования групп. Предугадать, когда именно будет сформирована группа - практически невозможно. То есть, если вы прислушаетесь к моему совету и всё-таки решите посетить это невероятное место, то добираться вам нужно будет своим ходом.
Это нетрудно! Например, я ехал из Евпатории. Сначала я на междугороднем автобусе добрался до Бахчисарайского автовокзала. Там пересел на автобус до Родникового и вышел на полпути на остановке "Мангуп". Вся дорога заняла три с половиной часа. Из Симферополя и Севастополя, не говоря уже про Бахчисарай, добраться можно гораздо быстрее.

Мангуп-Кале расположена возле послека Ходжа Сала Бахчисарайского района. Из Бахчисарая: рейсовый автобус Бахчисарай - Залесное, остановка в послеке Ходжа Сала, пешая прогулка следуя туристическим указателям.


2. Остановка Мангуп




4.

5. Трехмерная модель схемы городища


Имейте в виду, что посещение Мангупа, если вы будете добираться общественным транспортом, займёт у вас целый день. На машине можно и в полдня уложиться. Там есть несколько кафе и гостиниц у подножия плато. Местное самое пафосное двухэтажное кафе я протестировал. Вкусно и относительно недорого. За полноценный обед я заплатил 500 рублей. Если будете оставаться с ночёвкой, то знайте, что в душе из под крана течёт родниковая вода. По крайней мере, мне так местные сказали. Но, если честно, делать в этом крохотном поселении абсолютно нечего, так что я лично ночевать не остался.

По поводу обратной дороги. Автобусы на эту забытую богом остановку приезжают 3 раза в день. Последний автобус на Бахчисарай уходит в 18:10. Но есть одна проблема, о которой я узнал, уже находясь в этом самом автобусе. В это время из Бахчисарая уже не ходят автобусы в Симферополь. А мне же нужно было через Симферополь добираться домой в Евпаторию! Водитель просто высадил меня где-то в чистом поле на полпути до Бахчисарая и, толком ничего не объяснив, посоветовал поймать ПРОХОДЩИЙ АВТОБУС до до Симферополя. Короче говоря, пришлось получить абсолютно новый жизненный опыт. Слава богу, доехал без приключений.

Теперь про сам Мангуп. Значит, приезжаете вы на остановку. Дальше вам нужно вдоль небольшого водоёма минуты три идти в сторону домов. Дойдёте до домов - от них 300 метров до кассы. Да, посещение платное. Взрослый билет стоит 100 рублей. Но на вершине, кроме редких туристов, вообще никого нет. Билет у меня никто не проверял. Да и мимо кассы можно пройти абсолютно свободно. Она просто стоит с краю дороги. Но я всё равно советую билет купить. Не дай бог наверху будут какие-нибудь контролёры (помните, в "Золотом теленке" мероприятие, проводимое великим комбинатором у провала)! Вы даже не представляете сколько сил нужно потратить, чтобы добраться до вершины плато (взобраться аж на высоту 584 м!). Второй такой подъём вы не выдержите.


6. По дороге к кассе

7. Плакат у начала плато

От кассы до Магупа нужно подниматься 3 км. Подъём тяжёлый. Я потратил часа полтора с двумя длительными привалами. Настоятельно рекомендую всем ездить в такие места в мае или октябре. Не жарко и не холодно, всё вокруг зелёное, людей нет... Мне же пришлось подниматься по самой жаре! Даже взрослому тяжело, а уж про детей я вообще молчу. Не берите маленьких детей - не дойдут. Правда, уже после спуска, я выяснил, что можно заплатить местным, и вас доставят на вершину на джипе. Стоит это 2000 рублей за машину. Вроде бы, водитель и экскурсию может провести. Не знаю, за отдельные деньги или нет.

Приятный бонус - на середине подъёма, когда сил уже практически не осталось, по дороге вам попадётся горный родник с чистой прохладной водой. Можно умыться и пополнить запасы. Другой родник вам попадётся на обратном пути. Можно возвращаться той же дорогой, а можно, как советуют указатели, по-другому. Указатели меня запутали, я заблудился и плутал целый час по тропинкам, которые упирались в обрыв. В итоге встретил компанию туристов-крымчан и спустился вместе с ними по какому-то непонятному маршруту. Второй родник нам не попался.

Сам Мангуп представляет собой одни сплошные руины. Если что-то и сохранилось - то это либо фундаменты, либо фрагменты каких-то крепостных стен, либо нагромождение старинных надгробных плит на том месте, где когда-то было караимское кладбище. Лучше всего сохранилась цитадель - главное оборонительное сооружение древнего города. Там даже через арку можно пройти, где когда-то были главные ворота.

8. Одно из надгробий древнего караимского кладбища


9. Надгробие кладбища, так называемое "рогатое", есть еще "однорогие" и "призма"; всего надгробий более тысячи, а более 200 имеют надписи на иврите


Из местных достопримечательностей интересна крепость-цитадель . Руины башни напоминают о далеких трагических событиях. Двухэтажное здание частично реставрировано. Высокая оборонительная 105-ти метровая стена отсекает мыс, а также остатки пещерных сооружений хозяйственного назначения. Очень любопытна искусственная пещера.

У вершины Гамам-Дере - остатки дворца последних князей Феодоро . Исследователи считают этот архитектурный памятник «единственным примером дворцового комплекса на почве Крыма и одним из немногих на всем Ближнем Востоке». Надпись на одной из плит, некогда вделанной в стену башни и украшенной двуглавым орлом, гласит: «Была построена эта башня вместе с дворцом в благословенной крепости, которая видна и ныне, во дни Алексея, владыки Феодоро и Поморья».

Неподалеку от дворца - основание христианского храма. Некогда на плато было много церквей, наземных и пещерных. Один из скальных храмов находился у юго-восточного обрыва. Еще лет двадцать назад ценители прекрасного имели возможность полюбоваться чудом сохранившимися остатками фресковой росписи ХIV-XV веков, расположенными на стене алтаря. К сожалению, древние шедевры были уничтоженные вандалами.

10. Руины церкви 15-го века


11. Стена цитадели 14-го века



12. Руины цитадели


13. Руины цитадели



14. Стена цитадели



15.Стена цитадели, главный вход



Это, кстати, непонятный для меня момент. Почему в прекрасном крымском климате вообще не сохранились средневековые постройки? В Новгороде стоят церкви 12-го века, я был как-то в музее русского деревянного зодчества - так там прекрасно сохранились деревянные дома 15-го века! А тут, например, мощнейшие оборонительные каменные сооружения - и всё в руинах. Да, большинство построек турки сравняли с землёй в конце 15-го века. Но в цитадели-то их гарнизон стоял аж до конца 18-го века! Там солдаты жили. Каменные укрепления... Больше всего удивила табличка в самом конце маршрута. На табличке было написано, что когда-то на этом месте была каменная церковь. Только табличка и всё. Рядом с табличкой просто поляна, то есть от церкви не сохранилось даже фундамента...

К чему я это всё? Да, место очень древнее. Прямо гуляешь и чувствуешь дух истории. Представляешь себе как тут жили готы и греки тысячу лет назад. Но в том-то и дело, что приходится именно представлять, потому что смотреть особенно не на что. Это в плане каких-то исторических сооружений. А вот то, что меня на Мангупе действительно поразило, - это невероятные виды с вершины плато и удивительные пещерные жилища. Представьте себе, прямо в скале на обрыве вырублены жилые помещения, в которых столетиями жили люди. Несколько комнат, кладовка, балкончик, ниши, межкомнатные проходы, очаг, какие-то ванны... Смотришь в окно, а прямо за ним - сразу начинается обрыв. Из окон, кстати, видно на много километров вокруг - это же самая высокая точка здешних мест.


16. Пещерное сооружение



17. Давильни винограда



Ближе к концу туристического маршрута попалась двухэтажная "квартирка" с множеством комнат, колоннами и видовой площадкой, откуда открывается один из самых захватывающих видов из всех, что я когда-либо видел. К сожалению, в этом пещерном жилище установлена мемориальная табличка, молодой парень разбился здесь насмерть. Табличку в честь ещё одного разбившегося парня я видел в другой пещере. Виды видами, но строить жилище на самом краю пропасти - не самая лучшая идея в плане безопасности...


18.



19. Пещерное сооружение



20. Пещерное сооружение
Называется он Благовещенским мужским монастырем. Спустившись на горизонтальную тропу, нужно повернуть на-право и пройти к монастырю. Этот монастырь был создан на рубеже XIV-XV веков и назывался «Южным». В 1475 году, когда пала кре-пость Мангуп, прекратил свое существование и монастырь. Потом бы-ло несколько попыток возрождения мона-с-тыря. Его настоящее вос-становление началось только в конце прошлого века, когда монахи основали здесь Свято-Благове-щен-ский пещерный мужской монас-тырь . Сейчас он имеет вполне современный вид (фото ниже).

31. Действующий православный монастырь


32. Действующий православный монастырь


33. Действующий православный монастырь: вырубленная в скале икона


У меня сегодня всё болит так, как будто бы я вчера весь день вагоны разгружал... Мне больше всего пещеры запомнились. Дома в скале - такого я раньше, кажется, ещё нигде не видел. Всего пещер 80. А в 5-ти километрах от Магуп-Кале находится пещерный город Эски-Кермен . Так там 400 "жилых" пещер! Если вы поедите на машине, то можно за один день посетить оба города. Есть ещё Чуфут-Кале. Он в пяти километрах от Бахчисарая . Это самый посещаемый пещерный город в Крыму.

Если говорить именно о древней истории Крыма, то помимо Мангупа можно ещё съездить в Севастополь, где находится Херсонес Таврический , а в Симферополе есть Неаполь Скифский - не менее историческое место. Обе эти достопримечательности можно осмотреть очень быстро. К сожалению, и там тоже мало что сохранилось. Кто знает, возможно, когда-нибудь будет масштабная реконструкция.

Просто знайте, что Крым - это не только летний пляжный отдых. В Крыму много интересных туристических мест - за одно посещение полуостров всё осмотреть просто нереально! Не лежите тюленями на пляже! Ездите, смотрите, гуляйте, тренируйте свою мускулатуру, - и тогда у вас останутся самые незабываемые воспоминания об отдыхе.



35. Фото, сделанное с квадрокоптера (фото из интернета)

Интересные посты о Мангупе с красочными фотографиями есть у крымского блогера Игоря Самусенко, это здесь: