Какие предпосылки складывания ссср вы можете назвать. Образование ссср: предпосылки, этапы, значение. Нэп в сельском хозяйстве

советский социалистический государство международный

Еще в 1918 г. большевики рассматривали созданную ими Республику Советов как ядро будущей мировой федерации советских республик. Но после первых разочарований по поводу перспектив мировой революции они были вынуждены обратить более пристальное внимание на территории, входившие некогда в состав Российской империи, дабы за их счет расширить поле для социалистического эксперимента, а значит, и плацдарм для неизбежной, но приглушенной временными факторами мировой социалистической революции. К тому же сама организационная структура большевистской партии, ее принципиальный центризм при явной претензии на роль станового хребта в государстве требовали и адекватной, централизованной формы государства.

Выбор такого варианта облегчался существованием ряда объективных факторов. Несмотря на то, что после Февральской и еще стремительнее после Октябрьской революции наблюдался процесс распада Российской империи, ни на одной национальной территории, кроме Финляндии и Польши, не проявился зрелый «буржуазный национализм», вылившийся в образование действительно самостоятельных государств. Все остальные территории, объявляя о своей государственной самостоятельности, пытались лишь спасти себя в условиях гибнущей центральной власти империи.

В этом плане показательно, что во время гражданской войны почти все национальные элиты были вынуждены, в конечном счете опираться на союз с белыми либо с красными, то есть на силы хотя и окрашенные в разные цвета, но претендующие на центральную власть. Это свидетельствовало о том, что национальные движения стремились, в лучшем случае, к региональной самостоятельности, но не к национальной государственности.

Красные лучше учли этот фактор, предложив федералистские принципы построения единого государства и провозгласив право каждой нации на самоопределение. Белые, более импонировавшие национальным буржуазным элитам, все же оттолкнули последних своим непреклонным великодержавным принципом единой и неделимой России, нежеланием дать национальным районам хотя бы автономию.

После окончания гражданской войны создались благоприятные условия для национально-государственного строительства советских республик. К 1922 г. на территории бывшей царской России существовало 6 социалистических республик (РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР).

Факторы, способствовавшие объединению советских республик, были многообразны. Прежде всего следует помнить о том, что частная собственность, являющаяся первопричиной социального и национального гнета, разъединяет людей, а социалистическая собственность, наоборот, уничтожает рознь, создает важнейшие условия для сотрудничества. Социалистическая собственность на основные орудия и средства производства стала важнейшим фактором сближения различных народов, населяющих страну.

Крайне неравномерное, исключительно специфическое распределение природных ресурсов по территории отдельных республик, исторически сложившееся разделение труда между различными народами, устоявшаяся система путей сообщения определяли развитие экономических связей советских республик. Наряду с названными долговременными экономическими факторами действовали и такие причины, как жизненная необходимость борьбы с разрухой, голодом и эпидемиями. Успешно бороться с наследием многовекового национального гнета, многолетних опустошительных войн, с блокадой можно было только объединенными усилиями. Особую остроту вопрос о координации хозяйственной деятельности республик приобрел в условиях проведения в жизнь новой экономической политики. Тесного объединения советских республик настоятельно требовали не временные хозяйственные затруднения, а коренные экономические факторы, определявшиеся задачами строительства экономического фундамента социализма.

Среди основных предпосылок образования СССР можно выделить:

  • 1. Идеологические
  • 2. Национальная политика большевиков
  • 3. Политические
  • 4. Экономические и культурные

Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья, Крыма, Сибири, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия. На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны.

Политические. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Экономические и культурные. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Взаимодействие объективных и субъективных факторов вызвало в жизни объединительное движение народов, которое, преодолевая препятствия, уверенно прокладывало себе дорогу. Успех этого движения был обусловлен тем, что его возглавила ленинская Коммунистическая партия, многонациональная по своему составу, и глубоко демократичная по принципам построения, интернационалистская по идеологии и политике.

ктябрьская революция привела к распаду Российской империи. После гражданской войны образовалось 6 формально суверенных советских республик: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР. В 1922 году три Закавказские республики были объединены в Закавказскую Федерацию (ЗСФСР).

1. Политические предпосылки: единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления.

2. Исторические предпосылки: общность исторических судеб народов многонационального государства, наличие многолетних экономических и культурных связей.

3. Внешнеполитические предпосылки : Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения.

Республики были связаны с РСФСР военно-политическими, военно-экономическими и дипломатическими союзами, единой Красной Армией.

Военно-политический союз советских республик сложился летом 1919 года. 1 июня 1919 года был подписан декрет «Об объединении советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Военно-политическое единство советских республик сыграло большую роль в разгроме объединенных сил интервенции.

Военно-экономический союз. В 1920-1921 гг. были заключены двусторонние договоры о военно-экономическом союзе между Россией и Азербайджаном, военном и хозяйственном союзе между Россией и Белоруссией, союзные договоры между Россией и Украиной, Россией и Грузией. В этот период во ВЦИК РСФСР вошли представители Украины, Белоруссии, Закавказских республик, началось объединение некоторых наркоматов. В результате ВСНХ РСФСР (Всероссийский совет по народному хозяйству) фактически превратился в орган управления промышленностью всех республик. В 1921 г. был создан Госплан РСФСР во главе с Г.М. Кржижановским, призванный руководить выполнением единого хозяйственного плана.

Дипломатический союз. В феврале 1922 года в Москве совещание представителей РСФСР, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Армении, Грузии, Бухары, Хорезма и Дальневосточной республики поручило делегации ВЦИК представлять на международной конференции в Генуе (в апреле 1922 г.) интересы всех советских республик, заключать от их имени любые договоры и соглашения. Делегация РСФСР была пополнена представителями Украины, Азербайджана, Грузии и Армении.

Формы объединения республик и образование Союза ССР. Практика первых лет советской власти заключалась в создании автономий в Российской Федерации на национальной, территориальной, экономической основе. В 1918-1922 гг. народы, преимущественно малые и компактно проживавшие в окружении великорусских земель, получили в составе РСФСР автономию двух уровней :



1. республиканскую – 11 автономных республик (Туркестанская, Башкирская, Карельская, Бурятская, Якутская, Татарская, Дагестанская, Горская и др.);

2. областную – 10 областей (Калмыцкая, Чувашская, Коми-Зырянская, Адыгейская, Кабардино-Балкарская и др.) и 1 автономия Карельская трудовая коммуна (с 1923 г. автономная республика).

Сталин возглавлял комиссариат по делам национальностей и разработал план «автономизации», по которому независимые республики должны были войти в Российскую Федерацию на правах автономий. К сталинскому проекту отрицательно отнеслись представители компартии Грузии, Украины.

Ленин – председатель Совнаркома СССР – также осудил этот сталинский план и предложил, в свою очередь, план создания федеративного союза как добровольного и равноправного объединения республик. Союзные республики должны передать на паритетных началах ряд своих суверенных прав в пользу общесоюзных органов власти.

30 декабря 1922 года состоялся первый Всесоюзный съезд Советов. Съезд в основном утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР в составе четырех республик – РСФСР, Украинской ССР, Белорусской ССР и ЗСФСР (в которой еще раньше были объединены Азербайджан, Армения и Грузия). Декларация законодательно закрепляла принципы устройства союзного государства: добровольность, равноправие и сотрудничество на основе пролетарского интернационализма. Доступ в союз оставался открытым всем советским республикам, которые могли возникнуть в ходе мировой революции. Договор определял порядок вхождения отдельных республик в состав СССР, компетенцию высших органов государственной власти. За каждой республикой сохранялось право свободного выхода из состава Союза, но механизм осуществления этого права не описывался. Съезд избрал Центральный исполнительный Комитет Союза ССР (ЦИК) – верховный орган власти в период между съездами.

В январе 1924 года была принята первая Конституция СССР , согласно которой высшим органом власти стал Съезд Советов СССР. В перерывах между ними верховную власть осуществлял ЦИК СССР, который состоял из двух законодательных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. ЦИК образовывал правительство – СНК. Создавалось три вида комиссариатов:

1. Союзные (иностранных дел, армии и флота, внешней торговли, путей сообщения, связи, ОГПУ).

2. Унифицированные (на союзном и республиканском уровне).

3. Республиканские (внутренняя политика, юриспруденция, народное образование).

Союзным органам передавались также полномочия по международной обороне границ, внутренней безопасности, планированию и бюджету.

Провозглашался федеративный принцип устройства государства. Конституция СССР содержала в себе унитарные тенденции, обеспечивая возможность вмешательства центра и его контроля над республиканскими органами власти. Со времени принятия Конституции 1924 г. до Конституции 1936 г. происходил процесс национально-государственного строительства, который осуществлялся по следующим направлениям:

· образование новых союзных республик,

· изменение государственно-правовой формы некоторых республик и автономных областей,

· усиление роли центра, союзных органов власти.

В 1924 году в результате национально-государственного размежевания в Средней Азии, где границы не совпадали с этническими границами расселения народов, были образованы Туркменская и Узбекская ССР, в 1931г. – Таджикская ССР. В 1936 г. образовались Киргизская и Казахская ССР. В том же году была упразднена Закавказская Федерация, и республики – Армения, Азербайджан, Грузия непосредственно вошли в состав Союза ССР.

В 1939 году, после подписания советско-германского пакта о ненападении, к которому прилагался секретный протокол о разделе Польши между Германией и СССР, к Советскому Союзу были присоединены Западная Украина и Западная Белоруссия. В марте 1940 г., после завершения войны с Финляндией, были присоединены новые территории к Карельской АССР, и она была преобразована в Карело-Финскую ССР. Летом 1940 г. в составе СССР оказались Латвия, Литва, Эстония, а также Бессарабия и Северная Буковина.

Образование СССР способствовало развитию экономики, культуры, преодолению отсталости некоторых республик. При этом советская национальная политика характеризовалась серьезными противоречиями. Суверенитет союзных республик на деле оставался номинальным, поскольку реальная власть в них концентрировалась в руках комитетов РКП(б). Отрицательным образом сказались на национальной политике сталинские репрессии в республиках и последующие депортации народов. К концу 30-х гг. произошел окончательный переход к унитарной модели государства в ее сталинском варианте.

Идеологические предпосылки. Октябрьская революция 1917 года привела к распаду Российской империи. Произошла дезинтеграция бывшего единого государственного пространства, просуществовавшего несколько веков. Однако большевистская идея мировой революции и создания в будущем Всемирной Федеративной Республики Советов форсировала новый объединительный процесс. Активную роль в развертывании объединительного движения сыграла РСФСР, власти которой были заинтересованы в восстановлении унитарного государства на территории бывшей Российской империи.

Национальная политика большевиков. Национальная политика Советского государства способствовала росту доверия к центральной власти. В основу ее был положен принцип равенства всех наций и народностей и право наций на самоопределение, закрепленные в Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918 г.). Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья, что вызвало рост доверия к новой власти не только со стороны инородцев России (составлявших 57% населения), но и в странах Европы, Азии. Правом на самоопределение воспользовались в 1917 г. Польша, Финляндия.

В образовании СССР большую роль сыграла ЗСФСР. Для всех россиян было важно хозяйственное объединение всех трёх закавказских республик. Это объединение вызвало горячий спор. Основной вопрос спора был - принципы нэпа и создание (объединение) государств. Спор был еще и в том, что применимы ли принципы нэпа к объединению всех республик. Нэп требовал воссоздания государственного единства на основе конфедерации. Было организованно единое управление железными дорогами Закавказья. Но большевики недооценили национальный вопрос. Началась политика форсированного сближения, объединения национальностей. В июле 1922 года был предложен проект ФСССРЗ. При этом основные полномочия оставались в руках республик. Это был союз на основе конфедераций. Этим был очень недоволен Орджоникидзе. Сталин, как и Орджоникидзе, был сторонником жесткой централизации. В конце августа Сталин предложил проект, в котором предлагал « .приспособить форму взаимоотношений между центрами и окраинами к фактическим взаимоотношениям, в силу которых окраины во всем, безусловно, должны подчиняться центру.».

На всей остальной территории бывшей Российской империи национальные правительства вели в течение Гражданской войны борьбу за национальную самостоятельность (в том числе Украинская Центральная рада, Белорусская социалистическая Громада, тюркская партия Мусават в Азербайджане, казахская Алаш и др.).

Политические предпосылки. В связи с победой Советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникла еще одна предпосылка объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям. Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении.

Экономические и культурные предпосылки. Потребность к объединению диктовалась также исторической общностью судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей. Между отдельными районами страны исторически сложилось экономическое разделение труда: промышленность центра снабжала районы юго-востока и севера, получая взамен сырье - хлопок, лес, лен; южные районы выступали основными поставщиками нефти, каменного угля, железной руды и т.д. Значение этого разделения возросло после окончания Гражданской войны, когда встала задача восстановления разрушенного хозяйства и преодоления экономической отсталости советских республик. В национальные республики и области из центральных губерний переводились текстильные и шерстяные фабрики, кожевенные заводы, типографии, посылались врачи, педагоги. Принятый в 1920 г. план ГОЭЛРО (электрификации России) также предусматривал развитие экономики всех районов страны.

Разрушение политического единства Киевского государства
Во второй половине XI в. начался распад Киевского государства. Это время еще нельзя вполне считать периодом феодальной раздробленности. Правильнее будет называть его этапом острых княжеских междоусобий, предшествующих окончательному разрушению политического единства Руси, которое наступило лишь во второй трети ХII в. Оставляя «ряд» (за...

Ошибка засекречивания.
Засекречивание факта советского участия в войне оказалось серьезной ошибкой. Американцы, смекнув что к чему, использовали молчание противника в свою пользу. Их информационная политика позволила в глазах мира превратить неудачу в воздухе в серьезную пропагандистскую победу с важным значепием. При сопоставлении оценок военно-политических...

Предпосылки распада СССР
В 70е-80е годы страну возглавляли центральные органы КПСС, контролировавшие всю иерархию органов власти. Генеральным секретарем тогда был М. С. Горбачев, а Совет министров СССР возглавлен Рыжковым. Их главной целью было обновление социализма. Суть, которого заключалась в соединение социализма и демократии, что должно было привести к луч...

ВВЕДЕНИЕ

Глубочайший за последние несколько веков политический кризис в России привел в 1917 году к ее развалу на десятки отдельных, номинально суверенных, государственных образований. В процессе укрепления своей власти большевики искали формы - практически полезные новой власти и юридически корректные, привлекательные и убедительные хотя бы для части населения - политического объединения земель бывшей Российской империи. Работа по собиранию земель (большевики, взяв власть, теперь вынужденно стали собирателями русских земель) велась еще в ходе гражданской войны. После ее завершения юридически корректные формы стали важнее военных побед.

Предпосылки и этапы образования СССР

В связи с победой советской власти на основной территории бывшей Российской империи возникли предпосылки для объединительного процесса - единый характер политического строя (диктатура пролетариата в форме республики Советов), сходные черты организации государственной власти и управления. В большинстве республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившими в состав РКП(б). Неустойчивость международного положения молодых советских республик в условиях капиталистического окружения также диктовала потребность в объединении. Потребность к объединению была вызвана также общностью исторических судеб народов многонационального государства, наличием многолетних экономических и культурных связей.

Процесс образования СССР проходил под непосредственным руководством и при участии центральных партийных органов. Условно его можно разделить на 4 этапа.

I-й этап - октябрь 1917 - январь 1918 г. В это время происходило создание национально-государственных образований, объединительные тенденции были слабы и выражались, главным образом, в декларациях.

Так, например, в основу Декларации прав народов России (2 ноября 1917 г.) и Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа (январь 1918г.) были положены принцип равенства всех наций и народностей и признание права наций на самоопределение, что способствовало объединительным процессам. Свободными и неприкосновенными объявлялись верования, обычаи, национальные и культурные учреждения народов Поволжья и Крыма, Сибири и Туркестана, Кавказа и Закавказья.

II-й этап - приходился на годы гражданской войны. Был создан военно-политический союз Советских республик, который был закреплен постановлением ВЦИК от 1.07.1919. «О военном союзе Советских республик России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии».

В 1919 г. ВЦИК РСФСР при участии представителей советских республик издал декрет «Об объединении Советских Республик: России, Украины, Латвии, Литвы, Белоруссии для борьбы с мировым империализмом». Признавая независимость и право республик на самоопределение, было решено объединить их военные, хозяйственные, финансовые и железнодорожные организации. В сложных условиях войны удалось создать единую военную организацию республик.

III-й этап - 1920 - середина 1922 г. - происходит сближение государственных и хозяйственных связей в рамках централизма коммунистической партии.

Шесть советских социалистических республик: РСФСР, УССР, БССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР и две народные советские республики: Бухарская (бывшее Бухарское ханство) и Хорезмская (бывшее Хивинское Ханство) продолжали сближение уже в условиях мира. Укреплялись экономические и политические связи. Вот некоторые факты:

в конце 1920 - начале 1921 г. правительство РСФСР выделило Армянской ССР денежную ссуду в 3 млрд. руб., направило эшелон с товарами первой необходимости: 325 тыс. пуд. зерна, 5 тыс. пуд. сахара;

из Азербайджанской ССР в Армению было послано 50 вагонов хлеба, 36 тыс. пуд. нефти;

в 1920 г. в составе РСФСР были провозглашены автономные республики: Туркестанская и Киргизская, всего в состав РСФСР входили 8 автономных республик и 5 автономных областей;

в 1920-21 гг. между РСФСР и др. республиками были заключены договоры о военно-хозяйственном союзе;

в 1922 г. на Генуэзской конференции делегация РСФСР представляла все советские республики;

в марте 1922 г. Грузия, Армения и Азербайджан заключили договор об образовании Закавказской Социалистической Федерации Советских Республик (ЗСФСР).

IV-й этап - со второй половины 1922 г. - подготовка формального объединения в одно союзное государство. Этот этап будет подробно рассмотрен в следующее разделе.

Раздел 15. Советское государство в 1920-е годы

Новая экономическая политика

Новая Экономическая Политика – совокупность мероприятий Советской власти, означавших частичный и временный возврат к капитализму в экономике в условиях существования социалистической политической системы.

Причины Нэпа:

1. Серьезнейший экономический кризис, который был связан с I мировой войной, революциями, гражданской войной и политикой «военного коммунизма». Над страной нависла угроза голода. В упадок пришла российская промышленность.

2. Политический кризис, вызванный падением авторитета большевиков. По стране прокатывается волна крестьянских восстаний («кулацкие мятежи»). Самым крупным из них стала «антоновщина» – масштабное крестьянское движение под руководством анархиста Антонова.

1 марта 1921 г. восстали моряки Кронштадта. Их главный лозунг – «Советы без коммунистов!». Как и участники большинства народных антибольшевистских восстаний, матросы призывали не к уничтожению Советской власти, а к перевыборам Советов. В подавлении восстания приняли участие делегаты X съезда РКП(б). Кронштадтский мятеж стал поводом к началу НЕПа

В этот критический момент, 8 марта 1921 г., в Москве открылся Х съезд партии, принявший резолюцию «О единстве партии» (запрет фракционной деятельности в партии) и постановление о замене продразверстки продналогом. Продналог – заранее определяемая часть урожая, безвозмездно передаваемая крестьянином государству. Земледельцам предоставлялось право обмена остающихся запасов продовольствия, сырья и фуража на нужные им продукты промышленного и сельскохозяйственного производства. Т.о. X съезд положил конец политике «военного коммунизма» и начал Новую экономическую политику (НЭП).



В октябре 1922 г. был принят новый Земельный кодекс РСФСР, крестьяне получили право свободного выхода из общины и выбора форм землепользования. Разрешались, хотя и в ограниченном размере, аренда земли и применение наемного труда. Государство поощряло развитие кооперации: потребительской, промысловой, кредитной и т.д. Тем не менее, в деревне преобладали единоличные хозяйства.

Восстановлена свобода торговли. Одновременно (1922 г.) была проведена финансовая реформа – выпущен советский золотой червонец – самая конвертируемая валюта в мире.

Либерализация экономики быстро привела к подъему сельского хозяйства, однако промышленность развивалась непозволительно медленно. Главной проблемой была нехватка средств для индустриализации. Был проведен ряд мероприятий, направленных на изыскание финансов:

Денационализация (возвращение в частную собственность) мелких и средних предприятий – т.н. частнокапиталистический сектор экономики. В него же включали и крестьянские хозяйства.

· Создается государственно-капиталистический сектор экономики – часть капиталов крупных предприятий путем акционирования передается частным лицам.

· Образуются «тресты» - крупные государственные предприятия, переведенные на хозрасчет и самоокупаемость.

· Введение винной монополии.

· Создание концессий – передача государственных предприятий в аренду иностранным предпринимателям.

· Сокращаются государственные расходы (в том числе, на армию).

Трудовые мобилизации заменил свободный наем рабочей силы через биржи труда. Упразднялась уравнительная оплата труда, вместо нее вводилась заработная плата, зависящая от квалификации рабочего и количества произведенной продукции. К 1922 г. в основном была отменена карточная система. Внедрялись в нэповскую экономику и элементы долгосрочного планирования. Первый такой план был подготовлен Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО) и одобрен еще на VIII съезде Советов в декабре 1920 г. В феврале 1921 г. была учреждена Государственная плановая комиссия (Госплан).

НЭП привел к заметному оживлению в экономике, однако ряд неискоренимых внутренних противоречий предрешили его судьбу.

Противоречия НЭПа:

· «Ножницы цен» - противоречие между низкими закупочными ценами на хлеб и высокими ценами на промтовары. Эта диспропорция приводила к систематическим кризисам хлебозаготовок (1923, 1924-1925, 1927-1928 гг.).

· НЭП, восстановивший в стране элементы капитализма, привела к возрождению социальных пороков, характерных для буржуазного общества (социальное неравенство, безработица, высокая преступность и т.д.).

· НЭП противоречил государственной идеологии СССР. Он крайне негативно воспринимался населением, что проявлялось в ненависти к нэпманам – новой советской буржуазии.

· Была утопичной сама идея НЭПа – невозможно длительное время эффективно сочетать в экономике рыночные механизмы и директивные методы управления.

Слишком медленные темпы развития тяжелой промышленности были непозволительной роскошью в условиях существования СССР во враждебном буржуазном окружении. Все более очевидной становилась возможность новой мировой войны. СССР был жизненно необходим мощный ВПК.

В декабре 1925 г . на XIV съезде партии был провозглашен курс на индустриализацию ("Съезд индустриализации"). Фактически это означало начало свертывания НЭПа. После кризиса 1927-1928 гг. резко усилился административный нажим на крестьян. Изъятие излишков и репрессии лишь усугубили кризис. В феврале 1929 г. в городах снова появились продовольственные карточки. Выход из этой ситуации партийное руководство увидело в скорейшем проведении коллективизации.

Образование СССР

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). К началу 20-х годов все более очевидными становились идущие между ними интеграционные процессы – началось образование СССР.

Причины образования СССР:

1. После окончания интервенции и гражданской войны молодые советские республики оказались во враждебном окружении. Перспектива новых вооруженных конфликтов требовала сплочения сил.

2. Революционные потрясения привели к глубочайшему экономическому кризису по всей территории бывшей Российской империи. Поскольку экономики советских республик дополняли друг друга, их политическое объединение могло помочь решить и экономические проблемы.

3. Союз советских республик должен был стать прообразом и ядром будущего глобального государства, которое должно было возникнуть после мировой революции.

Предпосылки образования СССР:

1. Наличие устойчивой исторической традиции совместного проживания народов большинства республик – осколков Российской империи.

2. Власть в формально независимых государствах принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП (б).

3. Единство официального языка.

4. Общая железнодорожная сеть и т.д.

В большевистской партии существовали различные точки зрения на вопрос о принципах построения единого многонационального государства. И.В. Сталин подготовил проект вхождения советских республик в РСФСР на правах автономных объединений («план автономизации»). Но В.И, Ленин подверг этот план резкой критике, так как такой Советский Союз слишком напоминал бы бывшую империю и был бы малопривлекателен для вступления в него новых государств. Он считал, что все советские республики должны объединиться в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав («план федерации»). При этом за каждой республикой должно сохраниться право свободного выхода из государственного союза – право наций на самоопределение. ЦК РКП (б) одобрил ленинские принципы национально-государственного устройства.

«План автономизации» был частично реализован лишь в отношении республик Закавказья, которые вошли в состав СССР единой федерацией (ЗСФСР). Такое положение дел вызвало резкий протест грузинского ЦК, а затем и острое столкновение с центральным правительством в лице С. Орджоникидзе («грузинское дело»). Конфликт был улажен после вмешательства в события Ф.Э. Дзержинского.

Актом учреждения нового государства – Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 г. между четырьмя республиками: РСФСР, УССР, БССР и Закавказской Федерацией. 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, пересмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение. Фактически СССР был не федеративным, а унитарным государством.

Высшим органом власти был объявлен Всесоюзный съезд Советов, а в период между съездами – Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) Советов. Он состоял из двух законодательных палат: Совета Союза и Совета Национальностей – и имел свой руководящий орган – Президиум ЦИК. Высшим исполнительным и административным органом стал Совет Народных Комиссаров СССР. Эти положения были закреплены в принятой 31 января 1924 г. первой Конституции СССР.

В первые годы своего существования СССР находился в постоянном развитии. В 1925 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы новые союзные республики: Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. Таджикистан, ранее входивший в состав Узбекской ССР, получил статус союзной республики.