Библейское учение о падших духах. О злых духах и их влиянии на людей. IV. Образы воздействия злых духов на людей

   Существуют совершенно разные подходы к проблеме зла, проблеме сатаны. Как верующий должен относиться к проявлению сатаны и диким зверствам, о которых мы знаем, что они творились и творятся? Зло в какой-то степени и в нас сидит внутри. Помимо молитвы - какой может быть интеллектуальный подход, какое представление?
    У меня нет сомнения, что существует дьявол, что это реальная личность, а не просто как бы разлившаяся по миру зараза. Я не верю, что зло может быть иначе как личное, потому что если оно не личное, то оно сотворено Богом, нет другого выхода. Это падшая тварь. Для меня совершенно нет в этом проблемы, просто потому, что пережил лично раз или два с такой силой, что никакого сомнения нет.
    Когда лет в пятнадцать я впервые обнаружил, что Бог существует, и начал молиться (мне подарили молитвенник, который я с большим трудом читал, потому что по-славянски не умел читать), я стоял на коленях, и был такой ужас: я чувствовал, что надо мной вот так висит присутствие сатаны и что-то мне говорит (знаете, как в гоголевском рассказе о Вие): не оглядывайся, только молись... Это же я переживал, уже став священником, когда ежегодно в течение нескольких лет совершал панихиду по одному определенному человеку, который действительно был погружен в зло. Всякий раз, что я совершал эту панихиду, было чувство, что вот-вот накинется, и что-то мне говорило: молись, не поворачивайся, не думай ни о чем, только совершай панихиду... Поэтому у меня лично, как бы кровно есть убеждение в том, что существует дьявол, а не то что неопределенное зло.
    С другой стороны, вы наверно помните у Достоевского слова старца Зосимы: «Не говори, что люди злы, - люди хорошие, а нехорошо поступали». И я глубоко убежден, что человек злой или творящий зло является жертвой (так же как человек может заразиться какой-нибудь болезнью) какой-то силы. Мы можем ненавидеть зло, мы можем с ужасом думать о том, что такая мера зла овладела человеком, но не имеем права сказать, что этот человек и зло совпадают, что он зол. Есть высказывание французского писателя Сартра: «мы не должны говорить, что Иуда предатель, потому что он предал Христа, - он предал Христа, потому что был предателем»... Вот это ужас, этого мы не имеем права говорить, потому что это означает, что человек есть зло, то есть сатана, в конечном итоге. Этого я не видел за довольно-таки долгую теперь жизнь. Я видел людей самого разного рода и в мирное время, и на войне, и я не встречал ни одного человека, о ком можно было сказать: он совпадает с тем злом, которое делает. В результате этого, когда мы встречаемся со злом, мы можем смотреть на творящего зло как на жертву, которая требует сострадания и молитвы.
    Как это объяснить человеку? Я думаю, что, если человек не знает чего-нибудь вовсе, ему не объяснишь. Как действует зло в нас? Оно пользуется всем, что удобосовратимо в нас, чтобы это совращать. Любая страсть, любое злое чувство может быть вздуто.
   С другой стороны, я думаю, не всегда верно упрекать сатану в том неладном, что мы делаем. Есть рассказ в жизни кого-то из Оптинских старцев: он идет по дорожке, видит, что на заборе сидит бес и болтает ногами. Старец спрашивает: «Что ты делаешь? разве мало тебе работы на земле?» А бес ему отвечает: «Я теперь могу отдохнуть, люди всю работу сами за меня делают». Есть тоже рассказ о том, как монах варил яйцо на свече. Вошел игумен, монах в ужасе уронил яйцо (потому что был пост, значит, не до яйца было), пал на колени перед игуменом: бес меня смутил! А из-за печки чертенок высунулся, отзывается: «Он врет, батюшка, я никогда не видел, как варят яйцо на свечах, и все смотрел, что дальше будет».

Информация о первоисточнике

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна.
При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка:
"Православная энциклопедия «Азбука веры»." (http://azbyka.ru/).

Преобразование в форматы epub, mobi, fb2
"Православие и мир..

До того времени, пока диавол был ангелом светлым и святым, он обитал на небе. На небе совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сонма небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господств, начал и властей (см. Еф. 6:12). Вот что об этом говорит святой Кирилл Иерусалимский: «Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть диавол. Не я говорю это, но Господь сказал: потому что сначала диавол согрешил (1 Ин. 3:8). Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы - по необходимости, получив наклонность ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих получив себе имя («диавол» в переводе означает «клеветник»). Быв архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что «сатана» значит «противник». И это - не моё учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием (Иез. 28:12-13). И через несколько слов: Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония (Иез. 28:15). Весьма хорошо сказано не нашлось в тебе ; не отвне привнесено зло, но сам ты породил его. В следующих словах пророк сказал и причину: От красоты твоей возгордилось сердце твое, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю (Иез. 28:17). Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию (Лк. 10:18). Видишь согласие Ветхого Завета с Новым. Диавол пал и многих увлёк с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и всё, что есть худого. Через него праотец наш Адам низринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю» .

Другой пророк, Исаия, говоря о падшем херувиме, сатане, пишет: Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «взойду на небо, выше звёзд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней (Ис. 14:12-15).

Как мы видим из Библии и данного свидетельства пророка, сатана желает:

1. Быть подобным Всевышнему.

2. Желает поклонения.

3. Преданности.

4. Желает, чтобы ему служили люди, призванные служить Богу.

5. Желает, чтобы люди поверили, что он добр, а Бог зол. Хотя злые духи невидимы нашими телесными очами, но они, говорит Антоний Великий, «видимы бывают в наших грехах. Они существа духовные, но существа, удалившиеся от Бога, получившие различные имена, сообразно беззаконным свойствам и делам их» .

В Библии мы находим следующие наименования падших духов: диавол (Иов. 1:6-9; 12:1-7; Пс. 106:6; Зах. 3:1-2; Прем. 2:24; 1 Цар. 21:1; 1 Мак. 1:36; Мф. 4:1, 5, 8, 11; 13:19, 39; 25:41; Лк. 4:2-3, 5-6, 13; 3:12, 22, 31; Иов. 6:70; 8:44; Деян. 10:38; 19:13, 15; 1 Пет. 5:8; 1 Ин. 3:8, 10; 2 Кор. 12:7; 1 Сол. 2:18; 1 Тим. 3:6-7; Апок. 12:9, 12; 2:10 и др.). Слово «диавол» с греческого значит «клеветник», «наветник», «обольститель». «Сатана» в переводе с еврейского («сатан») - «противник», «коварный», «враждебный», «обольститель», «губитель». Под этим именем иногда вообще разумеются падшие духи, иначе они называются духами злыми, или духами злобы (Лк. 8:2; Еф. 6:12; Деян. 19:13, 15), нечистыми (Мф. 12:43-45; 10:1), бесами (Мф. 12:24-28; Мк. 16:17; Иак. 2:19), духами бесовскими (Апок. 16:13-14), падшими ангелами (2 Пет. 2:4; Иуд. 6 и др.).

Но преимущественно имя диавола присваивается в Писании одному, главному из злых духов и их начальнику - Люциферу (Мф. 9:34; 25:41; Ин. 8:44; 1 Ин. 3:8; Апок. 12:9; 20:2), который иногда называется и другими именами, например, диаволом_и сатаною (Апок. 12:7-12), искусителем (Мф. 4:3) и обольстителем (Апок. 12:9), веельзевулом (Лк. 11:15), Велиаром (2 Кор. 6:15), Асмодеем (Тов. 3:8), отцом лжи (Мк. 8:44), аввадоном (Иов. 28:22), господином смерти (Евр. 2:14), князем мира сего (Ин. 12:31), князем, господствующим в воздухе (Еф. 2:1-2), князем бесовским (Мф. 9:34; 12:24), злодеем (1 Ин. 2:13). Называются иногда детьми диавола и сатаною и люди по злым качествам души их (Ин. 6:70; 8:44; Ин. 2:10; 3 Цар. 11:14, 23, 25) .

Другое наименование - слово «демон». Демон (Тов. 6:8, 15, 18; 8:3; Втор. 32:17) - это злой дух, диавол. Еврейское слово «шедим» означает господ, властителей (имеет смысл «обладать», «господствовать») или опустошителей (означает «быть сильным», «насильственно действовать», «повелевать», «грабить», «опустошать») . Употребляется слово «велиал» (Пс. 40:9), означающее «негодный», «нечестивый», «злой». Велиар (2 Кор. 6:15) -словоэтосеврейского значит «негодяй», «развратный», «нечестивый», «злой» (Втор. 12:13; Суд. 19:22; 20:13; 1 Цар. 1:16; 2:12; 10:27; 25:17; 30:22; 2 Цар. 20:1; 17:7; 3 Цар. 21:10). Одновременно- «виновник нечестия, всякого зла и бедствия» (Пс. 17:5; 40:9). Подобным образом в Новом Завете у апостола Павла название это присваивается диаволу, виновнику идолослужения и всех злодеяний (2 Кор. 6:15) и тёмных культов.

В сирском переводе вместо «Велиал» стоит «Велиар», что также значит «начальник ничтожества, всякого зла и нечестия».

Слово «веельзевул» встречается в Новом Завете (Мф. 10:25; 12:24, 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15, 18, 19), и под ним нужно понимать начальника злых духов, или главного из них, которого иудеи называли князем бесовским и которого Сам Господь называет сатаною (Мк. 3:21-26). Впрочем, дословный перевод этого имени означает «господин мух». Часто в Новом Завете употребляются слова «бес», «бесы», «беси», «демоны», «духи нечистые» (Мф. 7:22; 8:31; 9:34; 10:8; 12:24-29; 17:18; Мк. 1:34; 5:12; 7:26, 29-30; Лк. 4:41; 8:27; 10:17; 13:16; Ин. 10:20-21; 1 Кор. 10:20-21; Апок. 9:20; 16:13-14 и др.). Бесами и демонами в Священном Писании называются злые духи, составляющие вместе с их князем, диаволом, тёмное бесовское царство.

После ниспадения злых духов с неба в область поднебесную, или воздушную (Еф. 6:12), для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому всё их злостное внимание обращено исключительно на близкую им землю, с тем,чтобыздесьмеждулюдьмисеятьзло. Зло, такимобразом, составляетнасущнуюпотребностьдемонов, которыениочём не мыслят, кроме зла, ни в чём не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и Царствие Божие, ненавистно им.

Согласно учению святителя Игнатия Брянчанинова, «падшие духи низошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плотское мудрствование более, нежели человеки. Люди имеют возможность переходить от плотского мудрствования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Люди не подвержены столь сильному влиянию плотского мудрствования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением.

В людях добро смешано со злом и потому непотребно, в падших духах господствует и действует одно - зло. Плотское мудрствование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший их грех - исступлённая ненависть к Богу, выражающаяся страшным непрестанным богохульством. Они возгордились над Самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. Оттого падение их глубоко, и язва вечной смерти, которою они поражены, неисцелима. Существенная страсть их - гордость; они обладают чудовищным и глупым тщеславием, находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъедении, и в прелюбодеянии. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе неестественные им пороки несравненно более, нежели сколько они могут быть развиты между людьми.

Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи людей с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти и корыстолюбие, славолюбие, живописуя перед нами предметы этих страстей обольстительнейшею живописью» .

Как указывает преподобный Нил Мироточивый, «бесы безвозвратно погибают не оттого, чтобы для них не было прощения, но оттого, что они не только не каются, но ещё и гордятся своими богомерзкими делами» .

Демоны ничего не могут сделать Творцу, Который, являясь Всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всю свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божиим, и, зная, что Господь любит Своё создание, стремятся как можно больше навредить предмету Его любви.

В реальной жизни сатана делает всё, чтобы отвлечь человека от горнего мира, погрузить его в море чувственных страстей. Воздействуя на чувственную сферу человека, он побуждает его к пьянству, наркомании, блуду, сребролюбию и т. п. Падший дух знает: до той поры, пока грешник пресмыкается в прахе своих страстей, он не в состоянии внять призывам Всевышнего. И также, если человек удовлетворён окружающим его материальным миром, он не будет искать мира духовного, то есть Бога.

Стремясь подражать Богу, диавол постоянно занимается своего рода подлогами и подделками. Так, он подталкивает к созданию ложных религий и еретических учений, всячески способствует самообману человека, ибо, исповедуя ложную веру, прельщённый, по сути дела, воздаёт поклонение диаволу.

Сатана также пытается внушить людям, что он всесилен, как и Бог. Для этого используются различного рода иллюзии и миражи. Так, например, колдуны и экстрасенсы с помощью демонических чар могут создать картину воскрешения покойного, но на самом деле это будет только иллюзия, обман, зачастую - явление беса в виде покойного.

Явление диавола и его действия были известны среди всех народов мира. Не случайно слово «диавол» встречается во всех мировых языках. Так, на арабском - это «шайтан», египетском - «сет», японском - «о-яма», персидском - «дев», английском - «сейтн», сирийском - «бехерит», валлийском - «пувкка» и т. д.

Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. 2-е огласительное слово, п. 4 // «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». №2. 1990. С. 64.

Преподобный Антоний Великий // «Христианское чтение», 1826. С. 484-485.

Цитируется по: Святитиль Игнатий Брянчанинов . Прибавление к слову о смерти. СПб., 1881. С. 208.

Протоиерей П. Солярский. Опыт библейского словаря. СПб., 1879. С. 473.

Святитель Игнатий Брянчанинов . О Православии // «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости». № 2. 1990. С. 83.

Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого Афонского. Изд. Благовещенской обители старца Парфения на Афоне, 1912. С. 32.

Состояние сна необходимо рассмотреть уже только потому, что в нем мы проводим третью часть своей жизни. Святые Отцы усматривают в сне и пробуждении образы смерти и воскресения человека. Прямое назначение сна — отдых, восстановление физических и душевных сил. Справедливо отмечают, что во снах в измененном виде находит отражение наша прошлая жизнь и то, что повседневно занимает нас в бодром состоянии.
Однако только этим содержание и значение снов не исчерпывается. Во сне душа не спит, а продолжает жить своей жизнью, отличающейся от состояния бодрствования. Особенностью сна является то, что рассудок прекращает свою работу, или действует короткими вспышками. Вместе с рассудком утрачивается самоконтроль и связность мыслей, которые уже не могут составлять сколько-нибудь длинных логических цепочек.
Чувства же и страсти продолжают жительствовать, не сдерживаемые рассудком, и находят свое выражение в образах, не только черно-белых, но и цветных, которые движутся, действуют, составляя отрывочные картины, а иногда и сложные сюжеты.

Падшие духи имеют свободный доступ к находящейся в сонном состоянии душе, не огражденной молитвенными мыслями и памятью Божией. Демоны используют время сна для того, чтобы смутить, запугать, осквернить душу человека, развить его страсти.
Кто из нас не знаком с ночными кошмарами, которые входят в арсенал бесовских страхований? Их испытывают дети уже с младшего школьного возраста.Самые распространенные темы страхований: появление страшилищ, змей, диких зверей, злодеев, нечистых животных, преследование с покушением на убийство, чувство беспричинного страха, падения в бездну, деформаций собственного тела, стихийные бедствия с опасностью утонуть, сгореть в огне, быть заживо погребенным. Злые духи не упустят возможность помучить христианина во сне переживаниями того, чего он больше всего боится, смертью родственников, потерей предметов привязанности, ввергая во сне его душу в скорбь и отчаяние. Если сон является прообразом смерти, то ночные страхования – прообразом адских мучений.

Бесы пытаются во снах пророчествовать о будущем, предсказывают скорую кончину нам и нашим близким, показывают в неприглядном виде знакомых, в том числе священнослужителей и даже духовника, являются в виде усопших родственников. Во сне они показывают нашей душе соблазнительные картины и через это вовлекают ее в блуд, тщеславие, гнев, жадность, неприметным образом взращивая эти страсти и оскверняя душу.
«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание ».

Возникает вопрос: «Надо ли исповедовать грехи, сделанные во сне? » Если наяву душа занята главным образом помыслами, то во сне их место занимают образы. Появление помысла не считается грехом до тех пор, пока душа не примет его.
Так же и появление образа, даже греховного, во сне — грехом не является. На этом этапе мы являемся пока только зрителями, искушаемыми бесовской приманкой.
Но как только сонная душа с желанием повлечется к предмету соблазна, как мы вдруг превращаемся из зрителя в участника сценария, а душа оскверняется соответствующей страстью и нуждается в покаянии. В первую очередь сказанное касается блудных грехов. Однако грех, соделанный во сне, когда рассудок бездействует, нельзя приравнивать к греху, совершенному в обычном состоянии. Не следует даже пересказывать содержание этих снов на Исповеди, но только сказать, что, сверх прочих грехов, согрешили нечистыми и блудными сновидениями. Епитимия за них, как правило, не назначается.
Но после блудных сновидений, в которых мы были не только зрителями, но и участниками сценария, желательно сделать несколько земных поклонов и прочитать молитву от ночного осквернения из Канонника или Молитвослова.

Отходя ко сну, рекомендуется осенить помещение на все стороны крестным знамением с молитвой «Да воскреснет Бог…» или с тропарями «Иже Крестом ограждаеми…» Эта простая мера намного уменьшит бесовские искушения во сне. Той же цели служит древний христианский обычай спать одетым в нижнее белье.

А сейчас мы переходим к самому важному. Оказывается, и во сне душа может сопротивляться бесовским искушениям. Например, не принимать соблазнительных образов, если имеет к ним неподдельное внутреннее отвращение не по действию рассудка, а по действию чувства. В этом случае душа остается по отношению к таковым «картинкам» безучастным или неприязненным зрителем.
Я уже упомянул о том, что рассудок во сне может действовать кратковременными вспышками. Нередко верующий человек во время бесовского страхования во сне вдруг вспоминает о молитве, причем происходит это не только со святыми, но и с обычными верующими людьми, особенно, если в бодром состоянии они дали себе установку на совершение молитвы и крестного знамения во сне. Такая установка может возникать и непроизвольно при чтении историй из жизни св. Отцов, которые пользовались этими средствами против злых духов.
Если осенить то, что нас пугает, крестным знамением с молитвой «Во Имя Отца, и Сына, и Св. Духа» или «Во Имя Господа нашего Иисуса Христа», то предмет страхования обычно исчезает, если не с первого раза, то с третьего или четвертого, или же наступает пробуждение. Иногда внутри сна при этом чувствуется, что рука для крестного знамения не поднимается, ее приходится поднимать с большим усилием, с помощью другой руки. Если пальцы не сгибаются как нужно, достаточно изобразить Крест всей кистью. Если и это не удается, можно крестообразно дунуть, и даже вообразить Крест умом – он действует в любом виде.
Это средство, однако, не помогает некрещеным и тем, кто имеет на совести неисповеданные смертные грехи. Почему – понятно: через Крест действует сила Божия. Первые еще не вступили в завет с Богом, а вторые – по собственной воле его разорвали. Иногда во сне вспоминаются и другие молитвы: к Богородице, Херувимская песнь, Пасхальные песнопения, строчки из Псалмов, и они тоже помогают противостоять врагу.

Появление во снах страхований и бесов в их собственном виде, а также в образах змей, нечистых животных и чудовищ, а вслед за ними и зрелищ адских мучений — обычное явление в жизни каждого усердного христианина, не равнодушного к своему спасению. Они не содержат в себе опасности впадения в прелесть, но активизируют духовную жизнь, укрепляют в вере, побуждают к усердной молитве, уверяют в силе крестного знамения. Такие сновидения уже нельзя считать рядовыми снами.
Душа при этом переходит в особое состояние – состояние видения. Оно характерно тем, что тело пребывает в состоянии сна, а сознание начинает работать очень ясно.Виденное остается в памяти на долгие годы, часто на всю жизнь, оставляя сильное впечатление, тогда как обычные сны «пустопорожни и беспорядочны», и мы утром не всегда можем их вспомнить.

Состояние видения не следует смешивать с пограничным состоянием, которое бывает иногда при пробуждении: тело продолжает спать, а сознание начинает проясняться. Мы фрагментарно слышим и понимаем окружающее, но не можем пошевелиться. Однако при этом нет никакого объекта видения. Не смотря на странные ощущения, ничего, относящегося к духовной жизни, это состояние в себе не несет и значимых впечатлений после себя не оставляет.

Переход в состояние видения происходит легче во сне, чем наяву, поэтому неудивительно, что пророкам видения приходили большей частью во время сна. Сны пророка Даниила, Иосифа Прекрасного, праотца Иакова, а также фараона, хлебодара, виночерпия и Навуходоносора хотя и называются в Писании снами, фактически были видениями. Видения бывают разной силы. То, что видим мы, едва отличается от простого сна и относится к самому низшему их разряду. Различаются видения и по своему происхождению. Они могут быть от Благодати и от демонов. Видеть злых духов в их гнусном облике в некотором смысле есть дар Божий, так же, как даром Божиим является простое зрение, с помощью которого мы видим и плохое и хорошее. При всей своей пугающей безобразности и ужасности, эти видения соответствуют истине и дают нам возможность правильного поведения и верной оценки происходящего.

Намного опаснее сны с участием Господа, Божией Матери, ангелов или святых. Эти видения могут быть вызваны демонами и содержать в себе ложь. Настоящих небожителей мы не видели, поэтому нам трудно опознать подделку. При этом возникает и недоумение: можно ли осенять их крестным знамением, как бесов? Вдруг они настоящие, и наше действие будет выглядеть как оскорбление?
В этом случае крестным знамением с молитвой нужно осенить самого себя, а явившегося попросить прославить Святую Троицу. После этого бес уже не сможет причинить нашей душе вреда, хотя события могут развиваться по-разному.
Видения, вызванные демонами, старец Паисий Афонский метко назвал «бесовским телевизором». Нужно быть твердо уверенным, что Господь, Божия Матерь, Ангелы, хотя и заботятся о всех христианах, но новоначальным не являются.
Новоначальным это неполезно, в первую очередь, по причине их неконтролируемой гордости. Сколько лет потребуется неофиту, чтобы заметить свою гордость, понять ее глубину, найти средства борьбы с ней и загнать ее хоть в какие-то рамки? Подобные явления бывают как единичные исключительные случаи при обращении человека к вере или при чудесном спасении его от смертельной опасности.

Перешедшие в Православную веру из других религий зачастую не хотят признавать себя новоначальными, но считают свое христианство продолжением того, чем они занимались раньше. Это глубоко ошибочно. Православие не соединимо ни с какими другими религиями, поскольку считает их заблуждениями и ересями. Единственность истинной веры и истинной Церкви являются догматами Православного христианства. Истина же не может быть продолжением заблуждений. Таким людям надо начинать свой путь с самого начала, то есть с приходского храма, а не с монастыря. И чем больших «успехов» они успели достичь в прежней религиозной практике, тем труднее им придется в христианстве.

Благодатные видения не зависят от воли человека. И напротив: те видения, которые вызываются по собственному желанию – не благодатные. Следует крайне осторожно подходить к духовным явлениям, не сопровождавшимся молитвою и крестным знамением. Видения, которые мы не решаемся однозначно приписать демонам, надо «не принимать и не отвергать», откладывая окончательное суждение о них на будущее.
Во многих книгах о духовной жизни мы встречаем указание «не верить снам». Что же это означает?
Не верить снам значит не руководствоваться ими в жизни, не строить по ним отношения с ближними, не искать в них пророчества о будущих событиях, хотя бы сновидения иногда и исполнялись. Исполнение сновидений не является безспорным доказательством их благодатного происхождения, это может происходить и по действию бесовскому. Но в то же время по снам мы можем верно судить о живущих в нас страстях, изучать воздействие на себя падших духов.

«Сновидения можно считать свидетелями о нравственном нашем состоянии, которое в бодрственном нашем состоянии не всегда видится. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны: душа там бывает игралищем греха. У человека, обратившегося на путь спасения и стремящегося к очищению сердца, сны бывают и хорошие, и плохие, в зависимости от того, какое качество преобладает в его душе или с каким настроением он уснет».

По тому, часто ли нам снятся храмы, богослужение, священнослужители, священные предметы, часто ли мы вспоминаем во сне о молитве, сопротивляемся страстям и ощущаем себя во сне верующим человеком, можно судить о том, насколько глубоко мы прониклись церковной жизнью. Именно сны часто открывают нам глаза на живущие в глубине нашего сердца грехолюбие и маловерие, которые в бодром состоянии мы прячем не только от посторонних, но и от самих себя.

Частым гостем в сновидениях верующего человека, наряду с блудным бесом, является бес богохульный. Он показывает нам в извращенном виде то, что связано с Богом и Церковью. Например, мы видим во сне храмы без крестов или зайдя в храм, попадаем в кинотеатр, на иконах вместо ликов святых видим страшные рожи. В таком сновидении все люди могут свободно заходить в алтарь, хор — петь современные песни, богослужение вместо священника совершать пономарь и т. д. Более того, демон устраивает во сне ситуации, вынуждающие нас отречься от веры. Во сне мы можем даже претерпеть мучения за веру.

К хульным сновидениям относиться нужно так же, как и к хульным помыслам, то есть не считать их своими. Необходимость в покаянии при этом зависит от того, зрителями хулы мы были или участниками. В последнем случае на Исповеди надо покаяться в хульных снах, не пересказывая, однако, их содержания. Духовнику же можно и нужно рассказывать все, что мы считаем важным и о чем он спросит, без утайки.

Справедливо мнение, что бес не может подделать изображение Креста, но касается это только Креста правильной формы и пропорций. Искаженные же и перевернутые кресты у него хорошо получаются. Поэтому если в видении мы видим крест, его надо хорошенько рассмотреть. Дав заранее себе такую установку, мы можем надеяться, что различим подделку. Если же мы Крест не рассмотрели, но просто помним, что он был, — это еще не говорит об истинности видения.

Как мы уже отмечали, сон – время особого влияния на нас падших духов. Телесные силы после ночного сна восстанавливаются, душа же бывает наутро весьма расстроена демоническими воздействиями. Ее надо привести в порядок с помощью утренней молитвы, а потом уже приниматься за дела. Состояние души сразу после пробуждения относится к состояниям повышенной внушаемости, когда молитва глубоко входит внутрь нас и оказывает действие в продолжение всего дня.
Подобным же образом воздействуют в это время мысли греховные и суетные. Поэтому опытные делатели молитвы советуют сразу после подъема, прежде утреннего правила, уже во время умывания и утренних процедур, начинать читать Иисусову или другие краткие молитвы.

Сказанное в этой главе относится отнюдь не к подвижникам благочестия, которые уже живут по законам Духа, а к современным православным христианам. Для новоначальных, которые не имеют духовной рассудительности, сны, в целях безопасности, лучше оставлять без внимания и забывать их, по совету Феофана Затворника и свт. Игнатия Брянчанинова. Однако вовсе не замечать снов едва ли возможно, если мы проводим в этом состоянии третью часть своей жизни.
В Молитвословах для очищения от «нечистых привидений диавольских» назначена покаянная молитва. Зачем бы это было нужно, если сны не имеют вовсе никакого значения? Наконец, некоторые сны независимо от нашего желания производят столь сильное впечатление, что их невозможно забыть годами.

Свт. Феофан и свт. Игнатий включили главы о жизни души во время сна в свои духовные произведения, очевидно полагая, что вопрос этот немаловажный. Надо думать, что сведения по этой теме они получали не только из творений других авторов, но и из собственных наблюдений за этим состоянием.

Игумен Борис (Долженко) «К ТИХОМУ ПРИСТАНИЩУ»
Православный Вестник «Русь-Фронт»

Дата публикации или обновления 01.05.2017

  • К оглавлению книги «О том, как грех вызывает наказание» - Что такое зло .
  • IV. Образы воздействия злых духов на людей.

    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы.

    «Диавол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов , - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что незащищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он - или глубочайшая тьма (явное зло), или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью». О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и святой апостол Павел , говоря, что сам сатана преобразуется во ангела светла, не велие убо, аще и служителие его преобразуются яко служителие правды, имже кончина будет по делом юс (2 Кор. 11,14-15).

    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы.

    Демоны могут убивать людей (Тов. 3, 8), наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом).

    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.

    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию свт. Игнатия Брянчанинова, «газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие (Лк. 8, 30)». Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, «бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; [это происходит] наподобие явлений, бываемых от вина, лихорадки или черезмерного холода». Но нашу душу он не может сделать своим вместилищем. «Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперед их умами и помышлениями.

    Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых и, наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении». Об этом же говорит и свт. Григорий Богослов : «Диавол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления» (Иак. 4,7). Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.

    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия вниде сатана во Иуду (Лк. 22,3) не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть сребролюбия сатана сначала проник в душу ученика (Ин. 12,6), потом полнее овладел его сердцем (Ин. 13, 2) и наконец решительно вселился в него (Ин. 13,27). Здесь яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти сребролюбия.

    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путем привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействуя на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающей им всецело. «Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, [злые духи] представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят».

    В православной аскетике даже имеются специальные термины для обозначения воздействий, оказываемых духами злобы на душу человека. Это «помыслы», или образы, подымающиеся из низших областей души, из подсознания, затем - «прилог», не то чтобы «искушение», а наличие посторонней мысли, пришедшей извне и введенной враждебной волей в сознание. «Это не грех, - говорит св. Марк Подвижник, - но свидетельство нашей свободы». Грех начинается лишь при «сочетании», при прикреплении ума к привходящей мысли или образу, или, вернее, он - некоторый интерес или внимание, указывающее уже на начало согласия с вражеской волей, ибо зло всегда предполагает свободу, иначе оно было бы лишь насилием, овладевающим человеком извне.

    Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда диавол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божий, при этом извращая их смысл (Быт. 3,1). Так обольстил он супругу Иова, научив ее излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога: «Рцы глагол некий (похули) ко Господу и умри» (Иов. 2,9), - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил диавол и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлек в пропасть зла.

    Однако необходимо отметить, что при борьбе с нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, «вставании, сидении, поступи, взоре усматривают - льстивным весь день поунахуся (Пс. 37,13) - наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти» (св. Евагрий монах). Вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: «Диавол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией; но по телесным движениям уловляет он думы. Увидит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием, и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению». Подвигоположник Христос Бог уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.

    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться еще и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет прп. Нил Синайский: «Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами». Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т. п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.

    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побежден силой Христовой.

    Евагрий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что «одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается; но не все вместе возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого». О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: «На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие», - но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.

    Демоны имеют своеобразную «специализацию», находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать ее в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы «созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею», то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нем энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и еще одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.

    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей.

    Господь попускает проявиться злой воле демонов, так как Он не нарушает свободы ни одного из разумных существ. Вместе с тем Он всегда ограничивает пагубные действия духа злобы, направляя их к благу людей. Тогда как после обольщения прародителей диавол все более и более распространял свою власть и господство над людьми, Господь, со Своей стороны, подготовил все к тому, чтобы совершенно поколебать и ниспровергнуть эту власть, что и было совершено пришедшим на землю Сыном Божиим, Который, разрушив царство диавола, основал Свою Святую Церковь. Истинно верующим Он даровал силу противиться духам злобы и господствовать над ними. «Что Христос родился для сокрушения демонов, - писал св. Иустин, обращаясь к язычникам, - это и теперь вы можете узнать из того, что происходит перед вашими глазами. Ибо многие из наших, из христиан, исцеляли и ныне еще исцеляют множество одержимых демонами и во всем мире, и в нашем городе, заклиная именем Иисуса Христа, распятого при Понтии Пилате... тем побеждают и изгоняют демонов, овладевших людьми».

    Ведя с верующими во Христа постоянную и ожесточенную брань, дух злобы, однако, никогда не насилует человеческой свободы, прибегая к чарующим обольщеньям и лукавым советам и убеждениям. Потому с помощью благодати Божией христианин может с успехом отражать все вражьи нападения через сердечное призывание имени Иисусова, крестное знамение, от которого трепещут демоны. При упорной бесовской брани бывают необходимы молитва и пост, которые поддерживают и подкрепляют силы души, а также духовное бодрствование (борьба с греховными помыслами), при котором духовному борцу легче бывает подметить все искусительные диавольские ухищрения и вовремя их отразить. Сам Спаситель преподал правило, как изгонять злых духов: Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29).

    Искушения диавольские Господь попускает, во-первых, для посрамления же и уничижения ди-авола и, во-вторых, для испытания и укрепления воли в добре Своих последователей. Подвижники в борьбе с бесовскими искушениями приобретают духовную опытность, познают свои духовные недуги и, врачуя их, совершенствуются в добре. «Человеколюбец Бог, - пишет свт. Василий Великий, - употребляет жестокость демонов к нашему уврачеванию, подобно тому как мудрый врач употребляет яд ехидны к излечению больных». Свт. Иоанн Златоуст же по этому случаю говорит следующее: «Если кто спросит, почему Бог не уничтожил древнего искусителя, мы ответим, что это Он сделал не по чему-либо иному, как по великой попечительности о нас. Ибо если бы лукавый овладевал нами насильно, то тогда бы этот вопрос имел некоторую основательность. Но так как он не имеет такой силы, а может только к себе склонять нас, тогда как мы можем и не склоняться, то для чего ты устраняешь повод к заслугам и отвергаешь средство к достижению венцов?.. Бог для того оставил диавола, -чтобы те, которые уже побеждены им, низложили его самого, а доблестные имели случай к обнаружению своей (твердой) воли... Диавол зол для себя, а не для нас: потому что, если мы захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли и желания, в чем и открывается особенное чудо и необычайно великое человеколюбие Божие... Когда лукавый устрашает и смущает нас, тогда мы вразумляемся, тогда познаем самих себя и тогда с большим усердием прибегаем к Богу». По святому Иустину, Бог ради христиан «медлит произвести смешение и разрушение Вселенной, так, чтобы не было уже более злых ангелов или демонов», конец пагубной деятельности которых будет окончательным осуждением злых духов на вечные адские мучения.

    Жертвоприношения. Как считает свт. Василий Великий: «Всем идолам, которым язычники воздают поклонение, невидимо сожительствуют и соприсутствуют некоторые демоны, находящие наслаждение в нечистых жертвах».

    Ясно обнаруживается власть демонов над статуями, им посвященными, содержанием повествования, которое мы читаем в книге Царств (1 Цар. 5,2-3). Иноплеменники захватили кивот Господень и поставили его в храме своего бога Дагона. Войдя наутро, обнаружили статую Дагона падшею на свое лицо. Изваяние, видимое для всех, был Дагон; упавший же на свое лицо был демон, ниспровергнутый славою, окружавшей кивот Божий. Он-то и пал на лицо свое, а с собою ниспровергнул и опрокинул видимую вещь.

    По этой причине употребляющие в пищу идоложертвенное признаются участниками трапезы демонов (1 Кор. 10,21).

    Как видим из вышесказанного, князь века сего не только невидимо, помыслами пленял людей, но и вступил в явное общение с ними, делая провещания из идолов. В этом ему помогали такие явные злодеи, какими были известные из истории Ианний и Замврий и другие волхвы, жрецы, астрологи и чародеи. Заблуждение людей поддерживалось ими чудесами и прорицаниями бесовскими.

    Мятежные и враждебные власти охотно и поспешно исполняют таковые служения для того, чтобы умножить число участников своей погибели.

    Кроме того, за ложные чудеса, ими творимые, люди приносили им жертвоприношения, столь любимые бесами, и воздавали им божеские почести, теша тем самым сатанинскую гордость.

    Общение со Христом освобождает верующих от власти диавола, но это только при совершеннейшей вере; а так как совершенство достигается не всеми, то власть диавола в мире продолжается над несовершенными по мере их страстности, а равно и над неверующими во Христа. Таким образом, лишь верующим дарована возможность освобождения от власти диавола в результате крестных заслуг Спасителя. Возможность эта осуществляется по мере и степени веры и нравственного усовершенствования человека. Вот почему, хотя победа Христа над князем мира и совершилась фактически смертию и воскресением Христа, Церковь Христова, во временном и постепенном развитии ее в мире, есть еще Церковь воинствующая и будет таковой до кончины мира и Страшного суда.

    В силу искупительных заслуг Иисуса Христа мы можем побеждать диавола. Влияние его на людей ослаблено, особенно на тех, кто распинается Христу «со своими страстьми и похотьми». Только посредством греха и страстей бесы льнут к душе, и она, пока во грехе, бывает ослеплена ими. Св. Григорий Нисский говорит: «Когда естество наше впало в грех, наше падение Бог не оставил Своим Промыслом, но в помощь жизни каждого приставляет некоего Ангела, из приявших бесплотное естество, но с противной стороны, растлитель естества ухищряется на то же посредством некоего лукавого и злотворного демона, который бы вредил человеческой жизни. Человек же, находясь среди Ангела и демона, сам собою делает одного сильнее другого, свободной волею выбирая учителя из двух. Добрый Ангел предуказывает помыслам блага добродетели, а другой показывает вещественные удовольствия, от которых нет никакой надежды на благо».

    Как видим, конечный выбор добра и зла всегда остается за самим человеком. И в случае принятия стороны Ангела света христианин легко побеждает падшего духа. Святые отцы и учители Церкви указывают нам следующие средства для борьбы с диаволом: веру, слово Божие, призыв имени Христа Спасителя нашего, страх Божий, смирение, трезвение, молитву, крестное знамение. Эти средства каждый христианин может непосредственно употреблять в борьбе с демонами; существуют же еще и такие, которыми можно воспользоваться через священнослужителей; это покаяние с Причащением Святых Христовых Тайн и заклинания, читаемые над страждущими от нечистых духов. «Когда молитвенники (молящиеся христиане) мужественно переносят искушения, каются в своих грехах, благодушно терпят оскорбления, пребывают в молитвах, - свидетельствует прп. Иоанн Карнафский, - то бесы мучатся, терзаются и плачут, но людям это не дано видеть, чтобы не надмились». Молитва, способствующая излиянию благодати Святаго Духа на человека и связывающая его с Богом, жжет бесов и, не терпя огня благодати, с воплями они отбегают от молящегося. Вот почему при любом искушении необходимо вставать на молитву, дающую нам помощь Божию, с которой мы непобедимы.

    Так же как и духи имеют влияние на вещество, так и вещество имеет влияние на духов. В церковной практике известно отгоняющее действие ладана на злых духов. Также отмечено благодатное действие святых мощей, чудотворных икон и даже одежд святых, присутствия которых не выносят злые духи. Все это связано с благодатью, от них исходящей и пожигающей демонов.

    Известно, что святые подвижники еще в земной жизни получали власть над нечистыми духами. Так, в житиях св. Андрея, мц. Иулиании и св. Антония Великого читаем о том, что они даже подвергали биению злых демонов. Жития святых исполнены свидетельств о победе преображенного человека над нечистыми духами.

    УЧЕНИЕ О ПАДШИХ ДУХАХ СОГЛАСНО СВЯЩЕННОМУ ПИСАНИЮ И СВЯТООТЕЧЕСКОМУ ПРЕДАНИЮ

    1. Ангелы, причины их создания и назначение.
    Падшие ангелы, или, как еще называют падшие духи, демоны, бесы, относятся к роду Ангелов и несут в себе все свойства, присущие ангельскому естеству. Поэтому прежде чем говорить о падших духах, их природе и свойствах, необходимо выяснить изначальную сущность ангельской природы, причины их создания и назначение.
    По определению св. Афанасия Великого, Ангелы – существа живыя, разумныя, бесплотные, способные к песнопению, бессмертные.
    Святитель Дмитрий Ростовский указывает, что Ангелы сотворены по образу и подобию Божию, как впоследствии сотворён человек.Согласно св. Игнатию Брянчанинову, образ Божий в ангелах, как и в человеке, заключается в уме, от которого рождается, и в котором содержится мысль, и от которого исходит дух, содействующий мысли и оживляющий её. Этот образ, подобно Первообразу, невидим, как он невидим и в людях. Он управляет всем существом в Ангеле так, как и в человеке. Ангелы суть существа, ограниченные временем и пространством и, следовательно, имеющие свой наружный вид.
    О причинах создания Ангелов св. Григорий Богослов в слове на святую Пасху говорит: "Благость Божия не удовлетворилась созерцанием. Самой Себя: долженствовало Ей излить и распространить благо, чтобы многие сделались причастниками благости, а это свойственно величайшей благости. Она, во-первых, измыслила Ангелов и небесных духов. Мысль была делом, которое производилось Словом, совершалась Духом. Таким образом, сотворены вторые Светы, служебные первому Свету...Непрестающим ликом песнопевцев они окружают первоначальную Причину или приносят нечто большее, по способности к тому, нежели песенное славословие, осияясь чистейшим светом, разнообразно озаряясь им, соответственно или естеству своему или чиноначалию".
    Согласно Церковному Преданию, наиболее ярко выраженному в труде св. Дионисия Ареопагита "О небесной иерархии", чины ангельские разделяются на три иерархии: высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшею входят: Серафимы, Херувимы, Престолы. Среднюю ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы, Власти. В низшую входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Все чины небесных сил носят общее название Ангелов по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Таким образом, тайны Божии идут по нисходящей иерархии от Серафимов к Ангелам, причем каждая последующая иерархия посвящается только в те знания, которые способна вместить на данном уровне своего духовного развития.
    Само же слово "ангел" в переводе с греческого означает - посланник. Это название Ангелы получили от характера своего служения, направленного Всеблагим Богом на спасение рода человеческого. О чём и свидетельствует апостол Павел, говоря: "Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?" [Евр.1, 14]. По мнению св. Григория Богослова: "...будучи служителями воли Божией, не только по естественной способности, но и по обилию благодати, они переносятся на все места, и всем соприсутствуют повсюду, как по быстрому исполнению служения, так и по легкости естества".
    Впрочем, по свидетельству св. Игнатия Брянчанинова{1}, не в одном содействии спасению рода человеческого заключается служение Ангелов, но от этого служения они получили название среди людей и это название дано им Святым Духом в Священном Писании. Время сотворения Ангелов точно не указано в Священном Писании, но по учению, принятому Святой Церковью, сотворение Ангелов предшествовало сотворению вещественного мира и человека.

    2. Дьявол, падшие духи и причины их падения.
    До того времени, пока диавол был ангелом светлым и святым, он обитал на небе. На небе совершилось несчастное превращение, и многочисленное собрание ангелов отделилось от святого сомна небесных сил, соделалось собранием мрачных демонов, имея во главе падшего херувима. Увлечены в падение и погибель многие из высших ангелов, из господств, начал и властей [Ефес. 6, 12]. Вот что об этом говорит св. Кирилл Иерусалимский: "Итак, первый виновник греха и родоначальник зол есть дьявол. Не я говорю это, но Господь сказал: "Потому что сначала дьявол согрешил" [Иоанн. 3. 8.]. Прежде него никто не грешил. Согрешил же он не от природы – по необходимости, получив наклонности ко греху; иначе вина греха падала бы опять на Того, Кто устроил его таким. Напротив того, будучи создан благим, по собственному произволению сделался диаволом, от дел своих, получив себе имя (диавол в переводе означает – клеветник). Быв Архангелом, впоследствии назван диаволом за клевету; быв добрым Божиим служителем, стал сатаною в полном значении сего имени, потому что сатана значит противник. И это – не моё учение, но духоносного пророка Иезекииля. Он, творя плач о сатане, говорит: "Ты печать совершенства, полнота мудрости и венец красоты. Ты находился в Едеме, в саду Божием" [Иез. 28, 12, 13]. И через несколько слов: "Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония" [Иез. 28, 15]. Весьма хорошо сказано "не нашлось в тебе" не отвне принесено зло, но сам ты породил его. В следующих словах пророк сказал и причину: "От красоты своей возгордилось сердце твоё, от тщеславия твоего ты погубил мудрость твою; за то Я повергну тебя на землю" [Иез. 28, 17]. Согласно также с сим говорит Господь в Евангелии: "Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию" [Лк. 10, 18]. Видишь согласие Ветхого Завета с новым. Дьявол пал и многих увлёк с собою в отступление. Он влагает похотения в покоряющихся ему. От него прелюбодеяние, блуд и всё, что только есть худого. Через него праотец наш Адам изринут и тот рай, который сам собою приносит чудные плоды, променял на приносящую терния землю".
    По ниспадении злых духов с неба в область поднебесную или воздушную [Еф. 2, 2], для них стал вовсе недоступен мир небожителей, и потому все их злостное внимание исключительно обращено на близкую им землю, с тем, чтобы здесь между людьми сеять зло. Зло, таким образом, составляет насущную потребность демонов, которые не о чём не мыслят, кроме зла, ни в чём не находят успокоения или наслаждения, кроме злой деятельности. Чувство добра, как и царствие Божие, ненавистно им.
    Согласно учению св. Игнатия Брянчанинова, "падшие духи снизошли с высоты духовного достоинства; они ниспали в плоское мудрование более, нежели человеки. Люди имеют возможность переходить от плотского мудрования к духовному; падшие духи лишены этой возможности. Люди не подвержены столь сильному влиянию плотского мудрования, потому что в них естественное добро не уничтожено, как в духах, падением.
    В людях добро смешано со злом и потому непотребно; в падших духах господствует и действует одно зло. Плотское мудрование в области духов получило обширнейшее, полное развитие, какого оно только может достигнуть. Главнейший грех их исступленная ненависть к Богу, выражающаяся страшным непрестанным богохульством. Они возгордились над самим Богом; покорность Богу, естественную тварям, они превратили в непрерывающееся противодействие, в непримиримую вражду. От того падение их глубоко, и язва вечной смерти, которую они поражены, неисцелима. Существенная страсть их – гордость; они преобладаются чудовищным и глупым тщеславием; находят наслаждение во всех видах греха, вращаются постоянно в них, переходя от одного греха к другому. Они пресмыкаются и в сребролюбии, и в чревообъедении, и в прелюбодеяниях. Не имея возможности совершать плотские грехи телесно, они совершают их в мечтании и ощущении; они усвоили бесплотному естеству пороки, свойственные плоти; они развили в себе неестественные им пороки несравненно более, нежели, сколько они могут быть, развиты между людьми.
    Падшие духи, содержа в себе начало всех грехов, стараются вовлечь во все грехи людей с целью и жаждою погубления их. Они вовлекают нас в разнообразное угождение плоти и корыстолюбие, славолюбие, живописуя перед нами предметы этих страстей обольствительнейшею живописью".
    Демоны ничего не могут сделать Творцу, который, являясь всемогущим Богом, находится в недосягаемости для всякого воздействия со стороны твари. Поэтому всё свою злобу они обратили на человека, являющегося образом Божиим и, зная, что Господь любит Своё создание, стремятся, как можно больше навредить предмету Его любви.

    3. Внешний вид, телесный состав и свойства падших духов.
    Святой Макарий Великий говорит, что ангелы имеют образ и вид, подобно как душа имеет свой образ и вид, и что этот образ, наружный вид, как ангела, так и души, есть образ и вид внешнего человека в его теле. Тот же угодник Божий замечает, что ангелы и души, хотя и очень тонки по существу своему, однако при всей тонкости своей, всё же тела. По данным св. Игнатия Брянчанинова: "...они тела тонкие, эфирные, так как напротив, наши земные тела очень вещественны и грубы... Ангелы, подобно душе, имеют: члены, голову, очи, уста, перси, руки, ноги, волосы – словом, полное подобие видимого человека в теле. Красота добродетели и Божия благодать сияют на лицах святых Ангелов; отчаянная злоба составляет характер падших ангелов; лица их похожи на безобразные лица злодеев и преступников между людьми". Демоны исказили себя уничтожением в себе добра, рождением и развитием в себе зла. Это отразилось и на их внешнем виде. По этой причине Писание называет их зверями, а главного из них змеем [Апок, 12, 9]. "Не предаждь зверем душу исповедующуюся Тебе" [Пс. 73, 19]. "Естественный вид их ужасно страшен и неблаголепен, так видел Иов дьявола безобразным чудовищем, и изобразил его страшною живописью слова" [Иов. 39-42].
    Св. Писание указывает, что демоны имеют те же чувства, какие имеет человек: зрение, слух, обоняние; оно приписывает им способность говорить; падшим духам приписывает недостатки падшего человечества, немоту и глухоту. Сам Господь назвал одного из демонов глухим и немым. "Дух глухой и немой, - сказал ему Господь, - Я тебе повелеваю" [Марк. 9, 25], и глухой дух, не слышавший голоса св. Апостолов и не подчинявшийся их повелению, услышал голос Бога, и немедленно, страшно мучаясь и мыча, исполнил повеление Божие. При другом исцелении человека, одержимого бесом, Евангелие говорит, что этот бес был нем [Лук. 11, 14].
    Вещество, из которого состоят духи, гораздо более тонкое, чем вещество тела человеческого, именно по этой причине, по мнению св. Игнатия Брянчанинова, "духи в своих действиях гораздо свободнее, в способностях гораздо развитее, нежели люди". В деянии Святых Апостолов указано, что Ангел Господень "восхитил Филиппа" и отнёс его в Азот [Деян. 8, 39-40]. В книге пророка Даниила мы читаем о том, что Ангел принёс пророка Авакума из дальнего места, чтобы тот накормил пророка Даниила, томящегося во рву со львами [Даниил. 14, 31-39].
    Способность быстро преодолевать пространство имеют не только Ангелы, но и демоны. Имеют бесы и возможность переносить с места на место, как грубое земное вещество, так и людей. В Евангелии от Матфея мы читаем, что диавол, искушая Господа Иисуса Христа, взял Его в святой город и поставил на кровли храма, потом взял Его на очень высокую гору [Мф. 4, 1-11]. В житии св. Иоанна, архиепископа Новгородского, написано о путешествии, проделанном им верхом на бесе из Новгорода в Иерусалим и обратно. Причём всё путешествие совершилось во вторую половину ночи, то есть заняло 7
    около 2-3 часов. Это свидетельствует о том, что скорость передвижения падших духов, хоть и очень велика, но далеко не беспредельна.
    Демоны, подобно Ангелам, также имеют способность производить поразительные изменения в видимой природе. В книге Иова мы читаем о том, как под действием диавола огонь, представлявшийся человеческим взорам обрушенным с неба, пожег принадлежащие Иову стада овец вмести с пастухами. Здесь же мы узнаём о том, как в результате манипуляций нечистого духа начался ураган, который разрушил дом, где собрались дети Иова, и они погибли [Иов. 1, 9]. В книге Товита написано о демоне Асмодее, убившем семерых мужей, за которых поочерёдно была выдаваема Сарра, дочь Рагуила [Тов. 3, 8]. Действие духов на вещество посредством вещества нам неизвестного, равно как и многие другие свойства ангелов, изображены в следующей повести Священного Писания. Ангел явился будущему израильскому судье Гедеону и когда тот приготовил жертвоприношение, "Ангел Господень простер конец жезла, который был в руке его, прикоснулся к мясу и опреснокам; и вышел огонь из камня и поел мясо и опресноки; и Ангел Господень скрылся от глаз его" [Суд. 6, 21].
    Как мы видим из этого вышеприведенного, бесплотные духи, сотворённые из более тонкого вещества, чем человек, изначально наделены силами, позволяющими им оказывать мощное влияние на материальный мир; кроме того, они имеют несравненно большие знания об устроении и законах вселенной; владеют средствами, позволяющими преодолевать законы видимого мира.

    4. Местопребывание падших духов.
    Согласно учению Православной церкви, духи имеют своё место пребывания, свои обители, соответственные их естеству и произвольно усвоенным качествам.
    Местом пребывания падших ангелов соделалось поднебесное пространство, которое иначе называется воздухом, земной поверхностью, и бездной или адом.
    По свидетельству св. Игнатия Брянчанинова, "...пространство между небом и землёй, вся видимая нами лазуревая бездна, воздух, поднебесная, служит жилищем для падших ангелов, низвергнутых с неба. В книге Иова падший ангел уже представляется блуждающим в неизмеримом пространстве, поднебесной; он скитался по ней, быстро пролетал её, томимый ненасытною злобою к роду человеческому [Иов. 1, 7]. Св. апостол Павел называет падших ангелов "духами злобы поднебесной" [Ефес. 6, 12], а главу их – князем власти воздушной [Ефес. 2, 2]. Итак, падшие ангелы рассеяны во множестве в воздушном пространстве".
    Пребывание демонов на земле ясно свидетельствуется евангельскими повествованиями, в которых рассказывается об их различных действиях и злодеяниях. Они являются источниками различных болезней и недугов, могут входить в людей и животных и мучить их [Лук. 8, 33; Лук. 13, 16 и т. д.]. Демоны живут и в воде, это видно из учения Православной церкви, которая в день Богоявления Господня, в своих "молитвах на освящение воды" просит Бога об очищении воды то возможного присутствия там падших духов.
    Говоря о непосредственном местонахождении рая и ада, мы считаем уместным привести точку зрения американского подвижника Серафима Роуза. По его мнению, "эти места находятся вне "координат" нашей пространственно-временной системы; авиалайнер не пролетает "невидимо" через Рай, а спутник Земли через Третье Небо, и с помощью бурения нельзя добраться до душ, ожидающих в Аду Страшного суда. Они не там, но в пространстве другого рода, начинающимся непосредственно здесь, но простирающимся как бы в другом направлении". Этот тезис вполне согласуется с 8
    ответом св. Иоанна Златоуста, о местонахождении рая и ада. "По моему мнению, он где-то вне этого мира", говорит святой в беседах на послание к Римлянам .
    В настоящее время местопребыванием для дьявола, главы падших ангелов, служит ад или иначе бездна, тартар, преисподняя, внутренность земли. Предвозвестил это жилище падшему духу св. пророк Исайя: "Во Ад снидеши, сказал он ему, в во основания земли" [Ис. 14,15]. Совершилось предсказанное князю воздушной власти, силою и властию Иисуса Христа. Связал Господь сатану на всё пространство времени между двумя пришествиями Своими, и, как сказано в Апокалипсисе, "низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать" [Апок. 20, 3]. Перед вторым пришествием Господа "сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли" [Апок. 20, 7]. Из жизнеописания святых также явствует, что глава падших ангелов – сатана пребывает во аде, а на земной поверхности и в воздухе действуют бесы под управлением князей своих, то есть падших ангелов из высших чиноначалий. Демоны нисходят во ад для получения приказаний и наставлений от сатаны, доносят ему о своих действиях и о всём совершающимся на поверхности земной. Также в аду, согласно учению Церкви, находятся души грешников, которые претерпевают от демонов лютые мучения. Что полностью согласно со словами Христа: "Идите от меня проклятые в огонь вечный уготованный дьяволу и ангелам его" [Мф. 25, 41].

    5. Образы воздействия злых духов на людей.
    Как уже писалось выше, всю свою злобу и ненависть демоны обрушили на человека, который является образом Божиим. Все их усилия направлены на погубление как можно большего числа душ человеческих. Для чего они употребляют все свои возможности и силы. "Дьявол отовсюду пытает, - говорит св. Григорий Богослов, - высматривает, где низложить, где уязвить и найти, что не защищено и открыто для удара; чем более видит чистоты, тем более усиливается осквернить... Злой дух принимает на себя двоякий образ, раскидывая то ту, то другую сеть: он – или глубочайшая тьма (явное зло) или превращается в светлого ангела (прикрывается видом добра и обольщает умы кроткой улыбкой), почему и нужна особая осторожность, чтобы вместо света не встретиться со смертью". О необходимости особой внимательности и бдительности предупреждает и св. Апостол Павел, говоря, "что сам сатана принимает вид ангела света, а потому невеликое дело, если и служители его принимают вид служителей правды, но конец их будет по делам их" .
    В борьбе с человеком падшие духи воздействуют на его тело, мысленную, чувственную и волевую сферы. О характере воздействия на тело человека мы уже говорили в 3 части данной главы, где наглядно показали, что демоны могут убивать людей, наводить на них болезни и входить в них (то есть завладевать их телом). Последний пункт мы рассмотрим здесь более подробно.
    Демоны входят во внутренность человеческого тела всем газообразным существом своим, подобно тому, как входит в него воздух. Подробное описание этого факта мы находим у Мотовилова в его рассказе о том, как нечистый дух завладел его телом и мучил многие годы.
    Демон, войдя в человека, не смешивается с душою, но пребывает в теле, обладая насильственно душою и телом. По указанию св. Игнатия Брянчанинова, "газы имеют в особом развитии свойство упругости, то есть свойство принимать различной меры объем; очевидно, что и демоны имеют это свойство, по которому множество их может помещаться в одном человеке, как говорит об этом Евангелие" [Лук. 8, 30]. Войдя в человека, по свидетельству св. Иоанна Кассиана, "бесы наводят страшное помрачение разумных чувств души; (это происходит) наподобие явлений, бываемых от 9
    вина, лихорадки или чрезмерного холода". Но нашу душу демон не может сделать своим вместилищем. "Нечистые духи, - утверждает этот же святой, - не иначе проникают в тела одержимых ими, как овладев наперёд их умами и помышлениями. Обнажив умы от одежды страха Божия, памяти о Боге, злые духи нападают на них, как на обезоруженных и лишенных Божией помощи и Божия ограждения, и потому удобно побеждаемых, и наконец, устрояющих в них жилища, как бы в представленном им владении". Об этом же говорит и св. Григорий Богослов: "Дьявол завладеть нами всецело не может никакими способами: если сильно овладевает некоторыми, то только по собственному произволению овладеваемых без сопротивления" [Иак. 4, 7]. Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что непосредственное вселение злого духа в человека происходит только по особому попустительству Господа и зачастую является следствием страстной и легкомысленной жизни грешника.
    Не вселение, а овладение человеком посредством внешнего подчинения сил души его демонической воле наблюдается гораздо более часто, чем беснование. Характерным примером этого может служить Иуда. Слова Евангелия "вошел сатана в Иуду" не следует понимать так, что Иуда сделался бесноватым в полном смысле этого слова. Св. Иоанн Богослов говорит, что через страсть серебролюбия сатана сначала проник в душу ученика [Ин. 12, 6], потом полнее овладел его сердцем [Ин. 13, 2] и наконец решительно вселился в него [Ин. 13, 27]. Здесь мы видим яркий пример постепенного овладения демоном душою грешника посредством всеусиливающейся страсти серебролюбия.
    Одним из главных образов воздействия нечистых духов на людей является воздействие на их мысленную сферу путём привнесения туда различных греховных помыслов. Находясь вне досягаемости для телесных чувств человека, демоны, воздействия на его ум, привносят туда различные мысли, которые индивидуум, не ведущий духовную жизнь, принимает за свои. И если он принимает их и соглашается с ними, то через это становится проводником чужой злой воли, постепенно овладевающий им всецело. "Нередко, - говорит Антоний Великий, - будучи сами невидимы, (злые духи) представляются благоговейными собеседниками, чтобы обмануть подобием образа и обольщенных ими вовлечь во что хотят". Демоны, зная, что люди любят истину, принимают на себя личину правды и этим средством изливают яд в своих последователей. Так обманул некогда дьявол Еву, говоря ей не свои слова, но якобы повторяя слова Божии, при этом извращая их смысл [Быт. 3, 1]. Так обольстил он супругу Иова, научив её излишеству любви к мужу, а отсюда и хуле на Бога, "похули Бога и умри" [Иов. 2, 9], - сказала она, веруя, что за хулу Бога человек немедленно подвергается смерти и тем самым заканчиваются его тяжкие земные мучения. Так обольстил и обманул всех людей, извращая суть вещей, и всех увлёк в пропасть зла.
    Однако необходимо отметить, что при борьбе а нами демоны не знают расположения наших сердец, не могут читать наши мысли, но из слов, какие мы произносим в беседе, из действий внешнего человека при разговорах, "вставании, сидении, поступи, взоре усматривают, согласно мнению Еваргия монаха, - "льстивным весь день поучахуся" [Пс. 37, 13] – наше внутреннее устроение, чтобы во время молитвы омрачать наш ум злыми помыслами, соответствующими расположению страсти". А вот что об этом говорит св. Исидор Пелусиот: "Дьявол не знает того, что у нас в мыслях, потому что это исключительно принадлежит одной силе Божией: но по телесным движениям уловляет он думы. Удивит ли, например, что иной пытливо смотрит и насыщает глаза чуждыми красотами? Воспользовавшись его устроением, тотчас возбуждает такого человека к прелюбодеянию. Увидит ли одолеваемого чревоугодием? Тотчас живо представит ему страсти, порождаемые чревоугодием и доставляет служащее к приведению намерения своего в действие. Поощряет к разбою и неправедному приобретению".
    Подвигоположник – Христос Бог – уравнивает силы борющихся и укрощает свирепую ярость злых духов, которые без попущения Божия не могут искушать людей, как это видно из жизни Иова. Даже войти в свиное стадо бесы сами не во власти, а Господь не попускает искушать им человека свыше его сил. Но в борении подает христианину силы, дающие ему возможность выйти победителем.
    Кроме мысленной сферы, падшие духи могут приражаться ещё и к чувственной и волевой стороне души человека. Вот что об этом пишет преп. Нил Синайский: "Когда завистливый демон не успеет привести в движение память, тогда воздействует на кровь и соки, чтобы через них произвести в уме воображение и наполнить его образами". Воздействуя на тело, бес возбуждает в человеке чувство похоти, ярости, гнева и т.п. Это наглядно видно на примере св. Иустины, в которой бес, насылаемый колдуном, разжигал чувство похоти и сладострастия, но был отогнан молитвой святой.
    Воздействуя на волевую сферу души человеческой, демон как бы лишает человека сил, энергии, способности к решительным действиям и всякому действию вообще, но опять же при молитве отходит, будучи побеждён силой Христовой.
    Еваргий монах пишет, что бесы различаются по степени зла и сил, выполняя различные служения. Это подтверждает и св. Иоанн Кассиан, говоря, что "одни из них услаждаются нечистыми и срамными похотьми, иные любят богохульство, иные гнев и ярость, иные утешаются печалью, иные тщеславием и гордостью, - и каждый ту страсть в сердца человеческие всевает, какою сам собственно услаждается, - но не все вмести возбуждают страсти, а попеременно, смотря по тому, как требует время, место и приемлемость искушаемого". О духовной невидимой брани свидетельствует тот же подвижник: "На новоначальных и немощных нападать пускаются слабейшие духи, а когда эти побеждены будут, тогда посылаются сильнейшие", но это происходит по мере умножения духовных сил воина Христова.
    Итак, как мы видим, демоны имеют своеобразную "специализацию", находясь во зле, имеют некоторую свободу, потому что могут из многих зол выбирать одно, наиболее для них приятное. Этой страстью они и живут, стараются разжигать её в человеке, через то получая доступ к его душе и телу. Кроме того, вполне допустимо предположить, что бесы могут питаться и усиливаться за счет трансформируемой в страстном услаждении энергии человека. Если, по словам св. Иоанна Дамаскина, Ангелы "созерцают Бога, насколько для них возможно, и имеют это пищею", то демоны, для которых созерцание невозможно, видимо, могут получать энергию косвенным путем, через человека, приспособляя его энергетику для своего питания. Для этого они вначале должны уподобить человека себе, через то получив доступ к его душе. Человек страстный и грехолюбивый является для падших духов превосходной питательной средой. Раздувая в нём энергию страстей, пожирающую его жизненные силы, демон питается и усиливается в такой среде. Кроме того, овладев грешником, падший дух использует его тело как инструмент для получения большего услаждения страстью. Вот и ещё одна причина того, почему человек страстный и грехолюбивый буквально облеплен бесами.
    Одновременно необходимо отметить, что падшие духи могут наделять своих служителей особым демоническим видом энергии, которая позволяет покорным исполнителям воли сил зла неутомимо работать на ниве умножения греха. Но в силу своей деструктивной сущности, лишенные способности к созиданию бесы в конце концов уничтожают и своих последователей...

    Продолжение следует...

    Новость отредактировал Lycanthrope - 28-12-2011, 11:24