Какая освещенность должна быть в квартире. Санитарные нормы естественного освещения в квартире. Обзор энегоэффективных источников света

Свет - это важнейший элемент среды жизне-деятельности человека, управляющий функция-ми его организма, влияющий на обмен веществ и деятельность желёз внутренней секреции. Воздействие освещения на психическое состоя-ние связано с потребностью человека в уравно-вешенном чередовании противоположно влияю-щих на него света и тени.

При выборе освещения и дополнительных принадлежностей вы должны учитывать особенности комнаты. Если вас интересуют освещение в ванной комнате или осветительная арматура для других жилых помещений, пожалуйста, посетите раздел ниже. Мы расскажем вам, как должна выглядеть функциональная подвесная лампа, как сделать установку освещения и как она стоит. Вы также найдете советы, которые помогут вам выбрать лучшую ванную комнату, кухню, освещение в помещении или освещение в гостиной. В нижней части страницы вы найдете соответствующий список тем.

Особая значимость света для человека выдви-гает три основные задачи, которые следует ре-шать при организации искусственного освеще-ния жилых помещений. Первая - это создание зрительного и психологического комфорта: ос-вещение должно обеспечивать наилучшие усло-вия видимости, способствовать предотвращению усталости глаз, сохранению хорошего самочув-ствия и самоощущения, созданию приятной атмосферы для отдыха, чтения, приготовления пищи, другой домашней работы. Вторая связана с функционально-планировочной организацией жилого дома и заключается в оптимальном со-ответствии искусственного освещения назначе-нию каждого отдельного помещения, его функ-циональным зонам, а также изменениям потреб-ностей семьи в разное время суток. Третья задача определяется эмоционально-художественным решением жилища, при котором освещение должно подчеркивать основной композицион-ный и декоративный замысел интерьера и его убранства, придавая им своеобразие и неповто-римость, наделяя качествами, превращающими жилую среду в художественно-выразительное целое.

Хорошо спроектированное освещение обеспечивает правильное настроение в комнате. Свет повышает безопасность здания, подчеркивая его ведущий стиль дизайна. Текущее предложение настолько велико, что мы можем легко найти освещение в комнате, спальне, ванной или кухне. Ниже вы узнаете, какое решение лучше всего подходит для ваших конкретных потребностей.

Выбор освещения для кухни - дело не простое. Это одна из комнат с высокими требованиями к освещению. В каждой кухне потолочное освещение будет хорошим. Мы можем поставить их в центр расположения, обеспечивая даже освещение в помещении. В больших кухнях, по крайней мере, две точки освещения будут работать хорошо. Элегантная потолочная лампа может быть установлена ​​непосредственно над обеденным столом. Это обеспечит вам приятную еду, одновременно улучшая декор комнаты. При проектировании двух источников освещения, давайте просто сделаем их работающими независимо друг от друга.

Лучи искусственного света, попадая на раз-личные поверхности в интерьере, освещают их неравномерно: одни их части получают больше света, другие меньше, третьи совсем не получа-ют. Сила освещения поверхности зависит от силы источника света и от того, под каким углом эта поверхность находится по отношению к источ-нику света. Сильней всего освещаются поверх-ности, на которые падают перпендикулярные лучи. Чем сильней наклон лучей, тем меньше их падает на поверхность, тем слабее она освещена. Кроме того, сила освещения изменяется в зави-симости от расстояния: чем дальше источник света, тем слабее освещена поверхность и тем менее проявляются качества предмета. Замечено, что внимание глаз привлекают не столько высокие яркости, сколько сопутствую-щие им контрасты. Глаз как бы "охотится" за ними. Сопоставление темного поля со светлым управляет зрением и определяет последователь-ность восприятия окружающей среды. Следова-тельно, свет может использоваться как средство, позволяющее, создавая неравномерную освещен-ность в помещении, задавать меру восприятия той или иной формы: ее зрительную четкость и выявление или уплощение, или же деформацию. Соседство света и темноты естественно и будит ассоциации с природой, поэтому средство "свет - тень" незаменимо для создания живого, как бы пульсирующего пространства. Оно позволяет в живописных нюансах выявлять пластику про-странства, делать ее более выразительной, выде-ляя или смягчая те или иные элементы, их контуры, объемы, цвет и рельеф поверхности, структурное строение материала. С помощью правильно организованных световых эффектов игра света и тени, бликов, рефлексов и полуте-ней дает нам ощущение богатства и разнообра-зия обстановки.

Освещение в ванной комнате

Зажигание одной потолочной лампы над столом приведет к спокойному, спокойному настроению в интерьере. При необходимости мы также можем осветить комнату вторым источником верхнего освещения. Это сделает всю комнату освещенной, что особенно важно при использовании большего количества людей.

При обсуждении освещения в кухне стоит упомянуть также о светильниках, установленных под шкафами. Потолочное освещение в кухне - очень важный элемент интерьера. Это будет зависеть от комфорта и безопасности приготовления пищи после наступления темноты. Подпольное освещение на кухне должно равномерно освещать всю столешницу и раковину. Интересным решением является использование галогена. Галогенные лампы часто встречаются в мебели, предназначенной для индивидуальных заказов. Их наибольшее преимущество - эффективное освещение столешницы и отсутствие фальсификации цвета.

Различные виды освещения воспринимаются как привлекательные или неприятные, здоро-вые, дающие ощущения жизни, или нет. У света от пылающих дров в камине тот же спектр, что и у солнца. Его лучистое тепло кажется всегда лучше, чем иное другое. Многие любят его, ибо нигде не чувствуешь себя так хорошо, как перед огнем. Комната, освещенная слабой электриче-ской лампой, будет невероятно унылой и мрач-ной, но та же комната станет живой и привле-кательной, если ее освещает гораздо более слабое пламя свечи. Искрящееся колебание ее света при явной недостаточности по яркости обладает тем не менее жизнью, которой мало в механически колеблющемся свете электрической лампы, в особенности, если это флюоресцентная лампа "дневного света" с ее холодным свечением.

К сожалению, этот тип подводного освещения на кухне требует вмешательства в мебель. Галогенные лампы помещаются в предварительно подготовленные отверстия и привинчиваются к шкафу с помощью винтов. Ленты не требуют вмешательства в мебель, и после демонтажа они не оставляют следов.

В последние годы также становится все более популярным скрывать ленты под стеклянной панелью, заменяя традиционные тарелки. Это решение дает очень интересный декоративный эффект. Свет освещает графику на панели, добавляя кухню нетрадиционного характера.

Санитарные нормы освещения: последствия несоблюдения

Салон - особое место, где мы рады провести свободное время. Выбор освещения гостиной позволит уделить особое внимание его размеру и назначению. Светильники комнаты могут эффективно подчеркнуть ведущий декоративный стиль. Кроме того, наиболее важные части комнаты будут освещены и позволят безопасное использование после наступления темноты. Давайте выберем их для персонажа и размера комнаты. Два или трехточечное освещение для гостиной будет хорошо в небольшой гостиной.

Как уже говорилось ранее, цвет в интерьере обладает универсальной силой воздействия: крас- ный - активизирует, синий - успокаивает, зеленый - уравновешивает и т.д. При этом особенно важно полное погружение в цвет, что может дать именно цветное освещение. В тера-пии доказано, что окрашенный свет эффектив-ней действует на человека, чем цветная покраска стен. В окрашенном свете цвет легок и воспри-нимается совсем иначе. С его помощью можно создавать в помещении различную цветовую обстановку, а также настоящие цветосветовые спектакли, компонуя свет с учетом получения разнообразных цветовых сочетаний. Окрашен-ные источники света могут включаться в поверх-ности потолка, стен, плоскость пола, предметы убранства интерьера, например, цветы на столе и др. При этом важно делать их незаметными, чтобы привлекать внимание только к произве-денному ими эффекту.

Общее равномерное освещение

В случае более просторных интерьеров мы уже можем выбирать лампы и люстры с более легкими точками. Давайте посмотрим на мощность источника света. Точки освещения стен также будут хорошим решением. Этот тип освещения комнаты можно использовать с элегантными бранами или маленькими отражателями. Второе решение лучше для направленного освещения. Мы можем осветить самую элегантную часть композиции. Кроме того, мы выставим его после наступления темноты.

Правильное освещение квартиры

Создавая освещение в гостиной, мы также можем использовать преимущества подвесных потолков. Освещение подвесного потолка представит интересный декоративный эффект и дополнительно сделает интерьер более привлекательным. В качестве акцента можно использовать подвесное потолочное освещение. Это также полезно при просмотре телевизора. Это делает его приятным местом для отдыха и хорошего настроения.

Искусственное освещение призвано увеличи-вать суточный период бодрствования человека. В соответствии с этим оно должно быть стабиль-ным, без миганий, "блесткости", "слепимости", не слишком сильным, но достаточным для того, чтобы без зрительного напряжения заниматься необходимыми делами. В зависимости от функ-циональных или эстетических требований оно может быть равномерным или сосредоточенным, а по направленности светового потока - пря-мым, отраженным или рассеянным. Для этих основных приемов освещения разработаны оп-ределенные типы светильников (рис. 1).

Элегантное освещение спальни

Хорошо подобранное освещение спальни обеспечит интересный декоративный эффект, а также позволит комфортно отдохнуть. Основой, конечно же, является верхнее освещение. Давайте выберем их таким образом, чтобы это относилось к выбранному дизайну макета комнаты. Давайте также помнить, что освещение в спальне не должно быть слишком интенсивным или искусственным. Лучше всего проверить здесь лампы, которые дают теплые, близкие к естественным лучам света. Благодаря этому интерьер будет уютным и расслабляющим.

Выбирая освещение спальни, давайте также вспомним о боковом освещении. Таким образом, мы получаем возможность освещать комнату без ослепительных людей, лежащих на кровати. Другим практическим решением является возможность тушения кинотеатра, не вставая с постели. При выборе потолочного и настенного освещения давайте также взглянем на эффективное освещение мебели. Это будет особенно важно в случае большего гардероба или шкафа. Свет должен проникать внутрь мебели, что облегчит их использование. В большинстве случаев нам просто нужен хорошо расположенный потолочный светильник.

По распределению световых лучей различают светильники прямого света, рассеянного, отраженного света. По принципу устройства они могут быть подвесными, пото-лочными, настенными, настольными, наполь-ными, встроенными, пристроенными.

Для того чтобы получить свет прямой направ-ленности, используют светильники с непросвечивающимися абажурами-отражателями. Они имеют белое внутреннее покрытие, которое от-личается наиболее высоким коэффициентом отражения.

Однако большие шкафы или встроенные шкафы могут также иметь дополнительное освещение. Также важно помнить о практическом освещении спальни. Это доступные предметы, которые значительно повышают комфорт вашей спальни. Лампа должна располагаться рядом с головой кровати, на кончиках пальцев пользователя. Это облегчит включение и выключение освещения. Большинство огней помещается в хорошо подобранные ночные столики, где мы поставим самые необходимые предметы.

Функциональное освещение ванной комнаты

В большинстве ванных комнат не слишком много места или особых требований к освещению. Поэтому выбор ламп будет относительно прост. Каждая ванная комната будет иметь хотя бы одно освещенное место. Он должен быть расположен в центральной точке потолка. Таким образом, мы обеспечим равномерное освещение по всему интерьеру. В ванных комнатах традиционные браны не будут работать, но это не значит, что нам нужно оставить настенные светильники. На их месте стоит установить направленные фары. Таким образом, мы поворачиваем световой луч на интересное украшение стен или привлекательную ванну.

Рассеянное светораспределение создают све-тильники, абажуры-рассеиватели которых вы-полнены из молочного или опалового светотех-нического оргстекла, а также осветительные приборы с молочной колбой или же молочные цилиндры.

Отраженный свет дают светильники с непро-зрачными или полупрозрачными абажурами, световые лучи которых полностью или большей частью направлены на отражающие их потолок или стену.

Хорошей идеей является также освещение зеркала. Все зависит от наших индивидуальных потребностей и возможности организовать комнату. Просто помните, что зеркальное освещение не может ослепить пользователя. Естественный цвет не портит цвета и, следовательно, обеспечивает максимальный комфорт.

При создании освещения в ванной комнате вы также можете использовать освещение подвесных потолков. Это даст вам интересный декоративный эффект. Мы можем использовать их для акцентирования определенных пространств. Окончательный эффект зависит только от нашего воображения и дизайнерских предположений.

Располагая различными приемами освещения, следует учитывать ряд особенностей. Направ-ленный прямой верхний свет скользит по по-верхности и выявляет ее пластику. Направлен-ный на акцентное место, он приобретает само-стоятельное активное значение в композиции интерьера. С его помощью высвечиваются те или иные детали, выхватываются из мрака те или иные уголки и предметы или, по мере надобности, погружаются в темноту и высвечиваются снова в ином порядке.

Мы можем использовать их в любой комнате, что дает интересный эффект. Благодаря им мы создадим элегантную, но функциональную систему освещения, которая эффективно украсит наши комнаты. Не имеет смысла связывать их по всему потолку. Лучшим решением является выделение выбранных фрагментов. Давайте выберем самый интересный пункт комнаты, который мы хотим разоблачить. Затем мы сосредоточимся на некоторых дополнительных боковых точках. Таким образом, мы получаем эффективное освещение акцента, которое улучшит декор всей комнаты.

Акцентное освещение может быть синим или даже красным. Все зависит от ожидаемого декоративного эффекта. Выбирая цвет света, обратите особое внимание на его судьбу. Нейтральный цвет не портит цвет, поэтому он обеспечивает более удобное использование оборудования. Поэтому стоит обратить внимание на размещение потолочных и настенных светильников. Как правило, принципы минимализма являются лучшими. В каждом доме и квартире выделяется хорошо продуманный, не светлый источник дополнительного освещения.

Центральное расположение потолочного све-тильника прямого или преимущественно прямо-го света не столько объединит, сколько свяжет весь объем помещения и зрительно его умень-шит, а равномерно рассеянный свет объединит пространство, иллюзорно сделает помещение выше и просторнее.

Отраженное светораспределение хотя и сни-жает экономичность осветительной установки, тем не менее улучшает гигиенические качества освещения, так как уменьшает ослепленность и снижает контраст между светом и тенью. Эффект отраженного света сопровождается множеством рефлексов и создает ощущение необычности среды, мягкая светотень которой равномерно выявляет качества пространства и наполняющих его предметов.

Для большего удобства давайте посмотрим на расположение переключателей освещения. Во многих случаях также можно регулировать интенсивность освещения. В предложениях по продаже мы находим эффективные диммеры. Благодаря им мы сможем легко изменить интенсивность освещения и приспособить их к индивидуальным условиям.

Дом, чтобы стать уютным, требует умело спланированного домашнего освещения как в естественном дневном свете, так и в искусственном ночном освещении. Свет может формировать пространство, изменять его масштаб, а также цвет и текстуру объектов. Достаточное количество дневного света необходимо заботиться на стадии проекта. Остекление, использующее полную высоту или проходящее через два, - это процедуры, которые улучшают благополучие маленьких домов. Интерьеры будут выглядеть более просторно. В больших домах сочетание оконных проемов разных размеров дает вам возможность варьировать освещение интерьеров и освещать те места, которые этого требуют.

В современном жилом доме используются различные виды искусственного освещения: общее, местное, декоративное и комбинирован-ное. Общее освещение дает возможность осве-тить помещение в целом, добиться наименьшего контраста между его освещенными и неосвещен-ными частями. Оно может быть достигнуто одним или несколькими светильниками под потолком, несколькими правильно расположенными на-стенными светильниками, или же теми и други-ми вместе. Однако при этом следует остерегаться равномерного распределения яркого света по всему пространству помещения, т.е. возникно-вения так называемой бестеневой ситуации, при . которой исчезает светотеневая перспектива, скра- дывается его объем, недостаточно выявляется форма предметов, что зрительно затрудняет передвижение: нет отчетливого представления о структуре, величине и взаиморасположении предметов, отсутствие тени не предупредит о пороге или остром выступе. Кроме того, пере-избыток искусственного освещения при его длительном воздействии может вызвать ухудше-ние самочувствия.

Дневной свет вечером, какая лампа необходима

В зданиях за окном города обрамление правой части пейзажа может быть чем-то вроде картины, которая дает вам прекрасный вид на сельскую местность со стула перед камином или из обеденного стола. В современных домах обработка лампы все чаще упоминается как внутренняя отделка. Это скорее то, что есть и что оно освещает. Особенно в маленьких домах, где важно каждый сантиметр пространства, лучше уменьшить количество видимых ламп, так как это следующие объекты, которые «занимают» тонкое пространство. Какая лампа должна быть в комнате?

Местное освещение должно присутствовать в каждом из жилых помещений. Оно особенно удобно там, где каждый квадратный метр имеет свою определенную функцию. Зональный прин-цип решения интерьера требует не столько ос-вещать все помещение в целом, сколько обеспе-чить светом каждую из функционально-простран- ственных зон: отдыха, питания, умственного труда, приема гостей и т.д. Для этого могут использоваться различные виды настенных, на-польных, настольных, висячих, встроенных и пристроенных светильников. Их выбор и разме-щение должны обеспечить оптимальное освеще-ние определенной жилой зоны, исключить воз-никновение таких нежелательных явлений, как бьющий прямо в глаза блеск от источника света или тень, падающая на рабочую поверхность. Это не только неприятно, но и опасно, так как вызывает усталость глаз и серьезные поврежде-ния зрения.

Способы и применение расчёта освещённости помещений

Пусть свет светит незаметно из трещин в стенах и подвесных потолках. Это сделает комнаты более высокими и более просторными. Лучше осветить большие плоскости и отказаться от света деталей, сильных текстур, узоров и цветов. Если мы действительно хотим подчеркнуть свет элемента в интерьере, то не более одного в комнате. Противоположность происходит в больших открытых пространствах. Здесь место для сильных контрастов между тенью и светом. Поместите лампы так, чтобы свет выделял интересные детали, рушится, щели, ниши.

Декоративное освещение служит для привле-чения внимания к чему-то исключительному в помещении (картине, скульптуре, аквариуму с рыбками, цветовой аранжировке и т.п.),подчеркивая световым эффектом его ценные качества. Для этого могут использоваться консольные торшеры, настольные лампы и др.

Комбинированное освещение сочетает в себе в различных вариациях общее, местное и деко-ративное освещение и обеспечивается разнооб-разными осветительными приборами, включая установки, выполняющие две или несколько световых функций.

Решая вопросы искусственного освещения жилого дома, следует учитывать ряд рекомен-даций, разработанных специалистами для каж-дого конкретного жилого помещения. Так общая комната или гостиная как многофункциональ-ное помещение может иметь и общее, и местное, и декоративное освещение. Источник общего света необходим при проведении семейных праздников, приеме гостей, осуществлении убор- ки. Это может быть светильник с двумя - пятью лампами (люстра, потолочный светильник или несколько подвесок). При его эксплуатации можно получать не только интенсивное, но и приглушенное, притемненное освещение, что необходимо, например, для просмотра телепере-дач или снижения контраста между освещенной местным светом зоной и остальной темной ча-стью помещения. В этом случае общее освеще-ние становится дополнительным.

Местное освещение общей комнаты, исполь-зуемое для зон отдыха, чтения и индивидуаль-ных занятий, может быть различным: рассеян-ным - во время общесемейного отдыха, беседы и сконцентрированным - при чтении, вязании и других занятиях, требующих яркого освеще-ния. Для этого над диваном или сбоку от него устанавливается настольная, напольная или на-стенная лампа для бесед и чтения во время отдыха. Рядом с глубоким креслом должен находиться торшер или настольная лампа, расположенные таким образом, чтобы хорошо освещать книгу, вязальные спицы и др. Наиболее оптимально положение напольного светильника позади си-дящего слева от него. Расстояние от абажура светильника до пола должно равняться 125 - 135 см. Настольная лампа может стоять либо слева от книги на расстоянии 50 см от нее, либо перед книгой на расстоянии 40 см.

Кроме того, в зоне отдыха можно предусмат-ривать декоративное освещение, акцентируя внимание отдыхающих на какой-либо наиболее интересной детали интерьера. Освещение жур-нального или чайного столика можно решить с помощью висячей лампы с низким расположе-нием абажура непосредственно над столиком.

Столовая комната (или зона приема пищи в общей комнате) должна иметь как "парадное" освещение - во время праздничного застолья, так и уютное - во время семейных ужинов. Для этого лучше всего использовать подвесные све-тильники прямого света с регулируемой высотой подвески, которые можно опускать на уровень 180 - 140 см от пола. Расстояние от лампы до поверхности стола должно быть не менее 60 см. Число ламп светильника зависит от зоны приема пищи или комнаты,а так же формы стола: над круглым или квадратным оптимален центрально расположенный светильник с одной или несколькими лампами, над овальным или прямоугольным протяжным - светильник, лампы которого расположены вдоль стола по его продольной оси. Уютную обстановку создают горящие свечи в красивых подсвечниках, стоящих на столе,или имитирующие их настольные светильники.

Спальная комната должна освещаться светом, отраженным от потолка или стен. Это могут быть потолочный плафон, торшер, световой поток которого направлен вверх или на стену, а также настенные светильники с той же све-товой направленностью. Над кроватью или сбоку от нее необходим светильник прямого света с регулятором светового пучка или непрозрач-ным абажуром, чтобы освещение не мешало другим членам семьи, находящимся в спальне. Важно иметь возможность расположить свет сзади и немного сбоку (лучше слева) от чело-века, читающего лежа или полулежа. При этом настольная лампа должна находиться на рас-стоянии 55 см от центра книги и 40 см за ней. Если светильник настенный, то его удаленность от книги - до 66 см, а высота от пола - 120 см. Ночник может устанавливаться на при-кроватной тумбочке, спинке кровати или стене. Настенный источник света лучше всего распо-лагать на уровне 70 см от поверхности постели. Угол падения светового потока ночника должен быть переменным, дающим возможность уве-личивать или уменьшать освещенную площадь. Туалетный столик может освещаться настенны-ми или настольными светильниками, которые лучше располагать по обе стороны зеркала, так как при верхнем и боковом свете на лице по-являются резкие тени, что затрудняет космети-ческие процедуры. Над низким зеркалом воз-можна горизонтальная подвеска протяженного светильника.

Рабочая комната должна иметь общее освеще-ние, а также освещение рабочего места. Для этого может быть использован один светильник, совмещающий сосредоточенное и рассеянное светораспределение. Это необходимо для того, чтобы уменьшить контраст между освещенной поверхностью рабочего места и остальной тем-ной частью помещения, так как резкий перевод взгляда от яркого света к темноте вредит зрению. Для письменной работы за столом может быть использована настольная лампа, свет которой должен падать обязательно с левой стороны или спереди. Постановка лампы должна исключать попадание прямых лучей источника света в глаза работающего. Если стол небольшой или если это секретер, то лучше использовать настенный све-тильник, расположив его на высоте 45 см от стола. При работе на швейной или вязальной машине светильник должен находиться перед ней на расстоянии 15 - 18 см на высоте 35 см от поверхности стола. При работе за настольным станком свет устанавливается на высоте 120 см от поверхности стола.

При работе за компьютером помещение обя-зательно должно иметь равномерное общее ос-вещение. Светильник общего освещения должен находиться сбоку, лучше слева или же над ра-бочим столом ближе к его переднему краю, обращенному к оператору. При работе с текстом допускается применять комбинированное осве-щение, при котором для освещения текстовых материалов устанавливается светильник местно-го освещения. Местное освещение не должно попадать на экран, а также создавать блики на поверхности экрана, стола, клавиатуры и др. Для этого светильник должен иметь непросвечивающийся отражатель.

Особого внимания требует освещение детской комнаты. Она должна иметь хорошее общее освещение, а также местное у кровати ребенка и на его рабочем столе. Для освещения рабочего стола школьника рекомендуется светильник рас-сеянного света с абажуром из матового светотех-нического материала предпочтительно спокой-ного зеленого цвета. Желательно, чтобы рабочая поверхность стола или секретера была бы такого же цвета и имела матовую фактуру. Свет должен равномерно распределяться по всему столу, а внутренняя часть абажура с лампой не должна просматриваться при нормальном положении сидящего ребенка.

Освещение кухни должно быть общим и ме-стным - над плоскостью рабочего стола. Мест-ное освещение желательно располагать под на-весной секцией или на стене, не занимая пло-щади стола. Для этого можно использовать све-тильники с непрозрачными абажурами, чтобы свет падал не в глаза, а на руки хозяйки и на рабочий стол. Высота расположения светильни-ка может составлять 125 - 150 см от пола. В кухне-столовой источник общего света рекомен-дуется устраивать над обеденным столом, а в совсем маленькой достаточно будет одного ме-стного освещения рабочего стола.

Ванная комната должна иметь достаточно интенсивное общее освещение, создающее необ-ходимый световой комфорт для мытья рук, ку-пания, бритья и т.п. Для этого в ней с учетом высокого процента влажности необходимо пре-дусмотреть полугерметические светильники - потолочные плафоны или настенные бра, закры-тые матовым стеклом. Над зеркалом или с обеих его сторон для лучшего освещения лица реко-мендуется устраивать местное освещение. Это могут быть бра или настенные светильники с матовыми плафонами, предохраняющими глаза от вредного слепящего прямого света. В малень-кой ванной комнате местное освещение может быть единственным.

Прихожая должна иметь общее освещение, а также местное - над зеркалом или по обе его стороны, устроенное с учетом перечисленных выше рекомендаций.

Декоративные достоинства светильников так-же оживляют интерьер жилища и влияют на его восприятие. Эмоциональный комфорт достига-ется гармонией осветительных приборов (их материала, рисунка структуры, размеров, фор-мы, цвета, стиля) с общим решением интерьера, его психологическим настроем. Диапазон дизай-нерских подходов к внешнему облику современ-ных светильников широк: от люстр, представ-ляющих собой произведения искусства, светя-щихся "скульптур", встроенных светильников из цветного стекла, украшающих интерьер орна-ментальным эффектом, до ультрасовременных высокотехнологичных светильников с тщатель-но отточенной формой. Для всех них характерна нарочитая хрупкость арматуры и миниатюрность абажуров-отражателей. Они малозаметны и по-тому могут использоваться практически в любом интерьере либо как точечные световые приборы, либо как объединенные - высвечивающие сразу несколько элементов интерьера, а также ском-понованные в виде целой осветительной систе-мы. Такая универсальная светосистема, состав-ленная из светильников разных типов, множе-ства тросиков, креплений, кронштейнов, зеркал, закрепленных на легкой подвесной конструк-ции, дает возможность создавать в помещении различную световую обстановку, соответствую-щую жизненным ситуациям. Например, в дет-ской комнате такая светосистема поможет при-способить любой уголок к разнообразным заня-тиям ребенка, осветив его либо светящимся шариком, либо спускающимся на необходимый уровень фонариком, либо направленным пуч-ком света и т.п. Дополненная цветными свето-фильтрами, она позволяет обогащать простран-ство помещения цветом.

Во многом она зависит еще и от правильно устроенного освещения, ведь именно свет (яркий, приглушенный или определенного оттенка) способен помочь расслабиться после напряженного рабочего дня или, наоборот, взбодриться, настроиться на нужный лад.

Освещение – это один из самых функциональных элементов квартиры. Оно обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, влияет на его самочувствие и даже на состояние здоровья. Конечно, самым благоприятным для человека считается естественное (дневное) освещение. Его длительное отсутствие приводит к нарушениям в работе нервной системы, депрессивному состоянию, хронической усталости, заболеваниям органов зрения.

© Pavel Losevsky - Fotolia.com
В нашей стране осенью, зимой и в начале весны день короткий, а темное и ночное время суток достаточно большое (свыше 12 часов), поэтому отсутствие лучей солнца компенсируется за счет устройства электрического освещения. Правильно подобранное, распределенное по помещениям и зонам в квартире, искусственное освещение позволяет увеличить время бодрствования и свести к минимуму негативное влияние отсутствия солнечного света. Оно же по праву считается дизайнерами еще одним эффектным , без которого невозможно добиться нужного результата.

Что такое искусственное освещение дома, и каким оно бывает?

Искусственное освещение квартиры – это система технических устройств (как правило – электрических), работающих от электросети, излучающих свет. В эту группу включаются все осветительные приборы, использующиеся в квартире, несмотря на большие различия по типу ламп, мощности, решаемым задачам и проч. Они предназначены, прежде всего, для применения в темное время суток, а также для освещения мест и зон квартиры, в которые не проникает естественный дневной свет.
От дневного освещения искусственное отличается длинами излучаемых волн и спектром – волны искусственного освещения короче, имеют определенную окраску, тогда как цвет дневных лучей всегда нейтральный, а волны - более длинные.
По некоторым световым характеристикам искусственное освещение заменить естественное в полной мере не может, но при правильной организации оно позволяет максимально приблизиться к желаемому (комфортному). Главные достоинства электрического освещения заключаются в том, что его можно использовать в любое время суток и для различных целей, включая декоративное оформление (разнообразные интерьерные решения).
Искусственное освещение квартир, в зависимости от места расположения, мощности и типов используемых осветительных приборов, условно подразделяют на два вида:
- центральное – общее, верхнее освещение;
- локальное – местное освещение.

Общее освещение квартиры

Общее освещение – это освещение комнаты или всей квартиры в целом. Его называют еще центральным или верхним, так как осветительные приборы располагаются над головой (на потолке по центру или вдоль него на стенах). При включении приборов верхнего освещения комната просматривается полностью и равномерно. Благодаря этому, можно свободно, не опасаясь преград, ходить по комнате и заниматься деятельностью, которая не требует сильного напряжения зрения. Общее освещение дома смягчает резкие, вредные для глаз, переходы от света к тени, зрительно объединяет отдельные функциональные зоны комнаты в общую, целостную композицию интерьера.
Традиционно для устройства верхнего освещения в квартире используется такой осветительный прибор, как , подвешенная к потолку в центральной его части. Она может иметь разную форму, состоять из одного или нескольких светильников, работать от различных источников света.
Повсеместное использование люстр в домах в нашей стране связано, прежде всего, с особенностями отечественного жилищного строительства. На протяжении многих десятков лет в каждой комнате дома, независимо от её назначения и без учета характера будущего интерьера, предусматривался только один ввод для осветительного прибора. Его располагали (и сейчас зачастую располагают) в центре потолка. При получении или покупке квартиры большинство счастливых новоселов - чтобы избежать неприятностей и дополнительных расходов - обычно использовали и сейчас используют только этот один ввод, на который подвешивают люстру.
Конечно, комната, где висит люстра, освещается довольно-таки неплохо, но многие дизайнеры считают подобное освещение квартиры консервативным и не отвечающим современным тенденциям. Главные критерии современных систем освещения, по их мнению, - это оригинальность, нешаблонность подходов к вопросу, комбинирование различных световых потоков: направленных, рассеянных, отраженных, причудливая игра света и тени.
Исходя из этих критериев, опираясь на особенности интерьера, учитывая конструкцию стен и потолка, дизайнеры предлагают различные варианты устройства верхнего освещения. Самые распространенные из них:
- равномерное распределение точечных светильников по периметру потолка - в скрытых нишах и , (в данном случае идет комбинаторика светодиодов и точечных светильников);
- умелое комбинирование люстры и точечных светильников – хорошо подходит для натяжных и ;
- создание непрерывной световой полосы из светодиодов или точечных светильников вдоль той стены, где находится окно – светильники бросают лучи на потолок, а свет, отражаясь от потолка, возвращается в комнату (такой вариант используют для натяжных полупрозрачных и ; - расположение в потолке в определенной последовательности встраиваемых люминесцентных светильников – такое решение используется для и , обычно - на кухнях или в больших ванных комнатах, реже - на балконах.
При монтаже систем общего освещения используются разнообразные по форме, цвету и типу крепления светильники. Это потолочные, припотолочные, подвесные, встраиваемые, врезные, точечные, плафонные светильники, работающие на разных лампах. Их изготавливают из стекла (плафоны и точечные светильники), хрусталя (дорогие, например), пластика, стальных сплавов (кованые люстры). Декорируют светильники элементами ковки, фигурными стеклянными элементами, цветной росписью, гнутыми металлическими, накладными и свисающими элементами из различных материалов.

Местное освещение дома: для подсветки и декорирования

Местное (или локальное) освещение дополняет общее и предназначено для лучшего выделения определенных функциональных зон комнаты, предметов интерьера, например для освещения письменного стола, столешницы на кухне, туалетного столика или . Как правило, в таких случаях используются светильники местного освещения следующих типов:
- навесные – навешиваются к элементам обстановки и мебели (декоративные светильники малых размеров и мощности, споты);
- настольные – устанавливаются на столе (торшеры, лампы);
- настенные – крепятся к стене (бра);
- напольные - устанавливаются () или встраиваются в пол (точечные и светодиодные светильники);
- встраиваемые – встраиваются в стену или элементы мебели (подсветка шкафов-купе, зеркал);
- накладные - крепятся обычно на клейкую основу или с помощью специальных, внешних крепежных элементов (светодиодные ленты).
Системы освещения местного типа часто используются дизайнерами в декоративных целях – разноцветными точечными и светодиодными светильниками малых размеров. Такие лампы местного освещения украшают предметы мебели, картины, есть даже . Подсвечивающиеся элементы интерьера создают определенный антураж, задают настроение и в сочетании с музыкальным сопровождением способны благоприятно воздействовать на человека.

Несколько слов о лампах и их видах

Главный элемент любого осветительного прибора, используемого для общего и местного освещения квартиры, - лампа. Она может иметь разную конструкцию, форму, размеры, энергопотребление, мощность. Сегодня многие типы светильников могут оснащаться различными видами ламп, по выбору человека. Некоторые же разработаны под конкретный вид источника света. Самые распространенные и часто используемые для освещения квартиры лампы – это:
- лампы накаливания;
- люминесцентные лампы;
- ламы энергосберегающего типа;
- галогенные лампы;
- светодиоды.
Пожалуй, самый традиционный источник искусственного света из всех вышеперечисленных - это лампы накаливания. Они представляют собой тепловой источник света, в спектре которого нет ультрафиолета, преобладают желтое и красное излучение. Простые по конструкции, универсальные в использовании, недорогие и доступные практически каждому потребителю эти лампы применяются для общего, локального и декоративного освещения. Главные недостатки этих ламп – недолговечность, сильный нагрев, низкий КПД. Из-за способности излучать вместе со светом еще и тепло, такие лампы нельзя использовать в светильниках с корпусом или плафоном из пластика.
По мнению специалистов, лампы накаливания безнадежно устарели. Их КПД составляет не более 8%, а из 100% излучения - лишь 5% приходится на свет (все остальное - 95% - это тепло). Кроме того, потребление электроэнергии у ламп накаливания неприятно высокое, поэтому сегодня эти лампы стараются заменить на более совершенные – галогенные и энергосберегающие.
Будущее же, как считают, эксперты за светодиодными источниками искусственного света, то есть за LED-светильниками. В светодиодах нет тела накала, поэтому они продуцируют большой световой поток, имеют хорошую светоотдачу, отличаются очень высоким КПД и длительным сроком службы (до 100 тыс. часов). При этом размеры светодиодов, по сравнению с другими лампами, очень малы, что позволяет использовать даже в самых небольших осветительных приборах. Спектр излучения светодиодов значительно шире, чем у традиционных ламп накаливания. Они излучают свет белого, красного, желтого, голубого, зеленого цвета. В связи с этим могут широко использоваться как для общего, так и для декоративного освещения квартиры.

В заключении хотелось бы отметить, что искусственное освещение в квартире, грамотно организованное из общих и локальных светотехнических устройств, способно сделать обстановку в доме максимально уютной, «дружественной», а интерьер – оригинальным и запоминающимся. Красивые необычные решения – «конек» нашего времени.