Упыри и вурдалаки из славянских легенд. Упыри и упырицы (вурдалаки)

Упырь - так славяне называли неупокоеных мертвецов, которые при жизни столько грешили (не обязательно в строго христианском понимании), что земля их "не принимает".

.

Надежда Антипова
.

Борис Забирохин
.


"Вукодлак и упырь" Ивица Стеванович
.


Виктор Корольков
.

Валерий Славук
.

Вурдалак - слово, придуманное А. Пушкиным (волколак+упырь), по сути же, тот самый упырь.

Это уже потом - в XVIII-XIX веках - возникает мода на вампиров и в Европе появляются вампиры-аристократы, изменившее гнилостного упыря на благородного вампира.

.
И только в ХХ веке, благодаря Стокеру и Голливуду, возникает образ вампира-красавца. А с развитием игровой индустрии к упырям-вампирам стали искать параллели во всех мировых культурах.

Эволюция вампиров в в серии игр Might&Magic

.
И находили - от Африки до Индии и Латинской Америки. Хотя параллели эти кривые до безобразия. Потому что европейский вампир - это оживший (ну или недоумерший) мертвец. В культурах кровопийцы, которых ставят в один ряд с нишим мертвецом, это чаще некие демонические духи или сверхъестественные существа.
.
Вампиры - мертвые, восставшие из могил и сосущие кровь живых. И на них сейчас мода.


Баффи - истребительница вампиров
.

Лестат из "Интервью с вампиром"
.

"Блэйд"
.



"Ван Хельсинг"
.

"Сумерки"

.
И это только малая часть вампирской фильмографии, которая бог знает куда ушла от классики. Потому что вот отец современных вампиров - граф Дракула.




Кадры из фильма "Дракула" (1992 г.). В главной роли - Гэри Олдман.


Кадр из фильма "Дракула" (1931 г.). В главной роли - Бэла Лугоши

Вурдалаки - демоны ночи. Они покидают свои укрытия, как только последний луч солнца скроется за горизонтом. Они - охотники, выискивающие человеческую жертву. Они - кровопийцы, живущие ради глотка крови. С этими существами связано множество мифов и легенд. В них верили и их боялись.

Так кто же они на самом деле: плод воображения или реальное зло?

Так кто же они?

Согласно древней мифологии, вурдалаки - это восставшие из могил "живые" мертвецы. Их цель - испить кровь человека. Сначала они нападают на родных и близких, а после истребляют случайных прохожих, чтобы утолить свою жажду. Особо ценится кровь юных дев, которые еще невинны.

Вурдалаки пробуждаются под покровом ночи. Солнечный свет для них губителен. Именно после захода солнца эти хищники выходят на охоту. Согласно древним поверьям, день эти существа проводят в гробах или склепах.

Вурдалаки - это олицетворение зла и нечистой силы. Они не идут на контакт, они возрождаются, чтобы убивать.

Альтернативные названия

Вурдалаков еще именуют вампирами, упырями. Все они имеют общее свойство - это восставшие мертвецы. Однако между ними присутствует определенная разница.

Упырь и вурдалак

Упыри - это чисто славянская нечисть. Это такой же "живой" покойник, но, в отличие от европейских вампиров, упыри пожирали еще и плоть жертвы. Было поверье, что если упырь выпил лишь кровь человека, то несчастная жертва обратится в такое же существо.

Понятие "упырь" существовало и до крещения Руси, но обозначение его было несколько иным: это был злой дух, встреча с которым сулила человеку верную смерть от неизвестного заболевания. Кроме того, упырь был признаком мора, засухи и голода.

После того как Русь была обращена в христианство, упырями стали называть воскресших покойников, чьи тела были погребены в землю без должного отпевания. К таковым относились:

  • самоубийцы;
  • грешники;
  • пьяницы и преступники;
  • уличенные в колдовстве люди.

Упырям свойственны внешние отличия от европейских собратьев - вампиров и вурдалаков. Если вурдалак имеет облик человека, то упырь способен перевоплощаться в любое существо. Но чаще ему приписывали вид мертвеца с металлическими зубами.

Согласно мифам, когда охотники на упырей раскапывали могилы с их захоронениями, то в земле они обнаруживали абсолютно целое тело, которое не гнило, но имело разорванную одежду, изгрызенные до костей руки и ноги.

Внешние признаки

Кто такие вурдалаки, а главное, как их распознать? Древние поверья описывают вурдалака как человекоподобное существо, кожа которого весит лохмотьями, руки испачканы кровью. Лицо обезображено глубокими морщинами, рот наполнен клыками, волосы взлохмачены, а зловещие глаза налиты кровью. Голос покойника остается таким же, каким был и при жизни, но приобретает угрожающий тембр.

Чего боятся вурдалаки?

Повстречать вурдалака - значит неминуемо лишиться жизни. Но, каким бы слабым ни был человек в сравнении с этим чудовищем, побороть страшного вурдалака все же возможно.

Эта нечисть не зря не покидает своей могилы в дневное время. Ведь солнечный свет - это мгновенный источник смерти для нее. Попав на тело вурдалака, свет испепелит его на месте.

Осиновый кол - еще один способ умертвить вурдалака. Охотники за вампирами применяли это средство в борьбе с нечистью. Они выискивали могилы вампиров, раскапывали их и вонзали кол в самое сердце кровососа. Именно поэтому при современных раскопках археологи находят могилы с покойниками, в чьи грудные клетки вбиты осиновые колья.

Поскольку вампиры - это погребенные, но не отпетые согласно религиозным канонам покойники, то все, что связано с церковью, ее правилами и атрибутикой, отпугивает нечисть. Не зря еще издавна новый дом помечали крестами возле дверей и окон. Крест - это надежный барьер, препятствующий проникновению чудовищ.

Спасали несчастных жертв и молитвы, заговоренные талисманы, собранные из специальных трав.

Вурдалаки - это вампиры или оборотни?

По одной из легенд, вурдалак - искаженное слово "волколак", которым называли оборотня-волка. Это существо изначально было рождено человеком, но после смерти становится кровопийцей, который во время полной луны оборачивается хищным зверем - волком.

Другая легенда гласит, что вурдалаки - это вампиры, которые питаются исключительно человеческой кровью. Их описывают как вечно молодых, невероятно красивых людей с бледной гладкой кожей. Своей красотой и темпераментом вампиры привлекают потенциальную жертву, обольщают ее и убивают. Но во многих преданиях говорится о том, что укус вампира перевоплощает жертву в подобное существо.

В самых первых упоминаниях о вампирах говорится о том, что эти монстры питаются исключительно кровью девственниц и никакую другую не приемлют.

Вурдалаки способны длительное время обходиться без крови, летать, превращаться в туман, а также передвигаться с невероятной скоростью.

Происхождение вурдалаков

И все-таки, пусть даже вампиры, упыри, вурдалаки - мифические существа, почему все же появились мифы и легенды о них?

Некоторые исследователи предполагают, что вампиры появились еще во времена язычества среди обычных, живых людей, которые пристрастились к животной крови. Их изгоняли из общины, и они были вынуждены существовать в одиночку, выбираясь на охоту лишь с наступлением ночи.

Такие внезапные пристрастия к употреблению крови исследователи связывают с мутацией, произошедшей у вампиров.

Но это всего лишь предположения. Однако факт существования вампиров известен практически каждому еще из истории. Какая историческая личность приходит на ум при упоминании слова "вампир"? Влад III Цепеш (Дракула) - румынский князь, прославившийся своей жестокостью и чудовищными деяниями. Говорится о том, что румынский владыка пил кровь младенцев, дабы продлить свою молодость и восполнить утраченную силу.

Вампиры упоминались и в Древнем Китае. Но, по их поверьям, вурдалаки - это существа, питающиеся не кровью, а высасывающие жизненную энергию, после чего человек погибал в считанные минуты.

Давние упоминания о вурдалаках отмечаются и в исторических архивах США. В 1800-х годах при раскопках были найдены большие "вампирские" захоронения. Опознать то, что в могилах покоились именно вурдалаки, смогли по характерной особенности тех лет: в челюстях покойных были зажаты кирпичи, символизирующие защиту людей от вампирских клыков. Но кем были те покойные, так установить и не удалось.

Заключение

Так кто такие вурдалаки: предмет больной фантазии или существующее зло? Каждый выберет свой вариант. Хотя в современном мире вампиры тоже существуют, только именуются энергетическими. Это обычные люди, общение с которыми приносит упадок сил, усталость и чувство того, что жизнь покидает тело.

Что же касается кровопийц, то они так и останутся красивой, но устрашающей легендой, окутанной завесой тайны.

Одним из самых знаменитых древних преданий является легенда о вампирах. Эти таинственные создания, которые существуют в промежуточном состоянии - они не принадлежат ни к живым, ни к мертвым.

Существуют ли вампиры на самом деле? Всем нам известен знаменитый граф Дракула. Его прототипом, взятым Бремом Стокером для своего романа, стал князь Влад Цепеш . Правитель отличался жестоким нравом, он приобрел мрачное прозвище - колосажатель. Нередко после очередной казни или кровавой битвы, Влад Цепеш устраивал пир в окружении убитых людей.

По свидетельствам современников, князь имел пугающую внешность, точно подходящую под описание вампира. Бледная кожа, красноватый оттенок зубов, жестокая усмешка, пронзительный взгляд. Немало мистики добавлял и образ жизни князя: он редко выходил на свет днем, зато к вечеру заметно приободрялся.

Происхождение вурдалаков

Есть очевидцы, утверждающие, что им встречались вампиры в наше время, и что они даже лично пострадали от ночной нежити. Но стоит ли верить подобным рассказам? Быть может это только досужие домыслы?

В средние века была широко распространена легенда о Лилит - нечестивой женщине, родившей дьяволу детей. В старинных летописях сохранилось немало заметок о воскресших (опять же с помощью дьявола) мертвецах. Представляет интерес теория некоего аббата, согласно которой первый вампир появился в результате неправильно выполненного обряда изгнания демона из монаха.

Есть мнение, что вампиры в реальной жизни встречаются нередко. Согласно одной из версий, они появились в результате заражения человека особым вирусом-симбионтом. Инфекция замещает некоторые ткани хозяина, в результате чего вурдалак приобретает сверхспособности. Однако основной питательной средой для симбионта остается кровь, поэтому-то вампиры и вынуждены постоянно «пополнять запасы».

Чего опасается Носферату

Так что же мы знаем о ночной нежити? Известно, что вурдалаки не могут находиться на солнечном свету, потому что он их обжигает. Они боятся распятий, святой воды и церквей (как, впрочем, и других священных мест).

Откуда же пошли подобные верования? На протяжении многих веков люди размышляют о том, существуют ли вампиры. Во все времена человечество ассоциировало Бога со светом и добром, тогда как ночная нежить является злом в чистом виде. Из этого можно сделать вывод о том, что слуги сатаны не способны выжить в присутствии добра и света.

Нечистая сила не может противостоять распятию. Святая вода символизирует чистоту, искупление и добро, а потому обладает свойствами в борьбе с нечистью. Согласно старинному поверью, носферату не сможет войти в помещение, если на стене висит освященный крест.

Можно ли уничтожить упыря?

Чтобы истребить представителя ночной нежити, потребуется его вычислить. Практически каждому известно, что вурдалаки не отражаются в зеркалах, поскольку они не имеют души. Кроме того, их не получается сфотографировать. Выявленного вурдалака можно истребить несколькими способами.

Во-первых, можно вогнать кол в сердце. Способ приобрел свою популярность в средние века из-за особого вида болезни, известной как «истощение». Наши предки верили, что если не «приколоть» умершего от такой болезни, то он может подняться из могилы, чтобы заразить живых.

Существует второй способ - утопить nosferatu в проточной воде или сжечь. Данная традиция восходит к символике очищения. Проточная вода чиста и прозрачна, она способна очистить тело умершего, оскверненное злым духом. Сжигание в огне тоже считается одним из способов очищения, по этой причине его использовала инквизиция.

От ночной нежити можно защититься чесноком, серебром или солью. Также можно задействовать специальные . Существует предание о том, что вампиры не могут зайти в дом без приглашения от хозяев. При желании они могут принимать различные формы и образы (в частности, летучая мышь). Вурдалак способен загипнотизировать свою жертву.

И все-таки, вампиры существуют или нет? Верить в легенды о подобных существах или считать их лишь выдумкой обывателей - каждый волен решать самостоятельно. Однако слишком безрассудно отрицать существование вурдалаков только на том основании, что вам не приходилось лично столкнуться с одним из них…

Н евзирая на то, что на дворе уже двадцать первый век, люди по-прежнему продолжают рассказывать различные мифы и легенды, зародившиеся еще в глубокой древности. Так, практически у всех славянских народов сохранились леденящие кровь поверья об упырях – проснувшихся покойниках, блуждающих в ночи и сосущих кровь у людей и животных. Особенно распространены легенды о кровопийцах среди жителей Венгрии, Польши, Украины и Румынии.

В общепринятом понимании упырь (или вурдалак) – это умерший человек, душа которого по каким-то причинам не смогла найти покой после смерти. Покойник не поддается тлену и обретает бессмертие, по ночам он покидает свою могилу и блуждает по селам и деревням в поисках свежей крови, необходимой ему для существования. Образ славянского вурдалака значительно отличается от образа западноевропейского вампира, популярность которого возникла в 18-19 веках и была связана с развитием романтического жанра литературы. Европейский вампир – это утонченный, невероятно красивый и коварный аристократ, с безупречными манерами, невероятным умом и владеющий сверхспособностями. Высший свет Англии, Германии и Франции жаждал нового литературного героя, загадочного, порочного, опасного, но при этом чарующего и обольстительного. Именно так возник образ знаменитого графа Дракулы, созданный Брэмом Стокером.

В отличие от аристократов-вампиров, появившихся на свет благодаря новым веяниям в европейской культуре и литературе, образ славянского упыря берет свое начало в куда более глубокой древности. Его образ – это не дань моде, это глубинные страхи простых людей, наблюдавших в своей жизни странные и зловещие явления, которым невозможно было найти логическое объяснение.

Считалось, что вурдалаками становились умершие некрещеные дети, самоубийцы и богохульники, умершие без причастия крестьяне. Восстав из царства мертвых, они не становились умнее или привлекательнее, и у живых оставалась возможность их распознать, убить или обмануть. Так, например, одной из слабостей упыря является его одержимость считать; кровопийца не может пройти мимо рассыпанных зерен, не посчитав каждое из них. Именно поэтому, крестьяне часто рассыпали маковые зерна по дороге, ведущей от кладбища до деревни, с надеждой на то, что подсчет зернышек займет у кровопийцы всю ночь, и он не сможет добраться до живых до рассвета. Кроме того, остановить вурдалака может накинутая на него рыбацкая сеть, как и в случае с семенами, упырь не может остановиться, пока не развяжет все узелки до единого.

Интересно, что у жителей Украины, Венгрии, Румынии и Польши часто перед входом в хату весели связки чеснока, сок которого, по народным преданиям, является ядом для вампира. Уничтожить нежить также помогали серебряные предметы, а усмирить и запугать его можно было святым распятием. Так же, во многих сказаниях упоминается, что упырь не может войти в дом, пока его не пригласит хозяин. Связана такая особенность с тем, что дом – это чистое сакральное место, защищенное энергией рода, то есть каждый из членов семьи образует особый энергетический купол, в который не может проникнуть злая энергия. Вампир – это зло, нарушающее законы Божьи, соответственно не может проникнуть в жилище без спроса. Пригласив же его, хозяин хаты приоткрывает защитный энергетический занавес, поэтому вурдалак с легкостью переступает за порог.

В отличие от всемогущего западноевропейского собрата, славянские вурдалаки не обладали очень острым умом и ловкостью, наоборот, зачастую им приписывалась некоторая наивность и неуклюжесть, что, опять-таки, позволяло людям изловить кровопийцу и, вбив в сердце осиновый кол, навсегда подарить покой его душе и телу. Именно такими кровопийцами предстают перед зрителем персонажи польского режиссера Романа Полански в фильме «Бал Вампиров».

Мрачные истории об оживших мертвецах, наводившие страх на людей в течение многих столетий, современному человеку кажутся простоватыми и наивными, тем более что сейчас, открытия в области медицины позволили объяснить те явления, которые казались загадочными и сверхъестественными в Средневековье.

Так, например, многие особенности во внешности и поведении, приписываемые некогда людям, заподозренным в вампиризме, могут быть объяснены тяжелыми генетическими заболеваниями – порфирией и синдромом Вильсона. Обе эти болезни были особенно распространены в Закарпатье (откуда и вышли все многочисленные сказания об упырях).

При порфирии у человека изменяется состав крови, год за годом кожа больного усыхает, зубы и белки глаз приобретают красноватый оттенок, дистрофические изменения десен приводят к оголению корней зубов, зрительно удлиняя резцы и клыки, наблюдается светобоязнь и аллергия на солнечный свет. Больные предпочитают вести ночной образ жизни. Нередко болезнь сопровождается выворачиванием суставов и деформацией пальцев; на поздних стадиях заболевания у человека возникают психозы, наблюдается агрессивное поведение. Больной может набрасываться на окружающих, рыча и впиваясь в них зубами.

Синдром Вильсона возникает вследствие поломки определенных генов, из-за чего нарушаются обменные процессы в организме человека. Медь, накапливаясь в печени, приводит к ее циррозу. Кожа больного приобретает мертвенно-желтый вид, кроме того, медь откладываясь на роговице глаза, формирует вокруг радужной оболочки желтовато-зеленый диск, что придает взгляду неестественное свечение. Со временем у больного возникают неконтролируемые движения в туловище и конечностях, изменяется походка, тело становится скованным. Кроме того, этот синдром очень часто вызывает психические расстройства, при которых человек может вести себя агрессивно и неадекватно.

Как видно, симптомы описанных болезней, имеют ряд схожих с вампиризмом черт. Не имея ни малейшего представления о генетике и наследственных заболеваниях, на протяжении многих веков люди могли объявлять вурдалаками тех, кто на самом деле просто был серьезно болен. Неудивительно, что в наши дни уже невозможно найти зарегистрированные случаи нападения вампиров на человека. Как бы там ни было, жизнь по-прежнему остается наполненной тайнами и загадками, поэтому, прогуливаясь ночью по безлюдной дороге, не помешает прихватить с собой серебряный крестик и головку чеснока.

No related links found



Если верить Фасмеру, то слово вурдалак принадлежит Пушкину, который скроил его из славянских корней, типа волко(д)лака, где длак ц.слав. слово, означающее "волосы, шкура", а волк сами знаете, зубами щёлк!
уж двадцать лет как я покойник
а все покоя не найду
еще лет десять попокоюсь
и вурдалаком выйду к вам

http://ru-etymology.livejournal.com/1304680.html


Считается, что слово «вурдалак» появилось в русском литературном языке благодаря стихотворению А. С. Пушкина «Вурдалак», написанному в 1836 году как «песня западных славян». Термин является искажённо переданным словом «волколак, вурколак», обозначающим у славян вампира. Этот неологизм получил широкое распространение также благодаря раннему рассказу А. К. Толстого на французском языке «La famille du vourdalak» («Семья вурдалака»), написанному в кон. 1830-х — нач. 1840-х. Сформированный литературой образ вурдалака представляет собой ожившего вампира-мертвеца или человека, укушенного другим вурдалаком. Пьёт кровь родных, самых близких людей, из-за чего пустеют целые деревни. Охотится ночью, обгладывает кости мертвецов на их могилах. В славянской мифологии волколак (волкодлак) — оборотень, принимающий образ волка: это или колдун, принимающий звериный образ, или простой человек, чарами колдовства превращённый в волка. Название якобы происходит от волк + длака; второе слово обозначает медведь. В церковнославянском словаре прот. Г. Дьяченко оно объявлено старославянским, в этимологическом словаре М. Фасмера — церковнославянским; то и другое сомнительно, так как это слово не зафиксировано ни в старо- и церковнославянских текстах, ни в древнерусских. По Фасмеру слово «волколак» (с закономерными фонетическими вариациями) общеславянское: рус. волколак, укр. вовкулака, белор. ваўкалак, польск. wilkołak (откуда лит. vilkolakis), чеш. vlkodlak, словацк. vlkolak, серб. вукодлак, болг. вълколак, върколак (откуда греч. βρουκόλακας, βρυκόλακας и рум. pricolic). Гипотетич. ст.-слав. влъкодлакъ.

Подобен волколаку оборотень вервольф (от древнегерманского wer — человек и wolf — волк образовались немецкое Werwolf и английское werewolf); а также испанский hombre lobo; французский loupgarou; итальянский lupo mannaro; португальский lobisomem; у древних римлян — faunus ficarius, у армян — мардагайл.

По украинскому народному поверью, колдуны или ведьмы, желая кого-либо превратить в волка, набрасывают на него волчью шкуру и нашёптывают при этом волшебные слова. Иногда колдун кладёт под порог избы пояс, скрученный из мочала; кто переступит через этот пояс, тот и превращается в волка и прежний человеческий образ может получить лишь тогда, когда чародейский пояс протрется и лопнет, или когда кто-нибудь наденет на него снятый с себя пояс, на который предварительно навязал узлы и при навязывании каждый раз говорил: Господи помилуй. Сами колдуны и ведьмы, желая преобразиться в зверей, набрасывают на себя кольцо из мочала или кувыркаются через обручи.

Волколаки страждущие — это представители особого вида умопомешательства, при котором больные воображают, что они превращены или могут превращаться в волков. Болезнь эта, известная под именем ликантропия, была распространена в Европе в Средние века; больные этого рода поныне встречаются в русских деревнях; подобная болезнь известна в Абиссинии и в Ассаме, только там роль волка играют гиена и тигр.
В поверьях же о волколаках зловредных видны отголоски мистических представлений, при которых волк является олицетворением враждебных сил природы. Южно-славянские поверья связывают волколака с упырём (вампиром). По поверьям южных славян, волколак наводит голод, высасывает кровь из людей и собак; иной раз принимает образ красивого парня и заставляет молодую вдову вступить с ним в брачную связь, и плодом этой связи являются дети, у которых, обыкновенно, не бывает костей. Каждый человек, находившийся при жизни в дружеских отношениях с вештицами (ведьмами), или злыми вилами, или дьяволами и умерший без покаяния, делается после смерти волколаком: некий дьявольский дух, входя в тело мертвеца, одушевляет его и вынуждает его причинять всевозможные несчастия человеку. Впрочем, и добродетельных людей ожидает иногда в загробной жизни судьба волколака. Это происходит тогда, когда через покойника, в то время как он лежит на столе, перебежит кошка, собака или курица. Поэтому южные славяне прогоняют этих животных из домов на все время, пока там находится покойник. В волколака превращаются также дети, рождающиеся от брачной связи волколака с женщиной, а также люди, которые навлекли на себя злобу и мщение колдуна или ведьмы. Тогда ночью является к ним злой дух с волчьей шкурой и приказывает её надеть; после этого они начинают по ночам рыскать волками, а с рассветом, сняв с себя волчью шкуру, снова принимают человеческий образ.

Рассказы о мертвецах, проливающих кровь, найдены почти во всех культурах по всему миру, включая самые древние. Вампироподобные духи, называемые Лилу (Lilu) (аккад. lillu "идиот, дурак", шум. lil "болеть" ), упоминаются в ранней вавилонской демонологии, а кровососущие акшары — в ещё более ранней шумерской мифологии. Эти демонессы скитались в темноте, охотясь и убивая новорождённых младенцев и беременных женщин. Даханавар — в древнеармянской мифологии вампир, который проживает в горах Ултиш Альто-тэм. Он прославился тем, что никогда не убивал жителей, которые жили на его землях. В Индии рассказы о веталах , вампироподобных созданиях, которые вселяются в трупы, были распространены в санскритской новеллистике. Сборник «Двадцать пять рассказов Веталы» рассказывает о царе Викрамадитья и его попытках поймать неуловимого веталу. Истории о ветале были собраны в книге Баитал Пачиси (Baital Pachisi). Ветала — это нежить, которая так же как и летучая мышь ассоциируется с современными вампирами, ассоциировалась с висящими вниз головой на деревьях, растущих на землях, где кремируют покойников, и кладбищах. Хромающий труп — аналог вампира в китайской традиции; однако он питается жизненной эссенцией жертвы (ци), а не кровью. В Риме призраков-кровососов называли ламиями, эмпузами и лемурами. Стрикс (strix), ночная птица, которая питалась человеческой кровью и плотью, упоминается в Римских рассказах. Румынское слово, обозначающее вампиров — стригой — образовано от этого слова, так же, как и имя албанского Штрига (Shtriga), но мифы об этих существах показывают в основном славянское влияние.

Как пример существования и известности похожих легенд в поздние времена, можно отметить, что в XII веке английские историки и летописцы Вальтер Мап и Вильям Ньюбургский записали несколько историй, которые имеют спорное сходство с восточноевропейскими вампирами. Миф о вампирах, в том виде, в котором он нам известен, появился в Восточной Европе из славянского фольклора, убивающие людей путём выпивания их крови, либо через удушение. Вампир мог быть уничтожен, если ему отрезать голову, вонзить осиновый кол в его сердце и сжечь труп.

Предания о вампирических существах были также обнаружены у древних римлян и у романизированных жителей Восточной Европы, румын (известных как валахи в историческом контексте). Румыния окружена славянскими странами, так что не удивительно, что румынские и славянские вампиры похожи. Румынские вампиры называются стригои, от древнегреческого термина strix, означающего кричащую сову, который также стал обозначать демона или ведьму.

Но наиболее древнее упоминание об оборотнях среди славян оставил для нас Геродот. Во времена Геродота (V в. до н.э.) в верховьях Днестра и Буга жило племя невров. Геродот приводит интереснейший текст, который занимал умы многих исследователей: Эти люди, по-видимому, колдуны. Скифы и живущие среди них эллины, по крайней мере, утверждают, что каждый невр ежегодно на несколько дней обращается в волка, а затем снова принимает человеческий облик.

Вырколак (Vârcolac), который иногда упоминается в румынском фольклоре, больше относится к мифическому волку, который мог поглотить солнце и луну (так же как Skoll и Hati в скандинавской мифологии), и позже больше стал ассоциироваться с оборотнями, нежели с вампирами. (Человек, страдающий ликантропией, мог обращаться в собаку, свинью или волка). Вампира обычно замечали, когда он нападал на семью и домашний скот, или разбрасывал вещи вокруг дома. Считалось, что вампиры наряду с ведьмами были наиболее активны в канун дня Святого Георгия (St George’s Day) (22 апреля по юлианскому, 6 мая по григорианскому календарю), в ночь, когда все виды зла выходят из своего логова. День Святого Георгия всё ещё празднуется в Европе.

Этимология слова вампир считается тёмной. Исследователи сходятся на том, что слова́ вампир и упырь — общего происхождения, но уже с праформой налицо неясности (*ǫpirъ? *ǫpyrъ? *ǫpěrь?). Начальный носовой звук, как считается, в большинстве славянских языков дал [u] (откуда рус. упырь, укр. упир, белор. вупыр, чеш. upír; из вост.-слав. языков — ст.-польск. upir и совр. польск. upiór), а в некоторых сохранился, получив дополнительно протетическое [в] (ст.-болг. въпиръ, ст.-польск. wąpierz). Из южнославянских языков через венг. vámpír слово заимствовано в западноевропейские (нем. Vampir, фр. vampire, англ. vampire), а из них (по другой версии — из южнославянских) заимствованы современные западно- и восточнославянские формы: рус. вампир, польск. wampir и под. Исходное значение слова также неясно: одни связывают со словом нетопырь, другие — с корнем слов пари́ть, перо (ср. со ст.-польск. wąpiory «пернатый»). Существует (обычно отвергаемая) версия о связи с тюркскими языками (тат. убыр — «ведьма», во многих сказках высасывающая кровь у молодых людей, оказавшихся в лесу). В казахской мифологии есть ведьма жалмауыз кемпир, среди привычек которой присутствует и высасывание крови из пятки или колена жертвы. В этом словосочетании кемпир (от которой могли произойти упырь и вампир) означает просто старуха, а демоническое начало выражено характеристикой жалмауыз (людоед ). Другие версии толкуют начальное ǫ- как отрицательную частицу, доводя смысл слова до «не имеющий перьев» или «несожженный». Известны и другие толкования. Например, прямое толкование слова упырь как выпивающий, упивающийся. По этой версии приставка *an- (*am- перед p) + pirъ = *ampirъ -> ǫpirъ -> упырь.

Вот так в общих чертах обстоит дело с вампирами, вурдалаками, волкодлаками и упырями. Попробую и я одним ударом разоблачить эту нечисть:

1. Упырь, вампир < греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться"; лат. uber "вымя, сосец; ubera ducere — сосать грудь ; материнская грудь".

2. Трансильванский (немецкий) привет от Пушкина:

Wurde(+)lecken < wurde (от werden "становиться, делаться, быть" + lecken "лизать, облизывать" (лат. lacteus "сосущий грудь", русск. лакать). Стать сосущим (лижущим).

В древности все мифологические сюжеты создавались народными сказителями, в полной мере обыгрывавшими созвучия в языке(ах). Посмотрим на следующие слова. Все они присутствуют в мифологических сюжетах о вампирах и волколаках:

Нем. Fell "шкура";
лат. fello "сосать";
греч. ἑλκύω (ἕλκω), θηλάζω "сосать" (велакос - сосущий), βδάλλω "сосать (грудь)";
Валахи (предания о вампирических существах обнаружены у румын (известных как валахи);
лат. vellus "овчина, шкура".
русск. волк ;
греч. λιχμάω "лизать", λύκος волк;
в Индии - веталы (~ βδάλλω "сосать (грудь)");
лыко (мочало);
греч. ион. ἀμπαύω "убивать, умирать";
греч. ἐμπίνω [ἐμ-πίνω] "жадно или много пить, выпивать; напиваться";
в Риме - эмпузы.

Нем. Werwolf < wer(den) "становиться, делаться, быть" + wolf "волк".