Русская посуда на руси. Керамическая посуда древней руси. Посуда из дерева

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с. Многоудобное»

Шкотовского муниципального района Приморского края

Конспект музейного урока

2 класс

«Посуда древней Руси»

Разработана учителем начальных классов

МБОУ СОШ №13 с.Многоудобное

Нечипуренко Л.Н.

2016 г.

Цель : формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.

Задачи:

    Познакомить детей с новой формой проведения урока – музейным занятием.

    Вызвать интерес к изучению истории родного города.

    Формировать умение быстро схватывать смысл услышанного, анализировать, запоминать.

    формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем;

    развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

    формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;

    развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ход урока

Здравствуйте, мои юные друзья!

У вас, вероятно, был очень трудный день.

Посетив школу, вы получили много удовольствий: пописали, почитали и посчитали, поболтали и погуляли. Если вас и дальше продолжают одолевать сомнения, чем еще заняться, ведь вы не страдаете детским лентяизмом и нехочузнатизмом, предлагаю вам поудобнее благоустроиться с тем, чтобы взять в руки карандаш и отправиться в страну Находителей и Узнавателей, чтобы и дальше целеустремляться, добиваться и радоваться победе!

В этой стране Находителей и Узнавателей живут Ответы на все вопросы. И если мы благополучно доберемся до этой страны, каждый из вас получит отличительный знак (можно придумать эмблему, значок, проездной билет и т.д. ), который даст возможность отправиться в следующее путешествие.

Работа по теме

Да, это музей.

Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия -муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато -муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

В музее много старинных вещей, хранятся вещи из разных стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.

Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев :

    художественные,

    исторические,

    естественнонаучные,

    технические,

    литературные,

    мемориальные,

    краеведческие.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

    любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,

    уникальное создание природы,

    предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,

    прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура, парк).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

Почему вещи попадают в музей?

Причины:

    Красота
    - родная, русская,
    - чужая, иноземная.

    Память
    - о важном событии,
    - о великом или ужасном человеке,
    - об обычаях, образе жизни
    - русских,
    - иноземных.

    Мастерство (технический прогресс)
    - русское,
    - иноземное.

    Древность.

    Диковинка, редкость (раритет).

    Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).

    Часть коллекции.

    Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в наш школьный музей.

В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи.

Посуда Древней Руси

    Одним из самых древних разновидностей посуды было блюдо. Обычно оно изготавливалось из дерева, но могли делать блюда также из стекла, олова и даже серебра. Из одного блюда могли есть два или даже три человека.

    Для жидкой и полужидкой пищи блюдо, разумеется, было непригодным. Поэтому придумали миску. Она быстро вошла в обиход, став абсолютно незаменимой для супов, каш, бульонов. Миски могли быть очень больших размеров, чтобы из нее могла есть вся семья. Но также были и «индивидуальные» миски. Миска могла быть глиняной или деревянной. Кроме прямого назначения, ее использовали для гаданий, ритуалов, заговоров на здоровье.

    Готовили пищу в горшках. В нем можно было и подавать еду на стол. Делали горшки из глины, обжигая при этом на огне. Горшки можно было увидеть и на кухне у царя, и у простого крестьянина. Они представляли собой сосуды округлой формы, которые прекрасно переносили условия русской печи. Причем нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон. Цвет у этого предмета обихода был обычно красный, коричневый, черный. Горшок иногда украшали росписью орнаментами.

    Гусятницей называлась посуда, изготовленная из глины, для приготовления вторых блюд (мясо, запеканка). По сути это была сковорода с небольшими стенками, по форме чаще была круглой.

    Канопка – это что-то вроде современной кружки.

    Кашник-горшок представлял собой небольшой горшок с одной ручкой. В нем жарили пищу или подавали еду на стол.

    Кисельница – это миска, имеющая большую вместимость, а также носик. Предназначение ее понятно из названия.

    Корчага представляла собой огромный сосуд, сделанный из глины. Функций у корчаги было очень много. В ней разогревали воду, варили пиво и квас, спиртные напитки (брага). Даже одежду можно было в ней кипятить! По форме эта посуда напоминала горшок или кувшин, обязательно была ручка. Корчаги, в которых варили пиво, хранили квас или воду, было особое приспособление. Это было отверстие, закрываемое специальной пробкой. Интересно, что у корчаги не предусматривалась крышка. Ее роль выполняли деревянные дощечки, а также холст с тестом (при варке пива). Объем корчаги мог быть различным: шесть литров, 24 литра.

    Крынкой называется сосуд из глины, в котором хранилось молоко, а также подавалось к столу. Отличительной чертой этой посуды было расширенное горло. Оно было таким с тем расчетом, чтобы было удобно брать его кистью руки. Было замечено, что напиток в таком сосуде долго остается свежим. Когда же начинаются процессы прокисания, то образуется плотный слой сметаны. Его снимали ложкой.

    Кувшины также были в Древней Руси. Изготавливали их из глины, стекла или металла. Кувшин походил на маленькую бочку, но имел ручку и носик.

    Был у наших предков и кувшин-крупник. В него можно было поместить пуд какой-либо крупы или другого сыпучего продукта.

    Кубышкой называли подобие ковшика или солонки, имеющей крышку. Делали ее также из глины.

    Латка – это так называемая сковорода, в которой жарили (тушили, парили) овощи. Материал – глина. Латка имела крышку.

    Опарницей была такая посуда из глины, в которой делали опару для теста. У опарницы было широкое горло (порядка 20-60 сантиметров), круглая форма, высоста до полуметра.

    Плошка – это невысокий и широкий сосуд, изготовленный из глины.

    Подойник – это специальная посуда для дойки. Он мог быть из дерева, глины, меди. Горлышко у подойника было достаточно широким, имелся носик. По форме он напоминал кувшин или ведро, крышки у него не было. Как понятно из названия, в него доили молоко. У крестьян была примета: не брать подойник голыми руками (только в рукавицах или держа за полу).

    Черепушка имела функцию вместилища для специй, солений или салатов. Была изготовлена из глины.

Материалы для изготовления посуды, история посуды на Руси

Как уже было сказано, изначально посуду в Древней Руси делали из дерева, но не из любого. Чаще брали липу, рябину, березу. По мнению наших предков, древесина их обладает полезными свойствами. Из дерева делали абсолютно все: и ложки, и миски, и солонки (береста), и кувшины, и многую другую посуду. Глиняная посуда на Руси появилась позже. История глиняной посуды Древней Руси тесно перекликается с развитием гончарного производства.

Дерево брали в качестве материала не случайно. Его легко обрабатывать, оно недорогое и натуральное. По данным археологов, точеная деревянная посуда на Руси (то есть изготовленная на специальных станках)появилась примерно в десятом веке.

История глиняной посуды на Руси уходит в далекое прошлое. В глину добавляли дополнительные вещества (например, кварцевый песок) и обжигали. Так получалась керамика. Она была необычайно прочной и устойчивой к действию различных неблагоприятных факторов. Расцвет керамической посуды наступил в средние века, но пользовались посудой из глины и раньше. Раньше посуду из глины делали из отдельных частей. Глиняная посуда Древней Руси стала прародительницей современной посуды.

Есть данные, что посуду делали из меди и других металлов. Но, конечно, эта тенденция появилась позже и у более зажиточной части населения.

Украшали посуду резьбой, узорами, росписью. Такая посуда подавалась на праздники, свадьбы и другие торжества. Часть орнаментов носила защитный и оберегающий характер.

Итог, закрепление знаний

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. Самовар

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник

Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. Ложка

Новая посуда,
А вся в дырках. Решето

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. Тарелка

В земле я родился,
В огне закалился. Горшок

Среди воды огонь пылает,
Вода его не заливает. Самовар

Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится. Воронка

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей

Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая. Ложка

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень –
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло. Нож

Вся макушка в дырках мелких –
Горечь-горькая в тарелках. Перечница

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник

Новая посудина
вся в дырах. Решето

Купили новенькое,
такое кругленькое,
качают в руках,
а оно все в дырках. Сито

Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. Терка

Посуда древних славян

Древние славяне никогда не пользовались словом «посуда». Оно заменялось иным – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была довольно различной и адаптированной для готовки в печи.

Посуда для кушанья. Как, правило, вся изготавливалась из дерева. Гораздо позже появилась возможность её создавать для яства еще из стекла, олова и в, том числе, и серебра. Для водянистой и полужидкой еды, такой процесс был не очень удобен.В следствие этого, выдумали миску. Она проворно заняла своё место среди кухонной утвари, став, безусловно, непременной для супов, каш, бульонов.

Миски изготавливались довольно большущих объемов, дабы из нее имела возможность есть вся многочисленна семья.

Приём пищи – это время, когда за столом собирались все от мала до велика. Со временем появляются «индивидуальные» миски - чашки. Чашка имела возможность быть глиняной или же древесной. Не считая прямого предназначения, ее воспользовались для гаданий, ритуалов, приворотов, заговоров на самочувствие.

Готовили еду в горшках. Лепили горшки изначально женщины. Потом появились мужчины мастера-гончары. Горшки из глины обязательно обжигались для крепости. Посуда эта была обычной и незаменимой и для простого люда, и для повелителя, зажиточного хозяина или князя.Это были сосуды округленной формы, которые великолепно переносили длительное время нахождения в печи. При этом нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон.

Раскрашивали эти предметы обихода природными красителями. Алый, кофейный, темный-коричневый – вот традиционные цвета славянского гончарного искусства.. Горшок временами декорировали росписью орнаментами.

Гусятницей называлась посуда, приготовленная из глины, для изготовления вторых яств (мясо, запеканка). По сущности это была сковорода с маленькими стенами, или низкими бочками, округлая.

Изготовление такой посуды сохранилось в традициях мастеров и по сегодняшний день. Но гораздо реже воспроизводятся изделия славян другого направления.

Канопка – посуда, напоминающая нынешнюю кружку.

Кашник- горшок с одной ручкой. В нем поджаривали еду или же подавали. Очень похож на современный ковшик.

Кисельница – это чашка, имеющая огромную вместительность, а еще носик. Назначение ее ясно из наименования.

Корчага - большой сосуд, изготовленный из глины. Функций у корчаги было довольно большое количество. В ней разогревали воду, варили пиво и квас, спиртные напитки (брага). В том числе и одежку возможно было в ней кипятить! По форме данная посуда напоминала горшок или же кувшин, в обязательном порядке была ручка. Корчаги, в коих варили пиво, сберегали квас или же воду, было особеннопо хозяйски приспособлены. Имелось отверстие; его затыкали пробкой. Размер корчаги мастерили по усмотрению и необходимости: от 6 литров до 24.

Крынкой именовался сосуд из глины, в котором сберегалось молоко, а еще его очень часто использовали в сервировке стола. Кринку ставили на стол на время всей трапезы. Особой чертой данной посуды было расширенное высокое «горло». Расчёт, прежде всего был на удобство пользования - комфортно удерживать. Такая форма посуды ещё и длительно сохраняла качества продукта. Например, молоко не скисало быстро, а оставалось длительное время свежим и холодным.

Когда же начинались процессы прокисания, то появлялся в горлышке крынки густой слой сметаны. Его снимали ложкой.

Кувшины тоже пришли в Россию от древних славян. Производили их из глины, стекла или же металла. Кувшин походил на малую бочку, но имел ручку и носик. Интересно вспомнить о кувшине-крупнике. В него возможно было вместить пуд какой-нибудь крупы или же иного сыпучего продукта.

Кубышкой именовали кухонную утварь. Было явно видно сходство с ковшиком или же солонкой. Обязательной была крышечка. Делали кубышки гончары, как и всю глиняную посуду на гончарном круге.

Латка – своеобразная сковородка, в которой поджаривали (тушили, парили) овощи. Обязательно закрывали крышкой. А материалом для такой посуды была глина. Ткань – глина. Латка имела крышку.

Каждая хозяйка пекла хлеб. Для опары использовали посудину большую Звали её – опарница.

Отличалась круглая конфигурацией, высотой полметра была. Хлеб пекли сразу на несколько дней, потому и объём такой нужен был большой. В противовес ей была Плошка – низенький широкий сосуд из глины.

Особо ценился и оберегался от порчи каждой хозяйкой Подойник. Это особая посуда для дойки. Резали из дерева, лепили из глины, много позже- меди. Горлышко у подойника было довольно широким, был носик. По форме он напоминал кувшин или же ведро, крышки у него не было. Как ясно из наименования, в него доили молоко.

Черепушка функционально представляла вместилища для специй, солений или же салатов. Изготавливали на гончарном круге.

Не всякое дерево славяне брали на изготовление посуды. Чаще других липу, рябину, березу. Считалось, что это дерево наиболее полезно и благодатно для здоровья, древесина подходит для всех видов кушаний и не портит их вкуса. Вырезали искуссно и просто ложки, миски, плели берестяные солонки... Деревянная посуда была дешевле глиняной и ценилась потому меньше. Сырьё было дешёвым и естественным. Не нужно было особых приспособлений для его обработки.

Многие элементы кухонного быта древних славян можно считать прародителями современной посуды. Хотя, современные хозяйки и сейчас не отказывают себе в удовольствии иметь на кухне глиняный кувшин или деревянные расписные черпаки и ложки.

Древняя расписная посуда-глиняная и деревянная с резьбой использовалась в семьях не каждый день. Её подавли на торжества, свадьбы, праздники. Интересно, что многие рисунки росписи носили ритуальный характер. Очень много было росписей связанных с растениями: цветами, листьями, деревьями. Мудрость Вселенной и сила Природы отражалась древними славянами и в этом творчестве.

Плывёт утица

С незапамятных времен дерево на Руси было самым любимым материалом. Из него строили дома, делали орудия труда, изготовляли предметы домашнего обихода. И так веками. Из поколения в поколение передавались приемы обработки дерева, умение разбираться в свойствах разных его пород.

Деревянная посуда - один из самых интересных разделов народного творчества. Русские мастера достигли такого совершенства ее форм , что изготов­ленные ими вещи с полным правом можно назвать произведениями скульптуры . А удивительные узоры и краски, покрывающие многие изделия! Обычные ве­щи становились явлением подлинного искусства , в котором сказались и неисчерпаемая фантазия рус­ского народа, и его особое понимание красоты.

Дерево недолговечно, поэтому дошедшая до нас посуда немногочисленна. Большинство изделий - XIX века, а вещей XVII - уже единицы, и встретить их можно только в больших музеях. О древнерусской посуде судить приходится по археологическим раскопкам. Иногда они бывают очень удачны. На­пример, в Новгороде ученые раскопали деревянные миски, ложки, обломки ковшей X-XII веков!

Древняя посуда и более поздняя во многом схожи. Это и понятно: народное искусство традиционно, и многие мотивы - скажем, изображение коней , птиц , солнечных розеток - живут в нем с глубокой древ­ности. В то же время, перенимая ремесло у отцов, бережно сохраняя его основу, каждое новое поколе­ние мастеров вносило и свое собственное понимание старых форм.

Посуда наших предков необыкновенно разнообраз­на. Тут долбленые ковши и точеные миски, жбаны бондарной работы и резные ложки - трудно даже перечислить все виды. Посуда из дерева служила самым разным слоям населения деревни и города, потому спрос на нее постоянно увеличивался. Росло и число мастеров, занимавшихся подобным промыс­лом. В основном это были крестьяне. Они не порывали с главным своим трудом, а выделкой посуды занима­лись чаще всего в зимнее время. Готовую продукцию скупали и развозили по всей России купцы.

Деревянную посуду делали повсюду. Но были и крупные центры - в Московской, Калужской, Твер­ской губерниях; Троице-Сергиев монастырь. Много ее производилось на севере, особенно в Кирилло-Белозерской обители.

В каждом районе преобладали свои, местные, формы посуды и способы ее украшения: тут - кра­сочная роспись, там - искусная резьба. По этим признакам исследователи народного творчества определяют, где выполнена та или иная вещь.

Уже в XVI веке деревянную посуду вывозили для продажи за русские рубежи. Там она чрезвычайно дорого ценилась, особенно в восточных странах. О высоком качестве ее говорит и то, что деревянные сосуды наряду с золотыми и серебряными жерт­вовали в церкви и монастыри. Нередко их препод­носили в дар царям, а те, в свою очередь, жаловали изделия русских мастеров чужестранным послам и монархам.

Какие породы дерева применялись для посудного дела? В богатой лесами стране выбор у мастеров был большой. Брали березу, осину, хвойные породы. Из более мягкой липы резали ложки и ковши-налив­ки, которыми разливали напитки из больших ковшей. В документах порой упоминаются «ложки прямизны» и «ковши коренные» - что это? «Прямизной» назы вали древесину ствола, а «коренные» сосуды выпол­нялись из мощных корневищ. Крестьянин исполь­зовал все, что давала ему природа: в ход шли дре­весные развилины, луб, кора, даже гибкие корни, удобные для плетения. Особенно прочна и красива была посуда из капа - нароста на дереве, зато она и стоила больших денег.

Многие столетия верой и правдой служила русско­му человеку деревянная посуда. Лишь в прошлом веке начала ее вытеснять более дешевая фабрич­ная - фаянсовая, фарфоровая, стеклянная. Много ли времени прошло, а уже не встретишь на нашем столе ни ковшей, ни братин, ни ендов. Увидеть их можно только в музее: красивые, ладные, необычайно естественные, вещи эти рассказывают нам об удиви­тельном искусстве наших предков. За редким исклю чением, мы не знаем имен мастеров - даже самые талантливые не подписывали своих работ. Просто передавали умение детям, внукам - всем последую­щим поколениям. Потому и воспринимаем мы эти изделия как творения целого народа.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера Хохломы, Городца, Архан­гельской области бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

Ковш

Ковш- самый распространенный вид праздничной посуды для напитков. В больших сосудах, вмещавших до нескольких ведер, подавали на стол мед, пиво, квас. Но пили гости из малых ковшей, которые повторяли форму больших. Вместе они составля­ли цельный ансамбль - главное укра­шение стола.

Очень выразительны ковши в виде ладьи или плывущей птицы. Ковш с двумя рукоятями, напоминающими голову и хвост утки, сделан на Север­ной Двине. Название его - скобкарь - очень древнее и сохранилось только на Севере. Обратите внимание на нарядную роспись, которой северо­двинские мастера украшали самые разные предметы крестьянского быта.

Ковш с изображением конских го­лов выполнен в Тверской губернии (ныне Калининская область). Такие сосуды там называли «конюхами». Поверхность их украшали резьбой. В самом центре - геометрическая розетка - древний символ солнца. Да и сама форма ковшей уводит нас в глубокую старину: водоплавающая птица и конь некогда были символами воды и солнца: Во, всяком случае, образец ковша-скобкаря в виде плыву­щей птицы, найденный в свое время на Урале, ученые датируют II тыся­челетием до нашей эры.

Хлебница

Самое почетное место на столе искони занимали хлеб да соль. Неда­ром ими встречали самых дорогих гостей. «Без соли, без хлеба - худая беседа»,- говорили на Руси. Тем не менее: «Хлеб-соль ешь, а правду режь!»

Хлеб хранили в специальных коробейках-хлебницах, для изготовления которых обычно использовали луб - слой между корой и сердцевиной дерева. В такой посуде хлеб не черст­вел и не плесневел. Хлебница, которую вы видите на снимке, распи сана рукой талантливого крестьянско­го художника Якова Ярыгина, он жил в начале XIX века в Архангельской области. Это один из немногих народ­ных мастеров прошлого, имена кото­рых удалось установить.

Солоница-стульчик, солоница-уточка.

Соль стоила очень дорого. Потому и сосуды, где она хранилась, с особой заботливостью украшали росписью и резьбой. Известны две основные формы солоницы. Одна - стульчик с поднимающимся сиденьем-крышкой, в котором отразились очертания древ­него княжеского трона. Другая, со спинкой, что одновременно служила крышечкой, напоминала все ту же плывущую утицу.

Братина

Название, вероятно, происходит от «братчин» - праздничных засто­ лий, известных по документам с XII века. Обычно у такой посудины шарообразное тулово, перехваченное вверху горлышком-венцом с отогну­ тыми краями.

Перед вами одна из самых ста­ рых братин, дошедших до наших дней. Она изготовлена в XVIII веке на Русском Севере. Тулово украшено расписным чешуйчатым орнаментом. Над ним - полоса, которая поначалу воспринимается как узор. Но, вглядев­шись внимательнее, мы прочтем: «Господа, гостите, пьяны не напивай­тесь, вечера не дожидайтесь».

Надписи на деревянной посуде не часты. Порой они говорят о месте создания вещи, рассказывают о ее хозяине. Большую ценность представ­ляют даты, тоже иногда встречающие­ся. Если ж их нет, то по манере написа­ния букв ученые-палеографы помога­ют приблизительно датировать пред­меты. Надписи вроде той, что мы прочли, как бы доносят до нас живое дыхание наших предков, как и мы, ценивших веселую шутку.

Ендова, кубки

Другой старинный сосуд для на­ питков - ендова. Это круглая чаша, выдолбленная вручную или выточен­ная на станке. А вот носик-слив ма­ стер всегда вырезал вручную, украшая его иногда резьбой. Ендовы были самые разные - от совсем маленьких до ведерных.

Ендова на иллюстрации - едва ли не красивейшая в собрании Государ­ ственного Исторического музея, бога­ то украшенная росписью и резьбой. Сделана она в XVIII веке на Северной Двине. Там же столетием позже изготовлены и кубки. Наряду с малы­ ми ковшами, стаканами, чарками куб­ ки издавна использовались на Руси во время праздничных пиров.

Два ставца, две ложки

Ставец - наиболее распространен­ ная посуда для еды - вытачивался на токарном станке. Он состоял из двух глубоких чаш, одна из них служи­ ла крышкой, но можно было исполь­ зовать и каждую половину в отдель­ ности. Такая вещь особенно удобна в дороге. В документах упоминаются ставцы разной величины; «ставы», «ставцы» и «ставчики». Поговорка же «всякий старец имей свой ставец» указывает на то, что это индивидуаль­ ная посуда.


Наконец, ни праздничный, ни обыденный стол не мог обойтись без деревянной ложки. В старой России их делали до нескольких миллионов штук в год. Причем самые разные: из капа - да еще в серебряной оправе; художественной работы - с росписью или резьбой; с укорочен­ ным стеблем, чтобы в дороге убирать в ставец. Но большинство составляли самые обычные ложки простой и удоб ной формы. Ложкарных центров было немало, но к XIX веку самыми попу­ лярными стали семеновские ложки, которые изготовляли в Семеновском уезде Нижегородской губернии (те­ перь Горьковская область). Отсюда их развозили по всей России и даже в другие страны.

О . СТРУГОВА

научный сотрудник Государственного Исторического музея

ГОРШОК

Горшок - («горнец») и «гончар» («горънчар») происходят от древнерусского «грънъ» («горн» - плавильная печь), по В. Далю: (так же и для цветов) - округлый, облый глиняный сосуд различного вида, выжженный на огне. Также - низкий устойчивый сосуд с широким горлом, может иметь разнообразное предназначение. Корчага, южн. макитра, самый большой горшок, репкой, с узким дном; горшки или корчаги плавильные, стекловарные, более или менее таковы же; горшок щаной, тамб. естальник, ряз. егольник, того же вида, равно кашник, но только поменьше. Горшочки называются: махотка, горшенятко, малыш. Высокие горшки, узкогорлые, для молока: глек, балакирь, кринка, горнушка, горлач. На протяжении многих столетий был главным кухонным сосудом на Руси. Им пользовались в царских и боярских поварнях, на кухнях горожан, в избах крестьян. Форма горшка не менялась во все время его существования и была хорошо приспособлена для приготовления еды в русской духовой печи, в которой горшки находились на одном уровне с горящими дровами и обогревались не снизу, как на открытом очаге, а сбоку. Горшок, поставленный на под печи, обкладывался вокруг нижней части дровами или углями и тем самым оказывался охваченным жаром со всех сторон. Форму горшка удачно нашли гончары. Если бы он был более плоским или имел более широкое отверстие, то закипевшая вода могла выплеснуться на под печи. Если бы горшок имел узкое длинное горло, процесс закипания воды проходил бы очень медленно. Горшки изготавливались из специальной горшечной глины, жирной, пластичной, синего, зеленого или грязно-желтого цвета, в которую добавляли кварцевый песок. После обжига в горне она приобретала красновато-коричневый, бежевый или черный цвет, в зависимости от первоначального цвета и условий обжига. Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольничков, выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда. Блестящая свинцовая глазурь, придававшая привлекательный вид только что изготовленному сосуду, накладывалась на горшок с утилитарными целями - придать сосуду прочность, влагоустойчивость. Отсутствие украшений было обусловлено назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни показываться на столе во время завтрака или обеда.

ГОРШОК БРАТИНА

Горшок Братина - посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за габариты горшка.

ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА

Горшок для топления масла - специализированная форма керамической посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с печи.

ГУСЯТНИЦА

Гусятница - керамическая утварь для жарения мяса, рыбы, приготовления запеканок, яичниц в русской печи. Представляла собой глиняную сковороду с невысокими (около 5-7 см) бортиками, овальной или, реже, круглой формы. На венчике имелся неглубокий желобок для сливания жира. Латка могла быть с ручкой и без нее. Ручка была прямой, короткой, полой. В нее обычно вставлялась деревянная рукоятка, которая вынималась, когда латку устанавливали в печь.

ЕНДОВА

Ендова - низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в распивочных и кабаках, на кораблях и пр. Крестьяне зовут ендовой и деревянную, высокую посудину, жбан, коновку.

ЖАРОВНЯ

Жаровня - печка в виде сосуда, наполненного горячими углями. Жаровни представляют собой одну из примитивных кухонных принадлежностей, и употребление их у нас сокращается день ото дня. У турок и в Малой Азии существуют разнообразные формы и виды жаровен, и употребление их тоже имеет разные назначения, например для варки кофе, для раскуривания трубок и проч..

КАНДЮШКА

Кондюшка, кондея - то же, что ендова. Вятская, Нижегородская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская губернии. Это чаша, небольшого размера, из дерева или глины, иногда с ручкой, использовалась для питья кваса, перетапливания масла и подачи его на стол.

КАНОПКА

Канопка - глиняный сосуд, выполняющий функции кружки. Псковская губерния.

КАЦЕЯ

Кацея - в старину жаровня, по объяснению азбуковников, «судина до каждения». Кацеи в старину делались с ручками, глиняные, каменные, железные, медные и серебряные. Архиепископ Филарет (Гумилевский) видит в Кацее кропильные чаши, указывая на чешское «кацати» - брызгать водою.

КАШНИК ГОРШОК

Кашник - маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

КИСЕЛЬНИЦА

Кисельница - большая миска с носиком. Кисельница - кувшин для подачи киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки, а также с носиком для слива остатка киселя.

КОРЧАГА

Корчага - глиняный сосуд больших размеров, имевший самое разнообразное назначение: он использовался для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения - кипячения белья со щелоком. Корчага могла иметь форму горшка, кувшина с вытянутым, почти цилиндрическим туловом. Корчаги-кувшины имели ручку, укрепленную на горловине, и неглубокий желобок - слив на венчике. В корчагах-горшках пиво, квас, вода сливались через отверстие в тулове, расположенное около донца. Его обычно затыкали пробкой. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л). 2. То же, что таган. В Киевской Руси 10-12 вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющийся кверху, с двумя вертикальными ручками у узкого горла. По форме похожа на античную амфору и так же, как амфора, предназначалась для хранения и перевозки зерна и жидкости. Изображения корчаги имеются в древнерусских миниатюрах. Обломки их часто встречаются при археологических раскопках древнерусских городов. На корчаге найденной в Гнездовском кургане, выцарапано слово «гороушна» или «гороухща», т. е. горчичные зерна, горчица. Это слово - древнейшая русская надпись (начало 10 в.). Встречаются и другие надписи. Так, на сосуде 11 в., найденном в Киеве, написано «Благодатнеша плона корчага сия» (т. е. «Благодатна полная эта корчага»). В современном русском языке словом «корчага» обозначается большой, обычно глиняный горшок с очень широким устьем. В украинском языке сохранилось представление о корчаге, как о сосуде с узким горлом.

КРЫНКА (КРИНКА)

Крынка - линяный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для молока.

КУВШИН

Кувшин - кувшинчик умалительно, кукшин,кука - глиняный, стеклянный или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.

КУВШИН КРУПНИК

Кувшин крупник (или пудовик) - ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

КУБЫШКА

Кубышка - то же, что и ковш, солонка, круглой формы, с крышкой. Глиняный сосуд с широким туловом, иногда с ручкой. Владимирская, Костромская, Самарская, Саратовская, Смоленская, Ярославская губернии.

ЛАТКА

Латка - древняя глиняная продолговатая сковорода для жарки овощей. Латки обычно закрывались глиняной крышкой, под которой мясо не столько жарится, сколько парится - «пряжится» в собственном соку. Овощи «пряжатся» под крышкой в сметане или масле. Латки были широко распространены как в городах, так и в деревнях уже в XV-XVII вв., использовались в крестьянском хозяйстве вплоть до середины XX в.

МИСКА

Миски - небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального пользования. Существовали специальные «постные» миски, которые вместе с подобными горшками и ложками употреблялись только в постные дни. В свадебной обрядности северных губерний миску заодно со свадебным хлебом и другими предметами утвари зашивали в скатерть, которую молодые должны были расшить после посещения бани. С помощью миски гадали: миску с водой, на которой складывался «мост» из соломы, перед сном девушка ставила в изголовье кровати или под нее, прося своего будущего мужа провести ее через мост. В день Андрея Первозванного, 30 ноября (13 декабря), миску с кашей девушки устанавливали на воротах и шептали: «Сужене и гужене, ходи со мною кашу ести!» - после чего им должен был привидеться образ жениха. Известно использование миски в народной медицине. Во время особого вида лечения - «обрызгивания» - в пустой избе ставилась миска с водой, по углам раскладывались соль, зола, уголь. Человек, пришедший к знахарю для лечения, должен был лизать разложенные по углам предметы и запивать их водой из миски. В это время знахарь читал наговоры. На третий день человеку давалась громовая стрела и словесно передавались наговоры. При лечении соняшницы (брюшная болезнь) знахарь просил миску, в которую «вошло бы три штофа воды», пеньку и кружку. Миску с водой ставил больному на живот, пеньку зажигал и обматывал ею больного. После чего опускал пеньку в кружку, а кружку ставил в миску и читал наговоры. Крики больного во время совершения лечения приписывались «удалению нечистой силы». После окончания лечения знахарь давал больному выпить воды. Термин миска известен с глубокой древности. В XII в. большую общую миску, из которой ели несколько человек, Даниил Заточник называл «солилом». В XVIII-XIX вв. термин миска был распространен по всей России. В это время миской иногда стали называть и другие предметы утвари - блюдо, тарелку, чашу.

ОПАРНИЦА

Опарница - керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали». Термин бытовал на всей территории России.

ПЛОШКА

Плошка - (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

ПОДОЙНИК (ДОЁНКА, ДОИЛЬНИК)

Подойник - утварь для дойки, представляет собой деревянный, глиняный, медный сосуд с открытым широким горлом, носиком, расположенным в верхней части, и дужкой. Глиняные и медные сосуды имели форму горшка, деревянные повторяли форму ведра с расширенными кверху стенками. Подойник обычно изготавливался без крышки. Свеженадоенное молоко предохранялось от пыли тонкой холщовой тканью, завязывавшейся вокруг горловины сосуда. Молоко, закрытое сразу после дойки крышкой, могло скиснуть. Подойник покупался всегда вместе с коровой. При этом его нельзя было брать голой рукой. Он передавался из полы в полу, из рукавицы в рукавицу, его поднимали с земли, благословясь. Если на новом месте корова не доилась, колдун подойником с водой крестил животному рога, копыта, соски, шептал заговор и опрыскивал водой из подойника. С той же целью наполняли водою до краев все прочие подойники. Подойники были распространены по всей России под разными названиями, образованными от слова «доить». Рыльник - сосуд для пахтанья и перетапливания коровьего масла, представлял собой глиняный сосуд с широким горлом, круглым в сечении туловом, слегка суживающимся к донцу. В верхней части тулова имелся короткий носик - «рыльце» или маленькое отверстие для сливания пахты и растопленного масла. На противоположной носику стороне тулова - длинная глиняная прямая ручка. При пахтании масла в топник наливалась сметана (сливки, прокисшее слегка молоко), которая сбивалась мутовкой. Сбившееся в комок масло вытаскивалось, промывалось, складывалось в глиняный таз. Пахта сливалась в ушат на пойло скоту. При перетапливании топник, наполненный маслом, ставился в хорошо протопленную печь. Растопленное масло сливалось в деревянную кадку. Оставшаяся на дне топника маслянистая творожная масса шла на приготовление пирогов, блинов.

Старинная посуда привлекает нас своим разнообразием, необычностью, красотой. Она приоткрывает нам занавес над жизнью древних народов, ведь в нее вложено сколько фантазии, творчества, души. Такую посуду сейчас можно увидеть в музеях, на выставках, у коллекционеров или ценителей старинных вещей.

Старинный чайник

Посуда из дерева

Старая посуда в давние времена изготавливалась в основном из дерева. Русские мастера создавали настоящие произведения искусства. Посуду украшали резьбой, росписью, узорами, рисунками. Чаще всего для ее создания использовали березу, осину, ель, корневища. Посуда из капа - нароста на дереве - считалась самой дорогой.

Виды древней посуды из дерева:

  • ковш;
  • хлебница;
  • солоница;
  • братина;
  • кубки;
  • ставцы;
  • ложки.

1) Старинные ковши.

В давние времена ковш считался праздничной посудой, украшением стола. Его использовали для питья, в нем подавался мед, пиво, квас. На Севере изготавливали ковши-стопкари. Их делали из корня дерева в форме чаши с двумя рукоятями. Последние были выполнены в виде водоплавающей птицы. Для подачи напитков использовали большие и средние ковши, а для распития использовали маленькие ковши.

В Тверской губернии были популярны ковши-конюхи. Их изготавливали из корневища дерева. По форме напоминали чашу с загнутыми внутрь краями. На носу ковша изображали голову коня.

Маленькие ковши - налевки - использовали для того, чтобы налить напитки из ковшей-стопкарей. Их подвешивали на большие ковши. Делались в форме ладьи с круглым дном.

Все ковши расписывали узорами, украшали резьбой, орнаментами.

Старинный ковш

2) Хлебница.

Поскольку хлеб всегда почитали, хранили его в коробках-хлебницах. Их изготавливали из луба, что защищало продукт от плесени и очерствения.

3) Солоница.

Для хранения соли использовали солоницы в форме стульчика или уточки. Ее украшали резьбой, узорами, росписью. Сейчас старинная солоница относится к антиквариату и очень ценится.

4) Плошки.

Широкая, продолговатая посуда с небольшими краями называлась плошкой. В них подавали жареные, запеченные блюда, а также караваи, пироги. В современном мире плошка известна как сковородка.

5) Ендова и кубки.

Одним из сосудов для питья была круглая чаша, которая называлась ендовой. Их вытачивали на станке, а носик делали вручную. Позже начали изготавливать кубки, которые использовались во время праздников. Это очень красивая посуда, разукрашена росписью, резьбой, необычными рисунками. Ендовы делали из дуба, липы, березы, клена, а более дорогие изготавливались из капа.

6) Ставцы.

Ставцы вытачивали на станке. Этот тип посуды представлял собой две чаши, одна из которых служила чашей или тарелкой. В них подавали фрукты и овощи.

Старинные ложки очень красивые, они разукрашены рисунками, орнаментами, резьбой. Отличались мотивами и формами в зависимости от региона. Каждая ложка имела свое назначение и название:

  • Ложка-лужица предназначалась для причастия. Ее изготавливали с крестом на рукоятке.
  • Межеумок - это простая ложка средней величины.
  • Бутырка. Самая крупная, бурлацкая ложка. Ею перемешивалось большое количество еды.
  • Баская ложка была разукрашена красиво, празднично.

Наиболее дорогими были чайные, сливочные, горчичные ложки, а также сделанные из клена и фруктовых деревьев.

Посуда из глины

В конце IX – начале Х века в Древней Руси начался гончарный период, появилась посуда из глины. Она изготавливалась с помощью гончарного круга в форме овала, конуса или цилиндра. Из глины делали: кувшины, ложки, горшки, чашки, крынки, миски.

Кувшины делали продолговатой формы с носиком. Они использовались для хранения молока и других кисломолочных продуктов.

Утварь для холодца и заливной рыбы также делали из глины. Ее изготавливали разнообразной формы, украшали цветной глазурью и рисунками. Последние были не только сбоку, но и на дне посуды.

В глиняных кашниках готовили кашу и подавали ее на стол. Глиняные сковородки называли латками. В специальных корчагах из глины готовили квас, а хранили его в бочках из дерева.

Для церковных праздников использовали специальные кувшины с горлом, а для кутьи предназначался горшок сферической формы.

Глиняная посуда

Разнообразие старинной посуды

Посуда из стекла не пользовалась популярностью. В начале ХХ века начали изготавливать медную и чугунную посуду, а также стаканы из цинка.

Знать использовала фарфоровую посуду, чайные сервизы. Постепенно ассортимент посуды расширился. Появились ухваты, корчаги, квашни, бочонки и прочее. Еще позже были построены целые заводы, которые создавали разнообразную фарфоровую и фаянсовую посуду.

С XIII века появились наборы столового серебра. Они очень ценились, были предметом роскоши, передавались из поколения в поколение. Серебряная посуда украшалась узорами, фамильными надписями. Такая посуда была многообразной, интересной. Каждая ложка имела свое назначение, их отдельно изготавливали для варенья, меда, кофе, соли, чая. Предметы сервиза украшали листиками, фигурками, узорами.

Посуда из серебра считалась символом богатства, хорошего вкуса, изящества.

Старинная посуда своеобразна, каждая имеет свою историю, в зависимости от региона, стран она отображает дух, творчество, фантазию древнего народа. Современные люди не перестают восхищаться искусством изготовления старинной посуды, рисунками, тонкой работой и необычными, оригинальными росписями.