Происхождение и развитие российской церкви. Русская Православная Церковь: история, органы управления. Начало христианской проповеди на Руси. Святая княгиня Ольга

История Русской Православной Церкви (РПЦ) начинается в 988 году, когда Киевский князь Владимир принял решение крестить Русь. Однако археологические раскопки свидетельствуют, что христиане были на Руси и до 988. Скорее всего, это были купцы, торговавшие с Византией. Однако об этой части истории русской церкви почти ничего не известно, в каком качестве существовали русские христианские общины, кому они подчинялись - об этом также информации нет.

В 988 году, вместе с крещением Руси были образованы и первые епархии - в Киеве Киевская метрополия , главенствующая над всею Русской церковью, в 990 году - Ростовская епархия , в 992 - Новгородская . В период раскола государства на удельные княжества каждое из них стремилось иметь свою епархию, чтобы не зависеть от других не только политически, но и духовно. Однако общее количество епархий не было велико - оно не превышало двух десятков, и на начало реформы патриарха Никона их было 13. Зависимость их от центральной митрополии часто была условна - так Новгородский архиепископ, являвшийся одним из важнейших должностных лиц боярской республики, избирался фактически не зависимо от Киева.

Православная Церковь Руси была зависимой от Константинопольского патриарха и ее главы - митрополиты - назначались из столицы империи. Часто это были греки, не заинтересованные в развитии русских особенностей церкви. Разделение церкви началось с завоеванием части русских земель Литовским княжеством, а затем Литовско-Польским королевством. Король Польский и князь Литовский был заинтересован в образовании собственной, независимой от России, православной митрополии. Уже в 1354 году был рукоположен митрополит Волыно-Литовский Роман, однако независимая Литовская митрополия с центром в Вильне не прижилась (хотя борьба за нее велась до середины 15-го века). С усилением Москвы, когда она фактически стала центром единого Русского государства, появилась потребность и в митрополите, имеющим свой престол в Москве. Таким митрополитом стал Иона, избранный в 1431 году. Однако за его избранием не последовало рукоположение, и в Киеве пребывало еще два митрополита. Только после бегства митрополита Исидора, Иона был признан епархиями и рукоположен 15 декабря 1448 года, и при этом не был назначен из Константинополя. Таким образом, русская церковь фактически приобрела самостоятельность - автокефалию, которая полторы сотни лет не была признана остальными православными церквями. Именно с образованием фактически автокефальной Русской церкви началось разделение церкви на Московскую и Западнорусскую (находящуюся в пределах Речи Посполитой), главой западнорусской церкви остался митрополит Киевский.

Однако католическая Речь Посполитая была заинтересована в полном подчинении православия папе Римскому . В Западнорусской церкви начались попытки перевода церкви в унию с Римом. Эти попытки были успешно завершены 25 декабря 1595 года, подписанием Брестской унии, по которой церковные иерархи, сохранив православную обрядность, принимали главенство папы и догматы католической церкви .. Унию приняли Киевский митрополит Михаил (Рагоза) и еще пять епархий - Луцкая, Хельмская, Брестско-Владимирская, Пинская, Полоцкая. Затем Перемышльская, Смоленская (1626) и Львовская (1700). Параллельно с принятием унии иерархами и фактически уничтожением иерархии православной, уния насильно насаждалась и в отдельных приходах. До 1622 года православная церковь в части Речи Посполитой существовала в качестве отдельных монастырей и приходов, подчиненных Константинопольской церкви . Королю Речи Посполитой было невыгодны постоянные религиозные восстания и трения на территории современных Украины и Белоруссии, и чтобы уменьшить напряжение было решено возобновить православную Киевскую митрополию. В 1622, впервые за 27 лет появился митрополит в Киеве, назначенный из Константинополя. По 1685 год Киевские митрополиты были экзархами Константинопольского престола. Наконец в 1685 году Киевская митрополия фактически епархией церкви Российской, 27 января 1688 года московские власти запрещают Киевскому митрополиту именоваться митрополитом "всея Руси", окончательно подчиняя киевскую кафедру московской.

Тем временем в самой Русской церкви произошли важные изменения. В 1589 Московская митрополия была преобразована в Патриархию, и ее автокефалия была признана остальными поместными церквями. Патриарх стал крайне важной фигурой в русском обществе. В 1652 году патриархом стал Никон. Для укрепления позиций русского православия на новых российских территориях (ныне Украина) и поднятия его международного престижа он провел богослужебную реформу (исправление богослужебных книг и икон по византийским образцам, коррективы в обрядности, в частности написание Иисус вместо Исус, введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения богослужения (посолоснь), допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным, введение регулярной церковной проповеди). Богослужебные изменения были введены по подобию греческих (которые, в отличии от обрядов русских, менялись на протяжении всего предшествующего времени). В результате реформы произошел раскол церкви, часть населения и духовенства не захотела принимать изменения. Собор 1666-1667 г. предал анафеме всех противников реформы, окончательно закрепив раскол в церкви. Появившееся движение старообрядцев вскоре распалось на множество течений, часто совсем не похожих друг на друга. Также у старообрядцев вызывал протест и способ проведения реформ - они были приняты не собором, а единолично патриархом.

Новый поворот в истории церкви произошел в 1721. Петр I, недовольный существованием мощного церковного деятеля, очень авторитетного в обществе - патриарха уничтожил эту должность. Сперва, после смерти патриарха Адриана в 1700 году не был избран новый патриарх, а был назначен местоблюститель, а в 1721 само патриаршество было официально отменено, и для руководства церковью был образован коллегиальный орган - Синод. Во главе Синода стоял обер-прокурор, не принадлежавший к церковной иерархии, который являлся обыкновенным царским чиновником.

Синодальное управление существовало до 1917 года, когда после Октябрьской революции на поместном соборе было восстановлено патриаршество. Патриархом был избран вл.Тихон (Белавин). До февраля 1918 года Русская церковь имела статус государственной. Практически с самого начала начались жестокие преследования церкви, продолжавшиеся весь период существования Советской власти. Также церковь была потрясен рядом расколов. Во-первых от нее отделилась Украинская Автокефальная православная церковь , образовавшаяся на территории Украинской Республики. Появилось и оппозиционное движение, активно поддержанное советскими репрессивными органами, названное обновленчеством . В период наивысшего подъема оно пользовалось поддержкой почти половины правящих архиереев (37 из 73, причем почти все православные архиереи находились в заключении). С самого начала оно было не однородным и образованные обновленцами различные церкви так никогда и не объединились. После смерти патриарха Тихона в 1924 и по 1943 год церковь, против которой проводилась активная репрессивная политика, снова не имела правящего патриарха. После 1927 года, от митрополита Сергия, признавшего советскую власть, отделились церкви и группы (некоторые из них превратились в весьма закрытые секты), так и не признавшие новую власть, которые получили коллективное название Истинно-православная церковь (самыми крупными из этих групп были иосифлиане и. даниловцы), также было мощное движение "непоминающих", которые формально не порывали с РПЦ, однако и не поминали на литургии местоблюстителя м.Сергия.

Советский период церкви - это время гонений, массового уничтожения храмов и священнослужителей. За десятилетия репрессий большинство храмов и монастырей было уничтожено (к примеру, в 1912 году в Смоленской епархии было 812 церквей, 102 часовни и 16 монастырей; на январь 1985 - всего 35 храмов). Только во время Второй Мировой войны, желая мобилизовать все имеющиеся ресурсы (в том числе и духовные), руководство СССР начало выпускать из лагерей священнослужителей и разрешать легальное существование ограниченного количества церквей. Наименование Русская православная церковь было принято как официальное и признано государством осенью 1943 года. Тогда же было восстановлено патриаршество. После окончания Второй Мировой войны на присоединенных территориях Западной Украины была ликвидирована УГКЦ , чьи храмы были переданы в ведение РПЦ. До падения советского режима приходы на западе Украины составляли большинство действующих приходов церкви. Во время хрущевской "оттепели" начинается новая волна закрытия церквей - если на 1949 год приходилось 14477 храмов и молитвенных домов (однако именно с 1949 начинается процесс закрытия храмов, в 1959 только набравший обороты), в 1965 году их остается только 7551.

Введение в СССР перестройки и гласности дали новый импульс развитию церкви, особенно после празднования тысячелетия крещения Руси в 1988 году. Началось массовое крещение ранее не крещеных людей, открытие храмов, рукоположения новых священников. На 1988 год в РПЦ было 76 епархий, 6893 прихода, а общее число духовенства составляло 7397 человек. Однако на территории Украины церковь понесла значительный урон - вышла из подполья УГКЦ , была восстановлена деятельность Украинской Автокефальной Православной Церкви . В 1991 была образована автономная Украинская Православная Церковь, а в 1993 ее митрополит Филарет провел объединительный съезд с УАПЦ , образовав УПЦ КП . Но это не уничтожило РПЦ на Украине, она т по сей день является самой многочисленной конфессией в стране. Вторым болезненным ударом церкви отделение части Эстонской епархии и ее присоединение к Константинопольскому патриархату , в результате чего между двумя патриархатами некоторое время были весьма напряженные отношения. С другой стороны по всей России и ближнему зарубежью растет количество храмов и приходов, а также растет и влияние церкви. 17 мая 2007года было восстановлено общение с РПЦЗ . В 2008 году по официальной статистике Московский патриархат объединяет 156 епархий, в которых служит 196 архиереев (из них 148 епархиальных и 48 викарных). Количество приходов Московского патриархата достигло 29 141, общее число священнослужителей - 30 544; имеется 769 монастырей (372 мужских и 392 женских). На декабрь 2009 было уже 159 епархий, 30 142 прихода, духовенства – 32 266 человек

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Московский государственный институт электроники и

математики (Технический университет)

Кафедра истории и политологии

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ

И ЕЁ РОЛЬ В ИСТОРИИ СТРАНЫ

«Отечественная история»

Москва 2009

Составитель доцент, к.и.н. Родионова И.В.

Русская Православная Церковь и её роль в истории страны: Метод. рекомендации по курсу «Отечественная история» / Моск. гос. ин-т электроники и математики; Сост.: И.В. Родионова. М., 2009. С. 32.

Рекомендации могут быть использованы студентами I курса всех специальностей факультетов электроники, автоматики и вычислительной техники, информатики и телекоммуникаций, прикладной математики, а также экономико-математического и вечернего факультетов для подготовки к семинарским занятиям, зачётам и экзаменам по курсу «Отечественная история».

ISBN 978-5-94506-219-1

Русская Православная Церковь и её роль в истории страны

План

1. Периодизация истории Русской Православной Церкви 3

1.1. Первый период (988–1448) 4

1.1.1. Основные даты 4

1.1.2. Краткая характеристика первого периода 5

1.2. Второй период (1448–1589) 8

1.2.1. Основные даты 8

1.2.2. Краткая характеристика второго периода 9

1.3. Третий период (1589 – начало XVIII в.) 11

1.3.1. Основные даты 11

1.3.2. Краткая характеристика третьего периода 11

1.4. Четвёртый период (начало XVIII в. – 1917) 12

1.4.1. Основные даты 12

1.4.2. Краткая характеристика четвёртого периода 13

1.5. Пятый период (1917–1988) 14

1.5.1. Основные даты 14

1.5.2. Краткая характеристика пятого периода 15

1.6. Шестой период (с 1988) 23

1.6.1. Основные даты 23

1.6.2. Краткая характеристика шестого периода 23

2. Социальное служение Русской Православной Церкви 23

История Русской Православной Церкви неразрывно связана с историей всего российского государства, на каждом этапе становления которого Церковь играла значительную роль. При этом она выполняла собственные задачи духовного и нравственного характера, пути решения которых отмечены особыми вехами.

1. Периодизация истории Русской Православной Церкви

Историки Церкви предлагали различные модели периодизации. В современном делении русской церковной истории границами периодов выступают по преимуществу события внутрицерковной жизни, первостепенное значение которых бесспорно.

Первый период: 988–1448 гг. Русская Церковь в юрисдикции Константинопольского Патриархата . (988 – год Крещения Руси. В 1448 г. святитель Иона был рукоположен Собором русских архиереев без Константинопольского Патриарха.)

Второй период: 1448–1589 гг. автокефáлия (греч. – самоглавенствование) Русской митрополии . (В 1589 г. проведён Московский Поместный Собор с участием Константинопольского Патриарха Иеремии II и представителей греческого духовенства, на котором был учреждён Московский Патриархат.)

Третий период: 1589 г. – начало XVIII в. Патриаршество . (В 1721 г. создан Святейший Синод.)

Четвертый период – синодальный (начало XVIII в. – 1917 г. ). (В 1917 г. на Московском Поместном Соборе восстановлено Патриаршество.)

Пятый период: 1917–1988 гг. Русская Церковь в условиях атеистического 1 государства . (В 1988 г. осуществлено общенародное и государственное празднование 1000-летия Крещения Руси, положившее начало возрождению Церкви.)

Шестой период: с 1988 г. до наших дней .

Каждое из названных событий является завершением длительного исторического движения, происходившего зачастую на более обширном географическом пространстве. При этом нужно учитывать несколько условный характер любой периодизации , ориентирующейся на точные даты: существуют переходные периоды, длившиеся порой не одно десятилетие и совмещавшие черты предшествующего и последующего этапов. Так, начало синодального периода датируется иногда не 1721 г. (учреждением Святейшего Синода), а 1700 г. (кончиной последнего Патриарха Адриана). Начало Патриаршего периода не сводимо к 1589 г., но должно включать и дату Константинопольского Собора 1593 г., подтвердившего решение Московского Собора 1589 г. и установившего место (пятое) Московского Патриарха в ряду Восточных Патриархов и т. д.

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ.

     Русская Православная Церковь имеет более чем тысячелетнюю историю. По преданию, святой апостол Андрей Первозванный с проповедью Евангелия остановился на Киевских горах и благословил будущий город Киев. Распространению христианства на Руси способствовало ее соседство с могучей христианской державой - Византийской империей. Юг Руси был освящен деятельностью святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, апостолов и просветителей славян. В 954 году приняла крещение княгиня Киевская Ольга. Все это подготовило величайшие события в истории русского народа - крещение князя Владимира и в 988 году Крещение Руси.
Русская Церковь в домонгольский период своей истории была одной из митрополий Константинопольского Патриархата. Возглавлявший Церковь митрополит назначался Константинопольским Патриархом из греков, но в 1051 году на первосвятительский престол был впервые поставлен русский митрополит Иларион, образованнейший человек своего времени, замечательный церковный писатель.
С Х века строятся величественные храмы. С ХI века на Руси начинают развиваться монастыри. В 1051 году преподобный Антоний Печерский принес на Русь традиции афонского монашества, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь, ставший центром религиозной жизни Древней Руси. Роль монастырей на Руси была громадна. И главная их заслуга перед русским народом - не говоря об их чисто духовной роли - в том, что они были крупнейшими центрами образованности. В монастырях, в частности, велись летописи, донесшие до наших дней сведения о всех знаменательных событиях в истории русского народа. В монастырях процветали иконопись и искусство книжного писания, выполнялись переводы на русский язык богословских, исторических и литературных произведений. Широкая благотворительная деятельность монашеских обителей способствовала воспитанию в народе духа милосердия и сострадательности.
В ХII веке, в период феодальной раздробленности, Русская Церковь оставалась единственной носительницей идеи единства русского народа, противодействовавшей центробежным устремлениям и междоусобицам князей. Татаро-монгольское нашествие - величайшее бедствие, постигшее Русь в ХIII веке, - не сломило Русской Церкви. Она сохранилась как реальная сила и была утешительницей народа в этом трудном испытании. Духовно, материально и морально она способствовала воссозданию политического единства Руси - залога будущей победы над поработителями.
Объединение разрозненных русских княжеств вокруг Москвы началось в ХIV веке. И Русская Церковь продолжала играть важную роль в деле возрождения единой Руси. Выдающиеся русские святители были духовными руководителями и помощниками московских князей. Святитель Митрополит Алексий (1354-1378) воспитал святого благоверного князя Димитрия Донского. Он, как позднее и святитель Митрополит Иона (1448-1471), силою своего авторитета помогал московскому князю в прекращении феодальных смут и сохранении государственного единства. Великий подвижник Церкви русской преподобный Сергий Радонежский благословил Димитрия Донского на величайший ратный подвиг - Куликовскую битву, послужившую началом освобождения Руси от монгольского ига.
Сохранению национального самосознания и культуры русского народа немало содействовали в тяжелые годы татаро-монгольского ига и западных влияний монастыри. В ХIII веке было положено начало Почаевской Лавре. Эта обитель и ее игумен преподобный Иов многое сделали для утверждения Православия в западнорусских землях. Всего с ХIV до половины ХV века на Руси было основано до 180 новых монашеских обителей. Крупнейшим событием в истории древнерусского монашества было основание преподобным Сергием Радонежским Троице-Сергиева монастыря (около 1334 года). Здесь, в этой прославленной впоследствии обители, расцвел дивный талант иконописца преподобного Андрея Рублева.
Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В 1448 году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона, поставленный Собором русских епископов в 1448 году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.
В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В 1589 году Московский Митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.
ХVII век начинался для России тяжело. С запада на Русскую Землю вторглись польско-шведские интервенты. В это время смут Русская Церковь, как и прежде, с честью выполнила свой патриотический долг перед народом. Горячий патриот Патриарх Ермоген (1606-1612), замученный интервентами, был духовным вождем ополчения Минина и Пожарского. В летопись истории Русского государства и Русской Церкви навсегда вписана героическая оборона Троице-Сергиевой Лавры от шведов и поляков в 1608-1610 годах.
В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону.
Начало ХVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в 1700 году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в 1721 году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет.
В Синодальный период своей истории (1721-1917 годы) Русская Церковь особое внимание уделяла развитию духовного просвещения и миссионерству на окраинах страны. Велось восстановление старых и строительство новых храмов. Начало ХIХ века ознаменовалось деятельностью замечательных богословов. Немало сделали русские церковные ученые и для развития таких наук, как история, языкознание, востоковедение.
ХIХ век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.
В начале ХХ века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции - в 1917 году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (1917-1925).
Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября 1917 года говорилось: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"
Для большевиков, пришедших к власти в 1917 году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.
Когда в 1921-22 годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви. К началу II Мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.
Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества - она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.
Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в "патриотическом единении", был прием Сталиным 4 сентября 1943 года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).
С этого исторического момента началось "потепление" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.
Трудным было положение Русской Православной Церкви в период так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза.
Празднование Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало новый импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации. Началось подлинное возвращение народа в Отчий дом - люди потянулись ко Христу и Его Святой Церкви. Архипастыри, пастыри, миряне стали ревностно трудиться над воссозданием полнокровной церковной жизни. При этом абсолютное большинство священнослужителей и верующих явило необычайную мудрость, выносливость, стойкость в вере, преданность Святому Православию, несмотря ни на трудности, с которыми было сопряжено возрождение, ни на попытки внешних сил расколоть Церковь, расшатать ее единство, лишить ее внутренней свободы, подчинить мирским интересам. Даже распад Советского Союза в 1991 году, сопровождавшийся повсеместным ростом национального эгоизма, не смог разрушить полиэтничности Московского Патриархата. Стремление заключить Русскую Православную Церковь в рамки Российской Федерации и связанных с нею национальных диаспор доселе оказывается тщетным.
Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.
Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию, который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня 1990 года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Под его Первосвятительским омофором Русская Православная Церковь подъяла тяжелейшие труды по воссозданию утраченного за годы гонений. Своеобразными вехами на этом нелегком пути стали Архиерейские Соборы Русской Православной Церкви, на которых свободно обсуждались актуальные проблемы церковного возрождения, принимались решения по каноническим, дисциплинарным и вероучительным вопросам.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 31 марта - 5 апреля 1992 года, состоявшийся в Москве, принял ряд важнейших решений относительно церковной жизни на Украине и канонического положения Украинской Православной Церкви. На этом же Соборе было положено начало прославлению в лике святых новомучеников и исповедников Российских, пострадавших за Христа и Его Церковь в годы гонений. Кроме того, Собор принял обращение, в котором изложил позицию Русской Православной Церкви по вопросам, волновавшим общество в странах, в которых проживает ее паства.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 11 июня 1992 года был созван во внеочередном порядке для рассмотрения дела по обвинению митрополита Киевского Филарета в антицерковной деятельности, способствовавшей расколу Украинской Православной Церкви. В особом "Судебном деянии" Собор постановил извергнуть из сана митрополита Киевского Филарета (Денисенко) за допущенные им тяжкие нравственные и канонические преступления и учинение раскола в Церкви.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 29 ноября - 2 декабря 1994 года, помимо ряда решений, касавшихся внутренней церковной жизни, принял особое определение "О взаимоотношениях Церкви с государством и светским обществом на канонической территории Московского Патриархата в настоящее время", в котором подтвердил "непредпочтительность" для Церкви какого-либо государственного строя, политической доктрины и так далее, недопустимость поддержки церковной Полнотой политических партий, а также запретил священнослужителям выдвигать свои кандидатуры на выборах в местные или федеральные органы власти. Собор также постановил приступить к разработке "всеобъемлющей концепции, отражающей общецерковный взгляд на вопросы церковно-государственных отношений и проблемы современного общества в целом". Особо Собор отметил необходимость возрождения миссионерского служения Церкви и постановил разработать концепцию возрождения миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Во исполнение решений Архиерейского Собора 1994 года Священным Синодом в декабре 1995 года было принято решение об образовании Миссионерского отдела Московского Патриархата.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 18 - 23 февраля 1997 года продолжил труды по общецерковному прославлению новомучеников и исповедников Российских. Кроме того, в соборных докладах и дискуссиях получили развитие темы, обсуждавшиеся на Архиерейском Соборе 1994 года, который наметил наиболее важные задачи и тенденции в церковной жизни. В частности, Собор подтвердил незыблемость церковной позиции по вопросу недопустимости участия Церкви и ее служителей в политической борьбе. Кроме того, обсуждались перспективы участия Русской Православной Церкви в международных христианских организациях, проблемы миссионерского и социального служения Церкви, угрозы прозелитической деятельности инославных и иноверных религиозных объединений.
Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви заседал 13 - 16 августа 2000 года в Зале церковных Соборов воссозданного Храма Христа Спасителя. Заседания Собора, завершившиеся торжественным освящением Храма, вошли в круг празднований, посвященных великому Юбилею - 2000-летию Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
Собор стал уникальным явлением в жизни Русской Православной Церкви по числу и значимости принятых им решений. По докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, было принято решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны, и о 46 подвижниках, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. В Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания были также включены имена 230 ранее прославленных местночтимых святых. Рассмотрев вопрос о канонизации Царской Семьи, члены Собора приняли решение о прославлении Императора Николая II, Императрицы Александры и чад их: Алексия, Ольги, Татианы, Марии и Анастасии как страстотерпцев в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Собор принял решение об общецерковном прославлении подвижников веры и благочестия других времен, подвиг веры которых был иной, чем у новомучеников и исповедников.
Членами Собора были приняты Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию, подготовленные Синодальной Богословской комиссией под руководством митрополита Минского и Слуцкого Филарета. Этот документ стал руководством для клириков и мирян Русской Православной Церкви в их контактах с инославными.
Особое значение имеет принятие Собором Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Этот документ, подготовленный Синодальной рабочей группой под руководством митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла и явившийся первым документом такого рода в православном мире, излагает базовые положения учения Церкви по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. Документ отражает официальную позицию Московского Патриархата в сфере взаимоотношений с государством и светским обществом.
Кроме того, на Соборе был принят новый Устав Русской Православной Церкви, подготовленный Синодальной комиссией по внесению поправок в Устав об управлении Русской Православной Церкви под руководством митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Данным Уставом Церковь руководствуется в настоящее время.
Собором были приняты Послание боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви, Определение об Украинской Православной Церкви, Определение о положении Православной Церкви в Эстонии и Определение о вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви.

Освобождаясь от захватчиков, Русское государство набирало силу, а с ним росла и сила Русской Православной Церкви. В году, незадолго до падения Византийской империи, Русская Церковь стала независимой от Константинопольского Патриархата. Митрополит Иона , поставленный Собором русских епископов в году, получил титул Митрополита Московского и всея Руси.

В дальнейшем возрастающая мощь Русского государства содействовала и росту авторитета Автокефальной Русской Церкви. В году московский митрополит Иов стал первым русским Патриархом. Восточные патриархи признали за русским Патриархом пятое по чести место.

В период, последовавший за изгнанием из России интервентов, Русская Церковь занималась одной из очень важных внутренних своих проблем - исправлением богослужебных книг и обрядов. Большая заслуга в этом принадлежала Патриарху Никону . Вместе с тем недостатки в подготовке реформы и насильственное насаждение ее нанесло Русской Церкви тяжелейшую рану, последствия которой не преодолены и по сей день, - раскол старообрядчества .

Синодальный период

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: "Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения - кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов - смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга... Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!"

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

После смерти Патриарха Тихона развернулась сложная, направляемая властью, борьба за иерархическое руководство Церковью. В конечном счете во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский) . Обязательства перед властью, которые он был вынужден при этом принять, вызвали протест некоторой части духовенства и народа, ушедших в т.н. "правый раскол" и создавших "катакомбную церковь ".

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. "катакомбной церкви" по призыву еп. Афанасия (Сахарова) , которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период "потепления" в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению "борьбы за мир и разоружение".

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой "хрущевской оттепели", когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В "брежневский" период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как "граждане второго сорта".

Современная история

Празднование Тысячелетия Крещения Руси в году ознаменовало закат государственно-атеистической системы, придало положительный импульс церковно-государственным отношениям, заставило власть предержащих начать диалог с Церковью и выстраивать взаимоотношения с нею на принципах признания ее огромной исторической роли в судьбе Отечества и ее вклада в формирование нравственных устоев нации.

Однако последствия гонений оказались весьма и весьма тяжкими. Предстояло не только восстановить из руин тысячи храмов и сотни монастырей, но и возродить традиции образовательного, просветительного, благотворительного, миссионерского, церковно-общественного служения.

Возглавить церковное возрождение в этих непростых условиях было суждено митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию , который был избран Поместным Собором Русской Православной Церкви на овдовевшую после кончины Святейшего Патриарха Пимена Первосвятительскую кафедру. 10 июня года состоялась интронизация Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

См. также

  • Русская Православная Церковь

Использованные материалы

  • Официальный сайт Русской Православной Церкви

Переодизация Истории Церкви:

1. Древний период нераздельной Церкви простирается до серединыXI в. (1054).

Первая глава истории христианской Церкви должна быть об Иисусе Христе, т.е. её Основателе. С этой точкой зрения согласны не все историки церкви. Они относят этот период к библейской истории, основанной на изучении Библии, которая для верующих является боговдохновенной книгой, а не источником по истории Церкви. Тем более, что христианская Церковь, как институт, возникла только во II-ом веке.

2. Средневековый период - от серединыXI в. до падения на Востоке Константинополя в 1453 г., а на Западе- до выступления Лютера (1516 г.).

Одни видят грань в конце VI в. — смерти папы Григория (в 604 г), другие — в конце VII в., — после VI вселенскогособора. Многие считают, что концомдревнего периода должен быть признан XI век, т.е. время (1054 г). разделения Церквей. Этот длинный период делится на две части: до и после Константина Великого. Затем серединаV в. -это окончание, заключение греческого классического периода в истории Церкви и переход к византийскому — событие великой важности не только в церковной, но и в государственной жизни, б) затемVIII в.-время окончания вселенских соборов. С этого времени отношения между восточною и западною Церковью резко меняются. Константинопольский патриарх, почувствовав силу, начал бороться с папами за признание его «византийским папою»на Востоке, чтобы папы больше не вмешивались в дела восточной Церкви. Папы с этим согласиться не могли. Тогда Константинольский патриарх предпочел разрыв с папами. Кризис затянулся до половины XI века, т.е. до 1054 г.

3. Новый период начинается — на Востоке с 1453 г., а на Западе с 1517 г. и продолжается до наших дней.

Периодизация Русской Православной Церкви

Традиционное деление истории РПЦ:

1.Киевский, или домонголький период (988-1237)

2. Московский период до разделения Русской митрополии (1237-1469)

3. Московский период до учреждения патриаршества (1469-1587)

4.История русской юго-западной Церкви от года разделения 1469 до Брестской унии 1596 (1469-1596).

5. Патриарший период (1589-1700) и параллельно Киевская митрополия за то же время.

6.Синодальный период (1700-1917)7. Послереволюционный период (1917-1941)

7. Военный и послевоенный периоды (1941 - 1991)

8.Постсоветская эпоха (1991 -)

Некоторые уточнения в хронологию вносит А.В.Карташев:1.Киевский, или домонголький период (нач. в 988)2.Киево-Владимиро-Московский период (1037-1469) далее - так же.

По датам: 988 (989) - Крещение Руси кн. Владимиром Святым;1237 - Начало монгольского завоевания Руси;1469 - разделение единой русской митрополии на Московскую и Южную;1588 - учреждение Патриаршества (первый патриарх Иов);1700 - Петр Iупразднил Патриаршество (последний патриарх Адриан) и учредил Святейший Синод;1917 - Революция в Российской Империи. Тотальная смена отношения к религии и Церкви;1941 - Начало ВОВ, Церковь снова приобретает вес, начинается некоторое сотрудничество с правительством;1991 - Распад СССР. Церковь становится все сильнее и авторитетнее. Первый патриарх в новой России Алексий II