От кого произошли скифы. Скифы. Дарий I: его поход в Скифию

5. По рассказам скифов, народ их - моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай . Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена. Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай , Арпоксай и самый младший - Колаксай . В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.

6. Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнёс золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему. Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата - племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев - царя - племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами.

7. Так рассказывают скифы о происхождении своего народа. Они думают, впрочем, что со времён первого царя Таргитая до вторжения в их землю Дария прошло как раз только 1000 лет. Упомянутые священные золотые предметы скифские цари тщательно охраняли и с благоговением почитали их, принося ежегодно богатые жертвы. Если кто-нибудь на празднике заснёт под открытым небом с этим священным золотом, то, по мнению скифов, не проживёт и года. Поэтому скифы дают ему столько земли, сколько он может за день объехать на коне. Так как земли у них было много, то Колаксаис разделил её, по рассказам скифов, на три царства между своими тремя сыновьями. Самым большим он сделал то царство, где хранилось (не добывалось) золото. В области, лежащей ещё дальше к северу от земли скифов, как передают, нельзя ничего видеть и туда невозможно проникнуть из-за летающих перьев. И действительно, земля и воздух там полны перьев, а это-то и мешает зрению.

8. Так сами скифы рассказывают о себе и о соседних с ними северных странах. Эллины же, что живут на Понте, передают иначе. Геракл, гоня быков Гериона (чаще - коров), прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну (теперь её занимают скифы). Герион же жил далеко от Понта, на острове в Океане у Гадир за Геракловыми Столпами (остров этот эллины зовут Эрифией). Океан, по утверждению эллинов, течёт, начиная от восхода солнца, вокруг всей земли, но доказать этого они не могут. Оттуда-то Геракл и прибыл в так называемую теперь страну скифов. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

9. Пробудившись, Геракл исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея . Там в пещере он нашёл некое существо смешанной природы - полудеву, полузмею (Богиня со змеями , родоначальница скифов, известна по ряду античных изображений). Верхняя часть туловища от ягодиц у неё была женской, а нижняя - змеиной. Увидев её, Геракл с удивлением спросил, не видала ли она где-нибудь его заблудившихся коней. В ответ женщина-змея сказала, что кони у неё, но она не отдаст их, пока Геракл не вступит с ней в любовную связь. Тогда Геракл ради такой награды соединился с этой женщиной. Однако она медлила отдавать коней, желая как можно дольше удержать у себя Геракла, а он с удовольствием бы удалился с конями. Наконец, женщина отдала коней со словами: «Коней этих, пришедших ко мне, я сохранила для тебя; ты отдал теперь за них выкуп. Ведь у меня трое сыновей от тебя. Скажи же, что мне с ними делать, когда они подрастут? Оставить ли их здесь (ведь я одна владею этой страной) или же отослать к тебе?». Так она спрашивала. Геракл же ответил на это: «Когда увидишь, что сыновья возмужали, то лучше всего тебе поступить так: посмотри, кто из них сможет вот так натянуть мой лук и опоясаться этим поясом, как я тебе указываю, того оставь жить здесь. Того же, кто не выполнит моих указаний, отошли на чужбину. Если ты так поступишь, то и сама останешься довольна и выполнишь моё желание».

10. С этими словами Геракл натянул один из своих луков (до тех пор ведь Геракл носил два лука). Затем, показав, как опоясываться, он передал лук и пояс (на конце застежки пояса висела золотая чаша) и уехал. Когда дети выросли, мать дала им имена. Одного назвала Агафирсом , другого Гелоном , а младшего Скифом . Затем, помня совет Геракла, она поступила, как велел Геракл. Двое сыновей - Агафирс и Гелон не могли сся с задачей, и мать изгнала их из страны. Младшему же, Скифу, удалось выполнить задачу, и он остался в стране. От этого Скифа, сына Геракла, произошли все скифские цари. И в память о той золотой чаше ещё и до сего дня скифы носят чаши на поясе (это только и сделала мать на благо Скифу).

11. Существует ещё и третье сказание (ему я сам больше всего доверяю). Оно гласит так. Кочевые племена скифов обитали в Азии. Когда массагеты вытеснили их оттуда военной силой, скифы перешли Аракс и прибыли в киммерийскую землю (страна, ныне населённая скифами, как говорят, издревле принадлежала киммерийцам). С приближением скифов киммерийцы стали держать совет, что им делать пред лицом многочисленного вражеского войска. И вот на совете мнения разделились. Хотя обе стороны упорно стояли на своём, но победило предложение царей. Народ был за отступление, полагая ненужным сражаться с таким множеством врагов. Цари же, напротив, считали необходимым упорно защищать родную землю от захватчиков. Итак, народ не внял совету царей, а цари не желали подчиниться народу. Народ решил покинуть родину и отдать захватчикам свою землю без боя; цари же, напротив, предпочли скорее лечь костьми в родной земле, чем спасаться бегством вместе с народом. Ведь царям было понятно, какое великое счастье они изведали в родной земле и какие беды ожидают изгнанников, лишённых родины. Приняв такое решение, киммерийцы разделились на две равные части и начали между собой борьбу. Всех павших в братоубийственной войне народ киммерийский похоронил у реки Тираса (могилу царей там можно видеть ещё и поныне). После этого киммерийцы покинули свою землю, а пришедшие скифы завладели безлюдной страной.

12. И теперь ещё в Скифской земле существуют киммерийские укрепления и киммерийские переправы; есть также и область по имени Киммерия и так называемый Киммерийский Боспор. Спасаясь бегством от скифов в Азию, киммерийцы заняли полуостров там, где ныне эллинский город Синопа. Известно также, что скифы в погоне за киммерийцами сбились с пути и вторглись в Мидийскую землю. Ведь киммерийцы постоянно двигались вдоль побережья Понта, скифы же во время преследования держались слева от Кавказа, пока не вторглись в землю мидян. Так вот, они повернули вглубь страны. Это последнее сказание передают одинаково как эллины, так и варвары.

Скифское царство в Крыму

На последнем этапе своей истории скифы - это небольшое рабовладельческое государство. Территория его значительно сократилась по сравнению с прежней. Сокращается и число соседей. Это тавры, потомки киммерийцев, на юге, в Крымских горах, это Боспорское царство на Керченском полуострове и Херсонес - греческий город на западном побережье (около современного Севастополя). Выход из Крыма в степи Украины закрывают сарматские племена. Ольвия, оказавшаяся на периферии государства, постепенно теряет свое значение, все большую роль в торговле приобретает Херсонес, который скифы пытаются полностью подчинить.

Около рубежа нашей эры некоторую роль стали играть тавры, которые оказались втянуты в общую политическую жизнь Крыма и, по-видимому, уже не были такими дикарями, какими их рисовали греческие писатели. Из изучения погребальных памятников степного Крыма ясно виден тесный контакт скифов и тавров. В погребениях скифов северного предгорья появляется ориентировка, свойственная таврской, и захоронения в скорченном положении . В фунтовых могильниках у села Партизанского и в некрополе Неаполя Скифского встречаются коллективные захоронения, типичные для тавров. Археологами открыто немало коллективных захоронений рядовых скифов. Это каменные ящики, сооруженные на поверхности земли, содержащие от 10 до 173 костяков. Интересно, что в этих могилах, как правило, отсутствует вооружение. Такие скифские каменные ящики встречаются только в предгорной части, то есть в соседстве с таврами. Тесные взаимоотношения тавров и скифов сказываются не только в обрядовой стороне погребений, но и в инвентаре. В первые века нашей эры появился новый термин «тавроскифы». Это слово обнаружено на одной из боспорских надписей, что позволяет, по мнению некоторых исследователей, говорить о частичной ассимиляции тавров скифами. Страбон считал, что такая терминология не отражает истинного положения вещей, а свидетельствует о незнании древними географами этнического состава населения .

Мнение Страбона, одного из самых достоверных авторов, к высказываниям которого историки древности прислушивались внимательно, заставляет не считаться с термином «тавроскифы», который как будто предполагает отдельный народ. Но появление этого термина, несомненно, свидетельствует о тесных связях обоих народов.

В Крыму были исследованы многие скифские поселения. Все они в той или иной мере носили античный характер, что сказывается и в системе укреплений, и в постройках. Наиболее интересным и показательным является Неаполь Скифский - полуварварский-полугреческий город. Заслуживают также внимания исследования турецкого вала и рва, вероятно ограничивавших Крым по линии Перекопа. Ров в древности соединял Черное и Азовское моря.

Скифская держава, потеряв значительную территорию и ослабев экономически, тем не менее пыталась вести в Крыму активную политику. Особенно доставалось от них Херсонесу; это заставило его искать поддержку на стороне. В 179 году до н. э. был заключен договор с понтийским царем Фарнаком, который обещал защищать Херсонес от варваров. В самом конце II века до н. э. Херсонес опять был принужден обратиться за помощью к Понтийской державе. Преемник Фарнака - Митридат VI Евпатор - в 110 году до н. э. послал в Крым армию под командованием Диофанта, разбившего скифов и тавров. Декрет в честь Диофанта, которым почтили его херсонесцы, упоминает о том, как скифский царь Паллак внезапно напал на город с большим войском. «Он [Диофант] поневоле принял битву, обратил в бегство скифов, считавшихся непобедимыми». Несколько позднее, когда, как говорится в декрете, скифы, проявив врожденное вероломство, отложились от царя Митридата и изменили соотношение сил, Диофант овладел Керкенитидою и Стенами, которые были захвачены скифами, и приступил к осаде Прекрасной Гавани. Война, как можно судить по документу, окончилась для скифов печально. Диофант взял Неаполь и Хавеи, полностью разгромил скифское войско и надолго спас Херсонес от скифского нашествия. Победе Диофанта посвятил несколько строк и Страбон.

Тяжелые для скифского царства в Крыму события не привели к его гибели, но создали превосходство греков. Может быть, этим объясняется более решительная позиция Боспора, о чем пишет Страбон. Касаясь взаимоотношений со скифами, он отмечает, что кочевники ведут войны из-за денег. Они передают свою землю во владение тем, кто хочет ее обрабатывать, и довольствуются получением обусловленной платы, умеренной, необходимой для удовлетворения своих потребностей. Однако с теми, кто им не платит, кочевники воюют. А не платят кочевникам люди, уверенные в своей силе. Так поступил боспорский царь Асандр (47-17 годы до н. э.), который, по сообщению Гипсикрата, построил на перешейке, поблизости от Меотиды, стену с башнями . Следует помнить, что и сами греческие центры в это время попали в тяжелое положение. Восстание рабов на Бое-поре в 107 году до н. э. привело к подчинению всех городов Митридату Евпатору и втянуло античные государства Крыма в борьбу Понта с Римом.

В это время степи были заняты одним из крупнейших племенных объединений сарматов - роксоланами. По-видимому, у них были не враждебные отношения со скифами.

Когда мы говорим о переходе центра и, конечно, части населения скифской державы в Крым, мы не должны забывать о проникновении вместе с ними туда и сарматских племен. Во всяком случае, погребения сарматов встречаются в Крыму. Несомненно, в Крыму происходили и события, описанные Страбоном. «Роксоланы, - пишет он, - воевали даже с полководцами Митридата Евпатора под предводительством Тасия. Они пришли на помощь Поллаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легко вооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае, роксоланы, числом около 50000 человек, не могли устоять против 6000 человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены» .

Позднее, судя по тому, что скифы временами властвовали над Ольвией, сарматы не нарушали их кочевий в устье Днепра и возле Ольвии. Правда, защитить Ольвию от Митридата, а позднее от гетов скифы не смогли. Геты разгромили Ольвию в 1 веке до н. э., после чего, по желанию скифов, Ольвия была восстановлена, как об этом пишет Дион Хрисостом. Однако теперь новая Ольвия ничем не напоминала богатый и цветущий город прежних лет; была заселена только небольшая часть города. В середине I века н. э. Ольвия существовала под протекторатом скифов и в знак своей зависимости выпускала монеты с именами скифских царей, Фарзоя и Инисмея, но скифы уже не могли влиять на общую политическую обстановку, и, когда во II веке римляне сочли необходимым включить город в свою империю, они без труда это сделали, разместив там свой гарнизон.

К этому времени скифская держава не могла вести сколько-нибудь самостоятельную политику. При этом иногда скифы проявляли активность и нападали на греческие государства. Так было в середине I века н. э., когда скифы вновь осадили Херсонес, которому на выручку отправился Плавций Сильван, римский легат Мезии, заставивший снять осаду. Едва ли скифы этого времени были в состоянии противостоять римским войскам - лучшей европейской армии того времени.

В течение I-II веков н. э. также происходили нашедшие отражение в надписях конфликты между скифами и Боспором. Судя по отрывочным документам, перевес во всех известных случаях оказывался на стороне Боспора.

Скифская держава в первые века нашей эры теряла жизнеспособность. Ее экономика была окончательно подорвана. Пункты, через которые она могла бы вести внешнюю торговлю, были для нее теперь недоступны, последней была захвачена Римом Ольвия.

В это время усиливается давление варваров. По-видимому, большую роль тут сыграла держава Германариха, включившая в свой состав многие племенные объединения Северного Причерноморья. Вместе с сарматами и праслявянами, оставившими такой памятник, как могильник Харакс в Крыму, проникли в Крым готы. Вероятно, им и следует приписать разрушение в III веке н. э. Неаполя и других скифских городов на западном берегу Крыма.

Этим была оформлена политическая смерть скифской державы, существовавшей с V, а может быть, и VI века до н. э. до III века н. э.

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

Глава 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X– XIII века. В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами. Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и

Из книги Империя степей. Аттила, Чингиз-хан, Тамерлан автора Груссе Рене

Скифское искусство Значительные скифские нашествия VII века на Кавказе, в Малой Азии, в Армении, в Мидии и Ассирийской империи, интересуют не только политическую историю. Не будем упускать из виду тот факт, что они являлись их союзниками и сторонниками. Первоначальные

автора

Часть II СКИФСКОЕ «ЗВЕНО» ДРЕВНЕРУССКОЙ ИСТОРИИ Дремлю - и за дремотой тайна, И в тайне почивает Русь, Она и в снах необычайна, Ее одежды не коснусь. А. Блок Скифы… Что это за народ? Какова степень его родства с русскими? Как это ни парадоксально, но у историков на этот

Из книги Скифская Русь. От Трои до Киева автора Абрашкин Анатолий Александрович

ГЛАВА 11 СКИФСКОЕ СЕМИРЕЧЬЕ Могучая армада скифов Дошла до Волги и Оки, Но их встречали мужики - Герои древнерусских мифов… К моменту прихода скифов Северное Причерноморье принадлежало киммерийцам. Геродот рассказывает о внутреннем раздоре, вспыхнувшем среди них при

автора

Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что оставили для нас эти

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века [СИ] автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война - это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое - Путь, второе - Небо, третье - Земля, четвертое -

автора Андриенко Владимир Александрович

Часть 1 Древний Египет Глава 1 Начало армии: Древнее царство и Среднее царство Начало цивилизации это Египет, Шумер, Китай, Индия. Именно там мы находим следы древних и величественных храмов и зданий, что свидетельствуют о высоком уровне развития древних народов, что

Из книги Искусство войны: Древний мир и Средние века автора Андриенко Владимир Александрович

Глава 3 Фараоны воители: Новое царство и Позднее царство Война – это воликое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели. Это нужно понять.Поэтому в онову её кладут пять явлений…Первое – Путь, второе – Небо, третье – Земля, четвертое –

автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 3. КРЫМ ПЕРИОДА ВЛАДЫЧЕСТВА СКИФОВ. ГРЕЧЕСКИЕ ГОРОДА-КОЛОНИИ В КРЫМУ. БОСПОРСКОЕ ЦАРСТВО. ХЕРСОНЕС. САРМАТЫ, ПОНТИЙСКОЕ ЦАРСТВО И РИМCКАЯ ИМПЕРИЯ В КРЫМУ VII ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ – III ВЕК Киммерийцев на Крымском полуострове сменили племена скифов, переселившиеся в VII веке

Из книги История Крыма автора Андреев Александр Радьевич

ГЛАВА 6. ПЕЧЕНЕГИ В КРЫМУ. КНЯЖЕСТВА ТМУТАРАКАНЬ И ФЕОДОРО. ПОЛОВЦЫ В КРЫМУ. X–XIII ВЕКА В середине X века хазары в Крыму сменились пришедшими с востока печенегами.Печенегами были восточные кочевые племена кенгересов, создавшие южнее уральских гор между Балхашем и Аральским

Из книги Киевская Русь и русские княжества XII -XIII вв. автора Рыбаков Борис Александрович

Праславяне в скифское время (VI–IV вв. до н. э.) Важнейшим звеном древнейшей истории славянства является определение исторического места и уровня развития праславян в скифскую эпоху.Несмотря на то что ряд исследователей признавал наличие славян среди «скифских» племен

Из книги Скифы: расцвет и падение великого царства автора Гуляев Валерий Иванович

Из книги Всемирная история. Том 4. Эллинистический период автора Бадак Александр Николаевич

Скифское царство в Крыму Скифы и геты, составляющие основную часть населения в III в. до н. э., упорно отражали все попытки македонян проникнуть к северу от Дуная. В 331–330 гт. наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион, направившийся с 30 тыс. войском в скифские

Из книги Да, скифы мы! «Откуда есть пошла Русская Земля» автора Абрашкин Анатолий Александрович

Глава 12. Скифское семиречье Вопросы географии Скифии всегда привлекали самое пристальное внимание ученых. Ведь это древнее наше государство! Тем не менее по-прежнему остается нерешенным ряд важных проблем. Одна из них – определение собственно пределов той земли,

Из книги Земной круг автора Марков Сергей Николаевич

Скифы (греч. Skythai), сколоты, ишкуза

  • В. Абаев сопостовлял этноним skuta с германским *skut- (стрелок из лука, стрелять).
  • К. Т. Витчак и С. В. Кулланда объясняют скифское самоназвание так: др.-греч. Σκόλοτοι < *skula-ta < *skuδa-ta < *skuda-ta (то есть «лучники», с закономерным переходом *d > *l в скифском). Причём форма *skuδa-ta бытовала в VII веке до н. э., когда греки начали контактировать со скифами (оттого и др.-греч. Σκύϑαι). Тогда же состоялся ассирийский поход скифов - оттого и ассир. Ašgūzai или Išgūzai. К V веку до н. э. - времени визита в Ольвию Геродота - уже произошёл переход *δ > *l.

Переход древнеиранского *δ в скифское *l как характерная черта скифского языка подтверждается и другими скифскими словами.

Язык

Скифский язык входит в северо-восточную подгруппу иранских языков. Очень близкими по языку и культуре к скифам являлись савроматы (сарматы), саки и массагеты.

Время существования

Собственно история скифов в Северном Причерноморье – VIII в. до н. э. – IV в. н. э. От начала войны с киммерийцами и до разгрома скифского царства готами в Крыму.

Происхождение

Существует несколько легенд происхождения скифов —

  1. У скифов, существовало предание о том, что их народ моложе всех других и что в их земле, бывшей безлюдной, родился первый человек Таргитай от Зевса и дочери Борисфена. У Таргитая было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колоксай. При них упали с неба золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша. Старший и средний брат не могли схватить этих предметов: они немедленно воспламенялись. Младший сын смог безопасно взять чудесные дары неба и поэтому ему была вручена царская власть.
  • от старшего брата пошел род авхатов,
  • от среднего - роды катиаров и траспиев,
  • от младшего - паралатов.

Здесь Геродот говорит, что общее название народа сколоты; греки же назвали их скифами, а персы - саками. Именно часть Скифии от Дуная до Меотиды, особенно известная в Ольвии, называлась исконной Скифией. От Таргитая до времени Геродота прошла тысяча лет.

  1. Причерноморские греки сообщили Геродоту еще одно предание. Геракл, гоня коров Гериона, зашел в Скифию, тогда еще не заселенную. Когда Геракл уснул, его лошади ушли из-под ярма. Он нашел их в Гилее у жившей в пещере полуженщины-полузмеи, соглашавшейся вернуть ему кобылиц, если он женится на ней. Геракл долго жил с ней и от их брака родилось три сына. Только после этого герой получил обратно своих коней. Уходя, он оставил своей возлюбленной лук и пояс с тем, чтобы тот из сыновей, кто сумеет натянуть этот лук и по-отцовски подпоясаться, остался владеть землей, а два других были бы удалены. Задачу выполнил младший из них по имени Скиф, предок скифских царей. От двух старших - Агафирса и Гелона - произошли племена агафирсов и гелонов. В этом мифе ясно слышна греческая переработка еще одного туземного предания, отличавшегося от предыдущего. В нем явно идет речь о скрещении пришлых (Геракл) и местных (змееногая богиня) начал в скифах, тогда как в первом сильнее звучит местный элемент, хотя и пришлый, может быть, проявляется в том, что будущая земля скифов была пустой при их возникновении.
  2. Геродот указывает — есть, впрочем, и иной рассказ, которому я сам наиболее доверяю. По этому рассказу, кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов, перешли реку Араке (Сырдарья) и удалились в Киммерийскую землю.

На сегодняшний момент как раз существует три версии откуда появились скифы в Причерноморье.

    1. Граков Б.Н. Автохтонная теория. Граков считал, что прямыми предками скифов являлись племена полуоседлой (пастушечьей) срубной культуры эпохи бронзы, проникшие в Северное Причерноморье из Поволжья. Переселение происходило достаточно долгое время с середины II тыс. до н.э. и Геродотовская миграция скифов — это можно сказать одна из последних волн переселения. Киммерийцы же, которых встретили скифы — это тоже одна из волн срубной культуры, но более ранняя, что в итоге и позволило слиться родственным племенам, образовав однородный этнический элемент.
    2. Артамонов М.И. Переднеазиатская теория. До приходов скифов в Причерноморье, там развивалась срубная культура и предшествовала скифской. Сами же скифы вышли из Передней Азии и были связаны с развитыми цивилизациями той эпохи (как основной элемент скифский звериный стиль). По его же мнению, киммерийцы — это представители катакомбной культуры, которые были вытеснены из Причерноморья еще во второй половине II тыс. до н.э.
    3. Тереножкин А. И. Центральноазиатская теория. По его версии, между населением Северного Причерноморья и пришлыми скифами не существует ни этнической, ни культурной преемственности. Скифы проникают в Причерноморье из Центральной Азии (Монголия, Алтай, Восточный Казахстан) в уже культурно-оформленном виде, в основе которого лежит триада — характерный тип вооружения, конская сбруя, художественный звериный стиль .
      В свою очередь к их движению на запад привело нападение массагетов, а те в свою очередь подверглись нападению восточных соседей и, скорее всего, к такой цепной реакции привела большая засуха 800 г. до н.э.

История

VII в. до н.э. Война скифов с киммерийцами, которая позволила скифам вытеснить последних из Причерноморья и занять их территорию.

685 г. Под предводительством Спаргапифа скифы переселяются с Северного Кавказа и Кубани в Северное Причерноморье. Скорее всего, Скифия в это время делится на три региона –

  • между Доном и Волгой правит род Ишпакая-Партатуа.
  • между Доном и Днепром правит род Спаргапифа,
  • между Днепром и Дунаем, и возможно всей Скифией, правит Ариант.

70-х гг. VII в. до н.э. Серия походов скифов в Мидию, Сирию, Палестину и Переднюю Азию. В результате которых, скифы смогли там утвердиться.

В пределах Восточного Закавказья (современные Азербайджан и частично Иранский Азербайджан) на северных и частично на южных берегах реки Аракс было основано государство скифов, названное в источниках Ишкуза, просуществовавшие до VI в. до н.э., когда скифы были изгнаны из Закавказья мидянами.

679-674/73 гг. до н.э. Скифы под руководством Ишпакая (один из первый исторически известных вождей скифов) в союзе с мидийцами, Урарту и царством Манна участвовали в войне против против Ассирийского царства под руководством Ассархадона, во время которой Ишпакай и погиб.

673-654 гг. до н.э. Вождем скифов становится Партатуа (Прототий), под руководством которого скифы покинули антиассирийскую коалицию. По одной из гипотез, это произошло благодаря заключению династического брака – Партатуа женился на дочери Ассархадона.

Дьяконов И.М. Пиотровский Б.Б., Белявский В.А., Граков Б.Н., Артамонов М.И
654-625 гг. до н.э. Вождем скифов стал Мадай (Мадий), вероятно, сын Партатуа. В это время скифы совершают ряд грабительских походов по всему Средиземноморью – в Сирию, Палестину, Египет. В тоже время остаются верны союзническим отношениям с Ассирией.

653/52 г. до н.э. Скифы, помогая Ассирии, побеждают мидян. По преданию Геродота, с этого времени и на протяжении 28 лет Мидия платит им дань, подвергаясь при этом еще и грабежам.

645 г. до н.э. Скифы под руководством Мадая в Закавказье, опять же помогая Ассирии, побеждают киммерийцев.

625 г. Поход скифов на Египет. По одной версии, фараон Псамметих I откупился от них дарами, по другой скифы все-таки побоялись вступать в открытый конфликт с египетскими войсками.

После 612 г.до н.э. Мидийцы вытесняют скифов из всех закавказских земель, завоеванных ими до этого. Это удалось сделать благодаря хитрости Киаксара — царя мидян. После уничтожения Ассирии Киаксар решил избавиться и от скифов. Он пригласил на пир царей скифов, напоил их, а потом приказал убить. Оставшиеся без вожаков скифы покинули Закавказье.

650-584 гг. до н. э. Царем скифов был Мадий. Начинаются длительные и достаточно успешные походы скифов в Закавказье и Переднюю Азию.

624-585 гг. до н.э. Правление Киаксара. Но возможно, он умер и раньше на рубеже веков.616 г. до н.э. Вторжение скифов в Мидию.

614 г. до н.э. Осада мидянами Ниневии и Ашшура. Ашшур взят, с Ниневии осада снята благодаря скифам — союзникам Ассирии.

612 г. до н.э. Ниневия была взята союзными войсками — мидяне, вавилоняне и скифы, вставшими на сторону Мидии. Скифы устанавливают свое господство над Мидией на 28 лет.

609 г. до н.э. Скифы нанесли поражение Египетскому фараону.

Рубеж VII-VI вв. до н.э . Киаксар (либо его сын Алиатт) решают уничтожить скифов и убивают их вождей на пиру. После этого часть скифов возвращается в Причерноморье, часть подчиняется мидянам.

590-585 г. до н.э. Война между Мидией и Лидией, по результатам которой заключен мир, по нему же скифы, воевавшие на стороне Лидии, должны были покинуть Закавказье.

650 г. до н.э. Скифский вождь Ариант проводит «перепись» населения в Причерноморье. Приказывает каждому скифу принести по наконечнику. После этого он отливает большой котел. Описание есть у Геродота –

«В этой местности (у верховий Гипаниса - Буга) стоит медный сосуд величиной, пожалуй, в шесть раз больше сосуда для смешения вина, который Павсаний, сын Клеомброта, велел посвятить богам и поставить у входа в Понт (Чёрное море). Кто не видел этого сосуда, тому я его опишу: он свободно вмещает 600 амфор, а толщина этого скифского сосуда шесть пальцев. По словам местных жителей, сделан он из наконечников стрел. Один скифский царь, по имени Ариант, пожелал узнать численность скифов. Он приказал для этого всем скифам принести по одному наконечнику стрелы и каждому, кто не послушается, грозил смертью. Тогда скифы принесли такое множество наконечников, что царь решил воздвигнуть из них себе памятник: он повелел изготовить из наконечников этот медный сосуд и выставить в Эксампее. Вот сведения, которые я получил о численности скифов».

Как ранее указывалось, есть мнения, что Арианту принадлежали земли от Днепра до Дуная, но при этом он мог управлять и Скифией в целом.

Расселение скифов по Геродоту (Граков Б.Н. Скифы - МГУ, 1971, с. 16-17.):

По поводу них также высказано много гипотез, которые, однако, разбиваются о точную локализацию пяти главных рек: Истра, Тираса, Гипаниса, Борисфена и Танаиса. Это позволяет наметить расселение племен в соответствии с данными Геродота. Вот как нам представляется это расселение. От Дуная до Днепра побережье занято скифами: их северная граница с неврами где-то на верхнем Днестре. Гипанис и Днестр сближают свое течение в земле алазонов: это сближение начинается сразу выше Николаева. По Бугу вверх ближе всех к Ольвии каллиппиды, иначе эллины-скифы. Позднее в ольвийском декрете в честь Протогена (III в. до н. э.) они названы «миксэл-лины», т. е. «смешанные эллины». Этим подтверждается точность данных Геродота. Выше их живет скифское племя алазонов, в месте сближения Буга и Днестра. Еще выше скифы-пахари, где-то в междуречии тех же рек. У Эксампея проходила их граница с алазонами. Четвертое скифское племя, скифы-земледельцы, жило по Днепру и за Днепром до Пантикапа (Ингульца). Надо думать, что скифы-земледельцы жили по обоим берегам Борисфена, так же как скифы-кочевники, помещаемые за Пантикапом и дальше за земледельцами, очевидно, частью жили в пределах правобережья. Иными словами, оба племени в какой-то мере обитали вперемежку. Скифы-кочевники на левом берегу Днепра жили в степях, разделенные пополам Гипакирисом, и доходили до реки Герроса (Конки). Далее на восток и юг жили царские скифы за рекой Герросом. Они занимали степь до Меотиды и Танаиса и северный Крым до гор, где жили дикие тавры. Сразу выше скифов по Днепру жили андрофаги (людоеды). Геродот говорит, что они единственные из всех народов Скифии людоеды. Они носят скифскую одежду, кочуют, но имеют свой особый, отличный от скифов, язык.

Севернее скифов-пахарей и андрофагов, по Геродоту, между фантастическим озером, из которого вытекает Днестр, и Днепром, живут невры сразу на запад от Днепра. Иначе сказать невры занимали обширное пространство уже не в степях, так как верхнее течение Днепра и Буга, а также прилегающее к ним правобережье Днепра находятся уже в лесостепной полосе. В то же время они как-то соседили с будинами, расположенными восточнее. О неврах рассказывали много удивительного как об оборотнях-волках и колдунах. У невров, по Геродоту, были скифские нравы.

К северу от царских скифов на левом берегу Днепра и далее на восток жили меланхлены, т. е. люди, носящие черные плащи. Восточная их граница неясна, но они должны были где-то ближе к Дону соприкасаться с будинами и, может быть, с савроматами. Это - особое, нескифское, племя, но образ жизни у него скифский. Возможно, меланхлены названы нескифским народом потому, что они имели свой язык, или же потому, что они не входили в скифскую политическую группировку.

Выше меотов, занимавших дельту и самые низовья Танаиса-Дона, в трех днях пути от его впадения в Меотиду, на пятнадцать дней пути на северо-восток на правом берегу реки жили савроматы в безлесной степи. Они произошли будто бы от браков сыновей свободных скифов и воинственных женщин-амазонок. Женщины у них были поэтому воинственны, а язык - испорченный скифский по вине не понимавших его амазонок. Они сохраняли политическую самостоятельность и были чистыми кочевниками.

Выше савроматов по Дону, за их степью, но уже в разнородных лесах, т. е. в лесостепи, жили будины - очень большой, по Геродоту, и кочевой народ. Их страна где-то на западе примыкала к Невриде (стране невров), так как за поколение до Геродота невры переселились в землю будинов. Будины говорили на своем собственном языке. Они, по-видимому, не граничили со скифами и были, несомненно, политически совершенно независимы. В их стране был большой деревянный город Гелон. В нем обитали некие гелоны, говорившие то по-скифски, то по-эллински, почитавшие греческих богов, в частности Диониса. Они были оседлы и занимались земледелием. Другие писатели, по мнению Геродота, напрасно считали гелонов и будинов за один народ.

Кон. VII — нач. VI вв. до н. э. Царем скифов в Причерноморье стал Гнур – сын Лика, внук Спаргапифа.

90-50-е гг. VI в. до н.э . Царем скифов становится Савлий (Кадуит, Кадуин, Кальвид – в некоторых источниках) – сын Гнура. По геродотовской версии, убийца своего брата – Анахарсиса – одного из семи мудрецов.

Конец VI в. до н.э. Царем скифов становится Иданфирс – сын Савлия, который и участвует в войне против Дария I. Одним из вождей в этой войне был Скопасис, отряд (скорее всего, приазовские скифы и савроматы) которого был самым боеспособным и мобильным. Другой вождь известный по Геродоту – Таксакис, возглавлял войско гелонов и будинов.

514/12 г. до н.э. Война скифов с персидским царем Дарием I.

Дарий собрал огромное войско в 700 тысяч человек - пестрое и многоязыкое, состоявшее из представителей 80 народов. С этим войском персидский монарх прошёл Малую Азию, переправился на европейскую сторону через пролив Босфор, пересек Фракию. И наконец, перебравшись через Дунай по мосту из кораблей, построенному для него наёмниками (малоазийскими греками), вступил в Северное Причерноморье - в пределы Скифии. Поход был рассчитан на два месяца.

Скифы, хорошо осведомленные о действиях противника, знали и о его колоссальной численности. Сами они, вместе с союзными племенами, могли выставить не более 200 тысяч воинов. Осознав всю глубину нависшей над ними опасности, скифы тем не менее решили бороться до конца. Для этого они выработали общий стратегический план кампании:

  • избегать больших сражений;
  • заманивать врага в глубь своей территории;
  • нападать на его пути снабжения;
  • уничтожать атаками подвижные конные отряды и небольшие группы персов, отделяющихся от основных сил в поисках пищи и воды.

При этом, отступая, скифы засыпали колодцы и родники и сжигали растительность - степные травы, служившие кормом для скота.

Армия Дария с ее громадным обозом, преследуя скифов, сумела, по словам Геродота, достигнуть за короткий срок Танаиса (Дона) и Меотиды (Азовского моря), после чего повернула назад. От голода, лишений, болезней и непрерывных атак скифской конницы персы понесли огромные потери, не выиграв ни одного сражения и не захватив никакой добычи. К счастью для Дария, греки-наёмники через условленные 60 дней не разобрали мост на Дунае, и остатки его войск и сам он, избежав гибели, вернулись в Персию.

480-460-е гг. V в. до н.э. Царем скифов стал Ариапиф – отец Скила, Октамасада и Орика. В его царствование произошло несколько важных событий —

  • урегулировал отношения с Одрисским царством (посредством династического брака),
  • установил протекторат над Ольвией (хотя, существует мнение, что это не так).

Сам он был убит царем агафирсов (скорее всего фракийское племя) Спаргапифом. После смерти царя скифов на престол взошла Опия — жена Ариапифа и мать Орика. Вопрос, является ли данный персонаж реальной исторической личностью, остается дискуссионным.

Ок. 465-447/45 гг. до н.э. После недолго правления Опии, к власти приходит Скил — сын Ариапифа. Он был сыном гречанки и практически полностью воспринял греческую культуру и, став царем, поселился в Ольвии, продвигая торговые интересы Истрии. В результате дворцовых интриг был казнен самими скифами.

50-е гг. V в. до н.э. Царем скифов стал Октамасад, также сын Ариапифа. Являлся родственником царя одриссов — Ситалка. Возможно, при его поддержке к власти в Боспоре в 438 г. до н.э. пришел Спарток. Орик — брат Октамасада, скорее всего, в это же время правил Ольвией.

Кон. V- нач. IV вв. до н.э. Царь Атей уничтожает других царей скифов и узурпирует власть.

Появляется Каменское городище (расположено у г. Каменка-Днепровская и с. Б. Знаменка Запорожской области). Со стороны степи городище было защищено земляным валом и рвом, а с севера и запада – обрывами над Днепром, р. Конкой и Белозерским лиманом. В юго-западном углу находился акрополь, где жила скифская знать. Основными занятиями жителей были изготовление бронзовых и железных орудий, ткачество, гончарство, а также земледелие и скотоводство. Ремесленники жили в землянках и столбовых наземных постройках, знать – в каменных домах. Поселение было крупным ремесленным и торговым центром, тесно связанным с греческими колониями Северного Причерноморья и местным населением Скифии. В конце III в. до н.э. территория городища была заброшена (за исключением акрополя, на котором жизнь продолжалась до III в. н.э.).

358 г. до н.э. Власти скифов подчинена Истрия на берегу Черного моря.

344 г. до н.э. Скифы ведут удачную война с трибаллами, проживавших на территории современной Болгарии.

343 г. до н.э. Подчинен Каллатис на берегу Черного моря.

40-е гг. IV в. до н.э. Царь Атей, устранив прочих царей, объединил скифские племена от Азовского моря и до Дуная.

339 г. до н. э. Война скифов с Филиппом II Македонским. По преданию, именно в этой войне погибает царь Атей в 90-летнем возрасте.

Из источника известно — «обе стороны пришли в раздражение, завязалась битва, в которой скифы, несмотря на превосходство их душевной доблести и численности, были побеждены хитростью Филиппа; взято было (победителями-македонцами) по 20 тысяч детей и женщин, множество скота, но золота и серебра совсем не оказалось, чем впервые была засвидетельствована бедность скифов; 20 тысяч кровных кобылиц было отослано в Македонию для разведения породы» [Юстин. Эпитома сочинения Помпея Трога. «История Филиппа» (IX, 2-3)].

На обратном пути македонское войско попало в засаду, устроенную трибаллами.

331 г. до н.э. Зопирион оставлен Александром Великим в качестве наместника Фракии, Понта (или Скифии). Желая проявить себя собирает 30-тыс. войско и идет войной на скифов. Скорее всего, достиг Ольвии, но затем ему пришлось бежать. В итоге, был настигнут скифами, разбит, при этом потеряв почти всю армию. Сам он погибает где-то в Бессарабии.

313 г. до н.э. Лисимах — правитель Фракии нанес сильное поражение скифам за Дунаем.

310-309 гг. до н. э. Династическая война в Боспорском царстве. Агар, вождь скифов поддержал Сатира, но в результате битвы на реке Фат, победу одержал другой претендент на престол Эвмела Боспорский — брат Сатира.

280-260 гг. до н.э. В Скифию вторгаются сарматы и фактически полностью завладевают северным Причерноморьем, уничтожая и изгоняя скифов. В последующем, часть скифов сохраняется в устье Днепра и на Крымском полуострове. Другая часть переправляется через Дунай и расселяется там, территория получает название Малая Скифия (Истрия-Добруджа).

Кон. III — нач. II вв. до н.э. Происходят большие изменения в Скифии. Нажим сармат усиливается, как говорилось ранее, прекращает существование Каменское городище (кроме акрополя, которое продолжает функционировать) на Днепре. Во всем Северном Причерноморье археологами отмечена смена скифской культуры сарматской. В это же время скифы в Крыму начинают оседать, заниматься земледелием, рыбной ловлей, ремеслами.

130-114/13 гг. до н.э. Время правления скифского царя Скилура в Крыму. Смог объединить всю территорию скифов в Крыму, вплоть до устья Днепра и Юж. Буга. Превратил в столицу Неаполь Скифский (близ современного Симферополя). Для борьбы с Понтом начал привлекать сармат (роксаланов) во главе с Тасием. Скилур успел овладеть Керкинитидой, Прекрасной гаванью и Укреплениями, городами западного побережья Крыма, входившими до тех пор в состав херсонесской республики.

114/13-111 гг. до н.э. (110-107 гг. до н.э.) Правление Палака — сына Скилура. В троекратных экспедициях Диофант последовательно разбил Палака, покорил горных тавров, занял скифские крепости Хабеи и Неаполь в Крыму и подчинил скифов Митридату Понтийскому.

Позднее скифы отложились вновь и Диофант снова пошел против них, освободил Керкинитиду и Укрепления и стал осаждать Прекрасную гавань. Палак двинулся на него, но был разбит так, что по словам херсонесской надписи в честь Диофанта, «из пехоты никто не спасся, а из всадников ускользнули только немногие». Весной Диофант двинулся на Хабеи и Неаполь и принудил скифов просить мира.

Скифы, жившие на Боспоре, подняли восстание против Перисада, последнего номинального царя Боспора из прежней династии, передавшего власть Митридату VI, но сохранившего свой титул. Восстанием руководил скиф Савмак, может быть, раб-выкормыш Перисада. Царь был убит, Савмак захватил власть, но Диофант ликвидировал это восстание, подчинив Херсонес, Боспор и Степной Крым Митридату Понтийскому.

Посредством этих войн, Тавроскифия была разделена на несколько владений и больше не представляла единого царства.

Сер. I в. до н.э. Геты под руководством Биребисты переходят Дунай и уничтожают Ольвию. Город перестал существовать. Позднее скифы уговорили сбежавших жителей восстановить город, но он уже больше не оправился от такого удара. Это очень серьезно сказалось на самой торговле скифов с греками.

80 г. до н.э. Понтийский статег Митридат Неоптоль разбил флот скифов, отнял у них Тиру и Ольвию. А чуть позднее в Керченском проливе также разбивает флот скифов, а зимой на льду наносит поражение союзным войскам Боспора и скифов. Сила и авторитет скифов пошатнулись, но они продолжают оказывать влияния на политику своего региона.

I в. до н.э. — II в. н.э. По археологическим данным начинается сильное смешение скифов и сармат, благо их культуры фактически совпадают, и уже достаточно трудно отделить одну культуру от другой.

257 г. н.э. Приход готов в Крым. Они нападают на Боспроское царство. С этого же времени прекращает существовать и Скифское царство как таковое.

70-е гг. IV в. Нашествие гуннов. Они сметают остатки скифов как в Крыму, так и в Истрии на Дунае. Скифы, можно сказать, полностью растворяются в окружающей их этнической среде.

Общественное устройство

Следы пребывания Скифы отмечены и на Северном Кавказе. Основная территория расселения Скифы — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были Скифы царские, жившие в степях между Днепром и Доном. По правобережью нижнего Днепра и в степном Крыму обитали Скифы-кочевники. Между Ингулом и Днепром вперемежку с кочевниками жили Скифы-земледельцы. В бассейне Южного Буга, близ г. Ольвия обитали каллипиды, или эллино-Скифы, севернее их — алазоны, а еще севернее — Скифы-пахари. Границы расселения отдельных племен Скифии (особенно Скифов-пахарей) неясны (см. карту выше).

Тесные отношения с рабовладельческими городами Северного Причерноморья, интенсивная торговля Скифы скотом, хлебом, мехами и рабами усиливали процесс расслоения в скифском обществе. Известно о существовании у Скифы союза племён, который постепенно приобретал черты своеобразного государства рабовладельческого типа во главе с царем.

С конца VII в. до н. э. скифское общество знало разные градации общественного положения:

  • рабов разного происхождения и по-разному подвергавшихся эксплуатации;
  • «гиппотоксотов» (конных стрелков) - свободных общинников;
  • бедноту, имевшую возможность сражаться только в пешем строю;
  • разных ступеней аристократию от глав богатых семей до номархов-скептухов;
  • царей от местных до трех ведущих со старшим по положению во главе.

К началу VI в. до н.э. социальное расслоение достигает больших размеров. Основания так говорить, дают погребения той эпохи. Грандиозные царские курганы с убитыми слугами и наложницами и простые погребальные ямы с минимумом инвентаря. Свободные общинники в большинстве своем воевали на конях и имели кое-какое имущество, но уже в это время появляются «восьминогие». Это пешие скифы, которые имели только пару волов, чтобы запрячь в повозку, отсюда и название. Были и вообще бедняки не имевшие ничего. Из таких и формировалась скифская пехота, которая, с течением времени, все более росла численно.

Появилась и прослойка рабов, изначально иноплеменников. В легендах и описаниях Геродота, рабы были местным населением, на территориях захваченных скифами.

Царская власть была наследственной, но царей было несколько. Это видно, например, из войн с Ассирией, когда тот или иной царь мог быть врагом и союзником Ассирии. Это же мы видим и при вторжении Дария, когда у скифов сформировалась три отряда во главе каждого стоял свой царь. При этом власть принадлежала видимо одной династии.

До V в. до н.э. царская власть ограничивалась советом царей или воинским собранием. В дугих случаях власть царя была неограничена. За посягательство на нее следовало отсечение головы, либо смерть на костре.

Уже в IV в. Атей единовластно правил Скифией имея в подчинении других правителей, названных в одной из ольвийских надписях басилевсами, т.е. царями.

Хозяйство

Геродот указывает, что часть скифских племен занималась возделываем земли. Выращивались пшеница, ячмень, просо, бобы, лук, чеснок. Указывает также конопля, из которой делали полотно и какой-то наркотик для курения.

Основная же масса скифов занималась кочевым скотоводством. Оно было круглогодичным. Зимой была распространена тебеневка (скот сам добыал пищу из-под снега). Часть кочевников откочевывала в Приазовье к лиманам рек, где сохранялась высокая трава. Войлочные юрты были на колесах и в них запрягалась пара волов. Такие караваны кибиток сопровождали конные воины-мужчины.

Судя по раскопкам Каменского городища состав стад был седующим:

  • лошади — 40%
  • крупнорогатый скот — 40%
  • мелкорогатый скот (овцы, козы) — 18%
  • собаки, промысловая дичь: олени, сайга, бобр — 2%

Что интересно, свиней скифы не разводили даже в оседлых центра своего государства.

Соотвественно использовалось не только мясо, но и шкуры и шерсть. Шили тулупы, воляли войлок, выделывали кожу. Молоко также шло в пищу, недаром скифов называли доители кобылиц и млеокеды.

В Каменском городище обнаружены в большом количестве железоплавильные мастерские. Медь добывалась в небольших количества близ Донецка, а также, скорее всего, шла торговыми путями с Кавказа и Южного Урала. Цинк для бронзы добывался на Нижнем Днепре, происхождение олово пока неясно.

Железо было в достаточных количествах в болотах днепровских плавен. Плавка железа была крайне неэкономной 40-60% оставалось в шлаке. Судя по раскопкам железоделательным ремеслом занимались большие патриархальные семьи — около 900 га в Каменском городище были усеяны большими домами (150-300 м³ каждый), в которых и находились кузни для производства разнообразного оружия и инвентаря.

Рядом с металлургами жили и столяры, орудия которых (долото, топоры, тесла) также найдены в больших количествах, как в городище так и в курганах. О том, что плотники это была все-таки специализация говорит, что юрты на колесах имеют множество деревянных деталей. К тому же нашлись постоянные жилища — зимники, обслуживать которые также приходилось плотникам.

Было развито гончарное дело. Гончарный круг мало использовался, посуда лепилась вручную из глиняных жгутов. Аналогии скифской посуды мы находим позднесрубной культуре. Посуда — это в основном округлобокие горшки с вертикальным, слегка расширяющимся горлом или с мягко отогнутым краем. Также находят узкогорлую посуду с шаровидным корпусом.

Ткачество также было распространено в скифской среде. находят очень много глиняных и свинцовых пряслиц. Находят их на поселениях и как обязательный элемент в женских погребениях. Материал для ткани — овечья волна и конопля. Кроме тканей плелись циновки, а также употреблялись кошма и войлок.

Начиная с VII в. до н.э. торговля скифов с гречекими городами Причерноморья принимает регулярный характер. Основные товары, которые скифы поставляли на рынки были — хлеб и рабы. Причем размах хлебной торговли был большой. Даже на монетах скифских царей был изображен колос пшеницы. Именно на такой торговле и поднялось Боспорское царство (экспорт хлеба составлял львиную долю экспорта). Хлебная торговля была развита до III в. до н.э. вплоть до вторжения сармат, затем она начала понемногу спадать уступая место торговле скотом. Вместе со скотом вывозилась и пушнина, которая поступала с лесостепной полосы, через земли скифов. Также на экспорт шли мед и воск.

Солидная доля в торговле принадлежала и вывозу рабов. Начиная с VI в. до н.э. Именя скифских рабов появляются в античных надписях. В это же время скифы поступают в большом количестве в Грецию для участия в войнах. Кроме скифов, большое количество рабов поступало из племен гетов, трибаллов, сарматов и меотов. На рубеже III и II вв. до н.э. поток скифов-рабов ослабел.

Что касается импорта в саму Скифию, то тут стоит выделить вино, которое в огромных количествах шло из Греции. Как следствие широкое распространение получает греческая посуда — не только амфоры для вина, но и сосуды для благовоний, мазей, духов, которые часто встречаются в могилах богатых и простых скифов.

В степь также поступали ткани и одежда — об этом сообщают греческие писатели. В больших количествах шли украшения — зеркала, стеклянные и пастовые бусы, серьги и различные украшения. Скифы также часто выступали посредниками в торговле с более северными лесостепными и лесными племенами.

Источники

  • Б.Н. Граков. Скифы. Научно-популярный очерк. М.: Издательство МГУ, 1968.
  • Археология СССР. Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. М.: Издательство «Наука», 1989.
  • М.И. Артамонов. Киммерийцы и скифы. Л.: Издательство ЛГУ, 1974.
  • В.И. Гуляев. Скифы: расцвет и падение великого царства. 2006 г.

Одной из интереснейших страниц истории Крыма является господство скифов над большей частью его территории.

Легенды о зарождении Скифского государства

Скифы пришли в степи Северного Причерноморья в VIII-VII вв. до н. э. Среди них выделялось несколько племён, причём их отношения были иерархическими. Территория самого старшего племени, согласно Геродоту, включала в себя северную, равнинную часть Крыма. Также его «царские», как назвал их Геродот, владения включали Северную Таврию и Северное Приазовье на восток до Дона. То было, по словам «отца истории», «самое доблестное и наиболее многочисленное скифское племя. Эти скифы считают прочих скифов себе подвластными».

В Крыму «царские владения» скифов простирались на юг до земель, которые контролировала греческая колония Херсонес, а на восток до перешейка, отделяющего Керченский полуостров от большей части Крымского. На самом Керченском полуострове уже действовала власть греческого Боспорского царства.

О происхождении царской власти у самих скифов бытовала легенда, в которой мы без труда узнаём мотив позднейших русских сказок. Некогда скифами правил царь Таргитай, имевший полубожественное происхождение. У него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и Колаксай. Ксай – иранское слово, обозначающее высшую власть. От него, как считают некоторые учёные, и происходит русское «царь».

Когда Таргитаю пришла пора умирать, встал вопрос о наследовании власти. Тут, по мифу, с неба упали четыре золотых предмета: чаша, секира, плуг и ярмо. Когда старший из царевичей подошёл, чтобы взять эти золотые вещи, то они запылали. То же самое произошло, когда к ним подошёл средний брат. И только младший сумел их взять. Братья увидели в этом знак небес и согласились отдать царство младшему брату.

Впоследствии, согласно Геродоту, Колаксай разделил Скифское царство между тремя своими сыновьями. Конечно, эти мифы не отражают реального развития общественных институтов у скифов в тот период. Скифы были ещё кочевниками, жили родо-племенным строем, государственность и публичная власть находились у них в зачаточном состоянии.

Возникновение Скифского царства в Крыму. Неаполь Скифский

На рубеже IV и III вв. до н. э. в «царских владениях» скифов начинает складываться раннее государство. Как свидетельствуют данные археологии, это сопровождалось оседанием скифов на землю, отходом их от кочевого быта, переходом к земледелию. Надо думать, что работали на земле первоначально рабы из чужеземцев и лишь постепенно к ним присоединялись беднеющие рядовые скифы. Как во всех обществах такого переходного типа, сохранение кочевого быта вместо «ковыряния в земле» ещё долго служило главным атрибутом свободного человека.

В начале III века до н. э. в земли скифов вторглись пришедшие из-за Дона племена сарматов. Они вытеснили скифов с большей части их территории в Северном Причерноморье. Это способствовало консолидации скифов в их древних «царских владениях». Одновременно скифы заимствуют у греков обычай строительства крепостей и городской образ жизни. Возникает столица Скифского царства – Неаполь (Новый город) Скифский, как называли его греки (название заставляет предполагать, что был и Старый город, но мы ничего про него не знаем). Ныне его остатки можно видеть на городище Керменчик под Симферополем.

Неаполь Скифский просуществовал не меньше шести веков. Среди его жителей, судя по раскопкам, постепенно появляются жители разных народов: греки, сарматы, роксоланы и т. д. Погребения обнаруживают сильные социальные различия. Знать хоронила умерших в богатых могилах, вырубленных в скале, или в мавзолее у стен города. Средние слои имели своё городское кладбище, а умерших бедняков зарывали за чертой города. Как видим, скифы оставили далеко позади свой древний обычай кремации и возведения высоких курганов. Поэтому мы пока даже не можем точно сказать, какие погребения в Неаполе Скифском принадлежат именно царям.

Важнейшие события

Впрочем, мы вообще почти ничего не знаем о внутреннем устройстве Скифского царства в Крыму кроме того, что оно было, по-видимому, монархическим. На это указывают буквально всего одно-два события, из которых только и известны имена скифских царей.

Под натиском сарматов Скифское царство было вынуждено расширять свои владения в Крыму. В первую очередь – за счёт Херсонеса, который владел обширными землями в западной части Крыма и окружал их стеной. История Скифского царства III-II вв. до н. э. – история его непрекращающихся войн с Херсонесом, в которых перевес в целом склонялся на сторону скифов. Их владения увеличивались, владения греков сокращались. В самом конце II века скифы подступили уже непосредственно к городу. Могущество крымских скифов простёрлось в то время настолько, что греческая колония Ольвия в устье Южного Буга сделалась их протекторатом.

В этих условиях херсонесцы обратились за помощью к царю Понта (которому тогда принадлежало и соседнее Боспорское царство) Митридату VI Евпатору. В 110-107 гг. до н. э. его полководец Диофант разбил скифов и взял их столицу Неаполь. Херсонесу были возвращены прежние владения в Западном Крыму. Царь скифов Скилур и его старший сын Палак пали в бою, прочие его сыновья были лишены власти, Скифия была оккупирована и лишена независимости.

Но тут вмешались римляне. Под их дипломатическим нажимом понтийцы вернули власть наследникам Скилура. В дальнейшем, в ходе войн с Римом, Понтийское царство было разрушено, и Скифия обрела независимость. Правда, неполную, так как она отныне и на много веков была ограничена верховным суверенитетом Рима. В таком состоянии Скифское царство безбедно просуществовало ещё целых четыре столетия, пока в конце IV века н. э. не пало (вместе с соседним Боспорским царством) под ударами готов и аланов.

"Скифский мир" сложился в 1-м тысячелетии нашей эры. Он возник в степях Евразии. Это культурно-историческая и хозяйственная общность, которая стала одним из самых выдающихся явлений древнего мира.

Кто такие скифы?

Слово "скифы" имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников. О том, кто такие скифы, можно говорить в узком и широком смысле слова. В узком так называют лишь жителей равнин Причерноморья и Северного Кавказа, отделяя их от близкородственных племен - азиатских саков, дахов, исседонов и массагетов, европейских киммерийцев и савроматов-сарматов. Полный список всех скифских племен, известных авторам древности, состоит из нескольких десятков названий. Мы не будем перечислять все эти народы. Кстати, некоторые исследователи полагают, что скифы и славяне имеют общие корни. Однако это мнение не доказано, поэтому его нельзя считать достоверным.

Расскажем и о том, где жили скифы. Они занимали огромную территорию от Алтая до Дуная. Скифские племена со временем присоединили к себе местное население. У каждого из них появились свои особенности духовной и материальной культуры. Однако все части огромного скифского мира объединяла общность происхождения и языка, обычаев и хозяйственных занятий. Интересно, что персы считали все эти племена одним народом. Скифы имеют общее персидское название - "саки". Его употребляют в узком смысле для обозначения населяющих Среднюю Азию племен. К сожалению, мы можем судить лишь на основании косвенных источников о том, какими были скифы. Фото их, конечно, не существует. Более того, исторических сведений о них не так много.

Внешний вид скифов

Изображение на вазе, обнаруженной в кургане Куль-Оба, дало исследователям первое реальное представление о том, как жили скифы, как они одевались, каким было их вооружение и внешний облик. Эти племена носили длинные волосы, усы и бороду. Они одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. На ногах у них были кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. Голову скифов покрывали войлочные остроконечные шапки. Что касается оружия, у них были лук и стрелы, короткий меч, четырехугольный щит и копья.

Кроме того, изображения этих племен встречаются и на других предметах, обнаруженных в Куль-Обе. Например, на золотой бляшке представлены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам древних авторов.

Железный век и скифская культура

Образование скифской культуры проходило в эпоху распространения железа. Оружие и орудия труда из этого металла пришли на смену бронзовым. После того как был открыт способ изготовления стали, железный век окончательно победил. Инструменты, сделанные из стали, совершили настоящую революцию в военном деле, ремесле и земледелии.

Скифы, территория распространения и влияние которых были внушительны, жили в раннем железном веке. Эти племена владели передовыми технологиями, которые использовались в то время. Они могли добывать железо из руды, затем превращать его в сталь. Скифы использовали разные приемы наваривания, цементации, закаливания, ковки. Именно через эти северной Евразии познакомились с железом. Навыки металлургии они позаимствовали у скифских ремесленников.

Железо в Нартовских сказаниях обладает волшебной силой. Курдалагон - небесный кузнец, который покровительствует героям и богатырям. Идеал мужчины и воина воплощает Нарт Батраз. Он рождается железным, а затем проходит закалку у небесного кузнеца. Нарты, побеждая неприятелей и захватывая их города, никогда не трогают кварталы кузнецов. Так осетинский эпос древности в виде художественных образов передает атмосферу, характерную для раннего железного века.

Почему появились кочевники?

На бескрайних просторах, от находящегося на западе Северного Причерноморья до расположенных на востоке Монголии и Алтая, более 3 тыс. лет назад стала складываться весьма оригинальная разновидность кочевого хозяйства. Она охватила существенную часть Центральной Азии и Южной Сибири. Этот тип хозяйства сменил оседлый скотоводческо-земледельческий быт. Целый ряд причин вызвал столь важные перемены. Среди них - изменение климата, в результате которого высохла степь. Кроме того, племена освоили езду на лошади. Состав стад изменился. Теперь в них начали преобладать лошади и овцы, которые могли добывать себе зимой.

Эпоха ранних кочевников, как ее называют, совпала с важной вехой истории, когда человечество осуществило большой исторический шаг - железо стало основным материалом, применяющимся для изготовления как орудий труда, так и оружия.

Жизнь номанов

Рациональная и аскетичная жизнь номанов проходила по суровым законам, которые требовали от племен владения верховой ездой и отличных воинских навыков. Необходимо было быть готовым в любой момент защитить свое имущество или захватить чужое. Основным мерилом благосостояния для номанов был скот. Предки скифов получали от него все самое необходимое: кров, одежду и пищу.

Практически все номаны степей Евразии (за исключением восточных окраин), по мнению многих исследователей, были ираноязычными в ранний период своего развития. Более тысячелетия длилось господство в степи ираноязычных кочевников: с 8-7 в. до н. э. по первые века н. э. Скифская эпоха стала временем расцвета этих иранских племен.

Источники, по которым можно судить о скифских племенах

В настоящее время лишь фрагментарно известна политическая история многих из них, а также их сородичей (тохаров, массагетов, даев, саков, исседонов, савроматов и др.). Античные авторы описывают в основном деяния крупных вождей и военные походы скифов. Другие особенности этих племен их не интересуют. О том, кто такие скифы, писал Геродот. Только у этого автора, которого Цицерон назвал можно найти довольно подробную характеристику традиций, религии и быта этих племен. Долгое время о культуре североиранских кочевников имелись весьма скудные сведения. Только со 2-й половины 19-го века, после раскопок курганов, принадлежавших скифам (на Северном Кавказе и Украине), и анализа сибирских находок сложилась целая научная дисциплина, именуемая скифологией. Ее основателями считаются крупные российские археологи и ученые: В. В. Григорьев, И. Е. Забелин, Б. Н. Граков, М. И. Ростовцев. Благодаря их исследованиям мы получили новые сведения о том, кто такие скифы.

Свидетельства генетической общности

Несмотря на то что различия в культуре скифских племен были довольно велики, ученые выделили 3 элемента, которые говорят об их генетической общности. Первый из них - конское убранство. Второй элемент триады - определенные виды оружия, которые использовали эти племена (кинжалы-акинаки и небольшие луки). Третий - то, что в искусстве всех этих кочевников преобладал звериный стиль скифов.

Сарматы (сармоваты), опустошившие Скифию

Эти народы в 3-м веке н. э. вытесняет следующая волна кочевников. Новые племена опустошили существенную часть Скифии. Они истребили побежденных, а большую часть страны превратили в пустыню. Об этом свидетельствует Скифы и сарматы - племена, которые пришли с востока. Довольно обширна номенклатура сармоватов. Известно также о том, что существовало несколько союзов: роксоланы, языги, аорсы, сираки… Культура этих кочевников имеет множество сходств со скифской. Это можно объяснить религиозным и языковым родством, то есть общими корнями. Сарматский звериный стиль развивает скифские традиции. Его идеологическая символика сохраняется. Однако скифы и сарматы характеризуются наличием своих особенностей в искусстве. У сарматов оно является не просто заимствованием, а новым культурным феноменом. Это искусство, которое было порождено новой эпохой.

Развитие аланов

Возвышение аланов, новой североиранской народности, происходит в 1-м веке н. э. Они распространяются от Дуная до Приаралья. Аланы участвовали в проходивших на Среднем Дунае Маркоманских войнах. Они совершали набеги на Армению, Каппадокию и Мадию. Эти племена держали под контролем Шелковый путь. Вторжение гуннов, произошедшее в 375 году н. э., положило конец их господству в степи. Значительная часть аланов отошла в Европу вместе с готами и гуннами. Эти племена оставили свой след во множестве топонимов, которые встречаются на территории Португалии, Испании, Италии, Швейцарии и Франции. Считается, что аланы с их культом воинской доблести и меча, с их военной организацией и особым отношением к женщине находятся у истоков европейского рыцарства.

Эти племена в течение всего средневековья были заметным явлением в истории. Наследие степи зримо ощущается в их искусстве. Осев в горах Северного Кавказа, часть аланов сохранила язык. Они стали этнической основой в образовании современных осетин.

Разделение скифов и савроматов

Скифы в узком значении, то есть европейские скифы, и савроматы (сарматы), как считают ученые, разделились не раньше 7-го века до н. э. Их общие предки до этого времени населяли степи Предкавказья. Только после походов в страны, находящиеся за Кавказом, савроматы и скифы разошлись. Отныне они стали жить на разных территориях. Киммерийцы и скифы начали враждовать. Противостояние между этими народами закончилось тем, что скифы, сохранив себе основную часть северокавказской равнины, захватили Северное Причерноморье. Киммерийцев, обитавших там, они частично вытеснили, а частично подчинили себе.

Савроматы же теперь населяли степи Приуралья, Поволжья и Прикаспия. Река Танаис (современное название - Дон) являлась границей между их владениями и Скифией. В древности была популярна легенда о происхождении савроматов от браков скифов с амазонками. Этой легендой объясняли то, почему савроматские женщины занимали высокое положение в обществе. Они ездили верхом наравне с мужчинами и даже участвовали в войнах.

Исседоны

Исседоны также отличались равноправием полов. Эти племена жили восточнее савроматов. Они населяли территорию нынешнего Казахстана. Эти племена славились своей справедливостью. Их приписывали к народам, не знающим обиды и вражды.

Дахи, массагеты и саки

Дахи обитали у Каспийского моря, на восточном его побережье. А к востоку от них, в полупустынях и степях Средней Азии, находились земли массагетов и саков. Кир II, основатель Ахеменидской державы, в 530 году н. э. совершил поход на массагетов, населявших области у Аральского моря. Этими племенами правила Она не захотела стать женой Кира, и тот решил силой завладеть ее царством. Персидская армия в войне с массагетами была разгромлена, а сам Кир погиб.

Что касается саков Средней Азии, эти племена разделились на 2 объединения: саки-хаумаварга и саки-тиграхауда. Так их именовали персы. Тигра в переводе с древнеперсидского означает "острый", а хауда - "шлем" или "шапка". То есть саки-тиграхауда - саки в остроконечных шлемах (шапках), а саки-хаумаварга - почитающие хаому (священный напиток ариев). Дарий I, персидский царь, в 519 году до н. э. совершил поход на племена тиграхауда, завоевав их. Скунха, плененный вождь саков, изображен на рельефе, высеченном по приказу Дария на Бехистунской скале.

Культура скифов

Следует отметить, что скифские племена создали довольно высокую культуру для своего времени. Именно они определили путь дальнейшего исторического развития множества регионов. Эти племена участвовали в образовании многих народов.

В империи Чингисхана хранились скифские летописи, была представлена богатая литература со сказаниями и легендами. Есть основания надеяться, что большая часть этих сокровищ сохранилась до наших дней в подземных хранилищах. Культура скифов, к сожалению, остается малоизученной. В древнеиндийских сказаниях и ведах, в китайских и персидских источниках говорится о землях района Сибири-Урала, на которых жили необычные люди. У плато Путорано, как считали они, были расположены обители богов. Эти места привлекали внимание правителей Индии, Китая, Греции, Персии. Однако интерес обычно заканчивался экономической, военной или другой агрессией против великих племен.

Известно, что в Скифию в разные времена вторгались войска Персии (Дарий и Кир II), Индии (Арджуна и др.), Греции (Александр Македонский), Византии, Римской империи и т. д. Нам известно из исторических источников и о том, что интерес к этим племенам со стороны Греции проявляли: врач Гиппократ, географ Гекатий Милетский, трагики Софокл и Эсхал, поэты Пандор и Алкаман, мыслитель Аристотель, логограф Дамаст и др.

Две легенды о происхождении Скифии, рассказанные Геродотом

Геродот рассказал две легенды о происхождении Скифии. Согласно одной из них, Геракл, находясь здесь, встретил в Причерноморье (в пещере земли Гилея) необычную женщину. Ее нижняя часть была змеиной. Три сына родилось от их супружества - Агафирс, Скиф и Гелон. От одного из них и произошли скифы.

Кратко изложим и другую легенду. Согласно ей, первым на земле появился человек, которого звали Таргитай. Родителями его являлись Зевс и Борисфена (дочь реки). У них родилось трое сыновей: Арпоксай, Липоксай и Колаксай. Старший из них (Липоксай) стал родоначальником скифов-авхатов. Траспии и катиары произошли от Арпоксая. А от Колаксая, младшего сына, - царственные паралаты. Эти племена все вместе называются сколотами, а скифами их стали именовать греки.

Всю территорию Скифии Колаксай сначала разделил на 3 царства, которые достались его сыновьям. Одно из них, то, где хранилось золото, он сделал наибольшим. Область, находящаяся к северу от этих земель, покрыта снегами. Около I тысячелетия до н. э. возникли скифские царства. Это было время Прометея.

Связь скифов с Атлантидой

Конечно, нельзя считать историей народов Скифии легенды о родословной царей. Считается, что история этих племен имеет корни в Атлантиде, древней цивилизации. В эту империю входили, кроме острова в Атлантическом океане, где была расположена столица (Платон описал ее в диалогах "Критий" и "Тимей"), земли на северо-западе Африки, а также Гренландии, Америки, Скандинавии и северной части России. К ней же относились и все области, находившиеся вокруг Северного географического полюса. Расположенные здесь островные земли именовались Средиземьем. Их населяли далекие предки азиатских и европейских народов. На карте Г. Меркатора, относящейся к 1565 году, представлены эти острова.

Хозяйство скифов

Скифы - народ, военная мощь которого могла сложиться только на крепкой социально-экономической основе. И у них была такая база. В скифских землях более 2,5 тысячи лет назад был более теплый климат, чем в наше время. У племен было развито животноводство, земледелие, рыболовство, осуществлялось производство кожаных и сукновальных товаров, тканей, изделий из керамики, металлов и дерева. Изготавливалось военное снаряжение. По качеству и уровню продукция скифов не уступала греческой.

Племена обеспечивали себя всем, что было необходимо. Они занимались железа, меди, серебра и других полезных ископаемых. У скифов производство литья достигло очень высокого уровня. Как сообщает Геродот, составивший описание скифов, в 7-м веке до н. э., при царе Арианте, эти племена отлили огромный медный котел. Толщина его стенки составляла 6 пальцев, а емкость - 600 амфор. Он был отлит на Десне, к югу от Новгород-Северского. Во время нашествия Дария этот котел был спрятан к востоку от Десны. Здесь же велась добыча и медной руды. Скифские золотые реликвии спрятаны на территории Румынии. Это чаша и плуг с ярмом, а также обоюдоострая секира.

Торговля скифских племен

Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы строили речные и морские льнокрылые корабли на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из этих мест мастеров для создания флота, предназначенного для завоевания Японии. Иногда скифы строили подземные ходы. Они прокладывали их под крупными реками, применяя технологию горнорудного производства. Кстати, в Египте и в других государствах также прокладывались тоннели под реками. В печати неоднократно сообщалось о подземных ходах, находившихся под Днепром.

Оживленные торговые пути из Индии, Персии, Китая пролегали через скифские земли. Товары доставлялись в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. Эти пути действовали вплоть до 17-го века. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.

В заключение

Каждый народ проходит свой собственный исторический путь. Что касается скифов, их путь не был короток. Более тысячи лет отмерила им история. Долгое время скифы являлись главной политической силой на большой территории, находящейся между Дунаем и Доном. Изучением этих племен занималось множество выдающихся историков и археологов. Исследования не прекращаются и по сей день. К ним присоединяются специалисты, представляющие смежные области (к примеру, климатологи и палеогеографы). Можно ожидать, что сотрудничество этих ученых позволит получить новые сведения о том, какими были скифы. Фото и информация, которая была изложена в этой статье, надеемся, помогли вам составить общее представление о них.