Артемида история в древней греции. Артемида. Артемида: история персонажа

В греческой мифологии боги и герои являются центральными персонажами. Боги занимают отдельное место – в те времена процветало язычество, и каждый город-полис страны, каждая область поклонялись своему богу-покровителю, а в целом – всему пантеону. Главой у них был Зевс-громовержец, его дети также были божествами. Одна из них, любимица народа – Артемида. О ней и пойдет речь ниже.

Юная богиня охоты

Артемида была вечно юной богиней охоты, целомудрия, плодородия. Хотя, казалось бы, это вещи абсолютно несочетаемые. Она является сестрой бога Аполлона, покровителя искусств и олицетворения Солнца (впоследствии и Артемида стала олицетворением Луны). История ее рождения и ранних лет довольно запутана и по большей части неизвестна. Считается, что богиня родилась на острове Делос и была старшим ребенком Зевса и титаниды Лето (Латоны).

Через несколько минут на свет появился ее брат-близнец Аполлон (это наглядный пример огромной любвеобильности Зевса, не стеснявшегося при жене Гере постоянно ходить «налево»), причем Артемида сама помогла матери разрешиться от бремени.

Во многих источниках Артемида предстает доброй богиней, которая покровительствует браку, успешному рождению детей. Это, конечно, так, но не совсем. Артемида могла и наказать, причем мало не покажется. Гнев богини был страшен. Недаром энтомология ее имени – «медвежья богиня». Да и «профессия» обязывает – охота была главным занятием Артемиды. Наказание за неповиновение или провинность следовало незамедлительно. Например, суровая кара постигла охотника Актеона, который подглядел за Артемидой, когда она купалась в реке.

В наказание она превратила его в оленя, и Актеона растерзали бешеные псы. Артемида рьяно защищала себя и свою семью. Царица Ниоба, имевшая 7 сыновей и 7 дочерей, однажды неосторожно высказалась о матери Артемиды и Аполлона и похвалилась перед ней количеством детей. Месть богини последовала незамедлительно – все дети Ниобы были расстреляны из луков. Та же участь ждала тех, кто отказывался почитать Артемиду – охотник Бротей поплатился за это жизнью. Богиня наслала на него безумие, и тот бросился в огонь. Еще один пример – Орион, мифологический охотник (в честь него названо созвездие).

Поклонники богини

Здесь нужно сделать отступление и упомянуть о том, что Артемида обратилась к отцу, Зевсу, с просьбой сохранить девственность, как некоторые другие богини (например, ). Естественно, такой ценный дар притягивал многих – как богов, так и смертных. Артемида ловко отбивалась от назойливых поклонников. Один из них, Орион, пытался силой принудить богиню к интимной близости, за что и был убит ею (это одна из версий). Однако есть варианты, что Артемида сама была влюблена в своего спутника-охотника. Из-за того, что он грозился истребить все живое на земле, мать-земля Гея наслала на него скорпиона.

Оплакав потерю спутника, Артемида вознесла его на небо и сделала созвездием. Так что моно смело утверждать, что многие мифы показывают — Артемида совсем не та кроткая богиня, которую многие представляли.

Везде Артемида появлялась со своими спутниками – нимфами. Их было около 20. Перед тем, как начать служить богине, нимфы дают обет безбрачия и вечной девственности (по примеру самой Артемиды). Тех, кто нарушит обет, ожидает суровое наказание. Самый яркий пример – нимфа Каллисто. Как известно, Зевс был очень любвеобилен и не пропускал ни одной юбки (или туники).

Ему пригляделась прекрасная нимфа, и он приняв облик , разделил с ней ложе (по другой версии, Зевс превратился в Артемиду, хотя в этом случае становится непонятно, как Каллисто могла потерять свою невинность). Артемида узнала об этом и пришла в ярость, ведь Каллисто не только нарушила обет, но и забеременела.

В гневе богиня выпустила стрелы по бывшей спутнице. Зевс понимал, что не в его силах спасти возлюбленную, но ребенок еще может уцелеть. Он послал Гермеса, чтобы он вытащил младенца из чрева матери и унес подальше от гнева Артемиды. По другой версии, превратил Каллисто в медведицу и спрятал. Однако Гера убедила Артемиду убить медведя (все-таки дикий зверь). Испугавшись, что бедной Каллисто не будет покоя нигде на земле, Зевс вознес ее на небо и превратил в созвездие, которое мы знаем, как Большую медведицу.

Богине посвящались многочисленные храмы, но самый большой и известный находился в греческом городе Эфесе (сейчас территория Турции). В этих краях Артемиду изображали своеобразно – с несколькими грудями, символизирующими плодородие и плодовитость. В большей степени храм стал печально известен из-за местного жителя, Герострата, который решил вписать свое имя в историю и сжечь храм.

Зачастую Артемиду изображали в виде юной девы, в короткой тунике, с луком в руках и стрелами за плечами. Ее иногда сопровождали олени или собаки. Также на картинах можно увидеть Артемиду в окружении медведей. Отметим, что Артемида была одной из наиболее почитаемых богинь, несмотря на свой темперамент и мстительную натуру.

Она очень любила мать и брата, заботилась обо всем, что растет в лесу и в поле, а также о диких животных . Она любила охотиться и вечно носилась по лесам и полям с колчаном стрел и копьем в сопровождении любимой лани. Артемида ходила в короткой одежде охотницы, очень метко стреляла.
Ее сопровождали нимфы и свора собак. Любила Артемида не только охоту, но и уединение, прохладные гроты, увитые зеленью, и горе тому смертному, кто нарушит ее покой. Юный охотник Актеон был превращен в оленя только за то, что осмелился взглянуть на прекрасную Артемиду. Устав от охоты, она несется к брату Аполлону в Дельфы и там водит хороводы с нимфами , и музами . В хороводе она прекраснее всех и выше всех на целую голову. Как сестра бога света она часто отождествляется с лунным светом и с богиней Селеной . В честь нее был построен знаменитый храм в Эфесе. Люди приходили в этот храм, чтобы получить от Артемиды благословение на счастливый брак и рождение ребенка. Считали также, что она вызывает рост трав, цветов и деревьев.

Гомер посвятил Артемиде гимн:

Песня моя к златострельной и любящей шум
Артемиде, Деве достойной, оленей гоняющей, стрелолюбивой,
Одноутробной сестре златолирного Феба-владыки.
Тешась охотой, она на вершинах, открытых для ветра,
И иа тенистых отрогах свой лук всезлатой.напрягает,
Стрелы в зверей посылая стенящие. В страхе трепещут
Главы высокие гор. Густотенные чащи тесные
Стонут ужасно от рева зверей. Содрогается суша
И многорыбное море. Она же с бестрепетным сердцем
Племя зверей избивает, туда и сюда обращаясь.
После того, как натешится сердцем охотница-дева,
Лук свой красиво согнутый она наконец ослабляет
И направляется к дому великому милого брата
Феба, царя-дальновержца, в богатой округе дельфийской...

«медвежья богиня», «владычица», «убийца»), в греческой мифологии богиня охоты, дочь Зевса и Лето, сестра-близнец Аполлона (Hes. Theog. 918). Родилась на острове Астерия (Делос). А. проводит время в лесах и горах, охотясь в окружении нимф - своих спутниц и тоже охотниц. Она вооружена луком, её сопровождает свора собак (Hymn. Hom. XXVII; Callim. Hymn. Ill 81-97). Богиня обладает решительным и агрессивным характером, часто пользуется стрелами как орудием наказания и строго следит за исполнением издавна установленных обычаев, упорядочивающих животный и растительный мир. А. разгневалась на царя Калидона Ойнея за то, что он не принёс ей в дар, как обычно, в начале жатвы первые плоды урожая, и наслала на Калидон страшного вепря (см. в статье Калидонская охота); она вызвала раздор среди родичей Мелеагра, возглавлявшего охоту на зверя, что привело к мучительной гибели Мелеагра (Ovid. Met. VIII 270-300, 422-540). А. потребовала себе в жертву дочь Агамемнона, предводителя ахейцев в походе под Трою, за то, что он убил священную лань А. и похвалялся, что даже сама богиня не сумела бы так метко её убить. Тогда А. в гневе наслала безветрие, и ахейские корабли не могли выйти в море, чтобы плыть под Трою. Через прорицателя была передана воля богини, потребовавшей взамен убитой лани Ифигению, дочь Агамемнона. Однако скрыто от людей А. унесла Ифигению с жертвенника (заменив её ланью) в Тавриду, где та стала жрицей богини, требующей человеческих жертв (Eur. Iphig. А.). А. Таврической приносили человеческие жертвы, о чём свидетельствует история Ореста, чуть не погибшего от руки своей сестры Ифигении, жрицы А. (Eur. Iphig Т.). Перед А. и Аполлоном должен был оправдаться Геракл, убивший керинейскую лань с золотыми рогами (Pind. 01. Ill 26-30). Эти факты, подчёркивающие губительные функции богини, связаны с её архаическим прошлым - владычицы зверей на Крите. Именно там ипостасью А. была нимфа-охотница Бритомартис. Древнейшая А. - не только охотница, но и медведица. В Аттике (в Бравроне) жрицы А. Вравронии надевали в ритуальном танце медвежьи шкуры и назывались медведицами (Aristoph. Lys. 645). Святилища А. часто находились вблизи источников и болот (почитание А. Лимнатис - «болотной»), символизируя плодородие растительного божества (напр., культ А. Ортии в Спарте, восходящий к крито-микенскому времени). Хтоническая необузданность А. близка образу Великой матери богов - Кибеле в Малой Азии, откуда оргиастические элементы культа, прославляющего плодородие божества. В Малой Азии, в знаменитом Эфесском храме, почиталось изображение А. многогрудой (??????????). Рудименты архаической растительной богини в образе А. проявляются в том, что она через свою помощницу (в прежнем свою ипостась) Илифию помогает роженицам (Callim. Hymn. Ill 20- 25). Только появившись на свет, она помогает матери принять родившегося вслед за ней Аполлона (Apollod. I 4, 1). Ей же принадлежит прерогатива приносить быструю и лёгкую смерть. Однако классическая А. - девственница и защитница целомудрия. Она покровительствует Ипполиту, презирающему любовь (Eur. Hippol.). Перед свадьбой А., согласно обычаю, приносилась искупительная жертва. Царю Адмету, забывшему об этом обычае, она наполнила брачные покои змеями (Apollod. I 9, 15). Юный охотник Актеон, нечаянно подсмотревший омовение богини, был ею превращён в оленя и растерзан псами (Ovid. Met. Ill 174-255). Она же убила свою спутницу нимфу - охотницу Каллисто, превращённую в медведицу, гневаясь за нарушение ею целомудрия и любовь к ней Зевса (Apollod. Ill 8, 2). А. убила страшного Буфага («пожирателя быков»), пытавшегося посягнуть на неё (Paus. VIII 27, 17), так же как и охотника Ориона (Ps.-Eratosth. 32). А. Эфесская - покровительница амазонок (Callim. Hymn. Ill 237).
Древнее представление об А. связано с её лунной природой, отсюда её близость к колдовским чарам богини луны Селены и богини Гекаты, с которой она иногда сближается. Поздняя героическая мифология знает А.-луну, тайно влюблённую в красавца Эндимиона (Apoll. Rhod. IV 57-58). В героической мифологии А. - участница битвы с гигантами, в которой ей помогал Геракл. В Троянской войне она вместе с Аполлоном воюет на стороне троянцев, что объясняется малоазийским происхождением богини. А. - враг любого нарушения прав и устоев олимпийцев. Благодаря её хитрости погибли братья-великаны Алоады, пытавшиеся нарушить мировой порядок. Дерзкий и необузданный Титий был убит стрелами А. и Аполлона (Callim. Hymn. Ill 110). Похвалявшаяся перед богами своим многочисленным потомством Ниоба потеряла 12 детей, также убитых Аполлоном и A. (Ovid. Met. VI 155-301).

В римской мифологии Артемида известна под именем Дианы , считалась олицетворением луны, так же как её брат Аполлон в период позднеримской античности идентифицировался с солнцем

Древнегреческая богиня Артемида – сестра-близнец бога Аполлона, первой из них появившаяся на свет. Их мать, Лето, – титатида природы, а отец – Зевс Громовержец. Лето вознеслась с ней на Олимп, когда Артемиде исполнилось три года, чтобы представить отцу и прочим божественным родственникам. «Гимн Артемиды» описывает сцену, когда эгидодержавный отец приласкал ее со словами: «Когда богини дарят мне детей, подобных этой, даже гнев Геры меня не пугает. Маленькая моя дочка, у тебя будет все, что ты пожелаешь».

Выбрала себе Артемида в подарок лук со стрелами, стаю гончих собак для охоты, достаточно короткую для бега тунику, нимф себе в свиту и горы и дикие леса в свое распоряжение. Отметила она и вечное целомудрие. Охотно предоставил ей Зевс это все, «чтобы не носилась она в одиночестве по лесам».

Спустилась с Олимпа древнегреческая богиня Артемида и пошла по лесам и к водоемам, отбирая самых прекрасных нимф. После отправилась она на морское дно, чтобы просить мастеров бога моря Посейдона, циклопов, выковать ей стрелы и серебряный лук.

Свору диких псов ей предоставил козлоногий Пан, играющий на свирели. С нетерпением древнегреческая богиня Артемида ждала ночи, чтобы испытать полученные подарки в деле.

Мифы говорят о том, что Артемида не отказывала тем, кто обращался к ней, моля о помощи, действуя решительно и быстро. Но, как и все небожители, была скорой на расправу со своими обидчиками.

Культ Артемиды

Культ богини был распространен в Древней Греции. Благодетельную Артемиду молили за близких. Девушки клали срезанные пряди волос на ее жертвенник, а невесты в день брака дарили детские игрушки. Путешественник по возвращении домой мог обратиться к Артемиде с благодарностью за счастливое возвращение, повесив в божественной роще шляпу. Кто-то просил защиты от воров, обещая совершить ритуальное жертвоприношение в честь милостивой богини.

Артемиду почитали как покровительницу родов. Женщины молились ей, величая Артемиду "исцелительницей боли" и "не испытывающей боли". Они просили ее облегчить их родовые муки и либо помочь в родах, либо подарить им "легкую смерть" от ее стрел.

Обычно Артемида появляется на изображениях как охотница: в коротком, небрежно подпоясанном одеянии, с оголенными руками и ногами; на плече ее висит колчан, в руке она сжимает лук. В волосах переливается диадема-полумесяц. На побережье Малой Азии, в Эфесе, был возведен храм в ее честь, однако там она изображена, на удивление, совсем по-другому: как мать всего сущего, со ста грудями. На самом деле, это не Артемида-охотница, а азиатская богиня, к культу которой местные греки приобщились, глядя на соседей, но переименовали богиню по-своему.

В Афинах, Эпидавре и на острове Делос древнегреческую богиню еще звали Гекатой, отождествляя с богиней, которая была уважаема в Малой Азии. Геката считалась богиней , которая бродит по кладбищам лунными ночами, появляется в сопровождении на перекрестках дорог. Гекату называли богиней волшебства, однако куда чаще древнегреческие мифы «поселяли» ее в царстве Аида. В стародавние времена с изображений глядела зрелая женщина с двумя факелами в руках. Примерно в пятом веке до н. э. скульптор Алкмен вырезал статую, которая представила богиню единой в образе трех женщин, стоявших спиной друг к другу; в руках их были факелы и горшки. Эта странная шестирукая богиня похожа больше на индийские божества, чем на греческих небожителей.

Конечно, в первую очередь древнегреческая богиня Артемида была покровительницей охоты, но еще ее считали богиней . Ночь – ее стихия.

Некоторые легенды связывают Артемиду не только с образом Гекаты, но и Селены. Втроем они образуют лунную триаду: Селена царит в небесах, Артемида властвует на земле, а Геката – в мрачном и таинственном подземном мире.

Охотники

Горе тому смертному, который осмелится бросить на Артемиду нескромный взгляд! О таком несчастном рассказывает легенда…

Красавец Актеон был страстным поклонником охоты. Однажды он вместе с друзьями преследовал зверя в лесах Киферона, не ведая, что пересек границу владений богини-охотницы. День был знойным. Утомленные жарой юноши укрылись под сенью густой чащи, а Актеон, испытывая жажду, отправился на поиски родника.

Он набрел на грот и услышал веселый женский смех. Украдкой он подошел поближе, терзаемый любопытством и увидел обнаженную богиню. Пораженный ее красотой, юноша застыл на месте во все глаза глядя на вечно-юную Артемиду.

Нимфы уже помогли ей разоблачиться, снять лук и колчан со стрелами, сняли сандалии, когда в проеме грота возникла фигура юноши. Испуганно вскрикнули нимфы, мгновенно укрыв обнаженную богиню, но было поздно.

Страшно разгневалась Артемида, но устояла и не убила юношу на месте. Плеснула она в ярости на Актеона водой и сказала:

Иди прочь. И похвались, если сумеешь, что видел купающуюся Артемиду-охотницу. Коснулся Актеон своей головы, испытывая странные ощущения. Пальцы наткнулись на ветвистые рога. Дотронулся до лица… Да нет, не лицо уже у него, а оленья морда. Удлинились шея и уши Актеона, превратились руки в тонкие ноги с копытцами. Бросился стремглав он к речному берегу. Отразился в водной глади испуганный олень, в которого превратился юноша. Кинулся Актеон искать товарищей, чтобы поведать им о своем несчастье. Но гончие, не узнав хозяина в новом обличии, бросились на него...

Несколько часов спустя забеспокоились друзья, что долго не возвращается Актеон, пошли на его поиски, но нашли только тушу оленя, задранного собаками. Никогда не узнали они, какой ужасной погиб их друг, единственный из людей, кому удалось увидеть божественную красоту дочери Зевса и Лето.

Оттаявшая Артемида, узнав о том, что бедный юноша погиб, попросила отца подарить ему созвездие. Так, по легенде, на небе появились Гончие псы.

В легендах о богине-охотнице появляется и другой охотник. Орион. Этот человек затронул душу бессмертной богини. Узнал об увлечении сестры бог Аполлон. Ему не нравился смертный охотник, из-за которого сестра забросила свои божественные обязанности.

Аполлон приказал Ориону наловить рыбы, пока Артемиды не было рядом. Удостоверился бог, что заплыл далеко в море смертный – так, что его голова виднелась едва-едва. Вернувшуюся Артемиды стал подстрекать брат, выражая сомнения, что сможет та попасть в настолько малый объект. На горизонте виднелся какой-то темный предмет. Оскорбленная Артемид тут же потянулась к колчану, не ведая, в кого целит ее стрела. Богиня не промахнулась, поразив Ориона точно в голову.

Волны принесли тело любимого к ее ногам. Ужаснулась Артемида, но было уже поздно. В знак глубочайшего сожаления поместила древнегреческая богиня Артемида Ориона на небо. Единственная ее любовь стала ее азарта, и это грустно.

Кстати, об Орионе есть и другая легенда. Говорили, что Орион похвалялся, что он - величайший охотник во вселенной. Не стерпела этого богиня, послав к нему ядовитого скорпиона. Впоследствии и Орион, и скорпион оказались по боле богов на небесном своде.

Вечно Орион пытается укрыться от скорпиона. Скорпион поднимается на востоке, когда несколько звёзд Ориона ещё видны над западным горизонтом.

Поделись статьей с друзьями!

    Древнегреческая богиня Артемида-охотница

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/artemida-150x150.jpg

    Древнегреческая богиня Артемида – сестра-близнец бога Аполлона, первой из них появившаяся на свет. Их мать, Лето, – титатида природы, а отец – Зевс Громовержец. Лето вознеслась с ней на Олимп, когда Артемиде исполнилось три года, чтобы представить отцу и прочим божественным родственникам. «Гимн Артемиды» описывает сцену, когда эгидодержавный отец приласкал ее со словами: «Когда богини...

Называли Артемидой. Значение этого имени до сих пор точно не определено, некоторые утверждают, что оно переводится как «медвежья лапа», другие объясняют значение как «владычица», есть и те, кто считают её «убийцей». Артемида - богиня, родившаяся одновременно со своим братом-близнецом, златокудрым Аполлоном, от верховного бога Зевса и титаниды Лето. Аполлон красив и ярок, он подобен солнцу. Артемида же, как луна, таинственна и прекрасна. Очень тесная дружба и самая связывает брата и сестру на протяжении всей жизни, они глубоко почитают и любят свою мать.

Образ жизни

Вечно юна, девственна и очаровательна - именно такой предстает перед нами Артемида. Богиня очень любит охотиться, поэтому она постоянно носится по лесам в легкой развевающейся тунике в окружении своей свиты с луком в руках и колчаном стрел за плечами. Шестьдесят прекрасных нимф были подарены чтобы ей не было скучно во время охоты, и ещё двадцать ухаживали за её собаками и обувью. Лай своры, крики и веселый смех, издаваемые шумной толпой, были слышны далеко в горах, и им громко вторило эхо.

Артемида - богиня охоты, она смела, быстра и прекрасно стреляет, в меткости ей просто нет равных. Никому не скрыться от её стрел, не знающих промаха: ни робкой лани, ни пугливому оленю, ни огромному разъяренному кабану. Устав от охоты, Артемида любила отдохнуть в уединении под сводами прохладного грота, увитого зеленью, вблизи звенящих ручьев и вдалеке от любопытных взоров смертных. И горе тому, кто смел нарушить её покой.

Жестокая богиня Артемида

Картинки, описанные в мифах, достаточно наглядно показывают её дерзкий характер. Однажды около грота, в котором отдыхала Артемида, случайно оказался юный охотник Актеон. Увидев купающуюся богиню, он был настолько поражен её красотой, что не смог сдвинуться с места. Следует заметить, что Артемида - богиня, которая никогда не отличалась девичьей мягкостью, жалостливостью и состраданием, напротив, имела агрессивный и решительный характер. Увидев охотника, она не на шутку разгневалась и плеснула ему в лицо пригоршню воды, а затем сказала, что он может идти и, если сможет, пусть каждому похвастается, что видел купающуюся Артемиду. В следующее мгновенье Актеон нащупал на своей голове рога, а подбежав к реке, он увидел в отражении, что лицо его превратилось в морду оленя, ноги и руки вытянулись, и вместо пальцев образовались копыта.

Не на шутку испугавшись, он бросился искать своих товарищей, чтобы поведать им о случившемся, однако ни охотники, ни собственные собаки не признали его в новом образе. Смертоносные стрелы были выпущены. Довольные удачной охотой товарищи водрузили окровавленное оленье тело на плечи и отправились домой, даже не подозревая, что несут собственного друга.

Защитница и мстительница

Артемида - богиня диких лесов и хищников, покровительница охотников. Она проявляет заботу обо всех живущих на земле людях, диких животных и домашнем скоте, вызывает рост деревьев, цветов и трав. У Артемиды люди просили благословения на рождение ребенка и счастливый брак. И все-таки основными её чертами были непреклонность и беспощадность, кровь и мучения доставляли ей определенное удовольствие. Стрелы Артемиды часто служили орудием наказания для нарушивших обычаи и установленные правила растительного и животного миров.

Артемида – древнегреческая богиня охоты, покровительница женского целомудрия.

Миф об Артемиде

Символом Артемиды является луна , тогда как ее брат олицетворяет солнце.

Артемида остается вечно молодой и красивой, но несмотря на это дала обет безбрачия.

Любит охоту и стрельбу из лука. Отец, Зевс, подарил дочери шестьдесят нимф, чтобы они сопровождали ее во время охоты. Так же еще двадцать нимф были ее слугами, ухаживали за собаками и обувью.

Артемида была известна своей меткостью, она была самой лучшей лучницей среди богов и людей. От её стрелы не уходил никто.

После охоты богиня любила отдохнуть в уединённом гроте, никто не смел ей мешать. Все знали, что у богини тяжелый характер.

Однажды юный охотник Актеон, случайно забрел к месту отдыха Артемиды и увидел, как она купается в реке. Стоит заметить, что богиня была очень красивой, и Актеон не смог отвести от нее глаз. Когда Артемида заметила его, она впала в ярость и превратила бедолагу в оленя.

Охотник испугался и убежал, однако был убит своими же друзьями, которые, конечно же, не узнали его в образе оленя.

Артемида всегда жестоко карала тех, кто нарушает обычаи и правила, установленные в животном мире. О других людях, соблюдавших правила, а также обо всех животных, богиня заботилась.

Все нимфы Артемиды должны были принести обет безбрачия, как и их богиня. Нарушивших обет жестоко карали. Так произошло, например, с Каллисто, которая согласно мифам, была близка либо с Зевсом, либо с Аполлоном . Каллисто была обращена в медведицу. Считается, что после, чтобы спасти девушку от охотников, Зевс поместил ее на небо и она стала созвездием Большая Медведица.

Артемида облегчает роды и также облегчает момент смерти. Поэтому ассоциируется одновременно и с жизнью, и со смертью.

Храм , построенный в честь богини, в Эфесе является одним из семи чудес света.