Ошибки в числительных. Морфологические нормы употребления числительных. ошибка в построении предложения с косвенной речью

Числительное - это часть речи, обозначающая число, порядок предметов или их количество и выражающая эти значения в мор­фологических категориях падежа и рода. Значение количества (у количественных числительных) или порядка при счете (у поряд­ковых числительных) объединяет эти слова в одну часть речи, хотя особенности словоизменения у количественных и порядковых чис­лительных разные. Часто порядковые чис­лительные рассматриваются как разновидность прилагательных: на основании сходства морфологических характеристик. Именно различие грамматических особенностей вызывает трудности при употреблении числительных, поскольку при склонении этой час­ти речи используются окончания различных частей речи, а зна­чит, человек, даже владеющий русским языком как родным, мо­жет при изменении числительного допустить ошибку. Поэтому следует прежде всего обратить внимание на особенности склонения про­стых и сложных числительных. Простые числительные - это слова с одним корнем: два, че­тыре, сорок, сотый, второй, десятый. Сложные числительные - это слова с несколькими корнями: одиннадцать, пятьдесят, пять­сот, двухсоттысячный.

Все порядковые числительные склоняются по образцу прила­гательных, то есть имеют те же падежные окончания. Сравните: зеленого - первого, слабому - второму, вредным - четвертым.

Собирательные числительные также склоняются по образцу прилагательных, например: синих - двоих, о старых - о пятерых.

Количественные числительные имеют несколько различных систем падежных окончаний.

Специфические окончания имеют числительные один, два, три, четыре, полтора, полтораста, сорок, девяносто, сто.

Числительное один склоняется, как и порядковые и собира­тельные числительные, как прилагательное, например, зеленого - одного, старых - об одних.

Числительное два изменяется по падежам и по родам (в име­нительном падеже): два (две), двух, двум, два (двух), двумя, о двух.

Отличается от других числительных склонение числительных три и четыре, которые имеют собственную систему окончаний: три, трех, трем, три (трех), тремя, о трех.

Числительные полтора и полтораста имеют только две падежных формы: именительного - винительного падежа и всех ос­тальных - полутора и полутораста.

Числительные сорок, девяносто, сто также имеют только две падежных формы: именительного - винительного падежа и всех остальных - сорока, девяноста, ста.

Числительные, оканчивающиеся на -дцать, и числительные, оканчивающиеся на -десяти обозначающие круглые десятки (как существительные III склонения), например: в горсти - в двадцати, ночью -шестьюдесятью, сталью- восьмьюдесятью;

Числительные, оканчивающиеся на -сот и обозначающие круглые сотни, имеют окончания, аналогичные окончаниям множественного числа существительных, например, дел - трехсот, дач - четырехсот, венкам - пятистам, столам - семистам, делами- восьмьюстами, домами- девятью­стами;



Числительные тысяча, миллион, миллиард, триллион и т.д. склоняются аналогично существительным с такими же окончаниями, например: землей -тысячей, о столе - о миллиарде.
Обратите внимание, что в составе сложных числитель­ных числительное сто склоняется (-ста, -стами, -стах), тогда как при употреблении его как самостоятельного наименования числа оно имеет только одну падежную форму - ста. Следует помнить, что у подобных сложных числительных склоняются обе части - по аналогии с простыми числительными.

Составные числительные состоят из нескольких слов, каждое из которых может быть как простым, так и сложным: сорок восемь, сто двадцать четыре, сто восемьдесят четвертый.

У порядковых составных числительных склоняется только последнее слово, например, две тысячи четвертый, две тысячи четвертого, две тысячи четвертому и т. д.

У количественных составных числительных склоняются все слова, входящие в их состав, например, четыреста сорок четы­ре - четырехсот сорока четырех.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) И.С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию - «испытанию любовью» - и этим раскрыл истинную сущность своего героя.

Б) ошибка в построении сложного предложения

2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах.

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым.

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров.

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

5) В 1885 году В.Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток.

6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А.И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее.

7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы.

8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей.

9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского.

Ответ: 59321

В тестах с 2016 до 2019 года вы найдёте это задание под номером 6. Содержание задания в этом году не изменилось.

При выполнении задания нужно подобрать примеры к пяти типам ошибок (даны 9 предложений, 4 из них вообще не содержат ошибок).

Предлагаются 10 типов ошибок:
- ошибка в построении предложения с причастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с деепричастным оборотом;
- ошибка в построении предложения с косвенной речью;
- неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом;
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым;
- ошибка в построении предложения с однородными членами;
- нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
- ошибка в употреблении имени числительного;
-ошибка в построении сложного предложения;
-нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.
Эти 10 типов ошибок теперь комбинируются в любых сочетаниях, и в задании нужно найти примеры 5 разных типов ошибок. За каждый верный ответ вы получите 1 балл, так что за выполнение задания можно получить от 0 до 5 первичных баллов.

Как решать?
1. Внимательно прочитать 9 предложений второго столбика и выбрать те 4, в которых нет ошибок.
2. Соотнести оставшиеся 5 предложений с указанными в первом столбике ошибками. Обратите внимание на то, что одна и та же ошибка может называться по-разному.
Например,
Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.

Очевидно, это предложение без ошибки выглядело бы так: Струи фонтана, которые искрились на солнце и БИЛИ, казалось, в самое небо, освежали воздух.

В придаточной части этого предложения допущена ошибка: однородными сказуемыми оказались глагол и причастие.
Что это: ошибка в построении сложного предложения, ошибка в построении предложения с причастным оборотом или ошибка в построении предложения с однородными членами? Смотрите, какой из этих вариантов есть в первом столбике и не "занят" другими примерами. Скорее всего, в этом задании найдется более очевидное предложение с неправильно образованным причастным оборотом ("Приготовленные оладьи мамой были восхитительны") и с неправильно построенным сложным предложением ("Меня спросили, что нужно ли готовиться к контрольной").
Итак, выбираем вариант "ошибка в построении предложения с однородными членами".

Вспомним типы ошибок.

1) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, тол есть походит одновременно на глагол и на прилагательное (играющий мальчик = мальчик, который играет).
Ошибки в построении предложений с причастными оборотами
а) Смешение действительных и страдательных причастий. Это рассказ о человеке, возвращённом после войны в родной город.Возвратившиеся экспонаты выставлены в музеи.
б) Употребление причастного оборота вместо придаточного определительного. Из книг и фильмов мы узнаём о тем ужасах, пережитых нашим народом в годы войны и сталинских репрессий.
в) Причастный оборот находится в отрыве от определяемого слова. Эти люди сделали очень много для своей страны, отдавши жизнь во имя свободы.
г) Нагромождение причастных конструкций. Лица, ходящие по траве, произрастающей за отделяющей решёткой, ограждающей газон, являются штрафуемыми.
Стандартные ошибки с причастиями:
а) Во дворе скучает мячик, забытого ребенком. (мячик какой? забытЫЙ)
Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом. Алгоритм: ищете определяемое слово, задаете от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе - это окончание причастия (не забывайте, что О и Ы в окончаниях часто равнозначны).
б) Приготовленные блины бабушкой были вкусными. (что за такие блины бабушкой? здесь причастный оборот оказался не на месте: Блины, приготовленные бабушкой... - так правильно)
в) не бывает причастий будущего времени, причастий с частицей бы и причастных оборотов, которые присоединяются к предложению с местоимениями ТАКАЯ, ТАКОЙ, ТОТ, ТА, ТЕ: Грушницкий один из тех людей, не имеющих своего мнения.

2) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие. А если есть добавочное действие - значит, должно быть слово, которое обозначает основное действие (ищите сказуемое). Подлежащее должно соотноситься и с основным, и с добавочным действием (один «деятель» совершает два действия).

Основные типы ошибок при употреблении деепричастных оборотов:

а) Ошибка: Глядя в окно, у меня слетела шляпа.

Основное действие совершает шляпа (слетела шляпа). Добавочное действие совершает другой «деятель» (я). Значит, ошибочность предложения в том, что у двух действий (основного и добавочного) разные «деятели».

Правильно: Когда я глядел в окно, с меня слетела шляпа.

б) Ошибка: Выйдя во двор, мне стало холодно.

Это безличное предложение, в нем не может быть подлежащего, нет «деятеля». В данном безличном предложении деепричастный оборот не употребляется.

Правильно: Когда я вышел во двор, мне стало холодно.

в) В безличных предложениях можно употребить деепричастный оборот в том случае, если сказуемое выражено инфинитивом (= неопределённой формой): Собираясь в лес за грибами, необходимо взять с собой компас. В данном предложении подлежащего нет. Но у основного и добавочного действий («взять» и «собираясь») один и тот же «деятель» («вы собираетесь» и «вы берёте»).

г) Заблудившись в лесу, мальчик был найден.

Данное предложение - страдательная конструкция. В лесу заблудился мальчик. Искать его будут другие люди.

Правильно: Мальчика, заблудившегося в лесу, нашли.

Алгоритм выполнения задания:

1) Выделите грамматическую основу предложения.

2) Найдите деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

3) Если в предложении нет подлежащего (предложение безличное), попытайтесь восстановить его по сказуемому.

4) Соотнесите подлежащее с деепричастием.

5) Тот вариант, где подлежащее («деятель») выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

3) ошибка в построении предложения с косвенной речью

а) Использование в придаточной части местоимений 1-го и 2-го лица допустимо только при передаче прямой речи. Ошибка: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».

Правильно:: Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет: «Печально я гляжу на наше поколенье». Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет о том, что он печально смотрит на свое поколенье.

б) одновременное употребление союза ЧТО и частицы ЛИ в придаточной части СПП недопустимо. Ошибка: Я не заметил, что находится ли он в комнате.

Правильно: Я не заметил, находится ли он в комнате.

4) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Предлог ПО (= после) употребляется с предложным падежом: по приезде в Москву, по окончании спектакля, по истечении срока, по завершении учебного года; по окончании мероприятия; по прибытии в город.

Предлог ВО ИЗБЕЖАНИЕ употребляется с родительным падежом: во избежание неприятностей.

Предлоги БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ, НАПЕРЕКОР, ПОДОБНО, НАВСТРЕЧУ употребляются только с дательным падежом (кому? чему?): согласно (чему?) приказу; вопреки (чему?) мнению; благодаря вашему совету; пошёл навстречу (кому?) брату.

Предлоги ПУТЁМ, ПО МЕРЕ, ПО ЧАСТИ, С ПОМОЩЬЮ, ПО СЛУЧАЮ, ПОД ВИДОМ, ВРОДЕ, В ВИДЕ, ВВИДУ, НАСЧЁТ, ПО ПРИЧИНЕ, ПО ЛИНИИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ, ВСЛЕДСТВИЕ, В ТЕЧЕНИЕ, ЗА НЕИМЕНИЕМ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ употребляются с родительным падежом (кого? чего?): за исключением (кого?) пятиклассников.

Запомнить:

оплатить проезд, заплатить за проезд

одеть - кого? что? (одеть брата);

надеть - НА кого-то (надеть пиджак, ботинки, маску);

уверенность (в чём?) в победе;

вера (во что?) в победу.

5) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Стандартная ошибка, которая демонстрирует нарушение этого правила, выглядит так: "те, кто учили плохо, всё забыл". Правильно - ТЕ, кто учил плохо, всё ЗАБЫЛ". ТЕ - местоимение множественного числа, и глагол должен стоять в форме соответствующего числа. Иначе получаем ошибку в согласовании подлежащего и сказуемого.

6) ошибка в построении предложения с однородными членами

а) Использование разных частей речи в роли однородных членов предложения: "Мне нравится музыка и играть в футбол ".

б) Включение в ряд однородных членов слов, обозначающих неоднородные понятия: "Иван Петрович пришёл с женой и плохим настроением ".

в) Неправильное использование сочинительных союзов для соединения однородных членов: "Мальчик был лобастый, но серьезный ".

г) Неверное присоединение к одному главному члену логически неоднородных второстепенных членов: "В лодке лежали караси, сазаны, лещи, рыба" .

д) Ошибки в согласовании однородных подлежащих со сказуемым: "Тревога и тоска застыла в ее глазах ".

е) Нарушения в области однородных сказуемых:
- использование разных типов сказуемых в качестве однородных: "Море после шторма спокойное, ласковое и играет лучами солнца ";
- нарушение единообразного оформления составных именных сказуемых: использование разных падежных форм именной части однородных составных именных сказуемых: "Их отец был опытным рыбаком и отважный мореход "; присоединение к однородным глагольным сказуемым дополнения, которое управляется лишь одним из сказуемых: "Все очень ждут и переживают за солдат" ; употребление кратких и полных форм прилагательных и причастий в именной части: "Моя комната недавно отремонтирована: побелена и покрашенная ".

ё) Объединение членов и частей разных предложений на правах однородных: "Под березой растут грибы, ягоды, подснежники расцветают весной ". "Дети ждали отца и когда покажется его лодка ".

7) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, картина и др.) является несогласованным приложением и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться. ПРИМЕР: В пьесе Островского "Гроза" разоблачается темное царство - родовое слово "пьеса", приложение остается в именительном падеже. В "Грозе" Островского разоблачается темное царство - родовое слово отсутствует, следовательно название меняет падеж.

8) ошибка в употреблении имени числительного
а) Несклонение или неполное склонение сложных и составных числительных является нарушением литературной нормы. «В течение полтора суток город опустел» (правильно: «полутора суток»).

б) Ошибки в выборе падежной формы составного числительного, оканчивающегося на «два», «три», «четыре» в сочетании с одушевленным существительным. В таких конструкциях независимо от категории одушевленности винительный падеж сохраняет форму именительного, например: «Всего за этот месяц в госпиталь доставили тридцать два раненых» (а не «тридцать двух раненых»).

в) В составном порядковом числительном склоняется только последнее слово. Ошибка: «Строительство комплекса должно быть завершено к двум тысячам третьему году» (правильно: «... к две тысячи третьему году»).

г) Не рекомендуется использование собирательных числительных в сочетании с существительными, относящимися к официально-деловой лексике. Например: «Не случайно оказались в этом регионе сразу двое сенаторов» (правильно: «...два сенатора...»).

д) Числительные «оба» (муж. р.) и «обе» (жен. р.) должны употребляться в соответствии с родом существительного. Ошибка: «Конфликт препятствует развитию обоих стран» (правильно: «... обеих стран»).

9) ошибка в построении сложного предложения
Ошибки в построении сложносочинённых предложений
а) Смысловая несочетаемость простых предложений в составе сложносочиненного. Мы поднялись на вершину горы, а внизу было жарко.
б) Употребление противительного союза вместо соединительного. Автор выражает своё отношение к проблеме, но он даёт возможность читателю согласиться или не согласиться с ним.
в) Тавтология, (повторение) при употреблении союзов. Родители и дети часто не могут найти общего языка, и они обижаются друг на друга, и в этом состоит главная проблема.

Ошибки в построении сложноподчинённых предложений
а) Одновременное употребление сочинительного и подчинительного союзов в сложноподчиненном предложении. Когда тяжёлый бой уже закончился, но кое-где ещё слышны были отдельные выстрелы.
б) Неоправданное соседство двух подчинительных союзов. Они мечтали, чтобы когда наступит весна, вновь расцвела старая черёмуха.
в) Употребление лишнего указательного слова в главном предложении. Она говорила то, что в жизни есть не только полезное, но и прекрасное.
г) Отсутствие в главном предложении указательного слова. Мы благодарны им, что живём под мирным небом.
д) Пропуск части составного союза. Он опаздывал на лекции, потому транспорт из-за гололёда почти не ходил.
е) Неоправданное повторение союза или союзного слова (тавтология). Он увидел черёмуху, которая росла во дворе дома, который не уцелел во время войны.
ж) Употребление разных видовременных форм глагола в главном и придаточном предложениях. Когда их сын очень изменился, родители страдают.
з) Соединение в одном предложении придаточного определительного и причастного оборота. Галилей показан как человек, который жертвует честью и продолжающий заниматься наукой.
и) Придаточное предложение оформляется как самостоятельное. Автор показал разных людей. Которые каждый по своему проявляли красоту и богатство внутреннего мира.

10) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

За этой сложной формулировкой скрывается простое правило: однородные глаголы должны быть в форме одного времени (настоящего, прошедшего или будущего) и вида (совершенного или несовершенного). Иначе возникает ошибка. Например:
Статья показывает пороки современного общества и вызвала живой отклик у читателей.

Найдите ошибки в употреблении числительных и напишите правильные варианты. и получил лучший ответ

Ответ от ВероNika[гуру]
1) Из школы вышли семь девочек и пять мальчиков
(.Собирательные числительные двое, трое, четверо (остальные числительные этого типа употребляются редко; ср. обычное пять суток вместо «пятеро суток») сочетаются:
с существительными мужского и общего рода, называющими лиц: двое друзей, трое сирот)


4) Трое суток мы готовились к экзамену.


Уважаемые дамы и господа! В марте открывается наш ресторан! Добро пожаловать!
Вид ошибки - семантическая избыточность, нарушающая лексическую норму: повторение того же самого другими словами – тавтология, например: природный пейзаж (пейзаж -- описание природы в литературном произведении) - с лове март уже заложено значение слова месяц.
И еще вид ошибки - использование лишних слов. Лишних не потому, что свойственное им лексическое значение выражено другими словами, а потому, что они просто не нужны в данном тексте (лишнее - "к нам", так как уже есть в "наш" ресторан).

Ответ от Наталия Андреева [эксперт]

2) Обе студентки получили, наконец, стипендии.
3) Четыре аспирантки закончили работу над диссертациями.
4) Три дня и три ночи (трое суток) мы готовились к экзамену.
5) На ремонт ограничились пятьюстами рублями.
6) Он вернется из-за границы в две тысячи седьмом году.
а) " Уважаемые господа! В марте открывается наш ресторан! Добро пожаловать к нам! "
б) лень вспоминать


Ответ от Alonso [новичек]
1) Из школы вышли семь девочек, и пять мальчиков.
2) Обе студентки получили, наконец, стипендии.
3) Четыре аспирантки закончили работу над диссертациями.
4) Три дня и ночи мы готовились к экзамену.
5) Для ремонта ограничились пятьюстами рублями.
6) Он вернется из-за границы в две тысячи седьмом году.
И вот еще:
а) " Уважаемые дамы и господа! В марте открывается наш ресторан! Добро пожаловать! "
На мой взгляд так))



Ответ от LittlePerfect [гуру]
1) Из школы вышли семь девочек, и пять мальчиков.
2) Обе студентки получили, наконец, стипендии.
3) Четыре аспирантки закончили работу над диссертациями.
4) Три дней и три ночи мы готовились к экзамену.
5) Для ремонта ограничились пятьюстами рублями.
6) Он вернется из-за границы в две тысячи седьмом году.
а) " Уважаемые господа! В марте открывается наш ресторан! Добро пожаловать к нам! " ошибка-повторение.
б) не припомню) посмотри телик, думаю, увидишь.

Непостоянные признаки:

Примечание:

Не путай части речи: три, третий, трое - числительные

Тройка - существительное

Тройной - прилагательное

Утроить - глагол

Втроем, трижды, втрое - наречие

Урок - лекция 3. Употребление имен числительных в речи.

Варианты собирательных и количественных числительных

Для обозначения количества иногда используют на только количественные числительные, но и собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро). Два последних мы практически не используем. Собирательные числительные используются ограниченно:

  • С существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
  • С существительными, имеющими формы только множественного числа: двое ножниц, двое джинсов;
  • С существительными дети, ребята, люди, лицо (в значении "человек"): шестеро детей, трое незнакомых лиц;
  • С личными местоимениям мы, вы, они : нас двое; их пятеро;
  • С субстантивированными числительными и прилагательными, обозначающими лиц: вошли двое, трое дежурных.

В косвенных падежах при неодушевленных существительных употребляются количественные числительные: более трех суток. Собирательные числительные с существительными, обозначающими лиц мужского пола, иногда вносят сниженный оттенок (нежелательно: двое генералов, трое профессоров)

Собирательные числительные не сочетаются с именами существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: трое студенток, четверо подруг). Не сочетаются они также с существительными мужского рода, обозначающими названия животных (нельзя сказать: трое волков).

Если необходимо указать количество предметов, обозначаемых существительными, у которых нет формы единственного числа (ножницы, сутки), с помощью составного числительного, оканчивающегося на два, три, четыре (двадцать пять, тридцать четыре и т. п.), следует пользоваться синонимическими выражениями с заменой существительного или вставкой другого слова (сутки – день, двадцать четыре часа) или падежа (в течение двадцати двух суток).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ:

Мужской род

два ученика – двое учеников

три студента – трое студентов

четыре брата – четверо братьев

Женский род

две ученицы

три студентки

четыре сестры

ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО:

ПРАКТИКА

Употребление имен числительных

Формы склонения

запомните формы косвенных падежей некоторых числительных

50-80 200-400 500-900

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

два

двух

двум

два (-ух)

двумя

двух

четыре

четырех

четырем

четыре (-ех)

четырьмя

четырех

восемьдесят

восьмидесяти

восьмидесяти

восемьдесят

восьмьюдесятью

восьмидесяти

двести триста

двухсот трехсот

двумстам тремстам

двести триста

двумястами тремястами

двухстах трехстах

пятьсот

пятисот

пятистам

пятьсот

пятьюстами

пятистах

Тысяча

Тысячи

Тысяче

Тысячу

Тысячью

Тысяче

И. –В.

Р.Д.Т.П.

сорок

сорока

девяносто

девяноста

сто

ста

полтора (-ы)

полутора

полтораста

полутораста

Тест 1. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

И.-В. 1. восемьдесят 2. сорок девять 3. триста двенадцать

Р. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Д. восьмидесяти сорока девяти триста двенадцати

Т. восьмидесятью сорока девятью триста двенадцатью

П. о восьмидесяти сорока девяти трехстах двенадцати

И.-В. 4. восемьсот шестьдесят семь 5. сто сорок девятый

Р. восьмисот шестидесяти семи ста сорока девятого

Д. восьмистам шестидесяти семи ста сорока девятому

Т. восьмьюстами шестьюдесятью семью ста сорока девятым

П. о восьмистах шестидесяти семи о ста сорока девятом

И.-В. 6. две тысячи шестьсот двадцать 7. двести восемнадцатая

Р. двух тысяч шестисот двадцати двести восемнадцатой

Д. двум тысячам шестистам двадцати двести восемнадцатой

Т. двумя тысячами шестьюстами двадцатью двести восемнадцатой

П. двух тысячах шестистах двадцати двести восемнадцатой

Ответы: 1357

Тест 8. Отметьте нарушения норм склонения числительных.

1. в ста сорока девятой аудитории 5. на шестьсот тысячах гектарах

2. в двести восемнадцатой комнате 6. с восьмистами школьниками

3. на четыреста первой странице 7. в восьмидесяти пяти метрах

4. в триста пятидесятом номере 8. к ста семидесяти миллионам

Ответы: 156

Употребление собирательных числительных

Собирательные числительные (двое, трое и т.д.) могут употребляться:

Со словами, обозначающими лиц мужского пола (двое братьев);

С прилагательными, перешедшими в существительные (трое военных);

Со словами, не имеющими форм ед. числа (трое ножниц, двое суток, но: пять, шесть ….суток);

Со словами «дети, ребята, люди» (двое ребят);

Со словами, обозначающими детенышей животных (семеро козлят);

С личными местоимениями (их было пятеро).

Собирательные числительные не употребляются:

Со словами, обозначающими лиц женского пола (ошибочно двое сестер);

Со словами, обозначающими взрослых животных (ошибочно трое быков).

Тест 9. Отметьте правильный вариант.

  1. (а. Шесть, б. шестеро) суток движение поездов было нарушено.
  2. 2. Въезд автомашин был разрешен лишь в одни из (а. четверых, б. из четырех) ворот стадиона.
  3. (а. Семеро, б. семь) девушек поступили на курсы водителей.
  4. Нас было (а. три, б. трое).
  5. Среди членов кафедры было (а. два профессора, б. двое профессоров).
  6. По (а. три человека, б. трое человек) из группы должны принять участие в соревновании.
  7. Их возвратилось (а. семь, б. семеро).
  8. (а. Две шахматистки, б. двое шахматисток) уже провели игры.
  9. Главные герои фильма – (а. два, б. двое) пленных.
  10. (а. Пять, б. пятеро) волков смотрели на него голодными глазами.

Ответы: 1а2б3б4б5аб6аб7б8а9б10а

Тест 10. Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Анна – мать пятерых детей.
  2. Вчера в это же время здесь находилось трое мужчин.
  3. Расследуется дело о хищении пяти миллионов шестиста девяноста тысяч рублей.
  4. Изъято более трехста граммов золота.
  5. Трое из них признаны виновными.
  6. Семеро суток понадобилось, чтобы раскрыть преступление.
  7. На автобусной остановке стояло четверо мужчин и двое женщин.
  8. Трое юношей и три девушки исполняли красивый танец.

Ответы: 3467

Числительные полтора и полтораста согласуются с существительными в косвенных падежах:

В полутора (не полутора х ) час ах (не час ов ),

в полутораста (не полутораста х ) километр ах (не километр ов ).

При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью, а не целым числом: 10,2 процент а (не процент ов ).

При составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, существительное употребляется в форме единственного числа: двадцать три юнош и (не юнош ей ).

Тест 12. Отметьте нарушения речевых норм.

  1. В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.
  2. Зимовщики пробыли на льдине около двух тысяч семидесяти четырех суток.
  3. Город находится в полутора тысячах миль отсюда.
  4. В этот день комиссия проэкзаменовала двадцать трех учащихся.
  5. Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.
  6. В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.
  7. Поезд прошел более полуторосот километров.
  8. Прибыл поезд с двумястами семидесятью пятью участниками соревнований.

Ответы: 14578

Различайте!

Обобщающий тест

Отметьте нарушения норм употребления числительных.

  1. Мы готовились к Восьмому марту.
  2. До полтора раза перекупщики превысили первоначальную цену.
  3. Двум тысячам тринадцати выпускникам были выданы аттестаты.
  4. У голубя оказались кольца на обоих лапах.
  5. В финал вышли пятеро претенденток на медаль.
  6. Нами выполнено три четверти всего задания.
  7. Спортсменка пробежала 200 метров за 11,489 секунд.
  8. Школьная библиотека располагает двумя тысячами четыреста восьмьдесятью книгами.

Ответы: 124578


Морфологические ошибки, встречающиеся в деловых текстах, прежде всего, связаны с незнанием нормы образования различных частей речи (существительных, прилагательных, глаголов, числительных) в современном русском языке.

С одной стороны, нормы русского литературного языка находятся в постоянном движении и изменении, так как язык – явление живое и восприимчивое, подвластное всем веяниям времени и жизни. Меняются значения и произношения слов, меняется место ударения в словах, меняются даже формы слов, меняется сочетаемость слов и многое другое. Одни формы более употребительны в одном стиле речи, другие в другом. Если посмотреть, как писали деловые бумаги в прошлом веке, и сравнить с днем сегодняшним, то мы найдем большое количество несоответствий и изменений.

Но, с другой стороны, нормы языка отличаются устойчивостью и стабильностью. Все изменения в языке происходят очень постепенно и закономерно, не разрушая его структуры и исконности. Какие-то изменения могут затронуть только определенный стиль речи. Мы часто говорим: так можно говорить, но гак нельзя писать в документе.

Итак, рассмотрим наиболее типичные морфологические ошибки с учетом современных норм употребления форм слов в деловой письменной речи.

Неправильное употребление формы имени существительного. Современный русский язык располагает большим числом вариантных форм имен существительных. Одни из них закрепились в литературном языке или в определенном стиле речи, другие же воспринимаются как речевые ошибки. В официальной речи надо использовать следующие формы множественного числа: инспекторы, договоры, выборы, бухгалтеры, шоферы, а в разговорной речи употребляются эти слова с конечным – "а".

Разговорную окраску имеют образования женского рода типа: секретарша, преподавательница, руководительница, заведующая, продавщица, санитарка, аспирантка, лаборантка.

В документе (в анкете, в личном листке, в заявлении) названия лиц по профессии, должности и ученому званию по традиции сохраняют форму мужского рода. Например: секретарь, преподаватель, руководитель, заведующий, продавец, санитар, аспирант, лаборант и т.д.

Однако глагол и глагольные формы в предложениях с этими словами употребляется в женском роде, например: "Секретарь Федорова оформила заявление", "Доцент Хромова подала список публикаций", "Выступившая на собрании директор Сидорова..."

Местоимения, числительные и прилагательные употребляются в мужском роде, согласуясь с должностью, а не с фамилией. Например: "Наш директор Иванцова Анна Сергеевнапрекрасный руководитель", "Смирнова Ольга Семеновна – один из опытнейших руководителей области".

Ошибки при употреблении полной и краткой форм имен прилагательных. Составителям деловых бумаг следует учитывать, что краткие формы имен прилагательных более употребительны в официально-деловой речи: полная форма прилагательного чаще обозначает временный признак, а краткая форма обозначает постоянный признак.

Краткая форма употребительна в языке документа – поскольку она обозначает постоянный признак предмета, она более абстрактна и отвлеченна. Полные формы прилагательных в деловых текстах оказываются неуместными еще и потому, что ощущаются как разговорные и даже просторечные. Ниже представлены примеры правильного и неправильного словоупотребления.

Неправильно

Правильно

Выводы комиссии обоснованные и справедливые.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконное.

Данная задача при сложившемся положении неразрешимая.

Предложенные поправки и дополнения существенные.

Требования к работникам аппарата управления своевременные.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательное.

Проведение консультации со специалистами совершенно необходимое.

Данное решение обязательное для исполнения.

Выводы комиссии обоснованны и справедливы.

Решение об увольнении инженера Сафронова Д. П. незаконно.

Данная задача при сложившемся положении неразрешима.

Предложенные поправки и дополнения существенны.

Требования к работникам аппарата управления своевременны.

Изменение графика отпусков работников отдела нежелательно.

Проведение консультаций со специалистами совершенно необходимо. Данное решение обязательно для исполнения.

Ошибки при употреблении имен числительных. В русском языке различаются количественные, порядковые и собирательные числительные.

Склонение количественных числительных. При употреблении количественных числительных в служебных документах, а также в деловой беседе, при чтении деловых текстов в официальной обстановке следует помнить, что все количественные числительные склоняются.

Так же, как пять, склоняются все числительные от пяти до двадцати и тридцать. Они склоняются как существительные женского рода на – "ъ".

После числительных два, три, четыре употребляется родительный падеж единственного числа существительных: три новых сотрудника, двадцать два новых сотрудника.

После всех других числительных употребляется родительный падеж множественного числа: двадцать новых сотрудников (табл. 9.2).

Обратите внимание

Несклонение или неполное склонение сложных и составных количественных числительных, распространенное в устной речи, является нарушением норм официально-деловой письменной речи.

Таблица 9.2

Склонение сложных и составных количественных числительных

Сложные

Составные

От 50 до 80

От 90 до 100

От 200 до 900

И: шестьдесят

И: сто

И: двести

И: семьсот пятьдесят шесть

Р: шестидесяти

Р: ста

Р: двухсот

Р: семисот пятидесяти шести

Д: шестидесяти

Д: ста

Д: двумстам

Д: семистам пятидесяти шести

В: шестьдесят

В: сто

В: двести

В: семьсот пятьдесят шесть

Т: шестьюдесятью

Т: ста

Т: двумястами

Т: семьюстами пятьюдесятью шестью

П: о шестидесяти

П: о ста

П: о двухстах

П: о семистах пятидесяти шести

Примечание. И – именительный падеж, Р – родительный падеж, Д – дательный падеж, В – винительный падеж, Т – творительный падеж, П – предложный падеж.

В текстах количественные числительные, как правило, записываются цифрами. Поэтому, чтобы избежать возможных речевых ошибок в текстах, предназначенных для чтения или произнесения в официальной обстановке, наряду с цифровыми обозначениями следует давать их словесные варианты в соответствующих надежных формах. Например: "Депутат встретился с 987 (девятьюстами восьмьюдесятью семью) избирателями".

Склонение дробных числительных. Дробные числительные пишутся раздельно: три восьмых, четыре целых и одна шестая, три с четвертью.

При склонении дробных числительных изменяются обе части: двух третьих, двум третьим и т.п.

Числительное полтора (мужского и среднего рода), полторы (женского рода) и полтораста имеют только две падежные формы (табл. 9.3).

Таблица 93

Склонение числительного полтора

Примечание. И – именительный падеж, Р – родительный падеж, Д – дательный падеж, В – винительный падеж, Т – творительный падеж, П – предложный падеж.

Существительные с числительным полтора (полторы) сочетаются так же, как с числительным два (две), кроме сочетания полтора суток, где слово сутки стоит в форме родительного надежа множественного числа.

С числительным полтораста существительное употребляется в форме родительного падежа множественного числа: полтораста стран.

Обратите внимание

  • 1. Сказуемое ставится во множественном числе, если подлежащее обозначает небольшое число лиц: "Три человека из нашей организации участвовали в конференции".
  • 2. Сказуемое ставится в единственном числе, если подлежащее обозначает большое число лиц: "Триста человек участвовало в конференции".
  • 3. Сказуемое ставится в единственном числе, если оно выражено глаголами быть, находиться: "В лаборатории было тридцать сотрудников".

Порядковые числительные. Порядковые числительные, как прилагательные, имеют форму рода и числа: первый день сезона, первое сентября, первая сессия.

Порядковые числительные склоняются как прилагательные. При склонении составного порядкового числительного изменяется только его последняя часть: "в тысяча девятьсот шестьдесят втором году", "в две тысячи четырнадцатом году", однако "в двухтысячном году".

Собирательные числительные. Собирательные числительные употребляются при существительных мужского рода, обозначающих людей и имеют вид: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро и т.д. Например: "У меня двое сыновей и две дочери".

В документах собирательные числительные чаще всего заменяются количественными, т.е. в документе не пишут: "трое работников", а пишут "три работника".

Ошибки, связанные с формами образования глагола. Образование и употребление некоторых глаголов вызывает определенные трудности при написании документа.

1. В русском языке существуют параллельные глагольные формы, которые различаются стилистической окраской. Например, глаголам совершенного вида, типа заготовить, ознакомить, узаконить, могут соответствовать глаголы несовершенного вида: заготовлять – заготавливать; ознакомлять – ознакамливать; узаконитьузаконивать.

В этих глаголах формы с суффиксами -ива-, -ыва- употребительны в официальной речи, а формы без этого суффикса воспринимаются как разговорные.

  • 2. В других парах глаголов типа: обусловливать – обуславливать; сосредоточивать – сосредотачивать формы с "о" употребимы в книжно-письменных стилях, а формы с "а" свойственны разговорной речи.
  • 3. В русском языке имеются двувидовые глаголы, например, глаголы адресовать, атаковать, организовать. Эти глаголы в современном русском языке употребляются в значении и совершенного, и несовершенного вида. Нельзя употреблять в речи такие формы, как: адресовывать, атаковывать, организовывать.
  • 4. Глаголы заведовать, исповедовать образуются с суффиксом -ова-. Формы этих глаголов с суффиксом -ыва- (заведываю, исповедываю) являются устарелыми и ошибочными.
  • 5. В деловой речи широкое распространение получили глаголы совершенного вида, образованные при помощи приставки за: заактировать, завизировать, запротоколировать. Их употребление в пределах официально-делового стиля речи не является нарушением норм литературного языка.

Неправильное употребление предлогов.

1. Предлог по . Для деловой речи характерны конструкции с предлогом по плюс дательный падеж: меры по усовершенствованию, расходы по ремонту, центр по подготовке, мероприятия по предупреждению. Подобная конструкция используется для обозначения названий различных ведомств. Однако в современном русском языке она нередко противопоставляется родительному падежу без предлога.

Родительный падеж

Дательный падеж

  • 1. Конкретное значение:
    • Департамент образования
    • Комитет рекламы
    • Институт психологии
  • 2. Имеется прилагательное-конкретизатор:
  • 2. Имеется существительное-конкретизатор:
    • Отдел по вопросам...
    • Управление по связям...
    • Комитет по делам...
  • 3. Чтобы избежать слов-"пустышек" (производство, изготовление):
    • Фабрика мебели
  • 3. Чтобы избежать цепочки родительного падежа:
    • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • 4. Крупные ведомства:
    • Министерство иностранных дел
  • 4. Смешение форм:
    • Центр по работе с персоналом и социального развития

Часто используется предлог по с предложным падежом для обозначения временны́х отрезков: по достижении пенсионною возраста; по окончании университета.

В разговорной речи этот предлог заменяется: "когда он достиг пенсионного возраста" ; "после окончания университета".

Не допускается употребление предлога по вместо предлога о или об, если речь идет о конкретной теме беседы, разговора, выступления; о конкретном содержании документа, деловой бумаги: отчитаться о проделанной работе; сделать доклад об итогах года; подписать распоряжение о мерах.

Не допускается употребление предлога по вместо предлога для в значении цели действия: для улучшения торговли; для развития хозяйства; для воспитания подрастающего поколения.

Не допускается употребление предлога по вместо предлога из-за: из-за неорганизованности; из-за расточительности.

Исключением являются выражения: по невниманию, по небрежности.

2. Предлог о. В деловой письменной речи получили большое распространение словосочетания – предлог о плюс существительное в предложном падеже: вопрос о доверии; решение о кадрах; соглашение о сотрудничестве.

Однако наблюдаются случаи неправильного использования предлога о.

3. Предлоги в и на . Составители документов нередко не различают случаев, когда надо употреблять предлог в, а когда синонимичный ему предлог на в значении места. Однако допускаются следующие ошибки.

Предлог в в отличие от предлога на указывает на ограниченное, замкнутое пространство: культурная жизнь в селе (в данном, конкретном селе); культурная жизнь на селе (т.е. вообще в сельской местности).

Однако часто употребление этих предлогов закреплено исторической традицией и не поддается какому-либо правилу: учиться в университете, но на курсах; работать в учреждении, но на фабрике; жить в Белоруссии, но на Украине.

Производные предлоги. При использовании производных предлогов: ввиду, вследствие, благодаря, в связи, в соответствии и других нужно помнить, что они еще не потеряли полностью своего первоначального лексического значения, связанного со значением их корней. Поэтому нежелательны, например, следующие сочетания слов.

Предлог ввиду обозначает причину события, которое предстоит, а предлог вследствие указывает на совершившееся.

В деловой документации для обозначения причины универсален предлог по причине: по причине болезни; по причине допущенного нарушения и т.д.

Предлог в связи употребляется в сочетании с каким-либо действием, событием, состоянием. Например: в связи с переходом на другое место работы; в связи с юбилеем; в связи с тяжелым материальным положением.

Предлоги согласно, вопреки, благодаря, наперекор требуют после себя дательного падежа.