Худший грех не ненависть а равнодушие. Равнодушие – это паралич души, преждевременная смерть. Афоризмы о равнодушии

Трудно сразу, не раздумывая, согласиться с высказыванием Б.Шоу о равнодушии как истинной вершине бесчеловечности. Обычно равнодушие не столь явно отражается на нашем самочувствии: не замечает тебя человек, не обращает на тебя внимания, не помогает, да и ладно! А вот ненависть по отношению к себе трудно не заметить. Но Б.Шоу считает вершиной бесчеловечности именно не ненависть, а равнодушие. Попробуем понять: почему? Обратимся за помощью к художественной литературе. А именно к пьесам Н.В.Гоголя и А.П.Чехова: "Ревизору" и "Вишнёвому саду".
Это комедии, задача жанра которых – высмеивание пороков. Объединяет эти два произведения и то, что в них почти нет положительных персонажей.
В обеих пьесах изображены равнодушные и безответственные герои. У Гоголя все чиновники уездного города боятся ревизора, потому что служат плохо и неравнодушны только к своему материальному положению. Они безразличны, безучастны ко всему тому, что является их прямыми должностными обязанностями. Автор награждает своих героев говорящими фамилиями: судья Тяпкин-Ляпкин (характеристика его судебной деятельности), полицейский Держиморда (не разбираясь, наказывает и правого, и виноватого), уездный лекарь Гибнер (больные у которого «как мухи выздоравливают»). Хозяин города Сквозник-Дмухановский так боится ревизора, что готов на любое должностное преступление. В героях комедии нет ненависти, они просто равнодущно и безответственно выполняют свои обязанности. И поэтому-то в городе царят хаос и беззаконие. Второму изданию пьесы Гоголь предпослал эпиграф: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива". Это "кривая рожа" забывшего о своих обязанностях человека, которого безразличие и пассивность приводят к пустоте и утрате совести, то есть к бесчеловечности.
В пьесе А.П.Чехова, на первый взгляд, герои – неплохие люди. Это отнюдь не потерявшие честь и совесть гоголевские персонажи. Но прислушаемся и присмотримся к их словам и поступкам повнимательнее. Раневская и Гаев, хозяева вишнёвого сада, – внешне достойные и уважаемые люди. Гаев много говорит, произносит пафосную речь, обращённую к "дорогому, многоуважаемому шкафу". Он живёт, ни о чём не задумываясь, всё "состояние проел на леденцах". Любит вкусно поесть, сыграть в бильярд, а к остальному абсолютно равнодушен. Еще сложнее и интереснее оказывается образ Раневской. Внешне она добра, сентиментальна. Утверждает, что любит своих дочерей Аню и Варю – и бросает их на произвол судьбы. Раневская с нежностью говорит о своём вишнёвом саде, много раз повторяет, что его нельзя продавать, произносит много красивых слов. А в итоге забирает деньги и уезжает в Париж. Интересен также образ ещё одного помещика – Симеонова-Пищика. Сама фамилия становится его характеристикой: первая часть торжественная, высокая, а вторая – смешная. Он разорён и готов продать абсолютно всё. Продаёт свою землю по частям англичанам, которые "нашли в земле какую-то белую глину...". Герои пьесы забыли о том, что сад и земля – это их родина. Стремление к комфорту и уюту опустошило их души, лишило человечности. Они стали не просто равнодушными, они стали людьми, для которых смешались, исказились ценностные основы жизни. Мы видим, как равнодушие, отстранённость, безучастность, стремление только к личному успеху может привести человека к деградации.
Приведённые примеры убеждают нас в том, что равнодушие – это и есть вершина бесчеловечности. Жестокость не так страшна, как равнодушие и безразличие, ведь ненависть очевидна, ее порицают, истребляют, да и со временем, как любое сильное чувство, она притупляется, проходит. А равнодушие, постоянное, тихое, незаметное, живет десятилетиями и никак не меняется, но приносит столько зла окружающим. (499 слов)

Равнодушие - это состояние человека, в котором он не проявляет ни малейшего интереса к чему-либо. Синонимы: апатия, безразличие, чёрствость, бесчувственность, бессердечность, безучастность, бесстрастие, индифферентность, пассивность, бездушие.

Часто люди называют равнодушие нейтральностью, чтобы звучало более прилично. Однако от этого смысл равнодушия не меняется. Равнодушие остаётся равнодушием.

Мир глазами равнодушного:
— Моя хата с краю, ничего не знаю.
— Своя рубашка ближе к телу.
— После нас - хоть потоп.
— Наше дело - сторона.
— Хоть трава не расти.
— Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая!
Я вполуха слушаю. Это - равнодушие.

О равнодушии в Библии

1. Притча о Добром Самарянине: Лука 10:30-35 «Иисус сказал: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же ».
Эта история иллюстрирует равнодушие, проявленное священником и левитом по отношению к ограбленному и израненному человеку.

2. Обращение к Лаодикийской Церкви: Откровение 3:14-18 «И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч ; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл , а не горяч и не холоден , то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: "я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды"; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть ».
Равнодушие здесь описано как состояние «теплоты»: «ни холоден, ни горяч».

Как же Бог относится к равнодушию? Оба рассмотренных нами отрывков показывают негативное отношение Господа к равнодушию. В притче о добром самарянине Иисус учит людей поступать так же милостиво, как поступил с пострадавшим добрый самарянин. Что же касается второго отрывка, то отношение Господа к равнодушию подчёркивается в 16-м стихе : «Но, как ты тёпл , а не горяч и не холоден , то извергну тебя из уст Моих ».

Разновидности равнодушия.

Равнодушие к происходящему(к событиям) ;

Равнодушие к ближнему(к окружающим людям) : Притча о добром самарянине является иллюстрацией равнодушия к ближнему (Лука 10:30-35 ).

Равнодушие к Богу(и к Божьему Слову) : Обращение к Лаодикийской церкви иллюстрирует равнодушие к Богу (Откровение 3:14-18 )

Равнодушный человек равнодушно относится к Слову Божьему. Проповедь его не трогает, а, наоборот, ему становится скучно её слушать. Также нужно отметить, что если человек говорит, что верит в существование Бога, но не живёт по Божьим законам, то это является продуктом равнодушия к Богу. Это то же самое, если бы такой человек сказал: «Бога нет».

Таких людей Господь называет глупцами: Псалтирь 13:1 «Сказал безумец в сердце своем: "нет Бога" ».

  • Господь даёт такому человеку несколько шансов: Иов 33:14 «Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз... ». Господь посылает такому человеку и болезни, и людей, которые могли бы засвидетельствовать ему об истине. С какой же целью Он это делает? Ответ дан в книге Иова 33:29-30 «Вот, все это делает Бог два-три раза с человеком, чтобы отвести душу его от могилы и просветить его светом живых ».
  • Равнодушие к своему духовному состоянию(к себе) :
    К этому подразделу относится равнодушие к своим грехам и равнодушие к вопросу спасения своей души. Вот что о равнодушии к своему духовному состоянию говорит Библия: Притчи 19:16 «Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет ».
  • Особая разновидность равнодушия: равнодушие к материальным благам.
    Равнодушие равнодушию - рознь. Если человек безразлично относится к человеку или Богу - это одно, а если человек с безразличием относится к земным благам и богатствам, то это - совсем другое. Интересно в связи с этим вспомнить слова царя Соломона: «Суета сует, сказал Екклесиаст, всё - суета! » (Екклесиаст 1:2, 12:8 ).
    Положительным примером для нас могут служить слова Апостола Павла: «...я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить и в скудости, умею жить и в изобилии; научился всему и во всем, насыщаться и терпеть голод, быть и в обилии и в недостатке » (Филиппийцам 4:11-12 ).

Равнодушие к спасению:
А. Равнодушие к проповеди Ноя до Потопа.
Если вспомнить времена Ноя, то на протяжении 120 лет пока строился ковчег, Ной свидетельствовал окружающим о суде Божьем, грядущем на землю в виде дождя. Реакция людей, живших до потопа, нам известна: равнодушие. Разумеется, мы можем предположить, что многие насмехались над Ноем и его словами. Однако в сердцах насмешников царило равнодушие к Божьему Слову, которое проповедовал Ной. Это равнодушие привело к тому, что во время Всемирного Потопа выжили только члены семьи Ноя - 8 человек, которые прислушались к словам Бога и сделали всё так, как Он им велел.

Б. Равнодушие к проповеди Евангелия сегодня.
Сегодня происходит то же самое. Наш сегодняшний мир очень напоминает мир до Потопа: духовное состояние наших современников сродни духовному состоянию современников Ноя. Сегодня, как и тогда, многие равнодушны к предупреждениям Господа о грядущем конце света и наказании. Наши современники, как и современники Ноя, равнодушны к Благой Вести о спасении, которое сегодня Бог предлагает им даром!
Такое потрясающее совпадение нашего и "допотопного" мира неслучайно. Иисус Христос сравнивал приход конца света со Всемирным Потопом: Матфея 24:37-39 «... Как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, - так будет и пришествие Сына Человеческого ».

В. Равнодушие к жертве Иисуса Христа
Равнодушие людей к Благой Вести о спасении обуславливается их равнодушием к жертве Иисуса Христа. Насколько бесчувственным должно быть сердце человека, который равнодушен и безразличен к жертве Иисуса Христа, умершего страшной смертью на кресте за грехи всего мира. В книге пророка Исаии сказано: «Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни … Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши ; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились » (Исаия 53:4-5 ).
Как можно быть равнодушным к Тому, кто претерпел такие муки за тебя с целью, даровать тебе прощение грехов и жизнь вечную???
Равнодушие отвергает дар спасения и пренебрегает им! Вне всякого сомнения, такое равнодушие не останется безнаказанным.

Рост равнодушия в людях - признак последнего времени
Однажды Иисусу Христу ученики задали вопрос о признаках конца света: Матфея 24:3 «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века? » Ответ Иисуса приводится в Матфея 24:4-13 . Обратите внимание на стих 12 «…по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ». Охлаждение любви и есть равнодушие.

Корни равнодушия
Равнодушие - это безразличие. В каком случае человек к чему-либо безразличен? В том случае, когда это не является для него важным или достойным его внимания. Каковы же могут быть корни равнодушия?
— Гордость;
— Эгоизм;
— Сребролюбие;
— Карьеризм.

Чего не может делать человек, пока не избавится от равнодушия?

  • Равнодушный человек не может быть искателем истины, потому что он равнодушен к истине.
  • Равнодушный человек не может получить спасение, поскольку равнодушен и к своему духовному состоянию, и к благой вести о спасении.
  • Равнодушный человек не может служить людям, потому что равнодушен к ближнему.
  • Равнодушный человек не может служить Богу, потому что равнодушен к Богу.
  • Равнодушный человек не в состоянии по-настоящему верить, любить, сострадать и жертвовать собой, потому что эти черты противоположны равнодушию.
  • Равнодушный человек не может миновать Ада, если не откажется от своего равнодушия.

Равнодушие - паралич души
А. П. Чехов дал замечательное определение равнодушию: «Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть». И действительно, равнодушие является признаком духовно мёртвого человека - человека с мёртвым духом, не возрожденного человека. Таких людей Иисус называл «мертвецами» (Лука 9:60 ).

Библия учит нас, что равнодушие является частью характера нечестивых, а отсутствие равнодушия и, наоборот, присутствие противоположных равнодушию черт (таких, как любовь, сострадание, забота и участие) - есть признак праведности:
Матфея 25:31-46 «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы;

и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;

и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов - по левую.

Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.

Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?

И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.

Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.

Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?

Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ».
В данном отрывке «сии » - это равнодушные люди, которых Господь называет проклятыми; их ожидает «огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» . «Праведники » , согласно этому отрывку, - неравнодушные люди. Им Господь уготовал жизнь вечную.

АФОРИЗМЫ О РАВНОДУШИИ

1. Легко скрыть ненависть, трудно скрыть любовь, всего же труднее скрыть равнодушие (К.Л. Берне).

2. Равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть (А.П. Чехов).

3. Величайший грех человека - это не ненависть, а равнодушие к своим братьям (Мать Тереза).

4. Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь звания человека (М. Саади).

5. Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них - равнодушия (Хелен Келлер).

6. Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить. Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать. Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство (Эберхард).

7. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека (М. Горький).

8. Нравственное уродство - равнодушие к плохим поступкам и словам (Теофраст).

9. Равнодушие всегда было величайшим врагом нравственности (Альберт Швейцер).

10. Терпимость имеет тонкую грань, за которой царит равнодушие. (Георгий Александров)

11. Худшее преступление, которое мы можем совершить по отношению к людям, - это не ненавидеть их, а относиться к ним равнодушно; в этом - суть бесчеловечности (Бернард Шоу).

Тема : Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. Равнодушие и отзывчивость. Итоговое сочинение аргументация и примеры.

Введение : Люди относятся к миру по-разному. Одни не хотят тратить свои силы на помощь окружающим, другие всегда готовы разделить с близкими не только радости, но и беды, и рады помогать людям. Также и в литературе можно встретить, как и героев с добрым сердцем, которые готовы откликнуться на чужие беды, так и персонажей, равнодушных к чужим проблемам. Давайте рассмотрим этот вопрос подробнее.

Конечно, трудно поспорить с тем, что ненависть - разрушающее чувство. Однако равнодушие - более бесчеловечное и опасное качество. Дело в том, что люди склонны не обращать внимание на равнодушие и не пытаются его искоренять. К тому же равнодушие не сильно задевает окружающих, так как его проявления не сильно заметны.

Тем не менее нередко безразличие губит людей и лишает их надежды на счастливое будущее. А вот доброта и отзывчивость - ценные человеческие качества во всех культурах. Сегодня, к сожалению, стремление помогать людям встречается редко. Современные люди ценят совсем другие качества - прагматизм, силу, стремление быть лидером. Тем не менее примеры отзывчивости можно отыскать во многих литературных произведениях. Что ж, давайте приведем несколько примеров как равнодушия, так и отзывчивости в литературе.

Аргументы : Яркий пример того, что равнодушие к человеку может привести к его смерти можно отыскать в произведении Николая Васильевича Гоголя «Шинель». Так, несчастный Акакий Акакиевич Башмачкин умер не от того, что у него украли шинель, а от того, что люди, которые могли бы ему помочь, были к нему безразличны. Никто не поспешил на выручку к главному герою, когда он обратился за помощью. Он умер после долгих метаний в безысходности. Так как люди были равнодушны к нему, он потерял веру в то, что его проблемы кого-то волнуют. В результате потеря шинели стала исходом жизни Акакия. Никто не захотел понять его проблему.

Также пример равнодушия можно отыскать в произведении американского писателя Джерома Д. Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Автор рассказал историю подростка Холдена Колфилда. Основная его проблема - неспособность признать равнодушие взрослых, которых интересовало только собственное благополучие и материальная стабильность. Подросток считал, что мир взрослых - обман и лицемерие. Именно поэтому он конфликтовал с учителями и родителями. Мальчик искал добро и любовь, но смог отыскать эти качества только у маленьких детей. Поэтому у него появилась заветная мечта - ловить детей и не давать им сваливаться в пропасть. Название «Над пропастью во ржи» отображает равнодушие взрослых людей. Желание поймать детей - стремление уберечь детские души от разрушительного влияния эгоизма и лжи.

Как пример отзывчивости стоит привести произведение В. Гюго «Отверженные». Дом епископа Мириэля был всегда открыт. Он помогал бедным днем и ночью, а именно раздавал им свое жалование и даже устроил для них больницу в своем дворце.

Заключение : Равнодушие убивает все живое в человеке. Ненависть - негативное чувство, а вот безразличие - отсутствие каких-либо эмоций, что является самым страшным для человека.

Цитаты для итогового сочинения 2018 по направлению "Верность и измена".

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)

Сочувствие - это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)

Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)

Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)

Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (Максим Горький)

Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда, равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. (А.П. Чехов)

Когда человек настолько уязвлен, что не в силах проявить великодушия, в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке.

Ты любишь всех, а любить всех - значит не любить никого. Тебе все одинакого безразличны. (О. Уайльд)

Не сочувствуй самому себе. Самим себе сочувствуют только примитивные люди. (Х. Мураками)

Там, где умеренность - ошибка, там равнодушие - преступление. (Г. Лихтенберг)

Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)

Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)

Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е. Салтыков-Щедрин)

Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)

Холодность - следствие не только трезвой убежденности в своей правоте, но и беспринципного безразличия к истине. (Ч. Лэм)

Один очень талантливый писатель в ответ на мою жалобу на то, что я не нахожу сочувствия у критики, мудро ответил мне: «У вас есть существенный недостаток, который закроет перед вами все двери: вы и двух минут не можете поговорить с дураком, не дав ему понять, что он дурак». (Э. Золя)

Терпимость неизбежно ведет к равнодушию. (Д. Дидро)

Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)

Орлиный взгляд страстей проникает в туманную пропасть грядущего, равнодушие же слепо и тупо от рождения. (К. А. Гельвеций)

Легко скрывать ненависть, трудно - любовь, а всего труднее - равнодушие. (К.Л. Бёрне)
Равнодушие - тяжкая болезнь души. (А. де Токвиль)

Самый непростительный грех по отношению к ближнему своему - это не ненависть, а равнодушие. Равнодушие - сущность бесчеловечности. (Дж. Б. Шоу)

Эгоизм - это первопричина рака души. (В. А. Сухомлинский)

Эгоизм семейный жесточе эгоизма личного. Человек, который устыдится пожертвовать благами другого для себя одного, считает своей обязанностью пользоваться несчастьем, нуждою людей для блага семьи. (Л.Н. Толстой)

Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.
Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.
Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но только с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство. (Б. Ясенский)

Равнодушие - есть наивысшая жестокость. (М. Уилсон)

Спокойствие - сильней эмоций.

Молчание - громче крика.

Равнодушие - страшней войны. (М. Лютер)

В пути нужен спутник, в жизни - сочувствие. (пословица)

Залог семейного счастья в доброте, откровенности, отзывчивости... (Э. Золя)

Встать на путь диалога - гораздо более эффективно и разумно, чем пытаться доказывать, каким эгоистичным или отзывчивым может быть каждый. (Х. Букай)

Отзывчивость ближних - это зачастую лучший психолог или психиатр. (Л. Виилма)

Жизнь многому учит, но только не такту, не отзывчивости, не умению помочь человеку в трудную минуту. (И. Шоу)

Больше всего в женщинах ценю застенчивость. Это красиво. Основа женственности не внешность, а повышенное чувство стыда и сочувствиеокружающим. (Ф. А. Искандер)

Коль горе чужое тебя не заставит страдать,
Возможно ль тебя человеком тогда называть? (Саади)

Чем более живешь, тем более убеждаешься в том, что возбудить к себе сочувствие - есть редкость и счастье - и что должно этим счастьем дорожить. (И.С. Тургенев)

Кто обрел способность искренне сочувствовать людскому горю, хотя бы в одном-единственном случае, тот, получив чудодейственный урок, научился понимать всякое несчастье, как бы на первый взгляд странно или безрассудно оно ни проявлялось. (С. Цвейг)

Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд)

Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов. (Н. Вуйчич)
Чрезмерное сочувствие часто становится преградой.

Сочувствие во время несчастья подобно дождю во время засухи. (индийская пословица)

Ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы и его пожалели! (Ф. М. Достоевский)

Не сочувствуй слишком людям, которые несчастны. Если кто-то несчастен, помоги, но не сочувствуй. Не внушай ему идею, что страдание - это что-то стоящее. (Ошо)

Она сказала в том смысле, что, когда умирает любимое животное, человек остаётся один со своим горем, никто сильно не сочувствует. Когда умирает близкий человек, тогда все понимают, и кто искренне, кто формально, а кто за компанию, но все понимают и сочувствуют. А вот умер кот, говорила она, и одиночество страшно обнажилось. (Е.В. Гришковец)

Почему равнодушие - это худший грех по отношению к ближнему? Действительно ли не ненависть, а безразличие является вершиной бесчеловечности? Попробуем разобраться в этом. Несомненно, вы не обратитесь за помощью к человеку, зная, что тот вас ненавидит. Здесь всё прозрачно и ясно - избегай злобы и вражды. Иногда равнодушие не сразу распознаётся. Мы ждём от ближнего поддержки и сочувствия и неожиданно наталкиваемся на холодность и безразличие. Нас ждёт горькое разочарование, мы утрачиваем веру в людей, и это очень больно.

Обратимся за примерами к литературе. В поэме Н. В. Гоголя "Мёртвые души" первым помещиком, которого посещает предприимчивый Павел Иванович Чичиков, скупающий мёртвые души, является Манилов. Манилов соответствует первому кругу ада, где пребывают унылые грешники, лишённые света евангельской истины.

Уныние - это и есть безразличие и равнодушие ко всему. Автор отмечает, что у каждого человека есть свой задор, своё увлечение, у Манилова не было ничего. Целыми днями этот небокоптитель проводит в своём кабинете с табачной трубкой, раскладывая горки пепла на подоконнике красивыми горочками. Пустое времяпровождение заполняется беспочвенными мечтаниями, придумыванием нереалистичных проектов, вроде строительства каменного моста через пруд. Помещик совершенно не интересуется своим хозяйством. Когда мужики отпрашиваются у него в город, он отпускает их без расспросов, не подозревая даже, что мужики идут в кабак. Не случайно многие литературоведы считают, что именно Манилов с его равнодушием стоит на последней ступеньке человеческого развития, он самая "мёртвая" душа из пяти помещиков.

Пример бесчеловечности и равнодушия можно найти в рассказе А. П. Чехова "Тоска". Петербургский извозчик Иона Потапов три дня назад похоронил своего сына, молодого извозчика. Его наполняет огромная тоска, не знающая пределов и границ, готовая в любую минуту залить собою весь мир. Ионе очень хочется облегчить свою душу, рассказать кому-нибудь о своём горе, он обращается за сочувствием к своим пассажирам, но наталкивается на холодную стену отчуждения. Так и не встретив сострадания, Иона идёт в конюшню и рассказывает о своём горе лошади, которая молча жуёт сено, дышит на руки хозяина, и кажется, что она ему сочувствует. Иона увлекается и рассказывает кобыле, как его сын заболел, как умер в больнице, что он чувствует. Печально, что люди бездушны и проявляют полнейшее равнодушие к чужой беде, и только в животном Иона нашёл сочувствие.

Мы видим, что равнодушие - это действительно вершина бесчеловечности. Если бы люди сочувствовали друг другу, мир стал бы лучше.