Демонтаж сплит-системы: пошаговый инструктаж. Демонтаж кондиционеров: как снять сплит-систему своими руками Как снять сплит систему без потери фреона

  • традиционный способ . Принцип заключается в том, что во время работы «сплита» сначала закрывается кран на выходе из внешнего блока (в это время происходит «нагнетание» фреона во внешний блок). Через несколько секунд перекрывается второй кран, и «сплит» выключают (весь фреон оказывается в наружном блоке). Для выключения кондиционера желательно привлечь помощника.

Последовательность:

  1. Откручиваем «заглушки» на кранах. Подсоединяем манометры. ВНИМАНИЕ! При их подключении будет выходить фреон под давлением! Будьте аккуратней, чтобы не получить ожог и пользуйтесь перчатками.
  1. Запускаем кондиционер на охлаждение . Настраиваем самую низкую температуру.
  1. При помощи шестигранного ключа закрываем кран тонкой трубки. По часовой стрелке закручиваем гайку до упора с небольшим усилием (происходит понижение давления на манометре).
  1. Через 10-20 секунд (когда давление упало до нуля) закрываем кран толстой трубки. И после этого немедля отключаем кондиционер.
  • второй способ если нет манометров! Последовательность как в предыдущем варианте, только пропускаем первый пункт. А на четвертом пункте ждем «вслепую» около 15 секунд. НЕ РЕКОМЕНДУЮ ТАКОЙ СПОСОБ, ЕСЛИ У ВАС НЕТ НИКАКОГО ОПЫТА (можно «убить» компрессор);
  • существует третий способ (не совсем правильный), если другого выхода нет. Например, при отрицательных температурах на улице (когда кондиционер запускать нельзя), или нет возможности дождаться мастера (экстренные случаи), или другие трудности. При таких обстоятельствах просто закрываем два крана на внешнем блоке (не включая кондиционер). А остаток фреона из трубок и внутреннего блока «стравится» при дальнейшем откручивании гаек. В этом случае большую часть фреона удастся сохранить (особенно при отрицательных температурах, когда основная масса газа конденсируется во внешнем блоке).

При дальнейшем подключении ВОЗМОЖНО и не понадобиться заправка хладагентом. Если в кондиционере используется 22 фреон, то его можно просто немного добавит (без перезаправки).

Как правило, владельцы частных домов и квартир устанавливают 2 разновидности кондиционеров - моноблочные (мобильные) и сплит-системы. С первыми особых проблем не возникает, поскольку в подобных моделях все основные элементы заключены в едином корпусе, и для перемещения агрегата достаточно просто отсоединить воздуховод.

Сплит-система состоит из двух секций, расположенных внутри и снаружи жилища. Они соединены между собой двумя магистралями, по которым в различных агрегатных состояниях циркулирует хладагент - фреон. По медной трубке малого диаметра он в виде жидкости течёт из внешнего блока во внутренний. По магистрали большого диаметра газообразный хладагент движется в противоположном направлении. Отсюда возникает ряд трудностей, поджидающих несведущего пользователя при попытке самостоятельного демонтажа:

  1. Полная либо частичная потеря фреона в результате неквалифицированного отсоединения магистральных трубопроводов.
  2. Попадание в трубки и теплообменники воздуха, содержащего влагу. При неправильной установке сплит-системы в другом месте несжимаемая влага попадёт в компрессор и может нанести ему вред.
  3. Засорение медных трубок при вытягивании их из стены и во время транспортировки. Влага или песок во фреоновом контуре - это быстрая «смерть» компрессора.
  4. При отключении магистралей от патрубков внутренней секции можно случайно свернуть припаянные к ним резьбовые сгоны.
  5. Отсоединение проводов электропитания без пометок на клеммах, куда они были подключены, ведёт к путанице в процессе повторного монтажа.
  6. Слишком короткая обрезка дренажной трубки, выводящей на улицу конденсат.
  7. Потеря во время перевозки винтиков и прочих мелких деталей, не закреплённых после демонтажа.

Демонтировать внутренний и наружный блок можно тремя способами:

  • простая разборка с выпуском хладагента в атмосферу;
  • с сохранением фреона в системе по методике «на глазок»;
  • с применением специального оборудования, позволяющего полностью сберечь хладагент в контуре.

Наилучший результат даёт последний способ, хотя в определённых обстоятельствах применяются все три. Чтобы у вас не возникло проблем с установкой снятого кондиционера и его дальнейшей эксплуатацией, рекомендуется действовать по третьему варианту, предварительно ознакомившись с методикой сохранения фреона.

Причины для демонтажа кондиционера

Необходимость убрать сплит-систему возникает в следующих ситуациях:

  • Кондиционер отработал свой срок и нуждается в замене на новый и усовершенствованный;
  • Фасад дома, на который прикреплён внешний блок системы, планируется отштукатурить и покрасить;
  • Намечается новоселье, переезд рабочего персонала в иной офис с сохранением старого климатического оборудования;
  • Проведение в квартире ремонта - покраски стен, оклейки обоев или установки натяжного потолка.

Климатическое оборудование можно разделить на три группы:

  • сплит-система;
  • кассетные кондиционеры;
  • кондиционеры канального типа.

Из сплит-системы во время демонтажа невозможно слить рабочую жидкость, запустив процесс вхолостую, как это делают с кассетными и канальными кондиционерами. В этом случае хладагент собирают в специальную ёмкость. Причём имеет значение даже очерёдность опустошения патрубков. Сначала хладагент сливают из тонкого патрубка, а затем из толстого.

Кассетный кондиционер - оборудование тяжёлое, поэтому его невозможно демонтировать в одиночку. Блок кассетного кондиционера обязательно защищён арматурой. Поэтому после отсоединения патрубков, через которые проходит хладагент, и отключения техники от сети, потребуется применить электроинструмент для резки металла.

Демонтаж кондиционера канального типа отличается повышенной сложностью. Всё-таки канальный агрегат для охлаждения воздуха много весит, имеет большие габариты и особую конструкцию с воздуховодами. Значит, в этом деле не обойтись без помощника.

Главное требование к проведению демонтажа - соблюдение осторожности. Пренебрежение этим правилом может привести к потере фреона из трубок, осуществляющих охлаждение воздуха. Чтобы снова залить в оборудование специальную жидкость, придётся отдать мастеру немалые деньги.

Также некачественный демонтаж климатического оборудования чреват проникновением внутрь конструкции воздуха, способного окислить его детали из металла. Позже на внутренних элементах кондиционера может появиться ржавчина, которая выведет его из строя.

Важно снимать нужные детали с климатического оборудования с предельной аккуратностью, иначе они могут сломаться. В лучшем случае для кондиционера потребуется приобретать некоторые новые элементы, в худшем - придётся покупать новую сплит-систему.

Поэтому стоит семь раз подумать, прежде чем снимать кондиционер своими силами. Следует отказаться от самостоятельного демонтажа и пригласить на дом мастера в представленных ниже случаях:

  • Нужно демонтировать тяжёлый канальный или кассетный кондиционер;
  • Нет знаний и уверенности для совершения демонтажа;
  • Не нашлось инструментов, позволяющих снять кондиционер.

Подготовительные мероприятия

Первым делом необходимо приготовить такой комплект инструментов и приспособлений:

  • отвёртки с крестообразным и плоским шлицем;
  • набор рожковых ключей;
  • канцелярский нож;
  • шестигранные ключи размерами 5…10 мм;
  • манометрический коллектор либо манометр с трубкой и резьбовым соединением, рассчитанный на максимальное давление 10-15 Бар;
  • скотч малярный и маркер;
  • изоляционная лента либо обычный скотч.

Также для удобного и безопасного ведения работ необходима стремянка, чтобы спокойно добраться до внутреннего модуля, установленного под потолком. Внешнюю секцию, расположенную на стене многоквартирного дома, лучше втягивать через окно, предварительно обвязав верёвкой. Здесь нелишними будут услуги помощника.

Важный этап подготовки - обеспечить сохранение хладагента с наименьшими потерями. Для этого используется принцип действия кондиционера, благодаря которому весь фреон можно собрать в одном месте - контуре наружного блока. Приготовив инструменты, действуйте согласно инструкции:

  1. Прикрывая рукой инфракрасный элемент на пульте дистанционного управления, переключите сплит систему в режим «Турбо» и выставьте минимальную температуру. Уберите руку с элемента и направьте пульт на кондиционер. Таким способом вы запускаете компрессор сразу на полную мощность.
  2. Подключите шланг от манометра к сервисному штуцеру, расположенному на боковой стороне наружного блока, после чего он сразу покажет давление в системе. В некоторых моделях эти патрубки прячутся под крышкой, её нужно снять.
  3. Открутите 2 гайки - заглушки, находящиеся на торцах штуцеров. Под ними обнаружатся вентили, регулируемые шестигранным ключом. Подберите подходящий шестигранник по размеру.
  4. Перекройте кран магистрали с жидким хладагентом (это более тонкая трубка) и следите за показаниями манометра. В это время компрессор втягивает газообразный фреон через вторую трубку.
  5. Когда стрелка прибора упадёт на ноль и станет уходить в зону вакуума, закройте второй вентиль и быстро отключите кондиционер пультом дистанционного управления. На этом всё, хладагент в полном объёме находится в контуре внешнего модуля.

Сохранение хладагента по способу «на глазок» производится без манометрического коллектора. После закрытия жидкостного вентиля надо выждать около 40-50 секунд, после чего закрывать газовый кран и отключать бытовой прибор. Недостаток ясен: вы не узнаете, сколько фреона успело попасть в наружный блок, а долго держать работающий компрессор с перекрытой магистралью недопустимо. Результат проявится при следующей установке «сплита» и его запуске.

Снимаем кондиционер своими руками

Перед демонтажем климатического оборудования нужно приготовить инструменты:

  • Набор шестигранных ключей;
  • Разводной ключ (альтернативный вариант - газовый ключ);
  • Комплект рожковых и торцевых ключей;
  • Отвёртка;
  • Манометр;
  • Труборез.

Помимо инструментов, понадобится материал, который послужит для создания заглушек.

Перечисленными предметами пользуются при демонтаже кондиционера в квартире, на балконе или даче. Но чтобы снять бытовую технику, прикреплённую к стене многоэтажного здания, потребуется найти оборудование для выполнения работ на большой высоте.

Внешний блок

  • На торце внешнего блока с помощью разводного ключа открывают заглушки вентилей;
  • Применяя шестигранный ключ, завинчивают жидкостной кран;
  • На полминутки включают кондиционер, установив режим охлаждения (для перетекания фреона во внешний модуль). В тот момент, когда компрессор начнёт работать лишь на втягивание воздуха, к вентилю от газового трубопровода прикрепляют манометр. После этого ожидают обнуления значений и немедленно перекрывают вентиль обратного забора хладагента;
  • Отсоединяют кондиционер от электросети. После этого нужно убедиться в отсутствии тока - вставить индикаторную отвёртку в клемму с фазой;
  • С помощью трубореза режут магистраль фреона и закрывают оставшиеся от неё края изолентой, чтобы через них в конструкцию не попал мусор, и не просочилась влага;
  • Срезают соединительные трубки, отступив от штуцеров примерно 20 см;
  • Отсоединяют дренажный трубопровод и провода, которые связывают между собой блоки. Конец каждого провода, а также дренажную трубку, обматывают защитной материей;
  • Откручивают от кондиционера болтики и гайки, используя при этом торцевой (можно рожковый) ключ. Эту работу обязательно проделывают вдвоём;
  • Взяв торцевую головку, снимают защитную арматуру и кронштейны со стены на балконе или здании.

Демонтированный кондиционер убирают в надёжную коробку, накрывая его со всех сторон пенопластом и упаковочной плёнкой. Чтобы во время перевозки оборудования не случилось поломки, его нужно ставить в автомобиль только вертикально.

Способы демонтажа сплит системы с сохранением фреона

Наружный блок кондиционера приходится демонтировать при переезде или его перестановке на новое место. Для проведения ремонта квартиры снимать внешнюю секцию необязательно, но отсоединить фреоновые магистрали, кабель и дренаж всё равно придётся. Работы выполняются в таком порядке:

  1. Открутите шланг манометра, используемого при перекачивании хладагента, и поставьте на место торцевые гайки - заглушки.
  2. Рожковым ключом открутите накидные гайки, прижимающие медные трубки к штуцерам, отогните их в сторону. С помощью скотча либо изоленты защитите все открытые отверстия в магистралях и патрубках внешнего модуля, чтобы внутрь не попал мусор и пыль в процессе работы.
  3. Чтобы отсоединить электрический кабель, отключите аппарат от электросети и снимите крышку, закрывающую клеммы (находится над фреоновыми вентилями). Прежде чем открутить провода, наклейте над клеммами полоску малярного скотча и подпишите маркером цвета, чтобы зафиксировать порядок подключения. Отсоедините жилы и уберите кабель.
  4. Отключённые магистрали привяжите к кронштейну наружного блока, чтобы медные трубки не болтались и не перегнулись, иначе их придётся менять.
  5. Открутите 4 гайки крепления внешнего модуля к кронштейну, обвяжите его верёвкой и вместе с помощником снимите агрегат.

Профессиональные холодильщики часто практикуют несколько другой подход: они не откручивают накидные гайки и не снимают фреоновые трубки со штуцеров наружного блока, а откусывают их. Тогда не нужно обматывать концы трубопроводов скотчем с целью защиты от влаги и мусора, потому что они сплющиваются кусачками. При последующем монтаже сплющенные концы обрезаются и выполняется развальцовка под соединение накидной гайкой.

Сам кронштейн лучше снять позже, когда вы отвяжете от него трубопроводы фреонового контура. Если магистрали выходят из стены не более, чем на метр, то привязывать их не нужно. Следует аккуратно выровнять трубки, чтобы их было легче втащить изнутри. Кронштейн чаще всего крепится на 4 анкерных болта, откручиваемых обычным рожковым ключом.

Как самостоятельно демонтировать внутренний блок кондиционера

Внутренний блок снимается отдельно, когда тот мешает в проведении ремонта. После ремонта снова устанавливается на место. Его можно снять отдельно, если кондиционер установлен правильно. Бывают случаи, когда гайки внутреннего блока спрятаны в стене, что недопустимо. Тогда снятие кондиционера придется производить вместе с «трассой».Сначала проделываем операции пунктов с 1 по 4. Далее делаем следующее:

  • отщелкиваем нижние клипсы внутреннего блока. Ставим какую-либо подпорку под блок;
  • раскрываем флекс под блоком. Откручиваем гайки двумя ключами, при этом стравливается остаток газа (может вытечь немного масла). Заклеиваем все концы трубок;
  • открываем крышку подключения межблочных проводов внутреннего блока. Подписываем, как соединены провода. Затем отключаем их;
  • отсоединяем дренажный шланг (при этом может потечь вода);
  • отсоединяем кабель «питания», если он идет к внутреннему блоку. Проверяем, нет ли других дополнительных проводов;
  • убираем подпорку и снимаем внутренний блок (вверх) с пластины;
  • затем снимаем пластину внутреннего блока.

И не забудьте прикрепить пластину и пульт к внутреннему блоку, чтобы не потерять. Для последующей установки внутреннего блока на место обязательно потребуется вакуумирование системы.

Чтобы снять со стены внутренний модуль, необходимо отсоединить от него все коммуникации - кабель, трубки для фреона и конденсата. Место скрутки трубопроводов находится, как правило, в нише корпуса, устроенной в нижней части. В зависимости от модели сплит-системы, применяется 2 способа добраться до этой ниши:

  1. Разблокировать 3-4 пластмассовых защёлки, фиксирующих нижнюю часть блока к монтажной пластине. Отклонить низ корпуса от стены и вставить между ними любой стержень, извлечь из ниши жгут коммуникаций.
  2. Если на вашей модели «сплита» защёлок нет, то нужно снять лицевую пластиковую панель, предварительно демонтировав жалюзи и дополнительные крышки (когда они есть).

Когда вы добрались до жгута, сделайте на нём продольный разрез канцелярским ножом, что позволит отодвинуть утеплитель и ухватиться ключами за гайки. Не делайте слишком длинный разрез, иначе потом придётся менять теплоизоляционный материал. Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:

  1. Двумя рожковыми ключами раскрутите стыки магистралей. Важный момент: сгон, припаянный к короткой трубке самого блока, нельзя вращать, его нужно удерживать ключом на месте, откручивая накидную гайку.
  2. Концы трубопроводов замотайте изолентой или скотчем, дабы защитить от попадания грязи.
  3. Найдите стык дренажного патрубка с выводящим трубопроводом и разъедините его. Не стоит резать гофру где попало, чтобы потом было удобнее её стыковать обратно.
  4. Снимите крышку электрического отсека (находится справа на торце корпуса либо под лицевой панелью), сделайте с помощью маркера и скотча пометки, после чего открутите винты и отключите жилы кабеля. Винты затяните обратно и прикрутите крышку.
  5. Когда все коммуникации отключены, возьмитесь за корпус с двух сторон и снимите с монтажной пластины, приподняв немного вверх. Передайте блок помощнику.
  6. Демонтируйте монтажную пластину, открутив все дюбели.

После снятия внутренней секции со стены поставьте на неё все открученные детали, затяните винты и наденьте монтажную пластину. Торчащие патрубки уложите в нишу, зафиксировав малярным скотчем. Этим же материалом закрепите открывающуюся переднюю панель, чтобы она не болталась при перевозке.

Последний шаг - демонтаж коммуникаций, проложенных по стене либо внутри её. Здесь нет никаких сложностей, главное, - не перегнуть медные трубки под малым радиусом. От подобного обращения в месте изгиба уменьшается проходное сечение, а выровнять трубку с овальным профилем достаточно сложно. Из наружной стены жгут вытаскивайте аккуратно, чтобы не повредить утеплитель. Если отверстие было заделано монтажной пеной, то её необходимо вырезать по частям. По окончании жгут сверните в кольцо и скрепите скотчем.

Разборка в зимнее время

Если температура на улице снизилась до -5°С и более, рекомендуется воздержаться от демонтажа по следующим причинам:

  • не удастся перекачать хладагент во внешний модуль;
  • на морозе нельзя разбирать соединения, откручивать заглушки и закрывать сервисные порты;
  • в результате разборки часто выходят из строя сальники сервисных вентилей.

В ситуации, когда без снятия сплит-системы при отрицательной температуре не обойтись, обязательно прогрейте штуцеры наружного блока строительным феном. Затем открутите заглушки и закройте оба вентиля, сохранив таким образом часть фреона, оставшегося в контуре наружного блока. Затем медленно открутите магистрали от штуцеров и отсоедините их, выпустив вторую часть хладагента в атмосферу. Дальше действуйте по алгоритму, описанному выше.

При температуре выше -5°С работы можете выполнять по стандартной инструкции, но желательно пользоваться манометром для контроля над перекачиванием хладагента. Если станете действовать «на глазок», то можете не угадать время выдержки и всё равно потеряете часть фреона. Столь же опасно передержать компрессор в работе без охлаждения (а он охлаждается циркулирующим фреоном), от перегрева он может выйти из строя.

Вы успешно демонтируете домашний кондиционер, если возьмётесь за работу в тёплый период года и станете соблюдать приведённую инструкцию. Нельзя упускать ни единой мелочи, действовать очень аккуратно и без спешки. Не пренебрегайте манометром, поскольку потеря хладагента сведёт к нулю всю экономию от данной процедуры.

Причины снятия с места составных частей сплит-системы могут быть разными – капитальный ремонт в комнате, переезд в новое жилище. Если для демонтажа кондиционера приглашать специалиста, то за эту услугу придется заплатить от 2 800 до 4 500 рублей (в зависимости от модели). Но главное не в этом – сколько придется ждать мастера? А если обстоятельства сложились так, что времени нет? Разберемся, как все сделать своими руками.

Первое, что необходимо проделать – убедиться, что заземление не нарушено. Элементарная предосторожность, не более.

Удаление хладагента из внутреннего блока

  • Газ циркулирует по замкнутому контуру. Следовательно, путь его поступления к внутреннему блоку следует перекрыть. Для этого закрывается краник на том, что за окном (внешнем). Он располагается на подходящей к нему медной трубке (тонкой). Чтобы его закрутить, нужен ключ-шестигранник.
  • Включается кондиционер. Режим – охлаждение.

Здесь может возникнуть ряд вопросов и проблем:

Во-первых , система сразу же даст «отказ». Очень редко, но случается. Выход простой – подключить внешний блок напрямую к розетке. Естественно, для этого необходимы хотя бы элементарные познания в эл/технике. Если для хозяина такая перекоммутация представляет сложность, то не грех обратиться и к знающему соседу. Выход всегда есть.

Во-вторых , сколько так «гонять» систему? Точного ответа не даст никто. Продолжительность работы зависит от модели. Кстати, этим секретом не любят делиться сотрудники сервисных служб, чтобы не терять потенциальных клиентов. Но анализ всех отзывов и советов по этому вопросу позволяет сделать вывод, что в пределах 60 секунд (± 2).

В процессе работы кондиционера газ будет удален из внутреннего блока и частично – из соединительной трубки. Естественно, некоторых потерь фреона в процессе дальнейшей разборки системы не избежать, но это уже издержки самостоятельного демонтажа.

Прибор выключается и перекрывается кран на второй подходящей к наружному блоку трубке – более толстой, а также дополнительно подтягивается первый (если необходимо). Все - хладагент «загнан» и закупорен в конденсаторе.

Обесточивание системы

Если вилка включена в розетку, то она вытаскивается. В случае подключения напрямую к щитку с помощью удлинительного кабеля – отключается автомат защиты и отсоединяются все концы.

Демонтаж коммуникаций

Откуда начинать? Как удобнее. Задача – снять все трубки и провода. Главную сложность представляет отсоединение от внутреннего блока. Если потребуется его «отжать» от стены, бояться не нужно – корпус зафиксирован только в верхней части, на горизонтальной планке.

На заметку! Если необходимо трубки свернуть в бухту, то ее допустимый минимальный диаметр – 0,6 м. При более плотном скручивании есть риск повреждения (расплющивания, излома) стенок.

Снятие внутреннего блока

Никаких сложностей в этом нет. Достаточно открыть крышку кожуха, и сразу станет понятно. Как правило, блок просто приподнимается немного вверх, и на себя. Кстати, это удобный момент, чтобы , а также фильтры.

Наружный блок

Если все отсоединения сделаны, то он просто вынимается из посадочного «гнезда». Сложность в том, что он имеет значительный вес. У каждой модели этот параметр свой. Возможно, понадобится и помощь. Но как вдвоем работать в оконном проеме, чтобы не мешать друг другу? Все это необходимо продумать.

На заметку! Вес наружного блока можно уточнить по его паспорту. Если он утерян, то в интернете достаточно информации по различным системам.

  • Если предполагается перевозка блока и неизвестно, когда он будет смонтирован вновь, все патрубки желательно закрыть заглушками. Например, скрученными кусками ткани, плотной бумагой. Но это необходимо сделать, чтобы в каналы не попала пыль. Иначе придется вызывать мастера и оплачивать принудительную очистку системы.
  • При отсоединении трубок, проводов их концы необходимо помечать (маркировать). Дополнительно все зарисовать. Неизвестно, когда будет производиться повторная сборка, поэтому надеяться на собственную память и на то, что со временем метки не сотрутся, не стоит.
  • Следует учесть, что нарушение правил демонтажа наружного блока часто приводит к утечке хладагента. Значит, потребуется вызов специалиста для его закачки. Сама работа оценивается невысоко (порядка 650 рублей), но газ довольно дорогой. Восстановление работоспособности внешнего блока сопоставимо со стоимостью услуг профессионалов по демонтажу. Если нет уверенности в своих силах, то целесообразнее обратиться к ним сразу.
  • При перевозке кондиционера следует соблюдать осторожность. Самая «нежная» часть системы – вакуумный насос, который стоит достаточно дорого. Плюс – его установка и регулировка системы.

И последнее - прежде чем разбирать систему кондиционирования, следует изучить устройство именно данной модели, принцип ее функционирования хотя бы в общих чертах. Лезть с отверткой и ключом «вслепую» – гарантия того, что придется отдавать климатический прибор в ремонт.

При переезде в новую квартиру или дом либо смене местоположения офиса возникает необходимость в проведении демонтажа кондиционера или сразу нескольких устройств. Нюансы этого вида работ во многом зависят от того, каков тип устройства.

Произвести демонтаж кондиционера оперативно и очень качественно способны подчас исключительно профессионалы, умудренные опытом работы в этой области. Однако их услуги достаточно дороги, поэтому нередко многие предпочитают провести демонтаж устройства самостоятельно. При этом возникает справедливый вопрос: как демонтировать кондиционер своими руками? Такое решение позволит неплохо сэкономить, но только, если делать все правильно.

Когда лучше демонтировать кондиционер

У многих фирм существуют сезонные скидки, причем весьма существенные

Сезонность практически не влияет на стоимость услуг по демонтажу климатического оборудования. Но гораздо важнее учесть погодные условия при проведении работ. Так, не стоит проводить демонтаж в зимнее время, поскольку низкие температуры существенно усложнят работу или сделают ее попросту невозможной (например, из-за необходимости выпуска фреона). Не следует проводить демонтаж в дождь и снегопад, так как влага способна повредить элементы наружного блока. Если нет дождя, снега и мороза, то, пожалуйста, демонтируйте ваше устройство.

Меры предосторожности

Большинство поломок устройства возникает при его транспортировке

Любой современный кондиционер оснащён двумя блоками: один из них находится снаружи, другой - внутри. Они соединены двумя магистралями, предназначенными для перемещения по ним хладагента. После циркуляции по трубке с меньшим диаметром фреон перемещается к наружному блоку от внутреннего по трубке с большим диаметром. Далее уже газообразный фреон циркулирует в обратном направлении. Как раз здесь и могут возникнуть проблемы, способные помешать произвести самостоятельный демонтаж устройства.

  • Потеря фреона (полная либо частичная) вполне может случиться, если некорректно отключат магистральные трубопроводы. Содержащий влагу воздух вполне способен попасть в теплообменник, а также трубки, а это приведет к неисправности сплит-системы уже на месте, где он будет заново установлен. Почему? В компрессор устройства проникнет влага, и последний попросту поломается.
  • Если мелкие частички при ненадлежащей транспортировке либо в случае вытягивания их через стенку проникнут в трубки, то поломки не миновать.
  • Обратите пристальное внимание на сгоны, имеющиеся на резьбе, которые припаяны к трубкам. При их малейшем повреждении не избежать ремонта, который влетит «в копеечку».
  • Если провода подсоединить некорректно, а именно не отметить на клеммах нужные места особыми метками, то при повторной установке правильно подключить кондиционер будет весьма проблематично.
  • Четко определяйте размер дренажной трубки (если ее обрезать коротко, то совсем скоро ее придётся заменять). Это хоть и не слишком дорого, однако трудоёмко.
  • Наконец, не теряйте детали и крепеж в процессе транспортировки устройства. Для этого их нужно попросту надежно закрепить.

Все вышеприведённые моменты могут повлечь за собой совсем недешевый ремонт кондиционера, так что перед началом самостоятельного демонтажа устройства самым внимательным образом изучите прилагаемую к нему инструкцию.

Подготовительные работы

Игнорирование советов профессионалов наверняка приведет к некорректному отключению кондиционера

Перед самостоятельным осуществлением демонтажа кондиционера нужно провести подготовительные работы. И это относится не только к подготовке инструмента.

Так, демонтаж устройства может быть проведён без предварительной закачки фреона в устройство. А утечка фреона не так уж легко восполняется. Если заново заполнять хладагентом всю систему, то придется раскошелиться. Так, эта операция для недорогих кондиционеров будет стоить порядка 4 тыс. руб. (зависит от используемого хладагента).

Если вести разговор о самостоятельном демонтаже кондиционера, то сделать это можно тремя способами. Давайте вкратце рассмотрим их.

  • Разборка устройства, которая предполагает выпуск фреона.
  • Сохранение внутри сплит-системы газа.
  • Полное сохранение фреона с применением особой методики и использованием специального оборудования.

Наиболее эффективным считается последний вариант, поскольку он не предполагает каких-либо потерь. Что советуют специалисты? Они настоятельно рекомендуют сохранять весь хладагент, поскольку в этом случае при монтаже устройства на новом месте проблем не возникнет.

Для самостоятельного отключения кондиционера без сколько-нибудь существенных потерь фреона нужно обеспечить перекачку последнего в конденсатор. Чтобы это сделать при функционирующем в охлаждающем режиме устройстве, между трубкой небольшого диаметра и кондиционером следует перекрыть вентиль. После перекачки в конденсатор всего хладагента (на это уйдет не больше минуты) перекройте вентиль на трубке наибольшего диаметра, отключив тем самым подачу фреона.

Необходимые материалы и инструменты

Кроме инструментов нужен будет материал для заглушек

Перед проведением демонтажа кондиционера стоит подготовить нужные для этой цели инструменты. Приведём их перечень.

  • шестигранные ключи (набор);
  • газовый ключ (альтернатива - разводной ключ);
  • торцевые и рожковые ключи (комплект);
  • манометр;
  • труборез;
  • отвёртка.

Пошаговая инструкция

Итак, рассмотрим инструкцию по проведению демонтажа кондиционера пошагово.

Работаем с наружным блоком

Наружный блок в процессе хранения и при перевозке необходимо ставить вертикально. Важно не допускать ударов и тряски, поэтому блок стоит поместить в коробку с пенопластом

  1. Проводим отсоединение проводов фреона.
  2. Отвинчиваем все гайки, соединяющие штуцеры блока с магистралями. Подобный способ применяют при длине трубок, которая дает возможность их повторного применения.
  3. Далее заклеиваем открытые штуцеры скотчем либо изолентой, чтобы они не засорялись.

Поскольку наращивание фреоновых проводов не допускается, повторно их не используют. В подобном случае трубки обрезаются, а затем их концы зачеканиваются.

Если в разобранном виде кондиционер будет находиться длительное время, то, как правило, трубки закупоривают, предварительно заполнив их азотом. Дело в том, что азот не окисляет изделия.

Далее с отключенного от сети прибора нужно снять крышку защиты, которая располагается там, где присоединяется электрический кабель. Помечаем как-то его клеммы (делается это для того, чтобы при новом подсоединении не допустить путаницы). Затем откручиваем зажимы, прикручивающие жилы к контактам. После этого конец провода нужно прикрутить к фреонопроводам. Дальше надо открутить удерживающие наружный блок гайки и снять его вместе с кронштейнами.

Снимаем компрессор

Если кондиционер демонтируют для того, чтобы провести его ремонт, то устройство следует корректно отсоединить. Для этого необходимо сделать следующее.

  1. Снять крышку с наружного блока
  2. Отсоединить трубки нагнетания и всасывания от компрессора.
  3. Отключить питающие вентилятор и компрессор кабели.
  4. Открутить крепления, которые удерживают конденсатор и вентили.
  5. Снять конденсатор.
  6. Снять компрессор.

Если вы будете действовать именно так, то не повредите трубопроводы обвязки. Кроме того, можно будет одновременно ремонтировать несколько элементов наружного блока, а это существенно ускорит выполнение задачи.

Чтобы начать работу с компрессором, следует вылить из него масло. В поршневых устройствах его сливают через патрубок. В моделях роторного либо спирального типа нужно будет сверлить днище (причем не допускается просверливать его насквозь, поскольку внутрь вполне может попасть стружка). Следует оставить тонкую перегородку, а затем проткнуть ее пробойником.

Снимаем внутренний блок

После снятия блока необходимо отвинтить монтажную пластину, затем извлечь фреоновые провода, кабель и короб

Для получения доступа к удерживающим внутренний блок фиксаторам снимаем лицевую панель . Потом обеспечиваем отсоединение электрических, фреоновых проводов, фиксаторов, и только потом снимаем с направляющих блок.

На этой стадии могут возникнуть ряд трудностей: если действовать неосторожно, то запросто можно сломать защёлки испарителя. Данный элемент, как правило, закрывается крышкой. К защёлкам специально затруднили доступ, поскольку это гарантия того, что демонтаж устройства будут проводить исключительно профессионалы. Две тонкие отвертки помогут подобраться к фиксаторам.

При отщёлкивании фиксаторов также необходимо быть осторожным. При их повреждении на новом месте устройство зафиксировать не получится, и по причине вибраций оно очень быстро поломается.

Тем, кто проводит демонтаж самостоятельно, следует пригласить помощника

Разумеется, при самостоятельном демонтаже кондиционера возможны ошибки самого разного характера. Вот некоторые из них.

  • Утечка хладагента. Она приведёт к дополнительным затратам, ведь устройство придётся заправлять заново. Чтобы этого не допустить, демонтаж необходимо провести таким образом, чтобы хладагент остался внутри кондиционера.
  • Попадание пыли либо влаги во внутренний контур устройства. Это быстро выведет из строя компрессор. Для минимизации попадания воды не стоит демонтировать технику при снегопаде либо дожде.
  • Падение блока. Поскольку внешний блок достаточно тяжелый, можно не рассчитать силы и уронить его. Специалисты, применяющие специальное снаряжение, от такого исхода событий застрахованы.
  • Повреждение элементов устройства. Самыми серьезными являются повреждения, в результате которых разгерметизируется контур кондиционера. Даже через незаметную трещину может происходить утечка фреона либо попадать внутрь вода и грязь. Поэтому будьте аккуратны.

Теперь вы узнали, как демонтировать кондиционер своими руками. Если у вас имеется хоть небольшой опыт проведения ремонтных работ, то можете смело приступать к работе.

Некоторые люди устанавливают летом в своих квартирах кондиционеры, чтобы спастись от жаркой погоды. Однако иногда приходится демонтировать такое устройство. Причины демонтажа могут быть разными, однако чаще всего их снимают из-за поломок. Прежде чем приступить к снятию, надо ознакомиться с тем, как со стены снять кондиционер во время ремонта.

Перед тем как заняться демонтажем устройства, надо разобраться с особенностями его устройства. Это поможет избежать возникновения неприятных последствий при проведении работы. В составе прибора есть два основных блока - внутренний и наружный. Они совмещены между собой магистралями, которые нужны для передвижения хладагента.

Чаще всего именно в этой части встречаются проблемы, которые возникают, когда человек пытается самостоятельно снять прибор:

  • неправильное отключение магистральной трубы, что приводит к частичной потере фреона;
  • попадание воздуха внутрь трубок, из-за чего кондиционер может поломаться;
  • проникновение посторонних предметов в магистральные трубы, что приводит к ухудшению циркуляции фреона.

Необходимый инструмент

Выделяют несколько различных инструментов, которые понадобятся для выполнения работ.

Труборез

Труборезом называют инструмент, которым пользуются для нарезания труб. От ножовки он отличается тем, что делает идеально ровные срезы и не создает опилок при работе. Во время использования труборез надевается на трубу, после чего аккуратно затягивается и поворачивается около оси. Делается это, пока трубная стенка не будет полностью разрезана.

Манометрический коллектор

Это специальное приспособление, которое применяют для контролирования давления внутри холодильных систем и кондиционеров. Также манометрическим коллектором пользуются, чтобы провести заправку и вакуумирование систем охлаждения. Коллекторы подключают к баллонам с хладагентам и холодильным установкам, после чего система наполняется фреоном.

Ключи

При демонтаже кондиционеров используются три разновидности ключей.

Торцевые шестигранные

Шестигранные ключи считаются полезным и незаменимым инструментом, который используют при проведении ремонта различной техники. Шестигранниками пользуются во время работы с крепежными элементами, которые имеют шестигранную форму. Для других крепежей такой инструмент не подойдет.

Рожковые

Рожковые ключи считаются наиболее распространенными, и поэтому они есть практически в каждом доме. Этот инструмент применяют для прикручивания или откручивания крепежных гаек. Во время использования такого ключа гаечка зажимается между двумя рожками и начинает вращаться. К достоинствам рожковых ключей относят универсальность и простоту применения.

Разводные

У некоторых людей нет рожкового ключа и поэтому приходится использовать разводные модели при снятии кондиционера. К недостаткам таких инструментов можно отнести следующее:

  • наличие большой головки, из-за которой иногда сложно откручивать небольшие гайки;
  • невозможность плотной фиксации гайки;
  • постепенная потеря эксплуатационных характеристик.

Бокорезы

Это наиболее популярный режуще-кусачий инструмент, который есть практически у каждого. Такие кусачки используются для разрезания проводов, проволок или кабелей. Иногда их используют, чтобы нарезать на части небольшие металлические листы или пластмассовые изделия.

Дрель

Дрель считается незаменимым приспособлением, который обладает множеством полезных функций. Часто ее используют для просверливания отверстий, шлифовки поверхностей или прикручивания шурупов. Однако некоторые разновидности изделий можно применять для откручивания крепежных элементов. Именно эта функция понадобится для демонтажа кондиционера.

Набор отверток

Чтобы быстро снять со стены систему охлаждения, понадобится набор отверток. При откручивании крепежных шурупов используются крестовидные и прямые отвертки. При этом лучше использовать инструменты разных размеров, так как шурупы могут быть маленькими или слишком крупными.

Строительный нож

Строительный нож считается универсальным инструментом, которым пользуются не только строители, но еще и дизайнеры, рукодельницы, а также мастера, ремонтирующие бытовую технику. Раньше таким ножом пользовались только для разрезания бумаги, однако сейчас им нарезают пенопласт, кожу, картон и даже пластик.

Как спустить фреон своими руками

Перед тем как демонтировать кондиционер, необходимо спустить фреон с системы. Для этого необходимо выполнить следующие действия:

  • Перекрыть вентиль, находящийся между тонкой магистральной трубкой и корпусом устройства.
  • Перекрыть кран, находящийся на толстой трубе. Это делается, когда хладагент переместится в конденсатор.

Последовательность демонтажа

Наружный блок

Демонтаж начинается с разборки наружного блока. Сначала снимается термоизоляция конструкции. Затем аккуратно откручиваются гайки, отвечающие за прикрепление к стене кондиционера. Когда крепежные элементы будут откручены, систему осторожно снимают. Делать это лучше вдвоем, чтобы ничего не повредить.

Внутренний блок

Чтобы снять внутренний блок, выполняют следующие действия:

  • снять крышку корпуса;
  • отсоединить кабель, который отвечает за подачу электричества;
  • открутить патрубок;
  • извлечь теплоизолятор и отсоединить фреоновую трубу;
  • открутить винты и снять внутренний блок с монтажным пластиком.

Особенности демонтажа

Выделяют несколько особенностей демонтажа, с которыми надо заранее ознакомиться.

Кассетные устройства

Некоторые устанавливают в квартире кассетные модели устройств. Главной их особенностью является наличие армированной защиты блока. Прежде чем приступить к снятию, надо от нее избавиться с помощью специальных электроприборов. Затем устройство отсоединяется от сети, после чего откачивается хладагент и откручиваются патрубки.

Канальные

Канальные устройства снять сложнее из-за того, что они очень большие.

В каких случаях не нужно производить демонтаж

Выделяют несколько случаев, когда демонтировать кондиционер полностью не нужно:

  • Переклеивание обоев. Некоторые снимают конструкции при поклейке обоев, однако делать это необязательно. Достаточно просто снять корпус внутреннего блока.
  • Выравнивание стенок. В этом случае тоже демонтируют только внутреннюю часть системы.

Распространенные ошибки

Есть несколько распространенных ошибок, которые совершают при демонтаже кондиционеров:

  • неправильное отключение трубок;
  • неправильное перекачивание хладагента;
  • использование неподходящих инструментов.

Заключение

Людям, у которых установлен кондиционер, иногда приходится заниматься его снятием. Перед этим надо ознакомиться с основными рекомендациями по демонтажу таких систем.

Демонтировать сплит-систему, состоящую из наружного и внутреннего блока, сложнее, чем моноблочный кондиционер. Основной нюанс заключается в замкнутой схеме циркуляции хладогена, которую при снятии надо разгерметизировать.

Целесообразно ли заниматься такой работой самостоятельно или лучше доверить ее профессионалам? Какова технология демонтажа кондиционера? Ответы на эти вопросы описаны в статье.

Демонтаж сплит системы: плюсы и минусы самостоятельного снятия кондиционера

Как правило, основным поводом для снятия кондиционера является переезд или замена морально устаревшего устройства на новое. Меняя место жительства или офис, не хочется оставлять новым владельцам купленную за собственные средства сплит систему. В таком случае можно пригласить бригаду специалистов для демонтажа кондиционера или попробовать выполнить эту работу самостоятельно.

Профессиональные монтажники сделают демонтаж кондиционеров (сплит систем) за 15 минут, но за такую скорость и гарантию, что устройство не выйдет из строя придется заплатить. Ценовая политика зависит от мощности оборудования: снятие квартирного кондиционера обойдется в 2500-4000 р., большой офисной сплит системы - до 10000 р. Стоимость демонтажа встроенного в подвесной потолок или кассетного «кондера» увеличивается на 5-15%.

В принципе, человеку, который знаком с технической темой и общим устройством кондиционера, будет, более ли менее, понятно, как отвинтить штуцеры, откачать хладоген, отсоединить коммуникации, снять блоки сплит системы и упаковать элементы по коробкам. Однако не все так просто. Существуют некоторые риски, о которых надо знать:


Важно! Дать 100% гарантию на сохранность бесперебойной работы кондиционера после его демонтажа никто не сможет. Риск демонтажа/установки сплит системы в непригодном состоянии довольно велик.

Если перечисленных доводов не достаточно и желание самостоятельно снять устройство не пропало, то необходимо ознакомится с устройством кондиционера и понять технологию его демонтажа.

Устройство кондиционера

От понимания работы сплит системы зависит 50% успеха ее снятия. Современная сплит система состоит из наружного и внутреннего блоков, каждый из которых содержит набор соответствующего оборудования и выполняет свою функцию.

Наружный блок включает следующие узлы:

  • теплообменник - конденсатор;
  • вентилятор, прогоняющий воздух через теплообменник;
  • компрессор, который нагнетает давление;
  • осушитель, соединительные медные трубки и расширительный клапан;
  • электротехнические элементы (запитка от электросети) и средства автоматизации.

Внутренний блок кондиционера содержит:

  • теплообменник - испаритель с вентилятором;
  • жалюзи, направляющие поток воздуха;
  • фильтрующие элементы;
  • емкость для сбора конденсата.

Блоки соединены между собой двумя магистралями для хладоносителя. По большой трубе хладоноситель передвигает в виде газа, а по трубе с меньшим диаметром - в жидком состоянии.

Общий принцип работы кондиционеров: Компрессор работает с парами фреона. При включении пары хладогена нагреваются и поступают в наружный блок, где совершают теплоотдачу на радиатор. Затем хладоген возвращается во внутренний блок, вбирает в себя тепло из дома, нагревается и передает тепло радиатору. Таким образом, происходит циклическая работа.

Важно! Наибольшей опасности деформации при демонтаже подвергается вакуумный насос компрессора. Даже незначительное повреждение насоса снижает производительность сплит системы - пыль, царапины, посторонние предметы и грязь могут стать причиной снижения производительности кондиционера.

Демонтаж сплит системы своими руками: последовательность действий

Необходимые инструменты

При обслуживании сплит системы и ее демонтаже важно соблюдать основные правила техники безопасности: работать с помощником и использовать страховочное оборудование.

Чтобы снять квартирный кондиционер надо запастись такими инструментами:

  • рожковые ключи;
  • разводные ключи;
  • торцевые ключи с трещеткой;
  • отвертка РН2;
  • бокорезы;
  • строительный нож;
  • набор шестигранников;
  • шуруповерт;
  • труборез;
  • манометрический коллектор.

Удаление хладогена

Перед тем как снять кондиционер необходимо «перегнать» хладоген:

  1. Включить кондиционер в режиме охлаждения, на пульте установить самый низкий температурный режим.
  2. На внешнем блоке сплит системы найти два вентиля разных размеров и разводным ключом открутить заглушки.
  3. После запуска компрессора шестигранником перекрыть меньший вентиль. К большему вентилю сразу подсоединить манометрический коллектор.
  4. Отслеживать на монометре падение давления. Как только стрелка опуститься ниже нуля закрутить большой вентиль.

После выполнения этих действий кондиционер выключить - теперь весь хладоген выведен в наружный блок. Следующий этап - отсоединение провода от внешнего блока.

Отсоединение коммуникаций

Последовательность действий:

  1. Открутить трубку меньшего размера. Как правило, этот процесс не вызывает каких-либо сложностей.
  2. Большую трубку откручивать аккуратно, прикладывая небольшие усилия, чтоб не сорвать резьбу.
  3. После отключения фреонопровода вентили закрыть заглушками - это убережет внешний блок кондиционера от попадания вовнутрь влаги и мусора. При отсутствии специальных заглушек можно воспользоваться обычной изолентой.
  4. Отсоединить электрические коммуникации.

Снятие наружного и внутреннего блока кондиционера

Открутить внешний блок сплит системы от горизонтальных кронштейнов. Обычно наружная часть кондиционера прикручена четырьмя болтами М8, М6 или М10. После того, как болты откручены внешний корпус снять и отставить в сторону. Снаружи на фасаде здания должен остаться только фреоноотвод, который пока не снимается.

Следующий шаг - демонтаж внутреннего блока сплит системы. Неопытному специалисту процесс снятия со стороны покажется простым: отсоединить от стены и открепить трубки. На самом деле, чтобы грамотно демонтировать эту часть кондиционера надо соблюдать рекомендованный порядок действий:


На фасаде здания осталась старая фреоновая магистраль. Для дальнейшего монтажа сплит системы понадобятся гайки с фреоновода - их надо выкрутить из трубы.

Важно! Во время транспортировки внутренняя часть кондиционера может располагаться в любом положении, а наружный блок - только так, как он установлен на кронштейнах, то есть исключительно вверх головой и вниз ножками.

Особенности демонтажа кондиционеров разного типа

Выше был приведен порядок демонтажа настенной сплит системы своими руками - по сути, бытового кондиционера. Сложнее дело обстоит со снятием канальной сплит системы - устройство очень тяжелое, а его демонтаж требует отсоединения воздуховодов от блоков.

Порядок выполнения работы следующий:

  1. Снять приточно-вытяжные адаптеры с решеткой.
  2. Воздуховоды отсоединить от внутреннего блока - открутить саморезы или снять хомуты (зависит от модели кондиционера).
  3. Выполнить закачку фреона во внешний блок.
  4. Продолжить снятие по описанной схеме демонтажа настенного устройства.

Колонная сплит система снимается в той же последовательности, что и настенная по схеме:

  1. Контроль давления и перекачивание фреона.
  2. Отсоединение связующих магистралей и снятие внешнего блока.
  3. Отсоединение коммуникаций внутреннего блока и его демонтаж.

Комнатный блок колонник не имеет монтажной пластины ни шпилек крепления (как консольный, кассетный), поэтому процесс демонтажа несколько упрощен.

Снятие кассетной сплит системы происходит по схеме канальной. Демонтаж внутреннего модуля начинается с ослабления гаек крепления и последовательного отсоединения коммуникаций. Отличие от канальной состоит в том, что у кассетной сплит системы нет воздуховодов.

Внутреннее крепление консольной (напольно-потолочной) происходит с помощью шпилек - этот момент надо учесть, отсоединяя блок от стены или потолка. В остальном, процесс демонтажа аналогичен снятию настенного кондиционера.

Важно! Выполнять демонтаж сплит системы нельзя в дождливую или снежную погоду. Попавшая вовнутрь влага приведет к выходу из строя компрессора.

  1. При отсоединении проводов, трубок их концы желательно промаркировать и дополнительно зарисовать схему соединения. Если повторная сборка будет выполняться не сразу после демонтажа, то есть риск забыть порядок их крепления.
  2. Нарушение правил демонтажа может привести к выкачке фреона. Стоимость закачки хладогена и ремонт сплит системы могут обойтись дороже, чем вызов специалиста для квалифицированного снятия кондиционера.
  3. Перевозку сплит системы надо выполнять с особой осторожностью. Самая восприимчивая и уязвимая часть системы - вакуумный насос. Его ремонт или замена обойдутся дорого.
  4. Демонтаж внутреннего блока лучше выполнять втроем. Двое держат, один - откручивает коммуникации и т.д.
  5. При снятии внутреннего блока сложнее всего добраться к защелкам. Часто приходится убирать крышку испарителя. За неимением специальных инструментов, некоторые выходят из положения, используя крестовую отвертку и пассатижи.

Демонтаж сплит системы: видео