Что значит аллитерация. Прошлое и настоящее аллитерации. Проявление аллитерации в художественной литературе

Аллитерация является разновидностью фигуры в поэтической речи.

Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность.

Художник слова, создавая свое произведение, стремится всеми возможными лексическими, синтаксическими и стилевыми средствами создать яркую образную картину, воздействовать на аудиторию читателей и вызвать определенный отклик. Для этого используются различные фигуры художественной речи.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором .

Повторы могут быть образованы повторением звуков различных категорий - согласных и гласных или их сочетанием. Если художником слова в тексте поэтического произведения намеренно используется повтор согласных звуков, тогда речь идет об аллитерации

Аллитерация - повтор согласного или группы согласных с целью усиления образности и выразительности художественной речи.

Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Например, читаем у Сергея Есенина:

С вищет ветер, с еребряный ветер
В ш ёлковом ш елесте снежного ш ума.

Повтор свистящего согласного звука [с] в первой строке рождает имитацию свиста зимнего холодного ветра. Во второй строке стиха повторяется шипящий согласный [ш], который призван создать у читателя яркое впечатление шелеста быстро падающего снега или стелющейся поземки, густой метели.

Примеры

Повторяются согласные «т», «р» и «с»:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

Повторяются согласные «т» и «п»:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Пример из литературы

аллитерация. Примеры

Для создания сильных и выразительных образов в художественных произведениях часто используется аллитерация. Примеры можно найти в рассказе Владимира Набокова «Слово»:

«Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал»

В поэзии этот литературный приём проявляется ещё чаще. Например, аллитерация в стихотворении Александра Пушкина «Пир Петра Первого» , содержится даже в названии – повторяются согласные «п» и «р».

В стихотворении Агнии Барто «Барабан» аллитерация создается за счет повторения буквы «р»:

На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.

Использование аллитерации

Повторяющиеся согласные привлекают внимание и хорошо запоминаются, поэтому бизнесмены охотно используют аллитерации, чтобы придумать эффектные названия для своих фирм. Шоколад «Киткат» , кошачий корм «Китекет» , леденцы «Чупа-чупс» и другие бренды доказывают, что даже у литературного приёма может быть коммерческий потенциал.

Аллитерация делает более привлекательными и запоминающиеся не только названия компаний или торговых марок, но и рекламные слоганы.

Ваша киска купила бы «Вискас».
Велла. Вы великолепны.

Дикция

Иногда согласные в аллитерации образуют труднопроизносимые сочетания. Если регулярно практиковаться в их произношении, можно хорошо развить дикцию. Популярные скороговорки про тридцать три лавировавших да не вылавировавших корабля или укравшего кораллы Карла основаны на аллитерации.

Фольклор

В народном творчестве часто встречается аллитерация. Примеры можно найти в пословицах, поговорках, присказках, песнях.

Важно!

Аллитерация делает текст более благозвучным, эмоционально окрашенным и лёгким для запоминания.

Слишком частое использование аллитераций действует раздражающе и отвлекает от сути текста.

Неблагозвучные сочетания – особенно, когда подряд следует более трёх согласных делают текст сложным для восприятия. Например:

Проезд Дзержинского

    Аллитерация прием для придания стихотворению особой выразительности, использующий повторение однородных или одинаковых согласных.

    Громко грянет гром в грозу!

    Очень многие пословицы и поговорки используют аллитерацию.

    Если видите, что в художественном тексте повторяются однородные согласные, то значит автор использует прием, который называется аллитерация. Это прием придает большей выразительности тексту, усиливает восприятие. Используется в поэзии.

    Прочитайте определение, что такое аллитерация и примеры.

    Аллитерацией называется специальный прием, который чаще всего используется в стихах, но иногда его используют в песнях и повествованиях. Его смысл в том, схожие согласные и гласные буквы, а также их сочетания повторяются, что придает данному фрагменту особое настроение.

    Вот несложные примеры Аллитерации:

    Мели, Емеля, твоя неделя или Купи кипу пик.

    Слово аллитерация заканчивается на -ция, а это, для внимательного глаза, один из признаков латинизма. Так и есть!

    Слово аллитерация складывается из латинских слов:

    ad, что равноценно к и littera, которое буквально значит буква.

    Этим лингвистическим термином в литературе называют прием повторения в стихах (реже в прозе) одинаковых, созвучных согласных для усиления выразительности художественной речи.

    Аллитерация подчеркиваент определенные согласные в тексте стихотворения или поэмы, выделяет их и создает нужное впечатление у читателя, например, читаем у Александра Сергеевича Пушкина в поэме Медный всадник:

    В этом отрывке в словах вздува лась и реве ла происходит повтор согласного в в ударных слогах и повтор глухого согласного к во второй строке, которые создают впечатление воя ветра и бушующей непогоды.

    Такое понятие как аллитерация используется в литературе и подразумевает оно под собой художественный прим, заключающийся в повторе согласных звуков в текст произведения.

    А вот здесь для вас один из ярких примеров аллитерации:

    Среди изобразительных средств фонетики русского языка выделяют аллитерацию и ассонанс. Если ассонанс - это повторение гласных звуков, то аллитерация - это повторение согласных звуков.

    Вот пример аллитерации из стихотворения Сергея Есенина: Задрожало зеркало затона. Здесь наблюдается повторение звонкого согласного звука р, который является дрожащим и способствует созданию звукового впечатления.

    И еще пример из стихотворения Сергея Есенина:

    В данном отрывке используется и аллитерация, и звукоподражание. Аллитерация в данном примере основана на скоплении шипящих звуков ж, щ, ш. Данные согласные звуки помогают создать образ вьюги, передать шелест снега и шум ветра.

    Само слово аллитерация имеет латинское происхождение и буквально в переводе на русский означает буква к букве .

    В поэзии, где и используется этот фонетический прием, аллитерация помогает усилить выразительность стихотворения и расставить порой смысловые акценты.

    Повторение согласных при аллитерации может создать различные звуковые эффекты - от рокота волн и шелеста ветра в ветвях деревьев до слез радости или злобной истерики. Умелое использование этого приема порой превращает простое казалось бы стихотворение в настоящий поэтический шедевр.

    Аллитерация очень выразительный прием, в котором используется повторение одной или нескольких согласных, что создает ощущение целостности любого текста и придает ему эффект присутствия. Часто с помощью аллитерации поэт подчеркивает эмоциональный окрас признака, и обеспечивает легкое запоминание текста. Классическими примерами можно считать стихотворения для детей различных авторов, в которых с помощью аллитерации достигается легкость понимания текста:

    Так например использовал аллитерацию Чуковский в своем Бармалее. Но очень красивый эффект создает аллитерация в песнях, пословицах и даже в скороговорках. Ведь любая скороговорка - это классическая аллитерация:

    Аллитерация - это такой художественный прием (чаще в стихах, но бывает и в песнях или повествовании), при котором повторяются схожие по звучанию согласные и гласные буквы и их сочетания для придания соответствия произведения либо его фрагмента некому настроению. Например, в тиш ине ш урш ат камыш и; всяк слабак падок на табак .

    В русском языке термином аллитерация обозначают повторение одинаковых или однородных согласных в определенном отрезке стихотворного текста. Важно отменить, что повторение одинаковых слов не считается аллитерацией. Многие поговорки и скороговорки построены именно на аллитерации.

    В поэзии прием аллитерации применяют для придания особой звуковой выразительности.

Доброе утро! Вот эти «бр» и «тр» в приветствии как-то взбодрили. С Вами Ирина Иваськив. Прикольные ассоциации вызывают иногда скопления тех или иных букв. В каждом звуке – какая-то своя зашифрованная информация: одни звуки вызывают внутри настороженность, другие – убаюкивающие мантры, третьи – формируют в нашем воображении яркие образы. К. Бальмонт называл звуки «маленькими волшебными гномами». Вот и «колдуют» писатели и поэты над своими произведениями, подбирая различные фонетические приёмы для того, чтобы разбудить нашу фантазию. Об одном из них мы и поговорим в этой статье. Итак, аллитерация… Что это такое? Как и зачем применяется? Почему так популярна? Как используют аллитерацию в рекламе и бизнесе?

Аллитерация: What is this?

Аллитерация – повтор согласных для создания образа. Понятие с латинского переводится как «буква». Вот такое явление, когда в определённой части текста часто повторяется какая-то согласная буква, и называется аллитерацией. Повторяется либо одна и та же согласная, либо чередуются 2-3 похожих согласных (шипящие, свистящие, рычащие).

Используется аллитерация:

  • в скороговорках (К уп и к ип у п ик )
  • в пословицах и поговорках (М ел и, Ем ел я, твоя недел я)
  • в прозе и в стихотворениях, и даже в рекламе

Как аллитерация рисует образы?

Аллитерация – своего рода “тавтология” согласных. Но зачем их повторять? Чтобы, повторюсь, создавать образы. Чтобы, другими словами:

  • шелестел камыш:
  • трубили трубы:
  • «кипела» Нева:
  • хрустели лужи:
  • гремели копыта:
  • громыхала стихия:
  • увлекало в водоворот:
  • чеканился ритм марша:
  • накатывала ностальгия:
  • стучали вагонные колёса:
  • продолжался царский пир:
  • люди маршировали в ритм:
  • навевался причудливый сон:
  • шумели в голове воспоминания:
  • сжималось от сопереживания сердце:
  • бежали мурашки от раздавшегося взрыва:
  • зарычали немецкие бомбардировщики над осаждённым Ленинградом:

Очевидное доминирование согласных

Аллитерация – не языковое новшество. Это – один из древнейших фонетических приёмов, который можно встретить в каждом языке! Аллитерацию использовали Гомер, Гораций, Вергилий, Данте, Петрарка, Ронсар, Шекспир, Пушкин, Тютчев, Некрасов и многие другие.

Такое частое обращение к комбинированию выборочных согласных можно объяснить особым их главенствованием. Согласные звуки доминируют над гласными. И не потому, что их гораздо больше. Возьмём для примера несколько слов и запишем их при помощи одних только гласных: еоо, еаи, еео. Вряд ли кто догадается, что это за слова. Но если те же слова записать при помощи одних только согласных, то в словах уже можно будет узнать известных поэтов: лрмнтв, држвн, швчнк.

Согласные, имеющие больший вес, способны создать невероятно сильные образы! Звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, громогласные и философские, раздражающие и ласкающие слух – согласные звуки стали прекрасным инструментов для создания сильного фонетического впечатления в руках пишущих людей.

Примеры аллитерации в прозе

Посмотрите, как сочетанием тревожных «т-р» и сонно-уставшей «с» писатель описывает состояние Тараса:

Тревожиться Тарас не перестал, несмотря на успокаивающий треск костра.

А в этом примере повторение согласных «т» и «п» создаёт совершенно другую подавленную атмосферу:

Потапов потоптался у постамента: «А не отправиться ли мне на покой?»

Ещё один яркий пример из рассказа В. Набокова «Слово». Скопление согласного «г», который сначала глушит бдительность, стоя рядом с музыкально-нежной «л», а потом напоминает о своих грозных габаритах, усиливаясь согласной «р»:

Я чувствовал, не глядя, глянец, углы и грани громадных мозаичных скал.

Аллитерация в фольклоре

Что Вы представляете себе, когда слышите поговорку «От горшка два вершка»? Мне одной слышится, как шепелявит малыш?))) А вот другая пословица с тем же шипящим согласным звуком: «Шила в мешке не утаишь», и здесь уже слышно, как шуршит в мешке это самое шило. А вот третья: «Тише едешь – дальше будешь», и здесь што-то в сон потянуло от такой черепашьей скорости. А вот четвёртая лермонтовская строчка: «У наших ушки на макушке!», и здесь шипящий звук даёт полное ощущение шухера.))) Как из одних и тех же семи нот композиторы слагают тысячи песен, так из одних и тех букв мастерство писателя рисует разные картины.

Аллитерация в скороговорках

В скороговорках нагромождение труднопроизносимых буквосочетаний тренируют дикцию. Знаменитые «лавировавшие корабли» или «укравший кораллы Карл» не что иное, как аллитерация.

Аллитерация в рекламе и бизнесе

Скопление повторяющихся согласных приковывает к себе внимание, легко воспринимается и долго помнится. Вот почему рекламщики ухватились за этот уникальный выразительный приём, при помощи которого можно формировать бренд и покупательский спрос. Они, по сути, поставили аллитерацию на… коммерческую основу.)))

Аллитерацию стали применять:

  • в названиях компаний и торговых марках : шоколад «Киткат», кошачий корм «Китекет», леденцы «Чупа-чупс», конфеты «Минки-Бинки» (преобладание гласной “и” и согласных “нк” даёт ощущение чего-то маленького, вызывая умиление)
  • в рекламных слоганах : Ваша киска купила бы «Вискас»; Велла. Вы великолепны; Стоматология. Береги жубы ш дештва; Мебель. Спаленки для больших и маленьких; «Сам Самыч». Пельмешки без спешки; «Meзим» для желудка незаменим

Фонетическое благозвучие в рекламном объявлении дорогого стоит. Когда суть рекламного сообщения формулируется фонетически верно, сообщение подсознательно как бы «падает» на сердце. Фонетика рекламного сообщения умело направит мысли покупателей в нужном направлении. Послушайте:

  • зубная щётка «Аквафреш»: чистит с блеском (звуки «ч», «ст», «тс», «ск» напоминают звуки чистки зубов)
  • напиток «Миринда»: взрыв вкуса (звуки «взр» и «ввк» напоминают вырывающийся газированный напиток)
  • бульонные кубики Knorr: Knorr – вкусен и скорр (звук “р” создаёт ощущение скорости: ррраз – и бульон готов)
  • такси: Быстрая подача И таксист со сдачей (звуки “ст”, “кс”, “ст”, “сд” – такси уже стоит, и счётчик тикает)

Включенные в слоган согласные, созвучные бренду, создают подобие «узелков на память»: потянешь за них, и без проблем восстановишь перед глазами и название товара (иногда непонятное и трудно читаемое). И последнее: избегайте в своих текстах буквосочетаний, где подряд идёт больше 3-х согласных (как правило, большое количество согласных встречается на стыках слов): качеств пр одукта.

Игры со словами: детская забава или серьезная тренировка мозга?

Статья расскажет о том, что такое аллитерация. Сначала дадим определение понятию, а затем перейдем к примерам. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных, что придает особую звуковую выразительность тексту.

Под аллитерацией подразумевается достаточно частое использование определенных согласных во всем тексте либо в его определённом отрезке. Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем.

Аллитерация в пословицах и поговорках

Многие пословицы и поговорки построены на аллитерации:

  • Мели, Емеля, твоя неделя;
  • От горшка два вершка;
  • Проще пареной репы;
  • Мирская молва - морская волна;
  • Зри в корень.

Прием аллитерации в скороговорках

Аллитерацией богаты также наши скороговорки:

  • Купи кипу пик;
  • Перепёлка перепеленала перепелёнка;
  • Чтец чтит чтение;
  • Три дроворуба рубят дрова;
  • К Кларе пришли две Вари;
  • Пакет под попкорн;
  • У ёлки иголки колки;
  • Хвалю халву.

Аллитерация в русской литературе

О том, что такое аллитерация в литературе, нужно говорить непосредственно на примерах.

  1. Уже в «Слове о полку Игореве» встречается этот прием:

    "Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…".

  2. А вот Н. Некрасов описывает Волгу:

    "Волга, Волга, весной многоводной…".

  3. Часто аллитерация служит звукоподражанию. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения Державина:

    "Грохочет эхо по горам…".

    Здесь поэт стремится воссоздать громыхание грозной стихии.

  4. Очевидно, что стихи символистов культивируют аллитерацию. Однако здесь часто нарушается чувство меры. Аллитерации порой вычурны и назойливы. Стихотворение Бальмонта «Чёлн томленья» построено на аллитерирующих звуках:

    "Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

    … Близко буря, в берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн...".

  5. Существует понятие «аллитерационный стих». В нем обязательны звуковые повторы в определенных местах стихотворения, к примеру, в начальных слогах. Киргизский эпос «Манас» (перевел Л.Пеньковский) служит примером анафорической аллитерации:

    "Кучами золото мы гребли,

    Куньи шапки были на нас,

    Кушак из шёлка носили мы…"

То, что такое аллитерация, примеры, приведенные в статье, иллюстрируют очень наглядно. Поэтому вам не составит труда увидеть этот прием в тексте.

Аллитерация

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.),

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми - в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви - поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Аллитера́ция

(лат. alliteratio – созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков – и начальные, и опорные – рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина :

Нев а вздув алась и рев ела,


Котл ом кл окоча и кл убясь…


К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ни м ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом лишь в тех случаях, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, как, например, в стихе Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой», где повторяющееся «л» создает впечатление текучести и плавности. Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» - буквально передают шорох. Но такое звукоподражание, достижимое, конечно, в очень редких случаях, вовсе и не должно являться пределом устремлений художника слова. Подбирая определенные звуки, художник руководится пригодностью их к воплощению определенного поэтического замысла, вследствие чего значение аллитерации лишь как сродства «музыкальности», благозвучия или звукоподражания не исчерпывается только этими моментами. Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны... Вы, чья плоть давно - обман воздушный», аллитерирующее «в», но имеет значения гармонизующего, но, не придавая музыкальности стиху, оно оправдывается замыслом стихотворения заклинания, ибо заклинание и строилось на гювториости (слов, звуков и т. п.), которая должна была повышать его действенность. Точно также в каламбурной (см. каламбур), например, игре, которая может быть использована, как поэтический прием (Гоголь), аллитерация и ассонанс (см. это слово) служат средствами обострения этой игры, давая одинаковое звучание различным по смыслу словам; здесь, таким образом, аллитерирующие звуки имеют самодовлеющее значение (безотносительно к сообщаемой ими музыкальности или усилению значимости слова), наблюдаемое, напр., и при выборе художниками имен и фамилий героев, хотя и здесь порой аллитерация эмоционально окрашивает смысловую направленность (Чичиков, Акакий Акакиевич).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается большая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на… … Википедия