Всегда ли творчество есенина признавалось официально. Сергей есенин, краткая биография. Столица городов русских: начало новой жизни

Творчество Есенина – творчество подлинно великого национального поэта. Оно не укладывается ни в какие рамки «крестьянской поэзии». Однако при жизни Есенин был накрепко привязан критикой к группе «крестьянских поэтов». Близкий друг Есенина поэт Сергей Городецкий рассказывает: «Он терпеть не мог, когда его называли пастушком, Лелем, когда делали из него исключительно крестьянского поэта. Отлично помню его бешенство, с которым он говорил мне в 1921 году о подобной трактовке его». Позднее, в 1924 году, Есенин признавался одному из друзей: «Если бы ты знал, до чего мне надоело быть крестьянским поэтом! Зачем? Я просто поэт, и дело с концом!»

«Традиционный» взгляд на Есенина как на крестьянского поэта, явно сужающий идейные, эстетические, тематические границы его поэзии и заведомо снижающие ту огромную роль, которую сыграло творчество Есенина в развитии всей советской и мировой поэзии, долго господствовал в критической литературе о поэте. В известной мере он дает знать о себе и сегодня.

Бесспорно корни поэзии Есенина – в рязанской деревне. Не случайно с такой гордостью говорил он в стихах о крестьянском первородстве: «У меня отец – крестьянин, ну, а я – крестьянский сын». Не случайно в революционные дни семнадцатого года Есенин видит себя продолжателем кольцовских традиций.

Но не следует забывать и упускать из виду еще одно очень важное обстоятельство. Россия была страной крестьянства. Три русские революции XX века – это революции в крестьянской стране. Крестьянский вопрос всегда волновал передовые умы России. Вспомним Радищева, Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Льва Толстого.

Историей был дан России один-единственный путь решения «крестьянского вопроса» - путь социалистического переустройства русской деревни. Принимая этот путь умом, Есенин чувствовал сердцем, что преодолеть его Руси крестьянской будет далеко не так легко и просто, как это казалось иным его современникам. Отсюда постоянные тревожные, порой мучительные раздумья Есенина о будущем крестьянской Руси.

Трудно представить то волнение, которое испытал Есенин, когда держал в руках рукопись «Анны Снегиной», на последней странице которой была обозначена дата ее рождения: «январь 1925 Батум».

Если в поэме «Песнь о великом походе» большое внимание Есениным уделено рассказу о тех исторических предпосылках, которые привели к крушению самодержавия, то в «Анне Снегиной» главная тема – Октябрь, деревня. Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа, и прежде всего крестьянских масс, в революции.

Сколько зримых, конкретно-исторических событий Октябрьской эпохи и прежде всего непримиримой классовой борьбы в русской деревне, сколько общечеловеческого, вечного, что веками составляло суть духовной и плотской жизни рода людского и что продолжает волновать нас всех и каждого, смог вместить Есенин в характеры, поступки, а точнее – в сложные, драматически противоречивые судьбы своих главных героев и прежде всего Анны Снегиной. Он наделил их глубоко индивидуальными, неповторимыми чертами. Каждый из них живет на страницах поэмы своей жизнью! У каждого в сердце своя любовь; каждый из них по-своему заблуждается и ошибается в поисках истины, наконец, по-своему видит красоту мира и всей душой предан России.

Время – самый справедливый критик. Ныне всем нам ясно, что в «Анне Снегиной», «Песне о великом походе», «Стране негодяев» и других эпических произведениях Есенина с наибольшей полнотой раскрывается его творческий путь как художника, который вместе с другими зачинателями советской литературы закладывал в те годы фундамент поэзии социалистического реализма.

Вся поэзия Есенина направлена на то, чтобы поддержать, окрылить человека, раскрепостить его духовно и создать для него такие условия общественной жизни, чтобы он действительно смог стать Человеком.

С публицистической страстью и гражданской убежденностью и одновременно с огромной художественной силой говорит Есенин о непримиримом, социально-классовом столкновении двух моральных, нравственных начал в современной общественной жизни, о двух «концепциях» Человека, а другую принесла человечеству Октябрьская революция.

Стихотворение «Русь», как и ряд других, давало Есенину полное право сказать позднее о том, что отделяло его творчество от буржуазно-декадентской литературы в годы мировой войны: «Резкое различие со многими петербургскими поэтами в ту эпоху сказалось в том, что они поддались воинствующему патриотизму, а я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и к воинствующему патриотизму У меня даже были неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему «гром победы, раздавайся», но поэт может писать только о том, с чем он органически связан»

Есенин был кровно связан с жизнью народа и прежде всего с жизнью русского крестьянства. Красота родных русских раздолий, язык сограждан, молодецкая удаль и грустная боль русской песни, в которой звенит народная душа, - все это было для поэта органически родным и близким. Все, что несло горе и страдание его народу, было чуждо поэту. Есенинская лирика уходит своими корнями в ту реальную действительность, которая окружала поэта. Торжественно, призывно звучат многие есенинские стихи первых революционных лет. Примечательно в этом отношении известное стихотворение «Небесный барабанщик», созданное поэтом в 1918 году.

Листьями звезды льются

В реки на наших полях.

Да здравствует революция

На земле и на небесах!

Души бросаем бомбами,

Сеем пурговый свист.

Что нам слюна иконная

В наши ворота высь?

Нам ли страшны полководцы

Белого стада горилл?

Взвихренной конницей рвется

К новому берегу мир.

Все слитнее, нераздельнее становится в произведениях поэта, посвященных эпохе Октября, пафос историзма и революционной романтики, все отчетливие проявляются в них черты, столь характерные для эпической поэзии.

В 1925 году на Кавказе – в Баку и Тифлисе – выходят две новые книги Есенина – «Русь Советская» и «Страна Советская».

К сожалению, многие, очень многие, писавшие о Есенине, особенно вскоре после смерти поэта, видели в нем прежде всего лишь «певца уходящей патриархальной крестьянской Руси». Находились критики, которые вообще были готовы «отлучить» Есенина-поэта и особенно гражданина от революционной действительности.

Оторвать поэта от важнейших событий его эпохи, противопоставить его творчество времени и истории, представить его вне социальных бурь революционных потрясений, свидетелем и очевидцем которых он был, - это значит убить поэта, убить общественное и национальное звучание его поэзии.

Он поступал так по велению своего сердца, своей совести, своего гражданского долга:

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую, и мыслю по-иному.

Поэзия Есенина в высшей степени драматична и правдива, она полна острых социальных конфликтов и поистене трагедийных коллизий, порой, казалось бы, неодолимых противоречий. «Сорокоуст» и «Анна Снегина», «Пугачев» и «Песнь о великом походе», «Русь уходящая» и «Капитан земли», «Исповедь хулигана» и «Стансы», «Москва кабацкая» и «Персидские мотивы» - поначалу трудно даже представить, что все эти поэмы и стихи написал один человек и за такое короткое время.

И тем досаднее и огорчительнее, что в прошлом противоречия во взглядах и творчестве поэта чаще всего объяснялись лишь индивидуальными чертами характера Есенина, «раздвоенностью» его личности, другими субъективными мотивами.

Особенно подчеркивалась мысль о «раздовенности» лирического героя поэзии Есенина, об идиллической влюбленности поэта в русскую патриархальную старину и «отстраненности» от революционной действительности, когда речь заходила о таких стихах и поэмах, как «Сорокоуст», «Черный человек», «Исповедь хулигана», «Москва кабацкая», « Я последний поэт деревни. ». При этом долгое время упускалась из виду другая, объективная сторона жизни и творчества поэта. Драматизм поэзии Есенина порожден прежде всего теми историческими условиями, в которых поэт жил и создавал свои произведения. Противоречия во взглядах и творчестве Есенина являлись глубоким и серьезным отражением явлений самой жизни. Не надо сглаживать противоречия Есенина, не надо выпрямлять его жизненный путь. Этого нельзя делать даже при самых благих намерениях.

Именно в последние годы талант Есенина стал выражаться особенно полно и многогранно. И поэт это чувствовал. В автобиографии, написанной им в июле 1924 года, он отмечал: «Здесь не все сказано. Но я думаю, мне пока еще рано подводить какие – либо итоги себе. Жизнь моя и мое творчество еще впереди». Сознание, что жизнь впереди, не покидало поэта и позднее.

Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться вместе с поэтом.

Есенин был глубоко убежден: «Поэту необходимо чаще думать о смерти, и что только, памятуя о ней, поэт может особенно остро чувствовать жизнь». «Он был живым, бьющимся комком той артистичности, которую вслед за Пушкиным мы зовем высшим моцартовским началом, моцартовской стихией» - так воспринимал стихи Есенина Борис Пастернак.

Многие поэты, чья лира зазвучала уже после Есенина, пережили радость первой встречи с его стихами, у каждого из них в душе «свой Есенин», каждый из них сказал свое живое, взволнованное слово о великом поэте.

Рязанской области. Его биография яркая, бурная, печальная и, увы, очень короткая. Еще при жизни поэт стал популярен и вызывал к себе неподдельный интерес со стороны современников.

Детство Есенина

Талант Есенина во многом проявился благодаря любимой бабушке, которая фактически и воспитывала его.

Мать поэта вышла замуж за крестьянина Александра Есенина не по собственной воле и, не выдержав жизни с нелюбимым мужем, вернулась с трехлетним Сережей к родителям. Сама она вскоре уехала на заработки в Рязань, оставив сына на попечение собственных матери и отца.

О своем детстве и творчестве он позднее напишет, что стихи начал слагать благодаря бабке, которая рассказывала ему сказки, а он переделывал их по-своему, подражая частушкам. Вероятно, бабушка смогла передать Сергею прелесть народной речи, которая пронизывает творчество Есенина.

Отрочество

В 1904 г. Есенина отправили на обучение в четырёхгодичное училище, которое

находилось в этом же селе, а после него - в церковную школу. После привольной жизни в родном доме четырнадцатилетний Сергей, ока-зывается вдали от родных.

Творчество Есенина давало о себе знать во время дружеских посиделок, когда ребята читали стихи, среди которых особенно выделялись есенинские. Однако это не вызывало к нему уважения со стороны ребят.

Рост популярности Есенина

В 1915-1916 гг. стихи молодого поэта все чаще публикуют рядом с произведениями самых известных поэтов того времени. Творчество Есенина теперь становится общеизвестным.

В этот период Сергей Александрович сближается с поэтом стихи которого созвучны его собственным. Однако в проскальзывает неприязнь к стихам Клюева, поэтому друзьями их назвать нельзя.

Чтение стихов в Царском Селе

Летом 1916 г., во время службы в царскосельском госпитале, он читает стихи в ла-зарете раненым бойцам. При этом присутствовала императрица. Это выступление вызывает негодование среди литераторов Петербурга, настроен-ных враждебно к царской власти.

Отношение поэта к революции

Революция 1917 г., как казалось Есе-нину, несла надежды на перемены к лучшему, а не беспорядки и разруху. Именно в предвкушении этого события поэт сильно переменился. Он стал более мужественным, серьезным. Однако оказалось, что патриархальная Россия была поэту ближе, чем суровая послереволюционная действительность.

Айседора Дункан. Путешествие в Европу и Америку

Айседора Дункан, из-вестная танцовщица, приехала в Москву осенью 1921 г. Она познакомилась с Есениным, и очень скоро они поженились. Весной 1922 г. пара отправилась в путеше-ствие по Европе и США. Сначала Есенин пребывает в восторге от всего заграничного, но потом начинает хандрить в «ужас-нейшем царстве мещанства», ему не хватает душевности.

В августе 1923 г. его брак с Дункан распался.

Тема родины в творчестве Есенина

Родина поэта, как уже говорилось в начале статьи, - это село Константиново. Его творчество впитало в себя мир ярких красок природы средней России.

Тема родины в творчестве Есенина раннего периода тесно связана с видами пейзажей среднерусской полосы: бескрайние поля, золотые рощи, живописные озера. Поэт любит крестьянскую Русь, что находит выражение в его лирике. Героями его стихов становятся: ребенок, просящий подаяние, пахари, которые уходят на фронт, девушка, ждущая любимого с войны. Такова была жизнь людей в те которая, как думал поэт, станет этапом на пути к новой прекрасной жизни, привела к разочарованию и непониманию, «куда влечет нас рок событий».

Каждая строчка стихов поэта наполнена любовью к родным краям. Родина в творчестве Есенина, как признается он сам, - это ведущая тема.

Безусловно, поэт сумел заявить о себе с самых ранних сочинений, но его оригинальный почерк особенно явно виден по стихотворению «Гой ты, Русь моя родная». Здесь чувствуется натура поэта: размах, озорство, временами переходящее в хулиганство, безграничная любовь к родным краям. Самые первые есенинские стихи о родине наполнены яркими красками, запахами, звуками. Возможно, именно простота и понятность для большинства людей сделали его таким знаменитым еще при жизни. Примерно за год до своей напишет полные разочарования и горечи стихи, в которых расскажет о своих переживаниях за судьбу родной земли: "Но более всего / Любовь к родному краю / Меня томила, / Мучила и жгла".

Жизнь и творчество Есенина приходятся на период больших перемен в России. Поэт проходит путь от Руси, охваченной мировой войной, к стране, полностью измененной революциями. События 1917 года вселили в Есенина надежду на светлое будущее, однако вскоре он понял, что обещанный утопический рай невозможен. Находясь за границей, поэт помнит о своей стране, внимательно следит за всеми происходящими событиями. В его стихах находят отражение переживания за судьбы людей, отношение к переменам: "Мир таинственный, мир мой древний, / Ты, как ветер, затих и присел. / Вот сдавили за шею деревню / Каменные руки шоссе".

Творчество Сергея Есенина пронизано тревогой за судьбу деревни. Он знает о тяготах сельской жизни, об этом свидетельствуют многие стихи поэта, в частности «Край ты мой заброшенный».

Однако большую часть в творчестве поэта все же занимает описание сельских красот, деревенских гуляний. Жизнь в глубинке по большей части выглядит в его стихах светлой, радостной, прекрасной: "Полыхают зори, курятся туманы, / Над резным окошком занавес багряный". В творчестве Есенина природа, подобно человеку, наделена способностью горевать, радоваться, плакать: «Пригорюнились девушки-ели...», «... березы в белом плачут по лесам...» Природа в его стихах живет. Она испытывает чувства, разговаривает. Однако как бы красиво и образно ни воспевал Есенин деревенскую Русь, его любовь к родине, несомненно, глубже. Он гордился своей страной и тем, что он родился в такое непростое для нее время. Эта тема находит свое отражение в стихотворении «Русь советская».

Жизнь и творчество Есенина полны любви к Родине, тревоги за нее, надежд и гордости.

С 27 на 28 декабря 1925 года, при этом обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.

Надо сказать, что далеко не все современники считали стихи Есенина прекрасными. Например, К.И. Чуковский еще до его гибели написал в дневнике, что «графоманская талантливость» деревенского поэта скоро иссякнет.

Посмертную судьбу поэта определили «Злые заметки» (1927) Н.И. Бухарина, в которых он, отмечая талант Есенина, писал, что это все же «отвратительная матерщина, обильно смоченная пьяными слезами». После такой оценки Есенина до оттепели издавали очень мало. Многие его произведения распространялись в рукописных вариантах.

«Сергей Есенин. Личность. Творчество. Эпоха»

Сергей Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии и прожил всего лишь тридцать лет. Но след, оставленный им в советской поэзии. Настолько глубок, что его не стерли ни усилия некоторых глухих и слепых его современников, ни последующие десятилетия, в которых ощутимо недоверие и предвзятое отношение к поэту. Его поэзия всегда жива в душе и в памяти нашего народа, потому что она уходит корнями в толщу народной жизни.

Верный и любящий сын многомиллионной крестьянской России, Есенин жил ее верой, чувствами и надеждами. И сила и слабость русского крестьянства отразились в творчестве поэта, оказавшегося на рубеже двух эпох - старой и новой. Духовный облик поэта складывался под влиянием революции 1905 года, Февральской революции 1917 года. Сложность и противоречивость творчества Есенина могут быть объяснены только сложными обстоятельствами того исторического периода, в который он жил. Попытки понять и объяснить Есенина вне этой связи заведомо обречены на неудачу.

Есенина нельзя представлять чистым лириком, которого не коснулось время и не заинтересовала эпоха. К его творчеству можно применить известное изречение о том, что если мир раскалывается пополам, то трещина проходит через сердце поэта.

Сложным, мучительным, трудным был путь Есенина к новой жизни; это одна из самых драматических страниц истории советской литературы. Но несмотря на все падения и срывы, поэт шел по этому пути, потому что в нем никогда не умирало то главное чувство, которое владело им, - чувство не расторжимой духовной связи со своим народом.

На примере нескольких произведений Есенина я постараюсь раскрыть и понять те, чувства которые целиком захватывали поэта, в разном временном измерении; поэта, ищущего свой путь в поэтическом мире того времени.

В раннем творчестве Есенина, да и несколько позже поэт прибегает к религиозным образам, привитым его дедом с раннего детства.

В его юной голове царит невероятная путаница от прочитанных и неверно понятых книг. Христа и Будду он причисляет к «гениям», а поэтов того времени - судите сами:

В то время Белинский назвал в своем письме его апостолом невежества. Незрелость Есенина, сумбурность его впечатлений, недостаток знаний отобразились в скороспелости его суждений. Он считал, что Пушкин - циник; Лермонтов, Гоголь - грубы и невежественны; Некрасов - лицемер.

Вот таким предстает передо мной ранний поэт, который не считал себя поэтом, но был ищущим и сомневающимся юношей, который был предоставлен сам себе с детства, у которого не было человека, ставшего бы для него советчиком и наставником.

Его раннее творчество, не могу сказать, что оно было успешным, можно связать с поступлением в народный университет Шанявского и вступление в «Суриковский кружок». Эти два события порождали в Есенине новые думы и настроения. Рождаются такие стихотворения как «Сбейте мне цепи, скиньте оковы», «Поэт» - тот поэт врагов кто губит……, которые я думаю, помогают понять смуту того тяжелого времени - революцию 1905 г, тяжелое положение простого русского народа - «Кузнец» - Куй, кузнец, рази ударом…

Но Есенин не стал сознательным революционером, пребывание в «Суриковском кружке» было лишь очередным этапом в витке его творчества. Он не стал революционером, как большинство художников, музыкантов, поэтов того времени, ему это было не интересно, я думаю, что таким образом, вступая в подобного рода кружки, он просто спасался от одиночества, преследовавшего его.

Итак, Есенин, после долгих поисков самого себя, не ощущая себя городским, возвращается к поэзии о сельской природе. Его всегда привлекали вольнолюбивые и независимые натуры, русская удаль и широта души, а так же исторические темы.

И первые печатные стихи Есенина - это стихи о природе - «Береза», «Черемуха», «Пороша».

В его поэме «Песнь о Евпатии Коловрате» (о хане Батые и разорении Рязани), «Марья - Посадница» (борьба Новгорода против Москвы) и в стихотворении «Ус» (о соратнике Степана Разина) - четко прослеживается мотив русской истории, которую он знал и любил.

По моему мнению, таким образом происходило постепенное становление Есенина как поэта - лирика и фольклорного сказателя, сочувствующего своим героям.

Большое влияние на творчество Есенина произвело творчество Блока. Состоялась их встреча и Блок отметил стихи Есенина как свежие, чистые, голосистые и многословные. И с Блоком я соглашусь, так как поэмы и стихи Есенина знакомы мне с раннего детства.

Сам Есенин отметил,что стихи Блока научили его «лиричности», этому свидетельствует стихотворение «Запели тесаные дороги», где он подражал великому поэту.

Двадцать лет было поэту, когда появилась первая книга его стихов - сборник «Радуница». Победа реальной жизни над религиозными легендами.

Мировая война 1915 года, наложила отпечатки на творчество Есенина, но отклики Есенина на войну не содержали социального протеста. Он пишет очень спокойно такие стихи, как «О Русь, спокойный уголок», «Молитва матери», «Богатырский посвист», «Удалец». В стихах Есенина того времени отражалось плачевное состояние деревни в царской России - «Гой, ты Русь моя родная…», «Спас». Но любовь к Родине порождалась не только грустными картинами нищего крестьянства, а он видел ее и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, веселыми рощами, с малиновыми закатами и звездными ночами - этому свидетельствуют такие стихи как: «Заголубели долы», «Черемуха машет рукавом», «Не бродить, не мять в кустах багряных».

Изображение человека в общении с природой дополняется у Есенина еще одной весьма заметной особенностью - любовью ко всему живому: зверям, птицам, домашним животным. С необычайной личностью и жалостью он пишет стихи: «Корова» , «Песнь о собаке» (прочитав это стихотворение Горький писал: «Я сказал ему, что на мой взгляд, он первый в русской литературе так умело и с такой искренней любовью пишет о животных).

Вспоминая свои юные годы, Есенин писал в автобиографии: «Из поэтов мне больше всего нравился Лермонтов и Кольцов». И он пишет стихи по структуре напоминающие стихи Кольцова, у которого лапти и рванные кафтаны прочно вошли в поэзию: «Думы мои, думы», «В хате», «Молотьба».

Стихотворение «О Русь, взмахни крылами», было написано вскоре после Февральской революции, иллюзия надежды на перемены отразилась в творчестве Есенина.

Я согласна с положительными отзывами на «Радуницу» известного литературоведа П. Саккулина, «Народный златоцвет», в которой он одним из первых указывал на то, что творчество Есенина находится в « струе художественного фольклоризма», что в его поэзии «говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками». «Для Есенина нет ничего дороже Родины», - делал верное заключение Саккулин («Вестник Европы», 1916, № 5, стр. 205, 208).

«Поэтическое творчество русского народа не замерло: оно приняло лишь новые формы» - утверждал он. Так творчество Есенина уже служило веским аргументом в серьезном литературном споре.

В откликах на Февральскую революцию поэт совершенно не касается каких-либо конкретных исторических фактов или жизненных обстоятельств.

Можно утверждать, что Есенин в своем отношении к революции разделял настроение патриархальной части русского крестьянства, пассивных его слоев, далеких от идеи сознательной революционной борьбы, верных строзаветным законам деревни и иллюзорной мечте о том, чтобы жизнь протекала в прежнем русле, но без помещичьего гнета и насилия царских чиновников.

Октябрьская революция усилила политическую борьбу в стране.

Ярким свидетельством тогдашней позиции Есенина служат его наброски к поэме «Анна Снегина», в которой он пытался изобразить острую литературную борьбу, вызванную революцией:

«Возмездие достигло рока,

Рассыпались звенья кольца.»

О позиции Есенина в период революции можно судить по некоторым фактам его биографии. Поэт Д.Семеновский вспоминал: «Известно, что в ответ на обращение Совнаркома «Социалистическое отечество в опасности» , написанное В.И. Лениным в связи с немецким наступлением в 1918 году, Есенин записался в боевую дружину. То время диктовало свой подход к литературе, и Есенин совместно с М.Герасимовым и С.Клычковым написал текст «Кантаты», которая исполнялась при открытии мемориальной доски - памятник передовым борцам Октябрьской революции. Так же поэт написал стихотворение «Небесный барабанщик» - это пафосное стихотворение, веры в победу революции. В его стихах начинает звучать тема братства и единения, появляется публицистичность, лозунговость - «Кто хочет свободы и братства, Тому умирать нипочем!», «Да здравствует революция На земле и небесах!» Так революционная эпоха врывалась в стихи проникновенного лирика, вносила в его творчество пафос и высокое воодушевление.

Он написал даже киносценарий «Зовущие зори», в соавторстве с Герасимовым, Клычковым и писательницей Павлович и принимал самое горячее участие. Н.Павлович вспоминает: «Есенин не мог не видеть недостатков нашего незрелого детища, но он своей рукой переписывает большую часть чистового экземпляра сценария, не отрекаясь от него желая довести до печати» (Альманах «Литературная Рязань», книга вторая,1957 г.Здесь впервые опубликован сценарий «Зовущие зори»)

Есенин принимал участие в занятиях Пролеткульта, живо интересовался творчеством пролетарских поэтов. И в этом не было ничего неожиданного, так как поэты были выходцами из крестьян, не порвавших связей с деревней. Но в Пролеткульте не было единого мнения о нем и в рецензии на сборники Есенина, опубликованной в одном из пролеткультовских журналов, говорилось: «Идеология Есенина очень определенна: это левое народничество…. Пролетарским поэтом Есенина назвать никак нельзя. Тем не менее, он настолько крупен и своеобразен, что не присматриваться к нему внимательно не может и пролетариат».

Но пролеткультовские журналы публиковали и противоположные оценки творчества поэта: «совершенно ненужный пролетариату», «уходит прямо в лагерь реакции». Подобное отношение к Есенину заведомо обрекало его на неудачу сблизится с Пролеткультом. И он вместе с Коненковым и Клычковым поддат заявление в Московский Политкульт с просьбой организовать при нем секцию крестьянских писателей. Но это стремление стать ближе к революционному искусству, потерпело неудачу. Слово «большевик» не было для Есенина только средством поэтического языка и он делает попытку вступить в члены Коммунистической партии. Но его не приняли. Есенин, как и все остальные поэты, был захвачен в духе времени пафосом революции. есенин поэт дункан иманжист

Теперь разберемся, какие же изменения в творчестве Есенина произошли в связи с Октябрьской революцией?

Поэт стремился коснуться жизненно важных для русской деревни вопросов, пытается осознать значение великого исторического поворота в судьбах русского крестьянства. Однако его попытки осложняются недостаточной четкостью политических взглядов, беспомощностью перед трудными политическими вопросами, и прежде всего перед одним из важнейших - о русском крестьянстве и пролетарской революции. Мучительные поиски привели его к сближению с эсеровскими кругами. Он искал политического самоопределения. И труднее, чем многим, было найти верную позицию Есенину, связанному с патриархальной деревней. Он вступает в «скифство» и печатается в газете «Знамя труда» - произведения «Октоих», «Пришествие», «Инония», «Сельский часослов». Все они были отмечены религиозной символикой. Использование библейской символики - весьма характерная примета литературы первых лет революции. Библейские образы, мифы и притчи были емки по смыслу и вполне понятны представителям самых разных слоев.

Но не религиозные проблемы волнуют поэта, а все же судьба крестьянства.

Постепенно, он отошел от партии эсеров и покинул «скифов», поняв, что пошел не по истинному пути, замечая, что он расходился в вопросе о национальных особенностях русского народа.

Поэт искал новую точку опоры, новую жизненную позицию, иные средства художественного выражения.

Он присоединяется к иманжинистам, которые отнимали у Есенина его славу, не давая взамен ничего ценного, отделываясь мусором своих политических строк. Они создавали видимость поэтической школы, а на самом деле были отмечены всеми признаками богемы самого низшего пошиба, о чем говорил их литературный быт и постоянные скандалы для рекламы. И именно иманжисты разрушили его брак с Зинаидой Николаевной Райх. Есенин никогда не мог отделаться от мысли, что совершил неверный шаг, бросив семью. Разрушение домашнего очага влекло за собой другое бедствие - бездомность и бесприютность поэта. Так иманжистская среда не только пыталась изуродовать поэтическое дарование поэта, но и калечила его личную жизнь. Но иманжисты не смогли подчинить подлинное дарование поэта холодному и расчетливому шутовству. Есенин не потерял собственного поэтического голоса. На фоне однообразных словесных упражнений иманжистов, поэзия Есенина отличалась яркой самобытностью. И В.Брюсов, писал: «Третий видный иманжист, С.Есенин, начинал, как «крестьянский» поэт. От этого периода он сохранил гораздо больше непосредственного чувства, нежели его сотоварищи…. у Есенина четкие образы, певучий стих и легкие ритмы».

Есенин уезжает заграницу. Он обратился к образно - бытовой символике и пришел к выводу, что именно в ней нужно искать истоки подлинной поэтичности. Но печаль об уходящем владеет поэтом, и он чувствуя себя привязанным к прошлому. Неумение отчетливо понять настоящее, увидеть приметы будущего временами приводят поэта к фатализму и в его стихах все чаще звучит слово «рок» -

Мир таинственный, мир мой древний,

Ты, как ветер, затих и присел.

Вот сдавили за шею деревни

Каменные руки шоссе.

Так испуганно в снежную выбель

Заметалась звенящая жуть.

Здравствуй, ты, моя черная гибель,

Я на встречу к тебе выхожу!

В этом стихотворении поэт сравнивает себя с затравленным волком, попавшем в окружение врагов. Мучительные мысли преследуют Есенина, изнуряя его, порождая безразличное и равнодушное отношение к жизни - «Не жалею, не зову, не плачу….»

И находясь в терзаниях и во внутреннем уходе из мира тех представлений, в которых он жил, он пишет - «Нет любви ни к деревне, ни к городу», «Я покинул родные поля». Есенин находился в состоянии неуравновешенности, которая терзала и вызывала невыносимую боль в сердце. Он пристрастился к вину и скандалам, переживая творческий кризис - «Москва кабацкая», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут». В «Москве кабацкой» - тесно переплелись черты характера поэта с его мучительными раздумьями об эпохе, о путях России, здесь есть несомненно отзвуки того, как и чем он тогда жил. Беспутные и развращенные женщины «Москвы кабацкой», к которым Есенин обращается - не столько реальные лица, сколько отражение общей атмосферы того сложного времени.

Страшная кабацкая жизнь захлестнула поэта, и я думаю, виной этому была его слабохарактерность, неумение противостоять обстоятельствам. Сам Есенин осознавал все происходящее с ним, называл себя «озорным гулякой», «забулдыгой», «скандалистом», «хулиганом». Осознавая свое положение, Есенина мучила душевная боль и горечь, которые вызвали в нем целую тему - тему покаяния: «Годы молодые с забубенной славой, Отравил я сам вас горькою отравой». Его посещали глубокие сомнения в нужности того, что он пишет.

3 октября 1921г. Сергей Есенин знакомится Айседорой Дункан. Луначарский официально предложил танцовщице открыть школу в Москве, обещая финансовую поддержку. Однако обещаний советского правительства хватило ненадолго, Дункан стояла перед выбором -- бросить школу и уехать в Европу или заработать деньги, отправившись на гастроли. И в это время у нее появился еще один повод, чтобы остаться в России, -- Сергей Есенин. Ей 43, она располневшая женщина с коротко остриженными крашеными волосами. Ему -- 27, золотоволосый поэт атлетического телосложения. Через несколько дней после знакомства он перевез вещи и переехал к ней сам, на Пречистенку, 20. 1922г. - Есенин и Дункан сочетались браком.

Удивительно, но при всем своем огромном желании любить и быть любимой Айседора лишь однажды все-таки вышла замуж. И то, получается, по расчету -- Есенина иначе не выпускали с ней за границу. Этот брак был странен для всех окружающих уже хотя бы потому, что супруги общались через переводчика, не понимая языка друг друга. 1922-1923гг. - Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

Сложно судить об истинных взаимоотношениях этой пары. Есенин был подвержен частой смене настроения, иногда на него находило что-то, и он начинал кричать на Айседору, обзывать ее последними словами, бить, временами он становился задумчиво-нежен и очень внимателен. За границей Есенин не мог смириться с тем, что его воспринимают как молодого мужа великой Айседоры, это тоже было причиной постоянных скандалов. Так долго продолжаться не могло. «У меня была страсть, большая страсть. Это длилось целый год… Мой Бог, каким же слепцом я был!.. Теперь я ничего не чувствую к Дункан». Результатом размышлений Есенина стала телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив». Их развели, благо это так легко было сделать в России в то время. .1923г. - они разошлись.

1924 - 1925гг. - Есенин путешествует по Закавказью. В то же время выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

Поэту требовалось приложить определенные усилия, чтобы владеть собой и он находил их. Он написал поэму «Черный человек», наполненной невыразимой внутренней болью. Эта поэма была напечатана уже после смерти поэта. Эта поэма - разговор Есенина с мрачным пришельцем, который обладает страшной властью над поэтом. Я считаю, что причина появления этой поэмы - некое предчувствие скорой кончины поэта, так как это самое трагическое произведение, его двойник, вобравший в свой образ то, что сам поэт считает отвратительным и мерзким. Таково было отношение поэты к самому себе.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории советской литературы. Оно занимает видное место в художественной летописи жизни нашей страны в первые годы революции. И нам всем известна истина, что только подлинно национальное искусство становится искусством общечеловеческим.

Чем больше проходит времени, тем очевиднее общечеловеческое значение поэзии Есенина, с ее идеями гуманизма, любовью ко всему живому, это поэзия добра и тепла, понятная и близкая русскому сердцу, это та атмосфера искренности, без которой невозможно человеческое общение.

Грузинский поэт Г. Леонидзе писал о Есенине: «Мы любили его как раз за то, что он пел «своим мотивом и наречьем», выражая волновавшие всех нас «человечьи чувства», за то, что он был истинно национальным поэтом» (газета «Правда» 1965 г.).

27 февраля 1925г. - Есенин переезжает из Москвы в Ленинград и пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей,-

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Вот так страна!

Какого ж я рожна,

Орал, что я с народом дружен?

Моя поэзия здесь больше не нужна,

И сам я здесь ни капельки не нужен.

Но его чувство сопричастности судьбе России, его чувство любви и ответственности за нее заставляют Есенина бороться до конца. Есенин ушел из жизни в 1925 году в гостинице "Англетер", не успев увидеть, как его любимую родину добровольно коллективизировали. Недаром Горький писал: "Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действительности, он выражал стон и вопль многих сотен тысяч, он яркий и драматический символ России".

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.
  6. Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

    Художественный мир

    Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще .
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены .
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме « » (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны .

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито « «. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти .

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Есенин, Сергей Александрович, поэт (3.10 1895, село Константиново, Рязанской губ. – 28.12.1925 Ленинград) (см. его биографию). Родился в крестьянской семье, рос в доме деда-старовера, в религиозной строгости. В 1912-15 учился в Народном университете А. Л. Шанявского в Москве и работал корректором.

В 1914 в журналах появляются первые стихи Есенина. В 1915 в Петрограде Есенин встречается с Блоком и входит в тамошние литературные круги. Блок и Городецкий ориентировали его на сближение с крестьянскими поэтами, особенно с Н. Клюевым . Первый сборник стихов Есенина Радуница (1916) был встречен положительно.

Сергей Есенин в кадрах кинохроники, 1918, 1921, Живой голос поэта России

В 1917 Есенин был близок левым социалистам-революционерам (эсерам). Октябрьскую революцию он приветствовал с точки зрения духовного подъема, исполненный мессианских ожиданий, рисовавшихся в образе крестьянского рая. В 1919, во время гражданской войны , Есенин переселился в Москву и вошел в литературную группу имажинистов . Время от времени он предавался разгулу в обществе пьяниц, проституток и наркоманов.

Встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан повела к неудачной женитьбе, скандалам, широко освещавшимся мировой прессой, пока Есенин был за границей (май 1922 – август 1923). Есенин находился в отчаянии, из которого его не смогло вывести временное возвращение в родную деревню (1924), равно как и попытки как-то приспособиться к коммунистической действительности. В декабре 1925 он был найден мёртвым в номере одной из ленинградских гостиниц. По официальной версии, Сергей покончил с собой, но есть немало данных, что его убили по приказу властей , недовольных его последней антисоветской поэмой Страна негодяев .

При жизни Есенин был одним из самых популярных поэтов, но позже партийная критика последовательно вычеркивала его из советской литературы. «Есенинщина» стала отрицательным понятием. Лишь с 1955 его произведения стали снова широко печататься в СССР.

Врожденный лирический талант Есенина, сказавшийся в меланхолическом воспевании старой русской деревни с ее лугами, облаками, избами (например, в стихотворении Русь ) и сочетавшийся с религиозной образностью, развивался благодаря различным символистским влияниям (Блок, Белый), но был достаточно силен, чтобы всегда оставаться самим собой. К его ранним стихам, возникшим по возвращении в деревню после первой встречи с городом, принадлежат простые, очень эмоциональные баллады о животных, например, Песнь о собаке (1915). С ранних лет он даёт и проникновенные образцы любовной лирики (напр., Не бродить, не мять в кустах багряных... ).

У Есенина, как у Блока и Белого, революционные события выступают в связи с идеями христианства , причем религиозный элемент, проявляющийся в системе образов, или, например, в стихотворении Товарищ в описании Христа, носит двойственный характер, вплоть до богохульства.

В поэме Инония (1918), напоминающей своим образным языком картины Шагала, Есенин рисует столь желанный ему крестьянский рай, свободный от порабощающего влияния городской цивилизации. В поисках революционного содержания он обратился к русской истории и создал лирическую драму Пугачев (1921), где языковый эксцентризм весьма затрудняет понимание аллегорий, к которым прибегает поэт.

Тайны Века - Сергей Есенин. Ночь в Англетере

Есенин и по натуре был предрасположен к меланхолии; ее усиливало разочарование от происходящего вокруг процесса урбанизации и пролетаризации, губительных для крестьянства. Бегство от действительности в разгульную жизнь обусловило иную тематику его стихов, писавшихся начиная с 1920 г. и напечатанных двумя сборниками – Исповедь хулигана (1921) и Москва кабацкая (1924). Есенин ощущает, что ему как поэту нет места в советской России; отчаяние, связанное с этим, пронизывает его исповедальную лирику.

В последние два года жизни поэзия Есенина, зачастую повествовательная, богатая красками, звуками и необычными словосочетаниями, становится все более ясной и простой. Разлад, погубивший его жизнь и приведший его к трагическому концу, был глубоко понятен тысячам молодых людей, которые так же, как поэт, лишились корней и попали в водоворот этого потопа: в стихах, полных смятения и потерянности, они видели собственную жизнь, слышали собственные жалобы.