Субъективность чувственное отражение реальности сфера культуры. Переживание как субъективное отражение реальности. Стратегии познавательной деятельности в условиях неопределенности

Введение

Восприятие - это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Оно включает в себя прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Рассмотрим играющего на лужайке щенка. Он имеет определенную форму, размеры и окраску; в каждый момент времени он занимает в пространстве определенное место, находящееся от нас на определенном расстоянии и в определенном направлении; мы видим его то движущимся, то неподвижным; он выглядит как плотное тело, т. е. как объект, у которого можно потрогать только поверхность, в отличие, скажем, от воды или неба. Окраска щенка является свойством поверхности его тела, т. е. его поверхность имеет цвет. Если он сталкивается с небольшим предметом, у нас создается впечатление, что щенок является причиной его движения. Все это воспринимается нами при помощи зрения. Но мы также слышим его лай, и этот звук имеет определенную высоту, громкость и тембр и исходит из определенной части пространства, фактически из того места, в котором мы видим щенка. Мы воспринимаем его в совокупности свойств, а из нашего прошлого опыта мы знаем, что перед нами - щенок. Воспринимаемые качества, такие, как цвет, размер и т. п. остаются постоянными и не зависят от того что, например, изображение на сетчатке глаз постоянно меняется. Так, нам не кажется, что в тени щенок меняет свою окраску или что его размеры увеличиваются или уменьшаются в зависимости от того, приближается или удаляется он от нас.

Это можно объяснить тем, что процесс восприятия протекает в связи с другими психологическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (мы можем осознать, что перед нами только когда воспринимаемому образ мы можем его назвать: щенок), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в той или иной форме произвольно организуем процесс восприятия). Все это ведет не совсем адекватному восприятию, к искажению воспринимаемого объекта, в том числе ведет и к искажению зрительного образа, к появлению так называемых иллюзий зрения.

Ощущение - отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга. Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т. д. Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью.

1. Отличие восприятия от ощущений

Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию.

Способность ощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой с рождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов, наделены только человек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется в жизненном опыте. В отличие от ощущений, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной в виде предметов, вне нас существующей действительностью. Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный для восприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство (например, ощущения яркости, громкости, равновесия, сладкого и т.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс взаимосвязанных различных ощущений, приписываемых человеческим сознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет был воспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречную активность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа. Отдельные ощущения как бы “привязаны” к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействия стимула на их периферические органы – рецепторы, чтобы ощущение возникло. Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающий принятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета или явления, который складывается в ходе активного их отражения.

Восприятие является чувственным отображением предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека – не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субъекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.

2. Виды восприятия

Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. В зависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает больше информации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствах воспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяют осязательное, зрительное и слуховое восприятие.

2. 1. Осязательное восприятие

Осязание является сложной формой чувствительности, включая в свой состав как элементарные, так и сложные компоненты. К первым относятся ощущение холода, тепла и боли, ко вторым – собственно осязательные ощущения (прикосновение и давление). Периферическими аппаратами ощущения тепла и холода являются “луковички”, разбросанные в толще кожи. Аппаратом болевых ощущений являются свободные окончания тонких нервных волокон, воспринимающих болевые сигналы, периферическим аппаратом ощущений прикосновения и давления – своеобразные нервные образования, известные как тельца Лейснера, тельца Фатер-Паччини, также расположенные в толще кожи. Только что перечисленные рецепторные аппараты распределены по поверхности кожи неравномерно: чем более тонкая чувствительность требуется от работы того или иного органа, тем более густо расположены на его поверхности соответствующие рецепторные компоненты и тем более низки пороги различения тех сигналов, которые до них доходят, иначе говоря, тем более высока их чувствительность. Тонкость чувствительности различных поверхностей тела обеспечена не только густотой распределения периферических рецепторов в соответствующих участках кожи, но и относительной площадью тех областей постцентральных отделов коры головного мозга, куда приходят волокна от соответствующих участков периферии. Чем более тонкую функцию выполняет тот или иной участок кожи, тем большую площадь занимает его проекция в коре головного мозга. Наиболее сложные формы осязательной чувствительности – ощущение локализации прикосновения, различительная чувствительность (ощущение расстояния между двумя прикосновениями к близким участкам кожи), ощущения направления натяжения кожи (если кожу предплечья ведут к кисти или от нее), ощущения формы, которая наносится прикосновением острия делающего на коже фигуру круга или изображение цифры. К сложным формам относится и глубокая чувствительность, позволяющая опознать, в каком положении находятся пассивно огибаемая рука или придать правой руке то положение, которое пассивно придается левой руке. В осуществлении этих видов чувствительности принимают участие сложные вторичные зоны постцентральных отделов коры. Для исследования различных видов чувствительности используют разные приемы, например: опыт Тэйбера, при котором исследующий одновременно прикасается к двум симметричным точкам груди или лица. Поражение одного из полушарий выявляется в том, что больной, хорошо улавливающий каждое отдельное прикосновение, игнорирует одно из прикосновений к симметричным точкам, если оба прикосновения даются одновременно.При этом обычно выпадает ощущение прикосновения к точке, противоположной пораженному полушарию.

Исходный момент процесса познания - контакт субъекта с объектом познания. Путь процесса познания имеет две основные ступени: чувственное познание (живое созерцание) и рациональное познание. Чувственное познание в свою очередь имеет также две ступени:

    непосредственный контакт субъекта и объекта через органы чувств;

Форма - чувственный образ:

    ощущение;

    восприятие;

    представление. Познавательная роль чувственного отражения: все знания имеют своим источником в конечном счёте чувственное отражение.

Чувственное отражение не даёт понимания отражаемого, прямой информации о том, что доступно ин­теллекту. Оно поверхностно. Отличие чувственного отражения от отражения животного : многие животные обладают более совершенными органами чувств, чем человек, при этом границами восприятия для животных являются естественные границы восприятия, человек же с помощью приборов может расширить естественные границы восприятия, к тому же к работе органов чувств добавляется деятельность ума.

предметный мир. Истина по своему источнику всегда объективна. Объективная истина - такое содержание наших знаний, которое не зависит от человека и человечества.

    Поскольку мир безграничен в пространстве, бесконечен во времени и неисчерпаем вглубь, постольку всякое знание ограничено знаниями эпохи и мерой постижения предмета. Любое знание является относительной ис­тиной. Признание относительного характера наших знаний ограждает нас от зазнайства, окостенения знаний, от догматизма.

    Вопрос о том, может ли человек и человечество познать весь предметный мир целиком?

Абсолютная истина - полное предметное знание окружающего мира. Достижима ли абсолютная истина? Нет, поскольку мир беспределен. Да, абсолютная истина в принципе недостижима, поскольку нахождение любой отно­сительной истины есть обретение крупицы абсолютной истины. Это противоречие объективно, а не вымышлено. Понимание того, что есть абсолютная истина, ограждает нас от релятивизма.

Вопрос 37. Понятие практики. Роль практики в процессе познания.

Практика - категория гносеологии. Практика (опыт) - взаимодействие познающего субъекта с познавае­мым объектом в процессе познания. Практика в современном материалистическом понимании - это взаимодейст­вие человека с окружающей средой, в которой человек играет роль активной и сознательной силы. Субъективный идеализм видит только субъективную сторону практики, объективный идеализм сводит практику к теоретической деятельности. Виды практики:

    Трудовая деятельность человека.

    Социальная практика человечества (социальный опыт).

    Эксперимент.

    Наблюдение.

Вся общественная жизнь по существу носит практический характер. Практика - основа процесса позна­ния, цель познания. Все области познания создаются и развиваются в конечном счёте для практического резуль­тата. Практика - критерий истины. Здесь философия получает разрешение спора с агностицизмом. Маркс говорит о том, что вопрос об истинности или не истинности наших знаний - вопрос не теории, а практики. Достижение истины проверяется практикой.

    Учение о практике дало возможность представить философское решение вопроса о происхождении сознания. Вся производственная деятельность человечества даёт объяснение всего исторического процесса - основная идея материалистического понимания истории.

В учении о практике заложена ключевая идея теории и практики педагогики человечества - возможность сформировать как полноценное существо человека только совокупностью деятельности и обучения.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА

Задания с выбором ответа широко используются в прак­тике образовательного тестирования. Наиболее распространены задания с выбором одного ответа из четырех, применяются также задания на выбор нескольких правильных ответов из четырех и более предложенных вариантов. Мы не будем отдельно рассмат­ривать эти разновидности заданий, поскольку технология их вы­полнения сходна.

Можно рекомендовать следующую последовательность интеллектуальных действий при выполнении заданий с выбором ответа (одного или нескольких верных ответов). Необходимо внимательно прочесть условие задания, уяснить вопрос или тре­бование, установить, к какой области содержания относится во­прос (требование) и актуализировать соответствующую инфор­мацию, попытаться сократить объем необходимой информации до конкретной темы (проблемы, понятия), проанализировать все предложенные варианты ответа, выбрать верный (несколько вер­ных) и проверить его правильность.

Вообще, возможно несколько логических путей выполне­ния подобных заданий. Во-первых, проектирование возможного правильного ответа и поиск его среди предложенных вариантов (например, в ситуации распознания понятия по существенным признакам или проявлениям), во-вторых, анализ предложенных вариантов ответа применительно к условию и требованию (вопро­су). Возможен также анализ с целью отсечения заведомо неверных вариантов ответа и получения единственного правильного вариан­та. Выбор пути выполнения конкретного задания определяется особенностями мышления конкретного человека, глубиной его знаний и степенью развития предметных и общеучебных умений.

Рассмотрим несколько разновидностей заданий с выбо­ром ответа, выделенных по проверяемым умениям.

1. Задания на распознание понятия по существенным признакам. Именно такие задания довольно часто предлагаются в различных аттестационных тестированиях учащихся.

Пример 1 .

Образец поведения, признанный целесообразным для лю­дей данного статуса в конкретном обществе, называют

1) социальным престижем

2) социальным положением

3) социальной адаптацией

4) социальной ролью

В тексте данного задания дается определение понятия «соци­альная роль». Если учащиеся не помнят его в целостном, готовом виде, можно проделать следующие интеллектуальные операции:

1) выявить область обществоведческого знания, понятие из кото­рой требуется определить: в нашем случае речь идет об образце поведения человека, следовательно, понятие относится к соци­альным отношениям;

2) выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это образец поведения, признанный целесообраз­ным для людей данного статуса;

3) сократить область знания до конкретной проблемы: в нашем случае ограничиться социальным положением человека;

4) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа и выбрать правильный: искомый ответ - 4) роль.

Осталось проверить правильность выбранного ответа, проанали­зировав еще раз все иные варианты.

Задание в Примере 2 аналогично предыдущему, только в усло­вии дано не определение, а несколько существенных признаков понятия.

Пример 2

Направленность на получение и постоянное обновление теоретического систематизированного достоверного знания о сущ­ности природных и социальных фактов и процессов свойственна

1) искусству

4) религии

Алгоритм выполнения данного задания, в принципе, тот же, что и в предыдущем случае:

1) выявить область обществоведческого знания, понятие из кото­рой требуется определить: в нашем случае речь идет об областях культуры;

выявить в условии существенные признаки искомого понятия: в нашем случае это направленность на получение и постоянное обновление знаний, системность и достоверность получаемых знаний, теоретический характер знания, знание о сущности фак­тов и процессов;

3) актуализировать информацию по каждому из вариантов ответа (соотнести известные признаки искусства, религии, науки и мо­рали с выявленными из условия) и выбрать правильный ответ. В нашем случае правильный ответ - 2) наука.

2. Задания на выявление (распознание) признаков по­ нятия.

Технология их выполнения весьма проста: выявление со­
держания обозначенного в условии понятия (определение поня­тия), соотнесение выявленных признаков понятия с предложен­ными вариантами ответа.

Пример 3 .

Характерным признаком любого государства является

1) разделение властей

3) многопартийность

4) выборность главы государства

Из условия задания очевидно, что необходимо установить родовой признак государства, т. е. признак, свойственный госу­дарству любой формы в любой исторический период. Проанали­зировав предложенные варианты ответа, мы установим, что тако­вым является позиция 2) - аппарат управления существовал (су­ществует) в любом государстве прошлого и настоящего.

Необходимо очень внимательно читать условие задания, чтобы избежать ситуации, когда ученик выполняет не поставлен­ное задание, а то, которое он сформулировал сам, невнимательно или фрагментарно прочитав условие. В примере 3 приведено за­дание, в котором многие девятиклассники совершают именно такую ошибку - упускают при чтении слово «любое», которое является ключевым.

3. Задания на выявление проявлений понятия.

Выпол­нение подобных заданий предполагает несколько логических операций: выявление содержания обозначенного в условии поня­тия (определение понятия), соотнесение выявленных признаков понятия с предложенными проявлениями

Пример 4 .

К политическим правам и свободам относится (-ятся)

1) свобода совести

2) право на жилище

3) свобода творчества

4) избирательные права

Выполнение задания целесообразно начать с определения понятия «политические права» или, в случае затруднений, поня­тий «политика» и «право». Политика - это сфера социального взаимодействия по поводу власти, а право - возможность сво­бодно действовать в какой-либо сфере. Получается, что полити­ческие права - это возможности граждан участвовать в управле­нии государством, в политической жизни общества. Остается со­отнести с выявленным нами содержанием понятия предложенные в качестве вариантов ответа конкретные проявления. Только одно из них - 4) - относится к политической жизни.

4. Задания на определение структуры понятия. Осно­вой выполнения подобного задания является определение поня­тия, с которым соотносятся предложенные в качестве вариантов ответа элементы.

Пример 5 .

Понятие «общество» включает в себя

1) природную среду обитания

2) формы объединения людей

3) принцип неизменности элементов

4) окружающий мир

Определим понятие «общество»: обособившаяся от при­роды часть материального мира, не потерявшая связь с ней. Со­отнесем предложенные варианты ответа с этим определением - это позволяет исключить как неверные варианты 1) и 4). Вспом­ним другие существенные свойства общества: является совокуп­ностью форм и способов совместной деятельности людей, явля­ется динамичной системой. Соотнесем эти свойства с оставши­мися вариантами ответа и выберем правильный - 2).

5. Задания на сравнение несколько сложнее других рас­
смотренных нами разновидностей, поскольку предполагают опе­рирование не одним, а несколькими понятиями.

Пример 6 .

В отличие от природы, общество

1) имеет системный характер

2) непрерывно изменяется

3) создает культуру

4) развивается по собственным законам Существуют многообразные иерархические связи понятий.

Род - это мыслимое множество предметов (обозначаемых соответ­ствующими понятиями), в которое входит и рассматриваемый нами класс объектов. Вид - это подразделение понятий внутри рода. Ви­довые признаки отличают один класс объектов от другого внутри рода. Рассмотрим следующий пример: понятие «культура» как со­вокупность приемов и результатов духовной деятельности человека будет являться родовым для понятий «элитарная культура», «массо­вая культура», «народная культура», «экранная культура», каждое из которых при наличии определенной специфики (видовые призна­ки) все же имеет общие родовые признаки.

В примере 6 требуется среди родовых черт сложных объек­тов отыскать видовую характеристику общества (это и будет тре­буемая черта отличия). Системность, непрерывные изменения, на­личие специфических закономерностей развития - все это родовые признаки, а вот создание культуры - видовой признак Общества. Данное задание можно выполнить иначе, вспомнив базовые опреде­ления понятий. Проанализировав предлагаемые варианты ответа, вспомним, что культура есть результат преобразования обществом природной среды, т. е. оно отличает общество от природы.

6. Задания-задачи, требующие выбора одной из четырех
предложенных позиций.

Пример 7 .

В известной сказке героиня произносит следующую фразу: «Не хочу быть черной крестьянкой, Хочу быть столбовою дворянкой». Она хотела изменить

1) свое социальное происхождение

2) свое семейное положение

3) свой социальный статус

4) свою профессию

Процесс решения таких задач сводится к соотнесению предложенных вариантов ответа с преобразованными данными условия. Для решения мы используем следующий алгоритм:

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомни­те вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника. (Последнее, естественно, возможно только в условиях подготовки к экзамену.)

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулирован­ные в задаче, с ее условием:

Определите, какая полезная для решения задачи инфор­мация содержится в условии;

Подумайте, не противоречат ли друг другу данные усло­вия задачи (именно противоречие данных может подска­зать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь
для решения задачи, к каким источникам обратиться:

Выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

Сократите эту область до конкретной проблемы, инфор­мацию по которой и надо вспомнить;

Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.

4. Проанализируйте предлагаемые варианты ответа с преоб­разованным условием.

5. Убедитесь в правильности полученного вами ответа: нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагае­мому вами решению.

Рассмотрим технологию работы по этому алгоритму.

Пример 8 .

В автомастерской трудятся 20 рабочих, каждый выраба­тывает по 40 часов в неделю. Какой показатель отражает произ­водительность труда на предприятии?

1) каждый пятый автомобиль в течение полугода после ремонта ломается

2) контроль качества осуществляет компьютер

3) более половины работников имеет высшую квалификацию

4) ремонтируется 30 автомобилей в день

Внимательно прочтем условие и уясним смысл вопроса. Оп­ределим, что данный вопрос относится к экономической сфере, кон­кретно - «экономика производителя». Для успешного решения не­обходимо вспомнить, что такое «производительность труда» (коли­чество продукции, выработанное за единицу времени). Соотнесем это определение с предложенными ответами. Правильный ответ -4). Еще раз прочтем оставшиеся варианты ответов, соотнесем и с условием, чтобы убедиться, что выбран правильный ответ.

7. Задания на установление истинности суждений. Со­держание, структура и проявления понятий, а также их разнооб­разные связи фиксируются в форме суждений. Поэтому задания на анализ истинности суждений используются в экзаменацион­ной работе.

Пример 9 .

Верны ли следующие суждения о Конституции РФ?

А. В Конституции РФ названы права, свободы и обязан­ности гражданина.

Б. Конституция РФ - это свод всех законов, действующих в государстве.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

Выполнение подобного задания начнем с вычленения и оп­ределения содержания основного понятия. В нашем случае - это «конституция». Вспомним, что конституция - основной закон государства, в котором зафиксированы основы государственного строя, взаимоотношений власти и граждан, формы государства. Теперь проанализируем каждое из суждений, соотнося его содержание с оп­ределением основного понятия. Первое суждение верно, а второе - нет (поскольку конституция - это основной закон, а не свод всех законов). Остается только выбрать правильный ответ, здесь - 1).

ЗАДАНИЯ С КРАТКИМ ОТВЕТОМ

1. Задание на сравнение.

Пример 10.

В приведенном списке указаны черты сходства семьи и других малых групп и отличия семьи от других малых групп. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку - порядковые номера черт отличия.

1) общность интересов

2) ведение совместного хозяйства

3) кровнородственная связь

4) прямые личные контакты

Как выполнять подобные задания? Можно говорить о двух возможных логических путях.

Первый основан на понимании различий видовых и родовых связей и признаков понятий. В данном примере речь идет о малой группе и семье как одной из разновидностей малых групп. Требует­ся, по сути, выявить в предложенном списке родовые признаки по­нятия «малая группа» и видовые признаках семьи как малой груп­пы. Вспомним родовые признаки малой группы (небольшая числен­ность; общие целями или задачи; общая деятельность; непосредст­венное взаимодействие и воздействие друг на друга ее членов, на основе чего возникают эмоциональные отношения и групповые нормы (правила, которые выработаны или приняты группой, и которым должно подчиняться поведение ее членов)) и видовые при­знаки семьи (основана на родстве, браке или усыновлении ; члены семьи связаны общим бытом, взаимной помощью и взаимной ответ­ственностью супругов за здоровье детей и их воспитание). Соответ­ственно, родовые признаки малой группы являются чертами сходст­ва, а видовые признаки малой группы - чертами отличия. Прочтем задание, соотнося каждую из предложенных позиций с отмеченны­ми признаками. Следовательно, общность интересов, прямые лич­ные контакты - это общие черты, а ведение совместного хозяйства, кровнородственная связь - черт отличия. Таким образом, ответ:

Второй логический путь базируется на прямом сравнении семьи с другими малыми группами. Данный путь не является оп­тимальным и свидетельствует о невысоком уровне сформирован­ное™ умений работать с понятиями.

2. Задание на анализ статистических данных, пред­ставленных в виде диаграмм/таблиц, предполагающее выбор верных позиций из предложенного списка.

Пример 11.

В 1993 и в 2008 году в стране Z социологической службой был проведен опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: «Какое образование необходимо человеку для того, что­бы достичь успеха в жизни?»

Результаты двух опросов представлены в диаграмме.

Полное (среднее) образование

Высшее профессиональное

образование

Успех в жизни не зависит

от образования

Проанализируйте данные диаграммы.

Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и выпишите в строку ответа циф­ры, под которыми они указаны.

1) Число сторонников полного (среднего) образования оста­лось без изменений.

2) Популярность высшего профессионального образования возросла почти вдвое.

3) Среднее профессиональное образование наиболее попу­лярно в обоих опросах.

4) Число тех, кто не связывает успех в жизни с уровнем обра­зования, не изменилось.

5) Полное (среднее) образование популярнее среднего про­фессионального образования в обоих опросах.

Первый этап работы предполагает анализ данных диаграммы.

Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных час­тей - изображения с заштрихованными сегментами (или столб­цами) и пояснения , называемого легендой диаграммы. Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число , означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.

Прежде чем выполнять задание, нужно внимательно изу­чить диаграмму:

Проанализировать сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить (в данном случае:«Какое образова­ние необходимо человеку для того, чтобы достичь успеха в жизни?»);

Прочитать легенду диаграммы, соотнести ее с соответст­вующими сегментами (столбцами) (представлены данные двух опросов 1993 и 2008 года; 4 позиции, каждая из кото­рых соответствует определенному уровню образования):

Установить, сколько опрошенных выбрали каждый вари­ант ответа

Варианты ответа

Полное (среднее) образование

Среднее профессиональное образование

Высшее профессиональное образование

Успех в жизни не зависит от образования

В случае необходимости можно записать соответствую­щее число рядом с каждой позицией легенды. Если задание содержит таблицу, то сохраняется указан­ный порядок действий, с тем лишь отличием, что анализировать приходится данные представленные в ином формате.

Внимательно прочитав каждую позицию списка, проделав простые логические операции и актуализировав нужные знания, можно безошибочно выполнить предложенное задание. Ответ: 12.

3. Задание на установление соответствия.

Пример 12.

Установите соответствие между характерной чертой и сферой культуры: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ

2) искусство

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

A) стремление к достоверности

Б) обоснованность предположений

B) субъективность

Г) чувственное отражение реальности

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Основание классификации задано в условии - это широ­кое понятие «сферы культуры». В свою очередь, данная катего­рия включает следующие понятия: «наука», «искусство». Они также названы в условии задания и образуют второй уровень классификационной схемы. Уточним содержание этих понятий

«Наука» - это сфера духовной деятельности человека, направ­ленная на выработку и теоретическую систематизацию объек­тивных знаний о действительности, о закономерностях развития природы, общества и мышления; науку отличает стремление к достоверному отражению реальности. «Искусство» - форма че­ловеческой деятельности, художественно творчество, проявляю­щееся в различных его видах; в основе искусства как одного из способов осознания мира лежит воспроизведение и преобразова­ние действительности в художественных образах.

Итак, мы уточнили содержание понятий, представленных во втором столбце условия задания. А что же содержится в пер­вом столбце? Здесь перечислены черты, характеризующие от­дельные сферы культуры. Это третий уровень классификации - уровень конкретных понятий. Задание требует установить, к ка­кой из сфер культуры относится каждая из указанных характер­ных черт. После того, как мы уточнили, что включают в себя от­дельные сферы культуры, выполнить это задание несложно.

Стремление»к достоверности, обоснованность предполо­жений - характерные черты науки, субъективность, чувственное отражение реальности - это характерные черты искусства.

4. Задание на определение «лишнего» понятия или за­дание на правильное использование понятия в приведенном контексте

Пример 13.

Ниже приведен перечень, социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по этнокультурному призна­ку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованную по другому признаку.

Армяне, грузины, православные, русские, украинцы, белорусы.

Найдите и выпишите номер группы, выпадающей из этого ряда.

Ответ:_____________

Выполним это задание. Проанализируем условие. В нем указана общая совокупность объектов и признак ее формирования. В нашем примере общая совокупность объектов - социальная группа, а признак ее формирования - этнокультурный..gif" height="23">что слово «этнос» в переводе с греческого означает «народ»; это понятие не имеет однозначной характеристики. Под этносом, по мнению ряда ученых, понимается исторически сложившаяся на определенной территории совокупность людей, обладающих общ­ностью культуры, языка, сознанием своего единства.

Следующий логический шаг - анализ перечня социальных групп, выявление признака формирования каждой из них и соот­несение его с указанным в условии признаком. В результате мы сможем установить лишний элемент. В предложенном списке группы «армяне», «грузины», «русские», «украинцы», «белору­сы» выделены на основе этнокультурной общности, а общность «православные» - по конфессиональному (религиозному) при­знаку. Следовательно, именно «православные» - лишняя в дан­ном списке социальная группа.

5. Задание на установление правильной логической последовательности.

Пример 14.

Восстановите правильную последовательность расшире­ния дееспособности гражданина РФ.

1) исполнять конституционную обязанность по защите Отечества

2) вносить вклады в кредитные учреждения и распоря­жаться ими

3) быть принятым на работу

4) быть избранным на пост Президента РФ

5) совершать мелкие бытовые сделки

Ответ:_____________________

Итак, требование задания заключается в том, чтобы уста­новить правильную логическую последовательность. Определим объект проверки - расширение дееспособности. Вспомним, что под дееспособностью понимают, предусмотренную нормами пра­ва способность субъекта права собственными действиями приоб­ретать и осуществлять права, а также исполнять обязанности. Полная дееспособность физических лиц по российскому законо­дательству наступает с 18 лет. Дееспособность несовершеннолет­них в период с 14 до 18 лет ограничена.

Проанализируем каждую из предложенных позиций с
этой точки зрения.

1) исполнять конституционную обязанность по 18 лет защите Отечества

2) стать председателем кооператива 16 лет

3) быть принятым на работу по трудовому договору 14 лет

4) быть избранным на пост Президента 35 лет

5) совершать мелкие бытовые сделки с 6 лет

Теперь восстановим логическую последовательность, от­вет 53214.

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Третью часть экзаменационной работы составляют зада­ния с развернутым ответом. Каждое из шести заданий проверяет определенное умение на различном содержании обществоведче­ского курса. Есть некоторые общие правила, соблюдение кото­рых представляется целесообразным для успешного выполнения заданий этой части.

Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и четко уяснить сущность требования, в котором даны оценивае­мые элементы ответа. При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т. п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т. п.), но и определить какое количество данных элементов следует привести (один, два, три и т. д.).

Это требуется для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трех элементов выпускник приводит, например, пять-шесть). Дело в том, что существует четкая зависимость баллов от полноты пра­вильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Пример 15

Прочтите текст и выполните задания С1 - С6

Язык, культура, нравственность, весь духовный капитал, которым мы живем, и который составляет наше существо, берет­ся из сложившихся жизненных отношений между людьми. Социальная, общественная жизнь не есть, следовательно, какая-то внешняя форма человеческой жизни. Она есть необходимое вы­ражение единства людей, составляющего основу человеческой жизни во всех ее областях. Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена об­щества он может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева.

Это внутреннее органическое единство может выступать в форме семьи, в форме религиозной общины и т. д., наконец, в форме общности судьбы и жизни всякого объединенного множе­ства людей. Эта общность образует жизненное содержание самой личности. Общность - это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние.

Для поверхностного восприятия общество состоит из лю­дей, в настоящее время населяющих землю. Но за наружным, временным восприятием жизни скрывается ее вечный фундамент и источник сил - единство настоящего с прошлым и будущим. В каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее, выступает как творчество того, чего еще нет.

(По материалам энциклопедии для школьников)

С1.Составьте план текста. Для этого выделите основные смы­словые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

С2. Найдите в тексте два объяснения того, почему социаль­ная (общественная) жизнь - внутренняя форма человеческой жизни.

С3. Какие уровни восприятия общества существуют, по мнению авторов текста? Используя содержание текста определите сущность каждого уровня.

С4.Почему человек «лишь в качестве члена общества мо­жет состояться как человек»? С опорой на текст и обще­ствоведческие знания дайте три объяснения.

С5 Рассказывая на уроке о формировании личности, ученик отметил значительное влияние на этот процесс семьи и ближайшего окружения человека. Не все учащиеся класса согла­сились с этим мнением. Какая из этих двух точек зрения отраже­на в тексте? Приведите фрагмент текста, помогающий ответить на вопрос.

Согласны ли вы с тем, что «в каждое мгновение наша жизнь определена силами и средствами, накопленными в прошлом, и вместе с тем устремлена в будущее»? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объ­яснения) в защиту своей позиции.

Первое задание требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них. Для выполнения этого задания необходимо внимательно про­честь текст, уяснить его содержание, выявить основные идеи тек­ста. Очень важно понимать, что названия пунктов плана не долж­ны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необхо­димо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента. При этом количество выделенных фрагмен­тов может быть различным - система оценивания не задает како­го-то конкретного числа пунктов плана. Но при этом в дроблении текста на смысловые фрагменты должна присутствовать опреде­ленная логика - именно на основе ее понимания эксперт, прове­ряющий работу, может сделать вывод о том, что основные смы­словые фрагменты выделены.

В нашем примере могут быть выделены, например, сле­дующие смысловые фрагменты:

1) социальная сущность человека;

2) внутреннее органическое единство людей;

3) уровни восприятия общества.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не иска­жающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополни­тельных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.

https://pandia.ru/text/78/178/images/image016_0.gif" height="57">Два следующих задания требуют извлечения из текста

информации.

Второе задание предполагает извлечение информации, представленной в явном виде. Требуемая информация может быть приведена в форме прямой цитаты из текста, причем могут быть опущены длинноты и подробности, и приведен лишь узна­ваемый фрагмент фразы. Информация может также быть дана в форме близкого к тексту пересказа. Оба эти варианта выполнения задания равноправны.

В нашем примере могут быть приведены следующие объ­яснения:

1) «Социальная, общественная жизнь... есть необходимое выражение единства людей, составляющего основу чело­веческой жизни во всех ее областях»;

2) «Человек живет в обществе не потому, что так жить удобнее, а потому, что лишь в качестве члена общества может состояться как человек, подобно тому, как лист может быть только листом целого дерева».

Не исключена ситуация, что в тексте можно найти не тре­буемое в задании, а большее количество единиц информации. В этом случае ученик может выбрать любые из них.

Третье задание предполагает извлечение и некоторую интерпретацию информации, представленной в тексте. В нашем примере правильный ответ должен содержать уровни восприятия общества и их сущность , например:

1) поверхностное восприятие - общество состоит из людей,
в настоящее время населяющих землю;

2) другое (глубокое) восприятие - общество предполагает
единство настоящего с прошлым и будущим.
Четвертое задание предполагает выход за рамки содер­жания текста и привлечение контекстных знаний обществоведче­ского курса, фактов общественной жизни или личного социаль­ного опыта выпускника.

Какие требования предъявляются к выполнению заданий данного вида? Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных ситуаций), их соответствие приведенным в задании теоретическим положе­ниям. Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведенного в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений. В-третьих, корректность отражения в рассуждениях и фактах связей различного типа.

В нашем примере могут быть даны следующие объяснения:

1) развитие личности человека возможно только в общении и взаимодействии с другими людьми (в процессе социа­лизации);

2) человек может проявить свои личностные качества только в общении и взаимодействии с другими людьми;

3) многие свои потребности человек может реализовать только в процессе общественной жизни.

Заметим, что могут быть даны другие корректные объ­яснения.

Пятое задание - задача, имеющая, как правило, само­стоятельное развернутое условие, - проверяет целый комплекс умений: соотносить отдельные факты и социальные процессы, применять знания обществоведческого курса, дополнять знания курса информацией из предложенного источника, применять ис­точник социальной информации для решения проблемы и др.

элементы :

1) ответ на вопрос , например: в тексте отражена первая точка

зрения (точка зрения ученика, рассказывавшего о форми­ровании личности) - семья и ближайшее окружение чело­века в значительной мере влияют на формирование его личности;

Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.

2) фрагмент текста , например:

- «Эта общность образует жизненное содержание самой личности»;

- «Общность - это духовное питание, которым внутренне живет личность, ее богатство, ее личное достояние».

Как видно, задачи, используемые в экзаменационной ра­боте, имеют два уровня требований: первое относится непосред­ственно к ситуации, сформулированной в условии; второе ориен­тирует на поиск информации для решения проблемы в предло­женном источнике. В вариантах используются разные модели условия (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т. п.).

Шестое задание предполагает формулирование и аргу­ментацию выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни. Данное задание не­посредственно связано с содержанием текста, но оно требует рас­сматривать текст в ином ракурсе.

В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) мнение учащегося: согласие или несогласие с высказан­ной позицией;

2) два аргумента (объяснения) , например:

в случае согласия может быть указано, что

Человек в своей деятельности опирается на имеющиеся знания, методы и средства, т. е. используется опыт прошлого;

Деятельность человека протекает в новых обстоятельствах, не

существовавших в прошлом, т. е. устремлена в будущее; в случае несогласия может быть указано, что

Человек создает принципиально новые средства и способы

деятельности, отсутствовавшие в прошлом, и велика ве­роятность, что деятельность следующих поколений будет принципиально другой;

Мир стремительно меняется, появляются новые сферы деятельности, обновляются знания, т. е. опора на прошлый

опыт не всегда возможна.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).

Заметим, что в подобном задании не может быть единст­венно верного ответа - согласие или несогласие с приведенной в задании точкой зрения являются правильными. По сути, объек­том оценивания здесь являются приведенные учащимся аргумен­ты - их ясность, логичность, опора на обществоведческие знания и содержание текста.

В процессе познания достаточно четко просматриваются две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Исходным в познании выступает чувственное отражение, именно через органы чувств мы получаем всю первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.

Органы чувств человека - продукты не только истории природы, но и всемирной истории. В становлении и развитии органов чувств человека важнейшую роль на протяжении всей истории человечества играла и продолжает играть до сих пор общественная практика. Так, ювелиры могут видеть тончайшие различия драгоценных камней, дегустаторы чая - улавливать незаметные для простых смертных особенности во вкусовых характеристиках разных сортов чая.

Чувственное отражение выступает в трех основных формах - в виде ощущений, восприятий и представлений. Ощущения - это чувственные образы отдельных свойств предметов. Мы ощущаем цвета, звуки, запахи, имеем вкусовые, осязательные ощущения и т.д.

Высшей формой чувственного отражения является представление - образное знание о непосредственно не воспринимаемых нами объектах, воспроизводимое по памяти.

В представлении уже вступает в дело абстрагирующая способность нашего сознания, в нем отсечены несущественные детали.

При этом на уровне представлений обнаруживает себя такая способность нашего сознания, имеющая громадное значение в процессе творчества, какой является воображение- способность соединять чувственный материал иначе, не так, как он соединен в действительности.

Представление стоит как бы на рубеже, на перепутье между чувственным отражением и абстрактным мышлением. Оно еще идет непосредственно от чувственного материала и строится на нем, но в представлении уже присутствует и абстрагирование от всего второстепенного, мало значимого и т.д.

Чувственное отражение - необходимая ступень познания, непосредственно связывающая сознание с внешним миром.

Завершая характеристику чувственного отражения действительности, укажем основные моменты, характеризующие его роль и место в познавательном процессе.

Прежде всего органы чувств - это единственный канал, который непосредственно связывает человека с внешним миром, и без органов чувств человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.

Они дают тот минимум первичной информации, который необходим и достаточен для познания того или иного объекта.

Рациональное познание в конечном счете базируется на том материале, который дают нам органы чувств.

Наконец, регулирование предметной деятельности обеспечивается прежде всего с помощью чувственных образов.

Эту характеристику можно дополнить и тем, что к числу достоинств чувственного отражения относится и его образность, а также непосредственная данность его образов и их яркость.

Но чувственное отражение и ограниченно - оно отражает лишь единичное, индивидуальное и не дает само и не может дать знания общего, оно дает информацию о непосредственно данном, о видимом, слышимом, но не дает знания о том, что скрыто за тем и другим, оно останавливается на внешнем, на явлениях, но само не может дать знания о внутреннем, о сущности.

Однако потребности практики как раз и диктуют необходимость выявления за единичным - общего, за внешним - внутреннего, за явлением - сущности и т.д.

Практика, таким образом, требует перехода, скачка от чувства к мысли, от чувственного отражения к абстрактному мышлению или рациональному познанию, которое преодолевает отмеченные выше ограниченности чувственного отражения.

Итак, познавательный процесс включает в себя две стороны - чувственное отражение и рациональное познание. Эти стороны диалектически взаимосвязаны.

Чувственное познание дает лишь исходный материал для работы мышления, и без этой работы мысли не может быть и речи о получении полного знания о предмете.

В свою очередь и рациональное познание, будучи шагом вперед в познании предмета, само по себе, без опоры на чувственность существовать не может, т.к. оказывается лишенным почвы, в качестве которой выступают данные чувственные отражения.