Сложные предложения с разными видами связи. Сочинительная связь как показатель равноценности

Сложные предложения с разными видами связи - это сложные предложения , которые состоят не менее чем из трёх простых предложений , связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью.

Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения.

Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое.

Например:

1) [Печален я ]: [со мною друга Нет ], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин).

Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть - это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением.

2) [Переулок был весь в садах ], и [у заборов росли липы , бросавшие теперь, при луне, широкую тень], (так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках) (А. Чехов).

Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; IIчасть - сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что.

В сложном предложении могут быть предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.

К ним относятся:

1) сочинение и подчинение.

Например: Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге (Лермонтов).

(И – сочинительный союз, как – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

2) сочинение и бессоюзная связь.

Например: Уже давно село солнце, но лес еще не успел стихнуть: горлинки журчали вблизи, кукушка куковала в отдаленье (Бунин).

(Но – сочинительный союз.)

Схема этого предложения:

3) подчинение и бессоюзная связь.

Например: Когда он проснулся, уже всходило солнце; курган заслонял его собою (Чехов).

(Когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

4) сочинение, подчинение и бессоюзная связь.

Например: В саду было просторно и росли одни только дубы; они стали распускаться только недавно, так что теперь сквозь молодую листву виден был весь сад с его эстрадой, столиками и качелями.

(И – сочинительный союз, так что – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

В сложных предложениях с сочинительной и подчинительной связью рядом могут оказаться сочинительный и подчинительный союзы.

Например: Весь день стояла прекрасная погода, но , когда мы подплывали к Одессе, пошел сильный дождь.

(Но – сочинительный союз, когда – подчинительный союз.)

Схема этого предложения:

Знаки препинания в предложениях с разными видами связи

Для того чтобы правильно расставить знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи, необходимо выделить простые предложения, определить тип связи между ними и выбрать соответствующий знак препинания.

Как правило, между простыми предложениями в составе сложного с разными видами связи ставится запятая.

Например: [С утра на солнце деревья покрылись роскошным инеем], и [так продолжалось часа два], [потом иней исчез], [солнце закрылось], и [день прошел тихо, задумчиво, с капелью среди дня и аномальными лунными сумерками под вечер].

Иногда два, три и более простых предложения наиболее тесно связываются друг с другом по смыслу и могут быть отделены от других частей сложного предложения точкой с запятой . Чаще всего точка с запятой бывает на месте бессоюзной связи.

Например: (Когда он проснулся), [уже всходило солнце]; [курган заслонял его собою]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

На месте бессоюзной связи между простыми предложениями в составе сложного возможны также запятая , тире и двоеточие , которые ставятся по правилам расстановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

Например: [Уже давно село солнце], но [еще лес не успел стихнуть]: [горлинки журчали вблизи], [кукушка куковала в отдаленье]. (Предложение сложное, с разными видами связи: с бессоюзной и союзной связью.)

[Лев Толстой увидел сломанный репейник] и [вспыхнула молния]: [появился замысел изумительной повести о Хаджи-Мурате] (Пауст.). (Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной и бессоюзной.)

В сложных синтаксических конструкциях, распадающихся на крупные логико-синтаксические блоки, которые сами по себе являются сложными предложениями или в которых один из блоков оказывается сложным предложением, на стыке блоков ставятся знаки препинания, указывающие на взаимоотношения блоков, при сохранении внутренних знаков, поставленных на своем собственном синтаксическом основании.

Например: [Кусты, деревья, даже пни мне тут так хорошо знакомы], (что дикая вырубка мне стала как сад): [каждый куст, каждую сосенку, елочку обласкал], и [они все стали моими], и [это всё равно что я их посадил], [это мой собственный сад] (Пришв.) – на стыке блоков стоит двоеточие; [Вчера вальдшнеп воткнул нос в эту листву], (чтобы достать из-под нее червяка); [в это время мы подошли], и [он вынужден был взлететь, не сбросив с клюва надетый слой листвы старой осины] (Пришв.) – на стыке блоков стоит точка с запятой.

Особые трудности вызывает постановка знаков препинания на стыке сочинительного и подчинительного союзов (или сочинительного союза и союзного слова). Их пунктуационное оформление подчиняется законам оформления предложений с сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Однако при этом выделяются и особого внимания требуют предложения, в которых несколько союзов оказываются рядом.

В подобных случаях запятая между союзами ставится, если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но (в таком случае придаточное предложение может быть опущено). В других случаях запятая между двумя союзами не ставится.

Например: Надвигалась зима, и, когда ударили первые морозы, жить в лесу стало тяжело. - Надвигалась зима, и когда ударили первые морозы, то жить в лесу стало тяжело.

Можешь мне позвонить, но, если ты не позвонишь сегодня, завтра мы уедем. – Можешь мне позвонить, но если ты не позвонишь сегодня, то завтра мы уедем.

Я думаю, что, если ты будешь стараться, у тебя всё получится. – Я думаю, что если ты будешь стараться, то у тебя всё получится.

Синтаксический разбор сложного предложения с разными видами связи

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи

1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы.

4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная).

5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение).

6. Составить схему предложения.

ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА СЛОЖНОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

[Вдруг навалился густой туман ], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил

Сложное предложение - это предложение, имеющее в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляющее собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.

Например: Впереди нас круто спускался коричневый, глинистый берег, а за нашими спинами темнела широкая роща.

Простые предложения в составе сложного не имеют интонационно-смысловой законченности и называются предикативными частями (конструкциями) сложного предложения.

Сложное предложение тесно связано с простым предложением, но отличается от него как структурно, так и по характеру сообщения.

Поэтому определить сложное предложение - это значит в первую очередь выявить признаки, отличающие его от простого предложения.

Структурное отличие очевидно: сложное предложение представляет собой грамматически оформленное сочетание предложений (частей), так или иначе приспособленных друг к другу, тогда как простое предложение - единица, функционирующая вне такого сочетания (отсюда и его определение как простого предложения). В составе сложного предложения его части характеризуются грамматической и интонационной взаимосвязанностью, а также взаимообусловленностью содержания. В коммуникативном плане различие между простым и сложным предложениями сводится к различию в объеме передаваемых ими сообщений.

Простое нераспространенное предложение сообщает об одной отдельной ситуации.

Например: Мальчик пишет; Девочка читает; Вечереет; Наступила зима; У нас гости; Мне весело.

Сложное предложение сообщает о нескольких ситуациях и об отношениях между ними или (специфический случай) об одной ситуации и отношении к ней со стороны ее участников или лица говорящего.

Например: Мальчик пишет, а девочка читает; Когда мальчик пишет, девочка читает; Он сомневается, чтоб тебе понравилась эта книга; Боюсь, что мой приезд никого не обрадует.

Таким образом, сложное предложение - это целостная синтаксическая единица, представляющая собой грамматически оформленное сочетание предложений и функционирующая в качество сообщения о двух или более ситуациях и об отношениях между ними.

В зависимости от способа связи простых предложений в составе сложного все сложные предложения делятся на два основных типа: бессоюзные (связь осуществляется только при помощи интонации) и союзные (связь осуществляется не только при помощи интонации, но и при помощи специальных средств связи: союзов и союзных слов - относительных местоимений и наречий).

Союзные предложения делятся на сложносочиненные и сложноподчиненные.

В сложносочиненных предложениях простые предложения соединяются сочинительными союзами и, а, но, или, то... то и др. Части сложносочиненного предложения в смысловом отношении, как правило, равноправны.

В сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются подчинительными союзами что, чтобы, как, если, так как, хотя и др. и союзными словами который, чей, где, куда и др., которые выражают различные значения зависимости: причину, следствие, цель, условие и т. д.

В составе сложноподчиненного предложения выделяются главное и придаточное предложения (или, что то же самое, главная и придаточная части).

Придаточным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, которая содержит подчинительный союз или союзное местоименное слово; главным предложением называется та часть сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется (или с которой соотнесено) придаточное.

В схемах бессоюзных и сложносочиненных предложений простые предложения обозначаются знаком квадратных скобок, так же обозначается и главное предложение в составе сложноподчиненного, придаточные же предложения заключаются в круглые скобки. В схемах указываются средства связи и знаки препинания.

Например:

1) Над озером кружили чайки, два-три баркаса виднелись вдалеке.

, . – бессоюзное сложное предложение (БСП).

2) Водитель захлопнул дверцу, и машина умчалась.

И . – сложносочиненное предложение (ССП).

3) Я знал, что утром мать пойдет в поле жать рожь.

, (что...). – сложноподчиненное предложение (СПП).

Особую группу сложных предложений составляют предложения с разными видами связи.

Например: Живопись - это поэзия, которую видят, а поэзия - это живопись, которую слышат (Леонардо да Винчи). Это сложное предложение с сочинением и подчинением.

Схема данного предложения: , (которую...), а , (которую...).

Сочинительная и подчинительная связи в сложном предложении не тождественны сочинительной и подчинительной связям в словосочетании и простом предложении.

Основные различия сводятся к следующему.

В сложном предложении между сочинением и подчинением не всегда может быть проведена резкая граница: во многих случаях одно и то же отношение может быть оформлено как сочинительным, так и подчинительным союзом.

Сочинение и подчинение предложени й - это такие способы обнаружения существующих между ними смысловых отношений, из которых один (сочинение) передает эти отношения в менее расчлененном, а другой (подчинение) - в более дифференцированном виде. Иными словами, сочинительные и подчинительные союзы различаются прежде всего своими выявляющими (формализующими) возможностями.

Так, например, если при подчинительной связи уступительные, причинно- или условно-следственные отношения получают специализированное, однозначное выражение при помощи союзов хотя, потому что, если , то при сочинении все эти значения могут быть оформлены одним и тем же соединительным союзом и.

Например: Можно быть прекрасным врачом – и в то же время совсем не знать людей (Чехов); Ты пришла – и светло, Зимний сон разнесло, И весна загудела в лесу (Блок); Зима как пышные поминки. Наружу выйти из жилья, Прибавить к сумеркам коринки, Облить вином – вот и кутья (Пастернак); С ребенком не повозились – и он не знает музыки (В. Мейерхольд).

Точно так же противительные союзы а и но могут оформлять отношения уступительные: Мальчишка был мал, а разговаривал и держался с достоинством (Трифонов); Он знаменитость, но у негопростая душа (Чехов); условные: Моя восторженность может охладеть, а тогда все погибло (Аксаков); следственные: Я знаю, все это вы говорите в раздражении, а потому не сержусь на вас (Чехов); сравнительно-сопоставительные: Надо быхохотать до упаду над моим кривляньем, а ты – караул (Чехов).

При побуждении разделительные союзы могут оформлять условное значение, в рамках подчинительной связи выражающееся союзом если (не)... то : Ты женишься, или я тебя прокляну (Пушк.); Или вы сейчас одевайтесь, или я поеду один (Писем.); Одно из двух: или увези он ее, энергически поступи, или дай развод (Л. Толстой). Именно потому, что по характеру выражаемых отношений сочинение и подчинение предложений резко не противопоставлены друг другу, между ними обнаруживается тесное взаимодействие.

2) Сочинительная связь в сложном предложении самостоятельна ; в простом предложении она сопряжена с выражением отношения синтаксической однородности. Существенно и другое различие: в простом предложении сочинение служит только целям расширения, усложнения сообщения; в сложном предложении сочинение - один из двух видов синтаксической связи, организующих само такое предложение.

3) Сочинение и подчинение по-разному соотносятся с бессоюзием.

Сочинение близко к бессоюзию. Выявляющие (формализующие) возможности сочинения, сравнительно с возможностями подчинения, слабее, и с этой точки зрения сочинение не только не равноценно подчинению, но и отстоит от него значительно дальше, чем от бессоюзия.

Сочинение есть одновременно и синтаксический, и лексический способ связи: отношение, которое возникает между предложениями на базе их семантического взаимодействия друг с другом, как уже отмечалось, не получает здесь однозначного выражения, а характеризуется лишь в самом общем и недифференцированном виде.

Дальнейшая конкретизация и сужение этого значения осуществляются так же, как и при бессоюзии, - с опорой на общую семантику соединившихся предложений или (там, где это возможно) на определенные лексические показатели: частицы, вводные слова, указательные и анафорические местоимения и местоименные обороты. В отдельных случаях дифференцирующие функции берут на себя соотношения видов, временных форм и наклонений.

Так, условно-следственное значение в предложениях с союзом и выявляется отчетливее при сочетании форм повелительного наклонения (обычно, но не обязательно - глаголов совершенного вида) в первом предложении с формами других наклонений или с формами настоящего-будущего времени - во втором: Изведайте постоянство в добрых делах, и тогда только называйте человека добродетельным (Грибоедов, переписка).

Если сочинительные союзы легко и естественно сочетаются с лексическими средствами связи, образуя с ними нестойкие союзные соединения (и вот, вот и, ну и, а потому, и поэтому, и потому, потому и, а значит, и значит, и следовательно, следовательно и, и тогда, тогда и, а при том условии и др.), то подчинительные союзы сами достаточно четко дифференцируют смысловые отношения между предложениями.

4) Вместе с тем подчинительная связь в сложном предложении менее однозначна , чем в словосочетании. Очень часто бывает так, что какой-то компонент того значения, которое создается взаимодействием предложений в составе сложного, остается за пределами выявляющих возможностей подчинительного союза, оказывая противодействие его значению или, напротив, обогащая его в том или ином отношении.

Так, например, в сложноподчиненных предложениях с союзом когда , при наличии в главном предложении сообщения об эмоциональных реакциях или состояниях, на фоне собственно временного значения с большей или меньшей силой проступают элементы причинного значения: Закрыл лицо руками бедный учитель, когда услышал о таком поступке бывших учеников своих (Гоголь); [Маша:] Меня волнует, оскорбляет грубость, я страдаю, когда вижу, что человек недостаточно тонок, недостаточно мягок, любезен (Чехов); Показался родной, крашенный охрой вокзальчик. Сладко екнуло сердце, когда услышал звон вокзального колокола (Белов).

Если содержание придаточного предложения оценивается с точки зрения необходимости или желательности, временное значение осложняется целевым: Подобные милые вещи говорят, когда хотят оправдать свое равнодушие (Чехов). В других случаях при союзе когда обнаруживаются значения сопоставительное (Никто еще не вставал, когда я уже был готов совсем . (Аксаков) или несоответствия (Какой тут жених, когда и просто приехать боится? (Достовский).

В качестве третьего вида связи в сложном предложении нередко выделяется связь бессоюзная .

Однако за исключением одного частного случая, когда отношения между бессоюзно соединившимися предложениями (условные) выражаются вполне определенным соотношением форм сказуемых (Не пригласи я его, он обидится; Окажись рядом настоящий друг, беды бы не случилось ), бессоюзие не является грамматической связью.

Поэтому разграничение сочинения и подчинения применительно к бессоюзию оказывается невозможным, хотя в семантическом плане между разными видами бессоюзных, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений устанавливается вполне определенная соотносительность.

Так, например, по характеру отношений очень близки к сфере подчинения сочетания предложений, из которых одно занимает в составе другого позицию объектного распространителя (Я слышу: где-то стучат ), или характеризует то, о чем сообщается в другом предложении, с точки зрения тех или иных сопутствующих обстоятельств (Какой был снег, я шла! , т. е. (когда я шла)). Отношения, складывающиеся между предложениями при бессоюзии, могут получать неграмматическое выражение с помощью определенных, в разной степени специализированных элементов лексики: местоименных слов, частиц, вводных слов и наречий, которые как вспомогательные средства употребляются также и в сложных предложениях союзных типов, особенно сложносочиненных.

Объединение двух или более предложений в одно сложное предложение сопровождается их формальным, модальным, интонационным и содержательным приспособлением друг к другу. Предложения, являющиеся частями сложного, не имеют интонационной, а часто и содержательной (информативной) законченности; такой законченностью характеризуется все сложное предложение в целом.

В составе сложного предложения претерпевают существенные изменения модальные характеристики соединившихся предложений:

во-первых, здесь вступают в различные взаимодействия объективно-модальные значения частей, и в результате этих взаимодействий формируется новое модальное значение, относящее в план реальности или ирреальности уже все сообщение, заключенное в сложном предложении в целом;

во-вторых, в формировании модальных характеристик сложного предложения могут принимать активное участие союзы (прежде всего подчинительные), которые вносят свои коррективы в модальные значения как частей сложного предложения, так и их объединения друг с другом;

в-третьих, наконец, в сложном предложении, в отличие от простого , обнаруживается тесная связь и зависимость объективно-модальных значений и тех субъективно-модальных значений, которые очень часто бывают заключены в самих союзах и в их аналогах.

Особенностью предложений, входящих в состав сложного, может быть неполнота одного из них (обычно не первого), обусловленная тенденцией к неповторению в сложном предложении тех семантических компонентов, которые являются общими для обеих его частей. Взаимное приспособление предложений при их объединении в сложное может проявляться в порядке слов, взаимных ограничениях видов, форм времени и наклонения, в ограничениях целевой установки сообщения. В составе сложноподчиненного предложения главная часть может иметь для придаточной открытую синтаксическую позицию. В этом случае главная часть располагает также особыми средствами для обозначения этой позиции; такими средствами являются указательные местоименные слова. Виды и способы формального приспособления предложений при их объединении в сложную синтаксическую единицу рассматриваются при описании конкретных типов сложного предложения.

Основные синтаксические единицы (словоформа, словосочетание, предложение, сложное синтаксическое целое), их функции и структурная характеристика.

Синтаксические единицы - это конструкции, элементы (компоненты) которых объединены синтаксическими связями и отношениями.

Словоформы - минимальные синтаксические построения, обслуживающие смысловую сторону синтаксических построений; элементами словоформ являются окончания и предлоги. Словоформы являются строевыми элементами синтаксических единиц: словосочетания, простого предложения, сложного предложения, сложного синтаксического целого, которые являются основными синтаксическими единицами.

Словосочетание – это исторически сложившиеся в языке форма грамматического объединения двух или более знаменательных слов, лишенные основных признаков предложения, но создающие расчлененное обозначение единого понятия. Словосочетания: 1) не являются коммуникативными единицами языка, входят в речь только в составе предложения; 2) не имеют предикативных значений, интонации сообщения; 3) выступают как номинативные средства языка, называя предметы, их признаки, действия; 4) имеют парадигму изменения. Словосочетание - синтаксическая единица, состоящая из 2-х и более знаменательных слов, объединенных подчинительной связью.

Простые словосочетания состоят из двух полнозначных слов. К простым словосочетаниям относятся также те, которые включают аналитические формы слова: буду говорить откровенно, самое синее море; и те, в которых зависимый компонент - это синтаксическое или фразеологическое единство: человек низкого роста (= низкорослый).

Сложные словосочетания состоят из трех и более полнозначных слов и представляют собой различные комбинации простых словосочетаний или слова и словосочетания. 1.Простое словосочетание и зависимая от него отдельная словоформа: красивое платье в горошек. 2.Стержневое слово и зависимое от него простое словосочетание: здание с белыми колоннами.3. Стержневое слово и две (и больше) зависимые словоформы, не образующие словосочетания (не связанные друг с другом). Это некоторые глагольные словосочетания, в которых глагол способен распространяться двумя существительными: положить доски в ряд, вовлечь друзей в работу.

Основным признаком предложения как синтаксической единицы является предикативность , включающая в себя значения объективной модальности и синтаксического времени (основные грамматические значения предложения). Каждое предложение имеет определенную интонационную оформленность . Центральной грамматической единицей синтаксиса является простое предложение. Это определяется тем, что простое предложение представляет собой элементарную единицу, предназначенную для передачи относительно законченной информации.

Сложное синтаксическое целое, или сверхфразовое единство ,- это сочетание нескольких предложений в тексте, характеризующееся относительной завершенностью темы (микротемы), смысловой и синтаксической спаянностью компонентов. Сложные синтаксические целые являются средством выражения смысловых и логических единств.
Отдельные предложения в составе сложных синтаксических целых объединяются межфразовыми связями, которые осуществляются при помощи лексической преемственности, а также специальными синтаксическими средствами. Структурными средствами организации самостоятельных предложений в составе сложных синтаксических целых являются союзы в присоединительном значении, анафорически употребленные местоимения, наречия, обстоятельственные сочетания, модальные слова, порядок слов, соотнесенность видо-временных форм глаголов, возможная неполнота отдельных предложений.
Вскинешь кверху тяжелую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь. Багровое пламя с оглушительным треском блеснет к небу, ослепит на миг и погасит звезды, а бодрое эхо кольцом грянет и раскатится по горизонту, далеко-далеко замирая в чистом воздухе . - Предложения в составе сложного синтаксического целого связаны обозначением действия (первое предложение) и его результата (второе предложение), общностью видо-временных форм глаголов-сказуемых и единством интонации.

2. Система синтаксических отношений и синтаксических связей в русском языке и грамматические средства их выражения.

Синтаксические отношения в предложении и словосочетании:

1. Предикативные (координация – грамматические характеристики есть у обоих слов

(Я сижу), соположение – грамматических соответствий нет (Я в отчаянии. Ты дома?), тяготение – связь между подлежащим и сказуемым осуществляется через третий компонент (Лекция оказалась скучной))

2. Субординативные (это связь прямая и односторонне направленная, связь подчиняющего и подчиненного. Такая связь реализуется тремя основными способами: согласованием, управлением и примыканием.)

3. Сочинительные

4. Полупредикативные (между определяемым словом и обособленным членом)

5. Присоединения (для предельной актуализации. Я тебя поцелую потом. Если захочешь. (если захочешь - парцеллят))

Детерминанты – свободный распространитель предложения. Обычно располагается в начале предложения.

Синтаксические связи в словосочетании бывают такие:

-Атрибутные (существительному подчиняются другие части речи): желание учиться, первый дом .

-Объектные (подчинение глаголу или сущ., прил. в значении близком к глаг.): стрелять из пистолета , достойный награды (= удостоиться награды ).

-Субъектные (подчинение страд. глаголу): данный людьми .

-Обстоятельственные : бежать лесом, сказать в шутку .

-Восполняющие (есть недостаточность смысла в обоих словах): слыть недотёпой .

3. Словосочетание как синтаксическая единица. Словосочетания свободные и несвободные. Типология словосочетаний.

Словосочетание - это смысловое и грамматическое объединение двух (или нескольких) знаменательных слов или форм слов, проявляющее их подчинительные свойства. Компонентами словосочетания являются: 1) главное слово (или стержневое) и 2) зависимое слово. Главное слово - это слово грамматически независимое. Зависимое слово - это слово, которое формально подчиняется требованиям, исходящим от главного слова. Словосочетание всегда строится по принципу субординации - подчиняющего и подчиненного. Это непредикативное соединение слов. Однако в некоторых словосочетаниях связь между стержневым и зависимым словом может упрочниться, в результате чего оба теряют по отдельности часть смысла: это фразеологизмы, либо связи комплетивные (восполняющие) – четыре дома, стать учителем .

Словосочетаниями не являются: подлежащее и сказуемое; слова, связанные сочинительной связью; слово и относящееся к нему обособление; аналитические формы (буду читать); формы сравнительной и превосходной степени (более интересный).

Типы словосочетаний:

*по структуре : простые (бить баклуши ) и сложные (больше двух знаменательных слов: всегда готовый избивать до полусмерти старые баклуши ), говорил громким голосом – нельзя разложить на два словосочетания, следовательно простое

*по опорному слову : глагольные (прицельно стрелять ), именные (время обеда ) и наречные (смешно до слёз ),

* по синтаксической связи : 1. Согласование: зависимое слово подстраивает свою форму в соответствии с главным (полное согласование: наша кошка ; неполное (в числе, падеже): на семи ветрах ). 2. Управление: зависимое слово меняет форму под встроенным управлением главного (сильное управление (всегда меняется форма зависимого): нарушить тишину ; слабое (факультативное изменение): поливать из лейки или поливать цветы ) 3. Примыкание: «пристраиваемые» слова не меняют форму, т.к. это свойство не заложено в них: пулять наугад , буду лечиться .

* по смыслу : определительные, объектные, обстотельственные.

*по свободности : свободные (спать на спине ) и несвободные (спать без задних ног , девушка высокого роста ). Свободные словосочетания состоят из слов, сохраняющих своё лексическое значение, компоненты свободного словосочетания могут замещаться словами соответствующей категории: поздняя осень- ранняя осень- холодная осень, любить науку – любить труд – любить детей, говорить тихо – говорить ласково – говорить взволнованно. Однако свободные словосочетания могут быть лексически ограниченными: подслушать разговор лексически ограничено, так как семантика слова подслушать не допускает широкой сочетаемости (нельзя: подслушать лекцию).

Несвободные словосочетания состоят из слов лексически несамостоятельных, т.е. слов с ослабленным или утраченным лексическим значением. Несвободные словосочетания делятся на несвободные синтаксически и несвободные фразеологически . Синтаксически несвободные словосочетания – это словосочетания, лексически связанные и нечленимые в данном контексте: например, Ко мне подошла девушка высокого роста – несвободное словосочетание высокого роста, оно выполняет единую определительную функцию. А в предложении: Высокий рост выделял эту девушку в группе – оба слова лексически полноценны.

Фразеологически несвободные словосочетания – это словосочетания, обнаруживающие лексическую несамостоятельность компонентов применительно к любому контексту. Они постоянны и нечленимы для такого контекста: вверх дном, спустя рукава, бить баклуши.

4. Предложение как конструктивная единица синтаксиса. Понятие структурной схемы предложения. Общая характеристика двусоставных и односоставных предложений.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, оформления и выражения мысли. В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единице – предикативности. Предикативность является содержательным признаком предложения. Это отношение содержания предложения с действительностью. Отличает предложение от других единиц. В предикативность входят модальность, синтаксическое время и лицо.

Структурная схема – тот отвлеченный образец, по которому построено предложение. Структурная схема строится из подлежащего и сказуемого. Структурные схемы лежат в основе разных предложений – однокомпонентных и двухкомпонентных. Например, предложения Наступила зима; Ученик рисует; Распустились почки на деревьях построены по глагольно-именному образцу; предложения Брат – учитель; Радуга – атмосферное явление имеют двухименную схему; предложения Темнеет; Холодает строятся по глагольному образцу. Парадигма предложения – возможные видоизменения структурной схемы. Полная парадигма семичленная: настоящее, прошедшее, будущее, сослагательное наклонение, условное действие, желательность действия, императив.

Актуально членение – это деление предложения на две части, предопределяемое коммуникативной связью. Тема входит в вопрос, а рема является ответом на вопрос к предложению. Порядок слов и интонация – это механизм.

Предложения считаются двусоставными , если его предикативное ядро представлено двумя позициями – подлежащего и сказуемого, и односоставным , если структура предложения предполагает лишь одну позицию главного члена.

Подлежащее вместе с его распространителями принято называть составом подлежащего, а сказуемое с его распространителями – составом сказуемого. Например, в предложении Всегдашние занятия Троекурова состояли в разъездах около пространных его владений - два состава: всегдашние занятия Троекурова – состав подлежащего, состояли в разъездах около пространных его владений – состав сказуемого. В предложении Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной один грамматический состав.

При синтаксической характеристике односоставных и двусоставных предложений немаловажную роль играет интонация, которая определяется коммуникативным заданием предложения. Веник у порога – один состав. Веник – у порога – два состава, посредством паузы обозначается структурный эллипсис.

5. Основные грамматические признаки предложения: объективная модальность, синтаксическое время и лицо. Субъективная модальность. Понятие предикативности.

Предложение – это грамматически оформленная по законам данного языка, целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, оформления и выражения мысли. В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единице – предикативности . Предикативность является содержательным признаком предложения. Это отношение содержания предложения с действительностью. Отличает предложение от других единиц. В предикативность входят модальность, синтаксическое время (протекание сообщаемого в рамках определённого времени) и лицо.

Модальность – применение категории наклонения глагола к предложению. Выразителем является сказуемому. Модальность реальная – изъявительное наклонение, модальность ирреальная – сослагательное и повелительное. Кроме общего значения модальности как отношения сообщаемого к действительности, предложение может заключать в себе и значение отношения говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной , модальность второго плана – субъективной . Объективная модальность выражена обязательно, субъективная – может быть выражена, может не выражена. Субъективная модальность – присутствие автора. Существует целая категория слов, которая выражает отношение автора – вводные слова.

Каждое предложение имеет определённую интонационную оформленность и завершённость.

6.Типы подчинительной связи в словосочетании (согласование полное и неполное, управление сильное и слабое, примыкание).

Связь между компонентами словосочетания всегда подчинительная , ибо всегда есть грамматически независимый и грамматически подчиненный ему компоненты. (зависимость, напоминаю, это когда зависимое слово подчиняется требованиям главного (род, падеж или число меняется, потому что так велит господствующее слово)

3 способа:

1. Согласование - формы рода, числа и падежа зависимого слова предопределяются формами рода, числа и падежа слова подчиняющего.

Согласование полное (т.е. в в роде, числе и падеже ) : зеленая трава, маленький мальчик, деревянное изделие или неполное : наша врач, бывшая секретарь (согласование в числе и падеже); озеро Байкал, на озере Байкал (согласование в числе); на семи ветрах, девятью мальчиками (согласование в падеже).

2. Управление - подчиненное слово принимает форму того или иного падежа в зависимости от грамматических возможностей господствующего слова и выражаемого им значения.

Управляемая словоформа - существительное или его эквивалент: подошел к соседу , подошел к отъезжающему . Господствующее - глагол, имя и наречие.

Управление сильное (переходные глаголы+то, что точно управляет падежной формой зависимых слов: послать письмо, нарушить тишину; девять дней, уйма времени;, верен долгу) и слабое (падеж необязательно меняется: стучать по столу, благодарить за подарок, улыбнуться другу, перебои в снабжении, перебои со снабжением, бедный духом, глубокий по мысли).

3. Примыкание - подчиненное слово, будучи неизменяемой частью речи или словоформой, изолированной от системы падежей, свою зависимость от господствующего слова выражает только местоположением и смыслом.

Примыкают наречия (или функционально близкие к ним словоформы), деепричастия, инфинитив. Например: читать вслух, приехать поздно, гулять днем,; ехать быстрее; хотеть учиться; очень хороший; совсем рядом, возможность отдохнуть.

7. Предикативные синтаксические связи в предложении (координация, соположение, тяготение).

Предложению свойственны особые синтаксические связи, отличные от связей в словосочетании. Между подлежащим и сказуемым - главными членами двусоставного предложения возникает взаимонаправленная синтаксическая связь , которая называется коордицацией : Я пишу , они пришли

Координация - взаимонаправленная связь, поскольку, с одной стороны, форма местоимения единственного или множественного числа предопределяет форму глагола-сказуемого, с другой стороны, форма сказуемого уподобляется подлежащему-местоимению. Кроме того, согласование осуществляется во всей парадигме (теплая погода, теплой погоды, теплой погоде…), а при координации объединяются только две словоформы (я пишу, она говорит), при согласовании отмечаются атрибутивные синтаксические отношения, а при координации - всегда предикативные синтаксические отношения.

Связь между подлежащим и сказуемым может быть формально не выражена : предикативные отношения выявляются на основе их взаимного расположения. Такая связь называется соположением . Например: Сад на горе. Деревья в цвету. Лес рядом. Он из служащих.

В приведенных предложениях связь устанавливается на основе логической последовательности, соположения словоформ относительно друг друга - понятие предмета всегда предшествует понятию признака.

Некоторым двусоставным предложениям с особой структурой сказуемого свойственна синтаксическая связь, называемая тяготением , где именная часть составного сказуемого соотносится с подлежащим через посредство третьего компонента , например: Он пришел усталый. Ночь выдалась холодной .

8. Типология простых предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные, утвердительные и отрицательные, распространенные и нераспространенные, односоставные и двусоставные, полные и неполные).

Предложения как синтаксическая единица имеет разные уровни организации: грамматическую структуру представляет предикативная основа предложения; семантическую структуру – компоненты, выражающие значения субъекта и его предиката, действия; буссубъектного состояния и др.; коммуникативную структуру – компоненты, обозначающие тему и рему.

Поэтому типология предложений в русском языке строится на основании учета разных признаков – содержательных, функциональных, структурных.

По соотнесённости компонентов мысли (предмета мысли и его признака) предложения делятся на утвердительные (утверждается то, что высказывается о предмете мысли) и отрицательные (отрицается то, что высказывается о предмете мысли).

По коммуникативной целенаправленности и соответствующей интонации предложения – повествовательные, вопросительные, побудительные. Каждое из предложений этих типов может стать восклицательным при соответствующей эмоциональной окраске, передающейся особой восклицательной интонацией.

Предложения делятся на одно- идвусоставные в зависимости от того, имеют они один или два главных члена (подлежащее и сказуемое) в качестве организующих центров предложения.

По наличию или отсутствию второстепенных членов предложения делятся на распространенные и нераспространенные.

В полных предложениях словесно представлены все необходимые формальные звенья данной структуры (все синтаксические позиции), а в неполных – не все, т.е. одна или несколько синтаксических позиций данной структуры предложения оказываются незамещёнными по условиям контекста или ситуации.

Сочинительная и подчинительная связи в предложении.

Различаются два вида связи слов: сочинение и подчинение.

Сочинение – это соединение синтаксически равноправных, не зависящих одна от другой частей (слов в предложении, предикативных частей сложного предложения). Отношения между элементами при сочинительной связи обратимы; ср.: газеты и журналы – журналы и газеты; Шел дождь, и дул холодный ветер. – Дул холодный ветер, и шел дождь.

Подчинение – это соединение синтаксически неравноправных элементов (слов, частей сложноподчиненного предложения): читать книгу, любоваться закатом; Когда стемнело, в комнате зажгли свет.

В предложении используются оба вида связи – сочинение и подчинение, в словосочетании – только подчинительная связь.

Сложные предложения позволяют передавать объемные сообщения о нескольких ситуациях или явлениях, делают речь более выразительной и информативной. Чаще всего сложные предложения употребляются в художественных произведениях, публицистических статьях, научных трудах, текстах официально-делового стиля.

Что такое сложное предложение?

Сложное предложение - предложение, которое состоит из двух и более грамматических основ, представляет собой интонационно оформленное смысловое единство, выражающее определенное значение. В зависимости от соотношения частей, выделяют сложные предложения с сочинительной подчинительной и бессоюзной связью.

Сложные предложения с сочинительной связью

Сложносочиненные предложения - союзные предложения, которые состоят из равноправных частей, соединенных сочинительной связью. Части сложносочиненных предложений объединяются в одно целое при помощи сочинительных, противительных или разделительных союзов. На письме между частями сложносочиненного предложения перед союзом ставится запятая.

Примеры сложносочиненных предложений : Мальчик тряхнул дерево, и спелые яблоки посыпались на землю. Катя пошла в институт, а Саша остался дома. То ли кто-то меня позвал, то ли показалось.

Сложные предложения с подчинительной связью

Сложноподчиненные предложения - союзные предложения, состоящие из неравноправных частей, которые соединяются подчинительной связью. В сложноподчиненных предложениях выделяют главную часть и зависимую (придаточную). Части СПП соединяются между собой при помощи союзов и союзных слов. На письме между частями сложноподчиненного предложения перед союзом (союзным словом) ставится запятая.

Примеры сложноподчиненных предложений: Он сорвал цветок, чтобы подарить маме. Присутствующим было интересно, откуда приехал Иван Петрович. Миша зашел в магазин, о котором рассказывал его друг.

Обычно от главного предложения к придаточному можно поставить вопрос. Примеры : Я пришел домой, (когда?) когда все уже сели ужинать. Мы узнали о том, (о чем?) что случилось вчера.

Сложные предложения с бессоюзной связью

Бессоюзные сложные предложения - предложения, части которых соединяются только при помощи интонации, без использования союзов и союзных слов.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Примеры сложных предложений с бессоюзной связью между частями : Заиграла музыка, гости пустились в пляс. Утром будет мороз - никуда не поедем. Таня обернулась: к стене жался крохотный котенок.

Между частями бессоюзных сложных предложений могут ставиться запятая, тире, двоеточие или точка с запятой (в зависимости от того, какое значение выражают части БСП).

Сложные предложения с разными видами связи

Смешанные сложные предложения могут включать несколько предложений, соединенных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. На письме в смешанных сложных предложениях соблюдается пунктуация, характерная для сложноподчиненных, сложносочиненных и бессоюзных предложений.

Примеры: Витя решил: если учитель попросит ответить на вопрос, придется сознаться, что не готовился к уроку. Справа висела картина, на которой был изображен цветущий сад, а слева стоял столик с резными ножками. Погода ухудшилась: поднялся сильный ветер и начался дождь, но в палатке было тепло и сухо.

Если сложные предложения в составе смешанного предложения образуют логико-синтаксические блоки, между такими блоками ставится точка с запятой. Пример : На крыльце воробей клевал зерна, которые случайно рассыпала бабушка; в это время вышел папа, и птица поспешно улетела.

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 468.

Бессоюзная и союзная сочинительная связь являются одним из способов построения Без них речь бедна, ведь они дают больше информации и способны содержать в своем составе от двух и более предложений, повествующих о разных событиях.

Сложные предложения и их виды

В зависимости от количества частей сложные конструкции делятся на двух- и многочленные. В любом из вариантов элементы соединяются либо союзной связью (которая, в свою очередь, обеспечивается соответствующей частью речи), либо бессоюзной.

В зависимости от того, какие виды отношений присутствуют, сложные образования создают следующие группы:

  • Сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью: Небо резко потемнело, послышался отдаленный раскат, и стена дождя накрыла землю, прибивая пыль и смывая городской смог.
  • Конструкции, сочетающие элементы с подчинительной связью, например: Дом, в который мы вошли, вызывал гнетущее состояние, но в данной ситуации нам выбирать не приходилось .
  • Сложные предложения с подчинительными и бессоюзными типами связей: Как он ни спешил, но его помощь запоздала: раненых забрала другая машина.
  • В многочленных конструкциях может использоваться одновременно подчинительная, бессоюзная и союзная сочинительная связь. В следующий раз, когда раздался звонок телефона, мама ответила на него, но услышала лишь голос робота, сообщавшего о том, что у нее просрочен кредит.

Важно уметь различать сложные предложения и конструкции, осложненные, например, однородными сказуемыми. Как правило, в первом случае в синтаксической лексической единице находится несколько грамматических основ, тогда как во второй будет одно подлежащее и несколько сказуемых.

Бессоюзные конструкции

В данном виде лексических конструкций могут объединяться 2 простых предложения или более, которые соединены между собой интонацией и смыслом. Они могут связываться друг с другом следующими отношениями:

  • Предложения связаны перечислением. Вечер постепенно угасал, ночь опустилась на землю, луна стала править миром.
  • Конструкции, в которых элементы делятся на несколько частей, две из которых представляют собой противополагаемые фрагменты. Погода была как на заказ: небо очистилось от облаков, солнце сияло ярко, легкий ветерок обдувал лицо, создавая легкую прохладу. В данной бессоюзной конструкции второй фрагмент, состоящий из 3-х простых предложений, связанных перечислительной интонацией, объясняет первую его часть.
  • Бинарное соединение простых элементов в многочленную сложную конструкцию, в которых части объединены в смысловые группы: Луна поднялась над грядой, мы не сразу заметили это: дымка скрадывала ее сияние.

Бессоюзная, как и союзная сочинительная связь, в цельном соединении отделяет отдельные предложения друг от друга знаками препинания.

Запятые в бессоюзных многочленных конструкциях

В сложных соединениях их части разделяются запятыми, точкой с запятой, тире и двоеточиями. Запятая и точка с запятой применяются при перечислительных отношениях:

  1. Части небольшие по размеру и связаны одни с другими по смыслу. После грозы наступила тишина, за ней последовал легкий шепот дождя.
  2. Когда части слишком распространены и не связаны единым смыслом, ставится точка с запятой. Ромашки и маки покрыли всю поляну; где-то внизу стрекотали кузнечики.

Бессоюзные конструкции чаще всего применяются для передачи большого количества информации, которая не всегда связана по смыслу.

Разделительные знаки в бессоюзных соединениях

Эти знаки применяются при следующих видах отношений между элементами синтаксической конструкции:

  • Тире - когда вторая часть резко противопоставлена первой, например: Мы знали о его страхах - никто не знал о готовности умереть. (В подобной конструкции с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, хочется поставить союз «но»).
  • Когда в первой части повествуется об условии или времени, то между ней и вторым фрагментом ставится так же тире. Закукарекал петух - пора вставать. В подобных предложениях по смыслу подходят союзы «если» или «когда».
  • Этот же знак ставится, если вторая часть содержит в себе вывод о том, о чем говорилось в первой. Не было сил возражать - он молча согласился . В таких союзных конструкциях обычно вставляется «поэтому».
  • Когда вторая часть предложения сравнивается и определяется тем, о чем повествуется в первой. Он произносит речь - вдыхает в людей надежду. В данных конструкциях можно добавить «будто» или «словно».
  • В предложениях с пояснительной связью и обоснованием причины употребляется двоеточие. Скажу вам по существу: нельзя подводить друзей.

Предложения с бессоюзной, как и союзной сочинительной связью между частями, разделяются знаками в зависимости от их смыслового соотношения.

Сложносочиненные конструкции

В предложениях подобного типа используется сочинительная связь, осуществляемая при помощи сочинительных союзов. При этом между их частями могут быть:

  • Соединительные отношения, связанные между собой союзами и, да или, частицами также, тоже и ни…ни . Ни птицы не щебечут, ни комар не пискнет, ни цикады не трещат.
  • При разделительных отношениях используются союзы что и, или, частицы то ли…то ли, не то… не то и другие. То ли ветер приносит непонятный звук, то он сам к нам приближается.
  • Предложения, как с бессоюзной, так и союзной сочинительной связью с сопоставительными отношениями указывают на тождественность событий, но во втором случае с применением союзов а именно и то есть. Все были ему рады, то есть именно это он прочел на их лицах.
  • Пояснительным отношениям свойственно использовать союзы да, но, а, частицы зато, а потому и другие. За окном буйствовала вьюга, зато возле камина в гостиной тепло.

Зачастую именно союзы и частицы поясняют, что связывает простые предложения в единую сложносочиненную конструкцию.

Сложные предложения со смешанными видами связи

Конструкции, где одновременно присутствует бессоюзная и союзная сочинительная связь, встречаются довольно часто. В них могут выделяться отдельные блоки, в каждом из которых - несколько простых предложений. Внутри блоков одни элементы соединяются с другими по смыслу и разделяются знаками препинания при помощи союзов или без них. В сложном предложении с бессоюзной и союзной сочинительной связью гранью между ними являются разделительные знаки, хотя отдельные блоки по смыслу могут быть не связаны.