Образец сочинения по тексту В.Солоухина. Почему подростки покидают Церковь? Употребление правильной падежной формы имени существительного при производных предлогах «благодаря», «согласно», «вопреки», «подобно», «наперекор», «наперерез»

как ухаживать за "живыми камнями"?хочется много развести, но боюсь - сдохнут... и получил лучший ответ

Ответ от Алёнка[гуру]
Так как в природе они растут на открытой местности, поэтому растение хорошо переносит перепады температур и прямое солнце, но желательна посоянна ориентация относительно солнца. Обычно литопсыобразуют целые заросли, плохо растут и почти не цветут, посаженные в отдельный горшок, поэтому растения одного возраста желательно содержать в одной плошке. Обильно поливают растение только в период роста, в марте- июне, давая почве просохнуть между поливами. Излишняя влага губительна для них. В период бутонизации, в июле, полив прекращают до появления цветков. Во время цветения поливают, но редко, с полным высыханием почвы между поливами. После цветения, с ноября, наступает период покоя, который длится до появленя признаков роста весной. Зимовка литопсов должна быть абсолютно сухой, солнечной, с низкой влажностью воздуха. Рано весной рост начинается с замены листьев. Старые листья желтеют, теряют тургор, «сползают» вниз, уступая место молодым листьям. К концу лета старые листья высыхают до тонкой пленочки. Удалять их с растения не рекомендуется. Подкормка возможна в разгар вегетации как исключение (в том случае, если растение много лет не пересаживалось) раствором удобрений, взятых в половинной концентрации.

Ответ от ОЛюся [новичек]
кактусы это, и ухаживай как за кактусами


Ответ от Евгений Glazcoff [гуру]
Я выращивал живые камни (Litops) из семян. Ничего росли, цвели. Главное условие не переливать (начинают лопаться) и южная сторона. Грунт не питательный (обычная земля+песок).


Ответ от ЃМА НМА [гуру]
Вся их главная фишка, что они регулярно "умирают", чтобы из умершего растения возродиться в удвоенном количестве.


Ответ от Екатерина Агапова [гуру]
УХОД Каждые три года в апреле растения пересаживают в почву для кактусов, добавив в нее немного мелкого песка. Нужно брать горшки диаметром 8 см, на дно для создания хорошего дренажа кладут слой черепков. Весной и летом обязательно нужно поставить растение на солнце, температура, не причиняя им никакого вреда, может подниматься до 27°С. Начиная с поздней весны и до начала осени, когда опадут цветки, поливайте так, чтобы почва была влажной. С мая по сентябрь каждые 4-6 недель в воду для полива добавляйте половину указанной на упаковке дозы жидкого удобрения. Осенью и зимой растение должно стоять в хорошо освещенном, солнечном месте при температуре не ниже 10°С. В сентябре начинайте поливать меньше, в октябре совсем прекратите полив, так как почва должна быть сухой. В это время года листья становятся морщинистыми и в них развиваются новые, которые полностью сформируются в апреле-мае. Тогда нужно оборвать старые и понемногу начать поливать.
РАЗМНОЖЕНИЕ Деление производят весной, разделяя скученные группки растений и рассаживая их в отдельные горшки. Весной или в начале лета при температуре 19-24°С в песчаную почву высевают семена.
ОПАСНОСТИ И МЕРЫ БОРЬБЫ С НИМИ Самое важное для этих растений - полив и температура. Если растение слишком сильно поливают, когда ему это не нужно, оно теряет цвет и плохо развивается; температура никогда не должна опускаться ниже 10°С. Если заметите зеленую тлю, особенно в период цветения, обработайте растение системным инсектицидом для суккулентов.


Ответ от Ёветлана Воронина [гуру]
Практически все советы точные, но при смене листьев старое отрывать не нужно, тк вода из них перейдёт в запас в новые. Они сами должны высохнуть. Дохнут литопсы в тени и от залива. Поливать их нужно редко, зимой вообще не поливать. Почва бедная органикой.


Ответ от Ganna Kamish [гуру]
нечего бояться - обыкновенный сукулент.

Трудная дорога домой
Таисия Ермакова о своем опыте ухода и возвращения в храм.

…В 15-16 лет наступил переломный момент. Я не назову его кризисом веры, потому что не усомнилась в Боге, но в храм стала ходить все реже и реже. Просто мне захотелось узнать больше: быть как все. Как магнитом меня потянуло в шумные компании, в бесконечные флирты, алкоголь, сигареты… И не знаю, вернулась бы я в Церковь, если б не мама…

Когда мне было лет шесть, моя мама нашла утешение в православной вере и повела за собой нас, своих (на тот момент троих) детей. Помню, мне было интересно в храме: много народу с детишками, красиво поют, батюшка ласковый. В общем, в том возрасте храм быстро стал родным. Конечно, длинные службы утомляли, конечно, хотелось посидеть или пошуметь, но Причастие — кульминация богослужения, что понимали даже мы, дети — было долгожданным и радостным.

Помню, какой волнительной стала для меня первая исповедь: в шесть лет я заявила, что хочу исповедаться, как и все дети в этом возрасте, считая себя взрослой. Перечисляла свои детские грехи и обмирала: вдруг я совсем плохая, вдруг Господь не примет мою исповедь?.. Батюшка отнёсся ко всем моим словам очень серьезно и отпустил грехи. Момент лёгкости от первой исповеди незабываем: из-под епитрахили просто вылетаешь, как на крыльях!

Но первые яркие впечатления быстро сменились рутиной, привычкой. С каждым годом взросления появлялось всё больше лени, раздражения по отношению к храму. И это ещё были только «первые ласточки»…

Наша мама всегда была довольно мягким человеком, и в храм по воскресениям она поднимала нас ласково — без упреков, нотаций и уж тем более без крика, но, тем не менее, настойчиво. И я до сих пор считаю, что это очень важно для матери — быть спокойной, но настойчивой. Мы же были как маленькие упрямые барашки!

Лет этак до пятнадцати Причастие и Исповедь были частью моей жизни. Это сложно объяснить словами, но почему-то мне это просто было нужно и все. Просто ты тянешься к этому как к жизненной необходимости, тянешься сквозь детскую вредность и бунт… Но в 15-16 лет наступил переломный момент. Я не назову его кризисом веры, потому что не усомнилась в Боге, как, к сожалению, бывает. Просто мне захотелось узнать больше…

Первая подростковая любовь, шумные компании, запретные поцелуи, алкоголь и сигареты — всё это просто тянет к себе магнитом! Погружаясь в это, ты постепенно отходишь от храма. Сначала ходишь через раз, потом — через два и так далее.

В свои 16 я мучилась от желания быть как все, зная, что многое из того, что принято «у всех», Богом совсем не заповедано. Металась, исповедалась в самом страшном и… снова уходила грешить. Я искала себя в бесконечном флирте с молодыми людьми, один сменял другого… Из раза в раз повторялась одна и та же картина: нагуляешься, дойдёшь до какой-то грани, когда душу совсем уж нестерпимо терзает грех, и бежишь в храм.

А мама? Маме я врала, но, конечно, она о чём-то догадывалась. Её мудрость была в том, что она старалась мне доверять — и я бесконечно благодарна ей за это. Мама окружала нас, своих детей, любовью и молитвой. А что еще можно поделать? Ни для кого не открою Америку, если скажу, что крики, понукания, подзатыльники и упрёки вызывают только протест и обиду. А от мамы исходила безусловная, неизменная любовь ко мне. И, конечно, её пример. Ещё маленькой я запомнила выражение её лица, когда она стояла на службе: покаянное, благодатное и умиротворенное. Это всегда производило на меня сильное впечатление. Поэтому пример и любовь — главные причины, по которым я всё-таки в какой-то момент выкарабкалась.

Духовник в мои редкие исповеди у него иногда строго выговаривал, но всегда был бесконечно терпелив к моим выходкам. Только глаза становились очень грустные… Он старался приобщить меня к жизни православной молодёжи, предлагал сходить на православные семинары, жалел меня, когда я рыдала. И всегда принимал назад. Снова и снова я думаю сейчас: а как ещё можно было со мной поступить тогда? Тянуть в храм силой? Запереть дома? Везде таскать с собой, чтоб оградить от дурного?

Молодежные семинары не помогали: они казались скучными, казалось, что молодые люди там слишком правильные, я им не ровня. Порой чудилось, что они поглядывают на меня свысока. Скоро мне стало казаться, что ничего нового и на исповеди я уже не услышу: батюшка увещевал меня словами из Евангелия, которые я и так знала с детства, а я ждала слов, лично обращенных ко мне. Сейчас я понимаю, что ничего нового не нужно: Господь все сказал в Евангелии, нужно просто верить.

Все эти сомнения не отменяли того факта, что после исповеди мне становилось легче. Я не раз давала себе обещания: всё, не вернусь к прежнему! Но возвращалась.

Просто подростку почему-то нужно настрадаться, повариться в этой каше из страстей и грехов! Мне даже думается, что эти страдания подростку нравятся — такой шквал эмоций, буря новых впечатлений, всё так интересно и захватывающе. Но… до определенного момента. Какой-то частью себя подростки понимают, что надо прислушаться к словам Евангелия, к советам взрослых, но отвергают и то, и другое, потому что им надо самим пройти своим путем, путем проб и ошибок, и самим сделать выбор — куда идти дальше.

В 18 лет я встретила своего мужа, мы расписались спустя 3 месяца после знакомства. И в течение первого года нашей совместной жизни наступил момент истины. Если раньше я легко меняла молодых людей, то теперь встал вопрос о сохранении семьи. В семье, как известно, нужно жить не для себя, что мне, эгоистке, было бесконечно сложно! Мы часто ссорились, и мало-помалу я истощила все свои духовные запасы. Встал выбор: либо снова уплыть в грехи с новой пассией, либо держаться за горячо любимого, но такого «вредного» мужа. А без помощи Божией держаться было невозможно. К тому же сыграл роль мамин пример: я видела ее самоотдачу в семейной жизни, и мне все больше хотелось быть по-настоящему любящей, верной и заботливой, как она. И опять же: это невозможно без Бога!

Думаете, это легко: преодолеть себя, прийти в храм спустя продолжительное время, исповедаться за всё прошедшее, смиренно попросить совета и молитв? Очень непросто. Но как только ты сам принимаешь это решение, решение вернуться, Господь раскрывает объятия. Это действительно так. Подросток ушёл, но вернулся, побитый, зато живой!

Сейчас я уже сама мама, моему малышу 2 месяца. При каждой возможности я несу его в храм причащать и сама причащаюсь. Мне немного страшно, я волнуюсь за его будущее, за обстановку в обществе к моменту, когда он подрастет. Но я верю, что любовью, молитвой и Причастием Святых Тайн мой малыш с раннего детства встанет на верный путь, а если собьется с него когда-нибудь, то так же, как и его мама, найдёт свою дорогу Домой.

Дети — наши «зеркала»
Ирина Копчинская, мама Таисии, о родительском смирении и праве детей на ошибки

…Вот и встает вопрос, как мы живем с нашими детьми: общей, глубокой и насыщенной жизнью в Боге или трепыхаемся в разрушительной суете и бесплодных эгоистических переживаниях?.. В чем же мой материнский труд, помимо всего уже сделанного в меру моих сил? Думаю — в сохранении любви, доверия и дружбы с вырастающими, пытающимися стать самостоятельными детьми…

Слушая свою взрослую дочь, узнаю неизвестные мне события из ее юношеской жизни. И думаю: как таинственно действует Промысл Божий в нашей жизни. Когда родитель видит свое новорожденное дитя, мне кажется, в его сердце не может не отпечататься тот незамутненный образ Божий, который так и остается в сердечной памяти на всю жизнь. И когда грех начинает искажать этот образ, именно родительское сердце болезнует и печалится.

Но не надо забывать, что родительские страдания — зеркальное отражение той боли, которую родители причиняют детскому сердцу своими грехами и страстями. Все, что мы делаем, мы видим в наших детях — в наших «зеркалах». И это не только справедливо, но и милосердно. Это наш шанс к покаянию, это очистительная боль. Если бы я сразу понимала это, то я бы так не бунтовала в то время, когда мои подростки начинали совершать свои ошибки. Сейчас думаю, сколько лишних бурных движений души вылилось на моих детей. Сколько всего я не успела, не разглядела, не сумела. Да, наверное, и не могла, слепая, неумелая… Вот Господь милостиво через моих детей открывал мне глаза, смирял и умудрял меня.

Труднее всего было с сыном. Случалось, когда я в бессилии кричала и раздражалась на него, батюшка говорил мне на исповеди: «Ты учишь сына нарушать Евангелие». Это было неожиданно —я же права, он делает или не делает то-то и то-то! Но разве криком и пеной у рта кого-то убедишь?

Когда я пришла в Церковь со своей сложной, грешной, израненной судьбой, мне хотелось просто никогда больше не выходить из храма. Но и церковное становление дорогого стоило. Вход в грех —копейка, выход — рубль. Но меня никто не заставлял, это был мой выбор и, конечно, Божья милость. И если бы не так, мне было бы не выдержать борьбы. И если подросток добровольно не выберет для себя Церковь, ему не устоять.

Вот и встает вопрос, как мы живем с нашими детьми: общей, глубокой и насыщенной жизнью в Боге или трепыхаемся в разрушительной суете и бесплодных эгоистических переживаниях? Могу ли я во всей полноте знать, до какой степени мои грехи и ошибки отразились на душах моих детей? Значит, я должна доверить Господу и мое, и их спасение и исправление. В чем же мой материнский труд, помимо всего уже сделанного в меру моих сил? Думаю — в сохранении любви, доверия и дружбы с вырастающими, пытающимися стать самостоятельными детьми.

И еще я спрашиваю себя: а хотела бы я, чтобы в моей жизни не было моих ошибок, трудностей, переживаний, даже несчастий? Конечно, есть то, чего я никогда бы не хотела совершить, но без испытаний не было бы и меня, не было бы моего пути, моего познания. И моя мама не могла меня защитить от ошибок, которые причиняли ей огромную боль.

Вот еще слова священника на исповеди: «Когда дети нас не слушаются, надо благодарить Бога. Как нас смирять? Самый короткий путь — через наших детей».

Мы хотим счастья и добра нашим детям. Дорогие родители, давайте внимательно посмотрим, может, Господь тоже хочет этого нашим «неслухам», может, просто это мы сами те «неслухи», которым надо что-то пронзительно важное услышать? Может, Бог не Прошка, видит немножко…

Не как у людей
Ирина Кислина об отсутствии гарантий и пользе строгости к себе

У меня всё не как у людей. Пришла я в Церковь в то время, когда многие подростки, воспитанные с детства в церковных семьях, из нее уходят. У меня не было никаких строгих правил, меня никто не заставлял строго поститься и носить только платочки и юбки в пол. С самого начала все эти страшилки 90-х годов вроде протоколов сионских мудрецов я считала чем-то маргинальным и не относящимся к Церкви.

Однако как пришла в Церковь в 15 лет, с той же легкостью в 17 лет я ушла оттуда в «свободное» плавание под названием «Бог в душе». Ушла для того, чтобы вернуться через несколько лет. Но за эти несколько лет натворить я успела очень много ненужного. Нужного тоже успела, конечно.

Оглядываюсь назад и не понимаю: в чем, собственно, была проблема? Кажется, всё было так, как правильно. В Церковь я пришла, перейдя из обычной школы в православный лицей. Перешла я туда из протеста против своей обычной школы, в лицее преподавала моя активно воцерковлявшаяся в то время тётя. А родительская семья была совершенно светской: мама скорее принадлежит к тем самым 80%, которые веруют, но ничего не соблюдают, а папа и вовсе атеист, только в последнее время ставший верить во что-то «большее», вроде «Битвы экстрасенсов» по телевизору, но 15 лет назад эти слабости ему были чужды.

За переходом в лицей последовало и начало церковной жизни. Нас никто этого делать не заставлял, большинство детей были из таких же семей, что и моя, но было интересно. Нам очень повезло с храмом, который считался «лицейским», и его настоятелем. Батюшка обладал способностью к самому главному — он нас очень любил. Больше я ничего не помню из того времени — никакой особой приходской жизни не было. По крайней мере, я в ней никак не участвовала и даже ее не замечала, если она и была. Просто приходила на службу и грелась в этой любви. Исповеди были разговорами, целование креста после службы всегда сопровождалось батюшкиным «хождением в народ» и большой радостью этого самого народа, что священник с крестом не стоит на одном месте, а идёт навстречу. О водосвятных молебнах и вовсе молчу: тут был неподдельный детский восторг и обливание водой. И откуда столько любви было у человека?! Столько, что хватало всему приходу…

Однако школа закончилась, с ней прервалась и моя церковная жизнь. Университетская реальность оказалась захватывающей. А вместе с ней и первая любовь с ее соблазнами. Влюбилась я, как водится, в 17 лет, впервые и навсегда. Так с совестью и договорилась: ну ведь всё равно будем всегда вместе, поженимся, ну зачем тогда ждать? Мы и правда подали заявление в ЗАГС, но тут вмешались мои родственницы и отговорили меня от этого шага. Я продолжала ходить в храм два раза в год — на Рождество и Пасху. Не причащалась уже, конечно. Просто ходила. Не всегда в «свой», но чаще всего туда — там и одноклассники собирались, и другие выпускники школы. Тоже в большинстве своем два раза в год.

Жизнь шла своим чередом, первая любовь, конечно, осталась только первой и вполне себе временной — через три года мы расстались. И вот тогда я пустилась «во все тяжкие». Влюбилась в махрового атеиста, который на первом же свидании спросил меня, зачем я ношу крестик. Я не нашлась, что ответить. Зачем? В моей жизни было всё, кроме Бога. Крестик я тогда сняла.

Правда, привычка ходить на рождественские и пасхальные службы у меня оставалась. В одну пасхальную ночь я и поняла,что всё, больше дороги назад нет: для меня всё тут, в храме, чужое. Я несколько раз за службу выбегала на бульвар послушать музыку в плеере и все ждала окончания службы, чтобы поболтать с ребятами. Не помню, кстати, болтали ли мы тогда. Помню только, что батюшка меня не узнал, когда я подошла ко кресту. Странно и холодно всё было.

Летом после этой Пасхи мы расстались с атеистом. Расставались очень тяжело, с моими истериками, бессонными ночами, кучей алкоголя. У меня начался один скоротечный роман, а после его окончания стало совершенно непонятно, как жить.

Всё было очень глупо. На Рождество я снова пошла в храм. Только чуть-чуть подготовилась. Ну как? Подобрала наряд и попыталась настроиться на службу. Получилось. С того, уже далекого сейчас Рождества, можно начинать отсчитывать мое возвращение. Оно тоже не было гладким, опять были перерывы, опять были блуждания, но насовсем я больше не отрывалась.

Чего же не хватило в те школьные годы, чтобы так не блуждать? Ведь обычно говорят о том, что детей и подростков от Церкви отгоняет взрослая строгость и непомерные требования. У меня всего этого не было. А уход всё равно был. Глупый очень. У меня есть только один ответ, и он нелестный для меня. Скорее всего, я просто играла в Церковь и церковную жизнь как таковую. Искренне играла, но именно играла. Не было внутренней работы над собой, всё было внешним.

Но любовь всё побеждает. Та батюшкина любовь, с которой он всегда ко мне относился, победила внешнее. Вернулась-то я, будем честными, все за той же любовью. Туда, где было тепло. А дальнейшие поиски — это уже совсем другой разговор.

История не терпит сослагательного наклонения. Но меня в последнее время не оставляет вопрос: а не было бы лучше, если бы у нас были тогда построже правила? Если б к нам относились не как к младенцам, требуя только причастия на голодный желудок, а предъявляли бы более серьезные требования и ставили бы более серьезные задачи? Я сейчас уже сама мама и стараюсь думать о христианском воспитании детей. Конечно, молочные продукты для роста необходимы. Но настолько ли необходимы сладости? Может быть, надо было ограничивать в развлечениях? Или, например, вряд ли подростковому организму могло принести непоправимый вред воздержание от всего скоромного в первую седмицу Великого поста. Да и на Страстной.

Возможно, тогда было бы больше протеста, но через этот протест не могло бы произойти, получиться ещё чего-то иного? Может быть, осознанность проснулась бы? Может быть, опыт аскезы дал бы что-то нужное? Вот с одеждой была некая строгость. У нас было подобие школьной формы — девушки должны были ходить в юбках. Не обязательно длинных, но точно не мини. Это правило вызывало некоторый протест, но и научило все же одеваться в подходящую одежду.

Могла ли строгость в другом быть полезной? Лично мне кажется, да. Опыт поста, который я получила не так давно, мне многое дал. Опыт ежедневной молитвы, которая происходит не только тогда, когда тебе вздумается, а когда надо, тоже даёт многое. Это все делает человека чуть более ответственным, чуть более зрелым и чуть более сознательным.

Но этого уже не узнать, конечно. Нет у истории сослагательного наклонения, нельзя вернуться и что-то изменить. Можно только жить, держась за Господа и не убегая в дальние дали, даже когда очень не хочется и ничего толком не понимаешь. И стараться воспитывать своих детей. Но и тут надо осознавать, что никаких гарантий нет. Есть ли вообще правильная система воспитания? Я сомневаюсь. У каждого из нас свой опыт и свой путь к Богу. И у наших детей он тоже свой, личный. И ошибки им предстоит делать свои…

ЕГЭ Задание 7 Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления (Теория и практика). Ошибка в построении предложения с однородными членами (Примеры из «Решу ЕГЭ»)

Русский язык, 11класс

Учитель Горшенина Алла Александровна


3. Ошибка в построении предложения с однородными членами


Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить однородные члены в предложении, а также знать основные правила:


  • Нельзя употреблять общее зависимое слово при однородных членах, требующих разного управления. Эта ошибка также называется «Нарушение управления при однородных членах предложения».
  • Двойные союзы не должны быть искаженными , а также необходимо соблюдать верный порядок слов при использовании двойных союзов.
  • Не должно быть избыточного использования союзов.


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 1 состоит в том, что сказуемые по правилу должны требовать одинаковой падежной формы от зависимого слова, но это не соблюдается.
  • Сказуемые «разводить» и «ухаживать» имеют одно зависимое слово «за первоцветами», которое стоит в творительном падеже. Но глагол «разводить» требует от дополнения винительного (что?) , следовательно, данное предложение построено неверно, его легко исправить, добавив ко второму сказуемому местоимение в необходимом падеже.
  • Приведём верное написание: Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы в домашних условиях и ухаживать за ними.
  • Пункт правила 7.6.1


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 9 заключается в том, что к двум сказуемым «вспоминала» и «восхищалась» относится одно дополнение «поэзией». Но сказуемые требуют разных дополнений, в разных падежах, так как нельзя «вспоминала поэзией». Поэтому исправляем.
  • Приведём верное написание: В эмиграции Марина Цветаева часто вспоминала Бориса Пастернака и восхищалась его поэзией
  • Пункт правила 7.6.1


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 1 состоит в том, что части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены и необходимо также помнить, что части двойного союза являются постоянными. Части стоят перед однородными сказуемыми, это верно. Но вместо «КАК, ТАК И » у нас «как, а также». Это ошибка.
  • Предложение можно перестроить так: Студенты-дипломники Веймарского университета создали компьютерный проектор, который показывает как кинофильмы, ТАК И телепередачи на любой поверхности.
  • Пункт правила 7.6.2


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 2 состоит в том, что нарушено требование: части двойных союзов должны соединять непосредственно однородные члены. Однородные в предложении «вид» и «трогательность», а также «показать» и «передать». Но они составляют пары: «показать..вид» и «передать трогательность». Поэтому части располагаем перед глаголами- сказуемыми.
  • Приведём верное написание: И. И. Левитан стремился не только показать на своих картинах красивый вид, но и передать всю трогательность природы.
  • Пункт правила 7.6.2


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 3. Не учтено, что части двойного союза являются постоянными, их нельзя заменять другими словами. Двойной союз «не только, но и» потерял свою вторую половинку.
  • Верно: Я очень люблю ловить рыбу и занимаюсь этим не только летом, но и зимой.
  • Пункт правила 7.6.2



  • Приведём верное написание: получили не только призёры, но и активные участники


  • Приведём верное написание: хорошо знает как литературу, так и историю.


  • Приведём верное написание: не только вещи, но и


  • не только летом, но и зимой.




  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 3 состоит в том, что потерялась вторая часть двойного союза НЕ ТОЛЬКО, НО И.
  • Приведём верное написание: В Музее изобразительных искусств представлены не только полотна живописцев, НО и творения мастеров Клуба авторской куклы.
  • Пункт правила 7.6.2


  • Приведём верное написание: полученные в начале года и указанные в списке


  • Приведём верное написание: гордятся победой и помнят об этом.


  • Приведём верное написание: рассматривали полотна и восхищались картинами.


  • Приведём верное написание: не только цветут, НО И накапливают


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 3 состоит в том, что сказуемые по правилу должны требовать одинаковой падежной формы от зависимого слова, но это не соблюдается.
  • Сказуемые «удивлялись» и «хвалили» имеют одно зависимое слово «изобретательность», которое стоит в винительном падеже. Но глагол «удивлялись» требует от дополнения творительного (чему?) , следовательно, данное предложение построено неверно, его легко исправить, добавив ко второму сказуемому местоимение в необходимом падеже.
  • Приведём верное написание: Посетители хвалили изобретательность мастера и удивлялись ему.


  • ошибка в построении предложения с однородными членами в предложении 2 состоит в том, что в предложении однородные члены неправильно связаны двойными союзами: не только..., но и...; если не..., то... и др.
  • В таких предложениях нужно обращать внимание на то, что части двойного союза должны соединять непосредственно однородные члены. Однородные члены: слушали, записывали. Союзы должны быть перед ними.
  • Приведём верное написание: Лекцию не только внимательно слушали, но и записывали.

До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк, настолько слабенький, что сначала я хоть и слышал его, но как-то не обращал внимания, как-то он не мог "допищаться" до меня. Может быть, спутывался сначала с писком и щебетанием птиц, а потом уж и выделился, чтобы завладеть вниманием.

Я прислушался и понял, что пищит не одно существо, а несколько, и где-то очень близко, чуть ли не у моих ног.

Сделав несколько шагов по берегу, я прислушался еще раз и тут увидел у носка моего, самому мне показавшегося огромным резинового сапога крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детеныши.

Детеныши были величиной со взрослых мышей или, лучше сказать, с кротов, потому что больше походили на них окраской своих мокреньких шубок. Их копошилось там штук шесть, причем каждый старался занять верх, так что они вслепую все время перемешивались клубочком, попирая и топча наиболее слабеньких.

Ямка находилась как раз на границе земли и воды. Но вода продолжала неумолимо подниматься. Она скопилась холодной лужицей на дне убежища, где два слепеньких существа лежали, не двигаясь, то ли захлебнувшись, то ли их затоптали в слепой борьбе за существование их же "братишки" и "сестренки".

Мне захотелось узнать, чьи это детеныши, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило ее), глядела на меня своими черными бусинками выхухоль. Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала ее, как на нитке. Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.

Копытце при нормальной высоте было далеко от берега. Значит, можно было предположить, что мать, когда вода хлынула в нору, сумела перетащить детенышей на сухое высокое место. Скорее всего, копытце было не первым убежищем. Но все предыдущие тоже заливало водой, как залило теплую нору, как зальет через четверть часа и это студеное, с лужицей на дне копытце.

Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детеныши кричали так тревожно и так призывно!

Я наконец ушел, чтобы не мешать матери делать свое извечное дело спасать своих детей. Может быть, она перетащит их еще на новое место, и хоть снова начинается дождь, и в конце концов вряд ли ее детеныши выйдут целыми из этой передряги, как уж не вышли те двое, что лежат на дне ямки, - живой думает о живом.

Я направился домой. Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек, когда пришлось бы точно так же тащить детей в одно, в другое, в третье место, а они гибли бы в пути от холода и от борьбы за существование, и кричали бы, и звали бы меня, а я не имел бы возможности к ним приблизиться.

Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему - война.

Дождь усиливался с минуты на минуту, он больно сек меня по лицу и рукам. На землю спустилась черная, ненастная ночь. В реке по-прежнему прибывала вода.

В небе, выше дождя, превыше ночной темноты, так, что едва доносился звук, неизвестно куда и неизвестно откуда летели птицы, созданные из огня и металла.

Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, куда микроскопичнее, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детеныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В подмосковных усадьбах расцветала отечественная культура. (2) (...) их называли «русским Парнасом». (3)В историю русского изобразительного искусства навсегда вошли, например, Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями, которые прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Подмосковные усадьбы Абрамцево и Мураново с их живописными окрестностями справедливо называли «русским Парнасом».

2. Отечественную культуру прославили признанные мастера живописного искусства: Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова.

3. Живописные окрестности Муранова и Абрамцева прославили Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова, чьи имена навсегда вошли в историю русской живописи.

4. Подмосковные усадьбы, например Абрамцево и Кусково, называли «русским Парнасом», так как именно здесь расцветала отечественная культура.

5. Васнецов и Коровин, Врубель и Остроухов, Поленов и Нестеров, Левитан и Якунчикова прославили Мураново и Абрамцево, в которых, как и в других подмосковных усадьбах, зародилась и развивалась отечественная культура.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Поскольку

4. Поэтому

5. Несмотря на это

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОРИЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОРИЯ, -и, ж.

1. Действительность в её развитии, движении. Законы истории.

2. чего. Ход развития, движения чего-нибудь. История нашей дружбы. История болезни (карта, в которой регистрируются изменения в состоянии больного).

3. Процесс развития человеческого общества в целом, прошлое, сохраняющееся в памяти человека. События, вошедшие в историю. История мира.

4. чего или какая. Наука о развитии какой-нибудь области природы, знания. Естественная история (устар.). История театра.

5. Рассказ, повествование (разг.). Рассказывать разные смешные истории.

6. Происшествие, событие, преимущественно неприятное (разг.). Попасть в историю. Целая история произошла с кем-нибудь.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

ободрИшься

ходАтайствовать

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Водолазы исследовали ГЛИНИСТОЕ дно реки.

2. Радость от успеха незаметно для него переросла в ГОРДЫНЮ.

3. Сегодня я совершил УДАЧЛИВУЮ покупку - приобрёл полное собрание сочинений А.С. Пушкина.

4. Старушка была чем-то расстроена и говорила ПЛАКСИВЫМ голосом.

5. НЕПРОГЛЯДНЫЙ туман окутал окрестности.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ЛЯЖЬТЕ на пол

2. ДВУМЯСТАМИ рублями

3. НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНО

4. пяти ГЕКТАРОВ

5. немного ПОМИДОРОВ

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 1) Мне захотелось узнать, как разводить первоцветы и ухаживать за ними.
Б) ошибка в построении сложного предложения 2) Каждый программист закреплён за определённым компьютером, следящего за его состоянием.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Согласно плану в качестве итоговой работы мы писали рецензию на недавно прочитанную книгу.
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4) В энциклопедии «Жизни замечательных людей» много интересных биографий.
Д) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) В марте те, кто достиг 18 лет, участвовал в выборах Президента Российской Федерации.
6) Комната мне нравится, потому что в ней светло, большая, чистая.
7) Мне была поручена главная роль в школьном спектакле «Дон Кихот».
8) Мама всегда меня ругает, что я разбрасываю свои вещи.
9) Изучая фольклор, композитор создал прекрасные лирические произведения.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

неразб...риха

д...фференцировать

ут...пический

ун...кальный

пр...тендовать

9

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

и..правил, ра..делил

пр..высил, пр..колол

на..строил, по..пункт

под..брал, н..правил

пр..дорогой, пр..зыв

10

уклонч...вый

присва...вать

продл...вать

подмиг...вать

изменч...вый

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

увид...вший

замет...шь

завис...мый

догон...шь

услыш...шь

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Положение было самое н(1)удобное: н(2)льзя было н(3) встать, н(4) сесть. Н(5) у кого из гостей, н(6) знавших Булгакова, н(7) было н(8)каких сомнений в том, что перед ними сидит молодой немец.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (ПО)ОСЕННЕМУ скупо, ЕЛЕ(ЕЛЕ) дымятся поля, пригретые первыми лучами восходящего солнца.

2. (ПО)ОДАЛЬ темнел КАКИМ(ТО) синеватым цветом сосновый бор.

3. На левом берегу берёзы растут просторно и весело, словно расставленные для КАКОЙ(ТО) игры по нескольку (В)МЕСТЕ.

4. (И)ТАК, несмотря на наши старания, всё осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.

5. Время ТО(ЖЕ), что деньги: не растрачивайте его, и у вас будет его (В)ДОВОЛЬ.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

К берегу медле(1)о причаливала огромная баржа, груже(2)ая песком: люки её были выкраше(3)ы масляной краской; матросы отчая(4)о суетились.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. От сквозняков сами по себе отворялись двери и окна и захлопывались с невероятным грохотом.

2. Взошло по-летнему жаркое солнце и обсушило свежо зеленеющую траву и листву на деревьях.

3. Дождь то тоскливо моросил то начинал отчаянно хлестать то прощально шелестел в кустах.

4. В современном театре существует множество проблем как экономического так и художественного характера.

5. Путешествие на лодке и пешком на велосипедах и на лыжах воспитывает в человеке волю и бесстрашие.

16

Уставшие от долгой дороги (1) они (2) обессилев (3) улеглись у (4) поваленной ветром (5) берёзы (6) покрытой какой-то растительностью.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Но, позвольте вас спросить, - после тревожного раздумья спросил заграничный гость, - как же быть с доказательствами бытия божия, коих(1) как известно(2) существует ровно пять?

А может(З) это и не он рассказывал, а просто я заснул и всё это мне приснилось?

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Поездка шла без особых приключений (1) но (2) когда до конца пути оставалось всего пять километров (3) машину неожиданно занесло (4) потому что лопнула шина.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Братья были похожи, как две капли воды, но расталкивались друг от друга как одноименные заряды.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

ОТ ОГНЯ К ОГНЮ

(1)Мой старый приятель, художник по профессии, недавно подарил мне свою картину с названием «Верба». (2)И сразу так ясно вспомнилось, как давным-давно ненастным весенним днём у себя на родине бродил я в Берёзовом логу - просторной лощине, заросшей тополем да вербой.

(З)День выдался неласковым. (4)Наверху, на песчаных буграх, пронзительно дул ветер. (5)Раскосмаченные серые тучи неслись по небу стремительно, низко, задевая маковки тополей. (6)Пустая земля, голые деревья, зябкость и сырость - словом, ненастье. (7)Я брёл и брёл, уже ругая себя за то, что выбрался из тепла, из дома.

(8)И вдруг возле ручья, в низине, скорее не увидел я, а почуял что- то необычное - словно солнечный свет, золотистое его сияние. (9)Я подошёл ближе: это цвёл невеликий вербовый куст.

(10)В белых серёжках его через серебряный ворс пробились жёлтые пыльники цвета. (11)И серёжки стали золотистыми. (12)Вербовый куст в ненастном пасмурном дне кротко сиял тёплым лампадным светом.

(13)Он светил, согревая вокруг себя землю, и воздух, и зябкий день.

(14)Согрел и меня.

(15)Прошло много лет. (16)Но я и теперь, через время, вижу тот пасмурный день и сияние золотого вербового куста.

(17)Огромный просторный мир: пустая земля, низкое небо, тополевые, ольховые голые ветки, песчаные бугры, меж них - неезженая дорога, - всё это зябко и сиро. (18)А рядом - малый куст золотой, словно лампада в красном углу. (19)Символ весны и жизни в ненастном дне.

(20)Всё это было давно. (21)Но так хорошо помнится! (22)А теперь ещё и картина висит, тоже светит.

(23)Когда-то я рассказывал о цветущей вербе своему приятелю-художнику. (24)Он, видно, запомнил. (25)Через столько лет, но написал картину. (26)Значит, и ему легло на душу. (27)Хотя что тут особенного?

(28)Просто пасмурный день и золотистая верба. (29)Но помнит сердце...

(З0)Сколько в жизни нашей таких вот тёплых минут, которые уйдут, но помнятся. (31)У каждого - своё.

(32)Память детства, один из обычных дней. (ЗЗ)Какое-нибудь утро ли, поздний вечер, когда склоняется к тебе мать ли, бабушка.

(34)Тёплые руки, доброе лицо. (35)Волна любви. (З6)Она проходит, но остаётся.

(37)А вот - малое дитя в колыбели. (38)Ещё несмышлёное, что-то лепечет. (39)Тянет руки к тебе, а глаза - такие счастливые... (40)Когда это было, господи... (41)Как давно.