Общие сведения о материалах, их строении и свойствах. Металлы и металлические изделия. Стальные строительные материалы и изделия

Главная > Лекция

Общие сведения о строительных материалах.

В процессе строительства, эксплуатации и ремонта зданий и сооружений строительные изделия и конструкции из которых они возводятся подвергаются различным физико-механическим, физическим и технологическим воздействиям. От инженера-гидротехника требуется со знанием дела правильно выбрать материал, изделия или конструкцию которая обладает достаточной стойкостью, надёжностью и долговечностью для конкретных условий.

ЛЕКЦИЯ №1

Общие сведения о строительных материалах и их основные свойства.

Строительные материалы и изделия, применяемые при строительстве, реконструкции и ремонте различных зданий и сооружений, делятся на природные и искусственные, которые в свою очередь подразделяются на две основные категории: к первой категории относят: кирпич, бетон, цемент, лесоматериалы и др. Их применяют при возведении различных элементов зданий (стен, перекрытий, покрытий, полов). Ко второй категории - специального назначения: гидроизоляционные, теплоизоляционные, акустические и др.Основными видами строительных материалов и изделий являются: каменные природные строительные материалы из них; вяжущие материалы неорганические и органические; лесные материалы и изделия из них; металлические изделия. В зависимости от назначения, условий строительства и эксплуатации зданий и сооружений подбираются соответствующие строительные материалы, которые обладают определёнными качествами и защитными свойствами от воздействия на них различной внешней среды. Учитывая эти особенности, любой строительный материал должен обладать определёнными строительно-техническими свойствами. Например, материал для наружных стен зданий должен обладать наименьшей теплопроводностью при достаточной прочности, чтобы защищать помещение от наружного холода; материал сооружения гидромелиоративного назначения – водонепроницаемостью и стойкостью к попеременному увлажнению и высыханию; материал для покрытия дорого (асфальт, бетон) должен иметь достаточную прочность и малую истираемость, чтобы выдержать нагрузки от транспорта.Классифицируя материалы и изделия, необходимо помнить, что они должны обладать хорошими свойствами и качествами .Свойство – характеристика материала, проявляющаяся в процессе его обработки, применении или эксплуатации.Качество – совокупность свойств материала, обуславливающих его способность удовлетворять определённым требованиям в соответствии с его назначением.Свойства строительных материалов и изделий классифицируют на три основные группы: физические, механические, химические, технологические и др. К химическим относят способность материалов сопротивляться действию химически агрессивной среды, вызывающие в них обменные реакции приводящие к разрушению материалов, изменению своих первоначальных свойств: растворимость, коррозионная стойкость, стойкость против гниения, твердение.Физические свойства : средняя, насыпная, истинная и относительная плотность; пористость, влажность, влагоотдача, теплопроводность. Механические свойства : пределы прочности при сжатии, растяжении, изгибе, сдвиге, упругость, пластичность, жёсткость, твёрдость.Технологические свойства : удобоукладываемость, теплоустойчивость, плавление, скорость затвердевания и высыхания.

Физические и химические свойства материалов.

Средняя плотность ρ 0 массы m единицы объёма V 1 абсолютно сухого материала в естественном состоянии; она выражается в г/см 3 , кг/л, кг/м 3 .Насыпная плотность сыпучих материалов ρ н массы m единицы объёма V н просушенного свободно насыпанного материала; она выражается в г/см 3 , кг/л, кг/м 3 .Истинная плотность ρ массы m единицы объёма V материала в абсолютно плотном состоянии; она выражается в г/см 3 , кг/л, кг/м 3 . Относительная плотность ρ(%) – степень заполнения объёма материала твёрдым веществом; она характеризуется отношением общего объёма твёрдого вещества V в материале ко всему объёму материала V 1 или отношением средней плотности материала ρ 0 к её истинной плотности ρ: , или
. Пористость П - степень заполнения объёма материала порами, пустотами, газо-воздушными включениями: для твёрдых материалов:
, для сыпучих:
Гигроскопичность - способность материала поглощать влагу из окружающей среды и сгущать её в массе материала. Влажность W (%) – отношение массы воды в материале m в = m 1 - m к массе его в абсолютно сухом состоянии m :
Водопоглащение В – характеризует способность материала при соприкосновении с водой впитывать и удерживать её в своей массе. Различают массовое В м и объёмное В о водопоглащение. Массовое водопоглащение (%) – отношение массы поглощённой материалом воды m в к массе материала в абсолютно сухом состоянии m :
Объёмное водопоглащение (%) – отношение объёма поглощённой материалом воды m в / ρ в к его объёму в водонасыщенном состоянии V 2 :
Влагоотдача – способность материала отдавать влагу.

Механические свойства материалов.

Предел прочности при сжатии R – отношение разрушающей нагрузки Р(Н) к площади сечения образца F (см 2). Он зависит от размеров образца, скорости приложения нагрузки, формы образца, влажности. Предел прочности при растяжении R р - отношение разрушающей нагрузки Р к первоначальной площади сечения образца F . Предел прочности при изгибе R и – определяют на специально изготовленных балочках. Жёсткость – свойство материала давать небольшие упругие деформации. Твёрдость – способность материала (металла, бетона, древесины) сопротивляться прониканию в него под постоянной нагрузкой стального шарика.

ЛЕКЦИЯ №2

Природные каменные материалы.

Классификация и основные виды горных пород.

В качестве природных каменных материалов в строительстве используют горные породы, которые обладают необходимыми строительными свойствами. По геологической классификации горные породы подразделяют на три типа:1) изверженные (первичные) , 2) осадочные (вторичные) и 3) метаморфические (видоизменённые) . 1) Изверженные (первичные) горные породы образовались при остывании поднявшейся из глубин земли расплавленной магмы. Строения и свойства изверженных горных пород в значительной степени зависят от условия остывания магмы, в связи с чем эти породы подразделяют на глубинные и излившиеся . Глубинные горные породы образовались при медленном остывании магмы в глубине земной коры при больших давлениях вышележащих слоёв земли, что способствовало формированию пород с плотной зернисто-кристаллической структурой, большой и средней плотностью, высоким пределом прочности при сжатии. Эти породы обладают малым водопоглащением и высокой морозостойкостью. К этим породам относят гранит, сиенит, диорит, габбро и др. Излившиеся породы образовались в процессе выхода магмы на земную поверхность при сравнительно быстром и неравномерном охлаждении. Наиболее распространёнными излившимися породами являются порфир, диабаз, базальт, вулканические рыхлые породы. 2) Осадочные (вторичные) горные породы образовались из первичных (изверженных) горных пород под воздействием температурных перепадов, солнечной радиации, действия воды, атмосферных газов и др. В связи с этим осадочные горные породы подразделяют на обломочные (рыхлые) , химические и органогенные . К обломочным рыхлым горным породам относят гравий, щебень, песок, глину. Химические осадочные породы : известняк, доломит, гипс. Органогенные горные породы : известняк-ракушечник, диатомит, мел. 3) Метаморфические (видоизменённые) горные породы образовались из изверженных и осадочных горных пород под влиянием высоких температур и давлений в процессе поднятия и опускания земной коры. К ним относят глинистый сланец, мрамор, кварцит.

Классификация и основные виды природных каменных материалов.

Природные каменные материалы и изделия получают путём обработки горных пород.По способу получения каменные материалы подразделяют на рваный камень (бут) – добывают взрывным способом; грубоколотый камень – получают раскалыванием без обработки; дроблёный – получают дроблением (щебень, искусственный песок); сортированный камень (булыжник, гравий).Каменные материалы по форме делят на камни неправильной формы (щебень, гравий) и штучные изделия, имеющие правильную форму (плиты, блоки).Щебень – остроугольные куски горных пород размером от 5 до 70 мм, получаемые при механическом или природном дроблении бута (рваный камень) или естественных камней. Его используют в качестве крупного заполнителя для приготовления бетонных смесей, устройства оснований.Гравий – окатанные куски горных пород размером от 5 до 120 мм, также используется для приготовления искусственных гравийно-щебёночных смесей.– рыхлая смесь зёрен горных пород размером от 0,14 до 5 мм. Он образуется обычно в результате выветривания горных пород, но может быть получен и искусственным путём – дроблением гравия, щебня, и кусков горных пород.

ЛЕКЦИЯ №3

Гидротационные (неорганические) вяжущие вещества.

    Воздушные вяжущие вещества. Гидравлические вяжущие вещества.
Гидротационными (неорганическими) вяжущими веществами называют тонко измельченные материалы (порошки), которые при смешивании с водой образуют пластичное тесто, способное в процессе химического взаимодействия с ней затвердевать, набирать прочность, связывая при этом в единый монолит введённые в него заполнители, обычно каменные материалы (песок, гравий, щебень), образуя тем самым искусственный камень типа песчаника, конгломерата.Гидротационные вяжущие подразделяют на воздушные (твердеющие и набирающие прочность только в воздушной среде) и гидравлические (твердеющие во влажной, воздушной среде и под водой).Строительная воздушная известь CaO – продукт умеренного обжига при 900-1300°С природных карбонатных пород CaCO 3 , содержащих до 8% глинистых примесей (известняк, доломит, мел и др.). Обжиг осуществляют в шахтах и вращающихся печах. Наиболее широкое распространение получили шахтные печи. При обжиге известняка в шахтной печи движущийся в шахте сверху вниз материал проходит последовательно три зоны: зону подогрева (сушка сырья и выделение летучих веществ), зону обжига (разложение веществ) и зону охлаждения. В зоне подогрева известняк нагревается до 900°С за счёт тепла поступающего из зоны обжига от газообразных продуктов горения. В зоне обжига происходит горение топлива и разложение известняка CaCO 3 на известь CaO и двуокись углерода CO 2 при 1000-1200°С. В зоне охлаждения обожжённый известняк охлаждается до 80-100°С двигающимся снизу вверх холодным воздухом.В результате обжига полностью теряется двуокись углерода и получается комовая, негашёная известь в виде кусков белого или серого цвета. Комовая негашёная известь является продуктом, из которого получают разные виды строительной воздушной извести: молотую порошкообразную негашёную известь, известковое тесто.Строительную воздушную известь различного вида используют при приготовлении кладочных и штукатурных растворов, бетонов низких марок (работающих в воздушно-сухих условиях), изготовлении плотных силикатных изделий (кирпича, крупных блоков, панелей), получении смешанных цементов.Гидротехнические и гидромелиорационные сооружения и конструкции работают в условиях постоянного воздействия воды. Эти тяжёлые условия эксплуатации конструкций и сооружений требуют применения вяжущих веществ, обладающих не только необходимыми прочностными свойствами, но и водостойкостью, морозостойкостью и коррозионной стойкостью. Такими свойствами обладают гидравлические вяжущие вещества.Гидравлическую известь получают умеренным обжигом природных мергелей и мергелистых известняков при 900-1100°С. Мергель и мергелистый известняк идущие для производства гидравлической извести содержат от 6 до 25% глинистых и песчаных примесей. Её гидравлические свойства характеризуются гидравлическим (или основным) модулем (m ), представляющим отношение в процентах содержания окислов кальция к содержанию суммы окислов кремния, алюминия и железа:

Гидравлическая известь – медленно схватывающееся и медленнотвердеющее вещество. Её применяют для приготовления строительных растворов, низкомарочных бетонов, легких бетонов, при получении смешанных бетонов. Портландцемент – гидравлическое вяжущее вещество, получаемое путём совместного, тонкого помола клинкера и двуводного гипса. Клинкера – продукт обжига до спекания (при t>1480°С) однородной, определённого состава природной или сырьевой смеси известняка или гипса. Сырьевую массу обжигают во вращающихся печах. Портландцемент как вяжущее вещество используют при приготовлении цементных растворов и бетонов. Шлакопортландцемент - в своём составе имеет гидравлическую добавку в виде гранулированного, доменного или электротермофосфорного шлака., охлаждаемого по специальному режиму. Его получают путём совместного помола портландцементного клинкера (до 3,5%), шлака (20…80%), и гипсового камня (до 3,5%). Шлакопортландцемент имеет медленное нарастание прочности в начальные сроки твердения, однако в дальнейшем скорость нарастания прочности нарастает. Он чувствителен к окружающей температуре, стоек при воздействии на него мягких сульфатных вод, имеет пониженную морозостойкость. Карбонатный портландцемент получают путём совместного помола цементного клинкера с 30% известняка. Он обладает пониженным тепловыделением при твердении, повышенной стойкостью.

ЛЕКЦИЯ №4

Строительные растворы.

Общие сведения.

Строительные растворы представляют собой тщательно отдозированные мелкозернистые смеси, состоящие из неорганического вяжущего вещества (цемент, известь, гипс, глина), мелкого заполнителя (песка, дроблёного шлака), воды и в необходимых случаях добавок (неорганических или органических). В свежеприготовленном состоянии их можно укладывать на основание тонким слоем, заполняя все его неровности. Они не расслаиваются, схватываются, твердеют и набирают прочность, превращаясь в камневидный материал. Строительные растворы используют при каменных кладках, отделочных, ремонтных и др. работах. Их классифицируют по средней плотности: тяжёлые с средней ρ =1500кг/м 3 , лёгкие со средней ρ <1500кг/м 3 . По назначению: гидроизоляционные, талтопогенные, инъекционные, кладочные, отделочные и др. Растворы приготовленные на одном виде вяжущего вещества, называют простыми, из нескольких вяжущих веществ смешанными (цементно-известковый). Строительные растворы приготовленные на воздушных вяжущих, называют воздушными (глиняные, известковые, гипсовые). Состав растворов выражают двумя (простые 1:4) или тремя (смешанные 1:0,5:4) числами, показывающие объёмное соотношение количества вяжущего и мелкого заполнителя. В смешанных растворах первое число выражает объёмную часть основного вяжущего вещества, второе – объёмную часть дополнительного вяжущего вещества по отношению к основному. В зависимости от количества вяжущего вещества и мелкого заполнителя растворные смеси подразделяют на жирные – с содержанием большого количества вяжущего вещества. Нормальные – с обычным содержанием вяжущего вещества. Тощие – содержащие относительно небольшое количество вяжущего вещества (малопластичные). Для приготовления строительных растворов лучше использовать песок с зёрнами, имеющими шероховатую поверхность. Песок предохраняет раствор от растрескивания при твердении, снижает его стоимость. Гидроизоляционные растворы (водонепроницаемые) – цементные растворы состава 1:1 – 1:3,5 (обычно жирные), в которые добавляют церезит, амоминат натрия, нитрат кальция, хлористое железо, битумную эмульсию. Церезит – представляет массу белого или жёлтого цвета, получаемую из анилиновой кислоты, извести, аммиака. Церезит заполняет мелкие поры, увеличивает плотность раствора, делая его водонепроницаемым. Для изготовления гидроизоляционных растворов используют портландцемент, сульфатостойкий портландцемент. В качестве мелкого заполнителя в гидроизоляционных растворах используют песок. Кладочные строительные растворы – используют при кладке каменных стен, подземных сооружений. Они бывают цементно-известковые, цементно-глиняные, известковые и цементные. Отделочные (штукатурные) растворы - подразделяют по назначению на наружные и внутренние, по расположению в штукатурке на подготовительные и отделочные. Акустические растворы – лёгкие растворы, обладающие хорошей звукоизоляцией. Приготовляют эти растворы из портландцемента, шлакопортландцемента, извести, гипса и др. вяжущих веществ с использованием в качестве заполнителя лёгких пористых материалов (пемзы, перлита, керамзита, шлака).

ЛЕКЦИЯ №5

Обычный бетон на гидротационных вяжущих веществах.

    Материалы для обычного (тёплого) бетона. Проектирование состава бетонной смеси.
Бетон – искусственный каменный материал, получаемый в результате затвердевания бетонной смеси, состоящий в отдозированных в определённом соотношении гидротационных вяжущих веществ (цементирующих), мелких (песок) и крупных (щебень, гравий) заполнителей, воды и в необходимых случаях добавок. Цемент . При приготовлении бетонной смеси применяемый вид цемента и его марка зависят от условий работы будущей бетонной конструкции или сооружения, их назначения, способов производства работ. Вода . Для приготовления бетонной смеси применяют обычную питьевую воду, не содержащую вредных примесей, препятствующих твердению цементного камня. Запрещается применять для приготовления бетонной смеси сточные, производственные, или бытовые воды, болотные воды. Мелкий заполнитель . В качестве мелкого заполнителя применяют природный или искусственный песок. Размер зёрен от 0,14 до 5 мм истинная плотность более ρ >1800кг/м 3 . Искусственный песок получают путём дробления плотных, тяжёлых горных пород. При оценке качества песка определяют его истинную плотность, среднюю насыпную плотность, межзерновую пустотность, влажность, зерновой состав и модуль крупности. Кроме того, следует исследовать дополнительные качественные показатели песка – форму зёрен (остроугольность, окатаимость…), шероховатость и др. Зерновой или гранулометрический состав песка должен отвечать требованиям ГОСТ 8736-77. Его определяют путём просеивания просушенного песка через набор сит с отверстиями размером 5,0; 2,5; 1,25; 0,63; 0,315 и 0,14 мм. В результате просеивания навески песка через этот набор сит на каждом из них остаётся остаток, называемый частным a i . Его находят как отношение массы остатка на данном сите m i к массе всей навески песка m :

Кроме частных остатков находят полные остатки А , которые определяют как сумму всех частных остатков в % на вышележащих ситах + частный остаток на данном сите:

По результатам просеивания песка определяют его модуль крупности:

где А – полные остатки на ситах, %. По модулю крупности различают песок крупный (М к >2,5 ), средний (М к =2,5…2,0 ), мелкий (М к =2,0…1,5 ), очень мелкий (М к =1,5…1,0 ) . Путём нанесения кривой просеивания песка на график допускаемого зернового состава определяют пригодность песка для изготовления бетонной смеси. 1- кривая лабораторного просеивания соответственно для песка и крупного заполнителя. Большое значения в подборе песка для бетонной смеси имеет его межзерновая пустотность V п (%) , которую определяют по формуле: ρ н.п – насыпная плотность песка, г/см 3 ; ρ – истинная плотность песка, г/см 3 ; В хороших песках межзерновая пустотность составляет 30…38%, в разнозернистых – 40…42%. Крупный заполнитель . В качестве крупного заполнителя бетонной смеси применяют природный или искусственный щебень либо гравий с крупностью зёрен от 5 до 70мм. Чтобы обеспечить оптимальный зерновой состав крупный заполнитель делят на фракции в зависимости от наибольшей крупности зёрен Д наиб. ; При Д наиб =20мм крупный заполнитель имеет две фракции: от 5 до 10 мм и от 10 до 20 мм; При Д наиб =40мм – три фракции: от 5 до 10 мм; от 10 до 20 мм и от 20 до 40 мм; При Д наиб =70мм – четыре фракции: от 5 до 10 мм; от 10 до 20 мм; от 20 до 40 мм; от 40 до 70 мм. Большое влияние на расход цемента при приготовлении бетонной смеси имеет показатель межзерновой пустотности крупного заполнителя V п.кр (%), которую определяют с точностью до 0,01% по формуле: ρ н.кр – средняя насыпная плотность крупного заполнителя. ρ к.кус – средняя плотность крупного заполнителя в куске. Показатель межзерновой пустотности должен быть минимальным. Меньшим его значение можно получить путём подбора оптимального зернового состава крупного заполнителя. Зерновой состав крупного заполнителя устанавливают в результате просеивания просушенного крупного заполнителя набором сит с отверстиями размером 70; 40; 20; 10; 5 мм с учётом его максимальной Д наиб и минимальной Д наим крупности. Щебень – обычно искусственный рыхлый материал с неокатанными шероховатыми зёрнами, получаемый путём дробления горных пород, крупного природного гравия или искусственных камней. Для определения пригодности щебня необходимо знать: истинную плотность горной породы, среднюю плотность щебня, среднюю насыпную плотность щебня, относительную межзерновую пустотность и влажность щебня Гравий – рыхлый природный материал с окатанными, гладкими зёрнами, образовавшийся в процессе физического выветривания горных пород. К гравию предъявляют те же требования что и к щебню. Добавки . Введение добавок в цемент, растворную или бетонную смесь является простым и удобным способом повышения качества цемента, растворного камня и бетона. Позволяющим значительно улучшить не только их свойства но и технические, эксплуатационные показатели. Добавки используют при производстве вяжущих веществ, приготовлении строительных растворов и бетонных смесей. Они позволяют изменить качество бетонной смеси и самого бетона; воздействуя на удобоукладываемость, механическую прочность, морозостойкость, трещиностойкость, водостойкость, водонепроницаемость, теплопроводность, стойкость к окружающей среде. К основным свойствам бетонной смеси относят связность (способность сохранять её однородность, не расслаиваясь при транспортировке, выгрузке), однородность, водоудерживающую способность (значительную роль играет в образовании структуры бетона, приобретении им прочности, водонепроницаемости и морозостойкости), удобоукладываемость (способность её быстро с минимальной затратой энергии приобретать необходимую конфигурацию и плотность, обеспечивая получение бетона высокой плотности). Свежеприготовленная бетонная смесь должна быть хорошо перемешана (однородна), пригодна к транспортировке на место укладки с учётом погодных условий, при этом сопротивляться водоотделению и расслоению.  В задачу проектирования и подбора состава бетонной смеси входит выбор необходимых материалов (вяжущего вещества и др. компонентов) и установление их оптимального количественного соотношения. На основе этого получают бетонную смесь с заданными технологическими свойствами, а также максимально экономичный и долговечный бетон, отвечающий проектным и эксплуатационным требованиям при минимально возможном расходе цемента. Следовательно, бетонная смесь запроектированного состава должна обладать нерасслаивоемостью, необходимой удобоукладываемостью, связностью, а бетон, изготовленный из этой смеси – требуемыми свойствами: плотностью, прочностью, морозостойкостью, водонепроницаемостью. Наиболее простой способ проектирования состава бетонной смеси – расчёт по абсолютным объёмам, в основе которого принято, что приготовленная, уложенная и уплотнённая бетонная смесь не должна иметь пустот. Проектирование состава выполняют с использованием действующих рекомендаций и нормативных документов в такой последовательности:

И коэффициент выхода бетона:

Коэффициент выхода бетона β должен быть в пределах 0,55…0,75. Запроектированный состав бетонной смеси уточняют на пробных замесах. На них же проверяют подвижность бетонной смеси. Если подвижность бетонной смеси окажется больше требуемой, то в замес небольшими порциями добавляют воду и цемент, сохраняя при этом постоянным отношение В/Ц до тех пор, пока подвижность бетонной смеси станет равной заданной. Если подвижность окажется больше заданной то в неё добавляют песок и крупный заполнитель (порциями по 5% первоначального количества), сохраняя выбранное отношение В/Ц . По результатам пробных замесов вносят коррективы в запроектированный состав бетонной смеси, учитывая что в производственных условиях используемые песок и крупный заполнитель находятся во влажном состоянии, а крупный заполнитель имеет некоторое водопоглащение, расход (лДокумент

Важными мерами по дальнейшему совершенствованию водохозяйственного строительства являются улучшение качества работ, максимальное сокращение сроков и снижение стоимости строительства, с чем тесно связано рациональное использование

  • Строительные материалы камни строительные и облицовочные

    Документ

    Недра Сахалинской области содержат значительные запасы всевозможных видов строительных материалов. Разведанные запасы и прогнозные ресурсы изверженных, метаморфических и осадочных горных пород, пригодных для использования в качестве

  • Асширение применения сборных элементов зданий и сооружений, комплексной механизации всех строительно-монтажных процессов и применение поточной организации работ

    Документ

    Основой индустриализации строительства сельскохозяйственных объектов является расширение применения сборных элементов зданий и сооружений, комплексной механизации всех строительно-монтажных процессов и применение поточной организации работ.

  • Конроль качества полимерных строительных материалов методом газовой хроматографии с использованием радиационно-модифицированных сорбентов 05. 23. 05 Строительные материалы и изделия

    Автореферат диссертации
  • Предмет: технология

    Класс: 2А

    Программа: "Начальная школа XXI века" автор Лутцева Е.А.

    Тема. Разные материалы – разные свойства

    Дидактическая цель: создать условия для изучения свойств разных материалов, которые окружают человека,

    Задачи:

    личностные

      • воспитывать любовь и бережное отношение к природе

        способствовать становлению опыта совместной творческой деятельности учащихся

    метапредметные

      • развивать исследовательские умения и навыки, умения работать в парах; творческое мышление учащихся

    предметные

      выяснить опытным путем, какие свойства имеют известные обучающимся материалы: бумага, ткань, древесина, металл;

    Средства обучения:

      мультимедийный проектор, презентация к уроку

      Лутцева.Е.А. Технология 2 класс. Учебник.- М., Вентана-Граф, 2008

      Лутцева.Е.А. Рабочая тетрадь "Учимся мастерству"-М., Вентана-Граф, 2008

      образцы материалов: кусочки бумаги, ткани; пластины металла. дерева

      пластиковые стаканчики с водой

    Методы обучения: исследовательский

    Формы организации познавательной деятельности:

      фронтальная;

      групповая;

      индивидуальная.

    Этап

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    УУД

    Самоопределение к деятельности

    Ребята, на прошлом уроке мы изготавливали куклу из разных материалов. Скажите, смогли бы вы играть с куклой-игрушкой, которая сделана из снега? шоколада? Почему?

    Что нам не подошло в этих материалах?

    Скажите, от чего зависит выбор материала для изделия?

    Сегодня на уроке мы проведем исследование и узнаем, что надо знать о материалах, чтобы не ошибиться в выборе. Работать будем в группах (5+5+4)

    Дети отвечают, что кукла из снега растает в тепле, из шоколада испачкает руки, тоже может деформироваться.

    Можно ли сделать гвоздь изо льда? Нет

    Лодку из сахара? Нет

    Дети высказывают догадки, предположения.

    Личностные:

    Самоопределение(мотивация учения);

    регулятивные:

    целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    Актуализация знаний

    слайд №2

    слайд №3

    слайд №4

    Фронтальная работа предлагается ответить на вопросы:

    Что называют материалом?

    Что называют изделием?

    Правильность ответа можно проверить, перейдя по ссылке на слайд №3

    работа с учебником Прочитайте текст на с 21 и ответьте на вопросы

    Бесконечны ли природные запасы?

      Материал - это то, из чего что-то делают

      Изделие - это творение рук человека

    Дети читают текст на стр. 21

    Высказывание детей о бережном отношении к природным запасам

    коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

    познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков,

    смысловое чтение.

    Постановка учебной деятельности

    слайд №5

    слайды № 6, 7,8

    слайд №9

    У вас на столе такие же изображения различных предметов. Рассмотрите изображения предметов. На какие группы их можно разделить? Почему? Обсудите в парах. Заслушиваются ответы детей.

    Проверьте правильность ваших действий. Назовите, какие изделия сделаны из одного и того же материала?

    Объясните, почему именно для данных изделий использованы эти материалы. Какие особенности? От чего зависит выбор материла для изделия?

    Дети выполняют практическую работу по разбиению предметов на группы:

    Из дерева: стул, книги, доска, тетрадь, деревянные ворота, комод

    Из ткани: шторы, майка, шорты.

    Из металла: столовые приборы, сверла, железные ворота.

    Одежда должна облегать, согревать, впитывать.

    Изделия из металла прочные.

    Дети высказывают предположения, что надо знать какие-то особенности, характеристики материалов.

    познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков и классификации; коммуникативные:

    инициативное сотрудничество в поиске решения задачи;

    познавательные: общеучебные- самостоятельное выделение - формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы, для чего будем исследовать

    Построение выхода из затруднения

    слайд № 10.

    слайд № 11

    слайд №14

    слайд № 15

    Давайте проявим любознательность и подробнее изучим эти материалы

    Проводим исследование. Работа в группах.

    1. Положите перед собой образцы разных материалов: бумаги, ткани, дерева, металла. Внимательно рассмотрите их. Расскажите, что вы видите.

    Возьмите каждый материал в руки, помните, согните. постучите. Что вы чувствуете?

    То, что вы видите и чувствуете, - это свойства материалов.

    Для того, чтобы понять особенности (свойства) материалов, мы проведем их практическое исследование, то есть подробно изучим.

    2. Практическое исследование свойств различных материалов. Проведите исследование свойств материалов. Все необходимое для исследования находится на ваших столах. Результаты исследования занесите в таблицу.

    Проверьте правильность своей работы по образцу. Совпадают ли ваши ответы с образцом. Если нет, то давайте обсудим.

    Задание: Проведи исследование стр.22

    1. Приобретение и интеграция знаний - 4

    2. Сотрудничество - 4

    3. Коммуникация - 2

    4. Решение проблем - 3

    5. Использование ИКТ - 1

    6. Самоорганизация и саморегуляция - 2

    Проговаривание в устной речи:

    Свойства материала – это то, что видишь, чувствуешь.

    Дети проводят исследование с материалами. Учебное задание на стр. 22 учебника и заполняют таблицу

    Самопроверка по образцу.

    регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные:

    анализ объектов с целью выделения признаков, знаково-символическое действия (работа с таблицей)

    коммуникативные- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации,

    планировать деятельность и распределять обязанности;

    регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

    выполнять учебное задание с само" и взаимопроверкой;

    познавательные: общеучебные - умение структурировать знания, коммуникативные: управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение

    адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

    - представлять результат деятельности группы.

    Первичное закрепление

    Прочитайте вопрос на стр. 22

    Проанализируйте таблицу:

    Бывают ли похожие свойства у разных материалов?

    Назовите одинаковые свойства разных материалов. Какой материал эластичен? А какой материал с данным свойством вы знаете?

    Как знание свойств разных материалов помогает каждому мастеру в его работе?

    Дети работают по таблице.

    Да, бывают.

    Изменяются при деформации: бумага, ткань

    Не рвется: древесина, металл.

    Не деформируется: древесина, металл.

    Ткань, резина.

    регулятивные: контроль, оценка, коррекция; познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: умение выражать свои мысли

    Усвоение новых знаний

    Творческое задание в группе

    Вам даны материалы. Задание представить, что из них может получиться? Думай, сверяй с таблицей, как можно использовать свойства материала.

    Докажи, правильность выбора материала.

    Работа в группах. Дети заполняют на карточках.

    Бумага –

    Древесина –

    Металл –

    Ткань -

    регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

    личностные: самоопределение

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

    Рефлексия деятельности

    Ребята, теперь вы можете ответить на вопрос: бывают ли похожие свойства у разных, внешне не похожих материалов?

    Что нового вы узнали? Чему научились? Где в жизни вам могут пригодиться эти знания?

    Кому из вас было трудно? Кто сам справился с трудностями? Кому помогли товарищи?

    Оцени свою личную работу в группе и работу всей группы.

    Выскажи мнение об уроке

    Продолжи предложения: я не знал…., я узнал…., я не умел…., я научился….

    Ответы детей.

    Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование

    Приложение. Таблицы.

    Свойства материалов

    Что исследую

    бумага

    древесина

    ткань

    металл

    гладкая

    шероховатая

    шероховатая

    гладкая

    рыхлая

    плотная

    рыхлая

    плотный

    да

    нет

    да

    нет

    Тянется ли (эластичность)

    нет

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    да

    нет

    да

    Да, но не тонет

    да

    Нет, тонет

    да

    нет

    да

    нет

    Свойства материалов

    Что исследую

    бумага

    древесина

    ткань

    металл

    Какая поверхность (гладкая, шероховатая)

    Какая плотность(плотный, рыхлый)

    Изменяется ли при сминании (деформация)

    Тянется ли (эластичность)

    Какая прозрачность (просвечивает или нет)

    Каково отношение к влаге (промокает или нет)

    Какая прочность (рвётся или нет)


    Казакова З. К.

    Проект для детей 4-5 лет

    «Свойства и качества материалов»

    ПРОБЛЕМА:

    Дети под понятием «материал» подразумевают лишь ткань. Хотя из таких материалов как пластмасса, стекло, дерево, бумага изготовлено большинство объектов рукотворного мира, окружающих нас. Дети не знают о свойствах этих материалов, особенностей обращения с ними, не знают их целевого назначения и функций изготовленных из них предметов.

    ЦЕЛЬ:

    Формировать у детей представления о таких материалах рукотворного мира, как бумага, пластмасса, дерево, стекло.

    ЗАДАЧИ:

    1. Научить детей определять признаки материалов, их свойства и качества; классифицировать предметы рукотворного мира по материалу.

    2. Познакомить детей с целевым назначением предметов рукотворного мира в зависимости от свойств и качеств материала из которого они изготовлены.

    3. Составить с детьми правила обращения с предметами, в зависимости от материала из которого они изготовлены.

    4. Организовать деятельность детей по созданию коллекции «Разнообразие бумаги».

    5. Расширять и активизировать словарь детей характеристиками признаков материалов рукотворного мира.

    6. Развивать социальные навыки детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера.

    МЕРОПРИЯТИЯ:

    1. Сбор материалов для копилки проекта.

    2. Познавательные занятия на темы:

    · «История открытия стекла»

    · «Изготовление бумаги»

    · «Превращение дерева в строительный материал»

    · «Возникновение пластмассы»

    3. Отгадывание загадок и чтение художественной литературы о разных материалах и объектах рукотворного мира изготовленных из них.

    4. Художественно-творческая деятельность:

    · изготовление детьми бумажных фонариков на елку;

    · изготовление из картона шапочек «заячьи ушки».

    5. Организация сюжетно-ролевой игры «Магазин» («Мебель», «Игрушки», «Посуда», «Канцелярские товары»)

    6. Организация дидактической игры «Моя квартира».

    7. Проведение опытов:

    · «Тонет – не тонет»

    · «Бьется – не бьется»

    · «Что видно через стекло (прозрачное, матовое, цветное)»

    · «Мнется – не мнется»

    8. Организация выставки объектов рукотворного мира из бумаги, пластмассы, дерева, стекла.

    ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

    I этап – КОПИЛКА

    v объекты рукотворного мира (из бумаги, дерева, пластмассы, стекла);

    v иллюстрации разных объектов рукотворного мира (из бумаги, дерева, пластмассы, стекла);

    v художественное слово о материалах и объектах рукотворного мира (стихи, загадки, поговорки, рассказы и т.п.).



    II этап – СОЗДАНИЕ КАРТОТЕКИ



    Алгоритм создания картотеки

    Объекты рукотворного мира из бумаги


    Объекты рукотворного мира из дерева


    Объекты рукотворного мира из пластмассы


    Объекты рукотворного мира из стекла


    III этап – МОДЕЛЬ

    На основании полученных знаний, совместно с детьми была разработана «Модель рукотворных материалов»




    IV этап – ПРОДУКТ

    Продуктом данного проекта является выставка объектов рукотворного мира из различных материалов: «Пластмассовое царство», «Стеклянное королевство», «Деревянное чудо», «Бумажная страна».

    V этап – ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

    Приглашены дети группы № 11.

    Рассказывают дети – участники проекта:

    – На свете много материалов: пластмасса, стекло, дерево, бумага. Мы собрали копилку предметов из этих материалов, затем распределили их по коробкам – создали картотеку по материалам. А сегодня мы представляем вам их выставку.

    Гости дорогие, проходите, пожалуйста, на нашу выставку.

    Дети группы и гости подходят к столу с предметами из пластмассы.


    – Это «Стеклянное королевство».

    Дети рассказывают о признаках стекла и читают стихи:

    Через стекло все видно:

    И речку, и луга,

    Деревья и машины,

    Людей, собак, дома.

    С зайкою стеклянным

    Я играть люблю.

    Я знаю, что он хрупкий,

    Его не уроню.

    Хрупкое, прозрачное,

    Твердое на вид.

    От ветра он закроет,

    От стужи утеплит. (Стекло)

    Дети группы и гости подходят к столу с предметами из дерева.



    – Это выставка «Деревянное чудо».

    Дети рассказывают о признаках дерева и читают стихи:

    Шкатулка деревянная

    На тумбочке стоит.

    Мамочка любимая

    Колечки в ней хранит.

    Деревянный сундучок

    Так красив и ярок.

    Папа часто из него

    Достает подарок.

    Висит дощечка расписная,

    Она помощница, мы знаем:

    Нам овощи нарезать помогла,

    Вот для чего она нужна.

    Дети группы и гости подходят к столу с предметами из бумаги.



    – Это выставка «Бумажная страна».

    Дети рассказывают о признаках бумаги и читают стихи:

    Бумажные бабочки,

    Бумажные слоны,

    Зайчики и елочки,

    Детям так нужны!

    Бумажные кораблики

    Люблю пускать я сам.

    Бумажные кораблики

    Плывут по ручейкам.

    Песня «Бумажная страна»

    (муз. И. Николаева)

    Есть за морями, за горами

    Бумажная страна.

    Там из бумаги улицы и стены

    Мебель и все дома.

    Жители носят из бумаги

    Шляпы и зонтики.

    Миром бумажным управляют

    Бумажные взрослые.

    Припев: Бумажная страна,

    Бумажная страна.

    Мы вам расскажем,

    Мы вам покажем

    Вот она, вот она!

    (Дети показывают на «Бумажную страну»)

    ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРОЕКТА

    Знакомство детей с другими материалами рукотворного мира, такими как ткань, металл, резина, полиэтилен.

    Работы: Все Избранные В помощь учителю Конкурс «Учебный проект» Учебный год: Все 2015 / 2016 2014 / 2015 2013 / 2014 2012 / 2013 2011 / 2012 2010 / 2011 2009 / 2010 2008 / 2009 2007 / 2008 2006 / 2007 2005 / 2006 Сортировка: По алфавиту По новизне

    • Изучение механических свойств паутинного шелка

      В работе автор исследует свойства паутинного шелка и отвечает на вопрос: действительно ли нить паутины настолько прочна, что на нее можно подвесить танк? В работе приводятся доводы «за» и «против», автор исследует механические свойства и делает соответствующие выводы.

    • Изучение свободных механических колебаний на примере математического и пружинного маятников

      В работе определены факторы, влияющие на период и частоту свободных механических колебаний математического и пружинного маятников. Изучена зависимость коэффициента затухания и логарифмического декремента затухания от рода вещества при колебаниях математического и пружинного маятников. Использование поставленных опытов позволяет рассмотреть вопрос о свободных механических колебаниях более наглядно.

    • В работе изучены свойства изображений, получаемых с помощью собирающей линзы. Экспериментально определено, что в зависимости от расстояния предмета до линзы его изображение может быть мнимым или действительным, прямым или перевёрнутым, увеличенным или уменьшенным, находиться как по одну сторону от линзы, что и предмет, так и по другую сторону от линзы относительно предмета.

    • Изучение свойств материалов, используемых в местном строительстве

      В работе проводится сравнение теплопроводности материалов, используемых в местном строительстве. Делается вывод о самом востребованном строительном материале и его преимуществах. Сделан обзор типичных жилищ разных времен и народов и используемых для их постройки материалов.

    • Изучение физических свойств средств для мытья посуды

      В работе представлены результаты исследования плотности, вязкости, коэффициента поверхностного натяжения жидкостей для мытья посуды некоторых производителей.

    • Иллюстрированный словарь по физике. 8-й класс

      Оформленный в виде презентации, словарь состоит из четырех разделов: тепловые, электрические, электромагнитные явления и изменение агрегатных состояний вещества и включает 58 понятий. Слова расположены в двух каталогах: алфавитном и тематическом и объединены в единый гипертекст. Слайды словаря содержат определение, краткую характеристику, иллюстрацию, расчетную формулу термина, кнопки перехода к каталогам. Некоторые понятия, на которые сделана гиперссылка, можно раскрыть более подробно, перейдя на соответствующий слайд.

    • Интерактивная презентация "Учёные-физики" с использование Visual Basic for Applications (VBA)

      Интерактивная презентация разработана с помощью визуального языка программирования Бейсик для приложений Microsoft Office. Можно применять как на уроках физики, так и на внеклассных мероприятиях.

    • Интерактивная электронная игра "Проверь себя"

      Обучение - очень важный процесс. Но в ходе обучения накапливается усталость, поскольку приходится заучивать много формул, определений, обозначений различных величин и т.д. Решить проблему усталости при заучивании программного материала поможет элемент игры. В данной работе предложена модель игры для проверки знаний учащихся. Описан принцип игры, предложена принципиальная электрическая схема, дан перечень деталей, приложены дидактические материалы.

    • Информационно-иллюстрированный задачник

      Задачник посвящен интеграции двух предметов - физики и биологии. В него вошло 10 задач, которые можно использовать на уроках физики по теме "Механическое движение" в 7-м классе. Приводится познавательный материал о живой природе. Биофизические задачи будут способствовать развитию интереса к физике. Информация представлена в виде текста и иллюстраций.

    • Использование наземной сельскохозяйственной техники при производстве сельскохозяйственной продукции

      Одним из наиболее распространенных методов обработки сельскохозяйственных растений для защиты от болезней и вредителей считается опыление или опрыскивание ядохимикатами. С помощью наземных способов хорошего результата добиться сложно. Для российского сельского хозяйства ситуация во многих регионах усложняется ещё тем, что в хозяйствах просто-напросто нет соответствующего оборудования или оно неисправно. Обработка полей в таких хозяйствах становится большой проблемой. Но очень часто на помощь приходит малая авиация. Авиационная обработка - мероприятие дорогостоящее по отношению к наземным способам обработки, но у неё немало преимуществ.

    • Использование установок, работающих за счет энергии солнца, в домашних условиях

      Жить без электричества очень трудно, но на него уходят большие деньги. Исходя из этого я задумалась, возможно ли производство электричества без существенных затрат. Узнала, что можно использовать энергию солнца, и провела исследование в этом направлении. Собрала сведения о том, какие установки работают за счет солнечной энергии, изучила их. После этого рассчитала количество потребляемой электроэнергии в своей квартире и выяснила, возможно ли использование в ней солнечных батарей.

    • Исследование амортизационных свойств различных веществ

      В работе был проведен сравнительный анализ амортизационных свойств различных материалов. Учитывая, что степень болезненности при ударе зависит от времени удара, для оценки последнего были проведены измерения напряжения между обкладками конденсатора. Объекты исследования: различные виды дорожного и напольного покрытия.

    • Исследование влияния различных видов воды на рост и развитие растений

      В работе исследуется влияние "живой", "мертвой" и святой воды на рост и развитие сельскохозяйственных растений.

    • Исследование диффузионных свойств вещества в структурированной воде

      В последние годы возрастает интерес к необычному свойству воды - ее памяти, она стала объектом исследования многих выдающихся ученых. Влияние структурированной воды на диффузию веществ также мало изучено. В данной работе описана своя методика получения структурированной воды в условиях школьной лаборатории и проведены эксперименты по изучению ее влияния на диффузионные свойства вещества.

    • Исследование зависимости относительной влажности воздуха в помещении от различных параметров

    • Исследование зависимости эффективности работы горелки бытовой газовой плиты от режима горения

      Цель данного школьного исследовательского проекта – выяснить, как зависит кпд горелки бытовой плиты от расхода газа и соотношения размеров горелки и посуды. Эксперименты проводятся с тремя горелками различного размера с использованием посуды двух диаметров. В сериях опытов нагревание воды производится на каждой горелке с различными расходами газа (контроль по газовому счётчику). Для каждого опыта с помощью электронных таблиц рассчитывается кпд использования топлива, результаты представлены в виде графиков.

    • Исследование и диагностика наномасштабных объектов

      Ознакомление с физическими методами исследования микро- и наномасштабных объектов. Проведение качественного элементного анализа поверхности неизвестной кристаллической структуры методом электронной Оже–спектроскопии с последующей идентификацией.

    • Исследование и идентификация неизвестного вещества

      В работе проведен качественный кристаллографический анализ неизвестной структуры методом Рамановской спектроскопии с последующей идентификацией.

    • Исследование модельных свойств различных моделей бумажных самолетов

      Моё увлечение самолётостроением началось с бумажных моделей. Их мы всем классом делали на уроке труда. В конце урока ребята запустили свои самолётики, и я заметил, что они летят по-разному. Некоторые придерживаются прямой траектории, другие сворачивают в сторону. У меня возник вопрос: «Что заставляет одну и ту же модель лететь по-разному?» И я решил исследовать летательные свойства различных моделей бумажных самолётов. В работе описано проведенное исследование самолетов с разной массой, при разном способе запуска, в различных условиях (закрытое помещение, улица).

    • Исследование образования кумулятивной струи

      Когда физики говорят о кумуляции, они обычно подразумевают кратковременные процессы, например взрывы, и под кумуляцией понимают усиление в определенном месте или направлении действия этих процессов. Но кумулятивные струи жидкости могут появляться не только при взрывах. Поэтому я и решила исследовать особенности взаимодействия «тел произвольной формы с жидкостью» по характеру «всплесков». В работе рассматриваются условия образования кумулятивной струи и факторы, от которых зависит её образование. В качестве объекта исследования рассматривались виды всплесков, образующиеся при падении капли жидкости в жидкость; при падении твердого шарика в жидкость; в зависимости от плотности жидкости и шариков, их радиуса и высоты падения, от высоты падения капли жидкости в жидкость, от времени между отрывами капель; вид всплеска при падении пробирки.

    • Исследование плотности моржового зуба (клыка)

      В проекте проведено исследование плотности моржового зуба (клыка), а также составлены задачи о моржах.

    • Исследование подготовки пищевых продуктов к контролю на содержание радионуклидов (стронция и цезия)

      В работе представлено исследование подготовки пищевых продуктов к контролю на содержание радионуклидов стронция и цезия на примере проб рыбы. Целью данной работы является знакомство с лабораторией, изучение методов анализа сырья, полупродуктов и готовой продукции, изучение приборов и весов, находящихся в лаборатории, радиохимического метода анализа проб пищи.