Земельный налог. К каким налогам относится земельный налог? Местный налог на землю

Земельный налог определяется главой 31 РФ и местными нормативными правовыми актами, а также законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

Размер земельного налога зависит не от финансовых результатов деятельности , а только от объективных обстоятельств, к которым относятся: плодородность, расположение земельного участка и т. п.

Плательщиками земельного налога являются как физические, так и юридические лица, которые обладают земельными участками, являющимися объектами обложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (рис. 14). На основании пункта 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ эти права возникают с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом. Документы о государственной регистрации прав являются основанием для взимания земельного налога.

Рис. 14 Плательщики земельного налога

Не признаются налогоплательщиками и в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды. Арендаторы уплачивают за землю, переданную им в аренду, арендную плату.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом РФ к землям, изъятым из оборота, относятся земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами:
  • государственными природными заповедниками и национальными парками;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы;
  • зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды;
  • объектами организаций федеральной службы безопасности;
  • объектами организаций федеральных органов государственной охраны;
  • объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования;
  • объектами учреждений и органов федеральной службы исполнения наказаний;
  • воинскими и гражданскими захоронениями;
  • инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

2. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия.

3. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

4. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, в пределах лесного фонда.

5. Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Налоговой базой является кадастровая стоимость земельных участков, которая определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Кадастровая стоимость земельных участков определяется по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель. Сведения о стоимости земельных участков содержатся в государственном кадастре недвижимости. Государственный кадастр недвижимости — систематизированный свод сведений и документов об объектах кадастрового учета, а также сведений об административно- территориальном и кадастровом делении. Объектами кадастрового учета являются земельные участки; здания и сооружения, объекты, не завершенные строительством; помещения; территориальные и функциональные зоны, зоны с особыми условиями использования территорий. Сведения о каждом объекте недвижимости содержатся в виде записи в кадастровой книге. Кадастровая книга содержит записи о кадастровой стоимости объекта кадастрового учета, сведения об оценщиках, проводивших работы по государственной кадастровой оценке, и указывается дата проведения этих работ. В кадастре также содержатся сведения о местоположении границ земельного участка, категории земель, площади, вида разрешенного использования, о находящихся на таком земельном участке объектах недвижимости.

Объекту кадастрового учета присваивается уникальный кадастровый номер, выдается кадастровый паспорт, представляющий собой выписку из государственного кадастра недвижимости. В нем фиксируются совершаемые с данным объектом сделки.

Кадастровая стоимость определяется методом массовой оценки на определенную дату на базе рыночной стоимости. Определяют кадастровую стоимость оценщики, организации, выбранные органами власти субъектов РФ путем проведения процедуры размещения заказа.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим свою деятельность в области ведения государственного кадастра недвижимости, а также регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ними, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.

До 1 января 2011 года государственный кадастр недвижимости подлежит созданию и введению на территории не менее двадцати семи субъектов Российской Федерации, а полностью этот процесс планируется завершить к 1 января 2012 года.

Если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований, налоговая база считается по каждому муниципальному образованию как доля кадастровой стоимости всего

земельного участка, пропорциональная вышеуказанной доле земельного участка.

В отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база устанавливается пропорционально их доле в общей долевой собственности. Если земельный участок находится в общей совместной собственности, то налоговая база определяется в равных долях для каждого собственника.

Налоговая ставка определяется в процентах к кадастровой стоимости участка.

Ставки земельного налога

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать

  • земли сельскохозяйственного назначения или земли в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
  • земли, занятые жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно- коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства;
  • земли, приобретенные (предоставленные) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В отношении прочих земельных участков

Допускается установление дифференцированных ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Для следующих категорий налогоплательщиков налоговая база уменьшается на 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования:
  • Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
  • инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
  • инвалидов с детства;
  • ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
  • физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»;
  • физических лиц, принимавших непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Уменьшение налоговой базы производится на основании документов, подтверждающих это право, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год, отчетными периодами — I, II и III кварталы календарного года. При установлении земельного налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов Москвы и Санкт- Петербурга) вправе не предусматривать отчетный период.

Земельный налог и авансовые платежи по нему подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга). При этом, как определено пунктом 1 статьи 397 НК, срок уплаты земельного налога организациями и индивидуальными предпринимателями не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога (авансовых платежей) самостоятельно. Физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма авансовых платежей по налогу определяется по истечении I, II и III квартала текущего налогового периода как одна четвертая соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, устанавливается как разница между суммой налога, исчисленной в соответствии с расчетом, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей.

В случае возникновения (прекращения) в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы земельного налога (суммы авансового платежа по этому налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента (К), определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) (т), к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде (и).

Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения данных прав. Если возникновение (прекращение) вышеуказанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения данных прав.

К = т/п ,

  • т — полные месяцы, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном пользовании или пожизненном наследуемом владении);
  • п — число календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде.

Прекращение прав: до 15 -го числа включительно (месяц не считается); после 15-го числа (месяц считается за полный).

Возникновение прав: до 15 -го включительно (месяц считается за полный) после 15-го числа (месяц не считается).

Полностью освобождены от уплаты земельного налога следующие организации и учреждения:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации — в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25%, — в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно- оздорови-тельных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям- инвалидам и их родителям;
  • организации народных художественных промыслов — в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
  • физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока, а также общины таких народов — в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов;
  • организации — резиденты особой экономической зоны — в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка.

Налоговая декларация представляется налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Земельный налог относится к местным и регулируется законодательством муниципальных образований, а в городах федерального значения — Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — законами этих городов. В рамках Налогового кодекса муниципальные образования определяют в рамках:

  • налоговые ставки;
  • порядок и сроки уплаты налога;
  • налоговые льготы, включая размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Какие организации платят земельный налог?

Налогоплательщики по земельному налогу — организации, обладающие земельными участками, которые признаются объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса . Земля должна принадлежать организации на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Организации не отчитываются и не платят налог по земельным участкам, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования или переданных по договору аренды.

Если земельный участок относится к имуществу, составляющему паевой инвестиционный фонд, налогоплательщиком признается управляющая компания. Налог уплачивается за счет имущества, составляющего этот паевой инвестиционный фонд.

Объект налогообложения по земельному налогу

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог. Также не признаются объектом налогообложения:

  • земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством;
  • ограниченные в обороте земельные участки, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками;
  • земельные участки из состава земель лесного фонда;
  • ограниченные в обороте земельные участки, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами;
  • земельные участки, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база определяется отдельно для каждого земельного участка и равна его кадастровой стоимости на 1 января года, за который считается налог. Если земельный участок появился в течение налогового периода, то для определения налоговой базы берется кадастровая стоимость на дату постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах. Из этого правила есть исключения:

  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась после исправления технической ошибки, допущенной государственным органом при регистрации участка или ведении кадастра недвижимости: в этом случае исправление учитывается в расчете налоговой базы начиная с периода, в котором была допущена ошибка;
  • если кадастровая стоимость земельного участка изменилась по решению суда или комиссии по рассмотрению споров: в этом случае измененная кадастровая стоимость действует начиная с периода, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости. Но не раньше даты внесения в кадастр первоначальной (оспоренной) кадастровой стоимости.

Если земельный участок находится на территориях нескольких муниципальных образований, для каждого из них налоговая база определяется отдельно и равняется доле кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональной доле части участка.

Как определить налоговую базу для земельного участка, находящегося в общей собственности

Для земельных участков, которые находятся в общей долевой собственности, налоговая база определяется отдельно для каждого налогоплательщика-собственника участка пропорционально его доле в общей собственности.

Часто при покупке недвижимости покупатель получает право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования. Налоговая база по этому участку для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на земельный участок.

Если недвижимость покупают несколько лиц, налоговая база для каждого определяется пропорционально доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.

Налоговый и отчетный период по земельному налогу

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Законодательные органы муниципального образования могут не устанавливать отчетный период.

Налоговая ставка по земельному налогу

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами муниципальных образований и законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Ставки не могут превышать:

— 0,3 %

  • для земель сельскохозяйственного назначения и земель, используемых для сельскохозяйственного производства;
  • для земель, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса;
  • для участков, приобретенных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного хозяйства;
  • для участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

— 1,5 % для прочих земельных участков.

По этим же ставкам производится налогообложение, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми муниципального образования.

Муниципальное образование может установить дифференцированные налоговые ставки в зависимости, например, от категории земли или места нахождения объекта налогообложения участка в муниципальным образовании.

Налоговые льготы по земельному налогу

От налогообложения освобождаются:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста в отношении земельных участков, которые используются для непосредственного выполнения возложенных на эти организации функций;
  • организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
  • религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские общественные организации инвалидов;
  • «сколковцы».

Порядок расчета земельного налога и авансовых платежей по нему

Сумма налога считается после окончания налогового периода и равна произведению налоговой ставки и налоговой базы. Если компания приобрела земельный участок с целью жилищного строительства, расчет налога и авансовых платежей по нему производится с коэффициентом:

  • коэффициент = 2 применяется в течение 3 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок и до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости;
  • если строительство и государственная регистрация прав произошли раньше истечения трех лет, то переплаченная сумма налога зачитывается или возвращается налогоплательщику в общем порядке;
  • если жилищное строительство превысило 3-летний срок, в течение следующих 4 лет и до государственной регистрации прав на построенный объект применяется коэффициент = 4.

Налогоплательщики-организации, для которых установлены квартальные отчетные периоды, самостоятельно исчисляют земельный налог и авансовые платежи по нему после окончания первого, второго и третьего квартала.

Квартальный авансовый платеж = ¼ * налоговая ставка * кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода.

Муниципальные образования могут разрешить некоторым категориям налогоплательщиков не исчислять и не перечислять авансовые платежи.

По итогам налогового периода организации перечисляют в бюджет разницу между исчисленной суммой налога и уплаченными в течение налогового периода авансовыми платежами.

Неполный налоговый период или неполный период действия льгот

Если налогоплательщик получил или потерял право собственности на земельный участок в течение налогового периода, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть время владения участком. Для этого рассчитывается коэффициент: число полных месяцев владения участком делим на число календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Расчет числа полных месяцев владения участком делается так:

  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло до 15-го числа (включительно) или прекращение права произошло после 15-го числа, за полный месяц принимается месяц возникновения (прекращения) указанного права;
  • если право собственности на земельный участок или его долю произошло после 15-го числа или прекращение права произошло до 15-го числа (включительно), этот месяц не считается месяцем владения участком.

Налогоплательщики, которые имеют право на налоговые льготы, должны предоставлять подтверждающие документы в ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если налогоплательщик в налоговом периоде получил или потерял право на льготу по земельному налогу, при расчете налога и авансовых платежей нужно учесть срок отсутствия этой льготы. Месяц возникновения и прекращения права на налоговую льготу принимается за полный месяц.

Когда сдавать декларацию по земельному налогу

Налогоплательщики-организации не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, сдают налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Крупнейшие налогоплательщики, сдают декларации в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Срок уплаты земельного налога и авансовых платежей

Организации платят авансовые платежи и земельный налог в бюджет по месту нахождения земельных участков в сроки, которые установлены нормативными актами муниципальных образований. Срок уплаты налога не может быть раньше срока сдачи декларации по земельному налогу — сейчас это 1 февраля.

Хотите легко платить налоги и сдавать декларации? Работайте в облачном сервисе Контур.Бухгалтерия: ведите учет, начисляйте зарплату и отпрвляйте отчетность онлайн. Сервис напомнит об уплате налога, поможет рассчитать его и автоматически сформирует отчетность. Первый месяц работы бесплатен для всех новых пользователей.

Каждый гражданин РФ обязан периодически уплачивать законодательно установленные налоги и сборы. Эта обязанность установлена ст.57 Конституции РФ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Налоги и сборы – основная статья дохода государства, поэтому их взимание помогает обеспечивать финансирование нужд и задач страны.

Нормы закона

Налоги и сборы – законодательно установленные платежи в государственный бюджет.

Обратимся к законодательству РФ для первоначального рассмотрения понятия земельного налога:

  • Об этом налоге нам говорит Налоговый кодекс РФ, в частности, глава 31.
  • Налоговые ставки определяются местными властями самостоятельно, в пределах, установленных .
  • Объектом налогообложения считаются земельные участки, которые расположены в рамках муниципального образования (ч.1 ).
  • В ч.2 ст.389 приводится перечень объектов, не облагаемых земельным налогом. Это земли, выведенные из оборота, ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирным домом.

Таким образом, земельный налог – налог, устанавливаемый муниципальными органами власти, которым облагаются земельные участки, находящиеся на территории данного муниципального образования.

Плательщики

Понятие плательщиков земельного налога (например, на дачу) дается в п.1 . Это физические и юридические лица, которые обладают правом собственности, бессрочного пользования, пожизненного владения участком.

От чего зависит размер?

Размер земельного налога находится в зависимости от объективных показателей.

Это размер налоговой ставки, кадастровая стоимость участка и льготы.

Ставка может быть либо 1,5%, либо 0,3% - это зависит от категорий земель-объектов налогообложения.

Кроме того, субъекты вольны устанавливают свою ставку, но не выше законодательно установленной.

Второй параметр, влияющий на размер – кадастровая стоимость участка.

Раз в 5 лет государство оценивает стоимость земли – это и является кадастровой стоимости.

Последний параметр – льготы , которые могут быть положены определенным категориям граждан-налогоплательщикам.

Льготы

Для некоторых групп граждан и юридических лиц законодательно определен ряд льгот. Каждая категория в свою очередь делится на налоги федерального и местного уровня.

Федеральные льготы

Граждане и общины, относящиеся к коренным народам Сибири, Севера и Дальнего Востока полностью освобождаются от выплаты налога на землю при условии, что земельные участки, имеющиеся у них в пользовании, эксплуатируются для промыслов, обеспечения традиционности хозяйственного и жизненного уклада.

Стоит отметить, что индивидуальные предприниматели (ИП) приравниваются к физ.лицам и порядок уплаты налога ИП ничем не отличается от уплаты налога физическим лицом.

Местные льготы

Как уже отмечалось выше, налог на землю (например, на гараж) отчасти определяется муниципальными госорганами, поэтому муниципалитеты вправе устанавливать местные льготы для определенных категорий налогоплательщиков.

Для получения информации об этих льготах следует обратиться в представительные госорганы муниципального образования.

Для юридических лиц

Федеральные льготы для юр.лиц представляют из себя изъятые из объектов налогообложения определенные группы земельных участков.

В их перечень входят:

  • участки, выведенные из оборота;
  • участки, ограниченной оборотоспособности;
  • участки с размещенными на них заповедниками, заказниками;
  • участки земли с объектами водного фонда РФ;
  • участки земли, входящие в лесной фонд РФ.

Для физических лиц

Согласно Налоговому кодексу, некоторые группы граждан имеют право уменьшить налоговую базу на 10 000 руб.

Ниже приводится перечень таких групп:

  • герои СССР, Герои Российской Федерации, полные кавалеры Ордена Славы;
  • граждане, которые перенесли лучевую болезнь;
  • инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, но при этом получившие инвалидность до 01.01.04г.;
  • инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, участники боевых действий;
  • граждане, участвующие в ликвидации аварии на ЧАЭС;
  • граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия.

Как рассчитать земельный налог в 2019 году?

Теперь следует выяснить основные правила и нормы расчета налога на землю за год, а также по каким формулам его можно вычислить.

Порядок исчисления

Наконец мы подобрались к главному вопросу статьи: как рассчитать земельный налог в 2019 г.

Стоит обозначить, что налоговый период составляет один год, то есть земельный налог подлежит уплате ежегодно.

Налоговая база

С 2016 г. расчет суммы налога на землю производится с учетом кадастровой стоимости земельного участка.

Ранее, до 2016, земельный налог рассчитывался через балансовую стоимость участка, что было заметно менее обременительно для владельцев.

Таким образом, с 2016 года налоговой базой земельного налога считается кадастровая стоимость участка, определяющаяся с учетом требований Кодекса РФ о земле.

Данные о кадастровой стоимости земли возможно отыскать на вебсайте Росреестра.

Процентная ставка

Кроме налоговой базы, на величину земельного налога влияет и процентная ставка.

Она определяется муниципальными госорганами и не может быть больше 0,3% и 1,5% в зависимости от того, к какой категории относится земля.

Налоговая ставка в три десятых процента служит для расчета налога на землю:

  • отнесенных к землям сельхозназначения;
  • занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства;
  • приобретенных для ведения подсобного хозяйства(прим.– в СНТ, являющееся юр.лицом, приходится платить налог на землю с участков в размере 0,3%);
  • ограниченных в обороте, а также представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд;
  • иные участки земли, не подпадающие под этот список, облагаются налогом со ставкой в 1,5%.

Базовая формула

Базовая формула расчета налога на землю для физ.лиц выглядит таким образом:

S = (КСт – Л) * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • КСт – кадастровая стоимость земли;
  • Л – льготы, равные 10000р., если они предусмотрены;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 0,3% для физ.лиц.

Базовая формула расчета налога для юридических лиц аналогична формуле для физ.лиц, за исключением вычета 10 000р. льгот и процентной ставки в 0,3%, которая для юридических лиц составляет 1,5%.

Это обусловлено тем, что во владении юридических лиц могут находиться любые земельные участки, а во владении физических лиц лишь те, ставка для которых установлена в 0,3%.

Итого, формула для юридических лиц имеет вид:

S = КСт * P, где

  • S – общая сумма налога;
  • P – процентная ставка, равная максимальному значению в 1,5% для юр.лиц.

Кто определяет сумму?

Сумму налога юридические лица определяют самостоятельно, физические лица получают готовые расписки из ФНС.

Расчет на примере

Проведем расчет земельного налога на нескольких примерах.

Для юридических лиц

ООО «Роза» владеет земельным участком в Московской области, приобретенным для строительства швейной фабрики. Кадастровая стоимость участка – 67 700 567 руб. Налоговая ставка в Московской области для данного типа земельных участков – 1,5%.

Расчет налога будет таковым: 67 700 567*1,5 = 1 015 508,505

Для физических лиц

Цена на земельный участок в 260 кв.м составляет 2,3 млн.руб. Налоговая ставка — 0,2%.

Налог на землю рассчитывается так: 2 300 000*0,2/100=4 600 руб.

По кадастровой стоимости

Стоимость территории составляет 1 млн.руб. От данной денежной величины требуется вычислить 0,3%, что является ставкой по сбору: 1 000 000*0,3=3 300 руб.

Эту сумму и надо выплачивать ежегодно.

В Москве

Гражданин Д. владеет земельным участком в Москве, который был приобретен им для жилищного строительства. Кадастровая стоимость участка оценивается в 8 567 089 рублей. Гражданин Д. – инвалид 1 группы, инвалидность получил в 2003 году.
Налоговая ставка по Москве для данного типа земельных участков – 0,1%.

Расчет налога будет таковым: (8 567 089 – 10 000) *0,1 = 25 671,267.

Итого – 25 671,267 р. – сумма, подлежащая уплате гражданином Д.

Авансовые платежи

Авансовые платежи – сумма, которая ежеквартально отчисляется в местный бюджет юридическими лицами (п.6 ст.396 НК РФ).

Налоговый расчет авансовых платежей по налогу на землю рассчитывают по итогам каждого из первых 3-ех кварталов текущего года. Потом на основании общей суммы авансов на протяжении года высчитывают итоговый платеж.

Из ст.396 НК РФ возможно вывести общую формулу расчета квартального авансового платежа:

A=КСт*P*1/4, где

  • КСт – кадастровая стоимость земельного участка;
  • P – процентная ставка

За неполный месяц

П.7 ст.396 НК РФ дает ответ на вопрос о расчете, если предприятие владело землей неполный квартал.

Смотрят на два обстоятельства - дата регистрации собственности на участок и дата прекращения владения:

  • регистрация до пятнадцатого числа – месяц считают;
  • регистрация после пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения до пятнадцатого числа – месяц не считают;
  • прекращение владения после пятнадцатого числа – месяц считают.

Способы и сроки уплаты налога

Органы муниципалитета путем принятия нормативных актов устанавливают конкретные сроки уплаты авансовых платежей. Юр.лица самостоятельно рассчитывают сумму выплат.

В конце налогового периода уплачивается оставшаяся неуплаченной после авансовых платежей сумма налога.

Для юридических лиц:

  • Сроки выплаты – с 1 февраля года, который следует за отчетным, до даты, определенной местными актами.
  • Способ выплаты – перечисление средств через банк с помощью платежного поручения.

ИП и физ.лица выплачивают налог на основании уведомлений, полученных из органов ФНС.

Налог уплачивается разными способами, будь то через терминал, будь то через мобильное приложение ФНС или другими способами. Таким образом, процедура для физических лиц гораздо проще, чем для юридических.

Касаемо сроков, то каждый год устанавливаются даты уплаты в каждом регионе.

В 2019 году, например, в Москве, физ.лица обязаны заплатить налог до 01.12.17 г.

Ответственность за неуплату

Неуплата земельного налога считается нарушением, за которую предусмотрена ответственность.

В РФ – это пени, наложение штрафных санкций в размере 20% за несоблюдение сроков выплаты налога в размере 40%.

Как рассчитать пени?

Нюансы

В заключение к данной статье стоит отметить несколько нюансов, связанных с земельным налогом. Это наиболее часто встречающиеся вопросы налогоплательщиков.

Нужен ли перерасчет при изменении кадастровой стоимости?

Налог за год, в течение которого изменилась кадастровая стоимость, не изменяется. Однако уже в следующем году налог будет рассчитан по-новому.

Если кадастровая стоимость отсутствует

Существует такой показатель как нормативная цена земли, которая рассчитывается исполнительными госорганами власти субъектов России. Эта цена рассчитывается исходя из зон, областей, административных районов.

Тем самым, в данном случае аналог кадастровой стоимости – нормативная цена.

Если налоговое уведомление так и не пришло

Неполучение уведомления не освобождает от ответственности за просрочку. Поэтому если уведомление не пришло, обратитесь в налоговый орган.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .


Среди налогов, которые оплачивают физические и юридические лица, земельный налог является очень значимым. Это довольно обширная юридическая тема, к изучению которой надо подходить предельно внимательно. При соблюдении основных законов и рекомендаций, проблем и разночтений возникать не должно.

Базовые понятия и основные особенности

Налоги на землю относятся к т. н. имущественным сборам. В таком случае налицо факт обладания физическим или юридическим лицом земельным участком.

Главная особенность заключается в том, что земельный налог – это т. н. «местный налог». Вот почему решающая роль в его установлении ложится на органы местной власти, и он оплачивается в местные бюджеты.

Объект налога – земельные участки, находящиеся в конкретном муниципальном образовании или же в городах федерального значения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь.


Как раньше, так и теперь земля остается наиболее важным источником поступлений в казну. Поэтому сам процесс налогообложения осуществляется сепаратно от других видов налогов на имущество, например, от налога на недвижимость. Не следует их путать.

Важность земельного налога напрямую связана с тем, что участки занимают довольно большие территории даже в границах одного административного образования, и они представляют собой большое количество объектов для налогообложения.

Величина налога

Устанавливают ставки данного налога только местные органы власти. Федеральный уровень (ст. 394 НК РФ) предусматривает максимальные грани, выше которых ставка не может быть поднята. Данные ставки напрямую зависят от типа используемого участка. Их расчет составляет:
  • 0,3% – данную ставку называют пониженной. Ее применение допустимо только к землям, четко обозначенным в законодательстве. Это земли сельскохозяйственного предназначения, земли для садоводства и огородничества, земли для ЛПХ, а также для государственных оборонных целей.
  • 1,5% – данная ставка применяется для налога на все прочие типы земель.

При этом следует помнить, что данные ставки на местном уровне могут быть меньше, но больше – никак!


При отсутствии четких ставок на местном уровне, они автоматически приравниваются к установленным в Налоговом кодексе. Ставки более низкого уровня, нежели учтенные в НК – это т. н. льготные ставки. Окончательное решение об их применении – прерогатива представителей региональной администрации того или иного административного образования. Здесь учитывается как конкретная группа или вид плательщиков (плательщика), так и вид конкретного участка или надела.

Местными властями могут быть установлены и дополнительные правила платы данного налога. Однако они не должны идти вразрез со статьями действующего НК.


Рекомендуем также ознакомиться со статьей: .

Основная законодательная база

Для земельного налога характерно большое количество особенностей и правил, которые регулируют не только ставку, но и порядок оплаты. Основная регуляция заключается в отдельной главе НК РФ, а именно в главе 31. Статьи, которые рассмотрены в этой главе, касаются следующих вопросов:
  • налогоплательщиков;
  • налоговой базы, а также определения ее порядка;
  • различных льгот;
  • объекта, к которому применяется налог;
  • порядка расчета суммы к оплате и авансовых платежей;
  • порядка подготовки и подачи деклараций.
Другие отдельные нормативные акты разрабатываются и утверждаются на уровне отдельных субъектов РФ.

Кто платит

Плательщиков таких сборов можно подразделить на две большие группы:
  • Физические лица. К ним относятся просто частные владельцы земли, а также индивидуальные предприниматели (ИП), которые зарегистрированы согласно действующим правилам.
  • Организации, различные коммерческие структуры, иначе говоря, юридические лица. В данном случае форма собственности не важна.
Основными критериями для установления земельного налога выступают:
  • наличие участка (участков) на правах собственности;
  • на правах пожизненного владения;
  • на правах бессрочного и постоянного использования.
Иные формы владения, к которым относятся аренда и безвозмездное срочное пользование, освобождаются от данного вида налогообложения. В этом случае уплата осуществляется теми лицами, которые фактически владеют тем или иным участком, наделом. К ним относятся арендодатели или непосредственные хозяева.

Когда возможны льготы

Льготы относятся к категории мер поддержки государством определенных категорий населения. На федеральном уровне они рассмотрены в статьях 391 и 395 НК РФ.

Полное освобождение от уплаты земельного налога предоставляется юридическим лицам в случаях:

  • владения ими участками определенного типа: для благотворительных целей, для религиозных целей;
  • земли находятся в границах инновационного центра «Сколково»;
  • если участок расположен в свободной экономической зоне.
К категории физических лиц, которые могут быть полностью или частично освобождены от уплаты налога, относятся:
  • инвалиды и ветераны ВОВ;
  • герои России или СССР;
  • участники ликвидации аварии на ЧАЭС и др.
Очень часто льготы устанавливают местные органы власти. В этом случае механизм предоставления льгот осуществляется путем расширения уже существующих на общефедеральном уровне или же изобретаются новые формы подобных мер, которые не противоречат действующему законодательству.

На практике это может быть предоставление скидки, иногда даже до 50%. Снижение ставки налога по сравнению с общими условиями. Иногда полное освобождение от уплаты налога конкретным лицам, как правило, это представители многодетных семей, пенсионеры (см. ).

Новинки, вступившие в силу с 2015 года

Главным новшеством для уплаты земельного налога с 1 января 2015 года является то, что изменилась базовая стоимость, используемая при расчете уплаты. Если раньше в расчет бралась инвентаризационная стоимость участка, то теперь используется кадастровая. Конечно, инвентаризационная была намного меньше. Расчеты осуществляются независимыми оценщиками, которые назначаются местной властью.

В отношении участков, которые находятся в собственности ИП – определение базы налогообложения и определение конечной суммы для выплаты стало прерогативой налоговых органов. Предпринимателям нет нужды подавать декларацию, оплату нужно производить по уведомлению, направленному фискальными органами.

Порядок и сроки оплаты

Физлицам уведомление о налоге, его сроках оплаты направляется по месту жительства представителями налоговых органов. Если по каким-то причинам данные в уведомлении ошибочны, нужно написать на специальном бланке заявление в налоговую службу. Такой бланк приходит вместе с уведомлением.

Если указанные данные подтвердились, то придет новое уведомление.

В текущем году для всех субъектов РФ установлен единый срок уплаты налогов на имущество – не позднее 1 декабря 2017 года.

В случае, когда лицо просрочило сроки уплаты, то ему начисляется пеня за каждый календарный день просрочки. Кроме этого, соответствующими органами работодателю должника может быть послано уведомление о погашении долга за счет зарплаты или иных налогов. В некоторых случаях могут быть применены и дополнительные санкции, например, в виде ограничения выезда за рубеж до полного погашения задолженности.

Форма оплаты

Для того чтобы оплатить земельный налог, можно воспользоваться специальным сервисом на официальном сайте налоговой службы. Для этого нужно:
  • Заполнить реквизиты налогоплательщика (при безналичной форме обязательно указывается ИНН).
  • Выбрать вид налога, который оплачивается , категорию земельного участка, а также тип и сумму платежа (если нужно заплатить пеню, это нужно также указать).
  • Выбрать способ оплаты . Он может быть наличным или безналичным. При оплате наличными нужно сформировать платежное поручение, затем его распечатать и оплатить в любом банке РФ. При оплате по безналу нужно выбрать одну из кредитных организаций, а после перейти на их сайт и совершить оплату.

При подозрении на задолженность

Развеять или подтвердить свои сомнения по поводу задолженности можно несколькими путями:
  • отправиться в территориальный налоговый орган по месту проживания;
  • воспользоваться специальным личным кабинетом на официальном веб-ресурсе соответствующей службы;
  • воспользоваться сервисом Единого портала госуслуг;
  • если дело должника находится в исполнительном производстве, воспользоваться официальным сайтом судебных приставов.

Если нет уведомления

Отсутствие уведомления не означает, что земельный налог платить не нужно. С 2015 года действует закон, согласно которому налогоплательщики должны самостоятельно сообщать в соответствующие органы об имеющейся у них недвижимости. Это можно сделать и с помощью онлайн-сервиса.

За скрытие такой информации предусмотрен штраф – 20% от неуплаченной суммы налога по тому объекту (объектам), которые гражданин скрыл от фискальных органов.

Уведомление может не дойти до налогоплательщика и по иным причинам, например, если указан неверный адрес проживания. Расчет в этом случае будет произведен за 3 года. Иногда почтовая служба также дает сбой в работе. В этих случаях налогоплательщику надлежит обратиться в почтовое отделение, которое обслуживает его адрес и поинтересоваться о письме.

Возможно ли уменьшение суммы земельного налога

Снижение размера обязательных отчислений в казну возможно только в случае уменьшения кадастровой стоимости земли. Сделать это может не только фактический владелец, но и арендатор.

С этой целью необходимо обратиться в арбитражный суд и предоставить пакет необходимых документов. В этот обязательный пакет входит заявление, а также заключения и отчеты о стоимости самого объекта (земли), а также иных объектов недвижимости на ней (если таковые имеются).

Иной способ – это обращение в специальную комиссию, которая рассматривает споры по поводу кадастровой стоимости земельных участков. При этом нужно помнить, что обращаться надлежит в течение 6 месяцев после определения этой стоимости.

Плановая кадастровая оценка/переоценка земель проводится раз в 5 лет.

Что не облагается налогом

Есть ряд земель, которые вообще не облагаются налогом. К ним относятся:
  • земли, на которых расположены заповедники или объекты культурного наследия;
  • земли, полностью изъятые из оборота;
  • земли в пользовании лесных или водных фондов;
  • земли, необходимые для оборонных и общегосударственных целей, а также для работы таможенных служб.

Неуплата налога

Систематическое уклонение от уплаты земельного налога может иметь очень неприятные последствия для неплательщика. Долг и пени будут только увеличиваться, а заплатить их все же придется. Кроме этого, по соответствующему иску в суд участок может быть изъят, а также наложен арест и на другое имущество должника, исходя из суммы долга. Данные должника при этом вносятся в государственный реестр.

При возникновении различных проблем, связанных с уплатой соответствующего налога, можно обратиться и в специальные службы, которые обеспечивают юридическую помощь и поддержку, как предпринимателям, так и обыкновенным физическим лицам.

Как известно, одна из наиболее важных составляющих бюджета любого государства — это налоги. Они бывают местными и общегосударственными и наполняют соответствующие бюджеты. Одним из обязательных налогов в РФ является земельный сбор. Что это такое и кому положено его платить? Существуют ли льготы на для пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан? Как правильно рассчитать сумму сбора и от чего она зависит? Ответы на все эти вопросы знает далеко не каждый россиянин.

Земельный сбор: кому и зачем его назначают

Каждый, кто имеет в собственности или пользовании участок земли, обязан платить налог. Это сбор так и называется — земельный. Не имеет значения, является ли владелец участка физическим лицом, зарегистрирован ли он в качестве индивидуального предпринимателя или земля принадлежит организации. Правило тут очень простое: есть земля — плати налог. Исключение из данного правила только одно — если земельный участок находится в аренде, то и налог платит его фактический хозяин, то есть арендодатель. Так что если договора аренды у вас нет, вы просто обязаны знать, как рассчитать налог на землю. Хотя этот расчет и не является слишком сложным, все же несколько нюансов в нем есть.

Налоговая база

Земельный сбор — явление ежегодное. Для предприятий в площадь участка, облагаемую налогом, включаются:

  • участки, занятые зданиями и различными сооружениями;
  • прилегающие территории, используемые для поддержания жизнедеятельности предприятия;
  • технические и существующих объектов.

Основанием для определения общей площади выступают документы на право использования, владения или собственности на землю.

При установлении налоговой базы стоит помнить: за те участки, что предназначены для обслуживания помещений, принадлежащих различным собственникам, сбор насчитывается отдельно по каждому строению.

Если здание находится в долевой собственности, то и земельный сбор начисляется пропорционально доле владения каждого из собственников.

Довольно сложно насчитывать земельный сбор для сельскохозяйственных предприятий. Дело в том, что в этом случае большое значение имеет разделение участков на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные. Кроме того, имеет значение расположение участка, его качество и состав — все эти параметры влияют на ставку налога.

Что считается объектом налогообложения

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что налог на землю для физических лиц, а также организаций и предприятий уплачивается с любого земельного участка (равно как и с его доли), предоставленного в пользование, собственность или владение.

Объектами налогообложения считаются:

  • участки сельхозназначения, предоставленные физлицам либо предприятиям для ведения садоводства, животноводства, огородничества либо дачного строительства;
  • наделы, предоставленные гражданам для организации личного подсобного хозяйства, а также крестьянского (фермерского) подворья;
  • предоставленные хозяйственным обществам, кооперативам, товариществам, а также иным коммерческим и некоммерческим предприятиям, сельскохозяйственным образовательным учреждениям (вузам, техникумам), исследовательским организациям, учебным и опытным хозяйствам;
  • участки рекреационной зоны, используемые для организации отдыха, спортивной, культурно-оздоровительной и туристической деятельности; пансионаты, кемпинги, дома отдыха, туристические парки, лагеря и детские станции, лесопарки и другие подобные объекты;
  • угодья лесного и водного фондов;
  • участки, отведенные под объекты энергетики, связи, промышленности, транспорта и других объектов;
  • земли, используемые для деятельности организаций радиовещания и телевидения;
  • другие участки.

Следует помнить, что датой возникновения прав на тот или иной участок считается момент регистрации в ЕГРП.

Налоговые ставки

Прежде всего, на землю зависит от того, как используется участок.

Если надел используется для индивидуального жилищного строительства, под собственное подсобное хозяйство или в качестве сельскохозяйственной территории, то размер земналога будет составлять не более 0,3% от кадастровой цены участка. По такой же ставке оплачивается налог за участки инженерного назначения, а также земли, отведенные для нужд таможни, национальной безопасности и обороны.

Если участок используется в коммерческих целях, то ставка налога на землю автоматически поднимается до 1.5%. В отдельных случаях ставка сбора может быть и меньше трех десятых процента — это зависит от политики органов местного самоуправления.

Кадастровая стоимость участка

Так как уплата земельного налога прямо зависит от кадастровой оценки, давайте разберем, что же это такое и где ее можно узнать. Кадастровая цена земельного участка определяется из государственной оценки земли. Такую оценку муниципальные власти проводят согласно законодательству не реже одного раза в пятилетку.

Происходит это так:

  • один раз в 5 лет исполнительные органы субъекта РФ принимают решение о необходимости кадастровой оценки;
  • затем Управлением Росреестра подготавливается список земель с учетом особенностей каждого муниципального образования;
  • после окончательного утверждения списка проводится оценка;
  • сведения, полученные в ходе проведения оценки, направляются обратно в Росреестр;
  • по мере поступления информации Управление Росреестра публикует на своем официальном сайте сведения о кадастровой стоимости земельных наделов.

Как оспорить стоимость земли

Как вы уже поняли, для того чтобы знать, как рассчитать налог на землю, нужно знать стоимость самого участка и его параметры. Однако на практике частенько можно столкнуться с тем, что кадастровая стоимость земли превышает его реальную рыночную цену. Дело в том, что стоимость участка формируется исходя из усредненной цены площади в кадастровом квартале, при этом не учитывается местоположение самой земли. Из-за этого сумма налога бывает неоправданно завышенной.

В качестве примера можно привести Московскую область. Не так давно жители этого региона столкнулись с тем, что налог на землю в Московской области оказался в несколько десятков раз выше, чем в предыдущие периоды.

Если вы также столкнулись с подобной ситуацией, нужно знать, что оспорить стоимость участка можно обратившись в специальную комиссию. Для такого пересмотра можно выделить два основания:

  • неверная информация, принятая по конкретному объекту;
  • назначение в отношении земельного участка его реальной стоимости, приведение ее к рыночному показателю.

Последнее основание оптимально, поскольку позволяет реально снизить цену кадастра.

Чтобы оспорить стоимость участка нужно:

  • заказать отчет о его стоимости в независимой оценочной компании;
  • приготовить нужный пакет документов и подать его в управление реестра;
  • провести экспертизу отчета в компании оценщика;
  • подать в отдел реестра паспорт участка и заверенные копии правоустанавливающих документов на него.

Порядок расчета и уплаты налога

В общем варианте формула выглядит так:

ЗН = Кс х Сн х К , где:

  • ЗН — земельный налог;
  • Кс — кадастровая стоимость надела;
  • Сн — ставка налога (от 0,3 до 1,5 в зависимости от назначения участка);
  • К — коэффициент, который показывает отношение числа месяцев владения земучастком к общему числу месяцев в году; например, если вы приобрели участок 9 месяцев назад, то К = 9/12 = 0,75. Если вы пользовались участком весь прошедший год, то К = 12/12 = 1.

Тут важно помнить, что налог начисляется только за полные месяцы пользования (владения) земучастком.

Если надел принадлежит вам на правах долевого участия, то и налог вы должны уплачивать пропорционально своей доле.

Не позже чем за 30 суток до наступления момента оплаты налоговая служба отправит плательщику земельного налога уведомление (по месту регистрации). В этом документе указаны сумма, налоговая база и дата оплаты.

Кто освобожден от уплаты земельного налога

Нужно знать, что существуют категории граждан, для которых предусмотрены различные льготы по земельному налогу. Частично уменьшается сумма уплаты налога на землю для таких групп населения:

  • Герои Российской Федерации;
  • Герои Социалистического Труда, а также кавалеры ордена Славы и Трудовой Славы;
  • Герои Советского Союза;
  • члены семей военнослужащих, получающих пособие по потере кормильца;
  • многодетные семьи, имеющие 3 и более несовершеннолетних детей, в том числе проходящих обучение в учебных заведениях любой организационно-правовой формы, либо находящихся на армейской службе до тех пор, пока им не исполнится 23 года;
  • инвалиды I или II группы
  • пенсионеры по старости, на иждивении у которых находятся инвалиды II или III группы либо лица, получившие инвалидность до 2004 года;
  • дети, не достигшие совершеннолетия;
  • ветераны и инвалиды ВОВ и (или) боевых действий;
  • ликвидаторы аварии на ЧАЭС и ПО «Маяк»;
  • получившие облучение в результате сброса радиоактивных отходов в Течу и взрывов на Семипалатинском полигоне;
  • испытатели ядерного и термоядерного оружия;
  • лица, получившие лучевую болезнь в результате испытаний либо учений, связанных с любыми видами ядерного оружия и установок, в том числе космических.

Для всех вышеперечисленных категорий налог на землю в год может быть уменьшен за счет снижения кадастровой стоимости участка на сумму, не превышающую 10 тысяч рублей.

Полностью освобождаются от уплаты земельного сбора представители коренных малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока в отношении тех земель, что используются для жизни и сельского хозяйства.

До некоторых пор полностью освобождались от оплаты земналога и пенсионеры. Однако с принятием в 2005 году нового Налогового кодекса льготы на налог на землю для пенсионеров были отменены. Теперь лица пенсионного возраста уплачивают земналог на общих основаниях.

Частичное понижение земналога

Существуют, однако, такие категории граждан, который имеют право на частичные льготы по земельному налогу.

  • 25% от начисленного сбора имеют право «скостить» сотрудники бюджетных предприятий различных уровней (если такими сотрудниками являются оба супруга);
  • 50% сэкономят сотрудники организаций, финансируемых их муниципального бюджета. Также по усмотрению органов местного самоуправления могут быть установлены и небольшие послабления в налоговом бремени и пенсионерам.

Поправки, внесенные в 2015 году

Чтобы знать, как рассчитать налог на землю правильно, просто необходимо следить за ежегодными изменениями и дополнениями в этой сфере. Например, в 2015 году в раздел «Земельный налог» НК РФ были внесены некоторые поправки. Согласно статье 387 (пункт 2), для всех плательщиков земналога, перечисленных в этой главе, ставка должна устанавливаться по усмотрению муниципалитета. Также органы муниципального самоуправления определяют порядок и сроки уплаты сбора за землю.

Из объектов налогообложения были исключены:

  • участки, изъятые или ограниченные в пользовании;
  • земли, занятые под ценными объектами;
  • наделы, являющиеся частью лесного фонда;
  • земли, занятые водными объектами госсобственности.

Однако самое важное изменение в земельном налоговом законодательстве — это то, что сумма налога теперь привязывается к рыночной стоимости участка. На практике это значит, что величина сбора вырастет.

Штрафы

Всем владельцам и пользователям земельных участков стоит помнить, что уплата сбора — не право, а обязанность. Поэтому неуплата, а также несвоевременная уплата земналога влечет за собой штрафные санкции.

Применяются они сразу же после предупреждения, а если сумма задолженности превысит 1500 рублей, документы будут переданы в суд. В самых критических случаях при неуплате земельного налога участок могут изъять у хозяина по решению суда.