Взлёт и падение маршала авиации А. Е. Голованова. PERFORM представляет фильмы о художниках эпохи модерна В гражданской авиации

Имя Александра Евгеньевича Голованова хорошо известно всем летчикам-дальникам. Именно он является создателем советской авиации дальнего действия (АДД). Будущий маршал родился в Нижнем Новгороде, в семье капитана буксирного парохода. В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. Вскоре после начала Гражданской войны бывший кадет, прибавив себе два года, записался добровольцем в Красную армию. Участвовал в тяжелых боях на Южном фронте. После демобилизации в 1920 году Голованов вступает в ЧОН (части особого назначения). Затем служит в органах ВЧК - ОГПУ. Уже в зрелом возрасте, в 1932 году, он окончил летную школу и работал в Московском управлении гражданской авиации. В 1934 году Совнарком СССР принял решение о реорганизации органов управления ГВФ. В соответствии с этим решением было образовано 12 территориальных управлений. В январе 1935 года Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления с центром в городе Иркутске.

Иркутская история

Голованов принял хозяйство в незавидном состоянии: за долги были арестованы счета в банке, в здании управления было отключено водоснабжение, телефоны, электричество. Несмотря на трудности, новый начальник энергично взялся за дело. Рабочий день Александр Евгеньевич начинал в шесть часов утра в аэропорту, присутствуя на построении летного состава, утрясая на месте неувязки с вылетами самолетов, вникая в детали подготовки экипажей, состояния аэродромов на трассах, наличия загрузки. Затем начальник управления уезжал в гидроаэропорт, который располагался на Ангаре, рядом со Знаменским монастырем. Во второй половине дня работал в управлении до позднего вечера. К тому же за сравнительно короткое время Голованов успешно освоил пилотирование нескольких типов самолетов и часто летал в качестве линейного пилота на трассе Иркутск - Якутск.

Все это время Александр Евгеньевич жил на улице Горького, 36, в доме, где и сегодня расположены кассы Аэрофлота, в обычной коммунальной квартире. К этому периоду относится иркутская история о том, как иркутянин Николай Анатольевич Антонов спас будущего маршала от ареста.

Но это будет позже. А пока, кипучая энергия Голованова приносила свои плоды. За 1935 год Восточно-Сибирское управление ГВФ выполнило производственный план по всем показателям, обеспечило безопасность полетов и вышло на первое место по Аэрофлоту. На трассы впервые в Советском Союзе вышли отечественные самолеты АнТ-7, рассчитанные на перевозку 7 пассажиров и 500 кг груза.

Кроме руководства большими воздушными линиями на Голованова были возложены обязанности по развитию так называемой исполкомовской авиации. Были сформированы летные отряды особого назначения, которые перевозили рабочих-старателей, геологов, доставляли грузы в труднодоступные таежные поселки.

В это же время нарастала волна репрессий. Многих специалистов и руководителей недосчитались тогда авиаторы Восточной Сибири. Только в гидроотряде было арестовано четыре командира корабля, четыре бортмеханика и девять авиамехаников. В аппарате Восточно-Сибирского управления было репрессировано шесть начальников отделов из восьми. Заместитель начальника политотдела управления В.Бирюков, выдержавший все пытки, но не подписавший признательных показаний, был выпущен на волю через год после ареста. Позже он рассказывал: "...Именно Голованов возбудил ходатайство о моем освобождении, подписал объективную характеристику, на основании которой меня и освободили".

Уже в ту пору ярко проявились такие черты головановского характера, как смелость, порядочность, способность заботиться о подчиненных и защищать их.

Всевозможные доносы сыпались и на Голованова. Он был даже исключен из партии, что автоматически означало арест. Понимая, что не сегодня-завтра за ним придут, Александр Евгеньевич решил лететь в Москву "искать правду".

Николай Анатольевич Антонов жил в том же доме, что и Голованов, занимал скромную должность начальника гаража Восточно-Сибирского управления. Однажды, наблюдая как тяжело поднимается на пятый этаж Антонов (у него были больные легкие), Голованов сказал: "Для меня приготовили квартиру на втором этаже. Занимай ее, Николай Анатольевич, а я могу подождать". Это было в характере Голованова. Видя человека, нуждающегося в помощи, он не раздумывая мог снять и отдать рубашку. Так в 1945 году он снял и отдал свой маршальский реглан простому солдату, сказав при этом: "Носи на здоровье. Только погоны спори, они тебе великоваты".

Накануне планируемого ареста в гараж управления позвонили из НКВД и поинтересовались, на какое время заказал Голованов машину в аэропорт. Антонов, совместив последние события, сразу все понял и поспешил предупредить Александра Евгеньевича. Он лично отвез начальника на вокзал и посадил в московский поезд, а утром наблюдал, как суетились чины НКВД у самолета, разыскивая Голованова.

Из Москвы Александр Евгеньевич в Иркутск уже не вернулся. Все обвинения с него были сняты и предоставлена должность рядового летчика в Московском управлении. Но через непродолжительное время Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения, выполняет сложные и ответственные задания, связанные с боями на Халкин-Голе, во время войны с Финляндией. Большая часть полетов проходит в облаках или над ними. О необходимости учить летный состав таким "слепым" полетам Голованов рассказал на страницах авиационного журнала, а затем обратился с письмом к Сталину, предлагая готовить летчиков бомбардировочной авиации к полетам днем и ночью, в сложных метеоусловиях. Для того времени, когда в авиации действовал запрет на освоение фигур высшего пилотажа, а истребители летали главным образом по прямой, головановское предложение было не только новаторским, но и смелым. Реакция на письмо последовала незамедлительно: Александра Евгеньевича вызвали в Кремль. В ходе личной беседы И.В.Сталин принял решение о формировании отдельного бомбардировочного полка, командиром которого был назначен Голованов. Так в феврале 1941 года шеф-пилот Аэрофлота стал военным.

С августа 1941 года Александр Евгеньевич вступил в командование 81-й авиадивизией, сменив на этой должности известного летчика М.Водопьянова. Экипажи этой дивизии совместно с летчиками Балтийского флота наносили бомбовые удары по Берлину, Кенигсбергу, Данцигу и другим стратегическим объектам фашистской Германии. А.Голованов принимал личное участие в организации этих вылетов.

В марте 1941 года благодаря инициативе и настойчивости Александра Голованова была сформирована авиация дальнего действия, находившаяся в непосредственном подчинении Верховного Главнокомандующего.

А.Е.Голованов, начавший воевать в 1941 году в звании подполковника с двумя орденами на груди, к Дню Победы стал кавалером девяти орденов, три из которых - Суворова, I степени, - за полководческое искусство.

В 1943 году Александру Евгеньевичу было присвоено звание маршала авиации, а после Курской битвы он становится Главным маршалом авиации.

В 1946 году маршал Голованов по делам службы прилетел в Иркутск. Конечно же, он не мог не встретиться со своим спасителем. Дочь Николая Анатольевича Антонова, Ольга Николаевна Логинова, рассказывает, что отец, вспоминая Александра Евгеньевича, отзывался о нем как о человеке редких организаторских способностей и добрейшей души. И маршал, и Н.Антонов никогда не рассказывали о таинственном исчезновении из Иркутска начальника Восточно-Сибирского управления по причинам вполне понятным.

После войны А.Е.Голованов занимал ряд видных должностей в ВВС и гражданской авиации. Умер в Москве в 1975 году.

Длительное время его заслуги в развитии военной авиации замалчивались. Сегодня сложно не видеть, какой большой вклад сделан А.Головановым в разгром немецко-фашистских захватчиков, сколько сделано для усиления мощи дальней авиации.

Иркутяне вправе гордиться тем, что судьба столь самобытного, яркого военачальника связана с нашим городом. Ветеранским общественным организациям, администрации города следовало бы позаботиться о создании мемориальной доски на доме, где жил Александр Евгеньевич Голованов.

    Энциклопедия «Авиация»

    Голованов Александр Евгеньевич - А. Е. Голованов Голованов Александр Евгеньевич (1904—1975) — советский военачальник, главный маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1919. Окончил лётную школу при Центральном аэрогидродинамическом институте (1932), Высшую военную… … Энциклопедия «Авиация»

    Голованов Александр Евгеньевич - А. Е. Голованов Голованов Александр Евгеньевич (1904—1975) — советский военачальник, главный маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1919. Окончил лётную школу при Центральном аэрогидродинамическом институте (1932), Высшую военную… … Энциклопедия «Авиация»

    Голованов Александр Евгеньевич - А. Е. Голованов Голованов Александр Евгеньевич (1904—1975) — советский военачальник, главный маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1919. Окончил лётную школу при Центральном аэрогидродинамическом институте (1932), Высшую военную… … Энциклопедия «Авиация»

    - (1904 75) военачальник, Главный маршал авиации (1944). В Великую Отечественную войну в 1942 44 командовал авиацией дальнего действия, в 1944 45 18 й воздушной армией. В 1946 48 командовал дальней авиацией … Большой Энциклопедический словарь

    - [р. 25.7(7.8).1904, Нижний Новгород, ныне г. Горький], советский военачальник, Главный маршал авиации (1944). Член КПСС с 1929. Род. в семье рабочего. В мае 1919 добровольно вступил в Красную Армию, участвовал в Гражданской войне. Окончил лётную… … Большая советская энциклопедия

    - (1904 1975) советский военачальник, главный маршал авиации (1944). В Советской Армии с 1919. Окончил лётную школу при Центральном аэрогидродинамическом институте (1932), Высшую военную академию (1950; позже Военная академия Генштаба Вооруженных… … Энциклопедия техники

    - (1904 1975), Главный маршал авиации (1944). В Великую Отечественную войну в 1942 44 командующий авиацией дальнего действия, в 1944 1945 18 й воздушной армией. В 1946 48 командующий дальней авиацией. * * * ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич ГОЛОВАНОВ … Энциклопедический словарь

Алексей Тимофеев. Судьба Главного маршала

Помнишь, маршал, дороги воздушные,

По которым ты в бой нас водил?

Наши Илы, штурвалу послушные,

Шли ночами во вражеский тыл…

В. Перов, ветеран АДД Многим памятны страницы романа «Живые и мертвые» Константина Симонова, где передан весь ужас одного из первых дней войны. У западной советской границы, в Белоруссии, на глазах военного корреспондента и его попутчиков «мессершмитты» сбивают один за другим восемь наших тяжелых бомбардировщиков. Они летели днем, без прикрытия… Истребители ВВС Западного Особого военного округа в большинстве своем были уничтожены 22 июня внезапными немецкими налетами. Командующий ВВС округа генерал И. И.

Копец от отчаяния застрелился…

К. М. Симонов назвал увиденное им в тот день «сплавом героического и трагического». В дневнике «Разные дни войны» он писал:

«30 июня 1941 года, самоотверженно выполняя приказ командования и нанося удар за ударом по немецким переправам у Бобруйска, полк, летавший в бой во главе со своим командиром Головановым, потерял 11 машин».

В своих мемуарах Главный маршал авиации А. Е. Голованов, приводя примеры героизма летчиков в те дни, скромно умалчивает о том, что лично водил в бой группы своего 212-го Отдельного дальнебомбардировочного полка. Его экипажи погибали, но делали все, чтобы хотя бы замедлить стремительное продвижение на московском направлении танковых колонн Гудериана. В небе свирепствовали асы лучшей германской истребительной эскадры Вернера Мёльдерса. Это было самое пекло катастрофы Западного фронта… Самообладание и талант командира выделяют Голованова. Война сразу показала - кто есть кто. И. В. Сталин все более пристально наблюдает за деятельностью 37-летнего пилота, предложения которого по созданию современной дальнебомбардировочной авиации он поддержал, получив на свое имя в январе 1941-го лаконичное письмо. Вскоре Голованов становится командиром дивизии, выведенной из подчинения главкома ВВС и выполняющей в битве за Москву приказы самого Верховного Главнокомандующего.

Встреча со Сталиным меняет судьбу летчика кардинальным образом. Сам Александр Евгеньевич в конце жизни как-то в дружеском разговоре назвал ее синусоидой, резким жестом руки очертив крутые взлеты и пике. За три с половиной года - единственный случай! - Голованов поднимается в званиях от подполковника до Главного маршала авиации (август 1944-го). С марта 1942 года он - командующий Авиацией дальнего действия (АДД). Дивизии, а затем и корпуса бомбардировщиков АДД, - ударная сила Ставки Верховного Главнокомандования. Они применялись в интересах стратегически важных фронтов. Если весной 1942 года под командованием Голованова было около 350 бомбардировщиков, то к исходу войны АДД превратилась в воздушную армаду - более 2000 самолетов. Каждая третья авиабомба, сброшенная на врага в годы войны, отправлена к цели экипажами дальних бомбардировщиков. Их действия отличали точность и мастерство. Не случайно после возвращения из Сталинграда А. Е. Голованов 23 января 1943 года был награжден орденом Суворова 1-й степени за номером 9. Высокая оценка АДД и ее командующего дается и в трофейных документах немецкой разведки (публикуются в приложениях к этой книге), где признается: русские в АДД умели воевать. О Голованове аналитики люфтваффе писали:

«Значительно то, что никто из пленных летчиков не мог сказать про него ничего отрицательного, что совершенно противоположно по отношению ко многим другим генералам ВВС СССР… АДД особенно обязана личности Голованова тем, что она к сегодняшнему дню является предпочтительным видом авиации СССР, имеет больший авторитет, чем другие виды авиации, и стала любимицей русского народа. Необычайно большое количество гвардейских соединений в АДД - высшее выражение этого».

Как вспоминал ветеран АДД генерал-лейтенант авиации С. Я. Федоров:

«Мы были ударной силой и находились на особом положении… Но главное - когда мы садились на аэродромы фронтовой авиации, они видели, какая у нас спайка и дружба в экипажах, какой у нас коллектив… Мы - головановцы! Будут идти годы, но такие люди, как он, не могут быть забыты, о них всегда будут вспоминать в трудный для Отечества час».

В своих мемуарах А. Е. Голованов рассказывает, что было сделано для того, чтобы боевая работа АДД - лидера в применении всех технических и тактических новшеств - стала максимально эффективной. Военные историки приводят такие цифры:

«Если за первые полгода войны один сбитый самолет дальней авиации приходился на 13 самолето-вылетов, то начиная с марта 1942 г. в АДД, потерянный бомбардировщик приходится на 97 самолето-вылетов» (П. П. Бочкарев, Н. И. Парыгин. «Годы в огненном небе». М., 1991. С. 73).

Ветераны АДД вспоминают приезды командующего в полки. Это был праздник.

Голованова ждали, в отличие от других высоких начальников. Его стиль общения с подчиненными был единственным в своем роде - собрать прямо на летном поле весь личный состав полка, усадить на траву и на месте (здесь же располагались и офицеры штаба с необходимыми документами) решить все наболевшие вопросы присвоения званий, наград, быта летчиков и техников и так далее. Этот стиль, надо сказать, напоминает древнерусские казачьи и вечевые традиции…

Остался в истории и такой момент. В марте 1946 года И. В. Сталин, подойдя к большой группе собранных для фотоснимка в Георгиевском зале маршалов, генералов и адмиралов - депутатов Верховного Совета СССР, вдруг подозвал к себе Голованова, стоявшего где-то позади, и лично усадил его в первом ряду, где было всего 12 полководцев, начиная с Г. К. Жукова и К. К. Рокоссовского.

Громкое в годы войны и ныне почти забытое название - АДД… Это и героические, на пределе техническом и на грани самопожертвования, ночные налеты 1941-го и 1942 годов на Берлин; и мощные удары по железнодорожным узлам, резервам и переднему краю противника; и доставка В. М. Молотова на переговоры в Англию и США над воюющей Европой и Атлантикой; и помощь Народно-освободительной армии Югославии; и десятки тысяч перевезенных партизан, и «спецоперации». Так, например, отряд разведчиков, будущих Героев Советского Союза, Д. Н. Медведева и Н. И. Кузнецова доставили в немецкий тыл экипажи базировавшейся в Подлипках 1-й авиатранспортной дивизии АДД.

Александр Голованов - известный отечественный военачальник, служивший в советской армии. В годы Второй мировой войны руководил советской авиацией дальнего действия, а также 18-й воздушной армией. После войны был назначен руководить всей СССР. В 1944 году получил звание главного маршала авиации. В истории рабоче-крестьянской Красной армии стал самым молодым маршалом.

Детство и юность будущего летчика

Александр Голованов появился на свет в 1904 году. Он появился на свет на территории Российской империи в крупном городе - Нижнем Новгороде. Его родители были известными жителями города. Мать - оперная певица, а отец - капитан буксирного парохода. 8-летнего Александра Голованова отдали учиться в Александровский кадетский корпус. Так что еще в детстве было решено, что в будущем он станет военным.

В Красную гвардию герой нашей статьи вступил, когда был еще подростком. В октябре 1917 года ему исполнилось всего 13 лет. Правда, по внешним признакам ему давали значительно больше. Он выглядел на все 16, а рост имел под два метра.

После успеха Октябрьской революции выступил за власть Советов. Уже в 1918 году начал сам зарабатывать на жизнь. Александр Голованов в молдые годы пошел работать курьером в контору "Профсохлеб", организованную при комиссариате продовольствия.

Участие в Гражданской войне

Принимал участие в Гражданской войне Александр Голованов. Его определили разведчиком в 59-й стрелковый полк, который выполнял боевые задачи на Южном фронте. В одном из сражений получил контузию.

Демобилизовался только в 1920 году. Уже тогда Голованов Александр решил, что гражданская служба не для него. Поэтому поступил в так называемый ЧОН. Это Части особого назначения. Так на заре СССР назывались коммунистические дружины, которые существовали при различных партийных ячейках. В их обязанности входило нести караульную службу у особо важных объектов, всячески помогать Советской власти в борьбе с контрреволюцией.

Первоначально ряды ЧОН формировались только из членов партии и кандидатов в партию. Однако, к 1920 году, когда в ЧОН вступил Голованов Александр, туда стали принимать активных комсомольцев и даже беспартийных.

При этом то, что известно о герое нашей статьи по официальным документам, несколько расходится с его собственноручно написанной автобиографией. В последней нет упоминания о службе в ЧОН. Александр Голованов, фото которого есть в этой статье, утверждает, что в те годы трудился в управлении снабжения Красной армии и флота на должности курьера.

Следующий этап в его карьере - агент в Центропечати, а затем разнорабочий на сплаве леса на предприятии "Волгосудстрой". Позже он был агентом и электромонтером при пятом Волжском полку ГПУ, который базировался в его родном городе - Нижнем Новгороде.

Служба в ОГПУ

В 1924 году поступил на службу в ОГПУ Голованов Александр Евгеньевич. Биография героя нашей статьи была связана с этим органом на протяжении последующих 9 лет.

Расшифровывалось ОГПУ как "объединенное государственное политическое управление", работавшее при Совете народных комиссаров СССР. Образовано оно было в 1923 году на базе НКВД.

В первые годы ОГПУ руководил Феликс Дзержинский, а с 1926 по 1934 год - Вячеслав Менжинский. Голованов занимался оперативной работой и трудился в особых отделах. Прошел путь от уполномоченного до начальника отделения.

Дважды принимал участие в далеких командировках в Китай. В частности, в провинцию Синьцзян. В самом начале 30-х годов. Незадолго до этого стал членом Всесоюзной коммунистической партии большевиков.

Арест Савинкова

Самой яркой страницей его работы в ОГПУ стало участие в аресте Бориса Савинкова. Это один из лидеров отечественных эсеров, белогвардеец. Террорист и революционер.

После буржуазной Февральской революции 1917 года получил пост комиссара Временного правительства. В августе при наступлении Корнилова на Петроград стал военным губернатором города. Предлагал генералу подчиниться Временному правительству, но в результате признал свою неудачу.

Октябрьскую революцию не поддержал. Участвовал в противостоянии с большевиками, формировал добровольческую армию на Дону, поддерживал Деникина. В итоге эмигрировал из страны, пытался установить связь с националистами, но в конечном счете попал в полную политическую изоляцию.

Несмотря на это, для ликвидации савинковского антисоветского подполья ОГПУ разработало операцию "Синдикат-2". В ней и принимал участие Голованов. В августе 1924 году Савинков тайно прибыл в Советский Союз, завлеченный оперативными работниками.

В Минске состоялся его арест. На суде Савинков признал свое поражение в борьбе с советской властью и крах собственных идеалов. Он был приговорен к расстрелу, вскоре наказание смягчили, заменив на 10 лет лишения свободы.

По официальной версии, в 1925 году он покончил собой, выбросившись из окна пятого этажа. В комнате, куда его привели для допроса, не было решеток на окнах. Существует альтернативная версия, согласной которой он был убит сотрудниками ОГПУ. В частности, ее излагает Александр Солженицын в своем романе "Архипелаг ГУЛАГ".

Голованов - гражданский летчик

В 1931 году Голованова Александра Евгеньевича прикомандировали в нарком тяжелой промышленности, где он был ответственным секретарем. На следующий год он начал активно осваивать гражданской авиации. Окончил школу ОСОАВИАХИМа (аналог современного ДОСААФ).

В 1933 году его взяли на работу в "Аэрофлот". Так началась его воздушная карьера. До самого начала противостояния с немецко-фашистскими захватчиками он летал на гражданских рейсах. Прошел путь от рядового пилота до начальника управления и, наконец, шеф-пилота.

Важной вехой в его карьере стал 1935 год, когда Голованова назначили возглавлять Восточно-Сибирское управление Гражданского воздушного флота. Оно базировалось в Иркутске. Александр Голованов в гражданской авиации построил карьеру.

В 1937 году, во время чисток среди коммунистов, Голованова исключили из партии. Однако ему удалось избежать ареста. Более того, он отправился в Москву, как сам сказал, - "искать правду". И это ему удалось. Столичная комиссия партийного контроля постановила, что его исключение было ошибочным. Правда, в Иркутск он возвращаться уже не стал. Его оставили в Москве на должности летчика. Он хорошо проявил себя в столице. Спустя короткое время Голованов уже считался одним из лучших страны, стал шеф-пилотом эскадрильи особого назначения.

В 1938 году герой нашей статьи установил завидный рекорд. Его общий летный стаж составил один миллион километров. В советских газетах о нем стали писать как о "летчике-миллионере". За это его наградили знаком "Отличник Аэрофлота". Причем все его полеты были безаварийными, что в те времена, когда человек только начинал покорять воздушное пространство, было большим достижением. Он становится поистине популярным в стране человеком. Его фотографию даже публикуют на обложке журнала "Огонек".

В годы Великой Отечественной войны

Опыт участия в боевых действиях Голованов получил еще до того, как немецко-фашистские захватчики напали на Советский Союз. В 1939 году он принимал участие в боях при Халхин-Голе. Это был необъявленный локальный вооруженный конфликт, который продолжался несколько месяцев на территории Монголии. В нем с одной стороны участвовали советские войска и монголы, а с другой - Японская империя.

Конфликт закончился полным разгромом японской дивизии. Причем СССР и Япония по-разному оценивают эти события. Если в отечественной историографии их называют локальным военным конфликтом, то японцы говорят о них как о второй русско-японской войне.

Чуть позже Голованов отправился на фронт Советско-финской войны. Эта война продолжалась чуть менее полугода. Все началось с того, что СССР обвинил Финляндию в артиллерийском обстреле. Таким образом, Советы целиком возложили ответственность за боевые действия на скандинавскую страну. Результатом стало заключение мирного договора, по которому СССР отошло 11 % территории Финляндии. Тогда, кстати, Советский Союз посчитали агрессором и исключили из Лиги Наций.

Приняв участие в обоих этих конфликтах, Голованов встречал Великую Отечественную войну уже опытным военным пилотом. Еще в начале 41-го, до нападения Гитлера, он написал письмо Сталину, в котором обосновывал необходимость специально готовить летчиков для осуществления полетов дальней бомбардировочной авиации. Особенно, в неблагоприятную погоду, к тому же и на запредельной высоте.

В феврале состоялась его личная встреча с генералиссимусом, по результатам которой он был назначен командиром отдельного полка дальнебомбардировочной авиации. В августе он уже получил пост командира авиационной дивизии дальнего действия. А в октябре очередное звание было предоставлено. Генерал-майора авиации получил Александр Голованов. Великая Отчественная война позволила ему проявить себя на воздушных фронтах. Накануне нового 1942 года он стал руководить авиационной дивизией дальнего действия при ставке верховного главнокомандующего.

Маршал авиации

В 1942 году герой нашей статьи стал руководить авиацией дальнего действия. В мае было присвоено звание генерал-лейтенанта. С тех пор и до самого конца войны был главным во всей советской дальней авиации. При этом пользовался симпатией, уважением и доверием со стороны главнокомандующего Сталина. Так что получение очередных воинских званий не заставило себя долго ждать.

С марта 1943 - генерал-полковник. А 3 августа Александр Голованов - маршал авиации. В ходе войны был назначен командующим 18-й воздушной армией, в ней непосредственно была сконцентрирована вся дальнебомбардировочная авиация страны на тот момент. Несмотря на высокие звания, Голованов сам регулярно участвовал в боевых вылетах. В частности, отправлялся в дальние бомбардировочные рейды в самом начале войны. Когда летом 1941 года, в течение одного месяца, советские летчики совершили серию авиабомбардировок Берлина.

Этому предшествовали массированные бомбардировки Москвы, которые начались практически сразу после начала войны. В то время Геббельс даже успел заявить, что советская авиация полностью разгромлена, а на Берлин никогда не упадет ни одной бомбы. Голованов блестяще опроверг это смелое заявление.

Первый вылет на Берлин был осуществлен 7 августа. летели на высоте 7 тысяч метров. Летчикам приходилось не снимать кислородные маски, а выход в радиоэфир был запрещен. При полете над немецкой территорией советские бомбардировщики были неоднократно обнаружены, но немцы настолько не могли себе представить возможность нападения, что были уверенны, что это их самолеты. Над Штеттином для них даже включили прожекторы, приняв за заблудившиеся самолеты люфтваффе. В итоге целых пять самолетов смогли сбросить бомбы на хорошо освещенный Берлин и без потерь вернулись на базу.

Голованов был назначен командующим этими вылетами после второй попытки, которая состоялась 10 августа. Она уже не была такой успешной. Из 10 машин сбросить бомбы на Берлин смогли только 6, а вернулись лишь две. После этого героя Советского Союза Водопьянова убрали с поста командира дивизии, а его место занял Голованов.

Герой нашей статьи сам неоднократно летал над вражеской столицей. Немецкая разведка на тот момент отмечала, что он в числе немногих имеет уникальное право на личный доступ к Сталину. Последний обращается к нему исключительно по имени в знак особого доверия.

С событиями тех лет связан и полет Сталина на Тегеранскую конференцию, который лично организовывал Голованов. В путь отправились на двух самолетах. За рулем второго, прикрывающего, был Голованов. А Сталина, Ворошилова и Молотова доверили везти генерал-лейтенанту авиации Виктору Грачеву.

В 1944 году самочувствие Голованова серьезно пошатнулось. Его стали беспокоить спазмы, перебои в работе сердца, остановки дыхания. По мнению врачей, причиной этого стало регулярное недосыпание, которое фактически привело к разрушению центральной нервной системы. При этом стоит отметить, что за годы войны с фашистской Германией Голованов поставил рекорд для советских вооруженных сил, дослужившись от звания подполковника до главного маршала авиации.

Судьба после войны

После войны, в 1946 году, Голованов был назначен командующем дальней авиацией Советского Союза. Однако уже через два года снят с поста. По мнению большинства, причиной стало состояние здоровья, которое сильно пошатнулось после войны.

Голованов окончил академию Генерального штаба. Но и после этого не смог вернуться в войска. Не было назначения. Ничего не стесняющийся Александр Евгеньевич снова обратился с письмом к Сталину. И уже в 1952 году командовал одним из воздушно-десантных корпусов. Это было очень странное решение. Еще никогда в корпусом не командовал маршал рода войск. Для него это было слишком мелко. Голованова даже просили в связи с этим написать прошение о понижении звания до генерал-полковника, но он отказался.

В 1953 году, после кончины Иосифа Сталина, героя нашей статьи окончательно отправили в запас. Через 5 лет он обосновался на посту заместителя начальника в научно-исследовательском институте гражданской авиации по летной службе. Вышел на пенсию в 1966-м.

Книга воспоминаний

Выйдя на пенсию, герой нашей статьи проявил себя в качестве писателя-мемуариста. Целую книгу воспоминаний написал Голованов Александр. "Дальняя бомбардировочная" - так она называется. Во многом эта биография посвящена личным встречам и общению со Сталиным. Из-за этого при жизни автора выходила со значительными купюрами. Издание без цензуры читатели смогли увидеть только в конце 80-х годов.

В 2007 году состоялось последнее на данный момент издание этих мемуаров Александра Голованова. Библиография автора, кстати, насчитывает всего одну книгу. Но из-за этого она не становится менее ценной.

Сам Голованов умер в 1974 году. Ему был 71 год. Похороны прошли на Новодевичьем кладбище.

Личная жизнь

Александр Голованов, семья которого всегда поддерживала, женился в молодости на дочери Ее звали Тамара Васильевна. Она была родом из Вологодской губернии. Пережила мужа больше чем на 20 лет. Ее не стало только в 1996 году.

У них родились пятеро детей. Четыре дочери - Светлана, Тамара, Вероника и Ольга, и один сын - Святослав. Он был самым младшим.


ТАЙНЫ
ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ ГОЛОВАНОВА


ГОЛОВАНОВ Александр Евгеньевич (1904-1975 г.) - советский военачальник, Главный маршал авиации Советского Союза, Командующий авиацией дальнего действия (АДД), личный секретный порученец Сталина. Чемпион по стрельбе из всех видов оружия, конному спорту, мотогонкам, виртуоз автомобильной езды, лучший лётчик страны и ещё многое-многое другое. Вот вам настоящий герой, перед которым бледнеют киногерои и Чака Норриса, и Сталлоне, а Шварценеггер - вообще мальчик для битья.
Беглый разведчик Виктор Суворов (Резун) так пишет о Голованове:
«Он - воплощение воли и энергии… Этот портрет похож на портрет супермена из кинобоевиков, но именно им он и был. Голованов достигал высших результатов в каждом деле, за которое брался».

Все биографы Голованова пишут о маршале на основе его мемуаров. В книге, конечно, нет ни слова лжи, но о многих вещах автор просто умалчивает. Например, Александр Евгеньевич подробно рассказывает, как его полк, а позже дивизия летом 1941 г. бомбили Берлин и Кенигсберг. Но о том, что он сам лично руководил налётами и сам сидел за штурвалом бомбардировщика, А.Е. Голованов скромно умалчивает. А о начале своей карьеры личного секретного порученца И. Сталина Главный маршал авиации вообще молчит. Так давайте пристальнее вглядимся в судьбу Александра Евгеньевича, без оглядки на его мемуары.

ЮНЫЕ ГОДЫ

Александр Голованов родился в Нижнем Новгороде 7 августа 1904 года. Свои именины он всегда отмечал 12 сентября - по православному календарю это день святого благоверного князя Александра Невского.
Предки Голованова были разночинцами и мелкопоместными дворянами, то есть теми, на ком, как правило, держалась вся слава России. По отцовской линии в роду Александра Евгеньевича - в основном, моряки (капитан буксирного парохода), отец его был капитаном речного флота. Многие из рода Головановых служили в гвардии, в Семёновском полку. Отличались ростом, статью и физической силой. По матери один из предков маршала - адмирал Корнилов, герой обороны Севастополя.
В восьмилетнем возрасте его отдали в Александровский кадетский корпус. По собственной автобиографии - в Красной Армии с мая 1919 года. То есть, в 13 лет, прибавив себе лишних три года (благо, рост позволял), юный Саша Голованов вступает добровольцем в Красную Армию. Воевал на Южном фронте, служил разведчиком в стрелковом полку, который принимал участие в боях с армиями Деникина и Махно, был контужен в бою, стал командиром взвода разведчиков.
После демобилизации в октябре 1920 г. Голованов вступил в Части особого назначения (ЧОН), а согласно собственной автобиографии в это же время работал в Центральном управлении снабжения Красной Армии и Флота - курьером, в Центропечати - агентом, в Волгосудстрое - на сплаве леса, агентом и в 5-м Волжском полку ГПУ в г. Нижний Новгород - электромонтёром.


НЕМНОГО О ТАЙНОЙ ЖИЗНИ

В 16 лет Голованов уже в... органах ВЧК. В 1924-1933 гг. - сотрудник ОГПУ: служил в особых отделах, был на оперативной работе, занимал должности от уполномоченного до начальника отделения.
В 21 год на петлицах Александра четыре шпалы - это соответствовало званию полковника. Правда, большинство заслуг Голованова до сих пор покрыто мраком секретности. Известно лишь, что он принимал участие в операции «Трест» и лично арестовывал в Минске на конспиративной квартире ГПУ эсера-террориста Бориса Савинкова. (Голованов изображал хозяина конспиративной квартиры. А поскольку операцию проводил контрразведывательный отдел ОГПУ, то, стало быть, молодой чекист был сотрудником контрразведки у Артузова.) Пистолет Савинкова потом долгое время хранился в столе маршала.
Вот ещё одна тайна. В начале января 1928 года А. Голованов вдруг появляется в Алма-Ате. Зачем бравый чекист и спортсмен приехал в тогдашний тихий провинциальный городок - непонятно. Известно, что после смерти Сталина, Главный маршал авиации Голованов обращался к Н. Хрущёву с просьбой убрать из его послужного списка сведения о пребывании его в тот период в Алма-Ате! Хрущёв согласился с условием, что А. Голованов выступит в печати со статьёй, в которой укажет на бездарность в военном деле Сталина. Голованов отказался.
Что же в Алма-Ате делал тайный порученец Сталина? И почему для него было так важно на старости лет стереть из своего послужного списка сведения об этом? Наверное, однозначно никогда мы об этом не узнаем! А что такое интересное происходило в 1928 году и связано с Алма-Атой? Всё становится ясным, если вспомнить, что менее чем через месяц после приезда в этот городишко Голованова, туда ссылают... «демона революции» Льва Троцкого (Бронштейна)! (Значит, Сталин задолго до голосования в Политбюро уже планировал, куда Троцкого сослать и какие меры принимать в случае осложнения политической ситуации.) Выражаем уверенность в том, что Александр Евгеньевич организовывал жильё, окружение Троцкого, а после высылки тайно надзирал за ним. И в случае приказа из Москвы должен был его немедленно ликвидировать со всем семейством и приближённой обслугой. Видимо, у Сталина были основания опасаться, что высылка одного из лидеров Гражданской войны и революции 1917 г. вызовет активные противодействия его сторонников-троцкистов, кои были во всех властных структурах общества, в армии и даже в ОГПУ. А убийство Троцкого «неизвестными белогвардейцами» успокоит общественность: нет человека - нет проблемы! Однако массовых выступлений ни в столице, ни в других городах не произошло - троцкистов некому было организовывать!
(Это ж только в наше время некоторые слепые дураки думают, что «оранжевые революции» на Украине, в Грузии и по всему миру или там «движение за честные выборы» в Сербии и России происходят стихийно! Но к 1928 г. вся активная английская агентура и агенты влияния Англии в СССР органами ГПУ были разгромлены, а те, кто ещё не был выявлен, затаились, ушли на дно.)
Так что, организовывать протесты за сосланного деятеля перманентной революции было некому! Одни верные сторонники Льва Давидовича были предварительно отосланы партией на работу за границу. Как например, заместитель Троцкого по Реввоенсовету в годы Гражданской войны и после неё Эфраим Маркович Склянский, который направлен на дипломатическую работу в США, где удачноно утонул в 1925 г. Кстати, именно в это время там был и Александр Евгеньевич Голованов. Мы ни на что не намекаем, просто констатируем факты: будущий Главный маршал авиации в это время находился в командировке в Манчестере, где вёл переговоры по приобретению 70 безумно дорогих автомобилей «Сильвер гоуст» для руководителей СССР. (Ведь в СССР просто некому больше вести переговоры с капиталистами США по покупке машин, акромя молоденького сотрудника ОГПУ Голованова!) Авто были закуплены, а Склянский благополучно утонул, катаясь на озере на лодке вместе с председателем правления акционерного общества «Амторг» 1 Хургиным и ещё одним неизвестным, личность которого полиции установить не удалось. (Стоп! 1925 год. Голованову как раз 21! Тогда система государственных наград не была так сильно развита и поощряли, присваивая воинские и специальные звания и повышая в должностях. Полковника ему присвоили не за эту ли операцию? Я имею в виду закупку дорогих автомобилей в Штатах для партийной элиты. А вы что подумали?) Другие влиятельные троцкисты разосланы по республикам для укрепления кадров, где они потом в 1930х гг. методично арестовывались НКВД по одному и пачками расстреливались... В Москве было всё спокойно, поэтому через месячишко после приезда Троцкого в Алма-Ату молодой чекист Голованов в феврале 1928 года был отозван в Москву, оставив Лёву-ррррреволюционера под надёжной охраной своих головорезов...
Александр Голованов вступил в ВКП(б) лишь в 1929 году .
Работая в ОГПУ, молодой чекист дважды (в 1930 и в 1931 гг.) выезжал в секретные командировки в Китай (провинция Синьцзян).
Перед приходом Гитлера к власти по заданию Сталина А. Голованов секретно встречался с немецким фельдмаршалом фон Боком (цель встречи и обсуждаемые вопросы так и остаются тайной до сих пор), оказывал помощь словацкому и польскому восстанию. Позже под его руководством ликвидирована экспедиция эсесовцев на Тибет, посланная самим Рейхсфюрером СС Гиммлером на поиски загадочной страны Шамбалы. (Разведка НКВД сама посылала свои экспедиции, чтобы установить контакт с Шамбалой, и внимательно следила за тем, чтобы разведслужбы других государств такие контакты не дай бог не наладили.) На счету А. Голованова и многие другие неординарные дела.
Александр Евгеньевич впоследствии утверждал, что впервые встретился со Сталиным лишь в 1941 году. Однако Ураз Мукашев, его друг, ветеран ВС СССР, в 1932 году сопровождал Голованова с секретной миссией в Китай. На одной из ночёвок у костра боец спросил у Александра Евгеньевича, видел ли тот Сталина? Голованов ответил утвердительно: «Видел не раз и Сталина, и Троцкого. Даже Ленина видел, но только вот с ним не беседовал»… Значит, со Сталиным и Троцким всё-таки разговаривал? И не раз?..
Так что, скорее всего, судьба свела нашего героя со Сталиным гораздо раньше, где-то в начале 20-х годов. Вот только об этом сам Голованов предпочитал не вспоминать! По докладам немецкой разведки Абвер, Александр Евгеньевич имел свободный доступ к вождю, а во время войны встречался с ним практически ежедневно. Сталин давал ему поручения и обращался к Голованову, одному из немногих, по имени - это было знаком величайшего доверия.


В ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

В 1931-1933 гг. А. Голованов, оставаясь сотрудником ОГПУ, был прикомандирован к ВСНХ и образованному из него Народному комиссариату тяжёлой промышленности, где работал ответственным секретарём заместителя наркома. На самом деле по приказу Сталина он надзирал за наркомом С. Орджоникидзе. В 1932 г. «без отрыва от производства» окончил лётную школу Осоавиахима. В 1933-м Голованов официально уходит из ОГПУ и учится на лётчика в училище. Несмотря на то, что летать стал относительно в довольно позднем возрасте, он в короткое время достигает значительных результатов. Ну, не мог Александр Евгеньевич занимать вторые места, по натуре он должен был стать лучшим. С 1933 г. работал в Аэрофлоте, где занимал должности пилота, командира отряда. В январе 1935 г. Александр Евгеньевич назначается начальником Восточно-Сибирского управления Гражданского воздушного флота (с центром в городе Иркутске) - скачок в карьере неимоверный! В 1937 г. вдруг был исключён из партии (надо думать, это произошло не без указания его патрона, Сталина - исключения из ВКП(б) и репрессии таких людей без санкции свыше не проводились ), что тогда было чревато арестом, после чего уехал в Москву «за правдой». КПК выяснила, что исключён он ошибочно. (Скорее всего, Сталин или дал отбой расправе над Головановым, посчитав, что он может ещё пригодиться, или всем этим хотел попугать своего подопечного, показав, что с ним может произойти, если тот станет болтать.) В партии Александра Евгеньевича восстановили, но в Иркутск он уже не вернулся, оставшись работать лётчиком в Московском управлении ГВФ. Вскоре Голованов становится шеф-пилотом эскадрильи особого назначения. В 1938 г. газеты писали о нём как о лётчике-миллионере, то есть налетавшем миллион километров. Затем летал на личном самолёте Сталина - «Сталинском маршруте»: вывозил на нём сибирских, забайкальских и дальневосточных областных партийных, армейских и чекистских руководителей в Москву, где тех арестовывали прямо на аэродроме, а затем после короткого следствия расстреливали. Да, Александр Голованов действительно считался одним из лучших лётчиков Советского Союза, совершал героические перелёты… Участвовал в боевых действиях на Халхин-Голе и в Советско-финской войне.
Во времена Хрущёва после опалы около десяти лет возглавлял различные лётные училища ГВФ.
И всё-таки основной его деятельностью были ответственные и секретные поручения самого Сталина как в СССР, так и за рубежом. Даже в мемуарах, если читать внимательно, это проскальзывает. Так, в трагические дни октября 1941-го, когда в Москве разразилась паника, именно Голованова-лётчика Сталин отправил наводить порядок на дорогах и возвращать в столицу перетрусивших членов правительства, бежавших без оглядки со своими семьями!


ВЗЛЁТ

Великая Отечественная война стала поворотным пунктом в жизни А.Е. Голованова. За четыре года он прошёл путь от полковника до маршала авиации, от командира полка до командующего АДД, которая под его руководством стала лучшим родом войск в Советской армии. В немецких разведсводках летчиков АДД называли «аристократами авиации», а саму АДД - «любимицей народа».
Официально в январе 1941 г., по совету Якова Смушкевича (генерального инспектора ВВС), А. Голованов написал письмо Сталину о необходимости специальной подготовки лётчиков дальней бомбардировочной авиации к полётам в плохую погоду, вне видимости земли. После личной встречи со Сталиным в феврале 1941 г. Александр Евгеньевич назначен командиром 212-го полка дальнебомбардировочной авиации, с августа 1941 года - командиром 81-й авиационной дивизии дальнего действия, а в декабре 1941 г. постановлением ГКО был назначен командиром 3-й авиадивизии дальнего действия Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-майор авиации (25.10.1941).
В феврале 1942 года был назначен командующим авиацией дальнего действия (АДД) Ставки Верховного Главнокомандования. Генерал-лейтенант авиации (05.05.1942). С этого момента до конца войны руководил советской дальней авиацией, пользовался симпатией и доверием со стороны Сталина. Генерал-полковник авиации (26.03.1943).
Маршал авиации (03.08.1943), Главный маршал авиации (19.08.1944).

С декабря 1944 г. - командующий 18-й воздушной армией, в которой была собрана вся дальнебомбардировочная авиация. Лично участвовал в осуществлении дальних бомбардировочных рейдов (например, в бомбардировке Берлина на начальном этапе Великой Отечественной войны да и позже; как лётчик, он не мог не летать!).

В марте 1946 года И. Сталин, подойдя к большой группе собранных в Георгиевском зале для фотографирования маршалов, генералов и адмиралов, вдруг подозвал к себе А. Голованова, стоявшего где-то позади, лично усадил его в первом ряду вместе с 12 полководцами, среди которых были Г.К. Жуков, К.К. Рокоссовский, И.С. Конев. Казалось бы, мелочь? Но этого Жуков Голованову не простил никогда...


ПАДЕНИЕ

С апреля 1946 г. Главный маршал авиации А.Е. Голованов - Командующий дальней авиацией СССР.
Но время шло, вождь старел, впадал в маниакальную подозрительность. Л. Берия интригами убирал ближайшее верное окружение Сталина - секретаря Поскребышева, начальника охраны Власика. Дошло дело и до Александра Голованова. В 1948 г. по непонятным причинам был снят со своего поста. Он ждал ареста, несколько месяцев отсиживался на даче и в дальнейшем уже никогда не занимал постов, соответствующих его званию. В 1950 г. окончил Академию Генерального штаба и Высшие академические курсы «Выстрел». Лишь в августе 1952-го Голованов получил под начало воздушно-десантный корпус - беспрецедентное понижение в должности!
Опала продолжалась и после смерти Сталина. Хрущёв и Жуков отправляют А. Голованова в отставку. Вообще-то, маршалов никогда не увольняют в запас, они навсегда приписаны к армии. Но для Александра Евгеньевича «сделали исключение». Пенсию назначили небольшую - всего 1800 рублей (180 на послереформные деньги). Половина уходила на оплату квартиры (опального военачальника лишили всех льгот по оплате жилья), 500 рублей он ежемесячно посылал старушке-матери. Выручала дача - гектар земли на Икше. Все сбережения потратили на корову и лошадь, полгектара засевали картошкой.
Сам маршал ходил за плугом, жена Тамара Васильевна вела хозяйство, доила корову. Когда понадобились деньги на школьную форму для детей (их было пятеро), Головановы всей семьей собирали ягоды, сдавали в потребкооперацию. Лишь через несколько лет бывший маршал смог устроиться в НИИ гражданской авиации на скромную должность.
Окончательно на пенсию ушёл в 1966-м.


СЕМЬЯ

Сам Александр Евгеньевич - голубоглазый блондин двухметрового роста, с обаятельной улыбкой на мужественном лице. Его жена Тамара Васильевна была ему под стать - высокая, стройная женщина изумительной красоты. Внешностью, эффектностью и элегантностью эта пара напоминала чету кинозвезд. А как они танцевали! Тогда в моду вошло танго, и лучших танцоров не было в Москве, а значит, и по Союзу.
Дети: дочь Светлана (род. 1934), дочь Тамара (род. 1938), дочь Вероника (род. 1943), дочь Ольга (род. 1945), сын Святослав (род. 1947).

НАГРАДЫ

Главный маршал авиации А.Е. Голованов, пожалуй, единственный Командующий Воздушной Армией, который за годы войны не стал Героем Советского Союза! И не потому, что он этого звания не достоин! А просто потому, что Александр Евгеньевич был весьма скромен и ни на что не претендовал. А Сталин, скорее всего, упустил этот аспект из вида...
Итак, награды Главного маршала авиации А.Е. Голованова:

Два ордена Ленина (17.04.1940; 20.06.1949),
Три ордена Боевого Красного Знамени (17.11.1939; 22.10.1941; 3.11.1944),
Три ордена Суворова 1-й степени (23.01.1943; 17.04.1945; 18.08.1945),
Орден Красной Звезды (22.02.1968),
Медаль «Партизану Отечественной войны» I степени (11.09.1943),
Медаль «За оборону Москвы» (1.05.1944),
Медаль «За оборону Сталинграда» (22.12.1944),
Медаль «За отвагу» (28.10.1967),
Медали «За взятие Кёнигсберга» (9.06.1945),
Медали «За взятие Берлина» (9.06.1945),
Медали «За победу над Германией» (9.05.1945),
Орден Крест Грюнвальда I степени (Польша),
Орден Сухэ-Батора (Монголия),
Орден Красного знамени (Монголия),
Орден «Боевые заслуги» (Монголия),
Знак «Отличник Аэрофлота» и знаки ГВФ «За безаварийный налёт» 300.000 и 500.000 км.

ПОСЛЕДНИЙ ПОДВИГ ГЛАВНОГО МАРШАЛА АВИАЦИИ

Под конец жизни Александр Евгеньевич Голованов написал мемуары, в которых многие страницы посвящены встречам и взаимоотношениям с И.В. Сталиным. Даже этих немногих страниц хватило, чтобы вызвать у немногих читателей рукописи шквал споров и эмоций, как критических, так и восторженных. Но в 1970-е годы партийные власти больше всего боялись шума.
Кроме того, на указания ГлавПУРа переписать некоторые главы книги и ввести в мемуары ещё одного героя - Л.И. Брежнева - Голованов ответил отказом. Последовала кара - глухое замалчивание и деятельности самого маршала, и всего вклада АДД в победу в Великой Отечественной войне. Единственному из советских военачальников Голованову отказали в публикации воспоминаний.
Удар был слишком силён, и Александр Евгеньевич тяжело заболел. Его друг лётчик-испытатель Владимир Мезох вспоминал:
«Военные врачи сказали, что такого человека ещё не видели. Видно, что боль жуткая, зрачки расширились, а он молчит».
В 1997 году Воениздат всё-таки выпустил мемуары А.Е. Голованова под названием «Записки командующего АДД», однако мизерным тиражом и с многочисленными купюрами. Но сегодня книга уже напечатана в полном объёме.
Умер Александр Евгеньевич Голованов 22 августа 1975 года, до конца дней оставаясь преданным своему кумиру - И.В. Сталину, которому служил верой и правдой. Какие тайны вождя Голованов хранил, какие секретные и личные поручения ещё выполнял - все эти тайны он унёс с собой в могилу...

Боюсь, их мы уже никогда не узнаем...
___________________
1 «Амто?рг» (англ. Amtorg Trading Corpora-tion) - акционерное общество, учреждённое в штате Нью-Йорк (США) и выступавшее в функции посредника при осуществлении экспортно-импортных операций советских внешнеторговых объедине-ний с американскими компаниями. «Амторг» осуществлял закупки в США оборудования для нужд СССР, проводил приёмку закупленных товаров и контролировал их отгруз-ку. «Амторг» базировался в Нью-Йорке. В Москве находилось генеральное представительство Амторга - «Совамторг».
Компания была учреждена в 1924 г. в Нью-Йорке как частное акционерное общество с участием советского капитала. Являлась американским представительством «Arcos Ltd». Это учреждение перекачивало из Америки в Советскую Россию всё, что умудрялись наизобрести и понастроить американские конструкторы и инженеры, и в первую очередь, конечно же, это касалось новейших вооружений. Пушки, танки, самолёты и даже военные корабли вывозились из США в мирные годы сотнями и тысячами единиц, но всё было загримировано под водопроводные трубы, тракторы и старые баржи для развивающихся стран. Кроме организации внешней торговли, «Амторг» служил прикрытием для агентов ИНО ОГПУ. Работа «Амторга» была особенно важна в годы предшествовавшие признанию СССР со стороны США, поскольку советское посольство в США было открыто только при президенте Рузвельте в 1933 г.
До 1925 г. «Амторгом» и нелегальной деятельностью советской агентуры в США

руководил ... Склянский Эфраим Маркович.

Напоминаем, что оценить представленный материал вы можете не только в комментариях, но и с помощью выставления оценки
ЛУЧШИЙ-ХУДШИЙ (по пятибальной шкале) и нажав клавишу РЕЙТИНГ вверху страницы. Для авторов и администрации сайта ваши оценки чрезвычайно важны!