Выделить грамматическую основу предложения день был теплый. Конспект урока "простое предложение и его грамматическая основа"

В центре связей слов каждого предложения находятся слова, которые создают грамматическую основу (предикативную), по сути это является главной отличительной чертой предложения как синтаксической единицы. То есть грамматическая основа - это организующий центр, своеобразный каркас, остов или так называемые главные члены предложения - сказуемое и подлежащее. Главными их называют не зря, так как они грамматически независимы от других членов, занимают господствующее положение в предложении. Сказуемое и подлежащее взаимно предполагают друг друга. Так, подлежащее называет предмет речи. А предмет речи утверждает, отрицает, характеризует по действию, признаку, времени, реальности и т.д.

Обычно главные члены предложения составляют обязательную его часть. Одних их достаточно для того, чтобы предложение было грамматически и по смыслу оформленной единицей. Нередко встречаются предложения, где есть только грамматическая основа. Примеры: Светит солнце. Играют дети. Такие предложения называются нераспространенными, т.к. не имеют второстепенных членов предложения. Если же в состав предложения входят и другие члены предложения (второстепенные), то такое предложение называют распространенным, например: На улице играют дети.

Кроме того, грамматическая основа предложения может состоять как из подлежащего и сказуемого (двусоставные предложения), так и только из одного из главных членов например: Наши дети - наша радость (двусоставное). Осень . Люблю осень (односоставное).

Также, в зависимости от числа грамматических основ, предложения классифицируются как простые и сложные. Если предложение имеет в своем составе одну грамматическую основу, то это две и более основ - сложное. Например: Идут проливные дожди (простое предложение). Совсем скоро выпадет снег , и начнется настоящая зима (сложное предложение).

В обязательном порядке начинается с определения грамматической основы. Для правильного ее определения следует уметь находить ее составляющие - подлежащее и сказуемое. Для этого нужно знать, с помощью каких частей речи может выражаться грамматическая основа.

Так, подлежащее выражается:

  • Именем существительным: Скоро пойдет снег .
  • Именем прилагательным: Новое требует много знаний.
  • Причастием: Говорящий часто ошибается.
  • Инфинитивом: Жить - значит чувствовать.
  • Неизменяемыми частями речи (междометием, наречием, предлогом, частицей, союзом): К нам завтра входит светлым и лучистым.
  • Словосочетанием: Мы с другом пошли на рыбалку.

Сказуемое выражается:

  • Глаголом: Стоит хорошая погода.
  • Существительным: Москва - столица России.
  • Прилагательным: Мне мил стихов российский жар.
  • Прилагательным в сравнительной степени: Каждые сутки разлуки для меня длиннее года.
  • Наречием: Все у нас хорошо .
  • Причастием: Наша семья причастна к науке.
  • Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом): Здоровье мое - ни тпру, ни ну.

Кроме того, обратите особое внимание на правильность определения составного именного сказуемого, которое состоит из глагола-связки и именной части (Он скоро станет космонавтом ) и составного глагольного сказуемого, состоящего тоже из двух частей: вспомогательного глагола и инфинитива (Вы обязаны пойти на собрание ).

Следует отметить, что правильное определение грамматических основ помогает избежать ошибок при расстановке знаков препинания. Так, в сложном предложении обязательно расставляют знаки препинания, обозначающие границы простых предложений, входящих в их состав. Умение определить подлежащее и сказуемое поможет правильно расставить и в простом предложении, если оба главных члена предложения выражены одинаковыми частями речи, и в некоторых других случаях.

Изучая русский язык, каждый обучающийся рано или поздно встречается с таким понятием, как грамматическая основа. Что же это такое? Грамматическая основа это «фундамент» предложения или основная его часть, состоящая из подлежащего и сказуемого (иногда предложение состоит из той или иной части, то есть из подлежащего или сказуемого). В одном предложении может встречаться как одна, так и несколько грамматически основ.

Как найти грамматическую основу

Навыки в поиске грамматической основы помогут учащемуся быстрее и правильнее расставить знаки препинания и определить его смысл.

Грамматическая основа и все его составные части можно определить с помощью правильно подобранных вопросов.

Чтобы верно определить грамматическую основу для начала хорошо прочитайте предложение целиком и постарайтесь вникнуть в его суть. Условно разделите предложение на несколько частей по смыслу. Затем переходите к определению подлежащего. Обратите внимание, что некоторые предложения его не содержат. В таком случае поиск грамматической основы начинается и заканчивается поиском сказуемого. Если же перед вами предложение с двумя составными частями, то сразу же переходите к определению подлежащего. Тут нужно быть предельно внимательным, так как от определения подлежащего будет зависеть правильность определения грамматической основы целиком.

Затем переходите к определению сказуемого. Для этого задайте вопрос от подлежащего. Сказуемое характеризует действие предмета, его свойство и т.д.


Зависимость грамматической основы от вида предложения

В простом предложении содержится только одна грамматическая основа, а в сложном – две и более. Односоставное предложение содержит лишь одну часть грамматической основы(подлежащее или сказуемое). В двусоставном предложение встречается как подлежащее, так и сказуемое.




Примеры

Чтобы ещё лучше разобраться в сути темы, приведем несколько примеров.

  1. Облака закрыли солнце.
    В этом простом примере определить грамматическую основу не так и сложно. Подлежащим является слово «облака». Оно отвечает на вопрос «что?». Сказуемым является глагол «закрыли», которое отвечает на вопрос «что сделали?». Таким образом, грамматическая основа – это словосочетание «облака закрыли».
  2. Моя тётя спешила на работу.
    В данном случае подлежащее «моя тётя», а глагол «спешила». Таким образом, грамматическая основа это «моя тётя спешила»
  3. Меня так учили.
    В данном случае подлежащего в основе нет, здесь имеется только сказуемое «учили». Оно и будет являться грамматической основой.

Грамматическая основа – это ядро предложения, правильное определение которой позволит верно определить остальные члены предложения, правильно расставить знаки препинания и определить смысл текста.

Грамматическую основу предложения образуют главные члены предложения (подлежащее и сказуемое ). То есть, грамматическая основа предложения (предикативная основа, ядро) - это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого. Посмотрите также вводные слова ..

Подлежащее.

Помни!

Подлежащее может быть выражено не только именем существительным или местоимением в именительном падеже , но и:

1) числительным, прилагательным и причастием в И.П. в роли существительного;

Семеро (числит.) одного не ждут. Все прошлое (прил. в роли сущ.) мне только снилось.

2) конструкциями:

Числительное / несколько, множество, часть, большинство, меньшинство + существительное в Р.П.;

У князя в сакле собралось множество народа . Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке.

Кое-кто, каждый, многое / прилагательное + из + существительное в Р.П.;

Лучший из учеников быстро решил эту задачу.

Кто-то, что-то + прилагательное, причастие в роли существительного;

Что-то такое ничтожное завязано в платке.

Существительное / местоимение + с + существительное / местоимение в Тв.П. (но только в том случае, если сказуемое выражено глаголом во множественном числе! ).

Мы с Ваней пошли по лесной дороге(сказуемое во множ.ч .).

Анна с дочкой на руках вошла в комнату(сказуемое в ед.ч.).

3) инфинитивом, который называет не протекающее во времени действие.

Прожить по-барски – это дворянское дело

Сказуемое.

В русском языке выделяют три типа сказуемых. Следующий алгоритм действий поможет Вам определить, какой тип представлен в вашем предложении.

Различай!

Если в предложении встречаются однородные сказуемые, то каждое из них следует рассматривать отдельно.

Также посмотрите видео-презентацию.

Подсказка.

1) Чаще всего сомнения вызывает определение простого глагольного сказуемого, выраженного больше, чем одним словом:

Я буду принимать участие в выставке.

В данном примере буду принимать участие сложная форма будущего времени, которая определяется в синтаксисе как простое сказуемое. А сочетание принимать участие является фразеологическим единством, которое можно заменить словом участвую. Поэтому перед нами простое глагольное сказуемое.

Ловушка!

Нередко ошибаются, называя простыми глагольными сказуемыми следующую конструкцию:

Все в Москве пропитано стихами, рифмами проколото .

Такая ошибка связана с двумя факторами.

Во-первых, следует отличать краткое страдательное причастие от формы глагола прошедшего времени.

Помни!

Краткое причастие имеет суффиксы -Т-, -Н- , а глагол -Л-. Значит, пропитаНо, проколоТо – это краткие страдательные причастия.

Во-вторых, перед нами сказуемое, которое выражено всего одним словом, но какое оно – простое или составное (смотрите Морфологический анализ слова с примерами)? Попробуйте добавить в предложение какое-либо обстоятельство времени, например, в начале ХХ века, и посмотрите, как поведут себя эти формы.

В начале ХХ века все в Москве было пропитано стихами, рифмами было проколото .

Появляется связка было и сказуемое уже явно становится составным. Русскому языку несвойственны конструкции в настоящем времени со связкой быть . Согласитесь, звучит явно по-иностранному, если мы произнесем: Все в Москве есть пропитано стихами, рифмами есть проколото.

Таким образом, если в предложении вы сталкиваетесь со сказуемыми, выраженными краткими страдательными причастиями, то вы имеете дело с составным именным сказуемым.

Помни!

Слова нельзя, можно, необходимо, нужно входят в составные сказуемые.

Мне необходимо сойти на этой остановке.

Ловушка!

Будьте осторожны со словами быть, казаться, являться , так как, выделив только их, вы можете пропустить еще один компонент сказуемого.

Она показалась мне смешной. Неверно!

Если вы выделяете только слова показалась , то смысл предложения полностью меняется (показалась = привиделась, приснились, померещилась).

Верно: Она показалась мне смешной

Неверно: Учитель был строгим (был = существовал, жил).

Верно: Учитель был строгим.

Ловушка!

В этом задании предлагаются достаточно сложные предложения для анализа и варианты ответа очень часто похожи друг на друга. Какие «ловушки» вас могут здесь ожидать?

1) Предложения могут быть составлены по разным моделям:

  • подлежащее + сказуемое;
  • только сказуемое или подлежащее (односоставные предложения);
  • подлежащее + однородные сказуемые;
  • однородные подлежащие + сказуемое.

В варианте ответа может быть пропущено подлежащее, сказуемое или одно из однородных подлежащих или сказуемых.

Помни!

В грамматическую основу входят ВСЕ главные члены предложения, пропуск одного из них – явная ошибка.

2) В варианте ответа могут сочетать подлежащее и сказуемое разных грамматических основ.

3) Подлежащее может быть только в И.П.! Варианты ответа с существительными, местоимениями не в И.П. заведомо неверные (кроме тех случаев, когда они входят в состав сказуемого и без них меняется весь смысл предложения).

4) Вариант ответа может содержать причастный или деепричастный оборот, которые никогда не входят в грамматическую основу.

Различай!

Следует отличать конструкции глагол + существительное в В.П. и существительное + страдательное причастие .

Рассчитывали координаты. ? Координаты рассчитаны.

В первом случае координаты – это существительное в форме винительного падежа, которое зависит от глагола (то есть дополнение ), а во втором – это форма именительного падежа, которая согласуется с причастием прошедшего времени (то есть подлежащее ). Если изменить каждую из конструкций, будут видны отличия. Поставим сказуемые в каждом из предложений в форму единственного числа:

Рассчитывал координаты. Координата рассчитана.

Подлежащее и сказуемое всегда согласуются друг с другом, а дополнением останется неизменным.

5) Иногда слова который, какой в сложных предложениях являются подлежащими.

[И по его щекам поползли вниз блестящие капельки] , (какие бывают на окнах во время дождя).(какие = капельки).

Разбор задания.

1. Какое из сочетаний слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

(1) Так в чем же кроется разница между восприятием человека и животного? (2) Для животного существуют лишь конкретные вещи, его восприятие является неотделимым от той реальной среды, в которой оно живет и действует. (3) Так, например, «телевизионный вариант» собаки для кошки ничего не значит. (4) Человек же в процессе эволюции приобрел уникальную способность создавать в своем воображении идеальные образы реальной действительности, но они уже не представляются как бы прямым слепком с конкретной вещи. (5) Благодаря развитию познавательной деятельности, в частности, процессов абстрагирования и обобщения, человек может какие-либо отдельные признаки изучаемого объекта вычленять, отвлекаясь от всех прочих, несущественных деталей. (6) Таким образом, человек обладает способностью формирования обобщенного образа реальной вещи, который позволяет видеть и распознавать общие признаки и качества различных явлений действительности.

1) восприятие является (предложение 2)

2) приобрел способность (предложение 4)

3) они не представляются слепком (предложение 4)

4) который позволяет видеть (предложение 6)

Вариант №1 не является грамматической основой, так как здесь сказуемое представлено не полностью, что искажает смысл всего предложения (восприятие является = в значении «приходит, прибывает куда-либо по какой-либо причине»). См. пункт 3 в разделе «Сказуемое».

Вариант №2 тоже неверный, так как в нем отсутствует подлежащее. Кто приобрел способность? В предложении 4 подлежащим является слово человек.

Вариант №3 верный, хотя на первый взгляд кажется неправильным. Авторы задания намеренно пытаются запутать нас. Хотя слово слепком не стоит в форме И.П., но оно входит в состав сказуемого, так как без него теряется логика повествования. Они не представляются = Образы не называют своим имен?!

Вариант №4 неверный. Подлежащее выделено правильно. Слово который, как мы уже говорили, может быть подлежащим. В придаточной части оно заменяется слово образ и выполняет те же функции, то есть является подлежащим. Но сказуемое представлено не полностью. В предложении оно – позволяет видеть и распознавать.

Таким образом , прав будет тот ученик, который выберет вариант 3.

2. Какие слова являются грамматической основой в шестом (6) предложении текста?

(1)… (2) Они объединены одним желанием – знать. (3) И возраст у них разный, и профессии самые разные, и совсем разный уровень знаний, но каждый стремился знать больше, чем уже знает. (4) В этом выражалась потребность миллионов и миллионов людей, жадно вбиравших в себя все тайны мира, все накопленные человечеством познания и умения. (5) Посетители библиотеки либо где-то учились, либо мечтали учиться. (6) Им всем нужны были книги, но, приходя в библиотеку, они терялись в книжном океане. (7) … (По К. Чуковскому).

1) книги нужны были, они терялись

2) им нужны были, они терялись

3) книги нужны были, приходя сюда, они терялись

4) книги нужны были, они терялись в океане

Правильным является Вариант 1 , так как в остальных вариантах вторы включили в основу второстепенные члены предложения: во втором лишним является слово им (дополнение, стоит в Д.П.), в третьем присутствует деепричастный оборот, не входящий в основу предложения, а в четвертом есть обстоятельство в океане .

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

(1)… (2) Она издохнет с голоду, если ворота крепки и никто не отворит их, но не догадается отойти от ворот и потянуть их на себя. (3) Только человек понимает, что надо потерпеть, потрудиться и сделать не то, что хочется, для того чтобы вышло то, чего желаешь. (4) Человек может сдерживаться, не есть, не пить, не спать только оттого, что знает, что хорошо и должно делать и что дурно и не должно делать, а научает этому человека его способность мыслить. (5) Одни люди ее увеличивают в себе, другие нет. (6)…

1) она издохнет (предложение 2)

2) что хочется (предложение 3)

3) что хорошо и должно делать (предложение 4)

4) научает способность (предложение 4)

Это задание повышенной сложности.

Вариант №1 неправильный, так как не все сказуемые указаны авторами. Предложение имеет достаточно трудную структуру для анализа. Оно сложное с придаточным условия, которое вклинивается между двумя однородными сказуемыми. Поэтому вы можете не заметить, что в основу она издохнет необходимо включить также сказуемое не догадается отойти и потянуть.

Вариант №2 тоже исключается. Глагол хочется является безличным и при нем не может быть подлежащего.

Вариант №3 похож на предыдущий. Это предложение также безличное. Слово должно в словарях определяется как категория состояния, которая употребляется в предложениях без подлежащего.

Верным является Вариант 4.


В предложении, как единице связанной речи, все слова различаются по функциям и делятся на основные и второстепенные. Основные члены выражают ключевое оглавление высказывания и являются его грамматической основой. Без них предложение не имеет смысла и не может существовать.

Инструкция

1. Дабы выделить грамматическую основу всякого предложения , нужно обнаружить и подчеркнуть его основные члены. К ним относятся подлежащее и сказуемое.

2. Подлежащее – то, о чем сообщается в предложении. Оно неизменно стоит в исходной форме (именительном падеже либо инфинитиве) и, как водится, отвечает на вопросы: «кто?», «что?». Выражается подлежащее примерно всеми частями речи, если они выступают в значении существительного в именительном падеже. Самим именем существительным: «что?» правда не неизменно лежит на поверхности. Местоимением: «кто?» я не последователь резких мер. Прилагательным либо причастием: «кто?» сытый голодного не понимает; «кто?» отдыхающие ожидали автобуса. Числительным: «кто?» трое отвечали за уборку территории. Инфинитивом (неопределенной формой глагола): петь – ее страсть. Любым словом, которое имеет значение существительного в именительном падеже: «что?» охи и ахи доносились с улицы. Фразеологизмом: «кто?» от мала до крупна вышли в поле. Составным названием: «что?» Млечный Путь протянулся широкой полосой. Синтаксически цельным словосочетанием: «кто?» мы с бабушкой ушли к себе домой.

3. Сказуемое обозначает, что именно сообщается о подлежащем, и отвечает на вопросы: «что делает?», «каков он?», «что с ним происходит?» и т.д. В зависимости от метода выражения сказуемое может быть простым глагольным; составным именным; составным глагольным и трудным.

4. Примитивное глагольное сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений: письмо «что сделало?» пришло своевременно. Комбинированное именное сказуемое состоит из 2-х частей (связки и именной части): он «что делал?» был строителем («был строителем» — сказуемое). Комбинированное глагольное слагается из связки и инфинитива: дети «что сделали?» перестали ссориться. Трудное сказуемое представляет собой сочетание элементов составного именного и составного глагольного сказуемого: мой брат неизменно «что делал?» хотел трудиться юристом. Последняя часть предложения («хотел трудиться юристом») является трудным сказуемом, так как только все слова в целом дают надобную информацию о подлежащем.

5. Для определения грамматической основы прочитайте предложение целиком и определите примитивное оно либо трудное, состоящее из 2-х и больше примитивных. Если предложение относится к первому виду, то в нем будет одна грамматическая основа, а если ко второму – то несколько. Это зависит от числа примитивных предложения , входящих в состав трудного. Скажем: мы припоздали, так как лил ливень. «Мы припоздали» и «лил ливень» — грамматические основы сложноподчиненного предложения .

6. Обнаружьте в предложении подлежащее. Для этого задайте вопросы «кто?», «что?» и определите слово либо словосочетание, которое на них отвечает. После этого от обнаруженного подлежащего задайте вопросы «что делает?», «каков он?» и обнаружьте сказуемое.

7. Если есть только один из основных членов, то это односоставное предложение. Обратите внимание, что для его понимания и толкования не надобно обращаться к контексту. В русском языке выделяют пять разновидностей односоставных предложений: назывные (с подлежащим) «Жаркий июльский день»; определенно-собственные, неопределенно-собственные, обобщенно-собственные и безличные (со сказуемом). «Займись делом». «Вас спрашивают». «Разумного человека распознаешь сразу». «Темнее».

8. При синтаксическом разборе подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое – двумя.

На уроках русского языка школьники обязаны овладеть не только навыками грамотного письма, но и знанием видеть конструкцию предложения, выделять его члены. Для этого нужно обучиться выделять основные и второстепенные члены. Как обнаружить подлежащее в предложении? Каковы его основные знаки?

Инструкция

1. Раньше каждого, вы обязаны знать, что все члены предложения делятся на две группы: основные и второстепенные.Основные члены — это подлежащее и сказуемое. Они образуют грамматическую основу предложения.Для того, дабы обнаружить подлежащее, испробуйте поставить к слову вопрос. Оно отвечает на вопрос именительного падежа («кто?» либо «что?»). Скажем, в предложении «Скоро придет весна» на вопрос «что?» отвечает слово «весна». Именно о ней говорится в предложении.Помните, что подлежащим является основный член предложения, тот, что обозначает, о ком либо о чем говорится в предложении. Эти слова традиционно выражаются формой именительного падежа.

2. Подлежащим могут быть имена существительные(почаще каждого), местоимения, причастия, числительные и даже неопределенная форма глагола. Так, в предложении «Жить — родине служить» подлежащим будет слово «жить». Оно является неопределенной формой глагола.Обратите внимание, что в данном предложении между основными членами стоит тире. Это происходит, в том числе, и когда подлежащее и сказуемое выражены неопределенной формой глагола.В предложении «Мы отменно передохнули» основным членом предложения, отвечающим на вопрос «кто?» является местоимение «мы».

3. В предложении, в котором есть глагол, подлежащее обнаружить проще. Им является слово, обозначающее того, кто делает действие.Разглядите предложение: «Дети с радостью кинулись к реке».Вы видите, что в нем есть глагол «кинулись».Определите, кто делает это действие. Это слово и будет являться подлежащим. Следственно, слово «дети» отвечает на вопрос именительного падежа, указывает на того, кто делает действие и является основным членом в этом предложении, а именно, подлежащим.

4. Подлежащим может являться и неделимое сочетание слов. Скажем, в предложении «Мужчина с ребенком плыли по реке» подлежащим является словосочетание «мужчина с ребенком».Обратите внимание на глагол «плыли». Он употребляется в форме множественного числа. Следственно и подлежащим будет не одно слово, о словосочетание. Это дозволяет сказать, что действие делает не одно, а два лица.

Видео по теме

Из школьной программы вестимо, что безличными именуются односоставные предложения, в которых указывается на действие либо состояние, возникающее и существующее самостоятельно от носителя состояния либо изготовителя действия.


Безличные предложения дюже колоритны, коротки. Весомое значение они имеют в диалогах художественных произведений. Зачастую употребляются в разговорной речи. В тексте нередко такого рода предложения ми выражены состояния природы, окружающей среды, самочувствие человека, его психическое и физическое состояние. Безличными предложения ми легче сформулировать неосуществимость, неотвратимость действий, отрицание. Также, по словам Дитмара Розенталя, этим синтаксическим конструкциям присущ оттенок инертности, пассивности.По словам иного вестимого лингвиста, Александра Пешковского, с поддержкой безличных предложений дозволено выразить: — легкость действия. Такая конструкция помогает автору показать, что действие происходит само по себе, без усилий человека («Сеялось вольготно…»); — состояние, с которым человек сам не может совладать («Ей не сиделось на месте»);- внезапность поступка. Когда люди сами от себя не ждут таких действий («Вот к ним иду…», — само собою сказалось у Брыкина»);- время, когда действие совершается само по себе, супротив свободы человека. Какие-нибудь поводы, изредка неясные (отсель и безличная форма выражения), останавливают его, принуждают поступить по-иному («Ты что, не мог сказать?», — спросила Таня. «Да как-то не сказалось», — ответил он ей»);- работу памяти, ее прояснения и другие особенности организма («Внезапно голова заработала дюже ясно. Вспомнилось: ехал по выцветшему полю.»);- сердечные процессы, связанные с деятельностью воображения («Теперь вот грезится: заболевать бы недельки на две, на три»);- надежду человека во что-либо, не имеющую под собой оснований. Человек верит, т.к. хочет, дабы это исполнилось («Верилось отчего-то, что весна будет ранняя»);- работу мысли, совершающуюся самостоятельно от того, хочет человек думать об этом либо нет («А еще подумалось, что сейчас все пойдет по-иному»).Таким образом, всеобщее значение безличных предложений — заявление самостоятельного действия (знака), не соотнесенного с деятелем.

Видео по теме

При разборе предложения вначале нужно обнаружить его основу . Таким образом становится внятна конструкция фразы, а также нередко и то, где и как надобно расставлять знаки препинания. Следственно любому человеку, желающему писать грамотно, желанно уметь определять эту основу .

Инструкция

1. Определите, что собой представляет грамматическая основа. Почаще каждого она представлена подлежащим, выражающим объект либо субъект действия, и сказуемым, описывающим действие. Такие предложения именуются 2-х комбинированными. Односоставной основа становится в том случае, если в ней отсутствует один из 2-х элементов.

2. Обнаружьте в предложении подлежащее. Оно должно обозначать то, о ком либо о чем идет речь. Также оно должно отвечать на вопрос «кто?» либо «что?». Подлежащее может быть выражено разными частями речи. Почаще каждого это существительное, стоящее в именительном падеже. Также подлежащим может оказаться местоимение, причем не только личное, но и неопределенное, вопросительное либо негативное. Оно также должно стоять в именительном падеже. Если полагаемое подлежащее — это часть неразделимого словосочетания, скажем, «Уральские горы», то каждая фраза становится частью основы предложения.

3. Выделите в анализируемой фразе сказуемое. Оно должно обозначать действие, делаемое подлежащим либо над ним. Почаще каждого данный член предложения выражен сказуемым, о в этой роли встречаются и отглагольные прилагательные. Сказуемое должно быть согласовано с подлежащим в лице, числе и роде.

4. При выполнении письменного задания подчеркните подлежащее одной, а сказуемое — двумя чертами.

5. При нахождении нескольких подлежащих и сказуемых проанализируйте конструкцию предложения. Если вы видите перед собой два и больше само­стоятельных в смысловом плане сочетания членов предложения, то речь идет о трудном предложении с сочинительной либо подчинительной связью. В случае, когда несколько сказуемых относятся к одному подлежащему и напротив, то перед вами примитивное предложение с расширенной основой. Впрочем такие повторяющиеся элементы все равно обязаны соединяться союзом «и» либо разделяться запятыми.

Видео по теме

Грамматической основой предложения называют его наиглавнейшую структурную часть, которая в существенной степени определяет толк каждой фразы. Грамматическую основу в лингвистике часто именуют предикативным ядром. Зачастую встречается и термин «предикативная основа». Это грамматическое явление существует во многих языках.

Инструкция

1. Определите, подлинно ли фраза, которую вам нужно разобрать, является предложением. Часть фраз в русском языке являются единовременно и предложениями, и высказываниями, но есть и такие, которые дозволено отнести только ко 2-й категории. В первом же случае во фразе дозволено выделить члены предложения либо же определить их синтаксические позиции. Как водится, высказывания, состоящие из нескольких слов, являются предложениями.

2. Обнаружьте подлежащее. Данный член предложения обозначает предмет, действие которого описывается в самой фразе. Подлежащее грамматически само­стоятельно, оно отвечает на вопросы именительного падежа. Впрочем подлежащее может быть выражено и иной частью речи, которая в данном случае будет исполнять функции существительного. Следственно определите действующий объект, пускай даже он выражен не вовсе привычной частью речи либо существительным не в именительном падеже. Скажем, в предложении ««ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет «ВКонтакте». В то же время в предложении «Общественная сеть «ВКонтакте» приглашает зарегистрироваться» подлежащим будет теснее слово «сеть».

3. Определите сказуемое. Оно обозначает действие подлежащего и отвечает на вопросы глаголов. Помните, что сказуемое не неизменно может быть выражено глаголом. Глагольное сказуемое может быть простым либо составным. Во втором случае в грамматическую основу входят оба глагола, то есть стоящий в индивидуальной форме и в инфинитиве. Сочетание подлежащего и сказуемого и является предикативным ядром.

4. Один из основных членов предложения может отсутствовать. При этом высказывание остается предложением, если дозволено определить позицию недостающего члена предложения. Изредка это дозволено узнать только по контексту. Скажем, участники диалога могут обговаривать чьи-то действия и отвечать на вопросы друг друга одним словом. Собеседникам ясно, о ком либо о чем идет речь, они могут только называть действия субъекта. В этом случае грамматическая основа есть, но она состоит из одного члена предложения. Скажем, если прежде собеседники разговаривали о общественных сетях, то один из них может задать вопрос, какая предпочтительнее. Результат «ВКонтакте» является предложением, от того что есть подлежащее и подразумевается сказуемое.

Обратите внимание!
В некоторых случаях частью грамматического ядра являются синкретные члены предложения. Они грамматически связаны и с подлежащим, и со сказуемым и могут единовременно являться подлежащим и, скажем, обстоятельством.

Полезный совет
Будьте исключительно внимательны в случаях, когда в предложении встречаются фразеологические циклы. Подлежащее может быть выражено таким циклом, и тогда в грамматической основе будет не два слова, а несколько, причем поделить их немыслимо.

Грамматическому разбору предложений уделяется крупное число времени на уроках русского языка, его непременно включают в программу итогового контроля. Школьникам нужно уметь верно определять грамматическую основу предложения, чай в случае ошибки все задание будет считаться невыполненным.

Вам понадобится

  • -предложение;
  • -линейка;
  • -карандаш.

Инструкция

1. Наблюдательно изучите предложение. Помните, что определение грамматической основы — это первая стадия, с которой начинается его обзор. В любом предложении есть основа! В большинстве случаев она состоит из подлежащего и сказуемого, но может быть представлена лишь одним из них. Такие предложения именуются двусоставными и односоставными, соответственно. В трудных предложениях зачастую присутствуют две грамматические основы либо огромнее.

2. Обнаружьте в постигаемом предложении подлежащее и подчеркните его. Дабы не перепутать подлежащее и дополнение, следует помнить о том, что подлежащее отвечает на вопросы «кто? что?». Оно может быть выражено как существительным либо местоимением, стоящими в именительном падеже, так и другими частями речи: прилагательным, числительным, глаголом. В случае, если местоимение в предложении стоит в другом падеже, то с крупной вероятностью оно будет являться дополнением. Подлежащее может состоять из одного либо нескольких слов и подчеркивается при разборе одной горизонтальной линией.Ему горячо. (Подлежащего в этом предложении нет, сказуемое — горячо). Стены украшали прекрасные картины. (Картины — подлежащее, украшали- сказуемое). Сильнейший из детей стремительно прибежал к финишу. (Сильнейший из детей- подлежащее, прибежал — сказуемое).

3. Обнаружьте сказуемое и подчеркните его. Для этого нужно задать вопросы от подлежащего «что делает? какой он?». Почаще каждого сказуемое выражается глаголом, но, как и в случае с подлежащим, могут быть использованы другие части речи: существительное, прилагательное, наречие. Глагольное сказуемое может быть представлено одним либо несколькими словами. При разборе оно подчеркивается двумя параллельными горизонтальными линиями. Ученики не обнаружили тетради. (Ученики — подлежащее, не обнаружили- сказуемое). Умственная игра — шахматы. (Шахматы- подлежащее, игра — сказуемое). Стемнело. (Предложение состоит из одного сказуемого). Мне необходимо выйти на следущей остановке. (Комбинированное сказуемое — надобно выйти)

Совет 7: Как определить грамматическую основу предложения

Для того дабы осознать грамматическую конструкцию предложения, нужно раньше каждого обнаружить его основу. Для этого используйте способы, разработанные лингвистами. При понимании основы предложения вы сумеете, скажем, верно расставить знаки препинания.

Инструкция

1. Узнайте, что собой представляет грамматическая основа. Это основные члены предложения — подлежащее и сказуемое, которые традиционно и составляют стержневой толк предложения. В некоторых случаях предложения могут содержать в себе только подлежащее либо только сказуемое, а также несколько слов, исполняющих идентичные функции основных членов предложения.

2. Обнаружьте подлежащее. Почаще каждого оно выражено существительным либо местоимением. В этом случае оно непременно стоит в именительном падеже и отвечает на вопрос «кто?» либо «что?». В редком случае роль объекта либо субъекта действия в предложении играет числительное либо даже целое словосочетание. Если вы видите в предложении имя собственное в именительном падеже, крайне видимо, что это будет подлежащее.

3. Определите сказуемое в предложении. Оно обозначает действие предмета, тот, что является подлежащим. В большинстве предложений сказуемое — это глагол, координированный с подлежащим в числе и роде. Также данный член предложения может выражаться глагольными словосочетаниями, отглагольными прилагательными и даже существительными. Глагол должен отвечать на вопрос «кто делает?» либо «что делает?», грамматически координированный с первой частью основы предложения.

4. Подметьте в предложении обнаруженную основу. Подлежащее подчеркните одной постоянной горизонтальной чертой, а сказуемое — двумя.

5. Если подлежащих и сказуемых несколько, уточните грамматическую конструкцию предложения. Если все подлежащие и сказуемые согласованы друг с ином грамматически и по смыслу, то это указывает на примитивное предложение. Наоборот, если они самостоятельны и имеют независимое значение, то перед вами предложения с двумя либо больше основами, между которыми есть сочинительная либо подчинительная связь.

Видео по теме

Обратите внимание!
Будьте внимательны, если в предложении есть слова «быть», «являться», «казаться». Подчеркнув только их, легко ошибиться и пропустить еще одну часть сказуемого.

Полезный совет
Слова «дозволено», «надобно», «невозможно», «нужно» входят в комбинированное сказуемое.

При морфологическом, пунктуационном разборе предложения важно правильно определять его грамматическую основу. Умение быстро выделить подлежащее, сказуемое поможет грамотно расставить знаки препинания, а также разобраться в смысле предложения. Именно грамматическая основа является смысловым центром предложения – его предикативным ядром. Отлично, если человек уже научился быстро выделять грамматическую основу. Однако зачастую может показаться, что определить предикативное ядро очень просто. На самом же деле небольшое усложнение задачи сразу ставит в тупик.

Всё дело здесь в том, что в современном русском языке очень богатые ресурсы, разнообразные синтаксические связи. Подлежащее и сказуемое вовсе не обязательно выражаются существительным и глаголом. Разумеется, в предложении «Дерево стоит под окном» многие без труда найдут грамматическую основу. Мы видим здесь существительное: оно явно представляет собой главный член предложения. Речь идёт именно о дереве. Можно легко задать от этого подлежащего вопрос «что делает?», найти таким образом и сказуемое. «Дерево стоит» - вот наша грамматическая основа. Но далеко не все предложения построены так просто. Вам важно запомнить, какими частями речи может быть выражено подлежащее, сказуемое, по какому алгоритму необходимо искать грамматическую основу. Надо знать, как найти грамматическую основу предложения, помнить все нюансы, чтобы потом точно анализировать тексты, правильно расставлять пунктуационные знаки.

Грамматическая основа предложения: важные моменты
Запомните несколько важных моментов, чтобы научиться определять грамматическую основу предложения. Обязательно записывайте все основные сведения. Лучший вариант – представить информацию в таблицах. Пусть у вас всегда будут под рукой таблицы на плотных листах бумаги или картона. Так вы быстрее всё запомните, а потом уже не будете заглядывать в ваши карточки.

Вот простые правила, которые вам помогут.

  • Полный разбор предложения по частям. Определяйте грамматическую основу тщательно, старайтесь сначала найти наиболее подходящий вариант, а затем исключить все остальные вероятные. Проще всего быстро выполнить анализ предложения, подчеркнув все члены и задав соответствующие вопросы, определив синтаксические связи. В сложных случаях только такой путь наиболее надёжный. Это займёт не так много времени, зато вы будете уверены, что точно нашли предикативное ядро.
  • Карандаш, ручка, черновик. Активно пользуйтесь черновиками, карандашами и ручками. Делайте все необходимые пометки, надписывайте части речи прямо над словами, подчёркивайте все члены предложения привычными линиями, пунктирами. Именно на черновике вы сможете спокойно разобрать предложение, углубиться в его лексическое и грамматическое значение.
  • Без спешки. Ни в коем случае не старайтесь сделать всё как можно быстрее! Вы наверняка допустите ошибки, поскольку при синтаксическом анализе необходимо относиться к каждому случаю с удвоенным вниманием. Вы можете успешно найти грамматические основы в нескольких предложениях, а затем начать совершать ошибки. Нельзя пытаться определять подлежащее и сказуемое наугад.
  • Члены предложения и части речи. Забудьте о прямой взаимосвязи отношения слова к частям речи и его роли в предложении! Если перед вами существительное, не стоит сразу предполагать, что оно является подлежащим. Сказуемые тоже далеко не всегда выражены глаголами.
  • Такое сложное сказуемое. Зачастую больше проблем возникает при определении сказуемого. Вам понадобится запомнить все типы сказуемых, чтобы находить грамматические основы точно. Когда вы будете не просто определять сказуемое, а точно называть его тип, вы сможете с уверенностью сказать: этот член предложения найден правильно.
  • Неожиданные подлежащие. Внимательнее относитесь и к определению подлежащего. Оно может быть выражено даже союзом! Ознакомьтесь с примерами, чтобы избавиться от стереотипов, иметь более широкое представление о грамматических основах в русском языке.
Лучший способ научиться определять грамматические основы предложений правильно – ознакомиться с примерами и запомнить типы сказуемых. Алгоритм определения грамматической основы вам тоже пригодится, он достаточно простой.

Определяем грамматическую основу по алгоритму
Запомните несложные правила. Соблюдайте последовательность действий, чтобы правильно находить подлежащее и сказуемое в предложении.

  1. Сначала работайте в черновике. Вы ищете грамматическую основу. В неё входит подлежащее и сказуемое. Лучше начните с подлежащего.
  2. Внимательно прочтите предложение. Вдумайтесь в его смысл. Сразу подумайте: какое слово может быть подлежащим? О чём говорится в предложении? Какой член конструкции может отвечать на вопросы «кто?», «что?», являться носителем действия или определяемым лицом? Например: «Папа шёл домой». Вы сразу видите подлежащее «папа», которое является носителем действия. Папа идёт – именно об этом говорится в предложении.
  3. Когда вы уже определили подлежащее, следует переходить к сказуемому. От подлежащего к сказуемому можно задать условный вопрос, хотя традиционно считается, что в грамматической основе части равноправны. Однако вы быстро сумеете определить связь: папа (что делал?) шёл. Грамматическая основа определена.
  4. Помните, что предложения могут быть односоставными. Не все грамматические основы состоят из подлежащего и сказуемого. Рассмотрим примеры.
    • Назывное предложение с подлежащим. Холодная зима .
    • Определённо-личное предложение. Есть только сказуемое. Приходите завтра.
    • Безличное, есть сказуемое. Вечереет .
    • Обобщённо-личное. Грамматическая основа состоит из сказуемого. Нас так учили .
    • Неопределённо-личное, в грамматической основе нет подлежащего. Тебя там встретят .
  5. Если вам попалось сложное для восприятия предложение, оно слишком длинное, в нём много членов, удобнее всего разобрать его целиком. Даже если вам показалось, что вы уже нашли грамматическую основу, попробуйте определить роль других членов предложения. Вполне вероятно, что вы что-то упустили, не обратили внимания на некоторые слова, их значения в предложении.
  6. Обязательно проверьте себя ещё раз, когда выполнили работу. Проанализируйте смыл предложения, синтаксические роли всех его членов. Убедитесь, что ваша грамматическая основа действительно является предикативным ядром, несёт основное лексическое и грамматическое значение.
  7. Можно переносить всё в чистовик.
Работайте максимально тщательно. Определяйте грамматическую основу именно по её синтаксической роли в предложении, не отвлекайтесь на то, какими частями речи являются слова.

Различные грамматические основы, подлежащие и сказуемые. Несколько нюансов
Чтобы лучше ориентироваться в особенностях грамматических основ, ознакомьтесь с некоторыми примерами. Так, интересно рассмотреть, какими частями речи могут быть выражены подлежащие.

  • Существительное. Лето наступило неожиданно.
  • Личное местоимение. Она вернулась домой.
  • Вопросительное местоимение. Что произошло?
  • Числительное. Восемь меньше десяти.
  • Прилагательное. Фиолетовый – мой любимый цвет.
  • Союз. И – соединительный союз.
  • Существительное в именительном падеже и существительное в творительном падеже. Мама с дочкой пошли в театр.
Обязательно запомните типы сказуемых, чтобы правильно определять грамматические основы, не оставлять её части необозначенными. Например, некоторые слова можно просто пропустить. При полном разборе предложения вы сразу увидите, что они остались без своей синтаксической роли.

Сказуемые могут быть простыми глагольными (ПГС), составными глагольными (СГС) и составными именными (СИС).

  • ПГС. В данном случае сказуемое выражается личной формой глагола. Она размышляет . Николай гуляет . Зима начинается . Запомните: ПГС иногда выражено фразеологизмом со спрягаемой глагольной формой. Его можно заменить глаголом с прямым значением. Костя бьёт баклуши (бездельничает) .
  • СГС. Сказуемое состоит минимум из двух слов, в нём есть инфинитив глагола и связка. В роли связок обычно выступают слова: умеет, любит, хочет, может, продолжил, закончил, начал. Я хочу петь . Миша перестал заниматься . Таня любит слушать музыку.
  • СИС. Такое сказуемое состоит из глагольной связки и именной части. В роли именной части выступают наречия, причастия, именные части речи. Связка – это глагол быть в личной форме. Обратите внимание! Глагол может быть пропущен, но перед вами сказуемое. Пробуйте подставлять его самостоятельно. Лето будет жарким . День пасмурный . Задача быстро решена .
Анализируйте предложение тщательно, будьте внимательны и помните все важные моменты. Тогда вы будете находить грамматическую основу правильно.