Виды знаний в обществознании. Обществознание: виды познания. Понятие, формы и методы познания

Виды знаний являются одним из центральных понятий в курсе обществознания. При рассмотрении вопроса важно разбираться в многообразии классификаций и в уровнях.

Знание представляет собой сочетание чувственного познания с рациональным. В ЕГЭ вопросы бывают связаны не только с определением, но и классификацией.

Давайте обо всём по порядку разберёмся в этой теме.

Что такое знание

К основным значениям понятия «знание» относятся:

  1. Отражение в человеческом мышлении результата познавательной деятельности.
  2. Правильный, проверенным временем опыт, являющийся таковым и в персонализированном, и в доказуемом отношении.
  3. Предмет организационной деятельности людей, существующих на разных житейских уровнях.

Первую концепцию классификации знания сформулировал О. Конт. Он указал поэтапно сменяющиеся последовательности: религиозное, философское и позитивное (наука). Уровни познания оказали сильное влияние на видения о знании.

Классификация знаний

Рассмотрим основные классификации:

  • по источнику сведений – при общении с людьми, на бумажных носителях, на электронных ресурсах, в сети интернет и на объектах культуры;
  • по методу получения информации – текстовой формат, изображение в виде картинки, устная речь;
  • по степень организованности – строгие, структурированные и неформальные;
  • по области деятельности – биологическое, правовое и так далее.

Методы получения сведений также подразделяют знания на связанные со сверхъестественным, бытовые, житейские. Последние строятся на конкретных действиях, связанных с освоением и преобразованием мира.

Виды человеческих знаний

Основные виды знаний в современной классификации:

  1. Обыденное или житейское – связано с ежедневным опытом человека, то есть по сути это констатация фактов повседневной жизни. Именно оно во многом определяет поведенческие привычки людей, принципы их взаимодействия с другими и природой.
  2. Мифологическое – связывает эмоции и рациональное исследование. Характерно для раннего этапа формирования общества, где человек формулировал реальность, наблюдая за явлениями.
  3. Религиозное – основано на вере в высшие силы. Важно, что результаты познавательной деятельности фиксируются в форме очевидных образов. Религия дает людям ценностные ориентиры.
  4. Художественное – не стремится отобразить действительность четко и обоснованно. Художественный образ допускает вымысел.
  5. Философское – основано на видении мира, которое объясняется рациональными связями.
  6. Рациональное – строится на понятиях логики и мышлении.
  7. Иррациональное – не подчиняется логическим законам, как правило, основано на эмоциях, аномальных явлениях и переживаниях.
  8. Личностное или неявное – связано с индивидуальным восприятием мира конкретным человеком, оно носит поверхностное представление реальности.
  9. Квазинаучное – объединяет некоторые виды знаний и представлено в виде мистических образов, магии. К квазинаучному виду относят такие науки как алхимия, астрология, эзотерика и так далее. Они могут быть полезными, но сложно доказуемыми.

Формы знаний

Что касается форм знаний, то их подразделяют на научное и многообразие ненаучных. Особенностью научного является то, что оно объективно и систематизировано.

К основным признакам относятся:

  • рациональность – получено в результате интеллекта и мыслительной деятельности индивида;
  • сформулировано кратко в виде принципов, законов, норм;
  • систематизировано – повторяющееся;
  • получается в результате эмпирических исследований;
  • стремится к точности и конкретике;
  • доказуемо и обладает научным языком;
  • не предполагает авторскую трактовку.

Ненаучное знание подразделяют на следующие виды:

  1. Донаучное – информация, постигнутая до зарождения современных научных представлений.
  2. Паранаучное – противоположность или изменение текущих видов знаний. Примеры: астрология, уфология или экстрасенсорика.
  3. Вненаучное – искажение представлений о действительности, связано с отсутствием терпимости.
  4. Антинаучное – свойственно ложное, утопичное, в частности вера в устойчивое убеждение.
  5. Псевдонаучное – игнорирует экспериментальный опыт, противоречит принятым принципам в сторону веры, а не логики.
  6. Лженаучное – нет ни доказательств, ни опровержений, используются пассивные представления и предположения.

Стоит отметить: истинное знание – соответствие фактов и высказываний о них. Искажающие действительность видение мира не может быть абсолютной истиной.

Не только теоретические, но и практические знания требуются человеку для ориентации в мире, а также объяснения логики определенных событий. Они позволяют планировать и предвидеть явления. На выходе обработка и использование знаний порождает новые виды и формы.

К ключевым процессам относятся: изучение, накапливание, хранение и обработка знаний, а в дополнение — их передача другим индивидам. Необходимые энциклопедические сведения в современном мире доступно получить посредством интернета.

Пользовательский поиск

Виды знаний

Каталог материалов

Основные понятия Лекции Схемы Решение различных заданий ЕГЭ с комментариями (видео) Видеоматериалы Проверь себя!
    Источники для самоподготовки

    Основные понятия

    Для просмотра определения обществоведческого понятия, нажмите на него. Чтобы закрыть значение обществоведческого понятия нажмите на него повторно.


    чувственное познание

    Познание с помощью органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание).

    Формы чувственного познания:

    ощущение

    Это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса;

    восприятие

    Чувственный образ целостной картины предмета;

    представление

    Образ объекта познания, запечатленный в памяти.

    рациональное познание

    Познание посредством мышления.

    Формы рационального познания:

    понятие

    Это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса;

    суждение

    Это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе;

    умозаключение (вывод)

    Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. Типы умозаключения: индуктивное (от частного к общему); дедуктивное (от общего к частному); по аналогии.

    интуиция

    Способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства (своеобразная форма сопряжения чувственного и рационального в познании). Виды интуиции: мистическая – связана с жизненными переживаниями, эмоциями; интеллектуальная – связана с умственной деятельностью.

    эмпиризм

    Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.

    агностицизм

    Философская позиция, отрицающая познаваемость окружающего мира.

    рационализм

    Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.

    знание

    Результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.

    ложь

    Сознательное искажение образа объекта

    заблуждение



    Лекции

    Что такое знание? Классификация знаний

    Знание - результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира.
    Термин "знание" многозначно. (см. схему "Знание. Многозначность понятия")
    Виды знаний:
    Житейское - носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию.
    Научное - понимание действительности в её прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.).
    Практическое - овладение вещами, преобразование мира.
    Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
    Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением.
    Иррациональное - не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
    Личностное - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.
    Формы знаний, выделяемые по отношению к научному знанию:
    Донаучное - прототип, предпосылки научного знания (элементы науки до XVI в.).
    Ненаучное - разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами.
    Паранаучное - внешне похоже на научное, но несовместимо с имеющимся научным знанием. Широкий класс паранаучного знания включает в себя учения о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности;
    Лженаучное - сознательно использующее домыслы и предрассудки. В качестве симптомов лженауки выделяют малограмотный пафос, принципиальную нетерпимость к опровергающим доводам, а также претенциозность. Лженаучное знание очень чувствительно к злобе дня, сенсации. Его особенностью является то, что оно не может быть объединено парадигмой, не может обладать систематичностью, универсальностью.
    Антинаучное - утопичное и сознательно искажающее представление о действительности. . Приставка «анти» обращает внимание на то, что предмет и способы исследования противоположны науке.
    Подробнее смотрите схему "Классификация знаний"

    Чувственное и рациональное познание

    Познание имеет две формы - чувственное познание и рациональное познание. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания и не противоречат друг другу. Эти две формы познания находятся в постоянном взаимодействии и образуют неразрывное единство познавательного процесса. Рациональные формы познания невозможны без форм чувственного познания, т.к. отсюда они черпают исходный материал. В то же время чувственное познание находится под воздействием рационального.
    Чувственное познание всегда субъективно, но именно этот уровень познания осуществляет связь человека с внешним миром.
    ФОРМЫ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Ощущение - отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. С помощью этих органов человек ощущает отдельные свойства предмета - форму, цвет, запах и т. п.
    2. Восприятие - чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. Восприятие служит также основной формой формирования представлений.
    3. Представление - чувственно-наглядный, обобщённый образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств. Другми словами это то, что сохранилось в памяти человека после знакомства с предметом.
    Рациональное познание - познание, осуществляемое разумом (от лат. ratio - разум, рассудок). Рациональное познание, присущее только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
    ФОРМЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПОЗНАНИЯ:
    1. Понятие - мысль, утверждающая общие и существенные свойства объекта. Понятия, выраженные в речи отдельным словом, связываются между собой и образуют суждение.
    2. Суждение - мысль, утверждающая или отрицающая что-либо об объекте.
    3. Умозаключение - мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения. Пример логического умозаключения: если a>b, а b>c, то a>c. Или например: Все люди смертны. Иванов - человек. Следовательно, Иванов смертен
    Разновидности умозаключений:
    Индуктивное умозаключение - от частного к общему.
    Дедуктивное умозаключение - от общего к частному.
    Получаемое по аналогии.

    Познаваем ли мир? (Проблемы теории познания)

    Задумываться над тем, что такое познание, каковы пути приобретения знания человек стал уже в глубокой древности, когда он осознал себя как нечто, противостоящее природе, как деятеля в природе. Со временем сознательная постановка этого вопроса и попытка решить его приобрели относительно стройную форму, тогда и сложилось знание о самом знании. Все философы, как правило, так или иначе, анализировали проблемы теории познания.
    Существовало три подхода к вопросу о том, как человек познает мир:
    Сенсуализм (Эпикур, Ф. Бэкон, Л. Фейербах) - они считали что мы познаем мир чувствами.
    Рационализм (Платон, Р. Декарт, Б. Спиноза) - эти философы утверждали, что мы познаем мир разумом.
    Агностицизм (Д. Юм) - отрицание возможности познания мира.
Знание - результат познания действительности
Виды знаний
Житейское - базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведния людей, их взаимоотношений между собой и с природой.
Эмпирическое - основывается на человеческом опыте, восприятии внешнего мира посредством органов чувств.
Научное - п онимание действительности, достоверное обобщение фактов. Реальность облекается в форму отвлечённых понятий и категорий, которые часто приобретают формы формул, графиков, и т. д.
Практическое - овладение вещами, преобразование мира
Художественное - целостное отображение мира и человека в нём. Строится на образе, а не на понятии.
Рациональное - отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением
Иррациональное - предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки.
Личностное - зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности
Познание
1) Познание - процесс постижения действительности, накопления и осмысления данных, полученных при взаимодействии человека с окружающим миром;
2) Познание - процесс активного отражения и воспроизведения действительности в сознании человека, результатом которого является новое знание
Структура процесса познания:
Субъект познания – активно действующий индивид, социальная группа или общество в целом, наделённые сознанием и целеполаганием.
Объект познания - то, на что направлена познавательная активность субъекта. Может быть одушевлённым (сам человек, животное) и неодушевлённым (явления природы); материальным (реально существующий объект) или идеальный (гипотеза, теория).
Результат познания – знание – продукт отношения мысли к действительности, существующий в логически языковой форме, в виде понятий, суждений, символов, знаков.
Цель - истина (то ради чего осуществляется познавательная деятельность)
Средства - с помощью чего осуществляется познавательный процесс
Виды познания:
Чувственное и рациональное
Чувственное познание
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания:
Ощущение-отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств (стол-холодный)
Восприятие-целостный образ предмета (стол-холодный, гладкий, теплый)
Представление-чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти (представление объекта с закрытыми глазами)
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства(холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
Рациональное познание
Связано с мыслительными операциями: анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение
Формы рационального познания:
1. Понятие-мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках (стол, стул-мебель; классификация)
2. Суждение-форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
3. Умозаключение-форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких суждений выводится новое (У мухи есть крылья, значит,она летает).
-индукция- от частного к общему
-дедукция -от общего к частному
-аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Пути познания
Научный и ненаучный
Научный
Особенности научного познания:
1. стремится к максимальной объективности
2. стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для настоящих, но и для будущих поколений.
3. использует особый научный язык
4. использует особые методы
5. проверяемость и воспроизводимость знаний
6. системность
7. доказательность
Уровни научного познания:
1.эмпирический- направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и предполагающее, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Изучаемые предметы отображаются поверхностно.

2.т еоретический - выходит из эмпиричного, систематизируя накопленный материал, придерживаясь принципа внутренних взаимосвязей, и закономерностей в движении. На теоритическом уровне используется абстрактное мышление, с помощью которого изучается суть вещей. На этом уровне происходит обьяснение сути явлений, формулируются принципы и законы, создаются научные теории.

Методы научного познания:
Эмпирические
наблюдение
эксперимент
сравнение
Теоретические
анализ и синтез
воображение.
выдвижение гипотез
формализация
построение теоретических моделей.
Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт (обыденное). Получение знаний-побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.Знания-набор сведений.
в) народная мудрость. Обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл. Стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта (Если не знаешь-не трогай).Противостоит выдуманным схемам и штампам.
д) художественно-образный
Социальное познание.
Социальное познание -познание общества.
Особенности социального познания:
1. субъект и объект познания совпадают
2. общество-сложный объект для изучения,так как переплетаются интересы многих людей и социальных групп, желания людей часто замаскированы, одни и те же события не похожи друг на друга.
3. ограничены возможности наблюдения и эксперимента
4. субъективность изучающегочеловека
5. многообразие выводов и оценок по одним и темже явлениям.
Принципы социального познания:
1. конкретно-исторический подход-рассмотрение явления в историческом развитии и взаимосвязи с другими явлениями. Исторические закономерности -наиболее устойчивые, существенные связи (промышленный переворот)
2. руководство научными методами.
3. соблюдение дистанции к объекту-объективность
4. выбор значимого в явлении
Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ Шемаханова Ирина Альбертовна

1.3. Виды знаний

1.3. Виды знаний

Знание является единством чувственного и рационального познания.

Знание – 1) проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в мышлении человека; 2) обладание опытом и пониманием, которые являются правильными в субъективном и в объективном отношении; 3) инструмент организации деятельности на различных структурных уровнях организации людей.

В середине XIX в. основатель позитивизма О. Конт предложил концепцию развития человеческого знания, рассматривая три последовательно сменяющихся форм знания: религиозного (основано на традиции и индивидуальной вере); философского (основано на интуиции, рациональное и умозрительное по своей сути); позитивного (научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента).

Классификация форм человеческого знания М. Полани говорит о двух типах знаний у человека: явного (выраженного в понятиях, суждениях, теориях) и неявного (не поддающегося полной рефлексии слоя человеческого опыта).

Классификация видов знаний в зависимости от:

носителя информации : знания людей; знания в книгах; знания в электронных книгах; знания в Интернете; знания в музеях;

способа представления: устная речь, текст, изображение, таблица и др.;

степени формализации: бытовые (неформализованные), структурированные, формализованные;

сферы деятельности: инженерное знание, экономическое, медицинское и др.;

способа получения знаний: практические (строятся на действиях, овладении вещами, преобразовании мира) бытовые, научные, экстрасенсорные, религиозные;

характера соотношений между представляемыми в знании объектами: декларативные, процедурные (знания о действиях над объектами, необходимых для достижения цели).

Виды знаний:

1) Обыденное (житейское) – основано на повседневном опыте, согласовано со здравым смыслом и во многом с ним совпадает, сводится к констатации и описанию фактов. Обыденное знание носит эмпирический характер и является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений (между собой и с природой).

2) Мифологическое – представляет собой единство рационального и эмоционального отражения действительности. С помощью мифологического знания первобытный человек структурировал реальность, т. е., в конечном итоге, познавал ее.

3) Религиозное – акцент делается на веру в сверхъестественное и эмоционально-образное отражение действительности, а не на доказательство и аргументацию. Результаты религиозного размышления формулируются в конкретных, наглядно-чувственных образах. Религия предлагает человеку абсолютные идеалы, нормы и ценности.

4) Художественное – формируется в сфере искусства, не стремится быть доказательным и обоснованным. Форма существования этого вида знания – художественный образ. В искусстве в отличие от науки и философии допускается вымысел. Поэтому тот образ мира, который предлагается искусством, всегда более или менее условен.

5) Философское – главной особенностью является его рационально-теоретическая форма.

6) Рациональное – отражение реальности в логических понятиях, строится на рациональном мышлении.

7) Иррациональное – отражение реальности в эмоциях, страстях, переживаниях, интуиции, воле, аномальных и парадоксальных явлениях; не подчиняется законам логики и науки.

8) Личностное (неявное) – зависит от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности.

9) Квазинаучное – объединяет в себе черты художественного, мифологического, религиозного и научного знания. Квазинаучное знание представлено в мистике и магии, алхимии, астрологии, паранауках, эзотерических учениях и т. п.

Формы знаний:

* Научное – объективное, системно организованное и обоснованное знание.

Признаки научного знания: знание рациональное (полученное при помощи разума, интеллекта); оформленное в теории, принципах, законах; сущностное, повторяемое (не всегда получается); системное (основанное на многом); это знание, получаемое и фиксируемое научными методами и средствами; знания, стремящиеся к точности (точные измерения, наличие терминологии); знание, открытое для критики (в отличие от религии, культуры, искусства и т. д.), обладающее особым научным языком.

* Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое не формализуется и не описывается законами.

Ненаучное знание подразделяется на:

а) донаучное знание – знания, полученные до появления современной науки; б) паранаучное знание – формы познавательной деятельности, возникающие как альтернатива или дополнение к существующим видам научного знания (астрология, экстрасенсорные знания (это знания, научные по форме, но ненаучные по содержанию – уфология), в) вненаучное знание – сознательно искаженные представления о мире (его признаки: нетерпимость, фанатизм; индивидуальное знание и пр.); г) антинаучное знание – бессознательное, ошибочное (утопия, вера в панацею); д) псевдонаучное знание – отличается крайней авторитарностью и пониженным критицизмом, игнорированием эмпирического опыта, противоречащего собственным постулатам, отказом от рациональной аргументации в пользу веры; е) лженаучное знание – знания, которые не доказаны или опровергнуты, сознательно используют домыслы и предрассудки.

Процессы, связанные с знаниями: получение знаний, накопление знаний, хранение знаний, преобразование знаний, передача знаний, потеря знаний, визуализация знания.

Знания необходимы человеку для ориентации в окружающем мире, для объяснения и предвидения событий, для планирования и реализации деятельности и выработки других новых знаний.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОБ) автора БСЭ

Из книги Ближний бой автора Симкин Н Н

Глава V Применение приобретенных знаний и навыков в боевой обстановке Общие замечания Приобретенная техника и навыки, полученные в результате разучивания и тренировки приемов ближнего боя, могут быть использованы при выполнении индивидуальных и групповых заданий как

Из книги Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии автора Борякова Наталья Юрьевна

Из книги Международные стандарты аудита: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Эксплуатация электрических подстанций и распределительных устройств автора Красник В. В.

13.4. Проверка знаний норм и правил К работам по эксплуатации, ремонту, реконструкции, наладке, испытанию оборудования, зданий и сооружений, входящих в состав энергетических установок, а также к контролю за их состоянием допускаются лица, прошедшие обучение и проверку

Из книги Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс автора Петров Сергей Викторович

Раздел II ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА

Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 11 класс автора Подолян Юрий Петрович

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы здорового образа жизниУрок 29 (1)Тема: «Правила личной гигиены и здоровье».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Понятие личной гигиены. 2. Полезные привычки подростка. 3. Гигиена и физическая культуры.Цели урока.

Из книги Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 10 класс автора Подолян Юрий Петрович

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеванийУрок 29 (1)Тема: «Сохранение и укрепление здоровья – важная забота каждого человека и всего человечества».Тип урока. Урок-лекция.Вопросы урока. 1. Понятие,

Из книги Новейшая книга фактов. Том 1. Астрономия и астрофизика. География и другие науки о Земле. Биология и медицина автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Русская Доктрина автора Калашников Максим

2. Новая систематизация школьных знаний Новое время требует тотальной ревизии всех школьных знаний, понятийного и фактографического аппарата школьного образования. Но это вовсе не означает, что должны быть просто написаны и утверждены новые учебники. Беда учебных

Из книги Боевая подготовка работников служб безопасности автора Захаров Олег Юрьевич

Прочность знаний, формируемых умений и навыков Прочность обучения означает длительное сохранение в памяти полученных знаний, формируемых умений и навыков. На длительность сохранения усвоенного материала влияют многие объективные и субъективные факторы, условия

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Никольская - улица знаний А теперь настала пора познакомиться с главнейшими артериями Китай-города. Вот улица Никольская. Когда мы сегодня прогуливаемся по ней, любуясь витринами дорогих магазинов, трудно представить себе, что возраст этой улицы насчитывает семь

Из книги Шпаргалка по теории организации автора Ефимова Светлана Александровна

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Лекция:


На предыдущем уроке было сказано об элементах мировоззрения человека. Среди них важное место занимают знания. Знания об окружающем мире, природе, человеке являются результатом собственной познавательной и исследовательской деятельности. А также они копятся веками и передаются от поколения к поколению, как драгоценный опыт. Знания постоянно углубляются, расширяются и совершенствуются. Запомним основные определение сегодняшнего урока:

Знания – это один из элементов мировоззрения человека, выступающий в виде усвоенных понятий, законов, принципов.

Гносеология - наука о познании

Можно ли знать всё? Каковы пределы человеческого познания? Ответы на эти и подобные вопросы ищет философская наука гносеология – учение о знании и возможностях познания. Познание – основной предмет гносеологии, являющийся процессом приобретения знаний об окружающем мире и самом себе. В ходе познавательной активности человек исследует внешние стороны и внутреннюю сущность предметов и явлений. Одним из главных вопросов гносеологии является вопрос: "Познаваем ли мир?" . Люди по – разному отвечают на него и, соответственно, делятся на гностиков (оптимистов) , агностиков (пессимистов) и скептиков. Если гностики считают, что мир познаваем, то агностики отрицают такую возможность, а скептики не отрицают возможность познания мира, но сомневаются в достоверности получаемых знаний, в надежности их истины.

Познание начинается с чувственного восприятия мира и постепенно переходит в рациональное осмысление мира. Давайте рассмотрим ступени познания.

Ступени (уровни) познания

Существует две ступени познания: чувственное и рациональное. Чувственное познание происходит с помощью органов чувств (зрение, осязание, обоняние, слух, вкус). Это непосредственная форма познания, в процессе которого знания получаются путем прямого контакта. К примеру, вы вышли на улицу и почувствовали холод. Таким образом, чувственный уровень позволяет познать только внешние свойства объекта познания. Данный уровень включает в себя три формы. Запомните их:

    Ощущение – отражение в сознании отдельных свойств объекта познания. Например , яблоко кислое, голос приятный, плита горячая.

    Восприятие – отражение всех свойств объекта познания в целости. Например , мы едим яблоко, ощущаем его вкус (отдельное свойство), но в то же время воспринимаем и запах, цвет, форму яблока в целом.

    Представление – образ воспринятого объекта познания, сохранившийся в памяти. Например , мы можем вспомнить и представить, каким вкусным было яблоко, съеденное вчера. Представление может происходить не только с помощью памяти, но и с помощью воображения. Так, ещё до начала строительства дома архитектор может представить каким он будет.

Результатом чувственного познания является образ . Роль чувственного познания велика. Органы чувств связывают человека с внешним миром, без них он не способен мыслить и познавать. Чувственное познание присуще не только человеку, но и высшим животным.

Следующая ступень – рациональное познание происходит с помощью ума и абстрактного мышления. Если чувственное познание происходит непосредственно, то рациональное является опосредованной формой познания. К примеру, чтобы узнать холодно на улице или нет человеку не обязательно выходить из дома, достаточно посмотреть термометр. Если на чувственном уровне человек познаёт внешние свойства объекта познания, то на рациональном уровне устанавливаются внутренние свойства объекта, его сущность. Данный уровень познания также включает три формы:

    Понятие – это мысль, фиксирующая признаки и свойства объекта познания. Например , «Дерево». Понятия в сознании человека связываются между собой и формируют суждения.

    Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что - либо о познаваемом объекте. Например , «Все деревья относятся к классу растений».

    Умозаключение – конечный вывод, который формируется в процессе мышления над понятиями и суждениями. Например , «Ель - это хвойное дерево. Поскольку все деревья относятся к классу растений, следовательно, ель тоже растение".

Результатом рационального познания являются знания . Рациональное познание присуще только человеку. Рассмотрите иллюстрацию. Мышление представляет собой целостный процесс, происходящий в результате чувственного и рационального познания.


Какая ступень познания важнее, первичнее? По отношению к этому вопросу в философии выделились два противостоящих друг другу направления: рационализм и сенсуализм (эмпиризм). Рационалисты основой познания признают разум и абстрактное мышление. Для них чувственное познание вторично. А сенсуалисты (эмпирики) на первое место ставят ощущение, восприятие и представление, то есть чувства. Для них вторично рациональное познание.

В действительности чувственное и рациональное уровни познания являются единым процессом. Просто в одних познавательных процессах преобладает чувственное познание, а в других рациональное.

Виды знаний

Познание возможно в самых разных областях. Существует множество видов познания, соответственно и видов знаний. Рассмотрим научное и ненаучное познание.

Научное познание – это системно организованный процесс получения объективного и обоснованного истинного знания.

Его особенностями и отличительными чертами являются:

  • Объективность – стремление изучить мир таким, какой он есть не зависимо от интересов и устремлений субъекта познания.
  • Обоснованность – подкрепление знаний доказательствами, фактами и логическими заключениями.
  • Рациональность – опора научного познания на мышление, исключение личных мнений, эмоций, чувств.
  • Системность – структурированность научных знаний.
  • Проверяемость – подтверждение знания в практической деятельности.

НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

Уровень

Главная задача

Методы

Форма/результат

Эмпирический
(опытный, чувственный)

Сбор, описание, выделение отдельных фактов о предметах и явлениях, их фиксация для того, чтобы потом, на теоретическом уровне сделать выводы.

  • наблюдение
  • эксперимент
  • измерение
  • научный факт (количественные и качественные характеристики объекта познания)

Теоретический
(рациональный)

Обобщение фактов, собранных на эмпирическом уровне, объяснение изучаемых явлений, установление закономерностей, получение новых знаний.

  • анализ
  • синтез
  • сравнение
  • абстрагирование
  • обобщение
  • конкретизация
  • индукция
  • дедукция
  • аналогия
  • проблема (теоретический или практический вопрос, с которого начинается любое научное исследование)
  • гипотеза (предположение, которое утверждается или опровергается в ходе исследования)
  • теория (система взаимосвязанных утверждений и обобщенных знаний об объекте познания)
  • закон (умозаключение об объективных, устойчивых и повторяющихся связях между предметами и явлениями)

Рассмотрим процесс научного познания на примере исследования биолога, изучающего зависимость высоты растений от климата. Итак, ученый предположил, что деревья в среднем выше в местности с теплым климатом. (Это постановка гипотезы, которая подтверждается или опровергается результатами исследования.) В поисках доказательств биолог отправился на юг, измерил высоту трёхсот деревьев, зафиксировал результаты измерений. (Это эмпирический уровень научного познания.) Вернувшись в лабораторию учёный произвёл расчёты, сравнил данные, доказательно подтвердил правоту своей гипотезы и сделал выводы. (Это теоретический уровень.)

Научное познание невозможно без выявления причинно – следственных связей. Одно явление или событие связано с каким-либо другим, которое называется причиной и порождает следствие. Представим очень простой пример. Петя и Коля идут по узкой тропинке (событие). Петя наступил Коле на ногу (событие). Последствие – больная нога. Причина – узкая тропинка. Таким образом, выявить причинно –следственные связи значит, что нужно установить зависимость одного явления с другим.

Одним из видов научного познания является социальное познание.

Социальное познание – это познание законов и принципов функционирования общества, культуры, человека.

Результатом социального познания являются социальные и гуманитарные знания, которые мы изучаем на уроках истории и обществознания. Обществознание же является интегрированным школьным предметом и включает в себя несколько социально-гуманитарных наук (философия, социология, экономика, политология, правоведение, культурология, психология и др.). Социальное познание отличается от естественнонаучного рядом существенных признаков. Рассмотрим их:

  • если в естественнонаучном познании субъектом является человек, а объектом предметы и явления, то в социальном познании субъект и объект познания совпадают, то есть люди познают сами себя;
  • если основной чертой естественнонаучных знаний является объективность, то социальные и гуманитарные знания субъективны, потому что результаты исследований социологов, историков, этнографов, правоведов интерпретируются в зависимости от их собственных взглядов и суждений;
  • если ученые – естествоиспытатели, изучающие природу, стремятся к достижению абсолютной истины, то ученые, изучающие человека и общество достигают истину относительную, потому что общество динамично и постоянно изменяется;
  • применение многих естественнонаучных методов познания в социальном познании ограничено, к примеру, невозможно изучить уровень инфляции под микроскопом, это делается путем абстрагирования.

Толчком к началу социального познания служат социальные факты (действия индивидов или групп), чьи – то мнения и суждения, а также результаты материальной и нематериальной деятельности людей. Социальные исследования направлены на открытие исторических закономерностей и социальное прогнозирование. Для достижения этих целей ученые и исследователи используют социальную реальность (практика), исторические информаторы (археология, документы) и опыт поколений.

Открытие исторической закономерности происходит тогда, когда между общественными явлениями и процессами обнаруживается объективно повторяющаяся связь. Безусловно, исторические события и личности уникальны, к примеру, не может быть двух абсолютно одинаковых войн или президентов. Однако, некоторым из них присущи общие черты и тенденции. Когда эти черты и тенденции постоянно повторяются можно говорить об исторической закономерности. Примером исторической закономерности является взлёт и падение любой империи.

В изучении общества и истории сложилось два подхода:

    формационный (К. Маркс, Ф. Энгельс);

    цивилизационный (О. Шпенглер, А. Тойнби) .

В основе классификации обществ в рамках формационного подхода лежит закономерная смена общественно – экономических формаций от низшего к высшему, от простого к сложному: первобытное общество → рабовладельческое общество → феодальное общество → капиталистическое общество → коммунистическое общество . Движущей силой такого развития является классовая борьба, например, в рабовладельческом обществе – борьба между рабовладельцами и рабами, в феодальном обществе - борьба между феодалами и крестьянами. На протяжении истории общество развивается, двигаясь от одной формации к другой. Конечной целью этого движения, согласно учению К. Маркса, Ф. Энгельса, а затем и В.И. Ленина, является коммунизм.


Общественно - экономическая формация – это стадия эволюции общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил и соответствующих ей производственных отношений.


Если формационный подход концентрирует внимание на всеобщем, то цивилизационный подход изучает уникальность и неповторимость истории каждого народа или страны. Поэтому в основе классификации обществ в рамках цивилизационного подхода лежит духовный, идеологический, культурный фактор. Данный подход к изучению истории и общества концентрирует внимание на локально-региональных особенностях конкретного общества. Так, выделяют российское, китайское, японское, индийское общества или цивилизации. Есть цивилизации давно исчезнувшие, к примеру, цивилизация майя, римская цивилизация. Большинство современных ученых придерживаются цивилизационного подхода в изучении истории и общества.


Цивилизация – это ступень общественного развития, имеющая устойчивые черты материального производства, духовной культуры, образа жизни конкретного региона.


Социальным прогнозированием занимается наука футурология. Её главной целью является разработка вариантов развития социума или его объектов. Прогнозирование возможно в различных сферах общества, в экономической, юридической, культурной. Осуществляется оно такими методами, как анализ, сравнение, анкетирование, эксперимент и др. Значение социального прогнозирования велико. Например, прогнозирование рынка труда, даёт информацию о востребованных профессиях и вакантных должностях.

Скажем кратко о ненаучном познании и его видах.

Ненаучное познание – познание окружающего мира, опирающееся на веру и интуицию.

  • Обыденное познание основано на наблюдениях и здравом смысле человека, согласовывается с его жизненным опытом. Обыденные знания имеют большую практическую ценность, являются ориентиром повседневного поведения человека, его взаимоотношений с другими людьми и природой. Характерной особенностью обыденных знаний является то, что они описывают происходящее: «бумага горит», «предмет, подброшенный вверх обязательно упадет на землю», но не объясняют почему именно так, а не иначе.
  • Мифологическое познание – это фантастическое отражение реальности. Мифы возникли в первобытном обществе. У первобытных людей не было достаточно опыта для понимания истинных причин происхождения человека и мира, природных явлений, поэтому их объясняли при помощи мифов и легенд. Мифы существуют и в настоящее время. Героями современных мифов являются Дед Мороз, Баба-яга, Бэтмен и др.
  • Религиозное познание – это познание с опорой на религиозные тексты (Библию, Коран и др.).
  • Художественное познание – это познание средствами искусства, Окружающий мир отражается не в понятиях, а в художественных образах произведений литературы или театра, музыки или кино, архитектуры или живописи.
  • Народная мудрость – это накопленные веками и передаваемые из поколения в поколение сказки, пословицы и поговорки, песни, которые учат как себя вести по отношению к окружающим.
  • Паранаука – околонаучное знание, которое возникло давно, когда наука была еще не достаточно развита. В отличие от науки паранаука не предоставляет факты, основана на предположениях, которые не находят своего подтверждения в результате исследований. Паранауками являются уфология, астрология, телепатия, магия, экстрасенсорика и другие.

Задание: Приведите аргументы, доказывающие пользу знаний для человека, общества и государства. Напишите своё мнение в комментариях. Будьте активны, давайте поможем друг другу пополнить копилку аргументов для эссе)))