В многозначном слове выделяются прямое и переносное значения. Прямое непосредственно обозначает предметы и явления действительности. Прямое значение называют также главным, первичным, основным, свободным, номинативным (назывным). Оно менее всего зависит от сочетания слова с другими словами в речи, наиболее употребительно, в словарях стоит обычно на первом месте: язык — 1. `Орган в полости рта в виде мышечного выроста у человека и животных`: слизистая оболочка языка.
На прямом значении основаны остальные значения слова — переносные: они раскрываются только в контексте. 2. Язык до Киева доведет — `орган речи, воспроизводящий мысль`. 3. Институт русского языка имени А. С. Пушкина — `средство общения людей — звуковой, грамматический строй`. 4. Люблю язык Лермонтова — `стиль, слог, манера выражения`. 5. Приказываю взять языка — `пленный`. 6. ...И назовет меня всяк сущий в ней язык, и гордый внук славян, и финн... (П.) — `народ, народность`. То или иное участие языка — органа в образных номинациях языка — речевой способности, языка, которым владеет нация или отдельный ее представитель, определяет связь переносных значений друг с другом и с прямым значением.
Переносное значение слова обозначает факты не непосредственно, а через отношение к соответствующему прямому значению.
Прямое значение слова не всегда можно объяснить, как в случае со словом язык, а также словами трава, куст, береза и многими другими. Чаще всего прямое значение является первичным, т. е. «древнейшим», хронологически первым для данного слова. Первичное значение называют исходным, историческим значением. Оно служит основой для возникновения и развития других, переносных, значений. Первичное значение слова рука — `собирающая` — от славянского корня ренкти — `собирать`. Переносные значения данного слова: 1) трудовая деятельность (опытные руки); 2) удар (поднять руку); 3) помощь (это ему на руку); 4) почерк (не знал его руки); 5) символ власти (перейти в другие руки); 6) состояние (под веселую руку); 7) вступление в брак (предложение руки) и т. д.
Современный русский литературный язык / Под ред. П. А. Леканта — М., 2009г.
Одни и те же слова могут по-разному употребляться в речи, получая различные значения. Выделяютсяпрямые и переносные значения слов. Прямое (или основное, главное) значение слова - это значение, которое непосредственно соотносится с явлениями объективной действительности.
Так, слова стол , черный , кипеть имеют основные значения: 1. Предмет мебели в виде горизонтальной доски на высоких опорах, ножках; 2. Цвет сажи, угля; 3. Бурлить, клокотать, испаряясь от сильного нагрева (о жидкостях). Эти значения носят устойчивый характер, хотя исторически они могут изменяться. Например, слово стол в древнерусском языке означало "престол", "княжение".
Прямые значения слов менее всех других зависят от контекста, от характера связей с другими словами.
Переносные (непрямые) значения слов - такие значения, которые возникают в результате сознательного переноса названия с одного явления действительности на другое на основании сходства, общности их признаков, функций и т.д.
Так, слово стол употребляется в нескольких переносных значениях: 1. Предмет специального оборудования или часть станка холодной формы (операционный стол , поднять стол станка); 2. Питание, пища (снять комнату со столом ); 3. Отделение в учреждении, ведающее специальным кругом дел (справочный стол ).
Слово черный имеет такие переносные значения: 1. Темный, в противоположность чему-нибудь более светлому, именуемому белым (черный хлеб ); 2. Принявший темную окраску, потемневший (черный от загара ); 3. В старину: курной (черная изба ); 4. Мрачный, безотрадный, тяжелый (черные мысли ); 5. Преступный, злостный (черная измена ); 6. Не главный, подсобный (черный ход в доме ); 7. Физически тяжелая и неквалифицированная (черная работа ).
Слово кипеть имеет такие переносные значения:
1. Проявляться в сильной степени (работа кипит ); 2. Проявлять что-либо с силой, в сильной степени (кипеть от негодования ); 3. Беспорядочно двигаться (река кипела рыбой ).
Как видим, при переносе значения слова употребляются для наименования явлений, которые не служат постоянным, обычным объектом обозначения, а сближаются с другим понятием по различным ассоциациям, очевидным для говорящих.
Переносные значения могут сохранять образность (черные мысли, черная измена ). Однако эти образные значения закреплены в языке, они приводятся в словарях при толковании слов. Этим переносно-образные значения отличаются от метафор, которые создаются писателями.
В большинстве случаев при переносе значений образность утрачивается. Например: колено трубы, носик чайника, хвостик морковки, ход часов . В таких случаях говорят о потухшей образности в лексическом значении слова.
Перенос наименований происходит на основе сходства в чём-либо предметов, признаков, действий. Переносное значение слова может закрепиться за предметом (признаком, действием) и стать его прямым значением: носик чайника, ручка двери, ножка стола, корешок книги и т. д.
Процесс переноса значения происходит так: ножка ребёнка (прямое) - ножка стола (переносное) - ножка стола (прямое).
Первичное, прямое значение иногда может быть восстановлено лишь при изучении истории слова.
Обобщим вышеизложенный материал в таблице:
Типы переносных значений
В зависимости от того, по какому признаку производится перенос значения с одного предмета на другой, различают следующие типы переносных значений слова.
1) Перенос значений по какому-либо сходству
между предметами, явлениями. Такие переносные значения называютсяметафорическими
. Метафора
(от греч. Metaphora - перенос) - это перенос названия с одного предмета, действия, свойства, явления на другие действия, свойства, явления на основе сходства их признаков (например, форма, цвет, функция, расположение
и др.). Примеры метафорических значений:
а) головка лука, глазное яблоко - перенос на основании сходства формы предметов;
б) нос лодки, хвост поезда, шляпка гвоздя - перенос на основании сходства расположения предметов;
в) дворник (в значении «очистительное устройство на стекле автомобиля»), электрическое положение, сторож (в значении «приспособление на посуде для удержания кипящего молока») - перенос на основании сходства функций предметов.
Для многих метафорических переносных значений слова характерен антропоморфизм , то есть уподобление свойств окружающего физического мира свойствам человека. Сравните такие примеры: злой ветер, равнодушная природа, дыхание весны, «Река играет» (название рассказа В.Г.Короленко), поток бежит, вулкан проснулся и др.
С другой стороны, некоторые свойства и явления неживой материи переносятся в мир человека, например: холодный взгляд, железная воля, каменное сердце, золотой характер, копна волос, клубок мыслей и др. Метафоры бывают общеязыковые
, когда то или иное метафорическое значение слова употребляется широко, в результате чего оно известно всем говорящим на данном языке (шляпка гвоздя, рукав реки, черная зависть, железная воля), и индивидуальные
, созданные писателем или поэтом, характеризующие его стилистическую манеру и не ставшие распространенными. Сравните, например, метафоры:
С.А.Есенин: костер рябины красной, березовый язык рощи, ситец неба, зёрна глаз и др.;
Б.Л.Пастернак: лабиринт лиры, кровавые слезы сентября, булки фонарей и пышки крыш и др.
2) Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности
этих предметов. Такой перенос значений называетсяметонимией
(от греч. Metonymia - переименование). Метонимические переносы значения нередко образуются по определенным регулярным типам:
а)материал - изделие из этого материала. Например, слова золото, хрусталь могут обозначать изделия из этих материалов (у нее в ушах золото; на полках сплошной хрусталь);
б)сосуд - содержимое сосуда (съел две тарелки, выпил чашку);
в)автор - произведения этого автора (читаю Пушкина, знаю наизусть Неркасова);
г)действие - объект действия (действия, направленные на издание книги, иллюстрированное издание книги как объект);
д)действие - результат действия (сооружение памятника - монументальное сооружение);
е)действие - средство или инструмент действия (замазка щелей - свежая замазка, крепление снастей - лыжное крепление, передача движения - велосипедная передача);
ж)действие - место действия (выход из дома - стоять у выхода, остановка движения - автобусная остановка);
з) животное - мех или мясо животного (охотник поймал лису - это какой мех, песец или лиса?).
Одним из своеобразных видов метонимии является синекдоха. Синекдоха (от греч. Sinekdoche - соотношение) - способность слова называть и часть чего-либо, и целое. Например, слова лицо, рот, голова, рука обозначают соответствующие части человеческого тела. Но каждое из них может употребляться для называния человека: посторонним лицам вход воспрещен; в семье пять ртов; Коля - светлая голова .
Некоторые характерные признаки человека - борода, очки, одежда и другие часто используются для обозначения человека.
Например:
- Эй, борода, куда путь держишь?
- Я стою вот за синим плащом...
- Это верно, что дорого, - вздыхают рыжие панталоны (Ч.)
При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные - переносными. Прямое значение слова - это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении) и в наименьшей степени зависит от контекста.
Слова, обозначая предметы, действия, признаки, количество, чаще всего выступают в прямом значении. Переносное значение слова - это его вторичное значение которое возникло на основе прямого. Например: Игрушка, -и, ж. 1. Вещь, служащая для игры. Детские игрушки. 2. перен. Тот, кто слепо действует по чужой воле, послушное орудие чужой воли (неодобр.). Быть игрушкой в чьих-нибудь руках. Сущность многозначности заключается в том, что какое-то название предмета, явления переходит, переносится также на другой предмет, другое явление, и тогда одно слово употребляется в качестве названия одновременно нескольких предметов, явлений. В зависимости от того, на основании какого признака совершается перенос названия» различаются три основных вида переносного значения: 1) метафора; 2) метонимия; 3) синекдоха. Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это перенос наименования по сходству, например: спелое яблоко - глазное яблоко (по форме); нос человека - нос корабля (по расположению); шоколадный батончик - шоколадный загар (по цвету); крыло птицы - крыло самолёта (по функции); завыл пёс - завыл ветер (по характеру звучания) и т.д. Метонимия (то греч. metonymia - переименование) - это перенос наименования с одного предмета на другой на основании их смежности*, например: закипает вода - закипает чайник; фарфоровое блюдо - вкусное блюдо; самородное золото - скифское золото и т. д. Разновидностью метонимии является синекдоха. Синекдоха (от греч» synekdoche - соподразумевание) -это перенос названия целого на его часть и наоборот, например: густая смородина - спелая смородина; красивый рот - лишний рот (о лишнем человеке в семье); большая голова - умная голова и т. д. В процессе развития переносных названий слово может обогащаться новыми значениями в результате сужения или расширения основного значения. С течением времени переносные значения могут становиться прямыми. В толковых словарях прямое значение слова даётся первым, а переносные значения идут под номерами 2, 3, 4, 5. Значение, зафиксированное в качестве переносного недавно, идёт с пометой «перен».
Читайте также:
|
Каким образом в языке появляются многозначные слова? Многие предметы и явления окружающей действительности имеют общие черты, связанные в пространстве и во времени. Эта общность отражается в наших понятиях о предметах и явлениях, что и сказывается в языке. Сначала слово возникает как однозначное и имеет прямое значение , которое прямо и непосредственно связано с предметом или явлением.
Переносным называется такое значение слова, появление которого обусловлено наличием общих черт, объединяющих один предмет с другим. Оно связано с явлением действительности опосредованно, то есть через другой предмет. Переносное значение появляется в результате переноса наименования с одного предмета на другой, в результате чего у слова появляется несколько значений.
Таким образом, суть полисемии состоит в том, что какое-то название предмета или явления переносится на другой предмет, явление, и тогда одно слово «обслуживает» в качестве наименования одновременно несколько явлений.
Например: 1) Встаёт заря во мгле холодной (А.С.Пушкин) (заря – яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца). 2) И над отечеством свободы просвещённой взойдёт ли, наконец, прекрасная заря? (А.С.Пушкин) (заря – начало, зарождение чего-нибудь радостного). В первом случае значение слова заря является прямым, во втором – переносным.
В зависимости от того, по какому признаку происходит перенос названия с одного явления на другое, различаются 3 основных типа переносных значений :
1. Метафора.
2. Метонимия
3. Синекдоха
I. Метафора – это наиболее живая, распространенная и продуктивная разновидность полисемии. Это перенос наименования с одного предмета на другой по их сходству. Сходство предметов может быть различным, например:
По форме (иголка швейная – иголка ёлки );
По расположению (хвост животного - хвост самолета , шляпка женская - шляпка гриба );
По функции (фартук домашний - фартук у машины , дворник подметает - дворник у машины ).
Более сложными являются те метафоры, когда перенос наименования осуществляется из круга явлений, свойственных человеку, в мир неодушевленной природы, и наоборот, например: злой человек - злой ветер , тёплый костюм – тёплый приём , стальной нож – стальные нервы .
Сложность понимания такого рода полисемии состоит в том, что далеко не всегда можно определить, в чем же сходство предметов и явлений. В таком случае говорится о сходстве явлений по ассоциации, по более глубоким, скрытым признакам (чёрный карандаш - чёрная зависть ).
II. Метонимия – это перенос наименования с одного предмета на другой, основанный на их смежности. Одно и то же название получают два предмета, явления, соседствующие, тесно связанные друг с другом.
Виды смежности:
Пространственная: аудитория (помещение) - аудитория (группа слушателей), школа, класс, институт, фабрика ;
Временная: зимовать (проводить где-либо зиму, оставаться где-либо на зиму) – зимовать (выдерживать, переносить зимние холода) ;
Материал и изделия из него: хрусталь (особый вид свинцового стекла) – хрусталь (посуда) ;
Процесс и результат этого процесса: работа (действие) - работа (результат: выпускная квалифицированная работа) ;
Действие и место действия: вход (запрещен) – вход (закрыт) ;
Признак и вещь: белизна (яркий, чистый цвет чего-л.) – белизна (стиральный порошок) и другие.
III. Синекдоха – это перенос наименования, возникающий при назывании всего предмета по его части (чаще всего) и наоборот, а также по какой-то детали одежды, характерной особенности внешности и т.п.
Например, слова рука, лицо, рот, голова и другие в своем основном значении называют различные части человеческого тела, но каждое из этих слов, как синекдоха может употребляться в значении «человек» : Он попал в список подозреваемыхлиц . В семье несколько ртов .
В разговорной речи и в литературе часто употребляются индивидуальные синекдохи, которые не стали общеупотребительными.
Например: Пётр должен был оставить Москву – там шипели против него бороды (В.Г.Белинский); Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых гимназических платьиц (И.Бунин)
| 2 | | | |
Конспект урока русского языка в 6 классе
(учитель: Несват Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ с.
ЕршовкаВятскополянского района Кировской области)
ТЕМА УРОКА:
Прямое и переносное значение слов.
Цели: 1)
Познакомить учащихся с прямым и переносным лексическим значением слова
2)
Формировать умение находить в тексте слова с переносным значением,
4)
Вырабатывать навык работы с орфограммой, пунктограммой.
Ход урока:
Мотивация.
1) Слово учителя:
Друзья, прежде чем объявить тему сегодняшнего урока, я хочу задать вам вопрос,
связанный с литературой, вы знаете, кто такой Илья Муромец?
(Народный богатырь, герой многих былин)
В одной из былин об Илье Муромце есть такие слова: «Слово, оно что яблочко: с одного-
боку зеленое, так с другого румяное, ты умей его, девица, повертывать.. »
Вдумайтесь в смысл этого предложения: Слово, если рассматривать его с разных сторон,
разное - «с одного боку зеленое», «с другого румяное». А главное: «Ты умей его, девица
перевертывать », т.е. умей владеть словом, так как слово может иметь не одно значение
Оказывается слово, кроме своего прямого значения, может иметь еще и другое,
переносное. Вот и тема урока звучит так: «Прямое и переносное значение слова»
(запись в тетрадях).
2) Запись на доске:
железные гвозди, железное здоровье.
Объяснение учителя: В словосочетании железные гвозди прилагательное обозначает
В каком значении употреблено слово зеленый? (Недозрелый,
неспелый)
11)
Информация об использовании слов с переносным значением в художественных
произведениях. (Сведения из учебника).
Словарная работа: олицетворение, метафора
13) Выполнить упр.339
Учитель:
Слова с переносным значением делают яркой, выразительной не только
поэтическую речь, но и прозаическую.
15) Обратимся к упр.342.
а) Чтение текста.
б) Определение стиля речи, типа речи.
в) Определение названия текста.
г) Словарная работа: лазоревый, коралловый, сапфировый.
16) Запись текста, объяснение орфограмм.
: Я надеюсь, вы сможете определять прямое и переносное значение слова. A
вот когда вы были совсем маленькими, наверное, многого не понимали. Известный
детский писатель К.И. Чуковский записал несколько высказываний малышей, не знавших
Чтение по ролям следующих высказываний и объяснение слов, употребленных в
переносном значении:
Я в школу не пойду, - заявил пятиклассник Серѐжа. – Там на экзаменах
режут.
б) - Вот зимой выпадет снег, ударят морозы
- А я тогда не пойду на улицу.
- Почему?
- А чтоб меня морозы не ударили.
в) Мальчика спрашивают о сестре
- Что же твоя сестра Иринка с петухами ложится?
Она с петухами не ложится - они клюются: она одна в свою кроватку ложится.
Мама выстирала рубашку и попросила Петю повесить ее сушить на солнышке.
Петя ушел, но скоро вернулся с рубашкой.
- Почему ты не повесил ее сушить?
- Я не достал до солнышка, - ответил Петя.
19)
Учитель:
Дети, вы услышали смешные истории. Не менее веселым, Я думаю,
покажется вам упр. 340.
20) Задание: В каждой паре предложений указать слова, употребленные в прямом
переносном значении.
Ветер в трубе воет и свистит. Собака воет.
Усталый день склонился к ночи. Усталый мальчик склонился головой к
материнскому плечу.
Пришел с работы папа. Наконец-то пришел долгожданный день отъезда.
Хозяйка согрела воды. Веселая песня согрела нас в пути.
21) Подведем итоги урока.
а) Чем переносное значение отличается от прямого?
б) Для чего используются слова с переносным значением в речи?
) Домашнее задание:
Теоретические сведения на стр. 132-133, упр.338