Ттх омега 1. Элементы учебно-материальной базы. Основные технические характеристики

Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором запас воздуха хранится в бал­лонах по избыточном давлении в сжатом состоянии. Дыхательный аппа­рат работает по открытой, схеме дыхания, при которой на вдох воздух поступает из баллонов, а выдох производится в атмосферу. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом предназначены для за­щиты органов дыхания и зрения пожарных от вредного воздействия непри­годной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при туше­нии пожаров и выполнении аварийно-спасательных работ. Воздухоподающая система обеспечивает работающему в аппарате пожарному импульсную подачу воздуха. Объем каждой порции воздуха зависит от частоты дыхания и величины разряжения на вдохе. Воздухоподающая система аппарата состоит их легочного автомата и редуктора, может быть одноступенчатой, безредукторной и двухступен­чатой. Двухступенчатая воздухоподающая система может быть выполнена из одного конструкционного элемента, объединяющего редуктор и легоч­ный автомат или раздельно. Дыхательные аппараты в зависимости от климатического исполне­ния подразделяются на дыхательные аппараты общего назначения, рас­считанные на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, относительной влажности до 95% и специального назначения, рассчитанные на применение при температуре окружающей среды от -50 до +60°С, относительной влажности до 95%. Все дыхательные аппараты применяемые в пожарной охране Рос­сии, должны соответствовать требованиям предъявляемым к ним НПБ 165-97 "Техника пожарная. Дыхательные аппараты со сжатым воздухом для пожарных. Общие технические требования и методы испытаний". Дыхательный аппарат должен быть работоспособным в режимах дыха­ния, характеризующихся выполнением нагрузок: от относительного покоя (легочная вентиляция 12,5 дм 3 /мин) до очень тяжелой работы (легочная вентиляция 85 дм 3 /мин), при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, обеспечивать работоспособность после пребывания в среде с темпера­турой 200°С в течение 60 с. Аппараты выпускаются фирмами изготовителями в различных ва­риантах исполнения. В комплект дыхательного аппарата входят: - дыхательный аппарат; - спасательное устройство (при его наличии); - комплект ЗИП; - эксплуатационная документация на ДАСВ (руководство по эксплуа­тации и паспорт); - эксплуатационная документация на баллон (руководство по эксплуа­тации и паспорт); - инструкция по эксплуатации лицевой части. Общепринятым рабочим давлением в отечественных и зарубежных ДАСВ, является 29,4 МПа. Суммарная вместимость баллона (при легочной вентиляции 30 л/ мин), должна обеспечить условное время защитного действия (УВЗД) не менее 60 минут, а масса ДАСВ должна быть не более 16 кг при УВЗД 60 мин и не более 17,5 кг при УВЗД 120 мин. Рис. 2.1. Принципиальная схема аппарата F1TC+90D "Базис" Для контроля запаса воздуха в баллоне воздух из полости высокого давления А поступает по капиллярной трубке высокого давления 20 в мано­метр 23, а из полости редуцированного давления Б через сигнальное уст­ройство 6 по шлангу 21 к свистку 22. При исчерпании рабочего запаса воздуха в баллоне включается свисток, предупреждающий звуковым сигна­лом о необходимости немедленного выхода в безопасную зону. Аппарат дыхательный со сжатым воздухом I1TC+90D "Базис" пред­назначен для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задым­ленной газовой среды при тушении пожаров в зданиях, сооружениях и на производственных объектах различных областей народного хозяйства в диапазоне температур окружающей среды от -40°С до +60°С и пребывании в среде с температурой 200°С в течение 60 с. Аппарат выполнен в климатическом исполнении У категории разме­щения 1 по ГОСТ 15150, но рассчитан на применение при температуре окружающей среды от -40 до +60°С, относительной влажности до 95%. Аппараты выпускаются в различных вариантах исполнения, отлича­ющихся по следующим признакам: - комплектацией различными типами и количеством баллонов; - возможностью комплектации спасательным устройством с адаптером; - типом спасательного устройства (с избыточным давлением под лицевой частью или без избыточного давления); - типом основной лицевой части (может применяться лицевая часть Пано­рама Нова Стандарт Р № R54450 или Панорама Нова Р Russia № R54660). Таблица 2.1 Основные технические характеристики аппарата I1TC+90D "Базис"

* - комплектация аппарата с адаптером для подключения спасательного уст­ройства;

** - условное время защитного действия при легочной вентиляции 30 дм 3 / мин и температуре окружающей среды 25°С;

*** - масса снаряженного аппарата с лицевой частью без спасательного устройства.

Аппарат выполнен по открытой (незамкнутой) схеме с выдохом в атмосферу и работает следующим образом: при открытии вентиля (вентилей) воздух под высоким давлением поступает из баллона (баллонов) в коллектор (при его наличии) и фильтр редуктора, в полость высокого давления А и после редуцирования в полость Б редуцированного давления. Редуктор поддерживает постоянное редуцированное давление в полости Б независимо от изменения давления в баллоне (баллонах).

В случае нарушения работы редуктора и, как следствие, повышения редуцированного давления воздуха в полости Б срабатывает предохрани­тельный клапан.

Из полости Б редуктора воздух поступает по шлангу 9 в легочный автомат 17. При комплектации аппарата спасательным устройством воздух через адаптер 8 поступает к разъему 18. Через клапан 19 подсоединяется спасательное устройство.

При вдохе воздух из полости В легочного автомата через промежу­точный клапан 11 подается в полость Г маски 14. Воздух, обдувая стекло 13, препятствует его запотеванию. Далее через клапаны вдоха 12 воздух поступает в полость Д дыхания.

При выдохе клапаны вдоха закрываются, препятствуя попадайте выдыхаемого воздуха на стекло. Для выдоха воздуха в атмосферу откры­вается клапан выдоха 16, расположенный в клапанной коробке 15. Под­пружиненный клапан выдоха позволяет поддерживать в подмасочном пространстве избыточное давление.

В данном аппарате применен стандартный легочный автомат и редуктор, разработанные фирмой "Drager". Поэтому остановимся на рассмотрении их устройства и принципа работы. Редуктор "Drager":

Поршень;

Полость высокого давления;

Штуцер капилляра;

Винт регулировки сигнального устройства;

Штуцер шланга среднего давления

Редуктор предназ­начен для преобразования высокого давления воздуха в баллоне в диапа­зоне от 29,4 до 1 МПа до постоя­нного редуцированного давления в диапазоне от 0,6 до 0,9 МПа. При комплектации аппарата спасатель­ным устройством в редуктор устанавливается адаптер, при помощи которого производится разводка воздуховодной магистрали.

В конструкции редуктора пре­дусмотрен предохранительный кла­пан, конструктивно выполненный на ниппеле шланга низкого дав­ления в диапазоне от 1,3 до 2,0 МПа.

Легочный автомат (рис. 2.1) предназначен для автоматической подачи воздуха для дыхания поль­зователя и поддержания избыточ­ного давления в подмасочном прос­транстве.

Легочный автомат включается при первом вдохе, выключается нажатием на кнопку выключения 7 (красную), расположенную на его передней части. Дополнительная подача воздуха осуществляется на­жатием на кнопку включения допол­нительной подачи воздуха 8 (байпас). Для уплотнения места соединения легочного автомата с панорамной маской, служит кольцо 9.

Во избежание поломки де­талей легочного автомата катего­рически запрещается одновремен­ное нажатие кнопок выключения легочного автомата и дополните­льной подачи воздуха.

Рис. 2.1. Устройство легочного автомата "Drager":

1 - штуцер; 2 - корпус; 3 - клапан; 4 - рычаг; 5 - крышка; 6 - уголок шланга среднего давления; 7 - пружина рычага выключения; 8 - фиксатор мембраны; 9 - мембрана; 10 - уплотнительное кольцо;11 - рычаг выключения; 12 - фиксатор направляющей; 13 - шток клапана; 14 - балансировочный пистон; 15 - пружина; 16 - втулка; 17 - полость среднего давления; 18 - рычаг

Вывод по вопросу: назначение, ТТХ, устройство и принцип работы ПТС «Базис» рассмотрено.

АП «Омега»

Особенности конструкции : подвесная система выполнена излитой панели и подмягченных плечевых ремней; разъем для подключения спасательного устройства расположен на левом плечевом ремне на уровне груди пользователя; имеются мягкий поясной ремень с амортизационной прокладкой, резиновый демпфер на нижнем основании панели, предохраняющий вентиль баллона от вертикальных ударов при падении аппарата; легочный автомат, отличающийся повышенной огнестойкостью и ударопрочностью (рис. 5.1).

плечевые ремни подвесной системы

Пазы для крепления плечевых ремней

сигнальное

устройство

петля для крепления шланга быстрой дозаправки баллона

Легочный автомат АП-2000

ложементы для "фиксации баллонов

пазы для ремней крепления баллонов

шланг легочного автомата

Шланг для подсоединений спасательного устройства

баллон со сжатым ездухом

вентиль баллона

Рис. 5.1. Общий вид дыхательного аппарата АП «Омега»

ВЫСОКОГО давления

ПанеЛЬ ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ

материалов

Особенности конструкции: боковое расположение маховика вентиля баллона, миниатюрный легочный автомат с боковым или фронтальным байонетным креплением к маске, что не создает помех при повороте и наклоне головы, когда аппарат используется внутри костюма химзащиты или теплоотражаюшего костюма (рис. 5.2).


Рис. 5.2.

АП «Север»

Можно использовать при низких температурах, так как уплотнительные кольца редуктора, шланг среднего давления и мембрана легочного автомата изготовлены из специальных материалов, не меняющих своих характеристик в условиях низких температур (рис. 5.3).


Рис. 5.3.

ПТС «Профи»

Особенности конструкции : термо- и огнестойкая подвесная система, пластиковая профилированная спинка, нагрудный ремень, мягкие плечевые накладки, универсальная система крепления баллона, постоянное избыточное давление воздуха в подмасочном пространстве при любой физической нагрузке, адаптер с быстроразъемным соединением для подключения спасательного устройства; шланг легочного автомата может быть выполнен с разъемом (рис. 5.4).

Рис. 5.4.

Используется при температуре окружающей среды от -40 до +60 °С.

ПТС «Базис»

Преимущества перед ПТС «Профи»: легочный автомат небольшой массы и высокой производительности, высокопроизводительный редуктор (до 1000 дм 3 /мин) (рис. 5.5).

Не изменяет технические параметры после пребывания в среде с температурой 200 °С в течение 60 с и выдерживает воздействие открытого пламени с температурой 800 °С в течение 5 с.


ПТС «Спасатель»

Особенности конструкции : баллоны в чехлах, возможна комплектация спасательным устройством. Не изменяет технические параметры после воздействия температур, указанных для ПТС «Базис»; в течение времени защитного действия устойчив к воздействию газов - аммиака, хлора, а также капель бензина, гидроксида натрия, кислоты соляной, масла минерального; выдерживает не менее 10 обработок дегазирующими растворами. Позволяет находиться под водой в течение 15 мин на глубине до 5 м (рис. 5.6).

Рис. 5.6.

Особенности конструкции: эргономичная подвесная система фирмы MSA AUER; легочный автомат обеспечивает избыточное давление под лицевой частью; возможность получения дополнительного спасательного устройства; работоспособен в диапазоне температур окружающей среды от -40 до +60 °С (рис. 5.7).

ИВА-40/Ива-40К

Совместная разработка ОАО «ПКП «Респиратор» и фирмы MSA AUER GmbH.

Особенности конструкции : новый редуктор обеспечивает время защитного действия до 120 мин за счет комплектации двумя металлокомпозитными баллонами; легочный автомат LA96 и лицевая маска 3S производства фирмы MSA AUER (рис. 5.8).

Рис. 5.8.

РА 94 Plus Basic

Используется с лицевыми масками Panorama Novan Futura 2 (F2).

Особенности конструкции : несущая конструкция выполнена из высокопрочного углекомпозитного полиамида, химический ударостойкая; для облегчения переноски имеются встроенные ручки; плечевые ремни снабжены накладками; вес аппарата сосредоточен на бедрах, что снижает нагрузку на спину; высокопроизводительный редуктор не требует обслуживания в течение 6 лет (рис. 5.9).

Снабжен высокопроизводительной пневматикой серии Plus фирмы Drager.

Особенности конструкции: регулируемая шарнирная конструкция несущей рамы, высокая степень химической, тепловой, огне- и износостойкости, новая технология подгонки; оснащается стандартным манометром со свистком или электронной системой контроля давления воздуха в баллонах (рис. 5.10).

Рис. 5.10.

Зркотайс-С^

Дыхательный аппарат со сжатым воздухом производства фирмы ИЧТЕИЗРИЮ (Швеция) Зрцотайс-ОБ (рис. 5.11) является доработанной версией аппарата Брйотайс 90.

Преимущества конструкции: вращающийся пояс на несущей спинке; полнолицевая маска типа 5, входящая в состав стандартной комплектации Брцотайс-ОБ, оснащена клапаном переключения на дыхание воздухом из атмосферы, что позволяет экономить запас сжатого воздуха в баллоне, в то время как пожарный (спасатель) находится в незагазованной атмосфере; поперечное крепление легочного автомата снижает возможность зацепления в стесненных помещениях; высокая пропускная способность редуктора - до 1350 дм 3 /мин; возможность подключения маски для пострадавшего и системы вентиляции изолирующего костюма; баллон оснащен вентилем с механизмом от случайного закрытия (рис. 5.11).

Рис. 5.11.

Выпускается трех типов: S - с предупредительным сигналом, работающим независимо от манометра и расположенным вблизи уха пользователя; Z - с подключением комплекта спасаемого; Q - с подсоединением quick-fill для быстрой дозаправки баллонов. Заправка баллонов производится менее 1 мин, при этом дыхательный аппарат-не снимается. Quick-fill применяется только в баллонах с давлением 300 МПа.

Конструктивные особенности: ложемент с трехпозиционной регулировкой длины, оптимальные ремни, пояс с мягкой вставкой на бедрах и ограниченным диапазоном поворота для оптимального распределения веса, легко регулируемые поясные ремни, свободно вращающийся манометр с люминесцентным циферблатом. Может поставляться с интегрированным контрольным устройством ICU, с помощью которого контролируют давление в баллонах, оставшееся время работы, температуру, движение пользователя. Дополнительно предусмотрено компьютерное программное обеспечение для считывания параметров работы дыхательного аппарата и для изменения настроек устройства. Легочный автомат AutoMaXX выпускается двух типов: нормального и избыточного давления. Выполнен в виде полушария (рис. 5.12).

Рис. 5.12.

Как и АиМаХХ, аппарат выпускается трех типов.

Конструктивные особенности: ложемент из ударопрочного и антистатического дюропласта, выполненный в соответствии с анатомическими особенностями человека; крепление ремней на несущей плите позволяет производить их быструю замену. Ремни изготовлены из негорючего материала «Номекс/Армид». Плечевые прокладки обеспечивают удобную посадку и щадящее распределение нагрузки, поясной ремень с подкладкой дает возможность крепить дыхательный аппарат на бедрах (рис. 5.13).

Аппарат применяется в случаях, когда есть вероятность неожиданного появления опасных химических веществ или снижения содержания кислорода до опасного уровня. Изготавливается также в варианте Z - с подключением комплекта спасаемого. Оптимально подобранная комплектация: ложемент, редуктор давления, манометр и легочный автомат. Легочный автомат соединяет маску с редуктором давления через шланг среднего давления без муфты.

Все дыхательные аппараты могут комплектоваться масками серий 3S или Ultra Elite, баллонами сжатого воздуха вместимостью от 2 до 6,8 дм 3 и давлением на 200 или 300 МПа. Диапазон температур использования от -40 до +60 °С (рис. 5.14).

Рис. 5.14. Дыхательный аппарат BD Compact

Изолирующие аппараты со сжатым кислородом с генерированием кислорода

В комплект таких аппаратов входят: лицевая часть в виде маски или шлем-маски с соединительной трубкой, регенеративный патрон, дыхательный мешок с клапаном избыточного давления, каркас, сумка для хранения и переноски аппарата.

Выдыхаемый воздух поступает через соединительную трубку в РП, где очищается от углекислого газа и воды, и дыхательный мешок. РП содержит вещество, которое выделяет кислород при поглощении углекислого газа и воды. Обогащенная кислородом газовая смесь при вдохе из дыхательного мешка вновь проходит через РП и поступает по соединительной трубке в подмасочное пространство лицевой части к органам дыхания. Дыхательные аппараты этого типа обладают меньшей массой при сравнительно большом времени защитного действия.

Лицевая часть МИА-1 оснащена переговорным устройством мембранного типа, соединительная трубка закрыта чехлом, незапотевающие пленки и утеплительные манжеты обеспечивают видимостьво всем диапазоне температур использования аппарата. Система крепления позволяет использовать аппарат при его положении на боку или на спине (рис. 5.15).

Технические характеристики

340 х 290 х 165 ............4

тяжелой, не менее...................

средней............................

легкой..............................

Температурный диапазон использования, °С

Габаритные размеры, мм..................

Масса, кг, не более.......................


Отличается от ИП-4М расположением дыхательного мешка (при надетом аппарате располагается на шее пользователя), конструкцией РП и футляром для хранения и переноски ДА (рис. 5.16).

Технические характеристики

Время защитного действия, мин, при физической нагрузке:

°С.... -20...+50

330 х 240 х 125

тяжелой, не менее................

средней.........................

легкой..........................

Температурный диапазон использования,

Габаритные размеры, мм...............

Масса, кг, не более....................


Рис. 5.16.

Отличия от РХ-90Т: электронный контроль расхода, оптическое и акустическое предупреждение при 20- и 5%-ном остатке газовой смеси для обеспечения дыхания (рис. 5.17).

Время защитного действия - от 2 до 4 ч в зависимости от физической нагрузки, масса - не более 12 кг.

Коннектор с автостартом

Сменная батарея

Воздуходувка

Сенсор контроля за кислородом

Распределитель

Дыхательный мешок с двумя модулями вдоха и выдоха

Зарядной

Электронный

контроля

Избыточный

Р егенер ативный патрон

Вентиляционные трубки и охладитель

Рис. 5.17. Дыхательный аппарат Air Elite

Отличия от ИП-4М наличие таймера с обратным отсчетом времени (отсчет оставшегося времени защитного действия), системы автоматической активации. Время защитного действия - не менее 30 мин (рис. 5.18).

Дыхательные аппараты являются достаточно сложными изделиями. Обслуживание и работа с ними должны проводиться хорошо подготовленными пользователями, годными по состоянию здоровья к значительным физическим и психологическим нагрузкам.

Для ремонта таких аппаратов создаются специализированные сервисные центры как в регионах, так и на предприятиях-изготовителях дыхательных аппаратов. В настоящее время ведутся разработки аппаратов, системы которых не требуют регулировки, замены при хранении и эксплуатации.

Простота конструкции и минимизация числа операций по сборке/ разборке дают возможность справиться с возникшей неисправностью на месте, в полевых условиях. Разработчики стараются улучшить эргономические характеристики, увеличить время защитного действия, снизить массогабаритные характеристики.

Важным направлением усовершенствования дыхательных аппаратов служит разработка сигнальных устройств, позволяющих не только

Рис. 5.18.

оценить годность аппарата в загазованной зоне, но и самочувствие пользователя, возможность его обнаружения в условиях плохой видимости и оказания ему своевременной помощи. Идет непрерывный поиск и разработка новых материалов, создаются предприятия по сборке и изготовлению современных аппаратов.

Требования по безопасности и эргономике являются приоритетными для средств жизнеобеспечения и с каждым годом становятся все жестче. Изменяются конструкции узлов и деталей, их местоположение, что приносит определенную пользу при эксплуатации дыхательного аппарата. Например, опыт эксплуатации показал, что быстроразъемный замок для подключения спасательного устройства должен находиться на уровне груди пользователя, так как именно это положение гарантирует быстрое и надежное подключение в условиях плохой видимости и ограниченного пространства.

Новые легочные автоматы, включающиеся от небольшого усилия первого вдоха пользователя, и легкие эргономичные лицевые маски, также как и аппарат в целом, в значительной мере влияют на эффективность работы пользователя, создавая ощущения комфорта и безопасности.

Еще одной новинкой стала разработка специальной гарнитуры связи для дыхательных аппаратов, что повышает координацию действий звеньев и расчетов, а также безопасность участников тушения пожаров и ликвидации последствий аварий, работающих в тяжелых и опасных условиях.

Контрольные вопросы к главе 5

  • 1. Дайте сравнительную характеристику ДАСВ.
  • 2. Опишите работу изолирующего аппарата со сжатым кислородом с генерированием кислорода.
  • 3. Назовите основные принципиальные отличая между ДАСВ и ДАСК.

Вопросы для самостоятельной подготовки

Изучите основные конструктивные особенности дыхательных аппаратов.

Общие сведения

Пожарные автомобили порошкового тушения предназначены для тушения пожаров на предприятиях химической и нефтеперерабатывающей промышленности, объектах газо- и нефтедобычи, а также на атомных электростанциях, электрических подстанциях и в аэропортах.

При их использовании следует учитывать, что время работы порошковых установок невелико и что максимальная

Площадь пожара

Площадь пожара – площадь проекции зоны горения на горизонтальную или вертикальную плоскость

, которая может быть потушена, также ограничена расходом порошка из лафетных и ручных стволов .

К ПА порошкового тушения предъявляют специальные требования. Порошковая установка монтируется на шасси автомобилей, как правило, повышенной проходимости . Параметры шасси подбираются в зависимости от массы вывозимого ОПС . Основным элементом порошковой установки является сосуд для хранения порошка. В верхней части сосуда предусмотрена горловина для проведения технического осмотра и для немеханизированной зарядки порошком. В нижней части сосуда имеется люк для удаления остатков порошка. Сосуды оборудуются запорно–пусковой и предохранительной арматурой.

Устройство автомобильных порошковых установок

Обычно составляет от 20 до 60 м. Порошок на очаг пожара может подаваться через лафетные стволы или по рукавам через ручные стволы. Лафетные стволы обеспечивают расход от 20 до 100 кг/с. Они поворачиваются в горизонтальной плоскости на 360 о и в вертикальной плоскости в пределах от -15 до +75о. Ручные стволы имеют расход порошка не более 5 кг/с . Их количество, как правило, не менее 2. Стволы и рукавные линии целесообразно хранить в отсеках кузова

Пожарные автомобили

Пожарный автомобиль - оперативные транспортные средства на базе автомобильных шасси, оснащенные пожарно-техническим вооружением, оборудованием, используемым при пожарно-спасательных работах.

подсоединенными к системе порошковых коммуникаций. Порошковые струи должны обладать большой огнетушащей дальностью.

Работа порошковых установок пожарных автомобилей основана на пневматическом вытеснении порошка из сосуда по трубопроводам или рукавным линиям. При этом порошок переводится в псевдоожиженное состояние, т.е. приобретает текучесть и возможность транспортироваться по трубопроводам и рукавам. Истекающая под давлением газопорошковая смесь формируется в виде порошковой струи, направляемой на очаг пожара.

В зависимости от способа подготовки порошка к транспортированию установки порошкового тушения, используемые на ПА, можно разделить на следующие типы:

  1. С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через пористый элемент (аэроднище).
  2. С псевдосжижением порошка и непрерывной подачей сжатого газа в сосуд через форсунки.
  3. С совместным хранением порошка и сжатого газа в сосуде (установки закачного типа).
В установках первого типа (рис. 1 ) псевдожижение порошка происходит при увеличении давления в сосуде. В процессе выдачи порошка подача газа в сосуд возобновляется и происходит непрерывно. В качестве аэрирующих устройств используются пористые перегородки. Истечение порошковой аэросмеси из лафетных и ручных стволов происходит под постоянным давлением в сосуде.

Установки второго типа (рис. 2 ) по режиму введения газа в сосуд аналогичны первому типу и отличаются только устройствами для псевдосжижение порошка, представляющими собой форсунки.

Форсуночный способ подачи газа в сосуд получил наиболее широкое распространение при создании ПА порошкового тушения как в нашей стране, так и за рубежом.

В установках третьего типа (рис. 3 ) порошок и сжатый газ содержатся в одном сосуде под высоким давлением. При работе порошковой установки истечение порошка происходит под переменным давлением.

Принцип работы порошковых установок первого и второго типов рассмотрим на примере принципиальной схемы порошковой установки первого типа (см. рис. 1 ). Сжатый газ хранится в баллонах под высоким давлением 15 – 20 МПа. После вскрытия вентилей баллонов сжатый газ поступает в редуктор, где его давление снижается до рабочего, и далее под пористый элемент в сосуд для хранения порошка. Через аэроднище сжатый газ отдельными рассеянными струйками проходит сквозь слой порошка и переводит его в псевдоожиженное состояние. При достижении рабочего давления установка готова к работе. После этого открывают шаровые краны и порошок подается к лафетному или ручному стволу. После тушения пожара закрывают шаровые краны подачи порошка и продувают рукавные линии от его остатков. Для этого открываются вентили продувки и рукавные линии и трубопроводы продуваются сжатым газом от остатков порошка, предотвращая его слеживаемость .

Аналогичным образом работает и порошковая установка второго типа. Только в этом случае газ поступает в рабочий сосуд через форсунки.

Принцип работы порошковой установки третьего типа отличается от двух других. Сжатый воздух и порошок массой 5000 кг хранятся в сосуде под высоким давлением, например, 3,2 МПа. Иногда вследствие негерметичности установки происходит снижение давления воздуха в сосуде. Как только величина давления снижается до 2,8 МПа, датчик давления выдает сигнал на блок автоматики, который включает в работу малогабаритный компрессор. Компрессор доводит значение давления воздуха в сосуде до 3,2 МПа и отключается. Во время боевого дежурства пожарного автомобиля малогабаритный компрессор порошковой установки постоянно подсоединен к электрической сети через быстроразъемное соединение. При открытии шарового крана подачи порошка высокое давление выталкивает первую порцию порошка и в сосуде происходит расширение газопорошковой смеси. В результате работы порошковой установки истечение газопорошковой смеси осуществляется под переменным давлением. После окончания подачи порошка продувка рукавных линий производится воздухом, отбираемым из верхней части сосуда порошковой установки.

Установки первого типа применялись в конструкции ПА порошкового тушения АП – 3 (130) – 148А и АП-5 (23213) – 196. Рабочее давление в сосудах составляло 0,4 МПа.

Установка второго типа использована в конструкции ПА АП-5000-40(53213)ПМ-567 . Принципиальная схема установки приведена на рис. 4. На схеме показан один порошковый сосуд из имеющихся трех. Работа порошковой установки происходит следующим образом. Сжатый газ, хранящийся в баллонах 1 под высоким давлением, после открытия запорных вентилей поступает к манометру 4 , понижающему редуктору 17 и далее через открытый кран 15 и форсунки 13 в сосуд с огнетушащим порошком. Проходя через отверстия форсунок, сжатый газ переводит порошок в псевдоожиженное состояние. После достижения рабочего давления в сосуде ОПС может подаваться в очаг пожара лафетным стволом 8 и ручными стволами 12 , которые формируют порошковые струи. Продувка трубопроводов и рукавных линий от остатков порошка осуществляется сжатым газом, оставшимся в баллонах после работы установки. При этом закрываются краны 7 и 10 и открываются краны 14 . Оставшийся в сосуде газ после работы установки выпускается в атмосферу через кран 16 . Этот же кран используется при сбросе газа при периодическом рыхлении порошка. Кран 2 используется для зарядки сжатым газом батареи баллонов.

Периодические проверки прочности и герметичности порошковых установок (сосудов, трубопроводов) проводятся согласно "Правилам устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением". Загрузка порошковых сосудов может производиться механизированным способом или вручную через горловину с установленной сеткой.

  • наличие вентиля, оборудованного предохранительным и отсечным клапанами, позволяет предотвратить разрыв баллона при чрезмерном нагреве и исключить образование реактивной струи при обламывании вентиля;
  • резиновый демпфер на нижнем основании панели предохраняет вентиль баллона от вертикальных ударов при падении аппарата;
  • доработанный легочный автомат АП - 2000 отличается повышенной огнестойкостью и ударопрочностью, создан с использованием новых материалов.

Дополнительные возможности:

  • гибкая комплектация;
  • возможность работы в шланговом варианте от систем подачи сжатого воздуха низкого давления (стационарные и передвижные) увеличивает срок защитного действия практически до «бесконечности», что дает возможность закончить сложную и трудоемкую работу без перерывов на зарядку или смену баллонов;
  • устройство «quick fill» предназначено для быстрой зарядки аппарата перепуском сжатого воздуха из транспортного баллона, что позволяет обеспечить действующее звено или расчет необходимым количеством воздуха высокого давления для продолжения работ в диапазоне температур от минус 40 до + 60°С (стандартный компрессор высокого давления работает в диапазоне температур от +5 до +45°С).

Простота технического обслуживания:

  • соединения шлангов воздуховодной системы осуществляется при помощи скоб, что упрощает монтаж/демонтаж системы;
  • воздуховодная система не требует регулировки и настройки в процессе эксплуатации аппарата;
  • основные узлы разбираются без применения специальных инструментов, что облегчает ремонт в полевых условиях и существенно снижает нагрузку на базы ГДЗС по обслуживанию дыхательных аппаратов;
  • простота конструкции позволяет непосредственно пользователю определить причину неисправности в случае возникновения нештатной ситуации.

Экономичность:

  • надежность воздуховодной системы позволяет не держать на складе запасные части, что снижает затраты необходимые для содержания оборудования в рабочем состоянии;
  • основные узлы и детали взаимозаменяемы с узлами и деталям аппарата
    АП-2000, что позволяет проводить ремонт и обслуживание АП «Омега» без переучивания мастеров ГДЗС;
  • АП «Омега» может ставиться в расчет вместе с аппаратом АП-2000;
  • необходимые детали легко переставляются с аппарата на аппарат.

Параметры баллона

Время защитного действия не менее, мин

Масса аппарата не более, кг

Тип, производитель, технические характеристики

Стальной (ГНПП "СПЛАВ", "FABER")

6,8/300кгс/см 2

7/300кгс/см 2

Металлокомпозитный ("SCI")

6,8/300кгс/см 2

Металлокомпозитный (ЗАО НПП "Маштест")

4/300кгс/см 2

Металлокомпозитный ("SCI")

6/300кгс/см 2

Металлокомпозитный ("SCI")

4,7/300кгс/см 2

Металлокомпозитный ("SCI")

9/300кгс/см 2

Металлокомпозитный (НПО «Поиск»)

6,8/300кгс/см 2

Состав дыхательного аппарата со сжатым воздухом "Омега"

Шланги. Применяемые в составе аппарата шланги отличаются высокой прочностью, масло-, бензо- и морозостойкостью, а также стойкостью к растворам поверхностно-активных веществ (ПАВ). Воздуховодные шланги проложены таким образом, чтобы полностью исключить случайный обрыв при работе и обеспечить максимальную безопасность. Шланг подачи воздуха на дыхание имеет тройник, оборудованный двумя быстроразъемными соединениями для подсоединения основной маски и маски спасательного устройства. Нагрудное расположение тройника на одном из плечевых ремней отличает данный аппарат от других улучшенной эргономикой и более высоким уровнем безопасности.

Легочный автомат АП-98-7К. Миниатюрный легочный автомат с сервоприводом выполнен из высокопрочной пластмассы, имеет байпас и кнопку выключения избыточного давления. Легочный автомат крепится на маске сбоку и не создает помех при наклоне головы. Включение и выключение байпаса производится поворотом маховичка на корпусе легочного автомата, что оставляет свободными руки при высоких физических нагрузках.

Легочный автомат АП-2000. Выполнен из высокопрочного поликарбоната, на корпусе расположена многофункциональная кнопка отключения избыточного давления/включения дополнительной подачи воздуха (байпас).

Редуктор. Простой и надежный редуктор со встроенным предохранительным клапаном обеспечивает стабильное редуцированное давление на протяжении всего срока службы аппарата и не требует регулировок в процессе эксплуатации. Шарнирное крепление облегчает процедуру снятия/установки баллона (баллонов).

Дополнительное оборудование. Возможность установки устройства "Quick Fill" для быстрой зарядки баллона сжатым воздухом перепуском из транспортного баллона
Подключение спасательного устройства (шлем-маска, легочный автомат, шланг) к дыхательному аппарату при помощи быстроразъемного соединения
Установка гарнитуры связи
Установка сварочного щитка на маску (только для маски "Рапа Seal")

Баллоны высокого давления и вентили. В составе аппарата применяются баллоны двух типов: стальные производства России или Италии и металлокомпозитные производства России или США. Все баллоны соответствуют требованиям НПБ 190-2000. Вентили баллонов выполнены как с вертикальным, так и горизонтальным расположением маховичка. Имеются следующие варианты исполнения вентиля: С предохранительным устройством мембранного типа, предназначенным для защиты баллона от взрыва при повышении давления выше допустимого при избыточном нагреве в аварийной ситуации и т.п.; С отсечным клапаном, предназначенным для предотвращения образования реактивной струи при обламывании вентиля; С предохранительным устройством и отсечным клапаном.