Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №1
Начало формы
1. В редком ельнике (1) перед усадьбой метались в траве три мотоцикла (2) пулеметы (3) которых (4) торопливо били куда-то вверх.
2. Д орога бежала в выемке (1) по обе стороны (2) которой (3) высились песчаные откосы с соснами.
3. Здесь начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.
4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору (1) и окно (2) сквозь (3) которое (4) уже синели зимние сумерки.
5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.
6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете (1) убранство (2) которого (3) обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность
7. Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) мы пробирались (4) ещё белело меж деревьев.
8. Мы давно ехали узкой дорожкой (1) две-три колеи (2) которой (3) чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга
9.Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.
10. Немного поодаль парило плотное облако (1) в глубине (2) которого (3) загорались и гасли красные искорки.
Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №2
Начало формы
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест (2) принадлежит И.И Шишкину (3) с именем (4) которого (5) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.
При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.
Научные интересы С.М Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.
Журавлёв кинулся к орудию (1) возле (2) которого (3) копошился батареец с перебитой рукой.
В XVIII столетии (1) при европейских императорских дворцах (2) существовали оркестровые и хоровые капеллы (3) для руководства (4) которыми (5) приглашались выдающиеся музыканты.
Сыновья Иоганна Себастьяна Баха (1) и другие воспитанные им музыканты (2) из числа (3) которых (4) вышло немало серьёзных профессионалов (5) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.
Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.
Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.
9. Теперь навстречу нам вырастал молодой ярко-зелёный лесок (1) над вершинами (2) которого (3) уже исчезали меловые скалы.
10.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.
КЛЮЧИ
№ задания
1 вариант
2 вариант
1
2
3
4
5
6
2 5
7
1 4
8
9
2 5
10
1 4
Конец формы
Задание 18 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.
Алгоритм выполнения:
- Прочитайте внимательно задание и предложение.
- Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
- Если СПП с одним придаточным, смотри первую таблицу.
- Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения(однородное, последовательное или параллельное), смотри вторую таблицу. От этого зависит количество запятых.
- В соответствии с правилами расставьте запятые.
Если СПП с одним придаточным:
Способ постановки запятой | Примеры |
1. Придаточное предложение стоит после главного. , () | Мы вернулись домой, когда начался дождь. |
2. Придаточное стоит перед главным (), | Когда начался дождь, мы вернулись домой. |
3. Придаточное находится внутри главного предложения. [ ,(), ]. | Мы, когда начался дождь, вернулись домой. |
4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов (благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз , (по мере того как ….) | …Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн) |
5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом 1) есть отрицание с частицей не; 2) есть усилительные или ограничительные частицы, 3) есть вводное слово | 1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин). 2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов) 3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь) |
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются |
|
6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится. | Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей |
Если СПП с несколькими придаточными.
Последовательное | Однородное | Неоднородное |
Задание 18 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория
Алгоритм выполнения:
- Прочитайте внимательно задание и предложение.
- Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
- Если СПП с одним придаточным, смотри первую таблицу.
- Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения(однородное, последовательное или параллельное), смотри вторую таблицу. От этого зависит количество запятых.
- В соответствии с правилами расставьте запятые.
Если СПП с одним придаточным:
Способ постановки запятой |
Примеры |
1. Придаточное предложение стоит после главного. , () |
Мы вернулись домой, когда начался дождь. |
2. Придаточное стоит перед главным |
Когда начался дождь, мы вернулись домой. |
3. Придаточное находится внутри главного предложения. [ ,(), ]. |
Мы, когда начался дождь, вернулись домой. |
4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов (благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз , (по мере того как ….) |
…Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн) |
5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом 1) есть отрицание с частицей не; 2) есть усилительные или ограничительные частицы, 3) есть вводное слово |
1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин). 2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов) 3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь) |
Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются |
|
6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится. |
Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей |
Если СПП с несколькими придаточными.
Последовательное |
Однородное |
Неоднородное |
Каждая последующая часть зависит от предыдущей. Я люблю утро, потому что можно увидеть рассвет, который навевает мне приятные мысли. |
Придаточные части зависят от одной главной части, отвечают на один вопрос, относятся к одному слову. Я считаю,что вы устали и что вам необходимо подкрепиться. Перед союзом И не ставим запятую, так как придаточные части однородны и соединены союзом И Я считаю, что вы устали, что вам необходимо подкрепиться. Здесь между придаточными нужна запятая, поскольку нет союза И. |
Придаточные части зависят от разных слов в главной части или отвечают на разные вопросы. Где бы ты ни был, помни, что дома тебя любят и ждут. |
Обратите внимание!!!
В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как союзом, так и союзным словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, так как союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Обычно путаница происходит со словом КОТОРЫЙ.
Например: Он позвал меня на мероприятие, в целесообразности которого я сильно сомневался.
Вводные слова – это слова, которые входят в состав предложения, но не вступают в грамматическую связь с членами предложения.
Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:
- Различная степень уверенности : конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др.
- Чувства : к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
- Источник сообщения (кому оно принадлежит): по мнению, по словам, по сообщению и др.
- Порядок мыслей и их связь : во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др.
- Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателей : одним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др.
Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями
- Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
- Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
- Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
- При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
- Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
- Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом.
- Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.
Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
- якобы,
- словно,
- даже,
- едва ли,
- вдруг,
- буквально,
- будто,
- ведь,
- вряд ли,
- всё-таки,
- как раз,
- к тому же,
- по решению,
- по представлению,
- поэтому,
- вдобавок,
- в конечном счете,
- небось,
- как будто
Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):
Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.
Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.
Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.
Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.
Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций
Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции.