Теория 18 задание русский язык. При составных союзах

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №1

Начало формы

1. В редком ельнике (1) перед усадьбой метались в траве три мотоцикла (2) пулеметы (3) которых (4) торопливо били куда-то вверх.

2. Д орога бежала в выемке (1) по обе стороны (2) которой (3) высились песчаные откосы с соснами.

3. Здесь начинался старинный графский парк (1) в густой зелени (2) которого (3) были разбросаны красивые дачи, цветники, оранжереи и фонтаны.

4. Н адя повернула голову, увидела шёлковую штору (1) и окно (2) сквозь (3) которое (4) уже синели зимние сумерки.

5. Роза (1) первые упоминания (2) о которой (3) относятся к V веку до н.э. (4) описана в древнеиндийских сказаниях.

6. Логин сидел у Анатолия Петровича Андозерского в кабинете (1) убранство (2) которого (3) обличало тщетные претензии на вкус и оригинальность

7. Мелкое болотистое озеро (1) по берегу (2) которого (3) мы пробирались (4) ещё белело меж деревьев.

8. Мы давно ехали узкой дорожкой (1) две-три колеи (2) которой (3) чуть-чуть взрезали зелёную целину роскошного луга

9.Часы (1) тягостного ожидания (2) в течение (3) которых (4) Мишка безуспешно пытался забыть все свои неприятности (5) тянулись, казалось, вечность.

10. Немного поодаль парило плотное облако (1) в глубине (2) которого (3) загорались и гасли красные искорки.

Задание 18. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении» №2

Начало формы

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Последовательность цифр запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

    В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест (2) принадлежит И.И Шишкину (3) с именем (4) которого (5) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.

    При росписи шёлка (1) особый красящий состав наносится на ткань в виде замкнутого контура (2) в пределах (3) которого (4) специальными красками (5) в соответствии с эскизом (6) расписывается изделие.

    Научные интересы С.М Бонди (1) сформировались ещё во время обучения в Петроградском университете (2) после окончания (3) которого (4) он был оставлен при кафедре.

    Журавлёв кинулся к орудию (1) возле (2) которого (3) копошился батареец с перебитой рукой.

    В XVIII столетии (1) при европейских императорских дворцах (2) существовали оркестровые и хоровые капеллы (3) для руководства (4) которыми (5) приглашались выдающиеся музыканты.

    Сыновья Иоганна Себастьяна Баха (1) и другие воспитанные им музыканты (2) из числа (3) которых (4) вышло немало серьёзных профессионалов (5) свидетельствуют о таланте Баха-педагога.

    Мода на немецкие курорты (1) объяснялась стремлением к Эдему (2) очертания (3) которого (4) проступали в пейзажах рейнской долины.

    Раскольникову (1) больше по сердцу Сенная площадь (2) в окрестностях (3) которой (4) влачат нищенское существование бедняки.

9. Теперь навстречу нам вырастал молодой ярко-зелёный лесок (1) над вершинами (2) которого (3) уже исчезали меловые скалы.

10.Фантастика (1) множество форм (2) которой (3) можно найти даже в «бытовых» произведениях Гоголя (4) пронизывает всё творчество писателя.

КЛЮЧИ

задания

1 вариант

2 вариант

1

2

3

4

5

6

2 5

7

1 4

8

9

2 5

10

1 4

Конец формы




Задание 18 ЕГЭ 2018 по русскому языку. Теория.

Алгоритм выполнения:

  • Прочитайте внимательно задание и предложение.
  • Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
  • Если СПП с одним придаточным, смотри первую таблицу.
  • Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения(однородное, последовательное или параллельное), смотри вторую таблицу. От этого зависит количество запятых.
  • В соответствии с правилами расставьте запятые.

Если СПП с одним придаточным:

Способ постановки запятой

Примеры

1. Придаточное предложение стоит после главного.

, ()

Мы вернулись домой, когда начался дождь.

2. Придаточное стоит перед главным

(),

Когда начался дождь, мы вернулись домой.

3. Придаточное находится внутри главного предложения.

[ ,(), ].

Мы, когда начался дождь, вернулись домой.

4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов (благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз

, (по мере того как ….)

…Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн)

5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом

1) есть отрицание с частицей не;

2) есть усилительные или ограничительные частицы,

3) есть вводное слово

1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин).

2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов)

3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь)

Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются

6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей

Если СПП с несколькими придаточными.

Последовательное

Однородное

Неоднородное
(параллельное)

Задание 18 ЕГЭ по русскому языку 2018, теория

Алгоритм выполнения:

  • Прочитайте внимательно задание и предложение.
  • Найдите главное и определите, каким образом связаны с ним придаточные.
  • Если СПП с одним придаточным, смотри первую таблицу.
  • Если больше одного придаточного, то желательно нарисовать схему, чтобы точно узнать тип подчинения(однородное, последовательное или параллельное), смотри вторую таблицу. От этого зависит количество запятых.
  • В соответствии с правилами расставьте запятые.

Если СПП с одним придаточным:

Способ постановки запятой

Примеры

1. Придаточное предложение стоит после главного.

, ()

Мы вернулись домой, когда начался дождь.

2. Придаточное стоит перед главным

Когда начался дождь, мы вернулись домой.

3. Придаточное находится внутри главного предложения.

[ ,(), ].

Мы, когда начался дождь, вернулись домой.

4. Если придаточное соединено с главным при помощи сложных подчинительных союзов (благодаря тому что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, оттого что, потому что, несмотря на то что, вместо того чтобы, с тем чтобы, в то время как, после того как, с тех пор как, так же как и др.), то запятая ставится один раз

, (по мере того как ….)

…Дыхание становилось все глубже и свободнее, по мере того как отдыхало и охлаждалось его тело… (Куприн)

5. Сложный союз может расчленяться, если перед союзом

1) есть отрицание с частицей не;

2) есть усилительные или ограничительные частицы,

3) есть вводное слово

1) Пастухов сошелся с Цветухиным не потому, что тяготел к актерам (Федин).

2) Стоило ли отказываться от трудного дела только потому, что оно трудное? (Крымов)

3) …Все это имеет для меня неизъяснимую прелесть, может быть, оттого, что я уже не увижу их… (Гоголь)

Сложные союзы тогда как, словно как, в то время как, между тем как не расчленяются

6. Если перед подчинительным союзом стоят слова особенно, частности, а именно, то есть, а также и т.п. с присоединительным значением, то запятая после этих слов не ставится.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей

Если СПП с несколькими придаточными.

Последовательное

Однородное

Неоднородное
(параллельное)

Каждая последующая часть зависит от предыдущей.

Я люблю утро, потому что можно увидеть рассвет, который навевает мне приятные мысли.

Придаточные части зависят от одной главной части, отвечают на один вопрос, относятся к одному слову.

Я считаю,что вы устали и что вам необходимо подкрепиться.

Перед союзом И не ставим запятую, так как придаточные части однородны и соединены союзом И

Я считаю, что вы устали, что вам необходимо подкрепиться.

Здесь между придаточными нужна запятая, поскольку нет союза И.

Придаточные части зависят от разных слов в главной части или отвечают на разные вопросы.

Где бы ты ни был, помни, что дома тебя любят и ждут.

Обратите внимание!!!
В СПП главное и придаточное предложения могут быть связаны как союзом, так и союзным словом.
Запятая НЕ ВСЕГДА ставится перед союзом, так как союзу или союзному слову могут предшествовать другие слова. Обычно путаница происходит со словом КОТОРЫЙ.

Например: Он позвал меня на мероприятие, в целесообразности которого я сильно сомневался.

Вводные слова – это слова, которые входят в состав предложения, но не вступают в грамматическую связь с членами предложения.

Вводные слова и словосочетания могут выражать разные значения:

  1. Различная степень уверенности : конечно, разумеется, несомненно, без сомнения, бесспорно, действительно, может быть, возможно, кажется, очевидно и др.
  2. Чувства : к радости, к сожалению, к счастью, к удивлению, к удовольствию, к несчастью и др.
  3. Источник сообщения (кому оно принадлежит): по мнению, по словам, по сообщению и др.
  4. Порядок мыслей и их связь : во-первых, во-вторых, в-третьих, следовательно, значит, итак, например, наоборот, наконец и др.
  5. Замечания о способах оформления мыслей и привлечение внимание слушателей : одним словом, по правде сказать, иначе говоря, попросту говоря и др.

Знаки препинания в предложениях с вводными словами и предложениями

  • Вводные слова и словосочетания выделяются запятыми.
  • Если вводное слово и словосочетание образует неполную конструкцию (т.е. пропущено какое-нибудь слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых ставится тире. С одной стороны, это был человек добрый, с другой – вспыльчивый и резкий.
  • Вводное слово, стоящее между однородными членами и обобщающим словом выделяется знаками препинания. Если вводное слово стоит после ряда однородных членов перед обобщающим словом, перед вводным словом ставим тире, а после него – запятую: Питанием, одеждой, жилищем, лекарствами от разных болезней, дровами и углём – словом, всем, обеспечивает природа человека. Если же вводное слово стоит перед однородными членами и после обобщающего слова, то перед вводным словом ставим запятую, а после него – двоеточие: Хорошо принялись многие саженцы, например: тополь, клён, берёза.
  • При употреблении в одном предложении двух вводных слов они оба выделяются запятыми: По его мнению, как правило, люди настойчивые достигают своих целей.
  • Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота, то никаким знаком препинания от оборота не отделяется. Если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми с обеих сторон: Вероятно поражённая этим сообщением, она замерла. Женщина, поражённая, вероятно, этим сообщением, замерла.
  • Между сочинительным союзом и вводным словом запятая не ставится в том случае, если вводное слово нельзя опустить или переставить без нарушения структуры предложения. Если же изъятие или перестановка возможны, то запятая между сочинительным союзом и вводным словом ставится. Мы не только не опоздали в аэропорт, а напротив, у нас осталось время купить сувениры перед отлётом.
  • Прошёл дождь, и, конечно, мы остались дома.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:

  • якобы,
  • словно,
  • даже,
  • едва ли,
  • вдруг,
  • буквально,
  • будто,
  • ведь,
  • вряд ли,
  • всё-таки,
  • как раз,
  • к тому же,
  • по решению,
  • по представлению,
  • поэтому,
  • вдобавок,
  • в конечном счете,
  • небось,
  • как будто

Вводные предложения выполняют те же функции, что и вводные слова. Они также могут содержать в себе различного рода добавочные замечания, попутные указания. В таких случаях при вводных предложениях могут использоваться скобки и тире. Но обычно вводные предложения, как и вводные слова, обособляются с помощью запятых (особенно, если они небольшие или начинаются подчинительными союзами):

Этот мальчик, как мне кажется, очень талантлив.
Синее платье, я считаю, гораздо красивее жёлтого.
Боязнь пустыни (хотя я пустыню и не видел) приобрела у меня навязчивый характер.
Мы посетили все кинотеатры – их было несколько в городе – и начали скучать.

Необходимо отличать вводные слова от омонимичных конструкций

Вводные слова можно опустить, убрать из предложения, они не выполняют никакой синтаксической функции.