Судьбе покорны: как правильно гадать? Магия святочных гаданий — Святочные вечера

. Они называются и св. вечерами , может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.

М. К. Маковский «Святочные гадания»

Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года.


Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882).

Другие названия

Рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.) ; белор. калядныя святкi ; полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество ; польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory ; чеш. Vánoce, Koleda, Gody ; словацк. Vianoce, Hody, sviatky .
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд , помiж каляд "между колядами"; либо калядныя святкi , калядныя нядзелi .

Языческое наследие

Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями , прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

* * *

Святками называют две недели зимних праздников в период с 6 января по 19 января , то есть с Рождественского сочельника до Крещения . Из всего календарного года Святки выделяются большим количеством проводимых в это время обрядов и гаданий, а также связанными с этим периодом приметами, обычаями и запретами. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, эти праздники приходятся на период зимнего солнцестояния и считаются как бы пограничным периодом между новым и старым годом. Во-вторых, издавна считалось, что в это время на землю приходят души умерших, и разгуливает нечистая сила. Именно это позволяло людям заглянуть в будущее и узнать, что их ждет.

Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.

Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.

Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.

* * *

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.


Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».

По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.

Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.

Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.

Боялись наши предки и ведьм , которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея . Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы – уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.

В святочные вечера может встретиться и Бука , безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие . Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.

Не дремлют святочными ночами и привидения . Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.

В канун Крещения проводился обряд «проводов святок» : во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».


Веселых Вам святочных вечеров!

По материалам Википедии

psm 08/01/12 #01 02/10/13
#21 09/01/15

См. также

С начала десятого века у восточных славян было принято проводить особые обряды в Сочельник (ночь с 6 на 7 января) после появления первой звезды. Последующие дни условно делили на две части: «святые вечера» (первая половина, ее использовали для веселых предсказаний) и «страшные вечера» (вторая - для опасных и судьбоносных). Особо пророческими считались предсказания, сделанные в ночь на 14 января - Васильев вечер.

Обязательным атрибутом святочных гаданий было зеркало (оккультный предмет, своеобразный портал для общения с духами) и восковые свечи, способные «запоминать» определенные образы. А вот одно из лучших мест для проведения сеансов... баня! Мистическими на Руси считались и места «на стыке» - пороги, ворота, углы в доме. Последний штрих - воловья шкура, на которую нужно сесть для пущей убедительности.

Существовали и свои строгие предписания, известные каждой молодой и любопытной девушке. Например, во время сеанса нельзя было скрещивать руки или ноги - запутаете судьбу. Под запрет попадали кольца, цепочки и пояса - их нужно было снять, а волосы - распустить.

Гадания на «святые вечера»

1. С этим простым в исполнении святочным гаданием на суженого-ряженого у многих женщин связано немало забавных историй. Чтобы узнать имя будущего супруга, необходимо выйти на улицу после полуночи и спросить у первого прохожего мужчины, как его зовут. «По легенде» именно это имя и предопределено вам судьбой .

2. Другой, не менее курьезный способ гадания на жениха - бросить левый сапог (новенькие Manolo Blahnik, тапочек или валенок) через порог. Куда покажет - оттуда он и придет.

3. Популярная забава для группы подруг - завязать одной из «подопытных» глаза, хорошенько раскрутить и остановить перед столом. На нем предварительно разложить предметы, характеризующие будущего любовника: хлеб (будет богатым), соль (ворчун), бутылка (пьяница), зеркало (самовлюбленный), ложка (повар) и луковица (рядом с ним пророните немало слез). На какой талисман укажет девушка - такому суженому и быть. Почему бы не разнообразить старинный ритуал ключами от квартиры или фотографией заядлого холостяка Леонардо Ди Каприо ?


4. Способ гадания для тех, кто по-прежнему сомневается в будущем своей пары. (Но только не рядом с тем, кто бреется на лысо!) Позаимствуйте у своего партнера один волосок и приготовьте один свой. Налейте в чашку воды и добавьте в нее щепотку соли и сахара, а затем опустите «трофеи». Если на утро оба волоска будут вместе - то и вам жить счастливо, не разлей вода; если же они окажутся далеко друг от друга - лучше подыскать другого кандидата на руку и сердце.

5. Золушки в душе могут выбрать способ гадания на рисе. Задержите раскрытую ладонью вниз руку над емкостью с зернышками и загадайте желание; зачерпните солидную горсть, высыпете ее на салфетку, а теперь пересчитайте. Парное число рисинок - мечте быть, нечетное - увы, ни в этот раз.

6. Налейте в большую глубокую тарелку воды, а на ее края прикрепите бумажные полоски с желанными событиями: от свадьбы до продвижения по карьерной лестнице. Закрепите кусочек свечи (в идеале использовать для этих целей именинную) в половинке скорлупы грецкого ореха - это будет кораблик вашей судьбы. Поставьте его на середине «моря» и ждите к какой бумажке (читай - жизненно важному событию) он причалит.

Гадания на «страшные вечера»

1. Способ гадания для «сильных и независимых женщин», у которых дома живет кот или кошка. Оставьте домашнее животное в другой комнате, загадайте желание и позовите его к себе. Если кошка переступит порог левой лапой - можете довольно потирать ладони, все исполнится, правой - на вашем пути встанет немало препятствий.

2. Хотя бы раз в жизни к этому методу гадания прибегала, пожалуй, каждая женщина, причем, не только на святочной неделе. Возьмите в руки любимую или первую попавшуюся книгу, назовите наугад страницу и номер строчки (сверху или снизу) - откройте и читайте свое предсказание.лечь спать произнесите простое заклинание: «Кто мечтает обо мне, пусть приснится мне во сне». Хотите усилить эффект? Из нескольких тоненьких прутиков сплетите условный мостик и положить под подушку, но уже с другими со словами: «Кто мой суженый, кто мой ряженый, тот переведет меня через реку». Приятных пикантных сновидений!

5. Какое же гадание без карт? Перед сном положите под подушку четырех королей, а на утро вытяните, не подглядывая, одного из них. Пиковая масть - жених будет стариком и ревнивцем, черви - молодой и богатый, крестовый - военный или бизнесмен, а бубновый - просто самый желанный.

6. Вариант для женщин с богатой фантазией. Налейте в блюдце молоко и одним махом влейте в него, за порогом, растопленный воск. Оцените результат: крест - финансовые проблемы; цветок - любимый мужчина (или, чем черт не шутит, свадьба!); человек - друг, а зверь - враг; полоски - путешествия и переезды; звезда - успех на работе.

1 января Святой Вонифатий , целитель от пьянства – день памяти мученика. Новый год. Время встречать Новолетье – полагалось поклониться родной земле. Когда вся семья собиралась вместе за столом, то прежде чем сказать слова, посвященные прошедшему году, дети лезли под стол и по солнцу опутывали, связывали ножки стола лыковой веревкой. Таким образом, дети соединяли семью на весь будущий год, чтобы не рассталась семья в течение года, не разлучила семью беда неминучая. Стол пришел, всех вокруг собрал. Основа жизни – это продолжение рода. Мальчики, будущие мужчины, рано утром в Новый год и Рождество совершали в каждом доме обряд посевания – бросали зерна разных культур в красный угол для обеспечения урожаю в предстоящем году. В Новый год сильный мороз и малый снежок - к уро­жаю хлебов, а если тепло и нет снега - к не урожаю. На Новый год звезд много – ягоды будут. Если ясно – год прекрасный. Снег сильно скрипит под ногами, голоса далеко слышны - к стуже. Если поутру деревья покрыты инеем - год ожидается хлебородным. Если новогодняя ночь теплая и бесснежная, доброго урожая не жди. Именины у Ильи, Тимофея, Григория .

2 января- Предпразднство Рождества Христова.День святых Данила, Ивана, Игната. Если 1 января в день Новолетья, полагалось поклониться родной земле, то 2 января – родному дому. «Худу быть, кто не умеет домом жить ».Когда гость входил в дом, то произносил следующее приветствие: «Мир вам, гость к вам, чтоб пиво пили да мед варили». « Если в январе март, бойся в марте января». Обнесение иконы вокруг села, молебны, чтобы не было разорения хозяйству.

День памяти праведного Иоанна Кронштадтского , чудотворца. Этому святому молятся об исцелении от различных заболеваний, в том числе от сумасшествия и алкоголизма. Он считал: «Нужно любить всякого человека и в грехе его и в позоре его, не нужно смешивать человека – этот образ Божий – со злом, которое в нём». Сила духа Иоанна Кронштадского и его способность исцелять самые тяжёлые заболевания, перед которыми была беспомощна медицина, прославили его ещё при жизни не только в России, но и далеко за её пределами. Родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. С детства был малоспособен к изучению грамоты и в отчаянии горячо молился Богу. Однажды во время молитвы произошло чудо, со слов Иоанна, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове». С этого момента проблем с учёбой не было. Блестяще окончил училище, Архангельскую духовную семинарию и был принят в С-Петерб. Духовную академию. Во сне он увидел себя священником Кронштадтского Андреевского собора, где прежде никогда не был. Это было пророчеством с выше – сон полностью сбылся. Погребён после кончины в 1908 г. в С-Петербурге – женский Иоанновский монастырь на Карповке. Возле гроба с мощами Иоанна и по сей день происходят чудеса исцеления больных. День празднования Пюхтицкой иконы Божией Матери «У источника». Находится в Эстонии. День памяти иконы Божией Матери Новодворской и Леньковской, именуемой «Спасительница утопающих». Чудесно обретена в 1791 году в опасном водовороте реки Десны на Черниговщине. С тех пор несчастья в данном месте прекратились и погибающих в водовороте не стало. Именины у Даниила, Ивана, Игнатия.

3 января- день святых Петра(свт. Московского Петра, всея России чудотворца) и Ульяны. Наступило время создания и творения нового образа мира, в связи с этим январь насыщен таким количеством всевозможных гаданий. Многочисленные дни месяца связаны с рождением Божественного Младенца, появлением его на белый свет, крещением, принятием в новый мир. Это время, когда в мире и в природе всё бесформенно, безобразно, когда происходит творение мира и в то же самое время творение ребёнка, который также нуждается в правке после родов. Недаром дитя называют сыромолотым, сырокостным и бесполым, несмотря на то, что половая принадлежность ребенка ясна. А правит ребёнка повивальная бабушка, праздник для которой устраивался сразу же после Рождества. Рано утром в этот день ходил хозяин в амбар кромить сусеки и торкать (переполачивать) зерно. В этот день хозяин наслушивал сусеки. Он прикладывал ухо к зерну и если слышал гудение, то знал, что лето будет неуёмное, сердитое. Половина зимнего корма съедена. Входя в дом говорили: «Спорынья в квашню», - что означало пожелать удачи, достатка, чтобы все в прок шло. Уходя из амбара, надо было переломить лучину да крест-накрест положить её поверх зерна, чтобы неведома сила хлеб не потоптала, не испортила всхожую силу семян. Именины у Петра, Ульяны.

4 января - Введение во храм Пресвятой Богородицы. Обнесение иконы вокруг села, молебны. Этот день определяет погоду в октябре. «Январь – весне дедушка». Если много частых и длинных сосулек – будет хороший урожай. Луна светит ярко – назавтра жди ясный морозный день. Деревья трещат - к долгим морозам. Анастасия Узорешительница , Анастасия Постница - покровительница беременных. К ней обращаются те, кто ждет при­бавления в семействе, при трудных болезненных родах. Почитают и славят мать – родительницу. Анастасия великомученица, умершая в 304 году (её крестообразно распяли между столбами над разведённым костром), помогала заключенным в тюрьмах, принося им пищу, питье, лекарства. В V веке мощи святой перенесены в Константинополь. «Узорешительница» - разрешение от уз, а в народе также – с образом разрешения от бремени рожающей женщины.

В этот день зыбочку готовили для ребёночка. Заботливый отец да расточительный хозяин семейства по бокам зыбочки обереги выдалбливал в виде солнышка ласкового. Светлое ласковое молодое солнышко будет оберегать своими лучиками маленькое дитя, освещать его жизненный путь.

Приметы: - чтобы ребёнок вырос работящим, для мальчика под люльку кладут топор, а для девочки – ножницы. Именины у Анастасии, Федора.

5 января - Феодул (Федул). «Пришел Федул, ветер надул - к урожаю». В этот день особенно заботились о домашних животных. День обереженья домашней скотинки. Скотинку водить – не разинув рот ходить. Хозяйка дома пекла утром лепешку относила ее в хлев, несколько ломтей скармливала корове, овцам и свиньям, а остальное - крошила птице. Утыкали стойло в хлеву золотистой соломкой, а ясли обсыпали листьями чертополоха, чтобы никакая неведомая сила не проникла. Знали наши бабушки, что Божий свет, сияние и дух семени, зерна оберегают от тёмных сил. В этот день замешивала большуха (старшая в семье женщина) тесто, потом раскатывала его, лепила печенье в форме всех домашних животных. И следила, чтобы никого рядом не было, когда она тесто замешивала. Святое дело женщина затваривала в своём святом бабьем куту (угле). Именины у Василия, Павла, Феоктиста, Нифонта, Федула.

6 января Рождественский или первый Сочельник (кутейник), канун Рождества (Навечерие Рождества Христова). Постная или Богатая кутья. Рождественская коляда. Последний день Филиппова Рождественного (нестрогого) поста. От обильного угощения Рождественский сочельник называется Щедрым вечером или Богатою кутьею. Обязательно на столе кутья , сочиво и взвар. Слово «Сочельник» в честь ритуального блюда, приготовленного из макового или миндального «молока» - (зерна мака или миндаля, растертые в пыль с добавлением кипятка), смешанного с медом и каши из красной пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы. Добавлялись ядра грецких орехов, миндаля, растертого мака. Этим блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник. Сходную по составу кашу называемую «кутьёй», варили и на поминках, крестинах при рождении ребёнка, правда рождественское «сочиво» - постное. Сочельник в христианском мире считается семейным ужином. Вкушать «сочиво» положено только после литургии, которая соединяется с вечерней. Таким образом, часть Сочельника проходит в полном неядении. В этот день в доме царят покой, любовь и согласие. В Рождественский Сочельник принято поститься до первой звезды, в знак воспоминания о Вифлеемской звезде, которая привела пришедших с Востока волхвов ко Господу. Пост в этот день обозначает цепи и тьму первородного греха, в которых пребывали ветхозаветные иудеи, чаявшие пришествия Спасителя. И вот воссияла Первая Звезда.

Звезды на рождественский кутейник - к урожаю чер­ники и обильному приплоду у скотины. Наступают морозы. Ясные дни - к хорошему урожаю. Сильный мороз, иней, обилие снега – к доброму урожаю. Млечный Путь тусклый – к ненастью. Говорят, что в Сочельник «день на куриную ступню вырос». Именинники: Григорий, Александра, Евгения, Клавдия, Николай, Сергей.

7 января Рождество по плоти Господа, Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Святки (святые дни) – с 7 января по 17 января. Вифлеем лежит в 18 км к югу от Иерусалима, в низине между холмов. Центром современного Вифлеема является базилика над местом Рождества Христова. Пещера Рождества, продолговатая, неглубокая, 12 м длины на 4 ширины, является подземным храмом базилики. Этот храм в Палестине единственный, не претерпевший разрушений на протяжении 14 столетий. «Когда же они (Иосиф Обручник и Матерь Божия) были там (в Вифлееме), наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдёте Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках – благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдём в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чём возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца в яслях…». Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана (Августа) в г. Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей Римской империи, к которой относилась тогда и Палестина. Дева Мария и прав. Иосиф, как происходившие из рода Давидова, должны были прийти в Вифлеем (город Давида). В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в гостинице. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, в холодную зимнюю ночь родился Богочеловек – Спаситель мира.

Если Рождество на новом месяце - то год ожидается неурожайным. Какая погода после Рождества, такая же будет и после Петрова дня (12 июля). «На Рождество - снег - к урожайному году, метель - пчелы будут хорошо роиться». Встречай Рождествен c кие морозы. Первый раз в году солнышко играет. «Звезды мерцают – к снегу». «Коли звездная Рождественская ночь, то ягод с болота будет не уволочь». Считали: за сколько дней до Рождества на деревьях появится иней, на столько дней до Иванова дня (21 мая) можно будет приступать к весеннему севу. С 7 по 18 января - Святки (Святые вечера). Нет поста в среду и пятницу. Славят Христа, ходят с вертепами, со звездой, гадают и пр. Дети с бабушками и дедушками ходили в церковь. Зажигали свечки во здравие своих близких, обращались к матушке Пресвятой Богородице послать полный короб сил бабушке и дедушке. Праздник Рождества Христова – это торжество примерения человека с Богом, предвозвещение искупительного подвига Сына Божия и обновления пораженной грехопадением прародителей человеческой природы. Не случайно поэтому день Рождества Христова в церковном календаре второй по значимости после Пасхи. Икона «Рождество Христово»: …земля не изображена гладкою, она вся полна движения. Земля узнала день своего посещения. Она ответила Христу тем, что вся ожила, пришла в движение. Именины у Феодория.

8 января Попразднество Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы . Святки. Бабины каши. Скоромная пища. Ефим. С этого дня начинают гадать и продолжают вплоть до Крещения Господня (19 января) . В древности праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все промежуточные дни, которые составили как бы один день праздника. В народе эти дни называют святыми вечерами, потому что, по древнему обычаю, православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества и Крещения Спасителя, бывших в ночное или в вечернее время. Это дни особой радости, торжественного продолжения Рождества Христова. На святках запрещен пост, коленопреклонения, совершение таинства брака. «Бабьи каши». Бабий праз­дник, праздник каш. Угощали повиваль­ных бабок . Праздник повивальных бабок и рожениц. Раннее рождество. Обрядовое угощение повивальных бабок и рожениц было закреплено в календарной традиции в день после Рождества Христова, и связано с такими обрядовыми действиями, как закашивание ребенка кормление кашей перед первым грудным кормлением – для будущего благотворного роста ребенка. Ребятишки угождали бабушке – повитухе: дров наколют, воды принесут. Не дорого дело, дорога угода. А бабушка угощала детей кашей с маслом и медом. Вот и получалось, что стар и млад не порознь жили, а в мире, любви и согласии. В этот день дарили бабушке – повитухе полотенце или кусок холста, который символизировал легкое вхождение в этот мир ребенка, чистый, светлый, гладкий путь. Красное солнце заходит в тучу - день будет ясный и морозный. Если ветер дует северный, и облаков нет, жди мороза.

День празднования иконы Божией Матери «Милостивая» (Киккской), исцеляющей бесплодие, немоту и паралич, избавляет от головной боли. Киккская – в честь горы Кокос на о. Крит. Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь, где хранится список иконы: г. Москва, 2-й Зачатьевский пер. д. 2. День празднования иконы Божией Матери «Собор Пресвятой Богородицы». День после Рождества Христова посвящен Той, от Которой рожден Спаситель. Слово «собор» следует понимать не как храм, а как «сообщество», «собрание». Это как бы вариант иконы «Рождество Христово»: в центре ее Богоматерь с Младенцем на троне, а вокруг Нее, в соответствии с текстом рождественской стихиры, - Ангелы, пастухи и волхвы («…каяждо благодарение Тебе приносит: Ангелы – пение, небеса – звезду, волхви – дары, пастырие – дивление»), а также аллегорические изображения земли и пустыни («земля – вертеп, пустыня – ясли»). Икона «Трех радостей»: изображено Святое Семейство и Иоанн Креститель. Перед ней молятся при детородном неплодстве. Икона Божией Матери «Блаженное чрево»: над Ее головой два ангела одной рукой поддерживают корону, а другой держат украшение в виде цепочки. На правой руке Ее возлежит Спаситель, которого Богородица поддерживает. Перед иконой молятся беременные женщины о благополучном разрешении. Икона Божией Матери «В родах помощница». На самой древней – Богородица изображена в красном одеянии, с распущенными волосами: это примечательная особенность данной иконы. Кто написал эту икону и когда она была явлена, а также местонахождение подлинника неизвестно. Именины у Константина, Ефима, Исаака, Иосифа, Давида.

9 января Святки. Попразднство Рождества Христова. День святого архидиакона Стефана. Стефанов день. «Пришел Стефан - на нем красный жупан (мороз­ный день)». «Солнце всходит красное – на метель». Синички с утра пищат - ожидай мороза ночью. Галки и вороны кричат - к снегопаду или метели. В этот день нанимали пасту­хов на лето. «Пастухом наймешься – от всех почести дождешься. Начинались молодежные ве­черинки, ходили ряженые по дворам. Во всю идет время девичьих гаданий. Именины у Федора, Степана, Иосифа, Давида, Якова, Тихона.

10 января – Святки. Попразднство Рождества Христова.День святых Агафии, Игната, Никанора. Мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных. День посвящен домочадцам. Вся семья вместе, так и душа на месте. Время Святок, а за Святки проживается весь жизненный цикл. Святки длятся 12 дней. Из 12 месяцев состоит год. 12 святочных дней символизируют 12 годовых месяцев. В течение 12 дней человек проживает весь годовой природный цикл: от рождения до смерти. Загадывают детям загадки, играют в игры. Ряженые, которые ходили по домам в течение всех Святок, в этот день особенно шалили. Хозяева откупались от них щедрым угощением. Именины у Агафьи, Домны, Никанора.

11 января Святки. Попразднство Рождества Христова. День памяти святых му­чеников – 14 тысяч младенцев, убитых царем Иро­дом в Вифлееме. В сумерки детям рассказывали сказки и загадывали загадки. В Святочный период происходит закладывание, формирование миропорядка. Наши предки жили в цикличном времени, в коловрате. Во вращающемся времени – коло (а не в линейном, историческом, как мы живем сейчас). Они жили, рождались, умирали и возрождались вновь. Время коловрата – управляемое время, прорицаемое и предсказываемое.

Икона Божией Матери избиенных младенцев от Ирода . Эта древняя икона находится в Ильинской церкви города Вологды. Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Святое Писание рассказывает, что когда пришло время совершения величайшего события – Рождения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии, восточные волхвы, поклонившись Богомладенцу, не вернулись в Иерусалим к Ироду, как он приказывал им, но, получив откровение свыше, ушли в свою страну иным путем. Когда Ирод понял, что замысел его найти Младенца не осуществился, приказал убить в Вафлееме и окрестностях всех детей мужского пола от двух лет и моложе, рассчитывая, что среди убитых детей будет и его соперник Богомладенец. Погубленные младенцы стали первыми мучениками за Христа. По смерти же Ирода, - св. Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошёл в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется речённое через пророков, что Он Назореем наречётся. Именины у Марка.

12 января – Святки. Попразднство Рождества Христова. Анисья Желудочница. Порезуха. В этот день устраивали особую охоту на вепря. Со временем детеныши вепря были одомашнены, и появился поросенок и звался он не свиньей, а поросенком – по росе бегущим. Вот и бежал он по росе – Руси, питая русича в холодное январское время. Блюдо из поросенка так и осталось главным в это время. Ва­рят свиные желудки и режут гусей. По внутренностям (печени и селезенке) гада­ют о зиме. Если селезенка ровная и гладкая – быть зиме суровой, если печень утолщена в середине – жди холодов в феврале. Становилось морозно. «Ко дню Анисьи холода над землей повисли». «Воробьи дружно расчирикались – к оттепели». Подходит к концу время святых вечеров – первой половины Святок, которые продлятся до 13 января, и начинается время страшных вечеров. В первую половину гадания считаются не страшными: бросание башмачка за ворота, обхватывание поленицы (с пересчетом чет нечет), выспрашивание имени у первого встречного. После Васильева вечера ходили слушать на перекресток. Именины у Анисьи, Макара.

13 января Святки. Отдание праздника Рождества Христова. Канун Нового года по старому стилю. Мелания. Щедрый вечер, Васильев вечер, гаданья. Богатая, жирная кутья. Начало страшных вечеров. Ходили петь колядки. Певцы получали пироги да пряники, а потому вечер назывался щедрым. Этот день зовут Меланкой, от имени св. Мелании, и честят именем Щедрого, Богатого вечера по обильным, щедрым вечерним трапезам. Отсюда и выражение: Наготовила как на Маланьину свадьбу! Так как святой Василий был покровителем свиней, то говорили: «Свинку да боровка для Васильева вечера». Трапеза начинается с вкушения кутьи, что символизирует собой поминание родителей и приглашение их на новогоднюю трапезу. Затем следует Рождественский поросенок – воплощающий собой символ солнышка. В сказках нередко встречается образ свинки-золотой щетинки. Так человек впускает в себя солнечную силу, принимая и творя одновременно Новый мир. Также Кесарийский поросенок воплощал собой образ плодовитости и целостности, готовили его целиком, принимаясь же за трапезу, его не резали, а ломали руками. Славяне встречали Новый год песнями и плясками, шутками ряженых и веселыми играми. Обряд этот назывался колядование от латинского «календа», что означает первый день месяца. В народном сознании коляда соотносилась с коло – нарождающимся солнышком. Васильевым вечером русский народ повсеместно проводит старый год. Ясная и звездная ночь обещает безопасность и здоровье людям в текущем году и наоборот. День прибывает «на куриный шаг». Если в ночь ветер дует с юга - год будет жаркий и благополучный, с запада - к изобилию молока и рыбы, с востока - жди урожая фруктов. Падает мягкий снег – на урожай, а если тепло, лето будет дождливым.

День памяти преподобной Мелании Римляныни . К святой обращаются при разных недугах, а также при тяжелом течении беременности и трудных родах. Родилась в богатой римской семье. После смерти двух своих детей посвятила жизнь служению Господу. Скончалась в 439 году в основанном ею монастыре на Елеонской горе в Иерусалиме. Икона Божией Матери «Руно орошенное». В основе названия этой иконы лежит ветхозаветный образ – чудесно орошенное руно Гедеона. Это символ Марии – чудо девства, не разрушенного родами, чудо человеческой природы, не разрушенной присутствием Бога, «огня поядающего». На иконе ветхозаветные пророки указывают на Марию, словно повторяя слова пророка Исайи: «Господь Сам даст вам знамение: се Дева во чреве зачнет и родит Сына, и нарекут имя Ему «С нами Бог». Мария изображена, словно невинная Ева, пришедшая исправить дело «падшей» Евы, снять проклятие, постигшее мир природы за вину человека. Икона Божией Матери «Звезда Пресветлая», обретена в 17 веке. Сюжет повествует о Вифлеемской звезде, поклонении волхвов и злом царе Ироде. Чудотворный список иконы находится в Муромском Богородицком соборе. Явление Божией Матери Серафиму Саровскому. Именины у Маланьи.

14 января Святки. Василий Великий , Васи­льев день. Перелом зимы. Праздник Обрезания Господня установлен в память о том, что Богомладенец Иисус, исполняя ветхозаветный закон, на восьмой день после своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное ангелом праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель). «… и обрезан был еси, яко человек осьмодневный.» (В Новом Завете обряд обрезания уступил место Таинству Крещения).

День памяти святителя Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской. Годы жизни – 330 – 379 г.г. Памятником его забот о благоустроении богослужения является Литургия, носящая его имя.

Старый Новый год. В этот день спускался на землю бог плодородия – Овсень. Дети обходили дома и пели виноградья, обсыпая односельчан зерном. Сильный мороз и малый снег в этот день - к урожаю хлеба, здоровью животных и людей, если тепло и нет снега – к холодному лету. «Васильева ночь звездиста - лето ягодисто». Если будет туман - к урожаю, вьюга – к изобилию орехов. Именины у Василия, Платона, Вячеслава, Григория, Трофима, Александра.

15 января Святки. Предпразднство Богоявления. День святого Сильвестра , преподобного Серафима Саровского, исцеляющего заболевания желудочно-кишечного тракта и позвоночника или от душевных расстройств . Темные Святки – молочные коровы, светлые Святки – ноские куры. На Сильвестра - куриный праздник: чистят курятники, ладят насесты, окуривают сте­ны. Если в этот день повесить в курятнике камешек с дырочкой – «куриный бог», куры будут лучше нестись . Петушка – певуна на Руси звали куром, а курочку – несушку – курицей. Петя – петушок поет три раза. Первый раз в полночь, всему миру о крестной силе возглашает. Второй раз перед зарей поет. Третий раз – на заре о крестной силе возглашает. Было поверье, что в этот день семигодовалый черный петух откладывает в навозе яйцо, а 4 июня из этого яйца родится царь змей Василиск. И тогда все вокруг сохнет, огонь гуляет по всей деревне, все молодое да спорое, не успев расцвести, вянуть начинает. Вот и оберегали бабушки-бережницы курятники, справляли обряд смывания лихоманок-лихорадок, которые кур куриной слепотой портили.Трясли около курятников болотный мох, который прозвал народ лягушачьим шелком. Хозяйка валяла из золы с мукой на воде лепешки и выносила к курятнику. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Великий святой русской земли Серафим Саровский (мирское имя – Прохор) родился 19 июля 1754 года в г. Курске. Семилетним оступился с верхней площадки строящейся колокольни, но остался невредимым. Во время тяжёлой болезни он увидел во сне Божию Мать, обещавшую ему исцеление. После прикосновения к чудотворной иконе Знамения Пресвятой Богородицы, он выздоровел. Посвятил свою жизнь Богу и ушёл в монастырь. В 1793 году недалеко от монастыря, в глухом лесу, возле реки Саровки преподобный основал скит, где постоянно молился Господу. Бог наградил подвижника особыми дарами – прозорливостью и чудотворением. Однажды преподобному явилась Пресвятая Богородица и повелела принять высший вид подвига во имя Бога – старчество. К нему приходило до двух тысяч человек в день. Он исцелял их молитвами, обладая даром прозорливости. Скончался в 1833 году. В 1903 был причислен к лику святых. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь, где хранятся мощи и икона Серафима Саровского: Нижегородская обл., Дивеевский р-он, пос., Дивеево. Именины у Серафимы, Сильвестра, Ульяны.

16 января – Святки. Предпразднство Богоявления. ПророкаМалахии. Жил за 400 лет до Рождества Христова, во времена возвращения иудеев из плена Вавилонского. Малахия был последним из ветхозаветных пророков, поэтому святые отцы называют его «печатью пророков». Малахия – ангел или вестник. В Библию входит его пророческая книга. Пророк возвещает о скором пришествии Иисуса Христа и Его Предтечи.

«На Малахия хлев метелками обмахивай». Оберегали коров от всякой порчи. Варили кашу на молоке, овсяную или из мучицы, давали каше остыть, а потом в горшке в хлев несли. Угощали коровушку. На блюдо клали хлебный каравай, клеверным сенцом обсыпали, коровушке подавали да приговаривали: «Поешь родимая! Обыдень постой!». Слали под ноги соломку, да бока ей соломкой обтирали. Когда в мире людском боль, гнев, зависть, злость стали захлестывать человека, стали появляться обряды, оберегающие от порчи. Когда корову хозяюшка доила, то лишний глаз не любила. Чужой глаз мог нечистым, недобрым оказаться, да и сама хозяюшка лишний раз в удойницу не заглядывала. Также в народных поверьях есть такое предание, что только в этот день можно образумить «каженника» (испорченного, больного): «Каженника отчитывают на Малахию».

17 января – Святки. Предпразднство Богоявления. Феоктистов день. Собор семидесяти апостолов: Иакова, брата Господня, Марка и Луки евангелистов, Клеопы, Симеона, Варнавы и других. Господь Иисус Христос кроме 12 Апостолов при жизни Своей благословил избрать еще 70 и послал их по городам и весям проповедовать Царствие Божие. Эти 70 Апостолов, по сошествии святого Духа, проповедовали Христа в разных странах, - одни самостоятельно, другие, будучи спутниками Апостолов из 12-ти. Благодаря их деятельности началась создаваться Вселенская Церковь.

Небо чистое на Феоктистов день, с полной луной – к сильному половодью. Зосима. В этот день изгоняли из деревни черта. Человек - за порог, а черт – поперек. «Снег на деревьях сучья гнет - летом пчелы роиться будут». Именины у Тимофея, Филиппа, Родиона, Дениса.

18 января - Крещенский сочельник, канун (навечерне) Богоявления . День постный. Пища без масла. Голодная кутья, Второй Со­чельник . Главный день святочных гаданий. Основным блюдом является сочиво (или кутья), которым могло называться как молоко, приготовленное из семян, так и каша приготовленная из разваренных зерен. Накануне Праздника Богоявления соблюдают такой же строгий пост, как и в канун Рождества Христова. На Крещение заканчивалось святочное веселие. На праздники, после торжественной службы совершалось великое освящение воды, для чего шли крестным ходом к реке или озеру, к заранее приготовленной проруби – на «Иордань». Те, кто рядился на святках, купались в проруби, чтобы смыть с себя «бесовскую личину» после шумных святок. Купались также благочестивые и больные люди. Вода освящается и в самый день праздника. Если будет метель - то же самое жди на Масленицу, если сильные ветры с юга - то лето будет грозное. Именины у Аполлинарии, Григори, Романа, Михея.

19 января Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святое Богоявление . Водокрещи, Иордань. От Иерихона на восток дорога ведёт к находящейся в четырёх километрах от него реке Иордан, которая освящена Крещением в ней Спасителя мира. Этот праздник слывет под именем Иордани или Водокрещей, так как церковные процессии для водосвятия на реке принимаются за выходы на Иордань. В этот день вспоминается, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. Богоявлением он именуется потому, что при этом явил Себя Бог миру в трёх лицах: Бог Сын – Иисус Христос, принимающий крещение, Дух Святой, явившийся в виде голубя и Бог Отец, Который гласом с небес свидетельствовал о Сыне: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение. Иисус как Сын Божий не имел нужды в крещении – в очищении от грехов, но исполнил это, подавая пример смирения и послушания, дабы исполнить «всякую правду». Накануне Крещения (в навечерие) совершается великое освящение воды, которую верные берут в дома свои, и где она может стоять годами и не портиться.

К этому празднику тщательно готовились. Изгоняли из дома Святки, очень тщательно вымывали весь дом, отсоединяя тем самым мир богов от мира людей. Обязательное очищение – омовение для тех, кто принимал участие в ряженых действах, для того, чтобы вновь очутиться в этом мире. Мир приобретает четкость, упорядоченность, устойчивость. Происходит возврат к обычному течению жизни и границы между мирами закрываются. До христианской традиции вместо креста символом принадлежности к миру людей был пояс, так как без пояса может ходить только черт. Наступают знаменитые крещенские морозы. Если на Крещение день теплый, то хлеб темный (т.е. густой). Если в этот день снег падает хлопьями - к урожаю, ясный день – к неурожаю. Звездистая ночь на богоявление – урожай на горох и ягоды. Ясная холодная погода в Крещение – к засушливому лету, пасмурная и снежная – на обильный урожай. Если крещенские морозы возьмут верх над рождественскими и сретенскими , то будет урожайным год. Крещенские морозы считались самыми сильными, после Крещенья зима шла на убыль. «Трещи не трещи – минули водокрещи!». К празднику Крещения зачастую приурочивали обычай смотрин девушек – невест. С Крещения до Масленицы играли свадьбы , шли свадебные недели. Крещенское рукобитье – к счастливой семье. День считается очень удачным для свадебного сговора. Так как в Крещение над Землею небо разверзается, поэтому все добрые начинания благословляются свыше и успешно завершаются.

20 января - Иоанн Креститель.Собор честного и славного Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Попразднство Богоявления. Иван Блаженный. Иван Бражник. Мясоед. ""Иван пришел – все праздники увел"". Закончилось праздничное время, и наступило обыденное время, то есть время одного дня. Православная Церковь имеет обычай после великих праздников торжествовать память тех праведников, которые служили при праздничных событиях. Так на другой день Благовещения совершается память арх. Гавриила; день, следующий за Рождеством Христовым, посвящен прославлению Девы Марии и так далее. Так и на другой день по Крещении совершается собор, т.е. собрание верующих в память Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. В тот же день совершается воспоминание события перенесения десной руки Крестителя из Антиохи в Константинополь, где она была положена в Царьградскую дворцовую церковь. Святыня эта находилась в Константинополе до 1484 г., когда она перешла к Родосским рыцарям. Через три века, в 1799г. мальтийские рыцари принесли десницу в дар императору Павлу I .

Пере­зимье о весне весть подает. Начало зим­него мясоеда. До Масленицы засылаются сва­ты и играются свадьбы. Время Святок – время зачатия детишек, недаром это время называется святым. Коли в этот день над водой туман, то и хлеба будет много. Если погода ясная – к засушливому лету, если пасмурная и снежная – к обильному урожаю. Именины у Ивана.

21 января – Попразднство Богоявления. Емельянов день. День отличали сильные метели. «Мели Емеля, твоя неделя». Емельяны - перезимники. « Емельян - накрути буран». Коли на Омельяна подует от Киева (юга) – лето будет грозное. В этот день избывали тоску те парни, которые проглядели свою суженую. Именины у Гри­гория, Емельяна, Дмитрия, Василисы, Ильи, Антона.

22 января – Попразднство Богоявления. День святых Петра и Филиппа. Ясная погода в этот день сулит хороший урожай.

День памяти святителя Филиппа , митрополита Московского, исцеляющего лёгочные заболевания.

23 января – Попразднство Богоявления. День святых Макара и Павла. Григорий Летоуказатель. Со Святок, а особенно с 21 января, начинается время рассказывания сказок и длится в течение месяца. Мели Емеля, твоя неделя. Именно в этот период происходит передача знаний молодежи. Сказитель – творец, он творит мир и открывает путь к достижению мечты. Рассказывание сказок, пропевание или произнесение обрядовых текстов являет собой магическое воздействие на окружающий мир, так как в сказках заложены представления об устройстве мира. В сказках все, что говорится, то и делается.

Какой день - такое и лето. «Ежели на стога и скирды иней выпадет, лето предстоит сырое и мокрое». «День долгим инеем ряжен - летний срок будет ненастен». «Деревья в инее, небо будет синее». Ветер с юга – к грозному лету. Именинники: Григорий, Павел, Макарий, Анатолий.

24 января - Попразднство Богоявления. Федосей Весняк. Морозы – худосеи. (Прп. Феодосия Великого, общих житий начальника). Бойся январской весны. «Федосеево тепло - на раннюю весну пошло, а если морозно - яровой посеешь поздно». ""Тепло в январе – не жди добра от весны: хилая зима живуча"". Сказывали старики, что если в этот день появлялся на свет человек, то по стенкам лохани, в которой его повивальная бабушка купала, проступал облик звериный. Словно бы и не человек на белый свет явился, а зверь какой неведомый. И предвещено было рожденному в этот день : «Подпояшись волчьим лыком, одень на себя огненный лисий мех, голову укутай в беличий плат, ноги обуй, что медвежьи лапы, и тьма тебя обойдет. И увидишь ты великую природу-мать. Как родит она и как растет ее племя. И утешит она тебя, и силами одарит немалыми».

День празднования Елецкой иконы Божией Матери. Именины у Михаила, Феодосии.

25 января Попразднство Богоявления. Татьяна Крещенская. Так говорили о рожденной в этот день. «Татьяна и каравай печет, и половики на реке бьет, и хоровод ведет». Место, где хозяйничала большуха, называли бабий кут или солныш - это бабий угол, место у русской печи, где стояла утварь домашняя. Про большуху, что была главной по хозяйству, стряпала, обряжала скотину, говорилось: «У нее ковши не дремлют, квашня - не пустеет, печь не угарна». Большуха, протопив печь, окутывала ее: подгребала уголья кочергой, выметала помельной сосновой лапой печной под. Ставила в печь чугуны – еду для семьи и для скотины готовить. Она знала, как жар не упустить, дом нагреть, чаду в избу не напустить. В этот день мыли половики . Каждая красна девица показывала свое уменье, да мастерство. Удаль молодецкую, силу мужицкую они зачаровывали. Татьянин день - праздник всех студентов. Снег на Татьяну - лето дож­дливое, солнышко проглянет - к раннему прилету птиц, ясное – к доброму урожаю. «Если снегопад - летом дождик част». День празднования иконы Божией Матери «Млекопитательница», исцеляющей онкологические заболевания, а также помогает беременным женщинам и кормящим матерям. Храм Преображения Господня, где хранится список иконы: Московская обл. Домодедовский р-н. с. Вельяминово. День празднования иконы Божией Матери Хлыновской, которой молятся при болезнях, невзгодах, а также о счастье в браке и от нападения врагов. В 1383 году произошло явление чудотворной иконы в 40 верстах от Вятки, до 1780 года – город Хлынов. День празднования иконы Божией Матери «Праворучница», созданной, по преданию, апостолом и евангелистом Лукой. Именно к ней были сказаны слова Пречистой: «Благодать Рожденного от Меня и Моя пребудет с образом сим». Многие паломники стремятся в Грецию, в святое место Пелопоннеса, где находится монастырь Мега Спилеон, что в переводе означает «Великая Пещера». Здесь можно поклониться чудотворному образу Матери Божией. День памяти святой мученицы Татьяны (Татианы ) и с нею в Риме пострадавших (226 – 235), помогающей при хронической усталости, депрессиях, избавляющей от головных болей, бессонницы. «Всякое добро происходит от просвещённого разума, и, напротив, всякое зло искореняется». Святая Татиана за исповедание Иисуса Христа приняла мученическое страдание. Ее после разных истязаний бросили на арену Колизея, чтобы сверепый лев растерзал для забавы зрителей. Но вместо этого лев стал кротко ласкаться к ней. Тогда святую Татиану усекли мечом. Восемь слуг, мучившие святую, уверовали в Иисуса Христа, видя над ней силу Божию, и тоже были казнены. День празднования иконы Божией Матери «Акафистской». Именины у Татьяны, Петра, Саввы.

26 января – Попразднество Богоявления. Ермил. Ерема на печи, а кошка в печурке! Стужа лютая одолела. Вот и приглядывались старики, куда кошка ступит – и они вслед за ней. Туманный круг около месяца – к метели. «Облака плывут низко – стужа близко». В январе заготавливают наросты березового гриба (чаги) и сосновые по чки.

День памяти преподобного Иринарха, затворника Ростовского. К нему обращаются с просьбой избавить от мигрени, гипертонии, вегетососудистой дистонии, а также от последствий инсульта. Именинники: Елизар, Ермил, Петр, Яков.

В этот день в 1589 году Патриарх Константинопольский Иеремия с Собором архиереев совершил интронизацию первого русского Патриарха – Иова. Русское Патриаршество навсегда стало правом Русской Церкви.

27 января Отдание праздника Богоявления . День святых Адама и Нины. Ухаживали за скотинкой, навоз убирали да соломку свежую стелили.

Св. Нина – дочь римского воеводы, воспитывалась в Иерусалиме. Однажды во сне Матерь Божия вручила Нине крест из виноградных лоз и повелела идти для просвещения язычников. Поселившись в Иверии (нынешней Грузии) св. Нина стала проповедовать, а также оказывать чудесную помощь всем страждущим. Обратила ко Христу грузинского царя Мириана и кахетинскую царицу Софию. Вскоре и вся Иверия приняла христианство. В 335 году скончалась в селении Борбе, где и покоятся её мощи. С великим правом дано ей имя «равноапостольная».

Приметы о молоке: - первое молоко – молозиво, нужно пролить через венчальное кольцо хозяйки: тогда никакими чарами нельзя отнять у этой коровы молоко; - выдоенное молоко и все приготовленное из него нужно скрывать от посторонних глаз, а также от домашних, чтоб не сглазить.

28 января - Павел Фивайский. День памяти преподобных Павла Фивайского и Иоанна Кушника. Павел Фивайский считается отцом православного монашества. Родился в Египте. Оставшись сиротой, удалился в пустыню, где прожил никому неведомый 91 год, неустанно молясь Богу днем и ночью. Бог открыл его местобребывание преп. Антонию Великому: «Антоний, есть раб Божий, который совершеннее тебя и прежде тебя поселился здесь в пустыне. Иди в глубину ее и найдешь его». Встретившись, старцы назвали друг друга по имени, обнялись и долго беседовали. Преставился святой во время молитвы, стоя на коленях. Он не основал ни одной обители, но вскоре после его кончины явилось много подражателей его жизни, которые покрыли пустыню обителями.

«Петр да Павел день прибавил». Павел взмок – дня приволок. Родимая матушка рожденному в этот день клала под подушку льняную кудель, чтобы от него дурные сны отвести. Если ветер - год будет сырой. Именины у Павла, Петра, Гавриила, Ивана, Прохора.

29 января - Петр Полукорм. Поклонение честным веригам ап. Петра. К этому дню заканчивалась половина зимнего корма, а потому надо экономить. «Петр Полукорм пополам делит корм». Снаряжали обозы к дальним стогам. «Ближняя соломка – лучше дальнего сенца». Но если приходилось ехать в поле за сеном, то хозяйка сама обходила открывшийся одонок – основание стога. Одонок делался из еловых веток. За время стояния стога на ветки опадали семена цветов, трав и это было поддержкой хорошей для птиц в зимнее голодное время.Начало песен больших синиц. «На Петра вериги, трутся крыги» (льдины), это значит, что с настоящего времени начинает ломаться лед. Именин­ники: Петр, Максим, Леонид.

30 января - Антон Перезимник. Антонина Перезимняя. Антонина – зиме половина. Семь лет зима по лету, а семь лет – лето по зиме. В этот день случалась теплая погода. «Не верь теплу на Антона - морозно будет». ""Обнадежит, обтеплит, а потом обманет - все морозом стянет "". «Хитер Антон со всех сторон». В этот день совершали обряд, помогающий обхитрить нечистую силу. Тот, кто первый в этот день выходил на улицу, тот шел от крыльца пятками вперед, обозначая тем самым, что в дом хозяин пришел. При этом на снегу поперек снежной тропки, на которой оставался след, проводили чем-то острым черту, тем самым, отсекая злу путь в дом. Приговаривали: «Ни на новце, ни на утренней заре, ни в обыден, не заступай здоровьице раба Божьего (имя рек)». Для того, кто в этот день рождался, пекли специальные толокняные колобки. И подавая, приговаривали: «Жить гладко, пить-есть сладко!» Неспокойным был характер человека, в этот день народившегося . День памяти преподобного Антония Великого . Молитвы к святому дают силы и терпение в болезнях, а также исцеляют от различных недугов. Родился в Египте в середине III века у богатых и знатных родителей. Совсем еще молодым он услышал слова Евангелия «если хочешь быть совершенным, раздай все, что имеешь, бедным и иди за мной». Он раздал все имущество и целиком посвятил себя аскетическим подвигам. На 20-м году жизни удалился в Египетскую пустыню. Посетители стали селиться около жилища великого подвижника. Так был основан первый монастырь. Преподобный Антоний является идеалом монашеского подвига, христианского учительства и христианской любви, считается отцом монашества. Скончался в 105 лет от роду в 356 году. Име­нины у Антона.

31 января - Афанасий Ломонос (Афанасий Берегинос), Ки­рилл. В этот день часто бывали сильные морозы"". Афанасьевские морозы шуток шутить не любят "". ""Пришел Афанасий Ломонос - береги щеки и нос "". В полдень солнце - весна ранняя. Если на Афанасия вьюга да метель - весна затянется. Чистый закат солнца в морозную погоду - морозы будут и дальше.

День памяти схимонаха Кирилла и схимонахини Марии , исцеляющих тяжелые телесные и душевные недуги. (Родители преподобного Сергия Радонежского). Незадолго до рождения второго ребёнка Мария вместе с мужем дали обещание: если родится мальчик, принести его в церковь и отдать Богу. И вот 3 мая 1314 года у Марии и Кирилла родился сын – будущий основатель Свято-Троицкой лавры, преподобный Сергий… . Покровский Хотьков девичьий монастырь, где хранится икона схимонаха Кирилла и схимонахини Марии: Московская обл. Сергиево-Пасадский р-н. г. Хотьково. Именины у Афанасия, Кирилла, Никиты, Ивана, Марии, Сергея.

. Они называются и св. вечерами , может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.

М. К. Маковский «Святочные гадания»

Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года.


Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882).

Другие названия

Рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.) ; белор. калядныя святкi ; полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество ; польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory ; чеш. Vánoce, Koleda, Gody ; словацк. Vianoce, Hody, sviatky .
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд , помiж каляд "между колядами"; либо калядныя святкi , калядныя нядзелi .

Языческое наследие

Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями , прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.

Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

* * *

Святками называют две недели зимних праздников в период с 6 января по 19 января , то есть с Рождественского сочельника до Крещения . Из всего календарного года Святки выделяются большим количеством проводимых в это время обрядов и гаданий, а также связанными с этим периодом приметами, обычаями и запретами. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, эти праздники приходятся на период зимнего солнцестояния и считаются как бы пограничным периодом между новым и старым годом. Во-вторых, издавна считалось, что в это время на землю приходят души умерших, и разгуливает нечистая сила. Именно это позволяло людям заглянуть в будущее и узнать, что их ждет.

Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.

Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.

Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.

* * *

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением.


Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами».

По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа».

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния.

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой».

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.

Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.

Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться.

Боялись наши предки и ведьм , которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу.

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея . Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе.

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы – уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.

В святочные вечера может встретиться и Бука , безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие . Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.

Не дремлют святочными ночами и привидения . Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.

В канун Крещения проводился обряд «проводов святок» : во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!».


Веселых Вам святочных вечеров!

По материалам Википедии

psm 08/01/12 #01 02/10/13
#21 09/01/15

См. также


Святочные вечера.

Святки — две недели зимних праздников, с Рождественского сочельника (6 января) до Крещения (19 января). Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет СВЯТКИ из всего календарного года, Это объясняется, во-первых, тем, что праздники приходились на момент зимнего солнцестояния и осмыслялись как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом; а во-вторых, комплексом представлений о приходе в первый день СВЯТОК на землю с того света душ умерших и о разгуле нечистой силы с Рождества до Крещения. Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и обьясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Гадание — ритуал, направленный на контакт с потусторонними силами с целью получения сведений о будущем. Святочные гадания сопровождались иногда пением, а иногда таинственным молчанием. Существенный предмет гадания — суженый. Только в святочные дни девушки имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы и шепотом просят красных девиц загадать судьбу.

Молодые женщины добровольно вступали в обязанности свах. Об остальном предоставляли хлопотать родителям. Богатый дом, назначаемый сборным местом для девиц, посылал нарядных с делом просить старых и молодых посидеть вечером: подразумевалось просить девушек на святочные игры и посиделки. Посылались с нарядным делом старые женщины и нянюшки, которые ходили по домам сзывать на Святки. При приглашении они приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем» — который всегда был в числе суженых.

Нарядных с делом принимали с поклонами и почестями и старались хорошо угостить. Чарка вина встречала и провожала их. Матушки хлопотали наперед у нарядных с делом: кто будет из молодых. Но они хранили глубокое молчание. Сметливые хозяйки одаривали их подарками. Тогда нарядные с делом открывали все и обещали хвалить их дочерей перед всеми прочими.

К вечеру появлялась бабка-позыватка: ее угощали еще усерднее, потому что она ходила высматривать невест. Бабки-позыватки получали от девиц подарки, узелки с орехами, пряниками и винными ягодами. Отдавая их, девица улыбалась и приговаривала: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». «Вестимо, мать моя, — отвечала бабка-позыватка, — благодарствуем». И уходила с поклонами. Одаренная трубила по всем домам о любезности и красоте девушки, которая «в доме родителей сущий ангельчик».

В некоторых местах приглашения на вечер получали за несколько дней, а в других — в тот же самый вечер. В прежние годы съезжались девушки длинным поездом; матушки неотлучно находились при своих дочерях. Рассказывали старые люди, что на Святки съезжалось званых гостей до 100 человек и гуляли несколько дней сряду. Девичьи посиделки превращались в многодневные пиры.

И вот наступал первый святочный вечер… По улицам тянулись поезды, в которых везли девушек в званый дом погостить на Святках. Матушки, оставляя дочку в званом доме, со слезами просили «принять свою ненаглядную дитятку, утешать и миловать». Уверения хозяйки дома: «Не осрамим себя, удоволим детище, не бросим себя в грязь» — сопровождали приезжих до ворот. Таковы были встречи для всех девушек. Званые девушки тотчас дружились. С первого вечера подруженьки придумывали разные затеи: что делать на Святках? Чему быть днем, чему вечером? Новых гостей угощали всевозможными яствами, вареными и печеньши. Укладывали спать на пуховых перинах посреди комнаты, на полу, с разными гаданиями.

На следующий день хозяйка с нетерпением ожидала обедень, чтобы поднять своих гостей. Едва только слышался колокольный звон, она уже стояла в дверях и приговаривала: «Пора, пора, красные девицы, вставать! Ваши суженые давным-давно встали; три овина обмолотили; на двух базарах побывали; трех свиней продали; на вороных конях проезжали; своих суженых искали. Что снилось, что во сне виделось?»

С последними словами, растворяя двери, входила хозяйка с бабушками к красным девицам разгадывать сны. Среди этих бабушек всегда были свахи, подосланные от суженых, бабки-позыватки, подговоренные с вечера матушками замечать за свахами и разгадывать сны, сны, когда откроются недоброжелатели. Хозяева не могли отказать свахам и бабкам-позываткам: это значило бы нарушить старые обычаи и поссориться со всем городом. Девичьи сны и отгадывания бабушек повторялись от слова до слова на всех Святках. Прежде всего начинала рассказывать самая богатая девушка.