Сергей львович львов немолодая женщина крупный ученый. Сборник идеальных эссе по обществознанию. Все метафоры делятся на две группы

К чему может привести грубое отношение людей друг к другу? Как хамство влияет на душевное состояние людей? Над этими вопросами предлагает нам задуматься автор статьи Сергей Львов.К чему может привести грубое отношение людей друг к другу? Как хамство влияет на душевное состояние людей? Над этими вопросами предлагает нам задуматься автор статьи Сергей Львов.

В данном тексте С. Львов приводит различные примеры грубого, хамоватого поведения людей в различных сферах жизни. Так, например, необдуманно сказанное слово по отношению к одной девочке оставило в ее душе глубокую неизлечимую рану. Львов в своей статье также говорит о том, что «травма, нанесенная криком, сравнима с ударом ножа».

В рассказе А.П.

Чехова «Смерть чиновника» мы видим, как грубо сказанное слово повлекло за собой смерть человека. Чиновник Червяков, при чихании обрызгавший генерала Бризжалова, чувствовал себя очень неудобно за случившееся. Червяков несколько раз ходил к генералу, просил у него прощение. Бризжалову, будучи очень занятому человеку, все это надоело и он нахамил Червякову. Червяков, восприняв это близко к сердцу, умер на следующий день.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что грубость и хамство могут очень сильно повлиять на человека, на его душевное состояние. Тем самым, мы должны бережно обращаться со словом, быть доброжелательными по отношению к другим.В данном тексте С. Львов приводит различные примеры грубого, хамоватого поведения людей в различных сферах жизни. Так, например, необдуманно сказанное слово по отношению к одной девочке оставило в ее душе глубокую неизлечимую рану. Львов в своей статье также говорит о том, что «травма, нанесенная криком, сравнима с ударом ножа».

Позиция автора выражена довольно ясно: Львов убежден, что люди должны задумываться над каждым словом, которое произносят. Хамство, по мнению автора, не показатель какого-то достоинства, а скорее бескультурья и внутренней слабости.

В рассказе А.П. Чехова «Смерть чиновника» мы видим, как грубо сказанное слово повлекло за собой смерть человека. Чиновник Червяков, при чихании обрызгавший генерала Бризжалова, чувствовал себя очень неудобно за случившееся. Червяков несколько раз ходил к генералу, просил у него прощение. Бризжалову, будучи очень занятому человеку, все это надоело и он нахамил Червякову. Червяков, восприняв это близко к сердцу, умер на следующий день.

Сергей Довлатов в статье «Это непереводимое слово «хамство»» исследует природу хамского поведения людей. Автор озабочен тем, что Россия во многом превосходит Америку в агрессивном общении. Довлатов приходит к выводу, что с хамством можно бороться и даже нужно.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что грубость и хамство могут очень сильно повлиять на человека, на его душевное состояние. Тем самым, мы должны бережно обращаться со словом, быть доброжелательными по отношению к другим.


Мне скажут: кричат не только плохие, несостоятельные работники - умелые и способные тоже порой кричат. Крик‑де иногда заставляет сделать то, что без него не делается. Что ж, допускаю. Но как это делается и какой ценой? Убежден, крик всегда исключает вдумчивость, сообразительность, спокойный и квалифицированный обмен мнениями. А это непременные условия верного стиля сегодняшней усложнившейся работы. По старинке, абы как, еще можно работать с криком. На современном высоком уровне - нельзя.

Так как же все‑таки нам справиться с криком? Не знаю! Но уверен: оскорбительный крик - субстанция хоть и менее материальная, но не менее вредная, чем, скажем, вещества, загрязняющие атмосферу. Мы боремся с загрязнением воздуха, с опасными для здоровья производственными и бытовыми шумами. Это правильно и необходимо. Но крик, прямо направленный на человека, бьющий его по самолюбию, по душе и сердцу, опаснее во сто крат…

Инженер Н. пока еще на инвалидности. Виновник, пусть отчасти, его болезни на своем месте. Кричит на подчиненных? Говорят, реже. И иногда даже сам переходит с крика на нормальный голос. Дается ему это с трудом. Скверные привычки переламывать нелегко.

У многих из нас перед глазами примеры, как складывается такой тип поведения: бесполезный для дела и безусловно вредный для окружающих. Однако еще важнее, чем проследить истоки такого поведения, приостановить его: снизу или сверху. Общими усилиями. Спокойным отпором. Выступлением на собрании. Если надо, приказом сверху.

Но главное - разоблачать крик и крикунов в глазах общественного мнения. Показать, что крикуны кричат часто для того, чтобы произвести впечатление людей волевых, решительных, требовательных. За криком может прятаться неуверенность, страх, что приказания, отданные обычным тоном, выполнены не будут.

Леонид Ильич Брежнев в книге «Малая земля» пишет:

«Если даже человек ошибся, никто не вправе оскорбить его окриком. Мне глубоко отвратительна пусть не распространенная, но еще кое у кого сохранившаяся привычка повышать голос на людей. Ни хозяйственный, ни партийный руководитель не должен забывать, что его подчиненные - это подчиненные только по службе, что служат они не директору или заведующему, а делу партии и государства. И в этом отношении все равны. Те, кто позволяет себе отступать от этой незыблемой для нашего строя истины, безнадежно компрометируют себя, роняют свой авторитет».

Крик - маска профессиональной некомпетентности! Отсталости. Понимать это очень важно. Бороться с тем, чем порождено это явление, еще важнее.

Осторожно: слово!

Статья о крике, предыдущая глава этой книги, после того как была напечатана в газете, вызвала много откликов. Немолодая женщина, крупный ученый, рассказала такую историю:

«Я переходила площадь, меня толкнул какой‑то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьем. Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: „Пожалуйста, окажите мне первую помощь“. Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. В кабинете за столом сидела величественная дама: хирург и главный врач поликлиники. Я сказала:

Я в крови. Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

Часы показывали два.

Но ведь у меня кровь течет, помогите мне!

И тогда она не крикнула, а спокойно сказала:

Выйдите отсюда!

Я, конечно, вышла. Я плакала.

К врачу пришел человек, чтобы он врачевал его телесную рану, а он нанес ему рану душевную.

И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом.

Вы набираете номер телефона. Вам отвечают:

Вы говорите:

Попросите, пожалуйста, Алексея Петровича.

Вы ошиблись и попали в другую квартиру. Как должен звучать нормальный ответ в таком случае? «Вы ошиблись номером». Так отвечают вежливые люди. Очень вежливые: «Вы, к сожалению, ошиблись номером». Но нередко вы слышите: «Здесь таких нет!» Так и тянет спросить: «А какие есть?» и грубое продолжение: «Глядеть надо, когда набираешь!» Пустяк, конечно, но настроение испортить вполне может.

Мы решили купить телевизор. Много лет обходились без этого непременного предмета современного быта. Я был несколько растерян. По-видимому, наивные вопросы человека, который последний раз имел дело с покупкой телевизора лет двадцать назад, привели молодого продавца в раздражение. Он отвечал с ироническим превосходством. Может быть, его досаду вызвало то, что я покупаю не дорогой цветной телевизор, а маленький черно-белый.

(1)Немолодая женщина, крупный учёный, рассказала такую историю:

(2)«Я переходила площадь, меня толкнул какой-то пьяный, я упала на колени, поранила их, и из ран по ногам потекла кровь ручьём. (3)Я зашла в ближайшую поликлинику и сказала сестре: «Пожалуйста, окажите мне первую помощь».

(4)Она вежливо направила меня в хирургический кабинет. (5)В кабинете за столом сидела величественная дама. (6)Хирург и главный врач поликлиники. (7)Я сказала:

Я в крови. (8)Пожалуйста, окажите мне первую помощь.

(10)Часы показывали два.

- (11)Но ведь у меня кровь течёт, помогите мне!

(12)И тогда она не крикнула. (13)Спокойно сказала:

Выйдите отсюда!

(14)Я, конечно, вышла. (15)Я плакала».

(19)Ко врачу пришёл человек, чтобы залечить телесную рану, а тот нанёс ему рану душевную.

(20)И я подумал, как, увы, часто наносятся раны словом. (21)Раны от слова вызываются не только грубостью, но и необдуманным обращением со словом.

(22)В одной семье произошёл такой случай. (23)Дочка, ученица пятого класса, которая незадолго до того перенесла тяжёлое долгое заболевание, вернулась однажды домой бледная. (24)Сказала:

В эту школу я больше не пойду.

(25)Ничего объяснять она не стала. (26)Видно было только: потрясена безмерно.

- (27)Лучше умереть, чем в эту школу.

(28)Родители решили перевести девочку в соседнюю школу. (29)И только спустя годы она рассказала, в чём было дело. (З0)На медицинском осмотре в присутствии подруг школьный врач сочувственно воскликнула:

С таким сердцем жить нельзя!

(31)Вот так и сказала. (32)Подруги засыпали девочку вопросами. (ЗЗ)Она молча оделась и молча вышла из школы. (34)Вышла, чтобы больше никогда туда не возвращаться. (35)Никому ничего не сказала, чтобы никого из близких не огорчать.

(Зб)Она верила старшим и думала, что живёт последние недели.

(37)Эту рану словом нанесли не злость, не грубость, а глупость, невежество.

(38)Когда таких примеров из собственного опыта и опыта окружающих и размышлений по их поводу накопилось много, я выступил по радио с беседой на тему «Осторожно - слово!». (39)Не предлагал ничего особенного и чрезвычайного, просто советовал обращаться со словом обдуманно. (40)Применять, например, давно выработанные и общепринятые формулы вежливости и отказаться от таких оборотов, как: «Не видишь что ли?!»,

«Ослеп?», «Оглох?», тем более что есть опасность действительно угодить в человека, который плохо видит или плохо слышит. (41)Я напоминал другие слова, приветливые, вежливые, благожелательные. (42)И заканчивал передачу так: «Будьте осторожны со словом; грубое - обоюдоостро и часто мстит за себя!»

(43)На меня обрушилась лавина откликов. (44)Большинство откликнувшихся на моё выступление соглашались: со словом надо обращаться осторожно.

(45)Однако нашлись люди, кого сама постановка этой проблемы привела в раздражение. (46)Они утверждают: без грубости не обойтись и обходиться без неё не надо! (47)Под грубостью они понимают и крайнюю её форму - нецензурную брань. (48)Без неё-де и соваться нечего на стройку, в цех, в поле.

(49)Да и в домашнем быту без крепкого слова немыслимо.

(50)Крик и брань не свидетельство силы и не доказательство. (51)Сила - в спокойном достоинстве. (52)3аставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (53)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (54)Это значит отказываться от самого себя! (55)От собственной личности! (бб)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (57)Спрашивать, зачем вежливость, так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?».

(По С. Львову*)

* Сергей Львович Львов (1922-1981 гг.) - прозаик, критик, публицист, автор статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

Показать текст целиком

Казалось бы, слово – это просто сочетание букв, но какое воздействия может оно оказать ! Слово может осчастливить человека, а может и ранить.

Проблему влияния слова на человека в данном тексте затрагивает известный публицист Сергей Львович Львов.

Проблема эта довольно актуальна на сегодняшний день. Наверное, с каждым случалась такая ситуация, когда сказанное острое слово могло очень сильно обидеть. Об этом рассуждает автор. Данная проблема не оставила публициста равнодушным. Он приводит в пример историю женщины-ученого и рассказ о маленькой девочке. Обе они пострадали от слова и запомнили это на все жизнь, надолго засела обида в их сердце.

Поэтому С. Л. Львов утверждает, что прежде, чем сказать что-то, крайне важно подумать, какой эффект произведёт ваше слово на человека. «Будьте осторожны со слов

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 1 из 3 К2

В тексте С. Львова затронута проблема воздействия слова на человека.

Чтобы помочь разобраться читателю в поднятых вопросах, автор обращается к воспоминаниям из своей жизни. В детстве, будучи полным мальчиком, Львов часто сталкивался с насмешками от своих одноклассников, и все это причиняло ему сильные страдания: “меня дразнили, я страдал ужасно”. Прозвище, данное ему одним писателем, еще долго напоминало о себе. После этого юный Львов даже ненавидел этого писателя, конечно, ставь взрослым он простил его, но все же из-за того прозвища, он многого натерпелся от своих сверстников.

С.Л.Львов выражает свою точку зрения ясно и однозначно. Он считает, что грубое и необдуманное слово может очень сильно обидеть человека. Особенно важно помнить об этом в отношении с ребёнком, так как дети очень чувствительны к слову.

Я полностью разделяю позицию публициста. Действительно, необдуманное обращение со словом может нанести человеку непоправимый вред.

В подтверждение позиции автора и своего мнения приведу пример из художественной литературы. В стихотворении Н. Некрасова «Мы с тобой бестолковые люди…» лирический герой жалуется на «неразумное, резкое слово», которое часто становится причиной для ссор между влюбленными.

В качестве второго аргумента хочу привести следующий литературный пример. С. Довлатов писал: «Это непереводимое слово - «Хамство». Писатель уверен, что хамство - это не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность.

Таким образом, нужно следить за своей речью, ведь любое необдуманное слово может сильно оскорбить человека. И как показал С Львов, нужно проявлять особое отношение к детям, ведь люди в этом возрасте очень чувствительные к слову.

Исходный текст.


ОСТОРОЖНО: СЛОВО!

(1)Как увы, часто наносятся раны словом.

(2)Вы набираете номер телефона. (З)Вам отвечают:

(4)— Слушаю. (5)Вы говорите:

(6)— Попросите, пожалуйста, Алексея Петровича.

(7)Вы ошиблись и попали в другую квартиру. (8)Как должен звучать нормальный ответ в таком случае? (9)«Вы ошиблись номером». (10)Так отвечают вежливые люди. (11)Очень вежливые: (12)«Вы, к сожалению, ошиблись номером». (13)Но нередко вы слышите: (14)«Здесь таких нет!» (15)Так и тянет спросить: «А какие есть?» (16)И грубое продолжение в ответ: (17)«Глядеть надо, когда набираешь!» (18)Пустяк, конечно, но настроение испортить вполне может.

(19)Раны от слова вызываются не только грубостью, а часто необдуманным обращением со словом. (20)Однажды в жизни я сам пострадал сходным образом.

(21)В детстве я был полным и таким остался. (22)Взрослым переношу это легко, а когда был школьником, меня дразнили, я страдал ужасно. (23)Понадобилось немало выдержки и умения постоять за себя, чтобы дразнить перестали. (24)И вот нас, группу школьников, пригласил в редакцию большой газеты известный писатель. (25)Поили чаем и угощали пирожными. (26)Писатель беседовал с нами о школе. (27)Готовился написать очерк. (28)Отвечал на его вопросы и я. (29)Очерк появился. (30)Я развернул газету и похолодел: он, указав имя, фамилию и школу, назвал меня в очерке «языкатым толстяком Серёжей»! (31)Много ли радости в том, что он похвалил мои ответы? (32)На всю страну прославил меня — языкатым толстяком! (33)Сказано было метко, сколько я ни отбивался, ничего не помогало, надолго прилипло ко мне это новое прозвище. (34)Ответ был один: (35)«В газете так напечатали! (З6)Значит, так оно и есть».

(37)Прошло много лет. (38)Мы встретились с этим писателем в доме отдыха. (39)Разговорились, и я спросил его:

(40)— А вы знаете, какое горе вы мне когда-то причинили?

(41)Он страшно удивился.

(42)Я рассказал ему эту историю. (43)Он сказал:

(44)— Забыл. (45)Извините меня!

(46)Взрослый, я его извинил, мальчишкой же ненавидел. (47)Дети особенно чувствительны к слову, особенно ранимы. (48)Родители, педагоги, журналисты, пишущие о детях, врачи, не забывайте об этом.

(49)Осторожно со словом! (50)Оно может тяжко ранить!

(51)А ведь есть простые способы избежать этого, даже если мы вынуждены говорить людям неприятное.

(52)Есть люди, которым чувство такта, в том числе такта в выборе слов, даётся от природы или вырабатывается воспитанием.

(53)Есть такие, которым оно от природы не дано и в них не воспитано, но по роду работы необходимо. (54)Словесному такту следует учить всех, кто связан с другими людьми. (55)И за пренебрежение им — наказывать.

(56)«Не видишь, что ли!»; «Сколько раз повторять!»; «Русского языка не понимаешь!»; «Чего стали» или «Чего сели»; «А вам (а тебе) чего надо!»; «Больно умные все стали!»; «Больно учёные стали!»; «Ну-ну, нечего»; «Ишь, какой нежный»; «И так хорошо будет»; «Двадцать раз вам повторять!» (57)А ведь можно сказать: (58)«Доброе утро!»; «Добрый день!»; «Добрый вечер!»; «Пожалуйста, входите»; «Пожалуйста, садитесь»; «Будьте любезны, передайте, пожалуйста»; «Я пройду после вас»; «Спасибо большое»; «Благодарю вас»; «Всего доброго!»; «Скажите, пожалуйста...»

(59)Тысячелетиями человечество вырабатывало способы выражения благожелательства, благодарности, извинения, сочувствия, внимания. (60)Они вошли в народные традиции, обрели глубокий этический и социальный смысл.

(61)Бывает, что внешняя вежливость маскирует внутреннее равнодушие или даже недоброжелательство. (62)Но это — исключение, и оно не даёт оснований проклинать вежливость.

(63)В житейском обиходе, в некоторых книгах, иногда на сцене и на экране утверждается представление, что вежливость, воспитанность, сдержанность, обходительность — прикрытие отрицательных качеств личности. (64)Напротив, грубость, беспардонность, нахрапистость — это-де выражение личности сильной, незаурядной, искренней, проявление таланта, который имеет право на такое выражение своей самобытности.

(65)Бывает и так, что о грубости говорят, как о защитной броне нежной, ранимой души. (66)На самом деле, как мы знаем по личному опыту общения с грубиянами, за грубостью и хамством, как правило, ничего не скрывается, кроме грубости и хамства!

(67)Воспитание не сводится только к привитию вежливости, сдержанности, приветливости, обходительности. (68)Но без них не обойтись. (69)Эти качества элементарны, но прекрасны. (70)Опасаться их избытка не приходится. (71)Нет сомнения, человек должен уметь постоять за себя. (72)Но никто и никогда не докажет, что верный способ постоять за себя — ответить на грубость грубостью, на зло — злом, на подлость — подлостью.

(73)Крик и брань — не свидетельство силы и не доказательство. (74)Сила — в спокойном достоинстве. (75)Заставить себя уважать, не позволить, чтобы вам грубили, нелегко. (76)Но опускаться до уровня хама бессмысленно. (77)Это значит отказываться от самого себя. (78)От собственной личности. (79)Вежливость, как правило, синоним внутренней силы и подлинного достоинства. (80)Спрашивать: «Зачем вежливость?» так же бессмысленно, как задавать вопросы: «Зачем культура?», «Зачем красота?»

(По С. Львову *)


* Львов Сергей Львович (1922—1981) — прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.