Различия между планами счетов бюджетных, автономных и казенных учреждений. Законодательная база российской федерации С изменениями и дополнениями от

Не каждый бухгалтер, работающий в коммерческой организации, сможет мгновенно перестроиться на работу в системе бюджетного учета. Он ведется по правилам, отличным от предписанных предприятиям коммерческого сектора и некоммерческим организациям.

Связано это различие с особенностью правового статуса таких учреждений . Их учредителями являются или органы государственной власти любого уровня, или муниципальные органы, или же министерства и ведомства федерального уровня. Организации эти являются получателями государственных средств, распределяемых в виде субсидий или сметного финансирования, контроль за расходованием которых гораздо строже, чем в частном секторе экономики.

Поэтому и нормативные акты, регулирующие эту сферу, отличаются от аналогичных, разработанных для предпринимательства. На 2019 год особых изменений нет.

С точки зрения методологии основным отличием двух систем учета является План счетов . Вторым после наименований и нумерации счетов важным отличием бюджетного учета от бухгалтерского является порядок формирования и сдачи форм отчетности . Она предоставляется не только в налоговые органы, но и учредителю организации.

Основными документами, регулирующими бюджетный учет, являются инструкции, выпускаемые Минфином, который регламентирует и бухгалтерский учет. Они носят как общий, так и частный характер, относясь к деятельности только одного типа учреждений.

Бюджетные учреждения делятся на три основные группы – бюджетные, автономные и казенные.

Для каждой из групп разработан собственный план счетов, отражающий различия в специфике их деятельности и ее регулированию.

  1. Бюджетные учреждения создаются в сфере науки, образования, культуры. Их финансирование осуществляется из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно.
  2. Казенные учреждения работают в сфере производства и науки, выполняют отдельные государственные функции или госуслуги, финансируются из бюджета на основании утвержденной сметы, их деятельность связана с использованием , они имеют собственные доходы, что рождает потребность в специфическом регулировании их финансово-бюджетной дисциплины.
  3. Автономные организации создаются, в основном, в сфере социальной поддержки населения, науки, образования, спорта и других сферах, связанных с оказанием услуг гражданам. Их финансирование осуществляется также из бюджета учредителя, доходами они распоряжаются самостоятельно. Их отличием является то, что расчетные счета они могут открывать в коммерческих банках, а не только в Федеральном казначействе.

Основной особенностью всех типов является то, что своим имуществом они пользуются на основе права оперативного управления, финансирование получают от учредителя или напрямую из бюджета, что порождает особые требования к отчетности.

Для понимания требований к составлению и сдаче отчетности, бухгалтер должен знать классификацию субъектов бюджетного учета. В этом механизме задействовано три группы субъектов :

  • получатели средств (учреждения);
  • распорядители средств (учредители или региональные органы власти, направляющие средства их получателям);
  • главный распорядитель средств (как правило, федеральное министерство при распределении средств между автономными организациями).

Получатель средств отчитывается перед распорядителями путем составления отчетности, практически аналогичной той, которая направляется в налоговые органы.

Единый, общий для всех групп этого типа юридических лиц, План счетов бюджетного учета можно найти в Инструкции №157н . На 2019 год она претерпела серьезные изменения.

Важным изменением стали корректировки в наименованиях многих счетов, например, счет 10407 «Амортизация библиотечного фонда» переименовали в «Амортизация биологических ресурсов», счет 10707 «Библиотечный фонд» — «Биологические ресурсы». На основании Единого плана счетов разрабатываются алогичные планы для каждого из типов бюджетных организаций.

Ввели новые счета, например, 10429 «Амортизация нематериальных активов — особо ценного движимого имущества учреждения», 10449 «Амортизация прав пользования непроизведенными активами».

Утратили силу счета 10540 «Материальные запасы — предметы лизинга», 10240 «Нематериальные активы — предметы лизинга», 10740 «Предметы лизинга в пути», 10990 «Издержки обращения».

Номенклатуру счетов конкретно для бюджетных учреждений регулирует Инструкция №174н , ею вводится Единый план счетов и порядок его применения, она также как и 157н серьезно изменялась дважды, теми же приказами Минфина.

Инструкция №191н вводит требования по предоставлению отчетности об исполнении бюджетов. Это особая форма отчетности, только одних форм баланса предлагается 6 видов. Выбор формы зависит от того, получателем, распорядителем или главным распорядителем бюджетных средств является организация.

И, наконец, Инструкция №148н регулирует общие вопросы ведения бюджетного учета. Она регулирует правила отражения каждой хозяйственной операции,

Виды расчетов

Для любого бухгалтера бюджетного учреждения одним из самых важных областей применений правил бюджетного учета будет отражение в нем расчетов с разными группами дебиторов и кредиторов.

С подотчетными лицами

Строгий контроль за всеми видами расходования средств распространяется и на . До сих пор действует требование об оформлении расходных кассовых ордеров при выдаче наличных денег. Отчитываются сотрудники по авансовому отчету с оправдательными документами (для коммерческих организаций эти особенности документооборота уже отменены). Учитываются расчеты на синтетическом счете 020800000, имеющем большое количество аналитических счетов.

Если в коммерческих организациях недосдача является частным делом, то в учреждении – это нарушение бюджетной дисциплины. Недосдачи в понимании законодателя при разработке формулировок этой статьи бывают разного характера в зависимости от актива и причин его утраты:

  • движимого имущества;
  • денежных средств;
  • в результате недобросовестных действий ;
  • в виде судебных издержек.

Расчеты по этим видам недосдач отражаются по счету 020900000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» . Здесь, согласно нормам п. 220 Инструкции №157н, учитываются не только недосдачи, но и хищения, своевременно невозвращенные денежные средства, выданные по авансовому отчету, невозвращенные контрагентами авансовые платежи по расторгнутым государственным контрактам, по суммам судебных издержек.

С учредителем

Для всех видов учреждений их учредителем будет орган власти или определенное министерство. Оно наделяет учреждение имуществом. Расчеты с учредителем являются одним из основных видов расчетов и их неточное или несвоевременное проведение и отражение в учете может привести к применению в отношении уполномоченных лиц мер ответственности. Операции отражаются или ежегодно или перед преобразованием организации в другую форму.

Отражаются они на счете 021006000 . В обязательном порядке на этом счете отражается переданное организации учредителем имущество, которым она не может распоряжаться самостоятельно, но пользуется поступающими от него доходами. К такому имущество относится недвижимость и другие дорогостоящие основные средства. Также здесь отражается так называемое «особо ценное движимое имущество» (термин введен одной из инструкций), которое организация приобрела самостоятельно, за счет доходов от своей деятельности.

Вместе с самим имуществом должна отражаться сумма начисленной на него амортизации, которая так и остается здесь, в случае выбытия имущества из ведения до его полной амортизации. Здесь же отражаются целевые субсидии и возврат их неизрасходованной части.

С прочими дебиторами

Этот вид расчетов отражается на синтетическом счету 021005000 «Расчет с дебиторами по доходам» и сопутствующих ему аналитических счетах. На этом же счету учитываются переплаты по налогам. Следует учитывать, что большинство расходов должно быть санкционировано учредителем или в виде утверждения сметы, или в виде предоставления разрешения на совершение конкретной расходной операции.

На субсчете 020502000 отражаются доходы от собственности, на 020503000 – доходы от реализации. Все операции дополнительно отражаются в журналах, которые ведутся по установленным формам.

Таким образом, все правила, регулирующие учет в бюджетных организациях существенно отличаются от правил РСБУ, кроме того, они претерпели ряд структурных изменений, связанных с изменением бюджетной классификации и усилением роли электронного документооборота в отношениях между государственными органами.

Бухгалтеру для того, чтобы ориентироваться во всех этих изменениях, нужно посвятить время изучению инструкций. В этом случае учет будет вестись в соответствии с новыми правилами и не возникнет проблем, связанных со сдачей отчетности.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"

С изменениями и дополнениями от:

2. Утвердить Инструкцию по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

Положения Инструкции в части первичных учетных документов применяются в соответствии с учетной политикой субъекта учета и положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 июня 2015 г., регистрационный номер 37519; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 8 июня 2015 г.).

3. Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 года.

Регистрационный N 19713

Утверждены отдельный план счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкция по его применению. Последняя устанавливает единый порядок отражения этими организациями активов, обязательств и фактов хозяйственной деятельности на счетах плана.

Хозяйственные операции в зависимости от их экономического содержания отражаются на счетах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики. В нем приводятся аналитические коды вида объекта учета, коды вида поступлений (доходов), выбытий (расходов, затрат) - 24-26 разряды номера счета, соответствующие структуре данных, закрепленных планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Разрешается вводить дополнительные аналитические коды счетов, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете необходимой информации, а также определять по согласованию с учредителем недостающую корреспонденцию счетов.

Приказ применяется при формировании учетной политики автономного учреждения начиная с 2011 г.

Приказ Минфина РФ от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"


Регистрационный N 19713


Настоящий приказ применяется при формировании учетной политики государственного (муниципального) автономного учреждения, начиная с 2011 г.


В настоящий документ внесены изменения следующими документами:


Изменения вступают в силу с 10 февраля 2019 г. и применяются при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 г.

В целом план счетов бюджетного учета, планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

В целом план счетов бюджетного учета , планы счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений очень схожи. Различия между инструкциями № 174н от 16.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и инструкции по его применению" и № 183н от 23.12.2010 "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и инструкции по его применению" можно назвать минимальными.

По сравнению с действовавшей ранее Инструкцией № 148н (приказ Минфина России от 03.11.2011 № 148н "О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2011 № 117н") в инструкции № 162н (приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении плана счетов бюджетного учета и инструкции по его применению"), 174н, 183н были добавлены бухгалтерские записи по списанию просроченной задолженности. Ничего принципиально нового они не содержат, их отсутствие в Инструкции № 148н можно объяснить только недосмотром. Вместе с тем, и в Инструкции № 162н бухгалтерские записи по списанию задолженности приведены не для всех ее видов. Полная корреспонденция счетов содержится только в двух последних по времени выхода инструкциях № 174н и № 183н:

Счет учета просроченной задолженности

КОСГУ

Инструкция № 148н

Инструкция № 162н

Инструкция № 174н

Инструкция № 183н

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Не определено

Основные различия между планами счетов и инструкциями по их применению обусловлены следующими особенностями деятельности государственных (муниципальных) учреждений:

По сфере деятельности. В планах счетов бухгалтерского учета бюджетных и автономных учреждений отсутствуют счета учета, используемые финансовыми органами и органами казначейства, а также счета учета имущества казны; не предусмотрены счета учета доходов по кодам 110 КОСГУ, 151 КОСГУ, 160 КОСГУ (в рамках групп счетов 205 00, 401 10) и счета учета расходов по кодам 251 КОСГУ, 261 КОСГУ (в рамках групп счетов 206 00, 302 00, 401 20).

По способам финансового обеспечения. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов отсутствуют счета учета расчетов с финансовым органом по поступлениям в бюджет (210 02, 210 04) и по платежам из бюджета (304 05), а также счета учета бюджетных ассигнований (503 00) и лимитов бюджетных обязательств (501 00), предусмотренные для казенных учреждений.

У казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета отсутствуют счета 507 00 "Утвержденный объем финансового обеспечения" и 508 00 "Получено финансового обеспечения", предусмотренные для бюджетных и автономных учреждений. Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено отражение на счете 504 00 "Сметные (плановые) назначения" сметных назначений не только по расходам (как для казенных), но и по доходам. Сметные назначения по доходам отражаются по кредиту счета 504 00 и дебету счета 507 00.

Для бюджетных и автономных учреждений предусмотрено использование счета 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами", в т. ч. с целью отражения временного использования средств одного источника финансового обеспечения для оплаты обязательств, принятых за счет другого источника, и последующего восстановления использованных средств.

По праву на распоряжение имуществом. Для бюджетных и автономных учреждений в планах счетов бухгалтерского учета предусмотрено выделение особо ценного движимого имущества (аналитическая группа 20 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов), в т. ч. и в составе материальных запасов. Для казенных учреждений в Плане счетов бюджетного учета предусмотрено только иное движимое имущество (аналитическая группа 30 синтетического счета объекта учета Единого плана счетов).

По взаимоотношениям с учредителями. В планах счетов бюджетных и автономных учреждений предусмотрен счет 210 06 "Расчеты с учредителем". В частности, в п. 116 Инструкции № 174н и п. 119 Инструкции № 183н приведены бухгалтерские записи при поступлении основных средств и нематериальных активов в оперативное управление учреждения и возврате учредителю при прекращении оперативного управления в корреспонденции со счетом 210 06.

В соответствии с положениями п. 238 приказа Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждения единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и инструкции по его применению" (далее – Инструкции № 157н) и исходя из особенностей правового статуса казенных учреждений, у них не должно быть никаких расчетов с учредителем. Счет 210 06 не упомянут в Инструкции № 162н. Тем не менее, видимо, по недосмотру, счет 210 06 указан в Плане счетов бюджетного учета, а также в таблице соответствия счетов Плана счетов бюджетного учета, утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, Плану счетов бюджетного учета, утвержденному приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению", доведенной письмом Минфина России от 29.12.2010 № 02-06-07/5396.

По распоряжению денежными средствами. В плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в отличие от автономных не предусмотрено использование счетов 0 201 21 000 "Денежные средства учреждения на счетах вкредитной организации", 0 201 22 000 "Денежные средства учреждения, размещенные на депозиты в кредитной организации".

По ограниченному использованию автономными учреждениями КОСГУ. В Плане счетов бухгалтерского учета автономных учреждений использование кодов КОСГУ, отражающих увеличение и уменьшение активов и обязательств, не предусмотрено (коды 310–410, 510–610, 560–660, 730–830 и т. д.). Коды КОСГУ применяются только в счетах учета затрат и доходов, внутриведомственных расчетов, плановых показателей (109 00, 401 00, 304 04, 502 00, 504 00, 507 00, 508 00). Также в текст Инструкции № 183н внесено описание экономического содержания операций для выбора аналитического счета в рамках счетов 302 00, аналогичное положениям законодательства о применении КОСГУ.

Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 26, ст. 3526; 2013, N 16, ст. 1970; N 20, ст. 2477; N 22, ст. 2812; N 33, ст. 4386; N 45, ст. 5822; 2014, N 12, ст. 1296), приказываю:

1. Утвердить перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, согласно приложению.

2. Признать утратившими силу:

приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13 октября 2006 г. N 703 "О внесении изменения в приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 785" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 7 ноября 2006 г., регистрационный N 8445);

Министр
В.И. СКВОРЦОВА

<1> Предметно-количественному учету подлежат перечисленные в настоящем перечне лекарственные средства для медицинского применения независимо от их торгового наименования.

I. Лекарственные средства - фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры (их соли, изомеры, стереоизомеры) и включенные в списки , III , перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 <1> (далее - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры), в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры в сочетании с фармакологически активными веществами: (в ред. Приказа Минздрава РФ от 05.04.2018 N 149н)

<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 27, ст. 3198; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2006, N 29, ст. 3253; 2007, N 28, ст. 3439; 2009, N 26, ст. 3183; N 52, ст. 6572; 2010, N 3, ст. 314; N 17, ст. 2100; N 24, ст. 3035; N 28, ст. 3703; N 31, ст. 4271; N 45, ст. 5864; N 50, ст. 6696, ст. 6720; 2011, N 10, ст. 1390; N 12, ст. 1635; N 29, ст. 4466, ст. 4473; N 42, ст. 5921; N 51, Ст. 7534; 2012, N 10, ст. 1232; N 11, ст. 1295; N 19, ст. 2400; N 22, ст. 2864; N 37, ст. 5002; N 48, ст. 6686; N 49, ст. 6861; 2013, N 9, Ст. 953; N 25, ст. 3159; N 29, ст. 3962; N 37, ст. 4706; N 46, ст. 5943; N 51, ст. 6869; 2014, N 14, ст. 1626; N 23, ст. 2987; N 27, ст. 3763; N 44, ст. 6068; N 51, ст. 7430; 2015, N 11, ст. 1593; N 16, ст. 2368; N 20, ст. 2914; N 28, ст. 4232; N 42, ст. 5805; 2016, N 15, ст. 2088; 2017, N 4, ст. 671, N 10, ст. 1481, N 23, ст. 3330; N 30, ст. 4664; N 33, ст. 5182). (в ред. Приказа Минздрава РФ от 05.04.2018 N 149н)

Аллобарбитал

Алпразолам

Аминорекс

Амобарбитал

Амфепрамон

Бромазепам

Бротизолам

Бупренорфин

Бупренорфин+налоксон (лекарственные препараты) (в ред. Приказа Минздрава РФ от 31.10.2017 N 882н)

Буталбитал

Бутобарбитал

Буторфанол

Галазепам

Галоксазолам

4-гидроксибутират

Декстроморамид

Декстропропоксифен

Делоразепам

Диазепам

Диазепам + циклобарбитал

Дифеноксилат

Диэтиловый эфир (в концентрации 45 процентов или более)

Золпидем

Камазепам

Кетазолам

Клобазам

Клоразепат

Клотиазепам

Лефетамин

Лопразолам

Лоразепам

Лорметазепам

Мазиндол

Медазепам

Мезокарб

Мепробамат

Метилфенобарбитал

Мефенорекс

Мидазолам

Модафинил

Налбуфин

Ниметазепам

Нитразепам

Нордазепам

Оксазепам

Оксазолам

Оксикодон

Оксикодон+налоксон (лекарственные препараты) (в ред. Приказа Минздрава РФ от 31.10.2017 N 882н)

Пентазоцин

Перманганат калия (в концентрации 45 процентов или более)

Пиназепам

Пипрадрол

Пиритрамид

Празепам

Просидол

Псевдоэфедрин (в концентрации 10 процентов или более)

Секбутабарбитал

Суфентанил

Темазепам

Тетразепам

Тианептин

Триазолам

Тримеперидин

Фенилпропаноламин (в концентрации 10 процентов или более)

Фенобарбитал

Фентанил

Фентермин

Флудиазепам

Флунитразепам

Флуразепам

Хлордиазепоксид

Циклобарбитал

Эргометрин (в концентрации 10 процентов или более)

Эрготамин (в концентрации 10 процентов или более)

Эстазолам

Этил лофлазепат

Этилморфин

Эфедрин (в концентрации 10 процентов или более)

II. Лекарственные средства - фармацевтические субстанции и лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества (их соли, изомеры, простые и сложные эфиры, смеси и растворы независимо от концентрации), внесенные в списки сильнодействующих и ядовитых веществ для целей статьи 234 и других статей Уголовного кодекса Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 964 <1> (далее - сильнодействующие и ядовитые вещества), в сочетании с фармакологически неактивными веществами, а также лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества в сочетании с фармакологически активными веществами (при условии включения их в перечень отдельной позицией):

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 2, ст. 89; 2010, N 28, ст. 3703; 2012, N 10, ст. 1232; N 41, ст. 5625; 2013, N 6, ст. 558; N 9, ст. 953; N 45, ст. 5831.

Андростанолон

Ацеклидин

Бенактизин

Бензобарбитал

Бромизовал

Гексобарбитал

Гиосциамин

Гестринон

Змеиный яд (за исключением лекарственных форм для наружного применения - кремы, мази, гели)

Зопиклон

Карбахолин

Клозапин

Клонидин

Клостебол

Левомепромазин

Местеролон

Метандиенон

Метандриол

Метенолон

Метилтестостерон

Нандролон

Норклостебол

Пчелиный яд (за исключением лекарственных форм для наружного применения - кремы, мази, гели)

Сибутрамин

Скополамин

Спирт этиловый (Этанол) (в ред. Приказа Минздрава РФ от 10.09.2015 N 634н)

Сумма алкалоидов красавки (за исключением твердой дозированной лекарственной формы - суппозитории) (в ред. Приказа Минздрава РФ от 10.09.2015 N 634н)

1-тестостерон (за исключением лекарственных форм для наружного применения - кремы, мази, гели)

Тиопентал натрия

Трамадол

Трамадол 37,5 мг + парацетамол

Тригексифенидил

Этилхлорид

III. Комбинированные лекарственные препараты, содержащие кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества <1>:

7) фенилпропаноламин в количестве до 75 мг включительно (на 1 дозу твердой лекарственной формы) или до 300 мг включительно (на 100 мл или 100 г жидкой лекарственной формы для внутреннего применения);

8) фенобарбитал в количестве до 15 мг включительно в сочетании с кодеином (или его солями) независимо от количества (на 1 дозу твердой лекарственной формы);

9) фенобарбитал в количестве до 20 мг включительно в сочетании с эфедрином гидрохлоридом независимо от количества (на 1 дозу твердой лекарственной формы);