Разделы фонетики. Физиологическая, акустическая, перцептивная фонетика, фонология. Перцептивная фонетика

Изучение речи с позиций слушающего. Предмет перцептивной фонетики – восприятие речи слушающим, установление соотношения между произнесенными звуками и услышанным … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

Акустическая фонетика самостоятельная научная дисциплина, возникшая на стыке лингвистики, физики и биоакустики, изучающая физические свойства речевого сигнала. В рамках данной дисциплины исследуются акустические характеристики звуковых… … Википедия

- (лат. extra «сверх», «вне») раздел фонетики, изучающий особые звукообразования, не свойственные нормальной речи, направленной на передачу языкового сообщения: звуки, которым в языке не соответствует та или иная фонема;… … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Артикуляция. Способы образования согласных Шумные Смычные Взрывные Аффрикаты Фрикативные Сибилянты Сонорные … Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Фон. Фон, фона в фонетике единица звукового уровня языка, выделяемая в речевом потоке безотносительно к её фонемной принадлежности (то есть без отнесения её к той или иной фонеме) или… … Википедия

- … Википедия

Лингвистика … Википедия

Эту страницу предлагается переименовать в Щербовская школа или Ленинградская фонологическая школа. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/6 января 2012. Возможно, её текущее название не соответствует… … Википедия

- (МФШ) одно из направлений в современной фонологии, возникших на основе учения И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме (наряду с Ленинградской фонологической школой (ЛФШ), основанной Л. В. Щербой). Возникновение школы… … Википедия

Книги

  • Практикум по курсу "Современный русский литературный язык" . Выпуск 2: Акустическая и перцептивная фонетика. Рабочая тетрадь , Князев Сергей Владимирович. Учебное пособие соответствует программе кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и отражает многолетний опыт преподавания данного курса авторами учебного…
  • Практикум по курсу "Современный русский литературный язык" . Выпуск 2. Акустическая и перцептивная фонетика. Рабочая тетрадь , Князев С.В., Моисеева Е.В.. Учебное пособие соответствует программе кафедры русского языка филологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и отражает многолетний опыт преподавания данного курса авторами учебного…

Предмет перцептивной фонетики. В процессе речевой деятельности, говорящий (по-другому - адресант, отправитель информации) оперирует или отдельными словами, которые представляют собой некие «звукокомплексы», или сочетаниями слов, т.е. «создаёт» последовательности взаимодействующих звуков речи. Слушающий (адресат, получатель информации), чтобы понять сообщаемое и/или стать полноценным участником коммуникативного действия (коммуникативной ситуации), должен не только достаточно быстро распознавать комплексы передаваемых звуковых единиц, но и соотносить их с закреплённым за ними содержанием (смыслом). Очевидно, что для этого слушающему необходимо представлять «акустико-артикуляционный облик» речевых звуков данного языка и их связь со смыслом.

Воспроизведение и анализ информации, поступающей от органов речи, обеспечивают расположенные в коре головного мозга речедвигательные и речеслуховые анализаторы. С психофизиологической точки зрения восприятие речи на слух состоит в преобразовании звуков, воспринимаемых речеслуховым анализатором, в артикуляционные образы при помощи речедвигательного моторного анализатора.

Возьмите на заметку

Зрительный анализатор, кстати сказать, хотя и нс является непременным элементом функциональной цепи при речевосприятии, может также участвовать в этом процессе. Дело в том, что оптические сигналы, такие, как жесты, мимика, наблюдаемые артикуляционные движения, полагают исследователи, подкрепляют слуховые ощущения и облегчают распознавание смысла - в особенности при восприятии речи на чужом языке.

Изучением восприятия звучащей речи, т.е. звуковых единиц, используемых человеком при речевом общении, занимается перцептивная (аудитивная) фонетика. Эта область науки о языке:

  • - интересуется тем, какие свойства звуков существенны для восприятия речи слушающим, в частности для опознания определённых фонем в условиях их разного положения и взаимодействия в речевом потоке;
  • - включает в зону внимания вопросы, связанные со способами извлечения информации не только из собственно акустических свойств речевых произведений, но и из языкового контекста и самой ситуации общения в целом;
  • - стремится выявить такие свойства речевых звуков, которые, во-первых, являются характерными для всех человеческих языков, т.е. универсальными, и, во-вторых, такие, которые являются национально-специфическими.

Проблемами восприятия речи занимается также психоакустика , исследующая способы обработки и «оценки» слуховой системой человека различных, в том числе и речевых, звуков. Одно из важнейших понятий перцептивной фонетики - фонематический слух => [Хр.: с. 156, Богданова]. (См. также Л. В. Бон- дарко .)

Фонематический слух. Он проявляется в том, что при расшифровке речевых структур слуховая система человека выделяет в речевом сигнале только те признаки, которые являются важными для звукового распознавания речи и представляют собой основу для понимания передаваемого содержания.

Размышляем вместе

Замечали ли вы, что носитель русского языка, например, совершенно уверен, что в словах сел - сель все должны слышать разницу между конечными (твердой и мягкой) согласными, осознавать звуковые различия слов лот , лёт и льёт, а также начальных согласных в словах рук - лук.

В действительности, одни и тс же звуковые комплексы с точки зрения их состава оцениваются носителями разных языков по-разному: корейцы и японцы не сразу разберутся в характере отличия Р от Л, для арабов не вполне отчётливо дифференцируемыми будут О и У; французы разными звуками в словах сел - сель будут считать гласные (разной степени закрытости), а вовсе не конечные согласные; носители очень многих языков нс смогут услышать разницы между русскими словами мал и мял, сел и съел.

Восприятие отдельных звуков и оценка их как одинаковых или разных зависит, таким образом, не только от акустико-артикуляционных свойств звука у но и от особенностей системы фонем и артикуляционной базы того языка, носителем которого является слушающий.

Опираясь на собственный опыт изучения иностранного языка, найдите примеры аналогичных случаев.

Многочисленные экспериментальные исследования, отмечает Л. В. Бондарко , показали, что слуховая система человека выделяет в речевом сигнале только те признаки, которые являются важными для звукового распознавания речи и представляют собой основу для понимания передаваемого содержания. Умение слушающего выделять эти существенные признаки свидетельствует о наличии у него фонематического слуха.

  • Бопдарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описаниеречи. Л., 1981. С. 23 и след.
  • Бондарко Л. В. Фонетическое описание языка и фонологическое описаниеречи. Л., 1981. С. 23 и след.

Звучащая речь изучается с двух разных точек зрения: с позиции говорящего и с позиции слушающего. Изучени­ем речи с позиции говорящего занимается артикуляцион­ная фонетика, с позиции слушающего - акустическая и перцептивная фонетика.

Акустическая фонетика описы­вает звучащую речь как физическое явление, имеющее в каждой своей точке определенную частоту, силу, длитель­ность и спектр. Эти параметры достаточно точно фиксиру­ются современными приборами. Но есть еще один аспект изучения звучащей речи - то, как она воспринимается не акустическими приборами, а другими людьми. Этим за­нимается перцептивная фонетика (от лат. perceptio - ‘вос­приятие’). Предмет перцептивной фонетики - воспри­ятие речи слушающими, установление соотношения между произнесенными звуками и услышанными.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ

Разрешающие способности человече­ского слуха ограничены, мы можем воспринимать и различать далеко не все звуки. Так, уже говорилось выше, что человек способен воспринимать звуки, различные по высоте, в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звуки более низкие и более высокие мы не слышим. Человеческое ухо обычно способно отличить один звук от другого, если разница меж­ду ними не меньше полутона - одного из двенадцати зву­ков музыкальной октавы (частоты крайних из них соотно­сятся, как 1:2). Но музыкально одаренные люди различают и более близкие по частоте звуки.

Разница в длительности между звуками менее 10 мс со­вершенно незаметна для говорящих. Вполне достаточна для определения качества отдельного звука величина 30 мс. Су­ществует и предел скорости говорения, при которой речь остается разборчивой: длительность звуков, исключая от­дельные звуки в потоке речи, не должна быть менее 50 мс.

Сила, интенсивность звука - это его физическая вели­чина, громкость звука - это его восприятие человеком. Громкость звука связана не только с его интенсивностью, но и с высотой. При одной и той же интенсивности звуки разной высоты воспринимаются как разные по громкости: увеличение высоты звука до 5000 Гц воспринимается как уменьшение его громкости, а от 5000 до 9000 Гц - как увеличение громкости.

То, что человек слышит и воспринимает, зависит не толь­ко от характера звука, но и от ряда других причин. Одна из них - языковой опыт слушающего. Зву­ки родного языка узнаются достаточно хорошо. Если же это звуки чужого языка или даже другого диалекта своего язы­ка, отличающиеся от привычных звуков, они могут иденти­фицироваться с трудом. Часто непонимание связано не с не­знанием слова, а с необычным с точки зрения слушателя его звучанием.

На степень разборчивости речи влияют условия об­щения, которое может происходить при наличии посторонних, мешающих пониманию звуков: шум от уличного движения транспорта, музыка, звуковые помехи при телефонном разговоре, одновремен­ный разговор нескольких собеседников, большое расстоя­ние между говорящими, например, находящимися в разных комнатах. В результате таких помех могут возникать о с - л ы ш к и - неверно воспринятые слова; например:

читаешь считаешь

Таня была та не была

толстый немножко с толстыми ножками

у них дом выше у них дома мыши

я воду закрою я рот закрою

Анализ ослышек помогает выявить некоторые стороны фонетической системы языка. Так, выделяются «ключевые» звуки, которые редко заменяются другими звуками, и зву­ки, легко заменяющие друг друга. Опорой узнавания фраг­мента речи является и его ритмическая схема - распреде­ление разных по силе гласных. Так, в русском литературном языке свистящие и шипящие согласные при ослышках ча­сто заменяют друг друга и реже заменяются другими со­гласными, точно так же сонорные согласные легче заменя­ют друг друга, чем заменяются шумными согласными. Гласные безударных слогов, кроме первого предударного, очень краткие, поэтому при ослышках они могут заменять друг друга либо вовсе не восприниматься. Гласный же пер­вого предударного слога по силе и длительности может быть равным ударному гласному, и это тоже проявляется в ос­лышках: он может восприниматься как ударный.

На восприятие речи влияет смысловой кон­текст, он может вызывать ожидание появления опреде­ленного слова. И если это слово будет произнесено нечетко, с отсутствующими звуками или даже другими похожими звуками, все равно оно будет узнано. Так, в одном экспе­рименте по опознаванию слов, искусственно произведенных синтезатором - устройством по переводу письменного текста в звучащий, слово хорошо узнавалось вполне пра­вильно, хотя в нем звук [р] не был синтезирован, а заме­нялся перерывом в звучании гласных. Для человека, зна­ющего русский язык, [р] в этом слове предсказывался остальными звуками. В разговорном языке в словах мо­гут не произноситься как отдельные звуки, так и целые звуковые блоки, однако понимание при этом сохраняется: в[а]бще - вообще, п[ии]сят - пятьдесят, -

тысяча, здра[с’]те - здравствуйте, Пал Ыванч, Сан Санч.

ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ЭТАЛОНЫ

В памяти человека существует ограниченное число зву­ков языка в виде определенных эталонов этих звуков. Эта­лоны эти имеют зонную природу. Это значит, что каждому эталону соответствует не один конкретный звук, а множе­

ство близких, но отличающихся друг от друга звуков. Если измерить акустические параметры каждого звука одного и того же слова, произнесенного разными людьми, то окажет­ся, что звуки эти будут отличаться по силе, длительности, высоте тона, тембру. Но отличия эти несущественны для слушающих, которые всегда в этом слове выделяют и опо­знают одни и те же звуки. Серия опытов помогает опреде­лить границы таких зон рассеивания, в пределах которых разные конкретные звуки опознаются слушающи­ми как один и тот же звук.

Зонную природу имеют также и такие единицы, как ударение и интонация.

Между зонами рассеивания отдельных звуков существу­ют промежутки - зоны безопасности. В процес­се речи говорящие должны избегать произношения зву­ков в зонах безопасности, но иногда могут произнести конкретные звуки и в этой зоне. В этом случае возникают трудности для слушающих, которые в процессе восприя­тия должны отнести произнесенный звук к одной из со­седних эталонных зон рассеивания. Такая ситуация - один из источников возникновения ослышек.

Эталоны звуков в каждом языке свои, зоны рассеивания звуков могут в разных языках не совпадать, что зависит от особенностей фонетических систем этих языков. Так, для русского языка твердость и мягкость согласного - суще­ственные признаки; согласные, отличающиеся этими при­знаками, имеют свои зоны рассеивания, слушающие опре­деляют твердые и мягкие согласные как разные звуки. Но есть и такие языки, например английский, немецкий, фран­цузский, в которых твердость/нетвердость согласного - признаки несущественные, носители этих языков относят твердые и нетвердые согласные звуки к одной и той же зоне рассеивания, т. е. считают их одним и тем же зву­ком.

МЕТОДЫ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Основная задача перцептивной фонетики - установить отношение между звуками, произнесенными без всяких помех, и звуками воспринятыми. Поэтому эксперименты по восприятию звуков проводят в специальных звукоизоли­рованных помещениях. Чтобы исключить влияние семан­тики, часто предлагают испытуемым, или, как их называют, аудиторам, слова, неизвестные аудиторам, или логотомы - искусственные слова, не обладающие значением в данном языке.

В качестве предъявляемых аудиторам для опознавания звуковых сегментов используются слова или фразы, начи­танные на магнитофон специально подобранными диктора­ми либо искусственно синтезированные. Эти слова или фра­зы могут предъявляться целиком, либо из них могут быть вырезаны отдельные части: слоги или звуки, которые и предъявляются аудиторам. При этом задания могут быть в виде требования определить, какой это звук, слог или слово, где стоит ударение, каково движение тона во фразе. Другой вид задания, когда аудиторам предъявляются пары звуча­щих сегментов (звуковых стимулов) и дается задание опре­делить, одинаковы они или различны, какие пары ближе друг к другу, а какие дальше. Таким образом, основные виды перцептивных заданий - опознание, различение и сравне­ние предъявляемых звуковых стимулов.

При подготовке звуковых стимулов для аудирования ис­следователь может производить пересадку сегментов в дру­гой звуковой контекст, например, в записанных на магнито­фонную ленту словах мёд и мот. вырезать гласные, поменять их местами и предъявить полученные слова аудиторам. Еще один способ определить характер звука - прослушать его наоборот: от конца к началу.

В ходе эксперимента некоторые параметры звуков могут быть изменены при помощи особых компьютерных про­грамм. Так, например, исследуется порог, до которого звук воспринимается как краткий и выше которого он начинает восприниматься как долгий, определяется уровень тона, при котором повествовательное предложение начинает воспри­ниматься как вопросительное.

Оценка звуковых стимулов может носить вероятностный характер, когда в эксперименте участвуют несколько ауди­торов и их оценки не всегда совпадают.

ЗВУКОВОЙ символизм

М. В. Ломоносов писал: «В российском языке, как кажет­ся, частое повторение письмени а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха; учащение письмен е, и, ю - к изображению нежности, ласкательства, плачев­ных или малых вещей; через я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность, через о, у, ы - страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль». В одном опыте маленьким детям показали две матрешки, отличаю­щиеся размером: одна большая, другая совсем маленькая.

Сказали: «Вот две сестрички, одну зовут А, другую - И. Отгадай, какую зовут И». И большинство детей показали на маленькую матрешку.

Многие люди связывают звуки, чаще всего гласные, с оп­ределенным цветом. Так, звуку [а] обычно соответствует красный цвет, [О] - светло-желтый, [и] - голубой, [э] - желто-зеленый, [у] - сине-фиолетовый, [ы] - темно-корич­невый. Противопоставление согласных чаще строится на других признаках: светлый - темный, маленький - боль­шой, хороший - плохой и др.

Все звуки противопоставлены друг другу по тону: есть звуки высокие и низкие. Низкие звуки образуются в боль­шей по объему и менее расчлененной ротовой полости, вы­сокие - в меньшей по объему и более расчлененной. Так, гласные [и], [э], образующиеся в передней части полости рта, высокие, а непередние гласные [а], [о], [у] низкие; согласные, периферийные по месту образования, т. е. губные и задне­язычные, низкие, а согласные центральные, т. е. передне- и среднеязычные, высокие (исключение - низкий [л]). С вы­сокими звуками связаны представления о светлом, высоком, легком, тонком, гладком, горячем, с низкими звуками - о темном, глубоком, тяжелом, толстом, шероховатом, холодном.

В различных опытах аудиторам предлагалось описать при помощи этих признаков логотомы, составленные из высоких звуков (например, дичее, незйч, терйлья, dec, тин) и из низких звуков (например, букоф, мовук, пум, вумп, буф). Большинство аудиторов слова первого типа описывали при помощи признаков из первой группы, а слова второго типа описывали при помощи признаков из второй группы.

Эту особенность звуков хорошо чувствуют и используют в своих стихах поэты. Вот начало стихотворения А. С. Пуш­кина «Зимнее утро»:

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный, -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Безмятежное, радостное, светлое настроение передается и преобладанием высоких звуков над низкими: их соотно­шение 61:39%. Совсем иная эмоциональная тональность в стихотворении «Зимний вечер»:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый,

К нам в окошко застучит.

Здесь и иное соотношение высоких и низких звуков - 44:56 %, низкие преобладают.

Перцептивная фонетика. Этапы восприятия звучащей речи

Перцептивная фонетика

Перцептивная фонетика — раздел фонетики, рассматривающий восприятие звуков речи человеческими органами слуха. Отвечает на вопрос о том, какие звуковые свойства существенны для восприятия речи человеком (например, для опознания определённой фонемы) с учётом меняющихся акустических и артикуляционных характеристик речевых сигналов, то есть каковы перцептивные корреляты релевантных (существенных) признаков фонем и просодем.

Кроме того, в перцептивной фонетике учитывается, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика также выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков, что позволяет сделать вывод о том, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на вариантные.

Она считается также с тем, что люди в процессе восприятия звучащей речи извлекают информацию не только из акустических свойств высказывания, но и из языкового контекста и ситуации общения, прогнозируя общий смысл воспринимаемого сообщения.

Перцептивная фонетика выявляет универсальные и специфические перцептивные характеристики, присущие звукам человеческого языка вообще и звуковым единицам конкретных языков. Она приходит к выводу, что восприятие опирается не только на инвариантные свойства фонем, но и на их вариантные свойства.

Этапы восприятия речи:

  • прием акустического сигнал
  • первичный слуховой анализ;
  • выделение акустических событий и признаков;
  • лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

При изучении восприятия звучащей речи необходимо различать психоакустический аспект и собственно перцептивную фонетику.

Уровни восприятия звуков.

Восприятие звуков обеспечивается работой слуховой системы. Она состоит из трех основных отделов: периферического, центрального слухового пути и слуховой зоны коры головного мозга. Периферический отдел: наружное, среднее и внутреннее ухо. Он преобразует воздушные колебания, передающие звук, в нервные импульсы. Центральный слуховой путь передает эти импульсы в слуховую зону коры головного мозга, при этом происходят определенные преобразования импульсов. Слуховая зона коры головного мозга производит окончательную обработку поступивших нервных импульсов и на основании их свойств «принимает решения» о фонетических свойствах воспринимаемого звука или звуковой цепочки. Предполагается, что фонетическая классификация звуков происходит в левом полушарии головного мозга, а оценка временных и мелодических характеристик - в правом.

Перцептивная фонетика как раздел науки о звуках человеческого языка призвана изучать особенности восприятия тех звуковых единиц, которые используются человеком в его языковом общении.

Одной из наиболее общих задач перцептивной фонетики является определение того, какие звуковые характеристики существенны для воспринимающего речь человека.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация - это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка - манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов - создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов - синтезаторов речи.

1) анатомо-физиологический (артикуляционный) - исследует звук речи с точки зрения его создания: Какие органы речи участвуют в его произношении; активны или пассивны голосовые связки; и т. д

2) акустический (физический) - рассматривает звук как колебание воздуха и фиксирует его физические характеристики: частоту (высоту), силу (амплитуду), длительность.

3) функциональный аспект (фонологический) - изучает функции звуков в языке, оперирует фонемами.

4) перцептивный - изучает восприятие речи слушающим, устанавливает соотношения между произнесёнными звуками и услышанными.

Методы фонетических исследований:

Артикуляционный аспект:

1 . Самонаблюдение; Можно вслушиваться в свою речь и речь окружающих, сопоставляя звуки и устанавливая их различие. Можно анализировать свое мышечное чувство и определять способы образования звуков. Многие лингвисты приходили таким образом к важным открытиям.

2 . Палатографирование : В последнее время все больше применяется метод прямого палатографирования при помощи фотографирующего устройства. При прямом палатографировании язык окрашивают водным раствором карболена. После произнесения испытуемым исследуемого звука в рот ему вставляется специальное зеркало; отражаемое в нем небо со следами от прикосновения к нему языка снимается фотоаппаратом. Метод палатограмм может быть использован только для изучения артикуляции согласных, при произнесении которых участвует язык, и гласных высокого подъема ; кроме того, на палатограмме фиксируется только место (т.е. пассивный орган) и отчасти способ артикуляции.

3 . Лингвографирование ; Этот метод используется для определения формы и площади контакта языка с твёрдым нёбом.

4 . Одонтографирование ; Для анализа положения кончика языка его прикосновение к задней стенке передних нижних зубов фиксируется на специальной пластинке, надеваемой на эти зубы.

5. Фотографирование ; Для фотографирования артикуляций органов, расположенных внутри (язык, мягкое нёбо, маленький язычок и т. д.), использу­ют микрофотосъемку, когда на проводе (который может быть доведен до нейлоновой нитки) в полость рта вводится ма­ленький фотоаппарат, снабженный осветительным прибором; этот микрофотоаппарат можно уложить над и под языком, рядом с языком и т. п., и при нажатии кнопки рукой испытуемого произ­водится сразу несколько одновременных снимков (до восьми). Ко­нечно, благодаря присутствию во рту инородного тела естествен­ность артикуляции несколько страдает, да и сопоставление сним­ков, направленных в разные стороны, но не дающих целого изо­бражения, представляет большие трудности.

6 . Киносъёмка для и зучение губных артикуляций . Чтобы получить не только форму губного отверстия и расстояние между губами, но и степень их выдвинутости вперед, делают одновременно два снимка: спереди и сбоку.

7 . Рентгеносъёмка ; Кинорентгеновские снимки дают ясное представление о движениях языка, губ, нижней челюсти, а также о движении небной занавески и изменениях объема полости глотки .

8 . искусственное нёбо Специально изготовленная, индивидуальная для каждого испытуемого тонкая пластмассовая пластинка сдатчиком. Нёбо посыпается тонким слоем талька (иногда покрывается специальной эмульсией) и вставляется в рот диктора, который произносит отдельный слог (либо слово), подобранный так, чтобы в нем не было других звуков, произносимых с участием языка. В тех местах, где язык соприкасается с нёбом, тальк будет слизан и на нёбе получится рисунок, который переносится на проекцию нёба (или перерисовкой вручную, или с помощью фотоаппарата), и получается палатограмма данного звука .

Акустический аспект:

1 . Осциллографирование для определения частоты звука;

2 . Спектрографирование; Это динамические спектрограммы типа “видимая речь”, где линейность звуковой цепи идет слева напра­во, а по низу расположен отсчет времени; формантная характеристика, которая измеряется герцами, обозначается расположе­нием пятен по вертикали: низкие форманты внизу, высокие -- вверху. Интенсивность пятен (от белого через серое до черного) соответствует амплитуде, что можно перевести в децибеллы, сде­лав при помощи особого приспособления спектральный разрез (или срез).

Осциллограммы и спектрограммы позволяют получать разнообразные акустические характеристики звуков, необходимые для изучения фонетической стороны речи.

3. Интонографирование а втоматический анализ изменения частоты основного тона и интенсивности звуков во времени осуществляется прибором, который называют интонографом. Результаты анализа фиксируются на фотобумаге или на киноленте в виде ряда вертикальных линий, каждая из которых соответствует частоте отдельного периода, либо в виде кривой, которая представляет собой огибающую верхних точек этих линий.

Функциональный аспект:

1 . Дистрибутивный метод включает в себя: установление звуков, выявление фонемной принадлежности определенного звука и классификацию фонем. (такой метод в основном используют зарубежом)

2 . Семантический метод широко применяется в отечественной лингвистике. В основу метода положена способность фонемы в одинаковом фонетическом положении различать морфемы и слова. Применение этого метода заключается в постоянной подстановке разных звуков в один фонетический контекст. Данная процедура получила название коммутационного или подстановочного теста. Цель подобного анализа состоит в том, чтобы выяснить, в каких случаях фонетический контекст остается без изменений, а в каких подстановка приводит к смене значения. Конечный результат семантического метода состоит в нахождении минимальных пар слов и их грамматических форм. Под минимальной парой понимается пара слов или морфем, различающихся одной фонемой. Например, заменяя звук [p] на звук [b] в слове pin - , можно заключить, что данные звуки принадлежат разным фонемам, поскольку подстановка привела к изменению значения. Противопоставление представляет собой фонологическую оппозицию.

Перцептивный иначе говоря восприимчивый, имеющий отношение к чувственному восприятию.

Перцептивная фонетика призвана изучать особенности восприятия звуковых единиц. Она исследует функции различных отделов слуховой системы и высшую нервную деятельность в процессе восприятия звуков речи, а также то, какие характеристики определяют принадлежность звука к определенной фонеме, как воспринимаются звуки незнакомого языка, какие звуковые характеристики существенны для субъекта, воспринимающего речь человека, а какие нет (влияние окраски голоса на восприятие, телефонных шумов, ошибок в речи, помех). Перцептивная фонетика представляет значительный интерес для всех изучающих произношение, как для преподавателей, так и для студентов.

Основные этапы звукового восприятия речи можно представить следующей схемой:

  1. Прием акустического сигнала;
  2. Первичный слуховой анализ;
  3. Выделение акустических событий и признаков;
  4. Лингвистическая интерпретация звуковой стороны речевого сообщения.

Для перцептивной фонетики (от лат. "восприятие") представляют интерес прежде всего второй и третий из указанных выше этапов.

Основные методы исследования восприятия: сегментация, пересадка, синтез, имитация. Сегментация – это выделение из звучания речевого отрезка тех звуков, восприятие которых нас интересует. Пересадка – манипуляция со звуковым сигналом, которая позволяет выделенное из одного слова звучание поместить в другой контекст. Синтез речеподобных звуков сигналов – создание звуков, слогов, слов, фраз и целых текстов при помощи специальных приборов – синтезаторов речи.