Проектный подход: понятие, принципы, факторы эффективности. Проектный подход как метод повышения экономической эффективности наукоемких промышленных предприятий Совершенствование проектного подхода

I. Теоретические аспекты организации проектной деятельности в современной школе.

Понятие и подходы к классификации проектной деятельности

Изначально представления о проектной деятельности возникли в трудовой деятельности, а именно в архитектуре и строительстве, инженерном деле, позже - в сферах, где на первый план выходил аспект преобразования, результативного практического действия, причем, как правило, ограниченного относительно конкретным сроком исполнения. Сегодня слово «проект» используют . Слово «проект» (в буквальном переводе с латинского - брошенный вперед) толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание» .

Неразрывно с понятием проект связано и такое понятие как метод проектов , основой которого является понятие проект, то есть результат, который можно получить при решении той или иной пробелы, задачи. В связи с большой популярностью этого метода в специальной литературе можно встретить множество его определений. Однако все они сводятся к утверждению учебный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, которая имеет общую цель и согласованные способы, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для учащихся проектов.

Метод проектов, как источник развития сферы образования и разновидность профессионально-педагогической активности , формировался достаточно длительный период. Более трехсот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я.А. Коменский высказал идею о внесении в деятельность педагога исследовательского стимула, который бы выступал одним из критериев успешности обучения. Он писал «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдали сами небо и землю, дубы, буки, т.е. чтобы они исследовали и познавали сами предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения» .

По мере развития профессионально-педагогического сознания проектирование из области педагогической практики перемещается в область теории. В первой трети XX столетия вклад в развитие научно-методического обеспечения проектной деятельности внесли представители самых различных областей знания. Среди них такие известные ученые, как Дж. Дьюи , К. Поппер , Г. Саймон , В.Х. Килпатрик и многие другие.

Сегодня часто путают такие понятия как проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность. Необходимо уметь различать эти понятия. Разграничение их весьма условно, но оно позволяет показать многоаспектность образовательного процесса. Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система , а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология, которая предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных знаний, приобретение новых. Метод проектов даёт возможность обучающимся активно проявить себя в системе общественных отношений, способствует формированию у них новой социальной позиции, позволяет приобрести навыки планирования и организации своей деятельности, открыть и реализовать творческие способности, развить индивидуальность личности . В настоящее время метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования . Таким образом, мы можем говорить о том, что метод проектов входит в понятие проектное обучение.

Необходимо так же разобрать понятие проектная деятельность. Существует несколько подходов к определению этого понятия.

Так, по мнению К.Н. Поливаной, проектирование (проектная деятельность) - это обязательно практическая деятельность. Она в гораздо меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической задачи .

Так же проектная деятельность может рассматриваться как форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели. Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения .

Проект может рассматриваться как форма организации совместной деятельности людей .

Под проектной деятельностью понимается и любая социально значимая организованная деятельность обучающихся, которая опирается на их индивидуальные интересы и предпочтения, направленная на достижение реальной, личностно значимой, достижимой цели, имеющая план и критерии оценки результата, поддержанная культурой деятельности обучающихся, традициями, ценностями, освоенными нормами и образцами. .

Итак, мы можем сказать, что проектная деятельность является инновационной в современной школе, и подразумевает под собой самостоятельную, практическую деятельность учащихся, которая направлена на решение учебных задач, в которой учитель выступает в качестве помощника, консультанта. Итогом проектной деятельности обязательно должен быть какой-либо макет, презентация, сочинение, работа с картами и т.д.

При изучении проектной деятельности особое внимание следует уделить изучению целей и задачей. При изучении определения проектной деятельности, выделяют цели, которые отражены в таблице 1.1.

Таблица 1.1 - Цели проектной деятельности

1. Формирование универсальных учебных действий обучающихся через: - Освоение социальных ролей, необходимых для проектной деятельности; - Актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к самостоятельным поступкам и действиям, целеустремленность; - Освоение научной картины мира, понимание роли и значения науки в жизни общества; - Развитие компетентности общения;
2. Овладение обучающимися продуктно-ориентированной деятельностью при помощи последовательного освоения - Основных этапов, характерных для проектной работы; - Методов овладения конкретного пользователя продуктами проекта; - Технологией анализа инновационного потенциала продукта до момента начала его создания.
3.Развитие творческих способностей и инновационного мышления, обучающихся на базе: - Предметного и метапредметного, научного и полинаучного содержания; - Владение приёмами и методами проектной деятельности, творческого поиска решений структурированных и неструктурированных задач.
4.Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей.

Исходя из целей проектной деятельности, она решает ряд важных педагогических задач:

· Учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках для поиска и решения разнообразных социальных, семейных и личных проблем;

· Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной перед ними проблемы, осваивая новую информацию и новые способы деятельности;

· Позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения нескольких наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает учащимся взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям;

· Привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств, профессиональных интересов.

Наряду с целями и задачами проектной деятельности выделяют так же принципы, которые являются условием успешного управления проектной деятельностью учащихся.

Принципы проектной деятельности:

- доступности - занятие проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника, и это происходит зачастую на высоком уровне трудности;

Естественности - тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя;

- наглядности , или экспериментальности - принцип позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя;

Осмысленности - для того чтобы знания, полученные в ходе проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы. Именно процесс осмысливания даёт ученику осознанность выполняемого им действия и формирует умение совершать логические умственные операции, способность переносить ими имеющиеся знания в новую ситуацию;

- культуросообразности - это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи;

Самодеятельности - ученик может овладеть ходом своей проектной работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте. Выбор собственной предметной деятельности позволяет школьнику самостоятельно анализировать результаты и последствия своей деятельности, что приводит к появлению новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются и воплощаются в новые исследования.

Принцип самодеятельности является самым главным из всех вышеперечисленных принципов, так как именно самодеятельная деятельность - основной показатель понимания обучающимся изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности, экспериментальности, благодаря которым происходит успешное управление проектной деятельностью .

Немаловажным является и выделение факторов проектной деятельности, к которым относятся:

  • повышение мотивации учащихся при решении задач;
  • смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
  • формирование чувства ответственности;
  • создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся .

Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Развитие творческих способностей и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: учащийся стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор. Следует отметить, что стремление самоутвердиться является главным фактором эффективности проектной деятельности. При решении практических задач естественным образом возникают отношения сотрудничества с учителем, так как для обоих эта задача представляет содержательный интерес и стимулирует стремление к эффективному решению. Особенно ярко это проявляется на тех задачах, которые сумел сформулировать сам учащийся.

Многообразие содержания и способов организации проектной деятельности школьников обусловило необходимость появления различных классификаций. Прежде всего, различают:

· Учебные проекты - предусматривают самостоятельную учебную деятельность школьников по освоению и применению в практике новой информации в рамках изучаемых одной или нескольких дисциплин. Выполняются под руководством учителя.

· Социальные проекты - носят комплексный характер, т.е. связаны с различными сферами деятельности, выходящими за рамки учебных дисциплин. Они могут выполняться на основе имеющихся образовательных и творческих ресурсов детей не только в школе, но и в других организациях, внешкольных объединениях, и направлены на улучшение, преобразование окружающей среды.

Деление на учебные и социальные проекты весьма условно, т.к. в рамах учебных дисциплин могут разрабатываться и выполняться проекты, имеющие высокую социальную направленность.

В таблице 1.2 представлено разделение проектов на некоторые виды в соответствии с наиболее значимыми признаками.

Таблица 1.2 - Классификация проектов

Признак Виды проектов
Уровень творчества · Исполнительский · Конструктивный · Творческий
Содержание · Монопредметный · Межпредметный · Внепрограммный
Вид деятельности · Исследовательский · Информационный · Игровой · Практико-ориентированный
Характер контактов участников проектов · Внутриклассовый (участники первичного коллектива) · Внутришкольный (участники образовательного учреждения) · Региональный · Международный
Количественный состав исполнителей · Индивидуальный · Групповой · Коллективный
Возрастной состав исполнителей · Одновозрастной · Разновозрастной
Продолжительность выполнения · Мини-проект (несколько занятий) · Четвертной · Полугодовой · Годовой · Многолетний
База выполнения · Школьный · Внешкольный (социум, УДО)
Назначение · Учебный · Личный (семейный) · Общественный · Производственный

Существуют и другие классификации проектов: классификация проектов, наиболее часто применяемых в обучении географии (приложение 1).

Очевидно, что все признаки проектов тесно взаимосвязаны, их классификация весьма условна. Один проект можно охарактеризовать, используя разные признаки, причем каждый учитель может выделить признаки, наиболее характерные для организации и выполнения учащимися своего проекта.

Деятельность любой компании требует постоянного управления, которое включает в себя: постановку целей, формулирование задач, расчет и поиск ресурсов, контроль процессов и реализации целей, мотивацию персонала. Все это можно осуществлять в рамках разных подходов (методологий) к управленческой деятельности. Одними из наиболее популярных методов в малом и среднем бизнесе являются функциональный и проектный подход к управлению.

Функциональный подход

Функциональный подход основан на универсальном принципе распределения труда, где каждый отдел/цех/служба имеет четко обозначенный функционал и хорошо знает границы своей ответственности. Изначально обозначаются все бизнес-процессы, типовые функции, задействованные для эффективной работы компании (например, алгоритм оказания услуги клиенту), а затем они закрепляются за сотрудниками или отделами (если предприятие достаточно большое).

Функциональный подход, таким образом, отвечает на вопрос «что делать?» – каждый человек в организации ответственен за свой участок работы, а каждое подразделение ─ за выполнение своей задачи. К несомненным достоинствам такого метода можно отнести четкое разделение работ, высокую производительность, минимальные издержки на управление, высокую слаженность бизнес-процессов и, как следствие, эффективность компании. Такой подход применим в малых предприятиях, компаниях, работающих в условиях достаточно стабильной внешней среды, а также в крупных организациях, где все процессы имеют циклический характер (например, при осуществлении серийного и массового производства).

Данный подход может иметь и недостатки, в случае если прописываемые для отделов функции закрепляются исключительно бюрократическими методами и в процессе расширения деятельности компании наращиваются по принципу «лоскутного одеяла». Цепочка технологических процессов будет напоминать перемешанное «спагетти», и руководитель может столкнуться со сложностью в упорядочивании функций, «разматывания» клубка перемешанных процессов. Предотвратить это можно методом четкого и грамотного планирования – понятной постановкой целей, согласованных и упорядоченных между собой.

Проектный подход

Проектное управление применимо в тех отраслях бизнеса, где высока ориентация на создание уникального, единичного продукта (например, разработка и внедрение новой технологии), где задействованы методы инновационного проектирования и деятельность каждого специалиста не может быть раз и навсегда описана, а, напротив, ему необходимо работать в условиях изменений (например, при строительстве сложного объекта). Проектный подход актуален для консалтинговых компаний, строительных организаций, проектно-ориентированных предприятий. Он применим и в тех компаниях, где активно реализуется функциональный метод управления, например, внутренние процессы компании строго регламентированы (управление персоналом, управление финансами, документационное обеспечение, управление ИТ-службой), а работа с клиентами ведется по проектному принципу (новый клиент или заказ – новый проект).

Проектная структура выстраивается не в виде функций или процессов, а в виде отдельного комплекса работ над конкретной задачей, которая имеет фиксированное начало и окончание. Такая структура удобна, если приходится работать в условиях изменений, требующих быстрой гибкости и хорошей адаптивности. В ряде случаев в организациях с четко регламентированными бизнес-процессами используются элементы проектного управления, если традиционная структура слишком громоздка и неповоротлива или не отвечает всем требованиям достижения целей.

Деятельность всей компании может планироваться и как совокупность проектов ─ финансовых, промышленных, трудовых и т.д. Если бизнес небольшой, все эти вопросы консолидируются в единый план-проект: руководитель определяет цели, формирует структуру, организует работы, координирует деятельность исполнителей. В более крупной организации за управление разными ресурсами могут отвечать несколько руководителей, и они точно так же работают в рамках своей зоны ответственности, согласуя действия между собой.

Как только проект окончен, структура данного проекта распадается, а «компоненты» обретают новый статус, например, сотрудники переключаются на новый проект или увольняются (если они привлекались на контрактной основе).

Смешанное управление – наиболее распространенный принцип совмещения двух подходов

Неверно было бы выделять какой-либо один принцип организации деятельности компании и настаивать только на его внедрении – и проектный, и функциональный метод имеют свои преимущества для решения определенного вида задач или применения на определенном этапе развития бизнеса. Однако для качественного выполнения бизнес-целей целесообразно задействовать оба инструмента, чтобы обеспечить максимальное использование ресурсов компании.

Например, можно реализовывать внутренние проекты, направленные на развитие самой компании, в рабочие группы которых включать отдельных сотрудников функциональных подразделений с индивидуальной мотивацией. Таким образом, каждая долгосрочная цель может одновременно реализовываться и проектным способом и функциональным, а также методом смешения обоих подходов.

Инструменты А2Б для систематизации управленческих задач

Инструменты системы А2Б как средства поддержки управления позволяют использовать те методы, которые наиболее подходят компании. Вне зависимости от того, отдаете вы предпочтение проектному или функциональному подходу или используете смешанный тип, вы всегда сможете обеспечить прозрачность учета и мониторинг исполнения всех работ ваших сотрудников. При выборе любого подхода к управлению вы можете задействовать наиболее удобный для вас метод или совместить проектное и функциональное управление, если этого требует деятельность организации.

Целеполагание

Уже на этапе описания целей организации руководитель может зафиксировать крупные цели в среднесрочной и долгосрочной перспективе, воспользовавшись модулем «Цели» на специализированном портале А2Б. Это первый шаг к определению ключевых задач всей компании, ориентации и мотивации персонала на выполнение необходимых работ. Чем четче будут описаны цели, тем прозрачнее и понятнее будет суть работ и предназначение каждого подразделения или сотрудника и более фиксированной становится зона его ответственности.

Модуль «Цели» А2Б позволяет описать перспективные задачи, привязать к ним оперативные планы деятельности и проекты компании и в процессе выполнения автоматически собирать информацию о степени их достижения (с подробными данными о том, кто, как быстро и как именно работает над выполнением каждой цели).

Кликните, чтобы посмотреть.

Проектный подход

При выборе проектного способа вам понадобится подключить в А2Б модуль «Проекты».

Используя этот модуль, вы сможете эффективно и вполне контролируемо распределять ресурсы компании по проектам, отслеживая их использование, составить наглядный план каждого проекта с описанием задач для каждого сотрудника (а также с указанием сроков их выполнения), планировать и контролировать ведение всех проектов вашей организации (внешних и внутренних, регулярных и временных). В перечень функций модуля «Проекты» входят создание перечня проектов, наглядное их представление в виде диаграммы Ганта, корректировка статусов (вы всегда сможете отметить, на какой стадии реализации находится проект), бюджетирование проекта, назначение и контроль ответственных лиц; контроль эффективности проекта и постоянная связь с исполнителями, обсуждение проекта в специально предназначенном для этого месте, выдача коротких поручений по проекту, не вошедших в план-график, предоставление гостевой ссылки на просмотр и обсуждение проекта (например, приглашение заказчика оценить ход реализации проекта).

Кликните, чтобы посмотреть.

Функциональный подход

Модуль «Планы» подходит для компаний, ориентированных на традиционное управление, когда перед каждым отделом и сотрудником выставляются задачи на текущий период и отслеживание их выполнения осуществляется посредством получаемой отчетности.

Используя модуль «Планы», ваша компания может самостоятельно определять периоды, на которые устанавливаются планы, формировать оперативные планы подразделений и сотрудников. В оперативных планах фиксируется информация о задачах и мероприятиях, сроки выполнения в рамках отчетного периода, планируемые результаты и ответственные за выполнение. Во время реализации ведется автоматический подсчет процента исполнения планов подразделений и сотрудников компании. В конце отчетного периода руководитель компании сверяет фактические результаты с согласованными планами и принимает необходимые управленческие решения: стоит ли менять тактику достижения целей, нужно ли кого-то премировать или депремировать, а может, следует сократить персонал или, наоборот, увеличить штат.

Кликните, чтобы посмотреть.

Данный модуль значительно облегчает организацию деятельности, так как управление происходит в полуавтоматическом режиме:

  • система наглядно позволяет проводить мониторинг выполнения задач и анализ отклонений;
  • выставленная приоритезация фиксирует внимание руководителя на наиболее значимых задачах, позволяет тщательнее отслеживать их качество;
  • единое информационное пространство делает более прозрачным взаимодействие внутри компании и облегчает донесение задач, контроль и мотивацию (у сотрудника перед глазами всегда находится процент реализации плана и конечная цель, он сам рассчитывает свою нагрузку, не нуждаясь в напоминаниях);
  • автоматически фиксируемые результаты сотрудников позволяют в конце отчетного периода рассчитать премирование (мотивацию).

Видя выполнение планов у соседних подразделений, сотрудники более полно понимают, кто чем в компании занимается, появляется мотивация «обогнать» и добиться более высокой степени исполнения планов, чем у других (в лучших традициях «соцсоревнования»).

Разовые небольшие задачи и поручения

Кроме того, у руководителя могут быть мелкие и срочные задачи, которые не имеет смысла включать отдельно в проекты или планы, а контролировать их выполнение необходимо. В этом случае система А2Б позволяет задействовать модуль «Поручения» – простой и удобный сервис для ежедневного использования, прекрасно дополняющий как функциональный, так и проектный способ организации работы. Поручения можно делегировать, принимать и отклонять, а понятный интерфейс и удобство не дадут забыть даже самую незначительную задачу.

Кликните, чтобы посмотреть.

Выводы об использовании электронных средств управления

С точки зрения достижения стратегических целей компании программные средства А2Б целесообразно применять в тех компаниях, где «ручного» управления уже недостаточно, а на постоянный контроль у руководителя не хватает времени. В малом и среднем бизнесе инструменты А2Б позволяют создавать прозрачные и четко определенные планы на будущее, эффективно распределять имеющиеся ресурсы, обозначать степень ответственности исполнителей и удерживать ключевые точки контроля.

Кроме этого, электронная система ведения планов А2Б сохраняет всю накопленную информацию, что делает более эффективным управление не только системой исполнения и мотивации, но также корпоративными знаниями и опытом.

Протестировать систему управления бизнесом А2Б можно совершенно бесплатно в течение 30 дней.

Партнерский материал

Понятие проект имеет множество определений, каждое из которых уникально и зависит от сферы применения, отрасли производства.

В общем смысле, проект - это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией .

Проект - это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер. Это система организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления каких-либо действий или описывающих такие действия .

В более узком смысле, проект -- это заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению .

Из приведенных определений можно сделать вывод, что любой проект ограничен во времени, стоимости (бюджете) и содержании. На данном утверждении строится тройственная ограниченность или проектный треугольник (рисунок 1.4).

Проектный треугольник описывает баланс между содержанием проекта, стоимостью, временем и качеством. Качество было добавлено позже, поэтому изначально именована как тройственная ограниченность.

Изменение одной стороны треугольника влияет на другие стороны. И хотя для проекта в равной степени важны все элементы, как правило, только один из них в зависимости от приоритетов имеет наибольшее влияние на другие.

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное - результат при участии ряда ограничений и механизмов (рисунок 1. 5).

Проекты, реализуемые в различных областях, разными специалистами имеют значительные различия между собой, что приводит к необходимости классификации проектов. Классификация типов проектов представлена в таблице 1.1. Следует отметить, что сегодня наиболее распространены проекты долгосрочные, сложные, мультипроекты, что объясняется современными экономическими тенденциями, высокой конкурентной средой. Также увеличивается проектный цикл или жизненным цикл проекта, т.е. промежуток времени между моментом появления проекта и моментом его ликвидации. Понятие жизненного цикла проекта является одним из важнейших для предприятия, поскольку именно текущая стадия определяет задачи, используемые методики и инструментальные средства.

Жизненный цикл проекта - исходное понятие для исследования проблем финансирования работ по проекту и принятия соответствующих решений.

Каждый проект независимо от его сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные стадии (фазы). При этом универсального подхода к разделению процесса реализации проекта на фазы не существует. Решая для себя такую задачу, участники проекта должны руководствоваться своей ролью в проекте, опытом и конкретными условиями выполнения проекта.

Жизненный цикл проекта и его фазы схематично представлены на рисунке 1.6, исходя из которого можно понять, на какие фазы приходятся основные инвестиции и наибольшие значения дохода, прибыли.

Таблица 1. 1 - Классификация типов проектов

Классификационный признак

Типы проектов

1. По уровню проекта

Программа

2. По масштабам проекта

Монопроект

Мультипроект

Мегапроект

3. По срокам реализации

Краткосрочный

Среднесрочный

Долгосрочный

4. По уровню финансирования

5. По степени сложности

Сверхсложный

6. По сложности

Организационно сложный

Технически сложный

Ресурсно-сложный

Комплексно сложный

7. По требованиям к качеству и способам его обеспечения

Бездефектный

Модульный

Стандартный

8. По характеру проекта / уровню участников

Международный

Отечественный

9. По сферам деятельности

Технический

Организационный

Экономический

Социальный

Смешанный

10. По целевому назначению

Инвестиционный

Инновационный

Научно-исследовательский

Учебно-образовательный

Смешанный

Рисунок 1.6 - Жизненный цикл проекта

Таблица 1.2 - Содержание фаз жизненного цикла проекта

Начальная (прединвестиционная)

Инвестиционная (строительная)

Эксплуатационная

Прединвестиционные исследования

Разработка проектно-сметной документации

Проведение торгов и заключение контрактов; Организация закупок и поставок, подготовительные работы

Строительно-монтажные работы

Завершение строительной фазы проекта

Изучение прогнозов и направлений развития страны (региона, города).

Формирование инвестиционного замысла. Предварительное согласование инвестиционного замысла. Составление и регистрация оферт.

Составление обоснования инвестиций, оценка жизнеспособности проекта.

Выбор и предварительное согласование места размещения объекта

Экологическое обоснование. Экспертиза.

Предварительное инвестиционное решение.

Разработка предварительного плана проекта

Разработка плана проектно-изыскательных работ.

Задание на разработку проекта строительства и разработка.

Согласование, экспертиза и утверждение проекта строительства.

Выдача задания на проектирование.

Разработка, согласование и утверждение рабочей документации.

Принятие окончательного решения об инвестировании

Отвод земли под строительство

Разрешение на строительство. Задание на разработку проекта производства работ.

Разработка плана проекта.

Тендеры на проектно-изыскательные работы и заключение контрактов. Тендеры на поставку оборудования и заключение контрактов

Тендеры на подрядные работы и заключение контрактов.

Тендеры на услуги консультантов и заключение контрактов.

Разработка планов (графиков) поставки ресурсов.

Подготовительные работы к строительству.

Разработка оперативного плана строительства. Разработка графиков работы машин. Выполнение строительно-монтажных работ. Мониторинг и контроль. Корректировка плана проекта и оперативного плана строительства (управление изменениями). Оплата выполненных работ и поставок.

Пусконаладоч-ные работы. Сдача-приемка объекта. Закрытие контракта. Демобилизация ресурсов. Анализ результатов.

Эксплуатация. Ремонт. Развитие производства. Закрытие проекта:

Вывод из эксплуатации;

Демонтаж оборудования;

Модернизация (начало нового проекта)

Проект функционирует в определенном окружении, включающем внутренние и внешние компоненты, учитывающие экономические, политические, социальные, технологические, нормативные, культурные и иные факторы.

Внешнее окружение проекта - это та часть окружающей среды, которая существует независимо от проекта. Внутреннее окружение проекта - это та часть окружающей среды, которая существует только во время осуществления проекта. Основные составляющие внешнего и внутреннего окружения проекта представлены на рисунке 1.7.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение поставленных целей. Отличают генеральную цель (миссию) проекта от целей первого и последующих уровней, а также подцелей/задач, действий и результатов.

Миссия - это генеральная цель проекта. Она детализирует статус проекта, обеспечивает ориентиры для определения целей следующих уровней, а также стратегий на различных организационных уровнях.

Стратегия проекта - центральное звено в выработке направлений действий с целью получения обозначенных миссией результатов проекта. Подготовку стратегии проекта можно условно разделить на три последовательные процедуры:

1) стратегический анализ;

2) разработку и выбор стратегии;

3) реализацию стратегии.

Стратегический анализ начинается с анализа внешней и внутренней среды. Со стороны внешней среды можно ожидать либо угрозы, либо возможности для реализации проекта (так называемый SWOT-анализ) .

Разработка и выбор стратегии осуществляется на трех организационных уровнях. Различают:

Корпоративную стратегию (общие направления развития, т.е. стратегию роста, сохранения или сокращения);

Деловую стратегию (стратегию конкуренции конкретного товара на конкретном рынке);

Функциональную стратегию (разрабатывается для каждого функционального подразделения с целью конкретизации выбранной стратегии проекта).

Реализация стратегии подразумевает в первую очередь необходимость определенных изменений в организационной структуре, поэтому часто требуется создать специальные координационные механизмы в дополнение к имеющейся структуре управления: проектные, межпроектные (программные), венчурные (для проектов с высокими уровнями рисков) группы.

Эффективного управления проектами на всех стадиях жизненного цикла позволяет достичь проектный подход . Являясь современным подходом в менеджменте, основой проектного подхода на предприятии является системный анализ. Суть его в том, что сложная производственная деятельность делится на части: работы, этапы, действия. Системный анализ изучает взаимодействие отдельных компонентов в едином целом (предприятие).

Проектный подход предполагает управление предприятием как управление совокупностью проектов. При таком подходе на предприятии организационная структура становится более прозрачной, просматривается высокая эффективность управления по показателям оптимизации сроков, затрат на производство работ, по производительности.

Проектный подход на предприятии очень важен, ведь именно с его помощью возможно создание гибких организационных структур, которые предназначены для решения задач, несущих в себе отклонения от намеченного хода производства .

Мы сконцентрируемся на одной только теме: “Проектный подход в современном бизнесе”, так как вся тематика управления проектной организацией чрезвычайно обширна, чтобы ее можно было охватить в одной не слишком объемной статье. Подобная формулировка позволяет придать обсуждениям практическую направленность и в то же время стимулирует концептуальный подход к проблемам, решение которых в значительной степени влияет на развитие проектной деятельности.

Особенности управления проектной деятельностью

Под термином “управление проектами” понимается сравнительно небольшой круг предметов технологического характера. Однако такое толкование существенно сужает проблему и не позволяет решать важные практические вопросы.

“Проектный бизнес” используется как родовой термин для обозначения деловой деятельности, основанной на проектно- ориентированном подходе. Сюда относятся системная интеграция, кино- и видеосъемка, разработка программного обеспечения, страховая деятельность, организация выставок и т. д.

Электронизация бизнеса и коммерции требует нового взгляда на проблему управления проектами. Коротко говоря, речь идет о том, что пора от управления проектами переходить к поддержке проектной деятельности как важнейшей составляющей бизнеса.

Проективизация” бизнеса. В современном бизнесе существует ряд глобальных тенденций, позволяющих говорить о его “проективизации”, т. е. возрастании доли и значения деятельности, связанной с осуществлением проектов. Важнейшими среди них являются:

  • переход от регулирования и концентрации к координации и распределенности;
  • сокращение жизненного цикла изделий и услуг, в особенности сроков разработки и запуска;
  • персонализация спроса и предложения, продуктов и услуг.

В целом можно говорить об изменении парадигмы (основной модели) бизнеса: его начинают рассматривать как совокупность взаимосвязанных проектов. Подобный подход позволяет адекватно отразить и другую особенность современного бизнеса, когда основным стратегическим конкурентным преимуществом становится гибкое поведение в изменчивой внешней среде. В подобных условиях неизбежен отход от жестких организационных структур и управленческих технологий.

Особенно ярко указанные тенденции проявляются в бизнесе, связанном с Интернетом. Более того, можно говорить, что именно эта сфера послужит основным потребителем новых информационных систем для управления проектами.

Главный вывод состоит в том, что в ближайшее время следует ожидать изменения подхода к построению информационных систем для проектного бизнеса, учитывающих его особенности, основанных на современной системной архитектуре, хорошо масштабируемых и доступных по цене.

Особенности проектного бизнеса. Сейчас принято говорить о кризисе традиционных ERP-систем. Однако правильнее было бы констатировать кризис общих моделей организации и управления бизнесом, для поддержания которых подобные системы и создавались. Применительно к проектному бизнесу проблема приобретает особо острый характер в силу некоторых его особенностей:

  • интеллектуалоемкий характер предметной области большинства проектов;
  • малая доля в проектах хозяйственной деятельности, связанной с материальными активами;
  • сильная зависимость успеха проектов от внешних условий, прежде всего поведения заказчика;
  • повышенные риски, включая риск нарушения сроков и бюджета, прекращения либо приостановки проекта, неудачного внедрения;
  • повышенные требования к качеству, имеющие конструктивный, т. е. объективно проверяемый характер;
  • высокая степень индивидуализации “под клиента” и важное значение организации “плотной” работы с ним;
  • высокая вероятность появления новых, ранее не выполнявшихся работ, для которых методология, технология и система управления создаются “на лету”;
  • высокие требования к квалификации менеджеров и исполнителей, их высокая стоимость;
  • критическая важность корпоративной офисной системы, поддерживающей коммуникации и базу знаний;
  • особый характер бюджетирования, планирования, контроля и учета;
  • большая неравномерность поступления заказов, затрудняющая управление людскими ресурсами;
  • географическая удаленность клиента;
  • наличие нескольких исполнителей и их географическая распределенность.

Следует отметить первостепенную важность для проектного бизнеса проблемы людских ресурсов (как менеджеров, так и специалистов) во всех ее аспектах.

Управление проектной деятельностью. Система управления проектной деятельностью должна удовлетворять следующим базовым требованиям:

  • ориентация на поддержку принятия решений, прежде всего связанных с использованием ресурсов и освоением новых изделий и услуг;
  • эффективная система управления людскими ресурсами;
  • гибкая система планирования и учета, допускающая регулярную реструктуризацию проектов в соответствии с изменениями условий и достигнутых результатов;
  • развитая офисная система (коммуникации, базы знаний, бэк-офис);
  • эффективная поддержка распределенной деятельности;
  • мониторинг и поддержка отношений с клиентами и партнерами.

Проектный подход к ведению бизнеса

Рассмотрим концептуальные практически направленные подходы к проектному способу ведения бизнеса.

Вызов времени. “Проективизация” современного бизнеса ставит вопрос о модернизации традиционного управления проектами.

Примеры

  • Классическое стратегическое планирование и классическое управление проектами имеют много общего в методологии, которая носит “инвентаризационный” характер и заключается в детальном расписывании мероприятий и работ на много лет вперед. Сейчас классическое стратегическое планирование переживает серьезный кризис. Главная причина этого состоит в недостаточном учете фундаментального фактора – изменчивости внешней среды. Стратегические планы всегда составлялись в предположении стационарного характера внешней среды с некоторой регулярной тенденцией. Вопрос стоял только о точности прогнозирования отклонений. Однако теперь на первое место выходит задача создания адаптивных механизмов стратегического уровня, т. е. механизмов раннего выявления возможностей/угроз и их использования/нейтрализации. Соответственно изменяется подход и к инвестиционному анализу – постепенный отказ от гладких моделей в пользу моделей с переменной структурой.
  • Внедрение интегрированных ERP-систем является хорошим примером проекта, который не вполне укладывается в традиционные рамки проектного подхода. Действительно, до начала работ зачастую неизвестно, что вообще предстоит сделать в области рационализации бизнес- процессов и организационных изменений. Поэтому детальное планирование ведется только для следующего этапа по результатам предыдущего с учетом изменяющихся реалий внешней и внутренней среды. Таким образом, можно говорить о проектах, в значительной степени адаптивных по своему существу.
  • Проекты развития электронного бизнеса представляют собой крайние примеры проектов, реализуемых в условиях максимальной неопределенности внешней среды. Примечательно, что даже предлагаемые технологии торговли не могут быть точно оценены в смысле их привлекательности для потенциальных клиентов. Другими словами, проекты создания систем электронного бизнеса являются тотально адаптивными, когда решения о структуре и составе проекта приходится пересматривать по нескольку раз в год. Ко всему прочему сюда добавляется фактор гонки в условиях жестокой конкуренции и страха опоздать.

Проект как инструмент создания продуктов. Это наиболее распространенный вид проектов. На заказ создается некоторый отчуждаемый продукт, который заказчик использует по своему усмотрению. Примерами таких продуктов могут служить программы, конструкторские решения, здания и т. д. Традиционно особое внимание уделялось технологии проектирования, а следовательно, системам типа CASE, CAD и т. д.

Примеры

  • Софтверная фирма, работающая в России, за последний год увеличила штат с 50 до 250 человек в связи с ростом числа разработок на заказ. Чтобы повысить производительность, фирма приобрела интегрированную CASE-технологию компании Rational. По расчетам, это должно было сократить сроки создания программного обеспечения вдвое. На самом деле цикл выполнения заказа существенно не изменился. Более того, пришлось нанимать и обучать дополнительных сотрудников ” менеджеров и бизнес-аналитиков, а также привлекать сторонние организации. При этом существенно возросли затраты на сопровождение, а в силу географической распределенности офисов фирмы, групп разработчиков и клиентов возникли проблемы коммуникаций.
  • АвтоВАЗ в течение десятков лет вкладывал миллионы долларов в автоматизацию конструкторских и технологических работ.
  • Крупный российский производитель ракетной техники считает, что если бы ему дали 50 млн. долл. на приобретение интегрированной системы CAD/CAM типа той, что есть у корпорации “Боинг”, то он быстро стал бы мировым лидером в своем сегменте.

Проект как рыночный продукт. Проект можно рассматривать как самостоятельный рыночный продукт, представляющий собой организационно-технологический комплекс. Фактически речь идет о том, что для заказчика разрабатывается весь комплекс вопросов, связанных с реализацией проекта.

Примеры

  • Телекоммуникационная компания в Бостоне (США) получила заказ на развертывание региональной интегрированной системы передачи данных стоимостью около 300 млн. долл. Данная компания обратилась к специализированной консультационной фирме, чтобы та разработала организационную структуру, технологию и процедуры управления работами, ресурсами и качеством, учета, составления графика работ и т. д. Более того, консультационная фирма отобразила свои разработки в некоторой автоматизированной системе поддержки проектной деятельности, а после запуска проекта взялась за его сопровождение.
  • Крупное российское министерство приняло решение о модернизации своей информационной инфраструктуры. Была разработана техническая архитектура, тщательно продуманы этапы проекта, выделены деньги, подобраны исполнители. Но довольно скоро выяснилось, что программа неуправляема. Оказалось, что практически невозможно в разумные сроки провести скоординированное изменение планов работ и технических решений, а также поменять состав исполнителей. Объем проектной документации, поступающей в головную организацию, рос по экспоненте. Самое страшное, однако, было то, что никто не мог в точности оценить объем проделанной работы и степень приближения к желаемому результату. При этом формальные отчеты о проделанной работе поступали регулярно.

Проект как инструмент ведения бизнеса. Если под проектом понимать форму ведения бизнеса в торговле и сфере услуг, то сделка оформляется как проект, к которому применимы соответствующие методы управления и учета.

Примеры

  • Быстро растущая транснациональная компания ведет следующую деятельность:
  1. разработка и реализация программ продвижения уже существующих и новых продуктов типа брэнд-нейм;
  2. упаковка и поставка 300 тыс. наименований товаров более чем от 3500 производителей;
  3. разработка и изготовление товаров по заказным спецификациям.

Клиенты предъявляют очень жесткие требования к соблюдению плановых сроков, в силу чего компания должна быть в состоянии прогнозировать и четко отслеживать процессы изготовления и доставки товаров в заданные контрольные сроки. При этом существенную проблему составляет управление стоимостью, т. е. оценка экономической эффективности каждого отдельного заказа и контроль затрат по каждой сделке, включая стоимость закупки, изготовления, фрахта и перевозки.

В ходе выбора новой ERP-системы руководство поняло, что основную деятельность компании наиболее адекватно можно представить в виде совокупности параллельных, взаимосвязанных проектов. На этот выбор существенно повлияло наличие в системе развитого модуля управления проектами, который в сочетании с модулями финансов, управления производством и логистики позволил отслеживать стоимость и ход выполнения каждого заказа.

  • Крупнейшая страховая компания использует современную систему управления проектами для их оформления в виде как отдельных сделок (включая сделки с физическими лицами), так и целых программ страхования. В результате достигается возможность интегрального управления бизнесом, включая планирование и контроль конкретных мероприятий, оценку затрат и доходов по программам, продуктам, сделкам, бизнес-единицам, целевым сегментам и агентам.
  • Крупная российская дистрибьюторская фирма поставляет на рынок одежду и обувь мирового класса. Обновление коллекции ведется каждый сезон. Заказ на изготовление и поставку товаров готовится и размещается на один год вперед. У фирмы имеется обширная сеть региональных партнеров, участвующих в формировании заказа. Большое внимание компания уделяет проведению маркетинговых мероприятий. В процессе внедрения новой ERP-системы фирма ставила задачу выявить проектную структуру своей деятельности с помощью таких признаков декомпозиции, как товарная группа, сезонность и партнеры. Например, для каждой товарной группы выделяются проекты подготовки и исполнения консолидированных заказов с последующей разбивкой по сезонам и партнерам.

Интеграция методологий и стандартизация. В настоящее время имеется множество специализированных методологий, разработанных усилиями ведущих консультационных и компьютерных фирм. Однако “проективизация” и “электронизация” бизнеса остро ставят задачу интеграции этих методологий.

Примеры

  • Бурное развитие э-бизнеса заставляет по-новому взглянуть на методологические вопросы в силу следующих обстоятельств:
  • изменение существа рассматриваемых задач;
  • необходимость интеграции специальных методологий в связи с комплексным характером проблем;
  • необходимость создания “новой компетенции” за счет слияния разнородных компетенций, воплощенных в “компьютерных” и “консультационных” методологиях.

Существуют методологии, естественно тяготеющие друг к другу. Так, например, методология CALS является основой для построения модели жизненного цикла изделия. В то же время она представляет собой платформу для построения тотальной системы качества TQM. К этим методологиям тесно примыкают модели потоков работ workflow, формальные средства моделирования бизнес-процессов, методы построения корпоративных хранилищ данных. В рамках названных методологий разрабатываются различного рода стандарты. И все это имеет самое непосредственное отношение к проектной деятельности.

Проект как концептуальная единица знаний. Управление знаниями имеет принципиальное значение для проектно-ориентированной деятельности, поскольку основной капитал таких организаций ” это корпоративный опыт в решении задач определенного класса. Проект представляется удобной единицей организации знания, в которой в связной форме имеются существенные компоненты знания: постановка задачи, результат, способы достижения.

Примеры

  • На подавляющем большинстве российских машиностроительных предприятий отсутствует сколько-нибудь связное и детальное описание процесса выбора, создания и постановки на производство нового изделия. Это общая болезнь как гражданских, так и военных отраслей.
  • АвтоВАЗ за последние десять лет потерял сотни ведущих специалистов – руководителей среднего звена. По существу можно говорить об утрате потенциала создания новых моделей автомобилей. Аналогичная ситуация сложилась и на других крупных предприятиях машиностроения, где фактически остались слабосвязанные “вершки” и “корешки”: вершки отсыхают, а корешки загнивают, и все это ведет к общему коллапсу.
  • В любой крупной организации имеется несколько различных типов проектов. Например, в софтверной фирме могут сосуществовать проекты разработки на заказ, адаптации существующей программы сопровождения и др. На любом машиностроительном предприятии обязательно ведутся проекты разработки и модернизации продукции, освоения новой техники, реконструкции зданий и инфраструктуры и т. д.

Программный подход. Формально программа определяется как совокупность взаимосвязанных проектов. Однако для практического применения данное определение оказывается не слишком конструктивным.

Примеры

  • В конце 60-х годов правительство США развернуло программу создания сверхбольших интегральных схем (СБИС), которая придала мощное ускорение развитию микроэлектроники. Успешный опыт ее реализации был использован в других федеральных программах США, так называемых стратегических инициативах в различных отраслях. В России чрезвычайно остро стоит проблема реструктуризации в широком смысле слова: государственного управления, отраслей, предприятий.

Проект как инструмент обеспечения качества. В рамках проектного подхода качество можно определить как получение требуемого результата при заданных ограничениях на ресурсы и сроки.

Примеры

  • Известны многочисленные примеры так называемого “внедрения” ERP-систем, когда система была установлена, но не используется либо не дает требуемого результата. В США были случаи судебных исков к консультационным компаниям, внедрившим ERP-системы в фирмах- реципиентах, после чего последние прогорали.
  • Для каждого конкретного проекта сравнительно нетрудно разработать комплекс мер по обеспечению качества. Использование всего комплекса мер и процедур управления качеством обычно приводит к удорожанию проекта на 15-30%. В то же время отказ от управления качеством вообще может привести к провалу проекта.
  • Фирма “1С” провозгласила обеспечение качества проектов внедрения стратегической задачей работы с партнерами, позволяющей удержаться на твердых конкурентных позициях.

Проектная организация и административная структура. Сколько бы ни говорилось о дивизиональных, матричных и других схемах построения организационной структуры, в России по-прежнему доминирует функциональная структура со всеми ее гримасами в сторону проектно- ориентированного управления компаниями.

Примеры

  • В российской консультационной фирме принята программа развития бизнеса, связанного с внедрением полнофункциональной интегрированной ERP-системы. Планируется в течение года запустить два крупных проекта (срок внедрения – до полутора лет), а также несколько малых и средних проектов (со сроком внедрения 3-6 мес.). При реализации программы предполагается сохранить существующую функциональную структуру, ориентированную на решение частных задач в области управленческого консалтинга, программных разработок, системной интеграции. Управление каждым конкретным проектом внедрения и его выполнение предполагается осуществлять через начальников функциональных отделов. В силу этого команда, занятая каким бы то ни было проектом, состоит из менеджера проекта ” генерального директора и исполнителей ” начальников функциональных подразделений. В результате получается очень дорогое удовольствие: генеральный директор перестает заниматься стратегией и компанией в целом, а начальники отделов исполняют роль простых коммутаторов заданий, к тому же вносящих искажения.
  • В российской многопрофильной компании была создана успешно функционирующая система внутреннего хозрасчета и оплаты труда по реальным экономическим результатам деятельности бизнес-единиц. В соответствии с современными тенденциями в компании рассматривается возможность внедрения проектного подхода. Основную проблему менеджеры видят в изменении финансово-учетной структуры и принципов управленческого учета: на смену бизнес-единицам должны прийти проекты, с которыми в новой структуре будут связаны планы, бюджеты и результаты.

Новый уровень отношений между участниками. Традиционно проекты рассматриваются к контексте отношений “заказчик-исполнитель”. В современных условиях в их реализацию вовлечено множество (целые десятки) организаций-партнеров.

Примеры

  • Издательский дом, обладающий большими информационными ресурсами, рассматривает возможность создания торговой площадки для группы вертикальных рынков. Уже на стадии разработки бизнес-плана неожиданно выяснилось, что к работе необходимо привлечь большое количество участников (см. таблицу). При этом каждая компания хочет участвовать в проекте не только в качестве исполнителя (субподрядчика), но и как инвестор, рассчитывая на инвестиционную привлекательность проекта. Таким образом, в проекте выявляется группа партнеров, претендующих на определенное участие в управлении проектом. Данная ситуация отражает общую тенденцию к установлению долгосрочных партнерских отношений, связанных с реализацией проектов.
  • Анализ опыта успешного развития компаний-организаторов электронных торговых площадок показывает, что одним из главных факторов успеха является тщательный подбор партнеров, способных работать без конфликтов интересов. Одновременно проявляется тенденция к поглощению партнеров по мере развития бизнеса.
Примерный состав участников создания торговой площадки в Интернете

Вид деятельности

Функции в проекте

Консультационная фирма

Разработка стратегии развития электронного бизнеса

Информационно-маркетинговое агентство

Разработка маркетинговой программы

Консультационная фирма

Разработка технологий торговли

Софтверная фирма

Выбор/разработка программного обеспечения

Провайдер Интернет-услуг

Хостинг сайта

Кадровое агентство

Подбор команды менеджеров

Системный интегратор

Разработка технической архитектуры, поставка и развертывание оборудования

Учебный центр

Обучение пользователей (брокеров) и внедрение программного обеспечения доступа к торговой системе

Коммерческий банк

Ведение счетов участников торговли и кредитование сделок

Процессинговый центр

Проведение расчетов по сделкам

Страховая компания

Страхование коммерческих рисков

Транспортно-экспедиционная компания

Реализация поставок по заключенным сделкам

Инвестиционно-брокерская компания

Подготовка проспекта и проведение эмиссии акций управляющей компании

Руководитель проекта. Создается иллюзия, будто с введением новых технологий управления бизнесом снижается острота кадровой проблемы. Это в полной мере относится и к проектной деятельности, когда за планами, методологиями, процедурами перестают видеть конкретных людей – менеджеров и исполнителей.

Примеры

  • Во многих западных фирмах действует правило: новый проект рассматривается при условии, что есть реальная возможность подобрать подходящего менеджера проекта. Зачастую условия бывают еще жестче: проект рассматривается только при наличии подходящего лица, которое может выступить его руководителем. Естественное объяснение таково: у каждого дела должен быть “мотор”.
  • В большинстве российских компаний руководитель проекта является фигурой номинальной, назначаемой по принципу: “Нельзя же без руководителя проекта”. При этом руководитель проекта не обладает свободой деятельности, так как все свои намерения он должен согласовывать с генеральным директором компании (реальным распорядителем бюджета) и начальниками функциональных отделов (реальными распорядителями людских ресурсов). Поскольку бюджетирование как реальный инструмент управления в компании зачастую не действует, то и бюджет проекта составляется довольно формально. В таких условиях говорить о делегировании полномочий и ответственности руководителю проекта просто не приходится.

Проектно-ориентированные КИС. Термин “управление проектами” традиционно ассоциируется с сетевыми графиками и настольными приложениями типа MS Project. С помощью подобных инструментов можно описывать какие-то отдельные аспекты. Однако в современных условиях актуальной является выработка комплексной моделей проектной деятельности и методов ее описания.
С учетом тенденции “проективизации” бизнеса можно предположить, что поддержка проектной деятельности должна стать центральным элементом корпоративной информационной системы. Это означает отход от “ERP-центризма”, который господствовал до настоящего времени.

Примеры

  • В интегрированных ERP-системах, таких как Axapta, присутствует более-менее развитый модуль управления проектами, обычно ориентированный на решение задач проектного учета и контроля. Как правило, на уровне экспорта-импорта поддерживается возможность использования популярных настольных систем управления проектами.
  • На рынке появляются мощные системы поддержки проектной деятельности, реализованные в современной веб-архитектуре, например, Maconomy. Они содержат возможности управления знаниями, детальную ролевую проработку, множество других полезных функций, отсутствующих в проектных модулях ERP-систем.

Таким образом, электронизация бизнеса и коммерции требует нового взгляда на проблему управления проектами. Речь идет о необходимости перехода от управления проектами к поддержке проектной деятельности как важнейшей составляющей бизнеса.

До последнего времени говоря о проекте, мы подразумевали чертежи и сметы, на основе которых можно построить, что-либо, а управление у нас ассоциировалось с «руководством»-трудовыми коллективами, цехами и т.д. но теперь, в связи с переходом к рыночной экономике мы пересматриваем многие понятия и термины, в нашу жизнь входят новые концепции, достаточно испытанная в странах с рыночной экономикой - Управление проектами (Project Management). До сегодняшнего дня многие отождествляли проектную деятельность с производственной деятельностью, акцентируя внимание на масштабе.

На самом деле отличие процессов в производственной и проектной деятельности заключается в различии сущности этих видов деятельности: основой проектной деятельности является создание уникального продукта (услуги) и оно существует столько времени, сколько потребуется для получения конечного результата. Целью производственной деятельности является создание типового продукта (услуги), которая не имеет заранее определенного времени завершения и определяется лишь наличием и величиною спроса.

Следует различать цели проекта и продукта проекта (продукция или услуги) созданная или произведенная в результате исполнения проекта.

Цели проекта (Project Objectives) - это работа, которую нужно выполнить для производства продукта с заданными свойствами. Цели продукта - это свойства и функции, которыми должна обладать продукция проекта.

В эффективно организованной производственной деятельности все процессы однозначно и жестко регламентированы, то в проектной деятельности в силу первой особенности, процесс управления проектами регламентирован не на 100%, так как, в нем необходимо выявлять отличия каждого проекта в соответствии с величиной новизны, уникальности, инновационности.

Рис.1.1 Схема процесса производственной деятельности

В проектной деятельности процессы организуются как замкнутые: но замкнутые не по кольцевой схеме, а по циклической спирали, при которой корректирующие данные после анализа процедур преобразования из выхода процесса подаются на вход. На основе чего организуются корректирующие воздействия, приводящие к развитию, совершенствованию процесса.

В управлении проектами сосредоточены как специальные, так и надпрофессиональные знания.

Специальные знания охватывают те направления, в рамках которого осуществляется проект (строительные, инновационные, экологические и иные знания). Управление проектами, их методы и средства позволяют:

  • -разработать и обосновать концепцию проекта;
  • -оценить эффективность проекта с учетом факторов риска и неопределенности;
  • -выполнить технико-экономическое обоснование проекта и разработать бизнес-план проекта (Business Plan);
  • -осуществить системное планирование проекта на всех фазах его жизненного цикла проекта (Project Life Cycle);
  • -разработать смету проекта (Budget Cost of Work Scheduled (BCWS) и бюджет проекта (Project Budget);
  • -подобрать исполнителей проекта через процедуру конкурсов (торгов);
  • -подготовить и заключить контракты на поставку;
  • -организовать оптимальную процедуру закупок и поставок;
  • -организовать реализацию проекта, в том числе подобрать так называемую «команду» управления проекта (Project Management Team).
  • -обеспечить эффективный контроль и регулирование, а также управление изменениями, неизбежными в ходе реализации проекта;
  • -организовать эффективное закрытие проекта (Project Close Out);
  • -организовать системное управление качеством продукции проекта;
  • -в полной мере учесть так называемый «человеческий фактор», оказывающий нередко решающее воздействие на эффективность проекта в целом (3. Масловский «Управление проектами», конспект лекции ИПК СФУ. стр31-43, 221-224).

В нашем понятии проект представляет собой комплексное системное мероприятие, направленное на внесение изменений во все стороны жизни. Проект означает:

  • -замысел, идею, намерение;
  • -изображение, представление, описание некого объекта как материального, так и нематериального на бумаге или других носителях информации.

Западный мир динамичен, сложен и изменчив, предприятия часто меняют свои предложения с целью более полного удовлетворения желаний клиента (Customer), обслуживаемого рынка. За этой работой стоит большая, сложная и кропотливая деятельность многих людей, которая начинается с формулировки идеи и завершается продвижением продукции. Над созданием данного продукта работают совершенно разные люди, люди с разными профессиональными знаниями, уровнем подготовки и т.д. Сформированные коллективы должны создать оригинальную идею, проанализировав представить качественный, функциональный и экономичный продукт, наладить его производство и продажу.

И здесь методов и средств, используемых в традиционном менеджменте недостаточно, потому что иная сфера функционирования. При традиционном менеджменте (в прошлом) предприятия создаются и функционируют достаточно долгое время, и появление нового продукта расценивается как событие, вследствие не насыщенности рынка и не избалованности покупателя.

Не соответствие реалий нынешнего мира и менеджмента, наталкивают на появление нового направления научного менеджмента именуемое менеджмент проекта (проектное управление).В «Кодексе знаний об управлении проектами» дается следующее определение. Проект - некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (иначе-цели), обусловливающими способ ее решения. Проект - включает замысел (проблему, задачу), средства его реализации (решения) и получаемые в процессе реализации результаты.

Рис.1.3. Основные элементы проекта

В общем виде проект (project) - -это «что-либо, что задумывается или планируется (большое предприятие)».

В широком смысле проект-это то, что способно что-либо изменить в жизни, мире в этом рассматриваемом ракурсе результаты проекта могут быть:

  • -конкретными (здания, сооружения, организации, продукция и т.д.);
  • -абстрактными (планы, методы, знания, опыт и т.д.);

Представляя его как динамическую систему, выделяют:

  • -текущие результаты (документация, технология и т.д);
  • -конечные результаты (продукт, прибыль и т.д.);

Понятие «проект» вбирает в себя разнообразные виды деятельности, включая, такие как:

  • -направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов;
  • -координирование разнообразных взаимосвязанных действий;
  • -ограниченная протяженность во времени с определенной датой начала(Start Date) и датой окончания (Finish Date);
  • -все они в определенной степени неповторимы и уникальны.

Представленные виды деятельности и являются той отличительной характеристикой проекта от иных видов деятельности.

Направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов- иными словами, именно эти цели являются движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект вбирает в себя комплекс взаимосвязанных целей. То утверждение, что проекты нацелены на достижение цели, имеет достаточно большое значение для управления ими.

Прежде всего, важной чертой проекта можно отметить точное определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня и пронизывая до уровня детализированных целей и задач. Проект следует рассматривать как преследование тщательно отобранных целей, а продвижение проекта вперед связано с достижением целей все более высокого уровня до завершения и достижения конечной цели.

Координирование разнообразных взаимосвязанных действий. По своей сути проекты предполагают выполнение многочисленных взаимосвязанных действий в некоторых случаях они очевидны, а в других они имеют тонкую грань и нарушение синхронности выполнения задания может привести к угрозе выполнения проекта, а следовательно на достижение цели проекта.

Данная характеристика подводит нас еще раз к мысли, что проект-это система требующая особого внимания к управлению.

Ограниченная протяженность во времени с определенным началом и завершением. Проекты временны и у них есть начало и завершение. Завершение проекта осуществляется тогда, когда достигнута конечная цель, т.е выполнен план проекта (Project Plan Execution). Доминирующая часть усилий в работе проекта направлена на завершение его точно в срок. И с этой целью проводится временной анализ (Time Analysis), готовятся графики (диаграмма Ганта-Gantt Chart), демонстрирующие начало и завершение заданий в рамках проекта, осуществляется анализ расписания (Schedule Analysis) и длительность работ (Duration).

Проекты в определенной степени неповторимы и уникальны, но вместе с тем они могут сильно отличаться от одного проекта к другому. В случае, если осуществляется разработка одно и того проекта, то степень его уникальности не велика (строительство дома, базовые элементы идентичны предыдущим построенным домам). Основные же источники уникальности могут быть заложены в специфике конкретной производственной ситуации (в нашем случае в расположении дома и окружающего ландшафта).

В случае разработки особенного прибора мы имеем дело с достаточно уникальной задачей, т.е. разрабатываем то, что ранее не делалось, соответственно выполнение проекта сопровождается риском и неопределенностью.

Проект это система, совокупность элементов связей между ними, обеспечивающая достижение поставленных целей.

Рассматривая с точки зрения системного подхода, можно предположить как процесс перехода из исходного состояния в конечное-результат при участии ряда ограничений и механизмов.

Ограничения:

  • -финансовые;
  • -нормативно-правовые;
  • -этические;
  • -окружение проекта (Project environment);
  • -логические;
  • -методы активизации;
  • -время;
  • -уровень качества;
  • -косвенное воздействие.

Рис.1.4. Проект как процесс перехода системы из исходного в конечное


Обеспечение:

  • -люди;
  • -знания и опыт;
  • -инструменты и техника;
  • -технология.

Руководствуясь системным подходом, можно отметить, что:

  • -проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, т.е. взаимодействует с внешней средой;
  • -состав проекта не остается неизменным в ходе его реализации: в нем могут появиться новые элементы, а иные могут быть исключены;
  • -проект может быть разделен на элементы, которые находятся во взаимосвязи. проектный жизнь координирование

Соответственно из вышесказанного можно сделать заключение, что проект-понятие комплексное, которое охватывает различные научные дисциплины, отрасли техники и экономики, различные стороны общественной жизни и деятельности.