Процесс изготовления изделий из древесины. Технологические принципы изготовления материалов из дерева. Подготовка поверхности под отделку

Изделия созданные в ручную из дерева выражают духовный смысл, по неровной поверхности изделия можно почувствовать движение инструмента мастера. Изделия же, изготовленные на станке с ЧПУ практически идентичны между собой и не несут уже той индивидуальной выразительности.

Есть все основания считать, что совмещение двух способов обработки – ручной и станочной, может объединить высокую эксклюзивность, производительность и качество обработки сложных рельефных и скульптурных изделий из древесины. Замечено, что даже при 5-10% ручной доработке изделия, выполненного на станке с ЧПУ, можно сымитировать ручную резьбу и соответственно повысить эксклюзивность изделия. Станочная обработка позволяет быстро выполнить наиболее сложную и рутинную работу, а ручная доводка – придать изделию оригинальный вид.

Проблема совмещения ручной и станочной обработки при изготовлении изделия в наиболее сложных техниках резьбы по дереву – рельефной и скульптурной раскрыта в данной диссертационной работе после детального изучения и всестороннего сравнения технологий с учетом экономики, производства, эстетики изделийи психологии потребителя.

Для примера, применительно к изделию «Мамонт» (Рис. 1.11) при средней серийности производства, нами получено, что себестоимость изделия, изготовленного по проектной технологии, совмещающей станочную и ручную обработку -наименьшая в сравнении с технологиями независимыми (или полностью ручной обработки, или полной обработки на станке с ЧПУ).

Не случайно некоторые деревообрабатывающие предприятия, изготовляющие эксклюзивную продукцию, начинают переходить на совмещение станочной ЧПУ - обработки с ручной доработкой. Такой подход дает хорошие результаты не только в товарах-сувенирах, но и в оформлении интерьеров, изготовлении лестниц, мебели, дверей и пр. Общие рекомендации по исследованной нами технологии приведены в данной работе – они коснулись всех стадий изготовления, начиная от компьютерного проектирования трехмерной модели прототипа будущего изделия до непосредственного его изготовления на фрезерном станке с ЧПУ.

Рис. 1.11. Скульптурное изделие «Мамонт»: (слева – после обработки на станке с ЧПУ, справа – после ручной доработки, габариты изделия 130 × 100 × 60 мм, сосна)

1.3. ДРУГИЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Расширить технологические возможности изготовления художественных изделий из древесины позволяют дополнительные устройства. Разнообразные конструкции устройств для фрезерования, главным образом, художественных орнаментов, были предложены М.С. Гликиным, позже усовершенствованы и дополнены М. М. Черных, А. И. Пьянковым, В. Я. Крапивкиным, Ю. В. Ложкиным . Конструкции приспособлений, главным образом, применимы к токарному оборудованию и не позволяют выполнять высокохудожественные барельефные изделия или сложные скульптурные композиции. Примеры готовых изделий представлены на рисунке 1.12.


Рис. 1.12. Изделия, получаемые с использованием дополнительных приспособлений к токарным станкам

Для механизации процесса изготовления художественных изделий из древесины, в том числе декоративно-орнаментальных дополнений к мебели и архитектурных деталей интерьера применяются фрезерно-копировальные станки. При помощи такого оборудования можно выполнять различные элементы резьбы – круглые розетки в виде многолепестковых цветов, розетки вихревые, раппортные пояса-фризы с криволинейным волнообразным членением, балясины и даже высоко скульптурные, барельефные и горельефные детали и многое другое.

Принцип работы на таком оборудовании состоит в ручном копировании шаблона образца изделия с одновременным фрезерованием заготовки.

В состав таких станков входит суппорт со шпиндельной головкой, станина, на которой он крепится, рабочий стол с маховиком для его перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях и неподвижный штифт с копирующей головкой, при помощи которого заданный образец или модель могут быть точно повторены и перенесены на другую заготовку. Режущим инструментом служат специальные свёрла или концевые фрезы, укрепляемые на шпинделе. Стол станка устанавливается на нужную высоту в зависимости от толщины заготовки (Рис. 1.13).

Рис. 1.13. Слева - фрезерование барельефа на копировальном станке с пантографом; справа - двухшпиндельный объемно-копировальный фрезерный станок Andreon i

Оператор станка водит штифтом по всем контурам, углублениям и выпуклостям образца, передвигая при этом рабочий стол вверх-вниз; если требуется, то модель можно перебазировать и проводить обработку в другойортогональной плоскости. Шпиндель, соединённый со штифтом, повторяет все его движения, выполняя точную копию модели-образца. Опытный художник-мастер, с хорошим глазомером и точными движениями, может выполнять свои декоративно-орнаментальные композиции непосредственно на станке. В этом случае станок рассматривается как приспособление, которое облегчает труд мастера и увеличивает производительность труда.

Шпиндель станка приводится в движение электромотором, который совершает от 10 до 24 тыс. об/мин, что обеспечивает достаточно высокое качество обрабатываемой поверхности резьбы. Тем не менее, резьба, выполненная на станке, по качеству ниже ручной, поэтому при изготовлении мебели по специальным заказам или при реставрации антикварной необходимо дорабатывать детали и орнаменты вручную.

Копировальный станок с пантографом также применяется на крупных деревообрабатывающих предприятиях. Станки, снабженные пантографами, имеют приспособления для перевода заданного рисунка в другой масштаб (Рис. 1.13). Для такого перевода служит штифт, движущийся по контуру узора. Пантограф переводит рисунок на закреплённую на станке заготовку, соответственно увеличивая или уменьшая его применительно к заданию .

Ведущим мировым предприятием в области разработки и производства фрезерно-копировального оборудования является итальянская фирма Andreoni . Компания производит широкий спектр пантографных режущих станков, как с ручным, так и с автоматическим управлением (Рис. 1.13). Все станки могут фрезеровать не только плоские и изогнутые детали, но и тела вращения. Данное оборудование нашло широкое применение при изготовлении мебели, статуй, художественных накладок, пилястр и других видов художественных изделий из древесины .

Несмотря на все достоинства такого оборудования – имеются и существенные недостатки. На таких станках обработка намного зависит от опыта рабочего, производящего копирование образца. Во время обработки при возможной ошибке возникает человеческий фактор, который может привести к браку продукции не только одной заготовки, а сразу нескольких, если фрезерование ведется на многошпиндельном копировальном станке.

Сложность наладки многошпиндельного оборудования при замене фрез – также существенный недостаток. К тому же постоянно требуется изготовление копиров, что на начальных стадиях отработки техпроцесса требует значительного времени.И главное – на сегодняшний день изготовление изделий при ручном копировании шаблонов, в условиях растущего рынка и роста производственных возможностей оборудования с ЧПУ, становится малоэффективным.

Рассматривая способы изготовления художественных изделийиз древесины, нельзя не отметить технологию точения.

Точение или токарная обработка - одна из основных операций обработки резанием, выполняемая на деревообрабатывающих станках токарной группы, обычно при вращательном движении изделия и поступательном движении резца. На современных деревообрабатывающих предприятиях все чаще применяются не только обычные токарные станки, где обработка ведется в ручную мастером, но и станки токарно-фрезерной группы. Обрабатывающим инструментом такого оборудования является специальная дисковая фреза, либо фреза концевая. Такие станки выполняют обработку автоматизировано по заданной управляющей программе (Рис. 1.14). От оператора требуется только менять заготовку и запускать программу в новом технологическом цикле.

Несмотря на широкое распространение токарного оборудования в производстве, номенклатура выпускаемых изделий обычно ограничивается деталями, представляющими по форме, тела вращения. Именно поэтому токарные станки в большей своей массе используют для изготовления художественных балясин – опорных конструкций перил лестничных маршей (Рис. 1.14).

Рис. 1.14. Токарно-фрезерный станок с ЧПУ «РОБОР» и балясины, изготовленные на нем

Качество поверхности после обработки на токарных станках требует всегда ручного ошкуривания поверхности и снижает общую производительность процесса изготовления. Отметим, что токарно-фрезерное оборудование на сегодняшний день, благодаря разработкам НПФ «СЕМИЛ» г. Ижевск, позволяет выполнять сложные изделия нерегулярной формы, к которым относятся, например, скульптуры. Несмотря на принципиальные различия в типах оборудования, проблемные вопросы, возникающие при обработке скульптур на токарных станках, полностью соответствуют недостаткам обработки на трехкоординатных станках с ЧПУ. О способах их решения пойдет речь во 2-й и 4-й главах.

Помимо выше описанных способов обработки древесины в художественных целях существует ряд технологий, главным образом, влияющих на фактуру поверхности изделия. К ним относится ударно-механическая обработка, которая в свою очередь подразделяется накрацевание или браширование и воздушно-абразивную обработку.

Браширование как процесс обработки щетками разной плотности поверхности древесины с целью получения рельефной текстуры рассмотрена в работах Сергеевой [_].Воздушно-абразивный способ обработки в целях художественного декоририрования поверхности изделия исследован А.В. Поярковым .

Еще одна технология - технология тиснения древесины связана с ее обработкой давлением нагретыми матрицами и пуансонами. Предварительно древесину пропаривают. Дороговизна изготовления штампов и невозможность получения объемных рельефных рисунков при прессовании позволили данной технологии найти лишь широкое применение в изготовлении сувенирных изделий в партиях высокой серийности, например, шкатулках, но не в эксклюзивной продукции под определенный заказ маленькими партиями.

Технология лазерной гравировки древесины, а также выжигание лазером поверхностей по растровым рисункам на сегодняшний день не применимы для получения объемных изображений на древесине.

Последние рассмотренные технологии (броширование, пескоструйная обработка, обработка давлением и лазерная гравировка) не способны выявить объемные барельефные, горельефные или скульптурные формы в массиве древесины. Поэтому мы только лишь упомянем о них как о существующих видах художественной обработки древесины, главным образом, применяющихся для нанесения фактуры и неглубоких рисунков на плоские поверхности изделий из древесины.

1.4. ПРИМЕНЕНИЕ СТАНКОВ С ЧПУ В ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

В последние десятилетия рынок производства мебели и художественных изделий из древесины претерпел значительные изменения. Появились новые материалы, технологии и, конечно, оборудование. Возросли требования потребителей не только к качеству выпускаемых изделий, но и к дизайну в целом. Многократно увеличилась конкуренция.

В создавшихся условиях предприятию для успешной деятельности мало найти оптимальных поставщиков продукции, набрать профессиональный штат сотрудников. Крайне необходим парк современных, высокотехнологичных, удобных в эксплуатации станков, которые позволят воплотить идеи дизайнеров в жизнь.

В качестве такого оборудования наиболее широко стали применяться фрезерные трехкоординатные деревообрабатывающие станки с числовым программным управлением (ЧПУ). Фрезерные деревообрабатывающие станки с ЧПУ предназначены для фрезерования, гравирования и координатного сверления заготовок из древесины, МДФ, ДСП, фанеры и пластиков концевыми фрезами по рабочей программе, составленной на персональном компьютере .

Наиболее широкое применение станки с ЧПУ нашли при производстве деталей мебели, филенчатых дверей, фасадов, карнизов, багета и декоративных накладок. Так же они могут использоваться для изготовления витражей, для криволинейного раскроя заготовок, изготовления художественного паркета, выполнения рельефных работ, в т.ч. резьбы по дереву, для изготовления форм под вакуумную формовку. Сегодня практический каждый станок поддерживают полноценную 3D-обработку при имитации рельефной художественная резьбы по дереву.

Основная функция любого оборудования с ЧПУ - автоматическое и точное управление движением перемещения фрезера. Любой станок с ЧПУ имеет два или более направления для движения, которые называются осями. Причем движение по этим осям осуществляется точно и автоматически.

Станки с ЧПУ оснащают сервомоторами или шаговыми двигателями, которые приводятся в действие системой с ЧПУ, а та в свою очередь в точности исполняет команды управляющей программы. Система ЧПУ, исполняя команды управляющей программы, посылает точное количество импульсов шаговому двигателю – так происходит перемещение фрезера в пространстве по заданной оператором программе .

До недавнего времени управление станков с ЧПУ обеспечивалось за счет их программирования с помощью перфокарт и перфолент. Этот способ был очень трудоемкий для оператора, т.к. любая ошибка в наборе приводила зачастую к переписыванию всей программы заново.

Позже программирование стало возможным в режиме набора т.н. G -кодов, где каждый код соответствует определенной команде перемещения фрезера или выполнения какой-либо операции обработки, например, включение устройств.В начале процесса написания управляющей программы программист определяет позицию нулевой точки программы – начальной точки ее выполнения, например, центр заготовки. Потом программист должен последовательно проинструктировать систему ЧПУ обо всех необходимых операциях по управлению станком по перемещению фрезера по осям Х, У или Z . Ручной набор текста программы используется и по сегодняшний день, но отметим, что и данный вариант программирования требует очень много времени для составления программ обработки художественных изделий и бывает просто экономически не целесообразным.

Современные САМ-системы (Computer Aided Machining – системы автоматизации изготовления) предназначены дляавтоматического создания управляющих программ на основе геометрической информации, подготовленной в CAD-системе (Computer-Aided Design - системы автоматизированного конструирования). Т.е. САМ – система самостоятельно рассчитывает траектории движения фрезы по первоначально подготовленной в CAD-системе трехмерной модели или векторному рисунку.

Главные преимущества, которые получает технолог при взаимодействии с системой, заключаются в наглядности работы, удобстве выбора геометрии, высокой скорости расчетов, возможности проверки и редактирования созданных траекторий .

Современные системы подходят для различных типов оборудования с ЧПУ, позволяют выбирать разные технологии обработки деталей, автоматически оптимизировать техпроцессы изготовления и многое другое. Правильный выбор САМ – системы на производстве позволяет значительно повысить производительность оборудования с ЧПУ.

Трехмерные (3 D ) модели, построенныя в какой-либо CAD -системе или графическом редакторе, являются, по большому счету, уменьшенными прототипами будущего изделия и позволяют ввести коррекцию его формы и детально рассматривать еще на стадии проектирования нВ мониторе компьютера.

В современной промышленности трехмерные модели используются не только для проектирования кинематических цепей машин и механизмов, наглядного моделирования будущих деталей и изделия в целом, но и для непосредственного его изготовления. В большей мере речь идет о использовании оборудования с числовым программным управлением, в частности, фрезерных метало- и деревообрабатывающих станках с ЧПУ с разным числом степеней свободы шпиндельного узла. Применение таких технологий нашло самое широкое распространение и в изготовлении художественных изделий из различных материалов (ювелирные изделия, медали, различные сувениры, элементы мебели, декоративные элементы интерьера и экстерьера помещений, литейные формы и многое др.). [моя статья 3].

Как уже упоминалось, по готовой трехмерной модели современные технологии изготовления скульптурных изделий из древесины на станках с ЧПУ позволяют автоматически создать управляющие программы в CAM -системах.

Траектории движения фрезы при обработке рассчитываются по поверхностям трехмерных моделей, которые создает дизайнер или по моделям, полученным методами трехмерного сканирования с помощью контактных копиров или лазерных дальномеров.

При непосредственном изготовлении выделяют черновую обработку, выполняющую снятиенапуска с заготовки, и чистовую, окончательно доводящую изделие до нужной чистоты поверхности. Чистовая обработка выполняется в несколько раз дольше черновой.

К основным недостаткам использования станков с ЧПУ можно отнести большие капитальные вложения в оборудование, необходимость использования дорогостоящих программных продуктов (особенно CAM -систем), значительное время чистовой обработки, сложность создания трехмерной модели и отсутствие эксклюзивности продукции.

Таким образом, рассмотренные в главе 1 технологии обработки древесины позволяют сделать общий вывод о том, что для изготовления эксклюзивной продукции из древесины в стилях рельефной и скульптурной резьбы по дереву, наиболее подходят традиционная ручная резьба, изготовление изделия на копировальном станке и обработка изделия на деревообрабатывающем станке с ЧПУ. Эти кардинально разные технологические способы обработки имеют ряд преимуществ и недостатков, рассмотренные показатели сведены в таблицу 1.

Проведенные исследования в данной области позволили разработать комбинированный способ изготовления художественных изделий из древесины, который совмещает преимущества станочной и ручной обработки.

Проектная технология предполагает первоначальное черновое фрезерование заготовок на станке с ЧПУ с последующей ручной доработкой. Именно черновая обработка позволяет эффективно выделить из заготовки основные формы объемно-пространственного изделия. При этом чистовая обработка, которая для большинства изделий составляет от 2 до 10 часов машинного времени в зависимости от габаритов изделия, полностью

>>Технология: Этапы создания изделий из древесины

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, необходимо выполнить ряд действий, то есть пройти ряд этапов.
Прежде всего надо заранее продумать, из каких, материалов вудм состоять изделие, какие инструменты и приспособления иужны для этого, на каком оборудовании и рабочем месте возможно изготовить изделие.
Не следует спешить приступать сразу к изготовлению изделия. Иначе можно превратить его в брак - ненужную продукцию. Не зря есть поговорка: «Семь раз отмерь, а один раз отрежь».
Вначале изображают изделие в виде технического рисунка, эскиза или чертежа . Подбирают качественную заготовку из древесины необходимой породы. Заготовкой называют определенных размеров материал, из которого делается деталь. Размечают заготовку, проверяя размеры несколько раз. Затем строгают, пилят, зачищают и отделывают ее, превращая в готовое изделие.
Изделия могут состоять из одной или нескольких деталей. Каждая деталь изготавливается из одного куска материала.
Соединенные детали в изделии называют сборочной единицей. Изделие может состоять из одной или нескольких сборочных единиц.
Если изделие состоит из нескольких деталей, то их после изготовления надо подогнать друг к другу и соединить между собой. Соединение деталей в изделие называют сборкой.
Изготовленное изделие необходимо проверить на прочность, испытать. Если обнаружатся какие-то недостатки, то надо найти причины их возникновения и устранить.
Последовательность действий по обработке заготовок и сборке их в изделие описывается в специальных маршрутных инструкционных и технологических картах.
Обработку деталей осуществляют рабочими инструментами вручную или на станках.Каждая деталь изготавливается по своему технологическому процессу, который является частью всего производственного процесса по превращению заготовки в деталь или изделие .
Технологический процесс изготовления деталей состоит из ряда технологических операций.

Операцией называют законченную часть технологического процесса, выполняемую на одном рабочем месте или на одном станке. Например, операциями будут являться: выпиливание заготовки на столярном верстаке, сверление в ней отверстий на сверлильном станке, окраска заготовки в специальном помещении.
Операции состоят из переходов и установив (установок) деталей. Переход выполняют на одном рабочем месте или станке одним инструментом. В технологической карте указывается последовательность выполнения операций, установов и переходов, графическое изображение изменяющейся заготовки и применяемые инструменты и приспособления.
В таблице 2 приведена технологическая карта на изготовление кухонной разделочной доски.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Составление технологической карты на изготовление простейшей детали

1. Внимательно изучите чертеж детали, которую вы хотите изготовить.
2. Пользуясь таблицей 2, разработайте технологическую карту на изготовление вашей детали.
3. Сравните составленную технологическую карту с технологической картой, разработанной для этой же детали вашими одноклассниками.

  • Этапы создания изделия, брак, сборка, заготовка, деталь, сборочная единица, переход, операция, установ, технологический процесс, инструкционная и технологическая карты.

1. Перечислите этапы создания изделия из древесины .

2. Что такое брак?

3. Для каких целей служат технологические карты?

4. Что называют деталью, сборочной единицей?

5. Что называют технологической операцией?

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Рководитель: Жбанов А.С., руководитель творческого объединения "Художественная резьба по дереву"

Пояснительная записка

Цель проекта : Изготовление декоративной тарелки из дерева.

Задачи:

Обрести более глубокие знания об истории деревянной посуды, совершенствовать навыки в резьбе по дереву, развивать творческие способности.

1.Обоснование выбора проекта

Мне давно хочется, чтобы у нас на кухне появилось что то-подобное и радовало глаз хозяйки кухни – моей мамы. Она очень любит изделия, сделанные своими руками. Пусть мое изделие станет началом моих дальнейших достижений в мастерстве декоративно-прикладного творчества!

2.Историческая справка по теме

Первым материалом, обработку которого освоил человек, является древесина. Именно из дерева делались первые орудия труда, строились жилища, деревянные городки и даже крепости. Дерево также хорошо шло на изготовление посуды и других предметов домашнего обихода. Археологические раскопки показывают, что человек уже в 8 веке до нашей эры пользовался деревянной утварью, при этом отмечается, что была даже декоративная резьба на посуде.

На Руси деревянную посуду делали в основном из лиственных пород древесины. Наибольшее распространение имели деревянная кружка, стакан, ведро, лохань, деревянный бочонок и другие. Они изготавливались разными методами: долбление, вырезание, точение. И, конечно же, бондарное производство. Свое мастерство и секреты ремесленники передавали из поколения в поколение, они всегда пользовались уважением среди жителей городов и деревень.

Самыми распространенными на кухне были деревянные ложки и миски разных видов: для салатов, супа, рыбы, десерта, горчицы и т.д. Деревянную тарелку в то время называли ставцем. По размеру тарелки были различные, внешне напоминали чашу с плоским дном, были виды с рукоятями.

Древние традиции продолжают жить и в наши дни. Современные мастера бережно хранят и развивают их, создавая новые изделия, украшающие быт человека.

3.При изготовлении изделия учитывается

  • Экономичность- заключается в том, что доски небольшого размера можно найти среди отходов производства.
  • Экологичность- при изготовлении изделия применяется экологически чистый материал (Липа)
  • Универсальность- изделие можно использовать не только по прямому назначению, но и как украшение интерьера.
  • Конструктивность- изделие должно быть удобным и прочным.
  • Эстетичность- изделие должно быть красивым.
  • Технология изготовления- технология изготовления довольна проста. Некоторые операции делаются с помощью электроинструментов.

4.Инструменты материалы:
1.Деревянная доска (липа)
2. Лобзик
3.Резцы по дереву.
4.Наждачная бумага

5.Последовательность выполнения изделия

1.Нанесем нужный рисунок на доску. Мы привыкли видеть тарелки круглой формы. Будет интересней, если мы немного пофантазируем и изменим ее.

Воспользуемся лобзиком электрическим, либо ручным. Пиление производить только под присмотром учителя, соблюдая технику безопасности. Основное правило: пиление производить плавно, без рывков, надежно закрепив заготовку. Обработаем наждачной бумагой и нанесем рисунок

2.Вырезаем угловым резцом, соблюдая технику безопасности. Треугольники вырезаем в технике геометрической резьбы.

3.Углубление начинаем вырезать по всему полукруглым резцом по кругу овала, постепенно прибавляем глубину

4.«Сглаживаем» канавки и поработаем наждачной бумагой.
5.Придадим «благородный» тон. Для увеличения срока службы подобные изделия пропитывают горячим льняным маслом. Мы же затонируем обыкновенным крепким чаем.

После полного высыхания отшлифуем «мелкой» наждачной бумагой.

На праздничном столе будет выглядеть совсем неплохо! Обратная сторона тарелки может послужить в роли разделочной доски, либо для подставки под горячее.

Экономические расчеты

Самооценка выполненной работы

В наши дни, когда товары промышленного производства заполнили наш быт, я предлагаю сделать нужные нам вещи своими руками, внеся элементы творчества и индивидуальности в окружающий нас мир. Именно это я старался продемонстрировать сегодня. При работе я проявил фантазию, творчество, а самое главное, получил огромное удовольствие.

Технологический процесс изготовления деревянных конструкций включает: заготовка пиломатериала; сушка древесины до нормативной влажности; сортировка по природным порокам и технологическим дефектам; механическая обработка; нанесение защитных покрытий; сборка конструкций.

Лесопиление.

На лесопильные предприятия поступают хлысты- стволы срубленного дерева без корней и сучьев. Длина бревен от 3 до 6,5 м с градацией через 0,5 м. Могут изготовляться и большей длины. Сбег характеризует увеличение толщины бревна по длине и в среднем на 1 м длины составляет 0,8 см. Сортименты, используемые для получения шпал, шпона, разонансного пиломатериала и т.п., называют кряжами. Балансы- круглые сортименты для переработки на целлулозу и древесную массу. От обьема бревен в среднем получают 55% досок, 3% обаполы(подгорбыльной части бревен), 20,5% технологической щепы, 10% опилок.

Пиломатериалы хранят в штабелях 2*6,5 м, высотой 2,5…5м под навесами или в закрытых складах с хорошей проветриваемостью.

Атмосферная сушка. На открытом воздухе, доски укладывают с зазорами(на прокладках), обеспечивающими проветривание штабеля. Продолжительность сушки: для досок толщиной 30…50 мм-10…16 дней при высушивание ло конечной влажности 30% и 20…40 дней-до 20%.

Камерная сушка. в сушильных камерах.(повышенная температура и циркуляция нагретого воздуха), удаление влаги с древесины начин. с наружных слоев, поэтому влажность остается неравномерной по длине досок до самого конца процесса сушки. Перед механич. обработкой доски трое суток сохран-ся в помещение при 16-22 0 С и влажностью воздуха 60-70% с целью выравнивания влажности по сечению.

Механическая обработка и стыкование досок осуществляется автоматизированным способом.Приведена на рис.1.

Приготовление клея. В клеесмесителях, компоненты смешив-ся в той последовательности, в которой они указаны в рецептурной таблице.

Нанесение клея на обе пласти доски используют клеевые вальцы.

Запрессовка заключается в том, что по мере нанесения клея на склеиваемые поверхности заготовки накладывают одну на другую, соблюдая при этом требуемое расположение по высоте сечения досок соответствующей категории.После того. Как набран необходимой пакет высоты, к нему прикладывают давление, с тем, чтобы обеспечить необходимый плотный прежим склеиваемых поверхностей по всей площади. Для прямых клеедеревянных элементов давление 0,3…0,5 МПа, для криволинейных- 0,8…1 МПа. Запрессовку пакета досок происходит в винтовых или гидравлических прессах. Продолжительность действия давления 8…30ч. Время выдержки изделия под давлением может быть сокращено за счет нагрева, благодаря которому ускоряется процесс отвержения клея.

Выдержка заключается в том, что после расспресовки клееные блоки выдерживают в условиях цеха еще 3 суток.

Отделка включает фрезирование на рейсмусовых станках боковых поверхностей для удаления неровностей, вызванных смещением кромок соседних досок в пакете, а также для снятия подтеков. Отделка готового элемента завершается окраской за два раза водостойкой эмалью.

Контроль прочности материалов производят путем испытания малых стандартных образцов, форма и размеры которых устанавливаются ГОСТом и другими документами.

Контроль готовых конструкций включает внешний осмотр и обмер с целью оценки качества и соответствия проекту и механическим испытаниям до разрушения.

Механ. Испытаниям подвергают не всю конструкцию, а лишь элемент(полураму, полуарку). Балки и панели испытывают целиком.

В основном деревообрабатывающее оборудование делится на два типа станков для пиления, три вида для строгания, четыре - для шлифования. Все они могут применяться на предприятиях по производству мебели, потому что процесс ее изготовления состоит из множества этапов. Для выпуска погонажных изделий понадобится одна либо две распиливающие машины.

Выбор домашнего мастера - любителя также определяется задачами, которые он будет исполнять. В любом случае важно, чтобы оборудование обеспечивало успешные результаты труда. Поэтому мы постараемся рассказать Вам, какие деревообрабатывающие станки и оборудование будет лучше всего применять для основных операций, существующих в деревообработке.

Пиление

Как широко известно, разделение материала на части - начало начал в деревообработке. И на лесопильных предприятиях, в мебельном производстве, в строительстве. Станки позволяют достаточно быстро получать заготовки требуемого размера с наименьшим количеством опилок. Для пиления используют два вида машин: ленточные и дисковые. Их выбор зависит от задач, которые планируется исполнять.

Скажем, для распиливания длинных заготовок вдоль по толщине используют горизонтальные ленточные станки. То есть из одной толстой доски с их поддержкой можно сделать две, такой же длины, но более тонкие. Эту работу исполняет однопильный ленточно-делительный станок.

Аппараты с двумя пильными лентами, аналогичным образом распиливают доску либо брус на три части. У них две замкнутые ленты вращаются на шкивах. Такой станок называется двупильным ленточно-делительным. Как и в однопильном, в нем, помимо основного движения, реализовано движение подачи, что обеспечивает высокую эффективность. Горизонтальные ленточные станки используют на предприятиях, выпускающих погонажные изделия, щиты, обрабатывающих горбыль.

В столярном деле для изготовления мебели, окон, элементов внутренней и наружной отделки дома используют готовые доски, бруски. Их распиливают вдоль и поперек, дабы получить заготовки наиболее подходящего размера для дальнейшей обработки. Для этого широко применяют вертикальные ленточные пилы. Они оборудованы одной режущей лентой. Скорость ее движения можно регулировать, в зависимости от особенностей обрабатываемой древесины, размеров заготовки и рекомендаций изготовителя ленты. Для выбора режима резания пользуются справочниками - верный подбор скорости обеспечивает высокую эффективность и долгий срок службы оснастки. Подача заготовки осуществляется вручную. Это позволяет осуществлять не только прямолинейные, но и криволинейные распилы.

Расходные материалы для станков поставляются отдельными полосами. Перед установкой ленту необходимо спаять в круг. На больших предприятиях для этого применяется специальный электрический агрегат для контактной стыковой сварки. В мастерских используют клещи для точечной сварки или простую паяльную лампу. Припой может быть медным, латунным либо серебряным.

Распиливать заготовки из дерева вдоль, поперек и под углом множно удобно с помощью циркулярных (распиловочных) станков. Их режущий инструмент - пильный диск. Он выступает над рабочим столом. Оператор продвигает заготовку к нему и производит распил.

На больших предприятиях дисковые пилы применяются при выполнении вспомогательных операций, так как во время основных используют машины с автоматической подачей заготовки. В мастерской циркулярная пила - это один из главенствующих инструментов, но и ленточнопильные установки также весьма популярны.

Строгание

Для устранения недостатков (дефектов) материала - шероховатостей, рисок, покоробленности, для придания заготовки необходимого размера - выполняют строгание. В ходе этого процесса резец или ножи снимают слой материала, в результате обработки получается довольно гладкая поверхность. При изготовлении мебели ее после этого ещё и шлифуют, а в строительстве зачастую ограничиваются одним строганием. Операция выполняется вручную или механически. В последнем случае достигается наибольшая эффективность.

Для механической обработки заготовок используют строгальные, фуговальные и рейсмусные станки. Первые два имеют аналогичное устройство (ножевой вал у них находится под рабочим столом) и предназначение. Заготовку вручную подают к ножикам, после этого, поворачивают на бок, и, ведя обработанной стороной по направляющей, исполняют строгание в угол. Большее количество ножей в фуговальной машине обеспечивает лучшее качество обработки по сопоставлению с простым строгальным станком. Следственно в производственных условиях предпочтение отдается устройствам фуговальным, а для домашней мастерской можно купить более дешевый по цене строгальный станок.

У рейсмуса ножевой вал находится над столом. С его помощью исполняют строгание заготовки в размер, т. е. можно быстро получить доску или брусок определенной толщины и с гладкой поверхностью. Сторона, по которой она базируется должна быть заранее отфугована. Поэтому на предприятиях зачастую применяют и фуговальный, и рейсмусный станки. Существуют устройства, на которых можно исполнить обе операции, они отлично подходят для маленьких цехов и небольших мастерских.

Фрезерование

Основное предназначение данной операции - обработка кромок плоских деталей, что особенно востребовано в мебельном производстве. Фрезерованием получают фасонный профиль, который украшает фасады и двери предметов интерьера. Помимо обработки деталей по внутреннему и внешнему контуру, отделки кромок, при помощи использования фрез нарезают шипы, калевки, проушины.

Все эти работы можно исполнить на вертикальном фрезерном станке. У него ось шпинделя проходит перпендикулярно поверхности рабочего стола. Оборудование используется для изготовления строительных материалов (вагонка, плинтусы), окон и дверей (наличники, филенка), в мебельном производстве. Некоторые вертикальные фрезерные станки по своей конструкции оборудуются шипорезной кареткой. С ее помощью подготавливают детали для соединения на шипы.

В серийном производстве требуется изготавливать детали с идентичным криволинейным контуром в большом количестве. Максимально быстро и с высокой точностью данную задачу можно выполнить, если фрезеровать заготовки по образцу (шаблону). Для этого используют копировально-фрезерные станки. Они работают следующим образом: шаблон устанавливают внизу заготовки, где об его край упирается копир. Фреза опускается на обрабатываемую деталь сверху на требуемую глубину. Заготовки перемещают вдоль копира. Таким образом, становится возможным обрабатывать доски, фанеру. Оборудование используется в мебельном производстве для изготовления деталей с арками, орнамента. При выборе станка обращают внимание на размеры стола и ход шпинделя, которые должны соответствовать размерам заготовок.

Сверление

Для прочного соединения деталей в заготовках исполняют сквозные и глухие отверстия. Для этой операции точность значима не меньше, чем для всех остальных. В частности из-за отклонений могут появиться проблемы при сборке мебели. В цехах и мастерских дрель применяют редко. Сверление исполняют на станках, потому что именно они могут обеспечить требуемую точность. Оператору работать на них гораздо легче. Даже от самой маленькой дрели при крупных объемах работы руки оператора быстро устают.

Среди машин самые востребованные - вертикально-сверлильные станки. У них шпиндель размещен вверху, рабочий стол можно поднять либо опустить вниз. Эти устройства можно увидеть в домашних и ремесленных мастерских, на производстве. У некоторых моделей стол может поворачиваться под углом 45 градусов, что позволяет исполнять наклонное сверление. При выборе станка значение имеет его высота, от нее зависит, какого размера заготовку можно будет обработать.

При отсутствии в мастерской фрезерного оборудования гнезда и пазы в заготовках можно изготовить на сверлильной машине. Но лучше всех с этой работой совладает долбежный станок, на котором используются специальные резцы. С их помощью также исполняют прямоугольные отверстия и шипы. Но тут необходимо отметить, что после долбления может понадобиться доработка, так как по качеству реза данный процесс уступает фрезерованию. Выбирая долбежный станок, учитывайте, что большие возможности по обработке можно получить с такими функциями, как наклон рабочего стола, дополнительные опоры. Скажем, можно делать углубления для дверных замков и выемки для соединения деталей.

Точение

Заготовки, являющиеся телами вращения, обрабатывают на токарных станках. В итоге они приобретают цилиндрическую, коническую либо сложную форму. Мастера вытачивают деревянную посуду, игрушки, балясины для лестниц, детали для мебели и многое другое.

Токарные станки выпускаются в настольном и напольном исполнении. Первые предназначены для применения в быту, они рассчитаны на обработку деталей длиной не больше одного метра.

Шлифование

Чтобы сделать поверхность гладкой, ее обрабатывают абразивами: шкуркой или кругом. Если применять ручные инструменты, работа займет много времени. Если деталь большая, процесс может растянуться на час, а то и больше. Время, которое потратит станок на туже задачу, исчисляется секундами. Следственно он необходим на крупном предприятии и в ремесленной мастерской, где шлифовать необходимо много. Помимо этого, механизация этого процесса обеспечивает стабильно высокое качество продукции - в ручном труде результат в большей степени зависит от мастерства исполнителя.

Для шлифования поверхности деталей мебели из массива древесины или из древесностружечных плит, облицованных натуральным шпоном, используют барабанный станок. Эта операция обеспечивает прекрасный внешний вид изделий (фасадов, дверей). Для обработки торцов и кромок деталей мебели, заготовок для строительства применяют дисковые, кромкошлифовальные и осцилляционные станки. Главное различие последних - максимально комфортный процесс шлифовки выгнутых и вогнутых поверхностей. Он осуществляется за счет втулки либо валика, установленной на вертикальном шпинделе.

Любую шлифовальную машину выбирают в соответствии с максимальной длиной, шириной и толщиной ваших заготовок. Значение имеет и производительность, которой обладает та либо другая модель. Она определяется мощностью мотора и скоростью движения ленты. Скажем, у барабанных станков, которые используют для серийного производства больших деталей на фабриках, мощность составляет до 18 кВт. Для выпуска единичной продукции в мастерских приобретают установки на 1,5-2,5 кВт.