Павлов посад церковь. История храма воскресения христова. Макеты церквей Павловского Посада в музее от Сюхина В.А

Храм Воскресения Христова в Павловском Посаде Храм (собор) в честь Воскресения Христова в городе Павловском Посаде (собор разрушен в кон. 1950-х за исключением колокольни, в которой действует храм Воскресения словущего )

Храмы-предшественники до XVII века

Каменный Воскресенский храм ведёт свою историю от первого в окрестностях села Вохны (Павлова, нынешнего города Павловского Посада) деревянного храма, который был возведён над рекой Вохонкой благоверным князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с по годы. Церковь была освящена во имя великомученика Димитрия Солунского .

Воскресенский собор

В - годах к основному зданию храма были пристроены трапезная и колокольня . Впоследствии церковь неоднократно расширялась, в результате чего её вместимость достигла 5 тысяч человек.

С по год старостой храма был один из основателей Павловской платочной мануфактуры, праведный подвижник Василий Иванович Грязнов . Его компаньон и родственник Иаков Иванович Лабзин перенял у него должность старосты Воскресенской церкви и также много потрудился для благоукрашения храма. При них был благоукрашен интерьер храма и создавался новый иконостас . За благолепие храм часто назывался в народе собором. Церковь славилась своим хором и колокольным звоном. В году при храме было учреждено Общество хоругвеносцев. В году на колокольне были установлены часы-куранты с немецким механизмом.

В послереволюционный период во время гонений на Церковь многие из священников храма приняли мученическую кончину. Среди них были священномученики Алексий Знаменский (служил в храме в 1910-1935 годах) и Алексий Воробьёв (служил в храме в 1930-1935 годах). 27 марта года Воскресенский собор был передан советской властью обновленцам , а в году был закрыт. Попытки горожан получить разрешение на открытие храма в году потерпели неудачу.

Здание собора использовалось под склад зерна, позже - склад радиодеталей завода "Экситон". В конце 1950-х годов после обрушения купола храма в результате взрыва кислородных баллонов, складировавшихся внутри здания, Воскресенский собор был снесён.

Возрождение храма

От храма сохранилась лишь 58-метровая колокольня с маленькой крестильней, которая послужила пристанищем для местного краеведческого музея. Изображение соборной колокольни стало часто использоваться как символ города, достопримечательностью Павловского Посада стали и её куранты.

В году тщанием насельников Покровско-Васильевского мужского монастыря здание колокольни было возвращено

Дата публикации или обновления 01.02.2017

Храмы Московской области

  • К оглавлению -
  • Создано с использованием книг протоиерея Олега Пэнежко.
  • Храм Воскресения Христова

    Павловский Посад.

    Часы на колокольне Воскресенского собора напоминают о протоиерее Павле Петровиче Доброкпонском (1828-1909), который в течение 56 лет служил в Воскресенском храме Павловского Посада. Эти часы установлены его усердием.

    В 1927 г. в Павловский Посад приезжал епископ Серафим (Силичев Леонид Кузьмич, 1892-1937). Он родился 16 мая 1892 г. в Воронежской губернии в г. Бирюч. Он происходил из купеческой семьи, в раннем детстве уехал с родителями в Донбасс, где его отец служил конторщиком, а позднее бухгалтером.

    12 марта 1922 г. рукоположен во епископа Павлоградского, викария Екатеринославской епархии, временно управлял Ростовской (на Дону) епархией. В том же году уклонился в обновленчество и был епископом Павлоградской обновленческой епархии.

    2 июня 1924 г., после покаяния, принят в лоно Русской Православной Церкви, арестован в Екатеринославе, в 1924-1925 гг. - епископ Сызранский, управлявший Симбирской епархией.

    В 1925-1926 гг. Серафим - епископ Рыбинский, викарий Ярославской епархии.

    С 15 июня 1926 г. по 5 июля 1927 г. - епископ Подольский, викарий Московской епархии. Определением Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) епископу Подольскому Серафиму поручена управление Богородским, Бронницким, Звенигородским и Орехово-Зуевским викариатствами.

    В 1927 г. епископ Серафим жил в Богородске, по другим источникам - находился там в ссылке.

    В июле 1927 г. епископ Серафим отбыл из Богородска.

    С 5 июля 1927 г. он исполнял должность епископа Азовского, викария Ростовской (на Дону) епархии, с 1927 по 1929 г. - епископ Ростовский и Таганрогский.

    5 января 1932 г. осужден на 3 года исправительных или, как говорили в народе, - «истребительно»-трудовых лагерей с конфискацией имущества по обвинению в «участии в церковно-монашеской нелегальной группе, распускавшей провокационные слухи».

    С 1934 по 1935 г. - архиепископ Свердловский, с 1935 по 1936 г. - архиепископ Саратовский.

    28 марта 1936 г. арестован, приговорен к 7 годам заключения в лагере, 15 сентября 1937 г. расстрелян в Саратове.

    С епископом Серафимом в Павловский Посад приезжал известный всей Москве протодиакон Михаил Кузьмич Холмогоров (1870-1951). Его запечатлел художник Павел Дмитриевич Корин в картине «Русь уходящая». Михаил Кузьмич родился в с. Гребнево в семье священника. Окончил семинарию в 1891 г., а также вокальные курсы при филармонии.

    С 1910 по 1929 г. служил диаконом в Никитской церкви на Басманной в Москве.

    С 1934 г. до своего ареста в 1938 г. (с 1939 г. в ссылке) он служил в храме Св. Духа в с. Пушкино.

    С 1943 г. по 1951 г. служил в церкви апостола Филиппа на Арбате в Москве.

    В ноябре 1930 г. настоятелем Воскресенского собора был назначен будущий священномученик Алексей Воробьев. Он родился в 1888 г. в Вятской губернии, был послушником в Иоанно-Предтеченском монастыре в Казани, был под духовным попечением великого подвижника и молитвенника схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

    В 1911 г. Алексея призвали на военную службу. Во время Первой мировой войны он служил ездовым в 24 пехотной дивизии.

    В 1920 г. Алексей приехал в Москву, где служил кладовщиком. Живя в Москве, он окончил пастырские богословские курсы и 26 июня 1921 г. был рукоположен во священника в Московский Александро-Невский храм, через год назначен в с. Селинское Клинского уезда.

    В 1922 г. епископ Клинский Иннокентий (Летяев) признал власть обновленческого Высшего Церковного Управления, о. Алексию предлагали присоединиться к обновленцам, но он оставался верен законному главе Русской Православной Церкви - Святейшему Патриарху Тихону .

    13 марта 1923 г. обновленческое Московское епархиальное управление утвердило решение обновленческого епископа Клинского Игнатия об увольнении и запрещении в служении о. Алексия. В с. Селинское был назначен Другой священник.

    В 1924 г. о. Алексий был арестован по обвинению в том, что без разрешения власти устроил в церкви г. Клина собрание верующих, на котором произносились агитационные речи о гонении советской властью православия. После пребывания под следствием в Бутырской тюрьме в Москве о. Алексий был приговорен к заключению на два года в концлагерь. После освобождения служил некоторое время в села под Уфой, а в 1930 г. был назначен в Воскресенский собор Павловского Посада.

    В 1931 г. возведен в сан протоиерея, в 1935 г. назначен благочинным Павловопосадского округа. В том же году Воскресенский собор был передан обновленцам, о. Алексий переведен в Троицкий храм с. Хотеичи (Орехово-Зуевского района) и в августе 1936 г. - в Вознесенскую церковь с. Городок. Его духовными чадами стали монахини закрытого в Павловском Посаде Покровско-Васильевского монастыря . На новом месте служения он организовал церковный хор из молодежи.

    8 августа 1937 г. о. Алексий Воробьев был арестован и 20 августа того же года расстрелян на Бутовском полигоне под Москвой.

    19 февраля 1938 г. в церковной сторожке, где жил, при Воскресенском соборе Павловского Посада, был арестован обновленческий священник павловопосадского собора протоиерей Владимир Андреевич Горский (1875-1938). В то время улица, протянувшаяся от моста и мимо собора, называлась улицей Сталина. Владимир Горский родился в с. Митино Муромского района, в семье священника. Окончил Владимирскую духовную семинарию в 1896 г. В том же году был назначен псаломщиком в храм Рождества Богородицы в с. Орехово Покровского уезда) (ныне г. Орехово-Зуево). Обновленческий епископ Орехово-Зуевский, потом митрополит Тихон (Попов Тихон Дмитриевич) писал: «Протоиерей Горский в Павлово-Посаде боролся своим красноречием с местным Горсоветом в деле отстаивания существования собора в Павлово-Посаде.

    По ходатайству Павлово-Посадского РИКа, постановлением Президиума Мособлисполкома от 17 сентября 1935 г. № 2140 собор был закрыт.

    У стен собора были похоронены многие именитые павловопосадцы, некоторые из них были церковными старостами собора. В советское время все надгробные памятники вокруг стен собора были уничтожены.

    В 1944 г. верующие Павловского Посада подавали прошение о возвращении им собора и разрешении восстановить в нем богослужений, но власти им отказали. Здание храма использовалось как склад зерна, позднее как склад завода Экситон. После взрыва баллонов с кислородом, своды храма обвалились, в трапезной своды остались неповрежденными. В конце 1950-х гг. были разобраны и стены собора.

    До нашего времени дошла только соборная колокольня. В ней в советское время размещался краеведческий музей. В 1998 г. усилиями настоятеля и насельников Покровско-Васильевского монастыря здание колокольни было возвращено Русской Православной Церкви, в колокольне причт монастырских храмов стал совершать богослужения.

    В 2002 г. оборудованная в колокольне церковь стала отдельным приходом.

    Один из домов священнослужителей Воскресенского собора сохранился на улице 1 мая (бывшая Купеческая). Возможно, это дом протоиерея Илии Попова (священника Воскресенского собора, в 1913 г. - законоучителя в женской гимназии), купленный им в 1908 г. На Купеческой улице стоял также дом протоиерея Иоанна Кроткова.

    Сын протоиерея Иоанна Кроткова, Михаил Иванович Кроткое получил образование в Московской духовной семинарии, почетный гражданин, имел чин губернского секретаря.

    В 1899 г. он был учителем при школе Товарищества мануфактур Я. Лабзина и В. Грязнова.

    В 1905 г. преподавал в школе грамоты при Павловском детском приюте Ведомства учреждений императрицы Марии.

    В 1907 г., 15 июня, Михаил Иванович Кроткое венчался с Екатериной Петровной Лебеданцевой, в 1905 г. начальница павловской женской прогимназии, позднее преобразованной в гимназию.

    В 1908 г. рукоположен во священника, законоучитель в Павловской одноклассной мужской школе.

    В 1913 г. - учитель в школе грамоты.

    В 1927 г. о. Михаил Кротков участвовал в богослужении, совершенном епископом Серафимом в Павловском Посаде.

    Купеческая улица соединяет Павловский Посад с д. Филимоново. Купеческая улица почти вся состоит из особняков, в основном жили павловские купцы. Дом № 7 по улице 1 мая был построен в 1861 г., принадлежал купеческой семье Щепетильниковых. Неподалеку стоит дом купца Ширина.

    С восточной стороны собора сохранилась улочка, на которой стоят лицом к собору деревянные дома причта, в которых жили многолюдные семьи павловопосадских священников, диаконов и причетников. С Соборной горы улочка красиво спускается к р. Вохне. На противоположной стороне Вохны прямо в створе улицы стоит Казанская церковь на Павловской улице.

    Город Павловский Посад

    История. Храм Воскресения Словущего ведет свою историю от первого в окрестностях с. Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма. Он был возведен св. блгв. кн. Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1341 по 1389 гг., освящен во имя Димитрия Солунского. В XV в. на этом же месте была построена деревянная церковь во имя Георгия Победоносца. В Смуту оба храма были уничтожены иноземцами. В 1665 г. на этом месте упоминается церковь в честь Воскресения Христова. В 1703-1710 гг. была построена каменная Воскресенская церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского.

    В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский. В 1840-х гг. к храму пристроили колокольню и трапезную, впоследствии, за счет расширения, она могла вместить до пяти тысяч человек. В 1860-1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской мануфактуры, Василий Иванович Грязнов. Ныне прославлен как местночтимый святой Московской епархии, праведный Василий Павлово-Посадский , он же был основателем Покровско-Васильевского монастыря.

    За свое величие храм часто называли собором. В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Куранты эти и сегодня являются достопримечательностью города, за ними следят опытные мастера-часовщики. С 1930 г. духовенство храма подверглось гонению, мученическую смерть принял священномученик Алексий (Воробьев). В 1936 г. храм сначала передали обновленцам, потом закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости. В колокольне разместился краеведческий музей.

    В Павловском Посаде немало достопримечательностей и памятных мест, это и Храмы, и музеи, и памятники, парки и скверы. Я планирую детально рассказывать о них и ознакомить с целым циклом статей о достопримечательностях города.

    Хочется начать с главной достопримечательности города и главного символа Павловского Посада - колокольни Воскресенского Собора. Именно эта колокольня изображена на открытках, на магнитиках, календариках, проиллюстрирована в книгах.

    Высота изящной трехъярусной колокольни - 58 метров. Храм Воскресения Словущего ведет свою историю от первого в окрестностях с. Вохна (ныне Павловский Посад) деревянного храма. Он был возведен князем Димитрием Донским во время его владения Вохонской волостью с 1341 по 1389 гг., освящен во имя Димитрия Солунского. В XV в. на этом же месте была построена деревянная церковь во имя Георгия Победоносца. В Смуту оба храма были уничтожены иноземцами. В 1665 г. на этом месте упоминается церковь в честь Воскресения Христова. В 1703-1710 гг. была построена каменная Воскресенская церковь с приделами во имя вмч. Димитрия Солунского и прп. Сергия Радонежского.

    В 1784 г. в семье псаломщика Воскресенского храма Димитрия Егорова родился сын, впоследствии прославленный как святитель Иннокентий Пензенский. В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир впоследствии, за счет расширения, она могла вместить до пяти тысяч человек. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма. В 1860-1869 гг. старостой храма был один из основателей Павловской мануфактуры, Василий Иванович Грязнов. Ныне прославлен как местночтимый святой Московской епархии, праведный Василий Павлово-Посадский, он же был основателем Покровско-Васильевского монастыря. За свое величие храм часто называли собором.

    В 1891 г. на колокольне установили часы-куранты с немецким механизмом, игравшие несколько мелодий. Куранты эти и сегодня являются достопримечательностью города, за ними следят опытные мастера-часовщики.


    С 1930 г. духовенство храма подверглось гонению, мученическую смерть принял священномученик Алексий (Воробьев). В 1936 г. храм сначала передали обновленцам, потом закрыли. В 1950-х гг. Воскресенский храм снесли по причине ветхости.


    В колокольне разместился краеведческий музей. В 1998 колокольня и пристроенный к ней дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм. В храме совершались богослужения. В 2002 г. в храм Воскресения словущего (бывший Воскресенский собор) был назначен настоятель (в настоящий момент настоятелем храма является священник Александр Кувшинников), и приход начал свою самостоятельную жизнь.

    На территории храма расположена Воскресенская общеобразовательная школа.

    Согласно архивным данным, здание Воскресенского церковно-приходского училища было построено в 1903 году на средства прихожан Воскресенской церкви города Павловского Посада.


    В этом здании дети осваивали знания под руководством священников Воскресенского собора и гражданских учителей, получали начальное образование. По окончании четырехгодичного курса церковно-приходской школы каждый ученик получал аттестат и томик Нового Завета на молитвенную память об окончании школы. Впоследствии, как нам известно из истории ХХ века, Церковь была отделена советской властью от школы, и вышеупомянутое здание было экспроприировано по новому закону в пользу государства. В 2012 г. здание возвращено приходу.

    В 2011 году в приходе был организован 1 класс из 5 детей, которые получают образование по семейной форме обучения. Их родителями заключены соответствующие договора с МОУ СОШ №9 г. Павловского Посада. В настоящее время в храме обучаются 15 детей в двух классах. В феврале 2013 года настоятель храма обращался к прихожанам с просьбой о финансовой помощи для ремонта православной общеобразовательной школы.


    Совершим летнюю фотопрогулку из центра города на левую сторону речки Вохонки, посетим восстановленную в 2007-2008 годах Часовню памяти 1812 года на ул. Мира (бывшая ул. Купеческая), пройдемся вокруг сохранившейся до наших дней колокольни бывшего Собора Воскресения Словущего в Павловском Посаде, отметив Димитриевскую часовенку (часовенный столб) рядом,


    ...и зайдем в Покровско-Васильевский монастырь к северу от города.
    Как обычно, не забудем и про дореволюционные фотографии этих мест...

    Часовня в память войны 1812 года.
    Кирпичная пятиглавая шатровая часовня-памятник в память Отечественной войны 1812 года. Была построена в 1911-1912 недалеко от места старой деревянной часовни, приписана к Воскресенскому собору.


    Проект часовни в память 1812 года. Слева - чертёж и автограф В.П.Десятова, справа - чертёж и автограф В.К.Сероцинского.

    5 апреля 1909 года, общее собрание Общества хоругвеносцев признало желательным соорудить "в Павловском посаде на Купеческой улице вместо существующей деревянной каменную часовню со внутренним входом, с помещением внутри и снаружи Святых икон в память столетней годовщины избавления державы Российския от нашествия французов в 1812 году" в соответствии с проектом, предоставленным архитектором В. П. Десятовым...
    Но век часовни оказался весьма недолог. Через двадцать лет на её месте уже проходила проезжая часть улицы: в годы государственной борьбы с религией она была снесена по согласованному с областным начальством решению местных властей.
    Часовня на temples.ru.


    Разборка часовни, 1932.

    В наши дни часовня восстановлена:


    ...а рядом с ней устроен железный мостик молодоженов, увешаный замочками.

    Подробнее об истории часовни - уважаемого исследователя-краеведа Александра Маркина.

    Ночной вид часовни

    Воскресенский собор Павловского Посада.

    Первоначальная небольшая пятиглавая кирпичная церковь с трапезной в XIX в. была полностью перестроена.

    Вид с правого берега Вохонки.

    В 1839 возведены новая трапезная с Дмитриевским и Сергиевским приделами и высокая колокольня в стиле ампир. В 1850 четверик самой церкви, перестроенной в стиле позднего классицизма, надстроен световой ротондой, в 1860 приделы из трапезной вынесены на восток, по сторонам главного храма, а в 1875 над трапезной поставлен купол.


    Храм был закрыт ок. 1936, снесён в нач. 1950-х, уцелела только его колокольня.


    Вид на собор с Торговой площади Павловского Посада. Фотография нач. ХХ в.


    Еще один вид с той же примерно точки съемки.


    Колокольня очень эффектно смотрится, возвышаясь на пригорке.

    Вечерний вид со стороны ул. Маркса


    Открытка нач. ХХ в.


    Вечерний вид с правобережья Вохонки. Русалки встречаются еще тут, хоть и водичка в Вохонке холоднее, чем в Клязьме.
    В 1998 колокольня и пристроенный к ней в 1967 дом музея переданы верующим, в музейном помещении оборудован храм.



    Фотография Воскресенского собора до 1912 года.
    Справа внизу заметен часовенный столб, к описанию которого мы и переходим.

    Вечерний вид колокольни со стороны алтаря.
    Воскресенская колокольня на temples.ru .

    Раннее утро.

    Часовенка (часовенный столб) Димитрия Солунского
    на месте алтаря прежней деревянной церкви у колокольни быв. Воскресенского собора.

    Надпись гласит:
    "Бывшее место Престола первого деревянного Храма в Павловском посаде, во Имя Св. Великомученика ДИМИТРИЯ Солунского, построеннаго Великим Князем Димитрием Иоанновичем Донским, во время его владения Вохонскою Волостию. с 1340 по 1389 г." Орфография сохранена


    Фотография 1979 года
    отсюда . Часовенный столб на temples.ru.

    Покровско-Васильевский мужской монастырь.
    Основание Покровско-Васильевского монастыря связано с именами двух богатых Павлово-Посадских фабрикантов - Я.И. Лабзина и В.И. Грязнова (1816-1869).

    Фотография нач. ХХ века.


    На фотографии: Церковь Иоанна Предтечи Покровско-Васильевского монастыря (у ограды, справа от нас).
    Новая кирпичная церковь, строящаяся примерно с 2008 справа от Святых ворот монастыря. Одноглавый четверик с боковыми двухэтажными крыльями, в которых планируется поместить библиотеку, музей и покои настоятеля. Ведется внутренняя отделка.


    Цветная фотография нач. ХХ века.

    Собор Покрова Пресвятой Богородицы Покровско-Васильевского монастыря.
    Двухэтажный шестистолпный кирпичный храм в псевдорусском стиле, увенчанный декоративным пятиглавием, был построен в 1870-1895 годах, а высокая шатровая колокольня в псевдо-русском стиле и трапезной была пристроена к основному объему в 1913 году.

    Сооружён был храм на средства купцов Я. И. Лабзина и И. И. Грязнова в память В. И. Грязнова.


    Покровская церковь при кладбище. Фото 1903 года, еще без колокольни 1913 года постройки

    Первоначально храм был кладбищенским, с основанием женского монастыря - стал монастырским.