Основные принципы ценности олимпизма и спортивного соперничества. Олимпийское движение: принципы, традиции, правила. Правдивая, деловитая, четкая. Миссия и роль НОК

Идеи и принципы Олимпизма

Идею Олимпизма сформулировал “отец” современных олимпиад Пьер де Кубертеп в своем докладе, прочитанном в Сорбонне. Речь в нем шла о том, что мир должен объединиться единой идеей спортивного состязания, а молодежь не должна забывать о великой ценности здоровья. Его цель состояла в том, чтобы культивировать гармоничное воспитание тела и ума. Олимпийские игры позволили Кубертену передать свои образовательные концепции международной общественности. Олимпийское движение придерживается принципов Кубертена.

“Олимпизм – это философия жизни, превозносящая и объединяющая в сбалансированное целое качества тела, воли и разума. Смесь спорта с культурой и образованием – Олимпийское движение – стремится к созданию образа жизни, основанного на радости, строящейся на усилиях, просветительском значении хорошего примера и уважения универсальных основополагающих этических принципов.

Основополагающие принципы Олимпизма

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.
3. Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.
4. Заниматься спортом – одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола – несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОКом.


Пьер де Кубертен

его роль в развитии современного Олимпийского движения

Пьер де Кубертен - инициатор возрождения Олимпийских игр.

Кубертен (Coubertin) Пьер де (1 января 1863, Париж - 2 сентября 1937, Женева), барон, выдающийся деятель международного олимпийского движения; второй президент Международного олимпийского комитета (МОК).

Родился в в аристократической семье, третий ребёнок Шарля Луи де Фреди и Агаты-Габриэль де Мирвилль. С детских лет любил ездить верхом, занимался фехтованием и греблей. Кубертен учился в одном из парижских лицеев и в военной школе в Сен-Сире. Затем в Парижском университете получил звание бакалавра искусств, науки и права, после чего продолжил обучение в Свободной школе политических наук (Эколь Премьер) в Париже.

Разочаровавшись в политике и перспективе военной карьеры, Кубертен решил посвятить себя просветительской реформе во Франции. Он написал и в 1886-1887 гг. опубликовал ряд статей по проблемам физического воспитания.

Кубертен разработал и внес рекомендации, направленные на кардинальное изменение и совершенствование французской системы образования и воспитания. Он предложил отказаться от воспитания французской молодежи на основе немецкой системы физического воспитания как излишне грубой и военизированной и перейти на усовершенствованный вариант более разносторонней английской системы, ориентированной на игры и рекреационные виды деятельности. В 1888 вышла в свет его книга «Воспитание в Англии», а в 1889 - еще один его труд «Английское воспитание во Франции».

На основе изучения того влияния, которое двигательная активность и спорт оказывают на здоровье, культуру и воспитание людей в разных странах, Кубертен сформулировал свое собственное отношение к спорту как к средству образования и воспитания и как к важному фактору развития международного сотрудничества, укрепления мира и взаимопонимания между народами. При этом он не ограничился изучением состояния физического воспитания и спорта в различных странах в конце 19 в., но и провел глубокие исторические исследования. Наиболее близкими к представлениям Кубертена о месте спорта в обществе оказались взгляды древних греков, реализованные в их системе воспитания и спортивных соревнований, среди которых наиболее значительными были античные Олимпийские игры.

Так, у Кубертена возникла идея возрождения Олимпийских игр в современных условиях. Основные принципы этого он изложил в июле 1888 на заседании Комитета по внедрению физических упражнений, созданного в Министерстве образования Франции, однако дальше одобрения идеи дело тогда не пошло.

Стремясь привлечь к участию в возрождении Олимпийских игр спортивных деятелей разных стран, барон Кубертен в 1889-1890 гг. ведет переписку со многими специалистами, совершает деловые поездки в США и Великобританию, организует международные соревнования по различным видам спорта.

Тогда же был создан Союз спортивной атлетики Франции, первым генеральным секретарем которого был избран Кубертен. На ассамблее этого союза, проходившей 25 ноября 1892 в Париже, Кубертен впервые публично заявил о решении возродить Олимпийские игры.

Затем Кубертен и его сторонники развернули подготовку к проведению учредительного конгресса, посвященного возрождению Олимпийских игр. Окончательная программа этого конгресса, опубликованная в начале 1894, включала две части: «Любительство и профессионализм» и «Олимпийские игры». Накануне открытия учредительного конгресса Кубертен опубликовал статью «Возрождение Олимпийских игр», в которой изложил свое понимание принципов и идеалов олимпизма. Он считал, что возрожденные Игры должны быть современными и международными, а в их программу следует включить те виды спорта, которые культивировались в 19 в. Кубертен предложил, чтобы современные Олимпийские игры проходили, как и древние, каждые четыре года, но проводились в разных странах. Он был убежден в необходимости ввести строгое определение понятия «любитель», а денежные средства использовать лишь для организации Игр, строительства спортивных сооружений и проведения торжеств.

Учредительный конгресс, созванный по инициативе Кубертена, открылся в Париже 16 июня 1894. В той секции конгресса, в которой обсуждалась проблема любительства в спорте, победила точка зрения Кубертена, выступавшего против превращения спортсменов высокой квалификации в цирковых исполнителей. Делегаты из 12 стран единогласно приняли предложение Кубертена о возрождении Олимпийских игр и утвердили такие фундаментальные принципы, как регулярное проведение Игр с четырехлетними интервалами и в разных странах, а также исключительно современный характер видов спорта в программе олимпийских соревнований. Конгресс утвердил разработанную Кубертеном Олимпийскую хартию и предложенный им состав Международного олимпийского комитета. Поскольку местом проведения первых Олимпийских игр современности были определены Афины - столица Греции, грека Д. Викеласа избрали президентом МОК, а Пьера де Кубертена - генеральным секретарем МОК.
Кубертен приложил немало усилий для того, чтобы устранить все препятствия, возникавшие при подготовке первых Олимпийских игр, обеспечить их истинно международный характер и успешное проведение.

Кубертен выступал за идею мобильного президентства: в соответствии с ней президентом МОК становился член МОК из той страны, которая проводит очередные Олимпийские игры. А поскольку местом проведения Игр II Олимпиады (1900) был выбран Париж - столица Франции, в конце 1896 Викелас передал свой пост французу Кубертену, избранному президентом МОК.

В 1897 Кубертен провел в Гавре (Франция) второй Олимпийский конгресс.

Так как местом проведения Игр III Олимпиады (1904) был определен город Сент-Луис (США) на пост президента Международного олимпийского комитета предлагалось избрать Уильяма Слоэна - члена МОК от США. Однако он отказался и предложил, чтобы Кубертен - как основатель современного олимпийского движения - остался президентом МОК. Это предложение было принято, а прежний порядок избрания президента МОК (каждые четыре года) Международный олимпийский комитет отменил.

Под руководством Кубертена МОК провел третий (1905, Брюссель), четвертый (1906, Париж), пятый (1913, Лозанна) и шестой (1914, Париж) Олимпийские конгрессы, а также Игры IV Олимпиады в Лондоне (1908) и Игры V Олимпиады в Стокгольме (1912).

17 июля 1914 в Париже, на торжественной церемонии, посвященной 20-й годовщине возрождения Олимпийских игр, состоялась презентация олимпийского флага: на белом полотнище - пять переплетенных разноцветных колец, символизирующих пять континентов - Европу, Азию, Африку, Австралию, Америку, объединенных в олимпийском движении.

В связи с началом Первой мировой войны Кубертену как президенту МОК пришлось решать ряд серьезных проблем. В их числе вопросы, связанные с Играми VI Олимпиады, которые должны были проходить в 1916, но из-за войны не состоялись, а также перевод штаб-квартиры МОК в нейтральную Швейцарию - в Лозанну.

По окончании войны МОК под руководством Кубертена провел Игры VII Олимпиады в Антверпене (1920), седьмой Олимпийский конгресс в Лозанне (1921), Игры VIII Олимпиады в Париже (1924) и Международную спортивную неделю по случаю VIII Олимпиады - соревнования по зимним видам спорта, состоявшиеся в 1924 в Шамони (Франция) и затем на проходившем в 1925 в Праге восьмом Олимпийском конгрессе официально классифицированные как первые зимние Олимпийские игры.

Олимпизм определялся Кубертеном как философия жизни, вобравшая в себя и соединившая в одно сбалансированное целое все качества тела, ума и воли. Он считал, что олимпийский дух есть состояние ума, созданное культивированием как усилия, так и гармонии, которые в парадоксальном смысле служат основой для абсолютной зрелости, и подчеркивал, что принцип олимпизма можно применять в разнообразных ситуациях. При формировании этих выводов и определений барон Кубертен во многом исходил из осмысления наследия Древней Греции с ее моделью равновесия как основополагающего фактора при формировании личности. Позднее Кубертен сформулировал свою идеологию олимпизма как доктрину братства между телом и душой. По его мнению, удовольствие, получаемое от физического упражнения, есть результат двух неотъемлемых элементов человеческого бытия - тела и духа. Разделение этих двух частей одного целого на полностью независимые факторы ведет к дисгармонии личности, а потому, по убеждению Кубертена, два этих фактора должны быть сведены в одно гармоничное целое. Кубертен выражал надежду на то, что история реализует интеллектуальные компоненты, организуемые параллельно с Играми, и считал, что такой их естественный аспект, как олимпизм, принадлежит истории.

Увлекшись идеей создания официальной и стабильной взаимосвязи между искусством и спортом во время Олимпийских игр, Кубертен в мае 1906. созвал в Париже Консультативную конференцию искусства, литературы и спорта, которая предложила МОК учредить пять конкурсов по архитектуре, музыке, скульптуре, живописи и литературе.

На впервые включенном в программу Игр V Олимпиады в Стокгольме (1912) конкурсе искусств золотой медали по разделу литературы была удостоена «Ода спорту», автором которой, как выяснилось при церемонии награждения, был сам Кубертен (участвовавший в конкурсе под псевдонимом).

Большое внимание Кубертен уделял проблемам психологии и педагогики в области спорта. Он приложил немало усилий для создания Универсального педагогического союза и Международного бюро спортивной психологии. Как педагог, Кубертен видел в спорте уникальное средство воспитания и образования.

Особенно важной считал Кубертен миротворческую миссию Игр. Он говорил, что каждые четыре года возрожденные Олимпийские игры должны давать молодежи мира возможность для счастливого и братского единения.

Стремясь к мирному, праздничному и культурному духу, который должен стать отличительным признаком Олимпийских игр, Кубертен в книге «Олимпийские мемуары» настойчиво подчеркивал, что Олимпийские игры - это не ординарные мировые чемпионаты, а всемирные фестивали молодежи с четырехлетним циклом, «весна человечества», праздник высших усилий, разнообразных амбиций и всех форм молодежной деятельности, свойственных каждому последующему поколению, как только оно подходит к порогу зрелости.

Кубертен был не только идеологом современного олимпийского движения, но и законодателем и организатором его структуры, включающей три части: МОК, национальные олимпийские комитеты и международные федерации. Сферы деятельности и роль каждой из этих составных частей олимпийского движения Кубертен определил в речи на открытии восьмого Олимпийского конгресса в Праге (1925).

Кубертен неоднократно высказывался по различным аспектам проблемы любительского статуса спортсменов. Он был убежден, что спорт не может являться предметом профессиональной деятельности. Кубертен настаивал на том, что классовые различия и расовые предрассудки не должны иметь места в спорте.

Создавая, планируя и направляя современное олимпийское движение, Кубертен стремился придать ему полную автономию и ясное философское толкование. При этом свою увлеченность олимпизмом, веру в его возможности в совершенствовании человека, развитии взаимопонимания и сотрудничества Кубертен сумел передать многим сторонникам, с большим упорством, энергией и настойчивостью боровшимся за претворение в жизнь олимпийских идей.

В 1925 Кубертен подал в отставку с поста президента МОК, но до конца жизни был почетным президентом МОК.

Последние годы жизни Кубертен провел в Швейцарии, где и скончался 2 сентября 1937 во время прогулки в парке Ля Гранж в Женеве.

Согласно завещанию, Кубертен был похоронен в Швейцарии - стране, давшей убежище, понимание и защиту и ему, и его делу. Его сердце во исполнение воли покойного забальзамировали и в специальной урне привезли в Грецию, где поместили в мраморном монументе у въезда в святилище легендарной Олимпии.

Общественный деятель, историк, литератор, педагог и социолог Пьер де Кубертен оставил после себя не только главное творение своей жизни - современный олимпизм и возрожденные Олимпийские игры, но и огромное литературное наследие: 30 книг, 50 брошюр и более чем 1200 статей на самые разные темы по истории спорта, социологии, философии, политике, археологии и др.

Медаль Пьера де Кубертена вручается Международным Олимпийским комитетом за проявленное благородство и верность духу «fair-play» во время Олимпийских игр.

Многими спортсменами и зрителями эта награда признается важнейшей, даже более ценной чем Золотая олимпийская медаль. МОК также называет вручение Медали Пьера де Кубертена наибольшей честью, которой может быть удостоен спортсмен.

Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре, 2015/2016

Школьный этап

7-8 классы

Теоретический тур

1. Специфика физического воспитания заключается в...

а. повышении адаптационных возможностей организма человека.

б. формировании двигательных умений и навыков человека

в. создании благоприятных условий для развития человека.

г. воспитании физических качеств человека.

2. Физическая подготовка представляет собой...

а. физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом.

б. уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью.

в. процесс обучения движениям и воспитания физических качеств.

г. процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей.

3. Основополагающие принципы современного олимпизма изложены в...

а. Положении об Олимпийской солидарности. б. Олимпийской клятве.

в. Олимпийской хартии. г. Официальных разъяснениях МОК.

4. Термин «Олимпиада» в древней Греции означал...

а. первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют Олимпийские игры.

б. четырехлетний период между Олимпийскими игра ми.

в. год проведения Олимпийских игр. г. соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.

5. Выносливость человека не зависит от...

а. энергетических возможностей организма. б. настойчивости, выдержки, мужества.

в. технической подготовленности. г. максимальной частоты движений.

6. Базовая физическая культура преимущественно ори ентирована на обеспечение...

а. подготовки к профессиональной деятельности. б. развития резервных возможностей организма челове ка. в. сохранения и восстановления здоровья. г. физической подготовленности человека к жизни.

7. Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в древней Греции проводился в специальном помещении, называемом...

А. ипподром. Б. палестра. В. стадиодром. Г. амфитеатр.

8. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались...

а. у горы Олимп. б. в Афинах. в. в Спарте. г. в Олимпии.

9. Игры Олимпиады проводятся...

а. в зависимости от решения МОК. б. в течение первого года празднуемой Олимпиады.

в. в течение последнего года празднуемой Олимпиады.

г. в течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

10. Виды двигательной активности, благотворно воздействующие на физическое состояние и развитие человека, принято называть...

а. физическим развитием. б. физическими упражнениями.

в. физическим трудом. г. физическим воспитанием.

11. Оздоровительные задачи в процессе физического воспитания решаются на основе...

а. обеспечения полноценного физического развития. б. совершенствования телосложения.

в. закаливания и физиотерапевтических процедур. г. формирования двигательных умений и навыков.

12. Задачи по упрочению и сохранению здоровья в процессе физического

воспитания решаются на основе…

а. закаливания и физиотерапевтических процедур. б. совершенствования телосложения.

в. обеспечения полноценного физического развития. г. формирования двигательных умений и навыков.

13. Оздоровительное значение физических упражнений обусловливает их…

а. форма б. содержание в. техника г. гигиена.

14. Какие упражнения не эффективны при формировании телосложения?

а. Упражнения, способствующие повышению быстроты движений.

б. Упражнения, способствующие снижению веса тела.

в. Упражнения, объединенные в форме круговой тренировки.

г. Упражнения, способствующие увеличению мышечной массы.

15. Здоровый образ жизни – это способ жизнедеятельности, направленный на…

а. развитие физических качеств людей. б. поддержание высокой работоспособности людей.

в. сохранение и улучшение здоровья людей. г. подготовку к профессиональной деятельности.

16. Международный Олимпийский Комитет принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в …. году.

а. 1923 б. 1924 в. 1925 г. 1926

17. Главной причиной нарушения осанки является...

а слабость мышц. б.привычка к определенным позам.

в. отсутствие движений во время школьных уроков. г ношение сумки, портфеля в одной руке.

18. Возникновение физических упражнений исторически обусловлено преимущественно…

а. уровнем развития первобытных людей. б. условиями существования человечества.

в. характером трудовых и боевых действий людей. г. географическим расположением обитания людей.

19. Основой методики воспитания физических качеств является…

а. возрастная адекватность нагрузки. б. обучение двигательным действиям.

в. выполнение физических упражнений. г. постепенное повышение силы воздействия.

20. Спортивно-игровую деятельность характеризует…

а. обучающе-развивающая направленность. б. небольшое количество относительно стандартных ситуаций.

в. не постоянство и неопределенность структуры деятельности участников.

г. высокая значимость качества исполнения роли относительно стремления к победе.

21. Нормативные функции физической культуры особенно ярко проявляются в …

а. спорте. б. базовой физической культуре.

в. школьной физической культуре. г. кондиционной физической культуре.

22. Потребность в физическом совершенствовании относится к категории…

а. биологических. б. мотивов. в. привычек. г. убеждений.

23. Основным показателем, характеризующим стадии развития организма, является …

а. биологический возраст. в. скелетный и зубной возраст. б. календарный возраст. г. сенситивный период.

24. Частота сердечных сокращений (пульс) в широком диапазоне нагрузок характеризует…

а. скорость кровотока в работающих мышцах. б. уровень потребления кислорода организмом.

в. скорость перемещения звеньев тела. г. количество затраченного на работу гликогена.

25. Ольга Данилова, Галина Кулакова, Лариса Лазутина, Раиса Сметанина, Вячеслав Веденин, Владимир Смирнов, Евгений Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. лыжных гонках. б. биатлоне. в. гимнастике. г. плавании.

Предварительный просмотр:

1. Основополагающие принципы современного олимпизма изложены в...

а. Положении об Олимпийской солидарности, б.Олимпийской клятве, в. Олимпийской хартии.

г. Официальных разъяснениях МОК.

2. Термин «Олимпиада» в древней Греции означал...

А первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют Олимпийские игры.

Б четырехлетний период между Олимпийскими играми. В. год проведения Олимпийских игр.

Г соревнования, проводимые во время Олимпийских игр.

3. Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в древней Греции проводился в специальном помещении, называемом...

А. ипподром. Б.палестра. В. стадиодром. Г. амфитеатр.

4. Древнегреческие Игры Олимпиады праздновались...

а. у горы Олимп. б. в Афинах. в. в Спарте. г. в Олимпии.

5. Игры Олимпиады проводятся...

а. в зависимости от решения МОК. б. в течение первого года празднуемой Олимпиады. в. в течение последнего года празднуемой Олимпиады. г. в течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады.

6. МОК принял решение о проведении зимних Олимпийских игр в …. году.

а. 1923 б. 1924 в. 1925 г. 1926

7. О. Данилова, Г.Кулакова, Л. Лазутина, Р. Сметанина, В. Веденин, В. Смирнов, Е. Дементьев - Чемпионы Олимпийских игр в...

а. лыжных гонках. б. биатлоне, в. гимнастике. г. плавании.

8. В соответствии с Олимпийской Хартией Олимпийские Игры проводит

А.Международные федерации по видам спорта

Б.Ассоциация Национальных Олимпийских комитетов.

В.Генеральная ассоциация международных спортивных федераций

Г.Международный Олимпийский комитет

9. Президентом Олимпийского комитета России является:

А.Виталий Смирнов Б.Шамиль Тарпищев В.Вячеслав Фетисов Г.Александр Жуков

10.Олимпийский символ представляет собой пять переплетенных колец, расположенных слева направо в следующем порядке …

А.Вверху – красное, голубое, черное, внизу – желтое и зеленое

Б.Вверху – зеленое, черное, красное, внизу – голубое и желтое

В.Вверху – голубое, черное, красное, внизу – желтое и зеленое

Г.Вверху – голубое, черное, красное, внизу – зеленое и желтое

11.Пять олимпийских колец символизируют …

А.Пять принципов олимпийского движения Б.Основные цвета флагов стран-участниц Игр Олимпиады В.Союз континентов и встречу спортсменов на Олимпийских играх,

Г.Повсеместное становление спорта на службу гармоничному развитию человека

12.Современные Олимпийские игры состоят из …

А.Открытия, соревнований, награждения участников и закрытия

Б.Соревнований сборных команд стран по программе МОК

В.Соревнований по летним или зимним видам спорта

Г.Игр Олимпиады и зимних Олимпийских игр

13. Паралимпийские игры проводятся, начиная с …

А.1960 г. Б.1972 г. В.1980 г. Г.1988 г.

14. Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является…

а. Римский император Феодосий I. б. Пьер де Фреди, барон де Кубертен. в.Философ древности Аристотель. г.Х. А. Самаранч.

15.Международный Олимпийский Комитет в качестве города, принимающего в 2016 г. XXXI Игры Олимпиады выбрал…

а.Токио б.Чикаго в.Рио-де-Жанейро г.Мадрид

16. Какая международная организация руководит Олимпийским движением?

а) Международная федерация олимпийских видов спорта; б) ООН; в) М О К; г) ЮНЕСКО.

17. В каком году Олимпийские игры проводились в нашей стране?

а) в 1944г.; б) в 1976г.; в) в 1980г.; г) Олимпийские игры в нашей стране не проводились.

18. В каком из вариантов правильно указан олимпийский девиз?

а) Главнее не победа, а участие;

б) Через труд и упорство к славе Родины;

в) Быстрее, выше, сильнее;

19. В. Куц, В. Борзов, В. Санеев, В. Брумель - чемпионы Олимпийских игр в ...

а) легкой атлетике; б) плавании; в) гимнастике; г) лыжных гонках.

21. Первые современные Игры Олимпиады праздновались в ...

а) 1896г . б) 1898г.;в) 1900 г;г) 1902 г.

22. В каких командных спортивных играх спортсмены СССР и России никогда не становились чемпионами Олимпийских игр?

а) водное поло; б) футбол; в) хоккей на траве; Г) баскетбол

23. В каком городе состоялись первые Олимпийские игры современности?

а) Рим ; б) Афины: в) Париж: г) Лондон.

24. В каком году проходили летние Олимпийские игры в Сиднее?

а) 1 956 г: б) 2000 г: в) 2004 г; г) 2008 г.

25. Цвет Олимпийского флага:

а) белый; б) красный, в) триколор; г) меняется на разных Играх.

26. Какая международная организация руководит параолимпийскнм движением ?

а) международная Федерация Олимпийских видов спорта; б) Организация Объединенных наций; в) МОК ; г) Организзиия ЮНЕСКО

27. В каком городе состоялись зимние Олимпийские игры 1998 года?

а) Москва б) Лиллехаммер в) Нагано, г) Солт-Лейн-Сити

28. Параолимяпйские игры проводятся:

а) в год проведения Олимпийских игр ; б) между годами проведения Олимпийских игр; в) ежегодно;

г) по решению МОК.

29.Как называется главный форум Олимпийского движения?

а) съезд; б) сессия ; в) конгресс; г) слет.

30. Кто из известных Римских императоров становился чемпионом Олимпийских в гонок на колесницах? а) Цезарь ; б) Нерон ; в) Августин Г.; г) Феодосии 111 .

31. Где проходили Античные Олимпийские игры?

а) у подножия горы Олимп; б) у подножия горы Кронос; в) на мраморном стадионе в Афинах; г) в Марафоне.

32. Какую Олимпиаду бойкотировали США и ряд западноевропейских стран?

а) в Москве; б) в Токио; в) в Риме: г) в Сеуле.

33. Родиной Олимпийских игр является:

А) Греция б) Турция; в) Италия; г) Англия.

34. В каком городе проходили летние Олимпийские игры 2004 года?

а) в Лос-Акджелесе; б) в Солт-Лейх-Сити; в) в Сиднее; г) в Афинах.

35 . В каком городе проходили зимние Олимпийские игры 2002 года?

XIX зимние Олимпийские игры. Проводились в Солт-Лейк-Сити (США)

36. Символом Олимпиады 1980 г. в Москве являлся:

а) Заяц; б) Медведь ;в) Волк; г) Тигр.

37. Олимпийский чемпион по фигурному катанию в Солт-Лейк-Сити:

А) Е. Плющенко; б) А. Ягудин ; в) И. Авербух; г) Е. Кулик.

38. С какого года ведется отчет первых Олимпийских игр Древней Греции?

а) с 776 г до н. э.; б) с 876 г. до я. э.; в) с 976 г. н. э; г) с 394 г. к. э.

39. Олимпийская чемпионка в Солт-Лейк-Сити:

а) А. Попова: б) С. Вяльбе; в) Ю. Чепалова ; г) Г. Кулакова.

40. Когда спортсмены России впервые участвовали в Олимпийских играх, их было всего 5 человек . Тем не менее, фигуристу Николаю Панину-Коломенкину удалось стать олимпийским чемпионом. Это про изошло в: а) в 1900 г. на II Олимпийских играх в Париже; б) в 1908 г. на IV Олимпийских играх в Лондоне; в) в 1924 г. на I зимних Олимпийских играх в Шамони; г) 1952 г. на VI зимних Олимпийских играх в Осло.

41. В первых известных сейчас Олимпийских играх, состоявшихся в 776 г. до нашей эры атлеты состязались в беге на дистанции, равной: а) одному стадию; б) двойной длине стадиона; в) 200 метрам;

г) во время тех игр состязались в борьбе и метаниях, а не в беге.

42.Факел олимпийского огня современных Игр зажигается:

а) на олимпийском стадионе в Афинах; б) на олимпийском стадионе города-организатора Игр; в) в Олимпии под эгидой МОК; г) на вершине горы Олимп .

43. Пьер де Кубертен был удостоен золотой олимпийской медали на конкурсе искусств:

а) в 1894 г. за проект Олимпийской Хартии; б) в 1912 г. за «Оду спорту»; в) в 1914 г. за флаг, подаренный Кубертеном МОК; г) в 1920 г. за текст Олимпийской клятвы.

44. Кто из олимпийцев обладает наибольшим количеством олимпийских медалей?

а) М. Спитц (плавание); б) К. Льюис (легкая атлетика); в) Л. Латынина (спортивная гимнастика ); г) Е. Вяльбе (лыжные гонки).

45. Когда празднуются зимние Олимпийские игры?

а) это зависит от решения МОК; б) в течение первого года празднуемой Олимпиады ; в) в течение второго календарного года, следующего после года начала Олимпиады; г) в течение последнего года празднуемой Олимпиады.

46. Какой награды удостаивался победитель античных Олимпийских игр?

а) медаль; б) оливковая ветвь; в) лента Чемпиона; г) кубок.

47. Впервые с 1912 года спортсмены нашей страны выступили под российским флагом в:

а) 1952 г. на XVI играх в Альбервилле, Франция; б) 1992 г. на Играх XXV Олимпиады в Барселоне, Испания; в) 1994 г. на XVII играх з Лиллехаммере, Норвегия; г) 1996 г. на Играх XXVI Олимпиады в Атланте, США .

48. На каких континентах пока не проводились Олимпийские Игры?

а) Южная Америка; б) Африка ; в) Австралия; г) Европа.

49. Какие наказания не могли быть применены к атлетам на Олимпийских играх Древней Греции?

а) лишение победы; б) денежный штраф; в) телесные наказания; г) арест.

50. Первым представителем России в МОК был...

а. Бутовский А. Д. б. Толстой Л.Н. в. ЛесгафтП.Ф. г. Смирнов В.Г.

51. Назовите главные принципы кодекса спортивной чести «Фэйр Плэй».

а. Сохранять чувство собственного достоинства при любых обстоятельствах.

б. Не стремиться к победе любой ценой; на спортивной площадке сохранять честь и благородство. в. Сочетание физического совершенства с высокой нравственностью. г. Относиться с уважением и быть честным по отношению к соперникам, судьям,

52. Кто придумал Олимпийские Игры?

а. Зевс. б. Геракл. в. Пелопс .

53. В истории современного олимпийского движения (до 2011г.) было проведено…

а. 20 Игр Олимпиад и 16 зимних Олимпийских игр. б. 25 Игр Олимпиад и 18 зимних Олимпийских игр.

в. 29 Игр Олимпиад и 21 зимних Олимпийских игр.

54. В каком году 2000 представителей двенадцати национальностей единодушно проголосовали за возрождение Олимпийских игр?

а. 1896 г. б. 1898 г. в. 1900 г.

55. Впервые олимпийская клятва спортсменов бороться честно прозвучала в …году?

а. 1912 г. б. 1920 г. в. 1952 г.

56. В каком году впервые Россия приняла участие в ОИ? Кто был первым и единственным в Российской империи олимпийским чемпионом?

а. в 1900г. в Париже. б. в 1908г. в Лондоне, фигурист Н. Панин-Коломенкин в. в 1924г. в Париже.

57. Что означает термин «Фэйр Плэй»?

а. честное судейство. б. честная справедливая игра. в. игра в штрафной площадке.

58. В каком году впервые была построена Олимпийская деревня?

а. в 1908г. в Лондоне. б. в 1928г. в Амстердаме. в. в 1932г. в Лос-Анджелесе.

59. В каком году состоялся дебют советской команды в Олимпийские Игры?

а. 1952г. в Хельсинки (Финляндия). б. 1956г. в Мельбурне (Австралия). в. 1960г. в Токио (Япония).

60. Где впервые был поднят Олимпийский флаг?

а. в 1920г. в Антверпене (Бельгия). б. в 1924г. в Париже (Франция). в. в 1948г. в Лондоне (Англия).

61. Когда и кем была впервые произнесена олимпийская клятва?

- на VII зимних Олимпийских игах. 1956 г. Кортина д"Ампецио (Италия) итальянской лыжницей.

62. Одним из первых факелоносцев Олимпийского огня в России в 2008 году стал:

А) Сергей Бубка б)Алексей Немов в)Алексей Ягудин г)Гус Хиддинк

63.Сколько Олимпиад не состоялось из-за мировых войн?

а) две б)три в)четыре г)пять

64.В каком году кандидатура Сочи была впервые заявлена на олимпийский конкурс?

а)1924 б)1973 в)1991 г)2004

65. Олимпийский девиз «Citius, Altius, Fortius» принадлежит:

а) Пьеру де Кубертену б)Дельфийскому оракулу в)Анри Дидону г)Руже де Лилю

66. Олимпийская эмблема - знаменитые 5 колец - была придумана Пьером де Кубертеном в 1913 году. А в каком году олимпийский флаг впервые взвился над стадионом

а) 1913 б)1914 в)1916 г)1920

67. Официально эмблема олимпийских Игр состоит из 5 сплетённых колец, какого цвета центральное кольцо?

а) голубого б) жёлтого в) зелёного г) чёрного

68.В каких видах спорта Российские спортсмены не принимали участие на ОИ?

А) футбол, бейсбол, тэхквандо, софтбол, хоккей на траве; б) тэхквандо, софтбол, гимнастика, греко-римская борьба, плавание; в) плавание, бейсбол, софтбол, хоккей на траве, прыжки на батуте; г) гимнастика, триатлон, дзюдо, софтбол.

69. В каком виде спорта российские спортсмены заняли весь пьедестал почёта в Пекине?

а) плавание; б) гимнастика; в) теннис; г) бокс.

70. Термин «Олимпиада» в Древней Греции означал?

а) соревнования, проводимые во время ОИ; б) Первый год четырехлетия, при наступлении которого празднуют ОИ; в) четырехлетний период между ОИ; г) год проведения ОИ.

71. Что такое «пентатлон»? Назовите состязания, входящие в программу пентатлона.

а) ГРЕЧЕСКОЕ троеборье: бег, метания копья и борьба. б) ГРЕЧЕСКОЕ ПЯТИБОРЬЕ: бег, прыжки в длину, метание диска, метания копья и борьба. В) бег на выносливость Г) СОСТЯЗАНИЕ, включавшее элементы борьбы и кулачного боя.

72. Кто имел право принимать участие в древнегреческих ОИ?

а) только свободные греки мужчины б) греки мужчины и женщины в) только греки мужчины г) все желающие

73. Заключительный этап подготовки атлетов к Играм в Древней Греции проводился в специальном помещении, называемом

а) ипподром б) амфитеатр в) стадиодром г) гимнасии

74. Физическое воспитание детей на государственном уровне в Древней Греции начиналось в возрасте?

а) 10 лет б) 8 лет в) 5 лет г) 7 лет

75. На заключительном этапе подготовки атлетов к Играм в Древней Греции за будущими олимпийцами внимательно и строго наблюдали

А) олимпионики б) гимнасты в) элланодики

76. Продолжительность античных ОИ изменилась и к 468 г. до н. э. достигла:

А) 5 дней б) 7 дней в) 10 дней г) 14 дней

77. В Древней Греции победителей игр называли:

А) олимпиониками б) гимнастами в) элланодики

78. В Олимпийских Играх 776г. до н. э. атлеты состязались в беге на дистанции, равной одному стадию. Стадий равен

А) 172м 27 см б) 192м 27 см в) 150м 50 см г) 190 м 27см

79. Какие дисциплины включал пентатлон – древнегреческое пятиборье:

1. Кулачный бой 2. Верховая езда 3. Прыжки в длину 4. Прыжки в высоту

5. Метание диска 6. Бег 7. Стрельба из лука 8. Борьба 9. Плавание 10. Метание копья

А) 1, 2, 3, 8, 9. б) 3, 5, 6, 8, 10 в) 1, 4, 6, 7,9. г) 2, 5, 6, 9, 10

80. Кто из известных ученых древности был чемпионом ОИ?

А) Аристотель б) Платон в) Пифагор г) Архимед

17)Назовите Римского императора, который в 394 г. н. э. запретил олимпийские соревнования:

А) Феодосий 1 б) Феодосий II в) Нейрон г) Юлиан

81. Место рождения античных ОИ?

а) Древняя Греция или Эллада б) Египет в) Афины

82. Назовите имя победителя шести античных ОИ?

а) Лионидас б)Милан в) Нерон г) Короибос

83. Назовите имя 12 – кратного победителя в беге на античных ОИ?

а) Милан б) Лионидас в) Короибос г) Нерон

84. Назовите имя последнего официально записанного победителя античных ОИ?

а) Короибос б) Милан в) Лионидас г) Нерон

85. Как назывались специальные помещения для подготовки атлетов к античным ОИ?

а) Палестра и гимнасий б) Палестра и стадиодром в) Гимнасий и стадиодром

86. В каком веке возникла идея возрождения античных ОИ?

а) в XVI б) в XIV в) в XV г) в XI

87. Как назывались сооружения для подготовки атлетов к древнегреческим Играм олимпиады:

а) гимнасий б) стадион в) стадиодром г) арена

88. Атлетов, нанесших смертельные раны сопернику во время Игр Олимпиады, судьи Эллады

а) просили покинуть стадион б) просили прекратить состязания в) изгоняли со стадиона г) изгоняли из города

89. Тренеров в Древней Греции называли….

а) атлетами б) гимнастами в) судьями г) наставниками

90. В каком виде был олимпийским чемпионом Пифагор?

а) в кулачном бою б) в беге в) в метании диска г) в пентатлоне

91. Одним из видов древних Игр являлся панкратион. Что он из себя представлял?

а) кулачный бой б) вид единоборств в) пятиборье г) бег на длинные дистанции

92. Кем были в Древней Греции элланодики, наблюдавшие за будущими олимпийцами во время подготовки к Играм?

а) надсмотрщиками б) наставниками в) меценатами г) судьями и распорядителями

93. Как в Древней Греции называлась игра подобная футболу?

а) эпискирос б) сферистика в) агонистика г) сферобол

94. Как называлось в Древней Греции пятиборье?

а) панкратион б) атлетика в) пентатлон г) гимнастика

95. Длина марафонской дистанции:

42км 195м

96. Сколько дней длились спортивные состязания на древних ОИ?

А) 3 , б) 4 в) 5

97. В каком году состоялись последние игры древности?

А) в 359 г.н. э. б) в 395 г.н. э. в) в 405 г.н. э.

98. Как называли главное состязание ОИ древности?

А) двоеборье б) троеборье в) пятиборье

99. Цвета олимпийских колец:

Синий – Европа Чёрный – Африка Красный – Америка Жёлтый – Азия Зелёный - Австралия


Основополагающие принципы Олимпизма:

1. Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

2. Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

3. Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике — Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.

4. Заниматься спортом — одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

5. Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола — несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

6. Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОК.

«Олимпизм» - это философия жизни, возвышающая и объединяющая в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, воспитательной ценности хорошего примера и уважении всеобщих основных этических принципов.

Олимийское движение — движение, которое состоит из Международного Олимпийского Комитета (МОК), национальных федераций, национальных олимпийских комитетов, организационных комитетов олимпийских игр, национальных ассоциаций, клубов и их членов: прежде всего спортсменов, судей, тренеров и других, связанных со спортом личностей.

Олимпийский девиз на латинском языке «Citius, altius, fortius» (быстрее, выше, сильнее»). Это выражает обращение, которое МОК адресовал всем участникам олимпийского движения, призывая их выделяться созвучно с олимпийским духом. Идея олимпийского девиза исходит от французского священника Хенри-Мартина Дидона.

Трудно найти иное социальное явление, которое вызывало бы к себе столь большое внимание и симпатию как олимпизм, шагнувший в третье тысячелетие своего супдествования. В наше время его роль и значение стали такими весомыми и, в то же время противоречивыми, как никогда в прежней истории. Современный олимпизм занимает особое место в социальной и культурной жизни общества, существенно влияет на образ жизни людей, формирует спортивный образ жизни человека. Он признан в мире как значимая социокультурная формация, в которой заложены гуманистические ценности: добрая воля людей, стремление к миру, сотрудничеству и взаимопониманию.

Возрождением Олимпийских игр мы обязаны французскому энтузиасту, большому поклоннику спорта Пьеру де Кубертену, благодаря многолетним усилиям которого 23 июня 1894 г. был создан Международный олимпийский комитет (МОК). Эта организация и по сей день является высшим руководящим органом олимпийского движения.

Первые Всемирные соревнования, аналогичные древнегреческим Олимпийским играм, прошли в 1896 году в Афинах. В программе Игр I Олимпиады было 9 видов спорта. Соревнования решено было проводить по легкой атлетике, гимнастике, плаванию, поднятию тяжестей, борьбе, стрельбе, фехтованию, велосипедным гонкам и теннису. С этого момента Олимпийские игры стали главным международным спортивным событием. Они проходили в самых разных городах мира, в том числе и в Москве в 1980 году. Олимпийский цикл был нарушен лишь трижды в 1916 году из-за Первой мировой войны, в 1940 и 1944 годах из-за Второй мировой войны.

Современные Олимпийские игры, возродившиеся в конце XIX века, есть, в частности, и результат взаимодействия Олимпийской идеи и спорта. В рамках Олимпийской идеи, в рамках Олимпийских игр спорт получил как бы второе рождение. Как элемент необычайно динамичный, спорт в рамках Олимпийских игр начал бурно развиваться, став тем самым и своеобразным локомотивом Олимпийских игр. Между тем опыт XX века показал, что спорт может успешно развиваться и вне рамок Олимпийских игр; в то же время Олимпийские игры без спорта немыслимы. Правомерен вывод: в XX веке произошел очевидный процесс «спортизации» Олимпийских игр. Олимпийские игры развивались по законам спорта в значительно большей степени, нежели по принципам Олимпизма. И это одна из причин того, что проблем нравственного порядка на Олимпийских играх более чем достаточно. Девальвация морально-этических, нравственных принципов на Олимпийских играх, в Олимпийском движении стала широко распространенным явлением. Причем зачатки этих отрицательных моментов были зафиксированы уже на Олимпийских играх начального этапа. Наблюдающийся на Олимпийских играх, особенно в последние десятилетия, чисто прагматический подход, базируюшийся на тезисе «морально все то, что выгодно», на стремлении к победе любой ценой ведет к моральной деградации. Конечно, эти проблемы, производны от проблем XX века, от проблемности самого человека, всегда стремившегося скорее к «золотому тельцу», нежели к нравственному совершенствованию. Олимпийские игры стали такими, а не иными под влиянием XX века.

Олимпийская Хартия является сводом основополагающих принципов Олимпизма, Правил и Официальных разъяснений, утвержденных Международным Олимпийским комитетом (МОК). Олимпийская хартия регламентирует структуру, механизм действия и процессы Олимпийского движения и определяет условия проведения Олимпийских игр. В целом, Олимпийская Хартия выполняет три основных задачи:

1) Олимпийская Хартия, в качестве главного инструмента, имеющего характер основного закона, регламентирует основополагающие принципы и неотъемлемые ценности Олимпизма.

2) Олимпийская Хартия является также уставом Международного Олимпийского комитета.

3) Помимо этого, Олимпийская Хартия определяет основные права и обязанности трех главных составляющих Олимпийского движения, а именно: Международного Олимпийского движения, Международных спортивных федераций и национальных Олимпийских комитетов, а также Оргкомитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны выполнять положения Олимпийской Хартии.

Олимпийское образование, цель которого — приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании «Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование».

2. СИСТЕМА ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы.

Прежде всего, можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи:

1) определенной системы знаний;

2) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.;

3) определенной системы способностей, умений и навыков.

Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направления педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования используется термин «спортивно-рекордистское». Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения — формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах «Фэйр плэй», идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях для позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности.

Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровья человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д.

Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формирования знаний об олимпийских играх и олимпийском движении.

Ошибочно также цели и задачи педагогической деятельности в рамках олимпийского движения сводить лишь к формированию у детей и молодежи определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы «честной игры» в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:

1) интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

2) такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношения людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;

3) потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;

4) интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;

5) желания участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами «честной игры»);

6) ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: «Возвышенный дух в развитом теле!»;

7) стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;

8) гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:

— умения использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, для формирования физической культуры;

— умения добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;

— привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

— эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте «по законам красоты» и отображать его средствами искусства;

— умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;

— умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

— умения разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения.

Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы.

Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые для этих целей - «олимпийские уроки», «уроки олимпийских знаний», «олимпийские часы» и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране.

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышения эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных.

Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, «олимпийские КВН»; оформление стендов, фотовитрин и даже «олимпийских залов»; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; организация соревнований среди отличников учебы за звание «Самый спортивный отличник»; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев; организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др.

Олимпийская хартия - документ , в котором изложены основополагающие задачи и принципы деятельности МОК.

Основопологающие принципы:

    Олимпизм представляет собой жизненную философию , возвышающую и объединяющую в единое целое достоинства тела, воли и разума . Соединяя спорт с культурой иобразованием , олимпизм стремится к созданию образа жизни, основанного на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

    Целью олимпизма является становление спорта на службу гармоничного развития человека , чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства

    Деятельность олимпийского движения носит согласованный, организованной, постоянный и универсальный характер и осуществляется под верховной властью МОК , всех организаций и лиц, вдохновленных ценностями олимпизма. Эта деятельность распространяется на пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов мира на великом спортивном празднике - Олимпийских играх. Олимпийское движение символизируется пятью переплетенными кольцами.

    Право заниматься спортом - является правом человека. Каждый человек должен иметь право заниматься спортом без какой-либо дискриминации и в Олимпийском духе , что требует взаимопонимания, духа дружбы , солидарности и честной игры . Организация и руководство спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

    Несовместимой с принадлежностью к олимпийскому движению является любая форма дискриминации по отношению к стране или лицу по расовым, религиозным, политическим, половым или иным мотивам.

    Критерием принадлежности к Олимпийскому движению является согласие следовать положениям Олимпийской хартии и признание Международным олимпийским комитетом.

    Структура:

    Олимпийская хартия (в редакции от 11 февраля 2010 года) состоит из 4 разделов и 59 статей.

    Разделы Олимпийской хартии:

    1. Олимпийское движение и его деятельность

    2. Международный олимпийский комитет

    4. Национальные олимпийские комитеты

    3. Международные федерации

    5. Олимпийские игры

    Задачи и роль МОК*

    Задачей МОК является распространение Олимпизма в мире и руководство Олимпийским движением. Роль МОК заключается в том, чтобы:

    поощрять и поддерживать распространение этики в спорте, а также воспитывать молодежь посредством спорта и направлять усилия на то, чтобы в спорте господствовал дух честной игры, а насилие было запрещено;

    поощрять и поддерживать организацию, развитие и координацию спорта и спортивных соревнований;

    обеспечивать регулярное празднование Олимпийских Игр;

    сотрудничать с общественными и частными организациями и органами в том, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;

    принимать участие в укреплении единства и защиты независимости Олимпийского движения;

    противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению;

    поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин м женщин;

    возглавлять борьбу против применения допинга в спорте;

    поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов;

    противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами;

    поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов;

    поощрять и поддерживать развитие спорта для всех;

    поощрять и поддерживать ответственность и заботу об охране окружающей среды, обеспечивать соблюдение экологических принципов при развитии спорта и требовать, чтобы Олимпийский игры проводились в соответствии с требованиями экологии;

    содействовать получению положительного результата от проведения Олимпийских Игр городом и страной, организующих Олимпийские игры;

    поощрять и поддерживать инициативы по стиранию граней между спортом, культурой и образованием

    Олимпизм представляет собой философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинство тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам.

    Целью Олимпизма является повсеместное становление спорта на службу гармоничного развития человека с тем, чтобы способствовать созданию мирного общества, заботящегося о сохранении человеческого достоинства.

    Олимпийское движение представляет собой концентрированную, организованную, универсальную и постоянную деятельность всех лиц и организаций, вдохновляемых ценностями Олимпизма, осуществляемую под руководством МОК. Эта деятельность охватывает пять континентов. Вершиной ее является объединение спортсменов всего мира на великом спортивном празднике – Олимпийских играх. Ее символом являются пять переплетенных колец.

    Заниматься спортом - одно из прав человека. Каждый должен иметь возможность заниматься спортом, не подвергаясь дискриминации, в духе Олимпизма, взаимопонимания, дружбы, солидарности и честной игры. Организация, руководство и управление спортом должны контролироваться независимыми спортивными организациями.

    Любая форма дискриминации в отношении страны или лица расового, религиозного, политического характера, или по признаку пола - несовместимы с принадлежностью к Олимпийскому движению.

    Принадлежность к Олимпийскому движению требует обязательного соблюдения положений Олимпийской Хартии и признания МОКом.

Глава 1. Олимпийское движение и его деятельность

1. Состав и общая организация Олимпийского движения

    Олимпийское движение, находящееся под верховной властью МОК, включает в себя организации, спортсменов и лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской Хартией. Целью Олимпийского движения является способствовать построению мирного и более лучшего мира посредством воспитания молодежи средствами спорта в соответствии с идеями Олимпизма и его ценностями.

    Тремя главными составляющими Олимпийского движения являются: Международный Олимпийский комитет (МОК), международные спортивные федерации (МСФ) и национальные Олимпийские комитеты (НОК) Для любого лица или организации, принадлежащей к Олимпийскому движению в любом качестве, положения Олимпийской Хартии обязательны; они также должны твердо исполнять решения МОК.

    Помимо трех основных составляющих, в Олимпийское движение входят также Оргкомитеты по проведению Олимпийских Игр (ОКОИ), национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами МСФ и НОК, и особенно спортсмены, соблюдение интересов которых составляет основной элемент деятельности Олимпийского движения, а также судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты. В него включены также другие организации и учреждения, признанные МОК.

2. Задачи и роль мок*

Задачей МОК является распространение Олимпизма в мире и руководство Олимпийским движением. Роль МОК заключается в том, чтобы:

    поощрять и поддерживать распространение этики в спорте, а также воспитывать молодежь посредством спорта и направлять усилия на то, чтобы в спорте господствовал дух честной игры, а насилие было запрещено;

    поощрять и поддерживать организацию, развитие и координацию спорта и спортивных соревнований;

    обеспечивать регулярное празднование Олимпийских Игр;

    сотрудничать с общественными и частными организациями и органами в том, чтобы поставить спорт на службу человечества, способствуя тем самым борьбе за мир;

    принимать участие в укреплении единства и защиты независимости Олимпийского движения;

    противодействовать против любой формы дискриминации, наносящей ущерб Олимпийскому движению;

    поощрять и поддерживать продвижение женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах с целью добиться осуществления принципа равенства мужчин и женщин;

    возглавлять борьбу против применения допинга в спорте;

    поощрять и поддерживать меры по защите здоровья спортсменов;

    противостоять любым политическим или коммерческим злоупотреблениям спортом и спортсменами;

    поощрять и поддерживать усилия спортивных организаций и органов общественного управления, направленные на обеспечение социального и профессионального будущего спортсменов;

    поощрять и поддерживать развитие спорта для всех;

    поощрять и поддерживать ответственность и заботу об охране окружающей среды, обеспечивать соблюдение экологических принципов при развитии спорта и требовать, чтобы Олимпийский игры проводились в соответствии с требованиями экологии;

    содействовать получению положительного результата от проведения Олимпийских Игр городом и страной, организующих Олимпийские игры;

    поощрять и поддерживать инициативы по стиранию граней между спортом, культурой и образованием

    поощрять и поддерживать деятельность Международной Олимпийской академии (МОА) и других учебных заведений, деятельность которых посвящена Олимпийскому образованию.