Неизменяемые глаголы в русском языке. Значение глагола, его морфологические признаки и синтаксическая функция. Неличная форма глагола

Морфология русского языка многоаспектна и интересна. Она изучает особенности частей речи, их постоянные и изменяемые признаки. В статье подробно рассматриваются глаголы-инфинитивы.

Инфинитив

Не каждому известно, что такое инфинитив. в начальной форме. Он представляет глагол в словарях. К примеру, в толковом словаре нет глагола встречаешься , так как это личная форма, словарная статья посвящена этому же глаголу, но в начальной форме - встречаться . Поставить глагол в данную форму можно, задав вопрос что делать? либо что сделать?: встречаешься - что делать? встречаться, рисую - что делать? рисовать, перезвонит - что сделать? перезвонить . Отличается инфинитив от других глагольных форм не только вопросом. Суффиксы инфинитивов (глагола в начальной форме) особенные: -ть, -ти, -чь. Следовательно, анализируемое слово является инфинитивом, если в глаголе есть такие морфемы.

Глагол и его неопределенная форма

Особенно увлеченных изучением русского языка учеников и студентов волнует вопрос, почему инфинитив называют неопределенной формой глагола. Во-первых, само слово "инфинитив" восходит к латинскому слову, которое переводится как "неопределенный". Во-вторых, по инфинитиву не определяется форма глагола, точнее, его личная форма, форма времени, наклонения, рода, числа и так далее. По инфинитиву определяются постоянные признаки глагола, такие как вид, спряжение, возвратность и переходность. О них речь пойдет ниже.

Неизменяемые признаки глагола

При выполнении требуется обозначить его признаки. Постоянные признаки указываются по неопределенной форме глагола.

Вид - частеречная категория, отображающая отношение действия к своему внутреннему пределу: совершилось/происходит. Глаголы-инфинитивы, отвечающие на вопрос что сделать? имеют совершенный вид: сказать, приготовить, уехать . Глаголы в начальной форме, отвечающие на вопрос что делать? имеют несовершенный вид: говорить, готовить, ехать . Выделяют видовые пары, то есть слова с тождественным значением, но разного вида: решить - решать, сказать - говорить, зашить - зашивать, испечь - печь.

Традиционно определяется по начальной форме. К 2 спряжению относятся те, что заканчиваются на -ить (исключение брить, стелить, зиждиться ), и глаголы держать, гнать, видеть, смотреть, слышать, дышать, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть ; к первому - все остальные глаголы. Спряжение не всех глаголов можно определить по инфинитиву. Выделяется класс которые при изменении совмещают окончания 1 и 2 спряжений. Это слова дать, есть, бежать, хотеть .

Переходность - следующий постоянный признак. Глаголы-инфинитивы, которые способны управлять существительным в винительном падеже, называются переходными, а те, что не могут, - непереходными. Например, пришить (что?) пуговицу, записать (что?) фильм, нарисовать (кого?) ребенка - переходные; удивляться, звонить, стрелять не употребляются с винительным падежом, то есть непереходные.

Возвратными называются те глаголы, которые имеют постфикс -ся: строиться, умываться, оговориться. Невозвратными - те, у которых данный аффикс отсутствует.

Вопрос о морфеме -ть

Показатели начальной формы глагола - морфемы -ть, -ти, -чь - вызывают дискуссии языковедов. Многие определяют их как окончания, ссылаясь на их возможность меняться: сказать - сказал, указать - указал . Однако инфинитив считается неизменяемой формой, поэтому окончаний у него быть не должно. Все более распространенной является версия о том, что морфемы, обозначающие инфинитив, - это словоизменительные суффиксы.

Неличная форма глагола

Инфинитивы относятся к неличным формам глагола. Это связано с тем, что это неизменяемая форма, у которой лицо, род, число не определяются. Инфинитивы не имеют при себе имен существительных в именительном падеже, в отличие от личных форм. Они только называют действие без его отношения к лицу. Не связан инфинитив и с категорией времени, которая определяется у личных форм. Наклонение у них также не определимо. То есть инфинитив ирреален, он вне времени, он только называет действие. Некоторыми обучающимися задается вопрос о том, в чем зависимость инфинитива от глагола. Инфинитив - это, по-другому, глагол в начальной форме.

В русской грамматике выделяют и другие неличные формы - это причастие и деепричастие. Они, как и инфинитив, не изменяются по лицам. Деепричастие - такая неизменяемая форма глагола, что совмещает признаки наречия и глагола и отвечает на вопрос что сделав? что делая? : прочитав, издав, указывая, припевая . Причастие является такой формой глагола, что обозначает признак по действию, совмещает в себе признаки имени прилагательного и глагола, отвечает на вопросы имен прилагательных: какой? окруженный, действующий, смотрящий, забытый .

Роль инфинитива в предложении

Особенность неопределенной формы глагола заключается в том, что она может выполнять в предложении роль любого члена. Довольно часто является подлежащим Примеры: Во всем искать истину было ее самоцелью. Ценить труд окружающих - это достойно. Разговаривать с ним бесполезно . Обозначая действие, инфинитив выполняет роль сказуемого: Не видать вам отдыха! Его не понять. Ее не узнать . Часто он входит в следуя за вспомогательным глаголом: Семья хотела остаться здесь на месяц. Лена начала работать сразу после назначения на должность. Он перестал шутить после полученного замечания .

Второстепенные члены предложения также могут быть выражены неопределенной формой глагола. Так, инфинитив выполняет роль дополнения в предложениях: Капитан приказал наступать. Они договорились встретиться. Она быстро привыкла работать. Определение может быть выражено инфинитивом: У нее было стремление изменить мир к лучшему. Он воспользовался возможностью удалиться. Надежда выехать к утру успокаивала их. Обстоятельство, представленное начальной формой глагола: Вера собиралась поехать к морю. Волонтеры остановились у озера покормить птиц. К ней приходят заниматься дети со всего города.

Инфинитивы в фольклоре и художественной литературе

Инфинитивы давно используются народом в устном народном творчестве, точнее в пословицах. Неопределенная форма глагола в них необходима для создания обобщения содержания: Меньше обещать, меньше согрешить. Вору потакать - самому воровать. Не трудно выполнить, да трудно придумать . В художественной литературе широко употребляются глаголы-инфинитивы. Примеры: "Пеньком дремучим - это я сумею прожить", "Я для того и позвал вас - выяснить", "Ты дай сперва приехать", "и никому до его забот не было дела, а так - лишь бы поговорить" (Шукшин В.М. "Печки-лавочки"); "Никому не хочется менять... равновесия", "привычка усмехаться т аким образом... слегка стянула в сторону нижнюю часть его... лица", "можно было попросить не посыпать его толчёным арахисом" (Искандер Ф.А. "Летним днем").

Глагол.

Глагол - часть речи, объединяющая слова, которые, по традиционному определению, обозначают действие или состояние и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а,и)?. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого и подлежащего. Например: Русалка плыла по реке голубой, озаряема полной луной... (М. Лермонтов); Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых... (А. Пушкин).

Признаки глагола.

Все формы глагола имеют морфологические признаки вида (бывают совершенного или несовершенного вида) и переходности (бывают переходными или непереходными). Среди глагольных форм различаются спрягаемые (изменяются по наклонениям, временам, лицам или родам, а также числам) и неспрягаемые (начальная форма глагола, причастия и деепричастия).

Вид - глагольная категория, показывающая характер протекания действия во времени, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу, результату. Категория вида присуща всем глаголам русского языка в любой форме.

Совершенный вид

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности, имеющее внутренний предел, законченность. Глаголы совершенного вида могут обозначать действие, которое закончилось (или закончится), достигнув результата (выучить, нарисовать), действие, которое началось (или начнётся), причём само это начало действия понимается как его граница, предел (заиграть, запеть), однократное действие (толкнуть, крикнуть, прыгнуть - глаголы с суффиксом -ну).

Несовершенный вид

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие без указания на его предел, без ограничения протекания его во времени, действие длительное или повторяющееся (учить, рисовать, играть, кричать).

Переходные и непереходные глаголы.

Различаются глаголы переходные и непереходные.

Переходные глаголы обозначают действие, которое прямо направлено на предмет. Они могут иметь при себе прямое дополнение в винительном падеже без предлога, отвечающее на вопрос кого?"/что?", писать статью, вязать свитер, петь песню.

Вместо винительного падежа дополнение при переходном глаголе может стоять и в родительном падеже без предлога:

1) если есть отрицательная частица не перед переходным глаголом: понял задачу - не понял задачи; читал роман - не читал романа; терять время - не терять времени;

2) если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: выпил воду (всю воду, о которой идёт речь) - выпил воды (часть), принести дрова - принести дров.

При определении переходности/непереходности глаголов необходимо учитывать и значение существительного в форме винительного падежа - оно должно называть объект действия. Ср.: простоять час (в очереди) или жить неделю (на море), где глаголы не являются переходными, хотя после них и стоят существительные в винительном падеже без предлога: Всю ночь (В.п. со значением времени, а не объекта) гремел (глагол непереходный) овраг соседний, ручей, бурля, бежал к ручью (А. Фет).

Глаголы, которые не могут иметь при себе прямого дополнения, являются непереходными: заниматься (чем?) спортом, разбираться (в чём?) в музыке, отказаться (от чего?) от помощи.

Возвратные глаголы.

К возвратным глаголам относятся глаголы с постфиксом -ся, -сь. Все возвратные глаголы являются непереходными. Они образуются как от переходных глаголов (различать - различаться, радовать - радоваться, одевать - одеваться), так и от непереходных (стучать - стучаться, чернеть - чернеться). От обычных словообразовательных суффиксов -ся отличается тем, что он присоединяется к глагольным формам после окончаний (стучится, стучавшийся). Суффикс -ся прибавляется после согласных, а -сь - после гласных (учился - училась); в формах причастий и после гласных прибавляется -ся, а не -сь: различающийся - различающиеся.

Присоединяясь к переходным глаголам, суффикс -ся превращает их в непереходные: одевает кого?/что? - одевается. Присоединяясь к непереходным глаголам, -ся усиливает значение непереходности: белеет - белеется.

Суффикс -ся служит также для образования безличных форм от личных глаголов: Я не сплю - Мне не спится, Я хочу - Мне хочется.

Среди глаголов с суффиксом -ся есть и такие, которые не имеют параллельных форм без этого суффикса: смеяться, надеяться, кланяться, бороться и др.

Спряжение глагола.

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам. (Термин спрягаемые формы глагола употребляется в более широком значении, чем термин спряжение . К спрягаемым формам глагола относятся все формы, кроме инфинитива, причастий и деепричастий, т.е. формы всех наклонений.)

В зависимости от личных окончаний в русском языке принято различать два спряжения - I и II, которые отличаются друг от друга гласными звуками в окончаниях: несёшь, поёшь, говоришь, молчишь, несёт, поёт, говорит, молчит, несём, поём, говорим, молчим, несёте, поёте, говорите, молчите, несут, поют, говорят, молчат.

| спряжение II спряжение
-У (-ю) -ем -у(-ю) -им
-ешь -сте -ишь -ите
-ет -ут (-ют -ит -ат(-ят)

Если окончание ударное, спряжение определяется по окончанию: зовёшь, ведёшь - I спряжение , горишь, спишь - II спряжение .

Исключения: Брить, стелить. Терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть.

Держать, слышать, дышать, гнать. Все эти глаголы относятся ко II спряжению.

Наклонение глагола

Глаголы изменяются по наклонениям. Форма наклонения показывает, как действие относится к действительности: является ли действие реальным (имеющим место в действительности), или нереальным (желаемым, требуемым, возможным при определённых условиях).

В русском языке у глаголов есть формы трёх наклонений: изъявительного, условного (сослагательного) и повелительного.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают реальное действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле в определённом времени (настоящем, прошедшем или будущем). Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам: занимаюсь (настоящее время), занимался (прошедшее время), буду заниматься (будущее время).

Глаголы в условном наклонении обозначают не реальные действия, а желаемые, возможные. Формы условного наклонения образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени) с помощью суффикса -л- (за которым следует окончание со значением числа и в единственном числе - рода) и частицы бы (б) (которая может стоять перед глаголом, после него, а может быть оторвана от него). Например: Если б я была поэтом, я жила бы как щеглёнок и не в клетке бы свистела, а на ветке на заре (Ю. Мо-риц).

В условном наклонении глаголы изменяются по числам и родам (в этом наклонении нет времени и лица): прошёл бы, прошла бы, прошло бы, прошли бы.

Глаголы в повелительном наклонении обозначают побуждение к действию (просьбу, приказ), то есть обозначают не реальное действие, а требуемое. В повелительном наклонении глаголы изменяются по числам и лицам (времени в этом наклонении также нет).

Время глагола

В изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам. Формы времени выражают отношение действия к моменту речи. В русском языке существуют формы трёх времён: настоящего, прошедшего и будущего. Количество форм времени и способ их образования зависит от вида глагола. Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени, причём форма будущего у них сложная. Глаголы совершенного вида имеют только две формы времени (у них нет настоящего времени), форма будущего простая.

Форма настоящего времени показывает, что действие совпадает с моментом речи или осуществляется постоянно, регулярно повторяется: На всех парах несётся поезд, колёса вертит паровоз... (Б. Пастернак); О, как убийственно мы любим, как в буйной слепоте страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей! (Ф. Тютчев).

Формы настоящего времени есть только у глаголов несовершенного вида. Они образуются с помощью окончаний, которые присоединяются к основе настоящего времени и указывают одновременно не только на время, но и на лицо и число. Набор окончаний зависит от спряжения.

Форма прошедшего времени показывает, что действие предшествует моменту речи: Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь... (А. Пушкин).

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива с помощью суффикса -л-, за которым следует окончание со значением числа и в ед. числе - рода: пел, пела, пело, пели.

У некоторых глаголов суффикс -л- в форме мужского рода отсутствует: вёз, тёр, рос, берёг, замер и др.

Прошедшее время глагола идти образуется от другой основы, отличной от основы неопределённой формы: идти - шёл, шла, шло, шли.

Форма будущего времени указывает на то, что действие произойдёт после момента речи: Настанут холода, осыпятся листы - и будет льдом - вода (Г. Иванов).

Формы будущего времени есть и у глаголов несовершенного вида, и у глаголов совершенного вида, но образуются они по-разному.

Лицо, число и род глагола

Формы лица глагола выражают отношение действия, обозначенного глаголом, к говорящему лицу.

Различаются три лица глаголов: первое, второе и третье.

Форма первого лица единственного числа обозначает действие говорящего: пою, зайду.

Форма первого лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и говорящий: поём, зайдём.

Форма второго лица единственного числа обозначает действие собеседника: поёшь, зайдёшь.

Форма второго лица множественного числа обозначает действие группы лиц, в которую входит и собеседник: поёте, зайдёте.

Формы третьего лица единственного и множественного числа обозначают действия того или тех, кто не участвует в диалоге, т.е. не является говорящим или собеседником: поёт, зайдёт, поют, зайдут.

Категорию лица и числа глаголы имеют только в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Глаголы в прошедшем времени и в условном наклонении не имеют категории лица, но изменяются по числам и родам: (я, ты, он) вёл\ \ - мужской род, (я, ты, она) вел\а\ - женский род, (я, ты, оно) вел-\о\ - средний род, (мы, вы, они) вел-\и\ - множественное число.

Неопределённая форма глагола.

Начальной (словарной) формой глагола является неопределённая форма глагола, или инфинитив (от лат. infiniti-vus - «неопределённый»). Инфинитив обозначает действие безотносительно к наклонению, времени, лицу, числу, то есть вне связи его с деятелем (субъектом).

Инфинитив - неизменяемая форма глагола, которой присущи только постоянные морфологические признаки глагола: вид, переходность/непереходность, возвратность/ невозвратность, тип спряжения. (Если в спрягаемых глагольных формах окончание безударно, то тип спряжения определяется по инфинитиву.)

Формальными показателями инфинитива являются суффиксы -ть, -ти. Суффикс -ть стоит после гласных (следить, думать, петь), а -ти - после согласных (нести, везти, плести). Некоторые глаголы оканчиваются в инфинитиве на -чъ: печь, беречь, течь, мочь и др.; исторически в -чь слились инфинитивный показатель -ти и конечный корневой звук [г] или [к]: формы типа «пекти», «берегти» в результате фонетических изменений преобразовались в «печь», «беречь» и т. п.

В предложении инфинитив может быть любым членом предложения. Например: 1) Любить иных - тяжёлый крест... (Б. Пастернак); 2) Он [Старцев] решил сходить к Туркиным (с какой целью?) посмотреть, что это за люди (А. Чехов); 3) Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке видеть^ и слышать вас ежедневно (А. Пушкин); 4) Самые чистые рубахи велит капитан надеть!_ (Б. Окуджава).

Глагол.

Глагол ? и др.

Начальная форма глагола инфинитив что делать? Или что сделать?

Инфинитив

Инфинитив имеет суффиксы – ть,- ти

(не являются основой слова).

–чь,

- чь входит в состав корня.

Кроме суффиксов – ть, - ти –а-,-и-,-е-,-ова-,

-ну- и др.

Признаки глагола:

1) глагола – это действие.

2) Морфологические признаки

3) Синтаксические признаки

Частица

Не пишется слитно только с теми глаголами не

Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида

Глаголы совершенного вида

Времена глагола.

Прошедшее время до момента речи ): лете л

Прошедшее время глагола обычно с помощью суффикса – л- : пе-ть – пе-л.

Глагол.

Глагол – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает ? и др.

Начальная форма глагола инфинитив (неопределённая форма глагола). Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросы что делать? Или что сделать?

Инфинитив – неизменяемая форма глагола: он не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Инфинитив имеет суффиксы – ть,- ти

(не являются основой слова).

У глаголов, оканчивающихся на –чь,

- чь входит в состав корня.

Кроме суффиксов – ть, - ти , в инфинитиве выделяются суффиксы глагола –а-,-и-,-е-,-ова-,

-ну- и др.

Признаки глагола:

1) Общее грамматическое значение глагола – это действие.

2) Морфологические признаки глагола – вид, наклонение, время, лицо, число, род спряжение и др., изменение по наклонениям, временам, лицам, числам и родам и др.

3) Синтаксические признаки глагола – в предложении глагол обычно является сказуемым и образует вместе с подлежащим грамматическую основу предложения.

Частица не пишется с глаголами раздельно : не шуметь, не читал, не поеду.

Не пишется слитно только с теми глаголами , которые не употребляются без не : ненавидеть, (мне) нездоровится.

Виды глагола.

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? (что делает? Что делал? Что будет делать?): говорить. Глаголы несовершенного вида указывают на продолжительность и повторяемость действия: прыгать – прыгал.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? (что сделал? Что сделает?): сказать. Глаголы совершенного вида указывают на результат действия: выучить.

Времена глагола.

Прошедшее время – обозначает действие, которое происходило до того, как о нём стали говорить (до момента речи ): лете л и. Изменяется по родам и числам.

Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива обычно с помощью суффикса – л- : пе-ть – пе-л.

Настоящее время в момент речи ): зеленеет. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида : вез-у,пил-ю.

Будущее время после момента речи ): вернусь.

Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида

Формы будущего сложного быть и : читать – буду читать.

спрягаются.

Спряжение глаголов.

Спряжение

– ешь, -ет,

-ем, - ете, - ут, - ют , относятся к I спряжению .

Глаголы, которые имеют окончания – ишь, -ит,

-им, - ите, - ат, - ят , относятся ко II спряжению .

Глаголы – исключения.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,

И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!

Иногда форма м.р. прошедшего времени образуется без суффикса – л- (нести - нёс).

Настоящее время – обозначает действие, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи ): зеленеет. Настоящее время есть только у глаголов несовершенного вида : вез-у,пил-ю.

Будущее время – обозначает действие, которое произойдёт после того, как о нём скажут (после момента речи ): вернусь.

Формы будущего времени могут быть простыми и сложными.

Формы будущего простого имеют глаголы совершенного вида . Эти формы образуются с помощью личных окончаний: прочита-ю.

Формы будущего сложного имеют глаголы несовершенного вида. Они состоят из двух слов: из форм будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида : читать – буду читать.

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам – спрягаются.

Спряжение глаголов.

Спряжение - это изменение глаголов по лицам и числам.

Глаголы, которые имеют окончания – ешь, -ет,

-ем, - ете, - ут, - ют , относятся к I спряжению .

Глаголы, которые имеют окончания – ишь, -ит,

-им, - ите, - ат, - ят , относятся ко II спряжению .

Глаголы – исключения.

Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на -ить,
Исключая: брить, стелить.

И ещё: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья:
Их на -е- спрягать нельзя!

Все - местоимение, начальная форма - весь ; морфологические признаки: местоиме- ние-прилагательное (в данном случае оно употреблено в значении существительного); определительное; склоняется как прилагательное. Употреблено в винительном падеже, единственном числе, среднем роде. В предложении является прямым дополнением.

имение-существительное; относительное; не имеет рода и числа; относится всегда к неодушевленным предметам; при склонении изменяется основа. Употреблено в именительном падеже; не имеет форм множественного числа; синтаксически всегда выражает значение среднего рода (что относилось). В предложении является подлежащим.

Все - местоимение, так как указывает на предмет1 ; начальная форма - весь; имеет следующие морфологические признаки: определительное (здесь употреблено в значении существительного) . Употреблено в винительном падеже, единственном числе, среднем роде. В предложении является дополнением.

Что - местоимение,

как указывает на предмет; начальная форма - что; имеет следующие морфологические признаки: относительное. Употреблено в именительном падеже. В предложении является подлежащим (что относилось).

и грамматических значений. Трудности в изучении данного разряда слов возникают еще и потому, что в трактовке отдельных глагольных категорий (вида, залога) нет единства мнений, нет общепринятых положений. Все это необходимо учитывать при изучении учебной и научной литературы. Прежде всего следует

1 Здесь о признаке говорить не приходится, так как местоимение субстантивированное.

2 См.: Современный русский язык: В 3 ч.- Ч. 2. Причастия и деепричастия выделены в особые части речи. В настоящем пособии вслед за установившейся грамматической традицией причастие и деепричастие рассматриваются как не спрягаемые глагольные формы. Эта же точка зрения отражена и в школьном учебнике.

3 Заказ 432

Некоторые сложности возникают при изучении категории вида, особенно при подборе видовых пар. Вопрос о наличии или отсутствии видовой пары тесно связан с семантикой глагола. Видовую пару образуют глаголы, имеющие общее лексическое значение, ср.:

писать - написать, переписать - переписывать. Но не образуют видовой пары глаголы писать - переписать, так как приставка изменила не только вид, но и лексическое значение глагола. При изучении вида глаголов рекомендуем обратить внимание на способы образования видовых пар, одновидовые и двухвидовые глаголы. В характеристику вида глагола должно входить и опре-

лишь переходным

глаголам и образованным от них с помощью

непереходным

возвратным

глаголам,

ср.: поднимать - подни-

маться, умывать

Умываться.

Выделяется три залога: действительный (к нему относятся все

переходные глаголы), возвратно-средний

(образуется от

глаголов с помощью ,-ся,

когда субъектом действия

ся сам говорящий) и страдательный (образуется от переходных

глаголов с

Ся или с п-бмощью суффиксов страдатель-

причастий, когда

действия выражается (или подра-

зумевается)

творительного падежа). Сравним: умывать

ребенка -

действительный залог; составляться (смета составля-

бухгалтером;

составлена

бухгалтером)-страда-

тельный залог. Все остальные глаголы категории залога не имеют,

не имеет залога, так как образован от непереходного глагола

краснеть.

Залог часто может быть определен только с учетом семантики глагола, контекста и структуры предложения. Все это необходимо учитывать при разборе глагола.

Принципиальных расхождений между вузовским и школьным разбором глагола нет. Отличия наблюдаются лишь в наборе категориальных признаков глагольной лексемы, а также в объеме информации при анализе, которая в вузе должна быть более подробной и аргументированной.

При изучении причастия прежде всего следует разобраться в гибридной сущности этой глагольной словоформы, совмещающей признаки как глагола, так и прилагательного. С учетом этих особенностей и должен строиться морфологический разбор причастий. Две глагольные категории - вид и переходность-непереходность - влияют на их образование: действительные причастия образуют-

" Предлагаемый анализ категории залога ориентирован на академическую «Грамматику русского языка» и те учебные пособия, авторы которых придерживаются того же взгляда.

ся от переходных и непереходных глаголов, страдательные - только от переходных; формы настоящего времени невозможны от глаголов совершенного вида.

Причастия, как и спрягаемые формы глаголы, обладают категорией залога, при определении которой также учитывается пере- ходность-непереходность-возвратность глаголов. При этом действительные причастия могут быть действительного залога (читающий книгу), возвратно-среднего (умывающийся), страдательного (составляющаяся к е м?) и внезалоговыми (спящий, улыбающийся);

страдательные причастия всегда имеют страдательный залог (читаемый, обрадованный).

Причастия выражают абсолютное и относительное время: вне контекста, находясь в оппозиции друг другу, они имеют значение абсолютного времени, в предложении же, вступая в отношения с глаголом-сказуемым, они выражают относительное время1 .

Деепричастие является неизменяемой формой глагола, обладающей теми же постоянными признаками, что и другие глаголь-

1. Начальная

(инфинитив).

Постоянные

признаки:

вид, видовой оттенок, ви-

(если есть);

возвратность;

переходность;

но-среднего залога; внезалоговый глагол;

д) класс: продуктивный, непродуктивный; для продуктивного - какой именно;

е) тип спряжения.

3. Непостоянные признаки: а) наклонение, особенности образования и употребления

формы наклонения; б) время (если есть), осо-

бенности употребления формы времени;

I. Часть речи. Общее значение.

II. Морфологические признаки.

1. Начальная форма (неопределенная форма).

Постоянные

признаки:

переходность;

спряжение.

Непостоянные

признаки:

наклонение;

время (если

меняем школьную последовательность разбора.

лицо (если есть), особен-

употребления

д) род (если есть).

д) род (если есть).

Синтаксическая

Синтаксическая

разбора личных глагольных форм

Мне хотелось

волновали

радовали,

как чудесный

Горький.)

перевернулся

и зашагал по

гостиной.

шенного вида, видовая пара - захотеться; возвратный, непереходный, внезалоговый, безличный, непродуктивного класса, разноспрягаемый. Непостоянные признаки: употреблен в форме сослагательного наклонения со значением желания; выражено сочетанием формы прошедшего времени с частицей бы. В предложении выступает в роли главного члена безличного предложения.

Радовали бы - глагол, начальная форма - радовать; постоянные признаки: несовершенного вида, видовая пара - обрадовать; невозвратный, переходный, действительного залога, III продуктивного 1 класса, I спряжения.. Непостоянные признаки: употреблен в форме сослагательного наклонения со значением желания; выражено сочетанием формы

прошедшего времени с частицей

В ш к о л е:

Хотелось бы -; глагол, обозначает действие, происходящее само по себе; начальная форма - хотеться; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенного вида, непереходный, разноспрягаемый. Непостоянный признак - употреблен в условном наклонении. В предложении является сказуемым.

Радовали бы - глагол, так как обозначает действие; начальная форма радовать; имеет постоянные морфологические признаки: несовершенного вида, переходный, I спряжения. Непостоянные признаки: употреблен в форме условного наклонения, множественного числа. В предложении является сказуемым.

" Нумерация продуктивных классов глаголов дается по указанному выше учебному пособию: Современный русский язык: В 3 ч.- Ч. 2.

бы, множественного числа. В предложении выступает в роли сказуемого.

Перевернулся - глагол, начальная форма - перевернуться; постоянные признаки:совершенного вида со значением ре-

ваться) ; возвратный, непереходный, возвратно-среднего залога, общевозвратного значения, передает изменение в поло-

ки: употреблен в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, выражающего действие в прошлом, результат которого актуален для настоящего; единственного числа, мужского рода. В предложении выступает в роли сказуемого.

Перевернулся - глагол, так как обозначает действие; начальная форма - перевернуться ; имеет постоянные морфологические признаки: совершенного вида, непереходный, I спряжения. Непостоянные признаки: употреблен в форме изъявительного наклонения, прошедшего времени, единственного числа, мужского рода. В предложении является сказуемым.

^ Порядок разбора причастий

В ш к о л е:

(неспрягае-

I. Часть речи (особая фор-

мая глагольная форма).

ма глагола). Общее значение.

II. 1. Начальная форма (ин-

II. Морфологические признаки:

финитив) .

Начальная форма

нительный

единствен-

Постоянные

признаки

мужского

Постоянные

признаки:

(глагольные):

действительное или стра-

значения;

дательное;

возвратность;

переходность;

залог и оттенки значения

возвратно-среднего

спряжения;

действительного

или страдательного

причастия;

ж) форма времени; абсо-

лютное, относительное

з) от какой глагольной основы и при помощи какого суффикса образовано.

3. Непостоянные признаки: (адъективные):

б) падеж (у причастий

в полной форме); в) число;

N Порядок разб

В в у з е:

I. Часть речи (неспрягаемая

и неизменяемая форма глагола).

1. Начальная

(инфинитив).

Глагольные признаки:

видового

значения;

возвратность;

переходность;

г) залог и оттенки возврат-

но-среднего

тип спряжения;

и при помощи какого суффикса образовано;

ж) временное значение. III. Синтаксическая функ-

3. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных причастий) ;

б) падеж (у причастий

в полной форме); в) число;

III. Синтаксическая

деепричастий

В ш к о л е:

I. Часть речи (особая форма глагола). Общее значение.

III. Синтаксическая роль.

Образцы разбора неспрягаемых глагольных форм

А вот, встревоженный вихрем и не понимая, в чем дело, из травы вылетел коростель. (А. Чехов.)

Встревоженный - неспрягаемая форма глагола - причастие; начальная форма - встревожитпостоянные признаки: гл"аголЧювершенного вида с оттенком результативности действия, невозвратный, переходный, действительного залога, IV продуктивного класса, II спряжения. Глагол употреблен в форме страдательного причастия, страдательного залога; имеет форму прошедшего времени, временное значение - относительное: обозначает действие, предшествующее основному действию (вылетел), с оттенком результативности в настоящем времени; причастие образовано от основы инфинитива встревож-и(ть) с помощью формообразующего суффикса -енн-. Непостоянные признаки: имеет полную форму; стоит в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, зависит от слова коростель. В предложении является определением.

(Не) понимая - неспрягаемая, неизменяемая форма глагола - деепричастие; начальная форма - понимать. Глагол несовершенного вида, невозвратный, переходный, действительного залога, I продуктивного класса, I спряжения. Глагол употреблен в форме деепричастия, оно образовано от основы настоящего времени понима\- (у ) при помощи суффикса -а (графически -я); время относительное: обозначает действие, одновременное с действием гла- гола-сказуемого. В предложении выполняет функцию обстоятельства образа действия.

В ш к о л е:

Встревоженный - особая форма глагола - причастие, так как обозначает признак по действию; начальная форма -

встревоженный; постоянные признаки: страдательное, прошедшего времени, совершенного вида; употреблено в полной форме, именительном падеже, в единственном числе, мужском роде. В предложенииявляется определением.

стие, так как обозначает добавочное действие; начальная форма - понимать; имеет следующие морфологические признаки: несовершенного вида, неизменяемое. В предложении является обстоятельством.

Это неизменяемая часть речи, не выражающая грамматических значений и не обладающая словоизменительными грамматическими категориями, поэтому разбор ее довольно прост. В вузе при разборе следует указывать разряд наречия по значению (определительные, обстоятельственные) и их разновидности. Разбор вузовский и школьный в основных пунктах совпадает.

Вдаль - наречие,

тельственное, имеет

значение

предложении

к У Да ?

(ласково манило) и является обстоятельством.

Вдаль - наречие, так как обозначает признак действия; неизменяемое; в предложении

куда?. относится к глаголу (манило

1 Сравнительная степень прилагательных и наречий (компаратив) может выделяться в самостоятельный класс слов (см.: Грамматика современного русского литературного языка; Русская грамматика.- Т. 1).

По морфологическому признаку (неизменяемость) категория состояния сближается с наречием, отличаясь от него прежде всего семантикой и синтаксической функцией (сказуемое в безличном предложении). Авторы, не выделяющие категорию состояния в самостоятельную часть речи, включают данный класс слов в наречия под названием предикативного наречия. В отличие от наречия категория состояния обладает формами времени, наклонения, которые передаются отвлеченной и полуотвлеченной связками. В школе категория состояния рассматривается как наречие.

При разборе могут возникнуть затруднения в разграничении омонимичных форм кратких прилагательных, наречий и категории состояния. В этом случае следует учитывать синтаксические связи данных словоформ: прилагательное относится к подлежащемусуществительному (согласуемая словоформа), наречие примыкает к глаголу, а категория состояния употребляется в независимой позиции. Различаются они и йэ семантике, ср.: Все тихо кругом; говорит тихо; здесь тихо.

Порядок разбора слов категории состояния

2. Значение.

3. Наклонение. Время. Способ выражения этих категорий.

4. Синтаксическая функция.

Образцы разбора слов категории состояния

Горько было - категория состояния; называет душевное состояние человека. Изъявительного наклонения, прошедшего времени; эти категории выражены при помощи связки было. В предложении является главным членом безличного предложения.

нейший разбор ведется по схеме наречий).

МОДАЛЬНЫЕ СЛОВА

Модальные слова - неизменяемая часть речи, выделяется только в вузе. В школе квалифицируются на основании синтаксической функции как вводные слова. Описание модальных слов дают по их образованию, значению (семантические разряды) и синтаксической функции. При разборе следует помнить, что модальные слова синтаксически не связаны с остальными словами в предложении и не являются его членом. В предложении выступают в функции вводных слов или употребляются как слова-предложения.

2. Разряд по значению. Соотнесенность с другими частями речи.

3. Синтаксическая функция. Относится к предложению в целом или к его части.

Образцы разбора

модальных

Естественно, у него не было

жизненного опыта. (Из

В ш к о л е:

Естественно

модальное

Естественно - вводное сло-

слово; обозначает оценку степе-

достоверности;

по своему

образованию соотносится с при-

лагательным. В

предложении

выполняет функцию

вводного

слова, относится к предложе-

нию в целом, поэтому стоит пе-

ПРЕДЛОГИ

Выделяются два типа предлогов: непроизводные (первообразные) и производные (наречные, отыменные, деепричастные). Непроизводные предлоги довольно многозначны и в сочетании с падежной формой имени могут выражать самые разнообразные смыс-

Все глагольные формы подразделяются на спрягаемые и неспрягаемые. К спрягаемым относятся формы, обладающие грамматическими категориями наклонения, времени, лица (или рода у глаголов прошедшего времени). Это формы настоящего, прошедшего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формы повелительно­го и сослагательного наклонений. Например: читаю, чита­ешь, читает, читай, читал, читала, читал бы, буду читать. Спрягаемые формы глагола в предложении всегда выступают в роли сказуемого (простого глагольного), иначе говоря, предиката, поэтому они называются еще преди­кативными формами.

Спрягаемые формы обозначают процесс в отношении к действующему лицу или предмету и обладают категорией лица, следовательно, они являются личными формами: Наши нивы цветут,- мы отстояли весну. Наши силы растут,- мир победит войну. (Долм.)

К неспрягаемым относятся формы глагола, не обладающие категорией наклонения, времени и лица. Это инфинитив (неопределенная форма), причастие и деепри­частие. Инфинитив и деепричастие - неизменяемые фор­мы; причастие - изменяемая неспрягаемая форма: причастия склоняются, подобно прилагательным. В прича­стиях частично отражается категория времени: они имеют формы настоящего и прошедшего времени (будущего вре­мени у причастий нет).

Инфинитив

Инфинитив, или неопределенная форма,- это исходная, начальная форма глагола, в которой заключено наиболее общее его лексическое значение. Этим инфинитив уподобляется форме именительного падежа имени сущест­вительного, ср.: бегать - бег, читать - чтение, спать - сон.

Между именем существительным со значением действия или состояния и инфинитивом есть существенное различие. Данные существительные, как и все остальные имена суще­ствительные, имеют значение предметности. Например, су­ществительные рисование, плавание, езда, бег выражают 176

действие как предмет, а неопределенная форма глаголов рисовать, плавать, ездить, бегать выражает действие как процесс, т. е. действие в развитии.

Инфинитив характеризуется категориями вида (чи­тать - прочитать), переходности и непереходности (читать книгу, работать), залога (вспахивать поля - действительный залог, вспахиваться - страдательный залог). Как и другие неспрягаемые формы, инфинитив не имеет самостоятельных грамматических категорий на­клонения, времени и лица, хотя в контексте может упот­ребляться в значении различных наклонений и времен: И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмиги­вать глазами, и прищелкивать перстами... (П.) - в значении изъявительного наклонения прошедшего време­ни; Не стрелять! - в значении повелительного накло­нения; Посадить бы за деревней хороший колхозный сад! - в значении сослагательного наклонения. Отноше­ние действия, выраженного инфинитивом, к действующе­му лицу и времени устанавливается посредством спрягаемых форм других глаголов: я могу петь, ты мо­жешь петь, он может петь.

Образуется инфинитив при помощи суффиксов -ть, -ти или имеет специфический, своеобразный показатель - конечный -чь ". Наиболее распространенным в современ­ном русском языке является суффикс -ть, он образует фор­мы инфинитива от основ на гласную: работа-ть, стреля-ть, сиде-ть, строи-ть, двину-ть, коло-ть, кры­ть и реже - на согласную: прочесть, упасть. Суффикс -ть возник в результате фонетического изменения древне­го суффикса -ти, а именно в результате редукции конечно­го неударного и: читати - читать, писати - писать.

Суффикс -ти сохраняет наиболее древний вид суффик­са инфинитива. Он употребляется после основ на согласную з, с, д, т, б и обычно является ударным: вез-тй, полз-тй, нес-тй, пас-тй, ид-тй.

Приставка вы-, прибавляемая к инфинитиву с суффик- сом-шы, перетягивает на себя ударение: вывезти, вынести, выгрести.

Показатель инфинитива -чь, который не следует рас­сматривать ни как суффикс, ни как окончание, имеют гла­голы с основой настоящего (будущего) времени на заднеязычные г, к: беречь - берег-ут, стеречь - стерег­ут, лечь - ляг-ут, испечь - испек-ут, течь - тек-ут.

В возвратных глаголах за показателем инфинитива сле­дует постфикс -ся: умываться, встречаться, нестись, бе­речься.

В предложении инфинитив может выполнять функции главных и второстепенных членов, ср.: Просыпаться на заре - приятно (подлежащее). Не узнать наши края. Мы стали собираться в дорогу (сказуемое). Брат просил ку­пить ему футбольный мяч (дополнение). Желание путе­шествовать не покидало меня (несогласованное определение). Отец ушел удить рыбу (обстоятельство це­ли). Таким образом, инфинитив по существу выполняет те же синтаксические функции, что и имя существительное.

Различаются субъектный и объектный инфинити­вы. Субъектный инфинитив обозначает действие субъекта предложения, который чаще всего является подле­жащим: Он решил уехать в Крым. Объектный инфи­нитив обозначает действие не субъекта, а другого лица: Врач посоветовал больному уехать в Крым.

25. Две основы глагола и их роль в образовании глагольных форм.

Все глагольные формы, спрягаемые и неспрягаемые, об­разуются от двух глагольных основ: от основы инфинитива и от основы настоящего (будущего простого, если глагол совершенного вида) вре м е н и.

Чтобы получить основу инфинитива, нужно отнять его показатель - формообразующий суффикс -ть, -ти: ска- за-ть, стоя-ть, смотре-ть, строи-ть, верну-ть, вез­ти, нес-ти.

Для выделения образующей основы настоящего (буду­щего) времени нужно брать форму 3-го лица множествен­ного числа (в других личных формах может происходить чередование согласных в конце основы). В этой форме от­брасывается фонемное личное окончание -ут или -ат: стерег-ут (ср. стереж-ет ), ляг-ут (ср. ляж-ешь), реша­ют - решай-ут; леж-ат, сидят (просидят) - сид’-ат (просид’-ат), стоят - стой-ат.

Основы инфинитива и настоящего (будущего) времени в одних случаях совпадают, в других не совпадают. Как пра­вило, совпадают, если основа инфинитива (современная или древняя у глаголов на -чь, -сти, -сть) оканчивается на согласный звук, и не совпадают, если основа инфинити­ва оканчивается на гласный. Ср.: вез-ти - вез-ут, нес-ти - нес-ут, помочь - *помог-ти - помог-ут, вес-ти - *вед~ти - вед-ут; покор и-ть - покор’-ат, реша-тъ - решай-ут, закрыва-тъ - закрывай-ут, дава-ть - дай- ут, писа-ть - пиш-ут, бежа-ть - бег-ут.

От основы инфинитива образуются:

1.спрягаемые формы глагола прошедшего времени изъ­явительного наклонения (с помощью суффикса -л и родо­вых окончаний): проходи-ть - проходи-л-(), -а, -о, -и; рассказа-ть - рассказа-л~(), -а, -о, -и; вез-ти - вез- 0-(), вез-л-а, -о, -и; беречь - *берег-ти - берег- 0 -(), берег-л-а, -о, -и;

2.формы сослагательного наклонения: прочитал бы, сберег ры, привез бы, отвел бы;

3.формы причастий прошедшего времени, действитель­ных и страдательных (с помощью суффиксов -вш-, -ш-; -нн~, -енн-, -т- и родовых окончаний): рассказа-ть - рассказа-вш-ий, -ая, -ее, -ие, рассказа-нн-ый; сберечь - *сберег-ти - сберег-ш-ий, сбереж-енн-ый; привести - *привед-ти - привед-ш-ий, привед-енн-ый; раскрыть - раскры-вш-ий, раскры-т-ый;

4.формы деепричастий совершенного вида (с помощью суффиксов -в, -вши, -ши ): переда-ть - переда-в, умы- ть-ся - умы-вши-сь, отнес-ти - отнес-ши.

От основы настоящего времени образуются:

1.личные формы настоящего времени глагола (с по­мощью личных окончаний): читай-у, читай-эшь, читай- эт, читай-эм, читай-эте, читай-ут;

2.формы повелительного наклонения от глаголов несо­вершенного вида (с помощью нулевого окончания или окон­чания -и- в форме единственного числа и постфикса -те в форме множественного числа): читай-ут - читай(), чи­тайте; сид-ат - сиди, сидите. Формы повелительного наклонения совершенного вида образуются от основы будупрочитали, рисуешь, растет, зазеленеют, будем петь (изъявительное наклонение), прекратился бы, поняла б, возвратились бы (сослагательное наклонение), рисуй, гово­рите, пусть пишут, давайте прочитаем, встать! (повели­тельное наклонение).

3.Формы причастий настоящего времени: несут-несущий;

4.формы деепричасний несовершенного вида (с помощью суффикса –а):лежат-лежа.

Категория вида указывает на отношение действия или состояния, выраженного глаголом, к достижению своего внутреннего предела. Иначе говоря, глагольный вид обозначает, как протекает действие, его длительность, протяженность вне своего предела или законченность, результативность, достижение своего внутреннего предела. И в зависимости от способа развития действия, его длительности или завершенности различаются два вида глагола - совершенный и несовершенный.

Категория вида свойственна всем глаголам и проявляется в любой глагольной форме - спрягаемой и неспрягаемой. Ср.: делать, делал, делавший, делаю, делающий, делая - несовершенный вид; сделать, сделал, сделавший, сделав, сделаю - совершенный вид. У спрягаемых форм глаголов категория вида тесно связана с категорией времени.

Совершенный вид указывает на законченность, результативность, достижение внутреннего предела действия в прошлом или будущем: прочитать - прочитал, прочитаю; написать - написал, напишу; доехать - доехал, доеду; рассказать - рассказал, расскажу.

Наряду с глаголами, обозначающими завершенность действия, в системе совершенного вида можно выделить глаголы, характеризующиеся специфическим лексическим значением, в частности глаголы, которые обозначают:

1) начало действия; для них характерны приставки за-, по-, вз-: заговорить, запеть, закричать, забегать, заплясать, пойти, побежать, поплыть, взлететь, взволноваться;

2) ограниченность действия во времени (глаголы с приставками по- и про-)", поработать, погулять, подышать, побегать, посмеяться (недолго, немного), пробегать, просидеть.

3) мгновенное, однократное (одноактное) действие; это значение вносит суффикс -ну-: двинуть, стукнуть, толкнуть, махнуть, прыгнуть, крикнуть, свистнуть;

Несовершенный вид глагола характеризует длительное, протяженное, незавершенное действие или со­стояние, без указания на достижение им внутреннего пре­дела в прошлом, настоящем или будущем: читать - читал, читаю, буду читать; писать - писал, пишу, буду писать; ехать - ехал, еду, буду ехать; рассказывать - рассказывал, рассказываю, буду рассказывать.

С глаголами несовершенного вида могут сочетаться так называемые фазовые глаголы, которые указывают на раз­личные стадии (фазы) развития действия (его начало, про­должение, окончание): начал (начинал) писать; принялся (принимался) рисовать; продолжал петь; кончил (кон­чал) работать; перестал (переставал) разговаривать; прекратил (прекращал) играть. Сочетание фазовых глаго­лов с глаголами совершенного вида невозможно.

Среди глаголов несовершенного вида выделяется особая группа парных глаголов движения: идти - ходить, бе­жать - бегать, лететь - летать, плыть - плавать, ехать - ездить, брести - бродить, ползти - ползать, лезть - лазить, нестись - носиться, нести - носить, везти - возить, вести - водить, гнать - гонять, ка­тить - катать, тащить - таскать. Эти парные глаго­лы движения выражают различия в оттенках значения. Левые члены пар обозначают не расчлененное на отдельные акты, непрерывное движение, направленное в одну сторо­ну, и называются глаголами однонаправленного, или опре­деленного, движения (подругой терминологии, мотор­но-некратными): идти, бежать, лететь, плыть и т. д. Глаголы в парах справа (ходить, бегать, летать и т\ п.) обозначают или непрерывное разнонаправленное движение (ходил туда-сюда), или повторяющееся во времени дви­жение (хожу на работу через парк; часто ходит в театр) и называются глаголами разнонаправленного, или неопре­деленного, движения (моторно-кратными).

Иногда глаголы типа ходить, летать, плавать и т. п. могут обозначать свойство предмета (лица или животного): человек ходит, птицы летают, рыбы плавают, пресмы­кающиеся ползают и т. п.

Способы образования видов.

Непроизводные глаголы и глаголы, образованные от других частей речи (не от глаголов), чаще всего относятся к несовершенному виду: жить, пить, сидеть, идти, брать, писать, краснеть, белеть, охать, плотничать и т. п. И только небольшая группа непроизводных глаголов относит­ся к совершенному виду, например: бросить, дать, стать, сесть, лечь, пустить, решить и др.

Большинство глаголов современного русского языка об­разуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писать - написать, решить - - перевернуть, исчезать - исчезнуть.

1. Наиболее часто глаголы совершенного вида образуют­ся от глаголов несовершенного вида с помощью при­ставок, т. е. префиксальным способом: делать - сделат ь, писать - написат ь, строить - построить, слабеть - ослабеть.

Присоединение приставки к глаголу несовершенного ви­да переводит глагол в совершенный вид. Однако приставочные глаголы совершенного вида не всегда образуют видовую пару с соответствующим бесприставочным глаго­лом несовершенного вида, так как глагольные приставки в русском языке могут выполнять и грамматическую, и лек­сическую функцию, т. е. изменять вид глагола и одновре­менно вносить в основу глагола новое лексическое значение. В таком случае бесприставочный и приставочный глаголы не образуют видовой пары, не являются соотноси­тельными по виду. Например, глаголы писать - написать имеют одинаковое лексическое значение, приставка на- выполняет чисто грамматическую функцию, поэтому эти глаголы соотносительны по виду и образуют видовую пару. Но сравним лексическое значение глаголов, присоединив­ших к глаголу писать другие приставки: писать - впи­сать, выписать, дописать, записать. Здесь каждая приставка вносит оттенок нового лексическо­го значения, поэтому приставочные глаголы совершенного вида не образуют видовой пары с бесприставочным глаго­лом несовершенного вида.

В качестве формообразующих приставок, т. е. приста­вок, образующих формы совершенного вида, вступающие в видовую пару с бесприставочными глаголами несовершен­ного вида, чаще всего выступают приставки с-: варить - сварить, петь - спеть, прятать - спрятать. Реже чисто граммати­ческую функцию выполняют приставки на-: писать - на­писать; за-: гримировать - загримировать; у-: топить - уто­пить, красть - украсть; очень редко - приставки из- (ис-): печь - испечь, пугать - испугать, портить - испортить; при-: готовить - приготовить, сниться - присниться; вз-, воз-: волноваться - взвол­новаться, мужать - возмужать.

2. В образовании видовых пар глаголов широко исполь­зуется суффиксальный способ.

От бесприставочных и, реже, приставочных глаголов со­вершенного вида с суффиксом -и- образуется несовершен­ный вид глаголов с помощью суффикса -а-(-я-), т. е. в

видовой паре происходит мена, чередование суффиксов –и-а-(-я-). При этом может происходить также чередование согласных в основе: решить - решать, бросить - бро­сать, кончить - кончать, получить - получать, встре­тить - встречать. Этот способ образования видовых пар малопродуктивен.

От приставочных глаголов совершенного вида образуют­ся приставочные глаголы несовершенного вида с помощью суффиксов -ива-, -ыва-, -ева-, -ва~. Этот способ наиболее продуктивен: разыскать - разыскивать, выплатить - выплачивать, расстрелять - расстреливать; перепи­сать - переписывать, прочитать - прочитывать, раз­глядеть - разглядывать; затмить - затмевать, продлить - продлевать;

Процесс образования глаголов несовершенного вида от глаголов совершенного вида называется имперфект и- в а ц и е й.

Суффиксы -ва-, -ева- ударные. В глаголах несовершен­ного вида с суффиксом -ива (-ыва) ударение всегда падает на слог, предшествующий данному суффиксу (кроме от­дельных глаголов с неподвижным ударением): вытянуть - вытягивать.

3.В редких случаях образование видовых пар осуществ­ляется посредством перемещения ударения: засы­пать - засыпать, вырезать - вырезать, выносить - выносить, а также в результате чередования гласных и согласных звуков в корне: взять - взимать, поднять - поднимать.

4.Некоторые глаголы совершенного и несовершенного вида, образующие видовые пары, имеют супплетивные, т. с. инозвучные, основы: брать - взять, говорить - сказать, искать - найти, ловить - поймать, класть - положить, лечь - ложиться, сесть - садиться, стать - становиться.

27. Двувидовые и одновидовые глаголы. Видовая пара.

В современном русском языке имеется группа глаголов, которые, не изменяя своей основы, могут употребляться в значении как несовершенного, так и совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. Например: использовать, организовать (Что делать? и что сделать?), использую, организую (что делаю? и что сделаю?).

Небольшую группу двувидовых глаголов (около 70) со­ставляют глаголы славянского происхождения, например: бежать, велеть, воздействовать, женить (-ся), исполь­зовать, исследовать, казнить, обещать, оборудовать, образовать (~ся), приветствовать, ранить, родить (~ся), содействовать и др. Эта группа двувидовых глаголов не­продуктивна, не пополняется новыми образованиями.

Очень продуктивны двувидовые глаголы, образованные на базе заимствованных иноязычных структурных частей слова - основы или суффикса или одновременно основы и суффикса: адресовать, арестовать, организовать, ата­ковать, конфисковать, мобилизовать, рапортовать, рекомендовать, стартовать, гарантировать, механи­зировать, материализовать, эвакуировать, электрифи­цировать и др.

От двувидовых глаголов образуются все формы времени. Употребляясь в значении несовершенного вида, двувидовые глаголы образуют форму настоящего и сложную форму буду­щего времени. Употребляясь в значении совершенного вида, образуют простую форму будущего времени, структурно сов­падающую с формой настоящего времени. Ср., например: 1. На уроках русского языка я уже использую метод изучения

нового материала крупными блоками, (...уже использую - что делаю? - несов. в., наст. вр.). Ср.: ...я буду использовать метод... - несов. в., буд. вр. 2. Лучшие методы обучения, рекомендованные учителями-новаторами, я тщательно изучу и обязательно использую в своей работе, (...исполь­зую - что сделаю? - сов. в., буд. вр.).

Большинство двувидовых глаголов способно выражать значение обоих видов во всех своих формах - спрягаемых и неспрягаемых. К таким глаголам можно отнести, напри­мер, автоматизировать, атаковать, использовать, ко­мандировать, констатировать, ликвидировать, мобилизовать, модернизировать, электрифицировать и т. п. Однако нужно помнить, что действительные и страда­тельные причастия настоящего времени и деепричастия с суффиксом -а, образованные от двувидовых глаголов, всег­да имеют значение только несовершенного вида, а страда­тельные причастия прошедшего времени и деепричастия с суффиксами -в, -вши- всегда имеют значение совершенно­го вида. Ср.: мобилизующий, мобилизуемый, мобилизуя; организующий, организуемый, организуя; образующийся, образуясь - несов. вид; мобилизованный, мобилизовав; организованный, организовав; образовавшись - сов. вид.

ОДНОВИДОВЫЕ Глаголы

Наряду с глаголами, образующими видовые пары (пи­сать - написать, рассказать - рассказывать), и двуви­довыми глаголами в русском языке широко распространены также глаголы, не имеющие видовых пар, относящиеся или только к совершенному, или только к несовершенному ви­ду. Такие глаголы называются несоотносительны­ми по виду или одновидовыми. Одновидовые глаголы разнообразны по своим лексико-семантическим разрядам и часто характеризуются специфическими осо­бенностями морфемной структуры.

К одновидовым глаголам совершенного вида относятся, например, глаголы следующих лексико-семан­тических разрядов: 1) глаголы с приставками за-, по-, обозначающие начало действия: засмеяться, заработать, запрыгать, покатиться, полететь, понестись; 2) глаго­лы с приставками по- и про-, обозначающие ограничен­ность действия во времени: поиграть, почитать, поговорить, пробегать, проплавать, прослоняться, про­сидеть; 3) глаголы мгновенного, однократного действия с суффиксом -ну-; крикнуть, прыгнуть, стукнуть; 4) глаго­лы с приставкой на- и постфиксом -ся, выражающие полное насыщение субъекта действием: наработаться, нагу­ляться, напрыгаться, наесться, насмеяться, натанце­ваться и т. п.

К одновидовым глаголам несовершенного вида относятся глаголы тоже разнообразных лексико-семанти­ческих разрядов, в частности: 1) глаголы, обозначающие различные состояния человека, животного или неживых предметов: стоять, сидеть, лежать, спать, голодать, бо­леть, веселиться, радоваться, смеяться, бояться, гру­стить, мерзнуть, мокнуть, киснуть; 2) глаголы со значением существования, бытия предмета: быть, иметь­ся, находиться, существовать; 3) глаголы, выражающие различные явления, воспринимаемые органами зрения, слуха, обоняния: смотреть, видеть, слышать, слушать, нюхать, блестеть, греметь, шуметь, шептать; 4) глаго­лы, обозначающие многократное, равномерно повторяюще­еся действие (при образовании совершенного вида к таким глаголам присоединяется суффикс -ну- со значением мгно­венности, однократности действия): брызгать, кидать, ма­хать, нырять, толкать, шагать; 5) парные глаголы движения (однонаправленного и разнонаправленного или повторяющегося): бежать - бегать, идти - ходить, лететь - летать, плыть - плавать и т. п.; 6) глаголы с приставками по-, на- и суффиксами -ива-, -ыва-, обозна­чающие слабую степень проявления действия или состоя­ния: поблескивать, повизгивать, подергивать, покачивать, посвистывать, постукивать; наигрывать, напевать, накрапывать и некоторые другие.

Большинство глаголов современного русского языка об­разуют видовые п ары. Видовую пару создают глаголы противоположных видов с тождественным (одинаковым) лексическим значением. Глаголы, образующие видовые пары, называются соотносительными п о в и д у; писать - написать, решить - решать, рассказать - рассказывать, переворачивать - перевернуть, исчезать - исчезнуть.

Видовые пары образуются несколькими грамматически­ми способами: посредством префиксов. при помощи суф­фиксов. путем чередования гласных и согласных звуков в основах, посредством изменения ударения и супплетивны­ми (инозвучными) основами. (Смотреть вопрос №26).

28. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные глаголы.

Категория переходности-непереходности глаголов определяет отношение действия, выраженного глаголом, к объекту. Глагольное действие может быть на­правленным и не направленным на объект. В зависимости от этого различаются переходные и непереходные глаголы. Переходными могут быть только невозвратные глаголы. К непереходным глаголам относится часть невозвратных и все возвратные глаголы.

Переходные глаголы обозначают действие, непосредственно направленное, прямо переходящее на ка­кой-либо предмет, грамматически представляющий собой прямой объект действия. Формы выражения прямого объек­та, на который непосредственно переходит глагольное действие, синтаксически называются прямым д о п о л н ен и е м. Например: Заме­ла седая вьюга поле снежным полотном. (Е.)

Переходным глаголам свойственны специфические синтаксические и морфолого-словообразовательные при­знаки: 1) способность управлять пря­мым дополнением; 2) от переходных глаголов образуются: а) страдательные причастия: читать - чи­таемый, прочитать - прочитанный; б) возвратная спрягаемая форма страдательного залога: Дом строится плотниками в) возвратные глаголы с типизированными смысловыми значениями: умывать - умываться, возвратить - возвратиться, беспокоить - беспокоиться.

Непереходными называются глаголы, которые обозначают действие или состояние, протекающее в сфере самого производителя действия (субъекта) или как бессубъектное, прямо не направленное на объект. Они не способны управлять прямым дополнением, но могут управлять другими падежными формами без предлогов и с предлогами (т. е. косвенным дополнени­ем), а также могут употребляться без управляемого слова. Например: Шум умножался. Били в набат. (П.) При непереходных глаголах может быть вини­тельный беспредложный со значением времени или пространства: ехали два часа поездом, шли пешком пять километров.

Из группы непереходных глаголов иногда выделяют гла­голы с косвенной переходностью. К о с в е н н о-п ерех о д н ы е глаголы выражают действие, которое не замы­кается в сфере самого субъекта, а косвенно направляется на другой предмет (объект), который непосредственно не испытывает действия субъекта, но находится с ним в определенных отношениях. Например: руководить пар­тией, управлять колхозом, командовать-взводом, желать успехов, ждать товарища, помогать друзьям, забо­титься о матери, тосковать по родине и т. п. От неко­торых косвенно-переходных глаголов, как и от прямо-переходных, образуются страдательные прича­стия: руководимый.

Если к переходным глаголам прибавляется постфикс -ся, они преобразуются в непереходные (новые лексе­мы): возвратить - возвратиться, переписывать - переписываться .

Возвратные глаголы по их образова­нию подразделяются на три группы: 1) возвратные глаголы, образованные от переходных глаголов: умывать - умы­ваться, обнимать - обниматься; 2) возвратные глаголы, образованные от непереходных глаголов: чернеть - чернеться; 3) возвратные глаголы, не соотносимые по образованию с невозвратными глаголами, т. е. без -ся не употребляющие­ся: бояться, гордиться, надеяться, нравиться.

С точки зрения категории залога наибольший интерес представляет группа возвратных глаголов, образованных от невозвратных переходных глаголов, которым постфикс -ся придает разнообразные типизированные смысловые значения. Назовем основные из них.

1.Собственно-возвратное значение. Глаголы обознача­ют действие, которое производится субъектом и направля­ется на самого деятеля: умываться, бриться. Значение постфикса -ся в данных глаголах синонимично значению возвратного местоимения себя: брить себя - бриться, одевать себя - одеваться.

2.Взаимно-возвратное значение. Глаголы обозначают действие, исходящее от двух или более субъектов, взаимно направляемое и возвращающееся к исходному субъекту

встречаться, обниматься, целоваться, браниться, объ­ясняться, переписываться.

3.Общевозвратное значение. Глаголы обозначают или перемещение субъекта в пространстве, изменение его поло­жения: возвращаться, направляться, подниматься, при­слоняться, или изменение внутреннего со­стояния субъекта: обрадоваться, веселиться, печалиться.

4.Косвенно-возвратное значение. Глаголы выражают действие, которое совершается субъектом для самого субъ­екта, в его интересах: собираться в дорогу (т. е. собирать для себя вещи в дорогу), укладываться, строиться (стро­ить что-либо для себя).

5.Активно-безобъектное значение. Глаголы выражают активное, но безобъектное действие, которое является ха­рактерной чертой, постоянным свойством субъекта: собака кусается, лошадь лягается, корова бодается, крапива жжется.

6.Пассивно-качественное значение. Глаголы выражают способность предмета подвергаться какому-то действию (что особенно ярко проявляется в формах настоящего времени), но сам предмет не может осуществлять действия: форточка от­крывается, железо куется.

В соответствии с бинарной классификацией залогов, ка­тегория залога - это грамматическая категория, кото­рая выражает отношение глагольного действия к грамматическому субъекту, т. е. подлежащему.

Глагольные формы, которые обозначают действие, не на­правленное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к действительному залогу . Глагольные формы действительного залога характеризуют подлежащее как субъект действия, как лицо или предмет, который сам производит действие или находится в определенном состоя­нии: Ученик решает задачу. Вошел учитель. Товарищи встретились. Лодка качается на волнах. Дерево растет у дороги. Девочка сидит, смотрит в окно и улыбается нам. При отсутствии в предложении грамматического субъекта (в безличных предложениях) действие или состояние представ­ляется бессубъектным. Ср.: Я не сплю и Мне не спится. Земля подмерзла .В неопределенно-личных и обобщенно-личных предло­жениях типа Вам звонят, Принесли книгу, Хорошее не забудешь, Цыплят по осени считают в одной и той же глагольной словоформе действительного залога представлены и глагольное действие, и его производитель - неопределен­ное или обобщенное лицо. Значение действительного залога раскрывается во всех глагольных формах - спрягаемых и неспрягаемых: нужно читать, читал, читаю, буду читать, читай, читающий, читая.

Глагольные формы, выражающие действие, направлен­ное на грамматический субъект (подлежащее), относятся к страдательному залогу . Глагольные формы страдательного залога характеризуют подлежащее как объ­ект, подвергающийся действию, испытывающий действие со стороны другого предмета, выраженного формой твори­тельного падежа со значением производителя действия: Дом строится рабочими. Урожай убирается колхозника­ми. Враг побежден нами.

Значение страдательного залога выражается в двух фор­мах: в возвратной спрягаемой форме переходных глаголов обычно несовершенного вида (дом строится, поле вспахи­вается, письма разносятся) и в страдательно-причастных формах переходных глаголов совершенного вида (дом по­строен, поле вспахано, письма разнесены, не сказано ни слова).

Возвратная форма страдательного залога образуется от переходных глаголов с помощью постфикса -ся и может употребляться в настоящем, прошедшем и будущем времени преимущественно в 3-м лице единственного и множественно-го числа (дом строится, строился, будет строиться рабо­чими). Страдательно-причастные формы переходных глаго­лов совершенного вида употребляются в прошедшем времени и будущем со вспомогательной связкой быть (план выпол­нен, был выполнен, будет выполнен заводом). Реже значение страдательного залога у отдельных переходных глаголов не­совершенного вида выражается краткой формой страдатель­ного причастия настоящего времени, например: Нами ты была любима и для милого хранима. Такие формы всегда имеют стилистическую окраску книжности и нерегу­лярны. Соотносительные формы действительного и страдатель­ного залога переходных глаголов различаются лишь грам­матически (залоговым значением), лексическое же значение у них одинаково, и, следовательно, они представ­ляют одну лексему. Например, строят (дом) и строится (дом) представляют собой формы действительного и страда­тельного залога глагола-лексемы строить, а прочитал и прочитан, будет прочитан .