Методика вербальные аналогии примеры. Исследование мышления. С целью развития логического мышления необходимо

Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».

Суть методики

Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой - психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.

Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».

Список понятий для тестирования по методу «Сложные аналогии»

  1. Испуг - бегство;
  2. Физика - наука;
  3. Правильно - верно;
  4. Грядка - огород;
  5. Пара - два;
  6. Слово - фраза;
  7. Бодрый - вялый;
  8. Свобода - воля;
  9. Страна - город;
  10. Похвала - брань;
  11. Месть - поджог;
  12. Десять - число;
  13. Плакать - реветь;
  14. Глава-роман;
  15. Покой - движение;
  16. Смелость - геройство;
  17. Прохлада - мороз;
  18. Обман - недоверие;
  19. Пение - искусство;
  20. Тумбочка - шкаф.

Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:

Шифр

  1. Овца - стадо (часть - целое);
  2. Малина - ягода (род - вид);
  3. Море - океан (маленькое - большое);
  4. Свет - темнота (антонимы);
  5. Отравление - смерть (причина - следствие);
  6. Враг - неприятель (синонимы).

При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.

Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.

Проведение диагностики среди школьников (младших, средних, старших классов)

Для проведения тестирования потребуется:

  • бланк с заданием;
  • часы или секундомер;
  • протокол для фиксации объяснений испытуемого.

На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию - 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).

Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.

Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.

Бланк заданий к методике

  • А. Овца - стадо;
  • Б. Малина - ягода;
  • В. Море - океан;
  • Г. Свет - темнота;
  • Д. Отравление - смерть;
  • Е. Враг - неприятель.
1. Испуг - бегство А Б В Г Д Е
2. Физика - наука А Б В Г Д Е
3. Правильно - верно А Б В Г Д Е
4. Грядка - огород А Б В Г Д Е
5. Пара- два А Б В Г Д Е
6. Слово - фраза А Б В Г Д Е
7. Бодрый - вялый А Б В Г Д Е
8. Свобода - воля А Б В Г Д Е
9. Страна - город А Б В Г Д Е
10. Похвала - брань А Б В Г Д Е
11. Месть - поджог А Б В Г Д Е
12. Десять - число А Б В Г Д Е
13. Плакать - реветь А Б В Г Д Е
14. Глава-роман А Б В Г Д Е
15. Покой - движение А Б В Г Д Е
16. Смелость - геройство А Б В Г Д Е
17. Прохлада - мороз А Б В Г Д Е
18. Обман - недоверие А Б В Г Д Е
19. Пение - искусство А Б В Г Д Е
20. Тумбочка - шкаф А Б В Г Д Е

Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.

По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.

Протокол экспериментатора для тестирования по методу «Сложные аналогии»

Пара понятий Ответ испытуемого Комментарий
Испуг - бегство
Физика - наука
Правильно - верно
Грядка - огород
Пара- два
Слово - фраза
Бодрый - вялый
Свобода - воля
Страна - город
Похвала - брань
Месть - поджог
Десять - число
Плакать - реветь
Глава-роман
Покой - движение
Смелость - геройство
Прохлада - мороз
Обман - недоверие
Пение - искусство
Тумбочка - шкаф

Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.

Интерпретация результатов

Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.9 баллов - ход рассуждений логичен, но, возможно, испытуемый отвлекался в процессе тестирования;

  • 8 баллов - есть нарушения в выстраивании связей между явлениями (может быть, в силу отсутствия опыта работы с подобными заданиями);
  • 7 баллов - наблюдаются проблемы с логикой в установлении отношений, не вызывающих особых сложностей;
  • 6–5 баллов - испытуемому тяжело найти связи между неоднозначными парами (например, «ягода - малина»);
  • 4 балла - нарушение логики, «растекание» процессов мышления, связанных с установлением соответствий;
  • 3–2 балла - школьник понимает суть задания, но ошибается при сравнении, что говорит о соскальзывании умозаключений, то есть доля логичности в рассуждениях есть, но связь выстраивается ошибочно. Например, пара «враг - неприятель» может быть интерпретирована как отношения, происходящие во время войны - ход мысли в чём-то правильный, но задание выполняется по другому принципу.
  • 1 балл - испытуемый обладает растекаемостью мышления, его аргументы нелогичны, аналогии воспринимаются ложно, налицо неумение строить логические связи.
  • Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна - даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.

    Школьное обучение предполагает усвоение большого объема теоретического материала и применение полученных знаний на практике. При этом от ребенка требуется максимум внимания и способность мыслить логически. Безусловно, эти качества формируются и совершенствуются постепенно. Но до начала обучения педагогам необходимо оценить уже имеющийся уровень их развития, чтобы по результатам провести определенную коррекцию. Сегодня одним из самых точных, быстрых и объективных способов диагностики мышления младших школьников является методика «Простые аналогии».

    Об авторе

    В середине прошлого столетия американский психолог Уильям Гордон предложил создание аналогий в качестве способа развития Тест был разработан для взрослых людей. Однако его диагностическая точность настолько понравилась педагогам и психологам, что они решили адаптировать методику для детей. Совместные усилия специалистов нескольких стран значительно упростили тест, внеся в него существенные качественные изменения.

    В настоящее время в российских школах активно применяется методика «Простые аналогии». Автор ее однозначно не назван. Однако отечественные педагоги следуют технике выполнения теста, подробно описанной в учебнике по возрастной психологии для вузов И.Ю. Кулагиной и В.Н. Калюцкого.

    Цель методики

    Диагностика мышления младших школьников имеет несколько ориентаций:

    • Проверить, как быстро и точно ребенок способен установить причинно-следственные связи между объектами.
    • Оценить его критическое восприятие информации и уровень ассоциативных связей.
    • Установить степень врабатываемости ребенка в новый материал.
    • Оценить устойчивость, концентрацию, распределение и

    Немаловажной целью, которую преследует методика «Простые аналогии», является и установка доминирующего типа мышления, или концептуальных связей между объектами, которые ребенок использует при решении задач. Это может быть опора на внешнее сходство или вывод из сути понятия (логическое мышление).

    Описание

    Классически данный тест представлен на отпечатанном бланке с 32 пунктами. Каждая позиция включает два слова, которые имеют определенную логическую связь между собой. Эта пара выступает как образец. Рядом дано еще одно слово, к которому по примеру необходимо подобрать ассоциацию по аналогии. Процесс подбора происходит из вспомогательных слов, приведенных чуть ниже. При этом логическая связь должна быть оправдана самой аналогией, приведенной в образце.

    Например: солнце - панама, дождь - …?

    Из слов «вода», «холод», «лужи», «зонт» прочной логической связью обладает последнее слово. Так как аналогией здесь является «защита». Человек от солнца защищается панамой, от дождя - зонтом.

    Методика «Простые аналогии» для младших школьников может проводиться индивидуально или в группе. При групповом тестировании детей сажают по одному, предупреждая тем самым списывание у соседа.

    В отношении времени также существует два варианта: с ограничением (две-три минуты на вопрос) и без него. Временные рамки педагог может установить только со ссылкой на психические и физиологические особенности ребенка.

    Инструкция

    Методика «Простые аналогии» имеет четкую инструкцию проведения тестирования и предполагает четыре этапа:

    • Подготовка. Сначала педагогу необходимо на доске разместить два сигнальных образца. Задания подобны тем, что в бланках, но не аналогичные. Затем детям раздают бланки с комментарием о подписи каждого (фамилия, имя).
    • Тренировка. Теперь внимание детей переключается на доску и происходит объяснение задания. Сначала дети пробуют провести подбор ассоциации устно.
    • Выполнение теста. После напутствия педагога на внимательное прочтение образца в бланке дети приступают к письменному выполнению. Для уточнения задания можно совместно разобрать первую позицию. Например: «медведь - медвежонок». Педагог должен сделать акцент, что речь идет о животных и их детенышах. Значит, ассоциацией к слову «лошадь» по данной аналогии будет «жеребенок».
    • Подсчет результатов. На этом этапе происходит сбор и проверка бланков. Оцениваются работы в соответствии с рекомендованными критериями теста.

    К важным моментам проведения можно отнести объяснение педагога того, как правильно заполнять бланк. Ставить галочку напротив правильного ответа или подчеркивать его. Это необходимо, чтобы ребенок не путался и не терял времени на решение.

    Если в группе есть медлительный малыш, то педагогу стоит чаще подходить к нему во время выполнения теста, но только для того чтобы приободрить или разъяснить вопрос, а не помогать отвечать правильно.

    Интерпретация

    Значительным преимуществом являются точные, быстрые подсчеты, которые дает методика «Простые аналогии». Интерпретация ее в количественном варианте выглядит так:

    • при 31-32 баллах логическое мышление у ребёнка развито высоко;
    • при 25-30 баллах качество мышления оценивается хорошо, но следует поработать над устойчивостью внимания;
    • при 15-24 баллах логика и внимание ребенка нуждаются в регулярной тренировке;
    • при 5-14 баллах можно говорить о ежедневных занятиях по развитию навыков.

    При низких показателях коррекция внимания и логического мышления обязательна. Такие занятия помогут ребенку в дальнейшем обучении, значительно повысив уровень его развития.

    Сложные аналогии

    Для детей, получивших максимальный балл, может быть проведен тест по сложным аналогиям. Принцип установки связи остается тем же, усложняется лишь система выполнения заданий. Теперь ребенок должен распределить типы аналогий по группам. Подбор ассоциаций не требуется.

    Методика «Простые и сложные аналогии» - это самый эффективный и быстрый способ сегодня проверить и внимания у школьников с целью обеспечения качественного образовательного процесса.

    Диагностика мышления младших школьников.

    1. Методика "Простые аналогии"

    Цель: исследование логичности и гибкости мышления.
    Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.

    1. Бежать Кричать
    стоять а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) конюшня

    2. Паровоз Конь
    вагоны а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега, д) конюшня

    3. Нога Глаза
    сапог а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

    4. Коровы Деревья
    стадо а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищник

    5. Малина Математика
    ягода а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

    6. Рожь Яблоня
    поле а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад, д) листья

    7. Театр Библиотека
    зритель а) полки, б) книги, в) читатель, г) библиотекарь, д) сторож

    8. Пароход Поезд
    пристань а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир, д) шпалы

    9. Смородина Кастрюля
    ягода а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

    10. Болезнь Телевизор
    лечить а) включить, б) ставить, в) ремонтировать, г) квартира, д) мастер

    11. Дом Лестница
    этажи а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

    Порядок исследования.

    Ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

    О высоком уровне логики мышления свидетельствуют 8-10 правильных ответов,

    о хорошем 6-7 ответов,

    о достаточном - 4-5,

    о низком - менее чем 5.

    2. Методика "Исключение лишнего"

    Цель: изучение способности к обобщению .

    Оборудование: листок с двенадцатью рядами слов типа:

    1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.
    2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.
    3. Собака, лошадь, корова, лось.
    4. Стол, стул, пол, кровать.
    5. Сладкий, горький, кислый, горячий.
    6. Очки, глаза, нос, уши.
    7. Трактор, комбайн, машина, сани.
    8. Москва, Киев, Волга, Минск.
    9. Шум, свист, гром, град.
    10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.
    11. Береза, сосна, дуб, роза.
    12. Абрикос, персик, помидор, апельсин
    .

    Порядок исследования.

    Ученику необходимо в каждом ряду слов найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему.

    Обработка и анализ результатов.

    1. Определить количество правильных ответов (выделение лишнего слова).
    2. Установить, сколько рядов обобщено с помощью двух родовых понятий (лишняя "кастрюля" - это посуда, а остальное - еда).
    3. Выявить, сколько рядов обобщено с помощью одного родового понятия.
    4. Определить, какие допущены ошибки, особенно в плане использования для обобщения несущественных свойств (цвета, величины и т.д.).

    Ключ к оценке результатов.

    Высокий уровень - 7-12 рядов обобщены с родовыми понятиями;

    хороший - 5-6 рядов с двумя, а остальные с одним;

    средний - 7-12 рядов с одним родовым понятием;

    низкий - 1-6 рядов с одним родовым понятием.

    3 . Методика "Изучение скорости мышления"

    Цель: определение скорости мышления.

    Оборудование: набор слов с пропущенными буквами, секундомер.

    д-р-во

    п-и-а

    п-сь-о

    з-м-к

    к-м-нь

    ф-н-ш

    з-о-ок

    п-с-к

    х-кк-й

    к-ш-а

    у-и-ель

    ш-ш-а

    к-р-ца

    п-р-г

    ш-о-а

    б-р-за

    ш-п-а

    к-и-а

    п-е-д

    б-р-б-н

    с-л-це

    к-нь-и

    д-с-а

    в-с-а

    д-р-в-

    Порядок исследования.

    В приведенных словах пропущены буквы. Каждая черточка соответствует одной букве. За три минуты необходимо образовать как можно больше существительных единственного числа.

    Обработка и анализ результатов:

    25-30 слов - высокая скорость мышления;

    20-24 слова - хорошая скорость мышления;

    15-19 слов - средняя скорость мышления;

    10-14 слов - ниже средней;

    до 10 слов - инертное мышление.

    Этими критериями следует пользоваться при оценке учащихся 2-4-х классов, первоклассников можно исследовать со второго полугодия и начинать отсчет с третьего уровня:

    19-16 слов - высокий уровень мышления;

    10-15 слов - хороший;

    5-9 слов - средний;

    до 5 слов - низкий.

    4. Методика "Изучение саморегуляции"

    Цель: определение уровня сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности.

    Оборудование: образец с изображением палочек и черточек (/-//-///-/) на тетрадном листе в линейку, простой карандаш.
    Порядок исследования.

    Испытуемому предлагают в течении 15 минут на тетрадном листе в линейку писать палочки и черточки так, как показано в образце, соблюдая при этом правила: писать палочки и черточки в определенной последовательности, не писать на полях, правильно переносить знаки с одной строки на другую, писать не на каждой строке, а через одну.
    В протоколе экспериментатор фиксирует, как принимается и выполняется задание - полностью, частично или не принимается, не выполняется совсем. Фиксируется также качество самоконтроля по ходу выполнения задания (характер допущенных ошибок, реакция на ошибки, т.е. замечает или не замечает, исправляет или не исправляет их), качество самоконтроля при оценке результатов деятельности

    (старается основательно проверить и проверяет, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а отдает ее экспериментатору сразу по окончании). Исследование проводится индивидуально.

    Обработка и анализ результатов .

    Определяют уровень сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности. Это один из компонентов общей способности к учению.

    1 уровень. Ребенок принимает задание полностью, во всех компонентах, сохраняет цель до конца занятия; работает сосредоточенно, не отвлекаясь, примерно в одинаковом темпе; работает в основном точно, если и допускает отдельные ошибки,то при проверке замечает и самостоятельно устраняет их; не спешит сдавать работу сразу же, а еще раз проверяет написанное, в случае необходимости вносит поправки, делает все возможное, чтобы работа была выполнена не только правильно, но и выглядела аккуратной, красивой.

    2 уровень. Ребенок принимает задание полностью, сохраняет цель до конца занятия; по ходу работы допускает немногочисленные ошибки, но не замечает и самостоятельно не устраняет их; не устраняет ошибок и в специально отведенное для проверки время в конце занятия, ограничивается беглым просмотром написанного, качество оформления работы его не заботит, хотя общее стремление получить хороший результат у него имеется.

    3 уровень . Ребенок принимает цель задания частично и не может ее сохранить во всем объеме до конца занятия; поэтому пишет знаки беспорядочно; в процессе работы допускает ошибки не только из-за невнимательности, но и потому, что не запомнил какие-то правила или забыл их; свои ошибки не замечает, не исправляет их ни по ходу работы, ни в конце занятия; по окончании работы не проявляет желания улучшить ее качество; к полученному результату вообще равнодушен.

    4 уровень. Ребенок принимает очень небольшую часть цели, но почти сразу же теряет ее; пишет знаки в случайном порядке; ошибок не замечает и не исправляет, не использует и время, отведенное для проверки выполнения задания в конце занятия; по окончании сразу же оставляет работу без внимания; к качеству выполненной работы равнодушен.

    5 уровень. Ребенок совсем не принимает задание по содержанию, более того, чаще вообще не понимает, что перед ним поставлена какая-то задача; в лучшем случае он улавливает из инструкции только то, что ему надо действовать карандашом и бумагой, пытается это делать, исписывая или разрисовывая лист как получится, не признавая при этом ни полей, ни строчек; о саморегуляции на заключительном этапе занятия говорить даже не приходится.

    5. Методика «Нелепицы»

    При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления , ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Процедура проведения.

    Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть».

    Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.

    Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Оценка результатов

    10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть.

    8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

    6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

    2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло.

    0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц.

    Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

    Картинка к методике «Нелепицы».

    6. Методика «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах»

    Определение понятий, объяснение причин, выявление сходства и различий в объектах - это операции мышления, оценивая которые мы можем судить о степени развитости у ребенка интеллектуальных процессов. Данные особенности мышления устанавливаются по правильности ответов ребенка на следующую серию вопросов:

    1. Какое из животных больше: лошадь или собака?

    2. Утром люди завтракают. А что они делают, принимая пищу

    днем и вечером? (Правильный ответ - обедают и ужинают).

    3. Днем на улице светло, а ночью? (Правильный ответ - темно).

    4. Небо голубое, а трава? (Правильный ответ - зеленая).

    5. Черешня, груша, слива и яблоко - это... (Правильное продолжение - ягоды и фрукты).

    6. Почему, когда идет поезд, опускают шлагбаум?

    7. Что такое Москва, Киев, Хабаровск? (Правильный ответ - города).

    8. Который сейчас час? (Ребенку показывают часы и просят назвать время). (Правильный ответ - такой, в котором указаны часы и минуты).

    9. Молодую корову называют телка. А как называют молодую собаку и молодую овцу? (Правильный ответ - щенок и ягненок).

    10. На кого больше похожа собака: на кошку или на курицу? Ответь и объясни, почему ты так считаешь.

    11. Для чего нужны автомобилю тормоза? (Правильным считается любой разумный ответ, указывающий на необходимость гасить скорость автомобиля).

    12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (Правильный ответ указывает на то, что это - инструменты, выполняющие в чем - то похожие функции).

    13. Что есть общего между белкой и кошкой? (В правильном ответе должны быть указаны как минимум два объясняющих их признака, например то, что это - животное, умеющее лазать по деревьям, имеющее мягкий шерстяной покров, хвост, четыре ноги).

    14. Чем отличаются гвоздь, винт и шуруп друг от друга? (Правильный ответ: гвоздь, как правило, гладкий по поверхности, а винт и шуруп - нарезные; гвоздь забивают молотком, а винт и шуруп вкручивают; шуруп - конический, а винт и гвоздь - круглые).

    15. Что такое футбол, прыжки в длину и в высоту, теннис, плавание? (Правильный ответ - это виды спорта, виды физических упражнений).

    16. Какие ты знаешь виды транспорта? (В правильном по существу ответе должно быть перечислено, как минимум, два разных вида транспорта).

    17. Чем отличается старый человек от молодого? (Правильный ответ должен содержать в себе хотя бы два существенных признака, отличающих старых людей от молодых).

    18. Для чего люди занимаются физкультурой и спортом? (Правильные возможные ответы - для поддержания своего здоровья; для того, чтобы быть сильными, стройными и красивыми; для того, чтобы добиваться спортивных успехов, выигрывать соревнования).

    19. Почему считается плохо, если кто-нибудь не хочет работать? (Возможные правильные ответы - потому, что все люди должны работать, иначе нельзя будет жить нормально; потому, что за данного человека вынуждены будут работать другие люди; потому, что в противном случае нельзя будет иметь нужные вещи, продукты питания, жилище и т.п.)

    20. Для чего на письмо необходимо наклеивать марку? (Правильный ответ: марка - это знак уплаты отправителем стоимости пересылки почтового отправления).

    Обработка результатов

    За каждый правильный ответ на каждый из вопросов ребенок получает по 0,5 балла, так что максимальное количество баллов, которое он может получить в этой методике, равно 10.

    Описанная методика годится в основном для психодиагностики словесно -логического мышления детей, поступающих в школу . Вместе с оценкой способности делать умозаключения она дает более или менее полную картину, отражающую основные умственные операции, названные вначале.

    Если у проводящего исследование нет полной уверенности в том, что ответ ребенка абсолютно правильный, и в то же самое время нельзя определенно сказать, что он неверный, то допускается ставить ребенку промежуточную оценку - 0,25 балла. Прежде чем оценивать правильность того или иного ответа, надо убедиться в том, что ребенок правильно понял сам вопрос.

    Например, не все дети могут знать, что такое шлагбаум, не сразу понять смысл 19- го вопроса. Иногда дополнительного разъяснения требует даже слово «работать», потому, что не все дошкольники по- настоящему знают, что это такое.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

    7. Исследование рефлексивности мышления

    Цель исследования: определить уровень сформированности рефлексивности мышления.

    Материал и оборудование: бланк с 15 анаграммами, бумага для записей, протокол исследования, ручка, секундомер.

    Процедура исследования.

    Это исследование лучше проводить с одним испытуемым. Перед его началом испытуемому дается бланк с анаграммами:

    1. л б к о
    2. р а я и
    3. у п к с
    4. г и а р
    5. т и г о

    Экспериментатор должен позаботиться о том, чтобы удобно разместить испытуемого за столом, а самому контролировать время решения им каждой анаграммы, фиксируя его в протоколе.

    Протокол исследования

    Экспериментатор

    Испытуемый

    № анаграммы

    Самоотчет испытуемого о решении анаграмм:

    1.
    2.
    3.
    ...
    ...
    15.

    Инструкция испытуемому:

    "Вам будут предложены анаграммы, т.е. слова, полученные путем перестановки входящих в них букв. Восстановите эти слова. Старайтесь работать быстро, время решения каждой анаграммы фиксируется. Решение записывайте на листе бумаги. Начали!"

    После окончания опыта экспериментатор спрашивает испытуемого о том, каким образом он решал анаграммы, обнаружил ли при этом последовательности расположения букв и какие именно. Ответ испытуемого фиксируется в протоколе.

    Обработка результатов . В ходе обработки результатов необходимо получить: показатель сформированности рефлексии, показатель времени решения задач и ранговый показатель сложности решенных анаграммы.

    Чтобы получить показатель сформированности рефлексии за каждую правильно решенную задачу ставится 1 балл и по одному баллу прибавляют за те задачи, которые были решены по обнаруженной испытуемым последовательности перестановки букв анаграммы.

    Правильность решения анаграмм можно установить по таблице-ключу. В ней порядок перестановки букв обозначен соответствующей цифрой, означающей номер буквы анаграммы.

    Таблица-ключ к решению анаграмм

    №/п анаграммы

    Порядок перестановки букв

    №№ 1 – 5
    №№ 6 – 10
    №№ 11 – 15

    2 1 4 3
    2 1 4 3 6 5
    2 1 4 3 6 5 8 7

    Коэффициент сформированности рефлексии определяют путем деления набранных испытуемым баллов на их максимальное количество, в данном случае оно равно 29.

    Показатель времени представляет собой среднее арифметическое время, затраченное на решение анаграмм. А показатель ранга соответствует номеру самой сложной из решенных анаграмм.

    Анализ результатов

    При анализе результатов исследования в первую очередь важно определить стратегию решения испытуемым задач, выяснить, как содержательно протекал у него мыслительный процесс. Стратегия решения может быть:

      хаотической, неупорядоченной, при которой решение отличается бессистемным поиском и выдвижением значительного количества замыслов, логически не связанных между собой; выдвигаемые при этом гипотезы не подвергаются окончательной проверке;

      формально-алгоритмической, которая отличается последовательным перебором возможных вариантов решения с отдельными возвратами к ранее рассматривавшимся, при этом доминирует репродуктивное движение в содержательном плане и явно недостаточное регулирование – в смысловом;

      свернутой, для которой характерна сокращенность оценочных действий и слитность их с поисковыми, что позволяет довольно быстро находить верное решение.

    Рефлексия мышления позволяет в ходе решения задач выработать наиболее эффективную стратегию и ускорить мыслительную деятельность. В предложенной методике рефлексивность проявляется в изменении стратегии решения в ходе выполнения задания, выявленном при анализе влияния предыдущего решения анаграммы на последующие.

    Стоит обратить внимание на роль мыслительной деятельности в обучении. Высокий уровень развития свойств мышления, входящих в структуру обучаемости, обеспечивает легкость и быстроту анализа и обобщения признаков, существенных для решения проблемы. Этот уровень рефлексивности выполняет функции контроля и оценки человеком собственных мыслительных действий, дает возможность обнаруживать и учитывать свои ошибки, оценивать правильность поисков новых путей решения задачи. В исследовании об этом уровне свидетельствует показатель ранга, если он не ниже 12 – 13.

    Уровень сформированности рефлексивности мышления устанавливают по таблице, в которой буквой "К" обозначен коэффициент сформированности рефлексии.

    На основе данных об уровне сформированности рефлексивности мышления, анализа стратегии решения анаграмм и показателя скорости мыслительных процессов составляют рекомендации испытуемому для улучшения его учебной деятельности, но при этом учитывают индивидуальные особенности темперамента, свойств характера и навыки работы с буквенным материалом.

    8. Методика «Выявление общих понятий»

    Методика предназначена для выявления способности к обобщению, анализу и классификации.

    Обследуемым предлагается бланк с 20-ю рядами слов. В каждом из них набор из 5-ти слов, два из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по два слова, наиболее соответствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

    Оценка выставляется по 9-бальной шкале с помощью следующей таблицы :

    Оценка в баллах

      Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

      Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

      Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

      Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

      Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

      Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

      Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

      Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).

      Газета (правда, приложение, телеграммы, 6умага. редактор).

      Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

      Воина (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

      Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

      Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы.шум, наполнение).

      Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

      Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).

      Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

      Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

      Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

      Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).

    Инструкция :«В каждой строчке Вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее - пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два и подчеркните их».

    Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно-ситуационные признаки.

    9. Тест Липпмана «Логические закономерности»

    Ход опыта. Испытуемым предъявляют письменно ряды чисел. Им необходимо проанализировать каждый ряд и установить закономерность его построения. Испытуемый должен определить два числа, которые бы продолжили ряд. Время решения заданий фиксируется.

    Числовые ряды:

    2, 3, 4, 5, 6, 7

    6, 9, 12, 15, 18, 21

    1, 2, 4, 8, 16, 32

    4, 5, 8, 9, 12, 13

    19, 16, 14, 11, 9, 6

    29, 28, 26, 23, 19, 14

    16, 8, 4, 2, 1, 0,5

    1, 4, 9, 16, 25, 36

    21, 18, 16, 15, 12, 10

    3, 6, 8, 16, 18, 36

    Проверить правильность ответов и уровень развития логического мышления по "ключу".

    "Ключи" и интерпретация результатов

    Предъявленные ряды

    Оценка результатов

    Время выполнения задания (мин, с)

    Количество ошибок

    Уровень развития логического мышления

    2 мин и менее

    Очень высокий уровень логического мышления

    2 мин 10 с -
    4 мин 30 с

    Хороший уровень, выше, чем у большинства людей

    4 мин 35 с -
    9 мин 50 с

    Хорошая норма большинства людей

    4 мин 35 с -
    9 мин 50 с

    Средняя норма

    4 мин 35 с -
    9 мин 50 с

    Низкая норма

    2 мин 10 с -
    15 мин

    Ниже среднего уровня развития логического мышления

    10 мин - 15 мин

    Низкая скорость мышления, "тугодум"

    более 16 мин

    Дефект логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое пепеутомление

    Текущая страница: 3 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

    Шрифт:

    100% +

    2.3. Методика «Заучивание 10 слов»

    Методика оценивает состояние памяти, утомляемости, активности внимания.

    Протокол включает 9 коротких односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи (табл. 5). Методика может быть использована как для детей (с пяти лет), так и для взрослых.

    Инструкция для детей:

    а) «Сейчас мы проверим твою память. Я назову тебе слова, ты прослушаешь их, а потом повторишь, сколько сможешь, в любом порядке».

    Слова зачитываются испытуемому четко, не спеша.

    б) «Сейчас я снова назову те же самые слова, ты их послушаешь и повторишь – и те, которые уже называл, и те, которые запомнишь сейчас. Называть слова можешь в любом порядке».

    Инструкция для взрослых:

    а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».

    б) «Сейчас я прочту вам те же слова, и вы опять должны повторить их, и те, которые вы уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен».

    Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3–5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5–6-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.


    Таблица 5

    Бланк к методике «Заучивание 10 слов»


    Интерпретация результатов . По полученному протоколу составляется график – «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать выводы относительно особенностей запоминания. Так, у здоровых детей с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах. Большое количество «лишних» слов свидетельствует о расторможенности или расстройствах сознания. При обследовании взрослых к третьему повторению испытуемый с нормальной памятью обычно воспроизводит правильно до 9 или 10 слов.

    Кривая запоминания может указывать на ослабление внимания, на выраженную утомленность. Повышенная утомляемость регистрируется в том случае, если испытуемый (взрослый или ребенок) сразу воспроизвел 8–9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается). Кроме того, если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов, это может свидетельствовать о забывчивости и рассеянности. Зигзагообразный характер кривой свидетельствует о неустойчивости внимания. Кривая, имеющая форму «плато», свидетельствует об эмоциональной вялости ребенка, отсутствии у него заинтересованности. Число слов, удержанных и воспроизведенных час спустя, свидетельствует о долговременной памяти.

    2.4. Методика «Воспроизведение рассказа»

    Методика предназначена для определения уровня смысловой памяти, ее объема и особенностей, способности к запоминанию текстов.

    Исследователь зачитывает вслух рассказ, содержащий 12 – 13 смысловых единиц и 3–4 числа. Затем предлагает испытуемому записать основное содержание прочитанного. Для получения более точных данных эксперимент можно повторить, используя другой рассказ.

    Пример рассказа:

    а) «Корабль вошел в бухту (1), несмотря на сильное волнение моря (2). Ночь простояли на якоре (3). Утром подошли к пристани (4). 18 моряков отпустили на берег (5, 6). 10 человек пошли в музей (7, 8). Восемь матросов решили просто погулять по городу (9, 10). К вечеру все собрались вместе (11), зашли в городской парк (12), плотно поужинали (13). В 23 часа все вернулись на корабль (14, 15). Вскоре корабль отправился в другой порт (16)».

    б) «Я выехал верхом на коне (1), рассчитывая прибыть на место к девяти часам (2, 3). К этому времени все двенадцать охотников соберутся в сторожке (4, 5). Погода неожиданно изменилась (6), начался холодный проливной дождь (7). Через четыре часа пути конь начал спотыкаться (8, 9). Вдруг из травы выпорхнуло семь куропаток (10, 11). Не медля ни секунды (12) я выстрелил из своего ружья (13). Конь вздрогнул (14). Подстреленных птиц я подобрал (15). На встречу с друзьями-охотниками я приехал с добычей (16)».

    Оценка в условных баллах проводится по результатам воспроизведения двух текстов. Порядок изложения фрагментов не учитывается.

    Инструкция: «Вам будет зачитан короткий рассказ, в нем ряд смысловых единиц (фрагментов содержания), все они в некоторой логической связи. Прослушайте внимательно рассказ и затем в течение трех минут запишите основное его содержание. Предложения можно сокращать, сохраняя их смысл. Переспрашивать во время работы нельзя».


    Оценка воспроизведения (перевод в баллы количества воспроизведенных единиц текста)

    2.5. Методика «Простые аналогии»

    Методика позволяет выявить характер логических связей и отношений между понятиями. Применяется для обследования лиц в возрасте от 10 лет и старше.

    Инструкция: «Посмотрите тестовый материал. Здесь написано два слова: сверху – „лошадь“, снизу – „жеребенок“. Какая между ними связь? Жеребенок – детеныш лошади. Справа сверху расположено одно слово „корова“, а снизу – пять слов на выбор. Из этих слов надо выбрать только одно, которое так же относится к слову „корова“, как „жеребенок“ к „лошади“, то есть чтобы оно обозначало детеныша коровы. Это будет слово „теленок“. В каждом задании нужно вначале установить, как связаны между собой слова в левой части задания, а затем установить такую же логическую связь в правой части и найти единственное правильное слово».


    Бланк к методике «Простые аналогии»



    Интерпретация . Обычно испытуемый усваивает порядок решения задач после 2–3 примеров. О неустойчивости, хрупкости процесса мышления, утомляемости можно судить в том случае, если испытуемый делает случайные ошибки 3–4 раза подряд, выбирая слово по конкретной ассоциации, а потом без напоминания решает правильным способом.

    Подсчитывается количество правильных и ошибочных ответов, анализируется характер установленных связей между понятиями – конкретных, логических, категориальных; фиксируется последовательность и устойчивость выбора существенных признаков для установления аналогий. По типу связей можно судить об уровне развития мышления у испытуемого, преобладании наглядных или логических форм.

    2.6. Методика «Сложные аналогии»

    Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.

    Методика состоит из 20 пар слов – логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.

    Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.

    Материал: бланк методики.

    Инструкция: «На бланке перед вами 20 пар слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары – 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице „шифр“.

    Вы должны, во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы „шифр“. И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице „шифр“ аналогу. Время выполнения задания – 3 минуты».

    Бланк к методике «Сложные аналогии»

    А. Овца – стадо

    Б. Малина – ягода

    В. Море – океан

    Г. Свет – темнота

    Д. Отравление – смерть

    Е. Враг – неприятель




    Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.

    Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.

    Наибольшее информативное значение имеют рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «прохлада–мороз» и некоторые другие.



    2.7. Методика «Выделение существенных признаков»

    Методика используется для исследования особенностей мышления, способности дифференциации существенных признаков предметов или явлений от несущественных, второстепенных. По характеру выделяемых признаков можно судить о преобладании того или иного стиля мышления: конкретного или абстрактного.

    Материал: бланк методики с напечатанными на нем рядами слов. Каждый ряд состоит из пяти слов в скобках и одного перед скобками.

    Тест пригоден для обследования детей и взрослых.

    Слова в задачах подобраны таким образом, что обследуемый должен продемонстрировать свою способность уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения при котором вместо существенных выделяются частные, конкретно – ситуационные признаки.

    Инструкция для детей: «Даны ряды слов, которые составляют задания. В каждой строчке перед скобками стоит одно слово, а в скобках пять слов на выбор. Тебе надо из пяти слов выбрать только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками. Например, слово перед скобками „сад“, а в скобках слова: „растения, садовник, собака, забор, земля“. Сад может существовать без собаки, забора и даже без садовника, но без земли и растений сада быть не может. Значит, следует выбрать именно эти два слова – „земля“ и „растения“.

    Инструкция для взрослых: «В каждой строчке бланка вы найдете одно слово, стоящее перед скобками, и далее пять слов в скобках. Все слова, находящиеся в скобках, имеют какое-то отношение к стоящему перед скобками. Выберите только два, которые находятся в наибольшей связи со словом перед скобками».

    Стимульный материал

    1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля)

    2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)

    3. Город (автомобиль, здания, толпа, улица, велосипед)

    4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены)

    5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

    6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)

    7. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, золото)

    8. Чтение (глаза, книга, текст, очки, слово)

    9. Газета (правда, происшествие, кроссворд, бумага, редактор)

    10. Игра (карты, игроки, фишки, наказания, правила)

    11. Война (самолет, пушки, сражения, ружья, солдаты)

    12. Книга (рисунки, рассказ, бумага, оглавление, текст)

    14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум, наводнение)

    15. Библиотека (столы, книги, читальный зал, гардероб, читатели)

    16. Лес (почва, грибы, охотник, дерево, волк)

    17. Спорт (медаль, оркестр, состязания, победа, стадион)

    18. Больница (помещение, уколы, врач, градусник, больные)

    19. Любовь (розы, чувства, человек, свидание, свадьба)

    20. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек)

    Ответы

    2.8. Методика «Исключение лишнего»

    Методика имеет два варианта. Первый вариант – исследование на предметном, второй – на вербальном материале. Методика позволяет исследовать способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки.

    Инструкция и ход выполнения . Испытуемому предъявляют бланк и говорят: «Здесь в каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к этой группе не относится. Его нужно найти и исключить (вычеркнуть)».

    Стимульный материал для словесного варианта

    1. Стол, стул, кровать, пол, шкаф

    2. Молоко, сливки, сало, сметана, сыр

    3. Ботинки, сапоги, шнурки, валенки, тапочки

    4. Молоток, клещи, пила, гвоздь, топор

    5. Сладкий, горячий, кислый, горький, соленый

    6. Береза, сосна, дерево, дуб, ель

    7. Самолет, телега, человек, корабль, велосипед

    8. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр

    9. Сантиметр, метр, килограмм, километр, миллиметр

    10. Токарь, учитель, врач, книга, космонавт

    11. Глубокий, высокий, светлый, низкий, мелкий

    12. Дом, мечта, машина, корова, дерево

    13. Скоро, быстро, постепенно, торопливо, поспешно

    14. Неудача, волнение, поражение, провал, крах

    15. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать

    16. Успех, неудача, удача, выигрыш, спокойствие

    17. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный

    18. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол

    19. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение

    20. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила

    Оценка уровня развития операции обобщения проводится по табл. 6.


    Таблица 6

    Шкала для оценки уровня развития обобщения


    Если испытуемый справляется с первыми тремя–четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

    Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой както участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

    2.9. Методика «Понимание переносного смысла пословиц и метафор»

    Методика выявляет способность понимать значение выражений, способность к рассуждению. Обследуемого просят объяснить отвлеченный, переносный смысл часто употребляемых метафор («золотая голова», «золотые руки», «каменное сердце», «заячья душа») и пословиц («Яблоко от яблони недалеко падает», «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь»). Буквальное истолкование пословицы или метафоры свидетельствует о недостаточности процесса обобщения, что характерно для лиц с низким общим развитием. Можно предложить обследуемому выбрать фразы, соответствующие по смыслу пословице.

    Ход выполнения и интерпретация . Испытуемому называют несколько метафор и пословиц и просят объяснить их отвлеченный, переносный смысл.

    Буквальное истолкование фразы либо объяснение при помощи репродукции примеров из собственного опыта свидетельствует о низком уровне общения. Результаты можно оценить с помощью табл. 7.


    Таблица 7

    Оценка результатов


    Можно использовать данный тест в другом варианте, предложив испытуемому сравнить между собой фразы и найти среди них сходные или противоположные по смыслу. Это позволит продиагностировать уровень сформированности ассоциативных процессов и гибкости мышления.

    Методику можно применять как при исследовании подростков, так и взрослых.

    Варианты предъявляемых пословиц

    1. Куй железо, пока горячо. 2. Не в свои сани не садись. 3. Нет дыма без огня. 4. Не все то золото, что блестит. 5. Лес рубят – щепки летят. 6. Шила в мешке не утаишь. 7. В тихом омуте черти водятся. 8. Любишь кататься – люби и саночки возить. 9. Что посеешь, то и пожнешь. 10. Не все коту масленица. 11. Цыплят по осени считают. 12. Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива. 13. Не красна изба углами, а красна пирогами. 14. Тише едешь – дальше будешь. 15. Взялся за гуж – не говори, что не дюж. 16. Семь раз отмерь – один раз отрежь. 17. По одежке встречают, по уму провожают. 18. Не по Сеньке шапка. 19. Как аукнется, так и откликнется. 20. Мал золотник, да дорог. 21. Горбатого могила исправит. 22. Один в поле не воин. 23. Кривить душой. 24. Кот наплакал. 25. Глас вопиющего в пустыне. 26. Кишка тонка. 27. Два сапога – пара. 28. Вбить себе в голову. 29. Голова садовая. 30. Язык мой – враг мой. 31. Заставь дурака богу молиться – лоб разобьет. 32. Молодец среди овец. 33. Мурашки по коже. 34. Один с сошкой, семеро с ложкой. 35. Как обухом по голове. 36. Комар носа не подточит. 37. Пятое колесо в телеге. 38. Дальше в лес – больше дров. 39. Как гром среди ясного неба. 40. Денег куры не клюют. 41. Душа ушла в пятки. 42. Бросить тень на плетень. 43. Толочь воду в ступе. 44. Пустить козла в огород. 45. Мало каши ел. 46. Буря в чайном блюдце. 47. Овчинка выделки не стоит. 48. Рад бы в рай, да грехи не пускают. 49. Запретный плод сладок. 50. Хоть кол на голове теши. 51. Волков бояться – в лес не ходить. 52. Отдал Богу душу. 53. Одного поля ягоды.

    2.10. Методика «Числовые ряды»

    Цель данной методики – исследование логического аспекта математического мышления.

    Испытуемому дают лист бумаги с напечатанными на нем примерами. Инструкция (детский вариант): «Внимательно прочитай каждый ряд чисел, на два свободных места напиши такие два числа, которые продолжат данный числовой ряд».


    Примеры числовых рядов


    Бланк к методике «Числовые ряды»


    Ключ к обработке


    Инструкция (взрослый вариант): «Вам предъявлены 7 числовых рядов. Вы должны найти закономерности построения каждого ряда и вписать недостающие числа. Время выполнения работы – 5 минут».



    Ключ к обработке


    Интерпретация . Если испытуемый затрудняется при решении подобных задач, это может означать, что он плохо анализирует цифровой материал, не видит в нем скрытых закономерностей, поэтому не может ими воспользоваться, следовательно его логическое мышление в математике развито слабо.

    Глава3
    МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ НЕГАТИВНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

    3.1. Шкала астенического состояния

    Астеническое состояние или сниженная психическая активация – это такое состояние, которое характеризуется общей и, прежде всего, психической слабостью, повышенной истощаемостью, раздражительностью, снижением продуктивности психических процессов, расстройством сна, физической слабостью и другими вегетативно-соматическими нарушениями.

    Шкала астенического состояния (ШАС), созданная Л. Д. Малковой, адаптирована Т. Г. Чертовой на базе данных клинико-психологических наблюдений и известного опросника ММРI. Шкала состоит из 30 пунктов – утверждений, отражающих характеристики астенического состояния.

    Инструкция: «Внимательно прочитайте каждое предложение и, оценив его применительно к вашему состоянию в данный момент, поставьте знак плюс в одну из четырех граф в правой части бланка».


    Шкала астенического состояния (ШАС)



    Обработка данных . Суммируются баллы, при этом за знак (+), стоящий в графе «Нет, неверно», начисляется 1 балл, в графе «Пожалуй, так» – 2 балла, в графе «Верно» – 3 балла и в графе «Совершенно верно» – 4 балла. Весь диапазон шкалы включает от 30 до 120 баллов. Средняя величина индекса астении равна 37 ± 6 баллов.

    30–50 баллов – «отсутствие астении»;

    51–75 баллов – «слабая астения»;

    76–100 баллов – «умеренная астения»;

    101–120 баллов – «выраженная астения».

    Астеническое состояние диагностируется чаще всего у пациентов после длительно протекающих хронических заболеваний. Пациентам с выраженной астенией необходимо в период реабилитации проводить индивидуальную и групповую психотерапию.

    3.2. Шкала самооценки уровня тревожности

    Методика является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивной тревожности как состояния) и личностной тревожности (как устойчивой характеристики человека). Методика разработана Ч. Д. Спилбергером (США) и адаптирована в нашей стране Ю. Л. Ханиным.

    Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать достаточно широкий круг событий как угрожающие и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная тревожность характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в данный момент. Очень высокая реактивная тревожность вызывает нарушения внимания, а иногда и тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность может стать причиной невротического конфликта с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

    Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1–20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21–40) тревожность.

    Шкала измерений тревожности как свойства личности включает 20 утверждений от первого лица, к которым обследуемый должен определить свое отношение, выбрав один из предлагаемых четырех вариантов. Методика выполняется на специальных бланках. Время работы 5 минут.

    Опросник тревожности Спилбергера–Ханина

    ФИО________________________________________________

    Возраст___________________ Дата _______________________

    Оценка реактивной тревожности (РТ)

    Инструкция: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ В ДАННЫЙ МОМЕНТ. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».



    Оценка личностной тревожности (ЛТ)

    Инструкция : «Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе в зависимости от того, КАК ВЫ ЧУВСТВУЕТЕ СЕБЯ ОБЫЧНО. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет».




    Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам:

    РТ = РТ 1 –РТ 2 + 50,

    где РТ 1 – сумма баллов (зачеркнутых цифр на бланке) по пунктам 3, 4, 6, 7, 9, 12, 13, 14, 17, 18;

    РТ 2 – сумма баллов по пунктам 1, 2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19, 20.

    ЛТ = ЛТ 1 –ЛТ 2 + 35,

    где ЛТ 1 – сумма баллов по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40;

    ЛТ 2 – сумма баллов по пунктам 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39.

    При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки:

    – менее 30 – низкая тревожность;

    – 31 – 45 – умеренная тревожность;

    – 46 и более – высокая тревожность.

    Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания. Высокая тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги в экстремальных ситуациях.

    Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя в «лучшем свете».

    УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ. ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА. ПРЕДЛАГАЮТСЯ РАЗЛИЧНЫЕ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АСОЦИАЦИЙ И АНАЛОГИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПРОЦЕСА ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, А ТАКЖЕ СИСТЕМАТИЗИРУЕТ ДЕТСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ И РАЗВИВАЕТ ИХ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ.

    ВСЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЮТСЯ С ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НАГЛЯДНОГО МАТЕРИАЛА, С ПОДРОБНЫМИ РАЗЪЯСНЕНИЕМИ И ИСПРАВЛЕНИЯМИ ОШИБОК ДЕТЕЙ. ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АССОЦИАЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РАЗНЫХ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ, СИСТЕМАТИЗИРУЯ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ НА ПРОТЯЖЕНИИ ВСЕГО КОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА.

    ВИДЫ ЗАДАНИЙ НА УСТАНОВЛЕНИЕ АССОЦИАТИВНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ (ИСПОЛЬЗОВАНЫ МАТЕРИАЛЫ ПОЖИЛЕНКО Е.А., ЛАЛАЕВОЙ Р.И., ЛОПАТИНОЙ Л. В., СЕРЕБРЯКОВОЙ Н. В И СОБСТВЕННЫЕ ЗАДАНИЯ):

    1. Назовите ЧЕМ ПОХОЖИ ИЛИ ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ПРЕДМЕТЫ

    персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри косточку)

    яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

    слива и лимон (похожи на овал)

    апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

    Что общего между капустой, горохом, арбузом и перцем? (Они зеленого цвета.)

    Помидором, свеклой, редисом, луковицей? (Они имеют круглую форму.)

    Баклажаном, огурцом, кабачком и дыней? (Они имеют овальную форму.)

    Что общего между репой, зернами кукурузы, дыней и цветком одуванчика? (Они желтого цвета.)

    Деревом и кустом, помидором и ребенком? (Они растут.)

    Морковью, елкой, балалайкой и пирамидкой? (Они похожи на треугольник.)

    Что общего между мячом и арбузом? В чем их различие?

    Что общего между ковром и осенним лесом;

    ягодами рябины и бусами;

    крылаткой клена и вертолетом;

    желудем и грибом;

    орехом и яйцом;

    зонтиком и грибом?

    Слон и морж. (Имеют бивни.)

    Пингвин и дельфин. (Они хорошо плавают, питаются рыбой.)

    Корова и кит. (Кормят своих детенышей молоком.)

    Морской и лесной ежи. (Имеют иголки.)

    Сосулька, морковь, карандаш и пирамидка. (У них острый конец.)

    Снег и шуба. (Шуба согревает людей, а снег - кусты и озимые.)

    Снег, муха, воробей и вертолет. (Они летают.)

    Вата, снег и тополиный пух. (Они легкие и имеют белый цвет.)

    Платяной шкаф, сервант и книжный шкаф. (В них есть полки и дверцы, они сделаны из дерева, в них можно что-то положить.)

    Стол, стул и диван. (Они сделаны из дерева, у них есть ножки.)

    Скамейка, табурет и кресло. Бревно, стул и пенек. (На них можно сидеть.)

    Книга, шкаф, дверь, коробка и тумбочка. (Их можно открывать и закрывать.)

    Книжная полка, книга, карандаш и стол. (Эти предметы сделаны из дерева.)

    Чем похожи? Чем отличаются? Лиса и волк, белка и барсук, медведь и заяц, ежик и бельчонок.

    Дикие и домашние животные: заяц и кролик, дикий кабан и свинья, лось и корова, олень и лошадь. Насекомые и звери, птицы и звери.

    Что общего между гнездом, конурой, домом, ульем, дуплом, норой и скворечником? (Это разные виды жилья живых существ.)

    Батареей, солнцем, печкой и костром? (От них исходит тепло.) В чем их отличие?

    Чем похожи окно, дверь, диван, пол; стена, шкаф, потолок? (Они имеют прямоугольную форму.)

    Что общего между шубой и снегом? (Шуба греет человека, а снег - землю.)

    Что общего между крышей дома и головным убором? (Дом покрыт крышей, а голова - головным убором.)

    Что общего между листвой деревьев и одеждой? (Деревья сбрасывают листья, а человек снимает одежду.)

    Что общего между птицей, мухой и стрекозой? (У них есть крылья, и они летают.)

    Черепахой, крокодилом и пеликаном? (Их потомство появляется из яиц.)

    Тарелкой и гнездом? (Они имеют округлую форму.)

    Веслом и ногой утки? (Помогают плыть.)

    Долотом и клювом дятла? (Острые и прочные и могут проделывать отверстия.)

    Что общего между чайкой и уткой? (Они плавают и ныряют.)

    Гусем и белым медведем? (Они имеют на лапах перепонки, плавают, пух и мех не намокают.)

    Черепахой и гусыней? (Откладывают яйца.)

    Петухом и будильником? (Будят по утрам людей.)

    Крокодилом и курицей? (Их потомство появляется из яиц.)

    Кораблем и гусем? (Они плавают.)

    Волосы и расческа (расческой причесывают волосы),
    ноги и туфли (туфли надевают на ноги),

    глаза и очки (очки нужны для того, чтобы лучше видеть).

    Чем похожи голова и арбуз? (Они круглые.)

    Глаза и небо? (Могут быть голубыми или серыми.)

    Пила, грабли, рот? (В перечисленных предметах есть зубы.)

    Волосы, ногти, трава, деревья и ребенок. (Растут.)

    1. НАЙДИТЕ ПРЕДМЕТУ ПАРУ , Объедините в пары логически связанные слова и словосочетания (с использованием наглядного материала).

    Подберите картинку к слову. (Перед детьми выкладываются картинки: лыжи, лед, снег, горка, очки, духи, солнце, коньки - и произносятся слова ноги, руки, глаза, нос. Ребенок выбирает те картинки, которые связаны с заданным словом.) (Ноги - лыжи, снег - горка, санки, нос - духи и т. д.) Какая связь существует между этими предметами?

    Найдите предмету пару - ТЕМА «дОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

    Найдите картинке пару - ТЕМА «ЗИМА»

    ТЕМА «ТРАНСПОРТ»

    Объедините в пары две группы слов- ТЕМА «ДОМ.КВАРТИРА»

    Например: потолок - люстра, стена - картина, пол - ковер.

    1. Подберите картинку.

    Выкладываются картинки: лопата, грабли, подснежник, трава, трактор, листья. Педагог произносит следущие слова: поле, лес, луг, огород, дерево. Ребенок выбирает картинку, соответствующую определенному слову. (Огород - лопата, поле - трактор и т. д.)

    1. Игра «Пара к паре» (подобрать слова по аналогии).

    Логопед предлагает слова так, чтобы получились похожие пары слов, а затем просит объяснить, чем похожи эти пары.

    Огурец - овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).

    Помидор - огород, яблоко (забор, сад, груша).

    Часы - время, градусник (кровать, температура, окно).

    Машина - мотор, лодка (парус, вода, палуба).

    Стол - скатерть, пол (мебель, доски, ковер).

    Молоток - гвоздь, нож (доска, хлеб, ящик).

    Костюм - ткань, дом (забор, кирпичи, лестница).

    Стул - дерево, булка (стол, зерно, нож).

    Окно - дом, глаз (рот, очки, лицо).

    Телефон - ухо, телевизор (радио, антенна, глаз).

    Шапка - голова, сапог (щетка, мальчик, нога).

    Шерсть - овца, молоко (сыр, корова, кот).

    Гвоздь - молоток, шуруп (отвертка, клещи, доска).

    Ручка - пенал, тетрадь (книга, парта, портфель).

    Кошка - котенок, курица(утка, петух, цыпленок).

    Трамвай - троллейбус, стол (книга, кресло, дерево).

    Курица - петух, кошка (котенок, кот, молоко).

    Машина - шофер, самолет (машинист, летчик, небо).

    Чтение - буква, счет (задача, число, вопрос).

    1. Догадайтесь, каким будет четвертое слово.

    Гвоздь - молоток, шуруп... Дом - крыша, книга...

    Квадрат - куб, круг... Птица - яйцо, растение...

    Хорошо - лучше, медленно... Огонь - пожар, вода...

    Зерно - амбар, деньги... Электричество - выключатель, вода...

    Одежда - голый, обувь... Школа - обучение, больница...

    Человек - ребенок, собака... Резина - шина, сталь...

    Птица - гнездо, человек... Пальто - пуговица, ботинок...

    Утро - ночь, зима...

    Слова для справок: отвертка, обложка, шар, семя, медленнее, наводнение, кошелек, кран, босой, лечение, щенок, обод, дом, шнурок, осень.