Лекция: Понятие о морфеме. Типы морфем. Использование дидактических сказок на уроках русского языка ы начальных классах Бал частей речи

СКАЗКА О ПРЕДЛОГАХ.

Давным-давно в далёкой стране Грамматике жили маленькие слова ПРЕДЛОГИ, Были они большими задирами. Со всеми частями речи сумели они поругаться. Обидно стало словам. Пожаловались они царице Грамматике. Та решила разобраться в ссоре и пригласила всех к себе. А предлоги важничают, не хотят стоять рядом сл словами-предметами, отодвигаются от них всё дальше и дальше, наконец так отодвинулись, что можно целое слово вставить или вопрос.

Как ни старалась помирить правительница поссорившихся, ничего не вышло. Тогда она предложила предлогам жить отдельно, а ссора окрепла, да так, что превратилась в правило: предлоги со словами пишутся раздельно.

СКАЗКА О ДЕВОЧКЕ ПРИСТАВКЕ.

В густом дремучем лесу жила девочка Приставка. У неё была старая избушка. Девочка любила подолгу бродить в лесу, собирать грибы и ягоды, слушать пение птиц и играть с животными. Иногда Приставка выводила из леса заблудившихся грибников.

Так и жила Приставка. Летом собирала дары леса, делала запасы на зиму, а зимой вязала носки для маленьких зверят, штопала одежду вместе с ежихой и рассказывала зверятам сказки.

Однажды в лес, где жила девочка Приставка, отправились СЛОВА. Они решили набрать побольше грибов и ягод, поэтому не заметили, как забрались в самую чащу леса и заблудились. День шёл к концу. Вот уже солнце село за горку. На лес опустился вечер. Стало темнеть. СЛОВА сели на пенёк и заплакали. Услышали их плач белки, поскакали по верхушкам деревьев к девочке Приставке и рассказали ей о заблудившихся героях. Девочка выслушала зверей и поспешила на помощь СЛОВАМ.

В лесу уже совсем стало темно. Торопится Приставка, бежит, в впереди держит свой волшебный фонарик, освещает себе путь. Еле нашла бедняжек. Повела девочка бедных грибников к родной деревне. Сама идёт впереди, над головой держит волшебный фонарик, а за ней идут СЛОВА. Да так СЛОВАМ страшно было, что они к Приставке прижимались, а некоторые из них приросли к фонарику.

Вот так и до дома добрались. Смотрит Приставка, а многие СЛОВА за время пути изменились. Так крепко к фонарику приклеились, что они превратились в НОВЫЕ СЛОВА.

С тех пор прошло много времени, а СЛОВА не забывают девочку Приставку и её волшебные фонарики, со временем они научились даже менять эти фонарики, но расставаться с ними не хотят.

Дружба Морфем.

В чудесной стране Словообразование жили-поживали морфемы: Корень, Суффикс, Приставка и Корень. Стали они спорить: кто в каком слове живет?

Решили привести слово для проверки, Выбрали - половик. Стали распределяться.

ПОЛ – корень, ОВИК, а окончания и приставки нет. Возгордились Корень и Суффикс, изменяемая часть обиделась: «Я вас всегда выручаю! Подружил со всеми падежами!»



Да и приставке это не понравилось, но она промолчала.

Стали искать другое слово, нашли «РЕЖУ». Корень есть, окончание тоже. Суффикса – нет. Обиделся он: «Я вас помогаю вам выражать свои эмоции, Могу уменьшить, могу приласкать. А вы?». А скромница Приставка, молчавшая до сего момента, робко произнесла: «Я, конечно, не возражаю, но тоже образую новое слово. Без меня не сможете ни войти, ни выйти. А вы меня не берете!»

Пошли морфемы искать нужное слово. Ходили- бродили, пока не увидели Основу, которой рассказали все.

«Я могу вас помирить. Вы все очень важны, пусть не во всех словах бываете вместе. Давайте дружить, а буду всегда с вами».

С тех пор Основа, Корень, Суффикс и Приставка крепко дружат, хотя Окончание часто на них обижается. А вы, ребята, знаете почему?

Морфема – мельчайшая значимая единица языка. В отличие от слова и предложения, которые способны употребляться самостоятельно, морфема выступает как самостоятельная часть слова и формы слова: пи-са-тель, ход-и-л-а. Слово – коммуникативная, предложение – коммуникативная, морфема – строевая единицы языка.

В отличие от фонем морфемы являются двусторонними единицами языка: у них 2 стороны – семантическая (план содержания) и фонетическая (план выражения). Прим: слово «пальто» пальт – корень и о – суффикс. Суффикс о планом выражения имеет фонему [о], а планом содержания – значение среднего рода. Чтобы полностью описать структуру морфемы, введены понятия морфы и семы . Морфа – конкретный фонетический вариант морфемы. Сема – мельчайшая единица семантической стороны морфемы. Морфемы бывают моносемными (однозначными) и полисемными (многозначными). Т.е. суффикс о в «пальто» имеет одну сему – показатель среднего рода. Прим: село флексия о содержит три семы:

1. род (средний);

2. падеж (именительный или винительный);

3. число (единственное).

Флексия – полисемное окончание, суффикс – моносемное окончание.

Существуют также:

1. нулевые морфемы – морфемы без морфы, т.е. материального (фонетического) выражения. Пример: древнерусский язык рабъ.

2. нулевые флексии добр (добра, добро)

Типы морфем: по назначению в языке морфемы делятся на: 1) корни; 2) основы; 3) аффиксы.

Корень – общая часть всех родственных слов, образующих словообразовательное гнездо. Пример: настол ьный.

Основа – общая часть слов и форм слова, находящихся в непосредственной связи. Основа выражает лексическое и грамматическое значение данного слова.

Аффиксы – в отличие от корней и основ, они имеют только грамматическое значение и не могут существовать без них (корней и основ). По положению относительно корня и основы аффиксы подразделяются на постфиксы и префиксы .

Постфиксы – аффиксы, находящиеся после корня или основы. Они делятся на: суффиксы ифлексии (окончания). Суффиксы могут быть словообразующими и формообразующими. Напр.: в русс. языке суффикс л встречается в словах мыло , затхлый, мыл. В первых двух словах (мыло, затхлый) суффикс словообразующий, в слове мыл – формирующий (мыли, мыла).

Префиксы – аффиксы, находящиеся перед корнем или основой. Префикс в школьной грамматике – приставка.

Особенно широка сфера и применения при внутриглагольном словообразовании: ходить – входить – исходить – находить – походить – переходить – сходить – уходить и т.д.

Префиксы используются и как показатели грамматических значений, как формообразующие аффиксы. В индоевропейских языках префиксация при формообразовании встречается редко. Напр.: в русском языке префиксы выражают значение совершенного вида глагола: сделать (делать), написать (писать). В немецком языке префикс ge- служит для образования причастия: gemacht (сделанный) от machen, geschrieben от schreiben. Однако в этом случае у слабых глаголов имеется не только ge , но и суффикс. В языке существуют многоморфемные и одноморфемные слова. Существительное пре-по-да-ва-тель-ни-ца состоит из 7 морфем. Много многоморфемных слов в немецком языке. Существуют морфемы – повторы : повтор (редупликация) тех или иных отрезков в рамках слов и даже повторы целых словоформ. Редупликация может выступать как средство организации слова или отдельных форм слова. Она может быть полной (повтор целой единицы или морфемы) и частичной (частичный повтор). Рассмотрим примеры: обычно это повтор слога или согласного: в детских словах (мама, папа, баба, дядя, тятя, няня); в звукоподражающих словах (гав-гав, ку-ку, динь-динь, ха-ха и производных от них куковать, хохотать и т.д.). Нем.: Mischmasch (мешанина), Wirrwarr (путаница). Франц.: pele – mele (всякая всячина), rififi (потасовка). Итак морфемы являются «строительным материалом» для образования слов.

Ответ оставил Гуру

Сказки про морфемы

Магамедханов Селим
Сказка про приставку

Приставки всегда существовали в волшебной стране русского языка.

До одного прекрасного дня все приставки были одиноки, но в этот день одна очень умная Приставка решила подружиться с другими частями слова.

Сначала Приставка подошла к Окончанию и сказала: «Давай дружить!»

Но злое Окончание отказало Приставке.

Затем Приставка подошла к Суффиксу, но и он отверг ее предложение. У Приставки осталась надежда только на Корень. И, как ни странно, Корень подружился с ней, и с тех пор они дружат.

Скородумов Андрей
Сказка про окончание

Жило-было Окончание. Оно всегда было в конце слова. Окончание всегда изменялось, меняя буквы на конце слов. И каждый год оно получало от Русского языка новые слова.

И однажды Окончанию исполнилось 11002 года, и ему попалось слово «конь». Окончание возмутилось, потому что у этого слова нулевое окончание, и пошло в суд.

В суде Окончание сказало судье, чтобы он изменил окончание слова «конь». И судья помог Окончанию. Он придумал «коня», «коню», «кони». А еще судья даровал Окончанию слово «парта». Домой окончание ушло радостным и счастливым.

Тихова Лиза
Спор приставки и корня

Как-то затеяли Приставка и Корень спор. Говорит Приставка:

Я всегда первая в слове и поэтому главная!

Нет! Я! – закричал Корень. – От меня зависит смысл слова!

Ну и что? – отвечает Приставка. – Я могу и задержать, и ускорить, и еще много чего могу! Например, было слово «едет», стало «поедет». Было «учил», стало «выучил».

Заверещал Корень:

Замолчи, Приставка, я всех главнее! Меня все уважают.

Вмешался в спор Суффикс и говорит:

Не спорьте. Вы и так главные: Приставка стоит первая, а от Корня зависит смысл слова. Успокойтесь!

И соперники помирились.

Русанова Маша
Спор частей речи

Жили-были части слова: Приставка, Корень, Суффикс и Окончание. Однажды собрались они на пеньке и стали спорить, кто из них важнее.
- Я важнее всех, без меня не было бы слов, - сказал Корень.
- Нет, ты не главный! Без меня не было бы новых слов! – возразил Суффикс.
- Я стою первой! Значит, я главная! – сказала Приставка.
- А без меня вы никто! – закричало Окончание.
Спорили они долго. Целый день. И в итоге поссорились.
Хорошо, что вовремя прилетела к ним королева страны Азбука.
- Как же вам не стыдно, части слова! Будьте дружны и сильны, преодолевайте трудности вместе!
Послушались части слова Азбуку и с тех пор больше не спорили.

Карпов Павел
Окончание

Жило-было Окончание. В своей стране оно было очень одиноко, поскольку никому не было нужно. Но однажды окончание узнало про страну, где без него грустили и хотели, чтобы оно помогло им разрешить одну трудную задачу.
И Окончание содралось в дорогу. Оно путешествовало по высоким горам, зеленым равнинам, городам и деревням, но нигде не было нужно. Через много дней Окончание пришло в маленькую деревушку, где все люди были очень грустные.
- Почему вы грустите? – спросило Окончание.
- Мы не можем найти того, кто отгадает загадку, которая изменит наш мир, - ответили люди.
- Ведите меня к тому, кто загадывает эту загадку!
И Окончание отвели в подвал одного дома. Там было красиво, как в замке. В подвале на троне восседал один старец в плаще. Он задал загадку:
- Кто сможет слово изменить по родам и числам?
- Я! – воскликнуло Окончание.
Сначала ему не поверили. Но Окончание приступило к работе. И вот слова, стали меняться! Произошло чудо!
С тех пор люди полюбили Окончание, ведь оно помогло сделать их язык точнее и красивее.

Лушникова Таисия
Сказка про корень

Однажды все части слова задумались: «Как будет обозначаться корень?» Приставка нарисовала на доске квадратную скобку. Корню это не понравилось. Суффикс написал вообще непонятно что. А Окончание предложило простую палочку.
А Корень взял мел и нарисовал полуовал. Он улыбнулся и сказал:
- Я мечтал быть таким, и моя мечта сбылась. Я самый осмысленный из всех частей слова, и пусть я буду самым кругленьким!
А потом у частей слова был праздник – буквенный пир.

Ответ оставил Гость

В царстве-государстве Лингвистическом, в городе, да во морфемике жила поживала морфема языковая. Звали ту морфему Окончанием и вечно последнею была она. И решила тогда Окончание, что надоело ей вечно в хвосте плестись и решила по другим городам попутешествовать. Собрала Окончание котомку, одела новы сапожки да рубашку новую и пошла в путь дорогу, чтобы и себя показать и на других посмотреть.
Идёт она идёт и приходит к развилке у камня указательного, а на том и написано: "Направо свернёшь в Фоноград попадёшь, прямо пойдёшь к лесу орфограмм выйдешь, а налево повернёшь до моря морфологии доберёшься, да коли назад воротишься Морфема-град увидишь". Подумала-покумекала Окончание и решила идти в лес увидать, на орфограммы посмотреть, что же это за звери такие?
Пошла прямо Окончание, долго ли коротко ли да вышла она на опушку леса дремучего,в народе Чащею Орфографическою называемой. Видит окончание сидит на опушке старушка. Подошла к ней Окончание и говорит: "Бабушка-старушка из избушки на опушки, звать меня Окончание из града, да из Морфемики, хожу брожу по свету, место своё ищу, не подскажешь ли ты как мне найти его?". И отвечала старуха: " Знаю, знаю, всё я знаю, всё ведаю, а коли не побоишься задания сложного всё тебе расскажу - молвила старая скрипучим голосом - сможешь принести мне с из моря морфологии водицы, я тебе намекну". И пошла Окончание обратно к камню, повернула у него к морю морфологии, через час пути добралась до моря, а по бурному морю плавают союзы, частицы да другие части речи. Припомнила окончание, кого знает, да и покликала их,вышли Существительные да Прилагательные на берег и спрашивают у Окончания что ей надобно, а она у них водица и попросила. Нырнуло Прилагательное в пучины моря и принесло водица Окончанию, поблагодарила он их, попрощалась и к Старухе в тот же день воротилась. Говорит тогда ей старуха: "Теперь когда водица морская есть у тебя иди в чащобу и узнаешь там у моей сестры старшой как тебе место найти, а пока держи сапоги-быстроходы, с ними ты вмиг доберёшься. Одела Окончание сапоги, сделала шажок и вот уже у другой избушки, на полянке. Сидит на пеньке у избушки Старушка, ещё древней она чем сестра её и спрашивает у неё Окончание о предназначении своём, и отвечает ей Старуха: "Ведаю да знаю, всё вижу, всё слышу, всё скажу, за воду морскую, из моря морфологического, что век мой продлит, ты Окончание хоть и последняя в слове, да не последняя по значению, хоть до Корней тебе и далеко, да без конца и началу не быть, без тебя непостоянных форм не будет, не будут изменяться слова", улыбнулась Окончание, отдала водицу и воротилась в Морфемику. С тех пор не сбегала Окончание, поняла она место своё и значение. На том и сказке конец а кто слушал - молодец

г. Меленки, Владимирская область
Ф. И. О. автора Путинцева Ирина Александровна

Место работы Средняя общеобразовательная школа №4

Должность учитель начальных классов

Контактный телефон (49247) 2 – 49 – 72

Театральные постановки

1.«Сказка про Морфемы».

2. «Изба, что терем».

3. Годовщина победы в Великой Отечественной войне.

г. Меленки – 2008 год

Театральная постановка «Сказка про морфемы»
Цель: Воспитание бережного отношения к родному языку.

Развитие речи.

Повторение и закрепление темы состав слова .

Сцена 1

(Комната. За столом у окна сидит ученик и учит правило. Перед ним учебник и раскрытая тетрадь)

Алёша: Чудесный выдался денёк!

А я учу предлоги…

Я должен твёрдо знать урок -

У нас учитель строгий!

И я шепчу, закрыв глаза,

Скрестив под стулом ноги

Что значит ПО-, что значит ЗА-.

И ЗА и ПО - предлоги.

А хорошо бы за порог

И мчаться по дороге!

Какой бы выдумать предлог,

Чтоб не учить предлоги7

И не было б проблемы

Когда бы не морфемы…

(засыпает – звучит сказочная музыка)

И снится Алёшке сон.
Сцена 2

(На лавочке 1 мальчик и 2 девочки в русских народных костюмах. Они поют частушки).

Частушки (мотив «Гавайские гитары» м/ф «приключение капитана Врунгеля»)

1 девочка : Ох, не так уж наша тема

От любви далёкая.

Про морфемы, про морфемы

Посидим поокаем.


  1. Девочка : Про любовь какую новость
Мы узнали между тем,

Что простое это слово

Состоит из трёх морфем.

Мальчик: Ох, лингвистике угодно,

Чтоб не смели мы забыть

Это слово производно,

Производно от любить.

Ой, девчата, вы последнюю новость слышали?

1 девочка : Нет!

2 девочка: А что случилось?

Мальчик: В нашем царстве-государстве беда великая приключилась! Все


морфемы между собой перессорились, переругались. Всяк сам себя

хвалит, а других хает. Лучше нас, мол, нет никого.

Вместе: Да вы сейчас всё сами увидите!
Ведущая – сказочница (авансцена): Все морфемы поначалу очень дружили и никогда

не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они

поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

И вот что из этого вышло.

Сцена 3

(Корень на троне. Рядом с ним девочки в русских костюмах обмахивают его веерами. Он грустит).

Песня корня (на мотив «песни Забавы»)

Корень: Мне как корню

Пропадают

Молодые годы зря.

Окончанья, корни, суффиксы, приставки,

Жить мешают сразу после букваря.

А я не хочу, не хочу о приставках

А я о себе, о себе хочу!

Основой, основой, хочу быть основой

Основой всех слов быть хочу!

Ведущая – сказочница (авансцена): А вот что у приставок делается!

Сцена 4

Приставки танцуют и поют (на мотив «Хоть поверьте, хоть проверьте» песня Золушки.)

Хоть поверьте, хоть проверьте,

А приставкам жизни нет.

Приставляют, убирают,

Сорок восемь тысяч лет.

Ну а корень такой строгий

Отдохнуть нам не даёт,

Всех работать нас заставит

И всё слово разберёт.

Ведущая – сказочница (авансцена): Не лучше дела обстоят и у суффиксов!

Сцена 5

Суффиксы танцуют и поют (на мотив «Помоги мне, помоги»)

Много суффиксов у слов,

Мы значенья изменяем.

Ко всему любой готов -

Слово в слово превращаем:

Был лесок, а стал лесник,

Был лесочек, стал лесище,

Только вот беда - не ищет, только вот беда - не ищет

Нас упрямый ученик.

Много суффиксов у слов.

Ведущая – сказочница (авансцена): А вот и малыши – окончания!

Сцена 6

Песня окончаний (на мотив песни Старушек – Веселушек)

Дружим мы всегда с основой

И меняем форму слова,

Нас окошком выделяй,

Проверять не забывай!

Падежи - хороши,

Окончанья подскажи,

И спряженья применяй -

Проверять не забывай!

Ведущая – сказочница: А вот уже и встретились все морфемы на лесной опушке!

Сцена 7

(Приставки и суффиксы стоят напротив друг друга и спорят).

Приставка ВЫ-: Ну как вы не понимаете! Возьмём, к примеру, слово выиграть.

Это вам не то что играть, ну и конечно не проиграть.

Приставка НА-: А написать самой, это не списать у кого-нибудь, не

переписать из книжки, не записать и не выписать.

Приставка ПРЕ-: И всё это благодаря нам , приставкам.

Приставка ПРИ-: Ну что, нужны вам после этого ещё какие-нибудь слова?
Суффикс –ОЧК-: Конечно нужны! И очень много. Мы привели сюда целую

семью слов: ЛЕС, ЛЕСОК, ЛЕСОВИК, ЛЕСНИК.

Суффикс –А-: Смотрите, как могущественны в этих словах мы, суффиксы.

Захотим и не придём совсем. И вот перед вами тысячи деревьев, тропинки, грибы, полянки или просто лес.

Суффикс –ЕНЬК-: А захотим и деревьев станет меньше. А вот уже и нет

никаких деревьев, зато вот оно, сказочное существо, доброе и волшебное. А вот человек, который живёт в лесу и охраняет его.

Суффикс –ИК-: И все эти превращения совершили мы, суффиксы.
Приставка ПРЕ-: Зато если хотят сказать про что-нибудь что оно очень-очень,

ну просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки.

Приставка НА-: И тогда говорят не огромный, а преогромный,

не хорошенький, а прехорошенький и вообще просто прекрасный.

Так что да здравствуем мы, приставки!
Суффикс – ОЧК-: А зато суффиксом можно приласкать и сказать не мама,

а мамочка!

Суффикс – ЕНЬК -: Не Оля, а Оленька!
Приставка ПРИ-: А без приставок можно только ласкать, а приласкать нельзя.
Суффикс - А-: А без суффиксов нельзя ни ласкать, ни приласкать.
Ведущая – сказочница (авансцена): Спорили приставки и суффиксы спорили,

чуть не подрались. Спасибо вовремя корень вмешался и встал меду ними.

Сцена 8

Корень: Что это вы тут раскричались, расшумелись! Вы попробуйте хоть вместе,

хоть порознь без меня, без корня, что-нибудь сказать.

(Пробуют все вместе назвать себя…)

Хором: Не получается!
Корень: За то что вы здесь раздор учинили, никогда друг друга не увидите,

Таня: Эх, плясали мы, плясали!

Ваня: Наши ноженьки устали!

Таня: Лучше мы пойдем домой.

Ваня: (к ребятам) В гости вас зовём с собой.

Учитель: Ну что, пойдем, ребята?

Дети: Да!

Учитель: Тогда в путь! Таня и Ваня приведут вас по дорожке прямо к своему дому.

По дорожке по лесной,

По тропинке луговой,

Вдоль рощицы зеленой,

В гости мы пойдем с тобой

В дом под старым кленом.

(Останавливаются. Демонстрируется часть макета внешнего убранства избы или большой рисунок, иллюстрирующий внешний вид русской избы.)

Учитель: Вот так дом-домок! Точно терем-теремок!

Ставенки резные, Двери расписные!

Осмотрите всё кругом, Это чудо, а не дом!

И перильца на крыльце, И узоры на венце.

А на крыше – петушок. Золотистый гребешок.

Песни Петенька поёт, В светлу горницу зовет.

А тут и хозяин с хозяйкой нас встречают.

Как гостей дорогих привечают.

(выставляются игрушки хозяина с хозяйкой)

Давайте и мы им доброе слово скажем.

Дети: - Здравствуйте, хозяин!


  • Здравствуйте, хозяйка!

  • Посмотрели мы на дом!

  • Не нашли изъянов в нем!

  • Расписные ставенки!

  • Широка завалинка!

  • А крылечко – просто АХ!

  • Весь залобок в кружевах! (показывают то, о чем говорят)

  • Жить не скучно в таком!
(вместе) - Кто ж построил чудо – дом?

Учитель: (небольшая пауза) молчит хозяин. Скажу вам по секрету, ребята, это он сам построил, а молчит потому, что скромный мастер.

Давайте еще разок посмотрим на этот чудо – дом!

Осенние дни! А совсем как весной

Играют лучи на резьбе кружевной.

В селе в этом окна и створки ворот

Узорной резьбой украшает народ.

От дедов к потомкам пришло, как родство.

Простое и мудрое мастерство.

А мы с вами знаем много пословиц и поговорок, сложенных в народе о трудолюбии.

Дети: Дело мастера боится.

Без дела жить – только небо коптить.

Есть терпенье – будет и уменье.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Учитель: Вот так из маленьких дел и складывалось большое: строился этот

красивый дом. А теперь давайте в горницу войдем, посмотрим, что там

интересного.

Дети: - Чисто в горнице, светло.

Солнце смотрит сквозь окно


  • На окне цветочки в расписных горшочках.

  • Вышитые шторки в складку, в переборку.

  • На столе скатёрочка - плетеная оборочка.
Таня: (берет со стола солонку, показывает всем)

Вот эту солонку вырезывал дед.

С резьбою посуда – сытнее обед.

Ваня: Всегда здесь водица была хороша,

А много вкусней из резного ковша. (показывает)

Дети: Вот блюдо с узором, а это ларец.

Работа такая, хоть ставь во дворец!

Резной подлокотник, чтоб локтю лежать,

Чтоб глазу смотреть, а душе ликовать.

Чтоб всюду родная была красота.

Ребенок: Посмотрите, а печка – то, печь!

Заняла половину избы!

А в ней можно пирожные печь?

Для чего её топите вы?

Таня: Печка в доме всех главней!

Пироги пекутся в ней,

Хлеб печется и ватрушки,

Булки, пряники и плюшки.

Щи в ней варятся и каша.

Ваня: Вместо бани печка наша.

Её нужно протопить, от сажи всё чело отмыть

Да соломы постелить, Да заслонкою закрыть.

Вот тогда в печь полезай, С нами париться давай!

Пар – то он полезный – Спасает от болезней.

Таня: А ещё на печке спят.

В печурках варежки хранят.

А для маленьких ребят

Носочки теплые лежат.

Ваня: Коль морозец на дворе –

У печки ты всегда в тепле.

Не сдуют вьюга и пурга

Тепло родного очага.

Ребенок: А кто же чудо – печь сложил,

Кто мастерство в неё вложил?

Кот сделал ровным свод печной

И выложил чело с трубой?

Украсил печку изразцами?

Ваня: (смущаясь) Мы сделали всё с батей сами…

Учитель: На славу хозяин – мастер потрудился. Не только дом, но и всё в доме сделал своими руками! Дом – полная чаша.

Ребенок: Чистота везде, уют! Неужели здесь живут

Лишь хозяин молодой, Да с хозяйкой золотой?

Учитель: Сейчас мы у Тани и у Вани спросим…

Таня: Нет, нас много здесь живет,

Все ушли на огород:

Осень всё же на дворе.

Убирать всё по поре.

Учитель: А кто же ещё живет в этом уютном и красивом доме?

Ваня: В доме? Вся наша семья:

Мама, папа, Таня, я,

Дедушка, да бабушка,

Да сестра Варварушка,

Да братишка Лёшка,

Да брат большой Тимошка.

Дети: Неужели так много?

И как вы живете? Не ссоритесь?

Ваня: А зачем нам ссорится? Если дело спорится!

Днём у всех свои заботы.

Только вечер – за ворота:

Вдоль по улице гулять,

Петь, плясать, в лапту играть.

Таня: Мы живем здесь дружно,

И ссорится не нужно.

Папа в поле,

Мама в доме,

Все им помогают.

Кто прядёт, кто вышивает,

Скучно не бывает.

Учитель: Вот так дом, ну и дом!

Никогда не скучно в нём!

Дружно люди здесь живут,

И всему основа – труд.

(пишет на доске слово ДОМ)

Маленькое слово – дом,

Ну а сколько смысла в нем:

Дом, как жилище, И дом, как семья,

Дом, как вся жизнь человеческая.

Пусть будет он маленький (демонстрируется фото или иллюстрация),

Пусть будет большой (демонстрируется фото или иллюстрация),

Каким бы он ни был, Дом твой родной.

Сберечь ты обязан дома тепло,

А руки твои пусть творят лишь добро!

Вот на этом мы, пожалуй, и закончим наше путешествие по дому Тани и Вани.

Давайте скажем им спасибо!

Таня и Ваня: Пожалуйста!

Таня: До свиданья, еще приходите!

Ваня: И друзей своих с собой приводите.
Учитель: Мы с вами тоже на славу потрудились. Узнали как называют различные части русской избы, как оформлена она изнутри. Да и сами свой дом «построили».

Давайте ещё раз полюбуемся нашими домиками. Из них получилась целая деревушка. Пусть плоскостные домики служат украшением нашего класса в этом учебном году. Мы сделаем из них настенное панно. А объемные давайте подарим детскому саду. Пусть малыши тоже полюбуются такой красотой и лучше узнают деревню – деревянный мир.


Литература:

  1. Жизнь человека в русском народном фольклоре.
2 выпуск. Детство, Отрочество.

М; «Художественная литература» 1994 год


  1. Суворина Е. «Деревянный конёк»
М; «Советская Россия» 1959 год

Торжественная линейка, посвященная годовщине

(Общешкольное внеклассное мероприятие)

Вед 1: Внимание школа! Начинаем торжественную линейку,

посвященную … годовщине Великой победы над фашизмом!

Вед 2: Каждый год наш народ кланяется подвигу людскому, каждый год

вспоминают люди ужасы той войны и безмерное мужество

Вед 1: Июнь… Клонился к вечеру закат.

И белой ночи разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.


Вед 2: Июнь… Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится она лишь в 45-м в мае.

________Мелодия «Риорита» _____________________

На фоне мелодии к сцене из присутствующих на линейке выходят 3 группы людей, участвующих в сценарии. Одна за другой, меняясь, они подходят к микрофону.


  1. (Молодой офицер с женой и дочкой)
Он: Ну вот, нам дали новую квартиру,

Теперь ты можешь диссертацию писать.

А я куплю, пожалуй, пианино

И выучу дочурку сам играть.

Она: Как хорошо! Ведь завтра воскресенье –

Не нужно в полседьмого мне вставать…

Я принимаю важное решенье!

Мы вместе завтра в парк идем гулять.


  1. (2 студента – футболиста)
1-й: Ты не забыл, что завтра матч футбольный

И собирается футбольная братва?

Я думаю, что будут все довольны,

Ведь выиграть давно уже пора.

2-й: Я помню. Бутсы новые купил.

И форму мама нынче постирала.

А ты? Скажи, билеты доучил?

А то, смотри, не избежишь провала!


  1. (юноша и девушка – вчерашние школьники)
Дев: Давай посадим дерево с тобой,

Давай оставим на земле цветок.

Как вихрь пронесся этот выпускной,

Взамен оставив тысячу дорог.

Юн: Уеду я в далекую тайгу

Тебе же нужно в институт свой поступить.

Мы выбрали уже свою судьбу,

Лишь только вечер нам осталось вместе быть.

Все 6 человек под музыку встают в строй, надевают пилотки.


Вед 1: (на фоне музыки) Сорок первый! Июнь.

Год и месяц борьбы всенародной.

Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя.

Вед 2: Поднималась страна

И на фронт уходила поротно,

Кумачовые звезды на полотнах знамен унося.

Вставшие в ряд бойцы читают стихи.


  1. Пламя ударило в небо –
Ты помнишь, Родина.

Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»

Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.

Просто был выбор у каждого:

Я или Родина!

Самое лучшее и дорогое – Родина.

Горе твоё – это наше горе – Родина!


  1. За каждый колос опавший
С твоих, Отчизна, полей,

За каждый волос, упавший

С головок наших детей,

Слетающий с братских губ,

Отплатим мы око за око,

Отплатим мы зуб за зуб.


  1. Не быть рабыней отчизне,
И нам рабами не быть!

За счастье свободной жизни

Не жалко голов сложить.


  1. Отсюда наше бесстрашье
Начало своё берёт.

Священна ненависть наша

Расплаты близок черёд!


  1. Нет краше, страна родная,
Счастья, тебе служить.

Идем мы, смерть презирая,

Не умирать, а жить!

Под военный марш офицер командует и уводит новобранцев.


Вед 1: Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,

Все, кто кровью собственной породнился с ней.

Шла война великая, шла война кровавая

Вед 2: Нас война отметила метиной особою,

В жизни нет и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою –

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Вед 3: Наградила нас она фронтовым содружеством

Не было содружества крепче и родней.

Под огнём, под пулями закалялось мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Вед 4: Сколько горя вынесло наше поколение,

Каждый день теряли мы фронтовых друзей,

Каждый день, задумайтесь, день поминовения,

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

Вед 5: Нами было сделано всё во имя Родины,

И ещё послужим мы Родине своей,

Всё теперь под силу нам, если нами пройдены

Тысяча четыреста восемнадцать дней.


Песня « Шёл солдат». Исполняет девушка в военной форме.
Почтальон: Ну и почта! Целый килограмм!

Груда писем, может есть и вам?!

От сестер, от братьев, от невест!

Сколько их из самых разных мест.

Они долгожданные, нужные,

Есть счастливые, есть очень грустные.

Как трудно те письма вручать,

И страшно порой получать…

И все своего адресата найдут –

Ведь где-то давно и долго их ждут.

Мальчик: (стоит в рядах учащихся, присутствующих на линейке, кричит и выбегает

к почтальону на сцену)

Подождите! Подождите! Я папе письмо написал! Передайте ему!(читает)

Здравствуй, папка! Ты опять мне снился,

Только в этот раз не на войне.

Я немножко даже удивился –

До чего ты прежний был во сне.

Прежний – прежний, ну такой же самый,

Точно не видались мы два дня,

Ты вбежал, поцеловался с мамой,

А потом поцеловал меня.

Я принес тебе те два осколка,

Что нашел недавно у ворот,

И сказал тебе: «А скоро ёлка!

Ты приедешь к нам на Новый год?»

Я тебя, конечно, поздравляю

И желаю вовсе не болеть.

Я тебе желаю-прежелаю

Поскорей фашистов одолеть.

Чтоб над всем таким большущим миром

Днём и ночью был весёлый свет…

Поклонись бойцам и командирам,

Передай им от меня привет.

Пожелай им всякую удачу,

Пусть идут на немцев, как один…

Я пишу тебе и чуть не плачу,

Это так… от радости… Твой сын.

Почтальон: Это письма из дома. Они придавали бойцам сил, поднимали их в атаку,

вели долгими и трудными дорогами войны. А письма с фронта…

Они были разными.

Вальс «Тучи в голубом». (Исполняет девушка в военной форме. Новобранцы танцуют.


(вальсирующие пары выстраиваются в ряд, зажигают свечи памяти, зачитывают отрывки из писем на фоне музыки)

  1. Это последнее моё письмо. Сегодня шестой день войны. Мы остались вдвоём – я и Пашка, сидим в изуродованном танке, жара невыносимая. (свеча гаснет)

  2. Милая моя мамусенька, сегодня получила твоё письмо с фотографией. Я то и дело достаю её из кармана гимнастёрки. Я после ранения осторожнее стала.
А насчёт денег не беспокойся, они мне только после войны понадобятся – платьице купить. (свеча гаснет)

  1. Здравствуй моя Варя. Нет, мы не встретимся с тобой. Из трёх танкистов остался я один. Танк подбит. Вокруг немцы. (свеча гаснет)

  2. Вы не грустите, я рада от сознания, что пусть ценой своей 19-летней жизни, но приблизила час великой победы. Будем жить! (свеча гаснет)

  3. Доченька, мама тебе всё потом объяснит. А папа будет биться с врагом до последней капли крови, чтоб с тобой не поступили так, как с этим васильком.

  4. Не плачь, мама! Я смерти не боюсь, ты получишь письмо, а меня уже не будет на свете. А как бы хотелось посмотреть, какая будет жизнь после войны…
(Каждый гасит свечу после своих слов)

Звучит реквием.

Вед1: Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим.

Вед2: Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

Вед1: Объявляется минута молчания.

_________________________________________________________________________.

Вед1: Гирлянду памяти возложить!

________________________________________________________________________.


Вед2:

Всё то, что временем военным нам завещано.

И ходит по земле времён мотая нить

Босая память – Маленькая женщина.

Под музыкальное сопровождение в голубой тоге появляется в окружении журавликов (дети начальной школы) память.

ПАМЯТЬ: Помните! Через века, Через года,-

Помните! О тех, Кто уже не придёт никогда,-

Помните! Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!

Люди, покуда сердца стучатся,- помните!

Какою ценой завоёвано счастье,-

Пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полёт,- помните!

О тех, кто уже никогда не споёт,-помните!

Встречайте трепетную весну, люди земли,

Убейте войне, прокляните войну, люди земли!

Мечту пронесите через года и жизнью наполните!

Но о тех, кто уже не придёт никогда, помните!

Заклинаю, помните!

(Журавлики исполняют небольшую танцевальную композицию вокруг Памяти в конце которой к ногам Памяти выкладывают гвоздики, а сами приседают)
ПАМЯТЬ: И чтобы снова на планете не повторилось той зимы

Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть. Она как сила нам нужна…

Дети-журавлики: Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны. (произносят по строчкам, вставая)

Земля, проснись. Планета земля.

И замри хоть на миг на рассвете.

Ты услышишь, как ластится ветер.

И звенят колокольчики – дети.

(отходят вглубь сцены, освобождая место.)

Финальная танцевальная композиция: «Мир нужен взрослым, Мир нужен детям, мир нужен всем!»

Вед1: Слово для поздравления предоставляется директору нашей школы
Вед2: Р ебята! Вручите цветы ветеранам!

Дорогие ветераны!

Желаем вам здоровья, счастья,

Пусть сбудутся ваши мечты.

И с искренней нашей любовью

Примите живые цветы.


Торжественная линейка, посвященная Дню Победы объявляется закрытой.

(Звучит песня «День Победы»)