Легенды крыма. Легенды: О происхождении Бахчисарая; Как возникла Ялта Легенды о крыме

Прекрасная, душистая природа Крыма, многовековая и трагическая его история, в которой переплелись пути многих народов и племен нашей Родины, в которой отразилась их героическая борьба против иноземных захватчиков, «им же несть числа»,- все это не могло не привлечь внимания поэтов, художников, композиторов…

Два великих поэта славянства — Пушкин и Мицкевич — воздали должное в своем творчестве крымской теме. Крымский пейзаж, жизнь людей этого солнечного полуострова подсказали не одну вдохновенную страницу Максиму Горькому, Лесе Украинке, Михаилу Коцюбинскому, Александру Олесю, Владимиру Маяковскому.

Широко отразилось прошлое Крыма и в творчестве безымянных народных поэтов, в фольклоре. Сам воздух Крыма, его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады, виноградники, я бы сказал, дышат поэзией, навевают легенды, сказки, песни.

История Крыма неотъемлема от истории древней Руси, позже — от истории Украины и России.

Для Украины казацких времен крымские города были связаны со страшным словом неволя, с татарскими набегами на мирные селения, а также с прославленными походами против турецко-татарских поработителей. Отражение событий того времени мы видим во многих гениальных строках Тараса Шевченко.

Народ России явил бессмертные патриотические подвиги в дни русско-турецкой войны 1853-1856 гг. Подвиги эти также отразились в многочисленных литературных произведениях, среди которых на первое место нужно поставить беспредельно правдивые «Севастопольские рассказы» Льва Толстого. С. Н. Сергеев-Ценский, которого заслуженно можно назвать певцом Крыма и который был сыном одного из защитников Севастополя во время этой войны, посвятил ей трехтомный роман «Севастопольская страда», пользующийся большой популярностью у наших читателей. Крепко связаны с Крымом жизнь и творчество незабвенного П. А. Павленко.

На этом сайте собраны, конечно, только часть крымских легенд и преданий, чудесных по своей простоте и внутренней правдивости. В этих произведениях много фантастики, иногда в них действуют колдуны и колдуньи, сверхъестественные силы… Но главное действующее лицо в них — народ, трудовой народ с его мужеством, великодушием, благородством. Верность родной стране и родному народу, девичья чистота и неизменная любовь воспеваются в легендах о далеком и близком прошлом Крыма, с которым так уместно знакомит нашу общественность Крымское издательство.

Думаю, что наши фольклористы, приветствуя появление «Легенд Крыма», с самым пристальным вниманием будут дальше собирать и изучать народные произведения, посвященные этому дивному полуострову.

История крымской земли насчитывает тысячелетия. Одни народы приходили в этот благодатный край, другие исчезали, города меняли названия и население, менялся язык, на котором разговаривали люди. Восстановить, как всё было на самом деле очень трудно, а зачастую и невозможно. Греки сменялись генуэзцами, генуэзцы турками, татарами, украинцами, русскими.... Каждый народ, который приходил, оставлял здесь свою часть культуры, создавал кусочек истории Крыма. Мифы и легенды очень распространены в Крыму, ведь каждая скала, каждый камешек и каждая песчинка Крыма имеет длительную историю, рассказанную и пересказанную много раз разными людьми и разными народами. Одно и то же событие или явление может иметь несколько легенд его описывающих. Порой это совершенно неправдоподобные сказки, которые вызывают у современного человека только лёгкую улыбку, а порой они так похожи на правду, что готов поверить в рассказанную легенду как в истину. Но все они имеют право на жизнь: ведь главное в легендах и мифах не фактическая, а, именно, художественная составляющая. Та самая выдумка, которая раскрашивает даже самое серое и скучное явление яркими красками. Прикоснёмся же и мы к Крымским легендам и крымским мифам, сколько бы лет им не было, кто бы их не сочинил, и какими бы фантастичными, или, наоборот, достоверными они не казались....

Демерджи - гора-кузнец

Демерджи или гора-кузнец встречает гостей Крыма уже на пути из Симферополя в Алушту - она все время видна с левой стороны, а выдающаяся в сторону моря скала напоминают женскую голову. Часто можно услышать, что это голова царицы Екатерины II, но местная легенда называет совсем другое имя - Мария. Эта история произошла в настолько далекие времена, что даже народная молва не в силах назвать не только год, но и век. Тогда на землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи - тогда она называлась Фунна ("Дымящаяся") - "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. А заправлял всем жуткого вида кузнец, которого боялись даже его соратники. От дыма и жара кузницы гибло все живое вокруг - люди, животные, растения, да, казалось, и сама земля. Взмолились местные жители - попросили кузнеца не губить их, отправили к нему делегацию уважаемых людей, но он убил послов. И тогда к нему отправилась местная девушка Мария - она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Однако он, соблазнившись красотой и молодостью девушки, решил оставить ее на горе, сделав своей наложницей. Мария оттолкнула насильника, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец схватил один из только что выкованных кинжалов и убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору - на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни (сейчас эту "скульптурную группу" называют "Долиной привидений"), а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову - память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.

Медведь-гора

А эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак - старый и грозный. Днем хищники уходили на охоту, а вечером возвращались в свое логово. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом - маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, - у девушки был прекрасный голос. Шли годы, девочка выросла и превратилась в настоящую красавицу. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах - чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась. В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.

Скалы Адалары

Адалары, скалы-близнецы у берегов Гурзуфа, издавна будоражат фантазию местных жителей, которые сочинили о них поучительную легенду. В давние времена, гласит она, в замке на Медведь-горе жили братья близнецы - князья Петр и Георгий. И был у них наставник, старый Нимфолис, слывший колдуном и во всем помогавший братьям и на поле боя, и в мирной жизни. Однажды ночью пришел он к Петру и Георгию проститься: "Ухожу я. Не уговаривайте остаться, не моя на то воля. Оставляю вам подарки, они помогут вам узнать, как устроен этот мир, но помните об одном условии - никогда не пользуйтесь ими в корыстных целях". И исчез Нимфолис, как будто бы и не было его, только на столе остались два прощальных ларца. В одном оказался жезл, с помощью которого можно было опускаться в морскую пучину, в другом - крылья, позволяющие подниматься в небеса. Прошли годы, притупилась печаль братьев по их наставнику, а вот подарками его они пользовались часто, поражая потом знакомых рассказами о том, что видели на морском дне и небе. А потом решили братья жениться, и нашли в далеком городе двух сестер-близнецов - писаных красавиц. Налетели Петр и Георгий на город, перебили всех его жителей, а полюбившихся им девушек взяли в плен. Не простили им этого сестры - не смогли полюбить братьев. И тогда те, позабыв о завете старого Нимфолиса, решили поразить их своими невиданными возможностями. В первый день привязали они к повозке волшебные крылья, посадили в нее сестер и взлетели, поднимаясь все выше и выше. Казалось, еще немного и они могут рукой коснуться солнца, но тут раздался грозный голос Нимфолиса: "Назад!" Испугались братья и поворотили коней, чем вызвали презрение сестер: "Недостойны вы нас, не мужчины вы, а зайцы трусливые!" На второй день повезли братья сестер к морю. Но стоило им опуститься на дно, как явился перед повозкой невидимый для сестер Нимфолис и повторил свой приказ: "Назад! С корыстью спустились вы в глубину, погибнете сами и погубите других!" Но, помня о вчерашней реакции сестер, братья только сильнее нахлестывали своих коней. Разгневался царь морской и убил и братьев, и сестер. Но, не имея возможности быть вместе при жизни, соединились они после смерти в камне - превратились в скалы-близнецы Адалары. Уже много веков стоят они в море перед Гурзуфом, напоминая, что еще никому не удавалось завоевать любовь силой.

Как возникла Ялта

Греческий корабль, который плыл по Черному морю в поисках новых плодородных земель, попал в страшную бурю - чего еще было ждать от Понтоса Аксиноса - Негостеприимного моря - как называли его в Древней Греции. Корабль бросало по волнам, как щепку, и вскоре выбившиеся из сил моряки потеряли надежду на спасение и обреченно ждали гибели. А когда буря стихла, на море опустился такой густой туман, что за два метра уже не было видно ничего даже на палубе - никто на корабле не знал, в какую сторону света движется корабль. Так он и скитался по морю, пока у плывших на нем людей не кончились запасы еды и питья. Теперь уже смерть казалась людям неизбежной. Но когда отчаяние охватило путешественников, туман рассеялся, выглянуло солнце и вдали показался берег - долина с изумрудной зеленью и прозрачными реками и ручьями, защищенная от северных ветров чашей высоких гор. "Ялос!" - радостно закричал дозорный. Высадившиеся на сушу моряки основали поселение, которое назвали Ялос, что по-гречески означает "берег" - так возник один из самый красивых крымских городов, Ялта.

Бахчисарайский фонтан

Фонтан любви, фонтан живой, принес я в дар тебе две розы" - наверное, нет человека, который не знал бы эти пушкинские строки. С фонтаном Бахчисарайского дворца связана красивая старинная легенда о хане Крым-Герае. Говорят, более жестокого человека, чем он, эта благодатная земля и не видывала. Когда он совершал набеги, под ногами его воинов горела земля, много человеческих жизней было на его совести, но сам хан не знал ни жалости, ни раскаяния, ни любви. Однако рано или поздно любой человек стареет, состарился и жестокий Крым-Герай - по иронии судьбы именно в этом время в его сердце, которое окружающие считали каменным, постучалась любовь. Это случилось, когда в гарем хана привезли новую невольницу - девочку-подростка Диляру. Она не ответила на пылкие чувства хана, но это не помешало ему полюбить ее больше всего на свете. Но недолго прожила Диляра в неволе - говорят, любимую жену хана отравили ревнивые соперницы, после чего Крым-Герай впал в жестокую тоску. Он похоронил возлюбленную в роскошном мавзолее, построенном на садовых террасах, а около него повелел соорудить фонтан, который рассказал бы о том, какими слезами способно плакать мужское сердце. Позднее фаворит Екатерины II, Григорий Потемкин, приказал перенести фонтан во внутренний дворик Хансарая, где его сейчас и могут увидеть все желающие.

Кара-Даг - Черная гора

Согласно старинной легенде, когда-то на Кара-Даге - Черной горе - жил одноглазый великан-людоед. Днем он спал, а как только солнце садилось, выходил из своего убежища и оглашал окрестности устрашающим ревом. От него срывались в горах камни, начинался ураганный ветер, а люди в ужасе прятались по домам. Чтобы задобрить чудовище, самые смелые мужчины отводили к подножию жертву быка или пару овец. Насытившись, великан замолкал до следующего вечера. Но каждую осень, когда наступало время свадеб, людоед требовал невесту и для себя. Местным жителям ничего не оставалось, кроме как, выбрав одну из девушек, отводить ее на Кара-Даг и оставлять на скале. Так продолжалось много лет, но люди продолжали терпеть издевательства чудовища, потому что не знали, как от него избавиться. Но нашелся юноша, сильный и смелый, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Прекрасным весенним вечером он отправился на Кара-Даг и запел старинную песню о любви. И получалось у него так красиво и задушевно, что даже людоед вылез из своего убежища - послушать. А когда песня кончилась, попросил: "Спой-ка мне еще раз, у меня весеннее настроение - хочу послушать про любовь". "А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? - спросил у него юноша. И, услышав утвердительный ответ, сказал: "Завтра я приведу ее к тебе". На следующий день юноша пришел на Кара-Даг вместе со своей невестой Эльбис. "Эй, великан, - смело крикнула она, хотя сама так и дрожала от страха - посмотри на меня - сейчас я пошлю тебе любовь!" Эльбис была настолько красива, что великан, чтобы получше ее рассмотреть, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел было кинуться на своих обидчиков, да поскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро все стихло. Утром люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что Черной горы больше нет - она рухнула, похоронив под своими обломками страшного людоеда, а на ее месте появились зубчатые скалы, напоминавшие средневековый замок. А о тех страшных событиях сегодня напоминают только остатки сокровищ великана - камешки сердолика, которые до сих пор можно найти в этих местах.

Мисхорская русалка

В те времена, когда Крымом правил турецкий султан, жил в деревеньке Мисхор крестьянин Абий-ака. Единственным богатством этого человека была дочь - красавица Арзы. Целыми днями девушка работала, помогая отцу по хозяйству, а по вечерам приходила к фонтану на берегу моря - набрать в медный кувшин воды. Там и увидел ее старый купец Ала-Баба, и возник в его голове чудовищный план - он решил похитить Арзы и продать ее в рабство на рынке в Стамбуле. Шло время, Арзы просватали за парня из соседнего села - на их свадьбе гуляли все односельчане. Вечером загрустившая невеста решил в последний раз сходить к своему любимому фонтану - посидеть на его камнях, попрощаться со своей девичьей жизнью. Там и подстерег ее Али-Баба. Прибежал жених Арзы к прибрежному фонтану, но было поздно: в то время как он, разыскивая невесту, бегал по окрестностям, девушку уже везли на корабле в Стамбул, где продали в гарем самого султана. В гареме Арзы родила сына, а спустя несколько дней, в годовщину своего похищения, поднялась с младенцем на руках на самую высокую башню султанского дворца и бросилась вниз - в мутные воды Босфора. В тот же вечер грустная русалка с ребенком на руках вышла на берег у Мисхора. Она подошла к фонтану, который неожиданно стал бить гораздо сильнее, умылась, посидела около него, с тоской глядя на родное село, и снова ушла в море. С тех пор, утверждают местные жители, раз в год фонтан "оживает", а на берег выходит русалка с ребенком на руках, чтобы, спустя час, снова уйти в море - до следующего года.

Девичья башня в Судаке

Девичья башня в Судаке хранит легенду о гордой дочери греческого архонта, полюбившей простого пастуха. К ней сватались лучшие женихи Тавриды, но она неизменно оставалась холодна к их мольбам, мечтая о любви бедного юноши. Узнав об этом, архонт приказал схватить пастуха и бросить в глубокий каменный колодец, где тому предстояло умереть мучительной смертью - от голода и холода. Прошло несколько дней, прежде чем девушка узнала о печальной судьбе своего возлюбленного. Действуя, где уговорами, а где и подкупом, она сумела его освободить и привести в свою комнату. Обнаружив это, взбешенный архонт поначалу хотел убить пастуха, но потом передумал и велел придворному врачу его вылечить - в голове отца созрел хитрый план. Когда юноша выздоровел, он сказал, что хочет отправить его в Грецию с важным поручением. "Через год корабль вернется, - сказал он дочери, - если твой возлюбленный не изменит тебе, ты увидишь на мачте белый флаг. Если же его там не окажется, значит, он не достоин тебя, и ты выйдешь замуж за того, на кого я тебе укажу". Девушка осталась ждать на берегу, не подозревая, что отец приказал убить пастуха еще по дороге в Грецию, а тело выбросить в море. Но когда по прошествии года на горизонте появился корабль, на мачте которого не было белого флага, она обо всем догадалась. Дочь архонта попросила подать ей лучшие одежды и драгоценности, надев которые она поднялась на самый верх самой высокой башни отцовского дворца и, подойдя к просвету между ее зубцами, шагнула вниз. С тех пор ту башню люди называют девичьей.

Элькен-Кая - Каменные парусники

Скалы у южного побережья Керченского полуострова - настоящее чудо природы: невозможно представить себе как они попали в прибрежную зону, ведь они находятся на расстоянии четырех километров от берега. Одной из версий можно считать старинную легенду о богатом купце Ерги Псарасе, жившем когда-то в Пантикапее (нынешняя Керчь). Все было у Псарася - и богатые товары на многочисленных складах, и самый роскошный в городе дом. Был у него и молодой красавец-сын, с матерью которого он когда-то расстался, бросив ее на произвол судьбы. Ерги нашел для юноши завидную невесту - дочь богатого купца, но тот давно любил другую - женщину, которая жила в дальней деревне и была гораздо старше юного Псарася. Он полюбил ее, как только увидел, она же, глядя на молодого любовника, вспоминала сына, которого когда-то отобрал у нее муж - бедный рыбак. Однако отец уже торопил сына со свадьбой, он приказал ему плыть в Кафу, нынешнюю Феодосию, - к невесте. Когда корабль был уже в море, Псарасю принесли письмо от сына - в нем он признавался, что не смог предать свою любовь и навсегда уезжает со своей возлюбленной в дальние края. Взбешенный отец приказал поднимать паруса другого, давно отслужившего свое, старого корабля - он хотел во что бы то ни стало догнать сына. Его не испугала даже поднявшаяся на море буря, швырявшая огромный парусник по волнам, как маленькую утлую лодку. И не выдержал старый корабль, дал течь. В это время сверкнула молния, и буквально в нескольких метрах от себя Ерги увидел палубу второго корабля, а на ней - своего сына и женщину с золотыми волосами, которая когда-то была с ним. "Опомнись, сын, - что было силы крикнул он, - она - твоя мать!" В это время грянул гром, который сотряс не только небо, но и землю, и корабли исчезли в морской пучине навсегда. А когда шторм утих, люди увидели далеко в море две скалы, напоминающие парусники (их так и назвали Элькен-Кая, что в переводе означает "каменные парусники"), один из которых как будто бы догоняет другой. "Видимо, не услышал отец сына, - говорят местные жители, - до сих пор от него убегает".

Кизил - шайтанова ягода

Эта легенда гласит: когда Аллах сотворил мир, люди и животные кинулись распределять между собой растения. Пришел и хитрый Шайтан. "Ну, а ты чего хочешь?" - спросил у него Аллах. Тот хитро прищурился и сказал: "Отдай мне кизил". "Забирай", - сказал ему Аллах, и Шайтан аж подпрыгнул от радости: он видел, что кизил зацвел раньше всех других деревьев и кустарников, а значит, и урожай даст прежде других. А первые ягоды - самые дорогие, повезет их Шайтан на базар, продаст и много денег выручит. Но просчитался хитрец. Лето прошло, а кизил, хоть и покраснел, все равно оставался твердым и терпким. Плюнул Шайтан от злости и сказал людям: "Берите его себе, мне он не нужен". Осенью люди пошли в горы и, собирая почти черные, очень сладкие ягоды, смеялись над Шайтаном: надо же, как он просчитался! Разозлился Шайтан и решил отомстить людям. На следующий год он сделал так, что кизила уродилось вдвое больше положенного. Но солнце, истратив на него все свое тепло, истощилось, и вслед за осенью наступила суровая зима с сильными морозами и холодными ветрами. С тех пор в Крыму существует примета: большой урожай кизила - к лютой зиме.

ЛЕГЕНДЫ КРЫМА

(уч.Рыбальченко С.Р.)

1.Крым-сон волшебный на яву, который длится бесконечно. Здесь рай земной, здесь вдохновенье, кладезь дивных впечатлений. Здесь изменяет бег свой время, природа неземным лицом вам скажет: «Создан Крым творцом, как иллюстрация эдема». Образ дивной Тавриды, сфинксов белых ущелий, вознесенных под небом руины неземных городов.

2. В чем же заключаются основные различия между легендами и сказками? (Слайд3)

Сказки

- Неопределенность места и времени;

- персонажи- лишенные индивидуальности; -природа- заметны черты обожествления

Легенды

Историческая и географическая

конкретность описываемого;

Персонажи- конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями;

Природа обожествляется

3. « О сборниках «Легенды Крыма »нам расскажет _______________________(слайд 4)

Первый из сборников «Легенды Крыма» вышел в 1913 году в Москве, второй - в 1915 году в Москве, третий - в 1917 году в Одессе.

В 1958 году появляется изданный в Симферополе на украинском языке сборник «Крымские

легенды». Составителями сборника стали Р. Дуль и В. Шляпочников.

В 1959 году - издаётся сборник «Легенды Крыма» составленный Д. Ш. Прикордонным.

Украинский поэт M . Ф. Рыльский писал: «…источником творчества, известных авторов - сказителей легенд, является «сам воздух Крыма,его живописные горы, его прибрежные скалы, его рощи, сады и виноградники...»

4. (Слайд 5). «Нет во всем мире уголка теплее, чем родной дом, родная земля, которая богата преданиями.»

«Проходят века, а предания живут. С былью переплетаются небыли. Заглянем в глубь веков, познакомимся с легендами Крыма»

5. Цель нашего урока:

- воспитывать патриотизм, гражданственность и любовь к малой родине, -углубить знания учащихся об историческом наследии Крыма.


- формировать духовные качества, направленные на сохранение исторических памятников и преемственности поколений.

6. Благодатна крымская земля, многие народы живут в Крыму и хочется произнести торжественные слова, в которых бы говорилось о красоте и величии нашей земли: стихотворение Исмаила Гаспринского « Крым»

Зовут его зеленый рай под Чатыр Дагом вечным

Сады его из края край, а степи бесконечны.

Весной ручьи дарит яйла, как чудны их потоки.

А летом над страною роз с утра до ночи птицы,

Все славят винограда гроздь, и золото пшеницы.

Яйла и степь, степь и яйла повеют ветром рая,

напомнят древность Карасу и мощь Бахчисарая.

(слайд 9)

7. Легенда « Мюск-Джами» создана на основе примеров из реальной жизни народа. Об этой легенде нам расскажет ______________________________

(слайд 10)

8.Аюв-дагъ

Опустив свою голову вниз

И напившись соленой воды,

В сильный шторм или тихий бриз

Существует страж у природы.

Хочет выпить полностью море

Этот дикий огромный медведь,

А потом, встав на вольном просторе,

На людей, на весь свет зареветь.

Суждено лишь случиться беде,

Когда хочешь мир победить.

Аю - Даг - гора на воде.

Зверю камнем теперь только быть! (слайд 11-15)

9.

9.Арзы
На морском берегу, у подножия гор,
Утопала в садах деревушка Мисхор.
В скромной хижине здесь подрастала Арзы.
Тоньше был её стан виноградной лозы.
Очи были черней неба в летнюю ночь.
Словно розу, Абий холил юную дочь.
Вот уж к свадьбе антер вышивала Арзы,
Не предчувствуя бед, приближенья грозы.
…Вечерело. Затих вдалеке муэнзин.
И накинув чадру, взяв любимый кувшин,
Поспешила Арзы к роднику за водой,
Но… была пленена она алчной рукой.
Деву продал пират, злобный Али-Баба,
Падишаху в гарем…Как жестока судьба!
Там, в Стамбуле, аллах сына ей подарил,
Но иссохла душа без родимой земли.
И однажды в Босфор с сыном бросилась мать,
Чтоб до Крыма доплыть и Мисхор увидать.
Но в русалку – увы! – превратилась Арзы.
На щеке у нею след горючей слезы… (слайд 16-17)

10. Легенда про Эмине- Баир- Хосар

В деревне у подножия Чатыр-Дага жила красавица Эмине. Была Эмине невестой чабана по имени Баир, после сбора урожая влюбленные собирались сыграть свадьбу. Но заприметили девушку и слуги Селяметхана. (Расхвалив хану красавицу, они заинтриговали хана. Но, узнав, что у девушки есть жених, Селяхметхан решил избавиться от него хитростью: Пусть Баир докажет, что достоин красавицы: если он изведет племя вепрей, расплодившихся в горном лесу, ma к и быть пусть женится на Эмине.". "Услышав о воле властителя Крыма, Баир отправился в лес. Выследив и подстрелив вожака вепрей, чабан помчался на вершину Чатыр-Дага, увлекая за собой стаю разъяренных кабанов. На вершине конь Баира перелетел через глубокую воронку, а кабаны, ослепленные яростью, один за другим исчезли во тьме бездонной ямы. Решив отдохнуть после тяжкого дела, Баир лег отдохнуть. Проснулся ночью, позвал коня. Вдали раздалось тихое ржание. Шагнул Баир в ту сторону, поскользнулся и упал в колодец -хосар.

Ночью конь Баира вернулся в деревню. Эмине решила отправиться на поиски Баира. Конь привел девушку к, колодцу, цепляясь за холодные уступы, спустилась Эмине в подземелье и нашла тело израненного Баира. перевязала она его раны и с большим трудом вытащила из колодца. В деревне Баир поправился, а вскоре и свадьбу с Эмине сыграл таинственную пещеру на "Чатыр-Даге с тех пор люди стали называть "Эмине- Баир- Хосар".

(слайд 19-24)

11.Легенда о водопаде Учан-Су

В скалистом ущелье, в сосновом лесу.

Таится от всех водопад Учан-Су.

Преданье пришло к нам из дали веков

О том как, возник водопад среда лесов.

Жила в деревушке девчонка одна,

Фиалки весной собирала она.

Была попрыгунья, как птичка, легка.

Её так и звали «летящей» - Учан.

Парней волновал её девичий стан.

.. . Однажды пронесся ночной ураган -

То был Горный Дух, он похитил Учан.

В пещере, в неволе, томилась она.

Вот третья уже наступила весна.

Упав на колени, просила Учан:

«Верни меня, Дух, в мой родительский стан!»

Но лишь усмехнулся злой Дух, говоря:

«Там солнце сожгло и сады и поля.

Там лозы поникли, колодцы сухи...

Зачахнешь ты там от беды и тоски!»

Но в страстной молитве шептала она

«С народом судьбу разделить я должна!»

«Ты можешь вернуться, но... горной рекой.

Готова ль, Учан, ты на подвиг такой?»

И молвила дева «Готова Дух Гор!»

И тот час колдун свой свершил приговор:

Из горной стремнины пронесся поток;

Он падал со скал, торопился, как мог.

Живительной влагой в долину пришел -

И первый побег благодарный взошел!

... Когда в праздник полон был пловом казан,

Пел песни народ, прославляя Учан!

И ветер поведал в сосновом лесу:

Зовут с той поры водопад «Учан - Су».

(слайд 25-28)

12 .Бахчисарай

Как зачарованный стоит Бахчисарай.

Сияет месяц золотистым светом.

Белеют стены в дивном блеске этом.

Уснул весь город, как волшебный край.

Серебряным деревьям, минаретам,

Как часовым, доверен сонный рай;

Среди кустов таинственным приветом

Плеснет фонтан во мраке невзначай.

Природа дышит сладостным покоем.

Над сонной тишью легкокрылым роем

Витают древние мечты и сны.

И тополя, вершинами кивая,

Неторопливо шепчут, вспоминая

Седые были давней старины...

(слайд 29-34)

13. Фонтан слез

Был грозный и свирепый хан крымский - Крым -Гирей

И не было на свете, кто б был его смелей.

Силен был хан, но сила сравниться не могла

С Жестокостью, которой не видел свет тогда.

по трупам шел он к власти, и трона он достиг

И тут же, перерезал всех родичей своих

Чтоб неповадно, пока он будет жуть,

Кому-то рваться к власти, хотев его сместить.

К огда свои набеги вершил хан Крым-Гирей

Земля за ним горела, лишь пепел был на ней.

Ни жалобы, ни слезы не трогала его.

Он кровью упивался, свиреп был до того,

Что трепетали люди, от ужаса тряслись,

Его услышав имя, не знали, где спастись.

Лишь только власть и славу хан Крым-Гирей ценил,

Не знал любви и ласки и деньги не любил

Какой ни есть, но человек без сердца не бывает.

Есть сердце - камень, есть - металл.Д a кто ж его узнает.

Пусть даже камень! Постучишь - тебе летит ответ,

( В ответ железо прозвенит и пустота лишь промолчит...

Но сердце Крым-Гирей имел Ходил в народе слух

Что это шерсти был комок а он, известно, глух.

Хоть руки все отбей о шерсть, ни звука не услышишь.

Но это слух: А что в душе? И хочешь, а не видишь.

( Вот старость тихо подкралась, ослабло сердце хана.

Опала шерсть с него тогда, любовь оно узнало.

Хоть та, которую Гирей всем сердцем полюбил,

Была невольницей, но хан отвергнут ею был

И старый хан на склоне лет познал, что сердце может...?

" Болеть, страдать, винить весь свет

И ждать своей любви в ответ,

Любовь от той, что может

Одним лишь взглядом превратить весь мир в цветущий сад.

Один лишь взгляд - и снова он и молод и богат.

Она не долго прожила, не вынесла недоли.

Зачахла, как цветок, лишенный солнца - воли.

Мужчине, не закате дней, любить ужасно, трудно.

Любовь приносит сердцу боль, коль любишь безрассудно

Но а когда любимая из жизни вдруг уйдет,

Т о сердце плачет не слезой - все кровью изойдет.

Вот вызвал хан к себе тогда того из мастеров, .

К оторого держал в плену, в почете, без оков.

И глядя почему-то в даль, хан старый произнес:

«Ты сделай так- чтоб камень тот через века пронес

Все моё горе, сердца боль, страдания души

И слезы сердца моего, чтоб плакал он.

Скажи, Ты можешь сделать так?»

В ответ пожал плечами мастер:

    Тебя я понял, старый хан, который жаждал власти
    Как? Хороша она была? Рассказывай смелей!

    Умолкли, прикуси язы! Ч mo знаешь ты о ней!
    Она была совсем юна, она была прекрасна,
    Кротка, как голубь, и нежна, как утро в жаркий день,

Добра, как сотни матерее… Что знаешь ты о Ней?

Подумал мастер и сказал:

«Что выдавишь из камня? Н o если сердцем плачешь Ты?
Я верю, что страданья не чужды камню.
Если есть в Тебе душа, то, значит, и в камне
быть она должна. И он, как ты, заплачет.
Ты хочешь, чтобы плакал он? Ну что ж готов я сделать.
Но только он и обо мне сумеет всем поведать.
Тебе же правду я скажу, пока живу и вижу.
Ведь у меня ты отнял все. Тебя я ненавижу.
Ты отнял у меня семью, и родину, и честь -
Все, чем жила душа моя. Я думал, будет месть,
Я плакал сердцем. Слезы - кровь. Никто не мог их видетъ.
Теперь узнают все вокруг, как можно ненавидеть.
Но ты теперь такой, как я. И я тебя прощаю.
И тот фонтан, что будет здесь, я людям посвящаю.
Твою любовь и жизнь свою я пронесу через года.
Не станет нас, но есть покуда любовь и ненависть. Всегда… »

Всегда фонтан стоять здесь будет,

Всегда он будет полон слез,

И никогда он не забудет прошедших дней, страданий, грёз.

Хоть с той поры немало лет умчалось, улетело прочь,

но тот фонтан в "Бахчисарае стоит и плачет день и ночь.

(слайд 35-36)

14.Фонтан слез

Две розы пламенны слезою - Воспоминанья прошлых лет,

Омыты чистою росою,

Печали берегут обет.

Две розы, словно как два сердца, Осколки раненной души,

В храм без надежды нет и дверцы, Но им преграды не страшны.

Они безмолвно тихо плачут, Напоминая о себе,

Но чувств и слез своих не прячут, И не жалеют о судьбе.

Фонтан любви, воспоминанья Наполнит чашу бытия,

Скупые слезы состраданья Безмолвно хлынут в два ручья.

На миг вернут переживанья

И пронесут через века

Душевный трепет, состраданья, Где жизни бурная река! (слайд 37)

Игра: «Определи название»

Условия игры: Выразительно прочитываются небольшие отрывки из легенд. Выигрывает тот. Кто первым указывает название.

1. «На морском побережье в 14 верстах от Алушты проживал честный
рыбак с добродушною женой. Это были чрезвычайно кроткие и
хорошие люди. Их ветхая хижина всегда была открыта для путников

, которые находили в ней приют и ночлег... что и говорить, окрестные жители глубоко уважали рыбака и его жену. Добрая слава шла о них по Крыму. А рядом с доброй, шла слава худая - о детях этих честных людей, о 3-х дочерях родных. »

(Тополь, гранат, кипарис)

2. «Много дней блуждали в неизвестности моряки. На судах уже
кончилась пресная вода и пища. Люди, ослабшие и утомленные, пали
духом и покорно ждали гибели, но однажды ранним утром подул
легкий спасительный ветерок. Сверкающие солнечные лучи ударили в
глаза людям, и совсем неподалеку они увидели зелено-лиловые горы»

(«Как возникла Ялта»)

3. «И показалось молодым чабанам, что все вокруг изменилось,
повеселело. И солнце перестало так немилосердно жечь, и небо стало
более голубым, приветливым, и подул свежий ветер, так что стало
легче дышать. Схватили чабаны ведра и начали черпать воду и
выливать их в овраг. - Пей воду, крымская земля! »

(«о семи колодезях»)

4. «В легенде мастер Омер сказал хану, что в сооруженном им фонтане
он постарается отобразить не только любовь хана к прекрасной
девушке и его скорбь по поводу ее смерти, но и свою жизнь. Жизнь
несчастного пленника, лишенного родной земли, имени, чести.»

(«Фонтан слез»)

5. «Одна из легенд носит название дерева, наблюдая за которым, можно
узнать, какая будет зима холодная или нет. Как называется дерево и
какими его свойствами определяет характер предстоящей зимы?»
(Кизил. Существует примета: если большой урожай на кизил-быть
холодной зиме)

6.Кольца змеиных тел мелькали в траве,освещаемые солнцем. Невозможно было уследить, где одна змея, где другая. В азарте борьбы змеи отползли от берега и скрылись за стеной кустарника. Оттуда доносилось злобное шипение и треск веток.

(Так был основан Бахчисарай)

7. Опустился он на колени. Погрузил в голубую влагу свою страшную пасть и стал долго и жадно пить. Грозно бурлило море у жаждущей пасти, высокие волны ходили по всему побережью от тяжкого дыхания зверя.

(О медведь-горе)

8. Он, как ни один из смертных, был крепко привязан к жизни. Он ежедневно на протяжении многих лет принимал ядовитые снадобья и так приспособил свой организм, что когда захотел умереть, смерть не пришла к нему.

(Смерть Митридата)

9. Когда пройдет дождь, старокрымские татары идут к развалинам, чтобы вздохнуть аромат мускуса и потолковать о прошлом.

(Легенда о Мюск-джами)

10. На мраморной плите вырезал Омар лепесток цветка один, другой... А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее день и ночь, не переставая, годы, века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно-медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.

(Фонтан слез)

Богатая многовековая история Крымского полуострова способствовала тому, что тут не только о каждом населенном пункте, горе или скале, но и о каждом камне на дороге существует своя легенда. Вот, пожалуй, самые красивые из них.

Демерджи – гора-кузнец

Демерджи или гора-кузнец встречает гостей уже на пути из Симферополя в Алушту – она все время видна с левой стороны, а выдающаяся в сторону моря скала напоминают женскую голову. Часто можно услышать, что это голова царицы Екатерины II, но местная легенда называет совсем другое имя – Мария.

Эта история произошла в настолько далекие времена, что даже народная молва не в силах назвать не только год, но и век. Тогда на землю Крыма пришли племена кочевников, которые обустроили на Демерджи – тогда она называлась Фунна ("Дымящаяся") – "дьявольскую" кузницу. В ней они ковали редкой крепости сталь, которая рубила любое оружие, как бумагу, сама же даже не зазубривалась. А заправлял всем жуткого вида кузнец, которого боялись даже его соратники. От дыма и жара кузницы гибло все живое вокруг – люди, животные, растения, да, казалось, и сама земля. Взмолились местные жители – попросили кузнеца не губить их, отправили к нему делегацию уважаемых людей, но он убил послов.

И тогда к нему отправилась местная девушка Мария – она надеялась уговорить кузнеца закрыть свою кузницу и уйти из их мест. Однако он, соблазнившись красотой и молодостью девушки, решил оставить ее на горе, сделав своей наложницей. Мария оттолкнула насильника, и тот, упав на горн, опалил себе волосы и бороду. В ярости кузнец схватил один из только что выкованных кинжалов и убил девушку. Не выдержала старая гора такого злодеяния и рухнула, похоронив под собой и кузницу, и кузнеца, и всех его подручных. А когда улеглось пламя и дым, местные жители увидели совсем другую гору – на ее склоне, как гигантские изваяния, застыли огромные камни (сейчас эту "скульптурную группу" называют "Долиной привидений"), а наверху появилась причудливая скала, напоминающая женскую голову – память о Марии, последней жертве жестокого кузнеца.

Медведь -гора


А эта история произошла, когда в Крыму обитали только дикие звери, среди которых было много огромных медведей. Ими управлял вожак – старый и грозный. Днем хищники уходили на охоту, а вечером возвращались в свое логово. Однажды, вернувшись к месту ночлега, медведи увидели обломки корабля, а рядом – маленькую девочку, единственную, кто выжил после кораблекрушения. Медведи оставили ее себе, и вскоре полюбили и привязались к ней. Больше всего им нравилось, как она поет, – у девушки был прекрасный голос.

Шли годы, девочка выросла и превратилась в настоящую красавицу. Однажды к берегу прибило лодку, в которой лежал изможденный, но очень красивый юноша. Девушка перенесла его в укромное место, а лодку спрятала в скалах – чтобы медведи ни о чем не догадались. Придя в себя, юноша рассказал, что бежал от разбойничьих племен, которые еще ребенком взяли его в плен. Девушка начала выхаживать юношу, носила ему еду и питье. Молодые люди и не заметили, как полюбили друг друга, и юноша, выздоровев, предложил девушке бежать вместе с ним. Она согласилась.

В назначенный день, когда медведи, как всегда, ушли на охоту, юноша и девушка сели в лодку и поплыли прочь от крымского берега. Но вскоре медведи вернулись в свое логово и, не обнаружив девушку, бросились к морю. А вожак лег у воды и с силой стал втягивать в себя воду, море мелело, а лодку притягивало обратно к берегу. И тогда девушка запела: медведь заслушался и перестал пить воду. Девушка и юноша смогли уплыть, а старый медведь, затосковав, так и остался лежать в Партенитской долине, глядя в даль и ожидая, что та, которую он так любил, однажды вернется.

Скалы Адалары

Адалары, скалы-близнецы у берегов Гурзуфа, издавна будоражат фантазию местных жителей, которые сочинили о них поучительную легенду.

В давние времена, гласит она, в замке на Медведь-горе жили братья близнецы – князья Петр и Георгий. И был у них наставник, старый Нимфолис, слывший колдуном и во всем помогавший братьям и на поле боя, и в мирной жизни. Однажды ночью пришел он к Петру и Георгию проститься: "Ухожу я. Не уговаривайте остаться, не моя на то воля. Оставляю вам подарки, они помогут вам узнать, как устроен этот мир, но помните об одном условии – никогда не пользуйтесь ими в корыстных целях". И исчез Нимфолис, как будто бы и не было его, только на столе остались два прощальных ларца. В одном оказался жезл, с помощью которого можно было опускаться в морскую пучину, в другом – крылья, позволяющие подниматься в небеса.

Прошли годы, притупилась печаль братьев по их наставнику, а вот подарками его они пользовались часто, поражая потом знакомых рассказами о том, что видели на морском дне и небе. А потом решили братья жениться, и нашли в далеком городе двух сестер-близнецов – писаных красавиц. Налетели Петр и Георгий на город, перебили всех его жителей, а полюбившихся им девушек взяли в плен.

Не простили им этого сестры – не смогли полюбить братьев. И тогда те, позабыв о завете старого Нимфолиса, решили поразить их своими невиданными возможностями. В первый день привязали они к повозке волшебные крылья, посадили в нее сестер и взлетели, поднимаясь все выше и выше. Казалось, еще немного и они могут рукой коснуться солнца, но тут раздался грозный голос Нимфолиса: "Назад!" Испугались братья и поворотили коней, чем вызвали презрение сестер: "Недостойны вы нас, не мужчины вы, а зайцы трусливые!"

На второй день повезли братья сестер к морю. Но стоило им опуститься на дно, как явился перед повозкой невидимый для сестер Нимфолис и повторил свой приказ: "Назад! С корыстью спустились вы в глубину, погибнете сами и погубите других!" Но, помня о вчерашней реакции сестер, братья только сильнее нахлестывали своих коней. Разгневался царь морской и убил и братьев, и сестер. Но, не имея возможности быть вместе при жизни, соединились они после смерти в камне – превратились в скалы-близнецы Адалары. Уже много веков стоят они в море перед Гурзуфом, напоминая, что еще никому не удавалось завоевать любовь силой.

Как возникла Ялта


Греческий корабль, который плыл по Черному морю в поисках новых плодородных земель, попал в страшную бурю – чего еще было ждать от Понтоса Аксиноса – Негостеприимного моря – как называли его в Древней . Корабль бросало по волнам, как щепку, и вскоре выбившиеся из сил моряки потеряли надежду на спасение и обреченно ждали гибели. А когда буря стихла, на море опустился такой густой туман, что за два метра уже не было видно ничего даже на палубе – никто на корабле не знал, в какую сторону света движется корабль. Так он и скитался по морю, пока у плывших на нем людей не кончились запасы еды и питья. Теперь уже смерть казалась людям неизбежной.

Но когда отчаяние охватило путешественников, туман рассеялся, выглянуло солнце и вдали показался берег – долина с изумрудной зеленью и прозрачными реками и ручьями, защищенная от северных ветров чашей высоких гор. "Ялос!" – радостно закричал дозорный. Высадившиеся на сушу моряки основали поселение, которое назвали Ялос, что по-гречески означает "берег" – так возник один из самый красивых крымских городов, .

Бахчисарайский фонтан


Бахчисарайский фонтан

"Фонтан любви, фонтан живой, принес я в дар тебе две розы" – наверное, нет человека, который не знал бы эти пушкинские строки. С фонтаном Бахчисарайского дворца связана красивая старинная легенда о хане Крым-Герае. Говорят, более жестокого человека, чем он, эта благодатная земля и не видывала. Когда он совершал набеги, под ногами его воинов горела земля, много человеческих жизней было на его совести, но сам хан не знал ни жалости, ни раскаяния, ни любви.

Однако рано или поздно любой человек стареет, состарился и жестокий Крым-Герай – по иронии судьбы именно в этом время в его сердце, которое окружающие считали каменным, постучалась любовь. Это случилось, когда в гарем хана привезли новую невольницу – девочку-подростка Диляру. Она не ответила на пылкие чувства хана, но это не помешало ему полюбить ее больше всего на свете. Но недолго прожила Диляра в неволе – говорят, любимую жену хана отравили ревнивые соперницы, после чего Крым-Герай впал в жестокую тоску. Он похоронил возлюбленную в роскошном мавзолее, построенном на садовых террасах, а около него повелел соорудить фонтан, который рассказал бы о том, какими слезами способно плакать мужское сердце. Позднее фаворит Екатерины II, Григорий Потемкин, приказал перенести фонтан во внутренний дворик Хансарая, где его сейчас и могут увидеть все желающие.

Кара-Даг – Черная гора

Согласно старинной легенде, когда-то на Кара-Даге – Черной горе – жил одноглазый великан-людоед. Днем он спал, а как только солнце садилось, выходил из своего убежища и оглашал окрестности устрашающим ревом. От него срывались в горах камни, начинался ураганный ветер, а люди в ужасе прятались по домам. Чтобы задобрить чудовище, самые смелые мужчины отводили к подножию жертву быка или пару овец. Насытившись, великан замолкал до следующего вечера.

Но каждую осень, когда наступало время свадеб, людоед требовал невесту и для себя. Местным жителям ничего не оставалось, кроме как, выбрав одну из девушек, отводить ее на Кара-Даг и оставлять на скале. Так продолжалось много лет, но люди продолжали терпеть издевательства чудовища, потому что не знали, как от него избавиться.

Но нашелся юноша, сильный и смелый, который решил убить наводящего ужас на всю округу великана. Прекрасным весенним вечеромон отправился на Кара-Даг и запел старинную песню о любви. И получалось у него так красиво и задушевно, что даже людоед вылез из своего убежища – послушать. А когда песня кончилась, попросил: "Спой-ка мне еще раз, у меня весеннее настроение – хочу послушать про любовь". "А хочешь увидеть ту, что посылает любовь? – спросил у него юноша. И, услышав утвердительный ответ, сказал: "Завтра я приведу ее к тебе".

На следующий день юноша пришел на Кара-Даг вместе со своей невестой Эльбис. "Эй, великан, – смело крикнула она, хотя сама так и дрожала от страха – посмотри на меня – сейчас я пошлю тебе любовь!" Эльбис была настолько красива, что великан, чтобы получше ее рассмотреть, широко раскрыл свой единственный глаз. А девушка взяла лук и выпустила в него ядовитую стрелу. Взревел людоед, хотел было кинуться на своих обидчиков, да поскользнулся и упал в свою нору. Целую ночь ворочался он там, а под утро все стихло. Утром люди вышли из своих домов и с удивлением увидели, что Черной горы больше нет – она рухнула, похоронив под своими обломками страшного людоеда, а на ее месте появились зубчатые скалы, напоминавшие средневековый замок. А о тех страшных событиях сегодня напоминают только остатки сокровищ великана – камешки сердолика, которые до сих пор можно найти в этих местах.

Мисхорская русалка


В те времена, когда Крымом правил турецкий султан, жил в деревеньке Мисхор крестьянин Абий-ака. Единственным богатством этого человека была дочь – красавица Арзы. Целыми днями девушка работала, помогая отцу по хозяйству, а по вечерам приходила к фонтану на берегу моря – набрать в медный кувшин воды. Там и увидел ее старый купец Ала-Баба, и возник в его голове чудовищный план – он решил похитить Арзы и продать ее в рабство на рынке в Стамбуле.

Шло время, Арзы просватали за парня из соседнего села – на их свадьбе гуляли все односельчане. Вечером загрустившая невеста решил в последний раз сходить к своему любимому фонтану – посидеть на его камнях, попрощаться со своей девичьей жизнью. Там и подстерег ее Али-Баба. Прибежал жених Арзы к прибрежному фонтану, но было поздно: в то время как он, разыскивая невесту, бегал по окрестностям, девушку уже везли на корабле в Стамбул, где продали в гарем самого султана.

В гареме Арзы родила сына, а спустя несколько дней, в годовщину своего похищения, поднялась с младенцем на руках на самую высокую башню султанского дворца и бросилась вниз – в мутные воды Босфора. В тот же вечер грустная русалка с ребенком на руках вышла на берег у Мисхора. Она подошла к фонтану, который неожиданно стал бить гораздо сильнее, умылась, посидела около него, с тоской глядя на родное село, и снова ушла в море. С тех пор, утверждают местные жители, раз в год фонтан "оживает", а на берег выходит русалка с ребенком на руках, чтобы, спустя час, снова уйти в море – до следующего года.

Девичья башня в Судаке


Девичья башня в Судаке хранит легенду о гордой дочери греческого архонта, полюбившей простого пастуха. К ней сватались лучшие женихи Тавриды, но она неизменно оставалась холодна к их мольбам, мечтая о любви бедного юноши. Узнав об этом, архонт приказал схватить пастуха и бросить в глубокий каменный колодец, где тому предстояло умереть мучительной смертью – от голода и холода.

Прошло несколько дней, прежде чем девушка узнала о печальной судьбе своего возлюбленного. Действуя, где уговорами, а где и подкупом, она сумела его освободить и привести в свою комнату. Обнаружив это, взбешенный архонт поначалу хотел убить пастуха, но потом передумал и велел придворному врачу его вылечить – в голове отца созрел хитрый план. Когда юноша выздоровел, он сказал, что хочет отправить его в Грецию с важным поручением. "Через год корабль вернется, – сказал он дочери, – если твой возлюбленный не изменит тебе, ты увидишь на мачте белый флаг. Если же его там не окажется, значит, он не достоин тебя, и ты выйдешь замуж за того, на кого я тебе укажу".

Девушка осталась ждать на берегу, не подозревая, что отец приказал убить пастуха еще по дороге в Грецию, а тело выбросить в море. Но когда по прошествии года на горизонте появился корабль, на мачте которого не было белого флага, она обо всем догадалась. Дочь архонта попросила подать ей лучшие одежды и драгоценности, надев которые она поднялась на самый верх самой высокой башни отцовского дворца и, подойдя к просвету между ее зубцами, шагнула вниз. С тех пор ту башню люди называют девичьей.

Элькен -Кая – Каменные парусники


Фото: xbody.livejournal.com

Скалы у южного побережья Керченского полуострова – настоящее чудо природы: невозможно представить себе как они попали в прибрежную зону, ведь они находятся на расстоянии четырех километров от берега.

Одной из версий можно считать старинную легенду о богатом купце Ерги Псарасе, жившем когда-то в Пантикапее (нынешняя Керчь). Все было у Псарася – и богатые товары на многочисленных складах, и самый роскошный в городе дом. Был у него и молодой красавец-сын, с матерью которого он когда-то расстался, бросив ее на произвол судьбы. Ерги нашел для юноши завидную невесту – дочь богатого купца, но тот давно любил другую – женщину, которая жила в дальней деревне и была гораздо старше юного Псарася. Он полюбил ее, как только увидел, она же, глядя на молодого любовника, вспоминала сына, которого когда-то отобрал у нее муж – бедный рыбак.

Однако отец уже торопил сына со свадьбой, он приказал ему плыть в Кафу, нынешнюю Феодосию, – к невесте. Когда корабль был уже в море, Псарасю принесли письмо от сына – в нем он признавался, что не смог предать свою любовь и навсегда уезжает со своей возлюбленной в дальние края. Взбешенный отец приказал поднимать паруса другого, давно отслужившего свое, старого корабля – он хотел во что бы то ни стало догнать сына. Его не испугала даже поднявшаяся на море буря, швырявшая огромный парусник по волнам, как маленькую утлую лодку. И не выдержал старый корабль, дал течь. В это время сверкнула молния, и буквально в нескольких метрах от себя Ерги увидел палубу второго корабля, а на ней – своего сына и женщину с золотыми волосами, которая когда-то была с ним. "Опомнись, сын, – что было силы крикнул он, – она – твоя мать!" В это время грянул гром, который сотряс не только небо, но и землю, и корабли исчезли в морской пучине навсегда. А когда шторм утих, люди увидели далеко в море две скалы, напоминающие парусники (их так и назвали Элькен-Кая, что в переводе означает "каменные парусники"), один из которых как будто бы догоняет другой. "Видимо, не услышал отец сына, – говорят местные жители, – до сих пор от него убегает".

Кизил – шайтанова ягода

Эта легенда гласит: когда Аллах сотворил мир, люди и животные кинулись распределять между собой растения. Пришел и хитрый Шайтан. "Ну, а ты чего хочешь?" – спросил у него Аллах. Тот хитро прищурился и сказал: "Отдай мне кизил". "Забирай", – сказал ему Аллах, и Шайтан аж подпрыгнул от радости: он видел, что кизил зацвел раньше всех других деревьев и кустарников, а значит, и урожай даст прежде других. А первые ягоды – самые дорогие, повезет их Шайтан на базар, продаст и много денег выручит.

Но просчитался хитрец. Лето прошло, а кизил, хоть и покраснел, все равно оставался твердым и терпким. Плюнул Шайтан от злости и сказал людям: "Берите его себе, мне он не нужен". Осенью люди пошли в горы и, собирая почти черные, очень сладкие ягоды, смеялись над Шайтаном: надо же, как он просчитался! Разозлился Шайтан и решил отомстить людям. На следующий год он сделал так, что кизила уродилось вдвое больше положенного. Но солнце, истратив на него все свое тепло, истощилось, и вслед за осенью наступила суровая зима с сильными морозами и холодными ветрами. С тех пор в Крыму существует примета: большой урожай кизила – к лютой зиме.

Александра Волошина

Крым окутан легендами и преданиями. История полуострова складывалась из культур разных народов, поэтому она колоритна и многогранна.

Отдых в Крыму значительно расширяет кругозор туристов. История Крымского полуострова окутана секретами и легендами.

С каждой достопримечательностью связана какая-то таинственная история с участием живых или вымышленных персонажей.

Местные жители верили в большинство рассказов, которые были записаны древними авторами или передавались из уст в уста от поколения к поколению.

    Легенда о появлении на крымских землях скифского племени неразрывно связана с именем полубога Геракла. Она является частью истории Крыма, переплетая вымысел и достоверные факты.

    Величественные каменные скульптуры, которые видны издали в Каралезской долине Крыма, памятка природы, привлекающая туристов. Они напоминают горных стражников, за что их и назвали сфинксами.

    Во многих легендах и преданиях Крыма встречается упоминание о женщинах-воинах, именуемых амазонками. В Тавриде (древнее название Крыма) они упоминаются, как самостоятельные племена, принимающие активное участие в решающих сражениях.

  • Миф или реальность?

    На протяжении многих веков в Крыму происходили уникальные исторические события и природные катаклизмы, напоминаниями о которых остались причудливой формы скалы, соборы, глубокие ущелья, дворцы и другие памятники материальной и духовной культуры народа. Их описывали в своих произведениях поэты, наделяя их чудодейственными возможностями и образами. Это послужило толчком к появлению легенд о Крыме, о реальности которых возникает множество споров.
    Крымские легенды в большинстве случаев являются краеведческими. Они имеют ярко выраженный исторический колорит, хотя и в преображенном виде. Легенды передают факты в художественной обработке, чтобы заинтересовать читателя и слушателя.
    Каждый народ, который останавливался в этом благодатном крае, менял названия городов и населенных улиц, крепостей и оборонительных сооружений, соборов и памятников. Они оставляли после себя частичку культуры, которая становилась составляющей истории Крымского полуострова.
    Одно и то же событие, после передачи его в устной форме разным людям и народам, в результате было описано совершенно по-разному. Иногда оно напоминает фантастическую сказку, в которую трудно поверить, а порой легенда звучит очень правдоподобно, вызывая смешанные чувства недоверия и готовности признать чудо. Таким примером может быть легенда о Медведь-горе, изложенная в двух вариантах.

    Татарский фольклор

    Всемирно известен фольклор древних жителей полуострова - крымских татар. Их поэтические произведения напоминают восточные сказки, с характерными сюжетами и героями. В них географические реалии перемешаны с выдуманными событиями и личностями, нередко встречаются истории о султанах и ханах, фантастических чудовищах и трудолюбивом народе.
    Множество легенд о Крыме собрано в книги, которые есть в каждом доме местных жителей. Они читают их своим детям, передают из поколения в поколение, чтобы не утратить связь с историческим прошлым родного края.
    Крымские легенды призваны пробудить интерес к полуострову среди туристов. Множество отдыхающих желают увидеть Фонтан слез или Девичью башню, прогуляться до Мамаевой могилы и услышать сказание о Джаныке. Во всех историях воспевается доблесть, мужество и трудолюбие крымского народа, они внушают веру в победу добрых сил над злом, а человечности - над эгоизмом и безразличием. Легенды полуострова по сей день вдохновляют многих писателей, композиторов и художников.