Кто как понимает - от кого нас спас иисус и почему он спаситель. Без христа спасенья нет

Наверное почти каждый в России видел икону «Троица» Андрея Рублева. В образе трех ангелов он изобразил Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. На этой иконе три Ангела склонили смиренно свои головы друг перед другом в знак согласия, причем расположенный в центре Ангел символизирует не Бога-Отца, как можно было подумать, а именно Бога-Сына, Христа. Два других Ангела своими фигурами как бы образуют края чаши, внутри которой оказывается Бог-Сын (евхаристическая чаша). Эти три Ангела сидят вокруг образного стола, на котором действительно изображена чаша – именно её, чашу страданий предстояло испить Сыну Божьему.

Творя наш мир, Бог в повелительной форме совершал Свои акты творения. В первой главе Библии об этом говорится так: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет… Да будет твердь посреди воды… И стало так». И так далее. Но только в отношении человека этот повелительный тон исчезает: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему…» Не «да будет», а «сотворим», как будто Лица Пресвятой Троицы советуются друг с другом. Согласен ли Бог-Сын родиться на земле под видом человека, страдать, и быть распятым на кресте для спасения всего человечества? – это и было главным предметом совета: этот библейский эпизод Церковь называет «предвечным советом Пресвятой Троицы», именно этот момент хотел отобразить на иконе Андрей Рублев. Ангелы на иконе склоняют головы друг перед другом в знак согласия. Одним словом, решение спасти человека Господь принял еще до начала его творения. Всю ответственность за данную человеку свободу Бог взял тем самым на Себя. Господь говорит: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,16).

Христос не раз говорил своим ученикам – апостолам, что в Иерусалиме Ему предстоит быть распятым, умереть и воскреснуть на третий день. «Потому любит Меня Отец, - говорил Иисус, - что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её: имею власть отдать её и власть имею опять принять её» (Ин.10.17-18). Когда апостол Петр вынул свой меч, чтобы заступиться за Христа и не дать арестовать Его, Господь сказал: «Вложи меч в ножны, неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» (Ин.18,11).



Известно, что Христос после смерти на кресте разделил судьбу всего человечества и душой Своей сошел в ад (Еф.4,9), (1 Пт.3,19), (1 Пт.4,6), (Мат.12,40): Он вывел оттуда Адама и Еву и всех людей способных воспринять духовное исцеление, дал нам возможность соединяться с Богом и попадать в рай после жизни на земле. На Пасху поем: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ (т.е. Своею смертью Христос разрушил смерть), и сущим во гробех (умершим) живот даровав (дал жизнь)». Всю неделю после Пасхи «царские врата» в алтаре храма не закрывают, что символизирует открытые двери рая для человечества.

Тем не менее остается немало важных вопросов. Зачем Богу понадобилось родиться на земле в образе человека, столько страдать, терпеть издевательства от людей и наконец быть распятым такой страшной казнью? Что за всем этим стоит? Неужели нельзя было спасти человечество по-другому? Можно ли простить грешных людей без этих жертв и страданий Христа? Кому и для чего эта жертва? Попробуем порассуждать по порядку.

Для начала необходимо выяснить, что именно соединилось во Христе при Его рождении: тело человека и душа Бога? Чтобы ответить на этот вопрос нужно немного отвлечься и поговорить о том, как устроен каждый из нас. По мнению отцов Церкви, человек трехсоставен: состоит из тела, души и духа. В духе сосредоточено сознание человека, его разум, любовь, совесть. Апостол Павел пишет: «Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем?» (1 Кор.2,11). Разум, любовь и совесть вместе составляют ум человека, его мудрость, его богоподобие. Дух - это ядро человеческой личности, в котором главным компонентом является способность любить. Нельзя при этом путать способность любить и способность влюбляться, стремление к познанию и ум, так же и смешивать силу духа и силу воли. Например спортсмену требуется сила воли, чтобы много тренироваться, но будучи волевым атлетом, он может оказаться трусом перед лицом смерти. Чтобы осознанно пожертвовать своей жизнью ради другого, необходима сила духа – это сила любви. В ней более полно проявляется личность человека.

Мы познаем окружающий мир с помощью разума и органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), т.е. познаем мир духом, в котором сосредоточен разум, и телом, но конечным адресатом, «получателем» эмоционально-чувственной информации является наша душа. Разум и органы чувств передают эту информацию как-бы в форме импульсов душе. Душа является сосредоточением чувств. Даже любую задачу по математике можно решать с увлечением в душе, а можно с явной скукой. Порой мы сталкиваемся с какой-то неожиданной для нас ситуацией, не успеваем еще ничего сообразить, но тут же испытываем бурю внутренних эмоций, ощущений и чувств – так реагирует душа, срабатывая иногда быстрее разума, получая импульсы через органы чувств. Невозможно логикой разума описать какой-либо цвет: попробуйте, например, объяснить, что такое синий цвет тому, кто его никогда не видел – слепому от рождения. Невозможно обосновать, почему вам, к примеру, больше нравится зеленый цвет, а другому человеку – красный или розовый; почему одному нравится одна музыка, а другому другая; и почему мужчины имеют довольно разное представление о женской красоте. Не случайно говорят: «каждый выбирает себе по душе».

В душу вложены наши желания, чувства, эмоции, воля, стремление к красоте, к миру, благополучию, к познанию окружающего мира, творческие способности, способность сопереживать, влюбляться, привязанность к кому-нибудь или чему-нибудь и т.п. Душа имеет свой характер – это свойства души, врожденные и приобретенные: смелость и трусость, уступчивость или упрямость, сентиментальность или холодность, веселость или угрюмость, грубоватость или мягкость, молчаливость или болтливость, доброта или жестокость, и т.д.

У души есть воля – это душевные силы человека, или сила души. Воля развита у людей многократно больше, чем сила духа. Воля нужна человеку для физического выживания, в первую очередь для труда и учения, а сила духа необходима, дабы человек всегда оставался человеком по Божьему призванию: в любой ситуации остаться честным, верным, добрым, чтобы суметь преодолеть любой соблазн, любое искушение.

Душа имеет свои пристрастия, часть из которых нередко превращаются в греховные страсти – и те и другие могут передаваться по наследству вместе с отдельными свойствами души.

Душа имеет память, не интеллектуальную, а эмоционально-чувственную. Она запоминает, как выглядят предметы вокруг, чем отличаются цвета или наши чувства, такие, например, как радость и грусть. Душа есть и у животных, только с существенно меньшим набором свойств, у них эти свойства более упрощенные, она не имеет духа и умирает вместе с телом. Человеческой душой управляет её дух, а душой животных система инстинктов, вложенная в них Творцом.

После грехопадения больной стала именно душа, а не дух человека. Чем именно? – богоотрешенностью. Главными компонентами души являются желания и воля (помимо чувств). Адам нарушил заповедь, тем самым, его желания и воля вошли в противоречие с желанием и волей Бога: произошел разрыв человеческой души с Божественной природой. Напомним еще раз слова Григория Паламы: «Бог есть природа всего существующего, и все существует лишь постольку, поскольку причастно к Богу». Душа человека разорвала невидимую связь со своим Творцом. Утратив единение с Богом, человек лишился главного Источника жизни: это неизбежно привело к тому, что его душа стала слепо искать источник жизни в самой себе. Но не получая должного, она скорбит, мучается и метается, одним словом, находится в больном состоянии. Все её свойства стали искаженными, приобрели эгоистичный характер. Бог есть источник не только жизни, но и счастья и всех благ. Потеряв его, человеческая душа постоянно чего-то требует и не может ничем надолго удовлетвориться, оттого и «капризничает» и еще более мучается сама от себя. Душа – это в первую очередь жизнь, и жизнь эта стала отравленной. Не умирая сама, она порождает смерть.

Ядро человеческой личности – дух человека, сам по себе не является больным, но он сильно зависит от больной своей души и нездорового тела. Наш разум, увы редко бывает бесстрастным: значительная часть наших осознанных поступков, принятых решений, сказанных слов совершается под влиянием греховных страстей души. Как часто приходится сожалеть о таких эпизодах нашей жизни! «Каждый имеет право на свое мнение» - очень звучит демократично и модно сегодня. Право-то мы имеем, только важно помнить: все наши заблуждения по любым вопросам порождены смесью личных греховных страстей с подчас дремучим невежеством.

Совесть – второй после разума компонент человеческого духа является как бы «независимым экспертом» (почти), давая оценки всему происходящему в жизни человека. Совесть – это явный «Божий дар» в человеке, способный обличать его, несмотря на бушующие в душе страсти. Если человек сознательно посвятил свою жизнь ежедневному удовлетворению своих прихотей, то его совесть, образно говоря, как-бы становится придавленной большим камнем: она вроде есть, но голос её едва слышен, а иногда не слышно и вовсе. Этот «камень», или лучше сказать «груду камней», можно разобрать, для начала вдумчиво прочитав Евангелие, где главной ценностью являются проповеди Христа. Если совесть уподобить ручейку, то нужно добавить, что этой работой будет разобрана только верхняя часть «плотины», подводные её камни, мешающие свободному течению совести это греховные страсти.

Центральной сущностью человека, или главным содержанием его личности является третий компонент духа – способность любить. Разум и совесть как-бы отступают в тень, когда в основе стремлений и поступков горит свет чистой любви. Любовь рождает мудрость, а не логика и знания – они лишь её «спутники». Бог есть Любовь, и человек создан «по образу и подобию» Божьему, а потому главное в человеческой личности – это способность любить. Ведь именно любовь делает человека подлинно счастливым, именно любовь делает человека совершенным. Внутреннее состояние Бога это состояние любви, и уподобиться Ему мы можем именно в этом. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» - говорит Христос (Ин.13,35).

Знакомясь с трудами отцов Церкви, с их святостью жизни и уроками их внутренней духовной борьбы, можно сделать вывод, что дух человека сам по себе остается здоровым, душа же сильно больна. Если дух был бы болен в равной степени с душой, тогда люди перестали бы быть людьми, а стали бы бесами, для которых покаяние и исправление невозможно: некому было бы в человеке бороться. Тело сопротивляется болезни пока главная часть его еще не поражена, так и внутри человека: борьба есть там, где есть кому бороться. Апостол Павел пишет: «А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности» (Рим.8,10). Дух легко становится рабом больной и страстной души, но и дух способен стать с Божьей помощью «господином» бедной своей души. Тот же апостол Павел говорит: «Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти. Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5,16-17). Под словом «плоть» подразумевается, конечно, и страстная душа, о чем апостол пишет далее. Священное Писание называет тех, кто живет лишь в угоду своим прихотям «людьми душевными, не имеющими духа» (Иуд.1,19), (1Кор.2,14-15), т.е. дух у таких как-бы спит. «Если мы живем духом, то по духу и поступать должны» (Гал.5,25).

Исправить нашу поврежденную человеческую природу невозможно было даже великим святым подвижникам, иначе говоря, исцелить больную душу человека мог только Бог. Основателей ислама или буддизма можно теоретически заменить любым другим человеком, заменить же Христа невозможно ни Иоанном Крестителем, ни апостолом Павлом, т.к. не один человек не может исцелить себя самого, а тем более стать Спасителем для всего человечества. «Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся в слове» - сказано о Христе в Священном Писании (1Тим.3,16).

Итак, что именно соединилось во Христе? От чего Он нас спас? По мнению отцов Церкви, в Личности Христа соединился Сын Божий (Бог-Сын) Своим духом с поврежденной человеческой душой и телом. Поскольку состояние духа человека зависит практически только от него самого, поэтому исцелить необходимо было Христу именно человеческую душу, а вместе с ней и тело. Душа Христа была, конечно, безгрешна, т.е. лишена личных грехов, но она оставалась еще не исцеленной. Иисус унаследовал от Адама поврежденность души, но избавлен был от родовых грехов, т.е. от страстей, передающихся по наследству потому, что родился от святой девы Марии – Божьей Матери, и без участия мужчины – от Духа Святого. Поврежденная душа, иначе говоря больная, поражает и тело: Христос был смертен, страстен (подвержен страданиям), тленен (мог стареть).

Из Евангелия известно, что дьявол не раз искушал Христа, и не только в пустыне. Силы зла не могут искушать Бога, Бог совершенен. Другое дело Христос: Он не Бог лишь, а Богочеловек. Искушать можно лишь того, кто несовершенен, того кто уязвим. Понимая это, дьявол приступил ко Христу после Его сорокодневного поста в пустыне, когда Спаситель только начинал Свое служение. Представьте себе: человек ничего не ел 40 дней, измучен голодом, имея возможность сотворить любое чудо! Дьявол напоминает Христу об этом: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Мол, чего Тебе стоит, Ты же голодный, а у Тебя такие возможности! Нет сомнения, что в этот момент действительно происходила невидимая борьба внутри Христа: Его Божественный дух побеждает больную человеческую природу, и несмотря на сильный соблазн, отвергает предложение дьявола. Господь понимал, что превратить камни в хлеб не грех, но если Он будет увлекаться чудесами для личной выгоды, то не сможет стать примером для остальных людей. А самое главное, в таком случае, больная душа поставила бы себе на службу Божественное начало во Христе: победу одержал бы не Божественный дух, а человеческая душа и плоть.

Дьявол совершает вторую попытку: берет и относит Христа в многолюдный Иерусалим, и ставит Его на крыле храма. Искуситель говорит Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься вниз, ведь Ангелы не позволят разбиться Тебе и на руках понесут Тебя». Человеческая душа не хочет скорбей, тяжелых трудов, с чем неизбежно была связана будущая тогда деятельность Христа. Душа бессознательно ищет себе легкого пути и именно такой путь предложил Иисусу дьявол: мол, спрыгни с высокого храма и не повредишь Себе, а жадная до чудес толпа, стоящая внизу, будет изумлена!

Христа действительно потом не раз просили показать из чудес что-нибудь особенное, чтобы всем доказал, что Он на самом деле Сын Божий. «Покажи нам знамение» - просили Его соотечественники из Назарета, где Он вырос, этого просили фарисеи, завидовавшие молодому пророку, наконец, этого требовала толпа, когда Христос был распят: «Сойди со креста и мы уверуем в Тебя!» Господь отверг все эти предложения, не стал Он прыгать и с храма, понимая, что людей легко сделать своими поклонниками, изумляя их чудесами, но внутренне, духовно, они останутся рабами своих пороков и заблуждений. Настоящим христианином можно стать не через увиденные чудеса, а полюбив поразительную по мудрости Истину, которая открывается в проповедях Христа.

Тот же смысл имело и третье искушение, только с еще большей силой соблазна: дьявол предложил Христу стать царем огромной империи, стать земным владыкой. Мол, представляешь, какие у Тебя откроются возможности!

Господь не пожелал родиться или стать великим императором по той же причине, по которой Он отклонил второе искушение дьявола. Толпа жадна до чудес, и толпа любит «власть имущих», особенно, когда власть щедрая и сильная, но толпа при этом остается толпой. Для слабой человеческой души это огромный соблазн – стать прославленным царем (как Адаму предложили стать богом, но без Бога), и здесь Божественный дух во Христе вновь смиряет Свою душу, исцеляя её.

В Евангелие говорится, что после этого «дьявол отошел от Него до времени» (Лук.4,13), т.е. это было не последнее искушение в земной жизни Спасителя. Эти события являлись не случайными, а необходимыми для исцеления человеческой природы. В Священном Писании указывается, что Иисус «возведен был Духом в пустыню, для искушения от дьявола» (Мат.4,1). Иначе говоря, возведен Богом Духом Святым «для искушения», т.е. это было необходимо для Богочеловека. Почти вся земная жизнь Христа есть процесс исцеления человеческой души Богом и главный эпизод этого процесса, конечно же, страдания и смерть на кресте.

Все последние и самые тяжелые страдания Спасителя – это еще больший пример победоносной борьбы Духа над соблазнами человеческой души. Иисус, находясь в Гефсиманском саду с учениками, зная, что в эту ночь Его арестуют и поведут для издевательств и казни, «начал скорбеть и тосковать» (Мат.26,37). «душа Моя скорбит смертельно» - говорит в эти минуты Господь Своим ученикам (Эти слова повторяют евангелисты Матфей и Марк). В эту ночь, во время молитвы к Богу-Отцу, Христос говорит: «Отче! ...пронеси чашу эту мимо меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». «И находясь в борении, прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови». «Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его» - сообщает подробности евангелист Лука. «Находясь в борении…» (Лук.22,44), «начал ужасаться и тосковать…» (Мк.14,33) – Священное Писание подчеркивает, что во Христе происходила тяжелая борьба Его духа с человеческой поврежденной природой.

Наша душа, чувствуя приближение смерти тела, начинает скорбеть и мучиться, приводя в смятение, вплоть до ужаса свой дух, потому как для человека смерть или ожидание смерти, тем более смерти мучительной, - это не естественное состояние. Искушение в том, что Иисус ясно осознает Свою возможность избежать страшной казни. Во время ареста, апостол Петр вынимает меч, но Господь говорит Ему: «Возврати меч твой в его место…или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» (Мат.26,52). До этого Христос уже говорил, что «никто не отнимает у Него жизни, но Он Сам отдает её» (Ин.10,17-18).

Если Христос был бы только совершенным Богом, или иначе говоря, Личностью совершенной во всех отношениях, тогда Он не мог бы быть для нас реальным примером: Он – Бог, а мы – грешные и слабые люди. Господь же явил нам образец действительной борьбы с самим собой, борьбы, которая должна происходить в каждом человеке: борьбы духа с соблазнами души, что и является сущностью духовной жизни. «Ты мне соблазн…» - отвечает Спаситель Петру на его предложение избежать казни на кресте (Мат.16,23). «Дух бодр, плоть же немощна» - говорит Господь своим ученикам (Мат.26,41), (Мк.14,38). «Душа Моя теперь возмутилась, и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час я и пришел» - говорит о своих страданиях на кресте Господь (Ин.12,25-27).

Итак, из слов Священного Писания и из опыта человеческой жизни очевидно, что у всех людей, «плоть немощна», «душа скорбит», страдает вместе с телом, и только «дух бодр» и находится в состоянии «борения», т.е. борьбы, «ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся» (Гал.5,17). Святой Ириней Лионский пишет: «Человек состоит из трех: плоти, души и духа, и в коих один (дух) – спасает и образует».

Если душа человеческая лишилась своего единения с Богом после грехопадения, то дух человека и до грехопадения не был в этом единении, а был только призван к нему. Адам имел единение с Творцом лишь по природе своей (физиологии), но единство духовное с Богом ему только предстояло приобрести, а вместе с ним и черты совершенства.

Адам отпал от Бога, а вместе с ним и все человечество, и мы сегодня видим в этом лишь черную сторону, считая это каким-то трагичным недоразумением первого человека и катастрофой для всех людей. Однако есть и большая польза для человечества, составляющая великий Промысел Божий: дух человека, находясь постоянно «в борении», имеет больше возможностей для развития в себе способности любить Бога и людей, нежели Адам до грехопадения, а значит и больше возможности для духовного единения с Богом, которое окончательно состоится после земной жизни людей. Отцы Церкви говорили, что «если не было бы бесов, тогда не было бы и святых». Под словом «бесы» они имели в виду не только и не столько силы зла, а в первую очередь соблазны, терзающие нашу душу. Бесы являются только как бы внешними раздражителями. Бог попускает (разрешает) им искушать людей, потому как через искушение происходит самопознание человека, без которого невозможно ни покаяния, ни смирения, ни духовного роста. Апостол Иаков пишет: «С великой радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения, …чтобы вы были совершенны во всей полноте» (Иак.1,2-4). Искушения (соблазны) легко приводят к греху, но искушения это и лучшие условия для исцеления человека и его совершенства – совершенства в смирении и любви.

Подводя итог этой главе, остается уточнить: почему именно через страдания и смерть на кресте завершилось дело спасения рода человеческого?

Римляне придумали изощренную казнь преступников на кресте. Человек испытывает невыносимые муки, находясь в распятом состоянии: затекают мышцы груди, человек задыхается, чувствует сильную жажду, головокружение, сильную боль мышц и суставов. Желая хоть немного ослабить растянутые жилы и сделать глоток воздуха, человек вынужден опираться на ноги, пробитые гвоздями, отчего раны вокруг гвоздей рвутся с еще большей силой. Физические страдания Христа были помножены на скорби душевные. Люди в толпе издевались над Ним и кричали: «Других спасал, а Себя Самого не может спасти! Если Он Сын Божий, пусть теперь сойдет со креста, и мы уверуем в Него!» Представьте себя на месте распятого: вы испытываете невыносимые муки и при этом имеете реальную возможность сотворить чудо и сойти со креста! А какой соблазн показать этой толпе, как они ошибаются! У Христа до последнего сохранялся шанс прекратить свои муки, воспользовавшись Своей Божественной природой. Поэтому понадобилось самопожертвование до полной физической смерти – это и стало высшим проявлением совершенной любви. Евангелист Иоанн пишет, что за несколько мгновений до смерти, Христос сказал: «Свершилось!» И, преклонив голову, предал дух (Ин.19,30).

Люди иногда совершают самопожертвование ради друг друга, но этого недостаточно для полного исцеления души человека: наша любовь крайне несовершенна, непостоянна во времени и слаба. Христос же всю Свою земную жизнь беспрестанно, незримо совершал исцеление человеческой природы, соединяя желания и волю Своей человеческой души с волей Божьей, соединив то, что разорвал Адам. Неся Истину ради любви к людям, Он нес её со смирением, не боясь при этом смотреть в глаза тем, кто Его за эту Истину возненавидел, а потому именно в страданиях на кресте смогла проявиться максимально целительная сила Божественной любви к падшему человеческому естеству. Бог совершенен и совершенна Его любовь, поэтому только Господь мог спасти человечество, став Одним из нас.

Христа называют Спасителем, но если поинтересоваться, от чего Он спасает и зачем, то, в лучшем случае, вам скажут, что от греха. Но какого именно греха, кого и почему – с этим уже трудности.

Схожие сложности с пониманием были и у современников Христа. За несколько дней до своей крестной смерти Христос входил в Иерусалим. Народ ликовал: перед ним стелили одежды, клали пальмовые ветви. Народ встречал своего спасителя. Но уже через три дня эти же самые люди кричали Пилату «распни его!». Отчего такая перемена?

Эти два вопроса – одного поля ягоды.

Во втором случае разгадка была чуть более проста. Израиль, находящийся в оккупации Римской империей и считавший себя богоизбранным народом, жил в ожидании прихода Мессии, как окончательного освободителя, и появление Христа говорило им о том, что, по всей видимости, эти времена настали.

Слухи о Христе и его чудесах уже несколько лет ходили по всему Израилю. Он исцелял больных, давал пищу голодным, ходил по воде и даже воскрешал мертвых. Финальное событие, которое произошло накануне входа в Иерусалим, – воскрешение Лазаря, который до этого четыре дня пролежал в гробу и чье тело уже имело характерный запах. Слух об этом быстро разнесся по всей округе. Логично предположить, что раз Он способен сделать такое, то уж тем более Ему будет под силу прогнать захватчиков и сделать израильское царство самым могущественным на земле. А также везде установить справедливость, наказать обидчиков, исцелить всех больных и т.п.

Но вопреки ожиданиям жители Иерусалима услышали от Христа лишь проповеди и призывы к покаянию. Он не взял власть в свои руки, и даже не пытался. После чего многих постигло разочарование. Вместо надежды на славу народа, изгнание врагов и земные блага они получили увещевания. В противовес словам Христа «Мое царство не от мира сего » Ин. 18:36, люди ждали от него каких-то благ здесь и сейчас, не понимая, что «мир лежит во зле » 1 Ин. 5:19. Им нужно было, чтобы Христос навел порядок вокруг, а Он пришел, чтобы навести порядок внутри каждого в отдельности.

Возвращаясь к первому вопросу, стоит напомнить слова Христа об Иоанне Крестителе: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его » Мф. 11:11. Другими словами, самый праведный из людей на тот момент – Иоанн Креститель, оказался недостаточно свят для того, чтобы вселиться в небесные обители. Он не был готов принять все блага от Бога. А насколько мы далеки от Иоанна? Мы осуждаем других (вместо того чтобы разобраться или подсказать), раздражаемся, обманываем (пусть и по мелочам), часто жестокосердны, не готовы жертвовать своим удобством ради ближнего и т.д. А если спросить каждого из нас, что он о себе думает, то ответ, зачастую, будет простым – я нормальный, но . Другими словами, мы еще и не видим за собой ничего плохого, а если вдруг случайно что-то подметим, то первым делом состряпаем такую гору оправданий, что себя не только сделаем праведниками, но и пострадавших от наших действий – виноватыми.

Но когда человек начнет замечать за собой это все, станет сам себе противен, объявит борьбу всему своему нутру, осуждающему, завидующему, сквернословящему, разражающемуся, и повоюет с ним не один год, тогда придет понимание. Понимание того, максимум, на что он способен, это натренировать себя правильно реагировать в тех или иных ситуациях, но свое нутро он изменить не может. И вот тогда ему понадобится тот, кто сможет его исцелить. Тот, Кто может все, и Который ради этого и пришел. Ведь если человек не изменится, то он любой рай превратит в то место, где мы сейчас живем.

А если вам просто не хватает на новый мерседес, или, наоборот, в «холодильнике мышь повесилась», то «просите и дано будет вам » Матф. 7:7. Но Христос не за это на крест пошел.

Образ совершения Господом Иисусом Христом нашего спасения

В Св. Писании о спасении говорится двояким образом. С одной стороны, о спасении говорится как о событии, уже совершившемся и от нас независящем: «Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар » (Еф.2,8).

С другой, утверждается необходимость для человека трудиться для достижения спасения: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение » (Флп.1,12).

Таким образом, Св. Писание различает истину уже совершившегося спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Это значит, что спасение предполагает соработничество Бога и человека: «Ибо мы соработники у Бога » (1 Кор.3,9).

Само понятие «спасение» имеет две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это все то, что сделано для нашего спасения Богом и является для нас даром, потому что сами мы не могли бы сделать этого при всем желании. Субъективная сторона - это те усилия, которые нам необходимо приложить для того, чтобы этим даром воспользоваться. В христианском богословии объективная сторона спасения называется Искуплением.

Согласно «Пространному Катихизису», Господь совершил спасение наше «учением Своим, жизнию Своею, смертию Своею и воскресением ».

1) Прежде всего было необходимо сообщить человечеству полноту знания о Боге и научить праведной жизни по воле Божией. Учение Иисуса Христа есть «Евангелие Царства Божия (Мк.1,14), или иначе, учение о спасении и блаженстве, то самое, которое и теперь преподается в Православной Церкви. Учение Христово бывает для нас спасительным, когда мы «принимаем его всем сердцем, и поступаем согласно нему» (Пространный катихизис).

2) Господь Иисус Христос не только преподал Своим ученикам совершенное учение, но и явил пример Своей жизни, сделавшись для христиан идеалом духовно-нравственного совершенства на все времена. Жизнь Иисуса Христа бывает для нас спасительной, «когда мы ей подражаем. Ибо Он говорит: «Кто Мне служит, Мне да последует, и где Я, там и слуга Мой будет (Ин.12,26)» .

Однако для спасения недостаточно одного только учения Господа Иисуса Христа и примера Его личной жизни. Вид здорового человека и пример здорового образа жизни сами по себе не могут исцелить тяжело больного. Для спасения грешного человечества необходима особая Божественная помощь, состоящая в обновляющем воздействии на человеческое естество, его возрождение.

В западном (католическом и протестантском) богословии господствует представление о том, что суть Искупления состоит в том, что Своей крестной жертвой Господь Иисус Христос «уплатил» Богу Отцу долг, который тяготел над человеческим родом после грехопадения Адама. Однако, грех в православном понимании - это не сколько преступление или оскорбление Бога в юридическом смысле, а прежде всего, болезнь человеческой природы, ее повреждение. Поэтому спасение мыслится св. отцами, в первую очередь, как освобождение от болезни, исцеление и преображение человеческого естества. Сщмч. Ириней Лионский сформулировал фундаментальный сотериологический принцип православного богословия, согласно которому Бог «сделался Тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он «. Цель пришествия Христа в мир - соединить человека с Богом таким образом, чтобы каждый из нас мог стать «причастником Божеского естества » (2 Пет. 1,4), достичь обожения во Христе.

Грехопадение людей состояло в преслушании: Адам нарушил Божественную заповедь, и это привело к рассогласованию воли человеческой с волей Божией. Искупление означает обратное движение, возвращение в то состояние, из которого выпал Адам, что возможно только на пути абсолютного послушания Богу. Путь послушания, который должен был пройти Господь по Своему человечеству, предполагал принятие всех последствий нашей падшести вплоть до смерти и богооставленности. Принимая все эти бремена, Господь Иисус Христос являет Своей жизнью, что человеческое естество даже при наличии «безгрешных страстей» способно быть чистым, т.е. свободным от греха нравственного. Все искушения, которые влекут человека ко греху, Господь отвергает, побеждая их не только силою Своего Божества, но и при участии Своей человеческой воли, свободно и без колебаний подчиняющейся воле Божественной. По словам св. Иоанна Дамаскина, Христос « врачует наше непослушание принятием того, что подобно нам и от нас, и делается для нас примером послушания…». Это нетление человеческой воли Христа (т.е. пребывание только в добре, в воле Божией) закрепляется позже нетлением естества , то есть воскресением.

Спасение человечества во Христе не могло совершиться автоматически, с устранением человеческой свободы. Спасение предполагает изменение образа бытия человеческой природы, но такое изменение не может быть навязано человеку извне, помимо его собственного свободного выбора. Праведность, не являющаяся плодом сознательного выбора, не имеет перед Богом никакой нравственной ценности. В результате искупительного подвига Христа для каждого человека открыт путь к стяжанию свободы и нетления, которым обладал Христос по своему человеческому естеству. Эта цель достигается через жизнь во Христе, требующую со стороны человека постоянного усилия воли.

Царство Небесное, даруемое Христом тому, кто верует в Него, есть нечто гораздо большее, чем первозданный рай; это «нетленное, нескверное и неувядающее наследие», по словам апостола Петра (1 Пет. 1:4), это «третье небо», о котором апостол Павел не смог ничего сказать, потому что «неизреченные глаголы», звучащие там, превосходят всякое человеческое слово (2 Кор. 12:2-4). Воплощение Христа и Его искупительный подвиг имеют для человека большее значение, чем даже само сотворение человека. С момента боговоплощения наша история как бы начинается заново: человек вновь оказывается лицом к лицу с Богом, столь же близким, а может быть — еще более близким, чем в первые минуты существования людей. Христос вводит человека в «новый рай» — Церковь, где Он царствует и человек царствует вместе с Ним.

На кого распространяется действие искупительной жертвы Христа? Евангельское слово отвечает: на всех уверовавших во Христа («кто будет веровать и крестится, спасен будет»; Мр. 16:16). Вера во Христа делает нас детьми Божьими, родившимися от Бога (Ин. 1:12-13). Через веру, Крещение и жизнь в Церкви мы становимся сонаследниками Царства Божьего, освобождаемся от всех последствий грехопадения, воскресаем вместе со Христом и приобщаемся жизни вечной.

Таким образом, подобно тому, как древний («ветхий») Адам стал прародителем по плоти всего человечества, так новый Адам – Христос становится родоначальником по духу всех людей, кто воспользуется плодами Его искупительного подвига.

Дорогая душа, читающая эти строки! Ты можешь в это верить, можешь не верить, это твоя воля. Ни человек, ни Бог не может воздействовать на твою волю. Но все, что здесь написано, это исследование Библии, а Библия – это истина. И какое бы решение не принял человек: следовать этой истине или нет, духовные законы от этого не изменятся. Мы верим в действие физических законов, и если мы послушны им, то они действуют нам во благо, но если мы их проигнорируем, они уничтожат нас. Точно также и с духовными законами: если мы им подчинимся, то они будут служить нам во благо, если нет, то мы обречены на погибель. Пусть Господь даст тебе мудрость поразмышлять над этой темой, и иметь представление, что сделал лично для тебя Иисус Христос. Принять тебе эту истину, или отвергнуть. Да благословит тебя Господь!

Очень часто мы, пребывая в общении с верующими, слушая проповеди Евангелия, слышим такие выражения: «Иисус спас нас, пролил за нас Свою Кровь, стал за нас нашим искуплением и дал нам прощение грехов». Я уверен, что многие, слушая эти Библейские термины, не понимают их сути, а иногда эти слова так часто звучат, что мы им не придаем особого значения и не задумываемся о глубине и важности каждого из этих выражений.

Библия называет Иисуса Христа Спасителем. Следовательно, человечество, Спасителем, которого Он является, нуждается в спасении. В спасении от чего? Давайте вместе с вами рассмотрим этот вопрос.

Когда мы читаем 1-ю и 2-ю главы Бытия, где описывается процесс сотворения мира Богом, мы видим, что все, что Бог сотворил, оно было сотворено для благословения: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо. И благословил их Бог». (Быт.1:21,22). «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог». (Быт.1:27). И когда Бог подитожил Свою работу, Он сказал:«хорошо весьма». Для кого хорошо? Для человека. Потому что Он сказал человеку: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». (Быт.1:28).

И, когда человек все это выполнял, то есть делал так, как это запланировал в его жизни Бог, то человеку было прекрасно жить. Он жил в благословении. Адам имел прекрасные отношения с Богом, как у сына и Отца, и Бог щедро благословил Адама. У него все было: достаток в доме, хорошая счастливая семья, крепкое здоровье, хорошее занятие, увлечение, мир и покой на сердце. Он никогда ни о чем не переживал, всегда был сытым, и, самое главное, он каждый день в прохладе дня общался со своим любимым Отцом. Вот именно такой, Бог представлял Себе жизнь человека, когда творил его. До 3-й главы Бытия мы не найдем слова «прощение», потому что его еще не существовало в природе, так как не было еще греха, не было за что прощать.

В 3-й главе Книги Бытие , когда на арену выходит диавол, человек допускает в свою жизнь грех. Грех – это действие человека, которое идет в разрез с волей Бога. В сущности человек сделал то, о чем попросил его диавол, и преступил повеления Бога, и стал преступником Божьей заповеди. Он в свой дух, который был от Бога, впустил то, что было от духа нечистого, от духа сатаны. И этот дух навел на человека проклятия: болезни, смерть, порабощение одного человека другим, всевозможное неустройство во всех сферах жизни, нищета, одиночество, тяжелый труд, сложные отношения с людьми, раздражительность, ссоры и т.д. . То есть, все то, что было создано Богом для человека, чтобы тот жил счастливой жизнью и наслаждался ею, все это перечеркнуто человеком одним действием, которое называется «грех», и которое несет множество проблем в жизнь человека, и которое называется одним словом «проклятие». Проклятие свидетельствует о присутствии духа нечистого в жизни человека, который создает все эти проблемы.

С момента грехопадения человека, Бог создал закон греха и смерти:«Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти». (Рим.8:2). Другими словами это закон можно назвать «законом преступления и наказания». Когда не было преступления, то не было нужды и в наказании. После того, как человек преступил Божье повеление и согрешил, Бог вводит наказание. Этот духовный закон действует точно так же, как и любой физический закон, например, закон земного притяжения. И от того, верит ли человек в существование этого духовного закона, или не верит, действие этого закона не прекратится.

Основными составляющими закона греха и смерти является два фактора: 1) «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23). 2). «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22)

Это духовный закон. Сделанное человеком преступление повелений Божьих влечет за собой наказание. И абсолютно не важно, узнает ли об этом грехе кто-то из людей или нет. Никто и ничто не сможет скрыться от глаз Господних: «Ибо очи Господа обозревают всю землю». (2Пар.16:9). Возмездие за грех обязательно совершиться и это может произойти в любой форме и в любое время. Потому что это закон, который Бог не отменял. Подумайте, может ли Бог отменить закон земного притяжения? Представьте себе, что может случиться, если такое произойдет, хотя бы в течении 5-ти минут? Хаос и трагедии!

Для того, чтобы более доступно донести свою мысль, авторы, писавшие Библию по вдохновению Духа Святого, применяли образ «стрелы». Например, Давид пишет: «Не убоишься ужасов в ночи и стрелы, летящей днем» , Павел пишет: «А наипаче возьмите щит веры, которым сможете угасить все раскаленные стрелы лукавого». Чтобы доступнее изложить свою мысль, я тоже использую этот образ.

Итак, если говорить образно, то грех, совершенный человеком, - это стрела, выпущенная этим человеком в самого себя. Стрела летит какое-то время, набирает силы и скорости, и возвращается к этому человеку, поражая его. Эта стрела несет в себе огромную разрушительную силу: на разрушение здоровья, на разрушение отношений в семье, на разрушение достатка в доме, одним словом, на разрушение благословений в твоей жизни.

Что же делать? Неужели ситуация настолько безнадежна для человека, что в ней нет выхода? Исходя из выше сказанного, человечество, унаследовавшее греховную природу от Адама, чтобы не быть полностью истребленным через сделанный им грех, нуждается в искуплении и прощении грехов, то есть в защите от этих разрушительных стел. Искупление и прощение грехов, исходящее от Бога, может произойти только после того, как человек осознает свою вину и покается в содеянном грехе. Что может остановить камень, брошенный нами, чтобы он не долетел до земли? 1) Или прекращение действия закона земного притяжения, 2) Или подставленная кем-то рука, которая примет на себя этот камень. И, так как Бог не может отменить закон земного притяжения, то остается второе – чтобы кто-то подставил свою руку и принял на себя этот камень. Что может остановить действие наказания после сделанного нами греха? То есть, что может остановить разрушительную стрелу, летящую в нас, после сделанного нами греха? 1) Или прекращение действия закона греха и смерти, то есть закона «преступления и наказания»; 2) Или чтобы кто-то принял эту стрелу на себя. И так как Бог не может отменить установленный Им закон, то остается второе – чтобы кто-то принял эту стрелу на себя.

В Писании написано: «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22). Это духовный закон. Поэтому в Ветхом Завете Бог дал постановление людям через Моисея, чтобы люди во искупление своих грехов приносили в жертву животных. Это Божье постановление описывается в Книге Левитов 5/1-13. Если он виновен в чем-нибудь из сих, и исповедается, в чем он согрешил, то пусть принесет Господу за грех свой, которым он согрешил, жертву повинности из мелкого скота, овцу или козу, за грех, и очистит его священник от греха его. (Лев.5:5-7).

«И покропит кровью сей жертвы за грех на стену жертвенника, а остальную кровь выцедит к подножию жертвенника: это жертва за грех; а другую употребит во всесожжение по установлению; и так очистит его священник от греха его, которым он согрешил, и прощено будет ему».(Лев.5:9,10).

В зависимости от тяжести греха, Бог устанавливал какое животное приносить в жертву (Левит 4). Человек приходил с животным во дворы скинии к священнику становился перед жертвенником, возлагал свои руки на голову животного, исповедовал свой грех перед священником, каялся в этом грехе. После этого священник приносил в жертву животное, кровью этого животного он кропил жертвенник, затем входил в скинию и возносил ходатайственную молитву пред Богом за этого человека. В результате, пролитая кровь животного освящала человека от греха, и всякий грех ему прощался, и у человека восстанавливались отношения с Богом, его жизнь начиналась с чистого листа. Он снова вошел в благословение Божье. Таким образом совершился духовный закон: 1). «Прощения не бывает без пролития крови» (Евр9/22). 2). «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23).

За сделанный человеком грех, наказание приняли животные. Животные своей смертью искупали своих хозяев. Животное, приносимое в жертву, становилось ИСКУПЛЕНИЕМ для человека за его грех. Таково действие закона «греха и смерти»: «Возмездие за грех - смерть». (Рим.6:23).

Итак, что происходило в духовном мире в результате проведения вышеописанных действий? Человек, совершивший грех, этим саамы он выпускает стрелу, которая летит с разрушительной силой к нему самому. Эта стрела может к нему возвратиться через день, через год, а то и через 10 лет. Когда человек осознает свою виновность и кается в содеянном грехе, то согласно Божьему постановлению, эта стрела поражает животное, которое человек приносит в жертву за грех, для искупления себя от поражения, потому что стрела эта не может зависнуть в воздухе, она выпущена и имеет конечную цель – на поражение, на пролитие крови, на смерть. Это - закон! После этого человек получает прощение. В Книге Левит 4 и 5 главах описан порядок приношение жертв в зависимости от тяжести греха, и после каждого жертвоприношения Бог говорит: «И прощено будет ему!»

Все это было в Ветхом Завете. А что же произошло в Новом Завете?

Само слово «завет» подразумевает договорные отношения двух сторон. Во времена Моисея Бог составил соглашение, состоящее из 10-ти заповедей, и огласил эти заповеди всему народу. Моисей окропил кровью животных эти заповеди и весь народ. Этим самым он поставил печать, как подтверждающую законность и достоверность этого завета. «Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а [другою] половиною окропил жертвенник, и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны. И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих». (Исх.24:6-8),

«Ибо Моисей, произнеся все заповеди по закону перед всем народом, взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом, и окропил как самую книгу, так и весь народ, говоря: это кровь завета, который заповедал вам Бог. Также окропил кровью и скинию и все сосуды Богослужебные. Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения». (Евр.9:19-22).

Так был заключен первый завет Бога с человеком, который называется Ветхим Заветом. Цель этого завета была – восстановить разорванные Адамом отношения Бога с человеком на основании исполнения человеком определенных Богом заповедей. И, если человек не исполняет какую либо из заповедей, то эти отношения разрываются: Бог человека не благословляет, человек живет в грехах, то есть в проклятии.

Исполнить этот закон человек был не в силах по причине своей греховной человеческой природы. Если человек исполнял 9 заповедей, а не исполнял хоть какую-то одну самую незначительную заповедь, он был под проклятием, как не исполняющий весь закон. «Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона». (Гал.3:10) . Человечество погибало в своих грехах.

И вот для спасения человечества Бог посылает Своего Сына, Иисуса Христа:

Неверующему человеку странно слышать в настоящее, мирное время о потребности человека в спасении. От чего спасаться? Мирное небо, сытная жизнь. И почему Иисуса Христа называют Спасителем? Трудно объяснить скептику, что спасаться нужно от грехов своих, от тех стрел, которые находятся сейчас в полете и направлены на тебя, и их цель – на поражение, на разрушение.

В Псалме 72 Асаф пишет: «Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем! А я – едва не пошатнулись ноги мои… - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых…». Иногда люди верующие, видя благоденствие людей, которые живут безнравственно, соблазняются на них и задают вопрос Богу: «Почему так? Я служу Тебе Господь, чистым сердцем, и в жизни сталкиваюсь со многими трудностями, а этот нечестивец, процветает?». В этом же Псалме 72/16,17 Асаф сам себе отвечает: «Думал я как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божье, и не уразумел конца их». Одним словом, они процветают, потому что стрелы еще не долетели. Но не долететь они не могут, потому что Бог не отменил Свой духовный закон греха и смерти для безбожников, так же, как Он не может отменить закон земного притяжения.

Бог, видя недееспособность Ветхого Завета, решает установить с человеком новые отношения, основанные не на исполнении закона, а на отношении любви, как у отца и сына. Для этого Бог посылает Своего Сына Иисуса Христа на землю. Об Иисусе Христе написано:

1). Иисус Христос есть Сын Божий.

2). Иисус Христос имел славу Отца на небесах прежде сотворения мира. «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». (Иоан.17:5).

3). Иисус Христос является образом Бога невидимого, и Он сотворил все видимое и невидимое: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов, Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое » (Кол1/12-16)

«Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего , чрез Которого и веки сотворил». (Евр.1:1,2)

4). Иисус Христос, Сын Божий, воплотился через Деву Марию, стал человеком, быв рожден ею от Духа Святого: «Но кАнгел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». (Матф.1:20,21).

Свое земное служение Иисус Христос начал, когда на Него сошел Дух Святой на Иордане во время крещение Иоанном Крестителем. «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». (Иоан.1:29-31).

Иоанн Креститель назван Иисусом Христом величайшим пророком:«Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя». (Лук.7:28). Иоанн Креститель не совершил никакого чуда, и его земное служение было не длительным. Почему он является величайшим из пророков? Потому что он явил людям Мессию. Он сказал величайшую проповедь, когда либо звучащую: «Вот Агнец Божий, Который берет грех мира». Почему Иоанн называет Иисуса Христа Агнцем Божьим? Подобно тому, как в Ветхом Завете люди за совершенный грех приносили в жертву агнцев, для искупления своих грехов, так Иисус Христос стал этим Агнцем, Который взял грех всего мира на Себя.

3.5 года Иисус учит Своих учеников условиям Завета, подтверждая Свои слова чудесами и знамениями. В этом Завете Иисус говорит: «Я являюсь твоим искуплением. Отныне не требуется от тебя приносить в жертву животных за твой грех. Ибо те разрушительные стрелы, которые были направлены против тебя, в наказание за твой грех, в момент твоего покаяния и признания Меня твоим Господом и Спасителем, Я беру на Себя. Ты освобождаешься от наказания». И в тот самый момент, когда человек осознает свой грех, когда кается в своих грехах и сожалеет о содеянном, и признает Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, в этот самый момент в духовном мире происходит искупление Иисусом Христом этого человека от его грехов, и он верою получает спасение. Его отношения с Богом возобновлены, он получает духовное рождение через Духа Святого, он живет в благословении Божьем, удалившись от проклятия. Его жизнь начинается с чистого листа. Он приобрел вечную жизнь через принятие жертвы Иисуса Христа.

Человек искуплен Кровью Иисуса Христа и получает прощение. Он прощен! Его стрелы к нему уже не долетят, он свободен. И так как«прощение не бывает без пролития крови» (Евр9/22) , то Иисус Христос этот Новый завет закрепил Своей Кровью, пролитой на Голгофском кресте. Это печать, подкрепляющая достоверность Его слов, Его обетований, Его учения.

Итак, мы исследовали, что Иисус Христос есть наше искупление. Он был принесен в жертву за наши грехи. Он спас нас от гибели, которая была неизбежна за наши грехи, Он дал нам жизнь вечную. Он заключил с нами Новый Завет (договор), и закрепил Его Своею Кровью.

А что же в этом Завете, в этом договоре требуется от другой стороны, от нас людей?

Только верить Ему, любить Его, доверяться Ему. Так как сын любит отца. Так любит, что боится его огорчить своим поведением. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Иоан.3:16). А что является печатью со стороны человека, уверовавшего в Иисуса Христа, и заключившего с Ним завет? Это искреннее покаяние и, как следствие этого, - принятие водного крещения, которое является обещание Богу чистой совести: «Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа». (1Пет.3:21).

«Кто будет веровать и креститься (то, есть заключить с Богом завет через водное крещение), спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет». (Мар.16:16).

Иисус Христос говорил многим людям, которых приводили к Нему для исцеления, такие слова: «Прощаются тебе грехи твои», и после этих слов человек получал исцеление. Иисус видел не саму проблему, а корень проблемы, а этот корень имел не физический характер, а духовный. Иисус видел, что человек болен не от простуды, а от того, что его поразила «стрела», выпущенная в него, в результате совершенного им греха. Фарисеи, слыша эти слова, говорили: «Какое Он имеет право прощать грех? Он богохульствует!» Но Иисус имел власть прощать, то есть освобождать этого человека от власти греха, и от болезни, потому что Он взял этот грех, и это наказание за грех, на Себя. Он направил на Себя стрелу, разрушившую жизнь этого человека, и освободил его от наказания: «Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас». (Ис.53:5,6).

Недавно мне пришел следующий вопрос по электронной почте: «В последнее время все чаще мучаюсь: от чего спас нас Христос? Я не чувствую, что Он спас или спасает меня. Я не понимаю, от какой клятвы Христос нас искупил. Если все равно мы грешим, все равно в болезни, земля в терниях (простите, не могу точно цитировать), - от чего же спас нас Христос?

До Его пришествия ветхозаветные праведники жили согласно Богу, грешники грешили, и после Воскресения Христова ничего не изменилось: есть люди, которые соблюдают заповеди, и есть, которые их нарушают.

Как Он искупил нас от первородного греха, если мы все же признаём, что все младенцы имеют первородный грех?

Если Христос исправил нашу природу, почему же до сих пор есть ужасные люди?

Что Его жертва дала людям?

От кого Христос нас искупил???

Я не понимаю, я не могу просто верить, потому что я не понимаю, как Иисус Христос меня искупил, от кого Он меня искупил, почему проклятия, наложенные в Ветхом Завете (в болезни родите, в поте лица будешь есть хлеб и так далее) не были сняты с нас. Очень прошу вас помочь мне понять это!!!»

И вслед за этим, пока я собирался сесть и обстоятельно ответить, мой кум тоже прислал вопрос, очень похожий:

«Хочу задать вопрос, но прежде ход мыслей, приведший к вопросу:

1. Природа ветхого человека была изменена грехом Адама, эта природа больна и ущербна.

2. Христос, как Боговоплощение, соединив в себе божественное и человеческое начало, принес Себя в жертву за ВСЕХ людей, обновив, исправив, таким образом естество человека.

3. Высшим показателем исправления природы человека и одновременно подтверждением Божественности Христа стало Его преодоление смерти через Воскресение.

Вопрос: если Христос исправил природу человека, даже преодолел смерть - почему природа людей осталась по-прежнему ущербной? Почему мы и далее должны выдавливать из себя первородный грех Адама? Почему Христос своей жертвой не исправил человеческую природу НАВСЕГДА, а лишь показал путь и цель, причем недостижимую на практике?! Какой смысл был в жертве Христа, если все осталось по-прежнему?»

Вопросы очень важные, потому что от понимания их во многом зависит наше понимание христианства вообще. Попробую изложить некоторые тезисы, а насколько это получится - судить читателю. Во всяком случае, не воспринимайте то, что написано ниже, окончательным словом по данному вопросу. Это всего лишь попытка выразить простыми словами то, о чем написано очень много богословской литературы.

1. Ветхий и Новый Заветы - не два разных завета, но одно целое. Оба они описывают историю отношений Бога с человеком, точнее, Божий план спасения человека. То, что Бог задумал еще во времена Авраама (или даже сразу после падения человека, или даже до его сотворения - ведь Бог всеведущ) - это исполнилось в Иисусе Христе. То, что Бог пообещал Аврааму, он исполнил в Иисусе. Единая история продолжается. Поэтому не нужно рассматривать время «до» и «после» воплощения Сына Божия как две принципиально разные эпохи по отношению ко всему миру. Они разные по отношению к тем, кто уверовал. Но внешне - да, люди так же продолжают грешить и смерть так же, как и раньше, продолжает господствовать над людьми. Но это не всё. Этим не исчерпывается мир.

2. Спасение - очень сильное слово, означающее такую помощь, без которой просто не выжить. Когда мы говорим «спасение» - это не значит избавиться от насморка. Спастись - это вроде как выжить во время кораблекрушения в открытом море. Когда мы применяем слово «спасение» к нашей вере, мы тем самым говорим, что Бог через Иисуса спас нашу жизнь. От чего спас - прежде всего от смерти.

3. Как спас? Восприняв нашу природу, то есть став полноценно человеком таким же, как мы, то есть со всеми последствиями грехопадения. Скажем так, зараженную смертностью. Как мы знаем, Иисус умер на Кресте и воскрес - «ради нас и ради нашего спасения», как говорим в Символе веры. Божий дар спасения - совершенно свободный и не навязчивый. Христос не исправил автоматически поврежденную грехом человеческую природу во всех людях. Он сделал это в Самом Себе. Его плоть, воскресшая из мертвых - это начало «нового творения», то есть начало того будущего качества жизни, в котором смерть побеждена и больше не владеет людьми. Мы не можем изменить нашу природу, пока сами не умрем и не воскреснем, однако уже сейчас мы можем принимать в себя «залог» будущего воскресение - Тело и Кровь воскресшего из мертвых Иисуса Христа: именно это и совершается при Причащении.

4. Обратим внимание, что путь к Воскресению лежит через Крест. Иисус воскрес - но чтобы воскреснуть, надо сначала умереть. Так и наш путь к полноте Жизни, то есть к жизни вечной, бессмертной, в обновленном и исправленном от последствий грехопадения теле, лежит через смерть. Смерть остается нашим «последним врагом», как пишет апостол Павел, и этот враг будет окончательно побежден при том явлении, которое мы называем «вторым пришествием Христа», которого ждём - когда Бог будет явлен как всё наполняющий, и Его присутствие будет ощутимо восприниматься всеми нами. Христос искупил нас, поэтому смерть не поработит нас навеки, но отпустит, и мы вновь вернемся к жизни в обновленных телах.

5. Бог никому не навязывает спасения, но не хочет и ничьей погибели. Ответ веры со стороны человека - ответ совершенно свободный. Вера потому и называется верой, что ее невозможно вызвать принудительно. В одних и тех же обстоятельствах жизни одни видят действие Божьей заботы, другие считают это просто случайностью, совпадением. Кто-то борется с грехом, кто-то порабощается им. И это нормально в том смысле, что Бог никому не навязывается. Бог не упраздняет свободную волю человека. Внешне всё остается так же, о чем писал уже апостол Петр, передавая слова сетующих: «Где обетования пришествия Его (Спасителя)? Ибо с тех пор, как начали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2 Пет. 3:3). Апостол Петр объясняет это тем, что Бог «долготерпит» нас, желая чтобы как можно больше человек успели прийти к вере.

Итак, почему наша природа, которая в нас самих, осталась по-прежнему ущербной? Потому что она еще не прошла через обновление от Бога, возможное при воскресении.

Показал ли Иисус путь и цель, недостижимые на практике? Нет! Как раз очень достижимые, только окончательного результата надо ждать в перспективе воскресения. Но и «предварительные» результаты тоже возможны и достижимы - тому свидетельство жизни святых и всех, кто всерьез воспринимает веру и путь Христов.

Какой смысл был в жертве Христа? Как поясняет святитель Григорий Богослов, чтобы наша человеческая природа была освящена человеческой природой Бога - воспринятой при воплощении, исцеленной, обновленной и прославленной при воскресении. Чтобы вера в единого истинного Бога не осталась достоянием узкого круга одного народа, но распространилась по всему миру. Бог приглашает все народы, всех людей войти в семью Завета и принять веру Царства Божия.

Я понимаю, что все, написанное выше - это слабая попытка описать словами ту реальность, которая познается верой. Чтобы понять это не только логикой, но и, что называется, сердцем, надо жить так, как заповедал Иисус Христос и апостолы. Читайте Писание, особенно Евангелия и послания апостолов, но также и Ветхий Завет - потому что полноценно понять Новый Завет можно только, зная историю того, что было раньше. Ветхий Завет - не значит отживший или обветшалый, но - завет древний или первый. Многие принципы жизни, открытые в древности, остаются актуальными и для нас. А дальше - мы ждем Христа и откровения славы Его. Произойти это может когда угодно, и причем точно знаем, что это случится внезапно. Не антихриста мы ждем, потому что и так уже много антихристов было и есть в мире, но ждем явления во славе нашего Господа. И если вся наша жизнь связана с Ним, тогда, как пишет апостол Павел, мы «страдаем со Христом, чтобы с Ним и прославиться». Еще раз повторю: нас ждет воскресение. Но путь к нему ведет через крест.

прот. Андрей Дудченко