Краткая история японии. Основные периоды истории Японии Япония эпоха гернси исторические события

7. Период Хэйан (794-1185).

Назван по местонахождению новой столицы - Хэйан (букв. “столица мира и спокойствия”, совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сёэн - усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара (поэтому конец этого периода иногда называют “периодом Фудзивара”).

Начало IX в. Образование ядра Киевской Руси.
915 г. Поход печенегов на Русь.
945-969 гг. Княжение Ольги.
988 г. Принятие христианства на Руси.
1019-1054 гг. Княжение Ярослава Мудрого.
11125-1132 гг. Княжение Мстислава Владимировича в Киеве.
1136 г. Восстание в Новгороде. Образование отдельных русских княжеств.
1147 г. Первое упоминание Москвы.
11 57 г. Смерть Юрия Долгорукого.
1170-1180 гг. Новый половецкий натиск на Русь.
1185 г. Поход Игоря Святославича против половцев, поход Кончака и Гзака на Русь.
1185 г. Создание “Слова о полку Игореве”.

8. Период Камакура, 1185-1333 (сёгунат Минамото).

Назван по расположению ставки военного правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Установление социального и политического господства сословия воинов-самураев. В самурайской среде - период классического феодализма с развитыми вассальными отношениями.

1206 г. Провозглашение Темучина главою монгольской державы и принятие им имени Чингисхана
1219-1221 гг. Завоевание Средней Азии татаро-монголами.
1223 г. Битва русских с татаро-монголами на р. Калке.
1227 г. Смерть Чингисхана
1237-1238 гг. Нашествие Батыя на Северо-Восточную Русь
6 декабря 1240 г. Взятие татарами Киева
5 апреля 1242 г. Ледовое побоище
Около 1243 г. Образование Золотой Орды
1259-1263 гг. Великое княжение Александра Невского
1301 г. Присоединение Коломны к Москве
1302 г. Присоединение Переяславского княжества к Москве
1303-1325 гг. Княжение Юрия Даниловича в Москве 1305 г. - Создание общерусского летописного свода в Твери
1328-1341 гг. Великое княжение Ивана Калиты в Москве


9. Период Муромати, 1392-1568 (сёгунат Асикага).

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий (намбокутё, 1336-1392), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и “период воюющих провинций” (сэнгоку дзидай, 1467-1568). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода - рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

1408 г. Нашествие Едигея
1425-1462 гг. Великое княжение Василия II Васильевича Темного
1462-1505 гг. Великое княжение Ивана III Васильевича
1472 г. Брак Ивана III Васильевича с греческой царевной Софьей Палеолог
1478 г. Присоединение Новгорода к Московскому государству
1485 г. Присоединение Тверского княжества к Московскому государству
1485-1516 гг. Постройка новых кремлевских стен в Москве 1494 г. Судебник Ивана III
(дальше пока данных не имею, но впереди эпоха Ивана Грозного и Романовых) *

10. Период Эдо, 1603-1867 (сёгунат Токугава).

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната - Токугава Иэясу - вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным “закрытием” страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем “японским”.

Китагава Утамаро
Красавица Ханадзума из дома Хего-я
1794 г.

11. Период Мэйдзи (1868-1911).

Назван так по девизу правления императора Муцухито- “светлое правление”. Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т. е. “реставрации” власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Нецке-актер театра Кабуки.
Мастер Гекумин 18 век

Древнейшая из эпох японской культуры известна под названием кофун дзидай . Кофун представляет собой курган, квадратный спереди и круглый сзади, окруженный наполненным водой рвом. Обнаружено более 10 тыс. таких курганов - погребений, древнейший из которых, Хасихака, близ священной горы Мива, датируется 300-310 гг. нашей эры. Его размеры достигают 278 м., что позволяет предположить в нем захоронение одного из первых японских царей, Ямато . (Ямато - означает путь гор).

На рубеже III-IV вв. в долине Ямато распространились представления, что царь (окими) является обителью божественного духа горы Мива. В VII в. из Китая пришел термин тэнно (кит. тянь хуань) - небесный правитель . Приравненный к богам окими, озирая край с вершины священной горы, мог наилучшим образом управлять страной. Существовал даже особый обряд воцарения, для выполнения которого царь должен был удалиться в специально построенное помещение и провести там в покое определенное время - чтобы божественный дух вселился в него.

Так сложилось, что культ императора, зародившийся в эпоху кофун, в последующем только нарастал. Главными составляющими японской религии являются культ предков и правителей (также пришедший из Китая, но здесь достигший еще большей степени) и обожествление духов. Религия, сложившаяся в Японии в ходе переплетения даосизма, конфуцианства, буддизма и местных традиций, получила название синтоизма (синто - путь богов). Пантеон раннего синтоизма состоял из божеств - предков наиболее важных родов, прародительницей царского клана считалась богиня Аматэрасу . Утверждение синтоизма как государственной религии произошло в VII в. при императоре Тэмму , создавшего государственный совет по делам религии. При нем была учреждена первая столица Фудзивара Ке , резиденция царя с 694 по 710 гг.

В 710 г. в местности Нара была построена уже постоянная столица - Хэйдзё Кё (столица цитадели мира). Этим открывается эпоха Нара (710-794 гг.). Первые столицы были построены по особому плану жрецов в долинах, омываемых реками и окруженных горами. Комплекс зданий дворца императора - микадо образовывал замкнутый прямоугольник, внутри которого находился декоративный парк. В VIII в. появился лунный календарь , месяцы которого, начинаясь с января, носили порядковый номер, обладая еще и дополнительными названиями (напр., «месяц сокрывшихся богов»). Общие летоисчисление велось по годам царствования императоров, часто также с дополнительным названием (например, «Тайка» - «Великие реформы»). В 784 г. столица Японии была перенесена в г. Нагаока , а в 794 г. - в Хэйан Кё (Киото), что означает «Мир и спокойствие ».

Начавшаяся в 794 и продолжавшаяся до 1185 г. эпоха Хэйан считается «Золотым веком» японской культуры. Именно в этот период произошло творческое переосмысление пришедших из Китая и Кореи влияний. Необыкновенной утонченности достигло свойственное японцам поэтическое восприятие мира, происходило становление национальных литературных жанров, «Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничащих с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма» (Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001. С. 309.).


На исходе XII в., когда Япония вступила в эпоху зрелого феодализма, к власти пришло военно-феодальное сословие самураев , а государство стало возглавляться сёгуном , военным правительством, просуществовавшим вплоть до XIX в. Столица была перенесена в бывшую военную ставку главы сёгуната, Минамото - селение Камакура. В культуре периода Камакура (1192-1333) усиливается народная основа, возрастает интерес к истории и реальной жизни, упрощаются религиозные обряды.

Следующий период в эпохе сёгуната - Муромати (1333-1575), получил свое название по кварталу в старой столице, Киото, где располагалось военное правительство сёгунов из рода Асикага. XIV век оказался веком феодальных междоусобиц и в этом смысле был переходным периодом к зрелому феодализму. Распри прекратились в промежутке времени между вторым и третьим сёгунатом (1575-1614). Период, завершающий феодализм и начинающий новую историю Японии, именуется Эдо (по названию новой столицы, ныне - Токио), он продлился с 1614 по 1868 г. В эту пору основными творцами и потребителями культуры, принимающей все более мирской характер, становится третье сословие горожан.

Ликвидация режима сёгуната и реставрация императорской власти произошли после революции Мэйдзи (1867-68 гг.), которая расчистила поле для капиталистического развития Японии. Эпоха Мэйдзи - эпоха японского Просвещения, выведшая страну из экономической и культурной изоляции. Вместе с тем, культурно-исторические традиции не были прерваны, и чрезвычайно сильны и по сей день. Согласно действующей с 1947 г. конституции император является «символом государства и единства нации», что определено «волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». День рождения императора отмечается как национальный праздник Японии.

Древнейшая из эпох японской культуры известна под названием кофун дзидай . Кофун представляет собой курган, квадратный спереди и круглый сзади, окруженный наполненным водой рвом. Обнаружено более 10 тыс. таких курганов - погребений, древнейший из которых, Хасихака, близ священной горы Мива, датируется 300-310 гг. нашей эры. Его размеры достигают 278 м., что позволяет предположить в нем захоронение одного из первых японских царей,Ямато . (Ямато - означает путь гор).

На рубеже III-IVвв. в долине Ямато распространились представления, что царь (окими) является обителью божественного духа горы Мива. ВVIIв. из Китая пришел терминтэнно (кит. тянь хуань) -небесный правитель . Приравненный к богам окими, озирая край с вершины священной горы, мог наилучшим образом управлять страной. Существовал даже особый обряд воцарения, для выполнения которого царь должен был удалиться в специально построенное помещение и провести там в покое определенное время - чтобы божественный дух вселился в него.

Так сложилось, что культ императора, зародившийся в эпоху кофун, в последующем только нарастал. Главными составляющими японской религии являются культ предков и правителей (также пришедший из Китая, но здесь достигший еще большей степени) и обожествление духов. Религия, сложившаяся в Японии в ходе переплетения даосизма, конфуцианства, буддизма и местных традиций, получила название синтоизма (синто - путь богов). Пантеон раннего синтоизма состоял из божеств - предков наиболее важных родов, прародительницей царского клана считалась богиняАматэрасу . Утверждение синтоизма как государственной религии произошло вVIIв. при императореТэмму , создавшего государственный совет по делам религии. При нем была учреждена первая столицаФудзивара Ке , резиденция царя с 694 по 710 гг.

В 710 г. в местности Нара была построена уже постоянная столица - Хэйдзё Кё (столица цитадели мира). Этим открываетсяэпоха Нара (710-794 гг.). Первые столицы были построены по особому плану жрецов в долинах, омываемых реками и окруженных горами. Комплекс зданий дворца императора -микадо образовывал замкнутый прямоугольник, внутри которого находился декоративный парк. ВVIIIв. появилсялунный календарь , месяцы которого, начинаясь с января, носили порядковый номер, обладая еще и дополнительными названиями (напр., «месяц сокрывшихся богов»). Общие летоисчисление велось по годам царствования императоров, часто также с дополнительным названием (например, «Тайка» - «Великие реформы»). В 784 г. столица Японии была перенесена в г.Нагаока , а в 794 г. - вХэйан Кё (Киото), что означает «Мир и спокойствие ».

Начавшаяся в 794 и продолжавшаяся до 1185 г. эпоха Хэйан считается «Золотым веком» японской культуры. Именно в этот период произошло творческое переосмысление пришедших из Китая и Кореи влияний. Необыкновенной утонченности достигло свойственное японцам поэтическое восприятие мира, происходило становление национальных литературных жанров, «Хэйанская культурная традиция складывалась из обрядов, граничащих с шаманством и магией, мистического даосизма, конфуцианства и таинственного буддизма» (Культурология. История мировой культуры. / Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001. С. 309.).

На исходе XIIв., когда Япония вступила в эпоху зрелого феодализма, к власти пришло военно-феодальное сословиесамураев , а государство стало возглавлятьсясёгуном , военным правительством, просуществовавшим вплоть доXIXв. Столица была перенесена в бывшую военную ставку главы сёгуната, Минамото - селение Камакура. В культурепериода Камакура (1192-1333) усиливается народная основа, возрастает интерес к истории и реальной жизни, упрощаются религиозные обряды.

Следующий период в эпохе сёгуната - Муромати (1333-1575), получил свое название по кварталу в старой столице, Киото, где располагалось военное правительство сёгунов из рода Асикага.XIVвек оказался веком феодальных междоусобиц и в этом смысле был переходным периодом к зрелому феодализму. Распри прекратились в промежутке времени между вторым и третьим сёгунатом (1575-1614). Период, завершающий феодализм и начинающий новую историю Японии, именуетсяЭдо (по названию новой столицы, ныне - Токио), он продлился с 1614 по 1868 г. В эту пору основными творцами и потребителями культуры, принимающей все более мирской характер, становится третье сословие горожан.

Ликвидация режима сёгуната и реставрация императорской власти произошли после революции Мэйдзи (1867-68 гг.), которая расчистила поле для капиталистического развития Японии. Эпоха Мэйдзи - эпоха японского Просвещения, выведшая страну из экономической и культурной изоляции. Вместе с тем, культурно-исторические традиции не были прерваны, и чрезвычайно сильны и по сей день. Согласно действующей с 1947 г. конституции император является «символом государства и единства нации», что определено «волей всего народа, которому принадлежит суверенная власть». День рождения императора отмечается как национальный праздник Японии.

А.Н. Мещеряков

Япония: летоисчисление и периодизация

Публикуется с любезного разрешения автора

См. История Японии. T.I. С древнейших времен до 1868 г. М., 1998. С. 14-19

Сетевая версия 5. 05. 2005

Летоисчисление

Н а протяжении своей истории японцы использовали несколько систем датировки тех или иных событий. Наиболее ранняя - заимствованный ими из Китая (и общий для всех стран Дальнего Востока) счет годов по 60-летнему циклу, окончательно сформировавшемуся там к началу династии Поздняя Хань (25-220 гг.).

Согласно этой системе для обозначения каждого года используется комбинация из двух иероглифов. Первый из них - один из десяти циклических знаков, второй - относится к ряду двенадцати знаков зодиака.

Циклические знаки называются «дзиккан » (十干 , букв. - «десять стволов»). Согласно древней китайской натурфилософской традиции к ним относятся 5 основных элементов, из которых и образуется все сущее: ки (木 , « дерево»), хи (火 , «огонь»), цути (土 , «земля»), ка (сокращение от канэ 金 , «металл»), мидзу (水 , « вода»). Каждый из «стволов», в вою очередь, подразделяется на два - «старший брат» (э ) и «младший брат» (то ). При произнесении вслух «ствол» и его «ответвление» соединяются между собой с помощью указателя притяжательности «но » (на письме не обозначается). Получается, то каждый элемент может выступать в двух сочетаниях. Например, киноэ («дерево»+«но »+«старший брат») и киното («дерево»+«но »+«младший брат»). Каждое из этих сочетаний записывается одним иероглифом.

киноэ

«старший брат дерева»

киното

«младший брат дерева»

хиноэ

«старший брат огня»

хиното

«младший брат огня»

цутиноэ

«старший брат земли»

цутиното

«младший брат земли»

каноэ

«старший брат металла»

каното

«младший брат металла»

мидзуноэ

«старший брат воды»

мидзуното

«младший брат воды»

Общее название знаков зодиака - «дзю:ниси » (十二支 , «двенадцать ветвей»). Это:

нэ

«крыса», «мышь»

уси

«бык»

тора

«тигр»

у

«заяц»

тацу

«дракон»

ми

«змея»

ума

«лошадь»

хицудзи

«овца»

сару

«обезьяна»

тори

«курица»

ину

«собака»

и

«свинья»

Год маркируется сочетанием двух иероглифов - «ствола» и «ветвей». Поскольку ветвей, естественно, больше, то при упоминании 11-го знака зодиака («собаки») счет «стволов» снова начинается с «киноэ ». Таким образом, новое совпадение первого «ствола» и первой «ветви» наступает через 60 лет. Это - полный 60-йетний цикл, согласно которому и шел отсчет годов в древности. В настоящее время часто употребляются малый, 12-летний цикл - только по названиям зодиакальных знаков. В самом общем виде данная концепция отражает идею нелинейного, повторяющегося, циклического времени и обладает определенными неудобствами, поскольку лишена абсолютной точки отсчета.

Месяцы обозначались (и обозначаются до сих пор) порядковым номером - от 1 до 12. «Вставные» (или «дополнительные») месяцы (閏 , дзюн или уруу ), образующиеся ввиду несоответствия лунного года солнечному, носят номер предыдущего месяца. Каждому времени года соответствовали три месяца. С наступлением 1-го дня 1-й луны начиналась весна.

Кроме того, знаки зодиака применялись для обозначения часов (или, как еще говорят, «страж») в сутках. Продолжительность китайско-японской «стражи» составляет два часа. Каждой из них приписывались определенные качества («достижение», «успех», «бееспорядок» и т.д.), которые соотносились с днями, счет которых велся, начиная с 1-го дня мыши 11-й луны, 1-го дня быка 12-й луны и т.д. - вплоть до 1-го дня кабана 10-й луны. Эта система, использовавшая также данные о времени рождения того или иного человека, широко применялись в гадании. «Стражи», расписанные по кругу («по циферблату»), служили также для обозначения направлений. Например, «мышь», соответствуя «страже» «полночь», была также указателем северного направления.

Другая принятая в Японии система летоисчисления - по годам правления того или иного императора. Для обозначения года указывается имя государя и порядковый номер со времени начала правления. При использовании этой системы нужно, естественно, знать последовательность наследования престола тем или государем.

Следует иметь в виду, что в ранних японских письменных источниках правители именовались не так, как сейчас. Тогда для их обозначения использовалось либо название дворца, из которого они правили (каждый новый император вплоть до конца VII в. менял местоположение своей резиденции), либо их японские посмертные имена (прижизненные имена были табуированы) - очень длинные, состоящие из многих компонентов. Ввиду неудобства пользования такими именами сейчас даже в научной литературе принято обозначать раннеяпонских правителей по их китайскому посмертному имени (Дзимму, Саймэй и т.п.), которое состоит всего из двух иероглифов, хотя эта система была принята только в период Хэйан (794-1185), когда эти имена были приписаны правителям древности задним числом.

Третья система летоисчисления - по девизам правления (年号 , нэнго: ) - также была заимствована из Китая. Первый девиз правления - Тайка (大化 , «Великие перемены») - был принят в 645 году, однако полностью эта система утвердилась, начиная с 701 г. Девиз правления был призван отметить какое-либо выдающееся событие или же счастливое предзнаменование, магическим путем обеспечить успешное правления, избавить от несчастий, и поэтому для его наименования использовались только «счастливые» сочетания ие роглифов (обычно двух). Если же случалось что-нибудь заслуживающее особого внимания (благоприятное или нет), то девиз правления мог меняться (иногда - по несколько раз) за одно и то же правление. Нынешняя практика строгого соответствия одного нэнго: одному императору установилась лишь с 1868 г.

В традиционной Японии была выработана и абсолютная хронологическая шкала (紀元 , кигэн ). Ее разработка связана с именем Миёси Киёюки (847-918), который подсчитал, что от начала правления первого легендарного императора Дзимму (660 г. до н.э.) до 9-го года правления Суйко (601 г.) прошло 1260 лет. Этот способ летоисчисления не нашел сколько-нибудь широкого применения вплоть до 1872 г, когда было введено понятие «эры императоров» (皇紀 ко:ки ) - главным образом для того, чтобы показать европейцам «древность» японской истории. 29 января (впоследствии - 11 февраля) было признано датой «основания страны». Эта система летоисчисления активно использовалась в целях националистической пропаганды. Так, в 1940 г. прошло широкомасштабное празднование 2600-летнего юбилея основания японского государства. В 1948 г. праздник был отменен, но в 1966 г. опять восстановлен.

1 января 1873 г. лунный календарь был официально заменен григорианским, и была принята европейская система летоисчисления. Однако наряду с ней сохранилась и система нэнго:. В 1979 парламент принял закон об обязательном употреблении нэнго: в официальных документах. Девиз правления ныне здравствующего императора - Хэйсэй (平成 «достижение мира»).

Традиционная датировка нэнго: (часто - с переводом на европейскую систему летоисчисления) широко используется в профессиональной исторической литературе. Следует, однако, иметь в виду, что наступление лунного нового года каждый раз выпадает на разные дни. Кроме того, указ о провозглашение нового девиза правления может приходиться на любой день года, и, таким образом, перевод летоисчисления из нэнго: в григорианский календарь не носит механического характера. Отсюда возникает довольно часто встречающийся разнобой в датировках того или иного события: для правильного перевода в европейскую систему летоисчисления следует абсолютно точно знать, в какой день был провозглашен соответствующий указ. Скажем, первый год Сё:ва 昭和 был провозглашен 25 декабря 1926 г. и поэтому длился всего неделю. Время же до этого дня относится к правлению предыдущего императора Тайсё: 大正 .

П ериодизация

С конца XIX в . под непосредственным влиянием европейской исторической мысли в Японии вошло в употребление оперирование крупными временными отрезками - периодами (時代 , дзидай ).

Далее приводится перечисление основных из с краткими историко-культурными характеристиками. Следует иметь в виду, наряду с ними существуют и более дробные и альтернативные классификации (для некоторых периодов).

40000 -13000 лет до н.э.

Палеолит, или древний каменный век

13000 лет до н.э. - III в. до н.э.

Период Дзё:мон

縄文

(приблизительно соответствует неолиту)

Назван так по типу керамики с веревочным орнаментом («дзё:мон »). Культура Дзё:мон распространена на всей территории архипелага (от Хоккайдо: до Рю:кю:).

III в. до н.э. - IV в. н.э.

Период Яёй

弥生

(бронзово-железный век).

Назван по специфическому типу керамики, впервые обнаруженному в Яёй (район Токио). Основной ареал распространения: север Кю:сю:, Западная и Центральная Япония. Время появления праяпонцев и праяпонской культуры.

IV - VI вв.

Период Кофун

古墳

(курганный)

Назван по многочисленным погребальным сооружениям курганного типа. В связи со становлением родоплеменного государства Ямато (倭 ) вторая половина этого периода может носить название «период Ямато». В этот период началось распространение буддизма, сыгравшего в дальнейшем роль общегосударственной идеологии.

592-710

Период Асука

飛鳥

Назван по местонахождению резиденций царей Ямато в районе Асука (поблизости от нынешних городов Нара и Киото). Окончательное становление японской государственности. В 646 г. начался длительный период «реформ Тайка», ставивших своей целью превращение Ямато в «цивилизованное» (на китайский манер) государство. Провозглашение государственной собственности на землю, становление надельной системы землепользования.

710-794

Период Нара

奈良

Назван по местонахождению первой постоянной столицы Японии в Нара. Название страны было изменено на «Японию» («Нихон»  日本 - «там, откуда восходит солнце»). Активное строительство государства централизованного типа в соответствии с законодательными сводами, в связи с чем этот период (и начало следующего) часто именуется «рицурё: кокка » 律令国家 (« государство, [основанное] на законах»). Появление письменных памятников - мифологическо-летописных сводов «Кодзики» и «Нихон сёки».

794-1185

Период Хэйан

平安

Назван по местонахождению новой столицы - Хэйан (букв. «столица мира и спокойствия», совр. Киото; формально оставался столицей, т. е. императорской резиденцией до 1868 г.). Отмечен тенденциями упадка государственной власти, связанной с утерей государственной монополии на землю, крахом надельной системы и образованием сё:эн - усадеб, находившихся в частном владении. Возникновение блестящей аристократической культуры, создание многочисленных прозаических и поэтических произведений. Политическое доминирование рода Фудзивара 藤原 (поэтому конец этого периода иногда называют «периодом Фудзивара»).

1185-1333

Период Камакура

鎌倉 ,

сёгунат Минамото

源 .

Назван по расположению ставки военного правителя (сёгуна), первым из которых был Минамото-но Ёритомо. Установление социального и политического господства сословия воинов-самураев. В самурайской среде - период классического феодализма с развитыми вассальными отношениями.

1392-1568

Период Муромати

室町 ,

сёгунат Асикага

足利

Назван по расположению ставки сёгунов из рода Асикага в Муромати (район Киото). Часто подразделяется на два подпериода: южной и северной династий(南北朝 , Намбокутё: , 1336-1392), когда существовало два параллельных и конкурировавших между собой императорских двора, и «период воюющих провинций» (戦国 , 1467-1568). Постоянные феодальные междоусобные войны (особенно во второй половине этого периода). В конце периода - рост городов, сопровождавшийся развитием городской светской культуры. Первые контакты с европейцами.

1603-1867

Период Эдо

江戸 ,

сёгунат Токугава

徳川

Назван по расположению ставки с ё гунов из рода Токугава в Эдо (совр. Токио). Основатель этого сёгуната - Токугава Иэясу - вывел страну из перманентного состояния гражданской войны и объединил ее под своим началом. Изгнание европейцев и запрещение христианства сопровождалось добровольным «закрытием» страны, когда все контакты с внешним миром были сведены к минимуму. Бурный рост городов, развитие городской культуры, экономики, резкое увеличение населения. Тотальная регламентация жизни всех слоев населения окончательно сформировала тип менталитета, который мы называем «японским».

1868-1911

ПериодМэйдзи 明治

Названтакподевизу правления императора Муцухито - «светлое правление». Не в силах противостоять нараставшему военно-политическому давлению западных держав, Япония была вынуждена провести широкомасштабные реформы, имевшие своей целью создание современного индустриального государства. Реформы, носившие революционный характер, были облечены в идеологическую оболочку возврата к традиционным ценностям, к правопорядку древности, т.е. «реставрации» власти императора, отодвинутого на второй план при сёгунах. Бурное промышленное развитие, широкое заимствование достижений западной цивилизации, при котором, однако, удалось сохранить национальную идентичность. Начало внешней экспансии.

Начиная с периода Нара, границы между историческими периодами (дзидай ) в традиционной японской историографии маркируются важными событиями, имеющими отношение к политической истории. В этом смысле принятая в Японии периодизация достаточно удобна с практической точки зрения (первоначальная «грубая» хронологическая атрибуция события). Если же говорить о внутреннем содержании того или иного периода, то процесс его осмысления будет, видимо, продолжаться до тех пор, пока существует историческая наука.

Эпоха Дзёмон (VI - I тысячелетия до н.э.) - наиболее ранняя японская культура. Первобытные племена, жившие на территории Японии, занимались охотой, рыболовством, собирательством. Изготовление глиняной посуды без использования гончарного круга.

Эпоха Яёй (300 г. до н.э. - 250 г. н.э.) - появляется земледелие (рисосеяние) и разведение домашнего скота. Из соседних государств - Китая и Кореи японцами заимствуются орудия труда и оружие, сделанные из бронзы, а позднее из железа. Появляется правящий класс воинов.

Эпоха Ямато (300 - 710 гг.)

Япония оформляется в единое государство. Начало распространения буддизма в Японии. Конституция принца Сётоку-тайси. Реформы Тайка и Кодекс Тайхо. Провозглашение права императора на все земли и народ Японии. Развитие института дворянства. Создание централизованного управления в государстве.

Эпоха Нара (710 - 784)

В городе Нара основана постоянная столица Японии. Написана история Японии, начиная с мифических времен.

Эпоха Хэйан (794 - 1185)

Столица Японии переносится в город Хэйан (современный Токио). Появление монастырей. Регентство Фудзивара Митинага. Возникновение буддийской секты Чистой Земли (Дзёдо). Война кланов Тайра и Минамото.

Эпоха Камакура (1185 - 1333)

Возникновение буддийской секты Дзэн. Минамото Ёритомо получает титул сёгуна, фактически становится правителем страны. Военное правительство Камакура.

Появление «Свода законов». Монголы делают попытки захватить Японию, которые заканчиваются неудачей из-за погодных условий. Конец сёгуната Камакура.

Эпоха Муромати (1338 - 1537)

Происходит восстановление императорской власти. Императорский двор разделяется на Северный (сёгунат Муромати) и Южный дворы, позднее происходит их объединение. В Японии появляются португальцы, которые приносят огнестрельное оружие и христианство. Ода Нобунага захватывает власть. Завершение сёгуната Муромати.

Эпоха Адзути Момояма (1573 - 1600)

К власти приходит военачальник Тоётоми Хидэёси, который принимает титул кампаку. Тоётоми Хидэёси производит окончательное объединение Японии. Неудачная попытка войны с Кореей.

Эпоха Эдо (1600 - 1867)

Токугава Иэясу одерживает победу в битве при Сэкигахара и становится сёгуном. Столицей становится город Эдо (современный Токио). Начинаются преследования христиан. В Японии начинается период самоизоляции.

Эпоха Мэйдзи (1868 - 1912)

Реставрация Мэйдзи и возвращение власти японского императора. Европеизация Японии. Ведение войн с Китаем и Российской Империей. Появление первой конституции. Захват Кореи.

Эпоха Тайсё (1912 - 1926)

Япония участвует в Первой мировой войне на стороне союзников. Землетрясение в Канто, разрушившее города Токио и Йокогама.

Эпоха Сёва (1926 - 1989)

Инцидент в Манчжурии. Пакт с Германией и Тройственный союз с Германией и Италией. Ведение Тихоокеанской войны. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки, капитуляция Японии. Оккупация Японии, появление новой Конституции, вступление Японии в ООН. Нормализация политических отношений с СССР и Китаем. Топливный кризис.

Эпоха Хэйсэй (1989 - н. вр.)

Экономическая реконструкция Японии. Япония становится одним из мировых лидеров в сфере высоких технологий и автомобилестроения.применяется все шире, вытесняя состязательный