Консультация для педагогов, родителей Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогическом процессе. «Сказкотерапия как средство. Консультация для родителей: Сказкотерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий Секреты

Консультация для педагогов, родителей Использование информационно - коммуникативных технологий (ИКТ) в педагогическом процессе. «Сказкотерапия как средство для личностного развития дошкольника» Консультация для педагогов, родителей Колодина А.И. – педагог-психолог, МБДОУ д/с КВ 19 «Колокольчик» п. Шерегеш



Самое большое, что может «позволить себе»жанр сказки, - это намёк на то, как лучше поступать в той или иной Жизненной ситуации. События сказочной истории естественно И логично вытекает одно из другого. Таким образом, ребёнок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире. отсутствие дидактики


Г лавный герой в сказке – собирательный образ. Имена главных героев повторяются из сказки в сказку: Иванушка, Алёнушка, Марья …Отсутствие жёсткой персонификации помогает ребёнку идентифицировать себя с главным героем. На примере судеб сказочных героев ребёнок может проследить последствия того или иного жизненного выбора человека. отсутствие чётких персонификаций


Каждая сказочная ситуация имеет множество граней и смыслов. Ребёнок, читая сказку, бессознательно выносит для себя смысл, наиболее актуальный для него в данный момент. Благодаря многогранности смыслов одна и та же сказка может помочь ребёнку в разные периоды жизни решать актуальные для него проблемы. образность и метафоричность языка


Признак настоящей сказки – хороший конец. Это даёт ребёнку чувство психологической защищённости. Что бы не происходило в сказке, всё заканчивается хорошо. Оказывается, все испытания, выпавшие на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны ребёнок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам.


Волшебная сказка как живой организм – в ней всё дышит, в любой момент любой предмет – даже камень – может ожить и заговорить. Эта особенность сказки очень важна для развития психики ребёнка. Читая или слушая сказку. Ребёнок «вживляется» в повествование. Он может идентифицировать себя не только с главным героем, но и с другими одушевлёнными персонажами. При этом развивается способность ребёнка децентрироваться, вставать на место другого. наличие тайны и волшебства


1) Бытовые (например, «Лиса и журавль»); 2)Сказки-загадки(истории на сообразительность, истории хитреца); 3)Сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или моральную норму; 4)Сказки-страшилки, истории о нечисти; 5)Сказки-притчи; 6)Сказки о взаимодействии людей и животных; 7)Притчи (истории о мудрых людях или о занимательных ситуациях); 8)Сказки о животных; мифологические сюжеты(в том числе истории про героев); 9)Волшебные сказки, с превращениями («Гуси-лебеди» …) Сказки разделяют на традиционные (народные) и авторские.


Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. С 5 лет, ребёнок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребёнок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познаёт мир. Примерно с 5-6 предпочитает волшебные сказки. У каждой группы сказок есть своя возрастная детская аудитория.


1)Анализ сказок. Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, за конструкцией сюжета. За поведением героев. 2)Рассказывание сказок. Приём помогает проработать такие моменты, как развитие фантазии, воображения, способности к децентрированию. 3)Переписывание сказок. Это имеет смысл тогда, когда ребёнку чем-то не нравится сюжет, поворот событий, ситуаций, конец сказки и т.д. 4)Постановка сказок с помощью кукол. Работа с куклой позволяет совершенствовать и проявлять через куклу те эмоции, которые обычно ребёнок по каким-то причинам не может себе позволить проявить. 5)Сочинение сказок. Здесь обязательное соблюдение последовательности событий (жили-были; устрой в государстве; причина начала неполадок; главный герой; спасение страны; советы и подарок мудреца; и т.д.) Основные приёмы работы со сказкой


Сказкотерапия для детей и взрослых – это целое направление в психологии. Сказкотерапия направлена не только на развитие ребенка, но и на направленную помощь в трудных жизненных ситуациях. Она позволяет вытащить из сказочной истории весь ее скрытый потенциал и использовать его во благо.


Сказкотерапия основана на том, что ребенок отождествляет себя главным героем сказки, учится на его ошибках. Обратите внимание на то, кому из персонажей сказки симпатизирует ваш ребенок. Если это отрицательный персонаж – попробуйте вместе с ребенком найти в его характере хорошие черты.


Сказкотерапия используется и в борьбе с негативными качествами характера. На помощь приходят всем известные художественные сказки. Например вас расстраивает, что ребенок жадничает. Прочитайте ему сказку А.С. Пушкина «Сказка о Рыбаке и рыбке», пусть ребенок увидит к чему приводит жадность.


Давайте запомним! Образы сказок обращаются (и соответственно влияют) одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания. Сказка содержит многогранный материал, её можно широко использовать в психокоррекционной работе с детьми. В основе сказкотерапии лежит идея о том, что каждая сказочная ситуация несёт в себе скрытый смысл решения жизненных ситуаций. Поэтому -это педагоги и родители через сказку прививают любовь к традициям своего народа. -это педагоги и родители через сказку и притчи формируют здесь и сейчас многие способности и функции организма для последующей успешной учёбы в школе. -это мы – одни из первых воспитателей, которые готовят ребёнка к будущей жизни в обществе.


Литература: 1. Фесюкова Л.Б. «Воспитание сказкой» (для работы с детьми дошкольного возраста) – М.: «Просвещение», 2003; 2. Ильин И.А. «Духовный мир сказки» - М.:1993; 3. Журнал «Дошкольное воспитание» 1, 5, 8, 2005; 4. Танникова Е.Б. «Формирование речевого творчества дошкольников» (обучение сочинению сказок) – М.: 2008; 5. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Психология зависимостей, метод сказкотерапии» - СПб.: «Речь», 2002; 6. Соколов Д. «Сказки и сказкотерапия» - М.: «Просвещение», 1996; 7. Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников» - СПб.: «Речь»; М.: «Сфера», 2008.

Для первого знакомства со сказками педагоги и психологи рекомендуют коротенькие и самые простые народные сказки: «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок». Малышей от 3 до 5 лет заинтересуют сказки, героями которых будут животные. Именно в этом возрасте дети хорошо воспринимают эти сказки, так как часто представляют себя каким-нибудь любимым животным, идентифицируются с ним. Примерно с 4 лет полезно ориентироваться на пол ребенка. Например, девочке необходимы сказки, в которых к принцессе после трудных испытаний приезжает принц на белом коне, все кончается свадьбой, а через некоторое время появляются дети. Мальчику, для того, чтобы в его сознании сформировался образ настоящего мужчины, полезны истории не про роботов или монстров, а про богатырей или рыцарей, героев, которые прошли тяжелые испытания и смогли сочетать в себе силу и доброту. Дети 6-7 лет с удовольствием слушают волшебные сказки, в которых герои используют магические предметы. В волшебной сказке возможно все, а значит, все события без критики принимаются слушателем и работают на бессознательном уровне.

Родители часто задают вопрос: «А надо ли читать коррекционные сказки ребенку, если у него нет данной проблемы?» Обычно психологи рекомендуют сначала обратиться именно к той сказке, которая больше подходит для ситуации в семье или для работы с конкретными отклонениями в поведении ребенка. Но даже если Вам кажется, что случай, рассмотренный в сказке, не касается Вашего ребенка, чтение пойдет малышу только на пользу. И возможно, в процессе последующего обсуждения Вы будете удивлены, узнав, что Вашего ребенка волнует то, о чем Вы даже не подозревали. Сказка позволяет ненавязчиво и незаметно для слушателя «вытащить» из подсознания вытесненные и скрытые от глаз переживания. Благодаря этому Вы сможете понять, что чувствует ребенок, какие его желания и потребности остаются без внимания.

Дорогие родители, читайте сказки детям!

Из книги: Монина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2013.

Центр дополнительного образования «Алые паруса»

Психологическая служба

Родительский клуб «Растём вместе»

Сказкотерапия для детей и родителей

памятка для родителей

Новосибирск

2014

Слово сказка вызывает у человека самые приятные воспоминания, связанные с детством. Конечно же, это волшебство, тайна, то что вызывает живой интерес у каждого малыша, а следовательно, проходит через его эмоциональный опыт. Сказка – самый доступный способ донести до ребенка причинно-следственные связи событий и поступков, заложить в детскую душу ценностные ориентиры и помочь ему найти свое место в этом большом мире.

Сказки бывают художественные (литературное наследие), дидактические , или обучающие (придумываются педагогами для мотивации и оптимизации учебного процесса), а также психологические, которые, в свою очередь, делятся на психотерапевтичесике, психокоррекционные, медитативные.

Психотерапевтические сказки – помогают решать сложные личностные проблемы, эффективны в работе с различными психосоматическими заболеваниями (обычно используются специалистами).

Психокоррекционные сказки – это готовая модель, созданная для решения одной конкретной и краткосрочной задачи, например, коррекция агрессивного поведения, застенчивости, гиперактивности.

Медитативные сказки – это особый вид сказок. Они похожи на путешествия, где повествование течет свободным потоком. Эти сказки часто используются психологами – они помогают расслабиться, снять напряжение, отдохнуть после психологической работы, почувствовать свое тепло «здесь и сейчас», получить заряд бодрости и хорошего самочувствия. Их могут использовать и родители. Например, для кратковременного отдыха детей после напряженных занятий в школе или для чтения перед сном. Медитативные сказки обычно рассказываются под специальную музыку.

Безусловно, это деление относительно, и как правило, в сказках одного вида содержатся элементы других. Практически в каждой сказке можно найти свой скрытый психотерапевтический смысл, важно лишь желание его увидеть.

Основные правила работы со сказкой

  • Читать сказку должен взрослый, которому ребенок целиком и полностью доверяет. Если какие-то конфликты и непонимание в отношениях с ребенком все же имеются, то нужно проработать эти проблемы (самостоятельно или с помощью профессионала).
  • Важен телесный контакт. Если Вы хотите проработать какие-либо волнующие ребенка вопросы, особенно его страхи, посадите его на колени, обнимите – ребенок должен чувствовать себя в безопасности, когда он будет встречаться с тем, что его особенно волнует.
  • Читайте сказку неторопливым, спокойным голосом. Интонации и Ваш голос должны передавать атмосферу сказки, диалоги же необходимо читать эмоционально.
  • Сделайте обсуждение немного отсроченным, если ребенок совсем маленький или быстро устает. Вернитесь к этой сказке позже, пересказав прежде её краткое содержание.
  • Не указывайте напрямую на сходство поведения Вашего ребенка и главного героя , то есть не говорите: «Вот, ты ведешь себя точно так же», и т.п. Ребенок и так это поймет, если сказка попала «в точку», особенно если увидит, что персонаж изначально ведет себя не очень хорошо. Кроме того, как и в любой ситуации психологической работы, у детей постарше может возникнуть нежелание отождествлять себя с главным героем. В этом случае опирайтесь на положительные изменения, которые произошли в поведении главного героя в результате определенных событий, сконцентрируйтесь на том, что любой человек может исправиться, главное – верить в него.

Читать психотерапевтические сказки можно с того возраста, когда ребенок начинает заинтересованно их слушать и понимать события, которые в них происходят. Это возраст 3,5-4 года, когда у ребенка уже хорошо развита активная речь, и он может строить диалог со взрослыми.

«Маленькие детки - маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку?

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СКАЗКОТЕРАПИЯ»

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 13 Перминова Лариса Александровна

Сказкотерапия или сказочное лечение души

«Маленькие детки - маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов - арттерапия (лечение искусством). Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты», - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекционные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к родителям.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т.п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому - «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка. Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.

Сказкотерапия и развитие речи детей.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Мышление и речь не тождественны, возникают в какой-то степени независимо друг от друга. Но в процессе психического развития ребенка возникает сложное, качественно новое единство - речевое мышление, речемыслительная деятельность.
Овладение способностью к речевому общению создает предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребенка об окружающей действительности, совершенствуются формы ее отражения.
Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств) отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Нарушения речи, ограниченность речевого общения могут отрицательно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма, чувства неполноценности). Все это отрицательно сказывается на овладении грамотой, на успеваемости в целом, на овладении профессией.
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом - это такая речевая патология, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения.
К числу важнейших задач логопедической работы с младшими школьниками, имеющими общее недоразвитие речи, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Поскольку адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной монологической речи.
Одним из древнейших методов, активно разрабатываемых логопедами, психологами и педагогами в последнее 10 лет и применяемых в работе с детьми с общим недоразвитием речи, является использование сказки.
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Во время работы над сказкой, дети обогащают свой словарь, идет работа над автоматизацией поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи.
Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущения давления.
О влиянии сказки на развитие личности ребенка говорили такие великие учение как Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, К. Юнг, В. Пропп, М. Л. фон Франц, Э. Фромм.

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия для детей»

Эта консультация будет полезна воспитателям детских садов, учителям начальной школы, родителям воспитанников и учеников.
Задачи:
1) Повышение интереса родителей к чтению детям народных сказок.
2) Расширять представление родителей о воспитательном значении народных сказок.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.
Сказки всегда служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Походы в сказочный мир развивают воображение ребёнка, учат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дают ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества, формируют детский опыт.
Каким образом с помощью сказкотерапии удаётся достигать таких целей? Во - первых , сказка всегда служила средством встречи её слушателя с самим собой, его собственного скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира. Во - вторых , сказкотерапия нацелена на развитие самосознания человека. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В – третьих , в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации. Усвоение необходимых моделей поведения, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исповедением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Сказкотерапия – это процесс активизации ресурсов, потенциала личности, это ещё и процесс объективизации проблемных ситуаций.
Сказкотерапия – это способ передачи ребёнку необходимых моральных норм и правил его социализации. Эта информация заложена в фольклорных сказках, преданиях, былинах, притчах.
Сказкотерапия является инструментом развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки у ребёнка развиваются фантазия и творчество. Он усваивает основные механизмы поиска и принятия решений. Сказкотерпия выступает как обогащение собственного опыта. Слушая и воспринимая сказки, человек встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. Слушая сказки, ребёнок неосознанно накапливает символические « банк жизненных ситуаций». Если ребёнок начнёт осознавать « сказочные уроки» , отвечать на вопрос «Чему же нас с тобой учат сказки?», то он станет активным пользователем своего « банка жизненных ситуаций». Сказкотерапия – это нарпавление практической психологии, которое, используя сказочные образы и иносакзательный язык, позволяет людям лучше осознать самих себя и построить доверительные отношения с окружающими. Это особенно важно сегодня, когда жизненные сложности и тревоги заставляют думать об удовлетворении наших потребностей – в крови, еде, отдыхе, тепле. А почему важно? Да потому, что сказка во все времена помогала человеку жить.
Сказания о страшных чудовищах и могущих богатырях, о злой Бабе-Яге и Снегурочке, золотой рыбке и жар-птице давали незабываемый пример силы духа и борьбы со злом. С самих ранних лет вместе со вкусом материнского молока, ребёнок учился чувствовать и понимать вкус победы добра над злом. Сказки учили преодолению трудностей, терпению и смекалке, поддерживали в трудные минуты и дарили мудрость, без которой немыслимо развитие, воспитание, плодотворная жизнь и спокойная старость
Сказкотерпия – это способ корректирования детских проблем психологического характера. Заключается в том, что для ребёнка рассказывается сказка, героем которой является он сам. При этом в самом повествовании сказки для главного героя придуманы определённые трудности, с которыми он должен непременно справиться. Сказкотерапия решает ряд проблем, встречающихся на пути ребёнка. С помощью нее можно избавить малыша от страха перед темнотой, боязни идти на прием к доктору, или нежелании посещать детский сад. Кроме того, сказкотерапия поможет маме покормить ребёнка, в случае его отказа от пищи. Причем конфликты в этой ситуации исключены, а значит, вы избежите собственных переживаний и детских истерик.
Если ваш ребёнок хочет слушать одну и ту же сказку, то скорее всего она затрагивает важные для него проблемы, или напротив он не способен разобраться в поставленных в ней вопросах. Разберите сказку вдвоем с малышом, что определит причину его волнения. Найдите вместе положительных и «не очень» сказочных героев. Предложите крохе самому придумать дальнейший сюжет к этой сказке. Лучше остановить выбор на народных сказках с поучительным концом. Если ребёнка беспокоят страхи, можно самостоятельно придумать сказку, в которой страх будет главным героем, а в сюжет вставьте несколько забавных моментов.Благодаря смеху эффективно снижается психологическое напряжение у детей, они перестают бояться. Не следует рассказывать ребёнку слишком длинные сказки, так как они утомляют. Важен позитивный эмоциональный настрой. Чувства героя должны совпадать с чувствами малыша, чтобы он поставил себя на место главного героя. Ваш ребёнок обязательно оценит ваше творчество, благодаря чему вы собственный авторитет в его глазах.

Сказкотерапия или сказочное лечение души

«Маленькие детки - маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? Возможно, стоит обратиться к психологам? Грамотное психологическое консультирование поможет родителям подобрать ключик к внутреннему миру их малыша. Сегодня на вооружении психологов есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка самым приятным для него способом. Один из главных таких способов - арттерапия (лечение искусством). Для малышей лучше всего подойдут такие виды арттерапии, как цветотерапия (лечение цветом), музыкотерапия (лечение мелодией), игротерапия (использование игры как способа решения психологических проблем ребёнка) и, конечно же, сказкотерапия - метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты», - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: народные, авторские, а также специально разработанные, психокоррекционные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к родителям.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5–4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям хорошо бы почитать книги по этой методике. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала мы описываем героя, похожего на ребенка, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо, чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т.п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку «Заяц-хвастун», легкомысленному и шаловливому «Приключения Незнайки», эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», а робкому и пугливому - «О трусливом зайце». В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок) и даже музыкотерапия (подобрать мелодии, подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка. Любовь детей к сказкам, отзывы педагогов и родителей о положительном влиянии таковых на детей, данные итоговой диагностики позволяют нам сделать вывод об эффективности этой работы и необходимости продолжать ее с целью формирования у детей положительного мировосприятия, адекватной самооценки, веры в собственные интеллектуальные и физические силы.