Оксана Орлова
Конспект логопедического занятия для детей пяти лет с ОНР по теме «Зимующие птицы»
Цель : актуализация словаря детей по теме «Зимующие птицы » на логопедическом занятии .
1. Коррекционно-образовательные задачи :
Закрепление представлений о зимующих птицах . Уточнение и расширение словаря по данной теме . Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе, согласование существительных с числительными, усвоение категории родительного падежа единственного и множественного числа, усвоение подбора слов – антонимов, образование сложных прилагательных, согласование притяжательных местоимений с существительными. Совершенствование навыка отгадывание загадок.
2. Коррекционно-развивающие задачи :
Развивать мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление. Развивать связную.
3. Коррекционно-воспитательные задачи :
Воспитывать бережное отношение к природе, умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Оборудование :
Магнитная доска, предметные картинки с изображением зимующих птиц , магнитофон, запись «пение птиц » , бумажные птички, «дерево» , стихи для физкультминутки и пальчиковой гимнастики, карточки с разным количеством зимующих птиц , альбомные листы, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент. Звучит «Пение птиц » .
Логопед : Ребята, послушайте, это поют птицы . А где можно услышать пение птиц ?
Дети : В лесу, в парке и т. д.
Логопед : Хотите отправиться в путешествие в зимний парк?
Дети : Да.
Логопед : С наступлением холодов многие птицы улетают на юг , в жаркие страны. Но в нашем парке осталось много птиц на зимовку .
2. Отгадывает загадок (по мере отгадывания загадок на «Дереве» открываются изображения зимующих птиц )
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка
И не козодой.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой. (Клёст)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Маленький мальчишка в сером армячишке
По двору шныряет, крохи собирает.
Чик-чирик!
К зёрнышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая ,
Птица говорливая ,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её. (Cорока)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
3. Беседа о зимующих птицах .
Логопед : Какие это птицы ?
Дети : Зимующие .
Логопед : Назовите зимующих птиц ?
Дети : Синица. Сорока. Снегирь, воробей, голубь, ворона и т. д.
Логопед : Что есть общего у всех птиц ?
Дети : Туловище, крылья, перья, клюв, лапы, хвост.
Логопед : Чем они отличаются?
Дети : Размером, окраской, оперением.
Логопед : А вы знаете, как эти птицы подают голос ?
Дети : Воробей – чирикает. Синица и снегирь – свистят, когда сыты, а если холодно и голодно, то шипят. Ворона – каркает. Голубь – воркует и т. д.
Логопед : Холодно и голодно зимой птицам . Люди заботятся о них. Делают кормушки.
Логопед : Ребята, а вы знаете, чем питаются птицы ?
Дети : Семенами подсолнуха, семенами (арбуза, дыни, ясеня и т. д., хлебными крошками, салом и мн. др.
Дыхательное упражнение «Подуй на птичку»
Дети дуют на бумажных птичек.
4. Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом в ед. и мн. числе)
Дети называют ласково птиц .
5. Физкультминутка «Птички прыгают, летают» .
6. Дидактическая игра «Каких птиц много на дереве ?» (усвоение категории родительного падежа множественного числа) :
Дети :
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много синиц.
На дереве много ворон.
На дереве много снегирей и т. д.
7. Дидактическая игра «Какой птички не стало?» (усвоение категории родительного падежа единственного числа)
Логопед : Убирает одну картинку с изображением зимующей птицы и спрашивает : «Какой птички не стало?»
Дети : Не стало сороки.
Не стало вороны и т. д.
8. Дидактическая игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными)
(У детей карточки с разным количеством зимующих птиц ).
9. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов)
Воробей маленький, а ворона большая.
У синицы хвост короткий, а у сороки длинный.
Голубь тяжёлый, а воробей легкий.
У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.
10. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
11. Игра «Назови одним слово» (образование сложных прилагательных)
У сороки белые бока – белобокая сорока.
У снегиря красная грудь – красногрудый снегирь
У вороны длинный клюв – длинноклювая ворона
У дятла красная голова – красноголовый дятел и т. д.
12. Дидактическое упражнение «Назови птичку» (согласование притяжательных местоимений с существительными)
Логопед : О какой птице можно сказать мой ? и моя?
Дети : моя ворона, моя сорока, моя синица, … мой снегирь, мой воробей, мой клёст, мой дятел …
13. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию »
Логопед :
Я сегодня видела на улице птичку : «Маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это?»
Дети : Снегирь.
Логопед : «Это птичка маленькая. У нее короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях светлые полоски. Целый день чирикает и прыгает. Кто это?»
Дети : Воробей и т. д.
14. Логопед : Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.
Вам понравилась наша прогулка в парке?
Ответы детей .
15. Продуктивная деятельность
Дети раскрашивают снегирей, которых встретили в лесу.
16. Итог занятия .
Оцениваются работы детей .
Логопедическое занятие "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
логопедический звук чтение
Программное содержание:
- · расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, их частей тела; закрепление обобщающего понятия "Зимующие птицы"
- · развитие мышления детей на материале описательных загадок
- · автоматизация и дифференциация сонорных и шипящих звуков в спонтанной речи детей
- · закрепление умения детей делить слова на слоги
- · развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам
- · развитие навыков чтения путем составления слов из слогов
- · развитие зрительного и слухового восприятия; развитие межполушарного взаимодействия
- · развитие общей и мелкой моторики пальцев рук
- · воспитание умения взаимодействовать друг с другом
- · воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к зимующим птицам
Оборудование и материалы:
- · предметные и силуэтные (для штриховки) картинки с изображением зимующих птиц
- · модели птиц на каждого ребенка
- · картинки зимующих птиц, подвешенные под потолком
- · магнитная доска
- · опорная схема для составления рассказа по теме "Зимующие птицы".
- · дидактическая игра "Назови по части целое"
- · дидактическая игра "Составь слово"
- · губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
- · простые карандаши на каждого ребенка.
Лексический материал: воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, дятел, клест, сорока, кормушка, корм, зимующая, клевать, каркать и т.д.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня на занятии нам предстоит выполнить много различных заданий. Чтобы успешно с ними справиться, нам надо как следует подготовиться. Давайте сделаем гимнастику для головы.
Кинезиологическая гимнастика
- · Сначала натянем "умную шапку". (Указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз или имитирует завязывание узелка под подбородком.)
- · Теперь позеваем. (Открывает широко рот и нажимает указательными пальцами на середину щек.)
- · Покажем "умную сову". (Правую руку кладет на левое плечо и слегка надавливает, медленно поворачивает голову влево назад, затем вправо назад, меняет руку и повторяет движение головы.)
Совушка-сова,
Большая голова.
На суку сидит,
На всех глядит.
(Дети вместе с логопедом выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
Гимнастика для глаз "Найди названную птицу".
(По заданию логопеда дети находят глазами, не поворачивая головы, подвешенную под потолком картинку с изображением названной птицы)
Логопед: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий.
2. Обобщение материала по теме "Зимующие птицы"
Логопед: Дети, вы наверное догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии. (Ответы детей.) Правильно, о зимующих птицах. Каких птиц мы называем зимующими? (Зимующие - это те птицы, которые не боятся холода, остаются у нас зимовать и не улетают осенью на юг в теплые края). Назовите известных вам зимующих птиц. (Дети называют птиц, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения - ворона, сорока, клест, свиристель, снегирь, синица, воробей, глухарь, голубь, дятел). А теперь давайте определим количество слогов в словах - названиях зимующих птиц. (Дети выполняют задание логопеда, отделяя слоги в словах сжатием поролоновых губок)
Сейчас предлагаю вам отгадать загадки о зимующих птицах. (Дети отгадывают загадки, при этом один ребенок отыскивает изображение - отгадку на магнитной доске)
Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей.)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь.)
Черный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор. (Дятел)
Белые щечки -
Синяя птичка,
Остренький клювик -
Собой невеличка.
Желтая грудка -
Это …(Синичка)
Ходит важно,
Вперевалку.
И воркует, и клюет. (Голубь.)
- · Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух)
- · Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье)
- · Давайте соберем модель, на которой представлены общие части тела всех птиц. (Дети собирают предложенную модель из деталей, лежащих у каждого на подносе)
- · Дидактическое упражнение “Для чего?” (Дети отвечают на вопросы логопеда)
- · Для чего птице клюв?
- · Для чего птице крылья?
- · Для чего птице лапки (перышки, хвост)?
Логопед: А теперь давайте заштрихуем предложенные вам силуэты птиц. Следите за направлением штриховки (дети выполняют задание). Вы штриховали?
Дети: Мы штриховали.
Логопед: А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.
- 3. Физминутка.
- 1. Игра "Птички" (дети выполняют упражнения, повторяя их за логопедом)
Птички прыгают, летают.
Птички прыгают, поют.
Чик-чирик, чик-чирик
Птички крошки собирают,
Зернышки клюют
Перышки почистили,
Перышки почистили,
Клювики почистили,
- · И на место сели. Имитируют руками взмахи крыльев и совершают повороты туловища в стороны.
- · Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по коленкам
- · Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой
- · Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой
- · Повороты головы вправо - влево
- · Имитируют руками взмахи крыльев
- · Дети садятся на стульчики.
- 2. Логопед: Голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте же узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.
Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
- · Н.Нищева Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
- · На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
- · Опять сжимают и разжимают кулачки.
- 4. Развитие навыков чтения.
Логопед: Много птиц прилетело к нашей кормушке, чтобы отдохнуть и подкрепиться. У вас на столах слоги, написанные на разноцветных перышках. Если мы правильно составим с вами слова из этих слогов, то узнаем, чем питаются птицы зимой и чем мы можем их подкормить. Выложите, пожалуйста, слова из предложенных слогов. (Дети работают парами, и у них получаются разные слова: семечки, ягоды, крошки, семена, зерно, орешки, сало)
- · Перечислите составленные слова. Как можно назвать все это одним словом? (Еда, корм, пища)
- · Для кого этот корм? (Для птиц)
- · Чей это корм? (Птичий корм)
- · Чья это пища? (Птичья пища)
- 5. Развитие связной речи.
Логопед: Птицы поклевали приготовленное для них угощение и улетели. Остались только воробей, снегирь и сорока. Предлагаю составить об этих птицах описательные рассказы по опорным схемам.
Логопед выставляет на магнитной доске рисунки, составляющие опорную схему рассказа в следующей последовательности.
- Уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы».
- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
- Формировать обобщающее понятие «зимующие птицы».
- Формировать фразовую речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
- Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление.
- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой.
Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением корма для птиц, картинно-графический план; магнитная доска, мяч.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед загадывает детям загадки. По мере называния птиц логопед выставляет на доску соответствующую картинку.
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
Ходить не умеет.
Хочет сделать шажок –
Получается прыжок. (Воробей. )Спинкою зеленовата
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица .)В красной шапке ходит он
Дуб долбит как долотом. (Дятел. )Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды –
С первым снегом
Тут как тут! (Снегирь .)Окраской – серовата,
Повадкой – воровата,
Крикунья хриповатая –
Известная персона
Кто она? (Ворона .)Непоседа пестрая
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока .)Днем слепая, ночью зряча.
Мышей ловит, а не кот. (Сова. )
2. Введение в тему
Логопед: Скажите, какие это птицы?
Дети: Зимующие.
Логопед: Как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в теплые края?
Дети: Потому что они могут найти себе корм.
Логопед: А чем питаются птицы зимой?
Дети: Плодами деревьев, шишками, ягодами, крошками.
Логопед: А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает.
Логопед: Почему не хватает?
Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега.
Логопед: А чем мы можем помочь птицам?
Дети: Мы можем их подкармливать.
Логопед: Что для этого нужно сделать?
Дети: Кормушку.
3. Упражнение «Накорми птиц»
Логопед выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:
Снегири – ягоды рябины.
Синицы – семечки.
Голубь – хлебные крошки.
Воробей – зерна.
Дятел – семена шишек.
Дети:
– Я дам снегирям ягоды рябины.
– Я угощу синиц семечками.
– Я накормлю голубя хлебными крошками.
– Я дам воробью зёрен.
– Я накормлю дятла семенами шишек.
4. Упражнение «Кормушка»
Логопед предлагает детям прослушать стихотворение З.Александровой «Новая столовая».
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед,
Будет вам зимой обед.
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Стая жадных воробьев.
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей,
А в субботу на пирог
Налетели семь сорок.
Логопед: Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.
5.Динамическая пауза
Дети выполняют движения по тексту:
Птицы крыльями махали – все летали и летали,
Птицы в воздухе кружились,
На дорогу опустились,
По дорожке поскакали,
Крошки, зернышки клевали.
6. Игра с мячом « Назови ласково»
Логопед предлагает детям назвать предметы в уменьшительно – ласкательной форме. При затруднении логопед помогает детям.
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей, сова.
7. Упражнение «Составь новое слово»
Логопед предлагает детям закончить предложения:
- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.
- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.
- У сороки белые бока, поэтому ее называют…белобокой.
- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.
- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.
- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.
8. Составление описательных рассказов о зимующих птицах
Логопед предлагает детям рассмотреть картинно-графический план и послушать рассказ о снегире:
Снегирь – это зимующая птица. Тело снегиря покрыто перьями; есть голова, шейка, туловище, две лапки, хвост. Грудка у него красная: красногрудый снегирь. Зимой снегирь питается ягодами рябины, семенами, почками растений.
Затем логопед предлагает детям самостоятельно составить рассказы-описания зимующих птиц, опираясь на картинно-графический план.
9. Игра «Четвертый лишний»
Логопед предлагает детям назвать изображения на доске птиц и выбрать среди них одну лишнюю, объяснить свой выбор.
- Снегирь, ворона, аист, сова.
- Соловей, кукушка, сорока, журавль.
- Дятел, ворона, воробей, скворец.
10. Итог занятия
Логопед: О ком мы сегодня составляли рассказы? Назовите всех птиц, с которыми вы сегодня познакомились. Как можно назвать этих птиц одним словом? Как можно помочь птицам зимой? (Ответы детей. )