Конспект урока "Е.А.Баратынский. "Водопад", "Чудный град порой сольётся…". Евгений Баратынский — Чудный град порой сольется: Стих Чудный град порой сольется из летучих облаков

7 649 0

Является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как и . Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение , которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий, в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Евгений Абрамович Баратынский

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Евгений Баратынский

Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которое было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути - идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий , в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

«Чудный град порой сольется» Евгений Баратынский

Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.

Анализ стихотворения Баратынского «Чудный град порой сольется»

Евгений Баратынский является классиком русской литературы, чьи произведения высоко ценили такие известные поэты, как Александр Пушкин и Михаил Лермонтов. Вместе с тем, стихи Баратынского для первой половины 19 века были достаточно новаторскими и необычными, поэтому многие литературные критики весьма прохладно отзывались о его творчестве, которые было загадочным и словно бы обращенным внутрь. В этом нет ничего удивительного, так как судьба Баратынского сложилась достаточно трагично. В юности из-за глупой выходки он был исключен из пажеского императорского корпуса без права в будущем занимать государственную должность. В итоге, как позже вспоминал сам поэт, у него было два пути – идти в солдаты, чтобы, возможно, к концу жизни дослужиться до офицера, либо стать поэтом.

Личная драма, пережитая в 15-летнем возрасте, отразилась не только на всей последующей жизни Баратынского, но и на его творчестве, которое было неровным, импульсивным и достаточно непредсказуемым. Однако Пушкин после знакомства с поэтом отметил, что он один из немногих, кто умеет думать и поэтически излагать свои мысли. Впоследствии, будучи уже достаточно известным литератором, Баратынский все же сумел сделать небольшую карьеру на государственной службе, куда был допущен благодаря хлопотам влиятельных родственников. Но это не сделало его более счастливым и уверенным в себе. После женитьбы Баратынский мечтал лишь о тихой и уединенной жизни, поэтому отказал от дома многим своим друзьям, превратившись, по сути, в затворника. Именно к этому периоду жизни поэта относится стихотворение «Чудный град порой сольется», которое было написано в 1830 году.

С первых строк произведения поэт открывает читателям удивительный мир своих грез и фантазий , в которых «чудный град» вдруг неожиданно возникает из «летучих облаков». Отказавшись от шумных компаний и светских раутов, Баратынский действительно предается мечтам о том, что когда-нибудь сможет найти на земле такое место, где будет по-настоящему счастлив и свободен от условностей общества. Однако поэт понимает, что его мечты эфемерны, и волшебный город, нарисованный в воображении, моментально исчезает, когда «ветр его коснется», подразумевая под явлением природы свойство человеческого мозга в самые неподходящие моменты возвращать людей к печальной и мрачной действительности.

Стоит отметить, что, уединившись в своем загородном имении, Евгений Баратынский, приободренный дружескими советами известных поэтов, решает полностью посвятить себя литературе. Но постоянно находятся какие-то мелочи, которые отвлекают его от творчества и вызывают сильное раздражение. Это чувство преследует поэта повсеместно, поэтому в стихотворении «Чудный град порой сольется» автор проводит параллель между своими эфемерными мечтами и литературным творчеством, указывая на то, что точно так же поэтические мысли, навеянные грезами и воспоминаниями, «исчезают от дыханья посторонней суеты».

По воспоминаниям современников, брак и добровольное заточение пошли Баратынскому на пользу, он стал гораздо менее вспыльчивым и резким. А в его произведениях появилась даже некоторая романтичность. Тем не менее, стихи этого поэта по-прежнему оставались очень личными и понятными лишь тем людям, которые в своей жизни испытывали схожие чувства. Например, Александр Пушкин после публикации стихотворения «Чудный град порой сольется» выразил Баратынскому искреннюю благодарность за то, что в своем произведении он затронул проблему, так характерную для многих творческих людей. Однако читатели и критики того времени даже не удосужились понять, что именно хотел автор сказать этим коротким и емким произведением, какие чувства и эмоции в него вложил.

Е.А.Баратынский. «Водопад», «Чудный град порой сольётся…»

Цели урока : * совершенствовать навыки выразительного чтения;

* совершенствовать навыки анализа лирического произведения.

Задачи, решаемые на уроке :

Образовательная : дать понятие о «Пушкинской плеяде» в русской литературе, дать представление о лирике Е.А.Баратынского, показать особенности лирики Е.А.Баратынского.

Развивающая : монологическую речь учащихся, мыслительную деятельность учащихся, умение выделять главное, доказывать, анализировать сравнивать.

Воспитательная : воспитывать культуру речи учащихся, прививать любовь к родному языку.

Методические приёмы : рассказ, объяснение учителя, закрепление изученного, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, межпредметные связи - музыка, фотографии.

Оборудование : портрет Е.А.Баратынского, распечатки отрывка из стихотворения Г.Р.Державина «Водопад», магнитофон, аудиокассеты с записями музыки, цветные картинки водопада, два конверта с набором букв для составления слов (групповое задание).

Словарная работа : * элегия * романтический герой

* лирика * романтизм

* лирический герой * звукопись (аллитерация)

* композиция

На доске записано: тема урока, эпиграф (слова Пушкина), слова (термины), с которыми будем работать на уроке, вопросы к стихотворениям, портрет Е.А.Баратынского, домашнее задание на следующий урок. На партах у детей распечатки со стихотворением Г.Р.Державина.

Ход урока

1. Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня мы с вами познакомимся с поэтом Евгением Абрамовичем Баратынским и будем анализировать его стихотворения.

2. Но прежде мы повторим с вами некоторые понятия, с которыми были знакомы ранее, они нам помогут при разборе стихотворений.

(разбор литературных терминов, написанных на доске )

3. Слово учителя о Е.А.Баратынском. Родился годом младше Пушкина. От рождения он был наделён беспокойным, буйным характером, что и отложило свой отпечаток на судьбу и творчество поэта. Был очень дружен с Пушкиным, Дельвигом, Кюхельбекером, Жуковским. Поэтому его называют поэтом «пушкинской плеяды». Что это значит? (Время, когда жил и творил Пушкин называют Золотым веком русской поэзии, время расцвета, Баратынский был одним из тех поэтов). Баратынский прославился как мастер элегии. Что это? К сожалению, жизнь у Баратынского оборвалась в 44 года, он заболел и умер во время путешествия за границу от лихорадки. Тело его спустя год было перевезено в Санкт-Петербург и перезахоронено.

Пушкин очень высоко ценил творчество Е.А.Баратынского. Использовал строки из его произведений для эпиграфов «Евгения Онегина», «Выстрела» и других.

А в учебнике у нас перед статьёй о Баратынском эпиграф - слова Пушкина о нём: «…Он шёл своей дорогой один и независим». Как вы это понимаете?

4. Ну, а начать знакомство с творчеством Е.А.Баратынского мне хотелось бы с его стихотворения «Муза». Это что или это кто? (вдохновение).

МУЗА

Не ослеплен я музою моею:
Красавицей ее не назовут,
И юноши, узрев ее, за нею
Влюбленною толпой не побегут.
Приманивать изысканным убором,
Игрою глаз, блестящим разговором
Ни склонности у ней, ни дара нет;
Но поражен бывает мельком свет
Ее лица не общим выраженьем,
Ее речей спокойной простотой;
И он, скорей чем едким осужденьем,
Ее почтит небрежной похвалой.

5. Комментарий учителя. Муза Баратынского отличается прежде всего «лица не общим выраженьем». Эти слова стали крылатыми: так говорят об оригинальной, неповторимой творческой манере человека в искусстве, да и просто в жизни.

6. Ну, а теперь приступаем к изучению стихотворения «Водопад». Выразительное чтение учеником.

7. Мы с вами изучили уже несколько литературных направлений (классицизм, сентиментализм и т.д.). Как выдумаете к какому из литературных направлений можно отнести это стихотворение? (к романтизму) Докажите это.

(В стихотворении дан романтический образ природы: величественная картина водопада, «вершина», неукротимая «непогода», «бездна». Характерный признак романтизма - параллелизм состояния природы и души человека)

8. Вопросы:

«Водопад»

* Почему рёв водопада поэт называет «мятежным»?

* Что притягивает поэта к водопаду? Что его взволновало?

* В чём особенности композиции этого стихотворения?

* Как проявляется образ лирического героя в стихотворении?

* Как описан водопад?

«Чудный град порой сольётся…»

* На какие части можно разделить это стихотворение?

* На каком приёме оно построено?

* О какой «посторонней суете» говорится в последней строфе?

* Что несёт гибель поэзии?

9. Элементы сопоставительной характеристики произведений.

Сопоставим стихотворение Е.А.Баратынского с отрывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державина (само стихотворение очень большое ()о стихотворения Г.Р.Державинаатынского с орывком одноимённого стихотворения Г.Р.Державинаека в искусстве, да и просто в жизни ).

Учитель читает стихотворение Державина.

Вопрос: что общего в стихотворениях Державина и Баратынского?

Общее: 1) лексика: Державин Баратынский

гора вершина

рёв рёв, ревучей

бездна бездна

шумит шуми

2) звуковой эффект: шум, рёв водопада

3) общее впечатление величественной картины природы

Вопрос: Чем отличается описание водопада у двух поэтов?

(Образы, созданные Державиным, прежде всего зрительные: картина мощного сверкающего водопада. Его образы создаются метафорами, богатыми красками:: «алмазна гора», «жемчугу бездна и сребра», «синий холм». У Баратынского же восприятие образов преимущественно звуковое: «шуми, шуми», «протяжный вой», «протяжный отзыв», «свищет аквилон», «непогодою ревучей», «рёв мятежный»)

!!! Кроме того, впечатление усиливает звукопись - аллитерации на шипящие и «р», имитирующие шум водопада, свист ветра («шуми, шуми», «вершины, протяжный», «свищет», «скрыпучей», «рёв мятежный соглашен» и т.п.)

10. Прослушивание музыкальных фрагментов.

Какой из двух предложенных музыкальных отрывков наиболее точно отражает внутреннее состояние лирического героя стихотворения «Водопад»?

1) Музыка счастья; 2) «Шторм».

11. А теперь поработаем глазами. Книга Державина с изображением водопада (нецветная, простая). Перед вами четыре картинки с изображением водопада. Какая, по вашему мнению, лучше всего подойдёт, чтобы проиллюстрировать «Водопад» Баратынского?

12. Итак, подводя итого анализу данного стихотворения можно сказать, что лирический голос поэта откликается на «мятежный» голос природы. Как любое явление находит отзыв в другом, так взаимный отклик находят друг в друге человек и природа.

13. Выразительное чтение учеником стихотворения «Чудный град порой сольётся…».

14. Работа над стихотворением по вопросам, написанным на доске.

Данное стихотворение было написано Е.А. Боратынским в 1829 году и имеет свою собственную творческую историю создания.

Как и любое другое лирическое произведение «Чудный град» построено по определенной схеме, а именно по схеме сопоставления образов. Первый из них явно бросается в глаза – это «летучие» облака. Он чудесен, хрупок, нежен. Кажется на первый взгляд, что тема этого стихотворения – это тема природы, однако это не совсем так. Легковесные облака - иными словами олицетворяют собой еще один образ – более емкий и условный – образ поэтического творчества, посещающего поэта. Этот дух настолько неуловим, что каждое постороннее движение может спугнуть его навсегда или на какое-то продолжительное время. Обычная проза жизни только вредит творчеству. Естественно, поэт должен брать вдохновение из окружающих реалий, из своих чувств, но творчество всегда остается творчеством, которое дано не каждому.

Поэт – как проводник этой волшебной энергии творческого полета – в сущности своей обычный человек, который, вдохновившись природой вдали от людской суеты в деревне, создает прекрасные произведения своего ремесла. Именно природа играет ключевую роль в творчестве.

Анализ стихотворения Чудный град порой сольётся по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Родной язык Брюсова

    Это восторженное и философское стихотворение. Поэт олицетворяет (и даже обожествляет) родной язык, обращается к нему. Здесь и описание всех противоречивых качеств этого важнейшего для поэта явления.

  • Анализ стихотворения Анчар Пушкина 9 класс

    Анчар – это стихотворение о власти и о рабстве как о явлениях, не осуждая никого, никого не обличая. Состоит из двух частей, первая описывает мир природы, вторая - мир человека. Слово анчар означает дерево яда. Вокруг этого дерева развивается сюжет

  • Анализ стихотворения Майкова Нива 7 класс

    Если рассмотреть стихотворения Майкова в целом, создать своеобразную умственную ретроспективу творчества, то основная часть лирики этого поэта принадлежит к жанру так называемого чистого искусства

  • Анализ стихотворения Пушкина Я вас любил: любовь ещё, быть может…

    Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, строчки которого начинаются с таких слов – «Я вас любил, любовь еще, быть может...». Эти слова поколебали душу многих влюбленных.

  • Анализ стихотворения На качелях Фета

    Стихотворение «На качелях» написано Афанасием Фетом в 1890 году. На тот момент писателю уже исполнилось 70 лет. Это произведение одно из нежных, лиричных творений поэта.